Категории тренеров по футболу – Обучение на тренера
Детским тренерам — особая лицензия
О специфике подготовки специалистов для детско-юношеского футбола размышляет заместитель технического директора Российского футбольного союза, руководитель департамента инновационной политики, науки и образования Андрей Власов.
Тренеры как молодежной и юношеских сборных России, так и профессиональных клубов нередко сетуют на то, что базовые футбольные навыки многих игроков находятся не на должном уровне. Это наводит на мысль, что наставники детско-юношеских команд нуждаются и в хорошем первичном образовании, и в лицензионных курсах повышения квалификации. Со стороны технического директора РФС и Департамента инновационной политики было внесено предложение о разделении обучения (и соответственно лицензий) для тренеров, работающих в сегменте профессионального футбола и в сегменте детско-юношеского футбола. Остановимся на последнем подробнее.
Как известно, в настоящий момент здесь действуют две лицензии: «D» – для преподавателей физкультуры, желающих получить базовые знания о футболе, и «С», позволяющая трудиться в массовом футболе. Предполагалось, что продолжение карьеры наставников будет связано с категорией «В», которая подразумевает прежде всего занятия со спортсменами высокой квалификации, то есть с профессионалами. Но поскольку конкуренция среди тренеров достаточно высока, обладатели лицензии «В» зачастую находят применение своим силам в детско-юношеском футболе. Но пытаются тренировать ребят так, как тренировали бы взрослых. Отсюда – и упор на достижение результата через форсирование всех видов подготовки. Начинается натаскивание игроков на работу по позициям, и при этом многие азы игры проходят мимо обучаемых. А ведь юный спортсмен должен проводить в сезоне не больше определенного количества матчей и при этом учиться футболу в тренировочном процессе. Ведь далеко не все моменты реально отработать в соревновательной практике.
Поэтому сейчас мы собираемся вводить лицензию категории «В – юношеский футбол». В том числе и для того, чтобы впоследствии тренеры, планирующие продолжать свою карьеру в этом сегменте, могли претендовать затем уже на лицензию УЕФА «А – юношеский футбол». Ни в коем случае нельзя говорить, что два этих направления станут развиваться независимо. Напротив, переход из одного в другое будет только приветствоваться. Между ними мы планируем создать определенные учебные модули. Если тренеры, уже имеющие юношескую лицензию «В», захотят получить взрослый аналог, им достаточно будет пройти примерно 30‑часовые курсы повышения квалификации. А специалист из взрослого футбола после аналогичного срока переподготовки сможет заниматься с детьми и юношами.
Главное – понимать различия в восприятии информации и переносимости нагрузок у юных и сложившихся игроков. Могу привести пример из собственной практики. Во время методического занятия обратил внимание на 10‑летнего мальчика, который на поле был достаточно координирован, однако от сверстников отставал понемногу, но во всех компонентах. При этом он не мог повторить суть упражнения после объяснения тренера – но мог его показать после того, как увидит, что именно необходимо делать. Во взрослом футболе подобная ситуация в принципе невозможна. А в детском такие нюансы необходимо учитывать: показ и объяснение идут всегда рядом, причем зачастую показ важнее.
Другая актуальная проблема – у спортсменов, попадающих в юношеские сборные, при детальных обследованиях часто выявляются хронические заболевания, в том числе и сосудистые. Это случается в различных видах спорта, футбол здесь далеко не лидер. Но причина, как правило, одна: в детстве ребятам давали нагрузки, высокие по объему и интенсивности. А ведь у детей реакция на любую нагрузку генерализована, то есть ребенок на любой посыл (эмоциональный, физический, температурный, климатический и т.д.) реагирует всеми органами и системами без исключения. Данное свойство растущего организма связано с защитными реакциями и сопровождается повышенным расходом энергии. И поскольку на интенсивные занятия спортом накладывается еще и учеба, к 16 годам часто возникает напряженность в работе органов и даже перетренированность. Эту информацию нужно донести до тренеров для того, чтобы они понимали, как именно надо с детьми работать.
Конечно, и в рамки подготовки на взрослую лицензию «В» она входит, но слушатели зачастую ее забывают. Специализированное обучение на категорию «В – юношеский футбол» как раз и позволит все напомнить. Весной 2014 года мы запускаем пилотный проект: наберем группу, в которую пригласим специалистов не только из Москвы, но и из регионов. Будем стремиться, чтобы в дальнейшем подобные лицензии выдавались детским тренерам во всех действующих центрах подготовки, а таковых сегодня семь.
Не могу не сказать еще об одном проекте – возобновлении работы методических групп Российского футбольного союза. Подобная группа, в которой я был руководителем, выезжала в Объединенные Арабские Эмираты на чемпионат мира среди сборных 1996 года рождения. В нее входили специалисты РФС, тренеры, методисты. За восемь дней мы вживую просмотрели десять матчей в группах «D», где играла сборная России, и «F». Был создан специальный шаблон для анализа матчей, и сами тренеры признали, что участие в исследованиях позволило им нагляднее увидеть, в каких компонентах мы отстаем, лучше понять всю проблематику российского юношеского футбола. Подобные выезды должны стать систематическими, тем более что данный проект не является чем-то новым. Такие группы неоднократно выезжали в прошлом на международные футбольные форумы.
rfs.ru
Порядок получения тренерской лицензии по футболу
Футбол — один из самых популярных видов спорта в нашей стране. Наверное, почти каждый мальчик в детстве мечтал однажды выйти на огромное футбольное поле, со своим личным номером на спине, под взгляды тысячи зрителей и сделать свой первый пас, забить первый гол…
Ну, и, конечно же у каждого знаменитого спортсмена был свой тренер, учитель и гуру, который помог выйти ему на победную тропу. Эта статья не про, какими навыками стоит обладать и что нужно знать, чтобы быть отличным тренером, речь в ней пойдет о том, с чего он должен будет начать. А начать нужно с получения лицензии.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Лицензия тренера по футболу
То, что сертифицированные тренеры пользуются большим уважением среди родителей, которые собираются отдать своих детей в какую-либо спортивную секцию, нежели тренера-любители, — это факт.
Наличие лицензии подтверждает, что ее обладатель прошел определённый курс подготовки и владеет необходимым багажом знаний, чтобы грамотно обучать детей. В принципе, именно поэтому получение лицензии — довольно трудоемкий процесс. Далее будет рассказано о том, как получить тренерскую лицензию.
Всего существует 6 категорий.
- Тренерская лицензия по футболу категории «D», начальная, позволяет тренировать в детско-юношеских командах. Присваивается она на пять лет.
- Категория «С» дает право тренировать не только юниоров, но и в 1-м и 2-м дивизионе, а также в любительском клубе. Она действует три года.
- Тренеры с категорией «В» в праве обучать спортсменов команд РФПЛ, руководить программой по совершенствованию молодежного футбола в первом и втором дивизионе, а так же в клубах, входящих в состав РФПЛ. Действует такая лицензия столько же, сколько и лицензия «С».
- Лицензия «А» позволит вам стать тренером в странах, входящих в состав Тренерской конвенции УЕФА по уровню «В» или «А», а так же работать тренером в спортивных клубах Российской футбольной Примьер-Лиге.
- «А элитный детско-юношеский футбол» — это уже более узконаправленная категория УЕФА, которая способна сделать вас тренером детско-юношеских команд клубов любого уровня.
- Лицензия «ПРО», высшая категория, которая позволяет работать в сфере любой из других категорий, а так же дает возможность стать главным тренером в странах, что входят в конвенцию. Срок действия — три года.
Далее в статье мы рассмотрим самый главный вопрос: как получить лицензию тренера.
А тут все о понятии авторского права и его особенности.
Получение лицензии: основные требования
Итак, самая первая ступень в лестнице, конец которой — получение спортивной лицензии футбольного тренера категории «ПРО», это получение категории «D». Для ее получения не потребуется диплом ВУЗа, достаточно лишь пройти специализированные курсы и сдать определенные экзамены.
Но, к сожалению, для того, чтобы получить в будущем и другие категории, более высокие, понадобится диплом ВУЗа. Для получения любой категории, помимо «D», нужно повышать свой профессиональный уровень.
То есть, для получения лицензии категории «С», нужно уже обладать категорией «В», а для получения лицензии «А», соответственно «В». И так по возрастанию. Для получения каждой из категорий предстоит пройти специализированные курсы и успешно сдать по ним итоговый экзамен.
Помимо дополнительного обучения есть еще такой нюанс, как стаж работы со спортивными командами. Например, для категории «В» — это опыт работы тренером не менее двух лет. Для остальных трех категорий, таких как «А», «А-эю» и «ПРО» этот срок увеличивается до пяти лет.
Если объединить все перечисленные требования, то для того, чтобы быть тренером в России, нужно:
- Иметь диплом об окончании высшего специального образования.
- Получить лицензию тренера категории «D» после успешного прохождения курса и сдачи экзаменов.
- Нарабатывать стаж и постепенно повышать свою квалификацию, получая следующие категории.
Обучение
Европейский союз футбольных ассоциаций учредил сразу несколько центров на территории РФ, в которых производится специальное обучение и тестирование. Например, Академия тренерского мастерства, где каждый год производятся очередные наборы групп.
Перед тем, как приобрести лицензию, тренер должен будет пройти специализированные курсы, которые обычно оплачиваются спортивным клубом, в котором он официально числится. Если же он не работает ни в одном клубе, курсы обязан оплачивать сам.
На таких курсах, преподают множество наук, которые, возможно, будут для тренера совершенно новыми. К примеру, разрабатывание стратегии, изучение физиологии и медицины, психология и тактика, различные виды технологий игры на футбольном поле.
Ведь в будущем этот человек должен будет тренировать сразу целую команду. Министерство спорта в настоящее время уделяет большое внимание развитию учебных программ для будущих тренеров, ведь именно от них зависят все заслуженные спортсменами награды в дальнейшем. Обычно это обучение длится несколько недель.
Спортивная комиссия
После обучения на курсах тренер должен будет успешно пройти итоговые экзамены. Он состоит из двух частей: теории и практики. Принятием решения о выдаче лицензии или ее запрете принимает специально учрежденная комиссия.
И для того, чтобы она рассмотрела претендента на присвоение спортивной лицензии, он должен предоставить ей следующие документы:
- Диплом ВСО.
- Сертификаты, дипломы, документ о прохождении курсов повышения квалификации.
- Трудовая книга.
- Паспорт.
- Медицинская справка.
- Заявление и повышении категории.
- 4 фото стандартного размера.
- Направление от спортивного клуба.
После получения перечисленных документов комиссия будет принимать решение о том, будет ли присвоена категория претенденту, или же ему будет отказано.
Также комиссия может организовывать внеплановое подтверждение тренером его лицензии. В случае, если тренер проваливает эту проверку, его лишают категории.
Полученную категорию нужно подтверждать после завершения ее срока действия, или же повторно проходить квалификационный экзамен на ее повышение.
Без официально подтверждённой спортивной категории работа тренером на территории Российской Федерации запрещена.
Заключение
Спортивный тренер — профессия довольно трудная и ответственная. Поэтому и подготовка к ней настолько серьезная. К тому же само получение лицензии достаточно затратное в финансовом плане, потому что центров обучения по России можно пересчитать по пальцам, а проживание и прочие бытовые траты в другом городе могут обойтись в круглую сумму. Дело в том, что курсы для получения спортивной лицензии ведутся исключительно в очной форме, и посещение их обязательно. Но если Вы уже поставили перед собой четкую цель, и любовь к спорту достаточно сильна, это едва ли станет большой проблемой.
Главное помните, что футбольный тренер — это одно из самых ценных призваний в нашей стране, особенно если вы не станете ограничиваться лишь категорией «D».
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
gosdetstvo.ru
Как становятся тренерами — football.ua
Все по-настоящему: недавние звезды футбола сели за парты и штудируют спортивные науки, опытные наставники открывают им премудрости современной тактики и тренировочного процесса. А после теории – и практика: на газон выходят те, кому рукоплескали стадионы, и все вместе проводят занятия – так, как скоро будут проводить уже с собственными подопечными…
С апреля в Киеве кипит работа: новый курс приступил к своей первой сессии. Обывателям он особо интересный тем, что среди соискателей заветной тренерской лицензии есть и сам заслуженный мастер спорта Андрей Николаевич Шевченко. А специалисты уверяют: это удивительный и очень интересный курс, который, возможно, принесет Украине новую тренерскую славу.
Как же становятся тренерами? Об этом мы спросили директора Центра лицензирования ФФУ Анатолия Бузника – заслуженного тренера Украины, кандидата наук, доцента.
– Анатолий Иванович, предлагаю начать с вопроса, который часто нам задают читатели на конференции: может ли простой человек, «с улицы», прийти на обучение в Центр лицензирования? Какие для этого необходимы образование, стаж работы?
– Образование – высшее, желательно специальное (квалификация – тренер-преподаватель). Но, если у человека другое высшее образование – это не значит, что он не может стать тренером. Он может либо получить второе высшее образование, либо, работая тренером подтверждать уровень своих притязаний, понимая, что для того, чтобы стать квалифицированным тренером – нужно пройти все ступени обучения.
– Какие основные этапы подготовки и становления тренеров?
– Тренерское образование сегодня начинается с Лицензии С – это Национальная лицензия, которую обязаны со следующего года иметь все, кто желает обучаться на Лицензии УЕФА – В, А или Pro.
Уровень лицензии С предполагает около 80 часов теоретических и практических занятий, которые проводятся во всех региональных федерациях. Руководство ФФУ обозначило задачу развивать это направление, и технический комитет курирует этот вопрос. Был проведен семинар в Доме футбола для тех, кто занимается организацией обучения и преподавания по Лицензии С на местах. Выработали определенные нормы и принципы обучения – в течении года можно будет получить Лицензию С (у каждой региональной федерации свои сроки, но обычно это три сессии для соискателей). Обладатели этой лицензии могут работать с командами чемпионатов области, аматорского чемпионата Украины. Очень важно в Лицензии С то, что она дает первые, самые необходимые, знания тем, кто приходит к детям, чтобы обучать их футболу. Самое главное: чтобы они знали, как и что нужно делать, и не загубили свои команды заданиями, которые ребенок не в состоянии выполнить. умели обучать, а не тренировать, Процесс перехода с детского футбола в юношеский должен проходить поэтапно, и от того, насколько тренер правильно работает, зависит, насколько будет востребован.
Второй уровень, после национальной Лицензии С, это Лицензия В – она уже имеет статус УЕФА. Предполагает 4 сессии, одна из которых – практическая. Слушатели заполняют журнал отчета по практике и проходят защиту. Обучение – порядка 130 часов. После ее получения нужно отработать минимум год (желательно 2-3 года) тренером. И только после этого можно сдавать документы на Лицензию А. Кстати, в этом году мы ввели обязательное собеседование для соискателей лицензий УЕФА, чтобы определить хотя бы те минимальные знания, которые есть у слушателя. Для того, чтобы предполагать, что мы получим на выходе – мы должны знать, что мы имеем на входе.
Лицензия А – это порядка всего 160 часов обучения (мы постараемся со временем увеличить это количество, чтобы дать возможность получить более качественные знания). Одна из четырех сессий – практическая. В конце обучения соискатели сдают контрольную работу, курсовую, защищают практику, сдают практический тест-экзамен. Слушатели могут овладеть знаниями, которыми с ними делятся квалифицированные преподаватели, но есть незыблемый постулат: научить нельзя, можно только научиться. Поэтому мы, стараемся, дать тренерам знания, но все зависит от них – от их желания расти и развиваться. Мы можем способствовать развитию тренера, уменьшить количество его ошибок и направить его в нужное русло. После выполнения всех зачетных требований и получения Лицензии А должно пройти не менее одного года работы в профессиональной команде или с юниорами, а после этого уже можно подавать документы для обучения на Pro-диплом.
Сегодня мы пытаемся систематизировать и совершенствовать обучение с использованием всех новейших технологий, компьютерных программ: учет и контроль, анимация упражнений, видео анализ и многое другое. Тренер должен уметь создавать презентации посредством Power Point, для улучшения восприятия информации его подопечными. Как обязательный критерий для отбора, будет знание иностранного языка, желательно, английского, ведь наши специалисты должны общаться со своими коллегами по всему миру и быть в курсе всех мировых достижений в футбольной жизни. Около 3 лет назад УЕФА ввело интересный курс (5 дней) проходящий в Неоне. Слушатели из 4 стран под руководством ведущих тренеров Европы знакомятся с современными подходами и тенденциями в европейском футболе. Мы надеемся в этом году внедрить такую практику и для украинских тренеров. На обучении по программе “Pro-диплом” мы предусматриваем 260 часов и хотелось бы увеличить это время, чтобы улучшить системность и качество знаний, хотя это и тянет за собой ряд изменений, в том числе – и финансовых.
Каждые три года проходит переаттестация (подтверждение лицензии) всех категорий тренеров, это регламентировано конвенцией УЕФА. Понятно, что за это время проходят изменения в современном футболе, это и является основной темой обсуждения на переаттестации.
– Хорошо, давайте подытожим, чтобы нашим читателям было понятно: сколько времени пройдет от того времени, когда молодой специалист поступил обучаться по программе Лицензии «С», до того, как он получит Pro-диплом?
– Приблизительно, чтобы стать тренером «Про», нужно как минимум, 7 лет качественной теоретической и практической работы. Но, опять-таки, лицензию можно иметь, а тренером можно не стать.
– Кто преподает будущим обладателям тренерских лицензий футбольную науку?
– У нас достаточно опытный профессорско-преподавательский состав. Лекции по теории читают профессоры: Шамардин, Попов, Юшко, Ткачук, Воронова, Вихров, Костюкевич, Кулыба, раньше активнее преподавал Базилевич, но сейчас здоровье не так часто ему это позволяет. Свои знания по методике обучения передают такие специалисты, как Лысенко, Кащей, Шпаков, Ищенко, тренеры юношеских сборных. Методику подготовки вратарей передают Михайлов и Цыткин. Делятся своим опытом тренеры-практики Сабо, Грозный, Морозов, Догадайло, Кучук. Мы договорились с комитетом арбитров о том, что Коллина или Дердо смогут рассказать тренерам об аспектах современного судейства. Для тренеров вводим семинары по умению общаться с масс-медиа. Своими знаниями делятся опытные журналисты Монзолевский, Глывинский, Жураховский. Курирует нашу работу первый вице-президент ФФУ А.В.Попов и технический директор В.Н.Шамардин.
Тренеры узнают многое из сопряженных с футболом наук: физиологии, медицины и психологии, коммуникации с прессой и в сфере арбитража, но основное, что дается тренеру – это методика обучения технике и тактике, умение правильно планировать учебно-тренировочную работу, годовой цикл подготовки, применять и варьировать различные нагрузки, совершенствовать анализ и разбор игры. Мы хотим сместить акценты из теоретической в практическую сторону, чтобы тренер большую часть времени уделял на наших занятиях тому, что ему понадобится в работе.
Все совершенствуется. И мы хотим на более качественном уровне преподносить информацию, используя современные технологии. Наше руководство поставило задачу привлекать для преподавания специалистов самого высокого уровня. Сейчас работаем над тем, чтобы к нашим слушателям приезжали иностранные специалисты – они могут поделиться своим опытом и в детском футболе, и на топ уровне. Мы пригласили преподавателя из Бельгии, нашего бывшего соотечественника Вадима Пищало. Он является координатором одной из бельгийских футбольных школ, новейшие подходы и технологии обучения очень необходимы нашим слушателям по программе А и В дипломов. Сейчас налаживаем контакты с Жераром Улье, Энди Роксбургом, Бертом ван Марвейком – это тренеры, работавшие с ведущими клубами и национальными сборными Франции, Шотландии, Голландии. Мы очень заинтересованы в том, чтобы ведущие преподаватели и тренеры приезжали к нам и делились своим опытом.
Помимо этого, УЕФА регулярно проводят семинары – Study Group – для разных категорий, тренеров: юношеских и профессиональных, тренеров вратарей и тренеров по физподготовке. Украина активно в этом принимает участие, благодаря чему наши специалисты могут идти в ногу со временем.
– Слышал, для тренеров Центр организовывает мастер-классы и практические занятия в разных клубах…
– На “Pro” существует и практика и стажировка – раньше ее проводили в зарубежных клубах Бавария, Штутгарт, а теперь нам навстречу идут и отечественные клубы. Наши слушатели проходили стажировку в ФК Динамо и ФК Днепр. Это очень важно и интересно, а мастер-класс от Хуанде Рамоса прошел очень эффективно.
Кроме стажировок в клубах, мы лелеем надежду сделать так, чтобы каждый наш выпускник имел возможность пройти реальную практику в профессиональной команде под руководством высококвалифицированного наставника в роли его ассистента. В СССР была такая практика. Мне в 1990 году во время обучения в Высшей школе тренеров выпала возможность поехать на стажировку в одесский Черноморец, к Виктору Евгеньевичу Прокопенко. Это прекраснейший Человек и Тренер. Он открыл мне многие секреты тренерской работы, я имел возможность проводить практические занятия команды на сборах в Варне с такими игроками, как Гришко, Пучков, Щербаков, Цымбаларь, Гецко, Кондратьев, Никифоров. Это было непросто, но дало огромную пользу. Я понимаю, что на сегодняшний день такое невозможно, но в каких-то приемлемых формах мы это попытаемся возвратить.
– Лично вы прошли советскую Высшую школу тренеров в Москве, а позже получили лицензию и в Центре лицензирования ФФУ. Сравнивать есть смысл?
– Думаю, сравнивать будет некорректно. Раньше это были двухгодичные курсы с отрывом от производства, государство гарантировало полное финансовое обеспечение. Можно было с утра до ночи слушать таких выдающихся специалистов, как Тарасов, Тихонов, Бесков, Лобановский, Колосков, Симонян, Сагасти, Выжгин, Верхошанский, Коц, Матвеев. Если ты успевал это переварить – это была феноменальная информация. Плюс – стажировки в реальных, «боевых», условиях. Плюс – возможность дневать и ночевать в библиотеке. В 1990 году, например, я раскопал в зарубежной литературе перевод работы моего кумира, голландского тренера Ринуса Михельса, которую только сейчас начали издавать. Зато наши слушатели получают ее и могут много полезного для себя открыть.
Нынче вернуться к этому будет тяжело, но те ключевые позиции, которые нужны тренерам для образования и роста, мы попытаемся вытаскивать из того прошлого. Но уже с учетом современных методик, достижений науки, чтобы за тех несколько сотен часов, которые у нас есть, рассказать тренерам все то, что необходимо знать современному специалисту.
– Я так понимаю, что одна из целей лицензирования, которую преследовала УЕФА – это защита клубов и футболистов от профанов. Ведь бывали случаи, когда бизнесмены, различные «делки» без элементарного образования пытались возглавить в качестве главных тренеров даже профессиональные клубы высших лиг. Скажите, на сегодняшний день, есть возможность «человеку с улицы» стать у руля серьезной команды?
– Аттестационный отдел Центра лицензирования мониторит эту ситуацию. В командах Премьер-лиги согласно регламенту запрещено работать главным тренером, не имея Pro-диплома. В командах первой лиги пока еще может работать главный тренер с Лицензией А. Ассистенты тренеров могут работать с лицензиями на категорию ниже.
Что важно, Украина одной из первых в СНГ, еще в 2004 году, получила право на выдачу всех видов лицензий. И с того времени 148 слушателей, прошедших обучение в Центре лицензирования, имеют Pro-диплом. Но из них 20-25% – иностранцы, а остальные – наши. То есть, около 100 – это украинские специалисты. В Испании, по моей информации, около 1200 тренеров имеют Pro-дипломы. Сказать, что такая уж большая разница в населении или территории, нельзя. А разница в другом, в том, что у них тренеры охотнее идут работать с детьми, а чем выше уровень тренера, который работает с футбольной сменой – тем качественнее получается игрок. Если проводить параллели, то у хорошего врача больше пациентов, у хорошего писателя – больше читателей. А у хорошего тренера, соответственно, – больше хороших воспитанников. Вот в этом мы и уступаем передовым футбольным странам – у нас специалистов экстра-класса и Pro-образования, занимающихся детским футболом, практически нет. И потом мы жалуемся, что не хватает квалифицированных игроков – но откуда им взяться? Чтобы устранить следствие, нужно устранить причину. Вот мы сейчас этим и занимаемся: тренер, имеющий высокую квалификацию, может ведь больше дать молодым футболистам.
– Не могу не задать этот вопрос. Да, у нас есть свой большой футбольный опыт. Да, некоторые наши тренеры становились чемпионами и медалистами зарубежных чемпионатов. Но почему при всем при этом наших тренеров в Европе даже меньше, чем наших футболистов-легионеров?
– Понимаете, чтобы получить возможность конкурировать на европейском рынке с тренерами, имеющими такие же лицензии, нужно не просто получить лицензию, а знать иностранные языки, быть в курсе всех современных тенденций, выиграть что-то существенное. Я надеюсь, что качество нашего обучения позволит, со временем, выпускать именно таких специалистов – современных, разносторонне образованных, знающих иностранные языки. Наша цель – чтобы наш тренер выиграл Лигу чемпионов, Лигу Европы, а на чемпионатах мира и Европы наши тренеры приводили сборную Украины к высоким результатам.
– На сегодняшний день среди выпускников Центра лицензирования ФФУ – ряд зарубежных специалистов. Можем вспомнить такие имена, как Шота Арвеладзе, Томас Брдарич, Виктор Гончаренко, Николай Костов, Реваз Дзодзуашвили, Леонид Кучук, Патрик фон Лиувен, Сергей Силкин… Что привлекло их к тому, чтобы получить тренерское образование именно в Украине?
– Есть несколько причин. Во-первых, не все страны УЕФА имели возможность обучать на уровень «Pro», а кто имел, не мог ежегодно набрать группу на обучение. У нас была договоренность с Беларусью, Грузией, Прибалтикой, Во-вторых, это языковой барьер – нужно владеть языком, на котором ведется преподавание. Русскоязычные специалисты из стран бывшего СССР без проблем могли получить образование в Украине. В-третьих, у нас очень хороший преподавательский состав и есть хорошие возможности для самосовершенствования, и наконец, плата за обучения в Украине ниже, чем в Европе. По конвенции УЕФА, мы можем принимать на обучение не более 20% иностранных граждан, а основное внимание уделять своим. Либо это должен быть человек, который работает в нашем клубе – как например, Николай Костов, Патрик фон Лиувен, Павел Кучеров, Валентин Белькевич, Александр Спиридон, Сергей Овчинников и многие другие иностранные специалисты.
– Чтобы мы могли себе представить, расскажите, как происходит обучение тренеров? Сидят за партами, конспектируют в блокнотики, или же работают и в «полевых условиях»?
– Знаете, есть хорошая восточная мудрость: «Если корову поставить в стойло, и она там постоит, она все равно лошадью не станет». Формы и методы мы используем разные, но главное, чтобы тренер не только получал необходимую ему в работе информацию, а смог ее «переварить», и умел применять ее на практике. Например, мы показываем видеозапись матча – здесь не важно, кто играет и в каком турнире. А наши слушатели должны провести ее анализ, просчитать ТТД, оценить качество групповых взаимодействий игроков, выполнение командой тактических заданий. Оценивать управленческую деятельность тренера во время игры, правильность и своевременность замен или перестановок во время матча. То есть, целый комплекс проблем, который нужно уметь решать тренеру оперативно и качественно.
Также тренеры проводят практические тест — занятия. На заключительной сессии слушатели готовят занятие по заданной тематике и проводят его, используя демонстрационную группу или на своих коллегах.
– С 1 апреля начал обучение новый курс, и среди слушателей – Андрей Шевченко. Чего ждете от этого курса? И, возможно, мой вопрос прозвучит наивно, но что можно рассказать человеку с таким опытом?
– Да, Андрей – самый авторитетный футболист в истории отечественного футбола. Это человек, который прошел великолепную школу выдающихся тренеров и достиг максимально возможных результатов – как игрок. От Лобановского до Анчелотти и Моуриньо, вряд ли найдешь еще такого футболиста на постсоветском пространстве. С его футбольным опытом – главное выбрать, как в сказке, правильную дорогу. Мы беседовали с ним и убедились, что у него есть огромное желание стать тренером. Шевченко владеет несколькими языками, может поехать на стажировку в любой клуб. И единственное, что мы можем – это попробовать подсказать ему то направление, двигаясь по которому, он может быстрее освоить уже новую специальность. Потому что одно дело – быть игроком, а другое – тренером. Ведь если сравнивать аллегорически: Андрей знает пищу кухни разных стран, но одно дело – ее кушать, а другое – ее готовить. Он, как игрок, через себя пропустил множество подготовительных сборов, игровых моментов, периодов реабилитации после травм и стрессовых ситуаций — это бесценный опыт. Но, чтобы стать тренером – нужно зачеркнуть в себе игрока и начать другую жизнь. Его заслуги игрока могут помочь ему возглавить любую команду, и каждый президент будет считать за честь пригласить человека с таким именем. Но чтобы удержаться на вершине и дать результат, нужны тренерские знания и умения, а главное никто не будет ждать! Если Андрей идет на обучение – значит, он хочет и в этой, новой для себя сфере, добиться большого успеха. У него есть возможность стать топ — тренером, способным добиться результата с клубом или сборной и вывести их на новый уровень. Но – все будет зависеть от него, его целеустремленности, восприятия информации, самосовершенствования, и конечно, полученных им тренерских навыков и умений. Наша задача — помочь ему стать одним из лучших тренеров.
– На примере этой группы, расскажите эскизно, как будет проходить их обучение.
– Первый этап – собеседование. Каждый слушатель курса его прошел и с 1 апреля приступил к обучению. Программа обучения предполагает все направления от анатомо-физиологических особенностей организма, психологии, медицины до футбольной теории. Первая сессия (1.04 по 5.04) для группы бывших профессиональных футболистов включала в себя вопросы техники футбола, методики обучения, организации и периодизации учебно-тренировочного процесса, нагрузок в годичном цикле подготовки, отбора футболистов, их психологической подготовки, а также, управление командой во время игры, установка и разбор. Всего 5 сессий включая практику в клубе. Заканчивается обучение 8 ноября.
– Хорошо, тренер получил лицензию и вышел в «большое плавание». Как оценивать его работу в наше циничное время? По уровню зарплаты? По титулам? По затребованности?
– Лицензия – это «кусочек картонки», если плавать не умеешь, она тебя не спасет. По-моему, практическую работу тренера можно оценить тремя критериями: 1) результат команды; 2) рост игроков; 3) качество игры. Если футболистов вызывают в сборные, или покупают клубы более высокого уровня, если вчера еще никому не известный становится звездой, если его команда добивается титулов при зрелищной игре – тогда, вне сомнения, это хороший специалист. Знаете, когда-то спрашивали: Почему нет заслуженного тренера Америки? Наверное, там несколько иначе оценивают работу человека, и никакие звания и должности не могут заменить тех знаний и умений, которые есть у человека. Или ты ТРЕНЕР, или…. » Аллах всемогущ, но корова зайца не догонит». Мы, со своей стороны, можем судить об уровне знаний, обучаемости человека, о его стрессоустойчивости, о способности познавать новое и соответствовать современным требованиям. Но оценку тренеру даст только реальная работа, и в этом плане лучший экзаменатор любого специалиста – сам футбол.
Итак, чтобы стать тренером, нужно получить тренерскую лицензию – для работы в детском и аматорском футболе это Лицензия С, которую может выдать ваша региональная федерация футбола, для перехода на профессиональный уровень – это лицензии УЕФА – В, А и Pro. Между получением каждого вида лицензий нужно работать с командами по несколько лет, через три года после получения любой лицензии полагается пройти переаттестацию. Но главное – это желание самого «кандидата в тренеры» расти и развиваться. В Центре лицензирования ФФУ стараются не просто подготовить специалиста с лицензией, но обучить человека, который в дальнейшем не останавливался бы на достигнутом и совершенствовал свои знания и результаты. Среди тех, кто прошел обучение в Центре – нынешний президент ФФУ Анатолий Коньков, главные тренеры национальной и молодежной сборных Украины Михаил Фоменко и Сергей Ковалец, специалисты из Украины, Голландии, Болгарии, Грузии, Беларуси, России и ряда других стран. В Центре лицензирования мечтают о том, чтобы однажды их выпускник поднял над головой Кубок Лиги чемпионов. А сейчас у них проходит обучение человек, который выигрывал этот трофей в качестве футболиста – заслуженный мастер спорта и обладатель Золотого мяча Андрей Шевченко.
Артур Валерко, Football.ua.
football.ua
Программа по обучению тренеров на аттестационный уровень «С»
Российский Футбольный союз
Межрегиональный центр подготовки специалистов в сфере футбола «Юг»
«Утверждаю» начальник НМО РФС г.Москва___________С.А. Российский «_____»__________________2008 г. | «Согласовано» директор МЦПСФ «Юг» г.Краснодар___________А.П. Золотарев «_____»__________________2008 г. |
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУТБОЛА
ПРОГРАММА
по обучению тренеров на аттестационный уровень «С»
Составлена согласно «Положению Российского футбольного союза по обучению и лицензированию тренеров»
(нормативный документ. – Москва, 2006)
Краснодар – 2008
ВВЕДЕНИЕ
Данная программа направлена на подготовку тренеров по футболу категории «С» для работы с юными футболистами. Она предполагает изложение теоретических и методических основ юношеского футбола в свете анализа и обобщения опыта работы ведущих специалистов по многолетней подготовке юных футболистов.
Программа состоит из 3 основных разделов:
Теоретический – 50 часов;
Практический – 70 часов;
Оценка знаний – 4 часа.
Теоретический раздел включает 6 подразделов:
а) основы игры;
б) медико-биологические и психолого-педагогические аспекты юношеского футбола;
в) структура отбора и этапы многолетней подготовки;
г) средства и методы обучения и тренировки;
д) управление футбольной командой различного уровня;
е) правила игры.
Практический раздел включает 3 подраздела:
а) основы обучения технике и тактике игры;
б) развитие физических качеств у юных футболистов;
в) практика проведения учебно-тренировочных занятий.
Оценка знаний и практических умений:
Соискатель лицензии «С»:
а) готовит реферат (контрольные работы) по темам и разделам программы;
б) поводит зачетные тренировочные занятия;
в) сдает экзамен по основам теории и практики тренировки, правилам игры;
г) представляет журнал тренера (план подготовки, конспекты тренировочных занятий)
Учебная работа проводится в форме лекций, методических и практических занятий, учебной практики, самостоятельной работы.
На лекциях сообщаются основные теоретические сведения по разделам программы.
На методических занятиях конкретизируются материалы лекционного курса.
Практические занятия имеют ярко выраженную методическую направленность. На этих занятиях тренерам предлагаются современные средства и методы тренировки юных футболистов.
Учебная практика предполагает проведение тренерами учебно-тренировочных зачетных занятий (теоретических и практических).
Контроль освоения материала поводится в форме текущих зачетов по пройденным темам и разделам, зачетов по рефератам, сдачи экзамена по основам теории и практики тренировки юных футболистов, правилам игры (оценка).
Учебно-тематический план.
Теория и методика футбола.
Цель: получение тренерской категории «С».
Категории слушателей: тренеры ДЮСШ, СДЮСШОР и УОР.
Продолжительность обучения – 124 часа.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – 8 часов в день.
№ | Наименование разделов, тем и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
Лекции | Практич. занятия | Метод. занятия | Учебная практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Характеристика игровой деятельности | 2 | 2 | ||||
2. | Анатомо-физиологические психологические особенности развития детей и подростов | 2 | 2 | ||||
3. | Структура и организация отбора юных футболистов | 4 | 2 | 2 | Сообщение на занятиях | ||
4. | Этапы многолетней подготовки футболистов | 2 | 2 | ||||
5. | Основные понятия в футболе | 4 | 4 | Реферат | |||
6. | Методика обучения технике игры юных футболистов разных возрастных групп | 22 | 8 | 2 | 12 | Зачетные занятия. Конспекты занятий | |
7. | Методика обучения тактике игры юных футболистов разных возрастных групп | 22 | 8 | 2 | 12 | Зачетные занятия. Конспекты занятий | |
8. | Методика физической подготовки юных футболистов разных возрастных групп | 22 | 6 | 2 | 14 | Зачетные занятия. Конспекты занятий | |
9. | Взаимоотношения тренера с юными футболистами. Родителями, учителями и др. лицами | 4 | 2 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10. | Подготовка команды к игре, управление игрой. Методика установки на игру. | 8 | 4 | 4 | Сообщение на занятии | ||
11. | Анализ игровой деятельности футболистов в матчах. Методика разбора игр. | 10 | 2 | 4 | 4 | Сообщение на занятии | |
12. | Методика использования видеоматериалов для обучения юных футболистов технике и тактике футбола, установки и разбора игры. | 2 | 2 | ||||
13. | Основы комплексного контроля за тренировочным процессом юных футболистов | 10 | 2 | 2 | 2 | Контрольная работа | |
14. | Предупреждение травматизма детей и первая помощь при травмах | 4 | 2 | 2 | Сообщение на семинаре | ||
15. | Правила игры | 2 | 2 | ||||
16. | Оценка знаний (экзамен)* * Кроме сдачи итогового экзамена, оценка знаний и практических умений соискателей лицензии (минимум по 3 часа на кандидата) осуществляется на практических и семинарских занятиях по «учебной практике» | 4 | |||||
Итого: | 124 | 22 | 24 | 28 | 46 |
refdb.ru
Аналитический журнал «Центр Азии»
Автор: Данияр СабитовЛокация: Алматы
Номер: №7 (20) 2010
24 марта в Тель-Авиве наша страна подписала Тренерскую конвенцию УЕФА. Что нам это дает?
В этом документе, который появился в 1999 году, закреплены минимальные требования, которые необходимы для признания тренеров трех категорий: «A», «B» и «Pro». Как только страна выполняет их, она получает право присоединиться к конвенции. Право присваивать тренерам категорию «B», по которой они получают возможность руководить клубами детских, юношеских и непрофессиональных клубов, Федерация футбола Казахстана получила еще в 2004 году. Сейчас у нас 136 тренеров категории «B». Год спустя мы стали выпускать тренеров категории «А», работающих с молодежными и непрофессиональными клубами. Сейчас насчитывается около 75 таких специалистов. И лишь теперь мы сможем выпускать тренеров категории «Pro», тренирующих клубы высшего дивизиона. На данный момент обучение прошли 12 человек и четверо из них должны вот-вот получить соответствующие дипломы и лицензии.
А остальные?
Остальным слушателям курса представитель экспертной комиссии УЕФА Зденек Сивек сделал ряд замечаний, поэтому они спустя некоторое время должны будут пройти переэкзаменовку. Как вы видите, категорию «Pro» получить не так просто, весь процесс проходит под контролем экспертов УЕФА. Кроме всего прочего, основное требование к кандидату на получение этой категории – это прохождение предыдущих двух уровней, а также наличие высшего специального образования, то есть по физической культуре и спорту.
Выходит, если человек не имеет специального образования, но имеет талант организатора от природы, тренером никогда не станет?
Ну почему же нет? Даже если человек имеет диплом юриста и опыт тренерской работы пусть и в дворовой команде, он может получить второе высшее на факультете физической культуры по ускоренной программе, а там для него открыты все возможности, он может подавать на категорию «B». Через год практической работы его клуб может рекомендовать пойти учиться на «A». А еще через год есть возможность идти на класс «Pro».
Кто готовит в стране тренеров категории «Pro»?
На базе факультета физической культуры и начальной военной подготовки КазНПУ был создан технический центр. Нужно отметить, что между КазНПУ и Федерацией футбола в 2007 году был подписан двусторонний договор о сотрудничестве. Теоретическая часть курса, которая занимает почти 40 процентов занятий, проходит на факультете. А ведут занятия наши преподаватели. Кроме этого, мы приглашаем консультантов из Украины, России, Беларуси и Чехии. Мы очень тесно сотрудничаем и с университетами физической культуры этих стран. А с 2008 года в рамках программы обмена казахстанские тренеры были приглашены в Хорватию, Англию, Украину, Беларусь, Германию по изучению опыта. А все финансовые расходы на себя берет УЕФА. Так вот, наши коллеги из разных государств отмечают желание наших тренеров получать новые знания. И что важно – за годы нашего членства в УЕФА тренерский состав изменил отношение к своим обязанностям. Благодаря учебе они стали более ответственно и профессионально подходить к своему труду.
Нужно отметить, что долгие годы после окончания вуза наши тренеры не имели никакой возможности повысить свою квалификацию. А как вы понимаете, футбол – это очень динамичная сфера, в которой, даже достигнув каких-то успехов, нельзя почивать на лаврах.
А сколько стоит обучение на категорию «Pro»?
Нужно отметить, что цена в нашей стране самая низкая среди cтран – участниц конвенции. Она составляет от 3,5 до 5 тысяч долларов, куда входит обучение, вся методическая литература, экипировка, расходы на проживание и питание, а также на транспорт от гостиницы до места учебы. Только клуб может рекомендовать тренера на прохождение повышения квалификации, поэтому он же и оплачивает расходы.
Означает ли вышесказанное, что национальные клубы смогут не нанимать наставников из-за рубежа, а привлекать местных специалистов?
Приглашение тренера – это опять же абсолютная прерогатива клуба. По регламенту соревнований этого года тренер обязан иметь лицензию «Pro». Но, как я уже отметил, у нас пока нет тренеров, имеющих данную квалификацию. Поэтому клубы вновь пригласили иностранцев. Но мне кажется, что через два-три года мы увидим казахстанцев на посту тренеров клубов премьер-лиги.
Очевидно, что признание мастерства наших тренеров в странах УЕФА было бы невозможно без участия в европейской федерации. Безусловно, это плюс. Ну а если говорить в общем, как вы считаете, правильно ли сделал Казахстан, вступив в эту организацию?
После развала Союза в стране существовали всего три-четыре клуба с профессиональными игроками, в том числе алматинский «Кайрат» и карагандинский «Шахтер». Но поскольку финансирования как такового не было, все они разошлись по многочисленным командам, которые появились в 1990-е годы. А их было около 20. И футболисты щли туда, где платили. Вот и получили вместо нескольких сильных команд множество слабых. Ситуация в корне изменилась после 2002 года, когда мы вступили в УЕФА, по требованиям которого футбольные клубы должны иметь соответствующую финансовую базу, техническое оснащение и так далее. А высоким стандартам смогли соответствовать далеко не все, так и произошел отсев низкопробных клубов.
Также стоит отметить и особенности работы в рамках Азиатской футбольной конфедерации (АФК), куда мы входили ранее. Проблема была в том, что мы варились в собственном соку. Казахстан постоянно играл в подгруппе с одними и теми же командами – из Узбекистана, Туркмении и Киргизии. Также нас не устраивал подход к кадрам. На одной из конференций в рамках АФК прозвучал тезис о том, что пройти тренерские курсы и получить соответствующий диплом может каждый, кто имеет пусть даже небольшой опыт. Грубо говоря, тренером может стать любой – даже повар, если он когда-то занимался футбольной командой. И, наконец, по моим личным наблюдениям, в рамках АФК зачастую проводились договорные матчи, чего в рамках УЕФА встретить фактически невозможно.
Какие же перспективы строит Федерация футбола Казахстана?
У руководства Федерации футбола есть цель, чтобы к 2016 году наша команда приняла участие в финальной части чемпионата мира по футболу. А для этого огромное внимание уделяется формированию резерва. То поколение, которое играет сейчас, мы уже потеряли, поэтому говорить о том, что сейчас игра должна быть успешной и результативной, имеет мало смысла. Акцент сделан в подготовке подрастающих футболистов. На тех, кому сейчас 13–14 лет и младше. При правильном подходе уже через восемь–десять лет мы сможем получить первые результаты. А для этого нам нужен массовый футбол. Пока с этим есть проблемы. Например, по Алматы богатые люди построили множество стадионов, но у подростков нет возможности играть на них. Почему бы акимату не обязать владельцев, чтобы для детей доступ был бесплатный. Хотя бы на несколько часов в день. А пока футбол в нашей стране не станет массовым, трудно говорить о каких-то перспективах.
magazine.asiakz.com