Техника нижней прямой подачи мяча.





ТОП 10:







Подачи мяча. В современном волейболе используются верхние прямая и боковая подачи с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу при­меняется нижняя прямая подача.

Нижняя прямая подача. Эффективность нижней пря­мой подачи обусловлена тремя основными факторами: направле­нием замаха — строго назад, высотой подбрасывания — небольшой, и точкой удара по мячу — примерно на уровне пояса.

Нижняя прямая подача выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.

 

Техника верхней прямой подачи мяча.

Вариант 1.Верхняя прямая подача. Из положения лицом к сетке игрок подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, вы­полняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением мяча — силовая и без вращения — планирующая. Существенными элемен­тами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Удар по мячу наносится в центр мяча, движение руки перед ударом притормаживается, а ударное движение должно быть кратковременным, ладонной поверхностью напряженной кисти.

Вариант 2.Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать.



Рассмотрим технику выполнения верхних прямой и боковой подач. Перед вы­полнением верхней прямой подачи (с вращением) волейболист принимает следу­ющее исходное положение стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч, ле­вая впереди (для правши), мяч в согнутых руках на уровне груди, левая рука снизу, взгляд направлен на площадку соперника.

Правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, отводится назад, локоть направлен вперед-вверх. Тяжесть тела переносится на правую ногу, туловище слегка прогиба­ется, взгляд переводится на мяч. Движением левой руки вверх игрок подбрасы­вает мяч перед собой на 0,5-0,8 м выше головы. Выпрямляя опорную ногу и туловище (тяжесть тела переносится на впередистоящую ногу), волейболист раз­гибает правую руку и производит удар по мячу (кисть слегка напряжена и накры­вает мяч), левая рука опускается вниз. После удара кисть, сопровождая мяч, сги­бается, рука опускается и туловище наклоняется вперед.

 

Техника верхней боковой подачи мяча.

Верхняя боковая подача. В исходном положении игрок распола­гается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях. Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, масса тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, нано­сят удар полунапряженной кистью. При этом масса тела перено­сится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значи­тельно усиливает ударное движение.




Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и при верхней прямой.

Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах вниз-назад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу удара.

 

Техника подачи в прыжке.

В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на 1,5-2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки

Подача в прыжке по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке мяч посылают вперед, соответственно меняется характер заключи­тельного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед-вверх — на расстояние, необ­ходимое для разбега.

 

Техника атакующих ударов.

Атакующие удары. Атакующий удар осуществляется выше верх­него края сетки. Удар через сетку, выполняемый ниже ее верхнего края, называется нападающим (маловероятная возможность выиг­рыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как в фо­кусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его при­тягательная сила. Но это и самые сложные технические приемы, требующие высокого профессионализма от тренера и активности занимающихся при обучении.

Понаправлению атаки удары различают: удары по ходу, когда «правление полета мяча соответствует направлению разбега игрока; удары с переводом — при несовпадении отмеченных парамет­ров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на силовые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медлен­нее). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).

Техника выполнения атакующего удара

Выполнение атакующего удара также можно разделить на несколько составляющих: занятие позиции, разбег, прыжок и, собственно, удар.

Возьмем для примера нападение «просто» из четвертой зоны. В момент приема мяча игроками задней линии, нападающий занимает позицию в ауте, примерно в районе средней линии, чтобы иметь возможность разбегаться по дуге. После того как пошел пас, следует оценить его траекторию и соответствующим образом скорректировать и наметить скорость разбега, высоту и направление прыжка. Прыжок должен быть произведен с таким расчетом, чтобы мяч в момент нанесения удара находился перед игроком и на высоте вытянутой руки с тем, чтобы можно было его накрыть (захлестнуть) кистью сверху. Итак, пошел разбег, далее руки отводятся назад, и тело сгибается в полуприсяде, затем идет резкий взмах рук вверх и прыжок (руками машут, чтобы выше взлететь), обе руки при этом вытянуты вверх. Далее бьющая рука сгибается в локте и отводится за голову, плечо также отводится назад, игрок выглядит выгнувшимся, локоть при этом находится на уровне головы. Потом следует сокращение мышц брюшного пресса, придающее движение верхней части туловища вперед, и одновременно оставшаяся вверху не бьющая рука резко уходит вниз, импульс движения продолжает небольшое перемещение плеча бьющей руки вперед, и затем следует завершающее движение — рука разгибается и захлестывает мяч на подобно плети, локоть не опускается ниже головы до касания мяча кистью — самая частая ошибка — когда локоть в момент удара согнут и получается «удар от уха». Локоть опускается после удара — рука провожает мяч и уходит к туловищу вправо или влево так, чтобы не задеть сетку. Направление удара определяет кисть, а точнее то, с какой стороны она ляжет на мяч, например, сверху и слева (мяч, естественно, летит вправо).

 











infopedia.su

для детей и взрослых » Упражнения и игры для детей » Нижняя прямая подача в волейболе

Нижняя прямая подача в волейболе

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Это простейший способ введения мяча в игру. В исход­ном положении игрок стоит лицом к сетке, ноги согнуты в коленных суставах, левая впереди, правая сзади, и рас­положены несколько шире плеч, левая рука с мячом слег­ка согнута в локтевом суставе и находится на уровне пояса. Ударяющая рука опущена вниз — назад, туловище слегка наклонено вперед, центр тяжести перенесен на правую ногу.

В’первой фазе подачи волейболист подорасывает мяч и выполняет движение ударяющей рукой навстречу мячу. При этом игрок невысоко подбрасывает мяч перед собой, постепенно переносит центр тяжести с правой ноги на ле­вую, внимательно следит за движением мяча и готовится к удару.

Во второй фазе он производит удар по мячу ладонью или кулаком напряженной руки. При этом волейболист выпрямляет руку в локтевом суставе и выполняет ею быстрое толчкообразное движение вперед — вверх.

В заключительной фазе игрок осуществляет сопровож­дающее движение правой рукой за мячом и завершает перенос центра тяжести на левую ногу.

Далее игрок покидает место подачи, перемещается на игровую часть площадки и принимает стойку готовности.

Обучение. Нижняя прямая подача не отличается большой сложностью. Обучение этому приему начинают с рассказа и показа подачи, затем учащиеся выполняют специальные упражнения и подачи на точность попадания в определенные зоны площадки.

Упражнения для обучения нижней прямой подаче в волейболе

  1. Броски теннисных и набивных мячей одной рукой снизу.
  2. Многократное подбрасывание мяча вперед — вверх левой рукой снизу.
  3. Многократные удары по мячу правой рукой снизу у стены.
  4. Удары по мячу в парах в направлении партнера на расстояние 11 —15 м.
  5. Подачи через сетку с заданием перебить мяч на противоположную сторону игрового ПОЛЯ.

Подачи через сетку с заданием на точность попада­ния в указанные учителем зоны площадки.


www.fizkultura-vsem.ru

Учитель физической культуры

Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №324
Курортного района Санкт-Петербурга


Волейбол в школе

Учитель физической культуры

Гордейчук Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург
2011

Введение.

В нашей стране физкультура и спорт еще не стали жизненной потребностью большинства людей. Вся система физического воспитания должна строиться так, чтобы способствовать гармоничному развитию человека. И немаловажно при этом воспитывать в каждом человеке потребность смолоду заботиться о своем физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, обогащая знания в любых спортивных дисциплинах, личной и общественной гигиене, медицинской помощи.

Для большинства из нас игровые виды спорта являются одним из любимых способов активного отдыха. Кроме того, что спортивные игры являются довольно веселым занятием, они еще предлагают существенную пользу для здоровья, таким образом, улучшая и физическое и психологическое состояние, играют важную роль в развитии индивидуальности, будучи источником и тренировки и развлечения. Такие игровые виды как баскетбол, волейбол, футбол развивают и гармонизируют все системы организма человека.

Волейбол – игра миллионов. Можно утверждать, что никогда не игравших в волейбол людей на свете просто не существует. Когда-нибудь да обязательно это было с каждым из нас. Пусть не по правилам. Пусть даже без сетки. Но никто не избежал этой радости – ударить рукой по упруго надутому шару, послушно летящему в заданном направлении. И многие, ощутив эту радость, уже не хотели от нее отказываться и отдали свое спортивное пристрастие волейболу.

Секрет популярности волейбола заключается в том, что он доступен всем: городскому и сельскому жителю, юному и взрослому. В игре могут участвовать люди самого разного возраста и подготовки. Именно эта «демократичность» привела к тому, что волейбол, согласно статистике, стал одним из самых массовых видов спорта в мире и у нас в стране. Среди миллионов занимающихся в нашей стране волейболом половина – дети школьного возраста.

Достоинства волейбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. В волейболе, как ни в каком другом виде спорта, физические нагрузки находятся в тесной связи со степенью подготовленности играющих. Этим объясняется одинаковый интерес, с которым занимаются им люди самых возрастов и профессий. Популярность волейбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись волейболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, метанием, общеразвивающими и другими видами физических упражнений. Так волейбол открывает доступ к регулярным занятиям спортом.

Как составная часть программы по физической культуре в школе, волейбол является одним из средств решения основных задач физического воспитания.

3

Занятия волейболом укрепляют здоровье, способствуют разносторонней физической подготовленности, воспитывают чувство коллективизма, закаляют волю. Волейбол включен в уроки физической культуры в 5-11 классах, значительное место он занимает в других формах физического воспитания.

Многолетний опыт работы с учащимися показывает, что повышение уровня мастерства волейболистов находится в прямой зависимости от планомерного и квалифицированного массового обучения игре детей в школе.

ГЛАВА № 1. Нижняя прямая подача как прием волейбола.

1.1. Основные приемы волейбола.

Чтобы волейбол составлял истинное наслаждение, необходимо в процессе занятий хорошо освоить приемы игры. В волейболе пять основных приемов: подача, прием, передача, нападающий удар и блокирование. Существенное место в действиях игрока занимают перемещения. Новичку достаточно освоить подачу, прием и передачу, чтобы участвовать в игре. Можно осваивать приемы и без партнеров, используя стену, забор или различные щиты, но лучше заниматься вдвоем или группой. Если удается провести 5-6 ударов (сверху двумя руками и снизу двумя руками) по отскакивающему от стены (забора, щита) мячу и подать мяч через сетку, считайте, что вы уже готовы к выходу на площадку. Умение самостоятельно выполнять задания обычно придает занимающимся уверенность в своих силах.

Обучение навыкам игры в волейбол требует учета как возрастных, так и физических особенностей занимающихся. Прежде всего, необходимо организовывать занятия по общей и специальной физической подготовке (преимущественно в игровой форме) на основе знакомых и доступных для занимающихся упражнений, преимущественно гимнастических и легкоатлетических, а также включать подвижные игры и элементы волейбола для развития физических качеств. Подбор упражнений и объем нагрузки зависит от систематичности занятий и подготовленности занимающихся. Обращаем внимание на то, что игра и ее правила постоянно совершенствуются, а это требует соответствующей коррекции и в обучении. Например, введение в правила игры разрешающего касания мяча любой частью тела потребует организовать обучение игре ногой (приему, передаче и даже нападению).

1.2. Цели и задачи обучения.

Овладение спортивными играми происходит в процессе изучения и последующего совершенствования специальных знаний, умений и навыков. Поэтому изучение и тренировка составляют две стороны единого педагогического процесса. Основная задача обучения – овладение двигательными навыками специальными знаниями.

4

Занимающие изучают правила игры, ее технику и тактику, развивают физические качества. Тем самым закладывается необходимая основа, обеспечивающая достижение спортивного мастерства.

Цель обучения — всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья занимающихся, приобретение технико-тактического мастерства, воспитание высоких морально-волевых качеств.

  • На каждом этапе учебно-тренировочного процесса обязательно решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Основными задачами учебно-тренировочного процесса при обучении игры в волейбол являются:
  • обучающие

-овладение основными двигательными навыками при углубленном изучении образовательной области физической культуры волейбол

-овладение техникой выполнения элементов волейбола

-овладение тактикой игры в волейбол

-формирование технико-тактических навыков игры в волейбол

-овладение теоретическими и практическими основами тренировки

-овладение игрой и правилами игры в волейбол

-достижение уровня спортивных результатов, сообразно состоянию здоровья, способностям, возрастным особенностям детей

-развитие внимательности и наблюдательности

— развитие интеллектуальных и нравственных качеств.

-развитие основных двигательных качеств,

-развитие специальных физических качеств

-развитие умственных и физических способностей.

— развитие потребности к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной направленности.

  • воспитательные

-воспитание коммуникативных качеств личности ребенка

-воспитание дисциплинированности,

-воспитание толерантности, общественной активности и профилактика асоциального поведения

-воспитание коммуникативности

-воспитание целеустремленности и настойчивости для достижения цели

5

-популяризация и пропаганда спортивной игры волейбол.

— сохранение, поддержание и умножение традиций Российского спорта, международного Олимпийского движения

  • оздоровительные

— способствовать формированию здорового образа жизни детей.

-способствовать укреплению, поддержанию и сохранению здоровья и физического развития.

-способствовать приобретению знаний, умений и навыков в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений в области ЗОЖ

Для определенных возрастных групп волейболистов задачи, перечисленные выше, конкретизируются, соответственно изменяются также формы, средства и методы их решения.

1.3. Характеристика нижней прямой подачи.

Игра в волейбол начинается с подачи. Подача – технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтому подача является и средством нападения. Подачи делятся на нижние и верхние. Кроме того, выделяют прямые и боковые подачи, а по характеру выполнения – силовые и планирующие. В современном волейболе используются верхние прямые и боковые подачи с планирующей траекторией полета мяча. Реже применяются силовые прямые и боковые подачи. Нижняя прямая подача используется при начальной подготовке и в игре новичков.

В подаче различают: исходное положение, подбрасывание мяча и замах, удар по мячу и движение после него. Успех в выполнении подачи зависит от умения согласовывать свои движения по отношению к летящему мячу так, чтобы удар по мячу был произведен в нужной точке, что обеспечивает силу и точность подачи. Удар по мячу производится ладонью или кистью руки с согнутыми пальцами. Если удар по мячу производят правой рукой, то мяч подбрасывают левой. Направление и высота подбрасывания зависят от способа выполнения подачи. Замах и амплитуда движения руки на удар различны. Наименьшее движение при нацеленных и планирующих подачах, наибольшее – при верхней боковой подаче на силу.

По характеру подачи можно разделить на силовые, нацеленные и планирующие. Цель силовых подач – затруднить прием мяча соперниками или вызвать ошибку при приеме мяча и принести команде очко. Нацеленные подачи позволяют направить мяч в уязвимые места площадки соперника или на слабого игрока, чтобы затруднить действия его команды. Планирующая подача опасна тем, что мяч летит, не вращаясь, и изменяет траекторию полета в самых неожиданных направлениях. При верхних подачах удар по мячу наносят на уровне головы и выше, при нижних – ниже уровня головы. Каждый волейболист должен овладеть одним способом точной подачи и одним способом подачи на силу.

Нижняя прямая подача – это основной способ подачи для начинающих, особенно для детей. Трудностей в обучении она не представляет, а польза от нее большая. Во-первых, появляется возможность постепенно совершенствовать навыки приема мяча с подачи, и, во-вторых, двухсторонняя игра в волейбол происходит более интересно и эффективно. В этих целях при проведении соревнований новичков следует разрешать подачу только этим способом.

6

При нижней прямой подаче игрок видит свою площадку, и мяч можно более точно послать через сетку. При обучении занимающиеся быстро достигают высокой степени совершенства в нижних подачах, уверенно применяя их в игре.

На рисунке 1(см. приложение) показано, как выполняется нижняя прямая подача.

В исходном положении игрок стоит лицом к сетке. Ноги согнуты в коленях, левая нога впереди и противоположна ударяющей руке. Туловище слегка наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой, правая опущена. Одновременно с подбрасыванием мяча правая рука отводится вниз-назад на замах. Удар по мячу производится напряженной ладонью (или кистью руки с согнутыми пальцами) выпрямленной руки на уровне пояса. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу.

ГЛАВА № 2. Методика обучения нижней прямой подачи.

2.1. Техника подачи.

Методика обучения подачам мяча должна основываться на общих дидактических принципах. При обучении различным способам подачи следует раньше всего изучать нижнюю прямую и боковую подачи, затем верхнюю прямую с вращением (на силу), и без вращения (планирующую), сверху боковую с вращением (на силу), и без вращения (планирующую), подачу в прыжке. Для изучения подачи используются подготовительные, подводящие и специальные упражнения. Подготовительные упражнения нацелены на развитие качеств, необходимых для выполнения подачи. С этой целью подбирают упражнения, имитирующие подачу, с отягощением (резиновый амортизатор, набивной мяч и др.). В подводящих упражнениях занимающиеся чаще всего закрепляют ударное движение и совершенствуют специальные качества. К этим упражнениям относятся удары по неподвижному мячу с использованием вспомогательной аппаратуры («Удочка», «Мяч в держателе», «Наклонная рама» и др.), удары в стенку. Эти упражнения позволяют сосредоточить внимание на технике приема в целом, на согласованности движений ног, туловища и рук. Специальные упражнения используют в определенной последовательности для более основательного подхода в обучении техники подач.

Обще развивающие упражнения.

  1. Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения – одна рука вверху.
  2. Большие круги руками вперед назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед «Мельница».
  3. С резиновым амортизатором. Амортизатор перекинуть через нижнюю рейку гимнастической лестницы и, захватив прямой рукой, повернуться к ней спиной. Поднимание прямой руки вперед-вверх. То же, но из-за головы.
  4. Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному-два баскетбольных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно одной рукой снизу), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча.

7

Подводящие упражнения.

  1. Имитация подачи мяча. Внимание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.
  2. Обучение подбрасыванию мяча. Следует помнить, что высота подбрасывания мяча обуславливается уровнем развития скоростно-силовых возможностей учащихся (компенсация недостатка силы амплитуды замаха). Высокое подбрасывание отрицательно влияет на точность подачи и достижение точного удара в среднюю часть мяча, что в свою очередь отрицательно влияет на полет мяча без вращения.
  3. Удар по мячу, установленному в держателе или подвешенному. Внимание акцентируется на движение прямой рукой. Удар наносится основанием ладони.
  4. Подачи в стену на расстояние 6-7 метров.
  5. Подача на партнера, располагающегося на расстоянии 8-9 метров.
  6. Подачи через сетку с укороченного расстояния. Партнер принимает мяч снизу двумя руками над собой.

Специальные упражнения.

  1. Подачи из-за лицевой линии. На этом этапе обучения необходимо следить за тем, чтобы подача через сетку не вызывала чрезмерных усилий, искажающих структуру техники.
  2. Подачи с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки.
  3. Подачи с изменением траектории полета мяча.
  4. Подачи с изменением расстояния полета мяча: укороченные – в зоны площади атаки и удлиненные – в зоны площади защиты.
  5. Подачи на точность по зонам площадки. Зоны следует очертить мелом. Нужно помнить, что точность подачи во многом обусловлена направлением замаха бьющей по мячу руки, при подачи снизу – строго назад.
  6. Соревнование на большое число подач в пределы площадки. То же но на точность.
  7. Подача на силу. На этом этапе занимающиеся должны хорошо усвоить технику подач. Сила удара – оптимальная, но исключающая грубые погрешности в технике. Подача в прыжке.
  8. Соревнование на большее число подач на силу, в прыжке.
  9. Подачи после выполнения подготовительных упражнений. В этом упражнении очень важно разделить учащихся на две группы с тем, чтобы исключить простои в очереди. Одна группа выполняет серию подготовительных упражнений, другая выполняет подачи. Через 10 минут учащиеся меняются местами.
  10. Подачи после выполнения других приемов игры: передач, блокирования, атакующих ударов, приема в падении. Методика та же.
  11. Соревнование на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема определяется по очковой системе: мяч принят к сетке – одно очко подающему и два принимающему, не принят в площадь атаки – два очка подающему и одно очко принимающему, ошибка при подаче или приеме (включая подачу не в коридор) – ноль очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего.

8

При изучении техники подач важно своевременно исправить ошибки. Ошибки при подачах и методика исправления:

  1. Неустойчивое исходное положение и нечеткое подбрасывание мяча.
  2. Недостаточная амплитуда замаха и выполнение ударного движения согнутой рукой.
  3. Неправильное соприкосновение кисти с мячом и отсутствие сопровождающего движения.

В первом случае добиваются большей сосредоточенности и внимания при подготовке к подаче. В качестве методического приема можно рекомендовать выполнять подачи только после словесных сигналов («можно», «подача») или после свистка, которые подает тренер по мере готовности игрока.

Вторая ошибка возникает у игроков из-за стремления подавать сильную подачу только рукой, нарушая последовательность движения остальных звеньев тела, и особенно ног и туловища.

Учителю важно знать, является ли ошибка следствием недостаточной физической подготовленности или неправильной техники. Ошибку исправляют, подбирая специальные упражнения. Вначале следует устранить недостатки в замахе, добиваясь широкой амплитуды движений в момент подбрасывания мяча. Для исправления ошибки в ударном движении можно рекомендовать подводящие упражнения с использованием специальной аппаратуры (подвесной мяч, мяч на амортизаторах, мяч в держателе и т.д.)

2.2. Тактика подачи.

Под тактикой игры в волейбол понимают целесообразное (адекватное игровой ситуации) использование техники игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в противоборстве с соперником. С целью овладения тактикой подач на начальном этапе обучения игроки должны направлять мяч в определенную зону площадки и с определенной силой. В дальнейшем задача усложняется и игрока учат сочетать силу подачи с точностью при различных способах подачи.

Рекомендуется обучать всем способам подач, но одним или двумя из них игрок должен владеть в совершенстве. Избранную подачу нужно уметь направлять в любую зону, удлиняя и укорачивая траекторию полета мяча.

Главное в тренировке подачи – постоянное стремление к стабильности подачи в игре. Тактические навыки в подачах мяча усваиваются в специальных упражнениях:

  1. Игроки располагаются по обе стороны сетки у лицевых линий. Подача производится на партнера, который занимает различные места на площадке по отношению к сетке (близко, в центре, у лицевой линии). Одновременно с подачей игроки отрабатывают прием подачи в тех зонах, куда она направляется.
  2. Две команды соревнуются на количество попаданий в определенную зону. Упражнения в подачах могут проводиться и в виде эстафет. Условия упражнений усложняются за счет введения дополнительных заданий (например, перед подачей игрок производит несколько кувырков, прыжков).

9

Совершенствование в тактике подач должно происходить при постоянном контроле за результативностью и стабильностью подач. Результативность подачи возрастает, если она будет неожиданной для соперника. Для этого используют смену способа подачи, изменение траектории планирующей подачи и дополнительное вращение мяча при других способах подачи. На летних площадках берут в расчет метеорологические условия, что так же повышает эффективность подачи.

При выполнении подач основными тактическими действами являются:

  1. Чередование подач на силу;
  2. Подача на игрока команды соперника, слабо владеющего навыками приема;
  3. Подача на основного нападающего;
  4. Подача на игрока, вступившего в игру после замены;
  5. Подача на связующего, выходящего с задней линии;
  6. Подача между игроками;
  7. Подача в трудные для приема места площадки.

Выводы:

1. Работа на тему: « волейбол – нижняя прямая подача», является до сих пор весьма актуальной, т.к. волейбол это игра миллионов и знакомство с игрой в первый раз, в основном, происходит на уроках физической культуры или на школьной площадке в секции волейбола.

В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной комплексной программой по физической культуре. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня. Во внеклассной работе по волейболу организуются спортивные секции. В общешкольных физкультурно-массовых мероприятиях волейбол включается в дни здоровья, внутришкольные соревнования, спортивные праздники.

Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола – содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями. На уроках не готовят волейболистов, нельзя отдавать предпочтение тем учащимся, которые научились играть в волейбол в секции или спортивной школе. Более того, они должны помогать учителю в проведении уроков.

2. В ходе проведенной работы мною были изучены и анализированы основные аспекты нижней прямой подачи. Их можно разделить на 2 группы:

-нижняя прямая подача как прием волейбола;

— методика обучения нижней прямой подачи.

10

Комплексный характер обучения диктует необходимость разносторонней и специальной подготовки занимающихся. Она складывается из нескольких самостоятельных, но тесно

связанных между собой видов подготовки: теоретической, физической, технико-тактической, психологической и морально-волевой, организационно-методической и судейской. Поэтому волейбол требует энергичных спортивных руководителей, учителей и организаторов массовых соревнований. Они должны быть гибкими и избирательными в поисках новых форм. Для этого им необходимо дать целенаправленные знания и методическую литературу. На примере своей методической разработке, я хочу оказать помощь учителям физической культуры и всем, кто участвует в организации и проведении занятий по волейболу в школе, пусть даже в таком узком контексте как «методика обучения нижней прямой подачи».

11

Список литературы:

1. А.Я.Гомельский — «Учебник для институтов Ф. К М.,2002г.

2. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе: Пособие для учителя». – М.: Просвещение, 1989год.

3. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. «Волейбол: У истоков мастерства» под редакцией Питерцева Ю.В. – М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 1998 год.

4.Железняк А.М. Клещев Ю.Н. «Подготовка юных волейболистов» СПб 2002г.

5. Железняк Ю.Д. – «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» — М., 2002г.

6. Портных Ю.И. «Спортивные игры: Учебник для институтов физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 1975 год

7. Н.К.Корбейников – Физическое воспитание – учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений – изд. Высшая школа – 1989г.

8. Портных Ю.И. «Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних специальных заведений физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 1984 год.

9. Фурманов А.Г. «Играй в мини-волейбол». – М.: Советский спорт, 1989 год.

12

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Рис № 1.

13

Городской конкурс педагогического мастерства

Номинация

«Специалисты физической культуры и спорта образовательных учреждений»

Участник конкурса

Гордейчук Татьяна Владимировна

учитель физической культуры школы № 324 Курортного Района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Волейбол – нижняя прямая подача».

Санкт-Петербург

2011г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Нижняя прямая подача как прием волейбола.

    1. Основные приемы волейбола. 4
    2. Цели и задачи обучения. 4
    3. Характеристика нижней прямой подачи. 6

Глава 2 Методика обучения нижней прямой подачи.

    1. Техника подачи. 7
    2. Тактика подачи. 9

Выводы 10

Список литературы 12

Приложение 13

auto-dnevnik.com

Нижняя прямая подача мяча (волейбол)

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.

Строевые упражнения:

«Нале-во!»

«Кру-гом!»

«Напра-во!»

«Кру-гом!»

«Напра-во!»

Ходьба:

— на носках, руки на пояс

— на пятках, руки в стороны

— в присяде, руки за голову

— прыжками в присяде

Бег:

— обычный

— приставным правым боком

— приставным левым боком

-захлестом голени

-высоким подниманием бедра

— прыжками с ноги на ногу

Ходьба

ОРУ: Приложение № 1

1¢30”

30¢¢

2’

10м

10м

10м

15м

4-5 раз

20м

30²

3’

уч-ся стоят в основной стойке; проверить осанку, равнение

выполнять на два счета

следить за четкостью выполнения поворотов

поворот через левое плечо

следить за осанкой

плечи развернуть

спина прямая

туловище не наклонять следить за дыханием

Следить за высотой поднятия ноги

Следить за правильной работой руками

восстановить дыхание

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

Переходим к круговой тренировке.

У нас с вами будет три этапа на которых группы занимаются по 3 минуты. По свистку занимающиеся на первом этапе переходят на второй, занимающиеся на втором этапе переходят на третий, а занимающиеся на третьем переходят на первый и т.д.

Первый этап — верхняя передача мяча.

Второй этап – нижняя передача мяча.

Третий этап – комбинированный.

Описание этапов в Приложении 2,3,4 соответственно.

И так, закрепим эти два способа передачи мяча в следующем упражнении:

Занимающиеся делятся на две группы, я выбираю себе помощника. Расставляются фишки на расстоянии друг от друга 40 см. занимающиеся располагаются сзади фишек в колонну по одному. По свистку первый стоящий в колонне начинает оббегать фишки приставными шагами, когда он их преодолел, ему набрасывается мяч и он должен в одно касание перевести мяч через сетку.

И так закончили. Переходим к последнему упражнению – это нижняя прямая подача

Нижняя прямая подача

В исходном положении ноги согнуты в коленях, левая нога впереди (противоположная ударяющей руке), туловище слегка наклонено вперед. Мяч удерживается левой рукой, правая опущена вниз. Одновременно с подбрасыванием мяча правая рука отводится вниз назад для замаха. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки на уровне пояса.

И так, изучив верхнюю передачу мяча, нижнюю передачу мяча и нижнюю прямую подачу, можно перейти к самому любимому элементу обучения это Учебная игра.

Делимся на 3-4 команды, и играем в мини-волейбол (игра ведется до 10 забитых мячей, играют 1к с 3к, 1к со 2к, и 3к со 2к)

30”

10’

5’

5’

8’

Учитель ходит по этапам и указывает детям на ошибки, помогает улучшить технику передач.

Учитель с помощником стоят с другой стороны сетки и набрасывают мячи на набегающих учеников. Учитель указывает ученикам на их ошибки и сразу же их исправляют

Выбирается 3 помощника в судействе игры и объясняется что они должны делать.

За

клю

чите

льная

часть

Занимающиеся выстраиваются в шеренгу.

Учитель указывает на положительные стороны выполнения заданий. Выделяет наиболее способных учеников, но и поощряет остальных занимающихся за старание. Выставление оценок за урок. Сообщение д/з. Прощание.

2’

Д/З

Отжимания на пальцах:

М. 3 подхода по 8 раз

Д. 3 подхода по 5 раз (выполняют отжимания с колен)

kopilkaurokov.ru

Урок «Нижняя прямая подача в волейболе»

Конспект урока по волейболу для 6 класса

Нижняя прямая подача в волейболе

Дата:___________

Место: спортивный зал

Время: 40 мин

Инвентарь: волейбольные мячи

Задачи урока: 1.Повторить передачу мяча сверху

2.Совершенствовать нижнюю прямую подачу

3. Воспитывать координационные способности

Доз-

ка

ОМУ

По

дг

от.

ч

а

с

т

ь.

10’

1.Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока.

2. Строевые команды:

-напра-во; — нале-во; -кру-гом

3. ОРУ в движении шагом и бегом

4. Построение для выполнения упражнений основной части

1-2’

30”

7-8’

30”

Физорг до звонка, громко, одновременно, кратко, в доступной форме

Добиться правильного и одновременного выполнения

В колонне по одному. Темп средний.

В одну шеренгу

О

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь.

25

1. Повторить передачу мяча сверху.

а) верхняя передача

— рассказать и показать по частям технику передачи сверху

— имитация передачи сверху без мяча

— передача мяча сверху с подбрасывания напарника

2) Нижняя прямая подача

— рассказать и показать по частям технику

— имитация без мяча

— подача с 6 метров

3) координационные способности

— ловля мяча из различных положений

Исправлять ошибки

Указывать на общие ошибки

За

кл.

ч

а

с

т

ь

5’

1. Бег по кругу

2. Ходьба

3. Упражнения на растягивания

4. Подведение итогов урока, краткий анализ его частей, дать домашнее задание.

1-2’

30”

1-2’

1’30”

В одну колонну. Темп медленный

В колонне по одному

Амплитуда выполнения средняя

Отметить внимательных и активных, указать на общие ошибки, доступные упражнения.

infourok.ru

Верхняя прямая подача

ОБУЧЕНИЕ
ВЕРХНЕЙ
ПРЯМОЙ
ПОДАЧЕ

Работу
выполнила студентка 2 курса

201
группы

Режиссура
Спортивных праздников

Апрелева
Полина

Подача —
это способ введения мяча в игру.

Подачи
бывают :

1.Нижняя
прямая.

2.Нижняя
боковая.

3.Верхняя
прямая.

4.Верхняя
боковая.

Все
подачи выполняются в соответствии с
требованиями, указанными в правилах:
подающий игрок становится за пределами
площадки на месте подачи, обязательно
подбрасывает мяч и ударом одной руки
направляет его через сетку на сторону
противника.

Для
правильного выполнения
 любой
подачи
 требуется:

1.
Занять правильное исходное положение

2.
Правильно подбросить мяч

3.
Ударить в нижнюю часть мяча с определенной
силой

4.
Удар должен производиться твердой
кистью, закрепленной в лучезарном
суставе.

5.
После удара рука продолжает движение
в направлении подачи.

Тактика
подачи имеет
основную задачу — ввести мяч в игру,
предельно затрудняя его приём и
организацию последующих действий
противников.

Верхняя
прямая подача

Базовым
элементом подачи является согласование
подбрасывания мяча одной рукой и удара
по мячу другой (или той же) так, чтобы
рука встретилась с мячом в удобном для
удара положении.

Базовые
элементы прямой верхней
подачи
 —
согласование движения подбрасывания
мяча одной и ударного движения другой
рукой, а также «навал» (поступательное
движение) туловища на мяч в момент удара.
В ударном движении принимают участия
все части тела, начиная с тазобедренного
сустава.

Техника
выполнения.

И.п.-
стоя
лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая
впереди , мяч в согнутых руках на уровне
нруди , ладонь левой руки снизу , взгляд
направлен на площадку соперника. В
правую руку занимающийся отводит для
замаха назад, локоть направлен в сторону
– вверх. Тяжесть тела переносится на
правую , туловище слегка прогибается .
Движением левой руки вверх занимающийся
подбрасывает мяч перед собой выше
головы. Разгибая опорную ногу, тяжесть
тела переносит на впередистоящую ногу,
туловище незначительно сгибает вперед,
выпрямляя руку, производит удар ладонью
со сжатыми пальцами. После удара кисть,
сопровождая мяч, сгибается, рука
опускается вниз.(В.И.Лях. Физическая
культура. 10-11 класс.Москва»Просвеение»
2014.)

Возможные
ошибки.

Подготовительная
фаза.

1.
Корпус излишне развернут влево (вправо).

2.
Стопы развернуты в стороны.

3.
Подбрасывание выполнено неточно (слишком
высоко, слишком низко или с вращением).

4.
Плечо не отведено.

5.
Рука в замахе зафиксирована слишком
низко, слишком далеко или «завалена»
за голову.

6.
Кисть развернута наружу либо «завалена»
влево или назад.

Рабочая
фаза.

1.
Рука согнута в локтевом суставе или
располагается слишком свободно.

2.
Кисть расслаблена.

3.
Удар по мячу выполнен неточно.

Завершающая
фаза.

1.
Корпус «завален» влево.

2.
Правое бедро (нога) выставлено слишком
далеко вперед.

3.
Предплечье уходит влево.

Методика
разучивания техники верхней прямой
подачи.

Упр.1.Многократное
принятие и.п. для подачи.

Упр.2.И.
п. – О.с.

1
– ноги слегка согнуть, левую (правую)
ногу поставить вперед;

2
– левую (правую) руку поднять на уровень
груди;

3
– правую (левую) руку согнуть в локтевом
суставе, поднять и отвести в положение
замаха, взгляд сосредоточить на мяче.

Упр.3.И.п.
– О.с.

1
– И.п. для выполнения верхней прямой
подачи;

2
– имитация ударного движения.

Упр.4.И.п.
– О.с.

1
– И.п. для выполнения верхней прямой
подачи;

Имитация
подбрасывания мяча (без удара).

Упр.5.Первый
номер принимает и.п. для выполнения
верхней прямой подачи (в.п.п.).

Второй
встает сзади и кладет ладонь правой
руки на ладонь отведенной  за голову
руки партнера;

1
– первый номер начинает движение рукой
вперед – вверх, второй оказывает
сопротивление;

2
– И.п.

Упр.6.С
теннисным  мячом
.

И.п.
– О.с.

1
– и.п. то же, что в упр.2; Рука с т/м за
головой;

2
– выпрямление руки вперед-вверх и бросок
т/м вперед.

Упр.7.

И.п.
– О.с.

1
– многократные подбрасывания  т/м
из и.п. с дальнейшим его падением на пол.

Упр.8.И.п.
– то же, что в упр.2. Т/м в левой (правой)
руке на уровне груди;

1
– подбросить мяч вертикально, выполнить
замах правой (левой) рукой;

2
– выполнить ударное движение кистью
по подброшенному т/м.

Упр.9.С
волейбольным мячом.

И.п.
– О.с.

1
– многократные подбрасывания в/м.

Упр.10.Упражнение
в паре.

И.п.
– 2 –ой номер стоит напротив и держит
в/м на вытянутых вперед-вверх руках.

1
– первый делает замах;

2
– выполняет ударное движение по в/мячу.

Упр.11.И.п.
– то же, но в/мяч находится на ладони
вытянутой вперед-вверх руки партнера;

1
– замах;

2
– удар по мячу.

Упр.12.
И.п. – О.с.

1
– Подачи
мяча в стену с расстояния 5-7 м.

Упр.13.
И.п. – О.с.

1
– Подачи
мяча через сетку с расстояния 5-6 м.
Следует постепенно увеличивать
расстояние, отходя к лицевой линии.

Упр.
14
.
И.п. – О.с.

1
– Подачи
мяча в левую и правую половины площадки.

Упр.15.
И.п. – О.с.

1
– Подачи
мяча на точность в заданную зону.

Упр.16.
И.п.
– О.с.

1
– Перестроение в два круга.Совершенсование
подачи.

Таким
образом, при кажущейся простоте игры,
овладение ее техникой требует постоянных
тренировок, и особое внимание следует
уделять навыкам подачи мяча как ключевому
моменту в волейболе

7

studfiles.net

Волейбол. Нижняя прямая подача мяча.

Подготови-тельная часть

(10 минут)

Построение класса в одну шеренгу по росту, приветствие, объявление темы урока

1 мин

Предложить ученикам построиться вдоль линии разметки, проверить, чтобы ученики стояли по росту, выполнение команда «РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!», «ВОЛЬНО!»

Комплекс комбинированных ОРУ,

И.П. – О.С. (стойка руки на пояс)

1). Наклоны головы вправо-И.П.-влево;

вперед-И.П.-назад;

2). Основные шаги оздоровительной аэробики:

а. марш на месте под музыку;

— марш на месте, руки в стороны, вверх, вперед, вниз.

— марш на месте, руки к плечам, круговые движения вперед-назад

— марш на месте,

руки перед грудью, согнуты в локтях;

2 рывка назад согнутыми руками;

2 рывка прямыми руками в стороны

б. приставной шаг

-шаг вправо — руки в стороны, приставить левую ногу – руки вверх

— скрестный шаг, руки по дуге в сторону через верх

в. ви-степ

1-шаг правой вперед в сторону, правая рука в сторону вверх,

2-шаг левой вперед в сторону, левая рука в сторону вверх,

3-4 поочередно два шага в И.П., руки на пояс.

3). Открытый шаг

А.открытый шаг, руки по дуге перед собой (поворот туловища)

Б. Выпад

— на каждый назад, руки поднимаем верх, ноги в И.П. – руки опускаем вниз

4) Захлест

Подъем колена

5) Прыжки ноги врозь – ноги вместе

— на каждый прыжок врозь – руки в хлопке над головой, прыжок ноги вместе – руки вниз, хлопок по бедрам

6). Марш на месте, восстановление дыхания.

8 мин.

16 счет.

16 счет.

16 счетов

на каждые 2 счета, всего 16 счетов

через 8 счетов (всего 16 счетов)

16 счетов

16 счетов

16 счетов

16 счетов

16 счетов

32 счета

16 счетов

16 счетов

16 счетов

16 счетов

16 счетов

16 счетов

16 счетов

32 счета

Следить за плавностью движений, для регулировки нагрузки на шейный отдел,

каждый наклон можно выполнять на 2 счета: 1-2 – наклон вправо, 3-4 – И.П., 5-6 – наклон влево, 7-8 – И.П.

Следить за правильным расположением рук: выпрямить полностью локтевой сустав, пальцы собраны, ладони смотрят друг на друга.

Согласование движений с музыкой, круговое движение выполняются на 2 счета.

Следить за амплитудой движения

Согласование движений рук и ног

Согласование движений рук и ног

Следить за правильностью выполнения упражнения

1 — вес тела на правую ногу, левая нога в сторону,

2 – левую согнуть назад

1 — вес тела на правую ногу, левая нога в сторону,

2 – левую ногу подтянуть к груди

.

Вдох, руки через стороны вверх и выдох, руки вниз.

Основная часть

(27минуты)

1.Совершенствование техники выполнения нижней прямой подачи.

Выполнение подачи мяча из-за лицевой линии (каждый ученик выполняет 10 подач)

2.Развитие ловкости.

Выполнение подачи мяча с целью попадания в определенное место площадки

3.Закрепление техники нижней прямой подачи в игре.

«Игра в волейбол»

6 мин

9 мин

12 мин

Следить за положением ног и корпуса перед началом подачи. Обращать внимание на расположение рук, высоту подъема мяча.

Упражнение выполняется в парах: один из учеников подаем мяч в определенное место площадки, второй — ловит мячи и выполняет аналогичную подачу.

Класс делить на 2 смешанные команды: Игра ведется до 15 очков, после чего команды меняются стронами.

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о