Кюр конный спорт – : ? - - equestrian.ru

КЮР: искусство или точный расчет?

Автор: Ольга СОБОЛЕВА, старший тренер молодежной сборной России по выездке, судья международной категории
Номер журнала: GM №6(173)/2017

Прежде всего, огромным зрительским интересом к прекрасному виду спорта, коим является выездка, и действительно замечательными выступлениями под музыку, которые демонстрируют лучшие спортивные пары. В нашей памяти всегда остаются яркие выступления в КЮРах звездных всадников: Изабель Верт, Анки ван Грюнсвен, Эдварда Гала, Шарлотты Дюжардин, Нины Меньковой, Александры Кореловой и не менее звездных лошадей: Сачмо и Вайегольд, Бонфаера и Солинеро, Тотиласа, Валегро, Диксона, Балагура. 

 

КЮР – это творческий процесс, работая над которым, все получают удовольствие: и всадник, и тренер, и – да-да! – лошадь. Когда вы начинаете работать над произвольной программой, вы можете неожиданно узнать новые грани таланта ваших четвероногих партнеров. Очень часто лошади сами подсказывают интересные упражнения, которые  они выполняют легко, хотя для других являются сложными.   

Как же составить программу КЮРа так, чтобы показать свою лошадь с наиболее выгодной стороны и запомниться зрителям? В  чем же состоит искусство составления грамотной программы КЮРа, подбора музыки, хореографии и композиции? 

 

Что такое КЮР и как его оценивают

 

КЮР – это произвольная программа выездки с обязательными упражнениями под музыкальное сопровождение. В протоколе КЮРа есть две части: одна – техническое исполнение обязательных упражнений и элементов, где судьи выставляют оценки за техническое исполнение, во второй части важна прежде всего артистическая составляющая. Здесь оцениваются ритм, энергичность, эластичность; гармония между всадником и лошадью; хореография, использование манежа, изобретательность; степень сложности и обоснованность риска; выбор музыки и ее интерпретация. При составлении программы КЮРа прежде всего надо знать правила – что разрешается и оценивается судьями как сложный элемент, как сделать упражнение так, чтобы оно было засчитано судьями и за него стояла высокая оценка, и чего делать нельзя. Судьи штрафуют за элемент, который превышает сложность в данной категории КЮРа, – например, всадникам-юношам можно сделать серийные менки в 5 или 6 темпов, но ни в коем случае нельзя менять в 4, 3, 2 темпа. В каждой категории существуют элементы или связки элементов и упражнений, которые повышают сложность технической программы той категории, в которой вы выступаете. Например, в юниорских КЮРах нельзя делать пируэты на галопе, только полупируэты. В КЮРе Среднего приза нельзя делать менки в 1 темп и двойные пируэты.

 

Подчеркиваем достоинства, скрываем недостатки

 

Основное правило, которым должен руководствоваться тренер и спортсмен, – придумать такую схему, чтобы все достоинства лошади, которыми она обладает, были ярко видны, а имеющиеся недостатки – скрыты и завуалированы. Многие всадники имеют разные подходы к составлению программы КЮРа. Одни сначала делают схему, затем снимают на камеру, потом накладывают музыкальное сопровождение. Другие берут за основу музыкальное произведение, стараются вписать в него элементы и связки. Второй путь намного сложнее и требует определенных музыкальных способностей от всадника – умения подстроить под нюансы музыки элементы программы, ориентируясь на ритм своей лошади. В наше время есть компьютерные программы, помогающие нарезать кусочки из музыкальных произведений, состыковать их, чтобы составить музыкальный трек, подходящий к езде. 

 

От схемы к музыке: семь раз отмерь…

 

 Итак, давайте разберем первый способ составления программы КЮРа более подробно. Нам понадобятся… бумага, карандаш и фломастеры трех разных цветов. Три разных цвета будут обозначать три основных аллюра – шаг, рысь и галоп (например, красный, синий и зеленый). Далее начинаем схематично зарисовывать все упражнения, элементы и связки. 

 

Нарисовали? Тогда перемещаемся в манеж и проводим хронометрирование программы, засекая время и снимая езду на видеокамеру. Вполне возможно, вам придется не раз еще менять связки схемы и переделывать упражнения так, чтобы уложиться в установленное время, – обычно это 4.30–5.00 мин. 

 

Очень важно отметить, что отсчет времени программы начинается не с въезда в створ манежа, а с начала движения после приветствия и заканчивается в момент зафиксированной в конце схемы остановки. Однако музыка включается «по руке всадника» уже тогда, когда всадник делает проезд за пределами манежа. Именно поэтому необходимо правильно определить точку, с которой вы начинаете движение в манеж: делается это обратным отсчетом, выезжая с места остановки назад. Не поленитесь сделать видеосъемку для отработки программы несколько раз – только после этого вы можете накладывать на нее музыку. 

 

Музыку надо подобрать на все три аллюра и желательно отдельно на пассаж и пиаффе. Это можно сделать, просматривая запись выступления и прослушивая музыку, – она должна обязательно подходить под ритм движения вашей лошади. Накануне соревнований стоит сделать так называемый «саундчек» для регулировки громкости музыкального сопровождения. Музыка должна быть слышна судьям, зрителям и не пугать лошадь излишней громкостью. 

 

Как произвести хорошее впечатление

 

Очень важно сразу произвести на судей благоприятное впечатление: въезд – это ваша визитная карточка. Въезжать можно на любом аллюре, главное, чтобы была четкая и плавная остановка, неподвижность в момент остановки, уверенное приветствие и хорошее начало движения. Каждый всадник знает, какой аллюр у лошади наиболее эффектный. Далее программа составляется так, чтобы сложные для лошади упражнения выполнялись в начале. 

 

Многие всадники, у которых очень энергичная и возбудимая лошадь, делают первую часть после въезда на галопе или на шагу, а заканчивают рысью, особенно, если рысь по качеству лучше, чем галоп. Расположение обязательных упражнений в манеже должно быть рассчитано так, чтобы убрать от прямого взгляда судей любые недостатки. Например, если у лошади не совсем четкий по ритму шаг, то его надо делать по длинной стенке манежа от В на F – вдали от судей. Чтобы сохранить нужное количество метров, лучше делать по буквам не менее 20 м или по любой диагонали. Если лошадь не обладает хорошим качеством прибавленного или собранного шага, полезно сделать разбивку – сделать шаг двумя репризами, чтобы было понятно – один собранный, другой прибавленный. Если ваша лошадь хорошо гнется в боку в обе стороны, то принимания на рыси и галопе лучше показать контрпеременой (зигзагом) – оценка за сложность будет выше. Если сгибание в одну сторону намного лучше, чем в другую, – делайте их отдельно и варьируйте их крутизну. 

 

У каждой лошади есть упражнения, которые она выполняет очень хорошо, так называемые «коронные» элементы.  Их можно показать в разных частях программы. Еще лучше будет, если эти упражнения вы продемонстрируете по траекториям, которых нет в обычных технических тестах. Что касается симметрии, всегда красиво смотрится КЮР, где связки симметричные, но иногда легкая асимметрия тоже украшает программу. Если мы рассмотрим степень сложности и обоснованность риска, то получается, что сложные связки вам добавят оценки только в том случае, если они выполняются качественно. Если вы хотите несколько раз продемонстрировать элемент, то лучше, чтобы были различные траектории и направления движения. 

 

Риск – благородное дело?

 

Сложными связками считаются менки по изогнутым линиям, контрперемены с приниманиями, различные переходы из прибавленного аллюра в элемент, который выполняется с максимальным сбором, например, из прибавленной рыси в пиаффе, или из прибавленного галопа в пируэт, или в прибавленный или собранный шаг. Сложным также считается пиаффе с собранного шага, повороты или пируэты на пиаффе, принимания на пассаже, менки по средней линии и прибавление галопа по средней линии, для юниоров – прибавленный галоп-полупируэт-серия менок. Но всегда помните, что сложность – это риск, который должен быть обоснован. Если лошадь на тренировках не делает сложные упражнения стабильно, то лучше не включать их в программу КЮРа. 

 

Правильная композиция – наше все!

 

Составляя схему КЮРа с точки зрения хореографии, использования манежа, изобретательности, мы должны стараться, чтобы КЮР не выглядел перегруженным или, наоборот, простым, как обычная схема. Часто большое количество переходов из аллюра в аллюр не дает возможность судье понять, что это было – может, сбой? Программа должна быть понятной, чтобы судье не приходилось догадываться, какой элемент был исполнен. Очень часто, выполняя пируэты на галопе, всадники нечетко выходят на нужную траекторию, выполняют начало не с прямой линии: любой доворот более чем на 360 градусов в малых ездах или более чем двойной пируэт в больших будет оштрафован, и оценка понизится. Странно смотрятся пустые проезды, когда лошадь двигается без выполнения элементов достаточно долго. Иногда всадник, чтобы потянуть время, делает вольты в углах, – это не украшает программу, а просто убивает время. Обязательно нужно продумать выезд – иногда он делается неожиданно для судьи и по непонятной траектории. 

 

Каждому всаднику необходима так называемая «запасная диагональ» – обычно она бывает в конце программы и выполняется под мелодию без особенных музыкальных акцентов. Запасная диагональ необходима для повторения упражнений программы, на которых были сбои.  Необходимо четко понимать тайминг, чтобы знать, какие именно элементы вы можете успеть сделать за это время.

 

Еще раз о музыке

 

Удачно подобрать музыку для выступления совсем непросто! Хорошо, если у вас есть музыкальный вкус, но не забывайте, что ваши предпочтения должны понравиться и судьям, и зрителям. В идеале музыка соответствует ритму движений лошади, ее темпераменту, стилю, внешнему виду. Здорово, когда на международных соревнованиях музыка несет национальный колорит. Ритмичная популярная, национальная или классическая музыка способна совершенно изменить эмоциональный фон езды, завоевать симпатии зрителей, которые начинают поддерживать вас аплодисментами. И это помогает не только всадникам, но и лошадям – услышав музыку, они стараются двигаться ритмичнее и энергичнее. 

 

Очень приятно смотрится и слушается КЮР, в котором музыка подобрана в одном стиле, потому что классика и рок, например, не всегда совмещаются. Каждый элемент, каждая связка должна по возможности иметь музыкальный акцент. Например, при увеличении амплитуды на прибавлении музыка сопровождает активизацию или подчеркивает ярко выраженный ритм пиаффе  или пассажа. Есть КЮРы, мелодии для которых написаны композиторами. К сожалению, они не всегда удачны, и часто мы слышим одинаковые музыкальные приемы у многих всадников. Конечно, только музыкой вы не сможете исправить технические упущения, но никогда не допускайте, чтобы музыка была всего лишь фоном на вашем выступлении в КЮРе!   

 

В заключение хочу сказать, что, если всадник действительно поработал над КЮРом с душой, подобрал музыку, составил правильно программу, умело показал ее – результат не заставит себя ждать.

 

Буду рада, если мои советы помогут вам достичь новых высот!

www.goldmustang.ru

КЮР — Конно-спортивный комплекс «Новополье»

КЮР — одно из самых красочных и зрелищных конных состязаний, когда лошадь и человек выступают как неразрывная пара в танце, исполняя  под музыку маленький спектакль со своим сюжетом.

Наверное, поэтому, для зрителя это наиболее интересная форма знакомства с конным спортом.

Мы, хозяева КСК «Новополье»,  пришли в конный мир из обыкновенных любителей. Серьезные спортсмены были для нас, практически, небожителями, а лошадь — волшебным сказочным существом. И познакомившись с этим миром поближе, заболели им навсегда.

Поскольку люди мы любопытные, то стали много читать и ездить по миру, смотреть, как это устроено там…

В Голландии мы попали на Кёрунг жеребцов КВПН (оценка спортивных качеств лошадей для выдачи им разрешения на племенное разведение). Со всех концов маленькой Голландии к огромному выставочному комплексу стекались участники и просто зрители. В Голландии на конных праздниках бывает не меньше зрителей ,чем на самых крутых футбольных матчах. На большой арене сначала демонстрировали свои качества молодые лошади, а потом были выступления спортсменов конников.

На трибунах тысячи зрителей. Кульминацией были командные соревнования: молодёжь против ветеранов. Выездка. На наш взгляд, ветераны слегка поддались и, в результате, выиграли новички. Но когда, после награждения, ветераны выстроились в одну шеренгу и, абсолютно синхронно пошли выполнять самые сложные элементы выездки, весь зал встал в едином порыве.  Мы были потрясены.

А в Финляндии мы видели праздник «Финского рысака», целый городок Юпая два дня жил этим праздником.

Как захотелось, чтобы и у нас, в нашей стране, так было.

В нашем городе уже более сотни конных клубов, но много ли среднестатистический житель знает о проходящих там мероприятиях. Наш клуб решил популяризировать конный спорт среди населения, и приобщить зрителя к прекрасному конному миру. Ну, а одним из самых ярких ,красочных зрелищ являются КЮРы. Уже несколько лет совместно с Ломоносовским районом мы проводим соревнования на «Кубок МО Ломоносовский район» «Костюмированный КЮР». На эти старты съезжаются спортсмены из разных клубов города и области. Площадка открыта для посетителей. Заранее развешиваются плакаты с информацией о празднике. Приглашаются мастера ремесленники, работает выездное кафе. Это замечательная возможность провести интересно, познавательно и весело свой выходной день. Который запомнится яркими красками и новыми впечатлениями.

В 2016 году кубок «Ломоносовского района» выиграла самая маленькая участница, спортсменка  нашего клуба и жительница Ломоносовского р-на — Сухляева Софья.

В 2017 году победителем стал Григорьев Артем на лошади по кличке Рента, это так же члены нашего клуба.

novopole.ru

Разложим КЮР по полочкам с Катриной Вюст

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: ЗМ №7(131)2013

Главный эксперт по КЮРам

Организаторы семинара пригласили госпожу Вюст не случайно – в Европе она давно зарекомендовала себя как один из наиболее компетентных специалистов по подготовке и оценке КЮРов. В 2009–2010 гг. она работала в комитете по выездке FEI, участвовала в разработке новых правил проведения Олимпиады, кроме того, сама являлась судьей на трех финалах чемпионата мира. Катрина уже знакома российскому выездковому сообществу: в 2012 году она входила в состав судейской коллегии на Кубке Губернатора Московской области, а в конце января – начале февраля этого года проводила семинар для судей и мастер-класс для спортсменов в Битце.
На этот раз Катрина предложила российским коллегам хорошо систематизированную и интересную ин¬-формацию, осветив вначале теоретические аспекты судейства КЮРов в контексте современных мировых требований, а во второй части с помощью большой подборки видео продемонстрировала наиболее типичные ошибки спортсменов в ходе различных соревнований.

Привозим Европу к себе

Переводчицей госпожи Вюст на семинаре и главным инициатором ее приглашения в Россию была Ирина Макнами – судья международной категории MK-Level4.

Редакция «ЗМ» попросила ее прокомментировать прошедшее мероприятие.

ЗМ: Как лично вы считаете, в чем заключалась главная польза этого семинара? Сильно ли он в итоге по-влияет на работу наших судей?

И.М.: Так уж вышло, что из-за огромных расстояний и всяческих финансово-визовых сложностей не каждый из нас может себе позволить часто посещать Европу и быть в курсе последних веяний и тенденций современной выездки. Поэтому, я считаю, крайне важно как можно чаще привозить Европу к нам, чтобы не получалось так, что мы «варимся в собственном соку». Безусловно, судейство КЮРов сегодня вопрос невероятно актуальный. Европейские спортсмены и тренеры уже подняли целую волну возмущения о субъективности оценок за артистизм. Весь выездковый мир буквально бурлит в ожидании перемен. Хотелось поглубже разобраться в этом вопросе, поэтому мы и пригласили одного из самых признанных специалистов в области судейства КЮРов. А насколько данный семинар повлияет на работу судей – это вопрос чисто индивидуальный. Кто-то узнал много нового, кто-то просто услышал подтверждение своим знаниям.

ЗМ: Из каких регионов приехали слушатели семинара? Сколько было человек?

И.М.: Были представлены такие регионы, как Москва, Московская, Ивановская, Тульская, Кировская, Астраханская области, Санкт-Петербург, республика Татарстан. На семинаре присутствовало более 50 человек, из них 20 – судьи по выездке, остальные – спортсмены, тренеры, владельцы лошадей и даже родители юных спортсменов. Хочу отметить, что я всегда активно агитирую спортсменов, спонсоров, родителей, владельцев лошадей приходить на судейские семинары, так как получить новые знания о требованиях современной выездки и принципах судейства полезно абсолютно для всех. Более того, такие семинары не только просвещают слушателей, но и помогают объединять людей, тем самым способствуя тому, что качество российском выездки в целом растет.

ЗМ: Госпожа Вюст прекрасно подготовилась к семинару: сделала презентацию на русском языке, продемонстрировала подборку видео, с готовностью отвечала на вопросы... Как бы вы оценили ее мастерство именно в качестве преподавателя?

И.М.: Я считаю, что Катрина – одна из лучших судей-преподавателей в мире. Мне нравится ее манера четко и логично доносить свои мысли, организованность, а также чувство юмора. Еще хотелось бы отметить, что, несмотря на мировое признание и заслуги в выездке, она не ставит себя выше других. Катрина всегда очень скромна и доброжелательна ко всем. А если говорить о хорошей подготовке к семинару, то это как раз вполне обычная практика, я была на многих семинарах для судей в Европе, и руководители всегда очень тщательно готовятся, показывают интересную презентацию и видеоматериалы.

Век живи, век учись

ЗМ: Были ли на семинаре затронуты вопросы, интересные для вас лично? Удалось ли вам открыть что-то новое для себя?

И.М.: Для меня этот семинар был очень продуктивным. Конечно, все мы хорошо знаем «голые тезисы» из правил по выездке, но то, как Катрина преподносила информацию, дало мне возможность более глубокого прочувствовать некоторые моменты и даже взглянуть на них по-новому. Практически во всем я могла найти что-то интересное для себя. Судейство КЮРа – невероятно сложная штука. Особенно усложняетситуацию тот факт, что времени, чтобы решить, какую оценку выставить, у нас очень мало,некогда все серьезно взвесить и обдумать. Выбор оценки происходит практически на уровне подсознания. В судействе даже есть такой термин «unconscious competence» (компетентность на уровне подсознания). Для развития этой компетентности необходима постоянная практика, непрекращающийся процесс получения и накапливания знаний и опыта. Один семинар – это, конечно, хорошо, но для реальной эффективности нужно постоянно пребывать в «состоянии обучения».

ЗМ: Когда и на какую тему планируется провести следующий семинар?

И.М.: Действительно, планов много. Есть желание с осени проводить подобные семинары не реже чем раз в два-три месяца. Хотелось бы привлекать к проведению не только иностранных специалистов, но и российских судей. Собираемся провести семинар на тему «Cудейство молодых лошадей», хотя мне кажется, что нам будут полезны любые темы, главное, чтобы было как можно больше интересных видеоматериалов. Думаю, что если все пойдет успешно и интерес слушателей к подобного рода мероприятиям не пропадет, то в ближайшие годы у нас побывают все судьи, которые славятся своим умением проводить семинары.

КЮР – это маленькая пьеса

Своими впечатлениями с корреспондентом «ЗМ» поделилась и сама Катрина Вюст.

ЗМ: Как вы оцениваете аудиторию, с которой вам сегодня пришлось общаться?

К.В.: Просто отлично! Слушатели проявили большой интерес к материалу, задавали полезные, очень осмысленные вопросы. У нас происходило полноценное, всестороннее обсуждение самых важных вопросов.

ЗМ: С кем из российских судей вы вместе работали?

К.В.: Я уже давно знакома с такими судьями, как Юрий Романов, Игорь Коган, Ирина Макнами. Работа с этими специалистами была прекрасным опытом лично для меня. К сожалению, большой проблемой для России остается плохое знание английского языка у большинства судей, несмотря на высокую квалификацию и опыт судейства. Это реально является сильным сдерживающим фактором для появления судей международной категории из России. Никак не могу на это повлиять, но думаю, что Восточно-Европейская зона, в которой уже многие годы работает всего лишь один судья уровня «5 звезд» (поляк Войтек Марковски), получит новых специалистов высшей категории именно из вашей страны.

ЗМ: Что такое артистизм в выездке? И как его оценивать при выставлении баллов в КЮРе?

К.В.: Собственно, артистизм имеет для выездки второстепенное значение – главное все-таки техника исполнения элементов. И все же КЮР всегда был и остается маленьким произведением искусства, как небольшая театральная пьеса. Здесь должны присутствовать и индивидуальность, и эмоции, и стиль – у каждого спортсмена свой. КЮР как «продукт» нужно уметь правильно «продать», преподнести зрителям. Судья – это тоже зритель, он тоже желает увидеть в выступлении спортивной пары маленькую пьесу. Музыка и стиль каждого КЮРа должны подчеркнуть индивидуальность каждого всадника и, кстати, каждой лошади тоже. Конечно, оценка подобных вещей остается весьма субъективной, но если спортсмену удается создать особую ауру своим выступлением, он в любом случае будет высоко оценен.

 

www.goldmustang.ru

Звуки музыки

Автор: Екатерина Штатнова
Номер журнала: ЗМ №1(137)2014

Вначале был… олимпийский гимн

 

Считается, что идея проводить соревнования по произвольной программе под музыку пришла в голову Йопу Бартелсу во время Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году. Он заметил восторженную реакцию публики на круг почета в исполнении д-ра Райнера Климке на Алерихе. Объезжая вокруг спортивной арены, Алерих менял ноги в такт олимпийскому гимну. В следующем году были проведены первые международные соревнования, в программе которых были КЮРы, а в 1986 году стартовал первый сезон Кубка мира по выездке. В его программе были две езды: Большой приз, обязательный для всех, и КЮР, к которому допускались 12 лучших участников по результатам Большого приза.  Первой победительницей Кубка мира по выездке стала Анна-Грета Йенсон Тонблад на Марцоге, которая использовала в своей программе мягкую классическую музыку. В начале 1990-х на спортивной арене появилось множество ярких спортивных пар, чьи КЮРы были настоящими произведениями искусства. Среди них – Изабель Верт и темпераментная кобыла Фабьен, которая порадовала аудиторию КЮРом на музыку «Битлз». Моника Теодореску и Ганимедас блистали под музыку из популярного американского мюзикла «Оклахома». Визитной карточкой Уллы Зальцгебер и Расти стал КЮР под музыку из кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Кстати, этот КЮР был единственным у этой пары. С 1991 года КЮРы были включены в программу чемпионатов Европы, а с 1996 года – в программу Олимпийских игр.

 

Музыкальное попурри

 

В правилах соревнований по выездке не регламентируется музыка, которую спортсмены могут выбирать для своего выступления, тем не менее существует негласный запрет на использование вокала. Практически в любом музыкальном стиле можно найти подходящие мелодии для включения в сопровождение КЮРа, но гораздо более выигрышно выглядят программы, в которых используется музыка одного и того же жанра или объединенные одной темой. Мариэт Витагес в одном из своих интервью сказала, что судьи и зрители хотели бы видеть КЮРы, в которых спортсмены рассказывают историю со вступлением, развитием сюжета и финалом. От качества КЮРа сейчас зависит победа или проигрыш на крупнейших турнирах, и не удивительно, что топ-спортсмены прилагают массу усилий для того, чтобы сделать свою программу незабываемым произведением искусства. Для тех, кто планирует борьбу в первой двадцатке мировых первенств, музыку к КЮРам пишут композиторы и аранжировщики, которые специализируются в этой отрасли спортивного обеспечения. Профессиональное составление программы КЮРа и его музыкального сопровождения может стоить до 20 тыс. евро. Естественно, такие вложения трудно делать ежегодно, поэтому, как правило, спортсмены используют один и тот же КЮР несколько лет, обычно четыре года.

Среди признанных мастеров КЮРов следует выделить Кейса Слингса (Нидерланды), который за 18 лет написал множество программ-победителей Олимпийских игр, чемпионатов Европы и мира. В 1996 году его КЮР «Симфония Бонфайер» в исполнении Анки ван Грюнсвен и Бонфайера получил олимпийское серебро. Something old, Something New в исполнении этой же спортивной пары удостоился золотой медали на Олимпиаде в Сиднее, а КЮР L’Esprit Chanson стал одним из самых успешных программ за всю историю спортивных КЮРов. Кейс Слингс начал свою карьеру с написания музыки к песням, к кинофильмам и телесериалам. Однажды, увидев по телевидению выступление Анке ван Грюнсвен, он отправил ей факс: «Прекрасная лошадь, прекрасная всадница, но музыка все портит!» С этого момента началось его сотрудничество с Анке, а вслед за ней клиентами композитора стали Лаура Бехтольсхаймер (Великобритания), Саннеке Роттен­берген (Германия), Виктория Макс-Тойрер (Австрия), Натали зу Зайн-Виттгенштайн (Дания) и многие другие спортсмены.

Для того чтобы программа КЮРа идеально подошла спортсмену и лошади, необходимо в первую очередь правильно выбрать музыку. Мужчина на крупной лошади будет анекдотично смотреться, исполняя КЮР под поппури из детских песенок, а хрупкой девушке на невысокой лошади вряд ли подойдут произведения Вагнера. Впрочем, при подборе музыки надо помнить о том, что она будет с вами несколько лет, и поэтому, заказывая аранжировку, необходимо упомянуть и о своих личных предпочтениях.

 

На вершине хит-парадов

 

Когда верстался этот номер, английская спортсменка Шарлотт Дужардин, выступая на Валегро в лондонской «Олимпии», установила мировой рекорд в КЮРе. Она финишировала с результатом 93,975%. Эта программа всегда вызывает особые эмоции у британских зрителей, так как основой музыкальной темы является патриотическая песня Land of Hope and Glory («Земля надежды и славы»), которую дополняют звуки курантов Биг-Бена.

Одной из самых «продуктивных» спортсменок по разработке новых программ является голландка Аделинда Корнелиссен: в 2010 году она переключилась с немецкой классики на русскую. Немного тяжеловатое музыкальное сопровождение под Вагнера сменилось на более воздушные музыкальные темы из «Щелкунчика» Чайковского. В 2013 году Аделинда снова поменяла КЮР. Теперь она выступает под музыку Tribute to my Red Knight, автором которой стал голландский композитор Виктор Кирхоф, ранее работавший в паре с Кейсом Слингсом.

Хелен Лангеханенберг и Даймон Хилл выступают под музыку, специально написанную для этой пары композитором Майклом Эрдманом, а Эдварду Галу музыку к КЮРу для его Андеркавера писал голландец Йост Петерс. Кстати, название у программы Гала – Secretum Revelatum, что переводится с латыни как «Личное откровение».

Помимо классики и всевозможных ее аранжировок, популярностью среди спортсменов пользуется и рок-музыка. Тинне Вильгельмссон-Силфвен и Дон Аурелио выступают под музыку из рок-оперы «Томми» британской группы The Who. Еще один любитель рока – Патрик Киттель. Для Скандика он выбрал музыкальные темы Depeche Mode, а в 2011 году Патрик поменял КЮР на музыку британского исполнителя Билли Айдола. 

Анна Каспрзак (Дания) и Донпериньон выступают под произведение Фила Коллинза, Кристина Шпрее на Десперадосе выбрала для себя обработку песен 80-90-х годов Tainted Love (исполнитель – Глория Джонс), Fade to Grey (группа Visage), Shout (группа Tears for Fears). Натали цу Зайн-Виттгенштайн и Дигби в 2012 году поменяли КЮР с мелодиями из мюзикла «Вестсайдская история» на новую композицию Кейса Слингса, основанную на французских песнях 1950-х годов – Apres Toi, L'Amour est Blue и Les Moulins de mon coeur. 

Очень часто организаторы турниров даже указывают в стартовых протоколах авторов и аранжировщиков музыки КЮРов, так как этот вопрос всегда очень интересует зрителей, но не все обладают достаточной музыкальной эрудицией, чтобы с первых (а зачастую и последующих) нот угадать музыку, использованную в том или ином КЮРе.

 

Руководство к действию

 

В Западной Европе продаются музыкальные сборники с готовыми отрывками из произведений, адаптированных к КЮРам и разобранных по темам: музыка для шага, рыси и галопа. Такие «полуфабрикаты» годятся для составления КЮРов, не претендующих на медали мировых первенств, и, безусловно, творческие личности могут и из них сделать очень органичную и яркую программу.

Составляя КЮР, нельзя забывать о главном: музыка в КЮРах – это не просто фон, а еще один фактор, серьезно влияющий на финальную оценку. Например, в КЮРе Большого приза оценка за выбор музыки и ее интерпретацию идет с коэффициентом «четыре». К сожалению, на российских соревнованиях редко можно увидеть оригинальную программу КЮРа, а музыкальное сопровождение чаще всего представляет собой три мелодии для рыси, шага и галопа, наскоро подогнанных друг к другу. Кроме того, диапазон используемых произведений не слишком широк. Несколько лет назад безусловным хитом КЮРов, который все судьи и зрители выучили наизусть, была музыкальная тема из кинофильма «Пираты Карибского моря». Бывают также и случаи, когда спортсмены едут один и тот же КЮР годами, при этом выступая на разных лошадях.

В соответствии с современными тенденциями музыка для КЮРа должна обладать четким ритмом, подходящим к аллюрам лошади, с обязательным фоновым сопровождением, подчеркивающим нюансы переходов от элемента к элементу. Такого эффекта можно добиться только путем специальной обработки музыки, в которую может входить и искусственное замедление и ускорение темпа под ритм движения лошади. Разрабатывая КЮР, обязательно нужно просматривать видео с его исполнением парой, так как только со стороны можно увидеть шероховатости или спорные моменты, которые затем можно будет доработать.

Поскольку от качества музыкального сопровождения напрямую зависит результат спортсмена на соревнованиях, при подготовке к КЮРу рекомендуется записать музыку на несколько носителей в разных форматах, чтобы особенности аудиотехники организаторов не стали неприятным сюрпризом прямо перед выездом на боевое поле.

КЮРы – это не только прекрасный способ популяризации выездки, но и средство самовыражения для спортсменов, которое позволяет им на несколько минут стать настоящими артистами и донести свои эмоции до зрителей и судей.

www.goldmustang.ru

Ролл-кюр или гиперсгибание

Автор:
Номер журнала: ЗМ №11(67) 2007

Положения теории гиперсгибания

     Основным положением этой теории был вопрос о том, как работает лошадь спиной. Согласно этой теории, спина лошади сначала работает как арка, а потом, используя методы тренинга гиперсгибания мышцы спины укрепляются, и она становится как мостик. Шеф Янсен рассказывал, как тренировать лошадь, включая факторы по увеличению гибкости и работы спины лошади. Рассматривались детали различного  эффекта позиций головы и шеи лошади, с учетом того, как сохранить гибкость при усиленной работе зада, когда лошадь находится на свободных движениях или в соревновательной позиции, когда лошадь – за вертикалью, или когда она вытянута. Отмечалось также, что положение головы и шеи имеет решающее значение в механике движения лошади. Если гиперсгибание сделано правильно, оно может существенно улучшить работу спины  лошади.
    Использование термина LDR («ниже, глубже, круглее») – это один из многих инструментов при работе с лошадьми, имеющими какие-то проблемы, нуждающимися в установке баланса, улучшения проводимости, отвлекающимися от воздействий всадника.
     Комплексы упражнений по этой методике не применяются для молодых лошадей. Эта система никогда не используется для обучения воздействиям всадника на лошадь, а тогда когда лошадь сопротивляется воздействиям всадника. Проводится короткими репризами, чередующимися быстрыми переходами и большим подведением зада, чтобы был эффект. 
Эта система, по словам Шефа Янсена, «не является панацеей, есть много систем тренинга, но хороша только одна, с которой лошадь чувствует себя счастливой».

Мнение по поводу

     Хорош или плох данный метод? Я считаю, что любая система, приносящая определенный успех в выездке, имеет свое право на существование. О том, что эта система используется спортсменами Голландии, мы видели  на многих соревнованиях, в которых принимали участие не только взрослые, но и молодые всадники. Безусловно, вопросы есть и будут. Но давайте посмотрим на положительнее и отрицательные стороны ролл-кюра и попробуем порассуждать логически.
    Для того, чтобы что-то оценить как плохое или хорошее, необходимо изучить суть вопроса, а затем попробовать применить метод на практике. Видя лишь положение шеи лошадей голландских спортсменов на разминке, я думаю, не только у меня возникал следующий вопрос: почему шея, находясь в положении «сильно за поводом», когда нос лошади практически притянут к груди, а всадники двигаются  не рысью, а тротом – выезжая на выездковое поле, их лошади имеют хорошее, очень правильное положение затылка в высшей точке и двигаются с захватывающим дух импульсом? Таким образом, видя только одну сторону медали, которая обычно представляется на соревнованиях,  рано делать какие-либо выводы. Однозначных ответов на интересующие вопросы пока нет, и искать их нужно в разных источниках.
     Думаю ответ можно найти и перечитав литературу с материалами, касающимися системы Боше, и заглянув в учебники биомеханики и анатомии лошади, и даже в книги по немецкой подготовке лошадей. И то, что в тренинговой системе ролл-кюра есть моменты, о которых, я думаю, рассказывают не совсем полно – сомневаться нет смысла.

Быть или не быть

     Наблюдая за разминками голландцев, можно заметить, что лошади в основном очень пугливые, не совсем доверяют всадникам, сильно реагируют на внешние раздражители, но, заходя в манеж, полностью подчиняются спортсменам и двигаются очень активно. При этом, характерной особенностью голландских лошадей является еще и то, что они очень хорошо реагируют на руку всадника, то есть на полуодержки. При этом шеи лошадей достаточно расслаблены, они работают с мягкой спиной и очень активными скакательными суставами. 
Проведя некоторый анализ, я думаю, что работа по системе гиперсгибания подходит не всем лошадям и всадникам.
     Поэтому, прежде чем слепо приступать к овладению системой, следует обратить внимание на природные данные и особенности лошади. Но, к сожалению, часто молодые всадники  копируют действия  известных  спортсменов, не совсем  осознавая смысл своей работы с лошадью. В связи с этим хочу призвать тренеров внимательно относиться к этому и не разрешать молодым спортсменам работать без контроля наставника. Что касается взрослых всадников – они, пожалуй, вольны сами выбирать те методы работы с лошадьми, которые при грамотном использовании могут принести успех. Но никогда не нужно забывать – чтобы применять нечто новое, необходимо изучить его досконально и использовать только осознав и поняв, что данный метод подходит конкретной лошади. Ведь работа с лошадью – дело тонкое и индивидуальное!

Аналитические выводы

     Когда мы рассмотрим  взаимосвязь работы шеи и спины лошади, а также вопросы контакта животного с рукой всадника, становится понятным, что при закрепощении шеи, сразу же закрепощается спина лошади, а работа зада становится неактивной. Что касается проводимости – при закрепощении хотя бы части позвоночного столба лошадь практически не проводит импульс через спину с активизацией зада. А проводимость, как известно, – одна из составляющих позиций для успешной работы с лошадью в выездке.
     В каждой системе есть методы и упражнения, которые, я думаю, при условии обдуманного подхода всадника можно с успехом применять для многих лошадей. Но, конечно, важно и то, что слепое копирование этих методов без учета их значения может принести вред  как лошади, так и всаднику.
     В связи с этим хочу еще раз подчеркнуть важность процесса самообразования всадника, особенно в выездке, который, я думаю, не должен прекращаться никогда! Необходимо постоянно изучать литературу, участвовать в семинарах известных тренеров и судей, а также анализировать полученный материал и, конечно же, уметь думать. Тогда, наверное, отпадет желание осуждать тех спортсменов и тренеров, которые думают и работают немного по другому.
     Как сказал недавно известный специалист  выездки  г-н Артур Коттас, проводя  семинар для всадников в Москве: «Много дорог ведут в Рим, и достигать цели можно разными методами, но никогда не нужно забывать, что эти цели должны быть гуманными по отношению к лошади, ведь лошадь без всадника – все равно – лошадь, а всадник без лошади – уже не всадник!»
Желаю успеха в вашей работе с лошадьми!

 

Ковбойские замашки Анки ван Грюнсвен

Анки Ван Грюнсвен проводила Бонфаера в последний путь

С Днем рождения, Салинеро!

Ван Грюнсвен Анки. Преподаватель на семинаре и лидер на турнире. Секреты мастерства остались секретами.

 

 

www.goldmustang.ru

Выездка – это круто

Автор: Екатерина ШТАТНОВА/www.equestrian.ru
Номер журнала: ЗМ №3(116)2012

Процесс обучения верховой езде требует терпения и настойчивости не только от юных всадников, но и от их тренеров. После нескольких уроков на корде ребята готовы к занятиям в смене, и на этом этапе очень важно не дать ослабнуть интересу к конному спорту. Опытные детские тренеры считают, что использование принципов, применяющихся в выездке, на самых ранних стадиях обучения детей верховой езде закладывают прочную основу, необходимую в любом виде конного спорта. Поспешное и бессистемное обучение приводит к появлению большого количества ошибок, исправлять которые впоследствии будет очень сложно.

 

Тем не менее выездка для многих конников ассоциируется с долгой и зачастую монотонной работой, результат которой появляется через много месяцев после ее начала. Может быть, выездка слишком сложна для детей? И да, и нет. Точно так же как дети учатся читать по слогам, складывая слова, всадник может изучать простейшие элементы выездки, которые впоследствии станут основой спортивных достижений или просто приятной верховой езды как хобби. Впрочем, опытный тренер должен соблюдать баланс в занятиях, чередуя несложные прыжки с элементами выездки. Очень часто родители настаивают на том, чтобы полностью исключить прыжки через препятствия из тренировок их детей, боясь серьезных травм. В этом случае у тренера нет выбора, кроме как сосредоточиться на выездке. Но и в этом случае занятия с детьми можно сделать разнообразными и интересными.

 

Конкур+выездка = Тест Каприлли!

 

В нашей стране редко можно увидеть соревнования по программе «Теста Каприлли». Незаслуженно забытый тест стал атрибутом испытаний молодых лошадей, а ведь и эти соревнования могут быть очень полезны и для молодых всадников, выступающих на пони и больших лошадях. 

 

Тест Каприлли назван в честь его изобретателя, основоположника современной школы верховой езды, капитана итальянской армии Федерико Каприлли. Тест представляет собой комбинацию конкура и выездки, и он очень популярен в европейских странах в пони-клубах и школах верховой езды. Международная федерация конного спорта определяет тест Каприлли как соревнования по определению степени послушания лошади без сопротивления и напряжения на воздействие средств управления всадника. Существует несколько разновидностей тестов Каприлли различной сложности, как правило, они включают в себя от пяти до семи прыжков и несколько несложных выездковых элементов.

Дети любят участвовать в таких соревнованиях, потому что могут одновременно продемонстрировать свои умения не только в выездке, но и в конкуре. Так как препятствия невысоки, а выездковые элементы просты, обычно тест Каприлли не вызывает серьезных затруднений у его участников.

 

За рубежом детские соревнования по тесту Каприлли судятся по стандартам соревнований пони-клубов. На рабочих аллюрах не предполагается, что лошадь должна демонстрировать даже начальную степень сбора. Ожидается, что лошадь находится в контакте с поводом, и этого вполне достаточно. В тестах Каприлли продвинутого уровня может быть включена учебная рысь, перемена ноги может выполняться как в воздухе, так и через шаг. 

 

В отличие от обычных соревнований по конкуру, где судьи не принимают во внимание стиль всадника и лошади, в тесте Каприлли главное внимание уделяется тому, чтобы лошадь двигалась в хорошем равновесии, держа голову и шею в естественном положении, с легким упором в повод. При этом лошадь должна сохранять ритм движения, и не только во время выполнения выездковых элементов, но даже при подходе к препятствию. Впрочем, до и после прыжка допускается несколько темпов галопа, если в тесте записано, что препятствия преодолеваются с рыси.

 

Разучивая этот тест, юные спортсмены узнают, как правильно изменять темп движения без смены аллюра. Выездковые упражнения, которые нужно выполнить между прыжками, помогут юным спортсменам лучше сосредоточиться на подходе к препятствию, а также справиться со слишком горячими лошадьми, имеющими тенденцию «тащить» на препятствие. 

 

Существует несколько разновидностей тестов Каприлли, в тест начального уровня включены только шаг и галоп, а препятствия заменены кавалетти, лежащими на земле. За рубежом распространена практика проведения соревнований по тесту «Каприлли» на арендованных лошадях и/или пони.

 

Бал выездки

 

Соревнования являются неотъемлемой частью процесса обучения детей верховой езде. Большинство детей любят соревноваться друг с другом, хотя и из этого правила есть исключения. Проходя путь от клубных стартов до городских и всероссийских соревнований, юные всадники учатся красиво побеждать и спокойно проигрывать. Первые кубки, розетки и медали как ничто другое подогревают интерес детей к конному спорту. 

 

В тех регионах нашей страны, где конный спорт развит достаточно хорошо, количество соревнований для детей, выступающих на лошадях и пони, заметно возросло за последние несколько лет. Соревнования проводятся как по конкуру, так 

и по выездке, и фаворитом, безусловно, являются костюмированные КЮРы. Как бы ни хотелось мамам, папам, бабушкам и дедушкам принять самое активное участие в подборе программы, музыки и костюма для своего ребенка, нужно помнить о том, что в первую очередь должны получать удовольствие от процесса подготовки к КЮРу дети.

 

Впрочем, совершенно исключать родителей из процесса подготовки тоже не стоит – это прекрасный способ увлечь выездкой всю семью, члены которой могут сами стать активными болельщиками и любителями выездки.

 

Один за всех и все за одного

 

В том случае, если в клубе верховой езды занятия с детьми проводятся в группах, есть еще один безотказный способ разнообразить занятия. Фигурные смены, квадрильи и па-де-де служат не только украшением показательных выступлений, но и полезным средством обучения детей элементам выездки. Дети, как и лошади, – социальные существа, и они любят делать веселые и интересные вещи вместе.

Впрочем, не стоит обольщаться. Когда несколько юных всадников находятся на арене и включается их любимая музыка, даже при большом усердии сразу не получатся ни ровные перестроения, ни сложные элементы. Тренеру придется потратить немало сил и нервов для обучения детей выполнению фигурных смен, но результат того стоит.

 

Принцип обучения неизменен – от простого к сложному. Начинать следует с обычного движения «в смене», где дети поймут, как правильно держать дистанцию и сохранять неизменный темп движения. Детям следует объяснить, что манежная езда или квадрилья из четырех всадников – это коллективное творчество и нужно обращать внимание не только на себя и на свою лошадь, но и на то, что прои-

сходит у всех остальных всадников.

 

После того, как дети научатся держать равнение и выполнять простейшие перестроения в смене, можно переходить к более сложным элементам. На тренера возлагается сложная задача придумать достаточное количество упражнений, исходя из уровня подготовки детей и лошадей, но в то же время достаточно интересно выглядящих со стороны.

 

В некоторых национальных федерациях проводятся официальные соревнования для квадрилий по специально разработанным тестам различного уровня, в частности, несколько таких тестов опубликованы на сайте ассоциации выездки США (www.usdf.org).

 

В Интернете можно найти не только схемы фигурных смен, но и видео с выступлений. Одним из самых зрелищных видов программы ежегодного рождественского конного шоу в Олимпии (Лондон) являются костюмированные квадрильи конных клубов, подготовка к которым занимает целый год! И хотя в них принимают участие взрослые спортсмены, много интересных идей можно почерпнуть и для юных всадников.

 

Волонтер – это звучит гордо!

 

Если ребенок всерьез начал увлекаться выездкой и отдает ей явное предпочтение перед конкуром, то есть много способов дать ему возможность увидеть всю красоту этого вида спорта. Ни одни соревнования по выездке не обходятся без волонтеров. Несложные обязанности по сбору технических протоколов у судей по плечу даже детям младшего возраста, и их выполнение дает возможность ребятам почувствовать свою причастность к миру большого спорта. Подросткам можно поручить поработать читчиками у судей, но здесь нужно помнить о том, что эта работа требует определенных навыков, и неопытным волонтерам нужно все сначала подробно объяснить и дать попробовать свои силы на небольших клубных стартах. Важно, чтобы судьи также отнеслись с пониманием к своим юным подопечным.

 

За рубежом широко практикуются совместные выезды пони-клубов и клубов верховой езды в качестве зрителей на крупные соревнования, но в России эта практика пока не прижилась. Тем не менее если ребенок увлекается выездкой, ему будет интересно побывать на финале чемпионата России или международных соревнованиях. Если же родители в состоянии показать своему ребенку всю красоту конного спорта на Всемирном конном фестивале в Аахене или на чемпионате Европы по выездке, то такой возможностью ни в коем случае не следует пренебрегать!

 

Пройдет много времени, прежде чем ребенок настолько серьезно увлечется выездкой, что «вырастет» из клубных лошадей и ему потребуется собственный турнирный боец более высокого уровня. Но когда это произойдет, родителям придется приложить немало усилий, выбирая лошадь для будущих побед юного спортсмена. Какой должна быть лошадь для ребенка, стоит ли брать «коня на вырост», чтобы сэкономить и не покупать лошадей каждые пару лет, и еще о многих других вопросах мы поговорим в следующих выпусках «ЗМ», а в вопросах выбора лошади нам помогут специалисты компании DressageHorses (www.dressagehorses.ru).

www.goldmustang.ru

Конный Кюр

КЮР Angel_Nastya

КЮР (костюмированная езда). Открытый турнир к Дню защитника Отечества. Манеж КСК "Тулпар" (г.Мелеуз Башкортос...

Vor 6 years

Валентина Труппа _ CDIO 3* КЮР

В Видобане завершились первые соревнования в рамках двухнедельного турнира Vidauban Dressage Festival. Во время фестив...

Vor 4 years

Конный новогодний праздник

24 декабря в Центре реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" прошли традиционные конные соревнова...

Vor 7 years

Нина и Пассифея Кюр

Федерация конного спорта по вестерн дисциплинам представляет. 13 марта 2011 года состоялся финал конкурса...

Vor 7 years

КЮР

Новогодний любительский кюр - "Королева ночи", Ратомка 28.12.2014.

Vor 4 years

Конный спорт Олимпиада 80

Советские конники участвуют в Олимпийских играх с 1952 и до Игр в Москве включительно демонстрировали хороши...

Vor 6 years

ЛУНАРИЙ КЮР ср.пр. июнь 2016

Друзья, спасибо,что посетили наш канал.Подписывайтесь, здесь вы узнаете много полезного и интересного.

Vor year

Костюмированный КЮР

В Берёзовском прошёл десятый региональный турнир по конному спорту: конкуру и выездке. Состязания посвяти...

Vor 4 years

Тренировка-03-03-2012.mov

Роксана (дочь) и Браслет (конь) готовятся к тренировке, тренируются, а Василий (папа) снимает...))))

Vor 6 years

de-film.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *