Игры в слова – 7 игр в слова на все случаи жизни

7 игр в слова на все случаи жизни

Мы уже делали большую подборку игр в слова, а сегодня хотим более подробно рассказать о наших самых любимых играх. Многие из этих игр остались с детства, с другими мы познакомились, уже будучи взрослыми. Для некоторых игр нужны карандаш и листок бумаги, а есть игры, в которые можно играть в дороге и на прогулке, в походе или на берегу моря. В общем, это отличные игры на все случаи жизни!


Типография

Кто-то называет эту игру «наборщик», а у нас она называлась просто «игра в слова». Выбираем длинное слово с большим количеством букв. Например, «соковыжималка» или «газонокосилка». Цель игры — составить как можно больше слов из букв этого слова. У нас одинаково считались все слова, и длинные, и короткие. Есть версии, когда слова из двух и трех букв не считаются вовсе, а дальше идет сложный подсчет очков в зависимости от длины получившегося слова. Можно даже вводить «веса», например, слова на букву «з» ценятся больше, чем слова на букву «с», но меньше слов на «ц». Мы играли в эту игру несколько дней, например, начинали в понедельник, а сверяли слова в пятницу. Приходилось всю неделю везде носить с собой листочек и прятать его от других. 🙂 А можно играть в эту игру по другому — без бумаги и ручки, просто называть слова по очереди, сверяя его с длинным словом в уме. Вполне себе вариант для похода или длинной прогулки!

Имя-растение-животное-река

Наверняка у этой игры есть и другое название, но я его не знаю.
Для игры каждому игроку нужен карандаш и листок бумаги. Делим лист на 5 столбцов (их может быть больше или меньше, как договоритесь). Первый столбик — имя, второй — растение, третий — животное, четвертый — река, пятый — город. Выбираем букву алфавита и вперед, по команде «Старт!» нужно написать в каждом столбике слово, начинающееся на эту букву. Кто успел первый, кричит «Стоп!». Дальше нужно сверить все слова. Слова, которые встретились у нескольких игроков, вычеркиваются и не считаются. Например, на букву «м» выгоднее написать «мангуст», а не «медведь», «Мельбурн», а не «Москва». Остальные слова используются для подсчета очков, каждое уникальное слово — 1 очко. Кто набрал больше всех очков, тот выиграл этот раунд. Выбираем другую букву и начинаем следующий!

Шляпа

Эта игра для большой компании, должно быть четное количество участников, так как играют парами. Можно играть и вчетвером, но это не так интересно. На маленьких листочках пишутся слова. Сложность может быть любая, в зависимости от возраста и пожеланий. Дальше листочки изнанкой наверх кладутся в «шляпу» и премешиваются. Можно использовать настоящую шляпу, а можно любую подходящую посудину. Игра состоит из трех раундов. В первом раунде смысл слова из «шляпы» нужно объяснить своему напарнику при помощи других слов. Однокоренные слова использовать нельзя. Обычно на одно слово дается 20 секунд, с детьми играем дольше. И так до тех пор, пока слова не кончатся. Дальше начинается второй раунд: те же самые слова нужно объяснить при помощи всего одного слова и жестов. Третий раунд — только жесты. Это очень веселая и смешная игра! Попробуйте объяснить жестами слово «поребрик»! Сложно? А с третьего раза у Вас получится!

Есть отличная настольная версия этой игры.
А есть настольная игра Алиас, похожая по смыслу.

Контакт
Играть нужно хотя бы втроем, но интереснее в большой компании. Один из игроков загадывает слово и называет первую букву. Другие игроки придумывают любое слово с этой буквы и задают вопрос, начинающийся со слов «А это не…?», далее нужно так описать придуманное слово, чтобы догадался хотя бы один из играющих, но не догадался ведущий. Если ведущий догадался или подобрал другое подходящее по смыслу слово, то он кричит «Нет, это не…!» А если ведущий не понял, о чем речь, зато понял другой игрок, он кричит «Контакт!» и дальше начинается счет: «10, 9, 8, 7….1» и игроки хором произносят слово. Если они произнесли одно и то же, то ведущий говорит еще одну букву, и теперь нужно придумывать слова, начинающиеся с двух букв. И так далее. Цель игры — отгадать первоначальное слово, загаданное ведущим.

Например, загадано слово «лампа». Ведущий называет первую букву — «л».
-Это не место, где растут деревья? — спрашивает первый игрок.
-Контакт! — говорит второй игрок.
-Нет, это не лес! — отвечает ведущий.
-А это не то, что бывает в небе? — спрашивает второй игрок.
-Контакт! — говорят первый и третий. Они догадались, что загадано слово «луна». Ведущий не может сообразить, игроки 1 и 3 считают до 10 и хором говорят:
— Луна!
Ведущий:
— Вторая буква — «а»!
— Это не то, что есть у медведя?
— Это не лапа!
И так далее.

А с маленькими можно играть по-другому: попросить просто загадать слово и объяснить его, не называя само слово. Можно придумывать любые слова, можно играть в «что я вижу в окно», а можно взять любые карточки с картинками, смотреть и загадывать.

— Это то, на чем можно сидеть, но без спинки.
— Табуретка?
— Да!

Крокодил

Старый добрый «Крокодил». Кто теперь вспомнит, откуда такое название? Должно быть, в эту игру хотя бы раз в жизни играл каждый взрослый. Это игра-пантомима, когда, не произнося ни звука, нужно показать слова, цитаты из фильмов или просто выдуманные фразы. Тут все зависит от уровня подготовки участников и их готовности расслабиться. В одной компании слово «петрушка» будет сложным, а кто-то легко покажет как «Понт шумит за черной изгородью пиний». Играть в «Крокодила» можно даже с самыми маленькими детьми. Они с удовольствием покажут вам «собачку», «медведя» или «лягушку». Только не забывайте, что произносить ничего нельзя!

А вы знаете, что существует Всероссийская ассоциация игры Крокодил и проходят междугородние турниры?

Крокодил также существует в настольной версии. А элементы Крокодила используются в играх Активити и Активити для малышей .

Отгадай животное или персонажа

Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ «Нет», ход переходит к следующему игроку.

-Это хищник?
— Да!
— Он из семейства кошачьих?
— Нет!
— У него серая шерсть?
— Да!
— Это волк!
— Точно!

Так же можно загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов, да все, что угодно!
Интересная разновидность игры, когда игроки пишут на листочках имя персонажа и приклеивают друг другу на лоб (например, писать можно на кусочке малярного скотча). Все видят имя твоего персонажа, но ты-то сам нет! И тебе нужно отгадать, кто ты, при помощи тех же самых вопросов с ответами «Да-нет». Это бывает очень смешно.

Чепуха

Игра «Чепуха» точно из детства, помните? Каждому игроку выдается листок бумаги и ручка. Ведущий задает вопрос: «Кто?» и каждый игрок пишет на верхней части листочка ответ на этот вопрос. Потом эта часть листка подгибается, игроки меняются местами и ведущий задает следующий вопрос: «Когда?». Все пишут ответ. Потом снова подгибают, снова меняются и так далее. «Где?» «Что делали?» «Что из этого получилось?» Когда все ответы написаны, разворачиваем листочки и читаем. Иногда получается просто забавная «чепуха», а иногда все покатываются от смеха!
Мы с сыном играли в эту игру на листках из тетрадки с линейку, чтобы потренироваться в письме. Поверьте, это гораздо интереснее, чем скучные прописи!

А какие словесные игры любите вы?


Наши обзоры настольных игр в слова:

Шляпа

Крокодил

Тик-так… БУМ!!!!

Активити — рассказываем, показываем и рисуем

Alias или Скажи иначе

kubirubi.livejournal.com

Игра «Найди слово»

ИГРА В СЛОВА  #37

феьлерабк
ударсклеп
твобелиск
лезунасом
яизаужруб
ртемдоале
чиалбруел
иртоезгто
кекмайяак
ПРАВИЛА ПОИСКА

Найдите слова спрятанные в таблице. Они могут быть рассположены горизонтально, вертикально или по-диагонали в любом направлении. Для выделения слова нажмите на его первую и последнюю букву.

 

 

НАЙДИТЕ СЛОВА

37

© 2013-2018 FindWordPuzzle.com

findwordpuzzle.com

Словесные игры • Arzamas

«Шляпа», «телеграммы», «МПС» и другие игры, которые не требуют почти ничего, кроме компании и желания провести время с толком

Автор Лев Ганкин

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons

Устные игры

Ассоциации

Игра для большой компании. Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан. Вопросы могут быть самые раз­ные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не слу­читься, принято давать угадывающему две или три попытки. Если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.

Игра в П

Игра для компании от четырех человек, любопытная вариация на тему «шля­пы» (см. ниже), но не требующая никаких специальных аксессуаров. Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю». Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon. Если отгадывающие близки к победе, то ведуще­му пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти пра­вильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Say the Same Thing

Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go, из которого многие о ней узнали (музы­канты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, — правда, в настоящее время оно недоступно). Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение. Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «ИКЕИ». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.

Характеры

Игра для компании (идеальное количество игроков — от четырех до десяти), требующая от участников не только хорошего воображения, но и, желательно, мало-мальского актерского мастерства. Как обычно, один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, коли­чество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участ­ников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть «ъ», «ы» или «ь», не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером — задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово. Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово «старик» и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет

скрытным, второй — терпеливым, третий — авторитарным, четвертый — радушным, пятый — игривым и шестой — коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов — компания «проживает» свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ. Единственное условие — как только ведущий произнесет верный характер — например, угадает ко­варного — тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове «старик» — шестой).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Узнай песню

Игра для компании от четырех-пяти человек. Ведущий удаляется, а остав­шиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», тре­тьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употре­бить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось; отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво. Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но 

пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное». Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.

Наводка

Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное суще­ствительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существи­тельные; однокоренные слова использовать нельзя). После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую. К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбро­сив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже зарабо­тает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о воз­расте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан. В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
МПС

Игра для большой компании. Здесь мы вынуждены предупредить читателей, что, увидев этот текст полностью, вы уже никогда не сможете водить — игра одноразовая.

Спойлер →

Сначала игрок, которому выпало водить, покидает комнату. Вернувшись, он должен узнать, что означает МПС, — заранее известно лишь то, что носи­тель этой таинственной аббревиатуры прямо сейчас присутствует в помеще­нии. Чтобы выяснить правильный ответ, водящий может задавать другим игрокам вопросы, ответы на которые должны формулироваться как «да» или «нет»: «У него светлые волосы?», «У него голубые глаза?», «Это мужчина?», «Он в джинсах?», «У него есть борода?»; причем каждый вопрос задается конкретному игроку, а не всем сразу. Скорее всего, довольно быстро станет понятно, что человека, отвечающего всем критериям, в комнате просто нет; соответственно, возникнет вопрос, по какому же принципу играющие дают ответы. «Вскрытие» этого принципа поможет ответить и на главный вопрос — что такое МПС. МПС — это вовсе не министерство путей сообщения, а 

мой правый сосед (то есть каждый игрок всегда описывает человека, сидящего справа от него). Другой вариант — КОП, кто отвечал последним (то есть каждый говорит о том, кто отвечал на предыдущий вопрос).

Контакт

Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не „дом“» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons

Письменные игры

Энциклопедия

Не самая быстрая, но чрезвычайно увлекательная игра для компании от четы­рех человек — потребуются ручки, бумага и какой-нибудь энциклопедический словарь (желательно не ограниченный тематически — то есть БСЭ подойдет лучше, чем условная «биологическая энциклопедия»). Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность — но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков — написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и по возможности замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью. Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого «статьи» перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, — а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков. Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по од­ному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту. После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое сло­во — всего их должно быть примерно 6–10. В эту игру можно играть и коман­дами: придумывать мнимые определения коллективно. Похожим образом устроена игра «стихи» — но вместо сложного слова ведущий заранее выбирает две строчки из какого-нибудь малоизвестного стихотворения и предлагает участникам дописать четверостишия.

Игра из «Бесславных ублюдков»

Игра для компании любого размера, которую многие знали и до фильма Квен­тина Тарантино, но единого названия у нее нет. Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это какой-нибудь известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб: соответственно, все ви­дят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами. Задача участников — с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как «да» или «нет» («Я историческая личность?», «Я деятель культуры?», «Я знамени­тый спортсмен?»), узнать, кем именно они являются. В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические — «карусельщик», «таксидермист»), в кино- и литера­турных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Быки и коровы

Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговарива­ется, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго — отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если какие-то буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки. Представим, что загадано слово «чудак». Если отгадывающий говорит «точка», то получает от второго игрока ответ: «три коровы» (то есть буквы «ч», «к» и «а», которые есть и в «чу­даке», и в «точке», но в разных местах). Если затем он скажет «кочан», то полу­чит уже не трех коров, а двух коров и одного быка — поскольку буква «а» и в «чудаке», и в «кочане» находится на четвертой позиции. В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй — называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.

Интеллект

Письменная игра для компании (но можно играть и вдвоем), состоящая из трех туров, каждый по пять минут. В первом игроки случайным образом набирают тринадцать букв (например, вслепую тыкая пальцем в книжную страницу) и затем составляют из них слова, причем только длинные — от пяти букв. Во втором туре требуется выбрать слог и вспомнить как можно больше слов, которые на него начинаются, можно использовать однокоренные (например, если выбран слог «дом», то подойдут слова «дом», «домра», «домна», «домен», «домовой», «домохозяйка» и т. п.). Наконец, в третьем туре вновь берется слог, но теперь нужно вспоминать не обыкновенные слова, а фамилии известных людей прошлого и настоящего, в которых он фигурирует, причем не обяза­тельно в начале, — то есть на слог «кар» подойдут и Карамзин, и Маккартни, и, например, Гамилькар. Важная деталь: так как этот кон провоцирует больше всего споров и жульничества, участники игры могут просить друг друга дока­зать, что этот человек действительно знаменитость, и тут нужно вспомнить хотя бы профессию и страну. Типичный диалог: «Как, вы не знаете Гамиль­кара? Но это же карфагенский полководец!» После каждого тура подсчиты­ваются очки: если то или иное слово совпало у всех играющих, оно просто вычеркивается, в остальных же случаях игрокам присуждается за него столько очков, сколько соперников не смогли его вспомнить. В первом туре можно еще добавлять очки за особенно длинные слова. По итогам туров нужно опреде­лять, кто занял первое, второе, третье и другие места, — и в финале игры эти места сложить. Цель — получить на выходе наименьшее число (к примеру, если вы были победителями всех трех туров, то у вас получится число 3 — 1+1+1, и вы чемпион; меньше не может быть чисто математически).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Каркас

Игра для любого количества людей, которую придумал один из создателей шахматной программы «Каисса» и автор программы по поиску анаграмм Александр Битман. Сначала игроки выбирают несколько согласных — это будет каркас, скелет слова. Затем засекается время (две-три минуты), и игроки начи­нают «натягивать» на каркас гласные (а также «й», «ь», «ъ»), чтобы получились существующие слова. Согласные можно использовать в любом порядке, но только один раз, а гласные разрешено добавлять в любом количестве. К примеру, игроки выбирают буквы «т», «м», «н» — тогда им подойдут слова «туман», «манто», «мантия», «монета», «темень», «атаман», «немота» и другие. Побеждает тот, кто сможет придумать больше слов (как обычно, это должны быть нарицательные существительные в единственном числе). В игру можно играть даже с одной буквой — например, «л». Вокруг нее образуются слова «ил», «лай», «юла», «алоэ», «ель», а если договориться, что букву можно удваи­вать, — «аллея» и «лилия». Если стандартный «каркас» освоен, то задачей может быть сочинить целую фразу с одной согласной: хрестоматийный пример из книги Евгения Гика — «Бобби, убей боя и бей бабу у баобаба».

Цепочка слов

Игра для любого количества игроков. Многие знают ее под названием «Как сделать из мухи слона», а придумал ее писатель и математик Льюис Кэрролл, автор «Алисы». «Цепочка» основана на словах-метаграммах, то есть словах, различающихся лишь одной буквой. Задача игроков — превратить одно слово в другое с наименьшим количеством промежуточных звеньев. К примеру, сделаем из «лисы» «козу»: ЛИСА — ЛИПА — ЛАПА — КАПА — КАРА — КОРА — КОЗА. Интересно давать задания с сюжетом: чтобы «день» превратился в «ночь», «река» стала «морем». Известная цепочка, где «слон» вырастает из «мухи», получается за 16 ходов: МУХА — МУРА — ТУРА — ТАРА — КАРА — КАРЕ — КАФЕ — КАФР — КАЮР — КАЮК — КРЮК — УРЮК — УРОК — СРОК — СТОК — СТОН — СЛОН (пример Евгения Гика). Для тренировки можно посоревноваться в поиске метаграмм для какого-либо слова. К примеру, слово «тон» дает «сон», «фон», «ток», «том», «тан» и так далее — кто наберет больше вариантов, тот и выиграл.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Шляпа

Игра для компании от четырех человек, требующая нехитрого инвентаря: ручек, бумаги и «шляпы» (подойдет и обыкновенный целлофановый пакет). Листы бумаги нужно разорвать на небольшие кусочки и раздать игрокам, количество кусочков зависит от того, сколько людей играет: чем больше компания, тем меньше приходится на каждого. Игроки пишут на бумажках слова (по одному на каждый кусочек бумаги) и бросают в «шляпу». Тут тоже есть варианты — можно играть просто со словами (существительное, нари­цательное, единственного числа), а можно с известными людьми или литера­турными персонажами. Затем участники делятся на команды — по два или больше человек в каждой; задача каждого — за 20 секунд (или 30, или мину­ту — хронометраж можно установить по собственному выбору) объяснить своим партнерам по команде наибольшее количество слов, произвольно вытащенных из «шляпы», не используя при этом однокоренные. Если водящий не смог объяснить какое-то слово, оно возвращается в шляпу и будет разыгра­но другой командой. В конце игры слова, отгаданные разными представителя­ми одной и той же команды, суммируются, их количество подсчитывается, и команде, у которой окажется больше бумажек, присуждается победа. Попу­лярный вариант игры: все то же самое, но в первый кон игроки объясняют слова (или описывают персонажей) устно, во второй — показывают панто­мимой, в третий — объясняют те же слова одним словом. А недавно появилась и настольная игра, где нужно не только объяснять и показывать, но и рисовать.

Телеграммы

Игра для любого количества игроков. Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы — первая буква ста­нет началом первого слова, вторая — второго и так далее. К примеру, выбрано слово «вилка». Тогда телеграммой может стать следующее послание: «Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит». Еще один виток игры — добавление жан­ров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова — деловую, поздравительную, романтическую (о ти­пах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово.  

Детская комната

Спецпроект

Детская комната Arzamas

arzamas.academy

Игры в слова — Летний лагерь

  1. Заблудившийся рассказчик
  2. Красная шапочка на вертолете
  3. Бег ассоциаций
  4. Новости
  5. А у нас… А у вас?
  6. Отговори друга
  7. Большое племя
  8. Хотелка
  9. Три приличные буквы
  10. Рифма
  11. Одно из двух
  12. Письмо из Простоквашино
  13. А я использую ЭТО так
  14. Милые, ласковые слова
  15. Если б я был султан
  16. Ням-Ням-Ням Играем — поедаем
  17. А ну ка обломи
  18. Молоко и печенье
  19. Светофор
  20. Что это
  21. Вопросом на вопрос
  22. Опиши себя 3 словам
  23. 5 определений
  24. Пожелай всем чего ни будь
  25. Вредные Советы
  26. Чтобы
  27. Отгадай, почему мне это нравится
  28. Хокку
  29. Что вы готовы отдать своему врагу
  30. Сказка в три слова
  31. Почемучка
  32. Я знаю пять
  33. Говорим крылатыми фразами
  34. Ассоциации
  35. Счастью и хорошему настроению — ДА!
  36. Опрос “Счастье это — …”
  37. 10 способов использования предмета
  38. Еслики
  39. Цветные ассоциации
  40. Психиатр и пациент
  41. Цвета, оттенки, нюансы
  42. Что нравится вам летом больше всего
  43. Бонто
  44. Лимерики
  45. Третий лишний
  46. Хорошо или плохо
  47. Скромность
  48. Цепь сравнений
  49. Определения
  50. 3 вещи, которые вы бы взяли на необитаемый остров
  51. Белый стих
  52. Английский
  53. В слова
  54. Интервью
  55. Чай с опилками
  56. Чуча
  57. Конкурс капитанов
  58. Перевыртыши
  59. Рассказ-эстафета
  60. Любовные истории
  61. Да! — Нет!
  62. Сказочный дядюшка-незнакомец
  63. Коллективная литература
  64. Словарь
  65. Лжецы
  66. Жужеляние
  67. Хорошо и плохо
  68. Чтобы нужно
  69. Рассказ из слов на букву
  70. Несколько игр в слова
  71. Бык-корова
  72. Вертолина и другие словесные игры
  73. Игры в дорогу — «Слова»
  74. Набор игр в слова
  75. Набор игр в слова 2
  76. Набор игр в слова 3
  77. Набор игр в слова 4
  78. Набор игр в слова 5
  79. Игры с вопросами
  80. Игры с текстом
  81. Игры загадки
  82. Игра «Слово за слово»
  83. Познавательные игры
  84. Словообразование
  85. Сочинение текстов и стихов
  86. Игры с буквами и словами
  87. Игры с цифрами и числами
  88. Игры со словами
  89. Вопрос по кругу
  90. Игры «Пришло время подумать»
  91. Анаграммы и логарифмы
  92. Игры «Забава»
  93. Шарады
  94. Рассказ-эстафета 2
  95. Турнир-викторина
  96. Лингвистические игры
  97. Веселые сочинители
  98. Игры со словами и в слова
  99. Игры со словами 2
  100. Игры с карандашом

Дополнительно

  • Словесные игры в плохую погоду
  • Скороговорки для развития речи
  • Тест на мышление

summercamp.ru

Игры в слова для веселой компании

Добрый день, дорогие гости!

Предлагаю вам подборку игр за столом в слова. Такие конкурсы помогут веселой компании за столом сделать времяпровождение еще веселее и задорнее, немного отвлечь ваших гостей может быть от грустных мыслей и уж точно не дадут перебрать с едой и напитками, растягивая удовольствие пребывания среди своих близких.  И не мало важно, такие игры расшевелят мозг, включат логику, заставят думать в другом направлении, отвлекая от повседневности.

Игры в слова можно использовать не только на торжествах и праздниках, они помогут так же скоротать время в ожидании чего-то или путешествии в поезде, автомобиле или в самолете, а так же на пляже и отдыхе на природе.  Некоторые игры я описывала в статьях в рубрике «Как отметить», но здесь в подборке я их снова повторю и начну пожалуй с них, потому что они самые любимые.

Игры-поздравлялки в слова 

При поздравлении нужно составить слова из букв имени именинника, например, Марина, она какая?- Манящая, Активная, Романтичная, с Изюминкой, Настоящая, Азартная. Если гостей много, можно добавить фамилию и отчество. Такие душевные слова надолго запоминаются, особенно людям старшего поколения.

Составить пожелание из двух слов на заданную букву. Заранее нужно подготовить карточки с буквой и раздать собравшимся. Например, «С» — сладких снов, «Р» — ремонтных работ, а теперь попробуйте сами на букву «Х»..  🙂

Придумать поздравление или пожелание по поводу, по которому собрались по алфавиту, например, А — абсолютных вам достижений, Б — будьте здоровы и т.д. Можно проявить хитрость, гости могут просчитать на какую букву им нужно сказать пожелание, по-этому через несколько букв, допустим, после буквы З,  пусть игроки продолжат с конца алфавита, с буквы Я, так же на 5-6 букв Ю, Э, Щ, Ш и т.д. Потом можно обратно вернуть в начало и продолжить с буквы И.

Игра Счетовод, нужно выбрать любое число от 1 до 9, допустим 5. Все играющие по кругу начинают счет, когда дойдет до числа содержащего 5 или кратное 5, игрок должен сказать слово или фразу, ну пусть будет слово «мимо» или «фиг вам». Итак начинаем счет: 1,2,3,4,мимо,6,7,8,9,мимо,11,12,13,14,мимо и т.д. Кто ошибется, тот вылетает, счет надо вести быстро. После того, как выбыл кто-то, число нужно заменить, пусть будет 4 или 7, так быстрее пройдет игра и выявится победитель.

Интересно предложить эту игру в качестве поздравления, т.е. на кратное или содержащее загаданную цифру число, нужно говорить пожелание, допустим 3. Начинаем, 1,2,счастья!,4,5,здоровья!,7,8,успехов!,10,11,благополучия!,хорошего настроения!,14,везения!!!! Чего и вам искренне желаю, мои дорогие гости!

Игра-гадание или игра-пожелание. Понадобится книга, художественное произведение. Все гости по очереди говорят номер страницы и номер строчки сверху или снизу, ведущий зачитывает. Если не все однозначно, нужно додумать пожелание, связав с зачитанной строчкой. Не рекомендую искать и читать строки самим именинникам, мало ли что в книге написано, люди эмоциональные могут не верно истолковать, поэтому пусть ведущий сам зачитывает и контролирует процесс (можно и другую строчку зачитать, более подходящую 😉 ).

Интересно так же проводить такую игру-гадание на Рождество, Крещение, Иван Купала.

 

Игры в слова для веселой компании.

Составить телеграмму из букв предложенного слова. Заранее нужно подготовить карточки со словами, состоящих из 3-4 букв, дать их на выбор собравшимся. Например, СЕКС — сегодня еду, карауль собаку или ПИВО — покупаю игристое вино оптом. Так же телеграммы можно составлять из общеизвестных аббревиатур: МХАТ, ВАЗ, ДОСААФ, БДТ, ГАЗ, ЦСКА, СССР, ЦБРФ, ГТРК, КПСС и т.д.

Вспомнить слова существительные на две буквы, например, КА — карниз, капитан, канистра и т.д. ПО — поезд, порка, подвиг и т.д.

На любую букву, желательно по названию повода, по которому играющие собрались, ответить на вопросы. Допустим повод новоселье, значит на букву «Н» отвечаем на вопрос ведущего, либо по кругу игроки сами сначала отвечают, потом задают вопрос. Кто?-начальник, что делает?-надувает, что?- насос, какой?- настоящий, зачем? — нравится. Вопросы могут не обязательно состоять из одного слова, можно любые задавать: куда идет, чем занимается, от чего прячется и т.д.

Вспомнить слова по поводу, по которому собрались, например, отмечаем 8 марта — весна, цветы, женщины, подарки и т.д; едем на отдых — море, солнце, песок и т.д.

Для небольшого количества людей может быть интересна такая игра: любой из играющих загадывает любое слово существительное, объявляет всем только какого рода слово, можно даже записать его. Остальные игроки говорят по одному прилагательному. Допустим, я загадала слово среднего рода, вы можете сказать — прекрасное, солнечное, сильное, дорогое и когда очередь дойдет до меня, я скажу «ведро».

Игра «Хорошо-Плохо» подходит небольшому количеству игроков. Начинает первый игрок с любой фразы, допустим, «есть повод нам собраться, это хорошо, выпьем по стопочке». Второй игрок говорит окончание фразы «выпьем по стопочке, это плохо, голова будет завтра болеть», следующий продолжает опять с окончания фразы «голова будет завтра болеть, это хорошо, голова болит-попе легче», следующий игрок — «голова болит-попе легче, это плохо…» и тут надо придумать почему плохо. Затем игроки продолжают, повторяя окончание предыдущей фразы и чередуя хорошо-плохо.

Очень интересная и поучительная игра «Что ты знаешь о России?» Каждый участник говорит о каком-то факте, дате, событии, связанными с нашей страной. Очень познавательно, я вам скажу.

Игра-цепочка. Первый игрок называет два слова: прилагательное и существительное, следующий игрок второе слово преобразует в прилагательное и добавляет свое существительное, так и продолжается цепочка слов. Можно сделать игру в определенной тематике, игра заканчивается когда игрок придумает слово, из которого невозможно сделать прилагательное, он победитель. Например, солнечная погода/погодные условия/условное обозначение/обозначающий знак/знаковый момент и т.д.

Игра на развитие памяти, проходит по кругу. Нужно выбрать тему, я в детстве с подружками во дворе часто играла в писателей. Смысл в том, что играющие по кругу называют слово, а следующие игроки по цепочке должны повторить все названные слова и добавить свое. Допустим, Пушкин, второй говорит Пушкин, и добавляет любого писателя, поэта, ну пусть Гоголь; третий — Пушкин, Гоголь, Маяковский; четвертый — Пушкин, Гоголь, Маяковский, Тургенев и т.д. Очень интересно, когда усложняется цепочка двойными фамилиями, например, Мамин-Сибиряк или Бонч-Бруевич.. Кто ошибся в цепочке или в течении 10 секунд не смог назвать слово, тот выбывает.

Игра Балда. Игрок загадывает слово с условием, что он обязательно этот предмет видит в том месте, где находится и его могут видеть все играющие и слово должно быть существительным в именительном падеже, единственного числа. Следующий игрок ищет предмет, который видят все, на букву, названную первым игроком, нашел и добавляет вторую букву, третий игрок имеет уже две буквы и ищет предмет, начинающий на эти две буквы. Итак до конца слова, на ком закончилось слово, тот балда. Смысл в том, что слово можно растягивать, добавляя к нему суффиксы. Например, отдыхали мы на море, загорали на пляже, что мы там можем видеть; я загадала слово купальник и говорю букву К, второй игрок ищет что-то, что он видит на букву К, видит косынку, соответственно сказал «КО», третий игрок ищет уже на КО, видит корабль, говорит КОР, тут стало понятно, потому что вокруг на КОР только корабль, когда дошла очередь до игрока с КОРАБЛ, ему же проигрывать не хочется, он продолжает слово и говорит КОРАБЛИ (имея ввиду кораблик, множественное число не считается) и уже следующий игрок думает и додумался сказать КОРАБЛИЩ…Ну тут уж деваться некуда последний говорит КОРАБЛИЩЕ и ему присваивается буква Б (БАЛДА). Потом снова загадывается слово и если опять на этом же игроке закончилось слово, ему уже присваивается БА (БАЛДА). Кто быстрее станет БАЛДОЙ, тот балда и простофиля, короче проиграл и идет покупать мороженое.

 

Не могу упомянуть всем известную игру в города, когда называется цепочка названий городов на последнюю букву. По аналогии можно играть на любую заданную тему, например, растения: Роза-Азалия-Ясень-Ноготки-Ирис-Сосна-Астра или тема животные, сюда же птицы, рыбы: Лиса-Аллигатор-Рысь-Свинья-Ягуар и т.д.

Кулинарный конкурс подойдет для женской компании, девичника. Нужно на букву называть слова так или иначе связанные с кулинарией, едой, блюдами. Начать можно так, назвать все, что есть на столе — предметы сервировки, ингредиенты, названия блюд, допустим на букву К.

Игра Вопросы состоит в том, что нужно отвечать на вопрос вопросом по очереди. Играют сколько угодно участников, можно сделать на выбывание, если вдруг кто-то никак не сможет придумать вопрос или повторит уже кем-то заданный. Например, чем бы нам заняться? может выпьем? что, кроме как выпить и заняться нечем? тогда может в гости сходим? а там выпьем? тогда ты потанцуешь со мной? ну и т.д.

Игра Гастроном, нужно придумать несочетаемый продукт или блюдо ко второму слову, который назвал предыдущий игрок. Например, я говорю молоко и селедка, второй игрок говорит: селедка и гороховый суп, третий повторяет второе слово и добавляет несочетаемое: гороховый суп и соленый огурец, дальше вы: соленый огурец и?… повторять продукты, блюда нельзя.

Интересная и может быть очень веселой игра Облом. Суть ее состоит в том, что игрок говорит какое-то действие про себя, а следующий его «обламывает», т.е. предлагает ситуацию, при которой первый игрок не сможет выполнить свое действие или что-то ему помешает. Не понято? Ну вот смотрите, я говорю: пойду приму ванну, следующий игрок меня обламывает — а воду отключили. Дальше этот же игрок рассказывает про себя, ну например, пойду гулять в парк, следующий игрок обламывает — начнется дождь, а ты зонт дома забыла..

Похожая на игру Облом тоже интересная игра Пакости. Первый игрок задает любой вопрос, второй дает ему вредный ответ и потом сам задает свой вопрос и так по цепочке игра продолжается пока не надоест. Вот, например, вопрос и ответ из реального случая, я когда услышала ответ, очень долго хохотала. Что подарить на день рождения подруге? — Оформи на нее ипотеку. Или вот: Как сделать вкусный бутерброд? Намазать хлеб гуталином.

А вот похожая игра, но позитивная и тоже на развитие фантазии. Игрок задает вопрос «если бы ты был кем-то или чем-то, то каким? Сразу пример для наглядности: Если бы ты была ватрушкой? второй игрок отвечает и сразу задает вопрос следующему: Я бы была королевской ватрушкой, если бы ты была лампочкой? Третий — я бы светила ярко и никогда не перегорела. Если бы ты была крокодилом? Четвертый игрок — я бы снималась в самом известном мультике и т.д.

Еще очень добрая и позитивная игра, развивающая фантазию, называется Подарок. Дарить можно что угодно, игрокам нужно радоваться подаркам, принимать их с чувством. Ну, например, первый игрок говорит: я подарю тебе красную машину, второй игрок принимает с восторгом — Вау! я давно мечтала о такой, она как раз подойдет к моей помаде.. и дарит следующему игроку: я подарю тебе хорошее настроение, третий игрок принимает — Оооо! Этого мне так не хватает последнее время и т.д.

Сочиняем сказку. Просто игроки по очереди делают 1-2 предложения, составляют рассказ в виде сказки. Начинается сказка как обычно: в некотором царстве, в некотором государстве жила-была….одна принцесса и никак она замуж выйти не могла….потому что у нее на носу был огромный прыщ и чем она только его не мазала, но прыщ становился с каждым годом все больше и больше… продолжайте в комментариях по 1-2 предложению… 😉

Интересное по теме:

Игры на бумаге

Игра Бери и помни

Как вам статья? Я старалась для вас 🙂 . Сделайте и вы доброе дело, нажмите на кнопочку соцсетей, пишите комментарии. Я уверена, мир не без добрых людей.

zactolom.ru

Игры в слова — развлечения и игры без компьютера для детей!

Эти спокойные игры не требуют никакого инвентаря и подготовки участников. Они не требуют много места, не мешают окружающих взрослым, а «игрушками» в них служат разные слова.

Сохраните для себя, поделитесь с друзьями:

Весёлая и шумная игра-соревнование в стиле «вопрос-ответ». Это отличный шанс для игроков проявить свою эрудицию, сообразительность и находчивость, а также весело провести время в дороге или дома.

Подробнее про игру Кто я? (Тарантинки)

Оценка: 4.3 (голосов 265), комментариев: 73

Подробнее про игру Контакт

Оценка: 4.2 (голосов 125), комментариев: 31

Отличная игра для дороги или дома во время дождливой погоды. Очень понравится любителям кроссвордов и головоломок. Это одна из немногих игр, в которую с большим удовольствием играют и дети, и мамы с папами, и бабушки с дедушками!

Подробнее про игру Диагонали

Оценка: 4.4 (голосов 170), комментариев: 20

Ещё одна школьная игра. Двое игроков, листок бумаги, ручка… Отгадываем загаданное слово, называя буквы. Только, чур, не ошибаться!

Подробнее про игру Виселица

Оценка: 4.2 (голосов 173), комментариев: 40

Весёлая игра-пантомима на угадывание задуманных слов. Попробуйте-ка догадаться, что же такое загадали в команде соперников!

[] —

Подробнее про игру Крокодил

Оценка: 3.9 (голосов 172), комментариев: 31

Вы оказались в компании малознакомых людей? «Маша, Настя, Вова» — все перепуталось у вас в голове? Тогда эта игра для Вас! Она хорошо подходит для игры в дороге, или для вечера знакомств в детском лагере.

Подробнее про игру Снежный ком

Оценка: 3.8 (голосов 91), комментариев: 9

Игра с мячом, отлично развивающая реакцию, а также фантазию и воображение. В процессе игры можно выбрать себе новое имя, возраст, придумать где будешь жить, чем заниматься и т.д. Только этот выбор зависит и от ведущего и, конечно, от выпавшей фортуны.

Подробнее про игру Сабже

Оценка: 4.3 (голосов 165), комментариев: 106

Страницы

bosichkom.com

Игры, которые всегда с собой. Играем словами, играем в слова

Вот так как-то незаметно наступил май месяц. Многие уже вовсю начинают планировать свой летний отдых. В прошлом году мы делали большую серию постов про компактные настольные игры, которые удобно брать с собой. Но, тем не менее, далеко не всегда в дороге можно поиграть в настольную игру (например, вы с ребенком вдвоем едете на машине или просто гуляете).

И вот специально для таких случаев, мы сделали цикл постов про игры, которые всегда с собой. И начну, пожалуй, со словесных игр, в которые мы часто играем с сыном. Для нас эти игры настоящие «палочки-выручалочки» в машине, на прогулке, в очередях, в метро – буквально везде! Ведь, когда играешь, время пролетает незаметно.

Помимо удовольствия, которое все получают, такого рода игры отлично развивают речь и помогают увеличить словарный запас ребенка. И поверьте, в этих играх дети иногда выдают такие смешные варианты слов, что это становится семейной присказкой на долгие годы!

Итак, словесные игры для тех, кто постарше (большинство этих игр легко адаптируются для детей помладше. Также, как и игры, которые мы опишем ниже для маленьких, тоже легко усложнить для старших дошкольников и младших школьников).

1. Угадай-ка

Очень простая и веселая игра. Кто-то один загадывает слово и дает его описание. Задача остальных, задавая разные вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет», отгадать слово.

Причем интересно отгадывать не просто перебором, а задавать вопрос, которые исключают многие варианты.
Например, я загадываю слово «якорь» и говорю «это есть на каждом корабле». Конечно, можно было бы отгадывать перебирая все возможные варианты, но интереснее задавать вопросы по типу «это всегда на одном месте или это можно опускать и поднимать», «это деревянное» и т.п.

Для начинающих игроков можно давать совсем простые «прямые» описания.

Например,
жёлтый, кислый, сочный – что?
Серый, хищный, лесной – кто?

По такому же принципу можно загадывать героев книг, мультфильмов и т.п.

А можно таким образом пересказать известную сказку, но так, чтобы ответ был не слишком очевидным.

2. Я знаю 5…

Перечисляем 5 наименований чего угодно – имен мальчиков, девочек, фруктов, овощей, зверей, птиц, ягод, марок машин, круглых предметов, мягких вещей и т.д.

3. Слова

В эту игру мы с сыном начали играть, когда ему было около 5 лет. Я говорила слово, а он пытался на последнюю букву слова придумать свое. Надо сказать, что для 5-летки эта игра оказалась довольно сложная, но зато она ему очень помогла запомнить буквы. Иногда я ему помогала – он определял нужную букву и если самостоятельно не получалось придумать слово на нее, я говорила вслух несколько слов, ОДНО из которых начиналось на нужную букву. Сыну оставалось только услышать это слово и повторить его.

А когда ребенок освоит эту игру, можно усложнить правила и называть не любые слова, а на заданную тему – города, животные, транспорт и т.п.

4. Сказочники

Это только так кажется, что легко сходу придумать сказочную историю. На самом же деле оказывается задача не из самых легких. Но тут нам на помощь приходят разные вопросы. Например, придумывая сказочную страну, сперва нужно придумать жителей. Какого они роста, какими волшебными качествами обладают и т.д. Чем больше деталей описывается, тем проще и интереснее получается. А может придумать сказочное животное, ведь наверняка Тяни-Толкай был придуман именно так.

После нескольких заходов таких игр во время прогулок, мне сын сам начал придумывать и рассказывать сказки.

А еще мы с сыном любим одушевлять предметы и сочинять истории про них.

5. Старая сказка на новый лад

Можно сочинить сказку, например, Ниф-нифа, Нуф-нуфа, Волка или любого другого героя любимой сказки. Или же полностью переделать известную сказку.

6. Угадай сказку. Из какой сказки эта вещь

Я говорю слова (например, какие-то вещи) и нужно по этим приметам угадать сказку (ключик-Буратино, горошина – принцесса на горошине, зонтик – Оле-Лукойе, крапива – дикие лебеди и т.д)

А можно вместе вспоминать все сказки, где встречается заяц, лиса, волк и т.д.

7. Чем похожи

«Чем ворон похож на письменный стол»?

Что общего между арбузом и яблоком, между машиной и велосипедом?

Очень смешная игра, находятся общие признаки у совершенно непохожих вещей.

8. Хорошо и плохо

Игра учит находить хорошее в плохом. Например, на улице идет дождь – это плохо. Но зато мы вместе можем почитать книжку – это хорошо

9. Придумать новое назначение предметам

Чтобы было проще придумывать, можно моделировать всякие ситуации. Например, вам необходимо забить гвоздь, но молотка нет. Как еще это можно сделать?

10. Да и нет не говорите, черный с белым не берите

Эту игру многие помнят из своего детства. Выбирается ведущий — он будет задавать вопросы. Задача остальных отвечать на них, НО нельзя в ответах использовать слова «да», «нет», «белый», черный».

11. Я вижу

В этой игре масса вариантов. Например, я вижу что-то красное и круглое (проходя мимо палатки с фруктами). А если ребенок любит изучать буквы, то можно говорить, «я вижу что-то на букву В….»

Можно искать, например, 3 предмета, которые имеют общий признак

И еще один вариант игры — считаем по дороге – сколько грузовиков увидим или сколько муравейников встретится на пути.

12. Игра с числами

Ведущий загадывает число до 100 или до 10 – зависит от возраста. Игроки стараются отгадать число, перебором чисел, а ведущий говорит больше или меньше названное число, чем загаданное.

13. Слова из трех букв

Один человек называет слово, например, «кот». Дальше по очереди, заменяя только одну букву или меняя буквы местами, придумываем новые слова

14. Подбери по признаку

Мягкое, мокрое, липкое… Ведущий называет какой-то признак и нужно назвать как можно больше соответствующих вещей.

И вот еще несколько игр посложнее. Взято у Жени Кац тут

15. Контакт

Играет несколько человек (лучше больше четырех). Ведущий загадывает слово и сообщает остальным первую букву этого слова. Все остальные игроки пытаются отгадать это слово, задавая ведущему вопросы. При этом они называют определения каких-либо слов, начинающихся с этой буквы. Определения должны быть понятны еще хотя бы одному игроку. Ведущий должен быстро понять, что загадали игроки — или придумать свой вариант слова на эту букву, подходящего под высказанное определение. Если кто-то из игроков говорит определение, то остальные должны постараться понять, что он имеет в виду, и, если у них есть вариант ответа, сказать «Контакт!»
После этого ведущий должен за минуту придумать свой вариант ответа — иначе он говорит :»Сдаюсь!» Тогда те, у кого был «контакт», говорят вслух свои варианты. Если хотя бы один из этих вариантов совпадает с тем, что имел в виду автор определения, то ведущий должен сказать следующую букву своего слова. После этого все придумывают определения слов, начинающихся с этих двух букв — и так далее, пока не будет отгадано все слово. Тот, кто первым назовет загаданное слово, становится ведущим и загадывает следующее слово.

ПРИМЕР: Загадано слово «свирель». Ведущий сообщает первую букву — «С».
-А это не такое домашнее животное? — спрашивает А.
-Контакт! — говорит игрок Б.
-Нет, это не свинья! — отвечает ведущий.
-А это не то, что дают сосать маленьким детям? — спрашивает игрок Б.
-Контакт! — говорят игроки А и Г. Это значит, они поняли объяснение игрока Б, и могут назвать ответ вслух после счета 10.
-Нет, это не соска! — говорит ведущий. Он «отбился» — вспомнил нужное слово, подходящее под определение.
-А это не такое дерево? — спрашивает игрок Г.
-Контакт! -говорят игроки А,Б.
-Нет, это не сосна!
-А это такой большой камень? — спрашивает игрок А.
-Контакт — говорит игрок Б.
-Сдаюсь!
-Скала! — Б.
-Скала — чем не камень?! — объясняет свою логику игрок А. Если б его объяснение никто не понял, ему пришлось бы переформулировать свой вопрос. Если есть «Контакт» — значит, определение было дано хорошее.
Если игрок, загадавший слово, не смог угадать, то он выдает следующую букву загаданного слова.
-Ладно, тогда «СВ».
-А это не противоположность тьме?
-Контакт.
-Нет, это не свет.
-А это не тот, кто приходит к невесте?
-Контакт.
Игроки хором считают до 10, потом хором называют свои версии. Если версии не совпали, то водящий может и не говорить следующую букву — контакта не было!
-Сват!
-Ну тогда «СВИ».
-А это не такое толстое и грязное?
-Контакт!
-Нет, это не свинья!
-А это не такое толстое и теплое?
-Контакт.
-Сдаюсь!
-Свитер!
-Ну хорошо, «СВИР».
-Ой, я и слов-то таких не знаю!
-А это не такой музыкальный инструмент?
-Да, это свирель. Задумывай слово!

Следующим водящим становится тот игрок, который придумал последнее удачное определение, и отгадал слово.

16. Грузим вагон на букву К

Определяем первые буквы в разных словах на слух. Придумываем слова, которые начинаются на нужную букву. Подсказки выдаём в виде загадок, постепенно дополняя – до тех пор, пока ребёнок не догадается: «Это такой домашний зверь. Он умеет втягивать когти. А ещё он ловит мышей. И мяукает.» «Это такое большое животное, которое плавает в море и выпускает фонтан». «Это такой овощ, он большой как мяч. Можно с него снимать по одному листочку. Его кладут в суп и в салат». «Это такая фигура без уголков.» «Это такая фигура с одинаковыми сторонами и с четырьмя углами.» «Это то, что на ногах у лошади»
«Это такая домашняя птица, она не умеет летать. Она мама цыплёнка»

17. Загаданная буква

Предположим, вы загадали букву А. Дети спрашивают:
-Мяч?
-Нет.
-Кот?
-Нет.
-Дым?
-Нет.
-Кошка?
-Одна.
-Собака?
-Две!
-Ананас!
-Три!
-Я знаю, я знаю, «А!»

18. Тройная чепуха

Каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трех и более слов таким образом, чтоб каждое слово начиналось с выбранной буквы.

Например,
Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек крутя крабовое коллекционное колечко .
Синий сурок скинул серый станционный след с сиреневого солнца сушеную , солёную сову словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу

А теперь игры со словами для тех, кто помладше

1. Папа-мама-малыш

Например, корова-бык-теленок

2. Кто как говорит

Звукоподражания ребенок запоминает довольно быстро, но далко не каждый 3-летка скажет, что собака лает, корова мычит

3. Кто где живет

Лиса в норе, птица в гнезде, медведь в берлоге

4. Кто что ест

Мишка любит мед, заяц — капусту, корова — травку

5. Съедобное-несъедобное

Эту игру, наверное, каждый помнит с детства. Обычно, в нее играют с мячом, но ведь мяч это не самый обязательный атрибут этой игры. Быстро называем слова, если съедобное, то отвечаем «ням-ням», если нет – «фу»

6. Что для чего нужно

Чем можно копать, чем можно пилить и т.д. На чем можно кататься, летать?
Что нужно, чтобы сварить суп, вскопать огород.

7. Что? Кто?

Что летает, кто прыгает, что плавает, а что тонет?

Мячик можно катить, бросать, пинать… солнышко, светит, греет, сияет…. Машина едет, гудит, сигналит, поворачивает…

8. Что из чего сделано

Стол из дерева, велосипед из железа

9. Кто кем был и кто кем станет

Курица была цыпленком, лягушка головастиком

10. Профессии

Что делает учитель? А портниха? Повар?

А можно загадывать загадки: он работает на улице и у него есть метла

11. Что лишнее

Называем ряд из (для начала) трех предметов — например яблоко, банан, машина. Когда с тремя словами играть становится просто, количество слов можно постепенно увеличивать.

12. Продолжи логический ряд

Например, говорю машина, велосипед, грузовик… (назвала транспорт, который ездит по дороге. Продолжить можно словом мотоцикл)

13. Скажи одним словом

Игра прекрасно развивает понятийное мышление. Умение обобщать предметы по общему признаку (посуда, овощи, фрукты, транспорт)

14. Один-много

В такого рода игры сын начал играть с логопедом. Они е у настолько понравились, что мы стали играть в них на прогулках
Лимон-лимоны, огурец-огурцы, муравей-муравьи…. И тут коварное: а ножницы? Сын хитро посмотрел и сказал, что ножницы – их всегда одинаково и когда много и когда одни

15. Скажи ласково

Река-речка, лодка-лодочка

16. Увеличитель-уменьшитель

Например, дом-домик-домище

17. Какой-какая?

Какой по вкусу лимон?
Какая на ощупь земля?

И игра, наоборот

Что бывает — холодным, горячим, острым и т.д. или что можно жарить, варить, катить?

18. Рассказать все о…

Рассказать все, например, о кошке, цыпленке, столе, кровати и т.д.

19. Чей?

Один из самых коварных вопросов. У белки хвост? Чей хвост? Сын очень долго отвечал белкин.

20. Противоположности

Холодное-горячее, длинный-широкий, высокий-низкий.
Не могу сказать, что сын очень любил эту игру (не всегда получалось подобрать нужную пару), но зато результат был виден почти мгновенно. Все эти слова внезапно появились в активной речи.

21. Омонимы

Идеи этих игр взяла из книжки Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Например, какие бывают иголки:

Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной)
— Что делают медицинской иглой? (Укол)

А еще иголки есть у ежика и дикобраза
— Для чего ему нужны иголки? (Защищаться)

Еще слова-омонимы ключ, коса, лук, гусеница (та, которая ползает и на тракторе), вилка (то, чем едят и на велосипеде)

22. Мы едем-едем-едем или «я беру с собой» снежный ком

Мы собираемся в поход и берем с собой… Тот, кто начинает говорит, например, рюкзак. Следующий говорит, рюкзак, палатку (обязательно повторять то, что сказали предыдущие участники) И так далее, «багаж» растет как снежный ком и каждый раз перед тем, как сказать что-то новое, надо повторить все ранее перечисленное

Или вариант немного проще (подсмотрен у Жени Кац janemouse) — удлини предложение

«Яблоко лежит на столе» Можно по очереди добавлять по слову.
«красное яблоко лежит на столе», «красное спелое яблоко лежит на столе», «красное спелое вкусное яблоко лежит на столе», «красное спелое вкусное яблоко лежит на столе у окна» ….

Делитесь снами Вашими дорожными играми!

При составлении этой подборки, помимо тех игр, в которые мы играли и играем с сыном и друзьями, использовались материалы из блога Юлии Луговской и блога Жени Кац

kubirubi.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *