Народные игры и забавы украинские – МБОУ гимназия № 12 г. Каменск-Шахтинский
Украинские народные игры, Лозан Иван Анатольевич
Украинские народные игры
Высокий дуб
В игре могут принимать участие 10–15 человек. В земле выкапывают продолговатую ямку, ширина которой немного больше диаметра мяча. Поперек ямки, ближе к одному краю, кладут палочку, а сверху – дощечку из крепкого дерева с поперечной планкой на конце, на который помещают небольшой резиновый мяч и опускают его на дно ямки. Поперечная планка поддерживает мяч, не давая ему соскочить с дощечки. Другой конец дощечки поднят вверх и выступает над ямкой.
С помощью жребия определяют, кому бить мяч. Тот, кто выиграл жребий, встает возле ямки, а остальные участники расходятся в разные стороны. Игрок бьет палкой по верхнему концу дощечки, мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, стараются поймать его в воздухе. Тот, кому это удается, делает удар, а тот, кто бил первым, ловит мяч вместе со всеми. Если мяч никто не поймает, то бьющий игрок повторяет удар.
Правило:
– при ловле мяча нельзя отталкивать друг друга.
Колдун (Чаклун)
Перед началом игры выбирают колдуна: один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее указательный палец. По команде: «Раз, два, три!» – или после считалки все отдергивают пальцы, а игрок с вытянутой рукой старается захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец захватят трижды, становится колдуном.
Затем все участники разбегаются, а колдун старается осалить их. Пойманный участник принимает положение руки в стороны. Его могут расколдовать другие игроки, дотронувшись до него рукой. Колдун следит за ним, и как только кто-либо пытается его выручить, он старается осалить их или снова запятнать расколдованного. Игрок, осаленный трижды, становится новым колдуном.
Печки (Пички)
Участвуют 5–7 человек. Для игры потребуются маленький резиновый мяч и открытая площадка. В земле недалеко одна от другой в линию выкапывают ряд ямок – печек по количеству игроков; если грунт мягкий, то их можно выдавить каблуком или мячиком. Печки делают неглубокими, чтобы по ним мог прокатиться мячик.
Игроки встают с двух сторон по линии, каждый около своей печки, крайние – лицом друг к другу: они и начинают игру. Один из них прокатывает мячик по печкам. Если тот не остановился ни в одной из ямок, то второй крайний игрок катит его назад, если же упал в печку, все участники игры стремительно разбегаются в разные стороны, а тот, в чьей печке он окажется, старается осалить им любого из играющих. Осаленный участник ловит мяч и, в свою очередь, старается осалить другого, но делать бросок может только с того места, где был осален. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо не промахнется. Тогда все возвращаются на исходные позиции. Тот, кто промахнулся, меняется печками с одним из крайних игроков и начинает игру сначала. За второй промах около печки участника, который допустил ошибку, проводят черту, а за третий делают гнездо и ставят палочку – квочку. За каждый последующий промах около печки ставят новую палочку – цыпленка.
www.prodlenka.org
Русские народные игры и забавы — Щи.ру
Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.
В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение, всегда занимали очень важное место. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.
Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности. Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).
Игры и забавы русского народа:
Бабки
В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.Лапта
«Лапта» — русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.
Городки
«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» — фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.
Ручеёк
В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.
Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.
Горелки
«Горелки» — веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.
Прятки
Игра в «Прятки» — популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.
Ладушки
Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и конечно приносит малышу массу позитивных эмоций.
Взятие снежного городка
«Взятие снежного городка» — традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.
В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.
Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.
schci.ru
Национальные игры
Дети играют в игры повсюду: и в окрестностях пустыни Калахари, и на Крайнем Севере. Некоторые из игр известны повсеместно и не имеют четкой территориальной принадлежности (прятки, жмурки).
Но есть игры, о которых не подозревают даже дети соседней области. И, конечно, у каждой народности есть свои исконно национальные игры.
Вот некоторые из игр, в которые играют дети стран ближнего зарубежья.
Литовская игра: квинта
В игре участвуют пять человек. На земле или асфальте вычерчивают прямоугольный квадрат со стороной 10 м. Четверо участников становятся в углы квадрата. В центре квадрата чертят круг диаметром 1,5 м, в него становится пятый игрок – квинта.
Угловые игроки бросают в него мячом, а квинта старается увернуться от мяча, не выходя за пределы круга. Попавший в квинту игрок занимает его место.
Украинская игра: аисты
В игре участвуют 6–8 человек. Они изображают аистов. Все аисты становятся в один общий круг. Каждый аист очерчивает вокруг себя круг диаметром в один метр – гнездо. У водящего нет гнезда, он стоит в центре круга.
По сигналу водящего все аисты поднимают правую ногу и стоят на одной левой.
Водящий прыгает по кругу на одной ноге, выбирает себе любое гнездо и запрыгивает в него.
Как только в гнезде окажется два аиста, оба они должны выскочить из гнезда и, прыгая на одной ноге, обогнуть общий круг – один справа, другой слева; ногу разрешается менять.
Остальные аисты могут в это время опустить ногу. Тот, кто вернется в гнездо первым, занимает его, опоздавший становится водящим.
Таджикская игра: сафед – чубак
Играет четное количество участников, не менее 6 человек. Игроки выстраиваются в шеренгу и рассчитываются по номерам.
Четные номера будут одной командой, нечетные – другой. Расстояние между игроками 1 м.
Игрокам каждой команды выдают небольшие палочки, окрашенные в определенный цвет. На каждой палочке стоит номер игрока.
Играющие запоминают цвет палочек своей команды и меняются ими с соседом.
По сигналу все должны забросить палочки как можно дальше, по следующему сигналу побежать за ними. Каждый должен найти и подобрать свою палочку (которую забросил сосед). Если по дороге попадаются палочки чужой команды, их можно забрасывают еще дальше.
Побеждает команда, все игроки которой раньше вернутся на место со своими палочками.
Туркменская игра: аксак – таук («хромая курица»)
Играющие делятся на команды по три человека и становятся вдоль линии старта. Стоящие с краю в каждой тройке берутся за руки, а стоящий между ними закидывает левую ногу на их соединенные руки и свои руки кладет им на плечи.
По сигналу каждая тройка на пяти ногах направляется к финишной черте, которая находится на расстоянии 20–30 м от старта.
Побеждает тройка, пришедшая к финишу первой.
Белорусская игра: шпень
В центре поля устанавливают деревянный брусок-шпень, рядом с ним становится водящий, а вокруг остальные игроки с битами в руках.
Их задача – бросить биту и попасть ей в шпень так, чтобы он укатился как можно дальше от центра. Если кому-то из игроков это удалось и шпень откатился далеко, водящий должен подбежать, взять его и снова установить в центре поля. В это время игроки бегут за своими битами и подбирают их.
Водящий, установив шпень, должен попытаться захватить любую из бит, опередив ее хозяина. Если ему это удается, он становится игроком, а игрок, не успевший вернуть свою биту, – водящим. (Палки, летящие в шпень, могут задеть водящего, поэтому ему нужно быть внимательным, чтобы не попасть под удар биты).
Латышская игра: балтени
В эту игру лучше всего играть летом на лесной полянке или в парке.
Все участники ложатся на траву вниз лицом и закрывают глаза. Водящий как можно дальше забрасывает биту (балтени) в кусты или заросли травы, чтобы ее сложно было найти.
По сигналу водящего игроки встают и бегут искать балтени. Нашедший ее становится ведущим.
Армянская игра: берд («крепость»)
Берд по-армянски означает «крепость». Игра предназначена для большого количества участников, в нее можно играть во дворе или на спортивной площадке.
Участвуют две команды. Одна из них – защитники крепости, другая – нападающие. Защитники располагаются вокруг большого камня или пенька, можно использовать деревянную чурку – это и будет крепость. Нападающие рассредоточиваются по всей площадке.
По сигналу нападающие стремятся проникнуть в «крепость» и захватить ее. Крепость считается взятой, если нападающий коснулся ее рукой или наступил ногой. За это команда нападающих получает очко. Защитники крепости стремятся осалить нападающих.
Осаленный нападающий выбывает из игры. Нападающие могут брать защитников в плен. Для этого нужно увести защитника подальше от крепости, а затем пробежать между крепостью и защитником.
Если нападающему удалось сделать такую пробежку, то защитник считается пленным и выбывает из игры.
Если осталось мало защитников, им разрешается сомкнуться в более плотный круг, если нападающих осталось мало, командам предлагают поменяться ролями, начислив защитникам одно очко.
Выигрывает команда, раньше других набравшая 5 очков.
Венгерская игра: один в кругу
Игроки образуют круг, диаметром не превышающий 10 м. В центр круга становится водящий. Игроки кидают друг другу маленький мячик. Водящий старается его перехватить. В удобный момент любой из игроков может бросить мяч в водящего.
Если водящему не удалось увернуться от мяча, он остается в центре круга.
Если удалось, он покидает круг, а его место занимает игрок, бросавший мяч.
Если водящему удалось перехватить мяч, брошенный в него, или во время передачи от игрока к игроку, он может бросить мяч в любого игрока.
Если попадет – игрок займет его место, если нет – остается водить дальше.
www.toybytoy.com
МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ — ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА — ФИЗКУЛЬТУРА И ВАЛЕОЛОГИЯ — Каталог файлов
Сбей кушму (Дэ жос кушма)
Двое игроков, обвязавшись кушаками (широкий пояс), становятся друг против друга. Левой рукой берутся за кушак соперника, делая обманные движения правой рукой, стараются снять кушму (шапку) с головы противника. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Правила игры.
Левая рука должна находиться на кушаке соперника в течение всего времени игры. Снимать кушму с головы противника можно только правой рукой. В игре участвуют две — четыре пары.
Пастух и стадо (Чобанул ши турма)
На одной стороне площадки с помощью скамейки или реек, положенных на тумбы, отгораживается место, где живут овцы,— овчарня. Из числа играющих пастуха выбирают считалкой: Шел баран По крутым Горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто травку возьмет.
Гот вон пойдет!
Остальные играющие — овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел!» Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?» Каждый раз пастух называет какое-либо число в пределах десяти. Овцы отсчитывают соответствующее количество шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?» Все овцы отзываются: «Бе, бе, бе». Потом затихают. Пастух начинает искать овец — идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах неподвижно. Когда пастух дотрагивается до кого-нибудь рукой, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место.
Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» Игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овечку. После этого он становится овцой, а овечка — пастухом.
Правила игры.
Отсчитывать надо столько шагов, сколько сказал пастух. Во время поиска овец игрокам нельзя сходить с места.
Барашек (Мелуц)
Играющие стоят в кругу, а барашек — внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:
Ты барашек серенький.
С хвостиком беленьким!
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
Ты нас не бодай!
С нами поиграй!
Скорее догоняй!
По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.
Правила игры.
Разбегаться можно только после окончания слов.
Яблоко
Играют одновременно до пятнадцати детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:
Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает.
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до «тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.
Правила игры.
Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один — тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.
Перешагивание через ноги
Для проведения игры по кругу устанавливаются несколько стульев. Выбирается водящий. Он внимательно смотрит, стараясь запомнить, кто из играющих где сидит. Затем ему завязывают глаза. Сидящие на стульчиках вытягивают ноги вперед и немного их приподнимают (на высоту 10—20 см от пола). Водящий должен пройти по кругу, перешагивая через вытянутые ноги и стараясь не задеть за них.
Правила игры.
Водящий может вытянуть вперед руки, чтобы не натолкнуться на играющих, сидящих на стульях, но он не имеет права руками нащупывать вытянутые вперед ноги играющих. Играющим не разрешается, поднимать ноги выше обозначенной высоты. Изредка играющие могут подшучивать над водящим: они опускают и сгибают ноги, наблюдают, как он старается шагать через отсутствующее препятствие.
Побеждает тот, кому удается перешагнуть через ноги всех играющих, ни разу за них не задев.
xn——5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai
Тема 1.4. Украинские народные игры.
Тема 1.4. Украинские народные игры.Теоретические занятия: история возникновения украинских народных игр. Особенности организации и проведения. Реквизит для игр. Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок.
Практические занятия: организация и проведение народных игр
«Забивание топорика», «Перетяжка», «Бука тянуть», «Мак», «Огурчики», «Просо», «Гречка», «Баштан», «Ворона», «Перепёлочка», «Свинья», «Козлик», «Хромая уточка», «Гуси», «Пчелы», «Метелица», «Шум», «Дождь», «Кузнец», «Мельница», «Пеку, пеку хлеб», «Стук, стук молоточек», «Взятие крепости», «Война», «Стрелец», «Гусары на конях», «Царица», «Король», «Золото хоронить», «Пан», «Поп», «Кума», «Дед и баба», «Вывертень», «Шкандыбки», «Загонючка», «Крутилка», «Верниголова», «Тикач»
Тема 1.5. Немецкие народные игры.
Теоретические занятия: история возникновения немецких народных игр. Особенности организации и проведения. Реквизит для игр. Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок.
Практические занятия: организация и проведение народных игр
«Blindekuh» (Жмурки),«Heriпg» (Сельдь),«Markt» (Ярмарка),«Schuster» (Сапожник),«Drеi, dreizehn, dreissig» (Три, тринадцать, тридцать),«Der Fuchs im Garten» (Лиса в саду),«Das Eichhörnchen» (Белочка),«Die Weberin» (Ткачиха),«Вlитеп» (Цветы),«Das Zicklein» (Козленок),«Das Spiel mit дет Biпdfaden» (Игра с веревочкой)
Тема 1.6. Чувашские народные игры.
Теоретические занятия: история возникновения чувашских народных игр. Особенности организации и проведения. Реквизит для игр. Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок.
Практические занятия: организация и проведение народных игр
«Бои петухов», «Воробьи и кошка», «Гали, гали, стоп!», «Гуси-лебеди», «Иголка, нитка, узелок», «Камăн пушмакĕ?», «Амăшĕпе чĕпписем тата çăхан», «Кĕтесле (Кĕт-кĕтесле)», «Лапталла», «Михĕ тăхăнса сикмелле», «Простая лапта», «Пытанмалла», «Салки», «Çĕрĕ памалла (çĕрĕлле, тункăсла)», «Çĕрĕ пытарни», «Сăмах пăсмалла», «Суя телефон», «Тинĕс хумханать», «Чулла / Камешки», «Чушкăлла», «Шакки-шакла»
Раздел №2. Игры коренных малочисленных народов Кузбасса
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. История возникновения народных игр.
Тема 2.1. Игры шорского народа
Теоретические занятия: история возникновения шорских народных игр. Особенности организации и проведения. Реквизит для игр. Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок.
Практические занятия: организация и проведение народных игр
«Кем сен»? (Кто ты?), «Пöрÿ аттарба» (Волк и табун лошадей), «Азыг шанма» (Жмурки с медведем), Панöк (Метание костей), Тайақ тартқаны (Перетягивание палки), Якутские прыжки (Якутские прыжки)
Дата добавления: 2015-11-30; просмотров: 99 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.01 сек.)
mybiblioteka.su
Подвижные игры
Украинская народная игра «Колдун»
Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.
Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим. Русская народная игра:
Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Русская народная игра:
У медведя во бору
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во.бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
Русская народная игра:
Обыкновенные жмурки
Одному из играющих — жмурке — завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
Кот, кот, на чем _стоишь?
На квашне.
Что в квашне?
Квас.
Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
Русская народная игра:
Филин и пташки
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Русская народная игра:
Палочка-выручалочка
Дети выбирают водящего считалкой:
Я куплю себе дуду «
Я на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50—60 см, диаметром 2—3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.
Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла… (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палОчки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня»— и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.
Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи… (называет по имени того, кого выручает)» — стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.
Русская народная игра:
Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
Линь, динь, динь!
Кто там?
Почта!
Откуда?
Из города…
А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для ~них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.
Русская народная игра:
Пчелки и ласточка
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Русская народная игра:
Коршун
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
__ Коршун, коршун, что ты делаешь? __ Ямку рою.
На что тебе ямка?
Копеечку ищу.
На что тебе копеечка?
Иголочку куплю.
—Зачем тебе иголочка? Мешочек сшить.
Зачем мешочек?
Камешки класть.
Зачем тебе камешки?
В твоих деток кидать.
—- За что?
—Ко мне в огород лазят!
—Ты бы делал забор выше,Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками
Русская народная игра:
Гуси
На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
Гуси, вы гуси!
Га-га-га, га-га-га!
Вы, серые гуси!Га-га-га, га-га-га!Где, гуси, бывали?Га-га-га, га-га-га!Кого, гуси, видали?
~~ Га-га-га, га-га-га!
С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусёнка волк ведет в середину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают: Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого большого.
Далее следует перекличка хоровода и гусей:
А, гуси, вы гуси!
Га-га-га, га-га-га!
Щиплите-ка волка,Выручайте гусенка!
Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.
Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.
Правила игры. Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка
Русская народная игра:
Большой мяч
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.
Русская народная игра:
Волк
Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют: Шиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик, Серому волку Грязи на лопату!
Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.
Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.
Русская народная игра:
Птицелов
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке, Ца зеленом дубочке. Птички весело поют, Аи! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Русская народная игра:
Блуждающий мяч
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.
Русская народная игра:
Шар
На площадке чертят круг диаметром 1 м, в центр его кладут шар. На расстоянии 3—5 м от круга играющие роют каждый себе по ямке. В одном ряду с играющими стоит водящий, но у него нет ямки. Стоя у ямок, дети по очереди бросают в шар палкой-битой. Шар нужно выбить из круга, но так, чтобы он выкатился за черту.
Одновременно тот, кто выбил шар, и водящий бегут в поле: один — за битой, а другой — занять лунку. Если водящий первым займет лунку игрока, выбившего шар, то он меняется с ним ролями.
Тот из играющих, кто промахнется или ударит по шару так слабо, что он не выкатится из круга, оставляет свою палку в поле, пока кто-нибудь из товарищей не сделает удачного удара. Тогда все игроки, чьи палки лежат в поле, бегут за ними. Водящий бежит за шаром, кладет его в центр круга, бежит к лункам и старается занять одну из них. Если никто из играющих не попадет в шар, то водящий катит его по земле в любую лунку. В чью лунку шар попадет, тот и становится водящим. Если шар не попал в лунку, то водящий остается прежний.
Правила игры. Бросая биту, играющие не должны выходить за линию. Водящему следует вначале положить шар в центр круга, а затем занимать лунку.
Русская народная игра:
Посигутки
Играющие распределяются на две команды по жребию, одна из них — водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1—2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на траву, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встает за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра повторяется.
Правила игры. Осаленный не должен прыгать дальше той пары игроков, которые его осалили. Водящий салит играющего только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положения ног. Вариант. Играющие водящей команды могут не садиться, вытягивая ноги, а держать шнур или резинку, стоя на коленях.
Башкирская народная игра:
Юрта (Тирмэ)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Башкирская народная игра:
Медный пень (Бакыр букэн)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить? Хозяин отвечает: Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой. После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Башкирская народная игра:
Палка-кидалка (Сойош таяк)
Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
Башкирская народная игра:
Стрелок (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10—15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Бурятская народная игра:
Табун (Хурэг адуун)
Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.
Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.
Бурятская народная игра:
Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Бурятская народная игра:
Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)
Один игрок — волк, другой — овца, осталь-нь1е — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду»,— говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы… Волку нельзя отталкивать овцу.
Бурятская народная игра:
Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.
Бурятская народная игра:
Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)
Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.
Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы
Дагестанская народная игра:
Выбей из круга
Чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3—4 м от него проводят линию. Играют пять-шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти — по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен» разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу.
Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков.
Правила игры. Бросать камень надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.
Второй игрок имеет право поймать маленькую палку на лету. Если он поймает ее, то заменяет первого игрока. Если же не поймает, то должен взять маленькую палку, бросить ее так, чтобы попасть в длинную, которая лежит на линии. При попадании в палку второй игрок ведет игру так же, как и первый. В противном случае игру продолжает первый игрок, который получает 1 очко. Кто первым наберет 5 очков, тот и выигрывает.
Выигравший ударяет короткую палку длинной 3 раза, стараясь, чтобы короткая палка отлетела дальше от линии. С того места, куда короткая палка упала после трех ударов, проигравший должен допрыгать до линии на одной ноге, произнося поговорку: цику-ция, цику-ция…
Правила игры. В том случае, если расстояние до короткой палки окажется очень большим, можно прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
«
»aplik.ru
Украинские народные игры | Школьные файлы SchoolFiles.net
Украинские народные игрыВысокий дуб
В игре могут принимать участие 10–15 человек. В земле выкапывают продолговатую ямку, ширина которой немного больше диаметра мяча. Поперек ямки, ближе к одному краю, кладут палочку, а сверху – дощечку из крепкого дерева с поперечной планкой на конце, на который помещают небольшой резиновый мяч и опускают его на дно ямки. Поперечная планка поддерживает мяч, не давая ему соскочить с дощечки. Другой конец дощечки поднят вверх и выступает над ямкой.
С помощью жребия определяют, кому бить мяч. Тот, кто выиграл жребий, встает возле ямки, а остальные участники расходятся в разные стороны. Игрок бьет палкой по верхнему концу дощечки, мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, стараются поймать его в воздухе. Тот, кому это удается, делает удар, а тот, кто бил первым, ловит мяч вместе со всеми. Если мяч никто не поймает, то бьющий игрок повторяет удар.
Правило:
– при ловле мяча нельзя отталкивать друг друга.
Колдун (Чаклун)
Перед началом игры выбирают колдуна: один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее указательный палец. По команде: «Раз, два, три!» – или после считалки все отдергивают пальцы, а игрок с вытянутой рукой старается захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец захватят трижды, становится колдуном.
Затем все участники разбегаются, а колдун старается осалить их. Пойманный участник принимает положение руки в стороны. Его могут расколдовать другие игроки, дотронувшись до него рукой. Колдун следит за ним, и как только кто-либо пытается его выручить, он старается осалить их или снова запятнать расколдованного. Игрок, осаленный трижды, становится новым колдуном.
Печки (Пички)
Участвуют 5–7 человек. Для игры потребуются маленький резиновый мяч и открытая площадка. В земле недалеко одна от другой в линию выкапывают ряд ямок – печек по количеству игроков; если грунт мягкий, то их можно выдавить каблуком или мячиком. Печки делают неглубокими, чтобы по ним мог прокатиться мячик.
Игроки встают с двух сторон по линии, каждый около своей печки, крайние – лицом друг к другу: они и начинают игру. Один из них прокатывает мячик по печкам. Если тот не остановился ни в одной из ямок, то второй крайний игрок катит его назад, если же упал в печку, все участники игры стремительно разбегаются в разные стороны, а тот, в чьей печке он окажется, старается осалить им любого из играющих. Осаленный участник ловит мяч и, в свою очередь, старается осалить другого, но делать бросок может только с того места, где был осален. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо не промахнется. Тогда все возвращаются на исходные позиции. Тот, кто промахнулся, меняется печками с одним из крайних игроков и начинает игру сначала. За второй промах около печки участника, который допустил ошибку, проводят черту, а за третий делают гнездо и ставят палочку – квочку. За каждый последующий промах около печки ставят новую палочку – цыпленка.
Когда у одного из игроков наберется пять цыплят, их прячут, а хозяин квочки должен их найти и раздать остальным игрокам, т.е. догнать и осалить палочками. Затем игра повторяется.
Правила:
– салить мячом можно только с места и в ноги;
– хозяин квочки салит игроков до тех пор, пока у него не останется ни одной палочки.
Хлебец (Хлибчик)
Участвует нечетное количество играющих. Дети делятся на пары и встают на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары, – хлибчика.
Хлибчик. Пеку-пеку хлибчик.
Сзади стоящая пара. А выпечешь?
Хлибчик. Выпеку!
Сзади стоящая пара. А убежишь?
Хлибчик. Посмотрю!
С этими словами сзади стоящая пара разбегаются в разные стороны, чтобы снова соединиться и встать перед хлибчиком, а тот стар
schoolfiles.net