Сальхов техника прыжка – Сальхов прыжок: грамотная техника исполнения

Содержание

Прыжки в фигурном катании: Сальхов прыжок

Наблюдения за детскими соревнованиями доказывают, что тренера форсируют прыжки, часто упускают из вида элементарные ошибки. В дальнейшем заложенные ошибки трудно исправить, и рассчитывать на великое будущее фигуристам с огрехами не приходится. Обучение должно быть грамотным. Перед самим прыжком важно изучать подготовительные и приводящие движения. Рассмотрим один из реберных элементов — сальхов прыжок.

Об элементе

Впервые прыжок исполнен шведским фигуристом Ульрихом Сальховым в 1909 году. Поэтому, элементу присвоили название сальхов. В 1920 году на Олимпийских играх прыжок выполнила женщина. Однако судьи были не в восторге от смелости американки Терезы Вельд. По их мнению, леди во время выполнения элемента выглядит не достойно, так как юбка подпрыгивает, оголяет колени.

Такая критика не остановила женщин, они начали вслед за мужчинами осваивать двойной (Сесилия Колледж, 1936 год) и тройной (Яна Мразкова, 1959 год) сальхов.

О четверном сальхове мир узнал в 1998 году благодаря фигуристу Тимоти Гейблу. Хотя судьи обвиняли Гейбла в недокруте, но через месяц все же зафиксировали его рекорд. Участвуя в Играх доброй воли, фигурист подтвердил свое умение в выполнении чистого прыжка. А в 2001 и 2018 году сальхов освоили фигуристки Мики Андо и Александра Трусова.

Тип элемента

Сальхов прыжок относится к реберным элементам. Всего их три: , и сальхов. Самая популярная комбинация прыжков: к сальхову добавляют тройной , который сменяется шагами и заканчивается двойным тулупом.

Сложность выполнения

Хоть в этом прыжке легче, чем в остальных, достичь большее число оборотов, сначала нужно тщательно изучить теоретический материал, а затем переходить к практике. Сальхов техника прыжка и описание приема:

  1. Чтобы создать начальное вращение необходимо скользить по кривой или способствовать вращению тулуба.
  2. Разбег заканчивается скольжением по льду назад.
  3. Отводя свободную ногу и одноименную руку назад, спортсмен совершает маховое движение и выполняет прием — тройка вперед-наружу — назад-внутрь.
  4. Махи свободной ноги и руки делаются в сторону движения всего тела. Таким образом фигурист переходит с дуги назад-внутрь на фазу отрыва ото льда.
  5. Мах выполняют двумя способами, ориентируясь на конечную цель. Вариант 1: выполняя толчок, фигурист оказывается в раскрытом положении. Вариант 2: свободная нога спортсмена скрещивается с толчковой. Первый вариант нацеливает на зрелищный, более длинный и высокий . Второй вариант подходит для тройного , так как позволяет выполнить плотную группировку.
  6. Выполнение толчка не должно сопровождаться сильным скоблением льда зубцом конька.
  7. Вращение во время исполнения тройных дуг плавное, слитное.
  8. В отличие от ноги не нужно скрещивать перед прыжком.
  9. Чтобы прыгнуть фигуристы отталкиваются левой ногой, а приземляются на правую, которая во время оборота совершает мах.

В сальхов выполняется успешно при условии отличного скольжения по толчковым дугам.

Основные ошибки

Сальхов относится к простым прыжкам. Вместе с тулупом их первыми исполнили в четыре оборота. Но если фигуристы научатся выполнять сальхов с ошибками, но переучится довольно сложно. Рассмотрим характеристику основных ошибок:

Неправильная техникаПравильная техника
1.Спортсмен скручивает,находясь на поверхности льда, до того, как делать толчок.Скручивание плечей происходит после толчка.
2.Маленькое амплитудное движение при переходе с отталкивающейся ноги на маховую.Амплитудное движение широкое, что способствует правильному распределению центра тяжести.
3.Прижимание свободной ноги в приводящем действии для сальхова.Свободную ногу необходимо оттянуть и не прижимать.
4.Фигурист при выполнении многократных троек садится в конек с замедлением скорости движения.Спортсмен скорость не замедляет, она должна быть постоянной.
5.Фигурист садится в ногу, исполняя тройку, и наклоняет ось вперед.Вместо наклона корпуса, необходимо подтянуть таз, это действие предупреждает перевешивания на зубец.
6.При повороте фигуристы полностью присаживаются в ногу.Важно подниматься над ногой, колено должно быть выпрямленное.

Учителя рекомендуют изначально отрабатывать элементы правильно. Приобретенные ошибочные движения трудно искореняются.

Часто именно с сальхова юные спортсмены учатся прыгать. После отработки основных прыжков фигуристы переходят к оттачиванию . Как показывает практика, технически правильную базу катания важно закладывать с первых будущего фигуриста.

vsnege.com

Особенности изучения прыжка «сальхов» в 2 оборота и типичные ошибки при выполнении прыжка.

Методическая разработка

тренера-преподавателя МБОУДО г. Иркутска «ДЮСШ №7»

Суховой Ирины Юрьевны

Тема: Особенности изучения прыжка «сальхов» в 2 оборота и типичные ошибки при выполнении прыжка.

Прыжок Сальхов (англ. Salchow jump) — рёберный прыжок. Выполняется после скольжения назад на внутреннем ребре. Толчок происходит за счёт центробежной силы появляющейся в следствии уменьшения радиуса толчковой дуги, дополнительное усилие придаётся махом свободной ногой. Приземление выполняется на наружнее ребро в скольжение назад. Cоздание начального вращения осуществляется двумя наиболее эффективными способами: скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, конец которого завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу – назад-внутрь. Отрыв ото льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается широким маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Существует два варианта выполнения маха, несколько различающихся между собой. В первом тело фигуриста в конце толчка оказывается в раскрытом положении благодаря акцентированным маховым движениям рукой и ногой в направлении общего движения тела. Во втором варианте свободную ногу в конце толчка скрещивают спереди с толчковой, в результате чего группировку фигурист начинает выполнять уже в толчке. В обоих вариантах маха важна синхронность движений свободной ногой и одноименной рукой. Первый способ позволяет достичь большей высоты и длины прыжка и зрелещно более эффектен. Второй способ облегчает выполнение плотной группировки, поэтому рекомендуется для прыжка в 3 оборота.

Стадии прыжка : Разбег –  перебежки назад в левую сторону, на правой ноге назад – наружу с переходом на левую ногу вперед – наружу, поворот влево на ход назад – внутрь. Правая нога и рука тянутся назад по направлению движения. Скручивание верхней части тела.

Толчок – отталкивание с дуги назад – внутрь, свободная рука и нога делает сильный мах вокруг тела по направлению вращения (против часовой стрелки).
Полет – группировка – руки сжаты в кулаках и прижаты к груди, левая нога подтягивается к правой.
Приземление – назад-наружу на правую ногу, руки выпрямлены в сторону.

Типичные ошибки на стадии «разбег»:

1. Недостаток или переизбыток скорости. В первом случае ошибка приводит к малой высоте и малому пролету вперед, во втором – к раскоординации действий в других фазах.
2. Чрезмерный наклон корпуса вперед от вертикальной оси на дуге наезда.
Типичные ошибки на стадии «толчок»:

1. Недостаточное искривление толчковой дуги в сторону вращения, при котором отсутствует знак “V” – галочка на рисунке в момент отталкивания от льда.

2. Раннее скручивание верхней части тела относительно нижней, т.е. плечи развернуты вперед, а свободная нога продолжает смотреть назад на дугу отталкивания.

3. Касание свободной ногой льда перед отталкиванием.

4. Маховое движение правой рукой и ногой производятся не одновременно.

Типичные ошибки на стадии «группировка»:

1. Недостаточная плотность группировки. Чем дальше звенья тела (руки, левая нога) находятся от вертикальной оси (корпус, правая нога), тем сложнее скрутить необходимое количество оборотов.
2. Наклон корпуса вперед перед разгруппировкой.

Типичные ошибки на стадии «приземление»:

1. Приземление на весь конек. Приводит к дополнительной нагрузке на голеностопный, коленный и тазобедренный суставы и опрокидыванию назад.

2. Чрезмерный наклон корпуса вперед в момент касания льда зубцом, приводящий к падению вперед.
3. Несвоевременная разгруппировка (перекрут) в момент касания льда, плечи смотрят вперед или тем более влево.

Уверенное скольжение по толчковой дуге — одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Положение на внутреннем ребре назад нужно удерживать до того момента, как маховое движение свободной ноги будет достаточно сильным, чтобы совершить прыжок. Новички делают маховые движения бесконтрольно, когда выполняют тройку, и в итоге не могут остановить их даже после прыжка. В большинстве случаев маховые движения настолько сильны, что скольжение на ребре назад-внутрь не идет далее нескольких сантиметров вместо необходимых семидесяти сантиметров или почти метра.

Рис. 1. Сальхов: а — правильно; б — неправильно — ребро после тройки удерживалось лишь несколько сантиметров

Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки вперед-наружу — назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь (6-8 сек.). Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие.

Для подхода к прыжку можно использовать переступание с хода правой вперед-внутрь на левую назад-внутрь. Этот подход обеспечивает более устойчивое скольжение по толчковой дуге.

Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу — назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами конька и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко акцентируя разгибание толчковой ноги и маховые движения в конечный момент толчка.

Однако, сальхов может стать невыполнимым, если выучить его неправильно. Основная ошибка состоит в том, что фигурист начинает делать скручивающее движение плечами еще находясь на льду, то есть перед толчком в прыжок, в то время как надо делать все наоборот: сначала толчок, а затем скручивание. Приобретенный неправильный навык бывает очень трудно искоренить.

Подводящим движением для сальхова считаю умение выполнить подряд три-пять троек на одной ноге вперед наружу, при этом свободная нога должна быть оттянутой и не прижатой, чтобы грамотно перенести центр тяжести с толчковой ноги на маховую. Такие прыжки как Аксель, сальхов и тулуп делаются с большим амплитудным движением перехода с толчковой ноги на маховую. Для правильного исполнения многократных троек надо так сесть в конек, чтобы скорость движения была постоянной, то есть без замедления. Для этого надо, находясь на опорной ноге, работать коленом, а свободной ногой, обязательно оттянутой, идти от бедра вперед на мах. Дети обычно садятся в ногу, но во время исполнения тройки наклоняют корпус вперед, вместо того, чтобы подтягивать таз, вследствие чего перевешиваются на зубец и клюют носом. Кроме того, в момент поворота юные спортсмены обычно совершают другую ошибку: еще больше садятся в ногу, вместо того чтобы подниматься на ней, выпрямляя колено.

При обучении многооборотным прыжкам следует обращать внимание на скорость выполнения группировки. Чем быстрее фигурист группируется, тем больше оборотов он может совершить. Для овладения высокой скоростью группировки имитационные упражнения рекомендуется выполнять с резиновыми амортизаторами.

Список использованной литературы:

1. Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. Лениздат, 1976.

2. Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании. М.: Физкультура и спорт, 1976.

3. Огилви Р. Азы фигурного катания. М.: Физкультура и спорт, 1974.

4. Интернет-ресурс.

kopilkaurokov.ru

Как научиться делать прыжки в фигурном катании?

Успехи в фигурном катании зависят от знания техники и практической подготовки. Основу составляет умение выполнять простейшие движения и  прыжки, их изучение входит в программу подготовки любой ледовой школы. Опытные тренеры прекрасно знают, как выполнять прыжки в фигурном катании и уделяют им много времени.

Как научиться прыжкам в фигурном катании

В фигурном катании существует 6 видов основных прыжков, три из которых рёберные, три – зубцовые. Каждый из них имеет свою технику исполнения и требует практической отработки.

  • Аксель. Выполняется в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота, бывает одинарный, двойной, тройной и перекидной. Как делать перекидной прыжок в фигурном катании, должен знать каждый фигурист. Выполняется после разбега, с переходом к скольжению назад-наружу. В этом положении важно сохранять равновесие, следить за осанкой, не выпячивать таз, не сутулиться и не опускать голову.
  • Сальхов. Прыжок выполняется в положительном направлении с переменой ноги, наиболее распространённым считается тройка вперёд-наружу/назад-внутрь. Может выполняться переступанием, например, назад-наружу/вперёд-внутрь с переходом назад-внутрь к толчковой дуге. Создаёт эффект неожиданности, отличается динамичностью.
  • Лутц. Один из самых сложных и эффектных прыжков, выполняется в отрицательном направлении без перемены ноги, при скольжении по дуге назад-наружу. Свободная нога впереди, рука отведена назад. Перед прыжком опорная нога отводится назад, плечи поворачиваются в сторону, противоположную вращению. Толчковая нога ставится в двух-трёх коньках от опорной, прыжок выполняется после энергичного отталкивания обеими ногами.
  • Флип. Чаще всего выполняется после тройки вперёд-наружу/назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на зубцы. После поворота перед толчком свободная нога и рука отводятся назад. После толчка и начального вращения, получаемого поворотом верхней части туловища, ускорение придаётся стопорящим движением зубцами толчкового конька.
  • Тулуп. Выполняется в положительном направлении с переменой ноги после поворота тройкой вперёд-внутрь/назад-наружу и постановки носка толчкового конька назад в направлении движения. Для прыжка можно использовать и другой способ: тройной переход вперёд-наружу. Первый подходит для выполнения максимального числа оборотов, второй – для начинающих, поскольку обеспечивает наиболее устойчивое положение.

Как правильно прыгать прыжки в фигурном катании, тренер объясняет после того, как освоены главные навыки. При разучивании в первую очередь добиваются устойчивого скольжения, потом переходят к изучению прыжков, в которых между разбегом и толчком нет большой паузы.

Источник.

bookcamp.ru

Прыжки в фигурном катании: виды, техника, как отличить

Фигурное катание состоит из множества красивых движений. К примеру, аксель является одним из наиболее эффектных элементов, и он же — самый сложный прыжок в фигурном катании. Но как именно спортсмены пришли к нему?

Исторические предпосылки

Человек издревле изобретает удобные и быстрые методы преодоления препятствий на пути. Поэтому появилось скольжение в качестве способа передвижения на ледовых тропах через замерзшие реки и озера. Известно, что катание на коньках стало популярным развлечением еще в XVII веке. В виде спортивной дисциплины оно оформилось в 1868 г. в виде одиночного катания мужчин и в 1906 г. — женщин.

Фигурное катание стало таковым, когда конькобежцы начали вычерчивать рисунки на льду: буквы, цифры, цветы, узоры и пр. Если с нулем (кругом) или восьмеркой все очевидно, то девятка требовала прерывания следа. Поэтому, чтобы фигура получалась красивой, конькобежцы начали перепрыгивать и отрывать конек ото льда. Усложнение рисунка со временем привело к всестороннему развитию техники.

Многооборотные прыжки — что это?

Лезвие конька имеет форму, которая позволяет атлетам без особого труда совершать вращения. Это привело к появлению пируэтов. А они, в свою очередь, соединившись с выпрыгиванием, положили начало эффектным вращениям в прыжке. Соединение движений создало два разных вида прыжка.

В 1882 году норвежец Аксель Рудольф Паульсен изобрел 1,5-оборотный элемент в воздухе, впоследствии названный его именем. Спустя некоторое время, немецкий спортсмен самоучка Гильберт Фукс совершал прыжок по-своему. Отличие было в заходе, будто он собирается сделать волчок, и в приземлении — он продолжал вращаться.

В ходе дальнейшего развития дисциплины эти два стиля полностью дифференцировались. Были созданы прыжки в длину с вращением в полете и продолжительным выходом из него. И выродились прыжки на короткую дистанцию, после которых кружение продолжалось. Первый вид называются многооборотным, второй — прыжком во вращение.

Техника многооборотных прыжков

Изучение многооборотных начинается с одного или даже половины оборота.

Для исполнения двойного ключевым фактором является плотная группировка.

Фигуристы довольно легко овладевают двойным оборотом. Тогда как процесс обучения тройному прыжку труднее и занимает больше времени.

Анализ выполнения прыжков спортсменами с высоким квалификационным рейтингом показывает, что физические характеристики при одноименных прыжках 2 и 3 оборотов зачастую оказываются приблизительно равными. Отличия выявляются в следующих параметрах:

  1. Быстрота группировки.
  2. Плотность группировки.
  3. Вращение.
  4. Время.

Получается, что совет «тройной — это тот же двойной» верен лишь отчасти. Отличие в том, что при тройном фигуристу необходимо довести до совершенства каждый компонент, отвечающий за прыжок. Но они не равнозначны. Такие параметры, как плотность группировки, высота, время полета и пр. ограничены физическими данными спортсмена. Зачастую их нельзя существенно увеличить.

С другой стороны, улучшение скорости группировки дает выигрыш во вращении на 15-20%.

Чем быстрее спортсмен сгруппируется, тем больше времени проведет, вращаясь при максимальной угловой скорости.

Следующий важный момент — сама угловая скорость. Ее увеличение достигается за счет подготовки к прыжку, то есть улучшением толчка во время отрыва ото льда.

Среди сопутствующих параметров успешности тройного находятся скоростные и силовые качества мышц. Низкий уровень их развития является главным стопором дальнейшего совершенствования техники. Таким образом, можно заключить, что скорость вращения, приобретаемая в момент толчка, и время, затраченное на группировку, являются основой перехода от двойных прыжков к тройным.

Травматизм

Опасные травмы как в одиночном, так и в парном катании завязаны главным образом на прыжках, с легким перевесом в сторону последних. Наиболее часто из-за падения травмируются коленные и тазобедренные суставы. Помимо этого, серьезной проблемой являются повреждения позвоночника: скручивания и искривления из-за неравномерных нагрузок на ноги в момент приземления.

Страх травмы может быть одной из причин, почему ученики никак не научатся выполнять многооборотные прыжки, с далекоидущими последствиями. Если тренер не справится с негативным чувством подопечного на этапе разучивания, в будущем это грозит серьезными проблемами в технике. Безусловно, исключить падения полностью невозможно, но значительно сократить их количество — реально.

Прыжки и их виды

В фигурном катании существует деление на 2 основные группы:

  1. Реберные, при которых спортсмен отталкивается ребром опорного конька.
  2. Зубцовые (или носковые), когда толчок создается носком свободной ноги.

Направление вращения определяется относительно толчковой дуги — по закривлению или против.

Реберные прыжки

Их существует три: аксель, сальхов и риттбергер. При этом третий из них делится на несколько подвидов: полуриттбергер, ойлер, валлей и внутренний аксель. Несмотря на название последнего, его механика относится больше к риттбергеру, чем к акселю. Нижеприведенное описание поможет понять, как отличить прыжки в фигурном катании.

Сальхов

Создателем прыжка является шведский фигурист Ульрих Сальхов, десятикратный обладатель титула чемпиона мира. Впервые он исполнил его в 1909 году. Забавный инцидент произошел в одиночном женском катании, когда спортсменка из США Тереза Вельд исполнила сальхов и была наказана судьями за непристойность, так как юбка задралась выше колена.

Сальхов считается самым простым из многооборотных. Чаще других первым прыжком в четыре оборота в арсенале спортсмена является именно он. Объясняется это простотой придания прыжку вращения. Это происходит благодаря кривой скольжения и повороту туловища.

Подготовка к Сальхову происходит по следующим шагам:

  1. Разбег и скольжение назад.
  2. Выполнение тройного движения «вперед-наружу — назад-внутрь».
  3. Для облегчения маха уводят назад ногу и руку не опорной стороны.

Прыжок совершается в положение конька «назад-внутрь», делается широкий мах свободной ногой и рукой во вращательном направление. Махи могут различаться — быть открытыми или закрытыми. Важным параметром является синхронное выполнение элемента рукой и ногой.

Риттбергер

Вернер Риттбергер, фигурист из Германской империи, впервые исполнил этот элемент в 1910 году. Его другим названием является «петля». Из-за ограниченности пространства для махов и сложности недопущения телом непроизвольного разворота в сторону вращения на ранней стадии, прыжок считается трудным.

Разучивать его полагается через «назад-наружу — вперед-внутрь», с чередованием на «назад-наружу» другой ногой. Эти движения могут повторяться столько раз, сколько необходимо. Существует множество разных заходов на риттбергер. Классический способ исполнения прыжка строится следующим образом:

  1. Конек совершает «вперед-наружу — назад-внутрь», во время этого нога, совершающая толчок, ставится на ход в позицию «назад-наружу».
  2. Рука, со стороны основной ноги, отводится, фигурист смотрит на внутренний изгиб дуги.

Начальная вращательная скорость задается поворотом корпуса.

Аксель

Только этот прыжок выполняется с фронтального движения. Следствием такого подхода является нецелое количество оборотов. Аксель делается от 0,5 оборотов до 3,5. При этом полуоборотный еще носит название «перекидной». Он является основой, чтобы учить многооборотные версии акселя. Пошаговое выполнение:

  1. Берется мощный разбег.
  2. Продолжается скольжением на коньке в позиции «назад-наружу».
  3. Переход на «вперед-наружу» должен быть абсолютно плавным.
  4. При этом важна постановка положения тела: контролировать таз, держать ровную спину и не опускать голову.

В акселе вращение начинается стопорным движением опорным (толчковым) коньком. В практике существует несколько версий выполнения стопора. Разница заключается в использовании зубцов или ребра. При этом зубцовый стопор встречается значительно реже. Обычно используется ребро конька.

При отталкивании в акселе производятся мощные махи руками и свободной ногой. Это делает его крайне зрелищным и эффектным движением фигурного катания. При этом он считается самым трудным для исполнения прыжком, где малейшее отклонение во время исполнения приводит к замедлению вращения и ухудшению качества, поэтому ценность его высока.

Зубцовые прыжки

Виды прыжков в фигурном катании, на первый взгляд, кажутся немногочисленными, но стоит помнить, что это основа, на которой происходит постоянное развитие.

Флип

Флип начинали исполнять еще в 1930-х годах. Первый атлет, сделавший флип, установлен не был. Он получил свое название от слова flip. Схема его выполнения следующая:

  1. Классический флип начинается с постановки «вперед-наружу — назад-внутрь»,
  2. Затем назад отводятся свободная нога и рука.

Вращение развивается поворотом корпуса и моментальным притормаживанием зубцами конька. Ключевым для флипа является четкое сильное отталкивание.

Лутц

Первым исполнителем был австрийский фигурист Алоиз Лутц и произошло это в 1913 году. По сложности он следует сразу за акселем. Это самый эффективный носковый прыжок.

Подготовка к лутцу состоит из следующих шагов:

  1. До толчка делают скольжение на коньке в позиции «назад-наружу».
  2. Безопорная нога выставлена перед собой, соответствующая рука отведена, взгляд устремлен вперед.
  3. Перед самым толчком нога перемещается к опорной, а туловище поворачивается в сторону, обратную предстоящему вращению.

Вращение атлет набирает за счет двух факторов: поворот туловища и торможение зубцом конька. Важным является очередность применения этих движений. Сначала происходит поворот, после этого сразу же подключается стопорящее движение. Любое нарушение в этом порядке приведет к уменьшению вращательного движения.

Тулуп

Исполнялся Брюсом Мэйпсом, фигуристом из Америки, в 1920 году. Название произошло от английского словосочетания toe loop. Тулуп входит в группу наиболее простых носковых прыжков.

Его легкость кроется в начальном вращении, некоторая часть которого создается при смене разбега толчком. Помимо этого, процесс упрощается за счет однонаправленного подготовительным движениям вращения.

Выполняется тулуп двумя способами: с поворота тройкой «вперед-внутрь — назад-наружу» или через переход тройкой «вперед-наружу». В последнем случае обеспечивается большая устойчивость, тогда как первый способ — возможность лучше исполнять многооборотные версии прыжков.

Каскады

При комбинировании совершаются подряд определенные элементы и переходы, объединенные идеей выступления. Каскад — это отдельный, иной подвид комбинации, отличающийся отсутствием между предыдущим и следующим прыжком чередования ног или дополнительных движений для набора скорости. Его особенность заключается в умелом использовании оставшегося количества движения. В таком виде спорта, как фигурное катание виды прыжков и схемы их каскадирования определяются на основе того, какие элементы являются наиболее комфортными для атлета.

Прыжки во вращение

Они появились за некоторое время до многооборотных и являлись первыми попытками вращаться в полете. Их главное отличие — отсутствие такой цели, как совершить наибольшее количество оборотов. Поэтому основными характеристиками для их классификации является высота выпрыгивания и аккуратное вращение.

Прочие прыжки

Помимо основных вышеописанных прыжков фигуристы исполняют множество других. Обычно их механика формируется на основе известных движений.

  • Прыжок в шпагат принадлежит к типу флипа/лутца.
  • К аксельным относится «перекидной», в литературе также называемый «вальсовый».
  • Ойлер, валлей и внутренний аксель — используют отрыв типа риттбергера.

Прыжки парного катания

Гармония действий мужчины и женщины, и их полное взаимопонимание производит на зрителя большой эффект. В этом виде катания оценке подвергается не только индивидуальное мастерство каждого партнера, но и техничность пары, которая проявляется только в совместном катании (например, совместное вращение, поддержки, выброс и прочее).

Пары исполняют все прыжки, описанные ранее, включая каскады. Обычно фигуристы делают их параллельно на расстоянии 1,5-3 метров. Если при этом направления вращений противоположны, такие прыжки называются зеркальными.

Синхронность выполнения прыжка во всех аспектах является ключевым параметром.

В число самых захватывающих движений парного катания входит подкрутка. Она является разновидностью поддержки. При этом партнерша усилиями партнера вращается, подброшенная в воздух. Различие подкруток происходит по ее отталкиванию, по начальному положению, по хвату партнеров и по числу оборотов. Подкрутка лутц-шпагат или аксель, например.

Заключение

Прыжки являются главным параметром оценки спортсменов благодаря своей эффектности и очевидной сложности исполнения. Следует полагать, что развитие этого компонента фигурного катания будет активно продолжаться.

Некоторые могут возразить, сказав, что среди прыжков десятилетиями отсутствует развитие, т. к. не появилось ни одного нового названия. Однако, это не так. Существует множество неклассифицированных элементов. Развитие техники продолжается и пятерной прыжок, например, сегодня уже не кажется фантастикой.

Так, четверной прыжок в фигурном катании у женщин впервые был исполнен не так давно — в 2002 году — японкой Мики Андо. А сегодня четверной прыжок уже пробуют исполнить 12-летние дети. Поэтому можно ожидать появления новых прыжков и развития текущего уровня.

sportotip.ru

: Элементы фигурного катания :: Сальхов

Сальхов. В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что создание начального вращения осуществляется двумя наиболее эффективными способами: скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, конец которого завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу — назад-внутрь (рис. 41, а). Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.

Отрыв ото льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается широким маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Существует два варианта выполнения маха, несколько различающихся между собой. В первом тело фигуриста в конце толчка оказывается в раскрытом положении благодаря акцентированным маховым движениям рукой и ногой в направлении общего движения тела. Во втором варианте свободную ногу в конце толчка скрещивают спереди с толчковой, в результате чего группировку фигурист начинает выполнять уже в толчке. В обоих вариантах маха важна синхронность движений свободной ногой и одноименной рукой.

Первый способ позволяет достичь большей высоты и длины прыжка и зрелищно более эффектен. Второй способ облегчает выполнение плотной группировки, поэтому рекомендуется для прыжка в 3 оборота.



Рис. 41. Прыжок сальхов: а — двойной; б — тройной.

Уверенное скольжение по толчковой дуге — одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки вперед-наружу — назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь (6-8 сек.). Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие. В дальнейшем последовательно выполняют тройки на толчковой ноге, завершая их прыжком в один оборот. Для подхода к прыжку можно использовать переступание с хода правой вперед-внутрь на левую назад-внутрь. Этот подход обеспечивает более устойчивое скольжение по толчковой дуге (рис. 41, б).

Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу — назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами конька и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко акцентируя разгибание толчковой ноги и маховые движения в конечный момент толчка.

Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976.

www.iceskating.ru

Техника исполнения прыжков в фигурном катании

В фигурном катании различают несколько видов прыжков – аксель, сальхов, петля, оллер, валлей, кораблик, лутц, флип, тулуп, шпагат. Все они делятся на рёберные и носковые. Техника прыжка в фигурном катании разработана для каждого из них.

Без знания техники невозможно выполнить тот или иной элемент в фигурном катании, тем более, такой сложный, как прыжок.

Прыжки в фигурном катании – техника исполнения

  • Аксель – прыжок с положительным направлением вращения и переменой ноги. Различают перекидной (0,5 оборота), одинарный (1,5 оборота), двойной (2,5 оборота) и тройной (3,5 оборота) аксель. Он выполняется после разбега скольжением назад-наружу. После последнего толчкового шага тело кратковременно фиксируется в прямом положении, таз не выпячивается, голова не опускается. Переход к прыжку непринуждённый и плавный.
  • Сальхов – прыжок с положительным направлением вращения и переменой ноги. Ему предшествует тройка или переступание назад-внутрь вперёд-наружу. Это эффектный, динамичный прыжок, он бывает двойной, тройной и четверной. Начальное вращение в прыжке задаётся вращательным движением верхней части тела или скольжением по прямой. После разбега и скольжения назад выполняется тройка назад-внутрь вперёд-наружу с отведением свободной ноги и соответствующей руки назад.
  • Петля – прыжок с положительным направлением вращения без смены ноги. Это сложный рёберный прыжок, при исполнении которого нужно научиться не поворачивать тело раньше времени. Обучение начинается с шага поворотом тройкой вперёд-внутрь назад-наружу. Во время прыжка нужно делать так, чтобы толчковая нога располагалась перед толчковой, а тело не поворачивалось преждевременно.
  • Оллер – прыжок с положительным направлением вращения и переменой ноги. Способ отталкивания такой же, как и в петле, но приземляться нужно на маховую ногу. Поэтому важно, чтобы маховое движение свободной ногой было как можно сильнее. Для уверенного приземления следует отводить назад свободную ногу и ту же руку.
  • Лутц – прыжок с отрицательным направлением вращения без перемены ноги. Он считается самым сложным и самым эффектным прыжком в фигурном катании. Перед прыжком нужно скользить по пологой дуге назад-наружу, отведя свободную ногу и ту же руку назад. Перед прыжком плечи поворачиваются в сторону, противоположную вращению. Толчковая нога располагается в 2-3 коньках позади опорной ноги, фигурист энергично отталкивается.

Техника прыжка в детском фигурном катании играет ключевую роль, каждому прыжку посвящены много часов тренировок. Но фигурист, не овладевший этой техникой, не имеет шанса на успехи и никогда не станет выдающимся спортсменом.

athockey.ru

Тулуп, лутц и аксель. Как различить прыжки в фигурном катании? | Зимние виды | Спорт

Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой. Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель. К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, лутц и полюбившийся нам тулуп.

Тулуп

С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц. Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет – до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг. Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов.

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали – неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо, но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое – на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок – характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон, которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя – в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс, но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году – падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем. Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон, покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл.

Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова. А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка – риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин – в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер, на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко, пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. 

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени – в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

Смотрите также:

www.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *