Стих учись читать важнее нет науки – Роман Сеф - Читателю: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Содержание

Г. Новицкая. «Книжки». Видеоурок. Чтение 1 Класс

Многие известные писатели, ученые говорили о пользе книги. Л. Кассиль считал, что за всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного, чем книга. Он писал: «Книжка – это чудесная машина времени. То она перенесет тебя куда-то в прошлое, то вдруг ты с ней перелетаешь в даль будущего. Умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сегодня…» На уроке мы узнаем, как рождается книга, прочитаем стихотворения известных авторов – Г.М. Новицкой и Р. Сефа, поразмышляем о важности вдумчивого и внимательного чтения.

 Отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубаха, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Рис. 1. Книга

Догадались? Это книга (рис. 1).

Знаете ли вы, как появляются книги?

Все книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река – самая просторная дорога для леса. Стволы проходят свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

Книгу будет писать писатель. Он должен много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам-художникам.

Книгу печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом – краски, и в каждом цехе – машины. Книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь – сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Книга – это источник знаний. Долгий путь она проходит, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книги.

Поступайте с книгами так же, как герой стихотворения Бориса Заходера.

Заболела эта книжка –

Изорвал её братишка.

Я больную пожалею.

Я возьму её и склею.

Вы уже прочитали свою первую книгу – Азбуку или Букварь, впереди будет много интересных и увлекательных книг. А как их правильно читать?

Знакомство со стихотворением Г.М. Новицкой «Книжки».

Прочитайте стихотворение Галины Михайловны Новицкой.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Листают мартышки

Красивые книжки…

Но видят в них

Только картинки

Мартышки.

И если ты, друг,

Не похож на мартышку,

Читай, а не только                                                          

Просматривай книжку!

Рис. 2. Мартышка (Источник)

Проверка понимания содержания и смысла текста

Ответьте на вопросы.

Почему мартышки видят в книжках только картинки?

Какой совет даёт автор читателям? Найдите и прочитайте эти строки.

Как вы понимаете этот совет?

Проверьте себя.

Они не умеют читать.

Читай, а не только                                                                                    

Просматривай книжку!

Книгу нужно читать внимательно и вдумчиво.

Как вы думаете, а для чего человеку нужно уметь читать?

На этот вопрос нам поможет ответить следующее стихотворение Р. Сефа «Учись читать!».

Знакомство со стихотворением Р.С. Сефа «Учись читать!».

Прочитайте стихотворение Романа Сефа.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот,

Кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Всю жизнь свою

Учись читать

Внимательно,

Серьёзно,

Я так прошу тебя –

Учись

Читать,

Пока не поздно.

Рис. 3. Чтение (Источник)

Проверка понимания содержания и смысла текста

Ответьте на вопросы.

Какой совет дает автор?

Найдите в стихах строки, подтверждающие важность и необходимость умения читать.

Как необходимо читать?

Кому можно дать этот совет?

Проверьте себя.

Учись читать!

Пока не поздно.

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать

Совсем не знает скуки.

Внимательно, серьёзно.

Ребятам, которые учатся читать.

Работа над пословицами

Прочитайте пословицы о книгах. Как вы понимаете их смысл?

Хорошая книга – лучший друг.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

С книгой жить – век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Испокон века книга растит человека.

Сегодня на уроке мы прочитали стихотворения Галины Михайловны Новицкой «Книжки»» и Романа Сефа «Учись читать!», смогли сделать вывод о важности чтения. Узнали, как рождается книга, почему ее важно беречь.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Umk-garmoniya.ru (Источник).
  2. Proshkolu.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перечитайте стихотворения. Подготовьте их выразительное чтение.
  2. Выучите любое стихотворение наизусть.
  3. Расскажите знакомым о том, как нужно беречь книги. Добавьте свои правила бережного отношения к книге.
  4. Нарисуйте иллюстрацию к любому стихотворению.

interneturok.ru

«Жил-был когда-то человек. Хороший человек…» (Роману Сефу – 85)

 Учись читать!
Важнее нет науки! Не знает скуки. Всю жизнь свою Я так прошу тебя — Пока не поздно.

Сегодня мы с вами вспомним автора этих строк, замечательного детского поэта Романа Семёновича Сефа. Невозможно представить современную детскую поэзию без его стихов. Тот, кто не знает их, лишил себя большого праздника. Классик советской детской литературы, он создал сценарий к мультфильму про барона Мюнхгаузена, его стихотворение звучит в мультике «Голубой метеорит»: «Где-то в космосе летит голубой метеорит…»

Сефовские строчки «Мечтает котенок стать рыжим котом», «Ты еще не видел Чуда? Никогда не видел Чуда?», «Кто часто сердится, тот зря не должен лезть в бутылку», «Нельзя прожить без красоты, без света и тепла. Нельзя прожить без доброты: она сильнее зла», «Один судак, большой чудак, который жил в реке, умел молчать на чистом французском языке» помнит не одно поколение детей. Между прочим, он был в Челябинске и упоминал наш город в стихотворении.


Роман Семёнович Сеф (Роальд Семёнович Фаермарк) (6 октября 1931 — 20 февраля 2009) — детский поэт, писатель, драматург, переводчик. 6 октября 1931 он появился на свет на Пироговской улице Хамовнического района Москвы. «Мать – человек из такой традиционной дворянской семьи, довольно знатной. А отец — еврей из города Екатеринослава (впоследствии Днепропетровск). Оба были на партийной работе, а отец имел еще дореволюционный стаж. Для того, чтобы скрываться от полиции, он придумал себе партийную кличку: сложил первые буквы имени, отчества и фамилии (а звали его Семен Ефимович Фаермарк) и получилась партийная кличка Сеф, которая перешла к нему после революции в качестве фамилии и стала моей фамилией, похожей на псевдоним.»
Старший Сеф был директором исторического отделения Института красной профессуры, мать – Людмила Павловна Янушевская, дворянка по происхождению, также из старых партийцев. Настоящее имя Сефа – Роальд, Альдик, как его звали друзья и подруги. «Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда ещё не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало. А когда мне исполнилось целых четыре года, во мне появилось главное для поэта свойство — я научился грустить. Когда я слышал романс Гурилёва «Однозвучно гремит колокольчик», я плакал горько и безнадёжно, и мне казалось, что это я, одинокий-одинокий, погоняю лошадей в заснеженном поле. И как-то так случилось, что стали сами собой ко мне приходить рифмы, они не давали мне покоя, и однажды, во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Берёза ждёт мороза! Берёза ждёт мороза!» Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Берёза ждёт мороза!» — «А зачем берёза ждёт мороза?» — спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание.
Роману было 5 лет, когда остался без родителей: папу арестовали за то, что он будто бы враг народа, а маму – за то, что она его жена. Папу расстреляли, а мама долгое время провела в лагерях. «В 1936 году отец и мать были арестованы. Отца расстреляли. Меня воспитывала моя бабушка – Мария Максимилиановна». Самым счастливым временем в своей жизни Роман Семёнович считал то, когда он был дошкольником. И учился, по его словам, хорошо он тоже только тогда. В первом классе он учился до школы, дома у бабушки. Она была педагогом. А в школу Роман пошёл сразу во второй класс. Но больше всего в детстве Роман Семёнович любил читать, бегать с друзьями-мальчишками, кататься на самокате и плавать. Однажды он даже чуть не утонул. А спас его мальчик, который потом стал главным учёным нашей страны – Президентом Академии наук. Роман Семёнович вообще очень часто попадал в страшные истории. Однажды он ехал на подножке трамвая, и его затянуло под колёса. Но затянуло не совсем, потому что за что-то зацепилась куртка и это его спасло.
«От природы я был отчаянным фантазёром, придумывал страшные истории и сам верил в них».
«Я как-то увидел у бабушки золотой царский десятирублевик, который она хранила… Дофантазировался я до того, что рассказал мальчишкам в детском саду, что у бабушки полный шкаф золота. К нам пришли с обыском». «Я в восемь лет прочёл «Записки Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса. Вот это и была моя любимая книга. Ну, и «джентльменский набор» московского школьника – Марк Твен, я очень любил «Принца и нищего». Из советских авторов? Рувим Фраерман, Аркадий Гайдар… Тогда все читали Гайдара». В детстве все мечтают, кем они станут, когда вырастут. Рома мечтал стать дворником. Но ещё больше ему хотелось стать дирижёром, а также милиционером, композитором, укротителем и писателем. А после того, как ему вырезали аппендицит, он решил стать хирургом и даже окончил медицинские курсы и мог запросто делать уколы. Потом началась война. Бабушка трагически погибла, и Романа забрала к себе его тётя. Школы закрыли и превратили их в лазареты. В учёбе наступил перерыв. «Брат погиб на фронте в 1942. А я бежал на фронт… До фронта не добежал, меня, тогда еще мальчишку одиннадцати лет, поймали в Кунцево и вернули». Но вот закончилась война, Роман окончил школу… И стал готовиться поступать в Литературный институт. Но надо было на что-то жить, поэтому Роман окончил курсы шоферов и пошёл работать шофёром, а ещё он работал сантехником, лаборантом, маляром-штукатуром на стройке… Кстати, и здесь с ним произошла страшная история: он упал с пятого этажа строящегося дома. И опять повезло: упал на кучу рыхлой земли. «Сразу после войны вернулась из лагеря мать — в 1946 году. Ей нельзя было жить в Москве, и мы поселились в Малоярославце, на сто первом километре. Уже тогда я писал какие-то дурацкие стихи. Жили очень трудно, но вот что интересно: конечно, мы были марксистами, хулиганами, Бог знает что вытворяли, но класса с восьмого мы бегали на лекции Валентина Фернандовича Асмуса, Николая Калинниковича Гудзия в университет. Нам хотелось знать. Сейчас такой жажды знаний у молодежи я не вижу. В Малоярославце я прожил с 1946-го по 1949-й год, когда мать снова забрали — на этот раз на «вечное поселение». И она попала в Красноярский край, в Тасеево». В жизни Романа Семёновича был случай, который сыграл положительную роль в его дальнейшей судьбе. «В 1950 году я работал водителем автобуса в Союзе писателей. На этом автобусе я однажды повез известных писателей — Анатолия Алексина, Ольгу Высотскую и других в пионерский лагерь, на обратном пути они устроили нечто вроде пикника. Меня позвали к столу, и Ольга Высотская спросила: «Как Вас зовут?» Я сказал: «Меня зовут Роман Сеф». На что она сказала: «Какой прекрасный псевдоним для детского писателя!» В 20 лет Романа Сефа арестовали по глупому, подлому доносу. Год в одиночной камере и пять лет лагерей: Положили в папку бумажки И отправили строить канал, А до этого на Сивцевом-Вражке, Дом пятнадцать я проживал. Нет обиды, и нет упрека, Это все нынче очень далеко, Только странно представить мне, Что когда-то худой мальчишка, Не мальчишка, а воробьишка, Сидел стриженый на скамье. Рядом — мальчики — одногодки, Дорогие мои друзья. Вагонзак. На окне решетки. Так вот кончилась юность моя. «А в 1951 году взяли и меня. В свое время отец работал вторым секретарем Закавказского краевого комитета партии у Берии. Я знал, что Берия повинен в его гибели и однажды сказал, что «собственными руками готов задушить его». За это меня и посадили. Продержали год в одиночке, судили, дали двадцать пять лет на основании указа об отмене смертной казни. Из тюрьмы меня этапировали в Караганду. Долгим, кружным путем тогда везли, через Челябинскую пересылку». Роман Сеф оказался в нашем городе в 1951 году: В челябинской тюрьме, на пересылке, Увидел я однажды в странном сне, Что вот несут зеленые носилки, И более того – несут их мне. Затем меня кладут на них степенно Тюрьмы начальник – в звании майор – И врач тюремный. Дальше постепенно Меня выносят на тюремный двор, Спокойно разъезжаются ворота, А с вышек ни сирены, ни стрельбы. И ясно мне, что происходит что-то Важнейшее для жизни и судьбы. Я вижу то, о чем мечтать не смею: Стоят обыкновенные дома, Спешит толпа, и зарево, светлея, Стоит вдали, где разрядилась тьма. Я вижу жизнь, я запахи вдыхаю, Я сердцем ощущаю бытие, Меня несут. И вдруг я понимаю, Что это все – моё и не моё… «В Челябинской пересылке я встретил очень любопытных людей. В той удивительной камере находились заместитель военного министра Японии генерал Томиката, начальник штаба Квантунской армии генерал Хага, его заместитель генерал Ота. Там же были один из функционеров Третьего Интернационала Хейфец Гуральский, министр партии мелких сельских хозяев Венгрии Ковач Бела, впоследствии вошедший в правительство Ференца Надя… Потом привезли в лагерь. В лагере я стал учить английский язык. Начальство меня спрашивало, что, мол, американцев ждешь? Я работал, но все равно учил. Каждый день, утром перед разводом, выписывал в маленькую такую самодельную книжечку тридцать слов. Потом, когда я попал за свой бойкий характер в штрафной пункт, я встретился с шанхайцами и харбинцами, которые прекрасно говорили по-английски. Вот они меня и доучивали. К тому времени я заболел, попал в больницу. И профессор Туркевич, знаменитый польский химик, взял меня к себе в лабораторию клинического анализа пробирки мыть. Очень я ему приглянулся, и он стал учить меня лабораторному анализу. И я какое-то время работал в лаборатории, там было тепло, к тому же я выучил и лабораторный анализ. Пока я работал в лаборатории, я, конечно, очень много занимался. А потом снова вернулся в зону, работал сантехником». Часто на семинарах Сеф рассказывал о лагерной жизни, о том, что помогло выжить там, не сломаться. «Главное, – говорил он, – нужно было оставаться человеком: следить за собой, не позволять себе ходить на лагерную работу небритым. Находить в себе силы поддерживать друзей». Память сохранила вышки, Луч прожектора, собак холеных. Да мы еще мальчишки, А уже мы ходим в заключенных. И уже считают нас по двадцать Уже с помятой миской душою торопясь, За перловкой склизкой. – По пятеркам разберись! на «ЗИСе» со щитами, колышек да номер, Выходил вчистую из тюрьмы лишь только тот, Было – не было? Было – не было? Ползет по стенке Одумайся. Молчи. Можно плакать, Подобрав коленки. В узкой щелочке проходит перед нами. Было – не было? Какой-то бред. Рассказать кому бы? Да в девятнадцать лет? Что же вы творили, душегубы… «Мать мою освободили в пятьдесят третьем, сразу после смерти Сталина. Делом всей семьи занимался Комитет партийного контроля при ЦК. Посмертно был реабилитирован отец, была реабилитирована мать, и последним был я. В 1956 году приехала комиссия, которая пересматривала дела, и меня освободила». Учился на факультете журналистики МГУ, но университет так и не закончил. После освобождения в 1956 году работал, где мог и кем мог, и писал стихи – взрослые – без надежды издать и детские, которые складывались веселыми, озорными, будто в душе и не было горечи. «Жизнь на свободе была очень непонятным тогда для меня делом. Надо сказать, что еще в лагере, изрядно подучив английский язык, я начал переводить и привез с собой довольно много стихотворных и прозаических переводов, которые делал по ночам. Я привез перевод «Луны и шестипенсовика» Моэма (тогда эта книжка была совершенно неизвестна у нас), привез много стихотворных переводов из Лонгфелло. И так случилось, что у старого друга нашей семьи Михаила Фабиановича Гнесина в высотном доме на площади Восстания я встретил Александра Михайловича Ревича и Льва Адольфовича Озерова, которые попросили меня прочитать переводы. Так я попал благодаря их стараниям во Всесоюзный семинар переводчиков». Знакомая писательница, тоже вернувшаяся недавно из мест заключения, привела Сефа к Чуковскому. «Я изучил, сидя в тюрьме, английский язык и сделал довольно много переводов. Принёс Чуковскому эти переводы и свои стихи. Они посоветовал писать детские стихи. Сказал, что это наиболее безопасно». «Моим учителем в литературе был Корней Иванович Чуковский, который частенько меня ругал за небрежное отношение к слову в поэзии, и это тоже пошло на пользу, я стал строже относиться к себе. Впоследствии тот же Корней Иванович расхвалил мою первую книгу «Шагают великаны“ и прислал письмо» В 1960 году Роман Сеф опубликовал два сборника переводов – «В эту минуту» и «Бабочка и пчела». «В 1962 году с благословения Корнея Чуковского я выпустил свою первую книжку стихов «Шагают великаны». И делал я ее тогда с неизвестным художником Львом Токмаковым». Возможно, близостью поэтической интонации, строем стиха привлек к себе молодой поэт внимание мэтра, который о первой его стихотворной книге для детей «Шагают великаны» написал: «Роман Сеф – человек талантливый, наделенный тонким и взыскательным вкусом. Трудно себе представить, чтобы у него под пером появился неуклюжий, корявый или путаный стих: все звонко, и ловко, и лаконично, и складно. И сама ткань его стихов чрезвычайно добротная». В 1962 году Сеф был принят в Союз театральных деятелей. В 35 лет в 1966 году был принят в Союз писателей СССР. В 39 лет (1970 г.) издаёт книгу «Речной трамвай». Самым плодотворным временем в творчестве Романа Семёновича Сефа были 70-е годы. «Потом пошли следующие книги стихов, я начал писать прозу, детские пьесы. Я перевел «Мою прекрасную леди», и она стала приносить мне доход, то есть можно было жить самостоятельно». В 70-е годы Сеф – в числе ведущих детских поэтов, один за другим появляются сборники стихов, которые нравятся и детям, и взрослым. Но судьба уже приготовила очередную «подножку»: подписав письмо в защиту диссидентов Даниэля и Синявского, Сеф лишился работы, книги перестали выходить. Тогда он стал писать пьесы и сценарии для мультфильмов. «Всё так и катилось довольно хорошо. Но тут посадили Синявского и Даниэля. Мы подписали в общем-то безобидное письмо в их защиту. Смысл его заключался в том, что нельзя сажать писателя за высказывания его героев. Но выступил Шолохов с гневной речью, по-моему, на Съезде партии, где призвал всех нас судить революционным судом. К счастью, революционные суды уже были не в моде, и я просто остался без работы… Меня выручили пьесы. Они широко полетели по стране, тем более что я писал под постановочную задачу: то есть два, максимум четыре персонажа, очень мало декораций. Эти пьесы можно было играть в любом сельском клубе. А поскольку тогда существовал план по охвату культурой населения, то постановщики страшно радовались, что у них появились такие пьесы для плановых поездок. Кроме того, я стал писать сценарии для мультфильмов, например, для четырехсерийного «Мюнхаузена». Когда я приезжаю туда, где меня не знают, и хочу установить контакт с залом, я спрашиваю: «А «Мюнхаузена» смотрели?» И все орут: «Да, смотрели!» Читать — не читали, слышать — не слышали, а вот «Мюнхаузена» помнят». По его сценариям снят четырехсерийный фильм (объединение «Экран») «Барон Мюнхаузен» (1973-1995), мультфильмы «Кругленькие и длинненькие» (1993), «Загадочная планета» (1974), «Голубой метеорит» (1971), кинофильм «Чудесный возраст» (1980). Написаны пьесы-сказки «Емелино счастье», «Две бабы Яги», «Апчхи!». «Царица и дурак», «Три толстяка»(1978), «Кто в сапогах?» (1978) и другие, поставленные более чем в 30 театрах. Два года Роман Семенович Сеф вел на телевидении передачу «Спокойной ночи малыши». В одной из них он поцеловал поросенка Хрюшу в пятачок. И этим, может быть, покорил сердца самых «непокоряемых» малышей. «А ещё мне всегда очень хотелось летать. Но не на самолёте, не на планёре, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землёй, видеть сверху города, озёра и пашни и улыбаться… Ведь это такое счастье — махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я убегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом ещё и ещё раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удаётся, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летел высоко над землёй, и меня несло в поднебесье моё собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю». За стихотворение «Я сделал крылья и летал» – изданное тонюсенькой книжечкой, Роман Сеф в 1987 году был удостоен первой премии Всесоюзного конкурса детской книги. Стихотворение очаровывало чистотой детской мечты, законченностью формы и чутким взрослым пониманием детских фантазий. В последующие годы Сеф занимался переводами зарубежных поэтов и редактированием. В поэзию Романа Сефа для детей органично вливаются его пересказы-переводы. Подобно К. И. Чуковскому, С.Я.Маршаку, С.В.Михалкову, Роман Сеф много переводит, пересказывает с английского, албанского, с различных славянских и других языков. Пере­сказы, как и его собственные стихи, проявляют своеобразие таланта поэта. Вводя маленького читателя в сказочный и ре­альный мир детей разных стран и народов, поэт всегда верен своей эстетической позиции: помочь детям открыть, увидеть добро и красоту; услышать гуманное разноголосие жизни лю­дей и природы в их неделимости, почувствовать свою непо­средственную причастность ко всему живому. Быть верным в дружбе. Словак Мирослав Валек, чех Франтишек Грубин и англичанин Джон Чиарди – поэты очень разные. Но они близки природе таланта и поэтическим пристрастиям самого Р. Сефа. Их стихи – россыпь юмористических ситуаций, в них есть драматургия и интрига, есть то, над чем можно посмеяться и то, во что можно поиграть. В поэтическом пересказе они так же просто ритмичны, как в оригинале, и так же поэтичны. Он выбирает созвучных ему поэтов. Среди них — Манжур З. «В эту минуту», Чомора С. «Бабочка и пчела», М., Дриз О. «Разноцветный мальчик», «Энык-Бенык Колобок», Яниковская Е.» А ты знаешь?», Бендова К. «Жил-был класс», Габе Д. «Моя семья», Валек М. «Мудрецы из Трамтарии». В его переводе опубликованы произведения Уолта Уитмена, американские модернисты, биография Джона Констебля, перевод мюзикла «Моя прекрасная леди» и мн. др. «Я переводил Уолта Уитмена, вместе с Чуковским, Уолтера Деламера, переводил модернистов американских. Я много чего переводил. Кстати, должен сказать, что это очень помогает быть в курсе всех дел и не повторять задов, не делать того, что уже было сделано».

Из-под пера Романа Семёновича Сефа вышли книги: «Если не веришь» (1968), «Голубой метеорит» (1969), «Шагают великаны» (1963), «Речной трамвай» (1971),  «Ключ от сказки» (1984), «Я сделал крылья и летал» (1987), «Я сам» (1992), «Храбрый цветок» (1992), «Карнавал» (1994), «Моя песенка» (1996), «Кто придумал алфавит» (1998). 



  

Он написал более 30 поэтических книг, изданных тиражом более десяти миллионов экземпляров. Его по праву называли наследником Корнея Чуковского в детской литературе XX века. В книгу «Шоколадный поезд», изданную в 2008 году, Р.С. Сеф включил лучшие стихи, написанные за долгую творческую жизнь. В них «…союз строгой дидактики и чистой радости, разумности и фантазии»

Сборник «взрослой» поэзии Романа Сефа «Турусы на колесах» увидел свет лишь в 1999 году. Читая эти стихи, видишь не солнечного и открытого поэта, а человека грустного, ироничного, одинокого, – наверное, потому, что стихи навеяны тем временем, когда ему было особенно горько и одиноко. 

В 2004 году вышел двухтомник: «Ну и ну!» (Стихи для детей) и «Песочные часы «(Стихи для взрослых). В предисловии к сборнику взрослых стихов Сефа «Турусы на колесах» Владимир Приходько сформулировал очень ценную мысль: «Чувство юмора бывает только у душевно стойких людей». Она дает ключ к пониманию того, как человек столь трудной судьбы сделался одним из самых веселых современных поэтов. Дети давно считают Сефа своим. Стихи для детей писал человек, открытый, радостный, любопытный и очень доброжелательный, способный видеть мир первозданным, неожиданным, и писать о нем как бы играючи. Помогая малышу понять мир, автор не скупится на шутливые поэтические нравоучения. Но это особые, лукавые назидания, «советы» малышам как бы на всякий случай: я вот, мол, знаю, – как будто бы говорит поэт, – и очень хочу, чтобы и ты это знал, понял и запомнил; пусть истории смешны, но не так они просты. Роман Сеф никогда не заигрывает с маленьким читателем, всегда держится с ним на равных, хотя может и поддразнить плаксу. Может и тихо, на ухо, посоветовать, как выйти из трудного положения. Никакого тумана, сюсюканья и красивостей, ни малейшего заигрывания с детьми, напротив, всё открыто, легко, четко и озорно-забавно. Он старается вызвать у детей интерес к миру незаурядными сравнениями, необыкновенными и даже неожиданными поворотами сюжета, он исподволь учит детей не замыкаться на своей исключительной персоне, а воспринимать себя как неотъемлемую часть огромного, сложного и крайне интересного мира: Учёные нам говорят, Что много лет тому назад В ужасном беспорядке В земле возникли складки. Тогда-то родились хребты, Отроги и утёс. И камень, о который ты Разбил сегодня нос. Изумительна его способность к наблюдению, он подмечает удивительное в обыденном. Детские стихи Романа Сефа разнообразны по тематике, его занимает жизнь во всех её проявлениях. Меткий глаз художника в содружестве с душой поэта создают удивительные миниатюры. Лукавая улыбка автора – интонация большинства стихов. Детские стихи Сефа понятные, свободные, слова и рифмы точные и простые, стихи легко запоминаются. Роман Семёнович обладал удивительным даром: очень сложные вещи и понятия описывал простыми и понятными словами. Все должно быть по-детски искренне, легко и динамично. Его стихи для малышей предельно точные по образу и по мысли, в них почти невозможно натолкнуться на описательность, расплывчатость. Взглянуть на мир глазами ребёнка, прочувствовать его увлечённость, его мир фантазий – непросто. Поэт понимает, что игра для ребёнка самая настоящая жизнь, и любая фантазия детей во время игры, как правило, удивительно реальна и конкретна. «…Стихи его написаны так просто, прозрачно, солнечно и легко, что кажется: автор над ними ни секунды не работал, он их однажды взял да и произнес, взял да и выдохнул. Наверное, поэтому слова в них стоят так свободно, в такой удивительно естественной последовательности. Но при всем этом, почти каждое стихотворение еще и неожиданно по мысли, по интонации, оно излучает юмор и какую-то очень живую, непритворную иронию… Надо сказать, в стихах Сефа всегда есть действие, есть игра, умная хитринка. В них обязательно что-то происходит, причем происходит так интересно, что ты — невольно – либо начинаешь участвовать в этом действии, либо активно следишь за ним…» (Р.Рождественский. Из предисловия к книге: «Сеф Р.С. Голубой метеорит») Среди стихов Сефа встречаются и легкомысленные, и серьезные. Поэт опирается на проверенные временем традиции на­родного сказочного и стихотворного творчества. Не случай­но в числе жанров, которые любит Р.Сеф, — и жанр корот­кого юмористичного, ироничного афоризма: «Язык тебе не для того, чтоб ты высовывал его»; «Мудрая книга нас учит уму, уши ослиные ей ни к чему»; «Немы рыбы? Не беда! Ведь у них во рту вода. Хуже, если ты, малыш, на экзаменах мол­чишь»… Эти и другие афоризмы, определения метких на­блюдений запоминаются легко. Они не только обогащают речь, но и помогают ребенку оттачивать собственное зрение, умение видеть и способность четко определить увиденное. Дело развития детей состоит не только из нравоучений и натаскивания. Несомненно, большое значение имеют увлекательные игры, в том числе и загадки. В своём творчестве для детей Роман Сеф уделяет для них немало места и делает это мастерски, проявляя незаурядную фантазию и находчивость. Как свойственно ему, его загадки полны доброго юмора и изобретательности. Они сотканы из окружающего ребёнка мира, занимательны, познавательны и, как неприметные мостики, перекинуты из детского мира в наш, взрослый. Все детские поэты до старости остаются в чем-то детьми. «Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будорожат меня. Но главное не в этом. Главное — это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слезы, когда слышу: «Однозвучно гремит колокольчик…»» В детстве Роман не мог даже заикнуться о своей мечте – завести собаку. Но, когда он стал взрослым человеком, у него постоянно жили или гостили собаки, потому что он их очень любил. Он даже подбирал их на улице. Одна из них Буля. Увидел однажды, как мальчишки тянули на верёвке маленького щенка, и купил его у них. Этой собачке он даже посвятил стихи. Студенты Литературного института имени Горького называли своего мастера грустным Винни-Пухом. Роману Сефу, руководителю семинара детской литературы, приходилось заниматься не только со своими учениками. За советом к живому классику приходили поэты и прозаики с других семинаров, из других вузов, приезжали специально из разных городов. Сеф говорил так мало, что каждое слово становилось драгоценным. Мастер считал, что литература для детей должна быть и серьезной, и грустной, а не только лишь смешной. Поэт вёл большую общественную работу, был профессором, руководителем творческого семинара детской и юношеской литературы в Литературном институте имени А.М. Горького. Был председателем Бюро творческого объединения детской и юношеской литературы при МГО СП России, в течение шести лет представителем России в Международном совете по детской книге, был членом жюри многочисленных детских конкурсов и конкурсов писателей, пишущих для детей и юношества. В 60 лет в 1991 г. стал лауреатом Государственной премии РСФСР — за книгу стихотворений «Ключ от сказки». За общественную деятельность и вклад в развитие отечественной культуры в 2004 году был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Роман Семенович с грустью вспоминал ушедших друзей: Ю. Никулина, С. Михалкова, Б. Окуджаву и многих других и тепло упоминал о тех, кто в его трудной жизни был рядом –  об А. Демидовой, И. Токмаковой, А. Баталове – всех невозможно перечесть. Занятий в Литинституте он не пропустил ни разу. Во вторник, 17 февраля, в пять часов, как обычно, в усадьбе Герцена на Тверском бульваре мастер провел свой семинар. Внимательно слушал, курил неизменную трубку и даже шутил. Никто не предполагал, что это занятие — последнее. Романа Сефа не стало в пятницу 20 февраля 2009 года. Ему было 77 лет. Слушатели творческого семинара потеряли большого мастера, настоящего учителя – строгого и доброжелательного, преданного своим ученикам. Так и не преодолев, Лишь имя да отчество, Да фамилия странная — Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. В день похорон Романа Семеновича исполнилось два месяца со дня смерти его супруги Ариэлы. Его встреча с Ариэлой была самой судьбой создана, рассказывали друзья. Он, прошедший лагеря и полжизни там потерявший, и Ариэла, девочка, родившаяся в еврейском гетто, — эти два обломка кораблекрушения встретились, нашли друг друга и сразу стали одним целым. После смерти жены мир для него опустел… В одном из интервью бывший ректор Литературного института им. А.М. Горького Сергей Есин сказал о Р.С. Сефе: «Роман Сеф так много и интересно работал. Мы все знаем, как его судьба сложилась. Но он никогда об этом не говорил, только писал. Он был человеком молчаливого и тихого мужества». Светлая вера в жизнь, упрямство, с которым он отстаивал веру в добро, понимание, что «целый мир – снаружи», и конечно, удивительный поэтический слух и есть тот фундамент, на котором построено оригинальное, гармоничное и прочное здание его поэзии. Все стихи его как бы пронизаны солнцем, светом, необыкновенным жизнелюбием. Стихи Романа Семёновича Сефа дарят способность радоваться утру, солнцу, первой траве и первому снегу, доброй улыбке и хорошему делу, видеть в обычном необычное, видеть чудо там, где другие проходят мимо него. Как он сам когда-то написал: «Главное – чтоб двигалась душа. Чтобы жить протяжно, Вдумчиво, протяжно, не спеша». Когда-то Самуил Маршак сказал: «Если детское стихотворение нравится только ребёнку – это просто плохие стихи, если оно нравится взрослому – это взрослые стихи. А вот если стихотворение нравится и взрослым, и детям – это настоящие детские стихи». Это в полной мере относится к стихам Сефа. Он по праву стоит в одном ряду с такими известными детскими писателями, как К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто. Прочитайте вместе с детьми эти настоящие детские стихи: Книжка в красном переплете — самая красивая, Книжка в синем переплете – самая веселая, Книжка в желтом переплете – самая забавная, А совсем без переплета – самая любимая. Мне читать ее охота – вот она без переплета. Имя у тебя одно, Но с высокою Душой, Твой реальный Самых дальних звезд. Расти ты должен Ужасно гордый, Ужасно твердый, Но нечаянно обидел Среди бела дня, Шепни ей тихо: Все у нас равны, Только помнить Об одном должны: Могут и пищать, Храбро защищать. Кто любит собак или прочих животных – Серьёзных котов и щенков беззаботных Кто может любить и козла и осла, Тот людям вовеки не сделает зла. Берёзовый лист и картина на стенке Имеют свой цвет и, конечно, оттенки. Есть цвет у яйца, у лица и одежды, Бывают бесцветными только невежды. Не удивляйтесь напрасно, грязнули, Если руки вам не протянули, Если же чистой станет рука, Её вам пожмут наверняка. Чистым вырастет Ты можешь плакать Двадцать дней И двадцать пять ночей, Из горьких слез твоих Не побежит ручей. Ты можешь плакать Рекой польется к морю. Ты можешь плакать Пока не станешь Но слезы не спасут от бед И не помогут горю. А если это ясно, Залез в бутылку Бедный таракан В начале января, Кто часто сердится, Лезть в бутылку. Чашка и блюдце. Они разобьются, В кухне, на полке, Не ссорься напрасно — В озере плыла, Бросилась вперед, Страшный эпизод Жадинам наука. Спрятался за пень, Сдвинул шляпу Думает: «Не так я глуп, У льва и тигра Как острые клинки. У льва и тигра в пасти Ужасные клыки. Ни спрятанных когтей, Нет ничего страшней. «Дисциплина». Распускай свой хвост! Что для павлина Быть скромным – Это «дисциплина». Ванная – море. Я – пароход. Полный назад! Полный вперёд! Право руля! Лево руля! Мчусь я по морю, ногами бурля. Я бы доплыть до Австралии мог, Но у Петровых протёк потолок.

Необычный пешеход Кто по улице идет? Hеобычный пешеход. У него пятьсот имен: Hа заводе слесарь он, В яслях он — родитель, В кинотеатре — зритель, А пришел на стадион — И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он — мечтатель в дни весны, Он — защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду — Гражданин своей страны!
Мечты
Мечтает котёнок Стать рыжим котом Сибирской породы С ангорским хвостом. Мечтает щенок, Стоя в луже щенячьей, Чтобы хвастать Медалью собачьей. Бульдог под роялем, Который давно Равнодушен к медалям, Лежит, вспоминая с тоскою о том, Как в луже стоял он Нелепым щенком. И так ему хочется Самую малость Чтоб снова его Наказали за шалость На круглый глаз Кран подъемный; Кот полосатый – Вагоны – это стулья, А паровоз — кровать, А если ты не веришь, А если ты не веришь, А если ты не веришь, То можешь не играть. Я солнечного зайчика Хотел поймать сачком, Подкрадывался Я знал, что зайчик — Но так мне было весело, Шоколадный поезд Очень вкусный и нарядный Вдоль вагонов Надпись шла – Все вагоны в нем Были чистый шоколад, А вагонные скамейки Были раковые шейки. Мчался словно ветер он, Но, к несчастью, Эти страшные сластены А потом не утерпели – Паровоз с трубою съели. И, конечно, полпути Им пришлось пешком идти. Совершенно непонятно, почему вода течет Сверху вниз, а не обратно, так, а не наоборот. Совершенно непонятно, почему трава растет Снизу вверх, а не обратно, так, а не наоборот. Совершенно непонятно, что такое свет и тень — В общем, есть, о чем подумать, если думать вам не лень. Ты ложишься спать, За окном зима, Полз по арбузу Как необъятен Может стать дорогой Может стать дорогой Может стать дорогой Как прекрасно Жить на свете, Как прекрасно Было бы желанье ехать, Добрый человек Столяр гулял в густом лесу И, улыбнувшись, он сказал: – Как много тут столов. Среди больших стволов. Охотник зайцев настрелял Пять штук за шесть минут. И, улыбнувшись, он сказал: – Как много зайцев тут. Шел утром добрый человек. Стряхнув с ветвей росу, Он улыбнулся и сказал: – Как хорошо в лесу! Нельзя прожить без красоты, Без света и тепла. Нельзя прожить без доброты: Она сильнее зла. За минутою минута Убегают навсегда. Но на свете от чего- то Но на свете почему- то Торжествует доброта. Приятно видеть, что цветы По- прежнему цветут. И солнце светит с высоты, И птицы вновь поют. За минутою минута Убегают навсегда. Но на свете от чего- то Но на свете почему- то Торжествует доброта. Это глупость, это чудо, Это просто ерунда! Мы уехали отсюда, А приехали сюда. Мы бы поняли, откуда Мы уехали тогда, Кабы ехали оттуда И приехали туда. А теперь такой проблемы Не решить нам за сто лет. Кто мы, где мы, Высокий, стройный карандаш Стал через месяц Сто шестьдесят Стихов в тетрадь, Прекрасней нет

vokrugknig.blogspot.com

Учись читать Роман Сеф

Урока: Роман Сеф «Апчхи!»
Развитие восприятия художественного произведения, обогащение опыта читателя-слушателя
«Учись читать выразительно»
Дорогие ребята! Я думаю, что нам с вами не всё равно, куда идти. А куда мы хотим попасть, идя по дороге знаний?
Роман Москва «Детская литература»
Да какой это роман! — возмутится читатель, пере­листав страницы книги. — Это не роман, а обман!
Конкурс проводится с 10 января 2014 года по 15 февраля 2014 года….
О проведение конкурса поделок для слушателей образовательных программ «Учись Учиться», «Учись Общаться», «Мы познаем мир», «Я могу»,…
Шпионская сага с крутыми поворотами сюжета?
Шпионская сага с крутыми поворотами сюжета? Любовно-психологическая драма? Фантастический роман? Каждое из этих определений подойдет…
Программа VII студенческой учебно-практической конференции «Современная…
«Можно ли считать роман В. Аксёнова «Московская сага» художественным документом истории?»
Для часа общения в 3-4кл. К 80-летию Романа сеф
Его по праву называли наследником Корнея Чуковского в детской литературе XX века
Валентин Терентьев написал книгу, к которой сложно подходить с жанровыми…
Терентьев написал книгу, к которой сложно подходить с жанровыми дефинициями. По сути и по форме это, несомненно, автобиографический…
Пушкин Роман «Капитанская дочка»
Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева
План-конспект урока а. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»,…
А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы»

lit-yaz.ru

Как научить ребенка любить книги

Эта статья была опубликована в журнале «Бизнес со смыслом» (сентябрь, 2017)

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки –

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Учись внимательно читать,

Учись читать серьезно.

Хороший мой,

Учись читать

Учись, пока не поздно!

Роман Сеф. Читателю


Люблю читать. И учиться из книг люблю гораздо больше, чем на тренингах. И еще очень люблю просто лежать с книгой под уютным пледом. Это точно один из самых сильных для меня способной быстрого восстановления сил и настройки на серьезные задачи.

Я выросла в читающей семье, неудивительно, что умение постигать прочитанное, вдумываться и осмысливать является нашей семейной ценностью, составляющей постоянного развития.

Но сын, к моему глубочайшему удивлению, никакого интереса к книгам не проявлял. Даже не особо любил, когда я ему читала. С года он фанател от LEGO и мог часами собирать очередной набор.

Как влюбить его в чтение? Этот вопрос всерьез меня заботил. Забегая вперед, скажу, что сейчас Ивану 8 лет, он много читает сам и постоянно просит почитать ему вслух. Книги стали важной частью нашего развития и обучения. Как мы этого достигли?

  1. Я решила начать влюблять сына в книги с самой любимой Сказки моего детства – про домовенка Кузьку. Начала читать ее перед сном вслух с выражением, в лицах, вкладывая всю душу и получая удовольствие от чтения. Не вовлечься и не увлечься в этот процесс у Ивана просто не было шансов! Конечно, он слушал, едва дыша, просил читать еще и еще. А я улыбалась и радовалась. Дальше были «Заповедник сказок» и другие истории про Алису Селезневу Кира Булычева, «Волшебник Изумрудного города» Волкова, «Джинглики» Олега Роя, «Муми-тролль», «Карандаш и Самоделкин»… Каждую книгу я выбирала тщательно, останавливаясь на тех, которые любила ребенком или сама хотела прочитать. Мне были важны ценности, которые поддерживали книги, и модель поведения, которую они формировали. По этим критериям в черный список сразу попали «Малыш и Карлсон», «Незнайка», русские сказки про Ивана на печи и т.п. «Незнайку» мы прочитали уже позже, в 7 лет, когда сын стал более осознанным и фундамент ценностей был заложен. Тогда мы уже подробно обсудили, «что такое хорошо, а что такое плохо». Параллельно читала познавательные книги из серии «энциклопедии с Чевостиком», «Тайны нашего солнышка», Мифы Древней Греции и Древнего Рима…

  2. Следующим этапом было научить сына понимать смыслы и учиться через книги. Начали мы с «Фантазеров», «Алисы в Стране Чудес», продолжили «Денискиными рассказами» и «Черной курицей и подземными жителями». Их мы обсуждали, осмысливали, делали выводы. Это оказалось тоже очень увлекательно, потому что я сама была увлечена и погружена в процесс.

  3. Параллельно мы стали слушать аудиокниги в машине. «Гарантийные человечки», «Приключения Тома Сойера», книги Успенского, Бианки, Паустовского… Все прослушанное за эти годы не перечислить. Все книги покупаю в приложении «Слушай» для айфон, выбираю по возможности аудиоспектакли с известными актерами.

  4. К этому моменту сын каждый вечер ждал, когда я начну читать и очень переживал, если я в командировке или возвращалась с работы поздно. Но мне хотелось, чтобы он начал читать сам. Иван читать не планировал, предпочитая слушать меня. Пришлось придумывать игру. Мы стали устраивать конкурсы чтецов! Одну страницу читала я, с выражением, другую – сын, тоже учась читать с выражением. Мы смеялись, спорили, вместе рассматривали картинки, обсуждали героев, придумывали свои варианты развития сюжета. Изначально это были художественные книги тоже из моего детства: «Шел по городу волшебник», «Фантазеры», «Вождь краснокожих», «В одно прекрасное детство», «Растрепанный воробей», добрые и светлые книги о нравственности и морали.

  5. Постепенно сын стал все чаще сам брать книги с полки и читать мне вслух. Это были мифы, книги о нашем теле, о космосе, об истории. Увидев его интерес, мы стали покупать больше подобных книг. Очень вовремя нам подарили новинку издательства МИФ «Хильда и Тролль». С нее началась любовь Ивана к комиксам. Это были первые книги, которые он стал читать запоем, перечитывать и брать с собой в поездки. Сейчас у нас уже целая полка комиксов: 5 книг про Хильду, «Артур и золотая нить», «Звездный замок», «Эйнштейн. Графическая биография», «Дневники Вишенки», а еще есть «Нарисуй свой комикс». В эти выходные планируем создание своей первого веселого комикса.

  6. Мы все больше придумываем свои истории, как с помощью кубиков историй, так и просто в пути-дороге, например, в машине: начинает всегда сын, затем муж, потом я и далее по кругу. Это помогает лучше чувствовать сюжет, понимать логику действий и последствия поступков.

  7. Недавно с подачи сына мы начали придумывать свои истории по мотивам прочитанных книг. Это интересно и весело. А друзья из издательства МИФ подарили сыну читательский дневник. Вести его оказалось полезно: Ваня записывал туда книги, которые читал летом у бабашки с дедушкой.

Пока сын не любит, когда я читаю ему по-английски и сам отказывается читать книги на английском языке. Даже комикс про Муми-троллей просто смотрит. Продумываю, как увлечь его книгами на английском и вообще изучением иностранных языков. Иван занимается в Lingualeo, много бывает в англоязычной среде, уже неплохо понимает бытовую речь и немного говорит сам. Но читать пока побаивается, говорит, что ничего не поймет. Ищу варианты снять этот барьер. Мультфильмы на английском он смотрит с удовольствием.

Также в планах рисовать скетчи по мотивам прочитанных книг и придумывать комиксы, упрощая сложные сюжеты.

Если говорить об уроках, которые я вынесла из этого пути, отметила бы банальное: если я тоже увлечена и получаю удовольствие, если книгу любила сама в возрасте сына, то передать свою вовлеченность и интерес легко. Главное – быть в этом процессе полностью и погруженно; тщательно подбирать книги и проводить вместе с ребенком много времени.

Буду рада, если наши с Иваном находки окажутся полезными, ну а нам предстоит научиться любить стихи и читать на английском также осознанно и увлеченно.

 

rulesplay.ru

Стихи про учение и образование *

Ежедневно учись

Игорь Тютюкин

По судьбе путешествуя,
Цели светлые ставь.
Силу жизни чудесную
С благодарностью славь.

Каждый день есть возможности
Развиваться, расти.
А ошибки и сложности —
Это вехи пути.

Жизнь дана для познания
И для творчества нам.
А потери, страдания —
Лишь лечебный бальзам.

Не взирая на трудности,
Духом ввысь устремись.
Счастью, радости, мудрости
Ежедневно учись.

Ученица

Лариса Есина

Я еще не ученица,
Но готова ею стать.
Буквы знаю все — учиться
Я намерена на «пять»!
Чтоб училка на уроке
Не зачахла от тоски,
репетирую, как надо
Отвечать мне у доски.

Новая методика

Людмила Васильевна Кириллова

Папа цифры написал,
По квартире разбросал.
«Пусть сынок запоминает» —
Он уверенно сказал.

Дед мне буквы написал,
По квартире разбросал.
«Пусть внучок запоминает» —
Он уверенно сказал.

Брат мне ноты написал,
По квартире разбросал.
«Пусть браток запоминает» —
Он уверенно сказал.

Я ходил и подбирал,
Все, что каждый разбросал!
«Все давно я это знаю» —
Я уверенно сказал.

Учёная сова

Ольга Киселева Сергиев Посад

Если мы читаем сказки,
рядышком сидит сова.
Поворачивает глазки,
глядя в книжкины слова.

Умным стать мне точно надо —
много знаний впереди!
Так что пусть со мною рядом
символ мудрости сидит!

Гранит науки…


Сергей Васильев 6

Гранит науки не осилишь ломом,
Но в этот век безумных скоростей
Гораздо больше бездарей с дипломом,
Чем попросту талантливых людей.

Мы все учились понемногу

Софрон Бурков


Мы все учились понемногу,
Мечтали каждый о своём
И в результате, слава Богу,
Мы знаем всё и обо всём.

Конечно, знаем понаслышке,
Попав на мыслей полигон
И возведя свои мыслишки
В непререкаемый закон.

Но мы учились непрестанно
Не быть, так слыть умнее всех,
Считая в жизни самым главным
Увидеть собственный успех.

А что есть истина – неважно,
Ведь как-то ж без неё живут.
И вообще-то жизнь прекрасна
Без лишних непонятных пут!

Мы научились быть такими,
Какими нравимся себе,
Живя мечтаньями своими
О предугаданной судьбе.

И мы не думаем о многом –
О том, что надо точно знать.
И, ничего не зная толком,
Мы не идём себя искать… 

Нано-век…

Татьяна Михальцова

Нано-век продвинут и велик,
Знает и младенец и старик-
Без образованья нет и ходу…
Свет-ученье, неученье-тьма.
Как же без сноровки, без ума
Нам осилить матушку-природу?

veravverav.blogspot.com

Читать книгу «Стихотворения» онлайн полностью бесплатно — Роман Семёнович Сеф — MyBook.

Бесконечные стихи

 
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает.
 
 
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
 
 
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.
 
 
(Если скучно стало,
начинай сначала!)
 

Весёлые стихи

 
Села утка за рояль
И сказала: – Кряк!
Я сыграю вам сейчас
Польку-краковяк.
 
 
Слон уселся за рояль,
И промолвил он:
– Я исполню вам сейчас
Вальс «Осенний слон».
 
 
За рояль уселся кит,
Звери ждут, а он молчит.
Помолчал немного,
Поклонился строго.
 
 
И тогда сказал жираф
Курице-наседке:
– Это нам исполнил кит
Арию креветки.
 
 
У кита хороший вкус —
Опера «Китовый ус».
 

* * *

 
Жить на свете
Очень туго
Без подруги
Или друга,
Без тебя
И твой щенок
Нестерпимо
Одинок.
 

* * *

 
Кто любит собак
Или прочих
Животных —
Серьёзных котов
И щенков
Беззаботных,
Кто может
Любить
И осла, и козла,
Тот людям вовеки
Не сделает зла.
 

Лопата

 
Зимой у лопаты
Не было дела,
От горя и грусти
Она заржавела.
Весной
Огород
Она стала копать
И заблестела
Опять.
 

* * *

 
На свете всё
На всё похоже:
Змея —
На ремешок
Из кожи;
Луна —
На круглый глаз
Огромный;
Журавль —
На тощий
Кран подъёмный;
Кот полосатый —
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты —
На маму.
 

Слёзы

 
Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей,
Пока
Из горьких слез твоих
Не побежит ручей.
Ты можешь плакать
И тогда,
Когда
Солёная вода
Через леса
И города
Рекой польётся к морю.
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви
Напрасно.
 

Странное дело

 
Странное дело.
А может быть, нет —
Жил-был
На свете
Когда-то
Сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет,
Но про него
Говорили:
– Художник.
 
 
Странное дело,
А может быть, нет —
Жил-был
На свете
Когда-то
Художник.
Был он
Художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
– Сапожник.
 
 
Странное дело,
А может быть, нет?
 

Считалка

 
Я могу
Считать до ста —
Времени
Не жалко:
– Раз,
Два,
Три,
Четыре…
Сто —
Вот и вся
Считалка.
 

Час рассвета

 
Ты ложишься спать,
А где-то
Наступает
Час рассвета.
За окном зима,
А где-то
Жаркое,
Сухое
Лето.
Много
На земле
Людей.
Мир велик.
Запомни это.
 

Читателю

 
Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот,
Кто умеет
Сам читать,
Совсем
Не знает скуки.
Всю жизнь свою
Учись читать
Внимательно,
Серьёзно,
Я так прошу тебя —
Учись
Читать,
Пока не поздно.
 

mybook.ru

Горбунова М.В. Учись читать! Важнее нет науки! (Р. Сеф)

Горбунова Марина Владимировна,

учитель начальных классов

ГБОУ г. Москвы Школа «Спектр»,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения и развития личности. Обучающийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Поток информации в современном обществе настолько велик, что от навыка чтения зависит и результат обучения в целом. Поэтому необходимо искать и внедрять универсальные методы и приёмы овладения беглым осознанным чтением. В своей двадцатилетней практике я использую последовательную тактику обучения осознанному чтению с применениемстратегии, благоприятствующей пониманию прочитанного.

Этапы стратегии

Подготовка к чтению. Учитель подбирает слово, фразу или иллюстрацию о ключевом понятии или о событии, описанном в тексте. Затем, начинает обсуждение с классом этого предмета, в котором ученики определяют более широкие другие понятия, связанные с предложенной темой. Тогда учитель может попросить учеников посмотреть на текст, название и иллюстрации, и задать вопросы, которые могут вызвать соответствующие мысли и воспоминания, связанные с этими элементами. Учитель и ученики создают справочный материал, активизируя подходящие предварительные значения, посредством опроса о том, что известно из темы, лексики и формата презентации. Учитель устанавливает цель чтения, задавая вопросы о том, что читатель хочет знать.

Составление ментальных карт. Учитель может по своему усмотрению предоставлять информацию ученикам, используя составление ментальных карт. Ключевое слово или фраза располагается на доске, а дети и учитель развивают категории, подкатегории связанных с ним слов. Ученики могут добавлять карту по мере того как читают текст дети. Обратить внимание стоит на то, что подкатегории отвечают на вопросы: «Где?», «Когда?», «Почему?», «Что?» Ученики предскажут информацию, которая, они надеются, должна быть в тексте. Тогда они читают текст и сравнивают их предположения с информацией, которая содержится в тексте на самом деле. Эта активная форма обработки усиливает развитие эффективных стратегий понимания.

Процесс чтения. На данном этапе ученик:

– проверяет понимание текста с помощью перефразирования авторских слов;

– контролирует понимание, используя контекстные ключи, чтобы вычленить новые слова, используя изображения, логический вывод и предположение;

– интегрирует новые понятия с существующими знаниями и непрестанно пересматривает цели чтения.

Деятельность после чтения

После прочтения текста, ученик:

– обобщает то, что было прочитано, пересказывая сюжет истории или главную идею текста;

– применяет понятия текста к другим ситуациям, расширяя эти идеи;

– описание: ученики описывают обстановку (место событий) или личность персонажа;

– рассказ: ученики пишут рассказ – размышления об истории или некоторой части повествования, которая относится к ним или к их опыту;

– причина и следствие: графический рисунок поможет показать, какой путь проделывают конкретные персонажи. Ученики ищут обстоятельства и причины действий (поступков), предпринятых персонажами.

Различные техники и практики могут быть использованы для обобщения информации после чтения текста. Рекомендуется, разнообразные виды деятельности использовать для того, чтобы позволять детям выражать то, что они прочли. Ученики всегда могут вернуться к их ментальной карте, чтобы включить новые понятия, которые они получили после прочтения текста. Возможно написание резюме, формулировка выводов или представление сюжета в форме игры. Традиционно учитель применяет лишь устный опрос по прочитанному тексту или использует тестовую форму контроля.

Для развития навыка осознанного чтения полезно применять структуру повествования и изображение последовательности событий в тексте.Постановка сюжетной линии в порядке событий или друг за другом – хорошее упражнение для содействия пониманию текста. Это дает возможность ученикам практиковать размышление о теме в связанных частях, в отличие от серий коротких мыслей. Это также показывает структуру повествования: начало, середина и концовка. Всем известные планы по прочитанному тексту.

Составление заметок. Как только ученики освоили возможность извлекать главные идеи из текста, они могут начать развивать навыки создания заметок. Навыки создания заметок включают в себя умение записать учениками важные элементы из текста, которые читают они или учитель. Можно начать эту деятельность сначала устно, для того чтобы лучше контролировать успех детей. Учитель начинает с краткого информативного параграфа. Ученики устно пытаются найти главные мысли. Эти заметки целесообразно пользоваться при подготовке к пересказу текста.

Применение последовательной тактики обучения осознанному чтению ведет к повышению эффективности чтения… саморазвитию и самоопределению личности.

Список литературы:

1. Н’Намди К. Руководство по обучению чтению на уровне начальной школы. UNESCO, 2005.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

slovo.mosmetod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *