Самый сложный прыжок в фигурном катании – какие выделяют, год первого исполнения, как называется наиболее трудный высокий элемент

Содержание

Фигурное катание. Самый сложный прыжок, подвластный далеко не всем — 6,0 — Блоги

Сегодня об одном из самых сложных прыжков — о лутце. Несколько слов о самом прыжке. Зубцовый (ещё называют «носковый») прыжок. Выполняется с хода назад с заезда на левой ноге на наружнем ребре с толчком с зубца правой ноги. При этом, левая конёк до отрыва ото льда должна оставаться на наружнем ребре.

Вот как пишет об этом прыжке в своей книге Алексей Николаевич Мишин: «Это один из наиболее сложных и в то же время эффектных носковых прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, а одноименная ей рука несколько отведена назад; взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу проносят назад рядом с опорной, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете, на угол, определяемый подвижностью позвоночного столба. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги и на расстоянии одного конька в боковом направлении. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается ото льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая

 

*************************************************************************************

Ну а теперь — четверной лутц в исполнении различных фигуристов. Некоторые прыжки исполнены в каскаде с тройным тулупом, так как, либо прыгаются фигуристами только в каскаде, либо получились лучшие по исполнению.

Официально первый фигурист, исполнивший четверной лутц — американец Брэндон Мроз. 12 ноября 2011 года он впервые в истории исполнил этот прыжок на международном турнире в Японии — NHK Trophy. 

*************************************************************************************

Нэйтан Чен (США).

 

*************************************************************************************

Михаил Коляда (Россия).

*************************************************************************************

Боян Цзинь (Китай).

*************************************************************************************

Дмитрий Алиев (Россия).

*************************************************************************************

Александр Самарин (Россия).

*************************************************************************************

Винсент Чжоу (США).

*************************************************************************************

Юдзуру Ханю (Япония).

***********************************************************************************

Ну и юные девочки всё из той же группы Этери Тутберидзе — Анна Щербакова Каскад — 4Лутц — 3Тулуп — 3Риттбергер и Александра Трусова — 3 лутц. Просто для сравнения. Вот такие у нас есть девчушки.

 

Всем добра!

Материал частично взят из книги: Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976г.

www.sports.ru

техника исполнения и обучения, как научиться делать на уроках, выполнять перекидные, учат ли этому

Прыжки представляют собой важные и зрелищные элементы фигурного катания. В процессе их выполнения фигурист, отталкиваясь ото льда, вращается над ним с большой скоростью, что придает его номеру эффектность.

В зависимости от того, чем фигурист отталкивается, выделяют рёберные и зубцовые прыжки.

Обычно названия они получали по фамилии фигуристов, которые выполнили их впервые. И только некоторые наименования передают технику совершения. Прыжки также различают по количеству оборотов. Самый сложный

в четыре оборота, а наиболее простой – в пол-оборота.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Техника исполнения разных видов прыжков: как их научиться делать?

В фигурном катании есть много разных видов прыжков. Все надо выполнять по определенной технике.

Как выполнять аксель и перекидной прыжок?

Аксель – это прыжок, на который заходят лицом вперед, что отличает его от других. Его считают самым сложным.

Осуществляется аксель после хорошего набора скорости. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, после чего делает выпад – разворачивается вперёд и начинает двигаться на левой ноге, в это же время проседая на ней.

Затем спортсмен выпрыгивает в воздух, группируется, после чего приземляется на маховую ногу на ход назад-наружу.

Сделав большие маховые движения, фигурист достигает наибольшей высоты и длины полета, благодаря чему аксель считают эффектным прыжком.

Он был назван в честь фигуриста Акселя Паульсена из Норвегии, который выполнил его в 1882 году.

Перекидной прыжок – это тот же аксель, только в 0,5 обор

sportyfi.ru

Самые сложные прыжки в фигурном катании

Сегодня поклонников фигурного катания трудно удивить сложными прыжками и головокружительными пируэтами, но чуть больше ста лет назад это считалось верхом профессионализма.

Первый самый сложный прыжок в фигурном катании выполнил норвежский фигурист Аксель Паульсен. В 1882 году он удивил зрителей необычайно сложным для того времени вращением и приземлением, причём сделал это на беговых коньках (фигурных моделей тогда ещё не было). Позже этот элемент получил название от имени норвежца – аксель.

Особенности выполнения акселя

Сложность этого прыжка заключается в последнем неполном обороте, максимум – четверной, то есть прыжок с вращением в четыре с половиной оборота. Несмотря на высокую технику современных фигуристов, до сих пор считается, что четверной аксель – самый сложный прыжок в фигурном катании. С ним не могут справиться даже лучшие мастера.

Аксель выполняется в несколько этапов:

  • Скольжение на правой ноге, набор скорости.
  • Выпад с разворотом и смещением центра тяжести на левую ногу.
  • Медленное приседание со скольжением на левой ноге.
  • Прыжок вверх с торможением и выносом вперёд свободной ноги.
  • Оборот во время прыжка с группировкой и приземлением на правую ногу.

Первым, кому удалось повторить аксель, стал Дик Бартон, это было на Олимпиаде 1948 года, в 1951 году это удалось Александру Фадееву. Среди женщин первой покорила самый сложный элемент в фигурном катании Соня Хени, двойной аксель выполнила Кэрол Хейс в 1953 году, тройной – Мидори Ито в 1988 году. Четверной аксель пока никто не одолел, но эксперты считают, что это вопрос времени

Четверные прыжки в истории фигурного катания

В отличие от акселя, другие прыжки в четыре оборота фигуристы уже покорили. Например, четверной тулуп – ещё один из сложнейших прыжков в фигурном катании. Первый раз его выполнил канадец Курт Браунинг на ЧМ-1988, но популярность у спортсменов этот элемент так и не завоевал.

Спустя десять лет поклонники фигурного катания увидели ещё один четверной прыжок – сальхов. А в 2016 году фигуристы перешли квадро-барьер в остальных прыжках: ISU (Международным союзом конькобежцев) были ратифицированы четверной лутц, флип и риттбергер.

Для того, чтобы мотивировать фигуристов к выполнению сложных элементов, федерация изменила правила и увеличила поощрение за тройные и четверные прыжки, параллельно уменьшила штрафы за ошибки и недокруты. Но даже после этого число желающих осваивать самый сложный прыжок в школах фигурного катания остаётся критично малым – к сожалению, в фигурном катании до сих пор работает система «количество вместо качества».

athockey.ru

Как различать прыжки в фигурном катании: часть вторая, основная

Опять-таки, хочешь научиться прыгать сам — профессиональный инструктор в помощь! Мы тут учимся понимать, чего эти спортсмены делают в телевизоре.

Фигуристы начинают прыгать с ребра, и когда сальхов и риттбергер будут хорошо получаться, тогда уже можно и зубцовые. В таком порядке буду писать и я. В историю углубляться не буду, на это есть Википедия.

Из всех прыжков выезд на правой ноге назад-наружу! Если фигурист крутится по часовой стрелке — то на левой. Так что дуга выезда всегда будет оранжевой. А различают прыжки по заходу.

Напомним нашу цветовую легенду.

Рёберные прыжки

Аксель

Название: в честь норвежца Акселя Паульсена, сенсационно исполнившего перекидной в 1,5 оборота в конце XIX века.

Стартовая дуга: левая-вперёд-наружу.

Отличительная черта: старт вперёд.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Это самый сложный прыжок для исполнения и самый простой для опознания. Перейдя с заднего хода в дугу вперёд-наружу, фигурист сильно присаживается — и получается самый эффектный прыжок из фигурного катания. У акселя старт вперёд и выезд назад, потому в одиночном акселе 1,5 оборота, в двойном — 2,5, в тройном — 3,5.

Вот это приседание на левой ноге вперёд не спутаешь ни с чем.

Аксель в половину оборота называется «перекидной» (англ. waltz jump). Техника крайне упрощена, и обычно перекидной становится первым прыжком. Меня лично научили на второй день на фигурных коньках, правда, когда более умелая тренерша увидела этот кошмар, запретила прыгать где-то на полгода. Лучше посмотрим, как это делает профессионал.

Риттбергер

Название: в честь немца Вернера Риттбергера (1910). Обычный немецкий патриотизм, прыжок исполнялся как минимум с середины XIX века. В остальных языках называется петлей (loop jump). И в русском тоже, только в 1970-е годы название «петля» сменилось «риттбергером», видимо, через карлмарксштадтскую школу.

Стартовая дуга: правая-назад-наружу.

Отличительная черта: «прыг-скок» на правой, со скрещённых ног.

Старт с шагов: част.

Риттбергер многолик: исполняется и с тройки с полуподсечкой, и с внутренней тройки, и просто с дуги, без особой подготовки. Встаёт на правую ногу, ставит левую накрест, и прыг-скок!

Эталонный риттбергер с длинной дуги. Интересно, думала ли девчонка, что шесть лет спустя сенсационно выиграет самое престижное соревнование?

Интересна тут Мао Асада (вторая, в сине-белом): старт тут с такой глубокой подсечки, что не сразу и поймёшь, что это риттбергер. Третья, в пёстром (Марина Кильман) исполнила целый каскад: сначала аксель, потом куча риттбергеров. Очень давнее выступление, около 1995, сейчас такое запрещено.

Сальхов

Название: в честь шведа Ульриха Сальхова, 1900-е годы.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь.

Отличительная черта: с двух ног.

Старт с шагов: обязателен.

Исполняется только с разворота (тройки или моухока), с двух ног. Странный прыжок: его постоянно принимают за что-то зубцовое. Комментаторы шутят: если явно с ребра, не риттбегер и не аксель — значит, сальхов.

Вот вам целая подборка одной фигуристки — Ким Ён А.

Четверной сальхов первого попавшегося мужчины (Хавьера Фернандеса) и единственная женщина, исполнившая четверной сальхов (Мики Андо). Иногда кажется, что прыжок с зубца — но нет, это сальхов.

Зубцовые прыжки

Если рёберный прыжок с правой на правую — одноногий, то зубцовый одноногий с левой на правую: ведь будет переход с левой опорной ноги на правую свободную.

Лутц

Название: в честь австрийца Алоиза Лутца, ок. 1910.

Стартовая дуга: левая-назад-наружу. Зубец, соответственно, правый.

Отличительная черта: буквой S с длинным пологим входом.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Я упоминал, что «неестественные» шаги слишком сложны, чтобы с них прыгать. Тогда что тут делает противовращательный заход? Просто у него очень эффективный замах руками. Фигурист проезжает на левой ноге едва ли не через полкатка, зацеп правым зубцом — и прыжок в обратную сторону.

Вот неплохое видео по лутцу. Правда, первая (Ким Ён А) исполнила не просто лутц, а каскад лутц-тулуп. Ну и как без рекламных видео московской компании, подбирающей фигурные коньки всем, от новичков до чемпионов (никаких массовых и хоккейных)?

Флип

Название: англ. flip — щелчок.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь; правый зубец

Отличительная черта: с разворота, упёрся правой ногой, и такой же прыг-скок, как у риттбергера.

Старт с шагов: практически обязателен.

Ну что сказать? Всё тупо и естественно: раскручиваемся на левой, закалываемся правой, и прыг-скок!

Тулуп

Название: англ. toe loop — кульбит на носке. И национальная русская одежда тут ни при чём!

Стартовая дуга: правая-назад-наружу; левый зубец

Отличительная черта: непонятно откуда неестественным образом высовывается левая нога и цепляется зубцом.

Старт с шагов: практически обязателен.

Если по флипу видео очень мало, то мужуки постоянно меряются, у кого длиннее тулуп. Так что найти что-то интересное несложно. Казалось бы, заход на риттбергер, правая нога, но вместо того, чтобы скрестить ноги, он неестественно высовывает левую и с неё прыгает.

Одиночный тулуп действительно неестественный, и начинающему надо ещё вкатиться в него. Я лично не умею. Недовернёшь туловище — заблокируешь сам себя и просто не выпрыгнешь. Слишком завернёшь — будет «ту-аксель», перекидной с зубца. А вот двойной, тройной и четверной — самый простой из всех.

Сотникова прыгает немного с необычного захода, но это тоже тулуп.

Флутц и лип

Они же «лутц и флип не с того ребра». Это не прыжки, это ошибки и за такое жёстко штрафуют.

Обратите внимание, стартовая дуга у флипа и лутца одного цвета, только рёбра разные. Лутц, выполненный с внутреннего ребра, как флип, называется «флутц». Флип, выполненный с наружного ребра — «лип». Могу ошибаться, но причина ошибки — фигуриста подводит мышечная память и он закалывается зубцом не в той точке.

Вот вам «флутц». Заход — лутц, отрыв — флип.

А вот целая подборка (смотреть с 4:30)

Где флип, а где лип.

Резюме

С ребра:

  • Аксель: старт вперёд.
  • Риттбергер: с правой на правую, со скрещённых ног.
  • Сальхов: с левой (ну или с двух) ног на правую.

С зубца:

  • Лутц: длинная дуга левая-назад-наружу, буквой S.
  • Флип: с разворота, левая-назад-внутрь, совсем бесхитростно, как риттбергер.
  • Тулуп: с правой ноги, высовываем левую и скачем с левой на правую.

mercury13-kiev.livejournal.com

как их отличать и научиться делать

В период становления фигурного катания спортсмена оценивали по его умению вырисовывать коньком фигуры на льду. Отсюда этот вид спорта получил свое название. Именно за правильное вычерчивание петель, скобок, восьмерок фигурист получал высокие оценки. В последние десятилетия ситуация кардинально поменялась. Чтобы опередить соперника сегодня спортсмен включает в свои соревновательные программы прыжковые разного уровня сложности. Какие же существуют прыжки в фигурном катании?

По своей значимости их можно разделить на две группы:

  1. Квалифицируемые.
  2. Неквалифицируемые.

На оценку спортсмена влияет множество факторов: сложность элемента, количество оборотов, постановка корпуса, чистота выезда, медленно или быстро движется фигурист.

От того, в какую сторону совершается прыжок, зависит, какая нога будет толчковой. Большинство прыгает против часовой стрелки, поэтому удобнее рассмотреть технику исполнения в классическом варианте.

Квалифицируемые прыжки

Виды прыжков в фигурном катании различаются по технике исполнения.

Реберные:

  1. . Фигурист едет на правой ноге, делает резкий разворот, выпад левой ногой. Затем выпрыгивает, при этом правая нога должна идти вперед.
  2. . Спорстмен скользит назад, затем левая нога идет вперед-накрест. Тело входит в поворот против часовой стрелки. Правая нога в этот момент совершает толчок.
  3. . Левая нога идет назад. Правая совершает мах, благодаря чему тело входит в поворот.

Зубцовые:

  1. Флип. Исполняется с хода назад. Опорная нога — левая, удар делается зубцом конька правой ноги.
  2. Лутц. Фигурист слегка приседает, делает упор правым коньком. Раскручивание происходит за счет движения руками и корпусом.
  3. Тулуп. Двигаясь по дуге назад, спортсмен совершает отталкивание зубцом левого конька. Завершается прыжковый элемент приземлением на ребро правого конька.

Аксель является самым сложным из прыжков в фигурном катании, из-за трудности выполнения долгое время считался «мужским» прыжковым элементом.

Впервые он был исполнен в 1882 году норвежским фигуристом Акселем Паульсеном, в честь которого и назван. Естественно, в те годы стало большим достижением выполнить в 1,5 оборота, что сделал Паульсен. Сейчас фигуристы освоили двойной (2,5) и тройной (3,5) аксели. Четверной перекидной на соревнованиях ещё никому не удалось сделать.

Лутц, сальхов и риттбергер также названы в честь спортсменов, исполнивших эти элементы впервые.

Флип (англ.Flip — «щелчок») получил свое название из-за характерного звука при его исполнении.

Тулуп (англ.Toe Loop- «петля на носке») своим названием обязан фигуре, образуемой во время исполнения элемента.

Сальхов и тулуп являются самыми простыми прыжками.

и похожи по исполнению. Различие состоит в том, что в первом случае делается толчок зубцом, а во втором — спортсмен опирается на него, чтобы совершить подпрыгивание.

Лутц — самый трудный из зубцовых и второй по сложности после акселя.

Безошибочное исполнение многооборотного прыжкового элемента обеспечивает высокую оценку спортсмену. Поэтому даже юниоры уделяют внимание работе над ними на своих тренировочных занятиях и включают в программы для выступлений.

Неквалифицируемые прыжки

Если прыжки первой группы имеют конкретную оценку и исполняются с целью набрать наибольшее количество баллов, то неквалифицируемые прыжковые элементы оцениваются только в составе связок.

Ойлер

Исполняется так же, как риттбергер. Отличие состоит в том, что приземление происходит на маховую ногу. Чтобы хорошо освоить ойлер в процессе обучения спортсмен должен уметь зафиксировать положение ноги, отведенной назад, и одноименной руки. Основной ошибкой является преждевременная смена направления скольжения.

Валлей

Выполняется с ребра и является единственным прыжком, в котором тело вращается в отрицательном направлении. Это является причиной того, почему валлей сложно исполнить в 2 или 3 оборота. По-другому его называют «цак» или «цако».

Перекидной

Самым легким прыжковым элементом является перекидной в 0,5 оборота. Спортсмен с ребра одной ноги прыгает на ребро другой. Этот прыжок называют «вальсовым», так как движение напоминает начало известного танца. Перекидной в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота — это уже аксель.

Бедуинский

Бедуинский прыжок занимает особое положение. Его редко включают в свою программу, он не приносит большого количества баллов, как многооборотные прыжки, хотя его исполнение на высокой скорости украшает выступление. Фигурист наклоняет корпус параллельно поверхности льда, переносит центр тяжести с левой на правую ногу и при помощи замаха совершает прыжок. Оригинальность этого элемента в том, что тело все время находится в горизонтальном положении.

Прыжки во вращение

Исполняются для того, чтобы начать вращение на льду. От спортсмена не требуется выполнять большое количество оборотов, так как в этом случае у него другая цель — красивое вращение в определенной позе. Можно выполнять прыжок в волчок, в ласточку или в либелу.

Существует много типов вращений, они различаются уровнями сложности. За качественно выполненное вращение спортсмен может получить высокую оценку от судей, поэтому важно уметь исполнять эту разновидность прыжковых элементов.

Прыжки в шпагат

Совершаются для связки элементов в законченную композицию и для украшения программы. Может выполняться продольный либо поперечный шпагат.

Сальто

Если говорить о , то это — элемент акробатики, который является опасным для исполнения и в настоящее время запрещен.

Каскады

Самую большую ценность в подсчете баллов за техническую базу спортсмена составляют . Трудность выполнения состоит в том, что в каскад нельзя включать повороты и делать смену ноги. Прыжковые элементы должны быть расставлены так, чтобы фигурист не терял скорость, необходимую для исполнения последующего прыжка. Он должен безукоризненно исполнять элемент и уметь использовать инерцию вращения.

Сейчас каскады обязательно включаются в короткую программу.

Прыжки в парном катании

Большое значение для оценки имеют прыжковые элементы, исполняемые фигуристами в парном катании и танцах на льду.

Классификация прыжков такая же, как у спортсменов-одиночников. Разница заключается в том, что пары должны выполнить этот элемент синхронно, начинать и заканчивать исполнение элемента в одно и то же время. Только тогда возникает впечатление слаженности катания.

В свое выступление пары часто включают выброс — партнер выбрасывает фигуристку в многооборотный прыжковый элемент.

Как различать прыжки

Зная технику исполнения, можно понять, чем же отличаются прыжки в фигурном катании.

Аксель — единственный прыжковый элемент, который совершается с движения вперед и его легко отличить от других.

Во время флипа и сальхова происходит смена ноги. Сначала спортсмен едет на левой ноге, затем приземляется на правую.

При исполнении сальхова нет толчка ото льда коньком, выпрыгивание совершается благодаря сильному маху ногой. Поэтому можно заметить, что к прыжку фигурист готовится иначе. К тому же, если сальхов исполняется женщиной, из-за маха ногой у неё задирается юбка.

При выполнении лутца фигурист приседает на левой ноге, а при выполнении левая нога идет вперед-накрест. Также используются разные заходы. На флип используется заход с тройки или моухока, лутц делается с подсечки назад. По длине разбега, по тому, как фигурист проводит подготовку, можно понять, какой прыжок ему предстоит выполнить.

Совсем недавно, в 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере получить золотую медаль можно было без исполнения четверных прыжков. Сейчас высокая конкуренция среди спортсменов вынуждает их включать в свою программу по три и даже по четыре прыжка в 4 оборота. Вполне возможно, что высокий уровень технической подготовки позволит фигуристам в недалеком будущем исполнить пока непокоренный пятерной прыжок.

vsnege.com

что это такое, самая сложная тройная серия прыжков

Каскад в фигурном катании — сочетание нескольких прыжков, в комбинации которых отсутствует смена ног между движениями или перегруппировка, является обязательным элементом в короткой произвольной программе.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Отличия каскадов от комбинаций в фигурном катании

Если в комбинации прыжков можно сочетать любые элементы, то в каскаде первое движение выбирает спортсмен, а вторым, как правило, становится тулуп или риттбергер, так как приземление всех прыжков в фигурном катании приходится на правую ногу — только два элемента начинаются с этой же ноги.

Фото 1. Примеры каскадов: сверху двойной аксель и двойная петля, внизу — тройной лутц и тройной тулуп.

Нельзя поворачиваться или менять конечность — основные условия, при которых засчитывают каскад. Он оценивается намного выше обычной комбинации, и считается соответственно сложнее.

Техника каскада: что это такое?

После того как спортсмен сделает первое движение, он использует скорость, которую ему удалось набрать для выполнения второго элемента. Чтобы набрать максимальную скорость необходимо сосредоточить первое движение с пологой траекторией полёта, так как при приземлении это поможет улучшить амортизацию.

Если амортизация будет глубокой, то второй прыжок спортсмену дастся сложнее.

После приземления фигурист делает короткий выезд на следующий элемент. По этим причинам технику исполнения нужно доводить до безупречного совершенства.

Варианты соединения прыжков

Существует два основных варианта:

  1. При первом спортсмен использует остаточное вращение от прошлого прыжка. Нужно обратить внимание, что глубокая амортизация в этом случае недопустима. Очень важна слитность и плавность исполнения. Некоторые варианты комбинации: аксель и прыжок с петлей, лутц и прыжок с петлей.
  2. При втором варианте спортсмен создаёт вращение, как и при исполнении одиночного прыжка. Поэтому он должен приземлиться в исходное положение, которое позволит оттолкнуться и

sportyfi.ru

Прыжки в фигурном катании — Википедия

Прыжки — это обязательные элементы программы фигурного катания для всех дисциплин, кроме спортивных танцев на льду. Как пишет Елена Чайковская в своей книге, без них «фигурное катание теряет свою остроту».[1] Прыжки разделяются на две группы: рёберные, когда фигурист отталкивается от ребра опорного конька, и зубцовые, когда отталкиваются зубцом (носком) свободной ноги.[2] Прыжки под названием сальхов, риттбергер и аксель — рёберные, а тулуп, флип и лутц — зубцовые (носковые) прыжки. Самым сложным из всех прыжков является аксель.[3]

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют прыжками в 4 оборота. Кроме того, появились каскады прыжков, когда несколько прыжков выполняется подряд, например, два тройных или четверной-тройной-двойной. Высота прыжка зависит от силы толчка опорной ноги и от маха свободной.[1] Кроме того, необходимо закончить прыжок или каскад красивым выездом.[4]

Мужчины стараются включать в программы один или два четверных, женщины — все тройные, за исключением акселя, который является самым сложным. Фигуристы в парном катании также выполняют «выбросы». Алексей Мишин отмечает, что владение сложными прыжками часто дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.[5]

Кроме многооборотных прыжков, различают также подскоки (прыжки до полуоборота, в которых фигурист демонстрирует красивую позу; считаются связующими и разрешены в дорожках шагов) и прыжки во вращение (правила ИСУ относят их к вращениям, а не к прыжкам).

История

На водоёмах бывают препятствия — проруби, бугры, вмёрзший мусор — и конькобежец, естественно, должен уметь преодолевать их[5]. Когда появились железные коньки с двумя рёбрами, появилась возможность это делать прыжком, не сбавляя хода. Когда начали рисовать на льду картинки и вензели, потребовалось прыжком прерывать линию, чтобы начать с другого места. Чтобы выход получился под углом ко входу, изобрели прыжки с вращением — перекидной и риттбергер[6]. В конце XIX века Аксель Паульсен сенсационно прыгнул перекидной в полтора оборота — в дальшейшем этот трюк назвали «прыжком Акселя Паульсена», или акселем.

В начале XX века появились и другие прыжки. Ульрих Сальхов осознал, что можно добавить угловой скорости, раскрутившись «тройкой». Для более мощного толчка назад на обязательных фигурах коньки снабдили зубцом спереди; выяснилось, что этот зубец удобен как опора на прыжках. В те времена принято было считать, что прыжки доступны не каждому фигуристу, только наиболее одарённым. Выдающиеся спортсмены включали в свои программы два-три сложных прыжка — лутц и флип в один оборот, а также прыжки в полтора оборота[5].

К 30-м годам фигуристы освоили все двойные прыжки, кроме акселя. Тогдашняя прыжковая техника большего не позволяла — пока тренер Гюста́в Люсси́ (или, в американской транскрипции, Гус Ласси) не произвёл переворот, заложив основы современной техники прыжков. На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) его ученик Дик Баттон буквально летал над катком, наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании. «Изюминкой» выступления стал аксель, исполненный совсем иначе, чем «прыжок Паульсена». Сразу две новинки — «шаг в воздух» и плотная группировка со скрещёнными ногами — позволили провернуться на 2,5 оборота. Именно с Баттона в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. В 1952 году тот же Баттон исполнил первый тройной прыжок — риттбергер.

В 1976 году Терри Кубичка исполнил сальто. На следующий сезон сальто запретили.

К середине 1980-х годов обычным делом у мужчин стал тройной аксель. Первый четверной тулуп выполнил Курт Браунинг в 1988 г.[7] В 1998 году Тимоти Гейблу покорился четверной сальхов, в 2011 году Брэндону Мрозу — четверной лутц. Первый (на декабрь 2011 года) четверной среди женщин — сальхов — исполнила Мики Андо в 2002 году. В 2017 четверной сальхов стала заявлять на соревнования тринадцатилетняя Александра Трусова, но выполнить его чисто ей удалось только в 2018 году на финале кубка России. Через две недели на юниорском чемпионате мира она впервые выполнила два четверных прыжка в произвольной программе: тулуп и сальхов.[8] Она же стала первой исполнительницей каскада с четверным прыжком — на этапе юниорской серии Гран-При она чисто выполнила четверной тулуп в каскаде с тройным тулупом. На этапах юниорской серии Гран-При 2018 года было предпринято две попытки исполнения четверного лутца женщинами — Александрой Трусовой (недокрут) в Каунасе и Анной Щербаковой (недокрут и падение) в Ричмонде.

К концу 2016 года мужчины исполнили все три четверных прыжка без смены ноги: лутц, флип, риттбергер.

Существует более десятка разных вращательных прыжков. Впрочем, ещё в середине XX века стандартом стали шесть наиболее эффективных заходов, позволяющих исполнить три-четыре оборота. Именно эти заходы объявили «зачётными» в Новой системе судейства.

Видео по теме

Многооборотные прыжки

ЗубцовыйРёберныйЗаход с
левой ноги1
Заход с
внешнего ребра
Заход с
движения назад
Одинарный
(базовая оценка)2
Двойной
(базовая оценка)2
Тройной
(базовая оценка)2
Четверной
(базовая оценка)2
Покорение четверного3
мужчинами
Покорение четверного3
женщинами
ТулупДаНетНетДаДа0,41,34,29,5[7]
ЛутцДаНетДаДаДа0,62,15,911,5[9]
ФлипДаНетДаНетДа0,51,85,311,0[10]Нет
СальховНетДаДаНетДа0,41,34,39,7[8]
РиттбергерНетДаНетДаДа0,51,74,910,5Нет
АксельНетДаДаДаНет1,13,38,012,5НетНет

1 Здесь и далее слова «левый» и «правый» относятся к спортсмену с левым вращением, коих большинство.

2 Данные на сезон 2018—2019 за чистый прыжок (недокрут до 90°). За недокрут до 180° начисляется 70 % баллов. Если недокрут больше 180° — оценка на одну ступень меньше (например, неудавшийся тройной оценивается как двойной).[11]

3 Зелёный цвет — исполнен на соревновании, санкционированном ИСУ (без серьёзных ошибок — падений, приземлений на две ноги, недокрутов; указано соревнование, на котором прыжок был впервые засчитан). Жёлтый — были неудачные попытки. Красный — на соревнованиях не исполнялся.

Техника исполнения

Многооборотный прыжок состоит из пяти фаз:

  1. Заход. Фигурист разгоняется; чтобы добавить угловой скорости, делает разворот. Заодно разворот скрывает фазу амортизации, чтобы прыжок был неожиданным для зрителей.
  2. Амортизация. Выйдя на нужную траекторию, фигурист сильно приседает на одной ноге.
  3. Толчок — опорной ногой в рёберных прыжках, и свободной в зубцовых. В закрутке участвуют поворот корпуса, мах свободной ногой и крутизна траектории захода[13]. В подбросе — собственно толчок, движение рук, свободной ноги и разгон. Чтобы не упасть на дуге выезда, ещё в момент толчка нужно наклониться внутрь этой дуги — поэтому так сложен лутц.
  4. Полёт. Чтобы выполнить за время полёта несколько оборотов, нужно сгруппироваться как можно быстрее и плотнее — а в момент приземления резко разгруппироваться. Левая нога ставится накрест с правой — осью вращения должна быть та нога, на которую приземляешься. До 180° «съедается» отталкиванием, до 90° — приземлением, поэтому, например, в тройном прыжке спортсмен проворачивается в воздухе на 2,25—2,5 оборота.
  5. Приземление. Во всех шести прыжках «левый» спортсмен будет приземляться на правый конёк — сначала на зубец, после чего ставит конёк на полоз и делает выезд на внешнем ребре. Вращение гасится частично движением руками и свободной ногой, частично — выездом по дуге.
Травматизм

Одиночное катание ненамного отстаёт по травмоопасности от парного — в первую очередь из-за прыжков. У фигуристов часты травмы коленного и тазобедренного суставов от неудачного падения.[14] Не менее серьёзная проблема — искривление позвоночника, скручивание поясницы и суставов от постоянного приземления на одну и ту же ногу.

Отличия

Здесь приведена лишь разница для болельщиков, помогающая отличить один прыжок от другого. Различия в технике исполнения приводятся в соответствующих статьях.

Зубцовые

Лутц выполняется с внешнего ребра левой ноги, поэтому траектория фигуриста выглядит как буква S. Основной заход на лутц — длинная дуга, поэтому отличить его от флипа (исполняемого с другого ребра) несложно.

Тулуп выполняется с внешнего ребра правой ноги — таким образом, на выходе фигурист оказывается в той же позиции, что и на входе. Поэтому тулуп подходит на роль второго прыжка в каскаде. С длинной дуги не исполняется, типичные заходы — тройка вперёд-внутрь и вальсовая тройка.

Флип выполняется с внутреннего ребра левой ноги. Исполняется с разворота: тройки вперёд-наружу или моухока на внутренних рёбрах[15].

Рёберные

Аксель разительно отличается техникой от всех остальных прыжков — с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок.

Риттбергер, как и тулуп, выполняется с внешнего ребра правой ноги — поэтому он тоже кандидат на роль второго прыжка в каскаде. Для стороннего наблюдателя риттбергер — самый «бесхитростный» прыжок, без заметных подготовительных движений. Чаще всего исполняется с дуги или с тройки вперёд-внутрь.

Сальхов выполняется только с разворота (тройки вперёд-наружу или моухока). Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. Тройные и четверные сальховы часто исполняются с двух ног, неопытный болельщик может принять такой сальхов за тулуп или флип.

Каскады прыжков

В каскаде отрыв второго прыжка происходит из той позиции, в которой спортсмен приземляется после первого, без каких-либо шагов и перегруппировок.[16] Поэтому из стандартных прыжков в качестве второго пригодны тулуп и риттбергер. Альтернативы:

  • Вторым прыжком исполнить ойлер, затем сальхов или флип. Например, аксель-ойлер-флип. Повсеместно практикуется любителями, а также на роликах. С Новой системой судейства фигуристам высокого класса такие каскады невыгодны.
  • В каскадах с прыжками более чем один оборот, прыжки можно приземлять на любую из ног (за исключением последнего прыжка в каскаде). Это правило использовал Артур Дмитриев, первым исполнив каскад 3Lz+3F (тройной лутц – тройной флип). Дмитриев приземлил первый прыжок на левую ногу. Раннее каскады с флипом вторым прыжком никогда не исполнялись[17].
  • Сделать вторым прыжком лутц в противоположную сторону. Такое практиковалось в эпоху одиночных прыжков; сейчас большинство фигуристов отрабатывают прыжки только в одну сторону. К тому же первый прыжок нужно выполнить уверенно, с большим «запасом» — траектория захода на лутц очень пологая.

Каскад тройного прыжка с двойным — обязательный элемент одиночного катания в соревнованиях международного уровня. По данным на сезон 2010—11, в произвольной программе одиночникам разрешён один каскад не более чем из трёх прыжков и ещё два — по два прыжка. Парам — один каскад из трёх прыжков.[18]

А. Мишин делит каскады на две категории:[16] в одних второй прыжок исполняется за счёт остаточного вращения с первого (любой стандартный — риттбергер), в других — прыжки выполняются раздельно (любой стандартный — тулуп, одноногий аксель — сальхов).

Прыжки во вращение

Обязательный элемент одиночников (и мужчин, и женщин). Современные правила относят прыжки во вращение к вращениям, а не к прыжкам.

Прочие прыжки

Разное

  • «Козлик», также «заячий подскок» (англ. bunny hop) — несложный прыжок, который разучивается начинающими, чтобы контролировать тело в воздухе. Встречается преимущественно в детских программах. Крайне редко — в дорожках шагов.
  • Сальто запрещены в соревнованиях, тем не менее, нередко выполняются в ледовых шоу.

С отрывом типа риттбергера

  • Ойлер (англ. half-loop) — однооборотный прыжок с приземлением на маховую (левую) ногу назад-внутрь, изредка применяется как промежуточный между любым стандартным и сальховом/флипом.
  • Валлей, цак (англ. Walley jump) — прыжок, похожий на риттбергер, но исполняется с внутреннего ребра правого конька.
  • Внутренний аксель — выполняется с внутреннего ребра правой ноги ходом вперёд, мах выполняется левой ногой.

С отрывом типа флипа/лутца

Саша Коэн исполняет прыжок в шпагат на показательных выступлениях.
  • Прыжок в шпагат (англ. split jump) — вид прыжка, в котором фигурист принимает позицию шпагата в воздухе. В отличие от большинства других прыжков, суть этого прыжка — не во вращениях, а в позиции: необходимо принять определённую позицию в воздухе, а не вращаться определенное количество раз.[19] В качестве альтернативы некоторые фигуристы выполняют «русский шпагат», широко расставляя ноги в воздухе.[19] «Олень» (англ. stag jump) — прыжок, напоминающий продольный шпагат, но маховая нога сгибается в колене. Прыжки в шпагат выполняются на манер флипа или лутца,[20] но спортсмен не группируется, а, наоборот, принимает нужную позу и, провернувшись на пол-оборота, приземляется вперёд на зубец.

С отрывом типа акселя

  • Перекидной, он же «вальсовый прыжок» (англ. waltz jump) — аксель в половину оборота.

В парном катании

Параллельный прыжок

Также «синхронный прыжок». Дама и кавалер исполняют одновременно один и тот же прыжок так, чтобы у зрителей осталось впечатление согласованности. Если у партнёров сильно различается техника, прыжки синхронизируют по выезду, стараясь сделать позы выезда идентичными. Обычно ближе к судьям располагают даму. Фигуристы мирового класса, как правило, исполняют тройной сальхов/тулуп, реже — двойной аксель. Прыжки более сложные (риттбергер, флип, лутц) на данный момент (2011) встречаются крайне редко.

Каскады в короткой программе не исполняются, в произвольной на сезон 2010—11 разрешён один каскад из трёх прыжков.

Поддержка, выброс, подкрутка

Обязательные элементы парного катания, в основе которых — элемент связанный с вращением, исполняемый партнершей.

См. также

Литература

  • Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании //М.: Физкультура и спорт. – 1976.
  • Гришина М. В. Исследование некоторых факторов мастерства фигуристов одиночного катания для совершенствования управления тренировочным процессом. – 1975.

Ссылки

Примечания

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *