Ощепков Василий Сергеевич — биография. Основатель Самбо Родоначальник Дзюдо в России

Василий Ощепков родился 6 января 1893 года на Александровском Посту острова Сахалин. Рос в семье каторжан. Мать — Мария Семёновна Ощепкова, приговорённая в 1890 году к 60 плетям и 18 годам сахалинской каторги за побег с исправительно-трудовых работ в Пермской губернии и переведенная в ссыльнопоселенки только, когда Василию было 8 лет. Отец — заключивший «тюремный брак» с каторжанкой, вероятно ссыльнопоселенец Сергей Захарович Плисак, крестьянского сословия, столяр, умер в 1902 году. Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. Василий остался круглым сиротой.

     В судьбе сироты принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в городе Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень — седан (первый дан) — и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

     Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества «Спорт» Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920 года.

     В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918-1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений. Примерно в то же время началось его сотрудничество с большевистским подпольем. Работая на разведуправление Красной армии, с 1921 рекламировал и продавал советские фильмы в Манчжурии, где не упускал возможности познакомиться с китайскими системами самообороны.
По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как «ценная» и «очень ценная». Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как «сменовеховские», и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.

     В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

     Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название «Готов к труду и обороне». В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

     В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

     Среди его воспитанников были В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция ‘вольной борьбы дзюдо’, председателем которой стал Ощепков.

     В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии… Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей». В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя 12 октября скончался в камере Бутырской тюрьмы.

ruspekh.ru

РОДОНАЧАЛЬНИК СОВЕТСКОГО ДЗЮДО И ОСНОВАТЕЛЬ САМБО

Ощепков Василий Сергеевич /1892-1937/.

До сих пор многие спорят, кто же основал советскую школу самбо? Ощепоков или Харлампиев? Мы не будем пытаться докопаться до истины, а просто расскажем о тяжелой жизни ребенка с каторги, который превратился в советского агента, а позже был бесчестно погублен в тюрьме.

Детство

Маленький Вася был настоящим ребенком лагерей, родился в 1892 году в поселке Александровский пост на Сахалине, мама была каторжанкой, отец ссыльным крестьянином. В 11 лет он стал сиротой. После русско-японской войны о. Сахалин был отторгнут в пользу Японии, и по стечению обстоятельств Василий стал подданным другого государства, где попал в одно из учебных заведений в г. Киото. 

Василий Ощепков /третий слева во втором ряду/ на Киото

Помимо духовных дисциплин, в семинарии преподавали Дзюдо. Раз в год среди всех учеников проводили отбор, и лучшие отправлялись в Кодокан, который возглавлял Дзигоро Кано. 29 октября 1911 года Василий становится студентом Кодокана, о чем до сих свидетельствует запись в архиве института. Благословение на изучение рукопашного боя Ощепков получил от самого Архиепископа Николая, возглавлявшего тогда русскую православную миссию в Японии.

Первые уроки дзюдо

В 1913 году Ощепков получает черный пояс и первый дан /седан/, становясь таким образом первым русским и четвертым иностранцем, удостоившимся подобной чести. Позже во время командировки в Японию Василий получает также второй дан. В 1914 году он возвращается на родину, где начинает работать военным переводчиком в штабе приамурского военного округа во Владивостоке. Здесь же и открывается первый кружок по дзюдо, где будущая легенда обучает тогда еще милиционеров, а не полисменов, Владивостока.

С 1918 года Ощепкова призывают в колчаковскую армию, где он позже оказывается откомандирован в японское управление военно-полевых сообщений. Через земляка и сокурсника по семинарии Трофима Юркевича Ощепков устанавливает связь с осведомительным подпольем РКП(б). Василий пытался быстро ориентироваться в ситуации, пытаясь зарабатывать везде, где было можно. Он открывает курсы изучения японского языка, налаживает торговлю с Японией, а позже даже покупает кинопроектор.

Спецагент Ощепков

С этого «момента» начинается полноценная работа на советскую разведку. В 1920 году почти весь Сахалин был оккупирован японскими войсками, однако Василий переезжает туда под видом кинопрокатчика , где по японским законам обязан устраивать льготные киносеансы для военных. 

В 1924 году по распоряжению начальства Ощепков отбывает на Харбин, где знакомится и быстро женится на своей землячке Марии, позже перебирается в Токио, где разворачивает целую разведывательную сеть. В 1926 отзывается в СССР, где парня быстро обвиняют в растрате казенных средств. Чтобы покрыть все расходы, Ощепков оперативно распродает все свое имущество, включая любимый кинопроектор. В 1928 году переводится в Новосибирск, где работает штабным переводчиком и преподает дзюдо в Новосибирской школе милиции.

В 1929 году Василий все-таки убеждает военное начальство в перспективности дзюдо как военной дисциплины и его переводят в Москву, — правда, к тому моменту, жизнь спортсмена омрачается смертью жены от туберкулеза.

В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава Московского Гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название «Готов к труду и обороне». В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

Зарождение самбо

В 1929 году Ощепков, будучи преподавателем Государственного центрального института физической культуры, изучает системы борьбы народов СССР, международные спортивные единоборства, китайское ушу, с точки зрения их прикладного использования в боевых действиях. Таким образом, Ощепков разработал на основе дзюдо собственную систему, которая получает название – самбо.

Бесславная гибель

Среди его воспитанников были В.Г. Кузовлев, В.В. Сидоров, Н.М. Галковский, И.В. Васильев, Р.А. Школьников, А.А. Харлампиев и многие другие советские мастера. Были организованы Московская и Всесоюзная секция «вольной борьбы дзюдо», председателем которой стал Ощепков. В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление:

«Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии. Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей».

В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии. По одной из версий его сразу расстреляли, по второй десять дней спустя он скончался в камере Бутырской тюрьмы.

По словам Архиепископа Николая Японского /Касаткина/, ребенком Ощепков  был очень послушным и прилежным учеником.

Ощепков постепенно отходит от «японских стандартов». Он изменяет форму, вводит русскоязычные термины. Заменяет поклон, на обязательное рукопожатие до и после схватки, вводит разделение на весовые категории. Ощепков внедряет в арсенал японских приёмов элементы различных национальных видов борьбы, меняет покрой куртки, вводит борцовки.

Памятник основоположнику российского дзюдо откроют в Хабаровске. 5 мая 2016 года на стадионе имени Ленина пройдет торжественное открытие памятника Василию Ощепкову.

В 1957 году он был реабилитирован посмертно.

В 1917 году во Владивостоке состоялся первый в истории широко разрекламированный международный матч по дзюдо: ученики В. С. Ощепкова состязались с воспитанниками японского высшего коммерческого училища города Отару, приехавшими во Владивосток, подобный международный матч был и в 1915 году.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

aleague.ru

РОДОНАЧАЛЬНИК СОВЕТСКОГО ДЗЮДО И ОСНОВАТЕЛЬ САМБО

Ощепков Василий Сергеевич /1892-1937/.

До сих пор многие спорят, кто же основал советскую школу самбо? Ощепоков или Харлампиев? Мы не будем пытаться докопаться до истины, а просто расскажем о тяжелой жизни ребенка с каторги, который превратился в советского агента, а позже был бесчестно погублен в тюрьме.

Детство

Маленький Вася был настоящим ребенком лагерей, родился в 1892 году в поселке Александровский пост на Сахалине, мама была каторжанкой, отец ссыльным крестьянином. В 11 лет он стал сиротой. После русско-японской войны о. Сахалин был отторгнут в пользу Японии, и по стечению обстоятельств Василий стал подданным другого государства, где попал в одно из учебных заведений в г. Киото. 

Василий Ощепков /третий слева во втором ряду/ на Киото

Помимо духовных дисциплин, в семинарии преподавали Дзюдо. Раз в год среди всех учеников проводили отбор, и лучшие отправлялись в Кодокан, который возглавлял Дзигоро Кано. 29 октября 1911 года Василий становится студентом Кодокана, о чем до сих свидетельствует запись в архиве института. Благословение на изучение рукопашного боя Ощепков получил от самого Архиепископа Николая, возглавлявшего тогда русскую православную миссию в Японии.

Первые уроки дзюдо

В 1913 году Ощепков получает черный пояс и первый дан /седан/, становясь таким образом первым русским и четвертым иностранцем, удостоившимся подобной чести. Позже во время командировки в Японию Василий получает также второй дан. В 1914 году он возвращается на родину, где начинает работать военным переводчиком в штабе приамурского военного округа во Владивостоке. Здесь же и открывается первый кружок по дзюдо, где будущая легенда обучает тогда еще милиционеров, а не полисменов, Владивостока.

С 1918 года Ощепкова призывают в колчаковскую армию, где он позже оказывается откомандирован в японское управление военно-полевых сообщений. Через земляка и сокурсника по семинарии Трофима Юркевича Ощепков устанавливает связь с осведомительным подпольем РКП(б). Василий пытался быстро ориентироваться в ситуации, пытаясь зарабатывать везде, где было можно. Он открывает курсы изучения японского языка, налаживает торговлю с Японией, а позже даже покупает кинопроектор.

Спецагент Ощепков

С этого «момента» начинается полноценная работа на советскую разведку. В 1920 году почти весь Сахалин был оккупирован японскими войсками, однако Василий переезжает туда под видом кинопрокатчика , где по японским законам обязан устраивать льготные киносеансы для военных. 

В 1924 году по распоряжению начальства Ощепков отбывает на Харбин, где знакомится и быстро женится на своей землячке Марии, позже перебирается в Токио, где разворачивает целую разведывательную сеть. В 1926 отзывается в СССР, где парня быстро обвиняют в растрате казенных средств. Чтобы покрыть все расходы, Ощепков оперативно распродает все свое имущество, включая любимый кинопроектор. В 1928 году переводится в Новосибирск, где работает штабным переводчиком и преподает дзюдо в Новосибирской школе милиции.

В 1929 году Василий все-таки убеждает военное начальство в перспективности дзюдо как военной дисциплины и его переводят в Москву, — правда, к тому моменту, жизнь спортсмена омрачается смертью жены от туберкулеза.

В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава Московского Гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название «Готов к труду и обороне». В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

Зарождение самбо

В 1929 году Ощепков, будучи преподавателем Государственного центрального института физической культуры, изучает системы борьбы народов СССР, международные спортивные единоборства, китайское ушу, с точки зрения их прикладного использования в боевых действиях. Таким образом, Ощепков разработал на основе дзюдо собственную систему, которая получает название – самбо.

Бесславная гибель

Среди его воспитанников были В.Г. Кузовлев, В.В. Сидоров, Н.М. Галковский, И.В. Васильев, Р.А. Школьников, А.А. Харлампиев и многие другие советские мастера. Были организованы Московская и Всесоюзная секция «вольной борьбы дзюдо», председателем которой стал Ощепков. В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление:

«Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии. Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей».

В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии. По одной из версий его сразу расстреляли, по второй десять дней спустя он скончался в камере Бутырской тюрьмы.

По словам Архиепископа Николая Японского /Касаткина/, ребенком Ощепков  был очень послушным и прилежным учеником.

Ощепков постепенно отходит от «японских стандартов». Он изменяет форму, вводит русскоязычные термины. Заменяет поклон, на обязательное рукопожатие до и после схватки, вводит разделение на весовые категории. Ощепков внедряет в арсенал японских приёмов элементы различных национальных видов борьбы, меняет покрой куртки, вводит борцовки.

Памятник основоположнику российского дзюдо откроют в Хабаровске. 5 мая 2016 года на стадионе имени Ленина пройдет торжественное открытие памятника Василию Ощепкову.

В 1957 году он был реабилитирован посмертно.

В 1917 году во Владивостоке состоялся первый в истории широко разрекламированный международный матч по дзюдо: ученики В. С. Ощепкова состязались с воспитанниками японского высшего коммерческого училища города Отару, приехавшими во Владивосток, подобный международный матч был и в 1915 году.

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

aleague.ru

Ощепков Василий Сергеевич

Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937). Уроженец поста Александровский. Военный разведчик. Родоначальник советского Дзюдо. Один из основателей Самбо

Ощепков Василий Сергеевич (1893-1937)

Основатель Самбо

Родоначальник Дзюдо в России

Родился Василий Ощепков 6 января 1893 года, на Сахалине в семье каторжан, Александровского Поста. Мать — Мария Семёновна Ощепкова (1851-1904), приговорённая в 1890 году к 60 плетям и 18 годам сахалинской каторги за побег с исправительно-трудовых работ в Пермской губернии и переведенная в ссыльнопоселенки только, когда Василию было 8 лет. Отец — заключивший «тюремный брак» с каторжанкой, вероятно ссыльнопоселенец Сергей Захарович Плисак, крестьянского сословия, столяр, умер в 1902 году. Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. Василий остался круглым сиротой.

     В судьбе сироты принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в городе Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень — седан (первый дан) — и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

     Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества «Спорт» Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920 года.

     В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918-1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений. Примерно в то же время началось его сотрудничество с большевистским подпольем. Работая на разведуправление Красной армии, с 1921 рекламировал и продавал советские фильмы в Манчжурии, где не упускал возможности познакомиться с китайскими системами самообороны.

По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как «ценная» и «очень ценная». Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как «сменовеховские», и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.

     В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

     Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название «Готов к труду и обороне». В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

     В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

     Среди его воспитанников были В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция ‘вольной борьбы дзюдо’, председателем которой стал Ощепков.

     В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии… Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей». В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя 12 октября скончался в камере Бутырской тюрьмы.

sakhalin-znak.ru

Страничка истории. Первый русский дзюдоист и основатель борьбы самбо Василий Сергеевич Ощепков… : edo_tokyo

На своей странице знаменитый российский востоковед, писатель и исследователь Александр Евгеньевич Куланов, напомнил нам, что 78 лет назад, вечером 10 октября 1937 года в Бутырской тюрьме умер советский японовед, ученик Николая Японского, первый нелегальный резидент советской военной разведки в Японии, первый русский дзюдоист и основатель борьбы самбо Василий Сергеевич Ощепков. Совершенно согласен с ним, что необходимо, очередной раз вспомнить о легендарном Василии Ощепкове, человеке столь удивительной судьбы, что о нём нужно писать романы и снимать фильмы. Впечатляет уже старт этой яркой жизни. Ощепков родился в декабре1892 года (по новому стилю — в январе 1893-го) на Сахалине у каторжанки и столяра. По итогам русско-японской Россия уступает Японии Южный Сахалин. Вскоре Ощепков попадает в Токийскую православную семинарию знаменитого миссионера и востоковеда архиепископа Николая Японского (в миру — Иван Касаткин, в 1970-м причислен к лику святых). Здесь Ощепков учит японский и занимается дзюдо, которое в семинарии преподавали наряду с основными дисциплинами. Делает успехи. В 1911-м русского мальчика замечает и берет к себе в школу Кодокан сам основатель дзюдо — Дзигоро Кано
(впоследствии Ощепков первым из русских и третьим из европейцев получит второй дан по дзюдо). Хотя, как указывал кандидат исторических наук Роман Гвоздев, тогда в школу Кодокан, позже ставшую мировым центром изучения дзюдо, иностранцев принимали неохотно.

Многое взяв от средневекового «дзюдзюцу» (в русском языке прописалось как «джиу-джитсу»), дзюдо было уже изрядно вестернизированным искусством. В конце XIX века сверхзакрытая Япония начала открываться миру — и открывать мир. «Взяв технику из джиу-джитсу, Дзигоро Кано перенял многие европейские методы общефизической подготовки. Дзюдо уже не было жестко привязано к религиозной основе. В качестве основы можно было взять хоть православие, что и сделал Николай Японский», — рассказывал в «Японском центре во Владивостоке» кандидат философских наук Андрей Поповкин. В 1913-м семинария окончена. Ощепков возвращается в Россию — один из первых русских, сумевших по-настоящему приобщиться к Японии. В 1914-м он открывает первую в России секцию дзюдо, которая базируется в стенах городского общества «Спорт» — ныне спортклуб ТОФ на Корабельной набережной, 21, старинное здание серого кирпича. Действует этот кружок до 1920 года. В 1917-м здесь проходит первая уже международная встреча по дзюдо — с участием русских и японских борцов.
Отметим это особо: благодаря Ощепкову Владивосток стал родиной российского дзюдо, что особенно актуально в связи со спортивными пристрастиями действующего президента РФ. Кстати, артист и спортсмен Стивен Сигал (у него тоже владивостокские корни) рассказывал, что видел у Путина дома статую Дзигоро Кано в полный рост…
Мемориальный комплекс, посвященный основателю дзюдо в России — Василию Ощепкову и его японским учителям, открыли во Владивостоке 24 сентября 2016 года.

[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть фото-видео дальше…]Но вернемся к Ощепкову. Не ограничиваясь популяризацией дзюдо, он использует это искусство для решения конкретных прикладных задач. Уже в Гражданскую обучает приемам красноармейцев и милиционеров. Но это, так сказать, на досуге. В основное время Ощепков работает на разведку (разведчиком стал еще до революции), став советским Джеймсом Бондом. Выполняет под легендой кинопрокатчика задания за рубежом — шлет в Россию за подписями «Японец» и «Монах» сводки о состоянии японских воинских частей на Сахалине (японцы ведь ушли с Северного Сахалина только в 1925-м).
Возвращается в Россию. Ведет во Владивостоке курсы инструкторов дзюдо (один из курсантов, Владимир Кузовлев, станет потом видной фигурой в ленинградском дзюдо и самбо). Перебирается в Новосибирск, потом — в Москву. Преподает «дзюу-до» (так тогда писали) военнослужащим. Участвует в разработке комплекса ГТО. Постоянно совершенствует приемы борьбы… Так на рубеже 20-х и 30-х рождалось самбо, звучащее очень по-восточному, а расшифровывающееся по-русски — «самозащита без оружия». Согласно «Воспоминаниям о возникновении и развитии самбо в Ленинграде» Андрея Ларионова, годом рождения самбо можно считать 1932-й — тогда утвердили комплекс ГТО второй ступени, куда вошла и «новая поясная борьба». Сперва ее называли «дзюу-до», в 1938-м переименовали в «борьбу вольного стиля», с 1946-1947 гг. утвердилось «самбо».
«Комплекс приемов самозащиты дзюу-до был разработан преподавателем ГЦИФК (Государственный центральный институт физкультуры) Василием Сергеевичем Ощепковым, — пишет Ларионов. — Ощепков включил в норму по самозащите (дзюу-до) вольные схватки длительностью пять минут. Применительно к ним разработал правила спортивных соревнований по борьбе вольного стиля (дзюу-до), которые принципиально отличались от правил национальной японской борьбы и стали основой правил современной борьбы Самбо».
Уже в 1933-м дзюу-до включили в программу Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта, и первым преподавателем здесь стал тот самый Кузовлев (а другой выпускник владивостокских курсов, Дмитрий Косицын, в войну командовал «Черной смертью», как прозвали отряд физкультурников института Лесгафта, и погиб в 1942-м).
Началось, как говорится, триумфальное шествие. Советские самбисты «выносили» дзюдоистов столь успешно, что в 60-е в Японии создается своя федерация самбо и переводятся на японский наши методички. Да и сегодня — чего стоит тот же самбист Федор Емельяненко, уже легендарный чемпион по смешанным боевым искусствам.
Так вышло, что в качестве отца самбо куда больше известен Анатолий Харлампиев, ученик Ощепкова. Может быть, потому, что следующий поворот в судьбе Ощепкова оказался трагическим. Обвиненный в шпионаже в пользу Японии, 44-летний Ощепков был арестован в октябре 1937 года и вскоре умер в Бутырской тюрьме. По официальным данным, от сердечного приступа (сердце у него действительно было больное). При тогдашней шпиономании (небеспочвенной, конечно, — в 30-е, накануне Хасана и Халхин-Гола, ожидалась война с Японией) это было неудивительно. В японские шпионы попал, например, писатель Борис Пильняк, поплатившись за «Корни японского солнца», да и Арсеньев, судя по судьбе его семьи, умер вовремя. Сажали «кавэжединцев», а ведь Ощепков поработал и в Харбине. Или повлияло то, что, по ряду источников, в Гражданскую Ощепков служил во Владивостоке у японцев переводчиком (вероятней, что был туда «внедрен»)? Так или иначе, в 1957-м Ощепкова реабилитировали.
О Харлампиеве Юрий Борецкий снимет в 1983-м боевик «Непобедимый» с Андреем Ростоцким. Об Ощепкове фильма пока нет — хотя был ведь у самбо и этот родитель сахалинский, японский, владивостокский. (сериал  «Курьерский особой важности», как-то с большим трудом идёт в зачёт   http://showday.tv/5445-kurerskiy-osoboy-vazhnosti.html).

Есть еще «спиридоновская» версия. Виктор Спиридонов (тоже некоторым образом дальневосточник — участник русско-японской) независимо от Ощепкова развивал систему «сам» («самоз»), которая в итоге вместе с системой Ощепкова и образовала современное самбо, причем открытое соперничество Спиридонова и Ощепкова началось еще при жизни обоих. Не будем выяснять, чей вклад весомее. Отметим лишь: основателями новой борьбы, бесспорно, должны считаться и Ощепков, и Харлампиев, и Спиридонов. Но здесь и сейчас нас интересует в первую очередь личность именно Ощепкова.
То самое здание на Корабельной набережной уцелело и даже используется по назначению. Несколько лет назад с подачи спортсменов-энтузиастов на его стене была открыта мемориальная доска Василия Ощепкова.
В дни саммита АТЭС-2012 в спорткомплексе «Олимпиец» был открыт бюст Ощепкова.

edo-tokyo.livejournal.com

легендарное боевое искусство СССР / Назад в СССР / Back in USSR

Понятие «самозащита без оружия» появилось в 1927 году в книге Виктора Афанасьевича Спиридонова, кадрового военного, который в 1921-м создал основу новой системы, составленной из лучших элементов разных боевых искусств того времени.

Это были приемы боевого раздела борьбы в одежде, которыми вооружили бойцов Красной Армии и правоохранительные органы. В. Спиридонов с учениками совершенствовали систему самозащиты без оружия — разработали одежду для борьбы, стали проводить соревнования.

Энтузиастами становления и развития данного вида спорта являлись В.А. Спиридонов, В.С. Ощепков и А.А. Харлампиев, обратившие внимание на характерные особенности национальных видов борьбы

Виктор Спиридонов
Спиридонов возглавляет первую секцию борьбы, открывшуюся в 1923 году на базе общества «Динамо». Обучает боевым приёмам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск.

Намечает два направления дальнейшего развития самбо – спортивное и прикладное, боевое. Открывает секции в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске и ряде других городов. Предлагает правила соревнований. Одно из первых – категорическое запрещение «горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не проходила».
Василий Ощепков
Василий Ощепков, закончил в 1913 году в Японии институт дзюдо «Кодокан», с 1918 по 1926 год был резидентом Главного разведовательного управления Красной Армии в Японии. До переезда в Москву работал инструктором по самозащите в новосибирском отделении «Динамо», обучая курсантов местной школы милиции. Там уже внедрялась закрытая система В. Спиридонова «САМ».

В Москве Ощепков организовывает в ЦДКА группы по изучению рукопашного боя среди военнослужащих, проводит занятия для высшего командного состава Красной Армии. Работает в Московском институте физкультуры и преподает борьбу дзюдо. Идея Ощепкова — разработать систему приемов, доступных не для ограниченного числа «посвященных», а для всех желающих. Для этого он подготовил курс лекций и в 1932 году набрал первую группу слушателей для подготовки из их числа тренеров и пропагандистов спорта. Уже в те годы Ощепков отошел от правил дзюдо, активно дополнял японскую борьбу приемами, взятыми из богатого арсенала национальных видов борьбы народов Советского Союза. Он стал добавлять в дзюдо самые эффектные приемы из национальных видов борьбы, менять покрой куртки, правила проведения соревнований, ввел защитную обувь — борцовки. Так возник новый вид спорта, который назывался в то время «борьба свободного стиля».
Анатолий Харлампиев
Анатолий Харлампиев, Автор первого учебника «Борьба самбо».

Еще студентом, в 1936 году он защищает дипломную работу, в которой собраны и описаны приёмы, изученные им под руководством Ощепкова.



На протяжении многих лет систематизировал приемы и методы борьбы народов СССР. Харлампиев — автор многих книг по теории и практики обучения самбо, организатор многочисленных судейских семинаров и учебных сборов для спортсменов. Он основал школы воспитания спортсменов в таких спортивных обществах как «Крылья Советов», «Динамо» и Московском энергетическом институте, подготовив более ста мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и тысячи разрядников.
Самбо — один из молодых и популярных видов спорта, рожденный в нашей стране и широко культивируемый теперь на международной спортивной арене. Можно сказать, что ни один другой вид родственных спортивных состязаний не сыскал к себе большей популярности, чем самбо.
Первые пособия и руководства по самбо
20-30-е годы ХХ века.
Авторы – В. Спиридонов, И. Солоневич, А. Буценко, Н. Ознобишин
Первый Всесоюзный тренерский сбор
1938 год, июль. Старший тренер сбора Анатолий Харлампиев предлагает культивировать свой, самобытный вид борьбы и выступает с докладом «Основы борьбы вольного стиля»: «…В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных борьб: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской… Наша борьба должна быть самой обширной по средствам победы, поэтому мы не ограничиваемся борьбами, которые культивируются в Советском Союзе, мы заимствуем технику борьбы из других стран…» Харлампиев предлагает систематизировать накопленный временами и народами опыт. Говорит, что за основу победы надо взять бросок из стойки на всю спину – «этим броском противника можно оглушить настолько, что он не встанет». Основным преимуществом зарождающейся борьбы называет её «прикладность».
Первое официальное признание в СССР
16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издаёт Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день принято считать днём рождения самбо.
Первый Всесосюзный зачет
1938 год. В комплекс норм ГТО II cтепени, как зачётные дисциплины, включаются спортивная борьба (для мужчин) и самозащита (для женщин).
Первые соревнования и первые чемпионы
1938 год, Баку Всесоюзное соревнование по борьбе вольного стиля – матч пяти городов. Участвуют команды Баку, Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Первое место занимает команда Ленинграда.
1939 год, Ленинград. Личное первенство СССР по борьбе вольного стиля. Участвуют 56 человек в восьми весовых категориях. Чемпионы – Н. Куликов, В. Питкевич, Е. Чумаков, А. Будзинский, К. Никельский, И. Пономаренко, К.
Коберидзе, Г. Иванов
1940 год. Первые 16 человек получают звание «Мастер спорта СССР».
Первые герои
1941-1945 годы. Многие спортсмены уходят на фронт, самые опытные остаются в тылу: ленинградец Иван Васильев преподаёт навыки самозащиты десантникам, москвич Николай Гладков обучает бойцов воздушно-десантных войск.


Призёры первых первенств СССР Е. Баев, Н. Сазонов, В. Шейнин, В. Салмин погибают во время сражений. Первый чемпион СССР Евгений Чумаков и ленинградец Иван Васильев проходят всю войну. Основывают школы самбо, прогремевшие на всю страну. Пермяк Леонид Голев возвращается с фронта Героем Советского Союза.
Первая популярная книга о самбо
1949 год. «Борьба самбо». Автор – Анатолий Харлампиев. Книга несколько раз переиздаётся. Единственный учебник того времени.

В главе «Советы начинающим самбистам» Харлампиев пишет: «Занятия по борьбе самбо должны служить в первую очередь воспитанию и подготовке молодёжи – здоровой, политически грамотной, преданной партии Ленина-Сталина и готовой к труду и обороне нашей великой Родины. Поэтому важно, чтобы занимающихся было больше. Поставьте себе задачей: привлечь в секцию самбо не менее трёх своих товарищей».
Первая статистика
1952 год. По статистическим отчётам борьбой самбо в СССР занимается 4 тысячи 437 человек, работает 47 тренеров.

1965 год. Популярность самбо растет. Борьбой занимается более восьмидесяти тысяч человек.
Первые международные старты
1957 год. В Москве проводится товарищеская встреча между советскими самбистами («Динамо», «Буревестник») и венгерскими дзюдоистами («Дожа»). Наши борцы одерживают убедительную победу со счётом 47:1.
1967 год. В Риге стартует I Международный турнир по борьбе самбо. В соревнованиях принимают участие представители пяти стран: Болгарии, Югославии, Монголии, Японии, СССР.

Первое официальное мировое признание
1966 год. Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА) официально признала самбо международным видом спорта.
Первое выступление самбистов на Олимпиаде
1961 год. В программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включается дзюдо. Федерация борьбы самбо получает задание – подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов.
1964 год. Олимпиада в Токио. Выступление советских борцов становится сенсацией. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе.
Первые чемпионаты Европы и мира
1972 год. В Риге стартует первый Чемпионат Европы. Выходит постановление о раздельном культивировании в СССР борьбы самбо и дзюдо. Первые чемпионы Европы – В. Кюлленен, А. Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Саито, С. Новиков, В. Кузнецов.
1973 год. Первый чемпионат мира в Тегеране. Команда СССР завоёвывает девять золотых медалей из десяти. Первые чемпионы мира – Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Д. Рудман, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.
Первые женские соревнования
1981 год. В Мадриде проходит первый чемпионат мира среди женщин. Советские спортсменки в соревнованиях участия не принимают.
1987 год. Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту издается приказ «О развитии самбо среди женщин». Нижний Тагил принимает первый женский Всероссийский турнир.
Первый фильм о самбо
1983 год. Юрий Борецкий снимает фильм «Непобедимый» об Анатолии Харлампиеве. После выхода фильм в прокат, количество желающих записаться в самбо увеличивается в разы.

back-in-ussr.com

История самбо. Летопись развития борьбы. Самбо и дзюдо, боевое и спортивное самбо

Уважаемый читатель!

Если ты зашел на наш сайт и открыл раздел «О САМБО», значит, тебе это интересно
или как минимум любопытно. В любом случае, прочитанное не оставит тебя равнодушным.
САМБО — мощное средство самозащиты, физического и духовного воспитания — было изобретено
в Советском Союзе и быстро распространилось по всему миру. Самбисты СССР завоевали
много медалей высшей пробы не только в САМБО, но и в дзюдо, вольной и классической
борьбе, боях без правил. Закончив спортивные выступления и выковав характер, многие
самбисты стали крупными учеными, военными и политическими деятелями. Это смелые
и самоотверженные люди, которых знает сегодня весь мир.

ИТАК:

САМБО (аббревиатура, образованная от словосочетания «САМооборона Без Оружия»)
вид спортивного единоборства и комплексная система самообороны, разработанная в
СССР. В САМБО авторы (Анатолий Харлампиев, Василий Ощепков, Виктор Спиридонов) соединили
приемы многих национальных видов единоборств, в том числе грузинской чидаобы, татарской,
карачаевской, казахской, узбекской, туркменской, финско-французской, вольно-американской,
английской, швейцарской борьбы, японских дзюдо и сумо.

История спортивных единоборств

Борьба на заре человечества помогала сохранить людям жизнь и обеспечить себя питанием. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение, и со временем борьба была осознана как средство физического развития и воспитания ценных прикладных навыков.

Первобытные бои стали спортом после возникновения правил их проведения. Первым сведениям о спортивных боях около пяти тысяч лет: они упоминаются в вавилонском и индийском эпосах, китайских летописях, их изображения есть на древнеегипетских барельефах.

В Древней Греции борьба входила в программу древних Олимпийских Игр. Кроме того, она была частью системы физического воспитания детей и юношества, включающей бег на короткие дистанции, прыжки в длину, метание копья и диска. Первые правила соревнований по борьбе были разработаны и описаны основателем Афин — Тезеем.

Традиции древнегреческой спортивной борьбы были оживлены в середине девятнадцатого века во Франции. Этот вид спорта называли сначала французской, затем классической борьбой, сейчас она носит название греко-римской борьбы.

Практически сразу французская борьба попадает в Америку. Здесь ее развитие приобретает новое направление, которое в современном спорте называется вольной борьбой.

Греко-римская борьба с самого начала была включена в программу современных Олимпийских игр, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1886 году. А уже в 1904-м в программу Игр включена вольная борьба.

У каждого народа есть свои национальные виды борьбы. И на территории бывшего СССР их практически столько, сколько народов – в том числе грузинская чидаоба, татарская куреш, карачаевская тутуш, русская борьба в схватку. Все они, а также опыт европейской и азиатской культуры, стали основой для САМБО.

Летопись самбо

1936 год. В Московском институте физкультуры Анатолий Харлампиев защищает дипломную работу, в которой собрал и описал все приёмы, изученные им под руководством Василия Ощепкова и собранные самостоятельно.

1938 год. В Москве проходит 1-й Всесоюзный тренерский сбор, «на который съехались тренеры различных видов национальной борьбы — киргизской, татарской, туркменской, казахской, кавказской и др.» («Красный спорт» 27 июня 1938 г.), и научно-методическая конференция. Старшим тренером сбора назначен ученик Ощепкова Харлампиев.

«Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза, — сказал на конференции Харлампиев, — послужили основой для создания большой общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем советской борьбой вольного стиля. В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных видов борьбы: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской и др.»

Он добавляет, что в систему привлечены наиболее оригинальные приемы финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо.

Синтезируемая система с первых моментов закладки своего фундамента предполагала ее открытость для всего лучшего и целесообразного, не отдавая приоритета чему-либо одному, а универсальные правила, по мысли Харлампиева, должны были дать возможность борцу любой национальности, применяя свои излюбленные приемы из народной борьбы, а также и другие, наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Именно тогда и был сделан главный вывод: до тех пор, пока будут продолжаться поиски только в области сугубо прикладных, ограниченных по количеству приемов систем самозащиты, никакой реальной самозащиты быть не может. Для этого нужен фундамент, и этим фундаментом должна стать спортивная борьба. (Харлампиев А. А., «Система САМБО»)

16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ 633 «О развитии борьбы вольного стиля». «Эта борьба, — сказано в приказе, — сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности вид спорта». Этот день и принято считать днем рождения САМБО.

25-26 ноября 1939 года в Ленинграде проводится первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля». «Борьба вольного стиля» — так называлась в то время борьба САМБО.

1940 год. Выходят первые пособия по «борьбе вольного стиля» Н. Галковского и Р. Школьникова. Издаётся учебное пособие для школ НКВД под авторством Виктора Волкова (ученик Ощепкова и Спиридонова) «Курс самозащиты без оружия «САМБО»». Автор попытался объединить наследие учителей и изложил свою концепцию обучения системе защиты и нападения. Благодаря Волкову появилось слово САМБО.

1941-1945 год. Великая Отечественная война прервала проведение соревнований по «борьбе вольного стиля» (борьбе САМБО). Но она же явилась проверкой жизнеспособности САМБО в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные на советской системе самозащиты, с честью защищали свою Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии.

1946 год. «Борьба вольного стиля» получила современное название — САМБО. Формируется понятие о системе САМБО как системе объединяющей борьбу САМБО (спортивный раздел) и самозащиту без оружия «САМБО» (боевой раздел, предназначенный для решения боевых задач).

Создается Всесоюзная секция, возобновляется проведение соревнований и тренерских сборов.

1947 год. Выходят Правила соревнований по борьбе САМБО. (Борьба самбо: Правила соревнований. — M.: «Физкультура и спорт», тип. «Кр. знамя» — 6-я тип. Трансжелдориздата, 1947). Возобновляется проведение чемпионатов СССР по САМБО, которые проходят регулярно, вплоть до распада СССР в 1991 году.

1948 год. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР впервые утверждает Программу по борьбе САМБО для спортивных секций коллективов физической культуры.

1949 год. Выходит первое издание книги Анатолия Харлампиева «Борьба САМБО». Книга начинается следующими словами: «Приёмы, применяемые в борьбе самбо, в своей технике обоснованы данными науки. В одном случае — целесообразное использование рычагов тела; в другом — применение законов движения цепи звеньев человеческого тела; в третьем — достижение молниеносных движений посредством сложения скоростей и т.д. — во всех случаях в борьбе самбо успех зависит не от случайной находки удачного приёма, а от правильного анализа движений человеческого тела».

Далее в главе, посвящённой тактике, Харлампиев пишет: «В таком сложном виде спорта, как борьба самбо, одной техники, физических и волевых качеств ещё недостаточно для достижения полного успеха в соревнованиях. Тактика во всём её многообразии играет и в отдельной схватке и во всём комплексе соревнований огромную роль. Поэтому в самбо изучению наиболее рациональных способов победы над противником должно быть уделено важное место».

50-е годы XX века для САМБО ознаменовались выходом на международную арену. Всё началось с иностранных студентов, обучавшихся в Советском Союзе.

1953 год. «Воениздат» выпускает для служебного пользования две книги Харлампиева — «Боевые приёмы САМБО» и «Специальные приемы САМБО».

1957 год. Первая официальная встреча самбистов СССР с дзюдоистами Венгрии. На стадионе «Динамо» в Москве борцы Советского Союза одержали убедительную победу со счётом 47:1 над последователями японской борьбы. Наши самбисты в этой встрече боролись по правилам дзюдо. Образована первая зарубежная федерация самбо — Федерация борьбы самбо Народной Республики Болгарии.

1958 год. Проходит первый чемпионат Народной Республики Болгарии по борьбе самбо — это первый турнир такого уровня за рубежом. В Бельгии на брюссельской всемирной выставке «Экспо-58» проходит демонстрация приёмов САМБО.

1962 год. В Федерации САМБО СССР организована секция дзюдо. Самбисты продолжают активно готовиться к Олимпийским играм 1964 года в Токио, где дебютирует дзюдо.

1965 год. В Японии создаётся Федерация САМБО.

1966 год. На Конгрессе ФИЛА, который проходил в американском городе Толидо, борьба САМБО признаётся международным видом спорта. В Советский Союз впервые приезжает команда японских самбистов. Гости не смогли выиграть ни одну из четырех матчевых встреч.

1967 год. В Риге прошел первый международный турнир дружбы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Югославии, Монголии, Японии и СССР. С этого года международные соревнования регулярно проходят в разных странах мира.

1970 год. Давид Львович Рудман основывает в Москве школу «САМБО-70».

1971 год. САМБО включено в Спартакиаду народов СССР.





Первый международный турнир

дружбы по САМБО (Рига, 1967 г.)
Школа «САМБО-70»САМБО включено в Спартакиаду народов СССР

1972 год. В СССР, в Риге, проводится первый открытый чемпионат Европы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, СССР, Югославии, Ирана, Монголии, Японии.

1973 год. Первый чемпионат мира по самбо проходит на стадионе Фарах в Тегеране. В этих соревнованиях участвовали спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, Италии, Югославии, СССР, США, Ирана, Монголии, Южной Кореи и Японии.

1976 год. Выходит в свет книга легендарного мастера самбо Евгения Михайловича Чумакова «Тактика борца-самбиста», где автор отмечает: «Чтобы успешно составлять план действий, борцу нужны знания и опыт. Он должен уметь оценивать возможности свои и своих противников, иначе не сможет выбрать правильную тактику и реализовать её. Тактика — это и искусство, и одновременно наука. В борьбе самбо накоплен значительный опыт применения тактических действий, который в последние годы интенсивно суммируется и систематизируется».

1977 год. Первый Кубок мира разыгрывается в Испании в г. Овьедо. Проходит первый пан-американский чемпионат по САМБО (Puerto Rico).

1979 год. Выходит первая книга по самбо для детей. Автор Давид Рудман начинает ее словами:«Дорогой друг! Я не знаю сколько тебе лет и знаком ли ты с борьбой самбо. Но ты взял в руки эту книгу и начал её читать». И чуть ниже: «Не жди от меня сверхъестественных рецептов и таинственных секретов. Самый сверхтаинственный рецепт давно раскрыт. Спорт — это труд! Ты хочешь стать самбистом. Прекрасное желание. Но одного желания мало. Можно, лежа на диване, читать книги по самбо и мечтать стать чемпионом. Можно много и умно говорить о борьбе и знать названия всех приёмов. Но так и не уметь ничего делать. Поэтому надо работать много, самоотверженно, разумно. Искать, ошибаться, проигрывать и побеждать. И верить, сильно верить в себя, в свой характер, в свою волю».

1981 год. САМБО включено в Боливарские игры (Южная Америка).

1982 год. В Москве проходит первый международный турнир по борьбе самбо «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева». Этот турнир уже стал традиционным. САМБО включено в программу Cruz del Sur Games (Южная Америка, Аргентина).

1983 год. В Мадриде прошел первый чемпионат мира по борьбе самбо среди женщин. САМБО включено в программу Пан-американских игр.

1984 год. Подписан указ о развитии САМБО среди женщин в СССР. На учредительном Конгрессе в Бильбао (Испания) создана Международная любительская Федерация самбо, International Amateur Sambo Federation (FIAS / ФИАС), которая в 2001 году на очередном Конгрессе была переименована во Всемирную Федерацию САМБО, World Sambo Federation (WSF). Первым президентом FIAS избран испанец Фернандо Компте (Fernando Compte). Первым вице-президентом был избран Джон Хенсон (J. Henson) из Соединённых Штатов Америки.

1985 год. FIAS была включена в GAISF (AGFIS). GAISF — Всемирная ассоциация международных спортивных федераций / General Association of International Sports Federations)



Международная любительская

Федерация самбо (FIAS)
Первый президент FIAS

Фернандо Компте
Всемирная ассоциация международных

спортивных федераций (GAISF)

1986 год. В Токио (Япония) проводится первый Кубок Азии по САМБО.

1987 год. Впервые Кубок мира по САМБО проходит на территории Африки, Касабланка (Марокко).

1989 год. Первый чемпионат мира среди юношей Нью-Джерси (США).

1997 год. В России в Международной Академии САМБО (г. Кстово) проходит XXI чемпионат мира по САМБО. Впервые за историю существования Международной любительской Федерации САМБО её возглавляет россиянин Михаил Тихомиров.

2001 год. На очередном Конгрессе Международной любительской Федерации самбо (FIAS/ФИАС), который проходил в России в городе Красноярске, было принято решение переименовать Международную любительскую федерацию САМБО, International Amateur Sambo Federation (FIAS/ФИАС) во Всемирную Федерацию самбо, World SAMBO Federation (WSF/ВСФ).

Виды самбо

Хотя изначально самбо развивалась как единая система, в настоящее время можно выделить три версии самбо:

– Спортивное самбо – это спортивное единоборство, близкое дзюдо. Однако самбисты носят куртку с «крылышками» и с прорезями для пояса, вместо штанов – шорты, а на ногах – «самбовки».

Для поединка выбирают круглый ковер вместо квадратного в дзюдо. В самбо можно делать болевые приемы на ноги, но нельзя проводить удушающие приемы, а в дзюдо – наоборот. Кроме того, в дзюдо и самбо совершенно разные системы подсчета очков.

– Искусство самообороны. Эта форма аналогична айкидзюцу, джиу-джитсу и айкидо. Приемы рассчитаны на отражение атаки как вооруженного, так и невооруженного противника.

– Боевое самбо – система, разработанная и приспособленная для нужд армии и полиции. Боевое самбо включает в себя приемы с применением оружия и без него.

Соревнования по боевому самбо напоминают современные поединки по смешанным боевым искусствам («бои без правил») и включают в себя широкое использование ударов, захватов и бросков.

xn--80ac6afaer.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о