Оружие фехтование – ВИДЫ ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТИВНОМ ФЕХТОВАНИИ

ВИДЫ ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТИВНОМ ФЕХТОВАНИИ

Александр Анатольевич Касатов
Тренер по фехтованию – Эксперт
Спортивный клуб «Динамо» г.Москва
  Современное спортивное фехтование, входящее в программы Олимпийских игр, включает соревнования
на трёх вида оружия: шпага, рапира, сабля. Все они произошли от таких же видов боевого холодного оружия, а если пойти ещё глубже в историю, то – от одного предка – меча.

   Есть довольно много объяснений того, как, когда, почему и в каких краях произошло такое разделение. Это очень интересная тема, связанная и с историей, и с языком, и с традициями. Всё это нашло отражение в современном спортивном фехтовании. Как во внешнем виде самого оружия, так и в правилах проведения поединков.

   Общим для всех видов оружия является хронометраж, ведение счета и формула проведения официальных соревнований. Турниры состоят из двух этапом: предварительный (тур групп или пулек) и тур прямого

выбывания.
   В группах, состоящих из 7 или 6 человек, на бой отводится 3 минуты. Фехтуют каждый с каждым до 5 уколов.
Если 3 минуты, истекают, то записывается тот счет, которые есть к этому моменту. В туре прямого выбывания фехтуют 3 раунда по 3 минуты каждый с минутным перерывом до 15 уколов.
   Детские соревнования проводятся по сокращенной формуле: в группах 2 минуты на 4 укола, тур прямого выбывания 3 раунда по 2 минуты до 12 уколов.
   Если даже в спортивной школе или секции практикуют все виды оружия, начальный этап у всех практически общий. Кроме того, сейчас в спортшколах не обязательно практикуют два или все три вида оружия, есть такие, которые специализируются только на одном виде.
   На каком бы виде оружия не фехтовал спортсмен он всё равно научиться контролировать эмоции, концентрироваться на выполнении задачи. Только в фехтовании могут на равных биться друг с другом высокий и низкий (зато он – выносливый), стройный и полненький (зато он быстрый) и так далее.

  ШПАГА
  Вес – менее 770 гр. Длина – 110 см.
  Наиболее приближена к боевому фехтованию – шпага, колющее оружие. Шпажное фехтование просто для понимания и понятно зрителям. Именно поэтому считается, что в мире больше всего шпажистов.
   Шпага – самая тяжелая, а поражаемой поверхностью является все тело фехтовальщика, включая его одежду и его снаряжение. Засчитывается любой укол независимо от того, какая часть тела (туловище, конечности или голова), костюма или снаряжения, поражена уколом. В бою на шпагах одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим бойцам.
   Поскольку поражаемая поверхность велика, то соответственно, есть большая опасность случайно получить укол. Поэтом поединки шпажистов обычно носят затяжной, выжидательный характер. Считается, что в фехтования на шпагах некоторые преимущества имеют высокорослые длиннорукие спортсмены. Хотя статистика показывает, что победители крупных международный турниров по шпаге имели совершенно различные рост, вес, скоростные и силовые качества.
   Экипировка шпажиста включает:
   1) фехтовальные костюм (куртка, брюки),
   2) набочник,
   3) пластиковая защита груди (обязательна для девочек),
   4) маска,
   5) перчатка,
   6) шпага,
   7) шнур электрический
   8) обувь,
   9) гетры
   10) чехол.   РАПИРА
  Вес – менее 500 гр. Длина – 110 см.
  Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея (нижняя часть язычка маски).
   В правилах фехтования на рапирах существует понятие приоритета, т.е. «тактической правоты». Мало нанести укол, нужно еще при этом выиграть фехтовальную фразу. Например, атакующий имеет приоритет. Что выиграть у него нужно сначала отразить оружие атакующего (так и образуется приоритет), и дать ответный укол. Если же оба спортсмена атаки одномоментно, то нанесённые уколы не засчитываются. Считается, что рапирное фехтование – база для дальнейшего выбора, основываясь на ней, тренер может уже выбирать специализацию.
   Экипировка рапириста включает:
   1) фехтовальные костюм (куртка, брюки),
   2) набочник,
   3) электропроводящая куртка рапирная,
   4) пластиковая защита груди (обязательна для девочек),
   5) маска рапирная с электропроводящим язычком,
   6) перчатка,
   7) рапира,
   8) шнур электрический личный
   9) шнур соединительный «куртка-маска»
   10) обувь,
   11) гетры,
   12) чехол.   САБЛЯ
  Вес – менее 500 гр. Длина – 105 см.
  Сабля – колющее и рубящее спортивное оружие. То есть здесь фиксируются как уколы, так и удары в поражаемую поверхность. Она у саблистов включает голову (маску), туловище и руки.
  В сабельном фехтовании так же, как и в рапире, необходимо, кроме нанесения укола или удара ещё и выиграть фразу. Например, атакующий имеет приоритет. Что выиграть у него, нужно сначала отразить оружие атакующего (так и образуется приоритет), и дать ответный укол. Если же оба спортсмена атаки одномоментно, то нанесённые уколы не засчитываются.
  Сабля, пожалуй, самый динамичный вид оружия. Все действия выполняются с молниеносной быстротой. Поэтому здесь время не фиксируется.
  Экипировка рапириста включает:
  1) фехтовальные костюм (куртка, брюки),
  2) набочник,
  3) электропроводящая куртка сабельная,
  4) пластиковая защита груди (обязательна для девочек),
  5) маска сабельная,
  6) перчатка сабельная или перчатка универсальная и манжет сабельный
  7) сабля,
  8) шнур электрический личный
  9) шнур соединительный «куртка-маска»
  10) обувь,
  11) гетры,
  12) чехол.

  Хотя во всех трёх видах оружия в ходу такие грозные слова как укол и удар, травм в фехтовании мало. Статистика показывает, что как ни странно, даже в бадминтоне травм больше. Во-первых, потому что в отличие от иных единоборств, здесь вывести из строя соперника не является целью. А, во-вторых, суперсовременная экипировка из высокотехнологичных материалов обеспечивает надежную защиту от случайностей.

Александр Анатольевич Касатов
Тренер по фехтованию – Эксперт
Спортивный клуб «Динамо» г.Москва


www.fencing-shop.ru

история фехтования+оружие

 

Истоки современного фехтования в Европе
Первые труды по фехтованию, вышедшие в 1474 году, принадлежат испанским учителям. Именно Ис­пания была центром фехтования того времени. Воз­можно, поэтому считается, что современное фехто­вание зародилось в Испании. В XVI веке итальянцы систематизировали обучение, определив основные принципы фехтования, разработали классификацию примеров и действий.


В это же время во Франции выходят тракта­ты, описывающие технику фехтовальных приёмов, которая очень близка со­временной. В 1567 году в Париже создаётся Акаде­мия преподавателей фех­тования. В XVII веке во Франции появляется рапира с кожаным наконечником -оружие более лёгкое и удобное для обучения. В XVIII веке опять же французы вводят фехтовальные маски, и с этого момента начинается небывалый взлёт фех­товального искусства. Дуэли плавно переходят в «бе­лые дуэли», где присутствует судья и четыре свидете­ля, которые считают нанесённые уколы. И наконец-то рождается спортивный поединок!
В XIX веке фехтование формируется как вид спор­та. Наиболее активно спортивное фехтование разви­вается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Гер­мании.


Истоки современного фехтования в России
В России интерес к «шпаж­ному искусству» возник в на­чале XVIII века. В 1701 г. в Мо­скве Пётр I организовал школу математических и навигацион­ных наук, в учебную программу которой впервые был введён обязательный предмет — так называемая «рапирная наука».
В Морской академии наук, открытой в Сант-Петербурге в 1719 г., «рапирная наука» была также включена в учебную про­грамму. Позднее при Москов­ском и Казанском универси­тетах были открыты гимназии, где занимались фехтованием. В России первыми учителями фехтования были иностранцы. Но уже в первой половине XIX века количество преподавате­лей фехтования в России зна­чительно возросло за счёт рус­ских мастеров, воспитанников военных учебных заведений.
С 1860 года в России на­чинают проводиться первые соревнования на звание чем­пиона России. В конце XIX

начале XX века в России из­даётся большое количество печатных трудов по фехто­ванию, так называемых «ру­ководств фехтования». В это же время русские фехтоваль­щики начинают участвовать в международных турнирах.

 

О фехтовании

         Фехтование – это огромный интересный мир. Открывая его, понимаешь, что он тебя полностью поглощает, с ним уже невозможно расстаться — и он остаётся с тобой навсегда.


         Фехтование принято считать cпортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эcтетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.
         Фехтование – это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект.

         Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.

         В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира, шпага и саблях.    

Безучастным может остаться только человек, не посвященный в этот спорт смелых и благородных бойцов.

    

         Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа олимпийского резерва № 5 по фехтованию приглашает мальчиков и девочек, желающих стать ловкими, быстрыми, мечтающих достичь Олимпийских вершин!

Адреса школы: город Пятигорск пр. Калинина 2, корпус 2, тел. 32-92-05.

город Пятигорск ул. Мира д. 187, корпус 2, МБУ СОШ №31 со спортивным уклоном, тел. 32-92-05.

ИСТОРИЯ ФЕХТОВАНИЯ

         Фехтование зародилось в глубокой древности. Утилитарное фехтование на различных видах холодного оружия было известно также в Греции и Риме. В античный и раннесредневековый период умение владеть холодным оружием считалось основным компонентом подготовки воина. В средние века фехтование считалось одной из «семи благородных страстей» рыцаря. На средневековых гравюрах встречаются изображения индивидуального обучения фехтованию под команду и учебные поединки в специальных залах. Обучение фехтованию велось на боевом оружии, но постепенно появляются облегченные и более безопасные образцы тренировочного оружия. В XV- XVI веках в учебных целях стала применяться рапира как облегченное оружие, подобие боевой шпаги.

         В середине XVI века центром фехтования, имевшего в то время дуэльную и спортивную формы, стала Италия, а затем и Франция, где высоким искусством фехтования славились мушкетеры короля.
В XVII-XVIII веках в Европе доминирует итальянская школа фехтования. Итальянские фехтмейстеры разработали оригинальные методы и технику фехтования. В 1610 году в Италии появляется рукоятка для рапиры с поперечником, которая сохранилась до наших дней и называется итальянской.
         В Германии было распространено «мензурное» фехтование — дуэль на шлегерах с остро отточенными концами. На лицо фехтовальщика надевали очки с металлической сеткой. Противники в поединке наносили друг другу режущие удары по лицу. «Мензурное» фехтование длительный период времени было широко распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях, а шрам на лице считался непременным украшением студента.
         В конце XVII века французы укоротили шпагу и изобрели «фиоретти», или рапиру с защитным острием в виде бутона цветка — мушки. С этого времени стало развиваться фехтование преимущественно оружием. Одновременно возникает расхождение между французской, более прогрессивной, и итальянской, более консервативной, школами фехтования.
         XVIII век стал периодом окончательного становления профессиональной французской школы классического фехтования. Французы отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и перенос (купе), использовали атаки с действием на оружие, разработали тактику боя и создали ряд учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах и шпагах завоевывает главенствующую роль во всех европейских странах.
         В 1776 году француз Ля Буасье изобрел фехтовальную маску. Она устранила возможность ранения лица и создала условия для дальнейшего развития техники и тактики учебного фехтования.   
         В большинстве европейских стран в XVIII-XX веках фехтование стало средством боевой подготовки регулярных войск. В пехоте получили распространение разнообразные колющие и рубящие штыки, сабли и легкие шпаги, в кавалерии — пики, сабли и тяжелые палаши.

         В России фехтование как спорт возникло в конце XVII века — начале XVIII века петровские времена. «Рапирная наука» была введена в дворянских военно-учебных заведениях по указу Петра I в 1701 году. В военных уставах Петра I немало места отводилось приемам штыкового боя. Петр указывал войскам: «Отнюдь из ружей не стрелять прежде того, как неприятеля в конфузию не приведут, но с едиными шпагами наступать». При Петре фехтование на шпагах стало обязательным занятием придворных. В учебную программу Московской школы математических и навигационных наук, а также Санкт-Петербургской морской академии был введен обязательный предмет — «рапирная наука». В 1755 году при Московском университете была открыта гимназия, в учебном плане которой на фехтование отводилось четыре часа в неделю. По фехтованию даже проводились публичные экзамены.
         Первые открытые соревнования по фехтованию в России были проведены в 1778 году в школе Фишера. В 1908 году в Петербурге была открыта Главная гимнастическо-фехтовальная школа, которая готовила преподавателей фехтования.
        

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ОРУЖИЯ

Рапира первой половины 17 века.

         Рапира спортивная — колющее оружие четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и весом 500 г, кисть руки защищена круглой га́рдой диаметром 12 см.


Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры настраивается на давление в 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитываются только уколы, нанесённые в туловище и в воротник маски. Уколы в руки, ноги и саму маску являются недействительными.

         Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапира в основном использовалась при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Фехтование на шпагах

         Шпага спортивная — колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770 г, гибкий стальной клинок трёхгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.


         В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него, по крайней мере, в 750 г, чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется.

         В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесён раньше другого не менее чем на 0,04 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Фехтование на саблях

Сабля спортивная — рубяще-колющее оружие для спортивного фехтования трапециевидного сечения длиной до 105 см, весом 500 г, стальной гибкий клинок с овальной гардой, защищающей кисть.


Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате.

Бой на саблях является очень похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому.

www.fencingp26.ru

Оружие в артистическом фехтовании | Оружейный журнал «КАЛАШНИКОВ»

Артистическое фехтование — молодой вид спорта, призванный собирать и сохранять всё богатство исторических и национальных школ фехтования. Длинные фехтовальные фразы, приёмы обезоруживаний, сочетание колющей и рубящей техники, широкий спектр видов оружия, боевая акробатика, трюковая работа, и всё это помноженное на актёрское мастерство, музыку, специальные эффекты бесконечно интересно и само по себе. Но, кроме того, артистическое фехтование несёт собственную миссию в мире большого спорта: возродить популярность фехтования, вернуть болельщиков на трибуны крупных фехтовальных чемпионатов. В таком большом деле, принципиально важным представляется официальный статус артистического фехтования в качестве новой спортивной дисциплины.

Обретя в 2008 году статус спортивной дисциплины, артистическое фехтование вполне органично дополнило традиционные виды спортивного оружия (шпага, рапира и сабля) шпагами дворянками, ренессансными рапирами, кинжалами, мечами, щитами, копьями и даже так называемыми бытовыми имитаторами. Казалось бы, чем больше оружия, тем лучше. Разнообразие клинков в теории должно способствовать разнообразию привлечённых фехтовальных школ, боевых техник и хореографических решений.

Фото – Вероника Жукова

Полагаю, что в первые годы развития арт-фехтования в России этот фактор сыграл не последнюю роль при привлечении широкой фехтовальной общественности к новому спортивному движению. Что, несомненно, было положительным моментом.

Однако с течением времени, набор оружия несколько стабилизировался и, за редкими исключениями, на российских чемпионатах мы наблюдаем не более десяти вариантов видов оружия и их комбинаций. И это на данном этапе также представляется положительным моментом, во всяком случае применительно к существующим технологиям судейства.

Можно сказать, что за десять лет в артистическом фехтовании выработалась некая «золотая середина» в области используемого арсенала, которая, вероятно, и является неким оптимумом. Характерно, что школ фехтования — исторических, национальных и даже фантастических, — за этим условным десятком видов значительно больше. Попробуем рассмотреть основные варианты используемого оружия и, отчасти, относящихся к нему фехтовальных школ, сложившиеся к первому юбилейному чемпионату России по артистическому фехтованию.

Итак, первое среди равных — шпага. Это оружие попадает во временную категорию «От XVI века» и фокусирует в себе все возможные варианты прямого колюще-рубящего длинноклинкового оружия от ренессанса и до наших дней. Артистическое фехтование не является направлением исторической реконструкции, поэтому в большинстве случаев на соревнованиях используются спортивные клинки, собранные на более или менее соответствующую той или иной эпохе гарду. Шпага может воспроизводить целый набор исторических и национальных школ, однако основой, которая принята в качестве судейского критерия являются классические школы со своими характерными принципами, пластикой и с главным, узнаваемым элементом — выпадом.

Фото – Вероника Жукова

Шпага и кинжал. Классический (точнее, конечно, ренессансный) гарнитур профессионального бретёра играет значительную роль в арсенале арт-фехтовальщика. Однако полноформатные поединки со шпагой и кинжалом на чемпионатах России встречаются довольно редко. Один из примеров — постановка поединка Гамлета и Лаэрта московской студии Эспада в 2011 году. Но чаще всего кинжал появляется в какой-нибудь ответственный момент схватки, иллюстрируя коварство бойца, прибегшего ко второму оружию, либо для усиления накала борьбы.

Сабля. Оружие, имеющее место на чемпионатах в разных вариантах. Иногда сабля появляется в номинации тяжёлого оружия («Античность — Средневековье»), иногда — рядом со шпагами и кинжалами. Хотя, надо отметить, что классическая сабля — сабля второй половины XIX — начала XX века, довольно редкое явление арт-фехтовальной сцены. Из хороших примеров я могу привести свой собственный номер «Воздушный бой», занявший первое место на чемпионате России в 2016 году. Малая распространённость классической сабли возможно связана с тем, что поздняя рубящая техника хорошо представлена и без неё — в арсенале классической шпаги. При этом шпага со спортивным клинком легче сабли, что и формирует предпочтение.

Стоит отметить, что сабля — оружие многогранное. Кроме, собственно, итальянской школы, лёгшей в основу привычной нам сабельной классики, характерная узнаваемая техника сабельного фехтования существует в польской боевой традиции; сабля в сочетании с лёгким круглым щитом была достаточно развита в восточноевропейском регионе. И на мой взгляд, раскрытие разнообразных сабельных школ в арт-фехтовании ещё впереди.

Трость. Это повседневное оружие джентльмена периодически появляется на чемпионатах, но точно не относится к числу фаворитов. Трость имеет несколько ярких национальных школ, из которых наиболее развитая сегодня — французская le canne de combat. Отмечу, это характерная техника французского канэ в мире отечественного арт-фехтования оставалась неизвестной до 2016 года, когда Международная академия фехтовальных искусств выставила номер, полностью сделанный на основе этой оригинальной школы. В тот год, номер не занял призового места. Только в следующем, 2017 году, номер с французской тростью (а если быть точным — с французским шестом бато, но разница в технике здесь не принципиальна) отвоевал себе право на спортивную жизнь взяв бронзовую медаль.

Больше французского канэ известна тростевая техника, основанная на сабельной школе. Именно такая трость периодически встречается на чемпионатах России. Для примера, в солокомпозиции «Детектив», в исполнении Петра Паюка из иркутского клуба «Бретта», занявшей первое место в 2017 году, присутствовали элементы (около трети всей хореографии) английской трости.

Меч. Меч по праву доминирует в области «Античность — Средневековье». Ввиду того, что это оружие невозможно заменить спортивным клинком, формы мечей, используемых на соревнованиях, варьируются очень широко: от коротких гладиусов до полновесных рыцарских мечей классического Средневековья. Правда, одноручный меч в истории довольно редко использовался без второго предмета, по крайней мере в эпоху Средневековья. Потому такой меч чаще встречается в комбинации со щитом.

Фото – Вероника Жукова

Меч и щит. Наряду со шпагой и кинжалом является, пожалуй, второй по значимости фехтовальной комбинацией атакующего и оборонительного вооружения. Меч и щит представлен на чемпионатах очень широко, благодаря коллективам, исповедующим идеалы средневекового фехтования. За десять лет, в номинации этого оружия определилось и стойкое лидерство, которое принадлежит команде Коломенского кремля. Однако, я думаю, что в области хореографии с мечом и щитом скрыт ещё очень большой потенциал, также, как и в области воспроизведения различных исторических школ. По крайней мере, техника знаменитого трактата из Тауэра I-33, школа щита и меча Ханса Тальхоффера, наследие европейских традиций, сохранённых в хевсурском фехтовании парикаоба на наших чемпионатах пока отражены довольно слабо.

Длинный и двуручный меч. Именно это клинковое оружие в Средние века использовалось в формате solo spata — без щита. Длинный меч периодически фигурирует на соревнованиях, чаще всего в постановках московского клуба «Цитадель» из города Видное. А классический немецкий биденхандер появился на чемпионате России в 2017 году, в солокомпозиции Галины Коротаевой (студия Combat Art Team, Москва).

Копьё. Несмотря на «прописку» древкового оружия в правилах, копье является редким гостем арт-фехтовальной площадки. Это можно объяснить функциональной простотой копья и, как следствие, сложностью постановки интересной хореографии. Пожалуй, я вообще не вспомню чистого поединка на копьях на чемпионатах России. Впрочем, и исторические школы копья — большая редкость. В чистом виде я могу вспомнить, разве что северные капутэн и капигуи, а в рыцарской Европе турниры на альшписах. Что же касается античности, то и здесь копьё использовалось больше или для метания или в комбинации со щитом.

Копьё и щит. А вот эта комбинация, несмотря на редкое использование, встречается на наших чемпионатах. Во всяком случае, несколько лет назад, поединок Гектора и Ахилла, исполненный бойцами красноярского клуба «Грифон», завоевал первое место. И примерно половину этого поединка занимала именно работа со щитом и копьём.

Интересно, что щит и копьё были использованы фехтовальщиком московского клуба «Эспада» Алексеем Бесфамильным в солокомпозиции «Один из трёхсот» в 2010 году.

Фото – Вероника Жукова

Световой меч. Да, и это оружие героев саги «Звёздные войны» представлено на чемпионатах России. И ещё как представлено! Значительное количество команд со всей страны активно практикуют саберфайтинг, ежегодно выставляя на чемпионаты соответствующие номера. Все они оказываются в номинации «Свободный стиль». Но и с учётом этой свободы не всегда понятно, как именно оценивать фехтовальную школу саберфайтинга. Тем не менее в последние годы, качество некоторых постановок возросло настолько, что саберфайтеры стали появляться на пьедестале почёта. Пока, правда, без золотых медалей, но «серебро» в копилке джедаев уже есть.

Как вариант звёздного арсенала можно упомянуть ещё световой шест. Однако, в технике его применения в формате саберфайтинга, различия между шестом и мечом настолько ничтожно, что я не берусь выделить световой шест в отдельный вид оружия.

Мётлы, швабры, лопаты… И прочие так называемые бытовые имитаторы. Как ни странно, этот арсенал встречается довольно часто. Возможно, когда-то, подобный выбор оружия казался оригинальным и забавным. И, несомненно, к перечисленному списку фрагментарно можно применить приёмы той или иной фехтовальной школы. Насколько это важно и интересно для дальнейшего развития артистического фехтования сказать трудно. На мой взгляд, время бытового инструментария прошло. Хотя, с другой стороны, существуют боевые искусства, в которых грозным оружием стали многие сельскохозяйственные инструменты.

АК-47. Завершить свой беглый обзор хочу предметом, который совсем недавно вызвал споры среди адептов артистического фехтования. Автомат Калашникова с примкнутым штыком-ножом, несомненно, может быть использован как для удара, так и для защиты. При известной ловкости, этим оружием можно последовательно атаковать, защититься и выполнить ответ, что является признаком фехтовальной фразы. Однако относится ли это к искусству фехтования? На мой взгляд — нет. Но есть и другая точка зрения. Обе позиции могут быть аргументированы, однако сопоставление подобных аргументов не входит в задачу данного обзора.

Подводя итог, отмечу: на сегодняшний день определённый регламент применительно к оружию в артистическом фехтовании существует. Но определяет он, в первую очередь, параметры оружия и отчасти его региональную принадлежность (подразумевается, что соревнования по артистическому фехтованию имеют отношение к видам европейского фехтования). А вот конкретные виды используемого оружия, регламентом не оговариваются. И этот нюанс — отсутствие конкретизации в определении видов используемого оружия — приводит к тому, что на арт-фехтовальную площадку в принципе, может попасть все что угодно, хоть как-то приспособленное для нанесения колющего или рубящего удара.

Повторю свою мысль, высказанную в начале статьи, — десять лет назад, наверное, такой открытый формат был нужен для развития вида. Однако предположу, что сейчас пришла пора стандартизировать и чётко определить виды оружия, применяемые для артистического фехтования. Конечно, если иметь в виду развитие артистического фехтования именно как официального вида спорта, а не как фестивальное движение, для которого более уместны законы театрального мира.

Что же касается официального спорта, то аналогии, которые не раз помогали основателям артистического фехтования, в спортивном мире известны. К примеру, существуют «18 традиционных видов оружия у шу». Из них только шесть используются на спортивных соревнованиях в форме постановочных боёв и солокомпозиций.

Такая же картина в ещё одном виде боевого спорта — кобудо. Для демонстрации техники окинавского боя в постановке или ката, в официальный список оружия кобудо входит десять предметов, параметры которых строго определены.

Именно точное определение видов используемого оружия, на мой взгляд, должно выделить ключевые школы фехтования, помочь судейским бригадам сориентироваться в многообразии этих школ и в конечном итоге сделать вид спорта артистическое фехтование более спортивным.

Фото – Вероника Жукова

Похожие статьи

www.kalashnikov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *