Теория волейбола – Урок теории по волейболу

Содержание

Урок теории по волейболу

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тип урока: Использование информационных технологий на уроке физической культуры

Тема: Урок теории по волейболу

Цели и задачи урока:

  • упорядочить знания по истории волейбола;
  • ознакомить с основными приемами техники;
  • систематизировать основные понятия, полученные при изучение данной темы;
  • подтвердить полученные умения и навыки при ответе на вопросы (тестов).

Вид урока: комбинированный.

Место проведения: компьютерный класс.

Инвентарь и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки, тетрадь, ручка.

Ход занятий

  1. Приветствия учителя. Учитель: “Здравствуйте, ребята!”. Учитель: “Садитесь!”.
  2. Сообщение задач урока. “Открыли тетрадь, делаем запись, конспектируем основную мысль”.

Просмотр презентации “Волейбол” просмотр слайда №1, просмотр слайда №2 (также возможен вариант использование – Приложения, при более конкретном использование на уроке разбора техники).

Из истории волейбола. Просмотр слайда № 3 (Приложение)

Приоритет в создании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры колледжа Ассоциации молодых христиан в американском городе Холиоке (штат Массачусетс).

Однажды Морган предложил своим питомцам подбросить через рыболовную сеть надутую резиновую камеру.

Вскоре он с удивлением обнаружил, что те обмениваются пасами с явным азартом.

Крестным отцом нового вида спорта профессор Спрингфилдского колледжа Альфред Холстед.

Он назвал новую игру волейболом, что в переводе с английского означает “летающий мяч”. Действительно, это единственная спортивная игра, где главная задача — не дать мячу коснуться земли.

Размеры и линии площадки. Просмотр слайда № 4 (Приложение)

Размеры площадки – 9 х 18 м,

разделенный пополам сеткой (высота 2,43 м – мужской и 2,24 м – для женской сетки).

На площадки есть передняя зона и задняя зона.

Зона подачи – 3-8 м.

Свободная зона – 3-5 м.

Зона замены

Волейбольный мяч. Просмотр слайда № 5 (Приложение)

Размеры:

Окружность – 65-67 см

Вес мяча-260-280г.

Давление от 0,30 до 0,325 кг/ см?.

Одежда. Просмотр слайда № 6 (Приложение)

Футболка; спортивные шорты; носки; кроссовки; на колени одевают наколенники, защищающие коленный сустав от травм.

Правила игры. Просмотр слайда № 7 (Приложение)

Волейбол — коллективная игра.

Она проводится между двумя командами.

На площадке в каждой команде выступают шесть человек.

Цель игры — ударами рук направить мяч на сторону соперника и там приземлить.

Матч состоит из пяти партий, а они — из эпизодов, в любом из них разыгрывается одно очко. Эпизод начинается с подачи мяча через сетку (подающий находится за линией своей площадки), после чего игроки неприятельской команды, передавая мяч, друг другу не более двух раз, третьим ударом отправляют его через сетку.

Команда получает очко и право на следующую подачу, если её соперник не сумеет отбить мяч (и он коснётся земли либо пола) или не перекинет мяч обратно через сетку за три касания. Выигрывает партию команда, набравшая 25 очков. При счете 24:24 игра продолжается до тех пор, пока разница не достигнет двух очков.

В мачте побеждает команда, которая одолела соперника в трёх партиях из пяти.

Правда. В пятой партии требуется набрать не 25, а 15очков.

О технике игры. Просмотр слайда № 8 (Приложение)

Стойка волейболиста. Просмотр слайда № 9 (Приложение)

Ноги расположены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах.

Одна нога впереди, или ступни расположены параллельно.

Туловище наклонено вперед. Чем ниже стойка, тем больше вперед наклонено туловище. Руки согнуты в локтевых суставах.

Передача мяча сверху двумя руками. Просмотр слайда № 10 (Приложение)

Передача мяча сверху двумя руками составляет основу игры. При взаимодействии нападающих для ускорения атаки и дезорганизации блока. Она дает возможность выполнять различные упражнения по технике, а также играть через сетку.

Правильное положение кистей и пальцев. Просмотр слайда № 11 (Приложение)

Отбивание мяча кулаком. Просмотр слайда № 12 (Приложение)

В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки

Подачи. Просмотр слайда 13(Приложение)

Игра начинается подачей. Этим приемом мяч вводится в игру.

Соревнования без подачи невозможны. Очко команда также может выиграть только тогда, когда она подавала, а соперник совершил ошибку.

Прием мяча. Просмотр слайда № 14 (Приложение)

Применяется в защитных действиях, чтобы не допустить падения мяча, посланного соперником, на площадку.

Прием подачи считается удачным, когда после приема мяча он оказывается в зоне нападения.

Прием мяча впадение. Просмотр слайда № 15 (Приложение)

Применяется, когда мяч низко летит при передаче.

Нападающий удар. Просмотр слайда № 16 (Приложение)

Это самый эффективный способ завершения атаки, именно он чаще всего приносит победные очки.

Блокирования мяча. Просмотр слайда № 17 (Приложение)

Выставление рук над верхним краем сетки для преграждения полета мяча после нападающего удара называется блокированием. Оно применяется для противодействия нападающего удара. Выполняется одним или двумя (реже тремя) игроками в прыжке с места или после перемещения.

Проверка теоретических знаний.. с помощью тестирования на компьютере и карточек тестов.

Класс разделить на две части. Первая часть учащихся идет к компьютерам, другая остается за партами. Отвечают на вопросы тестов. В конце опроса ставиться отметка.

Заключительная часть урока.

1. Сесть на свои места

2. Подведение итогов урока

  • Повторение изученного на уроке: подачи, передачи, приемы мяча.

3. Домашнее задание. Подготовиться к опросу по уроку.

4. Учитель: “ Класс! Встать! Смирно! До свидания, ребята!”. Ученики: “До свидания!”.

Организованный уход.

13.03.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лекция — Волейбол происхождение игры и правила

Агентство по управлению бюджетными организациями

Пермского края ГОУ СПО СК

Реферат

тема:

ВОЛЕЙБОЛ

выполнил:

студент Эл-21

Карнаухов К.А.

проверил:

Башкиров О.П.

Очер 2010

Содержание

1. История

2. Правила игры

2.1 Волейбольная площадка

2.2 Техника и тактика в волейболе

3. Разновидности волейбола

4. Изменения в правилах (2009 год)

Используемая литература

1. История

Волейбол (англ. volleyball от volley — «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB(англ.) — Международная федерация волейбола. Волейбол — олимпийский вид спорта с 1964 года.

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Для любителей волейбол — распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря.

Существуют многочисленные варианты волейбола, ответвившиеся от основного вида — пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол, пионербол, парковый волейбол (утверждённый конгрессом FIVB в ноябре 1998 года в Токио).

Происхождение современного волейбола

Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). 9 февраля 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Годом позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6 x 15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5—68,5 см (25—27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.

В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915—1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке — шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11х22 м без смены позиций игроками во время матча.

В 1922 году проведены первые общенациональные соревнования — в Бруклине состоялся чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд. В том же году была образована федерация баскетбола и волейбола Чехословакии — первая в мире спортивная организация по волейболу. Во второй половине 1920-х годов возникли национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В тот же период формируются главные технические приёмы — подача, передачи, атакующий удар и блок. На их основе возникает тактика командных действий. В 1930-е годы появились групповой блок и страховка, варьировались атакующие и обманные удары. В 1936 году на конгрессе международной федерации по гандболу, проводившемся в Стокгольме, делегация Польши выступила с инициативой организовать технический комитет по волейболу как часть федерации по гандболу. Была образована комиссия, в которую вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии. Членами этой комиссии в качестве основных были приняты американские правила с незначительными изменениями: замеры проводились в метрических пропорциях, мяча можно было касаться всем телом выше пояса, после касания мяча на блоке игроку было запрещено повторное касание подряд, высота сетки для женщин — 224 см, зона подачи была строго ограничена.[5]

Послевоенная история

После окончания Второй мировой войны (1939—1945) стали расширяться международные контакты. 18—20 апреля 1947 года в Париже состоялся первый конгресс Международной федерации волейбола (FIVB) с участием представителей 14 стран: Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, США, Уругвая, Франции, Чехословакии и Югославии, которые и стали первыми официальными членами FIVB. В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужских команд. В 1951 году на конгрессе в Марселе FIVB утвердила официальные международные правила, а в её составе были образованы арбитражная комиссия и комиссия по разработке и совершенствованию правил игры. Были разрешены замены игроков и тайм-ауты в партиях, матчи как мужских, так и женских команд стали проводиться в 5 партий.

Первым президентом FIVB был избран французский архитектор Поль Либо, впоследствии неоднократно переизбиравшийся на этот пост до 1984 года. В 1957 году на 53-й сессии Международного олимпийского комитета волейбол был объявлен олимпийским видом спорта; на 58-й сессии принято решении о проведении волейбольных соревнований среди мужских и женских сборных на Играх XVIII Олимпиады в Токио. После токийской Олимпиады было внесено существенное изменение в правила игры — блокирующим разрешили переносить руки над сеткой на сторону соперника и повторно касаться мяча после блокирования.

В международных соревнованиях 1960—1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии. У женщин вплоть до московской Олимпиады-1980 наиболее значимым выглядело соперничество советской и японской школ — сборные СССР и Японии играли друг против друга в финалах первых четырёх олимпийских турниров и одержали в них по две победы. Определённых успехов также добились сборные Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии, Северной и Южной Кореи. В 1978 году привычную расстановку сил в женском волейболе нарушила сборная Кубы, неожиданно при огромном преимуществе над соперниками выигравшая проводившийся в Советском Союзе чемпионат мира.

1980-е годы. Новые правила

В 1984 году Поля Либо сменил на посту президента FIVB доктор Рубен Акоста, адвокат из Мексики. По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований и «телегеничности» волейбола, связанной с сокращением продолжительности матчей. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся XXI конгресс FIVB, где были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: она стала играться по системе «ралли-пойнт», или «тай-брейк» («розыгрыш — очко»), в 1990-е годы также устанавливался «потолок» в 17 очков для первых четырёх партий (т.е. они могли заканчиваться при преимуществе соперников в 1 очко со счётом 17:16). В 1996 году разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой, в 1997 году FIVB предложила национальным сборным включать в свои составы игрока либеро. Проводился эксперимент с ограничением волейбольных партий по времени[6], однако в октябре 1998 года на конгрессе FIVB в Токио было принято ещё более революционное решение — играть по системе «ралли-пойнт» каждую партию: первые четыре до 25 очков, пятую — до 15.

В этот период продолжали совершенствоваться и не связанные с изменениями правил техника и тактика игры. В начале 1980-х появилась подача в прыжке и почти перестала применяться боковая подача, увеличилась частота нападающих ударов с задней линии, произошли изменения в способах приёма мяча — прежде непопулярный приём снизу стал господствующим, а приём сверху с падением почти исчез. Сузились игровые функции волейболистов: например, если раньше в приёме были задействованы все шесть игроков, то с 1980-х годов выполнение этого элемента стало обязанностью двух доигровщиков.

Игра стала более силовой и быстрой. Волейбол увеличил требования к росту и атлетической подготовке спортсменов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов всё изменилось. В командах высокого класса ниже 195—200 см обычно только связующий и либеро. В число сильнейших добавились новые команды — Бразилия, США, Куба, Италия, Нидерланды, Югославия. В то же время возросла разница в классе между сборными стран Европы и Южной Америки и представителями Азии (исключением является женская сборная Китая). Трёхкратный чемпион мира мужская сборная Италии 1990—1998 годов и женская команда Японии 1960—1965 годов были признаны FIVB лучшими командами XX века.

С 1990 года стала разыгрываться Мировая лига по волейболу, ежегодный цикл соревнований, призванный увеличить популярность этого вида спорта во всём мире. С 1993 года проводится аналогичное соревнование у женщин — Гран-при. Со второй половины 1980-годов в Италии создаётся первая по-настоящему профессиональная лига, организация которой становится примером для национальных чемпионатов других стран.

В 1985 году в Холиоке открыт Зал волейбольной славы, в который заносятся имена наиболее выдающихся игроков, тренеров, команд, организаторов, судей.

Современное состояние

—PAGE_BREAK—

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола [7], волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун. Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин — сборная России (2006).

Руководство FIVB продолжает вести работу над усовершенствованием волейбольных правил. Некоторые изменения были внесены в 2009 году, и в том же году на клубном чемпионате мира в Дохе (этот турнир был возрождён после 17-летнего перерыва) была опробована так называемая «золотая формула», согласно которой принимающая команда свою первую атаку должна проводить строго с задней линии. На практике это нововведение, которое по замыслу должно способствовать выравниванию возможностей соперников и позволить мячу дольше находиться в воздухе, не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к уменьшению зрелищности игры, за что было подвержено критике со стороны многих игроков, тренеров, специалистов и любителей волейбола [8]. «Золотая формула» и другие возможные изменения в правилах будут обсуждаться на конгрессе FIVB в 2011 году и могут быть приняты по окончании Олимпийских игр в Лондоне.

Развитие волейбола в СССР и России

В СССР волейбол культивировался с начала 1920-х годов. Официальной датой его рождения в советской стране считается 28 июля 1923 года, когда на Мясницкой улице состоялся матч между командами Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственного техникума кинематографии. У истоков волейбола в СССР действительно стояли представители творческой интеллигенции, но за короткий период эта игра стала массовым развлечением для самого широкого круга людей, а затем превратилась в современный и популярный вид спорта. Большую роль в популяризации волейбола в мире, развитии технико-тактического арсенала этого вида спорта сыграли советские игроки и тренеры.

В январе 1925 года Московским Советом физкультуры были разработаны первые официальные правила соревнований по волейболу. В 1932 году была создана Всесоюзная секция волейбола, в 1948-м вступившая в FIVB, а в 1959-м преобразованная в Федерацию волейбола СССР. [9]

С 1933 года проводятся розыгрыши чемпионатов СССР, волейбол присутствовал в программе всех Всесоюзных спартакиад. К 1935 году относятся первые международные матчи советских волейболистов со спортсменами из Афганистана, а в 1947 году волейбольная команда из СССР принимала участие на первом Всемирном фестивале демократической молодёжи в Праге. Выйдя на международную арену, советские волейболисты сразу становятся лидерами мирового волейбола — 1949 год ознаменован победами мужской сборной СССР на чемпионате мира и женской на чемпионате Европы. Чемпионат мира 1952 года, проходивший на стадионе «Динамо», стал первым крупнейшим международным спортивным соревнованием, организованным Советским Союзом.

В 1964 году в Токио мужская сборная СССР стала победителем первого олимпийского волейбольного турнира. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов.

Советские волейболисты — 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 — Европы, 1 — на Кубке мира. В Зал волейбольной славы приняты игроки Инна Рыскаль, Юрий Чесноков, Константин Рева, Нина Смолеева и Иван Бугаенков, тренеры Вячеслав Платонов, Гиви Ахвледиани и Николай Карполь, в категории «Организаторы» Владимир Саввин.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1992 году. Председатель Наблюдательного совета ВФВ — Николай Патрушев, Президент организации — Станислав Шевченко. [9] Мужская сборная России — победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов-1997.

2. Правила игры

В волейбол играют на прямоугольной площадке 9ґ18 метров (с деревянным или синтетическим покрытием), разделенной пополам сеткой. Игровая площадка окружена так называемой свободной зоной, которая также может быть задействована в процессе игры. Высота свободного пространства над игровым полем должна составлять не менее 12,5 м. Сетка крепится на высоте 2,43 м (по верхнему краю) – для мужских команд и 2,24 м – для женских (предусмотрены также соответствующие варианты для трех детско-юношеских возрастных групп). По краям к сетке крепятся специальные антенны, ограничивающие плоскость перехода мяча над сеткой во избежание споров о том, прошел ли он в пределах или за пределами игрового пространства.

2.1 Волейбольная площадка

Волейбольный мяч представляет собой сферическую внутреннюю камеру из резины (или подобного ей материала) с покрытием из эластичной или синтетической кожи. Масса мяча – 260–280 граммов, окружность – 65–67 сантиметров. Долгое время в официальных соревнованиях использовался белый мяч. После ряда экспериментов с различными цветовыми сочетаниями эксперты Международной федерации волейбола (ФИВБ) признали наиболее оптимальной комбинированную бело-желто-синюю расцветку мяча. С конца 1990-х годов на всех турнирах, проводимых под эгидой ФИВБ, играют только такими мячами.

2.2 Техника и тактика в волейболе

Команда может состоять максимум из 12 игроков. На площадке одновременно выступают шесть из них. В каждой партии разрешается шесть замен – и еще шесть так называемых обратных замен (игрок начальной расстановки может выйти из игры и вновь вернуться на площадку – но только один раз в партии и только на позицию заменившего его ранее партнера). Одновременно могут быть заменены один или несколько игроков. В случае если лимит замен исчерпан, а кто-то из игроков на площадке получает травму, допускается так называемая исключительная замена. Заменить травмированного игрока может любой партнер (кроме либеро).

Матч состоит из пяти партий, а партии – из игровых эпизодов, в каждом из которых разыгрывается одно очко.

Эпизод начинается с подачи мяча через сетку. Первая подача в первой и в решающей (пятой) партиях выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке. Во всех остальных партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.

Подача производится из зоны подачи за лицевой линией площадки ударом по мячу кистью или любой частью руки после того, как мяч был подброшен или выпущен с руки (рук). Игроки подающей команды не имеют права мешать соперникам – с помощью индивидуального или группового заслона – видеть подающего и траекторию мяча. Игроки принимающей команды, пасуя мяч друг другу, пытаются отправить его обратно на сторону подающей команды, при этом допускается не более трех касаний мяча (третьим ударом он должен быть отправлен через сетку). Если использовано более трех касаний (блок – не в счет), фиксируется ошибка «четыре удара». Под «ударами» подразумеваются как преднамеренные, так и неумышленные соприкосновения игроков с мячом. Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, это засчитывается как два (три) удара, исключая блокирование. Кроме того, один и тот же игрок не может ударить по мячу два раза подряд. Мяч может касаться сетки при переходе через нее.

Команда получает очко и право на подачу, если соперник не сумел отбить мяч (и тот коснулся пола), не перекинул мяч обратно через сетку за три касания или сделал это с нарушением правил. Партию выигрывает команда, первой набравшая 25 очков с преимуществом минимум в два очка. При счете 24:24 игра продолжается до достижения одной из команд преимущества в два очка (26:24, 27:25 и т.д.) При счете партий 2:2 играется решающая (пятая) партия – до 15 очков, но разница в счете также должна составлять не менее двух очков. В матче побеждает команда, которая выиграла три партии. Ничьи в волейболе исключены.

Правилами предусмотрены наказания за неправильное поведение игроков по отношению к официальным лицам, соперникам, партнерам по команде или зрителям: предупреждение, замечание (команда наказывается потерей розыгрыша), удаление игрока (до конца партии или матча), дисквалификация игрока (до конца матча).

Соревнования по волейболу проходят по круговой системе либо с выбыванием.

За более чем столетнюю историю волейбола его правила не раз претерпевали существенные изменения. В конце 20 в. волейбольная сетка крепилась на высоте 1,83 м, а размеры площадки составляли 6,75ґ13,8 м (позднее – 7,62ґ15,2 м). Количество игроков на площадке не ограничивалось, так же, как и максимально допустимое число ударов по мячу. Разрешалось ведение мяча (т.е. многократное касание его одним игроком) и использование в процессе игры стен зала. Очки засчитывались только при своей подаче, а при первой неудачной подаче разрешался повтор. Касание мячом сетки расценивалось как ошибка. Иным был и допустимый «разброс» в параметрах мяча: окружность – 63,5–68,5 см, а масса – 252–336 граммов. Со временем число игроков в команде (на площадке) сократилось до шести, а число касаний мяча – до трех (при этом допускалось дополнительное касание на блоке).

Формирование современных волейбольных правил относится к 1910–1920-м годам. Определенные расхождения в правилах в разных странах и регионах стали одной из причин, по которым волейбол включили в олимпийскую программу лишь в конце 1950-х годов. Первые официальные международные правила были утверждены в 1947 на учредительном конгрессе ФИВБ. Примечательно, что тогда же в составе федерации была образована комиссия по разработке и совершенствованию правил игры. Поправки вносились в них неоднократно.

Одно из самых кардинальных изменений в правилах произошло в конце 20 в. Связано оно с тем, что волейбольные матчи нередко длились два-три часа. Бесконечные переходы подач не сказывались на счете и заметно затягивали время игры: команда зарабатывала очко только при своей подаче, а при чужой лишь отыгрывала ее. Сначала приняли правило, согласно которому решающая (пятая) партия проводилась по принятой в теннисе системе тай-брейк: каждый розыгрыш мяча – очко (независимо от того, чья была подача), а счет в первых четырех партиях ограничивался 17 очками, при счете 17:16 партия считалась завершенной. (Прежде все партии игрались до 15 очков или пока разрыв в счете не составлял два очка – 16:14, 17:15 и т.д.)

В 2000 система тайм-брейк стала применяться во всех партиях (первые четыре играются до 25 очков, решающая (пятая) – до 15). Были введены и некоторые технические новшества. Например, в защите разрешили играть любой частью тела, даже ногами (прежде допускалась лишь игра руками и телом выше пояса). Подача сейчас выполняется с любого места за площадкой, а не из специальной зоны, как прежде; допускается, если при подаче мяч задевает сетку, но перелетает на половину соперников и т.д.

В настоящее время ФИВБ рассматривает возможность проведения экспериментальных международных соревнований с лимитом роста для игроков: 175 см – для женщин и 185 см – для муж. Разновидности волейбола

Известно немало разновидностей классического волейбола. Прежде всего, это пляжный волейбол, включенный в программу Олимпийских игр.

3. Разновидности волейбола

Мини-волейбол. Игра для детей до 14 лет. Включена в школьную программу многих стран, в том числе России. Появился мини-волейбол в 1961 в ГДР. В 1972 были официально утверждены его правила. Различают два уровня: мини-3 и мини-4. В каждой команде играют три (четыре) игрока плюс двое запасных. За команду могут выступать одновременно и мальчики и девочки, но их соотношение в командах-соперницах должно быть одинаково. Игра проходит на площадке 6ґ4,5 (6ґ6) м, разделенной пополам сеткой на высоте 2,15 (2,05) м. Вес мяча: 210–230 граммов, окружность: 61–63 см. Игра в партии идет до 15 очков. При счете 14:14 играют до тех пор, пока преимущество одной из команд не составит два очка или пока она не наберет 17 очков. Для победы в матче необходимо выиграть две партии. Нередко игра в мини-волейболе идет на время. (У мини-волейбола есть игра-антипод: гигантский волейбол. Число игроков в команде доходит до ста человек, а сама площадка по размерам лишь вдвое превышает обычную. Играют легким мячом в брезентовой покрышке диаметром 80 см, число ударов не ограничено.)

    продолжение
—PAGE_BREAK—

Пионербол. Основное его техническое отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском. Матч состоит из трех партий, игра в которых ведется до 15 очков. Выигрывает команда, победившая в двух партиях. Пионербол включен в программу средних школ по физподготовке и является подготовительным этапом в освоении азов не только волейбола, но и баскетбола. В разных городах России проводятся соревнования по пионерболу.

Воллибол (англ. «wallyball», от «wall» – стена) изобрел в 1979 американец Джо Гарсиа. Играют две команды по два, три или четыре человека. Допускается использование боковых стен спортзала. Игра ведется до 15, 18 или 21 очка (но разница в счете должна быть не менее 2 очков).

Среди воллиболистов немало представителей классического волейбола, в том числе члены олимпийской сборной США Пол Сандерлэнд и Рита Крокетт, и известных людей из мира политики и шоу-бизнеса, включая президента США Джорджа У.Буша. В начале 1980-х годов бизнесмен Майк О’Хара (в прошлом входивший в состав олимпийской сборной США) основал компанию «Воллибол интернэшнл инк» (WII), взявшую на себя организацию региональных и интернациональных турниров в стране. В 1989 несколько членов исполкома WII, не согласных с политикой О’Хара, создали Американскую воллибольную ассоциацию. Ассоциация провела ряд альтернативных мероприятий в США и международных турниров в разных странах. В настоящее время обе организации практически бездействуют. В ноябре 2001 усилиями изобретателя воллибола была сформирована некоммерческая Объединенная Ассоциация воллиболистов. Гарсиа намерен возродить былой интерес к своему детищу и добиться его признания олимпийским видом спорта. Сейчас во всем мире воллиболом занимаются несколько миллионов человек.

Фаустбол (от нем. «Faust» – кулак), в англоязычных странах принято название «фистбол» (англ. «fist» – кулак). Один из старейших видов спорта. Первые правила были приняты в 1555 в Италии. В конце 19 в. игра попала в Германию, ставшую со временем центром мирового фаустбола. В настоящее время игра чрезвычайно распространена в ряде европейских странах, а также в Северной и Южной Америке, в Японии и некоторых африканских государствах. В фаустбол играют две команды по пять игроков в каждой (плюс трое запасных) на площадке 50ґ20 метров – как в помещении, так и на открытом воздухе. Игра состоит из 2 таймов по 15 минут. Если правилами турнира ничья в матче исключается, то в случае ничейного результата назначаются две дополнительные 5-минутки, при необходимости еще две и т.д. – до победы одной из команд с перевесом как минимум в два очка. Мяч чуть тяжелее волейбольного (320–380 граммов). Вместо сетки используется веревка, натягиваемая на высоте двух метров. Подача производится с линии в 3 метрах от веревки. Принимать мяч можно и с воздуха, и после отскока от земли (правилами допускается только один отскок), пасовать его партнеру и переводить на сторону соперника надо ударом кулака или предплечья. Техника и тактика в волейболе. Поначалу волейбольная игра во многом строилась на индивидуальном мастерстве отдельных спортсменов. Но уже в начале 20 в. закладываются основы командной игры, наигрываются некоторые комбинации и игровые связи.

Во второй половине 1920-х годов формируются основные технические элементы игры (подача, пас, атакующий удар и блок), на основе которых постепенно разрабатывается тактика командных действий, требующая взаимопонимания и сыгранности партнеров. (Например, «погасить» мяч в площадку соперника невозможно без точного и своевременного паса.) В 1930-е годы появляются групповой (с участием двух и даже трех игроков обороняющейся команды) блок и страховка, новые атакующие – в том числе обманные – удары. Немало новых технических приемов появилось в волейболе после Второй мировой войны. Так, в 1960-е годы волейболисты освоили, среди прочего, прием мяча в падении и с перекатом и блок с переносом рук на сторону соперника, а в 1980-е – подачу мяча в прыжке.

Современный волейбол – это игра высоких скоростей и больших высот. Атакующий удар нередко производится с высоты, заметно превышающей высоту баскетбольного кольца (порядка 3,5 и более метров), и достигает «цели» за считанные доли секунды.

Волейбольная площадка с каждой стороны условно разделена на шесть зон: три под сеткой (передняя линия) и три сзади, в трех метрах от сетки (задняя линия). Три игрока передней линии занимают позиции (слева направо) 4, 3 и 2, а игроки задней линии, соответственно, 5, 6 и 1 (позиция подающего). Начальная расстановка определяет порядок последующего перехода игроков на площадке: подающий переходит на позицию 6, затем – 5 и т.д. Этот порядок сохраняется на протяжении всей партии. Перед началом каждой партии тренер представляет начальную расстановку своей команды в специальной карточке расстановки. В момент удара по мячу подающим игроки обеих команд должны находиться в пределах своей площадки в порядке перехода, за исключением подающего. Если команда выигрывает очко при чужой подаче, то перед своей подачей игроки, двигаясь по часовой стрелке, переходят в другие зоны. Определенные «позиционные ограничения» сохраняются и в процессе игры. Игроки задней линии не могут участвовать в состоявшемся блоке, а также завершать атакующий удар из передней зоны, если мяч в момент касания находится выше верхнего края сетки.

В современном волейболе различают пять основных амплуа игроков: связующий, диагональный нападающий, центральный блокирующий, доигровщик и либеро.

Связующий (или пасующий) определяет «тактический рисунок» игры своей команды. Именно он в большинстве случаев выполняет передачу мяча нападающему для завершающего удара (исключение – ситуации, когда связующий оказывается в роли принимающего). От его действий во многом зависит успех в борьбе с блокирующими команды-соперника. Связующий определяет слабые места в неприятельской обороне (например, невысокий игрок на передней линии или не очень расторопный центральный блокирующий) и выводит атакующего на наиболее выгодную позицию. Связующий – мозговой центр команды и ее лидер.

В роли диагонального (или универсального) нападающего выступают самые мощные и прыгучие игроки команды, поскольку они атакуют в основном с задней линии. Именно диагональные нападающие набирают больше всего очков в игре.

Двое центральных блокирующих, или нападающие первого темпа бьют с коротких прострельных передач. На этой позиции выступает немало спортсменов «баскетбольного роста» – таких, как игрок сборной России Алексей Казаков (217 см). Главная их задача – блокировать удары соперников так, чтобы мяч не перелетел через сетку или попал к защитникам своей команды. Прыжок блокирующих должен быть не только высоким, но и своевременным – в противном случае блокируемый «перевисит» блок и нанесет удар поверх него. Правилами допускается перенос рук блокирующими на сторону соперника – при том условии, что они касаются мяча после того, как его коснется атакующий.

Доигровщики, или нападающие второго темпа атакуют с краев сетки. Им часто адресуют для «обработки» трудные мячи. На доигровщиков возложен также прием мяча с подачи соперника. Принимающий должен обладать отменной реакцией: за десятые доли секунды ему надо определить «угол атаки» соперника, выбрать наиболее удачную позицию для приема мяча и решить, куда его следует отыграть.

Амплуа либеро появилось в волейболе в конце 1990-х годов. Это свободный защитник, играющий на задней линии вместо одного из партнеров. На него ложится основная нагрузка по приему мяча. На площадке он выделяется формой, цвет которой контрастен по цвету форме других игроков команды. На либеро не распространяется ограничение на замены, но между двумя его заменами должен быть проведен розыгрыш мяча, а сменить либеро на площадке может только тот игрок, которого он заменил ранее. Либеро не имеет права подавать, атаковать в прыжке, а также участвовать в блоке. На него распространяются все ограничения, касающиеся игроков задней линии. Амплуа либеро идеально подходит для игроков невысокого роста. Появление подобного «узкого специалиста» заметно расширило возможности команды в защите.

Стандартная схема действий принимающей команды: прием мяча – передача – атакующий удар.

В процессе игры лучшие блокирующие команды – в результате переходов – не всегда находятся на передней линии, точно так же, как лучшие защитники – на задней. Поэтому оптимальная первоначальная расстановка игроков на площадке и последующее варьирование состава при помощи замен – ключевой момент в тактике современного волейбола.

В арсенале каждой команды есть свои излюбленные наигранные схемы и «фирменные» приемы. На Олимпийских играх 1984 подачи в прыжке (не новый по тем временам прием) в исполнении игроков сборной Бразилии поразили всех невиданной прежде эффективностью – и во многом предопределили общий успех команды, занявшей 2-е место. Сейчас этот прием взяли на вооружение все команды. После подачи таких мастеров, как итальянец Андреа Санторетти, мяч летит с невероятной скоростью и вращением.

Немало технических и тактических новшеств привнесли в игру наши спортсмены и тренеры: внезапная атака с первого паса, резаные подачи, откидки мяча назад и др.

4. Изменения в правилах (2009 год)

На XXXI конгрессе FIVB в Дубае были утверждены изменения в правилах, вступившие в силу с сезона 2009 года. Теперь заявка команды в официальных международных встречах составляет 14 игроков, 2 из которых либеро. Также изменено толкование ошибок «касание сетки» и «заступ» на игровую половину противника, уточнено определение блокирования, внесены процедурные изменения, касающиеся функций судей и порядка проведения замен.


www.ronl.ru

Теория Урок по волейболу

Урок теории по волейболу

Тип урока: Использование информационных технологий на уроке физической культуры

Тема: Урок теории по волейболу

Цели и задачи урока:

упорядочить знания по истории волейбола;

ознакомить с основными приемами техники;

систематизировать основные понятия, полученные при изучение данной темы;

подтвердить полученные умения и навыки при ответе на вопросы (тестов).

Вид урока: комбинированный.

Место проведения: компьютерный класс.

Инвентарь и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки, тетрадь, ручка.

Ход занятий

Приветствия учителя. Учитель: “Здравствуйте, ребята!”. Учитель: “Садитесь!”.

Сообщение задач урока. “Открыли тетрадь, делаем запись, конспектируем основную мысль”.

Просмотр презентации “Волейбол” просмотр слайда №1, просмотр слайда №2 (также возможен вариант использование – Приложения, при более конкретном использование на уроке разбора техники).

Из истории волейбола. Просмотр слайда № 3 (Приложение)

Приоритет в создании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры колледжа Ассоциации молодых христиан в американском городе Холиоке (штат Массачусетс).

Однажды Морган предложил своим питомцам подбросить через рыболовную сеть надутую резиновую камеру.

Вскоре он с удивлением обнаружил, что те обмениваются пасами с явным азартом.

Крестным отцом нового вида спорта профессор Спрингфилдского колледжа Альфред Холстед.

Он назвал новую игру волейболом, что в переводе с английского означает “летающий мяч”. Действительно, это единственная спортивная игра, где главная задача — не дать мячу коснуться земли.

Размеры и линии площадки. Просмотр слайда № 4 (Приложение)

Размеры площадки – 9 х 18 м,

разделенный пополам сеткой (высота 2,43 м – мужской и 2,24 м – для женской сетки).

На площадки есть передняя зона и задняя зона.

Зона подачи – 3-8 м.

Свободная зона – 3-5 м.

Зона замены

Волейбольный мяч.

Размеры:

Окружность – 65-67 см

Вес мяча-260-280г.

Давление от 0,30 до 0,325 кг/ см?.

Одежда.

Футболка; спортивные шорты; носки; кроссовки; на колени одевают наколенники, защищающие коленный сустав от травм.

Правила игры.

Волейбол — коллективная игра.

Она проводится между двумя командами.

На площадке в каждой команде выступают шесть человек.

Цель игры — ударами рук направить мяч на сторону соперника и там приземлить.

Матч состоит из пяти партий, а они — из эпизодов, в любом из них разыгрывается одно очко. Эпизод начинается с подачи мяча через сетку (подающий находится за линией своей площадки), после чего игроки неприятельской команды, передавая мяч, друг другу не более двух раз, третьим ударом отправляют его через сетку.

Команда получает очко и право на следующую подачу, если её соперник не сумеет отбить мяч (и он коснётся земли либо пола) или не перекинет мяч обратно через сетку за три касания. Выигрывает партию команда, набравшая 25 очков. При счете 24:24 игра продолжается до тех пор, пока разница не достигнет двух очков.

В мачте побеждает команда, которая одолела соперника в трёх партиях из пяти.

Правда. В пятой партии требуется набрать не 25, а 15очков.

О технике игры.

Стойка волейболиста.

Ноги расположены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах.

Одна нога впереди, или ступни расположены параллельно.

Туловище наклонено вперед. Чем ниже стойка, тем больше вперед наклонено туловище. Руки согнуты в локтевых суставах.

Передача мяча сверху двумя руками.

Передача мяча сверху двумя руками составляет основу игры. При взаимодействии нападающих для ускорения атаки и дезорганизации блока. Она дает возможность выполнять различные упражнения по технике, а также играть через сетку.

Правильное положение кистей и пальцев.

Отбивание мяча кулаком. П

В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки

Подачи. Просмотр слайда 13(Приложение)

Игра начинается подачей. Этим приемом мяч вводится в игру.

Соревнования без подачи невозможны. Очко команда также может выиграть только тогда, когда она подавала, а соперник совершил ошибку.

Прием мяча. Просмотр слайда № 14 (Приложение)

Применяется в защитных действиях, чтобы не допустить падения мяча, посланного соперником, на площадку.

Прием подачи считается удачным, когда после приема мяча он оказывается в зоне нападения.

Прием мяча впадение. Просмотр слайда № 15 (Приложение)

Применяется, когда мяч низко летит при передаче.

Нападающий удар. Просмотр слайда № 16 (Приложение)

Это самый эффективный способ завершения атаки, именно он чаще всего приносит победные очки.

Блокирования мяча. Просмотр слайда № 17 (Приложение)

Выставление рук над верхним краем сетки для преграждения полета мяча после нападающего удара называется блокированием. Оно применяется для противодействия нападающего удара. Выполняется одним или двумя (реже тремя) игроками в прыжке с места или после перемещения.

Проверка теоретических знаний.. с помощью тестирования на компьютере и карточек тестов.

Класс разделить на две части. Первая часть учащихся идет к компьютерам, другая остается за партами. Отвечают на вопросы тестов. В конце опроса ставиться отметка.

Заключительная часть урока.

1. Сесть на свои места

2. Подведение итогов урока

Повторение изученного на уроке: подачи, передачи, приемы мяча.

3. Домашнее задание. Подготовиться к опросу по уроку.

4. Учитель: “ Класс! Встать! Смирно! До свидания, ребята!”. Ученики: “До свидания!”.

Организованный уход.

infourok.ru

Теория и методика физического воспитания

Волейбол


Спортивная игра с мячом двух команд по шесть человек в каждой. Игроки одной команды направляют мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону другой команды так, чтобы он коснулся площадки в ее границах или был отбит соперником с нарушением правил игры.
В 1895 г. в одном из колледжей США доктор Уильямс Морган придумал новую игру. Назвал ее “волейбол”, что дословно значит “мяч в воздухе” (летающий мяч).
В 1897 г. тот же Уильямс Морган предложил ввести правила игры. В ту пору они совсем не были похожи на современные. Площадка имела размер 7,6х15,1 м., высота сетки 198 см, мяч весил 340 г. Число игроков было неограниченным.
Первый этап развития волейбола относится к 1895-1920 гг. Игра демонстрируется перед зрителями, а игроки объединяются в команды. Во избежание бесконечных споров и даже потасовок Морган предложил поставить высокий стул, на нем восседал судья, мнение которого стало законом.
В Европу волейбол попадает в 1914-1917 гг. Особое признание получает в Чехии и Словакии.
В 1922 г в Бруклине состоялись первые официальные соревнования по волейболу. После этого события волейбол включили в программу VIII Олимпийских игр, но МОК отклонил это предложение из-за недостаточного количества стран-участниц. Волейбол постепенно набирал силы. Совершенствовались и уточнялись правила, число игроков ограничилось до 6 человек, размер поля 9х18 м, сетку стали устанавливать на высоте 243 см, игра велась до 15 очков (с учетом перевеса в два очка). Матч игрался из трех сетов, а для победы необходимо было выиграть два из них.
В 1934 г. была организована первая международная комиссия по волейболу, в которую вошли 13 европейских и 4 азиатских стран.
В 1964 г. волейбол наконец включают в программу Олимпийских игр в столице Японии Токио.
С 1923 г. волейбол официально получил “права гражданства” в России.
1948 г. — год вступления СССР в Международную федерацию волейбола. С этого года и начинается победное шествие советского волейбола на международной арене.
Площадка в волейболе ограничена двумя боковыми линиями длиной 18 м и двумя лицевыми линиями длиной 9 м. Она делится средней линией на 2 квадрата. Параллельно средней линии на расстоянии 3 м от нее по каждому из квадратов проходят линии нападения, которые определяют зоны нападения. На расстоянии не менее 1 м от обеих боковых линий на воображаемом продолжении средней линии за территорией площадки устанавливаются стойки для сетки. Верхний край сетки для мужчин –2,43 м, для женщин – 2,24 м. Окружность мяча – 640-660 мм, вес – 260-280 г.
Мяч разрешается отбивать руками или любой частью тела, соприкосновение с мячом должно быть отрывистым и однократным. Нарушение этого правила штрафуется очком. Каждая команда имеет право на три касания мяча, но защищающаяся команда имеет право на четыре касания мяча, если одно из них пришлось на блокирующего ( игрок, который преграждает руками путь мячу ).
Соревнования состоят из трех или пяти партий, каждая из которых продолжается (за исключением 5 партии) до тех пор, пока команда не наберет 25 очков (счет теннисный), обязательна разница в счете в 2 очка. 5 партия ведется до 15 очков, при наборе одной из команд в 5 партии 8 очков происходит смена площадки. Подача производится из-за лицевой линии с любой ее точки, не переступая эту линию. Игра начинается с подачи через сетку. Прежде чем ударить по мячу, нужно его подбросить. Удар “с руки” считается ошибкой. Касание сетки при подаче не считается ошибкой. Если игрок команды ввел подачей мяч в игру и команда выиграла очко, то следующую подачу выполняет тот же игрок. В случае проигрыша очка подача переходит на другую сторону. После каждой отыгранной подачи игроки делают переход из одной зоны в другую по часовой стрелке.
Правилами игры не разрешается: касаться сетки любой частью тела; переступать среднюю линию во время игры; переступать лицевую линию при подаче; задерживать мяч при передачах или ударах; делать двойные удары; производить больше трех ударов на одной стороне; нельзя блокировать пасующего.
Правилами игры разрешается: переносить руки через сетку на сторону соперника при блокировании; выполнять дополнительный (четвертый) удар после касания мячом блокирующих игроков; касаться мячом любой части тела игрока.

Пьер де Кубертен (1895-1925 гг).
»Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и мир» – писал Пьер де Кубертен. В олимпийской хартии заложены эти идеи, она провозглашает: »Цели олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спорта и объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и способствуя созданию лучшего и более спокойного мира…».
Олимпийская клятва гласит: »От имени всех спортсменов я обещаю, что будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу имени и чести своих команд».
Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались по 18 видам спорта. В знак заслуг Пьера де Кубертена II-е Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. Впервые в них участвовали женщины.
Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. На VI Олимпийские игры в Стокгольм в 1912 г. царская Россия направила команду численностью 169 человек.
В 1951 году в СССР создается Национальный Олимпийский комитет (НОК), который признается МОК. На VI Олимпийские игры в Хельсинки (Финляндия) в 1952 г. впервые были направлены советские спортсмены. В общекомандном зачете наши спортсмены поделили 1 и 2 места с командой США и с тех пор стали успешно выступать на Олимпийских играх.
XXII-е Олимпийские игры проводились в Москве в 1980 году. Начиная с 80-х годов в международном Олимпийском движении широкие масштабы приобретает коммерциализация спорта (Олимпийские игры в 1976 году принесли Монреалю убытки в млрд. долларов, а игры 80-х и 90-х годов оказались прибыльными). В 1974 году МОК принял »Положение о любительстве», разрешающее спортсменам получать финансовую помощь, а по сути разрешающее профессионализацию Олимпийского спорта.
В корне изменилось одно из основополагающих требований Олимпийской хартии о том, что участниками игр могут быть только спортсмены-любители. В настоящее время разделение спортсменов на любителей и профессионалов с точки зрения допуска к Олимпийским играм практически отсутствует.
Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 года. Однако первые соревнования проведенные по зимним видам спорта в 1924 г. в Шамони (Франция), еще не назывались Олимпийскими, а именовались международной спортивной неделей. Вопрос о зимних Олимпийских играх вновь обсуждался на сессии МОК в 1925 году, где они получили официальное призвание.
Советские спортсмены начали выступать на зимних Олимпийских играх с 1956 г. на VII зимних играх в Кортино д` Ампеццо (Италия). Первую золотую медаль для нашей страны завоевала тогда ленинградская студентка Любовь Козырева, выигравшая лыжную гонку на 10 км.

cribs.me

теория и методика волейбола — КиберПедия

  1. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях волейболом.

2. История развития волейбола в России.

3. Нестандартное оборудование на занятиях волейболом.

4. Характеристика техники игры в волейбол.

5. Характеристика тактики игры в волейбол.

6. Краткая характеристика участия советских волейболистов в международных соревнованиях (с 2005 по 2016 г.г.).

7. Мини – волейбол. Организация и проведение.

Вопросы к зачету (3 курс, 6 семестр)

по дисциплине ТиМСИ: теория и методика волейбола

 

1. Игровая площадка. Характеристика. Размеры. Линии.

2. Игровое поле. Характеристика. Размеры.

3. Сетка и стойки.

4. Мячи.

5. Состав команды в волейболе.

6. Подача. Условия выполнения подачи.

7. Интервалы. Продолжительность интервалов.

8. Перерывы в игре (количество, продолжительность).

9. Касание сетки мячом.

10. Касание сетки игроком.

11. Блокирование подачи. Атака мяча, посланного подачей.

12. Нападающий удар. Нападающий удар, выполненный игроком задней линии.

13. Количество замен в одной партии.

14. Касание площадки соперника.

15. Касания мяча (количество, характеристика касаний, исключения).

16. Нижняя прямая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.

17. Нижняя боковая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.

18. Верхняя прямая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.

19. Верхняя боковая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.

20. Передача мяча сверху двумя руками в волейболе. Методика обучения и тренировки.

21. Передача мяча снизу двумя руками в волейболе. Методика обучения и тренировки.

22. Стойки в волейболе. Методика обучения и тренировки.

23. Перемещения в волейболе. Методика обучения и тренировки.

24. Прием мяча снизу двумя руками в волейболе. Методика обучения и тренировки.

25. Нападающий удар в волейболе. Методика обучения и тренировки.

26. Блокирование в волейболе. Методика обучения и тренировки.

27. Система защиты «углом вперед» в волейболе. Методика обучения и тренировки.

28. Система защиты «углом назад» в волейболе. Методика обучения и тренировки.

29. Система нападения со второй передачи игрока передней линии. Методика обучения и тренировки.

30. Система нападения со второй передачи выходящего игрока. Методика обучения и тренировки.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Основная:

  1. Волейбол [Текст] : учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / М.А. Соломченко; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. Проф. Обр., Орел: Госуниверситет –УНПК, 2013.
  2. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» / [Ю.Д. Железняк др.] ; под ред. Ю. Д. Железняка, М.: Академия, 2014.
  3. Логунов, В.И. Волейбол на занятиях физической культуры в высших учебных заведениях [Текст] : учебно-методическое пособие / В. И. Логунов, О. В. Шинкаренко, Н. В. Аврамова ; Самара: Самарский гос. Технический ун-т, 2013.
  4. Марков, К.К. Техника современного волейбола [Текст] : монография / К.К. Марков ; Красноярск: СФУ, 2013.
  5. Усольцева, О. Волейбол [Текст] / [отв. Ред. О. Усольцева], М.: Эксмо, 2014.
  6. Яковлев, В.П. Волейбол. Основы обучения техническим приемам [Текст] : учебное пособие для студентов бакалавриата по дисциплине «Физическая культура» для всех направлений подготовки / М-во образования и науки Российской Федерации, Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2013.

Дополнительная:



1. Ахмеров, Э. К. Приемы нападения и защиты в современном волейболе [Текст] : пособие для студ. БГУ / Э.К. Ахмеров, И.А. Ширяев. – Минск : БГУ, 2008. – 96 с.

2. Бакланов, Н. И. Критерии оценки на уроках волейбола: V-XI классы [Текст] : / Н.И. Бакланов // Физическая культура в школе. – 2011. — № 8. – С. 10-13.

  1. Беляев, А. В. Волейбол [Текст] : учебник для студ. Вузов, обуч. По спец. – 022300 – Физическая культура и спорт / ред. А.В. Беляев; под общ. Ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 360 с. : ил.
  2. Беляев, А. В. Волейбол на уроке физической культуры [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.В. Беляев. – 2-е изд. – М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2005. – 143 с. : ил.
  3. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] : / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М. : Физкультура и Спорт, 2007. – 178 с. : ил., табл.
  4. Виера, Б. Л. Волейбол. Шаги к успеху [Текст] : практ. Руководство для начинающих : пер. с англ. / Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. – М. : Астрель, 2004. – VI, 161, [9] с. : ил.
  5. Волейбол [Текст] : примерные прогр. Спорт. Подгот. Для детско-юношеских спорт. Шк., спец. Детско-юношеских шк. Олимп. Резерва / авт.-сост. Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников ; Федер. Агентство по физ. Культуре и спорту. – М. : Советский спорт, 2007. – 108, [2] с. : табл.
  6. Волейбол [Текст] : учебник для ин-тов физ. Культуры / под общ. Ред. Ю. Н. Клещева, А. Г. Айриянца. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 268 с. : табл.
  7. Гончарова, Е. Д. Урок волейбола по методу круговой тренировки. VII класс [Текст] : / Е.Д. Гончарова // Физическая культура в школе. – 2004. — № 6. – С. 23 – 26.
  8. Грибачева, М. А. Урок волейбола : метод. Рекомендации [Текст] : / М.А. Грибачева // Физическая культура в школе. – 2004. — № 8. – С. 14 – 16.
  9. Данилов, С. Мировой мужской волейбол [Текст] : / С. Данилов, Г. Шипулин. – Минск : Харвест, 2005. – 256 с. : цв. Ил., фот.
  10. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу [Текст] : учеб. пособие для секций физ. Культуры : [для занятий с начинающими] / Ю.Д. Железняк. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 190 с. : ил.
  11. Железняк, Ю. Д. Волейбол [Текст] : учебник для студ. Ин-тов физ. Культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 238 с. : ил.
  12. Клещев, Ю. Н. Волейбол [Текст] : / Ю.Н. Клещев. – М. : Физкультура и спорт, 2005. – 400 с. : ил.
  13. Кунянский, В. А. Волейбол: практикум для судей [Текст] : / В.А. Кунянский. – М. : ТВТ Дивизион, 2004. – 177 с.
  14. Лепешкин, В. А. Оптимизация обучения волейболу [Текст] : / В.А. Лепешкин // Физическая культура в школе. – 2008. — № 2. – С. 17-24.
  15. Назаренко, Л. Д. На занятиях с волейболистами-старшеклассниками [Текст] : / Л.Д. Назаренко // Физическая культура в школе. – 2005. — №2. – С. 43 – 46.
  16. Официальные волейбольные правила 2007 [Текст] : [пер. с англ.] / Федер. Агентство по физ. Культуре и спорту, Всероссийская Федерация волейбола. – М. : Олимпия, 2007 ; Человек. – 94 с. : ил., табл.
  17. Подготовка волейболистов посредством подвижных игр [Текст] : / И.В. Карцева // Физическая культура в школе. – 2010. — № 6. – С. 12-17; № 7. – С. 12-15.
  18. Титова, Т.М. Волейбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре [Текст] : / Т.М. Титова– М.: «Чистые пруды», 2006. – 312 с.

 



Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Мультимедийная презентация лекции по теме: «ТиМСИ: волейбол» (автор Чайников С.А.).
  2. Мультимедийная презентация лекции по теме: «Методика обучения технике и тактике волейбола» (автор Чайников С.А.).

3. Волейбол без компромиссов. Калининград, 2006. – 75 с. www.Volleyball 39.ru

4. Чуркин А.А. Основы тактической подготовки начинающих волейболистов. Учебное пособие. СПб, ГЭИ, 1997. www. Fivb.narod.ru

5. Шалманов А.А., Зафесов А.М., Доронин А.М. Биомеханические основы волейбола. – Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1998. – 92 с. www. Fivb.narod.ru

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Российская государственная библиотека — www.rsl.ru, www.leninka.ru

2. Библиотека МГУ.- www.msu.ru/libraries/

3. Мурманская государственная областная научная библиотекаwww.mgounb.ru

4. Библиотека МАГУ: http://www.mshu.edu.ru/index.phpoption=com_content&task=blogcategory&id=593&Itemid=2707

5. eLIBRARY.RU http://www.elibrary.ru/

6.http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, освоение технико-тактических умений теннисиста.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

— изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

— выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.

 

Планы практических занятий

III курс, 6 семестр

Практическое занятие №1

Техника игры

План:

  1. Стойки и перемещения.
  2. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
  3. Подачи мяча.
  4. Нападающий удар.
  5. Блокирование.

Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.: 2,4,14.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Из какой стойки выполняется:

а) атакующий удар;

б) прием подачи;

в) прием нападающего удара.

2. Чем характеризуются устойчивая и неустойчивая стойки?

3. Чем характеризуются перемещения бегом и шагом?

4. Назовите известные Вам упражнения для развития быстроты.

5.От чего зависит скорость и траектория полета мяча?

6. Чем характеризуется ударное движение при передаче?

Задания для самостоятельной работы

1. Подбор и выполнение упражнений для развития быстроты, ловкости.

2. Тестовое задание: бег 6 X 5 – определение быстроты передвижения.

3. Принятие И.П. для выполнения передачи сверху.

4. Имитация встречного движения рук к мячу (многократно)

 

Практическое занятие №2

Тактика игры

План:

  1. Тактика игры в нападении.
  2. Тактика игры в защите.

Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:14,15,19.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определите зону выполнения атакующего удара нападающим.
  2. В каком номере должен находиться пасующий при атаке с передачи игрока передней зоны?
  3. То же, с передачи игрока задней зоны?
  4. С какой целью выполняется выход пасующего из задней зоны?
  5. Назовите количество игроков, участвующих в комбинациях тактики нападения?
  6. Когда применяется система игры «углом назад»?
  7. Когда применяется система игры «углом вперед»?
  8. Чем определяется эффективность защитных действий команды?

Задания для самостоятельной работы

1) Просмотр к/ф «Тактика волейбола».

 

Практическое занятие №3

cyberpedia.su

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОЛЕЙБОЛА — PDF

Рабочая программа учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета На 014-015 учебный год Образовательная область «Волейбол» Предмет физическая культура Класс 5 Учитель Щербина Л А Количество часов в неделю по учебному плану Количество

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная программа разработа для учащихся 9-11 классов. Рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Среди большого многообразия средств физического развития в школе важное место

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по волейболу составлена в соответствии Федерального Закона Российской Федерации от 9 декабря 01 73-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, Методические рекомендации по

Подробнее

Секция спортивных игр: «Волейбол»

Секция спортивных игр: «Волейбол» Программа секции «волейбол» адресована: детям подросткам, обучающимся в 6 9 ом классе. Количество обучаемых 5 человек. В состав кружка необходимо включать учащихся основной

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Работа спортивной секций предусматривает содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья учащихся, изучение, закрепление, совершенствование

Подробнее

Рабочая программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ)

Подробнее

Программа спортивных игр: «Волейбол»

Программа спортивных игр: «Волейбол» Программа «Волейбол» адресована: детям подросткам, обучающимся в 8-11 ом классе. Количество обучаемых 16 человек. Цель: формирование интереса и потребности школьников

Подробнее

ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «ВОЛЕЙБОЛ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия 2» ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «ВОЛЕЙБОЛ» Направление деятельности: Спортивно-оздоровительное Руководитель клуба: Соколов А. В. Категория обучаемых:

Подробнее

Рабочая программа по волейболу

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Соболевская средняя школа» Соболевского муниципального района Камчатского края Утверждаю Заместитель директора по воспитательной работе: Кускунакова

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

— 1 — ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: Программа «ОФП» имеет физкультурно-спортивную направленность. Физкультурно спортивная деятельность в системе дополнительного образования выступает

Подробнее

ВОЛЕЙБОЛ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОЛЕЙБОЛ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Челябинск 2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский

Подробнее

А Н Н О Т А Ц И Я Р А Б О Ч Е Й П Р О Г Р А М М Ы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Подробнее

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГАНДБОЛА

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель

Подробнее

1.Пояснительная записка

1.Пояснительная записка Настольный теннис — один из популярнейших видов спорта. Играющий в настольный теннис становится ловким, быстрым, выносливым, обладает прекрасной координацией движений. Эта игра

Подробнее

Рабочая программа по волейболу 5-11 класс

Рабочая программа по волейболу 5-11 класс Пояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по авторской комплексной программе физического

Подробнее

Учебный предмет: физическая культура «Волейбол» Класс: 8 «Г», «Л», «М», «О», «У», «Ф», «Х», «Я» Количество часов: в неделю 2 ; всего за год 68

Учебный предмет: физическая культура «Волейбол» Класс: 8 «Г», «Л», «М», «О», «У», «Ф», «Х», «Я» Количество часов: в неделю 2 ; всего за год 68 Учитель: Требник Яна Анатольевна, Гнеденков Николай Юрьевич

Подробнее

по курсу «Волейбол» Классы учебный год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 366 Московского района Санкт-Петербурга «Физико-математический лицей» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ФМЛ 366 Т.К.Цветкова 2016 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа создана на основе курса обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес взрослых мужчин и женщин. Спортивные игры, особенно волейбол, предоставляют

Подробнее

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа по внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» для обучающихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основании рекомендаций Департамента развития системы физкультурно-спортивного

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа «Волейбол» является модифицированной. За основу взята программа «Волейбол. Внеурочная деятельность учащихся», автор: Колодницкий Г.А. Издательство: Просвещение Год выпуска:

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа является компилятивной, написана на основе программ: В.В. Козлов «Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования», 2011 г. и Найминовой Э. «Физкультура.

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по авторской комплексной программе физического воспитания

Подробнее

План работы кружка. «Волейбол»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 131 Согласовано Зам. по ВР Н.Г. Кравченко Утверждаю директор МОУСОШ 131 И.С. Теплякова План работы кружка «Волейбол» Направление:

Подробнее

docplayer.ru

Волейбол. Теория и практика. — В.В. Рыцарев Волейбол. Теория и практика

Приветствую вас, уважаемые коллеги!

Этот сайт для вас, тренеров, преподавателей, специалистов и учёных, прямо или опосредовано участвующих в подготовке волейболистов различного уровня, и молодых тренеров. На сайте размещены и будут размещаться различные материалы, в том числе эксклюзивные, с моей точки зрения важные и полезные для тренерской и научной работы. Последние составляют инновационный подход, с успехом опробованный на практике, но не во всём совпадающий с общепринятыми установками. В этом, помимо прочего, я вижу его ценность.

Я отношусь с пониманием к особенностям получения и освоения информации современной молодёжью. Однако призываю настроиться и сосредоточиться не на клиповых материалах  сайта — их нет, поскольку сложные и глубокие положения  часто невозможно изложить в коротких текстах, когда первоочередной ставится задача понимания их основ читателями.

В связи с этим в  приводимых материалах, а также в книгах и статьях, я старался добиваться ясности изложения и однозначности понимания всех выдвигаемых положений в ущерб краткости и художественной составляющей слова.

Читателю сложные места с формулами, если с первого раза потерялась нить понимания, можно и пропустить, сосредоточившись на выводах (на доверии автору, пусть врéменном), размещенных в конце многих материалов. Основные положения и выводы раздела «техники игры» содержатся также в приведённых «Опорных моделях» игровых технических приемов в кратком, почти заголовочном, варианте. Постепенно можно одолеть и несложные формулы – многие из них изучаются в школе и в спортивном ВУЗе на предмете «Биомеханика». Вероятно облегчит понимание наличие бумажного варианта текстов (скачать), в т.ч. книг (см. вкладку «Купить»).

В этих материалах, очевидно, найдут много нового преподаватели ВУЗов,  сегодняшние студенты физкультурных ВУЗов, молодые специалисты и уже состоявшиеся тренеры, не имевшие возможности учиться по нашему учебнику, многие разделы которого представлены на этом сайте. Буду рад, если эти материалы помогут вам в работе. На каждой странице при необходимости можно оставлять комментарии и вопросы. Доступны также скайп и интернет-почта (см. вкладку «Консультации»). По возможности отвечу и подискутирую. Рассчитываю на содержательную и интеллигентную полемику. Буду признателен, если укажете вольно или невольно допущенные ошибки в тексте. Полагаю, их наличие неизбежно при отсутствии литературного редактора. Исправим вместе.

Не могу обойтись без слов сердечной благодарности и признательности моим главным и замечательным Учителям: Николаю Сергеевичу Северцову, Засл. тр. СССР Мирону Александровичу Винеру и проф. Дмитрию Дмитриевичу Донскому. Без их помощи и наставничества ничего бы не получилось.

С уважением, Рыцарев Василий Васильевич.

volleyball-nauka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *