Правила игры по волейболу для школьников – Правила игры в волейбол для школьников - Спортивные игры - Физкультура и спорт - Образование, воспитание и обучение

Подводящие игры и эстафеты к волейболу

Подвижные игры и эстафеты при изучении волейбола

При обучении детей волейболу по мере усвоения технических приемов необходимо использовать на уроках подвижные игры и эстафеты с отдельными его элементами. Их можно проводить как в основной, так и в заключительной части урока, а в зависимости от уровня подготовленности учащихся, количества волейбольных мячей и размеров спортивного зала – усложнять или упрощать.

Эстафеты с элементами волейбола

Самым сложным моментом в организации волейбольных эстафет является формирование команд. С одной стороны, выбранный способ деления на команды должен занимать минимальное количество времени, а с другой, команды должны быть примерно равными по силам. Кто, как не учитель, сможет сделать это правильно?

После каждой проведенной эстафеты следует разобрать типичные ошибки, чтобы не допускать в дальнейшем нарушений техники элементов волейбола.

Поймай и передай

На одной из разделенных волейбольной сеткой сторон площадки выстраиваются в колонны две, три или четыре команды лицом к сетке, расстояние до которой определяет учитель. На противоположной площадке напротив своих колонн на заданном расстоянии стоят ученики – по одному от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат в руках мяч. По сигналу они выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на другой стороне площадки ученики стараются поймать мяч или подобрать его с пола, затем подбегают к ограничительной линии, обозначенной учителем, и выполняют передачу в свою колонну. Новый направляющий ловит мяч и повторяет задание. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах ученики примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила

1. Подачи и передачи выполняют только из-за ограничительной линии, обозначенной учителем.
2. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку ученик повторяет упражнение.
3. При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.

4. Подачи выполняют все члены команды.
5. Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мяч над головой.

Мяч капитану

Команды выстраиваются в колонны не менее чем в 1 м друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном учителем, встают капитаны с мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводятся ограничительные линии. По сигналу капитаны посылают свои мячи любой волейбольной передачей первым игрокам в колоннах. Те выполняют встречную передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Правила

1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
2. Не разрешается нарушать очередность выполнения передач в колоннах и пропускать передачи.
3. При неудачном выполнении ученик повторяет передачу.
4. При падении мяча его подбирает тот, кому была адресована передача.
5. По окончании эстафеты капитаны поднимают мячи над головой.
6. Можно порекомендовать менее подготовленных учеников ставить в начало колонн – тогда им будет легче выполнить передачу.

Передача мяча с третьего темпа

Расстановка – та же, что и в предыдущей эстафете. Во главе колонн встают более подготовленные игроки – разводящие. По сигналу учителя капитан передает мяч разводящему, который выполняет передачу над собой и отходит чуть в сторону. Следующий за разводящим ученик выполняет передачу своему капитану и уходит в конец колонны. Разводящие во время проведения эстафеты не меняются. Игра заканчивается после того, как капитаны получили передачи от всех участников команд. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила

1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
2. Разводящий, не сумевший выполнить передачу над собой, должен повторить попытку.
3. При неудачной передаче мяч подбирает игрок, которому она адресована, и выполняет ответную передачу.
4. Запрещается нарушать очередность выполнения передач мяча в колоннах и пропускать передачи.

Мяч в обруче

Команды стоят в колоннах перед ограничительной линией. Перед каждой колонной лежат 3–4 обруча в 3 м один от другого. В каждом обруче находится волейбольный мяч. По сигналу направляющие в колоннах бегут к первому обручу, берут мяч, встают в обруч и выполняют верхнюю передачу над собой, затем ловят мяч, кладут его в обруч и бегут к следующему. Выполнив верхнюю передачу во всех обручах, игроки бегут к своим командам, передают эстафету следующим участникам и уходят в конец колонн. Когда последний участник возвращается к своей команде, все ученики в колоннах поднимают руки, сигнализируя о завершении эстафеты.

Правила

  1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
    2. Мяч при верхней передаче должен взлететь на высоту не менее 1 м над головой игрока.
    3. Если мяч выкатится из обруча, участник эстафеты должен сам вернуть его на место.

Попади в щит

Игроки стоят в колоннах перед ограничительной линией. У направляющих в руках волейбольные мячи. Перед баскетбольным щитом на противоположной стороне площадки проводят ограничительную дугу при помощи 3–4-метровой веревки и мела. По сигналу направляющий бежит к ней и, стараясь не наступить на нее, выполняет верхнюю передачу, стремясь попасть в баскетбольный щит, затем подбирает мяч, бежит к своей колонне и передает его следующему участнику. Выигрывает команда, у которой окажется больше удачных попаданий.

Правила

1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
2. Запрещается посылать мяч в щит броском, а не верхней передачей.
3. Разрешается выполнять передачу в щит не более трех раз – до первой удачной попытки.
4. Мяч нужно не бросать, а передавать в руки следующему участнику.

Подача в щит

Содержание и правила – те же, что и в предыдущей эстафете, но вместо верхней передачи применяется нижняя прямая подача.

Подвижные игры с элементами волейбола

Пионербол

Игру проводят по общепринятым правилам с теми же переходами, что и в волейболе, после выигрыша очка.

Варианты

1. Игра проводится по традиционным правилам, но двумя мячами.
2. Использовать можно только верхние передачи мяча.
3. Перебрасывать мяч через сетку можно только верхней передачей.
4. Все перебрасывания мяча заменяют верхними передачами.
5. Ввод мяча в игру выполняют нижней прямой подачей из-за линии нападения.

Мяч над головой

Учащиеся делятся на команды с равным числом игроков. Время игры – обычно 1–1,5 мин. – сообщается заранее. Одновременно могут играть две, четыре команды и более. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки и берут мячи. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу учителя все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, либо нарушивший правила, выбывает из игры и садится на скамейку запасных. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков.

Правила

1. Не разрешается заступать на площадку команды соперников.
2. Не разрешается ловить мяч.

Мяч перед собой

Правила – те же, что и в предыдущей игре, но верхнюю передачу заменяют нижней.

Волейбольные салочки

Класс делится на две команды. Все игроки произвольно расходятся по площадке. Участники водящей команды надевают цветные ленточки через плечо или лыжные номера. По сигналу учителя они начинают передавать мяч друг другу любым волейбольным способом, затем ловят его и броском стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через 3–4 мин. игры команды меняются ролями. Выигрывает команда, осалившая больше игроков.

Правила

1. Передвигаться по площадке могут участники, у которых в данный момент нет мяча.
2. Игрок водящей команды, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения им передачи.
3. Упавший на пол мяч передают игрокам водящей команды.
4. По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может:

– не считаться осаленным и продолжить игру;
– принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному ученику остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.

Передача центровому

Команды располагаются на площадке, образуя два, три круга или более. В середину каждого круга встает центровой с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу центровой последовательно посылает мяч любой передачей ученикам, стоящим в его кругу. Тот выполняет ответную передачу. Соблюдая очередность, передачи выполняют все стоящие в кругу. Если до окончания игры центровой успел передать мяч всем игрокам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу. Затем центровых игроков меняют.

Правила

1. Мяч передают по кругу строго по очереди.
2. Падение и ловля мяча не считаются ошибками, счет выполненных передач сохраняется.

Прими подачу

Класс делится на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Игроки второй встают на другой стороне площадки за лицевой линией в одну шеренгу, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет подачу через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, а тот – поймать мяч. Если это ему удается, первая команда получает одно очко. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила

1. Подача выполняется только по сигналу учителя.
2. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко.
3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко.

4. После приема мяча первая команда передает мяч второй под сеткой.
5. Игроки второй команды выполняют по одной подаче, соблюдая очередность.
6. Подачу можно выполнить любым волейбольным способом.

infourok.ru

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Данные методические рекомендации можно использовать как учебное пособие в школах для обучения волейболу школьников начальных классов, тем самым вовлекая их в спортивные секции и укрепляя здоровье.

Особое внимание надо обратить на детей первых классов. В этом возрасте дети внимательны, любознательны. Поэтому в первый год мы объясняем детям, что такое волейбол, чем он отличается от других видов спорта, количество игроков, для чего нужна сетка и размеры площадки. Главная цель каждой команды – перебросить мяч через сетку на половину соперника таким образом, чтобы тот не смог его возвратить обратно. Знакомим с расстановкой игроков и их ролью на площадке. Для этого учитель на каждой стороне площадки рисует схему с указанием номера каждого игрока. По свистку учителя ученик должен встать на тот номер, который ему укажут. Итак, на протяжении ряда уроков ученики выходят на разные номера. После того как они запомнят расположение игроков на площадке, дается домашнее задание (нарисовать схему расстановки игроков (

Рис. 1)

 

Следующий этап подготовки: изучение стойки волейболиста, перемещение в стойке приставным шагом боком, лицом и спиной вперед, изучаем различные упражнения с мячом. Освоив мяч, дети начинают играть в волейбол резиновыми мячами. Начиная с 3–4-х классов, дети играют кожаными мячами. Чтобы легче было усвоить материал, в процессе урока используется литература в виде стихов.

Что такое волейбол?
Не похож он на футбол.
Бегать далеко не надо.
Только прыгай до упаду.
Бей по мячику сильней,

Ну и главное точней.

Волейбол – захватывающее зрелище. Это игра – отличный досуг для школьников. Волейбольные команды сплачивают одноклассников. Правила и техника волейбола не сложны. Спортивная экипировка проста и недорога. Играть можно как в помещении, так и на открытом воздухе. Число игроков в команде может колебаться от двух (пляжный волейбол) до шести.

Начинающие игроки должны ознакомиться с разметкой волейбольной площадки. Ее длина – 18 м, ширина – 9 м. Площадка ограничена боковыми и лицевыми линиями, которые считаются частью игрового поля. Через всю площадку протянута сетка. Она делит спортивную площадку на две равные части, то есть на площадки соперников. Параллельно средней линии, в трех метрах от нее, по обеим площадкам проходит линия нападения. Площадь подачи находится за лицевой линией, в правом углу. Ширина ее три метра. Выполняя подачу, игрок может отступить назад не менее чем на 2 метра. Точная высота волейбольной сетки – 2,24 м (для женщин) и 2,43 м (для мужчин). Чтобы дети били метко, я рекомендую опустить сетку для девочек – 1,7 м, для мальчиков – 2 м. В обеих командах на площадке находятся шесть игроков. Еще шесть в запасе. Порядок расстановки игроков в начале партии и по ходу игры не меняется. Во время совершения подачи все игроки обеих команд находятся строго на своих местах. Трое из них называются игроками передней линии, а трое других – задней. Игроки передней линии – нападающие: левый (4-лн), центральный (3-цн), правый (2-пн). Игроки задней линии – защитники: левый (5-лз), центральный (6-цз), правый (1-пз).

"Первый" номер подает,
"Третий" номер пас дает,
Нападают "Два", "Четыре",
"Шесть" – защитник лучший в мире.
Помогает номер "Пять"
Трудные мячи поднять.

До того как произведена подача, все игроки обязаны находится на своих местах, которые они заняли в результате последнего перехода из зоны в зону. Иными словами, нельзя уходить с передней линии на заднюю и наоборот, или смещаться влево-вправо <Рис. 2>. Если розыгрыш мяча выигрывает в итоге команда, принимавшая подачу, право на подачу переходит к ней. Заработав отыгрыш подачи, игроки этой команды передвигаются по часовой стрелке на позицию вперед <Рис. 1>. Как видите, каждый волейболист должен быть универсалом, уметь играть на всех позициях. Этим-то волейбол и отличается от других командных видов спорта.

Волейбольный матч состоит из трех или пяти партий. Для победы надо выиграть либо две партии из трех, либо три из пяти. Счет в каждой волейбольной партии до 25 очков, но преимущество победителя над противником должно быть не менее двух очков. Для детей младших классов рекомендую играть до 17 очков.

Перед началом урока дети должны в течение 5–10 минут размяться, разогреться для лучшего кровообращения. Здесь существует множество способов. Можно побегать, попрыгать со скакалкой. Полезно так же имитировать прыжки, сопровождающие удар или блокировку. Начинать разминку следует с легких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку. Важны также растяжки, повышающие гибкость тела. Растягивать нужно те мышцы, которые задействованы по ходу игры и, соответственно, наиболее подвержены травмам. Руки, ноги, ступни, спина, шея – все это нуждается в растяжке. В младшем возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствования прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движение с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Данная методика приносит свои результаты. Игра в волейбол привлекает детей, и они с радостью бегут в спортивный зал. В этом возрасте дети уже имеют опыт коллективных и командных игр. Игровое мышление ребенка приобретает аналитико-критический характер, развивается способность к абстрактному мышлению, что позволяет преподавателям предлагать детям преимущественно командные игры, более сложные по содержанию и правилам. Дети в этом возрасте стремятся проявить себя именно в коллективных действиях, в общем стремлении к достижению игровой цели. Детям этого возраста интересен не только результат игры, но и непосредственное участие в игре, в ходе которой представляется возможность проявить свою физическую подготовленность, остроту мышления. Дети этого возраста достаточно тонко относятся к ситуациям честного ведения игровой борьбы и к нечестным поступкам игроков другой команды. В этом возрасте важно поощрять признание ребенком совершенной ошибки и, безусловно, ограничивать воздействие наказанием. Дети достаточно остро воспринимают в этом возрасте качество судейства, которое, безусловно, зависит от подготовленности судьи и, особенно из числа помощников. Поэтому важно ответственное отношение к их назначению и специальная предварительная судейская подготовка, организованная преподавателем. В нашей школе существуют секции и кружки по волейболу. В них занимаются дети и начальных классов. В ходе занятия преподаватель выявляет перспективных и одаренных детей и формирует из них команды по волейболу из девочек и мальчиков. Ежегодно эти команды участвуют во внутришкольных, районных и окружных соревнованиях и занимают призовые места.

Упражнения по волейболу для учащихся 1–4-х классов.

Игроки делятся по парам и встают напротив друг друга.

1 упр. – подбрасывание мяча (5 раз) и катишь мяч партнеру. (Свисток – мяч в ноги.)
2 упр. – ловля и передача мяча двумя руками от груди. (Свисток – мяч в ноги.)
3 упр. – ловля и передача мяча двумя руками из-за головы. (Свисток – мяч в ноги.)
4 упр. – верхняя передача мяча над собой (до 3-х ошибок).

Первая ошибка – ловля мяча. Вторая ошибка – падение на пол. Третья ошибка – отбивание снизу. (Катишь мяч партнеру.)

5 упр. – нижняя передача над собой (до 3-х падений). (Катишь мяч партнеру.)
6 упр. – партнер набрасывает мяч партнеру, а тот отбивает сверху.
7 упр. – партнер набрасывает мяч партнеру, а тот отбивает снизу.
8 упр. – партнер набрасывает мяч над сеткой, а тот выполняет нападающий удар.
9 упр. – верхняя передача мяча в паре через сетку.
10 упр. – нижняя передача мяча в паре через сетку.
11 упр. – выполнение верхней прямой подачи мяча.

6.03.2013

urok.1sept.ru

Презентация на тему "Правила игры в волейбол" по физкультуре для 5 класса

Слайд 23

Советы при игре в волейбол

Если мяч летит между игроками, принимает тот, чья правая рука ближе к мячу. Если пошел на мяч для приема - иди до конца и принимай, даже если уже понял, что мяч не твой, скажи "Я!" и приучи партнеров разбегаться в таком случае. Это, правда, не означает, что можно бегать из двойки в пятерку (позиции на поле) с криком "Я!" Второй пас всегда связующего (если, конечно он не принимал). Когда, правда, прием уж совсем никакой и связующий не успевает, то тот, кому ближе, отдает передачу для нападения. В момент приема подачи не дергайся, если принимать не будешь, иначе партнер может решить, что ты именно ломишься на прием. В современном волейболе принимающих часто всего двое, чтобы не мешались друг другу. Чем ниже позиция принимающего, и чем ближе к полу "ловиться" мяч, тем легче его обработать. Перед тем, как поставить блок, смотри в момент разбега нападающему в глаза, часто по направлению взгляда можно узнать, куда он будет бить. Прыжок блокирующих следует чуть позже нежели блокируемого нападающего, поскольку второй с разбега прыгнет выше, "перевисит" блок и ударит поверх него. При выборе позиции при блокировании, крайние блокирующие располагаются таким образом, чтобы в момент отрыва от земли плечо, обращенное к ближайшей боковой линии (скажем, в двойке это правое), находилось на одной линии с правым же плечом нападающего, которого ты будешь блокировать. Если блок двойной или тройной, то пристраиваться должны крайние блокирующие к центральному (к тройке). Самый мобильный, умный, психологически устойчивый с лидерскими качествами игрок - это связующий, команда начинается с него, поэтому сначала в команду надо искать или воспитывать связующего, а потом всех остальных. Последний мяч, который переводится не ударом, из нескольких одновременно успевающих игроков играет тот, кто находится лицом к сетке. Подачу стоит подавать в самого слабого из принимающих, кто это, обычно становится ясно уже в первой партии. Если же все принимают ровно или слабый принимающий вышел на первую линию, подавать следует в первую зону, чтобы затруднить пас связующему. Назад

pptcloud.ru

Буклет "Правила игры в волейбол"; 5-7 класс - К уроку - Физическая культура

В ОЛЕЙБОЛ (англ. буквы «volley-ball», «отбивать мяч на лету»), командная спортивная игра с мячом.

Цель игры — атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.

И гра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко.

Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65—67 см и весом 260—280 г.

И гра проходит на прямоугольной площадке размером 18м х 9 м. Волейбольная площадка разделяется сеткой на две равные части. Высота сетки для мужчин — 2,43 м, для женщин — 2,24 м. Игровая площадка окружена так называемой свободной зоной, которая также может быть задействована в процессе игры. По краям к сетке крепятся специальные антенны, ограничивающие плоскость перехода мяча над сеткой во избежание споров о том, прошел ли он в пределах или за пределами игрового пространства.

Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле в каждый момент времени могут находиться 6 игроков.

Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода права подачи от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.

Матч состоит из пяти партий, а партии – из игровых эпизодов, в каждом из которых разыгрывается одно очко.

Э пизод начинается с подачи мяча через сетку. Первая подача в первой и в решающей (пятой) партиях выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке. Во всех остальных партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.

П одача производится из зоны подачи за лицевой линией площадки ударом по мячу кистью.

Игроки подающей команды не имеют права мешать соперникам – с помощью индивидуального или группового заслона – видеть подающего и траекторию мяча.

Е сли использовано более трех касаний (блок – не в счет), фиксируется ошибка «четыре удара». Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, это засчитывается как два (три) удара, исключая блокирование. Кроме того, один и тот же игрок не может ударить по мячу два раза подряд. Мяч может касаться сетки при переходе через нее.

К оманда получает очко и право на подачу, если соперник не сумел отбить мяч (и тот коснулся пола), не перекинул мяч обратно через сетку за три касания или сделал это с нарушением правил.

П артию выигрывает команда, первой набравшая 25 очков с преимуществом минимум в два очка. При счете 24:24 игра продолжается до достижения одной из команд преимущества в два очка (26:24, 27:25 и т.д.) При счете партий 2:2 играется решающая (пятая) партия – до 15 очков, но разница в счете также должна составлять не менее двух очков. В матче побеждает команда, которая выиграла три партии. Ничьи в волейболе исключены.

Автор разработки: Андрейкина Елена Павловна

pedsovet.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *