Размер площадки для лапты – | Lapta.Ru
Русская лапта Правила соревнований
Игра
Глава 1. Определение игры
Русская лапта — это двусторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды — совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды — не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).
Оборудование
Глава 2. Размеры площадки
Игровая площадка представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку.
Рис1.
Глава 3. Линии, ограничивающие площадку
Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам площадки, носят название «боковые линии», линии вдоль коротких сторон — «линии дома» и «линии кона».
Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома 5-3 м, за боковыми линиями 10-20 м, за линией кона 20-40 м.
В 10 м от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».
Глава 4. Штрафная зона
Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку размером 10 м на 25-40 м, необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (см. гл. 17) не попал в штрафную зону.
Глава 5. Площадка очередности
Площадка очередности предназначена для ожидания игроками очередности удара по мячу.
Глава 6. Пригород
Пригород- это место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими удары по мячу.
Глава 7. Площадка подающего
Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина площадки 3 м. В центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см чертится круг подачи.
Глава 8. Бита
Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60-110 см диаметром 5 см ± 1 мм. Диаметр рукоятки биты не менее 3 см, длина рукоятки не более 30 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см шириной до 6 см и толщиной 2 см. Запрещается играть бейсбольными и софтбольными битами.
Вес биты не должен превышать 1500 граммов ± 50 гр.
Глава 9. Мяч
Игры проводятся теннисными мячами, длина окружности которых 20 см и вес до 60 гр.
Игроки, запасные, тренеры
Глава 10. Команды
Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном, и тренера, которому может помогать помощник тренера (см. гл. 13)
Рис.2
Во время игры на площадке должно находиться шесть игроков каждой команды, но не менее четырех (см. гл. 25), которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.
Член команды является игроком, если он находится на площадке и имеет право играть. В других случаях он является запасным. Запасной становится игроком, когда судья разрешает ему выйти на площадку в соответствии с правилами. Все игроки должны иметь номера на майках спереди и сзади; цифры должны быть одного цвета, контрастного цвету маек. Номера на спине должны быть высотой не менее 20 см, номера на груди — не менее 10 см. Игроки одной команды должны быть одеты в майки одной расцветки. Разрешается использовать рекламу на майках.
studfiles.net
Разметка поля для русской лапты — МегаЛекции
ЛАПТА
Правила лапты на «Русборге» представляют собой упрощенную версию спортизированных правил, утвержденных Минспортом РФ для соревнований в этой дисциплине. Они в основных своих чертах являются компиляцией наиболее часто употреблявшихся в России правил по данным этнографии.
Статья 1. Определение
Русская лапта – двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями (линия кона, линия города), одна команда играет в защите, другая в нападении. Цель одной команды – совершить как можно больше перебежек, каждый игрок, совершивший полную пробежку (за линию кона и обратно), приносит своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки, попадая в них мячом (осаливание) и поймать мяч слета (свеча).
Статья 2. Игровая площадка и ее размеры, терминология
Игровая площадка для русской лапты представляет собой прямоугольник размером 40-55 м. в длину и 25-40 м. в ширину. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон — линиями города и линиями кона. В 10 метрах от линии города проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».
Штрафная зона — прямоугольная площадка, размером 10 м на 25-40 метров. Удары действительны, если мяч не попал в штрафную зону. Пригород (сальник) — место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими удары по мячу. Площадка подающего расположена в центре линии города.
Статья 3. Инвентарь
Бита для лапты должна быть цельнодеревянной, длиной 50-110 см. Допускаются круглые в сечении биты и биты переменного сечения. Диаметр ударной части круглой биты не более 5 см, диаметр рукоятки биты должен быть не менее 2,5 — 3 см. Бита переменного сечения имеет рукоять не шире 3 см в поперечнике, ширина ударной (плоской) части не более 8 см.
Конец рукоятки бит может имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Игра проводится мячом-реконструкцией либо стилизацией кожаных мячей, известных по раскопкам в Новгороде. Набивка мяча – волос, шерсть, ткань. Диаметр мяча (8-12 см) должен предполагать уверенный захват его кистью руки и последующий бросок. Вес мяча не более 150 граммов.
Статья 4. Продолжительность игры, результат игры.
Игра предполагает два варианта ее течения. В первом команды соревнуются в определенном заранее отрезке времени (15 минут, 20 минут,30 минут), победитель определяется по сумме очков. Во втором варианте игра идет до определенного количества очков (10, 15, 20, 25). Используемый вариант игры перед началом соревнований устанавливает оргкомитет фестиваля.
Статья 5. Начало игры
Перед началом игры судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд. Нападающая команда самостоятельно определяет очередность ударов по мячу. Подачу мяча осуществляет один из игроков нападения. Игрок, совершивший подачу мяча, после правильно выполненного удара, должен покинуть площадку подающего и перейти в пригород (сальник).
Статья 6. Подача и удары по мячу
Подача мяча проводится одним из игроков нападения. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего. Игрок нападения имеет право на использование второй попытки удара, если первый раз бита не коснулась мяча или если
подача мяча его не устраивает.
Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать. Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки (забежать за линию кона и вернуться обратно за линию города). Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то команды меняются местами.
Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковую линию, или после касания защитника падает в штрафную зону.
Статья 7. Возвращение мяча в город
Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию города, если не возникает ситуация для осаливания. Мяч считается вышедшим из игры, если он пересекает линию города. Вывести мяч из игры игрок защиты может, только находясь в пределах игровой площадки.
Статья 8. Перебежки
Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего. Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в город. Если игроки нападения начали перебежку до пересечения мячом линии города, то они обязаны закончить ее в одну сторону. Игрок, сделавший перебежку из города за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в город после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой. Начальной фазой перебежки считается касание ногой игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок полностью пересек линию дома или кона. Задерживать игрока, совершающего перебежку, нельзя. Нельзя также выбегать за боковые линии при пробежке.
Статья 9. Осаливание
Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты находящимся в поле. С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды. После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома. При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга. Для ответного осаливания игроки команды нападения, после осаливания, находящиеся за линией дома или кона, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.
Статья 10. Самоосаливание
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и заступил ногой за боковую линию. Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания. Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом также очков не приносят. Осаливание из-за пределов и за пределами игрового поля считается недействительным.
Статья 11. Ловля мяча с лета
Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и команды меняются местами. Команда защиты также может ловить мяч в пределах штрафной зоны (в зоне может располагаться только один участник команды).
Статья 12. Очки
Очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», одно очко — игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания другого игрока своей команды.
Статья 13. Состав команды
Каждая команда состоит из 8-10 игроков, один из которых является капитаном.
Статья 14. Обязанности и права участников
Участники соревнований обязаны знать правила игры. При нарушении правил или некорректном поведении участник получает предупреждение, при повторном предупреждении судья назначает команде штрафное очко. При особо грубых нарушениях участник или вся его команда может быть снята с соревнований.
Статья 15
Судейская коллегия назначается оргкомитетом фестиваля. В состав судейской коллегии входят: судья и заместитель судьи.
Судья обязан:
— следить за проведением соревнований в соответствии с правилами. Его распоряжения обязательны для участников.
— проверить до начала соревнований место соревнований и инвентарь, их пригодность и соответствие правилам;
— судья имеет право снять с соревнований участников и команды, допустившие грубости или иные проступки, не совместимые с требованиями, предъявляемыми к участникам фестиваля.
Разметка поля для русской лапты
25-40 м.
Линия кона
40-50 м.
Штрафная линия
10 м.
Линия города Пригород
3 м.
Зона подающего
Образцы инвентаря
Биты переменного сечения
Мячи:
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Лапта
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа
§ 1. Участники соревнований
I. Возраст участников.
В соревнованиях участвуют три возрастные группы: подростковая – мальчики и девочки 13-14 лет; старшая подростковая – мальчики и девочки 15-16 лет; юношеская – юноши и девушки 17-18 лет; взрослая – мужчины и женщины 19-20 лет и старше.
Примечание. В отдельных случаях к участию в играх командах взрослых по разрешению врача, тренера и соответствующих компетентных организаций могут допускаться юноши и девушки 17-18 лет.
§ 2 Права и обязанность участников.
- Два участия в соревнованиях каждый игрок должен иметь разрешение врача.
- Участники соревнований обязаны знать и соблюдать все правила игры.
- Участник не имеет права покидать площадку без разрешения судьи.
- Игрокам воспрещается выкриками, обращениями с советами к играющим и судьям мешать проведению игры.
- При нарушении правил и некорректном поведении участнику делается предупреждение, при повторном нарушении правил игрок может быть снят с соревнований.
- Участник имеет право, подняв руку, обратиться к судье по ходу игры только в момент, когда мяч не находится в игре.
§ 3. Костюмы и номера участников
- Костюм участника соревнований состоит из спортивных трусов, майки или тенниски, спортивной обуви без металлических шипов и каблуков.
- Участники соревнований должны выступать в единой для каждой команды спортивной форме, каждый игрок должен иметь свой номере, отличающихся цветов от его майки или тенниски и ясно видимый на спине и груди (размеры номера на груди – LOX5 см, ширина линии – 1 см, на спине – 25XL см, ширина линии – 2см). Нумерация должна быть от 1 в возрастающем порядке до номера, соответствующего количеству игроков в команде.
- Капитан команды обязан иметь отличительный знак – повязку не левой руке.
§ 4. Состав команды и замена игроков.
- Команда состоит из 12 человек: 8 полевых и 4 запасных игрока.
- Начать игру команда обязана, а полном составе. Если во время игры команда на поле остается в количестве 6 человек игра прекращается и этой команде засчитывается поражение.
- Во время игры команде разрешается заменять не более 4-х игроков в момент, когда мяч находится вне игры. Замена в “бьющем” команде возможно только при нахождении заменяемых игроков на линии “города” и наличии у них права на удар.
- Замена производится неограниченное число раз по требованию тренера или капитана команды.
- Игрок, выходящий из игры или входящий в игру, должен получить на это разрешение судьи.
- Игрок, покинувший поле без разрешения судьи, удаленный с поле судьей или капитаном своей команды, не может быть снова допущен к игре или заменен запасным игроком.
- Фамилии всех игроков каждой команды должны быть внесены в протокол игры. Игроки, не включенные в протокол, и соревнованием не допускаются.
II. Обязанности и право судей
§ 5. Состав судейской коллегии и обязанности судей
- Для проведения каждой игры назначается судья на поле, главный судья матча, судьи на линиях и секретарь.
- Судья на поле следит за выполнением правил игры и принимает окончательное решение при всех их нарушениях.
- Судья на поле обязан перед началом игры проверить состояние инвентаря и поля, разметки площадки, костюм и обувь участников и.т.д.
- Судья на поле имеет право отстранить от судейства (в том числе и во время встречи) судей, не справляющихся со своими обязанностями, или удалять игроков, грубо нарушающих правила, отменить или отложить соревнование, если для этого есть объективные причины.
- Судья на поле утверждает результаты и итоги соревнований, которые представляются в виде отчета.
- Судьи на линиях располагаются у линии кона и города и передвигаются вдоль боковых линий, сигнализируя подъемом флага судье на поле о нарушениях и моментах осаливания.
- Секретарь оформляет расписание встреч, видеть протоколы встреч, следит за очередью бьющих игроков, принимает заявления и протесты, по свистку и указаниям судьи на поле выключает и останавливает часы, объявляет счет очков и время.
III. Правила игры.
§ 6. Партии и продолжительность игры
- В игре одна команда занимает линию “города”(бьющая), а другая(водящая) располагается в поле(полевая).
- Игра состоит из двух партий. В юношеской и взрослой возрастной группе продолжительность партии составляет 20 минут, перерыв между партиями 10 минут. В подростковой и старшей подростковой продолжительность партии, соответственно, 10 и 15 минут, продолжительность отдыха 5 минут.
- После перерыва между партиями право начать игру получает команда, которая в первой половине была “водящей” (полевой).
- Смена команд происходит в следующих случаях;
Свободная- если у “бьющей” команды не остается игрока с правом на удар
— если игроки поля(водящая) поймали мяч с лета.
§ 7. Начало игры
- Каждая встреча начинается с приветствия команд в центре поля,*
- Партия начинается 2 раза ударом по мячу игрока “бьющей” команды “метальщика” на зоны подачи. И становится в конце очереди, является “пароходом”.
- Дальнейшие удары производятся на зоны подачи согласно очереди.
Примечание: удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной площадки и не пересек боковых линий по воздуху.
§ 8. Правила игры
Правила для игры коновой команды:
- Каждый игрок имеет право на один удар, капитан на два.
- Чтобы снова иметь право на удар, надо сбегать через все поле и вернуться обратно, за это ему засчитывается одно очко.
- Бежать можно после своего удара или удара товарищей. Когда мяч в игре летит, катится или его уже подобрали полевики.
- Если во время перебежки полевики сумели “осалить” противника мячом, в этом случае команды меняются местами.
- Убежать от “салки” можно в любую сторону поля. Только из за боковую линию.
- Если все игроки использовали свое право на удар, и никто не сумел сделать перебежку, напитан (пароход) должен 3 раза ударять по мячу за это время остальные игроки должен вернуться назад, если не успеют капитан, сам должен пробежать. Если капитана сумели “осалить” то половинами присваивается одно очко. Меняются местами.
Правила игры для полевой команды
- Выделяет одного игрока для подачи (подкидывания) мяча под удар.
- Удар считается состоявшимся, если игрок махнул битой на подкинутый ему мяч.
- Подающий следит (молча) за пробившимся игроками и готовящимися пробежке-может, кто заступит или зайдет в поле. В этом случае подающий имеет право “осалить” противника получает одно очко “Команды меняются” местами.
- Если полевики поймали мяч сразу после удара (мяч еще не касался земли), это называется “свечка” (дроб) тот, кто поймал мяч, ему присваивается 2 очка. И происходит смена мест.
- Полевикам разрешается, поймав мяч перекидывается (пасовать) его друг другу.
§ 9 Результаты игры.
- За каждую полную перебежку команда города получает одно очко.
- Команда, набравшая после двух партий наибольшее количество очков, является победителем.
- По протоколу выявляется “лучший игрок” набравший наибольшее количество очков.
- В протокол вносится все 10 игроков команды.
§ 10 Размеры и разметка поля
- Поле для игры в лапту представляет собой прямоугольник с ровной травяной или другой поверхностью. Для старшей подростковой, юношеской и взрослой группы поле для игры в лапту имеет длину 60 м и ширину 35 (рис 1) для подростковой группы длина поля 40 м и ширина – 25м.
- Поля должно быть размечено линиями шириной 4 см, ширина которых входит в размер поля. Линии наносятся белой или другой ясно видимой краской.
§ 11 Лапта (бита)
- Лапта должна быть из специальных сплавов легких металлов или цельнодеревянных из твердых пород дерева, длина для взрослых и юношеской группы около 1м., диаметр в широкой части 4,6 см, все около 1 кг. Толщина ручки 3 см, ее длина 22 см, для старшей подростковой группы длина биты около 80 см, все примерно 800г., а остальные параметры аналогичны бите для взрослых. Игрокам в возрасте 13-14 лет разрешается пользоваться также плоской битой длиной 70 см и шириной 8 см, толщина биты 2 см.
Примечание:
а) длина биты определяется индивидуально в
соответствии антропометрических данных игроков.
б) разрешается пользоваться бейсбольными битами.
Рис 1. Площадка для игры лапта
А – Зона перебежки Б – площадка подающего
(метальщика).
В – зона очередности, а – фанерный круг
диаметром 50 см.
Содержание
Введение
§ 1. Участники соревнований
§ 2 Право и обязанность участников
§ 3 Костюмы и номера участников
§ 4 Состав команды и замена игроков
§ 5 Состав судейской коллегии и обязанности судей
§ 6 Партии и продолжительность игры
§ 7 Начало игры
§ 8 Правила игры
§ 9 Результаты игры
§ 10 Размеры и разметка поля
§ 11 Лапта (бита)
9.04.2008
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Лапта
Упрощенные правила лапты
И «свечки» и «тройник» — замечательная, если можно так сказать, семейная лапта. Три-четыре игрока — это как раз оптимальный состав для одной отдыхающей на природе семьи.
Свечки
Если собираются играть три-четыре человека, то обычно используется упрощенный вариант — «свечки».
На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.
Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать.
Если это им удается, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.
Тройник
Три игрока (отсюда и название — «тройник») располагаются в таком порядке: один у линии города, другой — у кона. Третий же — бьющий — может начинать игру с любой линии.
Если в «свечках» бьющий сам подбрасывал себе мяч под удар, то в этой игре ему помогает полевой игрок. Тройник — более динамичная игра, поэтому бьющий должен не только сильно бить по мячу, но и быстро бегать: после удара, пока мяч летит по воздуху, он должен пробежать всю площадку и встать за противоположной чертой.
В это время полевой игрок, стоящий у дальней линии, старается перехватить стремительно летящий мяч, чтобы осалить им бегущего.
На удар бьющему отводились три попытки. Если он не уверен, что после несильного удара сумеет перебежать площадку неосаленным, то остаётся на месте.
После третьего даже неудачного удара он обязан бежать к противоположной черте. Успех этой перебежки зависит от его ловкости, быстроты, смекалки.
Лапта развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.
Классические правила лапты
Введение
Влапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек.
Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле.
Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле.
Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко.
Игра длится четыре тайма по 15 минут.
Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
Схема игры в лапту
Площадка
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку.
Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии.
По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров.
Штрафная зона
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны.
Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты.
Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.
Площадка подающего
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.
Начало игры
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении.
По свистку судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.
Удары по мячу
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается.
На правильный удар дается две попытки.
Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии.
Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку.
Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.
Подающий
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту.
Для совершения удара дается возможность двух подкидываний.
Подающим игроком должен быть на совершения удара.
Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.
Право на атаку (перебежку)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара.
Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.
Вынос меча
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля.
Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города.
Если мяч пересек линию городачерез боковые линии, то игра продолжается.
Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.
Осаливание
Осаливание – попадание мяча в игрока атаки.
Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле.
Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук.
После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города.
Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.
Обратное осаливание
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды.
Обратное осаливание может происходить многократно.
На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.
Самоосаливание
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом.
Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются.
Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города.
Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание.
При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.
Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.
Перебежки
Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар.
Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка.
Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.
Очки, определение победителей и проигравших
Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка.
Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко.
Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.
Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек.
Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.
Нарушения при ударах
Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи.
При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.
Нарушения при перебежках
Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку.
При этих нарушениях судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.
Нарушения при игре в защите
Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара.
Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча.
При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.
Желтая карточка
Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения.
Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
Красная карточка
При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязав покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии.
Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном по ведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
Минутный перерыв
Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме.
Схема поля для лапты
Купить лапту
www.croket.ru
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛАПТЕ
ЛАПТА
I УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ И СУДЬИ
§ 1. Возраст участников
Участники соревнований делятся на следующие возрастны егруппы:
детская — мальчик» и девочки 12—14 лет,
средняя юношеская — юноши и девушки 15—16 лет
старшая юношеская — юноши и девушки 17—18 лет
взрослая — мужчины и» женщины 19 лет и старше.’
Примечание. В отдельных случаях по разрешению врача, тренера и соответствующего совета Союза спортивных обществ и организаций юноши и девушки старшей юношеской группы допускаются к участию в играх за команды взрослых.
§ 2. Обязанности и права участников
1. Участник обязан знать правила соревнований и точно соблюдать их.
2. Участник имеет право обращаться к судье только через капитана своей команды.
3. Каждый игрок, заявленный в составе команды, должен иметь разрешение врача на участие в соревнованиях.
§ 3. Костюм участников
1. Костюм участников состоит из майки или футболки, трусов и спортивной обуви без шипов и каблуков.
2. Команда должна выступать в одинаковой по цвету форме с установленной эмблемой.
3. Каждый игрок должен иметь на спине и на груди ясно видимый номер, отличающийся по цвету от майки или футболки.
Нумерация должна быть от № 1 в возрастающем порядке, в соответствии с количеством игроков. Номер игрока на спине должен иметь размер 25X12 см, ширина линий цифр — 2 см. Номер на груди имеет размер 10X5 см^ ширина линий цифр — 1 см.
Капитан команды обязан иметь отличительный знак: повязку на рукаве футболки пли нашивку на майке, на левой стороне груди, размером 3X1,5 см.
§ 4. Состав команды и замена участников
1. Команда состоит из 8 человек: б полевых и 2 запасных игроков. В отдельных случаях количество запасных игроков может быть изменено в соответствии с положением о данном соревновании.
2. Начать игру команда обязана с полным составом игроков. Если во время игры в команде останется четыре человека, то игра прекращается, и этой команде засчитывается поражение.
3. В процессе игры команде разрешается заменять запасными не более двух основных игроков. Это можно делать в тот момент, когда мяч находится вне игры. Замененные игроки могут снова вступать в игру. Обратные замены разрешается производить неограниченное число раз. Игроки бьющей команды могут производить замену только в городе, если при этом заменяемый игрок имеет право на удар.
4. Игрок, выходящий из игры или входящий в игру, должен получить на это разрешение судьи.
5. Игрок, покинувший поле без разрешения судьи, удаленный с поля судьей или капитаном своей команды, не может быть снова допущен к игре или заменен запасным игроком.
6. До начала игры фамилии всех игроков каждой команды (основных и запасных) должны быть вписаны в протокол игры. Игрок, не включенный в протокол, к соревнованию не допускается.
§ 5. Состав судейской коллегии и обязанности судей
Для проведения каждой игры назначаются: судья на поле, судья на линии и секретарь.
Судья на поле
1. Судья на поле следит за выполнением игроками правил игры и принимает решения во всех случаях нарушения правил. Его решения являются окончательными.
2. Полномочия судьи на поле начинаются с момента вызова им команд на поле и кончаются после подписания протокола.
3. Судья на поле имеет право прекратить игру во всех случаях, когда сочтет нужным (неблагоприятная погода, непригодность грунта и другие причины). Тогда он обязан составить акт о причинах прекращения игры и выслать его организации, проводящей соревнование.
4. Судья на поле имеет право сделать игроку замечание и предупреждение, удалить его с поля без предварительного предупреждения за грубую игру или неэтичное поведение.
5. Судья на поле перед началом игры обязан проверить состояние и разметку поля, инвентарь’ (мяч, биты), костюм, обувь игроков и Т. II.
6. После каждой партии и окончания игры судья на поле должен проверить запись результатов игры, сделанную секретарем.
7. По окончании игры судья на поле и капитаны обеих команд должны подписать протокол соревнования. Судья на поле предоставляет право выбора бить или водить капитану команды гостей. При игре на нейтральном поле бросается жребий.
Судья на линии
Судья на линии является помощником судьи на поле, он располагается у линии кона и передвигается вдоль боковой линии, следя за правильностью выполнения условий игры. О всех нарушениях ясно и отчетливо сигнализирует судье на поле флагом.
Секретарь
1. Секретарь ведет учет времени, очков и следит за очередностью бьющих игроков.
2. Секретарь ведет запись протокола, объявляет счет очков и время, после игры подписывает протокол.
3. Секретарь имеет право останавливать часы только по разрешению судьи на поле. В начале первой и второй половины игры секретарь начинает отсчет времени игры по начальному свистку судьи на поле.
II. ПРАВИЛА ИГРЫ
§ 6. Партии и продолжительность игры
1. В игре одна команда является бьющей, другая — водящей.
2. Игра состоит из 2 партий по 30 мин. каждая. Между партиями дается 10-минутный перерыв. После перерыва между половинами игры право начать игру получает команда, которая в начале игры была водящей.
3. Смена команд (бьющей и водящей) производится в следующих случаях.
Свободная смена команд: а) если у бьющей команды не остается игрока с правом на удар, б) если игрок водящей команды поймал. свечу в поле или за линией кона.
Игровая смена команд: а) если игрок водящей команды осалит игрока бьющей команды, б) если произойдет самоосалива-ние игрока бьющей команды.
4. При осаливании одного из игроков бьющей команды все игроки водящей команды должны постараться занять места в городе или за линией кона. Однако в момент, когда они разбегаются, может быть совершено ответное осаливание, и тогда смена команд не производится, и игра продолжается. Ответное осаливание может происходить неограниченное число раз. После ответного осаливания начисление очков командам не производится. В случае нескольких ответных осаливании, когда игровая смена команд (бьющей и водящей) не состоялась, игроки бьющей команды получают право на перебежку только после вновь совершенного удара.
§ 7. Начало игры
1. Команды выходят на центр ноля по свистку судьи и приветствуют друг друга (по окончании игры производится заключительное приветствие). Первой выходит на поле команда гостей.
2. Каждую партию начинает ударом по мячу игрок бьющей команды. Игроки бьющей команды, ожидающие очереди произвести удар по мячу, размещаются в площади очередности. Игроки, выполнившие удар и ожидающие перебежки, располагаются в пригороде.
Примечание. Запасные игроки и тренеры обеих команд размещаются на скамейке за боковой линией, около стола секретаря.
§ 8. Подбрасывание мяча
1. Подбрасывание (подачу) мяча совершает игрок водящей команды. В момент подбрасывания мяча бьющий и подающий игроки должны обеими ногами находиться в пределах площадки подающего. Подающий игрок может находиться на любом расстоянии от бьющего, но в пределах площадки подающего, выполняя просьбу бьющего и подавая мяч так, как тому удобно.
2. Подбрасывание мяча производится с открытой ладони.
3. За неправильное подбрасывание мяча подающему игроку делается замечание, при повторении нарушения — предупреждение, а при последующих нарушениях команда водящих каждый раз штрафуется очком.
4. Подающий игрок может пользоваться всеми нравами полевых игроков при нахождении в поле.
§ 9. Удар по мячу
1. Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы города, но не пересек боковых линий по воздуху.
2. Удар, после которого мяч коснулся земли в пределах штрафной площади, считается недействительным.
Примечание. Мяч, пересекший линию кона по земле или по воздуху, считается в игре.
3. Удар по мячу должен быть произведен лаптой в момент нахождения мяча в воздухе после подбрасывания.
4. Игрок, производящий удар, имеет право требовать нового подбрасывания (подачи) мяча до трех раз при условии, если он не произвел попытки ударить по мячу. Если подбрасывание было сделано неправильно, игрок имеет право потребовать дополнительного подбрасывания.
5. Если бьющий игрок сделал промах, то он имеет право начать пробежку только после правильного удара по мячу следующим игроком его команды.
6. В начале каждой партии игроки бьющей команды бьют но мячу по очереди, в порядке номеров. После выполнения ударов по мячу всеми игроками бьющей команды право на последующий удар игрок приобретает после полной перебежки.
7. После удара игрок обязан оставить лапту в пределах площадки подающего. В случае если лапта будет оставлена в поле или на линии, удар считается недействительным. Данный пункт правил не применим, если игрок водящей команды поймает свечу.
8. Удар, при котором может быть нанесено физическое повреждение игроку, подающему мяч, считается опасным. Такой удар является недействительным, а игроку делается предупреждение; при повторном предупреждении он удаляется с поля.
§ 10. Перебежка
1. Право на перебежку игрок получает после правильного удара по мячу. Игрок, делающий полную перебежку, должен пробежать по полю за линию кона и вернуться по полю обратно за линию города; правильно выполнивший одну полную перебежку получает право на один удар.
2. Игрок, пробежавший по полю за линию кона, может там оставаться и возвратиться обратно после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Это также является полной перебежкой.
3. Игрок, делающий перебежку непосредственно после своего удара, может бежать из площадки подающего.
4. Игрок имеет право не делать перебежку непосредственно после своего удара, а совершить ее после одного из следующих ударов по мячу, выполненных игроками его команды. Перебежку разрешается начинать только из пригорода, кроме случая, указанного в пункте 3 настоящего параграфа.
5. Игрокам запрещается вести силовую борьбу за мяч.
6. Игроки бьющей команды, не имеющие права на перебежку, могут выходить в поле только после того, как их команду осалят.
7. Игроки, начавшие перебежку за линию кона или города при правильном ударе, обязаны закончить ее. Перебежка считается (Начатой, если игрок заступил одной ногой за линию кона или города.
8. При возвращении мяча из поля в город, после пересечения мячом линии города, начинать перебежку запрещается. Игроки, производящие в данный момент перебежку, обязаны закончить, ее в одну сторону.
Примечание. В случае умышленной задержки мяча игроками водящей команды судья может остановить игру и отправить мяч в город.
§ 11. Осаливание
1. Игроки водящей команды могут находиться в любом ме сте поля и вне его и передвигаться в любом направлении, не пересекая линии города.
2. Игрок, делающий перебежку, считается осаленным, если его в пределах поля, в том числе и в штрафной площадке, коснется мяч.
3. Осаливание могут совершать все игроки водящей команды, в том числе и подающий игрок, если он находится в поле.
4. Осаливать можно только выпущенным из рук мячом (бросая его).
5. Игрокам водящей команды разрешается передавать друг другу мяч в любом направлении и передвигаться с ним.
§ 12. Самоосаливание
1. Игрок бьющей команды считается самоосаленным, если он: а) выбежит за боковую линию поля или наступит на нее, б) начав перебежку, возвратится за линию кона или города.
2. При самоосаливании игрок водящей команды, владеющий мячом, должен отбросить мяч в любую сторону, но в пределах поля; в этот момент происходит игровая смена команд.
§ 13. Результат игры
1. За каждую правильную полную перебежку бьющая команда получает 1 очко.
2. Команда, набравшая после двух партий наибольшее количество очков, является победительницей.
3. Если счет очков у обеих команд окажется одинаковым, игра считается оконченной вничью.
III. МЕСТО ИГРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ
§ 14. Размеры и разметка поля
1. Поле для игры в лапту представляет собой прямоугольник с ровной травяной или другой поверхностью длиной 60 м, шириной 35 м. Для детей в возрасте 13—14 лет размеры площадки — 40X25 м.
При проведении соревнований в коллективах физической культуры, а также среди детской и средней юношеской возрастных групп, разрешается использовать поле меньших размеров.
2. Поле должно быть размечено ясно видимыми (белыми) линиями шириной 10 см. Размечать поле канавками запрещается. Ширина линий не входит в размеры поля.
3. Длинные линии, ограничивающие поле, называются боковыми, короткие — линией города и линией кона. На расстоянии 15 м (для детей — 10 м) от линии города, параллельно ей, проводится линия, ограничивающая штрафную площадку (эта линия входит в размеры поля).
4. При разметке поля для игры в лапту линия города делится на три неравные части, площадки за которыми называются: пло щадкой очередности, площадкой подающего и пригородом.
5. В местах пересечения боковых линий с линиями города, штрафной площадки и кона устанавливаются полутораметровые флаги.
1. Лапта (бита) должна быть цельнодеревянная, длиной 1—1,2 м и толщиной 4 см в диаметре (ручку лапты разрешается делать тоньше — до 3 см). Допускается обмотка ручки биты.
2. Игрокам разрешается пользоваться своими битами.
3. Игрокам в возрасте 13—14 лет разрешается пользоваться плоской лаптой размером до 80 см в длину, до 8 см в ширину и до 2 см в толщину.
§ 16. Мяч
Игра в лапту проводится теннисным мячом.
gorodki-russia.su
spordi-teoria: РУССКАЯ ЛАПТА. ПРАВИЛА.
Известно несколько десятков разновидностей лапты — каждая со своими правилами, данные правила лапты наиболее упрощены и популярны.
Лучшее место для игры в лапту — широкая лужайка или другая ровная площадка значительных размеров. Если же поблизости нет большой лужайки или площадки, играть в лапту можно и на площадке меньших размеров. Размеры площадки для игры в лапту даны на рисунке.
Для игры необходим небольшой мяч, (лучше всего теннисный), биту (лапту) можно изготовить из дерева. Длина биты 80—90 см, ручка круглая, также подходит бейсбольная бита. Игра проводится между двумя равными командами численностью до 10 человек.
Заранее поделенные команды, одеваются в футболки разного цвета. После жеребьёвки капитанов, одна из команд занимает линию города и становится бьющей или нападающей. Вторая размещается по всему полю и становится водящей или защищающейся.
По сигналу судьи (один короткий свисток) игроки занимают места. Команда бьющих (нападающих) направляет в площадь подачи своего игрока, остальные игроки выстраиваются вдоль боковой линии города (позади подающего на площадке очередности) в том порядке как расставит капитан. Команда водящих выделяет подающего игрока, который занимает место на площадке подающего рядом с «пятачком» – (круг над которым подается мяч). Игроки водящей команды располагаются по всему полю, согласно указаниям капитана команды. Убедившись в готовности команд, судья дает сигнал к началу игры (два коротких свистка).
Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок, находясь в центре площади подачи города, ударом биты по мячу старается послать (ударить) его как можно дальше за линии дома (по длине аута нет). Удар считается состоявшимся, если мяч перелетел за контрольную линию. Нанеся удар, бьющий игрок бросается через всю площадку к линии кона. Его задача — успеть добежать до кона, пока мяч не пойман, и, если получится, то вернуться обратно в город.
Задача водящих — поймать или подобрать мяч и осалить им игрока бьющей команды, пока тот бежит через поле.
Если бьющий игрок сумел добежать до кона и вернуться обратно, не будучи осаленным мячом, то он приносит команде два очка. Если же бьющий добежал до кона, но возвращаться обратно не рискнул, он остается на линии кона и ждет, когда очередной бьющий ударит мяч в поле. Сразу же после удачного удара по мячу другим игроком своей команды можно перебегать обратно через поле в город, если игрок не осален — он приносит команде одно очко (На площадке меньшего размера дается только 1 очко за пробежку до кона и обратно за одно пробитие). После перебежки в город игрок занимает крайнее положение на площадке очередности с правом трех ударов.
Игроки водящей команды вступают в игру сразу же после удара по мячу. Задача игроков — поймать мяч с лета, тогда команде, которая в поле начисляется 1 очко и происходит смена сторон.
Или, подобрав мяч на месте падения, попытаться осалить им перебежчика. Осаливать противника может игрок, поднявший мяч, или любой другой, получивший передачу (пас). При возвращении водящими мяча в город идет остановка игры. Игрок, совершавший пробежку, в момент возвращения мяча в город, если он совершил пробежку более половины поля переходит по движению вперед, если же не успел до середины — возвращается назад.
Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: четвертый и последующие выходы мяча за пределы игрового поля после удара битой (1 очко), замечание от судьи (1 очко за каждое замечание).
Партия считается выигранной, если после осаливания перебегающего игрока, все игроки защищающейся команды успели убежать в город и/или в дом не осалинными (пересалиными) игроками бьющей команды.
Партия считается законченной бесспорно в пользу водящих в следующих случаях:
— после грубого нарушения Правил игры по команде судьи.
— если игрок команды бьющих взял мяч в руки или иным образом ограничил доступ к мячу (поймал мяч после своего промаха, наступил, пнул в сторону и т.д.).
— бита выскользнула из рук и улетела из города, в этих случаях команда бьющих бесспорно переходит в поле, водящие становятся бьющими.
Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки. Игра проводится в две партии по 20 минут и прекращается по сигналу судьи (один длинный свисток), выигравшей считается та команда, которая набрала максимальное количество очков.
Примечание:
- Если игрок заступил одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать и вернуться за линию назад. Если же обеими ногами, то вернуться ему уже нельзя. Если игрок все же зашел назад за линию, по команде судьи происходит бесспорная смена команд (т.е. нападающие переходят в защиту).
- После неудачного удара (промаха) игрок который не успел убежать должен находиться в пригороде вдоль линии города.
- После перебежки игроки (становятся на площадке очередности) и занимают позицию для удара в той очередности, в которой забежали за линию.
- После пересаливания, игроки бьющей команды обретают право удара заново.
- После удара за боковую линию (аут) все игроки, бьющей команды находятся на своих местах.
- После трех ударов за боковую линию игрокам бьющей команды засчитываются штрафные очки (одно штрафное очко за один выход (аут) за все последующие.
Игрокам категорически запрещено:
Находиться в городе, ближе 2 метров от игрока с битой, исключение допустимо для подающего игрока, водящей команды.
Осаливание игроков в область головы, паха, солнечного сплетения и др.
Оскорбление игроков и других участников и зрителей игры во время проведения игры.
Пользоваться в игре битой превышающей следующие параметры: Вес 2 кг. Длина: 90 см. Ширина 15 см.
Задерживать перебегающего игрока.
Использовать в игре бейсбольные ловушки (лапы).
Играть без отличительной футболки той команды, цвет которой определил судья (например, в белой футболке за черных, или любой другой пестрой футболке).
spordi-teoria.blogspot.com
Министерство спорта российской федерации
\ql |
Приказ Минспорта России от 28.04.2014 N 272 «Об утверждении правил вида спорта «лапта» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 01.09.2015 |
ПРИКАЗ
От 28 апреля 2014 г. N 272
Об утверждении правил вида спорта «лапта»
На основании подпункта 4.2.21 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3525; 2013, N 30, ст. 4112), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые правилавида спорта «лапта».
2. Признать утратившим силу Приказ Минспорта России от 01.08.2013 N 604 «Об утверждении правил вида спорта «русская лапта».
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации П.А. Колобкова.
Министр
В.Л.МУТКО
Утверждены
Приказом Минспорта России
от 28 апреля 2014 г. N 272
Правила вида спорта «лапта»
Раздел 1. Игра
Статья 1. Определение
Лапта — двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями (линия кона, линия дома), одна команда играет в защите, другая — в нападении. Цель одной команды — совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную пробежку (за линию кона и обратно), приносит своей команде очки. Цель другой команды — не дать соперникам сделать перебежки, попадая в них мячом (осаливание), и поймать мяч слета (свеча), команда, совершившая осаливание, получает право перейти в атаку и совершать удары и перебежки, другая команда имеет право совершить обратное осаливание. (К данным Правилам прилагается 5 Приложений (приложения N 3, 4, 5 — не приводятся).)
Мини-лапта — производная игра от лапты в закрытых помещениях и на уменьшенных игровых площадках.
Раздел 2. Оборудование места для соревнований
Соревнования в целях обеспечения безопасности зрителей и участников разрешается проводить на спортивных сооружениях, принятых к эксплуатации государственными комиссиями, при условии наличия Актов технического обследования о готовности сооружения к проведению мероприятия. Перед началом соревнований главный судья, представитель организации, проводящей соревнования, и врач составляют акт о том, что оборудование места проведения соревнований соответствует (не соответствует) правилам соревнований.
Статья 2. Игровая площадка и ее размеры
а) Игровая площадка для лапты (Приложение 1)представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40 — 55 м в длину и 25 — 40 м в ширину. Размеры измеряют по внешнему краю линий, ограничивающих площадку.
б) Игровая площадка для мини-лапты (Приложение 2)представляет собой прямоугольник 25 — 40 м в длину и 15 — 20 в ширину. В качестве игрового покрытия может применяться дерево или синтетический материал.
Статья 3. Линии, ограничивающие площадку
а) Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 5 см. Линии, расположенные по длинным сторонам игровой площадки, называются боковыми линиями, линии вдоль коротких сторон — линиями дома и линиями кона. Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома — не менее 5 м, за боковыми линиями — 5 — 10 м, за линией кона — не менее 10 м. В 10 метрах от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».
б) На игровой площадке по мини-лапте в 6 м от линии дома проводится контрольная линия, которая образует штрафную зону. Вокруг площадки должна быть свободная зона: за линией дома и кона не менее 4 метров, за боковыми линиями не менее 2 м, по всей длине линии кона желательно иметь сетку с ячейкой не более 40 мм.
Статья 4. Штрафная зона
а) Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку, часть поля, размером 10 м на 25 — 40 м, необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (Приложение 1)не попал в штрафную зону. Во время удара игроки защиты не имеют права находиться в штрафной зоне.
б) Штрафная зона для мини-лапты представляет собой прямоугольную площадку размером 6 м на 15 — 20 м.
Статья 5. Пригород
Пригород — место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими удары по мячу. Игроку, совершившему удар по мячу, разрешается располагаться по всей линии дома.
Статья 6. Площадка подающего
Площадка подающего расположена в центре линии дома, шириной 3 м.
Статья 7. Бита
а) Бита должна быть цельнодеревянной, длиной 60 — 110 см, диаметром не более 5 см +/- 1 мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 2,5 — 3 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см. Запрещается использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес биты не должен превышать 1500 г +/- 50 г.
б) Бита для игры в мини-лапту — длиной 60 — 100 см.
Статья 8. Мяч
Игра проводится теннисным мячом, окружность которого 20 см, вес 60 г.
Статья 9. Секторы запасных игроков играющих команд
а) Два сектора для запасных игроков расположены сбоку пригорода (Приложение 1). Размер каждого сектора (длина — 5 м, ширина — 2 м) обозначается разметкой. В каждом секторе должны быть скамейки или кресла на 10 — 14 человек. В секторах размещаются игроки играющих команд, тренеры и их помощники. Игрокам разрешается иметь с собой спортивную сумку и биты.
б) Для игры в мини-лапту секторы рассчитаны на 6 — 12 человек.
studfiles.net