Содержание

Все о выездке – высшей школе верховой езды

Выездка — современный вид конного спорта, основы которого заложены в эпоху средневековья. Выездка на лошади берет свое начало от испанской школы верховой езды – сложной системы управления конем, сочетающим множество упражнений и трюков. Современный тип выездки появился в послевоенной Европе, и сейчас занимает достойное место в спортивном мире – это один из трех конных видов спорта на Олимпиаде.

Как обучиться выездке?

Обучение лошадей верховой езде начинается с малого возраста. Еще месячных жеребят приручают к приему уздечки, а к полугоду они должны легко двигаться на корде и выполнять указания кордового. К годовалому возрасту жеребенка готовят к седлу – на начальном этапе просто надевают попону с седлом, а затем всадник присаживается на неподвижную лошадь.

Этапы подготовки лошади:

  • проводка – лошадь следует за тренером, ведущим ее за уздцы, работа ведется по кругу манежа в течение 10-20 минут;
  • работа на корде – управление конем с помощью веревки, стоящим по центру манежа тренером;
  • тренировка в руках – приручение животного к всаднику;
  • работа в седле – проводится аналогично кордовой тренировке, но с всадником.

Обучение лошади и приручение ее к инвентарю и всаднику должно быть планомерным. Тренировки устраиваются ежедневно. Но не следует чрезмерно усердствовать, особенно с животными моложе 3-х лет. Лошадь для выездки должна быть гибкой, с развитой мускулатурой, сердечнососудистой и дыхательной системами. Животное должно в любой момент выполнять указания всадника. Но тренировка идет путем приручения – не допускается насилие, для подготовки лошади к выездке. Воля всадника идет от многократного повторения указаний движениями шенкелей, корпуса, удил и редко – хлыста. За выполнение элемента следует похвалить коня.

Верховая езда

После приучения коня к седлу и езде на корде, животное готовят к свободной езде под всадником. На выездке используются все естественные и часть искусственных аллюров – спортсмен и его лошадь должны продемонстрировать чистоту исполнения и качество перехода с одного на другой.

Самый медленный темп – шаг, он начинается с толчка тазовой конечности, диагональной передней, второй тазовой и диагональной ей грудной. Это единственный аллюр без фазы свободного прыжка – лошадь всегда касается земли. Существует несколько типов шага, зависящих от скорости. Этот аллюр считают свободным, поэтому принято давать максимум свободы лошади – отпустить поводья, а удары шенкелями сделать незаметными.

Двигаясь рысью лошадь, попеременно совершает махи диагональными конечностями. Также имеются подразделения по скорости, которые обеспечиваются как частотой махов, так и амплитудой. Часто разновидностью рыси называют иноходь. Наиболее быстрый темп, со сложной сменой конечностей, это галоп. Он позволяет коню быстро двигаться, но также быстро затрачивает силы.

Простые упражнения

После обучения аллюрам и строевой езде подходят к выполнению базовых элементов выездки. Большинство из них изучают вместе, уделяя каждому часть занятия. А вот наскоки (будущее преодоление препятствий), осаживание оставляют на потом – лошади к ним еще не готовы.

Сбор – обязательное упражнение для выездки, так как большая часть демонстрации проходит именно в сборе. Из сбора лошадь может легко переходить к другим элементам, совершать движение в любую сторону. Чтобы перевести лошадь в сбор нужно усилить давление внутренней поверхности ноги и натянуть на себя поводья. При этом лошадь будет подводить под корпус тазовые конечности, шея приподнимается, а голова смотрит вниз, приобретая лебединую искривленность.

Обучение сбору всегда начинают с шага. Шенкелями придают небольшое ускорение, постоянно подбадривая коня. Затем следует легкий контакт со ртом – натягивая поводья, стараемся перенести вес назад. Очень сложно найти баланс между ускорением и осаживанием, поэтому обучение сбору требует множества упражнений.

Остановка лошади должна происходить от легкого натягивания поводьев. Для осаждения, то есть максимального переноса веса на передние конечности требуется дополнительно поработать шенкелями. Осаживание создает возможность для свободного движения назад – разгружается таз, а масса переносится на грудь.

Подготовка лошади к прыжкам:

  • на манеже устанавливается несколько жердей в разных участках;
  • коня водят через них шагом, постепенно переводя на рысь;
  • подъем жердей на 20 см;
  • отработка взятия барьера шагом, в руках и на скаку.

Одним из самых сложных упражнений в начале обучения выездки является принимание. Лошадь заставляют двигаться по диагонали – вперед и в сторону. Большой ошибкой считается заставлять коня просто идти в бок – это приводит к заваливанию и потере равновесия. Лошадь собирают, переводят на галоп и демонстрируют легкость аллюра. Для управления необходимо:

  • внутренним шенкелем давят на подпругу, создавая ось вращения;
  • шенкелем противоположной движению стороны давят в бок за подпругой, придавая движение вперед, и усиливая поворот;
  • повод несколько натягивают со стороны бокового движения;
  • обязательно высылают коня вперед.

Сложные элементы

Соревнования обязательно включают высшие элементы выездки. Их выполнение гораздо сложнее в сравнении с предыдущими, зато и выглядят эффектнее. Они требуют полного контроля движения, как со стороны лошади, так и всадника.

Смена ног галопирующей лошади – в фазе бесопорного прыжка коня заставляют сменить ведущую конечность. Чтобы лошади выполняли это упражнение, они должны точно знать, какое положение шенкелей, корпуса и поводьев применяется при том, или ином движении. Коня выводят в галоп, добившись правильного ритма, в момент прыжка шенкеля меняют местами, корпус несколько наклоняют на другую сторону.

Пируэт и полупирует (разворот на 180 градусов на месте) используется в выездке. Но также полезен и для обычных лошадей. Внутренняя тазовая конечность на пируэте выполняет роль оси, вокруг которой совершают движение три остальных. Коня собирают и скручивают в сторону поворота. Темп должен соответствовать выбранному аллюру (шаг, галоп). Внутренний шенкель у подпруги, наружный – перед ней заставляет лошадь поворачивать. Осевая конечность обязательно должна двигаться – запрещается совершать поворот на неподвижной ноге.

Пассажем называется собранная, ритмичная рысь с небольшими задержками между тактами. Лошадь как бы подпрыгивает, при этом движение вперед небольшое. После перевода лошади на рысь необходимо ограничить ее подбором поводьев. Понуканием шенкелями заставляют животное сильнее выбрасывать тазовые конечности с энергичным их сгибанием за счет ограничения переда.

Где проходят соревнования – манеж для выездки

Соревнования по выездке проводятся на арене. Существует два типа – малая и большая арена. На малой обычно проводят региональные соревнования, а также этап выездки в троеборье. Малая арена имеет размеры 20 на 40 метров. Стандартная арена имеет размеры 20 на 60 метров.

От точки входа всадник направляет лошадь по часовой стрелке. Вся территория арены любого типа разбита на отрезки буквенными отметками по периметру и вдоль центральной линии. Манеж огораживается деревянным белым забором, расстояние от забора до мест зрителей – не менее 2-х метров.

В качестве покрытия для арены используется песок. Организаторы должны следить за качеством покрытия – отсутствием ям, валунов, ровностью. Песок следует утрамбовывать, а центральную линию хорошо укатывают, чтобы сохранить ее во время выступления.

Кроме манежа для выступления обязательно устраивается арена для тренировок. Оно также имеет размеры 20 на 60 метров с однотипным грунтом. Если организаторы не могут предоставить площадку для тренировок, аналогичную спортивной, то подготовка вперед выступлениями проводится на основном манеже.

Правила и регламент выступлений

Все участники подают стартовые заявки, но порядок выступления определяется последующей жеребьевкой. Распределение стартовых позиций проходит для индивидуального и группового зачета независимо. Всадник всегда может сняться или замениться другим участником, но в таком случае он больше не имеет возможности выступить на этом соревновании.

Требования к внешнему виду всадника:

  • обязательное наличие шлема или защитного головного убора, его разрешается снимать только для приветствия;
  • для верха необходимо выбрать фрак черного или темного цвета;
  • на ноги надевают белые (светлые) бриджи;
  • галстук или шейный платок светлый или однотонный фраку;
  • белые перчатки;
  • черного цвета сапоги со шпорами.

По сигналу колокола всадник начинает выступление. Держа поводья одной рукой, жокей приветствует судей и зрителей, можно поприветствовать снятым котелком. Спортсмен движется по схеме манежа, если совершается ошибка (неправильный поворот), то судья сообщает об этом сигналом колокола, а старший может указать на сектор, в котором была допущена ошибка и какой элемент следует переделать.

Правилами в выездке регулируется внешний вид всадника и лошади, техника управления и прохождения манежа.

За ошибки в исполнении упражнения сигналы не подаются и судьи не требуют их переделывать. Но за них накладываются штрафы, вычитающие очки из итоговой оценки. Существует несколько видов санкций:

  • начало выступления до сигнала;
  • спортсмен не выехал на манеж спустя 45 секунд после колокола;
  • появление на манеже без какого-либо обязательного элемента униформы.

Участника могут дисквалифицировать за повторную ошибку в схеме выездки. Также исключение последует при выявлении хромоты и сильного сопротивления со стороны лошади, которое всадник не может преодолеть за 20 секунд. Другие причины:

  • падение;
  • покидание манежа во время соревнования, или лошадь зашла за пределы арены всеми конечностями;
  • внешняя помощь – советы и указания с трибун;
  • наличие кровотечения у лошади;
  • использование запрещенного снаряжения – бинты, ногавки, хлыст;
  • возможность травмы для лошади.

У каждого судьи есть протокол, в котором отмечены и пронумерованы все элементы выступления и переходы между ними. Каждому элементу (и переходу) судья дает оценку по десятибалльной шкале в зависимости от чистоты и качества выполнения. Все баллы суммируются, также существуют коэффициенты пересчета для некоторых элементов. После от суммы отнимают штрафные баллы, и выносится окончательная оценка.

Победителем определяется спортсмен с наивысшим числом баллов. Участники могут подать протест по поводу результатов, который будет рассматривать главная судейская коллегия. Также возможна дисквалификация победителей и призеров по результатам проб на допинг.

vetugolok.ru

Статьи, Выездка — самый сложный и загадочный вид конного спорта


Известно, что к 50-м годам нашего столетия выездка, как современный вид спорта, только начала развиваться, и что она претерпела значительные изменения по сравнению с той выездкой, которая существовала в начале века, в 19 и даже 18 столетии: исчезли сложные элементы, такие как испанский шаг, школьные прыжки и многие другие, которые теперь можно увидеть лишь в испанской, венской школе или цирке. Такие упражнения, с одной стороны, служили подготовке лошади для военной службы, а с другой, были ориентированы только на определенные породы лошадей. Наконец, ни для кого не секрет, что они были искусственными и достигались, скорее, путем дрессировки, чем выездки.


В середине же столетия выездка, как вид спорта, пошла более естественным путем. В программе остались лишь те элементы, которые в разной степени являются для лошади свойственными от природы, например, пассаж, прибавленную рысь и принимание лошадь исполняет, резвясь на свободе.


Такие изменения были большим прогрессом — вместо дрессировки всадник стал заниматься выездкой, которая превратилась в партнерство лошади и всадника. Но одновременно, с исключением сложных упражнений, возникла другая, не менее важная проблема: выездка, как вид спорта, утеряла свою зрелищность. На соревнованиях в качестве зрителей стали присутствовать лишь сами спортсмены, тренеры и их родственники.


Раньше, когда конный спорт был целиком любительский и развивался только благодаря энтузиазму отдельных лиц, самих участников не волновало количество зрителей — спортсменам просто интересно было состязаться. Но в современных условиях зрелищность, то есть посещаемость и окупаемость соревнований, стала просто необходимой составляющей успешного развития конного спорта в целом. Когда-то наш Олимпийский комитет даже выступал против коммерциализации спорта, но, к сожалению, этот процесс объективный, и от него нельзя просто так отмахнуться. И факт остается фактом — среди всех видов конного спорта выездка явно проигрывает по зрелищности.


Эта проблема встала настолько остро, что в начале восьмидесятых Международный Олимпийский комитет поставил вопрос об исключении конного спорта из программы Олимпийских игр, объясняя это тем, что конный спорт очень дорогой вид спорта, и только развитые страны (а их не так уж и много) могут принимать участие в Олимпиаде. А небольшая популярность этого вида никак не может возместить затраты на его обслуживание.


Руководство FEI предприняло тогда титанические усилия в популяризации конного спорта. В итоге на настоящий момент в ряды Федерации конного спорта входят большинство стран, включая небольшие островные государства. В начале 80-х Президенту МСКС господину Самаранчу и президенту FEI донье Пильяр де Бурбон удалось отстоять конный спорт. Тем не менее, вопрос о популярности и судьбе, в частности, выездки впоследствии поднимался не раз. По мнению ее противников, программы выездки однообразны и понятны лишь специалистам, поэтому конкур и троеборье в программе олимпиад должны остаться, а выездку — можно исключить.


Стало ясно, что без пресловутой зрелищности выездке не выжить, и тогда поистине революционные меры предпринял господин Эрик Летте, ныне возглавляющий комиссию FEI по выездке. Он предложил буквально за год до Олимпиады в Лос-Анджелесе сделать основным видом спорта КЮР — произвольную программу под музыку. И хотя КЮР к тому времени существовал лет, эдак, 50 в виде дополнительного вида программы — своего рода утешительного приза, на него не обращали особого внимания.


Предложение было встречено в штыки, но господин Летте и ФЕИ настояли на этом, предложив опробовать новшество на ближайшем Чемпионате Европы. Неожиданно новая система соревнований понравилась всем — и зрителям, и спортсменам. Чтобы преодолеть противоречия между необходимостью оценки основ выездки, техники и КЮРом, где немаловажное значение имеет артистическое впечатление, было предложено при определении призового места учитывать результаты трех видов программы: Большого приза, переездки Большого приза и КЮР. Как вы сами видите, новшество теперь стало привычным — почти двадцать лет по этой системе проходят все крупные международные и национальные турниры.


Немаловажно, что введение КЮРа вызвало всплеск интереса к выездке как со стороны зрителей, так и со стороны участников. Одновременно продолжал бурно развиваться любительский спорт. В странах Европы проводилось все больше любительских турниров. Для подогрева интереса ФЕИ разработала целый ряд упрощенных и более доступных программ. Выездка становилась все интереснее и интереснее.


Наконец, бурное развитие этого вида вызвало новые проблемы: на турниры стало собираться слишком много лошадей. Соревнования стали длиться по несколько часов и смотреть их стало утомительно. Создавшийся гигантизм требовал введения каких-то ограничений. Так, в начале 90-х, была создана система отбора для участия в Чемпионате Европы и Олимпийских играх. Теперь нельзя было, как раньше, просто приехать на подобный турнир — до этого необходимо выполнить квалификационные нормативы, участвуя в ряде международных турниров. Это, в свою очередь, повысило зрелищность соревнований за счет участия в них наиболее опытных спортсменов, но, с другой стороны, затруднило выход на международную арену спортсменов с менее развитым спортом, таких как например, Россия. Но как говориться «Красота требует жертв».


Какая же она — выездка — сегодня? Главное, что выездка стала конкурентной Сейчас добиться успеха становится все труднее. Для выездки стала принципиальной такая вещь: если раньше выигрывал тот, кто ездил просто аккуратно и совершал меньше ошибок, то теперь речь об ошибках не идет, жесткая конкуренция вынуждает спортсменов выступать на грани фола: например, если это прибавленная рысь, то лошадь так несется, что вот-вот сорвется в галоп. Кто не рискует, тот не пьет шампанского, и именно он становится лидером. А обычная грамотная езда никого теперь не интересует, тому примером выступления многих наших всадников, которые на международных турнирах получают не более 62-63%.


Сейчас выездка стала намного динамичнее. Элементы следуют один за другим, без перерывов, расслабиться некогда. Единственное условие лидерства и победы сегодня — огромный соревновательный опыт.


Наконец, выездка не стоит на месте. ФЕИ постоянно пытается вносить изменения, призванные служить распространению и дальнейшей популяризации конного спорта, в частности, выездки. В их числе требования к организаторам крупных турниров приглашать 5-10% от числа участников спортсменов из, так называемых, развивающихся в отношении конного спорта стран, таких как наша. Постоянно вносят изменения и дополнения и в сами правила соревнований. На зимний период вводится короткая программа Большого приза — исключены элементы, которые отнимают много времени, но не прибавляют зрелищности, такие как длинная диагональ прибавленного шага. Уделяют внимание не только КЮРу, но и другим видам произвольной программы — ПА-Де-Де, езде парой, четверкой, фигурной смене. ФЕИ продолжает бороться за повышение зрелищности и популярности выездки — только так она может выжить и прогрессировать. Хотя я надеюсь, что вопрос об исключении выездки из программы олимпиады вряд ли будет вновь подниматься.

А ЧТО РОССИЯ?


У российской выездки те же проблемы, но прослеживается интересная тенденция: выездка, как и везде, проигрывает конкуру по зрелищности, но именно выездка, единственная из всех видов конного спорта, смогла сохранить на сегодня приличный по международным меркам уровень. Елена Сиднева занимает тринадцатое место в международном рейтинге это не так уж и плохо, если, учесть что наших конкуристов нет даже в числе первых 400 (!) участников.

Вернемся вновь на несколько десятилетий назад. В конце 50-х, в период расформирования кавалерии, произошло вливание большого количества военных кадров в гражданский конный спорт. Эти кадры — профессиональные спортсмены-кавалеристы — обладали неоценимым опытом и вывели советский конный спорт на высший уровень: стоит вспомнить победу Сергея Филатова на Олимпиаде 1960 года. Прошло 15-20 лет, и опытные, прошедшие кавалерийскую школу мастера стали уходить, а новые — в таком количестве подготовлены не были, гражданский спорт был намного уже военного. Так, к концу 70-х, результаты в конном спорте стали падать, и Олимпиада-80 стала последним крупным соревнованием, где наши конники показали более-менее неплохие результаты. Не стоит забывать и то, что в сборную СССР по выездке входили спортсмены с Украины, Узбекистана, Казахстана. Когда Союз распался, многие из них стали защищать цвета своих национальных команд, а мы остались у разбитого корыта.


В отличие от конкура и троеборья выездка держится на приличном уровне, во-первых, потому что в выездке и лошади, и люди выступают гораздо дольше. А во-вторых, выездка гораздо быстрее перестроилась на существование в новых условиях. Когда стадо ясно, что от государства ждать помощи не приходится, спортсмены выездки раньше других стали искать спонсоров и самостоятельно изыскивать средства для выездов на международные соревнования. Государство, правда, оставило нам «страховочный тросик» — оплачивало выезд команды на Чемпионат Европы. Конкуристы, к примеру, воспользоваться этим шансом не могли, потому что к тому времени вступили в действия квалификационные требования. А выездка выезжала на небольшие турниры, скажем, в Минск, и потом попадала на Чемпионат Европы. Поэтому выездка и сохранила свои позиции.


Сейчас в нашей стране, можно сказать, выездковый бум — в прошлом году на Чемпионат России собралось 200 с лишним всадников. Пока, правда, мало лошадей на уровне Большого Приза, но в течение 1-2 лет мы ждем наплыва из числа тех, кто сейчас выступает в Малом. Ведь в выездке путь от начала занятий до выступлений на высоком уровне намного длиннее, чем, скажем, в конкуре.


Если говорить о проблемах нашей выездки, то, как и везде в России, она недостаточно популярна как спортивное зрелище. Мы всячески стараемся преодолеть эту проблему, ориентируясь на европейский опыт. С прошлого года ввели новый для нас вид соревнований Па-Де-Де под музыку. В Европе Па-Де-Де известно очень давно, мы опробовали его в прошлом году на Чемпионате России. Очень успешно прошел Кубок Альфареса, где Па-Де-Де было ещё и костюмированным. Теперь мы будем регулярно включать Па-Де-Де в турниры, конечно, это не значит, что всадники всегда будут выступать в костюмах.


Главная большая для нас проблема — огромная конкуренция на международной арене. Сегодня для успеха спортсмену нужно пребывать по полгода в Европе постоянно, как это делает Елена Синева, в противном случае попасть на необходимое количество турниров просто нереально — не наездишься.


Другая проблема — нас в Европе не очень хотят видеть. Западные — германские, французские, голландские мастера выездки — желанные гости на любых соревнованиях — они обеспечивают ту самую зрелищность. А нас (как и спортсменов из других «развивающихся стран») приглашают часто исходя из уже упомянутой 5-10-процентной квоты. Везти одного спортсмена очень трудно, и мы не всегда можем попасть на такие соревнования. Тем не менее, мы держим марку — не далее как в марте, заняв десятое место в финале Кубка Мира по выездке, Елена Сиднева добилась для России права на двух участников в олимпийском турнире по выездке.


Мы в ФКСР в свою очередь делаем все, чтобы развитие это набирало темпы. Важный шаг — принятие нового положения о соревнованиях. Второе важное изменение — несмотря на то, что соревнования будут судить пять судей, в момент расстановки по местам мы будем отбрасывать два крайних результата — для зачета будет браться сумма мест по трем судьям. Таким путем мы сможем и привлекать опытных судей, и готовить новых. Это важно и потому, что, ориентируясь на правила ФЕИ, мы внесли в свои положения фразу о том, что «человек, связанный интересами с всадником или владельцем лошади, не может судить турнир, где они участвуют». Но у нас мало опытных судей, и все они, так или иначе, связаны с кем-то из спортсменов. В этом году мы можем обходить этот момент, в дальнейшем будем над ним работать.


ЗМ: Какой вы видите выездку в ближайшие годы?


Инесса Потураева, Москва, «Новый век»:


«В ближайшее время нашу выездку ждет бурное развитие. Я думаю, это будет в ближайшие 3-5 лет. Уже сейчас начался заметный подъем: появились люди, которые помогают нам, нет необходимости продавать лучших лошадей, улучшаются условия для тренировок и соревнований. А школа выездки у нас всегда была на высоте. Хотелось бы только пожелать дальнейшего улучшения условий содержания лошадей — нужны более качественный грунт, лучшие корма. Хороший грунт сохраняет лошади здоровье, увеличивает срок её спортивной карьеры. Хорошие корма увеличивают работоспособность и помогают выдерживать огромные спортивные нагрузки. Отсутствие современной кормовой базы буквально тянет нас назад».


Ольга Карпинская, Москва, ЦСКА:


«Надеюсь, у нас все будет не хуже, чем за рубежом. Я оптимист. Хотелось бы только пожелать, чтобы владельцы лошадей, на которых мы выступаем, меньше их продавали. Сейчас за границей много русских лошадей, выступают они на очень высоком уровне, но — увы! — под другими всадниками. Нам же мало что остается, ведь продаем самое лучшее. А для участников, было бы неплохо вернуть среднюю группу езд — промежуточную между Малым и Большим Призами, — это облегчит переход для молодых лошадей.


Хотя несмотря ни на что, уже становится получше — больше турниров, появляются молодые интересные лошади, больше участников на соревнованиях, и сами соревнования становятся интереснее».


Татьяна Дорофеева, Москва, «Новый век»:


«За последние годы выездка заметно продвинулась вперед: больше соревнований, больше участников, появились интересные лошади. Но будущее непредсказуемо. Основная проблема — большинство лошадей принадлежит частным владельцам. Если у них что-либо меняется, могут рухнуть годы работы и все наши планы. Чтобы приблизиться к мировому уровню, нужно месяцами жить в Западной Европе и выступать, выступать, выступать… Чтобы примелькаться судьям, чтобы быть на виду. Как говорят у нас в выездке: «Сначала ты 10 лет работаешь на судей, потом судьи 10 лет работают на тебя». К сожалению, жить и выступать за границей могут далеко не все».

www.prokoni.ru

Выездка: история и важные моменты обучения