Программа рабочая по волейболу для дюсш – Рабочая программа на тему: Рабочая программа по волейболу для спортивно-оздоровительной группы ДЮСШ

Рабочая программа по волейболу (ДЮСШ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЧЕРТКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № 6 от 25.06.2015 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ ДО

Чертковская ДЮСШ

__________ А. А. Ткаченко

Рабочая программа по волейболу

Срок реализации — 1 год

Тренер – преподаватель: Коновалов А.В.

п.Чертково 2016г.

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………….стр.3-4

2.Требования к уровню подготовки……………………………….стр.5

3.Годовой план-график подготовки игроков по волейболу……..стр.6

в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовка.

4.Учебно-тематическое планирование занятий СОГ……………….стр.7-8

5.Содержание программы …………………………………………….стр.9-23

6. Система контроля и зачетные требования………………………стр.24-27

7. Перечень информационного обеспечения………………………стр.28

1.Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела « Волейбол» образовательной программы средней школы.

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

волейбол — командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогаетюным волейболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней позволяют обучающимся детям восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большое количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.

Цель занятий

приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование сборной команды школы для участия в первенстве района по волейболу.

Задачи:

образовательные:

1 — формирование знаний и умений по организации самостоятельных занятий по волейболу; 2 — совершенствование технико-тактических действий игры в волейбол;

оздоровительные:

1 — повышение функциональных возможностей основных систем организма;

2 — совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности;

3 — развитие основных физических качеств;

4 — укрепление здоровья;

5 — совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций.

воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, чувства коллективизма.

Программа разработана для спортивно-оздоровительной группы3-го года обучения (СОГ-3)– возраст занимающихся (14-16 лет)

На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники волейбола.

На современном этапе развития спорта предъявляются всё большие требования к физическому развитию детей. Для достижения результатов необходимо освоение определённых объёмов тренировочных нагрузок, рациональная структура учебно-тренировочного процесса.

Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения, тренировки в ДЮСШ.

Программа предусматривает:

  • проведение теоретических и практических занятий;

  • обязательное выполнение учебно-тренировочного плана;

  • сдачу контрольно-переводных нормативов;

  • регулярное участие в соревнованиях;

  • осуществление восстановительных мероприятий;

Формы и режим занятий.

Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный), учебно-тренировочная игра в волейбол.

2 часa

3 раз в неделю

6 часов

  1. часов

2.Требования к уровню подготовки

ЗНАТЬ:

  • влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

  • правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

  • основы методики обучения и тренировки по волейболу.

  • правила игры;

  • технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;

  • методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;

УМЕТЬ:

  • выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств — быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;

  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

  • выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;

  • выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • осуществлять судейство соревнований по волейболу;

  • работать с книгой спортивной направленности;

  • самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

По окончании курса учащийся получит возможность владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Основной формой подведения итогов является соревнование.

3.Годовой план-график подготовки игроков по волейболу

в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовка.

Теоретическая подготовка.

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практическая подготовка:

207

Общая физическая подготовка

85

11

10

10

10

9

10

8

9

7

Специальная физическая подготовка

21

3

2

2

2

1

3

3

4

1

Техническая подготовка.

70

5

9

9

7

8

8

9

8

7

Тактическая подготовка.

16

2

2

2

2

1

2

2

2

1

Игровая подготовка.

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Контрольные испытания.

6

2

2

2

Участие в соревнованиях.

В соответствии с календарем СММ

Всего часов:

216

25

25

25

25

22

25

24

25

20

4.Учебно-тематическое планирование занятий СОГ

Физическая культура и спорт в России.

Сведения о строении и функциях организма человека

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

Нагрузка и отдых

Спортивные соревнования

Правила игры в волейбол

Требования техники безопасности

Основы техники и игры и техническая подготовка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

207часов

 

  • Упражнения типа «полоса препятствий»

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

  • Спортивные игры.

  • Подвижные игры.

85

5

5

5

10

10

10

10

5

5

10

10

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполненииприема и передач мяча

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании

21

6

5

5

5

  • Индивидуальные действия

  • Групповые взаимодействия

  • Командные действия

  • Групповые действия

  • Индивидуальные действия

  • Командные действия

70

15

15

20

20

16

8

8

9

 3.

СДАЧА КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

6 часов

4.

УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ

В соответствии с календарем СММ

ИТОГО:

  1. часов

5.Содержание программы по предметным областям.

Основными формами обучения игры в волейбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в волейбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и инструкторская и судейская практика.

В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используют фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность обучающихся.

Теоретическая подготовка (для всех возрастных групп)

Формы теоретических занятий: беседы, лекции, просмотр видеозаписей.

Организация: специальные занятия, беседы и рассказ в процессе практических занятий и соревнований.

На спортивно-оздоровительном этапе необходимо ознакомить обучающихся с правилами гигиены, правилами поведения в спортивном за

infourok.ru

Рабочая программа по волейболу от ДЮСШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Васильевская основная общеобразовательная школа

Акбулакского района Оренбургской области»

«Согласовано»

Зам. дйректора по УВР

____________Иманов Е.М.

« __»__________2016 г.

«Утверждаю»

Директор ДЮСШ

_________Шляхтин С .Г

« __»___________2016 г.

Рабочая учебная программа

спортивной секции «Волейбол»

Возраст детей, на которых рассчитана

дополнительная образовательная программа: 10-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 144

Количество часов в неделю: 6 часов

Автор: Шрамко В.Н. – учитель 1 категории

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа секции «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа секции дополнительного образования «Волейбол» относится к программе спортивно-оздоровительного направления. Она предназначена для детей в возрасте 10-18 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности школьника посредством дополнительных внеурочных занятий волейболом.

Задачи программы

Образовательные

  • поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся;

  • повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в волейбол и игрового опыта

  • обучение практическим навыкам организации и судейства соревнований по волейболу;

Развивающие

  • развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;

  • развивать физические способности учащихся

Воспитательные

  • воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;

  • формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки.

  • Воспитание волевых качеств.

Отличительными особенностями волейбола является игровая и соревновательная действия.

Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий — приемов игры (техники).

При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания — блок действий типа «защита — нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены.

Важная особенность состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).

Методы и формы обучения.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

3 раза в неделю

6 часа

144 часов

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия – семинары по судейству, где подробно развивается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

— метод упражнений;

— игровой;

— соревновательный;

— круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

— в целом;

— по частям.

Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально-подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения:

— индивидуальная;

— фронтальная;

— групповая;

— поточная.

Необходимая материально-техническая база:

Спортивный зал, имеющий разметку волейбольного поля, волейбольная сетка с антеннами, стойки для в/больной сетки с регулировкой высоты, стандартного размера волейбольные мячи (12-15 штук), единая игровая волейбольная форма с соответствующими номерами.

Дополнительное оборудование и инвентарь:

гимнастические скамейки, перекладины, «шведские» стенки, маты, набивные мячи, скакалки, гантели, утяжелители (манжеты) на руки и на ноги, резиновые амортизаторы, теннисные мячи.

По окончании обучения программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся

должны знать:

  • технику безопасности на занятиях по волейболу;

  • характеристику игры;

  • гигиенические правила занятий физическими упражнениями;

  • основные приёмы самоконтроля;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры

и методика судейства

Групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства в волейболе.

Вводный,

положение о соревнованиях по волейболу.

Общефизическая подготовка

волейболиста

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи, протоколы

Специальная подготовка

Индивидуальная,

групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.

Техническая подготовка волейболиста

Индивидуальная, индивидуально – фронтальный, групповая, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование

Игровая подготовка

групповая, подгрупповая, коллективн

infourok.ru

Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу

 

 

Содержание

 

 

 

1.  Пояснительная записка…………………………………………………

3

2.  Нормативная часть рабочей программы……………………………..

5

3.  Учебно-тематический план………………..………………………….

5

4.  Содержательная часть программы……………………..…………….

6

4.1 Теоретическая подготовка…………………………………………..

6

4.2 Общая физическая подготовка ……………………………………..

9

4.3 Специальная физическая подготовка……………………………….

13

4.4 Техническая подготовка…………………………………………….

4.5 Тактическая подготовка…………………………………………..  

14

15

5.  Требования к уровню подготовленности обучающихся…………….

16

6.  Методическая часть …………………………………………………

18

6.1 Восстановительные мероприятия……………………………………

20

6.2Медицинское обследование………………………………………….

21

6.3Летние оздоровительные мероприятия……………………………

21

7.  Перечень материально — технического обеспечения ..…………….

21

8.  Список литературы……………………………………………………..

23

 

 

1. Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная программа по виду спорта — волейбол составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации» от 29.09.2006г. № 06-1479 министерства образования и науки Российской Федерации, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

 

Цель — формирование физически и нравственно развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

 

Задачи и преимущественная направленность этапа:

 

— привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям волейболом, формирование у них устойчивого интереса к данному виду спорта;

 

— обучение основам техники волейбола и широкому кругу двигательных навыков;

 

— приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

 

— воспитание морально-этических и волевых качеств;

 

— поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

 

На обучение по данной программе зачисляются дети с  8 лет,  желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, имеющие письменное разрешение врача.

 

Срок реализации программы.  

 

Настоящая учебная программа рассчитана на весь период обучения в спортивно-оздоровительной группе (СОГ).

 

Режим занятий.  

 

Продолжительность занятий составляет по 90 минут 3 раза в неделю.

 

Учебный план программы рассчитан на 46 недель непосредственно в условиях учреждения  и дополнительные 6  недель  на  период  активного отдыха  обучающихся  в спортивно-оздоровительном  лагере  или  по  индивидуальному заданию. Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах  (45  мин)  с  учетом  возрастных  особенностей. В группах с целью большего охвата занимающихся максимальный объем тренировочной нагрузки на группу в неделю может быть снижен, но не более чем на 2 часа в неделю (10% от годового объема) с возможностью увеличения нагрузки в каникулярный период (не более 25% от годового тренировочного объема).

 

Наполняемость групп.

 

Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 15  и не более 30 человек.

 

Формы организации занятий.

 

Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях,  теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия.

 

Формы проведения занятий. Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра.

 

dussh56.jimdo.com

Рабочая программа по волейболу

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа» Переволоцкого района Оренбургской области

Утверждаю

директор ДЮСШ

_________________

А.С. Дегирменджи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОЛЕЙБОЛУ

МБУ ДО «Переволоцкая ДЮСШ

Тренер-преподаватель:

Вахитова Эльвина Рашитовна

План программы по волейболу ДЮСШ

1. Пояснительная записка

1)характеристика программы;

2)цель программы;

3)задачи программы;

4)организация учебно-воспитательного процесса;

5)планирование, учёт, документация.

2.Программный материал по физической, морально-волевой, интегральной подготовке, инструкторской и судейской практике и восстановительным мероприятиям (для всех годов обучения):

1) физическая подготовка:

общая физическая подготовка;

специальная физическая подготовка;

2)морально-волевая подготовка;

3)инструкторская и судейская практика;

4)интегральная подготовка;

5)восстановительные мероприятия.

3.Годовой учебный план, поурочное распределение программного материала и модельные учебные занятия:

1)ГНП -1;

2)ГНП-2;

3)ГНП-3;

4)УТГ-1;

5)УТГ-2;

6)УТГ-3;

7)УТГ-4.

4.Контрольные испытания:

1)нормативные требования;

2)содержание и методика проведения контрольных испытаний.

5.Руководство по работе с программой.

6.Приложения.

7. Литература.

1.Пояснительная записка.

1. Характеристика программы. Программа составлена для работы в МБУ ДО «Переволоцкая ДЮСШ» на основании опыта работы школ и научных исследований.

В связи с тем, что ДЮСШ является учреждением дополнительного образования детей, одна из главных причин разработки данной программы — острая необходимость в определении порядка и организации работы по спортивной подготовке детей в соответствии с основными принципами дополнительного образования, представляющего собой процесс, воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обучающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Отсутствие такой программы уже несколько лет являлось основной проблемой в работе тренеров-преподавателей, что не могло не влиять на качество обучения и, соответственно, на результаты работы секции в целом.

Данная программа призвана соответствовать следующим приоритетным идеям дополнительного образования:

Свободный выбор ребёнком вида и сферы деятельности;

Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребёнка. Ребёнку даётся возможность самому определить свой образовательный путь, и в случае, если он быстрее и лучше справляется с заданиями, возможность дальнейшего своего совершенствования. Кто же медленнее продвигается в своих достижениях, не должен восприниматься как отстающий. Достижения и того, и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.

Единство обучения, воспитания и развития;

Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Учащийся должен иметь возможность лично принимать участие в конкретной деятельности, направленной на получение им новых знаний и умений, решая при этом жизненно важные для него проблемы, которые могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, организацией досуга, поиском повышения своего статуса в группе.

Данная программа является принципиально новой образовательной программой обучения волейболу в рамках спортивной подготовки учащихся в ДЮСШ, разработанная методическим объединением ДЮСШ.

Ожидается, что с внедрением программы будет наблюдаться:

— соответствие деятельности школы принципам дополнительного образования детей, ориентированных на раскрытие личностей обучающихся;

— упорядочение и стабилизация формы и порядка обучения в системе многолетней подготовке юных волейболистов;

— уменьшение количества проблем в процессе обучения для тренеров и учащихся;

— повышение качества обучения;

— постепенное повышение спортивных результатов воспитанников школы;

— повышение сохранности контингента учащихся;

— повышение сохранности тренерского состава школы и привлечения новых кадров;

— возрастание популярности занятий спортом и волейболом, в частности;

— улучшение показателей здоровья учащихся.

2.Цель программы. Основной целью данной программы является организация спортивной подготовки детей по волейболу в соответствии с главной функцией дополнительного образования: массового общефизического оздоровления детей школьного возраста с различными физическими способностями с предоставлением им равных возможностей.

3. Задачи программы. Система организации физической подготовки в ДЮСШ направлена на физическое воспитание ребенка средствами физической культуры, гигиены, закаливания.

Основными задачами программы являются следующие:

1. Содействие всестороннему физическому развитию организма ребенка, устойчивости против неблагоприятных сил природы, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек соблюдения правил личной гигиены.

2. Формирование школы движений, практических двигательных умений и навыков, сознательное управление своим телом, сообщение теоретических знаний из области физической культуры и здорового образа жизни.

3. Формирование интереса, потребности к систематическим занятиям волейболом.

4. Формирование навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Овладение учащимися методиками для самостоятельных занятий.

5. Достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических и игровых качеств.

6. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры волейбол.

7. Создание в процессе обучения атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включение в активную деятельность, создание комфортной обстановки, ситуации успеха.

4. Организация учебно-воспитательного процесса.

Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе системного подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития.

Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий, обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с другой.

При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними. Можно выделить три составные части системы подготовки волейболистов (подсистемы): подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в сфере массовой физкультурно-спортивной работы.

Модель такой системы включает: блок целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик юных волейболистов на весь период многолетней подготовки, блок функций обеспечения (сюда входят набор спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, профессиональный уровень педагогов и повышение их квалификации, материально-техническая оснащенность, организационные формы), блок непосредственной реализации целей, которые составляют тренировка, соревнования, профилактически-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена.

Подготовка волейболистов высших разрядов оказывает определяющее влияние на подготовку спортивных резервов в плане модельных, характеристик и комплекса контрольных нормативов, средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок и т. д. Показатели уровня подготовленности команд высших разрядов являются критерием оценки качества работы с резервами.

На массовую спортивную работу по волейболу спорт высших достижений оказывает огромное влияние в плане агитации и пропаганды волейбола и вовлечения в занятия широких масс.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов, по уровню мастерства отвечающих модельным требованиям для волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий её эффективности. С другой стороны, она тесно связана с работой общеобразовательных школ, осуществляющих массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

Каждая из трех подсистем, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В таком случае эта система своими задачами связана с общей системой подготовки волейболистов.

Для занятий волейболом в ДЮСШ принимаются дети с 8-9 лет по собственному желанию, изложенному в форме заявления, и с согласия их родителей. Обучение учащихся продолжается до окончания ими школы в возрасте 16-18 лет. Набранные группы сдают приёмные нормативы, определяющие уровень физической, технической и тактической подготовки по волейболу основной массы учащихся, в соответствии с которым выбирается ступень общей физической подготовки. (Ученикам, чьи показатели значительно отличаются от показателей остальных ребят, предлагается перевестись в группу, входящую в состав отделения волейбола ДЮСШ, соответствующую уровню его подготовки.)

Перевод каждого учащегося в группу следующего года обучения осуществляется решением тренерского совета по результатам контрольных нормативов, принятых в конце учебного года. В случае несоответствия показателей, ученик будет повторно заниматься в группе этого же года обучения.

Обучение проводится в форме учебно-тренировочных и теоретических занятий, работы по индивидуальным планам, медико-восстановительных мероприятий, тестирования развития общефизической и специальной подготовки занимающихся, медицинского контроля, участий в соревнованиях, судейской и инструкторской практики. Занятия проходят на спортивных площадках в свободное от занятий учащихся в школе время. Недельная нагрузка и количество часов зависят от уровня и года обучения группы.

Работа тренеров с воспитанниками организована в течение календарного года. Учебный план также рассчитан на календарный год, т.к. учебно-тренировочный процесс не прерывается с уходом тренера в очередной отпуск. Тренер составляет индивидуальный план для каждого воспитанника. В летний каникулярный период организовывается учебно-тренировочный сбор для воспитанников на базе школы в лагере дневного пребывания.

Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение по программам двух образовательных ступеней: начальной подготовки и учебно-тренировочной (НП и УТ).

Обучение в группах ГНП носит характер универсальности в подготовке учащихся с постепенным введением в курс простейших элементов техники и тактики игры волейбол. Основной задачей работы здесь является содействие правильному физическому развитию детей, привитие интереса к регулярным занятиям спортом и подготовка учащихся к следующей ступени обучения. Возраст 9-12 лет.

В группах УТГ, сформированных из учащихся, прошедших подготовку в группах ГНП, уделяется большое внимание развитию специальных физических способностей, овладению основами техники и тактики волейбола и дальнейшему их совершенствованию.

Каждый ребенок может пройти обучение только по программе одной образовательной ступени или последовательно переходить со ступени на ступень по результатам выпускных контрольных нормативов в конце каждого учебного года.

Юные волейболисты имеют право выступать в соревнованиях за свой коллектив.

Основным документом, регламентирующим учебно-воспитательный процесс, является учебный план, составленный для каждого года обучения и вида физической подготовки.

Тренировочные режимы и наполняемость групп Год обучения

Минимальный возраст для зачисления (лет)

Количество учащихся

в группе

Количество учебных ча-сов

в неделю

Количество учебных часов

в год

Требования по спор-тивной подготовке

Группы начальной подготовки (ГНП)

Первый

9 -10

15

6

312

Требования программы (приемные)

Второй

10 — 11

15

9

468

Требования программы (переводные)

Третий

11 — 12

15

9

468

Требования программы

(выпускные)

Учебно-тренировочные группы (УТГ)

Первый

12 — 13

12

12

624

Требования программы

(приемные)

Второй

13 — 14

12

14

728

Требования программы

(переводные)

Третий

14 — 15

12

16

832

Требования программы

(переводные)

Четвертый

15 — 16

12

18

936

Требования программы

(переводные)

Медицинский контроль за здоровьем учащихся осуществляется дважды в течение года: у групп ГНП по месту жительства либо в школьном медицинском кабинете, у групп УТГ в ЦРБ. В случае удачного прохождения осмотра ученики получают допуск к дальнейшим занятиям.

Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.

Под психолого-педагогическими средствами подразумевают творческое использование учебных и соревновательных нагрузок; применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для восстановительного процесса.

К медико-биологическим средствам относятся: распорядок дня; спортивный массаж; водные процедуры.

Применение восстанавливающих средств необходимо осуществлять на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня юных спортсменов и рационального питания. Режим дня и питание могут иметь специальную восстанавливающую направленность. Восстановительный пищевой рацион учащихся должен быть построен на основе сбалансированности, в соответствии калорийности рациона суточным энергозатратам ученика.

Основы применения восстановительных мероприятий входят в теоретический курс данной программы.

5. Планирование, учёт, документация

Квалифицированно разработанная и образцово ведущаяся документация — необходимое условие успешной работы ДЮСШ.

Основные документы:

1. Годовой план работы, куда входят разделы: организационная, учебная, спортивно-массовая, воспитательная работа; медицинское обслуживание учащихся; работа с родителя-ми и общеобразовательной школой, финансово-хозяйственная деятельность.

2. Поурочная программа по волейболу, учебные планы, годовые графики поурочного изучения материала на каждый год обучения и на каждую учебную группу, поурочные планы (конспекты занятий), план воспитательной работы.

3. Перечень требований и нормативов по видам подготовки на каждый год обучения (приемные, переводные, выпускные), графики проведения испытаний по ним. Протоколы соревнований и итоговые учебные документы по каждой группе, возрасту и полу.

4. Индивидуальные планы на каждого учащегося в летний период.

6. Расписание занятий.

7. Журналы учета работы в учебной группе.

8.Книги учета разрядников и судей по волейболу, отчеты об участии в соревнованиях.

9. Папки входящей и исходящей документации.

10.Книги приказов, протоколы заседаний (педагогических советов, выдачи документов).

11. Утвержденные приказом списки учащихся по отделению волейбола и группам.

12. Летопись (история) отделения волейбола, книга спортивных достижений воспитанников ДЮСШ.

13. Отчетные документы, которые ежегодно представляют в вышестоящие организации.

2. Программный материал по физической, морально-волевой подготовке и инструкторской и судейской практике (для всех годов обучения):

Физическая подготовка.

Общая физическая подготовка.

Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие различных качеств, необходимых для дальнейших занятий в спортивных группах, в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.

Гимнастические упражнения:

Для мышц туловища и живота

1. Различные упражнения с набивными мячами: броски с участием мышц живота, спины, рук, ног; с поворотами туловища в стороны; со сгибанием и разгибанием туловища.

2. Подъем прямых ног из положения виса.

3. Подъем ног и касание ими пола за головой из положения лежа на спине.

4. Ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

5. Ноги на ширине плеч. Вращение корпуса.

6. Упражнения 4 и 5 с отягощениями — гантелями, набивными мячами, мешочками с песком или дробью.

7. Ноги на ширине плеч. Повороты туловища.

8. Из положения виса размахивание в стороны прямыми, сведенными вместе ногами.

9. Лечь лицом вниз. Подъем туловища вверх (прогибание).

10. Лечь на спину, левую ногу согнуть в колене, правую выпрямить. Смена положения ног — «велосипед».

11. Стать на колени, туловище выпрямить. Отклонить туловища назад.

12. Сесть на пол, ноги врозь. Наклоны туловища вперед и в стороны.

13. Сесть на пол, ноги врозь. Повороты туловища в стороны.

14. Лечь на пол, положив ноги под какой-нибудь предмет. Поднять туловище до положения сидя на полу.

15. Из положения лежа на спине:

а) поднимать согнутые в коленях ноги и опускать, разгибая их;

б) круговые движения ногами;

в) закинуть ноги назад до касания носками пола за головой;

г) поднимать ноги под углом 45—90° и выше;

д) поднимать одновременно ноги и туловище.

16. Лечь на спину, руки развести в стороны, не отрывая от пола. Медленно поднимать ноги и поочередно доставать прямыми ногами руки.

17. Упор присев. Выбросить ноги до положения упора лежа, прыжком вернуться в упор сидя.

18. Встать на левое колено, правую ногу вытянуть в сторону, руки сцепить над головой. Пружинистые наклоны вправо. То же в левую сторону.

19. Из основной стойки наклонить туловище вперед, руки в стороны, одновременно отвести поднятую ногу назад — «ласточка». То же другой ногой.

20. Встать на колени, руки вытянуть вперед. Одновременно с наклоном влево сесть на пол вправо. Вернуться в исходное положение. С наклоном туловища сесть влево.

21. Сидя на полу, выполнять скрестные движения поднятыми ногами.

Для мышц рук и плечевого пояса

1. Круговые движения в лучезапястных и плечевых суставах.

2. То же с отягощениями.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре; туловище прямое.

4. Броски набивных мячей, легкоатлетических ядер с разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах.

5. Упражнения с гимнастическими палками.

6. С булавами.

7. С эспандером и амортизатором.

8. Отталкивание руками от стены, пола.

9. Жим веса лежа на спине.

10. Ходьба на руках (с поддержкой партнера).

11. Из положения руки в стороны сгибание их в локтевых суставах с сопротивлением партнера (в парах).

12. Наматывание на валик веревки с подвешенной гирей весом 16 кг.

13. Сгибание и разгибание рук (со страховкой партнера) в стойке на кистях у стены.

14. Ноги врозь, туловище наклонено вперед под прямым углом, руки в стороны. Повороты туловища рывком вправо и влево.

15. Исходное положение: первый партнер — ноги врозь, руки в стороны; второй — стоит сзади. Положив руки на пре

infourok.ru

Рабочая программа по волейболу на 4 года обучения

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» С. БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

 

РАССМОТРЕНО

на заседании Педагогического Совета

Протокол №____от______

Председатель ПС

_______

СОГЛАСОВАНО

Зав. УСО

______Г. А. Фирсина

УТВЕРЖДАЮ

СП-ДЮСШ: _________С.В. Романов

Приказ № __ от __20_г.   

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности с элементами вида спорта «Волейбол»

Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 9-17 лет

Составил:

тренер-преподаватель по волейболу

Гусев Петр Анатольевич

с. Б-Глушица

2017 г

Пояснительная записка

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся подвижнее, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижного образа жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, уча­щиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисципли­нируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеуст­ремленность, способствуют изучению общеобра­зовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» (далее — Программа) разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства, под редакцией Ю.Д.Железняк, А.В. Чачин 2004 г, и комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов под. Ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011 г.

Целью данной программы является содействие формированию разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, а также воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, интеллектуальное и эстетическое воспитание в процессе занятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

  • Содействовать всестороннему физическому развитию организма ребенка, устойчивости против неблагоприятных сил природы, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек соблюдения правил личной гигиены.

  • Формировать школу движений, практических двигательных умений и навыков, сознательное управление своим телом, сообщение теоретических знаний из области физической культуры и здорового образа жизни.

  • Формировать интерес и потребности к систематическим занятиям волейболом.

  • Формировать необходимые навыки и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

  • Способствовать достижению возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических и игровых качеств.

  • Развивать специальные физические качества и способности, необходимые при совершенствовании техники и тактики игры волейбол.

  • Создавать в процессе обучения атмосферу доброжелательности, сотрудничества, включение в активную деятельность, создание комфортной обстановки, ситуации успеха.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности педагога и воспитанника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, обще­физической подготовке проводятся в режиме учебно-трени­ровочных занятий.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных заня­тий, также выделяют и отдельные занятия по судей­ству, где подробно разбирается содержание правил игры, игро­вые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волей­болом и более успешного решения образовательных, воспита­тельных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные методы проведения этих занятий:

  • Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

  • Наглядные методы: показ упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.

  • Практические методы: метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который пре­дусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  • в целом;

  • по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после то­го, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Уп­ражнения подбираются с учетом технических и физических спо­собностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Срок реализации программы

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения включает в себя 312 часов, при 3-х разовых занятиях в неделю. Возраст занимающихся 9-17 лет. Минимальная наполняемость СОГ- 15 человек. Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Перевод занимающихся осуществляется по итогам сдачи контрольно-переводных нормативов и показанных спортивных результатов. Обучающиеся не выполнившие переводные требования, могут быть оставлены повторно в группе того же года обучения.

Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме того, по ходу реализации программы предполагается использования ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения.

Планируемые результаты освоения программы

После освоения программы обучающиеся должны знать:

  • влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

  • правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

  • правила игры, терминологию;

  • технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;

  • методику судейства учебно-тренировочных игр.

уметь:

  • выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств — быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;

  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

  • выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;

  • выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

  • Достижение высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;

  • Призовые места на соревнованиях районного, окружного и областного уровня;

  • Устойчивое овладение умениями и навыками игры;

  • Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;

  • Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

Учебно-тематический план

№№ п/п

Содержание занятий

Кол-во часов всего

Кол-во часов

1 год

Кол-во часов

2 год

Кол-во часов

3 год

Кол-во часов

4 год

1.

Теоретическая подготовка

18

6

6

4

2

2.

Общая физическая подготовка

300

84

78

72

66

3.

Специальная физическая подготовка

240

60

60

60

60

4.

Техническая подготовка

276

84

72

66

54

5.

Тактическая подготовка

254

38

56

70

90

6.

Психологическая подготовка

в течение учебного года

7.

Соревнования и товарищеские встречи

в течение учебного года

8.

Контрольно-переводные испытания

16

4

4

4

4

9.

Самоподготовка

144

36

36

36

36

10.

Воспитательная работа

в течение учебного года

11.

Педагогический и медицинский контроль

в течение учебного года

12.

Итого:

1248

312

312

312

312

Содержание программы

Материал Программы дается в трех разделах: теоритическая подготовка; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Теоретическая подготовка» представлен материал по исто­рии развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим прие­мам игры.

Содержание самостоятельной работы включает в себя вы­полнение комплексов упражнений для повышения общей и спе­циальной физической подготовки.

Теоретическая подготовка

История развития волейбола

История развития волейбола и зарождение волейбола в России. Становление волейбола как вида спорта. Обзор основных этапов его развития. Выступления отечественных волейболистов на международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных команд.

Правила игры и методика судейства соревнований

Эволюция правил игры по волейболу. Действующие правила игры. Перспективы дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее развитие. Упрощенные правила игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция. Обязанности членов судейской бригады. Ведение документации соревнований. Роль судьи как воспитателя. Значение квалифицированного судейства.

Техника и тактика игры в волейбол

Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Классификация технических приемов. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

Зависимость тактической подготовки от других видов подготовки. Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки тактической подготовки игроков и команды. Особенности тактической подготовки с начинающими.

Физическая подготовка

Задачи физической подготовки. Значение физической подготовки волейболистов в связи с особенностями современной игры.

Общая физическая подготовка

Средствами об

multiurok.ru

Рабочая программа по «Волейболу «

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Трубчевская детско-юношеская спортивная школа»

Утверждаю : Утверждаю:

Инструктор методист Директор МАУДО«Трубчевская ДЮСШ» «Трубчевская ДЮСШ»

___________Кочубей.Н.А. ___________Дедущенкова.Г.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Возраст детей: 13-18 лет

(срок реализации – 1 год)

Составитель: Путникова Татьяна Владимировна

тренер-преподаватель по волейболу

г.Трубчевск, 2017 г.

Пояснительная записка

Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
   Программа работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы на каждый год обучения. В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы объединения. 
   Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
    Волейбол — один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. 
    Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.  Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

Направленность дополнительной образовательной программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей                                                                                                                                    Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах  уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск информации в интернете, просмотр  учебных программ, видеоматериала и т. д.

  Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.                                                     Сроки реализации программы

Программа курса волейбол рассчитана на год. Занятия проходят 3 раза  в неделю по 2 часа (270часов в год). Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации.

В занятиях с учащимися 13-18 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры. В данной программе представлено содержание работы   на двух этапах: 1 – начальной подготовки, 2 – учебно-тренировочной.

Условия приема детей: в секцию принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.

Цель: 
• 
Повышение уровня физического развития подростков. 
• Подготовка спортивного резерва

 Задачи: 
• 
Укрепление здоровья и закаливание организма подростков 
• Обеспечение оптимального для данного возраста уровня физической работоспособности и физических качеств 
• Повышение общей физической подготовленности 
• Развитие специальных физических способностей 
• Обучение основам техники и тактики игры в волейбол

 Отличительные особенности данной программы

  При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом.  Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:

   1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.

   2. укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.   

3. воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.

 4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.

   5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.

  6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности        Учащиеся должны

    Знать:

  • основы строения и функций организма;

  • влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;

  • правила оказания первой помощи при травмах;

  • гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и

  • спортивной одежде;

  • правила игры в волейбол;

  • места занятий и инвентарь.

 Уметь:

  • выполнять программные требования по видам подготовки;

  • владеть основами техники и тактики волейбола;

  • правильно применять технические и тактические приемы в игре.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Теория

30

2

Специальная подготовка техническая

114

3

Специальная подготовка тактическая

114

4

ОФП

На каждом занятии

5

Соревнования

12

Всего

270 часов

Содержание программы

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Тематика занятий: Теория (30 часа ). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.

Техническая подготовка (114 часа).

Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.

Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).

Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

Тактическая подготовка (114 часов)

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Общефизическая подготовка (на каждом занятии)

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Соревнования (12 часов)

Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Контрольные испытания.

общефизическая подготовка.

Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Техническая подготовка.

Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.

Испытание на точность передачи через сетку.

Испытания на точность подач.

Испыт

infourok.ru

Программа по волейболу НП

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа

г.Сафоново Смоленской области»

Согласовано:

Председатель Профсоюзного Комитета МБОУ ДОД «ДЮСШ г. Сафоново»

_________О.Л.Каштанова

Рассмотрено :

На методическом объединении

_________ О.В. Пчелкин

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД

ДЮСШ

________В.И. Пантюхов

Приказ № ____ от________.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по волейболу

для группы начальной подготовки

2- 3го года обучения

тренер-преподаватель:

Трошин В.В.

г. Сафоново 2014

Пояснительная записка

Программа составлена на основании «Примерной программы спортивной подготовки по волейболу для ДЮСШ, СДЮШОР» («Советский спорт» Москва 2009г.), в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса:физической,технической,тактической,психологической,интегральной,теоритической подготовки, восстановительных мероприятий, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Необходимо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок; рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных способностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

На основании нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа ранее изданных программ по волейболу определены следующие разделы учебной программы: объяснительная записка, организационно-методические указания, учебный план, план-схема годичного цикла, контрольно-нормативные требования, программный материал для практических и теоретических занятий, воспитательная работа, психологическая подготовка, восстановительные мероприятия, педагогический и медицинский контроль, инструкторская и судейская практика. В программе эти разделы объединены в две части – нормативную и методическую.

Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы в ДЮСШ группы начальной подготовки 2-го года обучения (табл. 1).

Задачи

  • подготовка юных спортсменов с гармоничным развитием физических и духовных сил;

  • воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем;

  • содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;

  • подготовка волейболистов II юношеского разряда;

  • повышение уровня владения навыками игры;

  • подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов

  1. Нормативная часть учебной программы

Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, по физической, технико-тактической и спортивной подготовке. Это показано в таблицах 1 –5.

Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Таблица 1

Численный состав занимающихся, максимальный объем

учебно-тренировочной работы и требования по физической, технико-тактической и спортивной подготовки

второй

11 – 12

15

9

Выполнение нормативов по физической и технической подготовке

Таблица 2

Учебный план

отделения волейбола НП 2-го года обучения

Разделы подготовки

Количество часов

1

Теоретическая подготовка

10

2

Общая физическая подготовка

112

3

Специальная физическая подготовка

90

4

Техническая подготовка

80

5

Тактическая подготовка

40

6

Интегральная подготовка

26

7

Инструкторская и судейская практика

__

8

Соревнования (количество игр)

14

9

Контрольные испытания ( приёмные и переводные)

14

10

Медицинское обследование

4

11

Общее количество часов

390

Таблица 3

Соотношение средств на виды подготовки (%)

ОФП

СФП

ТехП

ТакП

ИП

НП 1

33

16

27

14

10

Таблица 4

Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке

группы НП 2-го года обучения

Контрольные нормативы

На начало учебного года

На

конец учебного года

1

Длина тела, см

157

162

2

Бег 30 м, с

5,9

5,8

3

Бег 30 м(5 х 6 м),с

12,2

11,9

4

Бег 92 м с изменением направления, «ёлочка», с

__

__

5

Прыжок в длину с места, см

165

175

6

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

34

38

7

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками: сидя-стоя, м

4,0

8,0

5,0

9,0

8

Становая сила, кг

55

61

Таблица 5

Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке и спортивному результату группы НП 1-го года обучения

п/п

Контрольные нормативы

На конец учебного года

1

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

2

Подача

3

3

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

3

4

Прием снизу – верхняя передача

6

5

Потери подач в игре, %

35

6

Общий прием подач в игре

30

Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в программу

Физическое развитие Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.

Физическая подготовка. 1 Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).

2 Бег 30м 5×6 м. На расстоянии 6м чертятся две линии -стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

3 Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя йогами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50×50 см. Число попыток — три. Учитывается лучший результат При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке’* с места — со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.

4 Прыжок в длину с места Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.

5 Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Метание сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.

6 Становая сила Измерение проводится по общепринятой методике становым динамометром

Техническая подготовка 1. Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи — рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1,5м. Если устанавливаются мишени (обруч, «маяк»), их высота над сеткой 30-40 см, расстояние от боковой линии 1 м и 20-30 см от сетки. Пр

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *