Спортивная подготовка по волейболу: Программа спортивной подготовки по волейболу на этапе начальной подготовки спортивных школ.
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Извина Алина Сергеевна
Уральский федеральный университет
Библиографическая ссылка на статью:
Извина А.С. Особенности отбора спортсменов в рамках реализации программ спортивной подготовки по волейболу // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/04/94515 (дата обращения: 30.01.2022).
Волейбол – одна из популярных спортивных командных игр, Международная федерация волейбола объединяет 222 страны мира. Волейбол в том виде, который мы можем наблюдать сейчас возник в 1895 году в США. Это такой вид спорта, при занятии которым повышается соревновательный азарт, происходит развитие стойкости и закалки спортсмена. Волейбол помогает развить скорость движения, быстроту реакции, прыгучесть, взрывную силу. Все движения в данном виде спорта носят естественный характер, основой которых являются бег, прыжки, удары по мячу.
Игра в волейбол характеризуется молниеносной и часто непредсказуемой сменой игровой ситуации, в связи с кратковременными касаниями мяча, постоянными переходами от обороны к атаке, поэтому возникает необходимость развития координации движений, выносливости, обучение множеству двигательным действиям для активности и применения многообразия в игровой ситуации.
Волейбол в последнее время становится одним из популярных игровых видов спорта. Во многом это связано с увеличением числа волейбольных клубов, а также числа спортивных мероприятий по волейболу.
Только в Чемпионате России среди мужских команд на сезон 2019/2020 год насчитывалось в Суперлиге 14 команд, Высшая лига А – 18 команд, Высшая лига Б – 11 команд и 16 команд Молодежной волейбольной лиги. В Чемпионате России среди женских команд на сезон 2019/2020 год в Суперлиге принимали участие 12 команд, Высшая лига А – 12 команд, Высшая лига Б – 16 команд и 12 команд Молодежной волейбольной лиги.
Поэтому волейбол, как престижный вид спорта, привлекает в СДЮШОР, спортивные секции большое количество детей, подростков и студентов, активно развивается в общеобразовательных школах, техникумах, ВУЗах. Основной целью отбора детей для занятий волейболом является подготовка спортивного резерва. Поэтому наиболее актуальной проблемой для тренеров остается проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки.
Спортивный отбор в волейболе представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой деятельности и свойствам организма, которые смогут обеспечить успешное обучение навыкам игры, высокую эффективность и результативность соревновательной деятельности, успешное прохождение всех этапов многолетней подготовки, повышение конкурентоспособности. Спортивный отбор происходит на всех этапах многолетней спортивной подготовки и более характерен для подготовки спортивных резервов и команд высшего уровня. Поэтому спортивный отбор можно разделить на несколько этапов.
В первую очередь происходит начальный отбор, при котором выявляется предрасположенность к занятиям и обучению волейболу.
Вторая ступень помогает определить перспективность каждого спортсмена и распределение их по игровым функциям (связующий, нападающий, либеро). Качественный отбор на второй ступени помогает создать тот контингент спортсменов, которые будут продолжать активно и успешно осваивать волейбол как основной вид спорта.
В третью очередь происходит отбор в команды более высокого уровня. Этот этап выявляет волейболистов с высоким уровнем технико-тактической, моральной подготовленности для вступления в команды высших разрядов. На данном этапе рассматривается создание контингента для достижения результатов на уровне спорта высших достижений.
Четвертая ступень отбора направлена на выявление спортсменов для сборных команд страны, а также для участия во внутригосударственных соревнованиях. Поэтому этот этап имеет прямую зависимость от результата выступления команды на международных соревнованиях.
Исследование особенностей индивидуального отбора проводилось при зачислении детей на этап начальной подготовки в рамках реализации программ спортивной подготовки по волейболу на базе МАУ СШОР «Локомотив-Изумруд» города Екатеринбурга. На программу спортивной подготовки спортивная школа олимпийского резерва осуществила переход в 2019 году. На основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол от 30.08.2013 г. №680 была разработана и адаптирована собственная программа спортивной подготовки для учащихся младшего возраста общеобразовательных школ города Екатеринбурга.
Для организации индивидуального отбора на этап начальной подготовки проводятся следующие мероприятия:
Во-первых, проводится большая агитационная работа с целью заинтересовать школьников к занятиям волейболом. В современное время действуют современные методы – это использование различных социальных сетей, рекламы, объявлений для родителей в класс нужного возраста. Помимо этого, проводятся очные встречи (по договоренности), на которых родители могут пообщаться с тренером и задать все интересующие вопросы.
Во-вторых, проводится организация вступительных испытаний и производится индивидуальный отбор будущих спортсменов.
Индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологический способностей и двигательных умений, необходимых для успешного освоения программ спортивной подготовки по избранному виду спорта. Формой индивидуального отбора поступающих на начальный этап спортивной подготовки является тестирование подготовленности по общей физической подготовке. На этом этапе также выявляются анатомо-физиологические особенности, функциональные способности к волейболу.В-третьих, для подготовки волейболиста важны антропометрические данные. Поэтому при поступлении ребенка в спортивную школу также оценивается длина его тела и масса тела. В этом большую роль играет и наследственный фактор, поэтому также рассматривается рост родителей, а иногда даже бабушек и дедушек.
Несмотря на то, что для организации отбора спортсменов выделено несколько этапов, главным и самым значимым является этап организации индивидуального тестирования спортсмена. Содержания индивидуального тестирования включает в себя контрольные упражнения (тесты) по общей физической и специальной физической подготовке, включенные в нормативы для зачисления в группы начальной подготовки.
В соответствии с Федеральным стандартом нормативы определяются с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенности вида спорта волейбол, а также этап спортивной подготовки (начальный, тренировочный, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства).
Для зачисления в группы на этап начальной подготовки первого года обучения необходимо набрать не менее 5 баллов. Таблица нормативных требований и баллов по результатам тестирования представлена ниже.
Таблица 1. Нормативы общей и специальной физической подготовки
Нормативные требования | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Бег 30 м | 5,0 сек | 5,2 сек | 5,4 сек | 5,7 сек | 6 сек |
Челночный бег (5х6 м) | 10,0 сек | 10,5 сек | 11,0 сек | 11,5 сек | 12 сек |
Прыжок в длину с места | 160 см | 155 см | 150 см | 140 см | |
Прыжок вверх с места со взмахом руками | 40 см | 39 см | 38 см | 37 см | 36 см |
Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя | 9,0 м | 8,7 м | 8,4 м | 8,2 м | 8,0 м |
Таким образом, по предоставленным данным за 2019 и 2020 год был проведен анализ по количеству детей, которые прошли индивидуальный отбор и были зачислены в группу начальной подготовки по волейболу (таблица 2).
Таблица 2. Количество отобранных спортсменов
Год поступления | Год рождения | Количество тестируемых | Количество зачисленных |
2019 | 2010 | 154 | 132 |
2020 | 2011 | 160 | 144 |
Исходя из приведенных данных в 2019 году количество мальчиков, успешно прошедших тестирование и зачисленных на программу спортивной подготовки по волейболу составило 85%, а в 2020 году – 90%.
Из числа всех испытуемых были выделены отдельные группы: мальчики, которые сдали нормативы на сумму баллов 18-25; 10-17 и 5-10 в процентном соотношении от общего числа зачисленных на программу спортивной подготовки (таблица 3).
Таблица 3.
Год рождения | Сумма баллов за испытания | ||
18-25 | 10-17 | 5-10 | |
2010 | 15% | 32% | 53% |
2011 | 18% | 38% | 44% |
Таким образом, по результатам обработки данных, можно сделать вывод о слабой физической подготовленности детей младшего возраста. Это обусловлено возникшими социальными условиями. В семьях уделяется мало внимания физическому развитию детей, наличие большого разнообразия современных гаджетов и снижение уровня физической активности и подвижности детей. Преимущественно дети, которые успешно прошли индивидуальное тестирование, это дети из семей, где родители сами уделяют время физической культуре и спорту и прививают это своим детям.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что отбор детей на первоначальном этапе является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболистов и создание спортивного резерва команд более высокого уровня.
Библиографический список
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол.
- Программа спортивной подготовки по виду спорта волейбол МАУ СШОР «Локомотив-Изумруд»
- Положение о правилах приема, перевода и отчисления в МАУ СШОР «Локомотив-Изумруд»
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Извина Алина Сергеевна»
Волейбольный клуб «Дон» — г. Ростов-на-Дону
Волейбол, уступающий по популярности только футболу, волейбол учит реакции, выносливости и координации. К тому же регулярные тренировки способны уравновесить человека, избавить его от негативных эмоций и стресса. Совсем не так давно в нашей стране ничего не знали о пляжном волейболе и о волейболе на снегу, о существующих правилах игры. Пляжный волейбол пришёл к нам с западных стран и постепенно обретает всё большую популярность. Пляжный волейбол развился как самостоятельный вид спорта из классического волейбола. Пляжный волейбол, помимо традиционных для волейболистов прыгучести, хорошей реакции, силы, чувства мяча, требует большей выносливости, поскольку в игре на песке спортсменам приходится чаще совершать прыжки и рывки, матчи могут проходить в условиях высокой температуры, при ярком солнце или при дожде и сильном ветре.
Первый чемпионат России по пляжному волейболу состоялся в 1993, тогда же наши волейболисты выступили в Испании на первом чемпионате Европы среди мужчин. Год спустя состоялся дебют женских команд России по бич-волею на Чемпионате Европы, а в 1995 – в Мировом туре. В настоящее время календарь соревнований Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) по пляжному волейболу включает в себя чемпионат России (с 1995 разыгрываемый как национальная серия с этапами в разных городах), чемпионат среди юношей, девушек, ветеранов и др.
Волейбол на снегу – это молодая и перспективная дисциплина. Ожидается, что в ближайшие годы он будет испытывать устойчивый, непрерывный рост, что в конечном итоге может привести к включению данного вида спорта в программу зимних Олимпийских игр, тем самым пройдя тем же путём развития, что и пляжный волейбол в 90-х годах.14 декабря 2016 года комиссия Министерства спорта Российской Федерации единогласным решением признала волейбол на снегу официальной спортивной дисциплиной.
Первый чемпионат России по волейболу на снегу также прошёл в «Розе Хутор» с 30 марта по 1 апреля 2017 года с участием 18 мужских и 16 женских команд. Большинство участников первенства являлись профессиональными мастерами пляжного волейбола. Наши воспитанники Остап Фирсов и Максим Жирков стали серебряными призерами чемпионата.
В Ростовской области пляжный волейбол начал развиваться в 90-х годах. И с 2002 года пляжный волейбол успешно развивается в городе Ростове -на-Дону.
Основоположником пляжного волейбола на Дону являются Скворцов Валерий Юрьевич и Степанов Вадим Степанович.
Основоположником детского пляжного волейбола — это тренер Тарасов Александр Викторович, до 2015 года являлся тренером молодежной сборной России по пляжному волейболу, подготовивший победителей Студенческой волейбольной лиги России по пляжному волейболу , серебряных призёров Студенческой волейбольной лиги России по пляжному волейболу , победителей Первенства России по пляжному волейболу, бронзовых призёров Первенства Европы Коровка Артем и Жирков Максим (г. Порту, Португалия), серебряных призёров Региональной серии Чемпионата России по пляжному волейболу , бронзовых призёров Первенства России по пляжному волейболу среди юношей старшей возрастной группы. Чемпионов Европы Ивана Чупринова и Владислава Панченко (Словения,2021 г.) .
Под руководством Александра Викторовича и его команды тренеров
выросло не одно поколение юношей и девушек, входящих в состав сборной РФ. Маргиев Александр— Чемпион Европы , Серебряный призер Первенство мира . Фирсов Остап, Жирков Максим, Коровка Артем, Бахметьев Антон , Низовой Вячеслав , Климанская Наталья, Спинёва Александра , Сычев Артем участники и призеры Чемпионатов Мира и Европы сборной РФ по пляжному волейболу. Бронзовые призеры Чемпионата Европы среди юношей Иван Чупринов и Владислав Панченко, Турция.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»
ОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛЕЙБОЛ»
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 9-18 лет
Срок реализации – 9 лет
п. Никель
2009г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для подготовки волейболистов в спортивно-оздоровительных группах, группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, которые организуются в ДЮСШ.
Данная Программа составлена на основании примерной Программы спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный).- М.: Советский спорт, 2007.
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
В данной программе представлено содержание работы в ДЮСШ на трех этапах:
⦁ спортивно-оздоровительном,
⦁ начальной подготовки,
⦁ учебно-тренировочном (Таблица 1).
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режим учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапом многолетней подготовки(таблицы 2-6а).
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных фаз возрастного.развития физических качеств (таблица 7). Представлен учебный план по годам подготовки и лриводятся допустимые тренировочные нагрузки. Для каждого этапа многолетней подготовки приводятся основные тренировочные средства, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе.
Задачи программы:
Спортивно-оздоровительный этап:
⦁ укрепления здоровья;
⦁ улучшения физического развития;
⦁ приобретения разносторонней физической подготовленности;
⦁ привитие стойкого интереса к занятиям волейболом;
⦁ воспитание черт спортивного характера;
⦁ овладение основами техники игры в волейбол;
⦁ приобретение навыков гигиены, самоконтроля.
Этап начальной подготовки:
⦁ укрепление здоровья;
⦁ привитие стойкого интереса к занятиям волейболом;
⦁ приобретение разносторонней физической подготовленности на базе применения упражнений из различных видов спорта;
⦁ овладение основами техники игры в волейбол;
⦁ формирование норм общественного поведения.
Учебно-тренировочный этап:
⦁ укрепление здоровья
⦁ повышение разносторонней физической к функциональной подготовленности;
⦁ углубленное изучение технических и тактических действий игры в волейбол;
⦁ приобретение соревновательного опыта; — освоение допустимых тренировочных нагрузок при повышении функциональной подготовленности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы:
⦁ спортивно-оздоровительный этап — 9-18 лет;
⦁ этап начальной подготовки — 9-11 лет;
⦁ учебно-тренировочный этап — 12- 1З лет.
Продолжительность реализации данной дополнительной программы:
⦁ спортивно-оздоровительный — 1 год;
⦁ этап начальной подготовки — 3 года;
⦁ учебно-тренировочный этап — 5лет.
Формы и режим занятий:
Основными формами учебно-тренировочных работы являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, участия в соревнованиях различного уровня, теоретические занятия, занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора, медико-восстановительные мероприятия. Спортсмены старших возрастных групп должны привлекаться для судейства соревнований и проведения отдельных частей тренировочных занятий.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочного работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25о/о. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 минут. Продолжительность одного занятия не должна превышать:
⦁ в спортивно-оздоровительныx группах и группах начальной подготовки 2-х часов;
⦁ в учебно-тренировочных группах 3-х часов;
⦁ в учебно-тренировочных группах пятого года обучения, где нагрузка составляет 20 часов в неделю, 4-х часов; при двухразовых тренировках в день — 2-х часов.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Основными критериями оценки занимающихся на подготовительном этапе являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Зачисление в учебно-тренировочные группы производится по результатам контрольных испытаний.
Критерием оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и ее эффективность на каждом этапе подготовки являются выполнение контрольных нормативов, свойственных данному этапу обучения, а также участие в соревнованиях и показанный результат.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, по технико-тактической. физической и спортивной подготовке ( таблицы 1 -7).
Спортивно-оздоровительный этап (СО). Это форма работы охватывает всех желающих, основная задача — укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий.
Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ желающие заниматься волейболом и имеющие разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по обшей физической и специальной подготовке.
Таблица 1.
Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
Таблица 2.
Учебный план на 39 календарных недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ( в часах).
Таблица 3.
Контрольные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап
Таблица 4.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (юноши).
Таблица 5.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (девушки).
Таблица 6.
Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке, по спортивному результату (девушки, юноши).
Таблица 6а
Контрольно-переводные испытания по технической подготовке для спортивно-оздоровительного этапа (юноши, девушки 9-17 лет).
№п/п Контрольные испытания Год занятий
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й
1 Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 3 3 4 5 5 5 6 6
2 Передача на точность: 10-12 лет – верхняя прямая, 13-15 лет – верхняя прямая по зонам, 16-17 лет – в прыжке 3 3 4 3 4 5 2 2
3 Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (16-17 лет с низкой передачи) — — — 3 3 4 3 3
4 Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность 2 3 3 4 4 5 6 6
Таблица 7.
Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле
(количество встреч-игр).
Виды соревнований Спортивно-оздоровительный этап Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап
1-й пер. 2-й пер. 1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
По физической и технической подготовке 2-4 5-8 6 7 7 8 8 8 6 6
Контрольные 6 4-10 6 13 13 16 16 14 12 12
Подводящие — — — — — 4 4 10 12 12
Основные 2 До 6 — До 6 До 6 6 6 12 20 20
Таблица 8.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств.
Морфофункциональные показатели, физические качества Возраст, лет
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Длина тела + + + +
Мышечная масса + + + +
Быстрота + + +
Скоростно-силовые качества + + + + +
Сила + + +
Выносливость (аэробные возможности) + + + + + +
Анаэробные возможности + + + + + +
Гибкость + + + + +
Равновесие + + + + + +
Координационные способности + + + +
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена из расчета, что ведущая тенденция многолетней тренировки «обучающая» и конечная цель многолетнего процесса — это подготовка высококвалифицированных волейболистов, а не узконаправленная ежегодная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу как программирования процесса подготовки, так и нормативных требований.
Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки волейболистов, дифференцированный по годам обучения; материал по основным компонентам многолетней подготовки: физической (общей и специальной), технической , тактической , интегральной, теоретической, психологической; по системе оценки уровня подготовленности юных волейболистов на основе конкретных количественных показателей по видам подготовки на всех этапах многолетнего тренировочного процесса (табл. 1-7).
При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении развития физических качеств спортсменов, обучение их техники и тактике необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные фазы развития того или иного физического качества (табл. 8).
Краткое содержание программы
Врачебно-педагогический контроль:
⦁ оперативный контроль;
⦁ этапный контроль.
Теоретическая подготовка:
⦁ вводное занятие, правила поведения на занятиях, техника безопасности;
⦁ физическая культура и спорт в России;
⦁ сведения о строении и функциях организма человека;
⦁ влияние физических нагрузок на организм человека;
⦁ гигиена, врачебный контроль, самоконтроль;
⦁ нагрузка и отдых;
⦁ спортивные соревнования;
⦁ основы техники и тактики;
⦁ основы методики обучения;
⦁ планирование и контроль;
⦁ места занятий, оборудование и инвентарь;
⦁ правила игры волейбол.
Психологическая подготовка:
Общая психологическая подготовка:
⦁ воспитание личности спортсмена и формирование спортивного коллектива;
⦁ развитие процессов восприятия;
⦁ развитие внимания;
⦁ развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;
⦁ развитие способности управлять эмоциями;
⦁ воспитание волевых качеств.
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям:
⦁ осознание игроками задач на предстоящую игру;
⦁ изучение конкретных условий предстоящих соревнований;
⦁ изучение сильных и слабых сторон соперников и подготовка к действиям с учетом этих особенностей;
⦁ осознание и оценка своих возможностей в настоящий момент;
⦁ преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой;
⦁ формирование твердой умеренности в своих силах и возможностей в Предстоящей игре.
Физическая подготовка:
Общая физическая подготовка:
⦁ гимнастические упражнения;
⦁ акробатические упражнении;
⦁ легкоатлетические упражнения;
⦁ спортивные и подвижные игры.
Специальная физическая подготовка:
⦁ разновидности бега;
⦁ подвижные игры;
⦁ упражнения с отягощениями;
⦁ прыжки.
Техническая подготовка:
⦁ перемещения и стойки;
⦁ передачи;
⦁ приемы мяча;
⦁ подачи;
⦁ нападающие удары;
⦁ блокирование.
Тактическая подготовка:
⦁ индивидуальные действии в защите и нападении;
⦁ групповые действия в защите и нападении;
⦁ командные действия в нападении и защите.
Интегральная подготовка:
⦁ чередование упражнений для развития физических качеств;
⦁ чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств;
⦁ чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях;
⦁ подготовительные игр к волейболу;
⦁ учебные игры.
Восстановительные средства и мероприятия:
⦁ текущее восстановление;
⦁ срочное восстановление;
⦁ отставленное восстановление;
⦁ основные средства: психолого-педагогические, медико-гигиенические, психологические.
Инструкторская и судейская практика:
⦁ освоение терминологии принятой в волейболе;
⦁ судейство на учебных играх;
⦁ составление комплексов упражнений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. В каникулярное время спортивная школа может открыть в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием, проводите, учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50°/о от базовых недельных величин учебного плана. В спортивные лагеря отправляются лучшие спортсмены, выполнившие контрольно-переводные нормативы и показавшие лучшие результаты в спортивном сезоне. Для остальных учащихся устанавливаются каникулы продолжительностью 4-8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендации тренера.
Учебный гол начинается 1 сентября и заканчивается в июне. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель либо самостоятельно по заданию тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 39 недель и 6 недель работы по индивидуальных планам учащихся в период их активного отдыха.
Расписание учебно-тренировочных занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от цели и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта.
Учебный курс включает теоретический и практические занятия. Каждое тренировочное занятие разделено на 4 части:
⦁ организационная:
⦁ вводная;
⦁ основная;
⦁ заключительная.
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение. Вводная включает разминку, в том числе обще-развивающие упражнения, бег и подвижные игры. В основную часть входят изучение техники и тактики волейбола, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и разбор тренировочного занятия. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. В течении года тренировки проводятся следующим образом .
Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что:
⦁ двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося
⦁ должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения;
⦁ должен быть обеспечен медицинский контроль;
⦁ должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиены спортсменов.
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения. Для анализа технической подготовки обучающихся нужно применять имеющиеся в ДЮСШ видеокамеру и DVD проигрыватель с видеоизображением. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используются элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствовании скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения.
Особое внимание в тренировочном процессе обращается на проявлении у детей самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизоваться в ходе соревнований, проявлять активность и упорство в спортивной борьбе. Учитывается также спортивное трудолюбие занимающихся их заинтересованность в тренировках. Для воспитания чувства патриотизма и любви к Отечеству обязательно использовать групповые просмотры российских спортсменов на этапах Кубка мира и олимпийских игр с обязательным анализом технического и тактического мастерства.
Список литературы
1. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Волейбол. Москва: Советский спорт. 2007.
2. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. А.Г.Айриянц. М., «Физкультура и спорт», 1976
З. А.Г.Фурманов. Подготовка волейболистов.- Минск: МЕТ, 2007.
4. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов.-М.,1962.
Training for Volleyball — Athletic Lab
[Athletic Lab — официальный тренировочный центр NC Elite волейбола, одной из лучших волейбольных академий на юго-востоке]Волейбол — это физически требовательный вид спорта, требующий силы, мощи, ловкости и скорости; существует несколько других подобных видов спорта (Hadzic et al. , 2010). Кроме того, волейбол — это вид спорта, который требует тщательного рассмотрения при решении задач повышения производительности спортсменов. В то время как многие клубы застряли в старом мышлении о сохранении статус-кво, другие клубы меняют свои парадигмы и расширяют границы.NC Elite знает, что одни только навыки и упражнения просто неэффективны для повышения производительности спортсмена. С помощью Athletic Lab NC Elite зарекомендовала себя как лучшая волейбольная академия на юго-востоке.
Сила имеет первостепенное значение для игры в волейбол, и существует множество примеров того, почему более сильный спортсмен всегда является лучшим спортсменом. Было показано, что скорость спайка в волейболе коррелирует с улучшением силы доминирующего плеча (Hadzic et al., 2010). Кроме того, теперь известно, что силовые тренировки действительно защищают от «колена прыгуна» (Hadzic et al., 2010). В волейболе колено прыгуна является наиболее распространенной травмой от перегрузки (Dervisevic & Hadzic, 2012). Силовые тренировки не только приведут к повышению производительности, но и фактически снизят уровень травматизма и чрезмерных травм за счет улучшения моторного контроля и стабильности суставов.
Неудивительно, что самый высокий прыгун становится лучшим волейболистом.Было показано, что за одну игру игроки выполняют в среднем 85 прыжков в час (Riggs & Sheppard, 2009). Из этих прыжков на блокировку приходится примерно 27% прыжков (Riggs & Sheppard, 2009). Таким образом, очевидно, что для нападения и защиты необходим более сильный спортсмен. Более сильный спортсмен также всегда наиболее устойчив к травмам.
Очевидно, что перед тренером стоит два решения: больше прыгать на тренировках или тренировать спортсмена, чтобы он был более выносливым перед лицом многократных прыжковых схваток.Опять же, лучший способ добиться повышения производительности, когда статус-кво не работает, — это тщательное выполнение программы силовых тренировок для конкретных видов спорта. Перегружайте спортсмена, чтобы он преуспевал даже в самых обыденных задачах.
Наука о том, почему мы тренируем спортсменов особым образом, не является секретом. Например, в исследовании, сравнивающем пиковую мощность спортсменов-волейболистов, те спортсмены, у которых наблюдается снижение мышечной массы нижних конечностей, имеют четкую линейную зависимость от пиковой мощности (Riggs & Sheppard, 2009).По сути, это означает, что более слабые, менее мускулистые спортсмены генерируют меньшую мощность во время прыжков, что приводит к меньшей общей высоте прыжка. В Athletic Lab и в наших выездных тренировочных программах мы учитываем эти и другие результаты, чтобы разработать программу, специально разработанную с учетом потребностей наших спортсменов.
Такие упражнения, как приседания, становая тяга, взятия на грудь и рывки — все это движения, которые мы используем при разработке программ для наших спортсменов. Не потому, что они выглядят круто, а потому, что они эффективны и, как доказано, повышают производительность наших клиентов.При рассмотрении волейбола очевидно, что коленный сустав активен во время приземления и во время взлета, часто требуя быстрых переходов и смены направления (Dervisevic & Hadzic, 2012).
Внедрение вышеупомянутых тренировочных методологий, среди прочего, гарантирует, что наши спортсмены будут работать с максимальной отдачей, с минимальной угрозой травм. Точно так же все виды спорта выиграют от нашего обслуживания мирового класса, независимо от ваших целей.
Ссылка:
- Дервишевич Э.и Хаджич, В. (2012). Сила квадрицепсов и подколенных сухожилий в игровых видах спорта: баскетболе, футболе и волейболе. Изокинетика и физические упражнения, 20, 293-300.
- Хаджич, В., Саттлер, Т., Маркович, Г., Веселко, М. и Дервисевич, Э. (2010). Профиль изокинетической силы квадрицепсов и подколенных сухожилий у элитных волейболистов. Изокинетика и физические упражнения, 18, 31-37.
- Риггс, М.П. и Шеппард, Дж.М. (2009). Относительная значимость силовых и силовых качеств на высоту вертикального прыжка элитных пляжных волейболистов при выполнении встречного движения и прыжка с приседа.Журнал человеческого спорта и упражнений, 4 (3), 221-236.
Архивы волейбола — Velocity Sports Performance
Почти каждый вид спорта — это больше, чем просто быстрый бег или огромная вертикаль. Выберите один, и мы держим пари, что большая часть действия происходит около , изменяя направление . Для большинства спортсменов, с которыми мы работаем в Velocity по всей стране, это означает, что они должны так же хорошо останавливаться на , как и стартовать. Без хороших тормозов они просто не смогут контролировать свою скорость.
СВЯЗАННЫЕ С : Спортсменам нужен более мощный двигатель или лучшие тормоза?
Трое наших тренеров выбрали свое любимое упражнение, чтобы помочь своим спортсменам иметь сильные и быстрые тормоза, чтобы они могли останавливаться в мгновение ока.
Лестница для понижения уровняОдним из самых основных навыков, необходимых спортсмену для изменения направления, является способность сохранять правильное положение во время замедления. Одним из инструментов, которые мы любим использовать в Velocity, является лестница ловкости, потому что она помогает спортсмену сосредоточиться на положении стопы и точности в дополнение к любым навыкам, которые мы выбираем для развития в этот день.
Чтобы выполнять эти упражнения, спортсмены сначала должны иметь координацию, чтобы хорошо выполнять базовые упражнения на лестнице, такие как свизл, переключение ножницами и неприглядное перетасовывание. Как только спортсмен сможет выполнять каждое из этих упражнений без труда, он может изменить упражнение и сделать паузу, опуская свой центр масс, останавливаясь в правильном положении. Самыми базовыми и, следовательно, наиболее важными позициями в спорте являются стойка на квадрате, в шахматном порядке и на одной ноге.На колени спортсмена можно надеть мини-браслет, чтобы он знал о правильном положении колена. Если спортсмен добавляет в упражнение медицинский мяч, он может работать над более баллистическими/динамическими эксцентрическими движениями с другим стимулом.
Спортсмену необходимо опустить свой центр масс, чтобы создать «тройное сгибание» в суставах нижних конечностей: тазобедренном, коленном и голеностопном. Центр масс, колено и контакт с землей должны быть хорошо выровнены, чтобы движение было безопасным и эффективным.
Самое главное, спортсмен должен добиться правильного шарнира бедра и тыльного сгибания голеностопного сустава.Подавляющее большинство бесконтактных травм происходит во время замедления, часто в коленях или лодыжках. Умение поглощать (нагружать) силу при правильном положении тела (тазобедренный сустав, стабильное колено и тыльное сгибание лодыжки) поможет предотвратить эти травмы.
Пружины и амортизаторы ЛестницаЛестница для аджилити — отличный инструмент, помогающий нашим спортсменам развивать свои удары и пружины.
Когда дело доходит до скорости, спортсмены должны быть упругими и быстрыми, отрываясь от земли.Когда мы говорим о «пружине», мы имеем в виду способность наших спортсменов быть быстрее, используя упругие свойства своих мышц.
«Шок» означает способность поглощать удары и силу, чтобы наши спортсмены могли безопасно и быстро остановиться. Это упражнение подчеркивает обе способности и применимо к любому виду спорта.
Как сделать дрель:
по лестнице постарайтесь как можно быстрее оторваться от земли. Здесь мы сосредоточимся на наших пружинах. Когда мы приземляемся, мы хотим приземлиться и быть под контролем.Чем больше у нас контроля при замедлении, тем безопаснее будет наше тело при смене направления. Самая важная часть приземления — удерживать тело в правильном положении и не допускать вальгусного колена.
Важные детали, на которые следует обратить внимание: положение и управление. Мы хотим, чтобы спортсмен мог развивать силу и контроль за счет правильного диапазона движений. Это особенно важно, поскольку мы начинаем добавлять не скорость или расстояние. Не позволяйте спортсменам прогрессировать, если они не могут должным образом и эффективно контролировать свое приземление в течение как минимум 2 секунд.
Маршевая серия с сопротивлением замедлениюЗамедление часто является наиболее сложным аспектом изменения направления и требует от спортсмена поглощения большей силы, чем на любой другой фазе движения. Эта серия упражнений учит спортсменов сохранять правильную осанку и правильное положение тела во время замедления. Когда мы добавляем концентрическое движение (взрывное движение), сразу за которым следует фаза замедления, упражнение также развивает реактивную силу и мощь спортсмена.
Как делать дрели:
- Поместите спортсмена на хорошую спортивную базу с эластичной лентой или эластичным шнуром вокруг его талии.Партнер, держащий ленту, увеличивает сопротивление, подтягивая в направлении, в котором должно произойти замедление.
- Спортсмен контролирует свою осанку, двигаясь в «направлении тяги». Их голень — очень важная деталь, и она должна указывать в сторону от направления тяги. Это помогает их ступням вонзиться в землю и сопротивляться импульсу, который пытается заставить их двигаться в исходном направлении.
- Контакт с землей, колено и центр масс спортсмена должны быть выровнены, а осанка должна сохраняться.
- Если вы хотите включить взрывной момент, попросите спортсмена выполнить любую форму движения со сменой направления, например боковой толчок, перекрестный шаг или прыжок.
Важные детали:
- Убедитесь, что спортсмен понимает основную спортивную базовую позицию. Очень важны тазобедренный сустав и тыльное сгибание голеностопных суставов.
- Уровень сопротивления должен соответствовать их силе и способностям. Вы можете отрегулировать это, используя полосу сопротивления другого размера или расстояние между спортсменом и партнером.
- Контакт с землей, угол голени, положение колена и центр масс спортсмена остаются на одной линии (от направления тяги).
- Убедитесь, что спортсмен не опирается на ленту.
- Сначала эксцентрическое управление, затем концентрическое! Убедитесь, что ваши спортсмены понимают, как использовать тормоза, прежде чем они нажмут на педаль газа.
Волейбольные лагеря Nike объявляют о новой программе онлайн-обучения
25 февраля 2021 г.
Виртуальные тренировки по волейболу и общение с лучшими тренерами
Nike Volleyball Camps разработали комплексную программу тренировок по волейболу, к которой спортсмены могут получить доступ из дома.По словам разработчика учебной программы Дженнифер Ферч: «Проработав более тридцати лет в лагерных программах, спортсмены могут ежедневно точно развивать так много важных навыков, которые дадут им огромное спортивное преимущество. Мы работали с одним из лучших инструкторов по волейболу в стране с вопросом: какие навыки спортсмен может использовать дома, что дало бы ему значительное преимущество на корте? Тренер Финли помог создать библиотеку упражнений для начинающих игроков и тех, кто готов играть на уровне колледжа, что даст им 20-30 минут волейбольных тренировок, которые они могут выполнять по расписанию, чтобы значительно улучшить свои навыки. «В Nike Volleyball Camp Online используется тренировочное приложение, которое доставляет персонализированные тренировки на телефон студента-спортсмена.
Учащийся просматривает и взаимодействует с короткими видеороликами, демонстрирующими навыки, которые обеспечивают отличные визуальные эффекты для точной работы памяти. Спортсменам предоставляются инструменты для общения с личным инструктором Nike Camp по завершении тренировок. Они даже могут снимать себя во время тренировок, чтобы получить обратную связь от инструктора. «В отличие от других статических тренировок, это буквально тренер высшего уровня, работающий лично с вами для достижения ваших целей», — говорит онлайн-директор Шон Стетсон.«Это инновация для будущего, которая поможет спортсменам по всему миру получать лучшее спортивное образование на планете, ежедневно развивая таланты».
Студенты-спортсмены могут установить время тренировки и то, сколько они хотят достичь. «Мой ребенок получил массу удовольствия от программы и был увлечен и взволнован каждый день. Мы уже были поклонниками программы, но теперь мы действительно впечатлены возможностью предоставить такой опыт. Техника и общение были отличными.В основном спасибо за то, что подбадриваете моего ребенка», — сказал недавний онлайн-родитель.
Волейбольный лагерь Nike для онлайн-тренировок предлагает две дорожки для спортсменов: дорожку для начинающих/основных и дорожку для более продвинутых игроков. Для получения дополнительной информации об онлайн-тренировках Nike Volleyball Camp посетите https://www.ussportscamps.com/…;
Программа SafeSport: волейбол региона Каролина
Спортсмены будут работать лучше, взлетать выше и получать больше от спорта, если будут чувствовать себя в безопасности.Центр безопасного спорта США стремится создать здоровую и благоприятную среду для всех участников. Через образование, ресурсы и обучение мы помогаем членам спортивного сообщества распознавать, сокращать и реагировать на неправомерные действия в спорте.
Для получения информации о горячей линии SafeSport Victim Services нажмите здесь.
На этой странице есть ссылки на основной веб-сайт Центра безопасного спорта США, а также на другие ресурсы, определенные в рамках Программы. Пожалуйста, помогите нам обеспечить безопасную и веселую среду для всех наших участников!
Обучение безопасному спорту:
- Обратите внимание, что U.Доступны новые модули курса S. Center for SafeSport. Участники будут автоматически зачислены на необходимый им курс SafeSport каждый сезон при регистрации на новый сезон. Категории членства, для которых требуется SafeSport, будут включать обучение как часть требований для получения права на участие. Участники получат доступ к ссылке для прохождения курса из своей учетной записи SportsEngine (перейдите на карточку «Carolina Regional Volleyball» в профиле членов семьи). Как только участник завершит обучение, его учетная запись будет автоматически обновлена.
Тренировка SafeSport для несовершеннолетнего участника:
Центр SafeSport США теперь требует, чтобы все лица в возрасте 18 лет и старше, участвующие в соревнованиях для юниоров, прошли курс SafeSport. Сюда входят 18-летние игроки из юношеской команды. Если в этом юношеском сезоне игроку исполняется 18 лет, он может пройти курс SafeSport заранее, чтобы выполнить это требование (рекомендуется). Если вы сделаете это раньше, это гарантирует, что на мероприятии не будет проблем с допуском. Несовершеннолетним потребуется разрешение их родителей/законных опекунов, чтобы пройти курс SafeSport.У нас есть членство для 18-летних игроков, которое зачислит заявителя на курс SafeSport, чтобы он мог пройти обучение.
Обучение родителей SafeSport:
USOC разработал программу обучения специально для родителей наших юных спортсменов. Это обучение является отличным инструментом для того, чтобы все в нашем спортивном сообществе говорили на одном языке, когда речь идет о предотвращении неправомерных действий в спорте. ПРИМЕЧАНИЕ: Родительское обучение НЕ будет соответствовать требованиям SafeSport для младших тренеров! Все младшие тренеры и юниорский персонал клуба должны пройти полный курс (см.