Упражнения в волейболе для нападающего удара – Подготовительные упражнения при обучении нападающему удару в волейболе

Подготовительные упражнения при обучении нападающему удару в волейболе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение.

В основе игры в волейбол лежит совокупность технических приемов, которые используются волейболистами для ведения игры.

Волейбол располагает большим разнообразием технических приемов. Чем выше класс игры волейболиста, тем большим количеством приемов он владеет, и тем свободнее их использует в матче.

Важнейшим элементом игры в волейболе являются нападающие удары – самое эффективной средство нападения.

Российские волейболисты всегда славились сильным нападением, что во многом обеспечивало им успешное выступление на международной арене. В нападающих ударах как в фокусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его притягательная сила. Но это и самые сложные технических приемы, требующие от тренера высокого профессионального искусства при обучении им волейболистов. Организационная структура нападающего удара достаточно сложна. Поэтому прежде чем обучать этому техническому приему, необходимо подготовить спортсмена к восприятию этого приема, т.е. обеспечить специальную физическую и техническую подготовленность. Эта задача может быть разрешена, если в процессе тренировки использовать специальные упражнения: подготовительные и подводящие. Эти

упражнения являются составной частью всей методики обучения спортсменов техническим приемам игры, а от ее эффективности зависит весь процесс учебно-тренировочных занятий, т.к. “Если обучение приемам было поставлено правильно, то совершенствование техники будет осуществляться быстрее и успешнее” (Железняк Ю.Д, 1988; 1998).

Глава 1. Состояние вопроса по литературным данным.

Вопросам методики обучения техническим приемам игры в волейбол в современной спортивной литературе уделяется первостепенное значение, т.к. “техника физических упражнение – это наиболее эффективный способ выполнения двигательного акта” (Матвеев Л.П., 1985). Большое значение в методике обучения техническим приемам имеют подготовительные и подводящие упражнения, об этом пишут многие авторы: “Тренировочные упражнения волейболистов призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать их надежности и эффективности. Они складываются из специальных и общеразвивающих упражнений. Специальные упражнения делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой технических приемов. К подводящим упражнениям относятся имитационные упражнения (выполнение технических приемов без мяча)” (Железняк Ю. Д., 1998).

Становление навыков начинается с физической подготовки, которая непосредственно связана со спецификой волейбола (развитие физических качеств и способностей). Подводящие упражнения позволяют овладеть структурными элементами технических приемов игры. На этой базе с помощью упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приемов игры.

Первая фаза становления навыка требует от педагога максимально облегчить занимающемуся овладение основой технического приема, создать такие условия, чтобы при первых попытках выполнить прием, его ощущения соответствовали таковым при правильном выполнении приема вообще, исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния всякого рода помех и т.д. Здесь первостепенное значение имеют подводящие упражнения.

Рациональная техника игры в волейбол доступна детям уже к 10–12 годам. Первое условие успешного обучения -хороший отбор занимающихся, второе – развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений.

Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, не исключая при этом сущности. Примером может служить нападающий удар по мячу в держателе, блокирование, стоя на подставке с ластами в руках, и т.д. Эти упражнения позволяют занимающемуся сразу видеть результат своих действий.

Подводящие упражнения на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также для совершенствования отдельных частей технических приемов.

Средства, с помощью которых решаются задачи технической подготовки, весьма разнообразны и выходят за пределы собственно технической подготовки. Ведущее место естественно занимают подводящие упражнения, упражнения по технике и двусторонняя игра в волейбол. Однако для успешного решения этих задач необходимы также подготовительные упражнения и упражнения по тактике.

Подготовительные упражнения позволяют создать благоприятные условия для правильного овладения техническими приемами, а также их совершенствования в дальнейшем. Сюда входят упражнения для развития способности точно согласовывать движения, учитывая при этом направление и скорость полета мяча, для развития силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов. Для развития прыгучести и специальной выносливости (прыжковой, скоростно-силовой, игровой).

Подготовительные упражнения по способу выполнения делятся на упражнения без предметов, с предметами: набивными баскетбольными, теннисными и футбольными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями и многими другими отягощениями. Большое место должны занимать специально подобранные подвижные игры и эстафета (Клещев Ю.Н., 1998).

При обучении занимающихся и студентов волейболу наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, используют подготовительные упражнения, применяемые для обучения игровым приемам в облегченных условиях. Очень важно при обучении, выполняя подготовительные упражнения, чтобы учащиеся знали, какие качества они воспитывают. Тогда они серьезнее, с большим интересом относятся и к некоторым “неинтересным” упражнениям. Подводящие упражнения занимающиеся воспринимают, как правило, с большим интересом, но часто допускают ошибки, которые в дальнейшем могут исказить технику. Поэтому педагогу надо обратить внимание на технику выполнения упражнений, своевременно вносить необходимые коррективы.

Подготовительные и подводящие упражнения также важны и для обучения техническим приемам игры в других видах спорта.

Существенное значение в технической подготовке имеют подготовительные (специальные) упражнения. Они по структуре движений имеют сходство с основными упражнениями и одновременно развивают необходимые физические качества. Весьма полезны и имитационные упражнения, применяемые с целью облегчения условий для разучивания сложных по координации движения.

В волейболе, как и в других видах спорта, в выполнении технических приемов принимают участие мышечные группы всех областей тела. Поэтому новичку трудно одновременно правильно координировать движения всех звеньев. Отсюда следует, что на начальном этапе обучения техническому приему целесообразно выбрать наиболее простой способ, выделить работу одного звена, которая и явится подготовительным упражнением. Однако не следует долго задерживаться на одних подводящих упражнениях, они должны постоянно сочетаться с выполнением приема в целом.

Важность подготовительных и подводящих упражнений при обучении техническим приемам особо подчеркивается в специальных методических пособиях и учебниках для студентов институтов физической культуры и тренеров (Портных Ю.И., 1984).

Каждая спортивная игра имеет свои особенности и, в тоже время, характер действий играющих в той или иной мере имеет много общего: ацикличность, разнообразность, переменность интенсивной нагрузки. Продолжительная деятельность в таких условиях требует развития специфической выносливости, быстроты, силы, ловкости, прыгучести.

С этой целью используют специальные подготовительные упражнения, сходные по своей структуре с основными игровыми действиями, а также другие упражнения по технике и тактике данной игры. При разучивании нового материала основным в занятии с детьми должен быть метод целостного обучения, применяемый в сочетании с подводящими упражнениями (Харабуга Г.Д, 1970).

Для достижения спортивной формы большое значение имеет правильный выбор средств спортивной тренировки. Различные упражнения, применяемые в качестве средств в процессе подготовки, можно отнести по их значению для специализации на вспомогательные, которые включают в себя специально-подготовительные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения, развивающие основные физические качества (с учетом специфики вида спорта) – подготовительные; и на подводящие, необходимые для формирования и совершенствования спортивной техники. Подводящие упражнения должны применяться с конкретными методическими целями и по своей структуре соответствовать изучаемому движению или его элементам, они должны быть более простыми и легко выполнимыми, чем элементы основных упражнений; они не должны создавать условий для отрицательного переноса двигательных навыков. На различных этапах тренировки подводящие упражнения приобретают различное значение: если в начале их удельный вес велик, то в последующем они применяются меньше – главным образом как средство исправления ошибок (Тер-Ованесян А.А., 1982).

Подготовительные физические упражнения применяются для развития опорно-двигательного аппарата и двигательных качеств. Эта группа физических упражнений, в свою очередь, делится на подгруппы в зависимости от двигательных качеств, на развитие которых они воздействуют. К подготовительным упражнениям относятся также дыхательные упражнения.

Подводящие упражнения используются для создания представления об изучаемом движении, облегчения овладения его структурой, исправления ошибок, овладения тактическими навыками (Донской Д., 1975).

Вспомогательные упражнения принято делить на подготовительные и подводящие. Подготовительные упражнения применяют с целью повышения уровня физической подготовленности, развития физических качеств и двигательных возможностей. Общая физическая подготовленность особенно важная для растущего организма. Она обеспечивает гармоничное развитие – основу здоровья и высокой работоспособности. В плане биомеханики – это совершенствование биомеханической системы опорно-двигательного аппарата, формирование этой системы с заранее заданными свойствами.

В этом отношении для правильной реализации задачи должны быть выяснены и уточнены требования к характеру специальной физической подготовки (на базе общей). Эту задачу решают путем подбора, как общеразвивающих упражнений, дающих разностороннюю подготовку, так и специально подготовленных упражнений, соответствующих специфическим требованиям подготовки.

При подборе подготовительных упражнений ориентируются на требования к физической подготовленности и на достигнутый ее уровень у занимающихся. Учитывается соотношение база общей физической подготовки и вырастающей на ее основе специальной. Подводящие упражнения применяются с целью совершенствования процесса овладения техникой физических упражнений. Возможны два пути овладения сложными действиями. Первый – аналитический (расчлененный): выделяют составные части сложного действия, овладевают этими частями в отдельности, а потом “связывают” из этих частей целое. Второй – синтетический (целостный): выполняют все действия в целом, не расчленяя его на части, но по мере овладения действием уточняют его детали, работают внимание на элементы в составе всего целого. В настоящее время эти методы не противопоставляют друг другу, рассматривают как дополняющие один другого.

Подводящими упражнениями могут служить выделенные составные части целого действия. Иногда выделяют ряд частей, а потом их последовательно соединяют. Так в гимнастике из изученных элементов составляют “связки”, а затем завершенные комбинации.

Можно построить упражнения так, чтобы они образовывали ряд постепенно усложняющихся действий (“лестница навыков”). Это приводит к более совершенному выполнению упражнения в целом. Особое место среди подводящих занимают упражнения, выполняемые в измененных условиях (упражнения для лыжников на роликовых коньках, упражнения для пловцов на суше и т. п.). При подборе таких упражнений важно не столь однообразие внешней картины, сколько сходство механизма движения, его динамической структуры. Имитационные упражнения в главном похожи на основные упражнения. Они могут даже вызвать проявления больших усилий, скорости, темпа, чем в основном упражнении. В этом их положительная сторона (Харре Д.М., 1971). В своей книге Дитрих Харре называет подготовительные и подводящие упражнения – специальными упражнениями, в частности он пишет: “К специальным упражнениям относятся те, которые содержат элементы соревновательных движений и при выполнении которых отдельные мышцы или группы мышц функционируют таким же, или сходным образом (по направлению движения, отношению “сила – время”), как и при выполнении соревновательного упражнения”.

Преимущество соревновательных (специальных) упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более направленно и эффективно, чем просто соревновательные упражнения. В этой связи необходимо указать, что, например, непомерно большие нагрузки при выполнении соревновательного упражнения – с целью развить способности – значительно изменяли его структуру, и действие силы во времени. Тем самым развивают неправильную координацию движений. С целью повысить эффективность процесса тренировки необходимо подбирать упражнения и дозировать их, чтобы можно было одновременно решить несколько задач. Особенно важно при этом развивать физические способности в комплексе, с учетом специфических для соревнований и координации движений.

Специальные упражнения – это не искусственные заменители соревновательных упражнений, это необходимые тренировочные средства. Однако, своего полного эффекта они достигают только в тесной взаимосвязи с соревновательными упражнениями.

Некоторые спортсмены уделяют внимание специальным упражнениям почти исключительно в подготовительном периоде и очень ограничивают их объем в соревновательном. В таких случаях зачастую в начале соревновательного периода отмечаются лучшие спортивные результаты, чем в дальнейшем. Следовательно, необходимо в течение всего года применять в тренировке как соревновательные, так и специальные упражнения. Как известно, овладение техникой облегчается, ускоряется и становится более прочным, когда применяются подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения, способствующие развитию двигательные качеств, могут в большей мере отличаться от основных упражнений данного вида спорта. А подводящие упражнения, совершенствующие выработку двигательные навыков, должны иметь большое сходство и родство с основными упражнениями или их отдельными элементами (Железняк Ю.Д., 1988, 1998; Матвеев Л.П., 1985; Харабуга Г.Д., 1970).

На основе проведенного анализа литературных источников по вопросам методики обучения техническим приемам в различных видах спорта, а также и роли подготовительных и подводящих упражнений в этой методике, мы сделали следующие выводы:

  1. Подготовительные и подводящие упражнения особенно важны на начальном этапе обучения, т.к. они служат для приобретения специальной физической и технической подготовленности.
  2. Эти упражнения важны и на этапе углубленной, специализированной тренировки, здесь они служат для исправления ошибок и совершенствования отдельных частей технических приемов.
  3. Подготовительные и подводящие упражнения облегчают и ускоряют процесс овладения техническими приемами.

Процесс овладения техникой является важнейшим звеном спортивной тренировки. Для того, чтобы процесс проходил успешно необходимо глубокое изучение самой техники и путей ее совершенствования. Спортивная техника вырабатывается в виде наиболее эффективной структуры движения спортсмена, направленного на достижение намеченной цели в спортивном соревновании. Чтобы узнать насколько эффективно использован данный вариант движения и насколько рационально спортсмен использует свои возможности необходимо хорошо изучить этот способ движения: из каких частей состоит этот способ выполнения движения, уточнить их двигательный состав, не менее важно определить как они объединены и как они взаимодействуют в организационной структуре. Эта структура (технического приема или вообще спортивного движения) представляет собой закономерности взаимодействия (связи и отношений), упорядоченно расположенных относительно выделенных компонентов упорядоченно расположенных относительно выделенных компонентов подсистем и их элементов, эти закономерности определяют форму структуры движения, течение внутренних процессов, проявление новых свойств, ее поведение и развитие. Организационная структура складывается из: кинематической, динамической, ритмовой и смысловой структур.

Кинематическая структура способа выполнения движения раскрывает форму и характер движений с помощью кинематических характеристик, они устанавливают сам факт движений, измеряют их, делают сравнительными в количественном отношении. Наиболее значимыми кинематическими характеристиками являются: пространственные (координаты, перемещения, траектории движений двигательной системы), временные (момент времени, длительность движения, темп движения, ритм), пространственно-временные (скорость движения, мгновенная скорость, угловая, ускорение).

Механическое движение всех материальных тел обусловлено массами движущихся тел и приложенными к телам силами. Ускорение, как быстрота изменения скорости движения определяется соотношением силы приложенной к телу и его массы, эти стороны движения рассматриваются как их динамические характеристики.

Основными динамическими характеристиками движения спортсмена при в

urok.1sept.ru

Упражнения на совершенствование нападающего удара в волейболе (часть 2)

Предыдущая часть здесь

1. Броски теннисного мяча через низкую сетку, с места.

2. То же, но через высокую сетку и с разбега.

3. То же, но броски теннисного мяча по цели.

4. Нападающий удар по подвесному мячу над сеткой.

5. Нападающий удар с места через низкую сетку, с собственного набрасывания.


6. То же, но с одного шага.

7. То же, но с 2-3-х шагов.

8. Нападающий удар с места с собственного набрасывания, по заданию.

9. Нападающий удар в прыжке с одного, двух, трех шагов, с собственного набрасывания, по заданию.

10. Нападающий удар с места, у стены, с собственного набрасывания.

11. Нападающий удар у стены в пол, после отскока мяча от стены — следующий удар и т. д.

12. То же, но в прыжке.

13. То же, но в прыжке после разбега.

14. В парах. Стоя на месте, нападающий удар в партнера, с собственного набрасывания.

15. То же, но нападающий удар в пол.

16. В парах. Нападающий удар в прыжке в партнера, с собственного набрасывания.

17. Нападающий удар с места по подвесному мячу.

18. То же, но в прыжке.

19. Нападающий удар по мячу на амортизаторах.

20. Нападающий удар по мячу в держателях.

21. Нападающие расположены с мячом в зоне 4, связующий — в зоне 3. Передача следует из зоны 4 в зону 3 и затем для нападающего удара в зону 4, откуда игрок производит нападающий удар. После выполнения нападающего удара смена игроков может быть:

а) нападающий переходит в зону 3 для выполнения передачи, а связующий в зону 4, в «хвост» колонны;

б) нападающий идет в «хвост» колонны.

Упражнение выполняется одновременно на обеих сторонах площадки. Упражнение можно усложнить, если ввести зрительные ориентиры для пасующего и нападающего. Например, если после выполнения первой передачи нападающий пошел на удар — давать прострельную передачу в зону 4 если нет — высокую, или, если тренер, который расположен в зоне 2, поднял руки вверх — выполняется прострельная, или же полупрострельная передача и т. д.

Данное упражнение можно назвать базовым и оно используется при отработке нападающих ударов со всех зон, в том числе — и со второй линии.

Продолжение здесь

Автор: Владимир Ксендзов
Источник: http://voleybol-ksendzov.ru

sporter.md

Упражнения на совершенствование нападающего удара в волейболе (часть 2)

Предыдущая часть здесь

1. Броски теннисного мяча через низкую сетку, с места.

2. То же, но через высокую сетку и с разбега.

3. То же, но броски теннисного мяча по цели.

4. Нападающий удар по подвесному мячу над сеткой.

5. Нападающий удар с места через низкую сетку, с собственного набрасывания.


6. То же, но с одного шага.

7. То же, но с 2-3-х шагов.

8. Нападающий удар с места с собственного набрасывания, по заданию.

9. Нападающий удар в прыжке с одного, двух, трех шагов, с собственного набрасывания, по заданию.

10. Нападающий удар с места, у стены, с собственного набрасывания.

11. Нападающий удар у стены в пол, после отскока мяча от стены — следующий удар и т. д.

12. То же, но в прыжке.

13. То же, но в прыжке после разбега.

14. В парах. Стоя на месте, нападающий удар в партнера, с собственного набрасывания.

15. То же, но нападающий удар в пол.

16. В парах. Нападающий удар в прыжке в партнера, с собственного набрасывания.

17. Нападающий удар с места по подвесному мячу.

18. То же, но в прыжке.

19. Нападающий удар по мячу на амортизаторах.

20. Нападающий удар по мячу в держателях.

21. Нападающие расположены с мячом в зоне 4, связующий — в зоне 3. Передача следует из зоны 4 в зону 3 и затем для нападающего удара в зону 4, откуда игрок производит нападающий удар. После выполнения нападающего удара смена игроков может быть:

а) нападающий переходит в зону 3 для выполнения передачи, а связующий в зону 4, в «хвост» колонны;

б) нападающий идет в «хвост» колонны.

Упражнение выполняется одновременно на обеих сторонах площадки. Упражнение можно усложнить, если ввести зрительные ориентиры для пасующего и нападающего. Например, если после выполнения первой передачи нападающий пошел на удар — давать прострельную передачу в зону 4 если нет — высокую, или, если тренер, который расположен в зоне 2, поднял руки вверх — выполняется прострельная, или же полупрострельная передача и т. д.

Данное упражнение можно назвать базовым и оно используется при отработке нападающих ударов со всех зон, в том числе — и со второй линии.

Продолжение здесь

Автор: Владимир Ксендзов
Источник: http://voleybol-ksendzov.ru

sporter.md

Учебно-методический материал по физкультуре на тему: Комплекс упражнений для обучения и совершенствования приёма мяча от нападающего удара (волейбол).

Комплекс упражнений для обучения и совершенствования приёма мяча от нападающего удара (волейбол).

                                                   Исполнитель:                                                  тренер – преподаватель                                                                                                 Бабина Наталья Георгиевна  


       К приёму мяча от подачи переходят тогда, когда занимающиеся овладеют нападающим ударом. По плану этому приёму техники, я начинаю обучать в группе начальной подготовки 3 года обучения с января месяца. Нападающий удар осуществляется с подставки через сетку. Учащиеся делятся на три группы, которые стоят лицом к сетке на расстоянии от неё 6-8 метров. На другой стороне сетки напротив них находятся на подставках учащиеся, производящие нападающие удары. У каждого учащегося в колонне в руках находится мяч, который он сначала передаёт броском в руки нападающего, а после нападающего удара выполняет приём, после подбирает мяч и становится в конец колоны.

       Также я отрабатываю с учащимися приём мяча при нападающем ударе без использования сетки, т.е. когда бьющий стоит на полу, а перед ним на расстоянии 4-5 метров в шеренгу стоят 2-3 защитника. Задача занимающихся не только поднять мяч, но и сделать передачу нападающему. Таким образом, мяч находится в воздухе.

       Скорость полёта мяча после нападающего удара, значительно выше, чем после подачи. Это обстоятельство вносит коррективы в технику выполнения приёма мяча. Определив по траектории летящего мяча, что встреча рук с ним произойдёт ниже пояса, игрок начинает понижать стойку за счёт сгибания ног. При этом руки смещаются вперёд — вниз, обеспечивая в момент контакта с мячом амортизацию удара. При сопровождающем движении рук (за мячом) туловище несколько выпрямляется.

       Для успешного приёма мяча от нападающего удара, несомненно, нужно правильно выбрать место, определить предположительное направление и скорость полёта мяча, согласовать свои действия с блокирующими.

К началу обучения приёму мяча от нападающего удара занимающийся должен знать:

  • принимать рациональную стойку и быстро перемещаться;
  • владеть приёмом мяча снизу;
  • владеть приёмом мяча одной рукой снизу с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

Ошибки, встречающиеся при приёме нападающего удара.

  1. Несвоевременный выход к мячу.
  2. Неправильное расположение игрока по отношению к летящему мячу.
  3. Нерациональный способ приёма мяча.
  4. Несоответствие скорости движения рук встречной скорости полёта мяча.
  5. Жёсткое приземление во время падения.

Подготовительные упражнения

Упражнения на развитие быстроты реакции, скорости перемещения из различных исходных положений силы мышц рук и туловища, ловкости, акробатические упражнения (кувырки, перекаты, падения).

Подводящие упражнения

  1. Перемещение по площадки в различных направлениях приставным шагом и обычными шагами в высоком, среднем и низком исходном положении.
  2. То же что и упр.№1, но равномерно делая ускорения.
  3. В парах. Передача мяча двумя руками снизу.
  4. В парах. Один игрок набрасывает мяч, другой выполняет приём мяча снизу одной рукой с последующим падением и перекатом на бедро и спину.
  5. Расстояние между игроками 6 – 7 метров. Один игрок ударом посылает мяч партнёру. Другой, выбрав правильную позицию, стремится точно отбить мяч партнёру. Через 2-3 минуты игроки меняются ролями.
  6. Три игрока располагаются в углах условного треугольника, стороны которого составляют 6-7 метров, мяч находится у игрока №1. Он и игрок №3 поочерёдно посылают мяч ударом в партнёра, который принимает мяч от одного игрока и направляет его другому. После 8-10 передач функции игроков меняются.
  7. Три игрока с мячом стоят у сетки в зонах 2,3,4. их партнёры занимают позиции соответственно в зонах 5,6,1. Игроки, стоящие у сетки, посылают мяч ударами в направлении своих партнёров, которые каждый раз стремятся выполнить точную ответную передачу к сетке. После 8-10 передач все игроки смещаются на одну позицию так, как это делается в игре.
  1. Один игрок с мячом (имеются и запасные мячи) стоит у сетки в зоне №2. Три других в зонах 1,6,5, игрок зоны№2 посылает мяч ударом вне всякой очерёдности то на одного, то на другого игрока. Причем силовые удары сочетаются с обманными ударами, бросками мяча, различными по траектории и направлению. При этом каждый игрок второй линии в зависимости от сложной ситуации должен выбрать оптимальный способ приёма, посылая мяч на игрока зоны №2. По указанию тренера игроки меняют свои позиции.
  2. Три игрока с мячами стоят в зонах №2, №3, №4. Другие игроки располагаются в зоне №5. Игроки с мячами поочерёдно ударом направляют мяч на игрока зоны №5. Он, определив позицию и способ приёма, делает ответные три передачи и занимает место в конце своей групп. Периодически тренер меняет позиции игроков и их функции.        

10. Построение игроков тоже, что в упр.9. игроки у сетки имеют по два мяча. Каждый из них по очереди один раз, а затем второй (только в обратной последовательности) выполняет удар, посылая мяч перед собой. Игрок зоны №5 производит пять ответных передач, после чего занимает позицию в конце своей группы.                            

  1. Партнёры располагаются на противоположных сторонах площадки. Один игрок после собственного набрасывания выполняет нападающий удар через сетку, другой в 6-7 метрах от сетки принимает мяч.

Специальные упражнения

12. Занимающиеся после собственного набрасывания осуществляют    нападающие удары через сетку из зон №4 и №2 по диагонали в зоны №5 и №1, где располагаются защитники, которые поочерёдно принимают мячи, направляя их в зону №3.

13.   Три группы игроков располагаются колонами в 2-3 метра перед          сеткой в зонах№2, №3, №4. Каждый игрок имеет мяч. На другой половине площадки в зоне №5 стоит один игрок, у сетки в зоне №2 другой. Первые игроки всех колонн поочередно с собственного подбрасывания выполняют нападающий удар через сетку в зону№5. Игрок этой зоны передачей направляет его к сетке игроку зоны №2.

14.То же, что и упражнение 13, но первый удар направляется в зону

           №5, а второй и третий сбоку, то есть в зоны №6 и №1. Вторые

            Номера колонн выполняют удары по мячу в обратном порядке.

 

        

15.Тренер стоит на подставке в зоне№4 и ударом направляет мяч через сетку в зоны№1,№5,№6.Занимающиеся по очереди выходят в эти зоны и принимают его мяч.

16.Два нападающих после передач связующих поочередно выполняют нападающий удар через сетку на защитника, который выбрав правильно позицию и защитный способ приёма, направляет мяч к сетке на игрока зоны№3.Тот ловит мяч и передаёт нападающим. Нападающие должны выполнять удары в пол силы.        

17.Упражнение выполняется одним мячом. Каждый игрок, стоящий за линией нападения, принимает участие в приёме мяча, если после удара с другой стороны сетки мяч летит на него. Затем он выполняет передачу на связующего, разбег и нападающий удар в направлении одной или другой пары защитников. Упражнение без паузы повторяется, но с другой стороны площадки. Удары следует выполнять в пол силы. Связующий может равномерно распределять передачи между нападающими.        

18.Шесть игроков организовывают оборону против нападающих ударов, выполняемых поочерёдно из зоны №4, №3,№2.

19.То же, что в упражнении 18, но групповое блокировании.


nsportal.ru

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №69

Ефимова В.С.

Ульяновск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1 Общая характеристика технической подготовки юношей …..……… 5

1.2 Анализ техники нападающего удара………………………………….20

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследования………………………………………………….28

2.2.Методы исследования……………..………………………………….28

2.3 Организация исследования……………………………………. ……28

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ

3.1 Методика обучения технике прямого нападающего удара……..….31

3.2 Подготовительные и подводящие упражнения, применяемые при обучении нападающего удара……………………………….……………..34

3.3. Методика совершенствования нападающих ударов…………..……39

3.4. Результаты педагогического эксперимента………………….………42

ВЫВОДЫ………………………………..…………………………….. ……..46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……. ….….48

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..52

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ: Волейбол один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющимся отличным средством приобщения молодежи и всех трудящихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к подготовке и сдаче контрольных нормативов активному отдыху.

Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Способствует развитию двигательного аппарата, помогает вырабатывать такие жизненно важные физические качества, как ловкость, выносливость, быстрота реакции, укрепляет дыхательную, сердечнососудистую и мышечную системы, снимает умственную усталость.

Спортивная борьба увлекательная не только для участников, но и для зрителей. Она воспитывает стремление стать сильными, ловкими, смелыми, умение подчинять свои действия интересам коллектива команды. Волейбол как средство физического воспитания широко распространен в различных звеньях физкультурного движения. Например, школьники занимаются волейболом на классных уроках и в секциях школьных коллективах физической культуры, а также в ДЮСШ, в высших учебных заведениях. Волейбол используют па академических занятиях физкультурой факультативно.

Таким образом, российский волейбол идет по пути дальнейшего развития массовости занимающихся.

Волейбол, является одним из популярных и массовых видов спорта в нашей стране. Обладает большими возможностями по физическому воспитанию занимающихся.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению периферического зрения, развивают мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышают мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

Благодаря богатому техническому арсеналу и разнообразному двигательному содержанию, волейбол занимает видное место в учебных программах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессиональных училищах, техникумах и высших учебных заведениях.

Исходя из требований программы, учитель физической культуры или тренер планирует ознакомление, обучение и совершенствование технических и тактических приемов игры» При этом наибольшее внимание уделяется обучению нападающего удара, поскольку от эффективности его выполнения во многом зависит результативность самой игры.

В настоящее время существует достаточно много специальной литературы (14,15,26,39), где анализируется техника, тактика и методика обучения различным техническим приемам в волейболе. Но новые международные правила в волейбол требуют от игроков более совершенного выполнения именно нападающего удара, а от тренеров — поиска более эффективных способов и средств развития данного технического навыка.

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1. Общая характеристика технической подготовки у юных волейболистов

Техника игры — это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. На каждом этапе своего развития она является следствием ведения спортивной борьбы, дающим возможность игроку в рамках правил решать конкретные тактические задачи в различных игровых ситуациях. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых условиях волейболист должен владеть широким кругом технических приёмов и способов, эффективно использовать их в игре — это определяется понятием «техническое мастерство спортсмена». Критериями высшего технического мастерства являются:

  • разносторонность, определяемая широким кругом технических приёмов (и их вариантов), которые умеет выполнять волейболист;

  • эффективность как уровень высокой результативности технических приёмов, основанных на умении использовать свои возможности в конкретных условиях игровой деятельности.

Стабильность, характеризуемая устойчивостью техники к действию различных сбивающих факторов и постоянством достижения высоких результатов во всех условиях деятельности.

Уровень технического мастерства игрока во многом определяет тактические схемы ведения игры и успех игры команды в целом.

В процессе развития волейбола выполнение технических приёмов и способов, а также критерии их оценки изменились и совершенствовались в зависимости от:

• разработка новых концепций ведения игры и построения эффективных тактических схем в нападении и защите;

— изменение правил игры. Так, повышение уровня физической подготовленности игроков и формирование новых подходов к организации игры в нападении привело к ускорению игры, широкому использованию нападающих ударов с низких скоростных и ускоренных передач. В свою очередь, применение таких ударов потребовало сокращения амплитуды движений игрока при замахе и ударе по мячу, расширение диапазона использования скоростных и ускоренных вторых передач. Повышение атакующего потенциала команд, активизации нападения способствовало изменению правил игры (расширение переноса рук при блокировании), что способствовало укреплению защитных действий команды. Плодотворное содружество передового опыта и научного поиска создают предпосылки для появления новых путей дальнейшего совершенствования техники нападения и защиты.

По целевому признаку организации действий техники игры деля на два раздела — технику игры и технику защиты. В свою очередь, каждый из этих разделов состоит из двух групп: техники перемещения и техники владения мячом (техники противодействий). Каждая группа подразделяется на ряд технических приемов: в технике перемещений их четыре (стартовые стойки, ходьба, бег, скачок), в технике нападения — три (подача, передача, нападающий удар), в технике защиты — два (приём мяча, блок).

Cпортивная техника.

Свойства мяча и особенности траектории его полета
Правильное взаимодействие игрока с мячом в значительной мере зависит от знания аэродинамических, механических и других его свойств и качеств.
Траектории полета мяча могут быть прямолинейными или криволинейными в зависимости от способа удара. При ударах по центру мяч, как правило, получает прямолинейное поступательное движение, а при ударе по боковой поверхности — криволинейное. Таким образом, начальный полет мяча после удара позволяет волейболисту определить его дальнейшую траекторию и правильно выбрать место на площадке.
Движение мяча можно условно разделить на три фазы: встречный полет, действие силы на мяч и продолжение полета.

Сила, действующая на мяч, непостоянна. Увеличиваясь от нуля до максимальных величин, она вновь снижается и падает до нуля перед тем, как траектория полета мяча идет по нисходящей.

Во время ударов по мячу меняется не только величина, но и направление силы. Это связано с тем, что анатомическое строение суставов игрока не позволяет, как правило, придавать мячу абсолютно прямолинейное движение.

Если горизонтальная скорость полета мяча приблизится к нулю, то его движение переходит в свободное падение.

Большое значение для такой траектории полета мяча при подаче сверху имеет оптимальная сила удара. В данном случае мяч теряет свою скорость не столько из-за сопротивления воздуха, сколько из-за прилагаемой силы, рассчитанной лишь на перелет его через сетку и свободное падение в непосредственной близости от нее.

Таким образом, многие факторы (сила, вес мяча, угол вылета, земное притяжение, сопротивление воздуха и т, п.) оказывают воздействие на траекторию полета мяча и усложняют его прием. Возникающая в связи с этим значительная вариативность траекторий полета мяча вынуждает волейболиста в процессе игры приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

Однако в волейболе удары, как правило, выполняют по центру мяча, но вращение при этом полностью не исключается. Здесь имеет место плотный контакт ладонной части кисти с мячом.
Имеются особенности траектории полета мяча при так называемой планирующей подаче. Как известно, такие подачи осуществляются прямым или боковым ударом. Общим для них являются толчкообразное ударное движение в центр мяча, обязательное фиксирование кисти в лучезапястном суставе и отсутствие сопровождения мяча. При этих условиях мяч, не вращаясь и летя со сравнительно незначительной скоростью (10-12 м/с), не получает надежного динамического равновесия, поэтому постоянно изменяет траекторию полета.

При точно рассчитанной силе удара нисходящая ветвь траектории таких подач может приходиться на переднюю или заднюю линию.
Стойки и исходные положения.

Стойками называются положения игрока, принимаемые им в момент подготовки к тому или иному игровому действию. В противоположность гимнастическим стойкам, игровые стойки волейболиста отличаются динамичностью опорно-двигательного аппарата.
Еще до введения мяча в игру игроки принимают положение игровых стоек, необходимых для тех действий, которые им предстоит выполнить. В связи с этим следует различать стойки готовности к приему мяча от подачи и нападающего удара, стойки, из которых удобно начать блокирование и нападающий удар. Вместе с тем для всех стоек волейболиста характерна исходная, упреждающая, иннервация мышечного аппарата, способствующая быстрому включению игрока в действие.

Находясь в такой стойке, волейболист непрерывно ведет наблюдение за действиями игроков соперников и партнеров по команде и готов в любое мгновение принять участие в игре. При этом он либо переносит вес тела с ноги на ногу, либо незначительно перемещается на месте. Это и придает динамичность игровым стойкам и характеризует их подвижность.

Высота стойки регулируется за счет сгибания ног в коленных суставах.. Как видно из приведенных иллюстраций, все приведенные игровые стойки имеют определенное различие, которое обусловлено спецификой биомеханической структуры того или иного технического приема.
Исходным положением (в отличие от стойки) принято называть положение, принимаемое волейболистом сразу из игровой стойки или после перемещения к мячу. Из исходного положения волейболист начинает выполнять технический прием.

В отличие от стойки в исходном положении игрок подготавливает руки к приему мяча.

Перемещение игрока по площадке описывается в соответствующих разделах учебника, где анализируется техника игры.

Техника передач мяча снизу.

Нижняя передача может выполняться после перемещения вперед, если мяч падает сравнительно с невысокой скоростью перед игроком. При этом волейболист находится в игровой стойке, определив траекторию полета мяча, быстро и мягко перемещается вперед, постепенно в ходе перемещения подготавливая руки к приему мяча, и занимает исходное положение. Затем либо просто подставляет принимающую поверхность супинированных предплечий под мяч (при скорости полета мяча более 7-8 м/с), либо подбивает его встречным движением рук с одновременным разгибанием туловища и рук.

Нижняя передача может выполняться после перемещения вправо и влево при полете мяча в стороне от игрока. При этом перемещение производится приставным шагом, его мягкость и плавность достигается благодаря неполному выпрямлению ног. Во время перемещения волейболист, определив место падения (или полета) мяча, подготавливает руки к его приему.

Прием мяча снизу руками с падением перекатом на спину используется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока или падает перед ним. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположением сведенных вместе кистей рук. Выполняя этот прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча. Перемещение производится на согнутых ногах. После нескольких приставных или обыкновенных шагов игрок делает последний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время всего перемещения волейболист постепенно снижает ЦТТ туловища вниз, к бедру опорной ноги. При этом сзади стоящая нога — прямая и касается внутренним сводом стопы поверхности площадки. Руки волейболиста (кисти соединены вместе) вытянуты вперед-вниз в сторону приближающегося мяча . Этим и заканчивается подготовительная фаза движений. В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, находящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает руками опускающийся мяч. После этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руку, бедро — таз и перекат на спине, с переворотом через левое (правое) плечо с выходом в положение упора лежа . Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется развиваемой туловищем инерцией, получаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выведения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на ноги и включиться в игру.
Техника приема мяча снизу одной рукой с падением — перекатом на бедро — спину выполняется аналогично описываемому выше способу, за исключением фазы приема мяча, который производится одной рукой.
Нижний прием мяча от нападающих ударов при полете мяча с большой скоростью в зону расположения игрока может также иметь много разновидностей. При полете мяча под острым углом к поверхности площадки волейболист может принимать мяч в низком приседе или с опорой о колено.

Нижний прием мячей, летящих с подачи или от нападающего удара по более пологой траектории, выполняется в безопорных положениях. При этом, если мяч летит на уровне игрока, последний, оттолкнувшись от опоры, принимает мяч на супинированные предплечья . При полете мяча в стороне от волейболиста для того, чтобы мяч не отрикошетил от принимающей поверхности рук в сторону, игрок в безопорном положении поднимает правое (левое) предплечье и плечо, опуская левое (правое) предплечье и плечо. Этим движением обеспечивается направленный отскок мяча в поле на разыгрывающего волейболиста. В этих способах приема мяч соприкасается не только с серединой предплечий (оптимальный вариант техники), но и с местом сочленения плеча и предплечья.
Техника приема мяча снизу одной и двумя руками с опорой на руки- и падением перекатом на грудь — живот является незаменимым приемом в тех случаях, когда мяч летит далеко от игрока или неожиданно изменяет траекторию своего полета. Умение использовать прием мяча с падением значительно повышает игровую активность и расширяет возможности игры в защите.

Наиболее распространенный и широко применяемый среди мужчин-волейболистов — прием мяча снизу в падении с опорой на руки и падением-перекатом на грудь-живот. Учитывая анатомо-физиологические особенности организма, женщинам не рекомендуется выполнять данный технический прием.

Весь цикл движений этого игрового приема можно расчленить на ряд последовательных фаз. Быстрое перемещение по площадке с заключительным шагом-выпадом, отталкивание от опоры, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки падением-перекатом на грудь-живот .В подготовительной фазе, выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно выпрямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед левую ногу. В этот момент наклон туловища вперед значительно увеличивается, руки игрока опущены вниз и подготавливаются для вынесения вперед для приема мяча.
В фазе отталкивания от опоры левая нога почти выпрямлена и соприкасается с поверхностью площадки лишь носком стопы, завершающим толчковое движение. В результате этих движений ЦТТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и наклоняется вперед, руки выносятся для приема мяча, бедро правой согнутой ноги располагается горизонтально поверхности площадки.
В безопорной фазе левая нога, отталкиваясь от опоры, начинает смещение вверх, а затем вниз и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается. Закрепленная ладонная часть кисти правой руки (кулак или тыльная сторона кисти) подбивает падающий мяч. Смещение руки направлено вниз для опоры о площадку. После подбивания мяча правая рука также движется вниз и участвует в опоре.
Приземление начинается с опоры рук, которые, сгибаясь в локтевых суставах, способствуют соприкосновению груди, а затем живота с поверхностью площадки. Перекат происходит плавно и сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предотвращения травм подбородка игрок в момент приземления отклоняет голову несколько назад.

Техника передач мяча сверху

Техника выполнения различных верхних передач имеет также некоторые отличия, которые обусловлены их тактическим назначением в связи с розыгрышем мяча для нападающих ударов.

Основой техники верхних передач является правильное расположение рук, и в особенности кистей и пальцев, на мяче при взаимодействии с мячом.
Особенности техники выполнения второй передачи мяча вперед на край сетки из зоны выходящего игрока заключаются в следующем. Для того чтобы направить мяч по высокой и далекой траектории, волейболисту необходимо приложить значительные усилия как к опоре, так и к мячу. Для развития этих усилий игрок уже в исходном положении значительным сгибанием ног в коленных суставах создает предпосылки для увеличения пути ЦТТ в подготовительной и рабочей фазах движения.
Скорость смещения частей тела в пространстве в подготовительной и рабочей фазах при движении рук навстречу мячу, амортизации и вылете мяча превышает их скорость при рассмотренной нами обычной передаче.
Движения рук, кистей и пальцев остаются стабильными, только степень их мышечного напряжения возрастает. При этом увеличение усилий сопровождается отрывом подошвенных частей стопы от поверхности площадки после вылета мяча из рук в фазе сопровождения мяча. В данном случае резкое отталкивание от опоры характеризуется реактивным всплеском динамографической кривой.

Особенности техники второй прострельной передачи мяча вперед из зоны выходящего игрока заключается в более кратковременном кистевом движении рук в подготовительной и рабочей фазах.
Сложность выполнения таких передач состоит в необходимости так соразмерить свои усилия, чтобы мяч, набрав довольно большую начальную скорость, предельно снизил ее над сеткой в зоне удара.
Согласованность действий разыгрывающего игрока с атакующим при ударе «на взлете», из которого видно своеобразие фазовой структуры данной передачи.

Первая ее особенность — наиболее высокое исходное положение пасующего игрока, вторая — кистевой характер передачи. Кроме этого, видно, что мяч вылетает из рук пасующего волейболиста только в тот момент, когда атакующий игрок уже оттолкнулся от поверхности площадки и, находясь в безопорном положении, готовит руку к замаху для удара по мячу.

Техника нападающего удара.

Нападающий удар состоит из четырех фаз: разбега, прыжка, собственно нападающего удара и приземления. В свою очередь, эти фазы состоят из микрофаз, отличающихся своеобразием
внешней формы движений и особенностями нервно-мышечных проявлений. Такое деление нападающего удара на фазы и под-фазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.

Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижение наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча.
Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяют натри подфазы: начало, середину и напрыгивание. В первой, стартовой, подфазе волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два так называемых ступающих шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой.
Во второй подфазе игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.
В третьей подфазе — напрыгивании — игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.

При напрыгивании стопу вынесенной вперед ноги ставят с пятки, другую ногу присоединяют к первой, выпрямленные руки отводят назад для предстоящего махового движения.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору.
Высота прыжка в значительной степени обусловлена взрывным характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедления движений в конце толчка.

Удар по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также движения расчленяют на две подфазы: подфазу взлета и замаха и собственно ударное движение. Замах правой руки для удара по мячу выполняется в момент окончания отталкивания от опоры. В это время левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводят вниз, а правой продолжают начатое движение.

Нападающие удары с переводом

Нападающий удар с переводом влево без поворота туловища. Этот удар используется в том случае, когда зоны прямого удара закрыты блоком противника. Особенно эффективен этот способ нападающего удара, когда разбег и прыжок выполняются, как и при прямом нападающем ударе, — по ходу разбега. Блокирующие игроки, определяя направление удара по первоначальным движениям нападающего, закрывают направление прямого удара, оставляя открытой зону для удара с переводом.
Удар с переводом сложнее по выполнению, чем прямой нападающий удар. Первоначальные движения — разбег и прыжок — при удар

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *