Велосипедные походы – Велосипедные походы
Велосипедные походы
Велопоходы можно разделить на две части: любительские и велотуры.
Любительские походы бывают разнообразными, от простых до весьма сложных. Однако в такой поход надо ехать со знакомыми людьми. Основная проблема — сходство характеров, желаний и финансовых возможностей. В прошлом году был случай, когда собравшаяся в поход группа смогла вместе доехать только до места старта, после чего, поругавшись, вернулась домой в разных поездах. Если вы хотите примкнуть к какой-нибудь группе, то не поленитесь до похода прокатиться на денек-другой вместе. Этого будет достаточно, чтобы вы понимали, симпатичны вам спутники или нет, подходит вам стиль их походов или нет. На самом деле именно проблема общения основная в походе, хотя многие изначально считают, что главную роль играет спортивная форма. Однако, по нашему мнению, спортивная форма играет вторичную роль. Главное — это слаженные действия в команде. Конечно, когда в походе спортивного плана кто-то отстает, это плохо. Но всегда находится метод решения: либо часть груза с отстающего снимают и догружают «гонщиков», либо ищут возможности пораньше выпустить «тихохода».
Скажем, пообедала группа и попросила тихохода ехать вперед (если дорога очевидна). А группа тем временем собирает пожитки, тушит костер и выезжает с задержкой. Или другой пример: тех, кто быстро едет, высылают вперед искать место для стоянки, давая возможность отстающему ехать в спокойном темпе. Обратимся к математике. Предположим, тихоход едет с нормальной скоростью 20 км/час, а средняя скорость группы — 24. То есть разница за один час движения составит 4 километра, или 12 минут. Дайте тихоходу возможность выехать после завтрака на полчаса раньше, пусть он выйдет с обеда на 10 минут раньше других! Маленький прием, но позволяет сбить остроту проблемы. Однако такое возможно, только если люди в группе хорошо относятся друг к другу. Почему? Если человек выезжает из лагеря на 30 минут раньше других, это значит, что кто-то за него снимает палатку, моет котлы… день, два, три. Да, поход — это не только удовольствия, но и повседневный обыденный труд. Не каждый человек, которого вы впервые увидели в вагоне поезда, везущего вас в поход, готов на неделю взять все ваши бытовые проблемы на себя.
С другой стороны, если вы задумали пойти в поход на три дня — никаких проблем не будет! В коротких походах психологическая совместимость людей не так важна — можно и потерпеть!
В походах за границу возникает другая проблема — разница в уровне доходов. Если вы получаете 300 долларов в месяц, то конечно, попав в дорогую Европу, будете не прочь остановиться в кемпинге, сэкономить на ресторане… Если ваш компаньон располагает доходом в 800 долларов, то у него может быть другой подход к жизни: зачем жить на окраине города, если в центре лучше? Для чего перекусывать батоном и кефиром, если можно попробовать достоинства местной кухни? Даже в дешевой Чехии бывают походы, когда полгруппы сидит в ресторане, а вторая половина жует пряники у входа.
Важно не бросаться в омут с головой. Хороший вариант — примкнуть к большим велосипедным «ордам». Часто в походы на 2-3 дня выезжают до 30 человек! Приняв участие в таком велопоходе, вы увидите людей, с которыми вам наиболее приятно общаться, и с ними будете в дальнейшем ходить.
Велотуры — это платные походы, то есть походы, в которые вы можете купить путевку. Хорошо это или плохо? Это просто по-другому. Любительский поход — это всегда приключение, познание неизвестности! Вы проложили маршрут по карте и путеводителю, а когда приехали, то выяснилось, что вместо асфальтовой дороги — грунтовая, а границу в этом месте пересекать просто запрещено. И тут начинается ваша проверка на прочность: надо «уломать» пограничников, преодолеть внезапно возникшие трудности, отремонтировать поломки. В походе всегда есть место подвигу! Что самое интересное, что те походы, которые шли труднее всего, вспоминаются с наибольшей радостью! Даже через годы люди с горящими глазами вспоминают, как они в далёкой стране где-то высоко в горах под ливнем пытались отремонтировать велосипед с помощью подручных средств! В велотурах подвига не требуется: маршрут многократно пройден гидами турфирмы, гостиницы забронированы, аптечка содержит необходимые лекарства, а в ремнаборе есть нужные ключи. Часто есть еще машина сопровождения. От вас требуется только крутить педали, осматривать достопримечательности и общаться с новыми людьми. Одним словом — отдыхать от любых проблем на все 100%. Мы бы дали такой совет, относящийся к новичкам: в Европу ездить лучше в велотуры, а по СНГ — самостоятельно. Когда опыта наберетесь, то можно самостоятельно поехать в страны Азии, скажем, Таиланд или Монголию.
velofun.ru
Организация велосипедного похода
Одежда и снаряжение велотуриста
Велотуризм Лучший головной убор для велотуриста — хлопчатобумажная шапочка с козырьком; она хорошо защищает от лучей солнца, ее можно положить под голову или надеть во время сна в случае ночлега под открытым небом, ее легко стирать. Рубашка подойдет из легкой ткани (лучше ковбойка) с двумя нагрудными карманами с застежками, шорты из плотной, гладкой хлопчатобумажной ткани, а для районов, изобилующих комарами и мошкой,— трикотажные брюки,
Обувь для туризма должна быть прочной, легкой, удобной для движения пешком, на низком каблуке и с достаточно твердой подошвой, чтобы не намять ступни о педали велосипеда. Кроме того, в пути могут пригодиться кеды или кроссовки.
Из группового снаряжения необходимо иметь топорик, брезентовое ведро, свисток, компас, часы, складную лопатку. В багаже у каждого участника должны лежать; байковое (шерстяное) одеяло или спальный мешок-одеяло, два полотенца, туалетные принадлежности, бинт, вата, индивидуальный пакет, перочинный нож, 2 — 3 иглы, небольшие ножницы, несколько разных пуговиц, английские булавки, эмалированная: кружка, легкие алюминиевые миски и ложка.
Особенности организации велосипедного похода
Состав группы желательно подбирать одинаковый по владению техникой езды на велосипеде. Наиболее оптимальное число участников велопохода 4 — 6 человек.
Начинающим велотуристам следует выбирать маршрут по слабопересеченной местности с развитой дорожной сетью и наличием населенных пунктов. Он должен пролегать по местам, где почва не создавала бы излишних трудностей для передвижения на велосипеде. Лучше по шоссейным или грунтовым дорогам или вполне проходимым на велосипеде тропам. Бездорожные участки не должны превышать 10 — 15% общей протяженности велопохода. Небольшие отрезки пути можно пройти пешком, ведя свой велосипед, или преодолеть несколько бродов.
Через каждый час движения неплохо делать 5-минутные привалы. Пешеходные паузы позволяют «размяться», восстановить нормальную циркуляцию крови, ввести в норму ритм дыхания. Не следует увлекаться большими скоростями, которые требуют значительных затрат физической энергии, поскольку невольно приходится сосредоточивать свое внимание на небольшом участке дороги непосредственно перед колесом, и много интересного ускользает из поля зрения велотуриста.
В течение 6 — 7 ч (этого вполне достаточно) велотурист без особого труда может преодолеть 60 — 70 км, а по хорошей дороге — до 100 км. Причем не менее двух третей дневного перехода велотуристы должны проехать в первой половине светового дня до большого привала.
Примерный распорядок дня для начинающих велотуристов
Подъем — в 6 ч, 10 — 15 мин — утренняя зарядка или разминка, 10 — 15 минут — туалет, затем полноценный завтрак и сборы в путь. Продолжать движение рекомендуется не раньше, чем через 0,5 — 1 ч после принятия пищи. В 11 — 12 ч устраивается большой привал продолжительностью 4 — 5 ч для отдыха, обеда и намеченных мероприятий. Приходится он на самое жаркое время дня.
Дневной переход можно заканчивать за 1,5 — 2 ч до наступления темноты, чтобы иметь возможность устроиться на ночлег, осмотреть, почистить или отремонтировать велосипед, искупаться или умыться и передохнуть до сна. Как на больших, так и на малых привалах после поверхностной разминки необходимо
В первые дни похода нельзя ехать полуобнаженными: возможны солнечные ожоги. В жаркие дни недопустима езда без головных уборов. При плохой видимости движение можно продолжать только пешком, не допуская ухода в сторону или отставания кого-либо из участников. В сырую погоду надо оберегаться переохлаждения, так как даже в хорошей непромокаемой одежде и обуви ноги у велосипедистов все равно будут мокрыми.
aktivnyj-otdykh.ru
маршруты, снаряжение, что взять в поход
Мир Туриста
Toggle navigation- Статьи
- Экскурсионный туризм
- Страны
- Города
- Достопримечательности
- Маршруты путешествий
- Путешествия по России
- Выживание в дикой природе
- Медицинская помощь
- Огонь, тепло
- Ориентирование
- Правила выживания в дикой природе
- Укрытие
- Спортивный туризм
- Автотуризм
- Велосипедный туризм
- Водный туризм
- Горный туризм
- Конный туризм
- Лыжный туризм
- Мототуризм
- Пешеходный туризм
- Спелеотуризм
- Экстремальный туризм
- Автостоп
- Альпинизм
- Дайвинг
- Джиппинг
- Диггерство
- Каякинг
- Легкоходство
- Рафтинг
- Экскурсионный туризм
- Экскурсии
- Экскурсии в Абхазии
- Экскурсии во Вьетнаме
- Экскурсии в Грузии
- Экскурсии в Израиле
- Экскурсии на Кипре
- Экскурсии в Крыму
- Экскурсии в Таиланд
- Экскурсии в Турцию
- Экскурсии в Черногорию
- Экскурсии в Чехию
- Все экскурсии
- Туры
- Туры из Москвы
- Туры из Москвы в Турцию
- Туры из Москвы в Грецию
- Туры из Москвы в Египет
- Туры из Москвы в Европу
- Туры из Москвы в Крым
- Туры из Москвы в Сочи
- Туры из Москвы в Тунис
- Туры из Москвы в Черногорию
- Туры из Санкт-Петербурга
- Туры из Санкт-Петербурга в Грецию
- Туры из Санкт-Петербурга в Европу
- Туры из Санкт-Петербурга в Египет
- Туры из Санкт-Петербурга в Крым
- Туры из Санкт-Петербурга в Сочи
- Туры из Санкт-Петербурга в Тунис
- Туры из Санкт-Петербурга в Турцию
- Туры из Санкт-Петербурга в Черногорию
- Туры из Краснодара
- Туры из Краснодара в Турцию
- Туры из Краснодара в Грецию
- Туры из Краснодара в Европу
- Туры из Краснодара в Египет
- Туры из Краснодара в Крым
- Туры из Краснодара в Сочи
- Туры из Москвы
mir-tourista.ru
велосипед для туризма, снаряжение, палатка и одежда
Время чтения: ~12 минут Автор: Станислав Погребной 263
Для современного жителя велосипед является настоящим подарком: это самое надежное транспортное средство, когда-либо изобретенное человеком. Всего лишь на 20-25% увеличивая вес тела человека, он позволяет увеличить скорость передвижения как минимум вдвое в таком же спокойном темпе.
Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, он мобилен и при случае байк можно вручную переносить через ручьи, его можно положить в надувную резиновую лодку и перевезти через реку, а потом лодку положить в рюкзак и снова путешествовать по суше. Кроме того, велосипед можно даже навьючить себе на спину и преодолеть обрывистый склон и каменистую осыпь. Все эти преимущества способствовали тому, что велосипедный туризм стал не только средством отдыха, но для некоторых стал и образом жизни.
Велосипедный туризм настолько демократичный вид здорового времяпрепровождения, что можно выбрать как семейный маршрут выходного дня в городском парке, так и настоящий многодневный поход, после прохождения которого можно получить настоящую категорию.
Каким бывает велосипедный туризм
Российская Федерация во многом уступает экономически развитым государствам. Но в чем ей нет равных во всем мире, так это красота природных богатств, которые сосредоточены на одной седьмой части всей суши. В России одновременно может существовать и знойный день под пальмами и магнолиями и одновременно – снежная ночная вьюга за Полярным кругом. Поэтому к такому явлению, как велосипедный туризм, должно быть проявлено особое внимание, поскольку существуют разные виды этого увлечения.
Классический велотуризм
С него лучше всего начинать. Это, как правило, неторопливая поездка в дружеской компании куда-нибудь за город, на природу, на шашлыки у костра, с палатками, как правило, на 2-3 дня, не больше. Смело можно считать такой маршрут удвоенным или утроенным походом выходного дня с ночёвкой на природе.
Экстремальный велотуризм
Не так страшен чёрт, как его малюют. Слово «экстремальный» здесь применяется в значении «побывать в не слишком заезженных местах». Для такого продвинутого туризма можно использовать горные велосипеды, например, Merida и GT. Иногда целью подобного занятия является борьба с препятствиями, и, изрядно выпачкавшись в грязи, затратив массу сил, но очень довольные, байкеры-экстремалы спокойно останавливаются на ночь в комфортабельной гостинице. Вторая часть туристов желает полностью «слиться» с природой, в таком случае место ночлега обычно бывает очень похоже на самые красивые и желанные обои для рабочего стола.
Цивилизованный велотуризм
Этот вид туризма хорош тем, что для участия в нём можно легко пригласить понравившуюся девушку. Как известно, большинство девушек с не очень большим энтузиазмом узнают о том, что в походе придется обойтись без душа, если только не встретится по пути речка. При цивилизованном туризме перерывы для ночлега запланированы в гостиницах, а средний пробег за сутки не превосходит 50-60 км.
Плюсы очевидны: не нужно таскать палатку, топорик или ножовку, чтобы заготовить дрова, котелок, коврик. Поклажа существенно уменьшается. Запас пищи тоже не очень большой. Кроме того, каждый вечер – свежая постель, хороший ужин, который в «цивилизованном месте» кажется еще вкуснее.
Минусами является постоянная неуверенность в наличии свободных мест в гостинице с разработкой «запасного варианта», а иногда и двух, и, конечно, большая затратность по сравнению со «спартанскими условиями», когда ночуют в палатке.
Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»
Для тех, кто решил, что велотуризм – это серьезно, тоже нет никаких преград. Современная система категорирования велосипедных маршрутов достаточно гибкая и демократичная. Существуют 6 категорий сложности, которые подразделяются по суточному и суммарному пробегу, набору высоты за сутки, количеству дней пути, а также по преодолению особых препятствий: водных преград, каменистых осыпей, участков бурелома и прочих.
Для прохождения маршрута первой категории сложности не требуется специальных допусков: могут присутствовать все желающие. Велосипеды для туризма тоже никак не регламентируются: катайтесь, на чём хотите. Для прохождения маршрута достаточно в течение одной недели делать по 50 км в день, возможно, даже по шоссе без всяких препятствий. Один день (чаще в середине недели) дается на отдых и на совершение радиальных маршрутов всеми желающими.
Что касается высших категорий сложности, то за поход нужно набрать не менее 800 км пробега, но количество километров в день даже меньше: 40. Другое дело, что из этого количества 500 км должно пролагаться по труднопроходимой местности, где твердая тропинка – большая удача.
Как выбрать байк для туризма
Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки. Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим. Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.
Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:
- Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
- Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
- Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
- Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.
Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом, который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.
Необходимый минимум снаряжения и экипировка
Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:
Палатка. Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.
Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.
Спальник. Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.
Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком. Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться. Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.
Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.
В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.
Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).
Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.
Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении). В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле. Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.
В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).
Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели. Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема. Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.
Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.
Одежда и обувь
Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:
- Кроссовки, лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
- Велосипедный шлем и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
- Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
- Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
- Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
- Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.
Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.
Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.
Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.
Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.
В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.
Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.
загрузка…
velofans.ru
Велосипедный туризм: виды, велосипеды для велотуризма
Когда все начинают активно говорить об отдыхе на велосипедах, подразумевают в этом прохождение разнообразных маршрутов, в которых можно повстречать достопримечательности, а также разнообразные объекты экскурсионного характера. Если вы решили отдохнуть максимально активно, велосипедный туризм — именно то, что вам надо.
У вас непременно появится совершенно уникальная возможность забраться в отдаленные и самые укромные уголки, проехать по тропкам и увидеть просто великолепные места, которые невозможно заметить, если отправляться в путешествие на экскурсионном автобусе или же автомобиле.
Велосипедный туризм также привлекателен и тем, что вы получаете отличную и полезную физическую нагрузку во время всего увлекательного путешествия, улучшаете состояние всей иммунной системы.
Основная задача – правильно подготовиться и подобрать качественное снаряжение для велотуризма. Что же привлекательного в этом виде современного и такого популярного туризма? Каким видом велосипедного туризма у вас есть возможность заняться и насладиться достопримечательностями вокруг себя?
Популярность
Современный велотуризм позволяет каждому туристу ощутить полное единение с определенной местностью, потому что у вас не будет никаких границ. С помощью велосипеда можно осмотреть территорию так, словно вы ходите по ней пешком.
Полнейшая свобода направлений для путешествия. Уникальная возможность подобрать себе маршрут, поменять его в любой из моментов, когда вам этого захотелось. Горным современным велосипедам подвластен абсолютно любой маршрут, поэтому этим надо несомненно пользоваться.
Много людей в нашем современном мире обращают свое внимание на экологию и стараются по максимуму о ней заботиться. Каждый человек желает активно путешествовать, бывать в самых разных странах. В этом случае велосипедный туризм – лучший и оптимальный вариант.
В чем еще преимущество такого популярного туризма:
- Вы каждую минуту дышите свежим и чистым воздухом, а организм получает постоянную нагрузку.
- У туриста есть уникальная возможность не просто увидеть достопримечательности, но и улучшить иммунитет.
- Велосипедный туризм актуален и для тех, кто страдает от сердечных болезней, но им позволительна нагрузка, контролируемая врачом.
- Велотуризм довольно экономичный.
Вам придется финансово растратиться только один раз – приобретение хорошего и удобного велосипеда, а также снаряжения. У вас есть возможность докупать какие-то вещи или же обновлять свой набор. Иногда нужны и ремонты, но они не глобальны, поэтому и больших затрат не будет.
Разновидности велотуризма
Велосипедный туризм имеет разные обличия. Этот вид отдыха довольно выгодно выделяется на фоне других типов туризма. Именно польза от него для человека и всей экологии – настоящая находка для отдыхающего.
Велосипедный туризм дает возможность всем желающим совместить приятное с полезным: вы едите на длинной дистанции, ощущаете единение с окружающей вас средой, чего попросту невозможно достигнуть во время путешествий автотранспортом.
У вас есть возможность подобрать для себя оптимальный вид этого туризма, чтобы максимально насладиться отдыхом и получить от него пользу, которая гарантировано будет.
Велотуризм классический
Тут все будет происходить, как в обычном туристическом и увлекательном походе на природе. Ваше основное средство для передвижения – велосипед. У вас будет отличная ночевка на природе в обустроенной палатке, интересные вечера у теплого костра, приготовленная на пикнике еда. Все эти аспекты необходимо учесть, чтобы отдых был приятным и увлекательным.
У этого велотуризма есть определенное преимущество – вы сможете преодолевать самые большие дистанции за отведенное на поход время. У вас будет возможность даже везти груз, но не на своей спине, а на велосипеде.
Велотуризм цивилизованный
Это распространенный и востребованный вид активного отдыха. Не так давно он пришел в нашу страну с далекого запада. У вас будет отличная возможность отдохнуть во время ночевки в комфортном отеле, хостеле или же кемпинге. Часто берут пищу именно из магазинов или же в кафе на месте, но, если есть желание, готовить можно самому или в компании отдыхающих вместе с вами.
Тут есть свои определенные преимущества, которые невозможно не заметить:
- Легкий груз, который должен быть на велосипеде. Это происходит по той причине, что ночевки будут в гостинице. Не будет ни палаток, ни термобелья, ни других вещей, которые нужны для минимального комфорта во время туристического отдыха на велосипедах.
- Еда будет покупаться в магазинах или кафе, поэтому и ингредиентов брать не понадобится. Это тоже облегчит ваш груз.
- Возможность пройти небольшое или длительное расстояние за короткое время. Это не отнимет у вас много сил и энергии.
Очень часто именно этот вариант велотуризма называют европейским. Он предполагает в себе использование определенных прелестей цивилизации, что просто необходимо для многих туристов. Этот стиль не имеет ничего негативного и плохого, так как у вас есть отменная возможность мягко войти в мир велосипедного отдыха.
Велотуризм познавательный
Этот вид самый простой, но при этом довольно распространенный Основная цель такого отдыха — велопутешествие с осмотром достопримечательностей, интересных исторических и природных мест. Вам не понадобится абсолютно ничего от велосипедиста, кроме его желания получить удовольствие от прогулки. Познавательный велотуризм позволяет вам отдыхать в течение нескольких дней с продуманной заранее ночевкой или же без нее – тут все зависит от индивидуального предпочтения.
Велотуризм спортивный
Спортивный велотуризм представляет собой многодневные велопутешествия с полным походным снаряжением. Это соревнования по велотуристическому многоборью. Упор делается на сложность маршрута с тяжелыми для проезда дорог, бездорожьем и лесными тропами и тому подобное.
Этот вид отдыха потребует от вас официального оформления определенных документов, а также ведения подробной и тщательной статистики всего велопохода. Это нужно для того, чтобы походу и соответственно вам причислили определенную спортивную категорию. Этот важный показатель напрямую указывает на то, как вы подготовлены. Категория нужна для профессиональных инструкторов и для участия в самых разных велопоходах.
Велотуризм приключенческий
Туристические фирмы в последнее время для любителей острых ощущений в некоторых странах организуют путешествия в труднодоступные местности – тропические леса, горы и пустыни. Обычно за группу сопровождает автобус для подстраховки. Всегда можно воспользоваться его услугами в случае дождя, непогоды или просто усталости.
Виды велосипедов для велотуризма
Шоссейно-гоночные велосипеды
Предназначены для движения по гладкому асфальту, где они имеют преимущества благодаря тонким шинам — трубкам.
Заниматься туризмом на таких велосипедах лучше опытным велосипедистам. Они не очень маневренные, у них самая низкая проходимость среди всех видов велосипедов. Благодаря трубкам — тонким шинам — они предназначены для движения по гладкому асфальту.
Туринги (Туристические велосипеды)
Туринг в классическом виде — это более прочный вариант шоссейника. Достоинства туристических велосипедов:
- легкость хода по шоссе и грунтовых дорогах,
- хорошая курсовая устойчивость,
- большая грузоподъемность,
- широкий спектр передач (18-27).
Из недостатков следует отметить:
- невысокая маневренность,
- умеренную проходимость по технически сложным трассам.
Туринги хороши для классических и спортивных походов по разнообразным дорогам, но для агрессивной и экстремальной езды не подходят.
Горные велосипеды (Mounting Bike)
Горные велосипеды родились в начале 80-х годов XX века и развиваеются до си пор. У них много названий: внедорожники, маунтинбайки, вездеходы, просто байки. Они созданы специально для движения в особо сложных условиях. У них агрессивный внешний вид, имеют внедорожную раму и 26-дюймовые колеса. Маунтинбайк отличается сверхпрочной конструкцией, большим количеством передач (24-27), широкими шинами, и превосходной проходимостью при отсутствии дорог.
Горный велосипед очень универсален, подходим как для городской езды, так и для спорта и дальних путешествий.
Гибриды
Это относительно новый вид: симбиоз туринга и горного велосипеда. Гибриды похожи на горные велосипеды геометрией рамы, большим количеством передач (24-27), рулем и его выносом. Размер колеса обычно составляет 28 дюймов. Передние амортизационные позволяют гибридам быть еще более универсальными.
Отличные скоростные показатели сочетаются в гибриде с высокой проходимостью по плохим дорогам. Гибриды, как и туринги, больше подходят для классических походов, но ориентированы на жесткие режимы движения.
Дорожные велосипеды
У современного дорожного велосипеда прочная конструкция и покрышки, широкий набор передач, поэтому по проходимости они не уступают турингу. Мягкое седло и высокая посадка делают его наиболее комфортным из всех видов велосипедов.
Основное предназначение таких велосипедов — это поездки по магазинам за продуктами и неторопливые прогулки на небольшие расстояния.
Преимущество дорожного велосипеда в невысокой стоимости. Это обусловлено начальным классом оборудования, простыми рамами и отсутствием амортизационной вилки.
Перед вами стоит легкая и понятная задача подобрать оптимальный вариант, который поможет отлично насладиться отдыхом и катанием на велосипеде. У вас есть отменная возможность попробовать каждый из видов – достаточно приобрести велосипед, снаряжение и наслаждаться окружающей средой. Желание путешествовать – это то, что руководит каждым туристом, который отправляется в путь на природе.
Похожие статьи
zextrem.com
Что такое велотуризм
Путешествия на велосипедах с каждым годом набирают обороты. Люди всё чаще пересаживаются с машин на удобные и лёгкие байки, тем более что современные велосипеды постоянно усовершенствуются и модернизируются под потребности конкретного велопохода.
Велотуризм позволяет проезжать большие расстояния на высокой скорости
Велотуризм завоевал сердца многих путешественников, готовых познавать мир. И всё благодаря явным преимуществам: пеший туризм не даёт возможности проходить большие расстояния на высокой скорости, а автомобиль заметно отстаёт в проходимости, да и в материальном плане путешествия на машине требуют больших расходов, нежели на велосипеде.
Каким может быть велотуризм
Преимущества велотуризма
В первую очередь велотуризм — это удовольствие, здоровье и хорошее настроение. Ходьба пешком быстро становится обыденной. Наращивание мышц в тренажёрном зале — неплохой вариант, вот только кардионагрузка предполагает учащение сердцебиения, что провоцирует усиленное насыщение крови кислородом, так вот, самое эффективное насыщение происходит только на свежем воздухе.
Именно поэтому велотуризм носит второе название — аэротерапия. Аэротерапия не только оздоравливает, но и бодрит, поддерживает в тонусе мышцы, восстанавливает и укрепляет иммунитет, вызывает аппетит. Занимаясь велотуризмом, не нужно думать, какого тренера выбрать и когда выкроить минутку, чтобы записаться в коллективную спортивную группу. Научные исследования показали, что у людей, занятых велопоходами, в 5 раз увеличиваются показатели интеллекта.
Достоинства велотуризма:
- Улучшение кровообращения и бесперебойная работа сердца при езде на велосипеде.
- Тренировка мышц ягодиц и ног при езде на велосипеде, подтянутое тело.
- Избавление от лишних килограммов.
- Удовольствие от лёгкой ненавязчивой езды на велосипеде.
- Профилактика варикозного расширения вен.
- Разгрузка мозга после стрессов и рабочего дня, улучшение психологического здоровья.
- Крепкий сон после утомительной езды на велосипеде.
- Уверенность в своих силах и способностях.
Велотуризм — бодрит, укрепляет иммунитет, мышцы и вызывает аппетит
Разновидности велопоходов
Если вы уже загорелись идеей вступить в ряды велотуристов, осталось определить, какому отдыху на велосипеде вы отдаёте предпочтение. Если преодоление километров на двухколёсном транспортом средстве хочется сделать максимально комфортным, тогда подойдут специальные велосипедные туры, предлагаемые турагентствами. Большим спросом пользуются профессиональные треки велотуризма, обустроенные специальным образом, но масштабные есть только за рубежом, например, в Непале, Тибете, Израиле и Финляндии, Перу.
Спортивный велотуризм под силу опытным любителям. Те, кто не представляет жизни без велосипеда, с удовольствием экспериментируют в гоночном виде, бездорожья вы здесь не встретите, да и багажник облегчён по максимуму, а протяжённость дистанций действительно восхищает — 200 км и больше. Что оперирует смельчаками? Преодоление собственных возможностей, в этом случае достопримечательности не имеют никакого значения. На слуху у интересующихся известные трассы Питер — Владивосток, Архангельск — Одесса.
Прочная и надёжная техника также позволяет увлечься велопоходами даже самым неопытным любителям. Такой велотуризм называют экспедиционным, его отличает продуманный маршрут, а также интересные и живописные места. Экспедиционные группы катаются на велосипедах не ради наград и званий, а для получения незабываемых впечатлений во время велотуризма.
Даже зимой поклонники велотуризма не оставляют затею прокатиться с ветерком на любимом байке, вот только обычные маршруты могут превратиться в непроходимые и всё из-за обледенения неочищенных трасс и озёр. Если уж выбирать велопоходы зимой, тогда подойдут февраль — март, когда погода становится умеренно прохладной.
Прочный и надёжный велосипед позволяет заниматься велотуризмом даже самым неопытным любителям
Агрессивный стиль езды на велосипеде придётся по душе экстремалам, получающим удовольствие от адреналина и преодоления горных вершин. Агрессивная езда предполагает быстрый темп движения, хорошие физические данные туриста, специальный велосипед для велотуризма и отсутствие на нём дополнительных габаритных устройств, например, багажника.
Как подготовиться к велопоходу
Отправляясь на велосипеде в первое путешествие
Самое первое путешествие на велосипеде может как полностью отвратить от велотуризма, так и, наоборот, завоевать сердце нового почитателя. Чтобы отдых был комфортным, необходимо заранее продумать всё до мелочей: предусмотреть маршруты, купить снаряжение, оценить выходы из возможных форс-мажорных обстоятельств. Преодоление больших дистанций в велотуризме требует правильного эмоционального настроя — в дороге уже не будет времени для сомнений.
Как правильно настроить себя на хороший лад езды на велосипеде, советуют психологи и те, кто давно занимается велотуризмом:
- Велотуризм — прежде всего, физические усилия, за вас никто не будет крутить педали, причём в любую погоду и на любой местности. Задайте вопрос, что вы хотите получить от такого вида отдыха, как велотуризм, и как претворить своё желание в реальность? Если считаете, что одному вам будет скучно ездить на велосипеде, возьмите с собой весёлых и задорных друзей, вместе болтать, петь и смеяться, устремляясь на вершину холма, намного легче. Положительный настрой — вот без чего не обходится велотуризм.
- Отправляйтесь в поездку на велосипеде для себя, не поясняя другим, зачем вам это нужно. Расслабьтесь, отпустите напряжение, если какой-то участок показался слишком сложным, сбавьте темп и насладитесь красотами окружающей вас природы.
- Будьте готовы столкнуться на пути с неопределённостями. Этим и интересен велотуризм — порой попадаешь в самые неожиданные ситуации. Скрупулёзное планирование в части этого вида отдыха определённо терпит поражение, поэтому просто доверьтесь судьбе.
- За каждое небольшое достижение и результат на велосипеде поощряйте себя, стимулируя к ещё большим свершениям. Сойдите с дистанции и перекусите в придорожном кафе. Необязательно во время велотуризма ночевать в палатке посреди леса — мягкую постель, приветливого собеседника и удобный гостиничный номер можно найти практически в любом уголке мира.
- Отправляясь в поездку на велосипеде, не берите во внимание, что об этом думают другие, у них для этого есть своя жизнь. Зато вам всегда будет что вспомнить и чем поделиться с родными и близкими. Однако розовые очки тоже могут навредить — оцените, сможете ли вы добраться до конечного пункта назначения или пока маловато опыта, способностей, гложут большие сомнения. Велотуристы утверждают, что каждый человек способен покорить небывалые высоты на велосипеде, если он уверен в себе.
Хорошая физическая подготовка позволит путешественнику стать более уверенным в своих силах
Путешественнику добавит уверенности в своих силах хорошая физическая подготовка. Установлено, что велосипедист, нажимая на педали, отдаёт 99% своей энергии, но при этом преодолевает расстояние в 3 раза больше того, что проходит за это же время пешеход. Средняя скорость движения составляет от 15 до 25 км/ч, всего несколько месяцев тренировок и расстояние 100 км будет по плечу.
Критерии выбора велосипеда
Когда с сомнениями покончено, пора отправляться в магазин за главной покупкой для предстоящего велотуризма. Хороший велосипед станет незаменимым помощником в преодолении длинных дистанций, вот почему важно научиться правильно его выбирать. Для этого ещё раз вспомним маршрут и местность, по которой вы собираетесь путешествовать на велосипеде. Если это грунтовая дорога, присмотритесь к шоссейному транспортному средству.
Чаще группа отправляется в поездку по горным массивам, ведь именно здесь можно лицезреть незабываемую красоту первозданной природы. Велосипед для велотуризма по холмам и горам предполагает большую проходимость, лучше выбрать горную модель, обеспечивающую комфорт передвижения в самых разных условиях.
Отличить горный велосипед от других видов транспортного средства легко по основным признакам:
- особая геометричность рамы;
- конструкция велосипеда позволяет установить багажник;
- впереди на велосипеде вмонтирована амортизированная вилка.
Велосипед для велотуризма должен быть комфортен для передвижения в самых разных условиях
К сожалению, горный велосипед сложно назвать лёгким — необычное устройство отяжеляет его, что может усложнить езду на длительные дистанции. Если движение в основном предполагает асфальтированную дорогу, отдайте предпочтение турингу, гибриду, циклокроссу.
Сложные конструкции также сдают позиции в манёвренности, если такое транспортное средство поломалось в дороге, починить его сможет только профессионал.
Как определиться с велосипедным маршрутом
Велотуризм не имеет ничего общего с хаотичным движением по типу «еду, куда глаза глядят». Каждая группа, отправляясь в путешествие на велосипедах, заранее устанавливает для себя конечную цель маршрута и прокладывает самые удобные пути или интересные места на карте.
Продумайте ключевые точки, которые могут скрасить маршрут велотуризма: где вы будете ночевать, откуда взять чистую питьевую воду и другие припасы, где можно остановиться и попросить помощи, если произойдёт поломка велосипеда.
Необходимое снаряжение
Полезное снаряжение для велосипеда
Полезными приспособлениями для цивилизованного и комфортного путешествия на велосипеде, по мнению бывалых велотуристов, станут такие:
Багаж для велосипеда должен быть равномерно распределен по транспортному средству
- Велорюкзак — предполагает перенос и равномерное распределение веса поклажи на транспортное средство. Для рюкзака следует приобрести специальный чехол — он защитит его от осадков и грязи.
- Велотуризм, рассчитанный на дальнюю дорогу, сложно представить без багажника, монтированного на велосипед + для туризма. Чтобы багажник не был массивным и тяжёлым, выбирайте алюминиевое изделие, если сомневаетесь в прочности, присмотритесь к стальному. Багажник крепится на болтах, поэтому не помешает взять с собой дополнительные фиксаторы.
- Сумку на руль покупают те, кто планирует многодневную дорогу на велосипеде. В неё кладут самые необходимые вещи для экономии времени, чтобы не приходилось часто делать привал.
- Чтобы защитить велосипед от воды, грязи и камней, в магазинах предлагаются крылья. Если есть велорюкзак, достаточно закрепить одно крыло спереди.
- Велокомпьютер — современный аксессуар, отображающий на экране среднюю скорость, с которой проходит велопоход, время в дороге, пройденный километраж.
- В тёмное время суток на руль велосипеда надевают фару. Мигалка сзади всегда укажет ваше расположение на проезжей части.
- Если существуют проблемы со спиной, запаситесь рогами, монтируемыми к рулю на велосипеде и позволяющими в моменты усталости опереться и расслабить позвоночник.
- Велосипедный замок — обезопасит от кражи велосипеда.
- Контактные педали — позволяют надёжнее зафиксировать ногу, а значит, исчезает необходимость прилагать к вращению педалей много усилий. Удобно использовать контактные приспособления для велосипеда вместе с велообувью.
Как выбрать для путешествия одежду
Если есть возможность, купите велообувь, чтобы избежать лишних трат, воспользуйтесь качественными кроссовками, которые не разлезутся на первых 50 км пути на велосипеде. Без шлема туристу нечего делать в велопоходе, ведь это приобретение спасает в любой аварийной ситуации. Чтобы шлем не натирал кожу головы и для защиты от грязи применяют подшлемник.
Для велопутешествия необходимо выбирать качественную одежду, которая не разлезется на первых 50 км пути
Не хотите промокнуть под дождём во время езды на велосипеде, тогда положите в рюкзак дождевой плащ. Колесить по дороге, возможно, придётся не один день, впору станут специальные перчатки, защищающие руки от мозолей и механических повреждений. Не пренебрегайте также очками, они должны хорошо прилегать и защищать глаза от воздействия солнечных лучей.
Если пойдёт дождь, обувь удастся защитить обычными бахилами. Кроме шапки, белья, носков и футболки, возьмите с собой утеплённую флисовую кофту — она удобна в повседневном использовании и хорошо согревает в непогоду.
Что ещё пригодится в велопоходе
Если путешественники на велосипедах собираются ночевать под открытым небом, с собой нужно взять палатку небольшого веса и с хорошей защитой от влаги. Чтобы палатка не намокла и не испортилась во время транспортировки, производители, изготавливающие товары для того, чтобы сделать велотуризм комфортным, предлагают тенты из ткани и полиэтилена.
Осенью или весной путешественника на велосипеде согреет спальный мешок. Современные модели спальных мешков выпускают из материала, через который проникает воздух, а значит, даже в тёплую ночь туристу не будет жарко. Каремат — ещё одно полезное приобретение, с которым велотуризм превратится в приятное времяпрепровождение. Его назначение — оградить от холода и сырости земли, обеспечить мягкость.
Палатка для велопутешествия должна быть небольшого веса и с хорошей защитой от влаги
В случае непредвиденных обстоятельств во время походов на велосипедах может пригодиться медицинская аптечка, где хранятся все необходимые медпрепараты и лекарства, перевязочные материалы и средства для оказания первой помощи. Незаменимым в велопоходе станет ремонтный набор, с ним вы всегда сможете чувствовать себя уверенно. Чтобы не заблудиться на велосипеде, возьмите с собой карту с ключевыми точками маршрута, GPS — удобная вещь, вот только работать навигатор в состоянии далеко не везде.
Отправляясь в путешествие на велосипеде, обязательно научитесь у экспертов пользоваться компасом. Те, кого велотуризм покорил уже давно, советуют приобрести жидкостную модель, реагирующую на изменение направления практически моментально.
Неизвестно, какие вершины предстоит преодолевать и с какими ситуациями придётся справляться в путешествии на велосипеде, поэтому подберите надёжные шнуры и карабины, также они хороши тем, что с их помощью можно закреплять на велорюкзак разные принадлежности.
Из принадлежностей походной кухни пригодятся: котелок, нож, кружка, ложка-вилка 2 в 1, алюминиевая миска. Газовая горелка не оставит без пищи, к ней прилагается газовый баллон из расчёта 60–70 грамм газа на одного туриста в день. Захватите спички, бумагу, сухой спирт, тару для воды, открывалку для консервных банок.
Как проверить готовность снаряжения
Перед поездкой составьте список принадлежностей, которые собираетесь взять с собой
За день до отправления в путь каждый член группы должен запастись достаточным количеством чистой воды. Поход на велосипедах, рассчитанный от 3 дней, предполагает баклажки по 5 л, их легко разместить в рюкзаке. Пожертвовать большим объёмом воды можно, если во время преодоления маршрута ожидаются родники или более цивилизованные источники питья.
И также проверьте состояние палатки — разложите её у себя дома и удостоверьтесь в целостности материала, швов и работоспособности молний. Заметили недочёты — сразу принимайтесь за исправление, в велопоходе любые огрехи станут явными и о комфорте можно будет забыть.
Чтобы ничего не забыть, составьте список принадлежностей, которые нужно взять в путешествие на велосипеде. Не спешите упаковывать их, сначала сложите в один угол и подумайте, как сделать так, чтобы уложить все вещи максимально удобно. Без чего сложно прожить на природе, так это без зубной пасты, щётки и, конечно, туалетной бумаги. Складывая рюкзак для похода на велосипеде, возьмите за правило брать самое необходимое, тогда вес рюкзака не будет вызывать сомнений в процессе велотуризма.
Наконец, зарядите аккумуляторы аксессуаров, работающих от электричества.
Заключение
Теперь вы вооружены знаниями и можете легко выбрать велотуризм, который вам по душе. Собираясь в путешествие на велосипеде, важно не попасть впросак и предусмотреть многое, чтобы сделать велопоход занимательным и увлекательным путешествием, а как — вы уже знаете.
aktsport.ru
Велосипедные походы и безопасность туристов
Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 6 класса | План проведения занятий на учебный год | Велосипедные походы и безопасность туристов
Урок 11
Велосипедные походы и безопасность туристов
На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности. Ведя велосипед в руках, несложно преодолевать различные препятствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, переходить вброд речку. У велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода.
За день движения подготовленные велосипедисты в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км. Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение: он может укрепить его на велосипеде.
Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-х гг. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов — туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовывали дальние походы: из Москвы в Санкт — Петербург, из Санкт — Петербурга в Париж.
В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растёт, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширились возможности велосипедных походов.
Каждый участник велосипедного похода должен в совершенстве владеть техникой езды на велосипеде, уметь готовить велосипед к походу и содержать его в исправном состоянии.
Для юных велосипедистов существуют определённые возрастные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет и участвовать в велосипедных туристских походах также с 14 лет. Необходимо хорошо усвоить
Правила дорожного движения и обязанности велосипедиста как водителя транспортного средства
Для велосипедных путешествий и туристских походов годятся любые велосипеды, как дорожные, так и спортивные.
Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регулировать. Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности. Такой велосипед хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.
У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колеса с узкими шинами, они имеют более лёгкий ход и хорошую манёвренность. Спортивные велосипеды предпочтительнее использовать при езде по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным).
При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колёс и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. После этого нужно опробовать велосипед на ходу.
При подготовке к походу необходимо продумать и подобрать снаряжение с учётом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста, кроме обычных вещей, необходимых в любом туристском походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.), обязательно входит ремонтный набор (даже в однодневном походе). В ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвёртка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.).
Из одежды велотуристу необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, лёгкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, три-четыре пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды нужны шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора можно взять лёгкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.
В походе велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви: для движения — кроссовками с твёрдой подошвой, для отдыха — тапочками или сандалиями.
Организация движения на маршруте
Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов идёт по лесистой местности.
Для велосипедного путешествия лучше всего выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.
Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4—6 человек. Такая группа считается наиболее компактной и мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь туристу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, и устранить техническую неисправность велосипеда. Обязательно наличие взрослого руководителя.
При движении по маршруту большого внимания от туристов требуют подъёмы и спуски. Короткие и некрутые подъёмы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком.
На спусках велосипедистам следует притормаживать с самого начала спуска, выдерживая дистанцию 10—12 м. Крутые повороты на спусках следует проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. Необходимо учитывать, что обочина бывает очень рыхлой и съезжать на неё следует очень осторожно, чтобы избежать падения из-за резкого снижения скорости движения.
Через 20—25 мин после начала движения рекомендуется сделать технический привал. Такой привал проводится для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов 10—12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.
Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода, заканчиваться дневной переход должен за 1 — 2 ч до наступления темноты.
Обеспечение безопасности велопохода
Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.
Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учётом состояния дороги и снижать её на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.
Нельзя продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки. При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешехода по дорогам.
Нужно постоянно следить за состоянием велосипеда, проводя его технический осмотр ежедневно, а любые неисправности и отклонения в работе сразу исправлять.
Высокая дисциплина в велопоходе также обеспечивает безопасность.
Проверьте себя
■ Чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему?
■ Какие возрастные ограничения существуют для юных велотуристов?
■ На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу в первую очередь?
После уроков
Выберите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе, и запишите их в дневник безопасности.
Составьте список вещей и инструментов, которые вы взяли бы с собой в многодневный велопоход.
xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai