Волейбол обучение – Обучение технике игры в волейбол в школе
Обучение технике игры в волейбол в школе
Физическая культура является одним из обязательных учебных предметов образовательной программы в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников, который направлен на формирование у них многочисленных двигательных умений и навыков.
Волейбол занимает важное место в физическом воспитании школьников. Волейбол является распространенной игрой из-за простоты оборудования и несложностью правил. Игра в волейбол — эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Систематические занятия волейболом вызывают положительные изменения в опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. В процессе занятием волейболом проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициатива.
Описание правил игры вволейбол
Правила игры в волейбол очень просты, игровая площадка делится на две части волейбольной сеткой, для двух команд. Для каждой команды необходимо иметь по шесть участников, которые находятся каждый в своей игровой зоне. Борьба команд заключается в отбивании мяча через сетку, так чтобы команда соперников не могла возвратить мяч обратно, не нарушая правил. Задача участников — в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника или заставить соперника совершать ошибки. Цель игры для каждой команды — предотвратить приземление мяча на своей площадке и добиваться его приземления на стороне соперника.
Игровая площадка в волейболе ограничена линиями по контуру, за которую при попадании мяча на стороне соперника при подаче очко засчитывается сопернику. Мяч разрешается отбивать руками или любой частью тела. Нарушение этого правила штрафуется очком. Каждая команда имеет право на три касания мяча, но защищающаяся команда имеет право на четыре касания мяча если одно из них пришлось на блокирующего (игрок, который преграждает руками путь мячу).Соревнования состоят из трех партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока команда не наберет 25 очков, затем происходит смена зон между командами. Подача производится из-за линии, параллельной волейбольной сетке, с любой ее точки, не переступая эту линию. Игра начинается с подачи через сетку. Прежде чем ударить по мячу, нужно его подбросить. Удар «с руки» считается ошибкой. Касание сетки при подаче не считается ошибкой. Если участник команды ввел подачей мяч в игру, и команда выиграла очко, то следующую подачу выполняет тот же игрок. В случае проигрыша очка подача переходит на другую сторону. После каждой отыгранной подачи игроки делают переход из одной зоны в другую по часовой стрелке.
Правилами игры не разрешается: касаться сетки любой частью тела; переступать среднюю, где расположена волейбольная сетка, линию во время игры; переступать лицевую линию при подаче; задерживать мяч при передачах или ударах; делать двойные удары; производить больше трех ударов на одной стороне; нельзя блокировать пасующего.
Преодоление «боязни мяча»
По моему личному опыту, при начальном обучении школьников, игре в волейбол, наблюдается одна из распространённых проблем, это — «боязнь мяча» при отбивании. Некоторые дети во время выполнения упражнений или в игре, отворачиваются от летящего мяча, даже если он просто подскакивает вверх, они втягивают голову в плечи, нагибаются, и в итоге он им падает куда-то на спину, плечо или голову, в худших случаях попадает по лицу. Во время ударов тоже сжимаются, закрывают лицо, уворачиваются от мяча. В общем определении страх — это отрицательная эмоция, вызванная ожидаемой болью, опасностью или злом, реальным или воображаемым. В волейболе страх, как правило, связан с возможностью ошибиться, показаться «неумехой» перед сверстниками или проиграть. Страх также определяют, как неуверенность в себе, сомнения, переживания, негативные мысли или ощущения. Страх в волейболе редко приносит пользу. В большинстве случаев он приводит к таким последствиям, как потеря концентрации, уверенности, мышечного напряжения, потеря ритма, чувства контроля, нерешительность, ожидание ошибки. При обучении школьников игре волейбол, самая большая опасность — это собственно страх!
Как же его помочь преодолеть? Прежде чем научиться не бояться отбивать мяч, нужно уметь его ловить. Первое упражнение, для отработки умения ловить мяч, это подбросить мяч невысоко над собой и поймать обеими руками в стойке «волейболиста». После того как обучающимся будет легко выполнять это упражнение, можно его усложнить, подбрасывая мяч вверх как можно выше над собой и так же поймать обеими руками в стойке волейболиста, ноги на ширине плеч, напряжены и немного согнуты в коленях. Второе упражнение состоит в том, чтобы научиться ловить мяч после отскока от стены. Обучающиеся встают перед стеной в стойке волейболиста и кидают мяч в стену невысоко над головой, после отскока об стену, ловят мяч обеими руками. После того как обучающимся будет легко выполнять второе упражнение, можно увеличить расстояние от стены и выполнять бросок мяча выше, после отскока от стены, мяч ловить обеими руками в стойке волейболиста. Третье задание заключается в перекидывании мяча в паре друг другу, поочередно перекидывать друг другу мяч, ловить двумя руками. Для усложнения третьего упражнения в паре, выполнить его с применение бега в паре, аналогично перекидывая мяч в движении. Эти три не сложных в выполнении упражнения не только помогут научиться ловить мяч, не бояться его, но и ориентироваться траектории полета мяча.
Чтобы закрепить все приобретенные в процессе обучения ловле мяча навыки, можно организовать не сложную игру в пионербол, которая предшествует игре волейбол. Основные правила игры в пионербол, такие же как в волейболе, только подача мяча осуществляется броском одной руки, а прием мяча не отбиванием, а ловлей обеими руками. Это поможет обучающимся научиться играть в команде, соблюдать правила и ориентироваться на площадке относительно траектории полета мяча.
Обучение техники игры вволейбол
Техника игры в волейбол включает в себя несколько приемов: стойки, перемещения, верхняя подача мяча, нижняя подача мяча, передачи мяча, блок мяча перед сеткой.
Основная стойка волейболиста — это стойка, при которой ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью. В волейболе на начальном этапе обучения школьников, необходимо многократное повторение стойки в недвижимом положении.
После усвоения этого приёма, можно переходить для закрепления стойки в активном положении. Для этого обучающимся необходимо выполнять групповые перемещения в стойке волейболиста приставными шагами, боком, лицом и спиной вперёд. Выполнять упражнения поочередно, чтобы закрепить стойку волейболиста.
Стойка волейболиста настолько элементарное и легко выполнимое упражнение, что недооценивается многими новичками. Однако не доведённое выполнение её до автоматизма не позволяет обучающемуся полностью продемонстрировать свой игровой потенциал.
При выполнении приемов обучающимся приходится перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных направлениях в сочетании с остановками и исходными положениями (стойками). При изучении перемещений шагом и бегом применять подготовительные упражнения не нужно. Достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходимыми уточнениями в технике их выполнения.
Когда две команды волейбола собраны, и участники заняли свои игровые позиции, первое, с чего начинается игра, — это, конечно же, со свистка и подачи мяча. Подачи мяча бывают двух видов, верхняя и нижняя, для школьников, которые только начинают свое обучение, лучше всего осваивать нижнюю подачу через сетку. Она не требует, такой сильной сноровки и силы удара как верхняя. Положение при нижней подаче, поставить ноги на ширине плеч, выдвинуть ногу вперед, у левшей это правая нога, у правшей левая нога, ноги в коленях немного согнуты. При выполнении нижней подаче требуется сжать кисть в кулак, большой палец отвести в сторону. Если он располагается сверху кулака, то траектория мяча окажется непредсказуемой, и он улетит за линию игрового поля. Рекомендуется образовать ровную плоскость кулака, поскольку удар приходится именно на эту часть. При выполнении подачи рука должна двигаться параллельно полу и обязательным условием является соблюдение прямой линии, начиная с момента замаха и заканчивая маховым движением в сторону площадки. Маховые движения рукой необходимо производить плавно. Когда рука доходит до уровня, остановить движение руки, иначе мяч попадет в потолок.
Верхняя подача мяча, требует гораздо больше сноровки и усилий, сила удара значительно выше, чем при нижней подаче мяча, поэтому она подходит, для уже более опытных школьников, которые освоили нижнюю подачу. Положение ног при верхней подаче, такое же, как и при нижней, на ширине плеч. Спина ровная, плечи распрямлены, правая рука поднята вверх за спину и согнута под углом 45 градусов. При верхней подаче левой рукой мяч подбрасывается вверх, для удара правой рукой. Высота подбрасывания мяча у каждого своя, при обучении школьников, чтобы определить удобную высоту для подачи, нужно несколько раз подбросить мяч вверх. Важно, чтобы мяч был подброшен ровно вверх и чуть вперед. Он не должен крутиться вокруг своей оси. Иначе по нему сложно будет попасть, а после попадания он может перекрутиться и улететь вовсе не туда, куда планировалось. Размахнуться, легкое движение бьющей рукой назад, выгнуть корпус, не оттопыриваем кисть. Ударное движение делается на выпрямленных ногах, удар должен прийтись в центр мяча центром ладони. Пальцы растопырены для наибольшей площади охвата. Кисть в момент удара жестко закреплена в запястье. Удар должен быть хлестким и выпрямленной рукой. Для лучшей тренировки школьников верхней подаче, следует начать обучение не далеко от сетки, чтобы отработать технику приема, постепенно отходя дальше от сетки, пока подачи не начнут получаться за лицевой линией, как положено по правилам.
Следующие приемы, применяемые при игре в волейбол это прием мяча. Техники приемы мяча осуществляются с разных позиции и делятся на: нижний прием мяча, верхний прием мяча.
Нижний прием подачи мяча осуществляется с позиции стойки волейболиста. Ноги параллельно друг другу и согнуты в коленях. Следует следить, чтобы у обучающихся вес тела был чуть смещен на носки, это нужно чтобы быть готовым сделать шаг вперед. Руки параллельно полу и перпендикулярно корпусу. Держать зрительный контакт с мячом, следя за рукой подающего: куда она направлена при подаче, туда и полетит мяч. Как только подающий игрок подбрасывает мяч, принимающий игрок начинает короткие перемещения, чтобы увеличить стартовую скорость.
Рассмотрим подробнее касания рук мяча при приеме нижней подачи мяча. Кулак одной руки обхватывается пальцами другой руки, большие пальцы вплотную друг к другу, но не накладываются друг на друга. Предплечья должны располагаться в одной плоскости. Во время касания мяча, движения ног должны быть завершенные.
Нижний прием мяча, очень сложный для начинающих при обучении игре в волейбол, потому что скорость и сила подачи мяча может быть значительно больше, чем обычном верхнем пасе. Поэтому для тренировки нижнего приема, обучающихся ставят в пары и поочередно друг другу совершают пасы с отработкой нижнего приема.
Верхний прием мяча отличается от нижнего приема тем, что руки вытянуты вверх над головой, локти разведены наружу. Кисти напряжено и жестко зафиксированы. Указательные и большие пальцы как бы формируют треугольник — ими и осуществляется прием. Прием мяча верхний происходит над головой, таким образом, чтобы мяч оказался прямо над лбом. При верхнем приеме в основном задействованы три пальца на каждой руке — большой, указательный и средний. Мягко принимаем мяч на пальцы кистей рук и разгибаем руки в локтях, в не большом прыжке пасуем мяч отталкивая его, получается игрок создает эффект пружины при сгибая руки в локтях и ноги в коленях, и в небольшом прыжке пасую мяч соперникам. В верхнем приеме мяч должен касаться именно пальцев рук, а не ладоней, касаясь их мягко и беззвучно. Для тренировки этого приема обучающиеся, каждый самостоятельно подкидывает мяч над головой, чтобы почувствовать прием мяча пальцами рук, набивая его над лбом.
Передача мяча или по-другому пас мяча, является аналогичным верхнему приему мяча над головой. Передача осуществляется сопернику через волейбольную сетку не касаясь ее, или игроку своей команды для розыгрыша направляющего удара на поле команды соперников.
Нападающий удар мяча в волейболе, это точный удар по мячу через сетку на поле соперника, между собой игроки команд называют этот удар «срезать мячом». Для начинающих обучение игре волейбол — это сложный прием, выполнение которого лучше учиться после того, как остальные приемы уже усвоены и отработаны.
После обучения и тренировки всех приемов, можно проводить первую командую игру, соблюдая все правила, отслеживая за каждым игроком правильность выполнения приемов. При обучении к каждому ученику нужен индивидуальный подход, ребенок может не проявлять интереса к игре, показывая свое нежелание к обучению. Но на самом деле за этим поведением может скрываться, что у ученика не получается выполнять те или иные приемы игры. Поэтому так важно проработать технику приемов игры с каждым, показывая правильность выполнения на своём примере.
Командные игры сплачивают между собой игроков одной команды, не только на игровом поле, но и в дальнейших отношениях между сверстниками. Некоторым школьникам победа в игре над командой соперника дает вкус лидерства, поэтому при повторных проведениях командного волейбола нужно менять между собой игроков в команде. Выделяя сильных игроков, ставить их с игроками по слабее.
Спорт и, в частности, игра в волейбол развивает не только физические способности детей, но и такие качества как смелость, упорство, настойчивость и быстро реагировать на изменение ситуации.
Литература:
- Ю. Д. Железняк, Ю. В. Клещев, О. С. Чехов. Подготовка юных волейболистов. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 294 с.
- Ю. Д. Железняк, С. Л. Слупский. Волейбол в школе. — М.: Просвещение, 1989. — 128 с.
- А. В. Беляев, Ю. Д. Железняк, Ю. Н. Клещев, В. В. Костюков, В. Г. Кувшинников, А. В. Родионов, М. В. Савин, О. П. Топышев. Волейбол в школе. — М.: Физкультура, образование и наука, 2000. — 357 с.
- Е. В. Фомин. Волейбол. Начальное обучение. — М.: Спорт, 2015. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мяч, волейбол, рука, игра, стойка волейболиста, прием мяча, нижняя подача, команда, друг, ширина плеч.
moluch.ru
Статьи про обучение волейболу
Перейти к содержимому Меню- Обучение
- Про волейбол
- О нас
- Магазин
- Мячи для волейбола
- Волейбольная сетка
- Фиксатор голеностопа
- Корзина
-
Нижняя подача в волейболе
-
Сколько игроков в волейболе
-
Либеро в волейболе: прием подачи и нападения
-
Стойки в волейболе
-
Подача в прыжке в волейболе
-
Виды волейбола
-
Зоны в волейболе
-
Тренажер для волейбола
-
Нападающий удар в волейболе
-
Как научиться играть в волейбол
-
Тактика игры в волейбол
-
Связующий в волейболе — верхняя передача мяча
-
Расстановка игроков в волейболе
-
Ошибки и нарушения в волейболе
-
Верхняя прямая подача в волейболе
-
Тренировки по волейболу
-
Защитный блок в волейболе
-
Как правильно подавать в волейболе
-
Сколько сетов в волейболе
-
Амплуа игроков в волейболе
-
Разряды по волейболу
-
Прием мяча в волейболе
-
Высота сетки в волейболе
Свежие записи
- Как приготовить омлет из яиц и молока
- Нижняя подача в волейболе
- Сколько игроков в волейболе
- Элементы волейбола
- Либеро в волейболе: прием подачи и нападения
- Обучение
- Про волейбол
- О нас
- Магазин
- Мячи для волейбола
- Волейбольная сетка
- Фиксатор голеностопа
- Корзина
tvou-voleyball.ru
Учебно-методический материал на тему: Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол
Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол
Упражнения для обучения и совершенствования верхней передачи
1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.
2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.
3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.
4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой.
5. То же, передачу выполняет партнеру.
6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра.
7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.
8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.
9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.
10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)
11. Принимая мяч от тренера (расстояние 5–6 м), каждый игрок выполняет две передачи: над собой и по направлению к партнеру. (Занимающимся необходимо знать различие в положении кистей и предплечий для выполнения первой и второй передачи.)
12. Начинает упражнение игрок с мячом, направляя мяч вправо, влево и перед собой. Партнер должен определить направление передачи и, быстро подойдя к мячу, направить его точно обратно. (После 12–15 передач игроки меняются ролями.)
13. Расстояние между игроками 7–8 м. У каждого игрока мяч, одновременно по высокой траектории игроки выполняют передачи друг другу (необходимо стремиться, чтобы упражнение выполнялось непрерывно).
14. Расстояние то же. Игрок с мячом стоит спиной к партнеру, выполняет передачу над собой, затем поворот на 180° и следующую передачу выполняет на партнера, партнер сразу же возвращает мяч обратно. (После 12–14 передач игроки меняются местами.)
15. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 9 метров. Игрок с мячом направляет мяч на 2–3 м, затем догоняет и делает пас партнеру, а сам возвращается на исходную позицию. Второй игрок выполняет то же самое. (Количество передач 10–15.)
16. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).
17. Расстояние между игроками 5–6 м. Игрок с мячом выполняет передачу над собой на высоту 3–4 м, затем в прыжке отдает партнеру, другой игрок выполняет то же (всего 10–15 передач).
18. игроки по трое стоят в зонах 2, 4, 6. Впереди стоящий игрок зоны 6 держит мяч, он начинает упражнение, посылая мяч передачей в направлении игрока зоны 2. Упражнение выполняется и в том случае, когда направление передач и перемещений игроков меняется на обратное.
19. Передача мяча из глубины площадки после перемещения. Группа игроков из 3–4 человек стоит в первой зоне, один игрок с мячом во 2-й зоне выполняет передачу на первого игрока 1-й зоны, затем этот игрок перемещается в 6-ю зону, куда направлена следующая передача от пасующего из 2-й зоны, а далее из 4-й зоны, затем первый игрок из группы возвращается в 1-ю зону и встает в конце группы и т.д.
20. Игроки поочередно передают мяч друг другу, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы (перемещение по часовой стрелке). Группы игроков стоят по 2–3 человека условно в углах треугольника или прямоугольника.
21. Передача мяча вдоль сетки. Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу (выполняется 5–6 мин).
Упражнения для обучения и совершенствования нижней передачи и приема мяча снизу
1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).
2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.
3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.
4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.
5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.
6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.
7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.
8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.
9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.
10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.
11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.
12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.
13. То же через сетку.
Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.
Упражнения для обучения и совершенствования техники нападающего удара
1. Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.
2. Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.
3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.
4. Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.
5. Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.
6. Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.
7. Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.
8. То же с передачи партнера.
9. Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.
10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).
11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.
Упражнения для обучения и совершенствования техники блокирования
1. Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.
2. То же с одного шага 15–20 раз.
3. То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.
4. Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.
5. Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.
6. Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.
7. Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки.
При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.
Упражнения для обучения и совершенствования техники подач
1. Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.
2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.
3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.
4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.
5. Подачи в правую, левую половины площадки.
6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
Литература
1. Клещев Ю. Н. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.
2. Железняк Ю. Д. и др. Массовый волейбол. – Ташкент, 1994.
3. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. – М.: ФИС, 1983.
4. Эйнгорн А., Мацудайра Я. Так побеждать. – СПб.: МП РИЦ.
5. Фидлер М. Волейбол: Пер. с нем. – М.: ФИС, 1972.
6. Эйнгорн А. 500 упражнений для волейболистов. – М.: ФИС, 1959.
7. Оинума С. Уроки волейбола. – М.: ФИС, 1985.
8. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: ФИС, 1967.
9. Айриянц А. Г. Волейбол: Учеб. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ФИС, 1975.
nsportal.ru
Обучение игре в волейбол
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей
Суть игры в волейбол в том, что две команды по 6 человек, располагаясь на площадке размером 9×18 м, перебивают мяч руками через сетку на сторону противника. Высота сетки для мальчиков – 2,35 м, для мужчин 2,43 м, девочек – 2,10 м, девушек – 2,24 м. Если команде удается перебить мяч так, что противник не может его принять, то она выигрывает очко. Каждая потеря мяча считается забитым очком. Количество ударов по мячу на одной стороне три, не считая «блока». Вторая передача сверху судится очень строго, т.е. передаче сверху должна быть выполнена оче6нь чисто.
Игра состоит из 3 или 5 партий, в каждой счет ведется до 25 набранных очков. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую другая, то проводится третья решающая укороченная до 15 набранных очков. Аналогичные условия и при игре из пяти партий. После каждой партии игроки меняются площадками.
Располагаются на площадке так: три игрока занимают места на передней линии у сетки, остальные – на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку. Волейболисты, находящиеся на передней линии у сетки, остальные – на задней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.
Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу.
Когда игроки команд займут места на площадке, судья подает сигнал началу встречи. Подача мяча считается правильной, если она выполняется с отведенного места, удар по подброшенному вверх мячу производится коротким касанием и мяч прошел над игровой частью сетки, и даже не задев ее. На подачу отводится не более 5 секунд. Зон на площадке шесть.
При очередном выигрыше права на подачу команда снова производит переход. Таким образом, права на подачу команда снова производит переход. Таким образом, подачу выполняет уже другой игрок.
Успех обучения во многом зависит от подбора методов и средств подготовки.
- Сообщение занимающимся, минимума теоретических сведений, направленных на четкое разъяснение общих положений техники игровых приемов, а также динамических, пространственных и скоростных характеристик выполненных движений.
- Подготовка занимающегося к выполнению очередного задания. Например, прежде чем приступать к обучению игрока наподдающему удару, нужно обязательно научить его прыгать для выполнения удара над сеткой, перемещаться для своевременного выхода к мячу и т. д.
- Постоянный педагогический контроль за уровнем подготовленности занимающихся.
Динамичность игры требует от волейболиста постоянной готовности к выполнению игровых приемов. Успешно реализовать их он может только тогда, когда своевременно принимает рациональную стойку и быстро перемещается по площадке. Каждая из стоек характеризуется сгибанием ног и наклоном туловища.
При приемах и передачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнением удара и блокирования игрок ставит ноги на ширине плеч, одна впереди; сгибание ног и наклон туловища незначительны, руки перед туловищем, вес тела равномерно распределен по всей площади опоры.
При приеме подачи, при страховке волейболист чуть больше сгибает ноги.
При игре в защите (прием мячей, летящих с большой скоростью) игрок находятся в полуприседе, туловище слегка наклонено вперед, основной центр тяжести перемещен на переднюю часть опоры.
Находясь в стойке, волейболист внимательно следит за мячом. Для того чтобы игрок не был скован, лучше рекомендовать ему переступание с ноги на ногу (динамическая стойка).
Перемещения игроков различны по скорости. Выполняют их ходьбой (приставным или обычным шагом), бегом или скачком. Иногда перемещения выполняют сочетанием ходьбы, бега и скачком.
Перемещаются к мячу, летящему в стороне от занимающегося, приставным шагом. В конце каждого перемещения делают стопорящее движение, которое позволяет волейболисту быстро остановиться, занять устойчивое положение или продолжить движение в другом направлении.
Изучать стойки и перемещения начинают в начале обучения волейболу. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающийся учится принимать их при перемещении в различных направлениях, постепенно увеличивая расстояние и скорость передвижения.
Подготовительные упражнения.
Подготовительные упражнения для обучения стойкам и перемещениям включают: ходьбу выпадам, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы на носках и пятках; пробегание отрезков 15-20 м с ускорением; чередование ходьбы и бега; передвижение разнообразными способами в различных направлениях по зрительным и звуковым сигналам; бег из различных исходных положений лицом или спиной вперед, боком, приставными шагами; ускорения; бег с прыжками.
Подводящие упражнения.
- Бег на короткие отрезки из различных исходных положений: сидя лицом и спиной к линии старта. Началом движения служит зрительный сигнал учителя: бросок мяча, движение руки в сторону, вверх и т. д.
- Бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Например, бег в среднем темпе: резкий сигнал – бег в обратном направлении, двойной сигнал – бег по направлению движения, хлопок в ладони – бег влево и т. д.
- В парах. Один выполняет перемещения, другой, не отставая, повторяет его движения как бы в зеркальном отображении.
- Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.
- В парах. Один игрок набрасывает мяч, другой, выполняя выпад влево, вперед, ловит его.
- Занимающиеся выстраивается на линиях нападения лицом к сетке. По сигналу устремляется к сетке, и выполняют остановку на расстоянии 4 м; один бросает мяч за голову другому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.
- В парах Занимающиеся стоят друг к другу на расстоянии 4 м; один бросает мяч за голову другому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.
- Занимающиеся построены в колонну в зоне 4-3 м от сетки: поочередно бросают мяч партнеру, стоящему в зоне 3, и, выбегая к сетке, прыгают вверх, из зоны 3 мяч возвращают следующему игроку, стоящему в колонне.
Следует отметить эффективность различных передвижений в сочетании с переносом, бросками и ловлей набивных мячей. Эти упражнения, наряду с развитием скорости передвижения, способствуют развитию и других специальных качеств, что в значительной мере облегчает усвоение заданий с волейбольным мячом.
Важным средством в освоении передвижении являются подвижные игры. Наряду с комплексным воздействием на развитие необходимых качеств они способствуют значительному повышению интереса занимающихся, что на первых этапах овладения волейболом играет решающую роль.
Наиболее эффективными, применительно к данному разделу, являются такие игры, как «Салки», «День и ночь», «Подвижная цель».
29.04.2010
urok.1sept.ru