Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

Содержание

Фехтование есть искусство наносить удары

Фехтование на некоторых языках мира: fencing (англ.), escrime (франц.), scherma (итал.), esgrima (испан.), fechten (немец.).  

Пришедшее из глубины веков, фехтование трансформировалось в элегантный вид спорта. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 7-9 лет). Фехтование преподавали новобранцам-легионерам и гладиаторам в Древнем Риме.

  

В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин дворянина-рыцаря. В середине 16 в. центром фехтования, имевшего в то время дуэльную и спортивную формы, стала Италия, а затем и Франция, где высоким искусством фехтования славились мушкетеры короля. Основные принципы спортивного фехтования сложились в конце 17 века во Франции, где синтезировались испанская и итальянская школы фехтования (французы усовершенствовали технику приёмов, методику обучения, оружие, ввели защитную маску).    

В 18–19 вв. фехтование стало во многих странах одним из наиболее популярных видов спорта у привилегированных сословий. Наряду с индивидуальным обучением получили распространение фехтовальные классы, залы, школы. Во 2-й половине 19 века определились основные правила и программы официальных соревнований по фехтованию, стандарты спортивного оружия и защитного снаряжения. В России спортивное фехтование известно с конца 17 – начала 18 вв. Однако до середины 19 века им занимались лишь представители феодальной знати под руководством иностранных преподавателей-фехтмейстеров. С 1860 года стали проводиться официальные соревнования (только для офицеров).  

Официальные состязания на звание чемпиона России по фехтованию начали проводиться с 1860, причем поначалу надо было выиграть главный приз два года подряд, иначе чемпионский титул не присваивался. В конце 19 – начале 20 вв. в Петербурге, Москве и ряде других городов открылись частные фехтовальные залы, курсы, клубы фехтования. В 1925 году основана Всесоюзная секция фехтования. В 1952 Всесоюзная секция фехтования вступила в ФИЕ. С 1958 название Федерация фехтования СССР. Фехтование было включено в программу Всесоюзной Спартакиады 1928. Общесоюзные чемпионаты поначалу не проводились, вместо них устраивались «Слеты мастеров». В 1935 в Ленинграде (Санкт-Петербург) открылась первая специализированная спортивная школа для детей.

В 1938 впервые прошел Чемпионат СССР по фехтованию, с 1943 ставший ежегодным. С 1948 разыгрывается Первенство СССР среди юниоров, чуть позже стали проходить чемпионаты страны среди подростков от 15 лет. Помимо первенства страны в разных возрастных категориях разыгрывался также Кубок СССР.  

 

Олимпийские игры — 1980 г. (г. Москва)

9 ноября 1913 в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной федерации фехтования (ФИЕ). Впервые международные правила ФИЕ были приняты в июне 1914. Первое издание «Правил соревнований ФИЕ» вышло в 1919. В настоящее время Президентом ФИЕ является УСМАНОВ Алишер Бурханович.  

 

Чемпионат мира по фехтованию — 2010 г. (г. Париж, Франция)

Федерация Фехтования России (ФФР) создана в 1992 году, объединяет спортивные организации 38 субъектов Российской Федерации. Президент ФФР — МИХАЙЛОВ Александр Юрьевич. ФФР проводит Чемпионат России (среди спортсменов разных возрастных категорий), разыгрывает Кубок России, организует турниры в рамках розыгрыша Кубка мира.  

 

Чемпионат России по фехтованию — 2007 г. (г. Лобня, Россия)

Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья. Фехтование преподается актерам, ему обучают в танцевальных школах. В мире распространены также национальные виды фехтования.

В программу современных соревнований входит личное и командное первенство среди мужчин и женщин, разыгрываемое в трех видах оружия: рапира, шпага, сабля. Проводятся также турниры для представителей младших возрастных групп и ветеранов. Необходимо отметить, что в настоящее время происходит активное развитие фехтования в инвалидных колясках (паралимпийское фехтование). Которое, входит в программу Паралимпийских игр, начиная с самой первой Паралимпиады 1960-го в Риме. Также проводятся Чемпионаты мира, Европы и России.  

 

Паралимпийское фехтование

Фехтование входит в программу Олимпийских игр. Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896 год). Фехтование – один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад.

Соревнования по спортивному фехтованию проводятся на трех видах оружия:  

Рапира — клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.  

 

Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.  

Чемпионат мира — 2010 г. (рапира) (г. Париж, Франция)

  Шпага – колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см.

 

У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят – туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.  

Чемпионат мира — 2002 г. (шпага) (г. Лиссабон, Португалия)  

Сабля — рубящее и колющее спортивное оружие. Имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.

 

В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является «тактическая правота».  

 

Поражаемая поверхность в рапире, шпаге и сабле

 

Почему фехтовальщики носят белую форму? Фехтовальщики носят белую форму потому, что пока не было изобретено электронное оборудование для подсчета очков, уколы отпечатывались на белой поверхности благодаря пропитанному чернилами кусочку хлопчатобумажной ткани, прикреплённому на кончике оружия.  

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ  

Фехтование требует определенных физических, психологических и интеллектуальных способностей и навыков.  

Чемпионат мира — 2010 г. (шпага) (г. Париж, Франция)

Тренировка скорости и выносливости составляет основу физической подготовки фехтовальщика. К числу наиболее важных для него качеств относятся также меткость, гибкость, хорошая реакция, умение вовремя изменять темп и амплитуду движений, координировать свои действия оружием и маневрирование.  

Чемпионат мира — 2007 г. (шпага) (г. Санкт — Петербург, Россия)  

Эмоциональная устойчивость (не только в рамках отдельного боя, но и всего турнира, когда постепенно возрастает напряжение и значимость каждого поединка), умение собраться и не терять концентрации при работе на больших скоростях, моментально изменяющейся ситуации и постоянном противодействии соперника — основные психологические составляющие успеха.  

 

Не менее важно для фехтовальщика наличие тактического и стратегического мышления, знание сильных и слабых сторон соперника (или, если это новый для него оппонент, способность по ходу боя выявить его излюбленные приемы, недостатки и т.д.), умение приспособить под себя его манеру ведения боя, переиграть противника, прежде всего, в быстроте и нестандартности мышления.

Опытный спортсмен прогнозирует развитие ситуации в поединке на несколько ходов вперед.  

Женская сборная России по фехтованию на рапирах
(Евгения Ламонова, Светлана Бойко, Виктория Никишина и Аида Шанаева)
завоевала золотые медали Олимпийских игр в Пекине (2008г)    

«Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать надлежащую жизнь оружию.»

Жан-Батист Мольер

Читайте также:
Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья Проявления быстроты

moniteur.ru

Фехтование | PlanTip.com

Фехтование

Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость ударить противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.
Целевые мышцы : Прочее
Оборудование : прочее

    Фехтование улучшает координацию движений. Балансируя на 14-ти метровой металлической дорожке шириной всего в полтора метра, во время занятий фехтованием (изучая различные позиции в фехтовании) происходит стремительное развитие координации  даже самых неловких людей. Ваши мышцы рук и ног начнут тянуться, что должно обрадовать тех, кто хочет получить стройную и спортивную фигуру, а не рельефную мускулатуру «качка». Фехтование решает проблемы с позвоночником и, соответственно, осанкой (говорят, легко можно получить королевскую!).

    Не зря фехтование называют «шахматами в движении». Так как все действия соперника нужно просчитать заранее, то фехтование развивает мышление не хуже шахмат и прочих логических игр.
    Фехтование позволяет быть в отличной форме без особых усилий.
    На тренировках по фехтованию спортсмены совсем не чувствуют усталости, и все потому, что  мозг, занятый увлекательными расчетами, заглушает сигналы от уставшего тела.
    Фехтование снимает стресс и заметно улучшает фигуру. Постоянная, но не чрезмерная физическая нагрузка избавляет от лишнего веса, но при этом подтягивает кожу, делая фигуру идеальной.


Случайное упражнение
Жиронда сисси-приседания со штангой на грудях Gironda Sissy Squats
Сисси-приседания — это упражнение требует от выполняющего достаточной гибкости. При выполнении Жиронда сисси-приседа атлет отклоняется назад сохраняя бёдра и торс в одной плоскости сколько может, потом выпрямляя спину вертикально приседаемт глубоко до упора.Сисси приседания позволяют сконцентрировать нагрузку на нижней части квадрицепсов, ближе к коленям. Читать подробнее
Упражнение «Камни атласа» - кидание камни через перекладину
Камни Атласа — это соревновательное упражнение у стронгменов. Оно заключается в поднятии камней любой формы. Чаще всего камень круглой формы. Это чуть ли не единственное упражнение где разгибатели спины работают в динамическом режиме при этом спина округляется не в одном месте что крайне травмоопасно, а нагрузка распределяется по всей длине позвоночника. Читать подробнее

Посмотреть все упражнения 3245

Случайная программа
Программа тренировок спортсменов среднего уровня для похудения - две силовых тренировки в неделю
Итак, наша главная задача - сбросить лишний жир. Некоторые считают что голодание - ответ на все вопросы. Спору нет, жесткие диеты способны помочь вам сбросить лишний вес, но надолго ли? Обычно после диет все килограммы неумолимо возвращаются. Где же ответ? Ответ такой: надо взяться за спорт! Физические упражнения от тренировки к тренировке подстегивают ваш метаболизм. Обычно тренеры предлагают для сжигания жира 2 варианта тренировочный программ: программа с большими аэробными нагрузками и силовые программы тренировок в «многоповторном» стиле (12-15 повторений в подходе). Сегодня многие стали совмещать эти два комплекса, что привело к значительному повышению эффективности «жиросжигания». Предлагаются три примерных программы на похудение. Читать подробнее
Круговая тренировка в домашних условиях
Когда на фитнес совсем мало времени, выручит круговая тренировка. Она помогает похудеть и укрепить мышцы — и все это за каких-то полчаса, не выходя из дома, без гантелей и прочего оборудования. Во время проведения круговой тренировки вы не сможете нарастить мышцы. Такая напряженная и длительная тренировка без передышек нереальна с большим весом. Но, она к гораздо эффективнее, чем кардио тренировка способна сжечь жир и одновременно сохранить мышечную массу. Круговая тренировка прекрасно подойдет для тех девушек и парней, которые решили заняться спортом в первый раз. Здесь вы сможете научиться основным упражнениям, а также технике их выполнения с легкими утяжелениями, чтобы в будущем избежать травм при упражнениях с более тяжелыми весами. Читать подробнее
Программа тренировки грудных мышц Винса Тейлора
Винс Тейлор внесен в книгу рекордов Гиннеса по количеству профессиональных побед. Ему удалось так выстроить свое тело, что не обладая большой мышечной массой он выглядит огромно. Тренировочные принципы Винса. Программа тренировки грудных мышц Винса Тейлора и ее особенности. Читать подробнее
Программа базовых упражнений для бицепсов
Развитые бицепсы всегда являлись символом силы. Новичок, первый раз пришедший в тренажерный зал, как правило, сразу начинает искать ответ на вопрос «Как накачать руки?». Предлагаем вашему вниманию несколько программ по нагрузке бицепса. Традиционно в базовый комплекс входят основные упражнения, направленные как на силу и массу бицепса, так и на проработку отдельных областей в одной тренировке. Читать подробнее

Посмотреть все программы 291

ru.plantip.com

Технический арсенал классичекского фехтования

Большинство людей понимают под фехтованием исключительно технику парирования ударов клинком. Это определение явно недостаточно и я бы хотел напомнить вам более полную формулировку.

Фехтование это искусство наносить противнику удары холодным оружием, не получая их в ответ. Здесь и далее речь идет не об урезанной со всех сторон спортивной дисциплине, а о фехтовании в его классической форме.

Наносить удары не получая их, не боле того. Здесь нет, ни слова о том как именно выполняются удары и защиты. Это и не имеет значения в общем случае. Не важно, парируете ли вы клинком, закрываетесь щитом, крутитесь в вольтах и сбиваете уколы левой рукой, блокируете оружие и лезете в борьбу. Важно что вы наносите удары, не получая их. Ну или хотя бы стараетесь это делать 😉

Техника фехтования включает в себя:

Нанесения рубящих и колющих ударов.

Защиты от ударов оружием.

Перемещения. Причем не только вперед назад, но и в стороны и в круг.

Выпады. С обеих ног вперед и назад.

Сбивы колющих ударов свободной рукой и контратаки с опозицией свободной рукой.

Захваты оружия и вооруженной руки.

Борьба (в том числе броски) как логичное продолжение захвата.

То что современное спортивное фехтование отказалось от большей части технического арсенала наработанного за 500 лет безусловно трагедия. Но это не значит что эти приемы исчезли.

Защиты невооруженой рукой, мы видим еще в учебнике Генри Анжело, который по сути практически готовое спортивное фехтование 20го века. Но потом от действий левой по непонятной причине отказались и запретили правилами, хотя еще в 60-х годах 20го века итальянская женская сборная по рапире использовала их на международных соревнованиях, что вызывало припадки бешенства у их противников (трудно фехтовать в два темпа, когда против тебя фехтуют в один)

На соревнованиях по спорт шпаге я с трудом сдерживался, чтобы на ближней дистанции не повернуться левым боком, схватить шпагу противника за чашку и, оттянув его оружие вниз , напихать имброкат. Это было бы чертовски логично исходя из этой ситуации, но запрещено правилами.

Если хотя бы просто пролистать фехтбуки с 1500-х годов по 1800е вы увидите там намного больше «нефехтовальных» в современном понимании приемов чем могли бы ожидать.

Приемы по отбиранию шпаги у своего соперника. Помните как у Шекспира Гамлет с Лаэртом во время поединка обменялись шпагами? Так получилось из-за того, что когда у тебя выхватывают шпагу определенным образом, проще отпустить ее и не теряя времени забрать двумя руками шпагу соперника.

Более того, я когда попадаю в такой захват, сам разжимаю руку, потому что иначе можно заработать серьезную травму кисти, пока у тебя выворачивают шпагу с большой чашкой (если вам будет интересно мы можем потом рассмотреть этот прием отдельно)

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

(Фрfнция, Сен-Дидье 1573)

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

(Фрнция, Л'Абба конец XVII века)

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

(Генри Анжело, Англия )

Сбивы левой и контратаки с опозиции левой. Здесь несколько вариантов, клинок противника сбивали в сторону рукой в перчатке, рукой обмотанной плащом, клинком кинжала.

Техника перемещений. Кстати, фанаты рукопашки, вам вопрос на засыпку - откуда в боксе появился сайдстеп?

Ладно не мучайтесь )))) это классический фехтовальный вольт, который выполнялся как с передней так и задней ноги. Учебник Альфиери 1647 года как доказательство.

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

А в бокс эта техника попала от профессиональных фехтовальщиков, которые и содержали первые боксерские залы. Если интересно, можно погуглить Джеймса Фигга.

Борцовской технике в разное время уделялось разное внимание, но немцы пожалуй больше всего любили воткнуть кого-нибудь головой в пол, или бросить, оставив его вооруженную руку в захвате. «Де арте атлетика» Гектора Маира, где расписаны приемы для различных видов холодного оружия чуть ли не на половину состоит из захватов и борцовских приемов.

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

(Германия, Гектор Маир 1542)

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

(Италия, Камилло Агриппа 1553)

Немецкая школа фехтования на шпагах хоть и произошла от итальянской, в сравнении с ней является более силовой и грубой. Видимо мужики по старой привычке не могли отказать себе в удовольствии поймать кого-нибудь на «мельницу».

Защита от колющих ударов вооруженной рукой. При фехтовании на шпагах клинок противника сбивается в сторону клинком шпаги, с короткими ножами это практически невозможно сделать, зато можно сбивать в сторону руку противника своей рукой (ударами навершием ножа или предплечьем в предплечье противника).

Техника нанесения колющих ударов в принципе идентичная что с ножом, что со шпагой.

Рубящие удары, мулинеты и купе можно легко позаимствовать из сабли.

Таким образом мы видим что ножевой бой включает в себя практический полный арсенал техник классического фехтования.

www.navaja.ru

История фехтования

История фехтования

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?Сущность фехтования блестяще определил Мольер: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать надлежащую жизнь оружию.»

Три вида оружия используется в соревнованиях по фехтованию: рапира, сабля, шпага.

Легкая и гибкая рапира когда-то использовалась только для тренировок. В боях с рапирами засчитываются касания острием корпуса соперника. Шпага - дуэльное оружие с обоюдоострым лезвием. Удары должны наноситься кончиком шпаги, засчитывают ее касание любой части тела. Сабля - удары наносятся только выше пояса, как это было когда-то в конных сражениях.

История фехтования уходит вглубь веков. Еще у народов древней Индии существовала святая книга о принципах упражнений с оружием. В те времена в Японии и Китае было распространено обучение фехтованию на бамбуковых палках. В Древнем Египте тоже широко пользовался такой вид упражнений с оружием. Египетские воины фехтовали на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье невооруженной руки тремя ремнями, выступала в роли щита для отражения ударов противника. Судя по барельефу в храме Медине Абу (Верхний Египет), построенном Рамзесом III в 1190 году до нашей эры, соревнования по фехтованию начали проводиться примерно за 4 столетия до первых олимпийских игр. У одного из бойцов, изображенных на барельефе, лицо прикрыто своеобразной «маской» в виде защищающего глаза валика, прикрепленного к голове.

Фехтование как зрелищное искусство получило широкое распространение в Древней Греции и Римской империи. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. В Римской империи преподаватели, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в армии.

В средние века фехтование носило ярко выраженный классовый характер: им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простой люд - горожане и крестьяне - фехтовали на палках, обитых железом, и на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке. Первыми книгами по истории фехтования считаются произведения испанских преподавателей, вышедшие в 1474г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии - ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

К первой четверти XVI столетия широкое распространение получили те виды оружия, которыми удобнее было нанести укол, проникнув острием клинка в отверстие и щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

В XVII веке во Франции закладываются основы нового направления в искусстве владения холодным оружием. Широкое распространение получали школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

Впервые соревнования по фехтованию в современной их трактовке были проведены в конце XIX века. В 1986 году по случаю тысячелетия основания Венгерского государства в Будапеште был проведен крупный международный турнир по фехтованию.

9 ноября 1913 года в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной федерации фехтования (ФИЕ).

Впервые международные правила ФИЕ были приняты в июне 1914 года. Первое издание «Правил соревнований ФИЕ» вышло в 1919г.

Фехтование как вид спорта было включено в программу первых Олимпийских игр современности 1896 года. Первыми видами соревнований на Играх в Афинах было личное первенство на рапирах и саблях среди мужчин. Командное первенство по этим видам оружия стало проводиться начиная с Игр III Олимпиады (1904г.). Личные соревнования на шпагах в программе Олимпиад впервые были проведены в 1900 году, а командные по этому же виду оружия впервые состоялись на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. Личные соревнования среди женщин в первый раз проводились в 1924г. на Олимпийских играх в Париже, а командные состязания - на XVII Олимпиаде в Риме (1960г.). В Атланте в 1996 году женщины впервые в истории Олимпиад скрестили шпаги в личных и командных соревнованиях, ранее женщины соревновались лишь на рапирах.

До 1956 года на олимпийских играх наилучших результатов добивались фехтовальщики Венгрии, Италии и Франции. Среди них знаменитый итальянский мастер Недо Нади, получивший золотые награды в состязаниях на рапирах (1912 и 1920г.г.) и на саблях (1920г). Он единственный в истории фехтования завоевал 5 золотых медалей на одних играх в личных соревнованиях - на рапирах и саблях и в командных - на рапирах, саблях и шпагах.

Другой итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти - обладатель самой большой олимпийской коллекции наград. Он выступал с 17 до 42 лет, завоевал 13 олимпийских медалей (6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые).

Аладар Геревич - венгерский саблист, участник шести Олимпиад с 1932 по 1960г.г. Последнюю свою золотую медаль он получил в 50 лет.

Венгерский фехтовальщик Рудольф Карпати, участвуя в четырех Олимпиадах, завоевал 6 золотых медалей.

В 60-х годах советская школа фехтования прочно утвердила свой авторитет на международной арене. Крупных результатов в различных международных соревнованиях достигли фехтовальщики Кубы, Польши, Румынии.

В последние годы расширяется состав стран-участниц первенств мира и олимпийских игр, увеличивается количество международных турниров, улучшаются оружия и снаряжения, конструкции электрофиксаторов уколов, растет мастерство спортсменов.

За свойственные ему стратегию боя и атлетизм фехтование иногда называют «шахматами с мускулами». Бой фехтовальщиков действительно можно сравнить с блицтурниром шахматистов, где решения принимаются в доли секунд, а малейшая ошибка может обернуться мгновенным поражением. Использование фехтовальной культуры выходит за рамки фехтования как вида спорта. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Необходимость изображения фехтовального поединка в театре, кино определила формирование сценического фехтования. Широко распространены также национальные виды фехтования.

В Российской империи интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVII века, когда оно стало восприниматься как средство воспитания воинского духа, развития ловкости, в отличие от турнирной и дуэльной форм на Западе. На вооружение офицеров, рейтерских и драгунских полков было принято холодное оружие различных образцов. В дальнейшем на основе военно-прикладного фехтования стало развиваться и спортивное фехтование. ПетрI сделал фехтование непременным занятием для придворных и ввел в военных и гражданских учебных заведениях обязательным предметом «рапирную науку». В начале XIX века разрабатываются первые «Правила искусства фехтования на штыках» (1834г.).

Фехтование на рапирах впервые использовано для подготовки офицеров армии и флота в 1701 году в Московской школе математических и навигацких наук, преподавалась «рапирная наука» и в открытой в 1719 году в Петербурге Морской академии наук, а в 1732 году она вводится как обязательный предмет обучения в военном кадетском корпусе. В 1816 году в Петербурге открывается первая фехтовальная школа по подготовке инструкторов и учителей. Этот вид спорта стал развиваться не только в Петербурге и Москве, но также в Смоленске, Риге, Вильно, Томске, Севастополе, Омске.

Во 2-ой половине XIX века спортивное фехтование среди офицеров русской армии получает более широкое распространение. В октябре 1855 года в Петербурге открывается фехтовально-гимнастический зал отдельного гвардейского корпуса. Это первое в России спортивное фехтовальное общество с официально утвержденным положением и уставом.

В XX веке в России четко обозначились 2 направления в развитии фехтования: прикладное штыковое и сабельное для офицерского состава и рядовых солдат и любительское спортивное фехтование на рапирах, шпагах и эспадронах, которое культивировалось среди учащихся, студентов, а также среди офицерства и нижних чинов.

Впервые официальные соревнования по фехтованию на эспадроне, рапире и винтовке с эластичным штыком по утвержденным правилам были проведены в марте 1860 года для офицеров гвардии в Петербургском фехтовально-гимнастическом зале. Одним из важнейших событий фехтовальной жизни в России являлись соревнования на императорские призы. К соревнованиям допускались только офицеры.

Был организован и первый фехтовальный турнир военных училищ в апреле 1908года в Одессе. В его программу впервые в России были включены соревнования по фехтованию на шпагах.

С 1899 по 1916 года по инициативе Петербургского атлетического общества проводятся ежегодные первенства России по фехтованию на рапире и эспадроне.

В начале XX века русские фехтовальщики С.Агафонов, П.Заковорот, Ю.Мишо, А.Мордовин и другие успешно выступали в отдельных международных соревнованиях. В 1910г. в Париже русские фехтовальщики приняли участие в крупных международных соревнованиях, заняв 3 5 места.

Наиболее интересно проходили состязания по фехтованию на I и II Всероссийских Олимпиадах 1913 и 1914 годов. На Киевской Олимпиаде 1913г. впервые было разыграно женское первенство по фехтованию на рапире.

Дебют фехтовальщиков на Олимпийских Играх 1912 года был неудачным: ни одного первого места.

В 1918 году были созданы первые советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. Год спустя в Москве открылась Главная военная школа физического образования трудящихся. Основы советской школы фехтования заложили педагоги: П.Заковорот, А.Мордовин, Т.Климов.

В начале 20-х годов в городах СССР появились первые кружки любителей фехтования, стали проводиться городские, губернские и областные олимпиады и первенства гарнизонов и военных округов, создана Всесоюзная секция фехтования. 30 ноября 1924 года принято считать днем основания советского спортивного фехтования.

В 1935 году в Ленинграде открылась первая детская спортивная школа фехтования, позже они открылись в Харькове, Москве, Ростове.

В том же году состоялись первые международные встречи советских фехтовальщиков.

С 1938 года ежегодно проводятся первенства городов и чемпионатов страны.

Федерация фехтования СССР вошла в состав Международной федерации в 1952 году, а в 1956г. в Лондоне женская команда СССР впервые стала чемпионом мира.

За большие успехи в чемпионатах мира и вклад в развитие фехтования федерация фехтования СССР В 1963 была награждена кубком Роберта Фейерика - высшей наградой Международной федерации фехтования.

Фехтовальщики Советского Союза принимали участие в Олимпийских играх с 1952 по 1988г.г. В Хельсинки (1952г.) ни один советский фехтовальщик ни в одном из видов оружия не сумел попасть в заветную шестерку. В Мельбурне (1956г.) удалось завоевать 2 бронзовые медали. И вот на Играх XVII Олимпиады (1960г.) советские рапиристы открыли счет золотым олимпийским медалям, завоевав первые места в личном и командном первенствах.

Чемпионами в личном зачете становились: в 1960г. - рапирист Виктор Жданович, в 1964г. - шпажист Григорий Крисс, в 1968г. - рапиристка Елена Белова, в 1972г. - саблист Виктор Сидяк, в 1976, 1980г.г. - саблист Виктор Кровопусков, в 1980г. - рапирист Владимир Смирнов. Кроме того, еще 30 спортсменов стали олимпийскими чемпионами, выступая в командном первенстве. И среди них трехкратные олимпийские чемпионы Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Самусенко, Владимир Назлымов.


На Олимпиаде в Барселоне в 1992г. «золото» завоевали саблисты сборной СНГ (объединяющей все республики бывшего Советского Союза, кроме стран Балтии).

Национальная Федерация Фехтования Казахстана была создана в 2004 году.

www.kazfencing.com

И вся-то наша жизнь есть борьба

«Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их самому». Это хрестоматийное определение Мольера с середины XX в. проникло во все советские и постсоветские учебники фехтования. Насколько я понимаю, не столько за его точность, сколько за авторитет автора. 

К точности мольеровского определения фехтования я имею одну существенную претензию. А именно: в этой формулировке никак не упомянуто оружие. То есть, если действительно не знать, что речь идёт о фехтовании, слова «…искусство наносить удары, не получая их самому» можно запросто отнести, например, к боксу. 

Складывается впечатление, что Мольер попросту забыл упомянуть оружие. Или не посчитал нужным это делать, поскольку очевидно, что все и так понимают, о чём идёт речь.

Однако в своей небрежности великий французский комедиограф не одинок! Такое же «забывание» оружия часто демонстрируют многие другие авторы. Причём не драматурги, а вполне себе профессиональные учителя фехтования. Наибольшую категоричность в этом вопросе высказал русский фехтмейстер, подполковник С. Э. Лихошерстов. «Фехтование есть борьба, и существует с самых первых времён человечества» — сухо констатирует он.

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

А в самом деле, насколько далеко фехтование отходит от «безоружных» боевых искусств? И отходит ли вообще? Чтобы разобраться с этим вопросом, придётся обратиться к давней истории…

Самый первый учебник фехтования, известный в специальной литературе как «Манускрипт I. 33» (ок. 1300 г.) представляет собой пособие по фехтованию мечом в комплекте с маленьким кулачным щитом баклером. Здесь всё понятно — средневековое фехтование как оно есть, без примесей. Однако в последующих трудах средневековых фехтовальных учителей не всё так гладко. Мало того, что большинство учебников конца XIV–XV вв. посвящены сразу нескольким видам оружия — длинный меч, алебарда, дюсак, кинжал — так ещё в них включены приёмы самообороны против врага с кинжалом, а также целые главы по безоружной борьбе.

В школе Иоганна Лихтенауэра, известной нам прежде всего по трактату Ханка Добрингера 1389 г., к примеру, изложены только приёмы боя с оружием. Однако в тексте, в самом начале своего трактата, Добрингер пишет о важности безоружной борьбы в своём искусстве. После него эта тенденция становится ещё заметнее.

Трактат Питера фон Данцинга (1452 г.) посвящает два раздела кинжалу (с приёмами безоружной самообороны) и ещё два борьбе. Зигмунд Ригнек (начало XV в.) пишет несколько глав о борьбе с элементами ударных техник. Также борьбу можно видеть в «Кодексе Валлерштайна» (1470 г.), в учебниках Отта (Дюрера, 1512 г.), Тальхоффера (несколько изданий середины XV в.) и других представителей немецкой традиции.

А вот в более поздних работах тенденция совмещения борьбы и фехтования выражена меньше. В трактате фехтмейстера из Болоньи Ахилла Мароццо 1536 и (особенно) 1568 годов издания борьба ещё представлена достаточно широко, но у многих других авторов подобные разделы уже отсутствуют. Безоружной борьбы нет у Агриппы, Капо Ферро, Фабриса, Сан Дидье, Альфиери и других столпов позднего ренессансного фехтования.

Возможно, дело здесь в некоей социальной трансформации, которой подверглось искусство фехтования в течении Ренессанса. Известно, что во времена классического Средневековья, самые благородные носители мастерства — рыцари — собственно, не были носителями мастерства в полном смысле этого слова. Средневековые рыцари охотно принимали догму «любой гасконец с детства академик». Как пишет викторианский историк фехтования Эжертон Кастль, рыцарское сословие нередко как бы «стеснялось» тренироваться, полагая, что боевое мастерство принадлежит им по праву рождения, а заодно подкреплено приличным защитным снаряжением.

Искусство боя во всех его проявлениях по-настоящему концентрировалось в те времена в фехтовальных союзах, «братствах», члены и главари которых не были рыцарями и не стеснялись вообще ничего. В том числе безоружной борьбы, неблагородного оружия, простонародных, «грязных» приёмов…

К примеру, во время судебного поединка двух горожан, Жакотена Плувье и Магюо, который случился в Валенсии в 1455 г., многие зрители этого действа были весьма смущены, когда Плувье начинает использовать особо жестокие приёмы. Придворный хронист герцогов Бургундских Оливье де Ла Марш отмечает, что именно люди благородного звания были пристыжены зрелищем того, что им довелось увидеть. При этом он резюмирует: «Поэтому Господь и положил иметь место рыцарскому поединку, протекающему без увечий».

Пожалуй, можно оспорить тезис об отсутствии увечий в рыцарских боях и турнирах, однако идеологическая основа в заявления Ла Марша представляется достаточно точной.

Ну, а учебники фехтования того времени (XIV–XV вв.), отражали искусство боя во всём его разнообразии. Ведь их создавали не представители средневековой европейской аристократии, а те самые учителя фехтования, близко знакомые с грубыми реалиями бюргерских баталий, зачастую сами являвшиеся членами и мастерами фехтовальных братств.

Да, по большому счёту, и не было в средние века другого фехтования.

А вот в эпоху Ренессанса оно появилось. То самое ренессансное фехтование, которым мастерски владеют герои Шекспира, Корнеля, Кальдерона, Лопе де Вега.

И сами занятия фехтованием в глазах аристократии перестали быть чем-то «стыдным» и ненужным. Люди самого благородного происхождения теперь охотно обращались к искусству, нанимая профессиональных учителей фехтования за приличное вознаграждение. Тем более что грубый, но довольно надёжный гарант в виде рыцарского доспеха тоже оказался неактуальным…

Ну а борьба? Примечательно, что именно в этот период борьба также отделяется от фехтования и в 1539 г. появляется первый учебник безоружной борьбы. Трактат придворного мастера курфюрстов Саксонских Фабиана фон Ауэрсвальда насчитывает 85 различных борцовских приёмов, которые сам мастер изучал в течение всей жизни у разных мастеров. Иллюстрации для трактата сделал Лукас Кранах-старший, а моделями для гравюр послужили сам Фабиан и, вероятно, его ученики.

Искусство наносить удары не получая их – "Искусство наносить удары, не получая их" что это такое?

Возможно также, что отдаление фехтования от борьбы произошло вследствие изменения фехтовального оружия. Во всяком случае, когда основное оружие фехтовальщика на рубеже XVII–XVIII вв. стало совсем лёгким, тонким и быстрым, последние признаки борьбы и рукопашного боя исчезли со страниц учебников фехтования. Классическое фехтование превратилось в изящное единоборство клинков, без использования бросков, ударов и подножек.

Новое воссоединение фехтования и безоружных боевых искусств началось к концу XIX в., на волне новой парадигмы — самообороны. Причём началась эта самооборона именно с фехтования. Французский мастер Луи Лебушер в 1843 г. издал книгу по самообороне тростью в 25 уроках. Фехтование тростью очень быстро набирает популярность, его начинают преподавать во многих фехтовальных залах. В 1879 г. в Париже Жезеф-Пьер Шарлемон открыл Академию французского бокса. При этом он был также большим любителем и практиком фехтования тростью. Более того, стремясь привлечь в свой боксёрский зал респектабельную, платёжеспособную публику, он привнёс в традиционный, довольно грубый французский бокс некоторое изящество, позаимствовав его (в частности, в области боевой стойки и передвижений) из классического фехтования.

Спустя ещё 20 лет в Англии мастер боевых искусств и авантюрист Эдвард Уильям Бартон Райт создал новое, синтетическое боевое искусство, названное им бартитсу. Основой бартитсу стали французский и английский бокс, японское джиу-джитсу и фехтование тростью. По замыслу Бартона Райта, адепт бартитсу с лёгкостью должен был владеть любым оружием, противостоять любому оружию, а также свободно боксировать и бороться.

В это же время, в России французский фехтмейстер на русской службе Эрнест Лусталло преподавал одновременно фехтование на саблях и французский бокс сават в морском корпусе. Кроме того, Лусталло давал частные индивидуальные уроки в некоторых семьях в Санкт-Петербурге.

С начала XX в. многие мастера фехтования преподавали и другие боевые искусства. Эта тенденция сохранилась до 60-х годов XX в. К примеру, известный тренер по фехтованию Константин Трофимович Булочко издал несколько учебников по подготовке разведчиков и по рукопашному бою. Фехтовальщики В. К. Добровольский и А. Ц. Пуни вместе с Булочко стали соавторами первого учебника по фехтованию и рукопашному бою. Известный тренер по фехтованию и деятель театра Иван Эдмундович Кох издает брошюру «Как поразить врага в штыковом бою», а также уникальное специализированное исследование «Рукопашный бой в окопе».

Пожалуй, фехтовальные педагоги отошли от темы рукопашного боя только в 60-е годы XX в. Этот процесс связан, скорее всего, с идеологией современного спорта высших достижений, которая противоречит широкой специализации бойца. В 60-е окончательно исчез такой вид спорта, как фехтование на винтовках с эластичным штыком И в довершение процесса сужения специализации примерно в эти же годы фехтовальщики перестали выступать на разных видах оружия, отчётливо обособившись в отдельные, не пересекающиеся касты шпажистов, рапиристов и саблистов.

Однако по сравнению с 60-ми современный мир фехтования стал куда разнообразнее. По крайней мере, в России. Ведь кроме олимпийского фехтования не меньшее значение в жизни общества имеет, к примеру, фехтование историческое. А оно, как мы видим, тесно связано с борьбой. По крайней мере, если это фехтование относится к эпохе Средних веков и претендует на аутентичность.

Учитывая всё вышеизложенное, главный центр исторического фехтования Санкт-Петербурга — Международная академия фехтовальных искусств, — открывает новый класс для адептов исторического фехтования — класс исторической борьбы. В качестве основы этого направления избран первый в мире учебник по борьбе — тот самый трактат Фабиана фон Ауэрсвальда. Однако в перспективе изучение более древних направлений — Тальхоффера, Отта, Маейра…

Записаться на такие занятия спешат не только новички, интересующиеся безоружными единоборствами, но и вполне определившиеся поклонники длинного меча, ренессансной рапиры, тяжёлой сабли и другие представители исторического цеха.

А это значит, что историческое фехтование в Петербурге скоро станет ещё более историчным!

Похожие статьи

www.kalashnikov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *