Правила фехтования на шпагах – правила, разряды в этом виде спорта, устройство пола для тренировок и соревнований

Глава VI. ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ


⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 43Следующая ⇒

 

Фехтование на шпагах отличается от фехтования на рапирах и саблях большей приближенностью к условиям дуэльного боя. Это отражается в том, что в фехтовальном бою на шпагах раз­решается колоть противника в любую часть его тела, кроме за­тылка и шеи сзади (рис. 157), а при одновременных уколах по­ражение засчитывается обоим фехтующим независимо от того, кто из них был виновником этой одновременности. Сама же шпа­га более массивна, чем рапира.

Шпажный бой, как правило, ведется в большом отдалении противников друг от друга. Фехтовальщики в нем стремятся прежде всего поразить противника в ближнюю часть его тела, т. е. в вооруженную руку, что осуществляется в почти непрерывных мелких и точных движениях оружием, сопровождаемых легким маневрированием. Однако эта тонкая игра оружием вокруг руки противника время от времени переходит в длинные атаки с захватами и последующими попытками колоть в туловище или в ногу, в результате которых нередко возникает ближний бой, полный самых неожиданных положений, заканчивающихся уколами в самые различные части тела. Характерно широкое применение укола с оппозицией.

 

Типичным для шпажного боя является изобилие в нем контр­атак, противодействующих им атак второго намерения и повтор­ных — уколов, обусловленное правилами боя на шпагах, исклю­чающими фактор тактической правоты.

Тактика шпажного боя сводится в основном к исканию и под­готовке фехтовальщиком такого момента, когда он первым смо­жет послать наикратчайшим путем шпагу вперед и поразить про­тивника в наиболее близко расположенную часть тела уколом с оппозицией. Существенным преимуществом шпажного фехтова­ния перед другими видами фехтования является то, что спортсмен здесь в предельной степени освобожден от судейских решений, основанных лишь на субъективных впечатлениях. Может быть, именно этому преимуществу шпажное фехтование обязано своей большой распространенностью как у нас в Советском Союзе, так и за рубежом.

К фехтованию на шпагах допускаются мужчины и юноши старшего возраста. Шпажный бой проводится на поле боя (до­рожке) длиной 24 м и шириной 1,8—2 м (см. рис. 107). Бои про­водятся на один, три или пять уколов. Чистое время боя на один укол — 3 мин., на три и пять уколов — по 6 мин.

Большая общность фехтования на рапирах со шпажным фех­тованием позволяет часто ссылаться в аналогичных моментах на написанное по поводу рапирного фехтования. Это обстоятель­ство значительно сократило главу о фехтовании на шпагах, но обязывает читателя приступать к ней только после полного освое­ния материала четвертой главы.

Ниже будут описаны специальные приемы фехтования и дей­ствия, которые находят широкое применение в боях шпажистов. Кроме этих приемов, специфичных для шпажного фехтования, шпажисты нередко пользуются приемами, характерными для фех­тования на рапирах. Это особенно ясно выражено у фехтоваль­щиков, совмещающих занятия фехтованием на рапирах с фех­тованием на шпагах, а также у шпажистов, которые к фехтова­нию на шпагах пришли от фехтования на рапирах. Рапирный характер ведения отдельного боя не является недостатком, если на­ряду с ним шпажист может фехтовать, используя специфично шпажную технику и тактику. Более того, это становится достоин­ством, богатством шпажиста, дающим ему возможность наилуч­шим образом использовать особенности противника в целях по­беды над ним.

Поэтому желательно овладение в юношеском возрасте основа­ми рапирного фехтования, как фундаментом для будущих заня­тий фехтованием на шпагах.

 

ШПАГА И ЕЕ ДЕРЖАНИЕ

 

Шпага (рис. 158) —оружие только колющее. Общий вес шпа­ги должен быть не более 700 г, общая длина — не более 1100 мм. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трехгранное сечение и долы на каждой стороне клинка; ширина сторонне более24 мм. Длина клинка от наконечника до выпуклой поверхности гарды — не более 900 мм, стрелка прогиба — не более 10 мм. Рукоятка может быть любой конструкции (простая, с поперечником, писто­летная), длина ее — не более 235 мм. Чаще всего пользуются шпагами с простой рукояткой.

 

 

Разрешается пользоваться специальными скобами, вделанны­ми в рукоятку, или ременными петлями (мартингалами). Гарда шпаги больше, чем рапирная, и не симметрична в целях лучшего закрытия кисти. Отверстие в гарде, через которое проходит хвост клинка, может быть смещено от ее центра не более чем на 35 мм. Такое смещение называется эксцентриситетом. Глубина гарды — от 30 до 55 мм, диаметр ее — не более 135 мм. Поверхность гар­ды должна быть гладкой и не блестящей, края гарды не должны быть загнуты. Шпаги приспособлены для пользования аппара­том — электрофиксатором (см. рис. 56), который посредством электрозамыкания, возникающего при уколе в контактном нако­нечнике шпаги, автоматически отмечает факт укола звонком и зажиганием лампочки, соответствующей пораженному фехтоваль­щику. Аппарат может фиксировать уколы и сразу обоим фехто­вальщикам, если между нанесением уколов проходит не более 1/20—1/25 сек. Оценка уколов при наличии электрофиксатора про­изводится только на основании его показаний.

Достаточность крайне небольшого опережения своим уколом укола противника (не менее 1/25 сек.) для того, чтобы укол по­следнего уже не засчитывался, как не фиксированный аппара­том, развивает у шпажистов весьма острую и тонкую оценку боевых ситуаций в плане возможного опережения и одновремен­ного, по показанию электрофиксатора, нанесения уколов.

Способ держания шпаги в первую очередь обусловлен систе­мой рукоятки, но во всех случаях рукоятка держится легко, без излишнего напряжения, и лишь в моменты действия шпагой сжи­мается пальцами более сильно и прижимается к ладони. Шпаги с простой рукояткой (рис. 159) и с пистолетной следует держать так же, как и рапиры с этими рукоятками. Шпаги с рукояткой с перекладиной почти не применяются.

Шпага с простой рукояткой предпочтительнее других, так как эта рукоятка позволяет фехтовальщику наилучшим образом уп­равлять шпагой в условиях резкой перемены дистанции, характерной для шпажного боя, и в частности в моменты ближнего боя и так назы­ваемого кор-а-кор. Кроме того, про­стая рукоятка позволяет перехваты­вать ее за конец, что может дать некоторое преимущество в опреде­ленные моменты шпажного боя. Од­нако не следует увлекаться перехва­тыванием рукоятки, так как это бы­вает выгодно лишь при нанесении одиночных уколов и не годится в за­вязках и сложных действиях напа­дения и защиты.

Основным способом держания шпаги с простой рукояткой является тот же способ, что и при держании рапиры (см. гл. IV), но большой палец может отстоять от гарды на расстоянии примерно 2 см.

Возможные ошибки при держании шпаги: 1) постоянное размещение кисти на конце рукоятки, т. е. в чрез­мерном отдалении от гарды; 2) выпрямление указательного паль­ца вдоль наружной стороны рукоятки.

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ

 

Стойка «смирно» и положение «вольно», исходное положение и приветствие со шпагой выполняются так же, как и с рапирой (см. стр. 102).

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Основы фехтования

Основы фехтования

СОДЕРЖАНИЕ

1. основы фехтования

1.1 история развития фехтования

1.2 классификация технических приемов и боевых действий, терминология фехтования

1.3 характеристика фехтования на рапирах

1.4 характеристика фехтования на шпагах

1.5 характеристика фехтования на саблях

1. ОСНОВЫ ФЕХТОВАНИЯ

1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕХТОВАНИЯ

Фехтование в древнем мире. Борьба первобытного человека за существование, а позднее беспрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми полна история народов древнего мира, были причинами возникновения и усовершенствования холодного оружия. Одновременно росло мастерство владения им. В древности обучение воинов начиналось с раннего детства, что можно установить на основе анализа исторических памятников, бытовых и религиозных обрядов, данных по истории физической культуры, произведений изобразительного искусства.

У народов Древней Индии существовала святая книга, содержащая принципы упражнений с оружием. В качестве преподавателей выступали члены секты браминов. Они давали свои уроки на городских площадях. В дальнейшем обучением искусству фехтования стали заниматься профессиональные воины.

В Древнем Египте распространенным видом упражнения с оружием было фехтование на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье свободной руки тремя ремнями, представляла собой щит для отражения ударов противника.

В Древней Греции в почете были физические упражнения и военные игры. В качестве оружия греки пользовались подобием шпаги, которая являлась как колющим, так и рубящим оружием. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. Основным средством защиты был щит. Чтобы избежать укола или удара использовались уклонения туловищем, а также перемещения назад и в стороны.

В Римской империи широко практиковалось изучение владения холодным оружием. Довольно значительное количество преподавателей, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в римской армии. «Доктора оружия» в Риме были очень известными людьми и нередко награждались высокими знаками отличия.

Фехтование как зрелищное искусство владения холодным оружием получило широкое распространение в древнем мире. В период разложения Римской империи кровавые поединки были излюбленным зрелищным развлечением народа. В Риме первые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднествах. Гладиаторы набирались из рабов, которых обучали искусству владения холодным оружием. Начинающие гладиаторы упражнялись вначале деревянными шестами и палками. Они наносили удары по столбу, врытому в землю, или по чучелу, набитому соломой. При этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при публичных выступлениях.

Фехтование в средние века. В средние века искусство владения холодным оружием носило ярко выраженный классовый характер — им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Фехтование было жизненно необходимым навыком, помогавшим не только преуспеть в жизни, но и уцелеть в ходе рыцарских турниров и дуэлей.

Но было бы ошибочным утверждать, что простые горожане и крестьяне в этот период не занимались фехтованием. Среди них было широко развито фехтование на палках, обитых железом, и на алебардах (род секиры, укрепленной на длинной палке).

В XVI в. с изобретением пороха и появлением огнестрельного оружия утратилось значение металлических доспехов, и тяжелое холодное оружие заменили более легким. Например, вместо двуручного меча появилась облегченная шпага, которой можно было колоть и рубить.

Отдельные источники указывают на то, что фехтование как искусство владения рапирой и шпагой зародилось в Испании. Первыми книгами по теории фехтования считаются произведения испанских преподавателей Понса де Перпиньяна и Педроса де Торре. Их книги вышли в свет в 1474 г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования («Фехтбрудер»), а в Англии основана ассоциация фехтовальщиков.

В 1567 г. парижские мастера фехтования на шпагах создали Академию преподавателей фехтования Франции. В ее состав входили 20 членов, из которых 6 были наиболее почетными. В середине XVII в. фехтование на шпагах во Франции продолжало совершенствоваться, становилось более вариативным. Шпага стала легче, клинок ее приобрел трехгранную форму. Французские преподаватели фехтования при обучении использовали облегченную шпагу (флорет), явившуюся прототипом современной рапиры.

С середины XVII в. во Франции получает распространение школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия. В этом заключалось основное различие между итальянской и французской школами фехтования.

Фехтование в России и российской армии. Владение холодным оружием в Древней Руси имело большое военно-прикладное значение. Русские воины использовали копья, пики, топоры, секиры, мечи и дротики. В веках живут славные победы русских воинов в битвах с иноземными захватчиками на Чудском озере и Куликовом поле.

Фехтование западно-европейского типа возникло в России в первой половине XVII в. В отличие от Запада оно развивалось не из турнирной и дуэльной форм, а было заимствовано как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство».

Во второй половине XVIII в. возникла отечественная школа военно-физической подготовки. Основоположником ее был великий русский полководец А. В. Суворов. Основные положения обучения русского солдата Суворов изложил в своей книге «Наука побеждать» (1796—1799 гг.) Он придавал исключительное значение искусству владения штыком в рукопашной схватке. Общеизвестны слова А.В. Суворова: «Расстреляли патроны, ружья нет, штык всегда есть, всегда заряжен».

В начале XIX в. значительная роль отводилась русским преподавателям фехтования. Особый вклад в развитие фехтования в России внесли И.Е. Сивербрик (ученик Б. Фишера) и Соколов. Сивербрик вел большую преподавательскую работу в Петербурге — сначала в Первом кадетском корпусе, позже в Пажеском и других корпусах. В 1821 г. он организовал при Константиновском военном училище школу помощников преподавателей фехтования с трехлетним сроком обучения. Окончившие школу распределялись по кадетским корпусам.

В 1851 г. в Петербурге был открыт Императорский фехтовальный зал (где преподавал И.Е. Сивербрик), а в 1857 г. в Инженерном павильоне — Санкт-Петербургский офицерский фехтовально-гимнастический зал.

С 1860 г. начали устраиваться соревнования по фехтованию на императорские призы (специальный темляк на шашку). К соревнованиям допускались только офицеры. Обладатель императорского приза завоевывал звание чемпиона России по данному виду оружия, если он 2 года подряд занимал первое место. Соревнования обычно были предварительными и заключительными. В предварительных соревнованиях боев не было. В них проходила проверка технической подготовленности участников. Выдержавшие это испытание допускались к заключительным соревнованиям, т. е. к фехтовальным поединкам. Бои проводились на время, их продолжительность была от 3 до 7 минут. В начале XX в. в Петербурге организуются офицерские фехтовальные курсы. Позже к этим курсам прибавились гимнастическо-фехтовальные курсы для унтер-офицеров, которые выпускали помощников офицеров по преподаванию фехтования. В 1909 г. курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу на 100 слушателей по образцу французской школы в Жуанвиле, а в 1910 г. была открыта Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. Среди слушателей военных школ выделялись талантливые фехтовальщики, впоследствии заслуженные мастера спорта В.М. Захаров и Т.И. Климов. Преподаватели, подготовленные в этих школах, вели работу в Харькове, Новочеркасске, Твери, Одессе, Киеве, Севастополе, Туле, Таганроге, Риге, Томске, Смоленске и других городах.

В это же время довольно широко стали приводиться соревнования по фехтованию. Однако вначале они организовывались только в пределах городов. Ежегодно в Петербурге устраивались соревнования среди студентов университета, Политехнического и Технологического институтов на приз первенства высших учебных заведений по рапире и эспадрону.

Официальных правил соревнований по фехтованию в России не было. При их проведении руководствовались отдельными инструкциями, практическим опытом и традициями. Отчасти пользовались сведениями из учебной литературы по фехтованию, преимущественно зарубежной. Некоторое обобщение вопроса о проведении соревнований было представлено в книге К. Тернана «Фехтование на рапирах», изданной в Петербурге в 1913г. Таким образом, в дореволюционной России зародились основы отечественного фехтования, которое имело скорее прикладной, чем спортивный характер и получило свое развитие в первой половине XIX в. В русской армии основное внимание уделялось сабельному и штыковому фехтованию, оно предназначалось для подготовки воинов к рукопашному бою. Спортивное фехтование было доступно лишь дворянской аристократии и буржуазии и служило их классовым интересам.

Преимущественное развитие фехтование получило среди офицеров русской армии. Однако спортивно-техническая подготовленность русских фехтовальщиков была относительно невысока, о чем свидетельствовали их выступления на международной арене.

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ТЕРМИНОЛОГИЯ ФЕХТОВАНИЯ

Классификация — это распределение технических приемов и боевых действий по общим признакам и в определенном порядке для облегчения усвоения фехтования на основе системного подхода к предмету. В тесной зависимости от классификации находится терминология фехтования, знание которой позволяет спортсменам, тренерам и судьям более эффективно взаимодействовать в ходе тренировок и соревнований, а также полноценно пользоваться специальной литературой.

mirznanii.com

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ФЕХТОВАНИЯ НА ШПАГАХ


⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 25Следующая ⇒

В технике и тактике фехтования на шпагах прежде всего реализованы положения правил соревнований, допускающие нанесение уколов в любую часть тела спортсмена за исключением затылка (туловище, руки, маску, ноги), регламентирующие возможности опережения противника при взаимных уколах на 1/25 долю секунды (0,04-0,05 сек). Кроме того, немаловажное значение имеют вес оружия (в пределах 700 граммов), значительные габариты гарды, присуждение одновременных уколов обоим фехтовальщикам. Данные особенности ведения боя четко выражены в составе действий нападения и защиты, тактических компонентах их подготовки и применения, требованиях к точностным характеристикам нанесения уколов, проявлениям зрительно-моторных реакций, управлению оружием.

Для боя на шпагах типичны дальняя дистанция между спортсменами, высокая бдительность к положениям и движениям оружия противника, постоянное внимание к обеспечению безопасности собственной вооруженной руки и впереди стоящей ноги (так как они находятся к противнику ближе, чем другие части тела), стремление к максимальной точности уколов. При этом вооруженная рука противника является главной мишенью, что определяет особую значимость быстроты и точности зрительной и тактильной реакций фехтовальщика, их специализированности в соответствии с условиями шпажного боя.

Используются все разновидности атак, завершаемые уколом в туловище, руку, маску, ногу, включая атаки с одним финтом, батманом (захватом) и их комбинации. Однако превалируют в бою простые атаки уколом в руку и атаки с действием на оружие уколом в руку и туловище, так как их применение сужает перспективы контратаки противника.

В обороне наиболее распространенные средства — контратаки, представляющие как бы первый барьер для атакующего, дополняемый в условиях продолжения схватки защитой и ответом. Близость к противнику вооруженной руки и бедра впереди стоящей ноги спортсмена в момент окончания нападения, а также «минимум» времени, необходимый для опережения, определили высокую результативность повторных атак, контратак и ремизов. Поэтому неотъемлемым компонентом техники движений оружием служат оппозиции, особенно в атаках и ответах.

По мере продвижения к противнику, как в атаке, так и при противодействии его атаке, расширяются возможности для нанесения уколов в отдельные части поражаемой поверхности. Так, если спортсмен отбил 4-й защитой нападение «стрелой», направленное в руку, но атакующий продвинулся уже достаточно глубоко, то укол придется в бедро впереди стоящей ноги или нижний сектор туловища, причем раньше ответного укола или одновременно с ним. Точно так же атака (ответ) переводом в туловище закончится уколом в руку, если противник неожиданно сблизится в ходе схватки или двинет вооруженную руку вперед.

Увеличение возможностей нанесения укола противнику по мере сокращения дистанции в схватке предопределяет высокую результативность повторных атак и ремизов, отступлений с направленной в руку противника шпагой. Вытянутая рука в схватке, при промахе в первоначальной попытке нанести укол или парировании ее противником, эффективный прием противодействия атакам (ответам), так как противник рискует наткнуться на наконечник клинка, приближая в процессе нападения свою руку или другую часть тела к острию выставленной вперед шпаги. Сама же вооруженная рука с вытянутой вперед шпагой не является беззащитной, так как прикрыта значительной по величине гардой. Именно поэтому атака уколом в руку обычно завершается повторной атакой уколом в туловище (маску) или ремизом в руку (ногу), а контратака в руку предшествует защите с ответом в туловище. В свою очередь после неудавшегося ответа в руку чаще всего следует повторная атака с действием на оружие и уколом в туловище с оппозицией, ремиз в руку.

Разнообразие средств обороны, среди которых контратаки, защиты и контрзащиты, усиленные разнонаправленными перемещениями (отступлением, сближением, уклонением), приводит к довольно частому возникновению ближнего боя. Причем схватки в ближнем бою скоротечны, изобилуют сериями повторных уколов, полуповоротами в разные стороны и уклонениями, а также отличаются некоторой силовой борьбой оружием в момент столкновения гардами или сильными частями клинков.

Самостоятельное значение в боях имеют уколы в руку с углом и захлестом, особенно в атаках и контратаках. Применяемые неожиданно, они лишают противника необходимой точности нападений.

Передвижения шпажиста имеют отдельные ярко выраженные особенности. В частности, в боевой стойке ноги слегка согнуты, расстояние между ними в пределах 1,5 стопы, а маневрирование по дорожке свободное с нередким скрещиванием ног. «Стрела» занимает значительное место, хотя и сохраняется ведущая роль атак с выпадом, шагом (скачком) вперед и выпадом.

В атаках, ответах, исходных положениях оружия ярко выражено стремление направить острие клинка возможно ближе к кисти противника, широко использовать движения гардой в целях защиты вооруженной руки.

В основах техники и тактики фехтования на шпагах много общего с фехтованием на рапирах. Прежде всего это структура движений оружием при нанесении уколов в туловище, пространственно-временные характеристики финтов, необходимость сохранения единой плоскости между плечом-локтем и кистью в конечном положении защит, техника прямых защит и контрзащит. Имеет место также ведущая роль круговых верхних защит.

Тактика боя на шпагах диктует необходимость чередования защит с отступлением и сближением. Однако прямые защиты применяются в значительно большем объеме, чем полукруговые и круговые, так как атаки и ответы чаще всего однотемповые и двухтемповые.

При подготовке атак (ответов) важную роль играют способности спортсмена представить направление движения собственного клинка с учетом предполагаемого пути и пространственно-временных параметров оборонительных действий противника оружием. Поэтому атакующему необходимо понимание тактической сущности боевых действий, что позволяет избегать столкновений с защитой и оппозицией противника, оптимизировать выбор наиболее результативных средств для каждой ситуации, а также быстроту и амплитуду своих движений оружием, длину перемещений по фехтовальной дорожке и др.

Единоборство шпажистов происходит на фоне постоянного взаимодействия оружием, приводящего к возникновению многоактных схваток, чаще всего скоротечных, при значительных трудностях сохранения техники в условиях неожиданных удлинений дистанции поединка. Поэтому по мере совершенствования типовых действий значительное время следует уделять тренировке разнообразных комбинаций, как состоящих из преднамеренных действий, так и произвольно чередуемых тренером во время занятий.

Для достижения мастерства в фехтовании на шпагах необходимы уверенное управление оружием, оптимальное соотношение разновидностей атак и противодействий атакам (контратак и ответов, ремизов и контрответов). Кроме того, хорошая маневренность спортсменов, внезапность нападений, специализированность зрительной и тактильной реакций, обеспечивающие точность уколов и надежность противодействия неожиданным нападениям, создают предпосылки для достижения стабильных спортивных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Базовые действия

1. Простые атаки и атаки с одним финтом уколом в руку. Продвижение к противнику (тренеру) в выпаде.

2. Атаки с действием на оружие, чаще всего с батманом, уколом в руку (туловище). Спортсмен начинает схватки самостоятельно, а также атакует на подготовки.

3. Контратаки и ремизы уколом прямо и переводом в руку сверху с оппозицией. Спортсмен отступает или делает выпад («стрелу»).

4. Защиты (контрзащиты) прямые верхние (4-я и 6-я) и прямой ответ уколом в руку (туловище), прямой контрответ с оппозицией.

5. Круговые верхние защиты (чаще всего круговая 6-я защита) и прямой ответ.

6. Нижние защиты (8-я или 2-я) против атак. В ближнем бою 7-я защита (или 1-я).

7. Атака с завязыванием — двумя последовательно выполняемыми захватами в верхнее и нижнее соединения. Аналогично выполняются и ответы с выпадом в нижний сектор туловища или в ногу.

8. Атаки (контратаки) уколом в руку с углом (захлестом) — уколом кнаружи с углом влево, уколом внутрь с углом вверх и вправо, поднимая гарду вверх или влево.

9. Комбинации действий:

а) простая атака уколом в руку и ремиз в руку (ногу) со сближением;

б) контратака уколом в руку и ремиз (серия контратак и ремизов) с отступлением;

в) атака уколом в руку во внутренний сектор и повторная атака переводом в наружный сектор;

г) контратака уколом в руку сверху, верхняя защита с выбором и ответ уколом прямо;

д) круговая 6-я и прямая 4-я защиты и ответ уколом прямо.

Техника уколов прямо и переводом
в руку и туловище

При выполнении переводов, в стремлении спортсменов к свободным и минимальным по амплитудам движениям острия на укол, имеются различия в технике переводов с уколом в руку и уколом в наружный сектор туловища.

Уколы в руку переводом во внутренний и наружный сектора одинаковы по ритмическому рисунку, а движение острием и выпрямление вооруженной руки начинаются одновременно. В свою очередь в переводе в наружный сектор туловища в сравнении с переводом во внутренний сектор переводящее движение острием клинка в наружный сектор должно быть максимально быстрым, чтобы опередить полное выпрямление вооруженной руки и избежать расширения амплитуды движения клинком.

Особенности переводов во внутренний и наружный сектор туловища, выраженные в различных временных соотношениях между выпрямлением руки и движением клинка в переводе, легче осваиваются с дистанций, диктующих требуемую структуру перевода. Например, перевод внутрь из шестого соединения следует первоначально тренировать с несколько большей дистанции, чем ближняя. В этом случае спортсмен даже при максимально быстром выпрямлении вооруженной руки успеет полностью выполнить перевод. Однако, выполняя перевод в наружный сектор, целесообразно обведение гарды в начальной фазе выпрямления вооруженной руки, объективные условия для чего возникают на ближней дистанции, даже короче той, что требуется для нанесения укола. Подобное пространственное соотношение между спортсменом и тренером заставляет ускорять движение острия в переводе, ибо иначе нанесение укола в наружный сектор туловища становится затруднительным.

Оппозиции в уколах

Применение всех разновидностей атак и ответов усложнено опасностью получить опережающий укол, и прежде всего в кисть вооруженной руки и бедро впереди стоящей ноги. Поэтому выполнение нападений целесообразно сочетать со способами обезопасить вооруженную руку от контратаки (ремиза) противника, наиболее эффективны среди которых оппозиции.

Оппозиция создается небольшим движением гарды и сильной части клинка в сторону предполагаемой угрозы от острия шпаги противника. Выполняется она параллельно с выпрямлением вооруженной руки в уколе. Эффективность оппозиции именно в одновременности разнонаправленных движений оружием на укол и в сторону для его противопоставления возможному уколу противника.

Вместе с тем излишне ранняя оппозиция, выполненная в начальной фазе выпрямления руки на укол (встречается в ответах и контрответах), облегчит противнику нанесение ремиза за счет дополнительного тактильного сигнала. Точно так же запаздывание оппозиции, ее выполнение вслед за выпрямлением вооруженной руки не убережет спортсмена от укола противника.

Наиболее распространены оппозиции в ответах, что объясняется близостью спортсмена к противнику в момент взятия защиты, реальной опасностью получения повторного укола для обороняющихся, особенно в ногу.

Освоение оппозиций следует начинать при выполнении уколов в туловище из 6-го и 4-го соединений. Тем самым автоматизируются стандартные положения вооруженной руки в конечной фазе укола. Так, при оппозиции в 6-е соединение гарда несколько отклонена в наружную сторону и вверх, а оппозиция в 4-е соединение создается отклонением гарды во внутреннюю сторону и вниз.

Координация движений оружием при выполнении
нападений и возвратов в исходное положение

В атаках, ответах, контратаках, подготавливающих действиях оружием целесообразно раннее выведение острия клинка в проекцию вооруженной руки противника, так как направление наконечника шпаги вперед само по себе таит угрозу нанесения укола в случае его встречного движения.

Возвращение вооруженной руки в исходную позицию при закрытии назад после безрезультатной схватки должно завершать движение выпада, особенно в ситуациях с неудавшейся противнику защитой или при парировании им нападений в значительном отдалении. В этом случае вытянутая еще у спортсмена вооруженная рука и угрожающе направленное вперед острие шпаги являются дополнительным средством противодействия противнику при его неожиданном длинном сближении.

Сгибание вооруженной руки при завершении нападений, опережающее приход спортсмена в боевую стойку, имеет смысл лишь в качестве реакции на защитный отбив клинка противником на дистанции возможного ответа уколом в туловище, так как увеличивается риск запоздать с применением контрзащиты.

Уколы в руку с углом и захлестом

Их применение позволяет одновременно решать тактическую задачу нанесения укола и усложняет противнику достижение точности в атаке (контратаке) за счет неожиданного выведения вооруженной руки из проекции его клинка, движущегося на укол. Кроме того создание угла между кистью и шпагой, а также прогиб клинка в момент нанесения укола позволяют избежать столкновения с гардой противника и тем самым беспрепятственно нанести ему укол в руку.

Острие клинка в уколах с углом должно преодолевать возможно более короткий путь, идентичный используемому в уколах прямо и переводом в типовой технике. При создании угла гарда перемещается в любую сторону от кратчайшего пути к точке укола в пределах 20- 30 см. Выведение острия клинка на цель и создание угла должно проходить одновременно и непрерывно, иначе противник получит сигнал для адекватного реагирования.

Уколы с углом наиболее часты в атаках и контратаках уколом в руку. При этом для простых атак характерно создание угла движением гарды вниз и внутрь, а в контратаках — угла вверх или в наружную сторону. Необходимо лишь учитывать, что контратакующий (как и наносящий ответ) фехтовальщик находится обычно в боевой стойке и поэтому его вооруженная рука расположена выше, чем у атакующего спортсмена, облегчая тем самым обороняющемуся создание угла вверх.

В боях применяются и уколы с углом, направленным необязательно точно в вертикальной или горизонтальной плоскостях, в частности контратаки с одновременным углом вверх и в наружную сторону, атаки с углом во внутреннюю сторону и вниз.

Вместо укола с углом нередко используется «захлест» за счет прогиба шпаги, создаваемого небольшим замахом оружия и резким движением кистью. В этом случае параллельно с выпрямлением вооруженной руки для нанесения укола возникает захлест клинка, в котором наконечник огибает гарду противника.

Состав разновидностей атак

Среди разновидностей атак количественно выделяются простые и атаки с действием на оружие уколом в руку. Причем следует иметь в виду реальную взаимозаменяемость применяемых простых атак и атак с действием на оружие в связи с относительной близостью вооруженной руки противника, их наибольшую результативность в ситуациях с недостаточным объемом информации о его оборонительных намерениях, относительно меньшую вероятность успешной контратаки. Кроме того большое количество именно простых атак в руку из-за попадания в гарду попутно решают задачи подготавливающих действий, позволяют получить данные о намерениях противника.

С учетом моментных особенностей взаимодействия спортсменов в схватке наиболее распространены атаки на подготовку и повторные атаки. И это естественно, так как в атаке на подготовку сокращается время на движение острия клинка в проекцию вооруженной руки или бедра впереди стоящей ноги противника из-за взаимного сближения, а в повторной атаке спортсмен имеет уже инерцию продвижения к противнику и условия для некоторого сокращения дистанции.

По характеру реагирований спортсменов превалируют атаки, двигательные параметры которых спортсмен выбирает перед схваткой, а его стартовые характеристики соответствуют механизмам простых реакций. Объяснение этому — в практической невозможности выбирать сектор нанесения укола по ходу атаки или переключаться на укол в открывающийся сектор из-за существенно большей продолжительности движения оружием в атаках в сравнении с защитами.

Поэтому при подготовке атаки важны поиск и анализ информации об оборонительных намерениях противников, умение спортсмена представить путь движения собственного клинка, основываясь на предполагаемом пути и характере защитных (контратакующих) движений противника, чтобы избежать столкновения клинками до момента нанесения укола, использовать необходимую быстроту, амплитуду движений оружием, длину выполнения.

Управление оружием в атаках основано на движениях кистью и пальцами в процессе быстрого выпрямления вооруженной руки. Гарда при этом направляется вперед, не повторяя боковых перемещений клинка.

Финты следует делать минимальными, реально угрожая противнику, вызывая его защитную реакцию. Убедительность финтов достигается быстротой, длиной и внезапностью движения клинком в определенный сектор.

Совершенствование атак с финтами требует значительных усилий, которые объясняются трудностями взаимосочетаний действий оружием атакующего и защищающегося (по быстроте, амплитуде и длине), что достигается многократным повторением атак с финтами в ситуациях с различными пространственными и временными параметрами, из различных исходных положений оружия.

В момент нанесения укола вооруженная рука вместе с клинком должна составлять примерно единую линию, проходящую через точку соприкосновения острия с поражаемой поверхностью, гарду и плечи спортсмена. Соблюдение стандартного положения вооруженной руки при нанесении уколов создает привычные условия для продолжения фехтовальщиком неудавшихся схваток и тем самым повышает точность ремизов, стабильность выполнения контрзащит и контрответов, повторных атак.

При выполнении батмана, захвата, завязывания необходимо достичь соприкосновения со слабой частью клинка обороняющегося, действовать оружием быстро и непрерывно. Стартовая часть атаки, в которой выполняется батман, захват, а также и сторона соприкосновения клинков должны быть внезапными для противника, чтобы избежать контратаки.

Завязывание в качестве разновидности захвата отличается значительной силой воздействия на оружие противника. Его эффективность определяется непрерывностью контакта сильной или средней части клинка атакующего со слабой частью клинка противника в ходе атаки. Наиболее распространенным является завязывание в 4-е и 2-е соединения с уколом в ногу (нижнюю часть туловища) и завязывание в 6-е и 7-е соединения с уколом в туловище.

Тренировка атак в ситуациях выбора
между альтернативными действиями

Ситуация 1.

Атака (контратака) переводом на партнера (тренера), произвольно чередующего батман в 4-е и 6-е соединения. Спортсмен совершает укол в открывающийся сектор руки (туловища).

Ситуация 2.

Атака на партнера (тренера), произвольно чередующего запаздывающие защиты (контратаки) стоя на месте и своевременные защиты с отступлением. Спортсмен совершает повторные атаки (ремизы) уколом в руку (туловище, ногу), реагируя на отступление.

Ситуация 3.

Атака на партнера (тренера), произвольно чередующего запаздывающие защиты и своевременные защиты с ответом. Спортсмен парирует ответы прямыми верхними контрзащитами и наносит контрответы уколом в туловище.

Ситуация 4.

Атака с действием на оружие на партнера (тренера), произвольно чередующего защиту и контратаку. Спортсмен парирует контратаку по ходу сближения.

Ситуация 5.

Атака с батманом на парнера (тренера), произвольно чередующего отступление, сближение, остановку на месте. Спортсмен удлиняет или укорачивает атаки.

Система защит и ответов (контрответов)

Основными защитами являются 4-я и 6-я верхние, 7-я и 8-я нижние. При этом отдельные спортсмены с успехом используют полукруговую 2-ю защиту вместо 8-й и 7-й.

В технике защит обязательно их варьирование по амплитуде в зависимости от пространственно-временных особенностей нападений противников. Так, парируя атаки при значительном расстоянии между спортсменами, вооруженную руку целесообразно слегка согнуть, продвижение клинка атакующего на близкое расстояние к поражаемой поверхности вызывает необходимость большего сгибания руки у защищающегося и некоторого приближения оружия к туловищу.

Однако варьирование параметрами защитных движений имеет смысл лишь в пределах 5-10 см. Исключение составляет лишь 4-я защита, при выполнении которой движение локтя вооруженной руки назад значительно. Причем по мере приближения гарды к туловищу амплитуда защиты расширяется, гарда опускается несколько вниз, клинок перемещается в вертикальном направлении.

Определенное распространение имеют комбинации круговой и прямой верхних защит, прямой верхней и полукруговой нижней защит, круговой верхней и полукруговой нижней защит, круговой верхней и прямой верхней защит. При этом защиты чаще всего совмещаются с отступлением.

Контрзащиты обычно прямые и верхние, так как применение круговых верхних контрзащит представляет значительные технические трудности. Комбинации контрзащит встречаются в виде прямой верхней и круговой верхней, прямой верхней и полукруговой нижней.

В конечном положении верхней защиты необходима единая плоскость между плечом, локтем и кистью, так как выдвижение локтя кнаружи приводит к расширению амплитуды защит и появлению движений в плечевом суставе при выполнении переводов, перенапряжению мышц вооруженной руки и снижению точности ответов и контрответов.

Контроль за положением предплечья, локтя и плеча вооруженной руки при совершенствовании защитных движений облегчается снижением быстроты выполнения упражнений, фиксированием положения зашиты в отдельных схватках.

Перемещения клинка в прямых защитах должны быть ограничены, особенно в ситуациях прекращения противником продвижения вперед. Однако по мере удлинения его атаки, дальнейшего приближения острия клинка к поражаемой поверхности вооруженная рука защищающегося сгибается несколько больше, а амплитуда защиты расширяется. В свою очередь перемещения острия клинка в круговых защитах должны быть значительными. При этом гарда лишь частично (в пределах не более 5 см) может его дублировать.

Контрзащита выполняется обычно в начальной фазе ухода с выпада назад, но иногда и стоя на выпаде. Положение же обороняющегося на выпаде характеризуется низким уровнем плеч и оружия в условиях относительной близости к противнику. Поэтому контрзащита несколько шире по амплитуде чем защита, а оружие ближе к туловищу обороняющегося (вооруженная рука берется на себя). Оружие становится вертикальнее, а уровень гарды несколько выше по отношению к туловищу, обеспечивая тем самым полноценное парирование ответного укола в верхнюю часть туловища, плечо и спину.

Эффективное средство обороны — защиты с неожиданным и быстрым сближением, так как сокращение дистанции в момент атаки само по себе ставит перед противником дополнительную проблему, затрудняя проникновение клинком в избранный сектор поражаемой поверхности. Вместе с тем для их применения нужно освоить нанесение ответов уколом прямо и переводом в условиях сближенной дистанции. Переводы выполняются в данной ситуации без выпрямления вооруженной руки, а иногда и при взятии ее на себя, а ответы прямо наносятся со значительным подниманием гарды вверх или выведением ее кнаружи.

Движения оружием на укол в ответах и контротютах не имеют существенных особенностей, за исключением необходимости сохранять соприкосновение клинков в уколе прямо, облегчая тем самым выполнение оппозиции.

В составе разновидностей ответов превалируют уколы прямо в руху сверху из верхних защит (4-й и 6-й), ответы и контрответы уколом прямо в туловище, ответы переводом из 6-го соединения во внутренний и нижний секторы туловища (бедро). В отдельных ситуациях наблюдаются ответы из 8-й (2-й) защиты переводом в верхний сектор, ответы уколом прямо в ногу. Имеют место и ответы с завязыванием, в частности из 4-й защиты — укол в ногу с завязыванием в 8-е соединение, из 6-й защиты — укол в нижнюю часть туловища с завязыванием в 7-е соединение.

Контратаки и ремизы

Противодействия атакам и ответам направлены на решение тактических задач опережения или нанесения укола с оппозицией (уклонением).

Выбор разновидности контратаки определяется расстоянием, с которого начинается атака, быстротой приближения противника, предполагаемым сектором его укола, своеобразием координации движений ног и вооруженной руки в ходе атаки. Именно условия предстоящей схватки диктуют целесообразность выполнения контратаки на начальную (стартовую) фазу атаки, реализацию установки на опережение противника за счет различий в длине и быстроте действий оружием и передвижений, применение сближений или отступлений.

Наиболее распространены контратаки уколом в руку сверху, так как техническая простота их выполнения сочетается с уязвимостью данной части поражаемой поверхности спортсменов. Широко представлены в бою контратаки уколом в руку снизу, а также с углом вверх и наружную сторону, вниз и внутреннюю сторону.

Контратаки с оппозицией выполняются обычно уколом в руку сверху и уколом в туловище во внутренний и наружный секторы из 6-й позиции или из положения с опущенным оружием. В свою очередь ремизы чаще всего наносятся уколом в руку прямо и уколом прямо в туловище из верхних соединений, а также переводом внутрь в руку и бедро впереди стоящей ноги.

Тренировка защит с ответом и контратак
в ситуациях выбора
между альтернативными действиями

Ситуация 6.

Спортсмен парирует прямыми верхними защитами (4-я и 6-я) атаки партнера (тренера), произвольно чередующего нападения прямые, переводом, батманом и уколом прямо (переводом).

Ситуация 7.

Спортсмен парирует простые атаки партнера (тренера) и наносит ответы. Контратакует атаки с длинным сближением.

Ситуация 8.

Спортсмен парирует атаки партнера (тренера) и наносит ответы, парирует произвольно выполняемые контрответы и наносит уколы в туловище.

Ситуация 9.

Спортсмен парирует длинные атаки партнера (тренера) и наносит ответы. Не реагирует на ложные сближения, серии финтов, батманы.

Ситуация 10.

Спортсмен парирует длинные атаки партнера (тренера) и наносит ответы. Не реагирует ответом на короткую атаку, парирует ремиз и наносит ответ.

Ситуация 11.

Спортсмен парирует длинные атаки партнера (тренера) и наносит ответы стоя на месте. Парирует короткие атаки и наносит ответы с выпадом («стрелой»).

Ситуация 12.

Спортсмен парирует длинные атаки партнера (тренера) и наносит прямые ответы, парирует произвольно выполняемую короткую атаку и совершает атаку с одним финтом и уколом в руку (ногу).

СОДЕРЖАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Направление острия шпаги в пространство
наиболее вероятного нахождения
вооруженной руки противника

Нацеленность острия шпаги на вооруженную руку противника при подготавливающих перемещениях клинка и единоборстве оружием сыграет положительную роль прежде всего в неожиданных ситуациях и при продолжении неудавшихся нападений, т.е. в схватках с усложнением условий сохранения внимания, достижения адекватных реагирований и точности уколов. Реализация данного положения облегчается тем, что в какую бы часть руки или сектор туловища ни направил свой укол противник, конечные положения его вооруженной руки будут почти идентичными. То есть можно заранее условно определить место в пространстве перед фехтовальщиком с наиболее вероятным появлением вооруженной руки противника, совершающего нападение. Это пространство будет меньше волейбольного мяча (15-20 см), если острием шпаги описать перед фехтовальщиком воображаемую окружность. Поэтому совершенствование контратак, атак на подготовку и повторных атак, ремизов и контрответов должно быть взаимосвязано с направлением острия шпаги в пространство с наиболее вероятным нахождением вооруженной руки противника.

Типовые упражнения строятся следующим образом: тренер (партнер) совершает вращательные, вертикальные и горизонтальные перемещения вооруженной рукой, произвольно чередует различные исходные положения оружия, а спортсмен меняет направление острия шпаги, стремясь держать его нацеленным в руку противника. Затем на сближение и движение тренера (партнера) оружием вперед атакует с выпадом на подготовку и наносит укол. В свою очередь на попытки тренера (партнера) совершить атаку контратакует уколом в руку прямо.

Затем применяются упражнения, в которых тренер (партнер) совершает попытки выполнить захват (завязывание) в нижние и верхние соединения, в движении на ученика и с отступлением на его атаки, а ученик серийно наносит переводы в руку. Подобными действиями тренеру целесообразно также (неожиданно для спортсмена) завершать выполнение известных спортсмену приемов, создавая тем самым многоактные схватки.

Подготовка нападений при единоборстве клинками

Состав разновидностей и применение подготавливающих действий в фехтовании на шпагах имеют существенные особенности. Так, игра оружием отличается разнообразием и значительной контактностью с клинком противника, направлена как на отвлечение его внимания с целью маскировки намерений и возможных действий, так и на создание защитного барьера за счет единоборства клинками, затрудняющего выбор разновидности и начало атаки.

Среди средств подготовки — имитации нападений в различные секторы руки и ногу, ложные защиты, перемены позиций и соединений. В том числе выполняются различные перемещения оружия, отличающиеся по структуре движений от типовой техники действий клинком.

Совершенствование маневрирования
и ложных действий оружием

Упражнение 1.

Спортсмен и партнер (тренер) ведут единоборство клинками и совершают угрозы нанесения укола в руку.

Упражнение 2.

Спортсмен и партнер (тренер) маневрируют, произвольно сближаются на среднюю дистанцию, меняют исходное положение оружия.

Упражнение 3.

Спортсмен и партнер (тренер) маневрируют, произвольно совершая ложные атаки и контратаки уколом в руку.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Секция фехтования «ЛИДЕР»

                                                   Правила судейства. 

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды.
Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).
Спортивные разряды.
В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды.
Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.
Время боя и количество уколов (ударов).
Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов. В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.
Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.
Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.
Нанесение уколов (ударов).
В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.
В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.
Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.
В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.
Нарушение правил.
В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся:
• любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение – в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
• отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
• преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
• способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
• снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
• неспортивное поведение по отношению к судье.

Судейство

Все фехтовальные бои проводит арбитр, который руководит боем, про-веряет оружие, одежду и снаряжение участников перед началом каждого боя, присуждает уколы (удары) выносит предупреждения и наказания за наруше-ния, в соответствии с Правилами.

Для присуждения укола или удара аргументом для арбитра являются лишь показания электронного аппарата, фиксирующего уколы (удары).

Арбитр выполняет свои обязанности при помощи автоматического электрофиксатора уколов и, возможно, с помощью угловых судей (ассистен-тов), следящих за использованием невооруженной руки, закрыванием пора-жаемой поверхности, уколами в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и задние границы поля боя и другими нарушениями, предусмотрен-ными Правилами.

Судейство международных соревнований ведётся на французском язы-ке – официальном языке Международной федерации фехтования (FIE).

Перед началом боя арбитр дает команду «К бою!» («Ан гард!) и после получения ответа на вопрос: «Готовы?» («Эт ву прэ?») – дает команду начать бой: «Начинайте!» («Алле!»). Остановка боя происходит по команде арбитра «Стой!» («Альт!»). Арбитр присуждает уколы (удары) возгласами: «Напра-во» («Адруат»), «Налево» («Агош»), или не засчитывает, информируя воз-гласом «Не считать!» («Па Конте!»).

Арбитр анализирует схватки и объявляет о своих решениях при помо-щи жестов.

В фехтовании на рапирах и на саблях боевые схватки оцениваются с учетом тактической правоты действий участников поединков. Право атаки имеет фехтовальщик, атакующий противника, не успевающего отразить на-падение или опаздывающего выполнить встречное нападение. Если против-ник парировал атаку, то тактическая правота на выполнение ответного укола (удара) переходит к защитившемуся. Опередить начавшееся нападение уко-лом или ударом можно контратакой, которая выполняется по времени в пре-делах 120 миллисекунд (в сабле) и быстрее визуально устанавливаемого «темпа» (в рапире). Одновременно выполненные атаки оцениваются арбит-ром как обоюдные, и нанесенные уколы (удары) не засчитываются.

В фехтовании на шпагах отсутствует тактическая правота действий участников поединков. В случае одновременно зафиксированных нападений уколы присуждаются обоим участникам. Опередить нападение противника можно, если обоюдное действие выполнено быстрее на 40-50 миллисекунд.

fencingmoscowepee.ru

О фехтовании

 

 

Благородный, красивый, интеллектуальный, театральный, психологичный, романтичный — словом, самый лучший спорт. Дети это понимают лучше всех.

 

Фехтование – это один из видов единоборства, в котором используется спортивное оружие. Умение владеть оружием позволяет уравнять в силах людей разной физической подготовленности и комплекции.

В фехтовании решающим фактором в победе является способность к нестандартному мышлению и умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. В течение боя фехтовальщик мгновенно принимает множество самостоятельных решений.

Фехтование учит контролировать свои эмоции, заставляет импульсивных и вспыльчивых брать себя в руки, а застенчивых и сдержанных идти на определенный риск, на который трудно решиться в обыденной жизни.

Фехтование – творческий вид спорта, который позволяет личности свободно развиваться. В нём нет готовых рецептов. Есть только ноты, а музыку сочиняет сам спортсмен.

Высокий эмоциональный фон тренировки позволяет легко переносить физические нагрузки, тем самым развивая как специальную, так и общую работоспособность.

Вежливость, галантность, уважение к противнику – это манера поведения, которую воспитывает и поддерживает фехтование, благодаря присущим ему ритуалам проведения поединков. Перед началом боя фехтовальщики салютуют оружием, приветствуя зрителей, судью и противника. А после окончания поединка обязательно следует рукопожатие.

Фехтование – старинный вид спорта. Сквозь века до нас дошли романтизм, овеянный благородством героев произведений Александра Дюма, и лучшие рыцарские традиции.

Фехтование – это огромный интересный мир. Открывая его, понимаешь, что он тебя полностью поглощает, с ним уже невозможно расстаться — и он остаётся с тобой навсегда.

Фехтование принято считать cпортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эcтетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.

Фехтование – это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.         

В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира, шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и размерах поражаемой поверхности

Оружие состоит из стального гибкого клинка с наконечником, гарды с мягкой прокладкой, рукоятки и гайки.

 

Рапира

 

Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.

Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

 

 

Шпага

 

Шпага – тоже колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см. У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят – туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.

 

 

Сабля

 

Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.

В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является «тактическая правота».

 

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.

Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные — белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

 

В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVIII века. В 1701 г. в Москве Пётр I организовал школу математических и навигационных наук, в учебную программу которой впервые был введён обязательный предмет, так называемая «рапирная наука». В Морской академии наук, открытой в Сант-Петербурге в 1719 г. «рапирная наука» была также включена в учебную программу. Позднее при Московском и Казанском университетах были открыты гимназии, где занимались фехтованием. В России первыми учителями фехтования были иностранцы. Но уже в первой половине XIX века количество преподавателей фехтования в России значительно возросло засчёт русских мастеров, воспитанников военных учебных заведений. С 1860 года в России начинают проводиться первые соревнования на звание Чемпиона России. В конце XIX и начале XX века в России издаётся большое количество печатных трудов по фехтованию, так называемых «руководств фехтования». В это же время русские фехтовальщики начинают участвовать в международных турнирах.

 

Мензурное фехтование

 

Своеобразная форма благородной дуэли-мензурное фехтование — было распространено в Германии в XVI веке среди молодёжи, особенно в студенческой среде. (Mensurfechten – фехтование в ограниченном пространстве). На лица дуэлянтов надевали очки с металлической сеткой. Грудь и шею защищали кожаный нагрудник и толстый шарф. В руках были прообразы сабли – «шлегеры» с остро отточенными концами. Противники вставали друг против друга и поочерёдно наносили удары, метясь в единственно незащищённую часть тела – лицо соперника. В момент наступления усталости или ослабления внимания один из участников поединка пробивал защиту своего соперника, на лице которого появлялась резаная рана, а в последствии на этом месте оставался шрам. Как известно, шрамы украшают мужчину. В итоге оба дуэлянта уходили удовлетворёнными: победитель с ощущением триумфа, а побеждённый с признаком мужества на лице.

Как ни удивительно, и по сей день в студенческой среде Германии существует этот вид фехтования, который нельзя отнести ни к дуэльному, ни к спортивному. В современном виде мензурное фехтование (мензур) нельзя назвать спортом, так как в нём нет ни победителей, ни побеждённых; и в то же время это не дуэль, так как здесь не решаются спорные вопросы. Мензур не исключает возможности получения травмы, но не является самоцелью нанесения таковой. В Германии мензурное фехтование не запрещено ни государством, ни церковью. Благословение церкви было получено в 1988 году, а государство сняло свой запрет в 1953 году, который действовал с 1933 года.

В сегодняшнем уставе мензурного фехтования записано: «…целью мензура является воспитание мужества и уверенности в себе, и возврат средневековой традиции не является доказательством его реакционных тенденций, а только данью предкам». Что касается техники владения оружием и правил поединка, то отличительной особенностью искусства мензурного фехтования до середины XIX века являлось то, что оно было подвижным. Дистанция между противниками была такой, что бойцы могли наносить удары только с выпадом. Каждый имел право защищаться не только оружием, но и с целью избежать удара применять уклон (вольт). Бой (дуэль) проводился до первой крови одного из участников. В 1850 году были разработаны новые правила проведения поединков в мензурном фехтовании. Была сокращена дистанция и, вместо подвижного, фехтование превратилось в статичное. Уходы назад и уклоны корпусом были запрещены. Для защиты от удара оставалось только оружие. Но, по-прежнему, бой продолжался до «первой крови», то есть носил характерные особенности разрешения споров.

С тех пор правила немного изменились. Главное отличие заключается в том, что теперь установлена продолжительность поединка. Досрочно бой может закончится только в том случае, если одному из участников поранят лицо. Засчёт современных материалов, дополнительно усилена защита всего верхнего плечевого пояса, включая шею, и только лицо осталось, как и прежде, закрыто лишь очками с металлической сеткой. Сам характер поединка изменился, он потерял свою дуэльную направленность. Мензурное фехтование с этих пор перестало служить средством разрешения споров. Теперь это обряд посвящения в современные «рыцари», проба мужества и стойкости. По новым правилам соперникам во время поединка запрещается закрывать глаза. Боковые судьи пристально за этим следят. И если один из фехтующих в момент защиты от страха закрывает глаза, тест на мужество признаётся несданным, и бой останавливается.

Оружие, которым пользуются фехтовальщики, называется «шлегер» (schlager). В данном случае это «сабля», но если позволить себе вольный перевод, то его можно назвать «ударялкой», так как точно также на немецком языке будет называться и теннисная ракетка. В современном немецком языке слово «сабля» звучит почти так же, как и по-русски «sabel». Шлегер представляет из себя тяжёлое оружие. Он в 3 раза тяжелей современной спортивной сабли.

 

 

 

fencingcentre-nso.ru

Итальянское искусство фехтование на шпагах

С конца XV века в воружение западной Европы прочно входит шпага. Именно с этого времени о фехтовании стали говорить как о роде искусства, имеющем свою философию. Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения меча.

Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собствено, искусство владения этим ооружием распространилось по всей Европе.

Техника

Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм и небольшого размера — брокелей. Его техника была очень близка к поединку на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения ударов.

Часто к ним прикреплялись металлические шипы, по форме напоминающие кинжалы. В XVI веке постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Параллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко применять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника.

Манера боя со шпагой

Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже — кинжалом) характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные варианты захватов с элементами борьбы, одновременные удары шпагой и дагой либо их серии.

Шпага в современности

К концу XVII века во Франции постепенно отказались от применения даги или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу.

Облегчение ее клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, используя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в сторону допускались действия свободной рукой.

Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным — велик.

Видео: Фехтование на шпагах девушки

Читайте также:
Средневековое профессиональное нерыцарское фехтование Откуда пришло фехтование на саблях

moniteur.ru

Особенности фехтования на шпагах

Количество просмотров публикации Особенности фехтования на шпагах — 220

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава IX. ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ

Термин ʼʼшпагаʼʼ на разных языках произносится по-разному: на французском — ерее (эпе), на английском — ерее (эпи), на итальянском — spada (спада), на испанском — espada (эспада), на немецком — degen (деген), на венгерском—рагbajtor (парбайтор).

Шпага — холодное, преимущественно колю­щее оружие с эфесом и длинным (до 1 м) клин­ком трех-, четырех- или шестиграннной формы.

Возникла шпага еще в древнем мире, а в период средневековья она вытес­нила тяжелый меч. Лег­кая колюще — рубящая шпага использовалась как воинское и дуэльное Ору­жие. В России Петр I в 1708 ᴦ. вооружил боевой шпагой всю пехоту рус­ской армии. Шпага в то время использовалась в утилитарных целях. Для обучения ʼʼшпажному искусствуʼʼ дворянства была разработана ʼʼрапирная наукаʼʼ. Фех­тование культивировалось в военных учебных заведениях, учи­лищах и гимназиях.

Зарождение отечественной школы спортивного фехтования на шпагах следует отнести к началу XX в. в связи с открытием в 1908 ᴦ. в Петербурге Главной гимнастическо-фехтовальной шко­лы, подготавливающей преподавателœей фехтования, которые про­ходили обучение по всœем видам оружия. Развитие шпажного спортивного оружия, применявшегося в России, можно просле­дить на рис. 150.

Шпага, как и рапира,— колющее спортивное оружие. Шпага отличается от рапиры несколько увеличенными габаритами и весом.

Фехтование на шпагах имеет много общего с фехтованием на рапирах. Эта общность определяется большим сходством выпол­нения технических приемов и тактических действий.

Бой на шпагах характеризуется специфическими особенностя­ми, которые вытекают из правил соревнований, определяющих наибольшую поражаемую поверхность тела для нанесения уко­лов (туловище, руки, ноги, голова). Кроме этого, в бою на Шпа­гах отсутствует фактор тактической правоты для фехтовальщи­ка, начавшего атаку, т. е. одновременные уколы засчитываются обоим противникам.

К соревнованиям по фехтованию на шпагах допускаются только мужчины и юноши старшего возраста. Бои проводятся на один современное пятиборье), пять и десять уколов, соответственно чему чистое время боя составляет 3, 6 и 10 мин. Поле боя (фех­товальная дорожка) вдвое длиннее рапирного и равно 24 м (ши­рина 1,8—2 м), что дает наибольшие возможности для маневри­рования и глубоких отходов во время боя, который проходит в большем отдалении фехтовальщиков друг от друга, чем в бою на рапирах.

В бою на шпагах нет постоянно следующих друг за другом в определœенной последовательности движений, выполняемых в неизменном ритме и темпе. Все действия бойца протекают в непрерывно меняющихся условиях, в связи с этим связь и последователь­ность выполняемых приемов постоянно изменяются.

Большая подвижность спортсмена на фехтовальной дорожке, разнообразие и легкость передвижений, высокая требовательность к быстроте и точности управления клинком во всœех дейст­виях, крайне важно сть применения значительной силы мышц вооруженной руки при управлении оружием, быстрота ориентировки в действиях и возможность многогранно использовать тактику отдельных действий в бою являются характерными особенностями фехтования на шпагах.

Возможность поражать уколами различные части тела, в т.ч. руки и ноги, которые являются весьма уязвимыми местами, создает условия для вариативности атакующих действий. Это обстоятельство отражается и на обороне, в которой широко ис­пользуются защиты оружием, отходом и уклонением, выполняе­мые в сочетании с контратакующими уколами. Ведя бой, фехто­вальщик всœегда должен помнить о возможных встречных уколах. Он должен обладать умениями своевременно на них реагиро­вать оппозицией или контратакой.

В юношеском возрасте обучение фехтованию обычно начи­нают с фехтования на рапирах. При этом, как показывает опыт работы с юношами ведущих советских тренеров, обучение можно с успехом начинать и непосредственно с фехтования на шпагах.

На занятиях с юношами младшего возраста для облегчения веса оружия и большей безопасности при нанесении взаимных уколов пользуются комбинированным оружием — рапирным клинком с утопающим электронаконечником и гардой от шпаги.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *