Фехтование приемы – Классификация приемов фехтования.

Приемы фехтования Katana Club

Универсальные приемы фехтования Katana Club

 

Приемы фехтования появились в то же время, как появилось у первобытных людей оружие. Искусность приемов фехтования напрямую зависела от оружия, которым они выполнялись. На заре человечества каменный топор не требовал уроков фехтования и школ фехтования. Как таковое, современное искусство фехтования появилось только в позднее средневековье, во времена Ренессанса. 

 

Чем более сложным и совершенным становилось холодное оружие, тем сложнее и изысканее были сами приемы фехтования. 

 

Достаточно часто можно слышать, что под каждое оружие есть своя, уникальная техника фехтования. Ножевая, сабельная,  мачете, техника владения катаной. Свои приемы фехтования, свои удары фехтования, свои движения, свои финты.

 

Это глубоко ошибочное мнение. Никогда, ни в какие времена воина не обучали отдельным техникам. Воин должен был уметь владеть ЛЮБЫМ оружием. В пылу битвы он мог потерять свой клинок, у него мог сломаться меч, его могли обезоружить в ходе боя. Он должен был продолжить бой на том оружии, что было ему доступно в конкретно этот момент времени.

 

Такой подход предполагал заведомо универсальность приемов  фехтования, когда вам все равно, что у вас в руке — нож или катана. Разумеется, различное оружие диктовало разницу в использовании его на поле боя или в поединке, но основные принципы и техника работы с ним оставались неизменными. 

 

Приемы и техника фехтования на любом оружии обычно распадаются на следующие составные части — приемы фехтования с одним противником на различных дистанциях и приемы фехтования с  несколькими противниками так же на разных дистанциях. 

 

Такое разделение диктуется тактикой боя — то, что может позволить себе человек на дуэли с одним врагом, неприемлимо при сражении с несколькими противниками. Katana Club старается взять все лучшее, что есть в восточных и западных трактатах о фехтовании. Например то, что контратаку следует проводить так, чтобы противник не мог провести свою. В свете трактатов и книг того же Мусаси, знаменитого японского фехтовальщика, по новому звучит то, что лучшая защита — это нападение.  Не просто нападение без всякого повода, а отражение угрозы атаки своим нападением в момент ее начала, или даже чуть раньше, чем она началась. 

 

Мы опять возвращаемся к теме универсальности приемов фехтования. Основой успешной защиты или успешного нападения служит положение воина в пространстве — то, стоит он в структуре, или нет.

 

Если он не стоит в структуре, то воздействтие на него противника выведет его из положения равновесия, уутратив которое он  становится уязвим. Об этом в общем то писали все школы фехтования, западные и восточные.  Называли это по разному — стойками, структурой. Смысл от этого не меняется. 

 

Структура важна для приемов и техники фехтования любым оружием — будть то катана, мачете, или нож. Без нее — вас сомнут напором. В книге «5 Колец» именно об этом пишет Мусаси  — если у вас нет структуры или выпоколеблены врагом, вы проиграете, равно как и атака должна быть направлена на то чтобы сломать структуру противника,  выбить его из положения равновесия и главное не дать ему в него вернуться.

 

Второе важное правило школы фехтования Katana Club, которому мы училм — это то, что вы защищены до тех пор, пока между вами и противником есть ваше оружие. И не важно какое оно — длинное — типа катаны, среднее — типо сабли или мачете или короткое, типо ножа. Пока ваш клинок перед ваим, вы можете отражать врага и  сами атаковать. Такой подход предолагает отказ от техники рубки а-ля Чапаев с коня — больших, широких замахов, когда клинок выводится за линию своих плеч перед ударом противника или при отражении его ататки. Как только он вышел за эту линию, вы стали доступны для ударов врага. Следовательно, все удары и задита от вражеских ударов происходят в треугольгике — образованным вашим телом, руками  — или рукой и клинком. Это как раз и дает структуру, сломать которую противнику ой как непросто. 

 

Третье важное правило — удар СПЕРВА наносится рукой, потом происходит дошаг до противыника и лишь в самом конце возможна коррекция удара кистью. Фактически подшаг к противнику происходит при полностью выпрямленной руке — ну точнее слегка согнутой в локте, чтобы иметь возможность ею дотянуться до противника в конце удара на разгибе. 

Сам удар рукой происходит вперед с вворачиванием  локтя руки прямо в противника, это дает возможность создать некоторое винтовое движение с двумя  векторами силы — вперед и чуть вниз (или вверх, в зависимости от направления самого удара). Такой удар рукой сохраняет структуру целой.

 

И не важно что за оружие у вас в руках — нож, меч, катана или мачете. Этот удар сильный и сокрушающий, он достингет цели. 

 

Четвертое правило  — используй силу ататки противника для своей ататки. Когда вас атакуют, вы можете использовать силу вражеской ататки для своей ататки врага, или ухода с линии его татаки. Вообще  желательно всегда уходить с линии ататки противника, отталкиваясь от его клинка, тела, руки и уже потом наносить свой ответный удар. На вас нападают? Прекрасно — ототлкнитесь своим клинком от клинка врага и используйте эту силу для ухода в сторону. Рубят с ен имоверной силой — чуть приостановите вражеский удар и дайте противнику провалитсья — он сам поможет вам   в вашей ататке, нападая на вас со своей нечеловеческой силой. Этот принцип использует айкидо для отражения ударов, применяте ее и Katana Club.

 

В связке с этим правилом стоит и прием тай сабаки — уход с линии атаки противника. Тай сабаки применяется многими школами боевых искусств, без овладения этим приемом успехов в фехтовании ждать не приходится. 

 

В следующих статьях мы подробно остановися на каждом приеме фехтования Katana Club.

katanaclubmaster.com

Фехтование на шпагах — Обучение

Обучение 

Основные приёмы и тактика боя

На этой странице вы можете научиться элементарным основам фехтования на шпагах.

И так, начнём с самого главного — фехтовальной стойки. Представьте, что перед вами ваш противник, вы должны повернуться к нему боком (если вы правша — правым, левша — соответственно левым), носок передней ноги (относительно вашего противника) должен смотреть вперёд, разверните ваше туловище к противнику, расстояние от локтя ведущей руки до корпуса примерно одна ладонь. Теперь немного присядьте. Попробуйте в стойке двигаться вперёд, назад.

Возможно в начале вам буден немного трудно, но не стоит отчаиваться на много практики и всё получиться =) .

Теперь перейдём к такому приёму, как выпад. Именно в выпаде наноситься большинство уколов. Начнём. Стоя в стойке выпрямите боевую руку вперед и одновременно с этим оттолкнитесь задней ногой, свободную руку резко выпрямите назад, (рис. 1)


рис. 1. Выпад

 

Защиты

Для того, чтобы защитить себя от укола противника в фехтовании используются защиты. Их суть состоит в том, чтобы оружие противника прошло по вашей шпаге и его кончик оказался в стороне от вас, в то время, как вы таким образом нанесёте укол. Здесь мы рассмотрим три основных защиты.

  • Шестая защита (защищает боевую руку и её предплечье): немного сместите запястье боевой руки вправо (если вы левша — влево).

  • Четвёртая защита (защищает корпус): немного сместите запястье боевой руки влево (левша — вправо).

  • Восьмая защита (защищает ноги): сделайте шестую защиту, затем просто опустите кончик вашей шпаги вниз.

 

Перевод

Вы должны описать кончиком шпаги небольшой полукруг вокруг клинка противника. (рис. 2)

рис. 2 Перевод

 

Захват

Сделайте одновременно шаг вперёд и перевод,  сразу поставьте защиту и сделайте выпад. Всё это надо сделать слитно, не останавливаясь между действиями так, как для это должно быть неожиданно для противника.

Батман

Делается почти как захват, но вместо перевода надо нанести короткий и резкий удар по клинку противника так, чтобы его шпага отошла в сторону.

Флешь атака

Выпрямите боевую руку, потянитесь вперёд за рукой, когда начнёте падать оттолкнитесь передней ногой то пола, сделайте большой скрестный шаг.

 

Теперь хочу немного сказать о тактике ведения боя.

Не следует бездумно бросаться на своего противника. Смотрите за его действиями, пользуйтесь его ошибками. Работайте защита-ответ — на каждую атаку своего противника отвечайте ему. Посмотрите, если ваш противник не использует Флешь атаку, то значит, что врятли он её ожидает — сделайте флешь. Лучше всего держать боевую руку почти выпрямленной — это сократит вам расстояние до укола.

 

Практикуйтесь, не отчаивайтесь из-за своих поражений и у вас всё получится! И помните — только упорной работой вы достигните по-настоящему хорошего результата!

В случае, если у вас возникли какие либо вопросы по этой статье, пишите на мою почту: [email protected] . Я с удовольствием отвечу вам!

fehto-na-shpaga.ucoz.ru

Приемы защиты

Приемы защиты — наиважнейший элемент фехтования

В реальности пропущенный удар — это всегда БЕДА, как правило, смертельная беда. То, что на соревнованиях выглядит безобидно — ну 

подумаешь — попали по руке — в жизни — это страшная боль, это ручей крови, это возможно травма на всю жизнь. 

 

Да и жизнь, даже при условии что противник повержен, а у вас предположим рана руки — не всегда получиться сохранить, так как рядом может не оказаться доброго дяди доктора, больницы, вы можете не иметь возможности перевязать себя и как следствие погибнете от потери крови или заражения.

 

Ито Иттосай Кагэхиса, один из основоположников школы фехтования на мечах Оно ха Итто рю говорил «Мой ум не теряет хватки ни во время атаки, ни во время защиты. Важнее избежать удара, чем желание победить. любая атака — это та же оборона, а любая оборона – это та же атака».

 

А потому ПЕРВОЕ и главное правило любого фехтовальщика — сперва ЗАЩИТИ себя от клинка противника, и лишь потом организовывай действенную атаку на своего врага.

 

Самая первая линия защиты — это правильная стойка. Вас должно защищать само ваше тело и оружие в руке, без дополнительных движений этого оружия.

И потому — стойка должна быть правильной.

 

Ударная рука вытянута вперед и чуть согнута в локте, локоть на расстоянии кулака от тела, если у вас нож — то он держится чуть под углом или прямо по направлению к противнику острием в его живот или грудь (для ножа слишком высокое положение — скорее минус, чем плюс, в отличие от мачете, катаны, сабли), если более длинное оружие — то так, чтобы оно перекрывало вас по диагонали справа налево и снизу вверх если вы правша и наоборот — если левша. Острие клинка направлено в подбородок — глаза или горло противника — для шпаги, мачете, для сабли катаны возможно более верхнее положение, когда вашим клинком перекрыта и голова полностью.

 

Вы фактически прячетесь  за вашим оружием,  и достать вас возможно только полностью или частично сдвину ваш  клинок при ударе. Такая стойка — это уже защита сама по себе, статичная так сказать. Но, разумеется, во время фехтования, оружие не остается на одном месте, вас атакуют, наносят удары и вам как то нужно их отражать. 

Удары  любым клинком, будь то нож, мачете, сабля или катана, или даже двуручный меч наносятся на трех уровнях — в верхней — с поражением головы и верхней части плеч, средней — когда удары наносятся по корпусу — груди, животу, бокам и низу плеч и рукам, и нижние — когда удары приходятся в верхнюю часть бедер, пах, ноги. 

 

Соответственно вам нужно уметь владеть приемами защиты трех этих уровней, и двух полусфер — правой и левой. В некотором смысле, защита правой и левой стороны — зеркальна, есть, разумеется, некоторые нюансы при выполнении защиты, но в целом — защита одной полусферы — зеркальна защите другой полусферы.

 

Сначала рассмотрим приемы защиты среднего уровня.  Они достаточно просты для двуручного оружия и чуть сложнее для одноручного. Самым эффективным приемом защиты от удара сбоку — это чуть приопустить катану от начального положения и практически не меняя положения рук — повернуться всем корпусом в сторону удара.

 

Такой прием обеспечивает защите максимальную жесткость и  является очень быстрым. Вторым вариантом является прием защиты, когда навстречу вражескому клинку двигается сперва рука и лишь потом корпус, а не вместе. Такой  прием более энергозатратен, он медленнее, но позволяет отразить удар на значительно более дальнем расстоянии.

 

Защита головы достаточно проста. Обычно, она распадается на две составляющих. Сперва, вам нужно остановить вражеский клинок, и затем, убрать его от себя либо путем слива его по своему клинку, либо, уходом с линии атаки врага самому. Стандартная защита головы и верхней части плеч заключается в подъеме руки, присогнутой в локте  справа или слева от себя, в зависимости от того откуда в вас идет удар, и легкий доворот корпуса в этом же направлении.

 

Самая распространенная ошибка при фехтовании на тяжелом оружии – вы ставите защиту правильно, но она недостаточно жесткая и клинок противника просто проламывается через нее, сдвигая и ваш меч, и вашу руку вбок и доставая до тела. По этому, первое правило любой защиты – обеспечить жесткую структуру и остановить клинок противника на безопасном от себя расстоянии.

 

Если после остановки клинка противника он не убирает свой меч, а продолжает давить на ваш клинок, пытаясь передавливанием получить преимущество, то при защите головы происходит слив вражеского клинка – то есть, вы намеренно  ослабляете свой клинок, приопуская его на свое плечо и противник своим давлением сам сбрасывает свой меч с вашего оружия, а вы получаете взведенный и готовый к атаке клинок.

 

Второй вариант – это после остановки вражеского оружия  уйти с линии прохода вражеского клинка. В этом случае вы останавливаете вражеский меч, как это было описано выше, но не сливаете его по своему клинку, а  как бы отталкиваетесь от него и с помощью приема тай сабаки уходите в сторону – вправо или влево, тем самым уходя с линии атаки противника. Этот прием работает не только при  защите головы, он работает при любой  защите.

 

Если вас атакуют прямо сверху прямым ударом, то для защиты головы применяется защита Святого Георгия, когда вара полусогнутая рука выводится прямо наверх перед вами над головой и клинок слегка направлен в сторону противника, чтобы предотвратить сход клинка врага на ваши пальцы. 

 

Бывает такой вариант, что вас атакуют с нечеловеческой силой рубя прямо перед собой достаточно тяжелым клинком. В этом случае в большинстве вариантов нет возможности удержать  одной рукой клинок в защите Святого Георгия, и нужно взять второй рукой за конец клинка, чтобы поставить максимально жесткий блок на пути такой атаки. 

 

Еще один вариант остановки сильных ударов – это нанесение упреждающего удара в самой верхней точке начала вражеской атаки своим клинком в клинок противника. Такая защита ударом сминает вражескую атаку и предотвращает нападение как таковое. 

 

Следует понимать, что остановка ударов вражеского клинка всегда ведется исключительно в жесткой структуре, не получится остановить по-настоящему сильный и мощный удар, если ваше тело и стойка не имеют твердой, устойчивой структуры. 

 

Удары в ноги и верхнюю часть бедер  очень опасны, и вы должны уделять их защите большое внимание. Обычно предлагают осуществлять защиту  ног путем перевода клинка из центрального положения в сторону по внешней линии, с одновременным оттягиванием ноги назад. Такой прием верен только в части ухода ноги.

 

В остальном же он полностью ошибочен. Движение клинка по внешней дуге медленное и всегда запаздывает за атакой, не достигая цели, структура получается слабой и клинок продавливается сильным ударом по  ноге. Наиболее целесообразно просто опустить меч вниз прямо перед собой резко его уронив,  и потом отбить вражеский удар  вправо или влево как клюшкой в хоккее. Что не избавляет вас от ухода ногой. 

 

Мы рассказали об основных вариантах защиты, которые применяются в фехтовании. Разумеется, отработка их потребует массу времени и усилий. 

 

Кроме того, нужно понимать, что описанные приемы возможны для катаны, меча, сабли  или мачете, но не совсем годятся для ножа. Все принципы защиты остаются теми же, но ножом нельзя делать сливы клинка противника, да и вообще, чем короче клинок, тем сложнее им самим защититься как таковым.  Но нужно всегда помнить,  что меч (нож, мачете) является продолжением вашей руки и тут на помощь приходит рука. Основные принципы защиты при ножевом бое или бое с мачете – это отбив клинка противника и отход с линии его удара. 

 

В случае с ножом остановка атакующей руки противника  ножом возможна и с помощью своей руки — доворотов локтя и иногда кисти, реже плеча, так как в этом случае противник извернув нож может вас порезать. 

 

Вот основные принципы защиты, которые использует при обучении школа фехтования Katana Club. Все приемы защиты, описанные выше показаны в нашем разделе «Видео». Katana Club использует в обучении наиболее эффективные приемы, отработанные нашими мастерами в хоте тренировок и спаррингов

 

katanaclubmaster.com

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. Историческое фехтование

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Приводимый перечень включает в себя наиболее употребимые элементы зареченской школы. Значком (-) помечены несколько базовых элементов, известных и в других клубах.

ПРИЕМЫ ПОДОПЛЕКИ

Подоплека базовая Медведь Суслик Отдых

ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ ДОМИК

Стенка

Отсечка

Слив внешний

Слив внутренний

Веерная защита

Стенка от левши

Отсечка от левши

ПРИЕМЫ АТАКИ

Веретено (удар с разворотом на 360 градусов)

Зигзаг (веретено в движении)

Затрещина

Захлест (ожега)

Зацеп навершием

Зацеп щитом (—)

Левая сдвойка (для левши)

Накрут (-)

Обратка (-)

Отмашка (для левши)

Обратный зацеп (для левши)

Петля

Плевок

Плечо

Подъем ошуйный

Подрез (-)

Ребро

Спуск (-)

Сдвойка

Таран

Угол

Фортель (-)

Черпак

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (подоплеки)

Промежуточные положения, из которых одинаково удобно проводить действия как оборонительного, так и наступательного характера.

Основным условием успеха является выполнение подоплеки перед входом в «зону досягаемости» противника. Наиболее употребимыми и простыми являются четыре промежуточных положения:

• Базовая подоплека;

• Медведь;

• Суслик;

• Отдых.

БАЗОВАЯ ПОДОПЛЕКА I ступень

Ноги чуть шире плеч. Корпус прямой. Щитовая рука чуть согнута в локте и отведена назад (рука без щита опушена вдоль тела). Кулак боевой руки касается корпуса на уровне пояса или тазобедренного сустава. Острие меча находится на высоте плеча, клинок чуть наклонен к линии атаки.

Главное — не выносите одну из ног вперед! Ступни параллельны, носки и пятки являются углами ровного прямоугольника.

Щитовая рука может отходить от корпуса, однако это положение «готовности» больше настораживает противника.

Лучше опустить щит к подолу и быть готовым защищать уключный уровень мечом.

МЕДВЕДЬ

Глухая защита сверху. Мнимое открытие подола не исключает возможности выполнить молниеносную отсечку (защиту бедра).

СУСЛИК

Рука со щитом опущена и расслаблена. Рука с мечом — у бедра либо тоже опущена вниз. Такая подоплека применима для проведения сдвойки, стенки, плевка. Создает впечатление неумелости бойца. Примененная во второй половине поединка эта подоплека имитирует состояние усталости.

ОТДЫХ

Данная подоплека выполняется подобно суслику, но боевая рука полностью опущена и удерживает меч острием наружу. Возможно выполнение сдвойки, петли-затрещины, отсечки для левши, накрута.

ВХОДЫ В АТАКУ (упреждающие защитные действия)

ДОМИК

На первой схеме даны положения меча и щита. Стрелками обозначены возможные векторы ударов. На второй схеме показано финальное движение руки из базовой подоплеки и положение атакующего меча.

Дугой на рисунке показано обшее перекрытие секторов атаки. Овал обозначает положение щита после его перемещения вниз (в полольный уровень).

СТЕНКА III ступень

Выполняется как домик, но меч располагается рукоятью к верхней кромке шита. Тенденция к внешнему сливу с последующей атакой ошуйным

засечным, накрутом. При отработке этого приема следует следить, чтобы кисть скрывалась за кромкой щита.

Аналогично выполняется домик от левши. Щит перебрасывается к противоположному подолу (под боевую руку). Боевая рука располагается в защите верхнего уровня. После защиты следует быстрое контратакующее движение.

ДОМИК ОТ ЛЕВШИ

Выполняется по той же схеме перекрытия секторов возможной атаки, но переносится на боевую сторону противника-левши.

Органичным продолжением данного действия будет наложение, отмашка, зацеп от левши, подрез, засечный.

СЛИВ ВНЕШНИЙ

(Защита гранью клинка со стороны боевой руки)

В «миг замысла» противника делается движение вперед и в сторону атакующей руки. Меч противника принимается вскользь на клинок и соскальзывает по его грани. Тем самым рука уже находится в стадии замаха. (Доведя замах до максимума, наносится резкий и мощный удар по открывшемуся противник.)

СЛИВ ВНУТРЕННИЙ

(Защита гранью клинка со стороны небоевой руки)

Действие строится по той же схеме, что и во внешнем, меняется лишь вектор расположения меча. Движение является основой для домика.

Примечание к приемам ДОМИК и СЛИВ I и II ступень

Щит сдвигается до колена и закрывает подол. Меч располагается сверху, защищая плечевой пояс и голову. Конец клинка может лежать на верхней грани щита. Рука находится в состоянии замаха, из которого следует засечный, колун, фортель, захлест.

I ступень обучения допускает использование «домика» как положения, в котором проходит сближение с противником, либо выход из атаки.

II ступень предполагает применение домика как подоплеки исключительно в момент входа в атаку, в «миг замысла» противника. Выход же из атаки происходит резким перемещением с завершающим ударом.

При отработке домика и сливов следует обратить внимание на правильное положение боевой руки. Рука должна быть выдвинута чуть вперед, навстречу атакующему клинку.

Основной ошибкой бывает размещение руки над головой. При этом удар, направленный в голову, попадает в кисть, удерживающую меч. В лучшем случае вы проиграете очко и заработаете неприятное ощущение в пальцах. В худшем случае — травма руки, схождение меча с перчатки в двухочковую зону (голова—корпус). Поэтому следите, чтобы на траектории удара был клинок, а не рука.

На рисунке, на примере внешнего слива показано правильное положение меча и направление контратакующего удара. Он может быть нанесен как по уключному уровню (голова, плечо, область подмышки), так и по подолу (бедро, бок, пояс).

Наглядно иллюстрируется принцип защита — замах.

ОТСЕЧКА

(Защита бедра и бока мечом)

Подоплека медведь. В «миг замысла» противника щит сдвигается вверх и фиксируется в защите торса-головы. Меч перебрасывается вниз к противоположному бедру, образуя сектор защиты, из которого возможно выполнение подъема, обратки, наложения, зацепа щитом.

На схеме — взаимоположение меча и щита, образующих сектор глухой защиты. Прием должен отрабатываться до полного автоматизма. Молниеносное выполнение не должно вызывать затруднений.

Стрелками обозначены векторы возможных атак, блокируемых отсечкой. Эффективность приема увеличивается смещением в сторону боевой руки противника, навстречу атаке.

ОТСЕЧКА ОТ ЛЕВШИ

Тоже строится по принципу блокирования сектора возможных атак. Из подоплеки в момент замысла противника проводится резкий перенос щита в защиту уключного уровня, меч просто опускается параллельно бедру.

Перемещение должно проходить по направлению атакующего удара, то есть в ту же сторону, что и в простой отсечке.

АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

СДВОЙКА

(Одновременное действие щитом и мечом в одну сторону) I и II ступени

I ступень. Сдвойка — встречный удар на опережение в «миг замысла» противника. Наносится в разрез между своим шитом и щитом противника. Из стандартной подоплеки или суслика (возможно после ложного открытия определенной зоны).

II ступень. Сдвойка наносится из положения отдых (руки опущены, расслабленное перемещение, эффект усталости). Подоплека вынуждает противника подготовить атаку по уключному уровню (плечо—шея—голова). «Миг замысла» противника и является началом серии ударов. Удар наносится в боевое плечо, ключицу или голову.

Щит бьет в основание меча соперника. На схеме стрелками обозначены векторы возможных ударов, наносимых в зазор между щитами.

ОБРАТКА

Удар обратной (лучевой) гранью клинка. Наносится слева от пояса или от бедра (как правило с подшагом). Подоплека — медведь, отсечка или проваленный засечный одесный.

ПОДЪЕМ ОДЕСНЫЙ (Подрез справа)

Удар под щит соперника. В область бедра, ребер. Подоплека — финт либо опушенный к земле меч.

ПОДЪЕМ ОШУЙНЫЙ (Подрез слева)

Один из редко употребляемых приемов. Причина в том, что его правильное выполнение требует большей отработки, чем подрез справа. При правильном нанесении основная опора приходится на левую ногу, а корпус разворачивается вправо, придавая руке дополнительную энергию. В противном случае удар выглядит неубедительно и не имеет нужной силы. Удар выполняется из-под шита вверх — под атакующую руку. Цель — бедро, бок. Подоплека — медведь, отсечка или проваленный засечный одесный.

НАКРУТ

(Круговой удар со стороны небоевой руки противника)

I ступень допускает исполнение накрута как продолжение засечного одесного по схеме: удар справа—удар слева. Рисунок отражает суть нанесения данного удара, однако необходимо обратить особое внимание на характерное положение руки.

II ступень предполагает выполнение накрута как органичное (слитное) продолжение плевка, подреза-подъема, слива внешнего.

СПУСК

(Удар в бедро-бок)

I ступень

Выполняется в двух вариантах — с финта и с наскока. Прием прост и будет вполне понятен без рисунка.

Спуск с финта. На сближении с противником выполняется «восьмерка» с выводом замаха сверху, и после защитного действия противника наносится удар с резким изменением направления. Главное не затянуть финт—восьмерку! Она должна выглядеть как петля над головой. Чем быстрее финт, тем он выглядит реальней и тем больше вероятность четкой реакции противника.

Спуск с наскока. С дальнего расстояния делается наивный верхний замах и прямолинейное скоростное сближение. В последний момент, когда противник уже не успевает среагировать, удар идет вниз.

ЗАЦЕП ЩИТОМ I ступень

Действие, когда край щита зацепляет и отводит в сторону щит противника. Нарушив таким обра-

зом защиту наносят удар по открывшейся зоне. Легче всего выполняется после подоплеки (подготовительного удара в бедро), когда противник вынужден среагировать на атаку и его шит уже движется вниз.

Выполняется резко, иногда после предварительного удара в бедро, когда противник смещает щит к подолу. При достаточном освоении этого приема зацеп может проводиться и с места (без подготовки). Побочным эффектом является относительная открытость в момент исполнения, поэтому оптимальным моментом исполнения будет финальная фаза удара соперника либо его активное защитное действие.

НАЛОЖЕНИЕ ЩИТА I ступень

Прессинговое действие с целью вывеста противника из равновесия либо сковать его зашиту. После короткого толчка или фиксации щита соперника наносится мощный удар.

Опытные мастера проводят его и как зацеп снаружи, отдавливая щит противника вниз или в сто-

рону. Следует помнить, что правилами запрещено выталкивать противника дольше одной секунды. Поэтому правильное выполнение должно быть достаточно быстрым, когда наложение является связкой между ударами.

Не рекомендуется начинать атаку с этого движения, ибо велик риск получить контратакующий удар по открывшимся зонам.

ПЛЕВОК

(Удар с круговой траекторией клинка и линейной

траекторией рукояти)

II ступень

Молниеносный удар с максимального расстояния (необходимо идеальное чувство дистанции). Правильное выполнение подоплеки должно создавать у противника впечатление безопасности. Как только противник попадает в зону реальной досягаемости, следует взрывной удар (с разворотом корпуса в прямую линию плечи—рука-меч). Удар должен приходиться четко сбоку, по горизонтали стремящейся вниз.

На схемах показаны: конечное положение, руки и траектория движения меча. Стоит обратить внимание на то, что клинок совершает вращательное движение (стрелка), а рукоять движется по прямой (пунктир). Основной движущей силой этого удара является энергия разворота корпуса.

Это, пожалуй, самый быстрый удар достаточной мощности. Быстрее могут выполняться только кистевые удары, значительно уступающие плевку по силе. В некоторых клубах упоминали схожие приемы, утверждая, что такой удар давно известен.

Однако при одновременном тестовом исполнении становилось ясно, что демонстрируемые приемы только отдаленно напоминают плевок и значительно уступают в силе и скорости.

Учитывая это, хочется посоветовать внимательней рассмотреть фазы и ключевые моменты данного приема

ЧЕРПАК

(Воздействие щитом на атакующую руку противника с целью выбивания оружия и выведения его из равновесия) III ступень

Из обычной подоплеки выполняется вход в атаку с домиком. В момент остановки атакующего

клинка, шит накрывает атакующую руку и сворачивает ее вниз-в сторону. В образовавшийся про-гал наносится мошный контратакующий удар.

На схеме показано примерное положение меча и щита при приеме удара на видоизмененный домик. В отличие от простого домика, меч располагается с внутренней стороны щита.

РЕБРО

(Сдвиг щита противника)

II ступень

Подоплека — как правило, щит противника располагается вертикально и поднят на уровень груди. Передняя кромка выдвинута чуть вперед и направлена в сторону вашей щитовой руки.

Резким движением разверните свой щит чуть горизонтальней, чтобы грани щитов перекрещивались. Одновременно с этим нанесите удар кромкой своего щита в середину кромки щита противника, заставляя щит сдвинуться и открыть торс. Тут же наносите удар в открывшуюся область. На схеме (вид сверху): пунктирный круг акцентирует область контакта щитов. Стрелки показывают вектор сдвига щитов и направление атаки.

ФОРТЕЛЬ

(Удар за щит с неожиданной траекторией и непривычным способом нанесения) III ступень

Относительно сложный удар. На рисунке показан принцип выполнения — атака проводится обратной (лучевой) гранью клинка. Клинок должен двигаться за оборону соперника вдоль плоскости его щита.

ЗАЦЕП ОТ ЛЕВШИ

(Зацеп щита противника задней стороной своего шита)

После входа в атаку или выполнения защитного действия (отсечки от левши или домика от левши) щит продергивается чуть вперед, чтобы задняя его кромка зашла за переднюю кромку щита противника. Мощным и резким рывком защита противника вскрывается для нанесения контратакующего засечного, накрута, подреза.

Удар должен быть слитным продолжением движения щита и использовать инерцию открывающего рывка.

Прием требует виртуозной отработки, идеального чувства дистанции и достаточной физической подготовки. При выполнении этих условий, данная атака практически безнадежна для левши.

Во второй книге будет продолжено рассмотрение технических приемов, характерных для зареченской школы исторического фехтования. Кроме того, предстоит подробное рассмотрение системы создания боевых комбинаций и принципов построения серий ударов.

Особое внимание будет уделено боевому аспекту исторического фехтования, и в частности колющим ударам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Основы фехтования

Основы фехтования



СОДЕРЖАНИЕ

1. основы фехтования

1.1 история развития фехтования

1.2 классификация технических приемов и боевых действий, терминология фехтования

1.3 характеристика фехтования на рапирах

1.4 характеристика фехтования на шпагах

1.5 характеристика фехтования на саблях



1. ОСНОВЫ ФЕХТОВАНИЯ
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Фехтование в древнем мире. Борьба первобытного человека за существование, а позднее беспрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми полна история народов древнего мира, были причинами возникновения и усовершенствования холодного оружия. Одновременно росло мастерство владения им. В древности обучение воинов начиналось с раннего детства, что можно установить на основе анализа исторических памятников, бытовых и религиозных обрядов, данных по истории физической культуры, произведений изобразительного искусства.

У народов Древней Индии существовала святая книга, содержащая принципы упражнений с оружием. В качестве преподавателей выступали члены секты браминов. Они давали свои уроки на городских площадях. В дальнейшем обучением искусству фехтования стали заниматься профессиональные воины.

В Древнем Египте распространенным видом упражнения с оружием было фехтование на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье свободной руки тремя ремнями, представляла собой щит для отражения ударов противника.

В Древней Греции в почете были физические упражнения и военные игры. В качестве оружия греки пользовались подобием шпаги, которая являлась как колющим, так и рубящим оружием. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. Основным средством защиты был щит. Чтобы избежать укола или удара использовались уклонения туловищем, а также перемещения назад и в стороны.

В Римской империи широко практиковалось изучение владения холодным оружием. Довольно значительное количество преподавателей, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в римской армии. «Доктора оружия» в Риме были очень известными людьми и нередко награждались высокими знаками отличия.

Фехтование как зрелищное искусство владения холодным оружием получило широкое распространение в древнем мире. В период разложения Римской империи кровавые поединки были излюбленным зрелищным развлечением народа. В Риме первые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднествах. Гладиаторы набирались из рабов, которых обучали искусству владения холодным оружием. Начинающие гладиаторы упражнялись вначале деревянными шестами и палками. Они наносили удары по столбу, врытому в землю, или по чучелу, набитому соломой. При этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при публичных выступлениях.

Фехтование в средние века. В средние века искусство владения холодным оружием носило ярко выраженный классовый характер — им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Фехтование было жизненно необходимым навыком, помогавшим не только преуспеть в жизни, но и уцелеть в ходе рыцарских турниров и дуэлей.

Но было бы ошибочным утверждать, что простые горожане и крестьяне в этот период не занимались фехтованием. Среди них было широко развито фехтование на палках, обитых железом, и на алебардах (род секиры, укрепленной на длинной палке).

В XVI в. с изобретением пороха и появлением огнестрельного оружия утратилось значение металлических доспехов, и тяжелое холодное оружие заменили более легким. Например, вместо двуручного меча появилась облегченная шпага, которой можно было колоть и рубить.

Отдельные источники указывают на то, что фехтование как искусство владения рапирой и шпагой зародилось в Испании. Первыми книгами по теории фехтования считаются произведения испанских преподавателей Понса де Перпиньяна и Педроса де Торре. Их книги вышли в свет в 1474 г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования («Фехтбрудер»), а в Англии основана ассоциация фехтовальщиков.

В 1567 г. парижские мастера фехтования на шпагах создали Академию преподавателей фехтования Франции. В ее состав входили 20 членов, из которых 6 были наиболее почетными. В середине XVII в. фехтование на шпагах во Франции продолжало совершенствоваться, становилось более вариативным. Шпага стала легче, клинок ее приобрел трехгранную форму. Французские преподаватели фехтования при обучении использовали облегченную шпагу (флорет), явившуюся прототипом современной рапиры.

С середины XVII в. во Франции получает распространение школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия. В этом заключалось основное различие между итальянской и французской школами фехтования.

Фехтование в России и российской армии. Владение холодным оружием в Древней Руси имело большое военно-прикладное значение. Русские воины использовали копья, пики, топоры, секиры, мечи и дротики. В веках живут славные победы русских воинов в битвах с иноземными захватчиками на Чудском озере и Куликовом поле.

Фехтование западно-европейского типа возникло в России в первой половине XVII в. В отличие от Запада оно развивалось не из турнирной и дуэльной форм, а было заимствовано как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство».

Во второй половине XVIII в. возникла отечественная школа военно-физической подготовки. Основоположником ее был великий русский полководец А. В. Суворов. Основные положения обучения русского солдата Суворов изложил в своей книге «Наука побеждать» (1796—1799 гг.) Он придавал исключительное значение искусству владения штыком в рукопашной схватке. Общеизвестны слова А.В. Суворова: «Расстреляли патроны, ружья нет, штык всегда есть, всегда заряжен».

В начале XIX в. значительная роль отводилась русским преподавателям фехтования. Особый вклад в развитие фехтования в России внесли И.Е. Сивербрик (ученик Б. Фишера) и Соколов. Сивербрик вел большую преподавательскую работу в Петербурге — сначала в Первом кадетском корпусе, позже в Пажеском и других корпусах. В 1821 г. он организовал при Константиновском военном училище школу помощников преподавателей фехтования с трехлетним сроком обучения. Окончившие школу распределялись по кадетским корпусам.

В 1851 г. в Петербурге был открыт Императорский фехтовальный зал (где преподавал И.Е. Сивербрик), а в 1857 г. в Инженерном павильоне — Санкт-Петербургский офицерский фехтовально-гимнастический зал.

С 1860 г. начали устраиваться соревнования по фехтованию на императорские призы (специальный темляк на шашку). К соревнованиям допускались только офицеры. Обладатель императорского приза завоевывал звание чемпиона России по данному виду оружия, если он 2 года подряд занимал первое место. Соревнования обычно были предварительными и заключительными. В предварительных соревнованиях боев не было. В них проходила проверка технической подготовленности участников. Выдержавшие это испытание допускались к заключительным соревнованиям, т. е. к фехтовальным поединкам. Бои проводились на время, их продолжительность была от 3 до 7 минут. В начале XX в. в Петербурге организуются офицерские фехтовальные курсы. Позже к этим курсам прибавились гимнастическо-фехтовальные курсы для унтер-офицеров, которые выпускали помощников офицеров по преподаванию фехтования. В 1909 г. курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу на 100 слушателей по образцу французской школы в Жуанвиле, а в 1910 г. была открыта Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. Среди слушателей военных школ выделялись талантливые фехтовальщики, впоследствии заслуженные мастера спорта В.М. Захаров и Т.И. Климов. Преподаватели, подготовленные в этих школах, вели работу в Харькове, Новочеркасске, Твери, Одессе, Киеве, Севастополе, Туле, Таганроге, Риге, Томске, Смоленске и других городах.

В это же время довольно широко стали приводиться соревнования по фехтованию. Однако вначале они организовывались только в пределах городов. Ежегодно в Петербурге устраивались соревнования среди студентов университета, Политехнического и Технологического институтов на приз первенства высших учебных заведений по рапире и эспадрону.

Официальных правил соревнований по фехтованию в России не было. При их проведении руководствовались отдельными инструкциями, практическим опытом и традициями. Отчасти пользовались сведениями из учебной литературы по фехтованию, преимущественно зарубежной. Некоторое обобщение вопроса о проведении соревнований было представлено в книге К. Тернана «Фехтование на рапирах», изданной в Петербурге в 1913г. Таким образом, в дореволюционной России зародились основы отечественного фехтования, которое имело скорее прикладной, чем спортивный характер и получило свое развитие в первой половине XIX в. В русской армии основное внимание уделялось сабельному и штыковому фехтованию, оно предназначалось для подготовки воинов к рукопашному бою. Спортивное фехтование было доступно лишь дворянской аристократии и буржуазии и служило их классовым интересам.

Преимущественное развитие фехтование получило среди офицеров русской армии. Однако спортивно-техническая подготовленность русских фехтовальщиков была относительно невысока, о чем свидетельствовали их выступления на международной арене.


1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ТЕРМИНОЛОГИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Классификация — это распределение технических приемов и боевых действий по общим признакам и в определенном порядке для облегчения усвоения фехтования на основе системного подхода к предмету. В тесной зависимости от классификации находится терминология фехтования, знание которой позволяет спортсменам, тренерам и судьям более эффективно взаимодействовать в ходе тренировок и соревнований, а также полноценно пользоваться специальной литературой.

В процессе развития фехтования — вначале как системы владения холодным оружием, а затем как спортивно-педагогической дисциплины — предпринималось много попыток систематизировать средства, которыми пользуются участники поединка. Из литературных источников можно установить, что еще в XVI и XVII вв. были определены положения клинка (позиции) по отношению к фехтовальщику, держащему оружие, наиболее уязвимые секторы поражаемой поверхности бойца и средства для прямого нападения, а также нападения с переводом, финтом и действием на оружие.

Классификация технических приемов и боевых действий и терминология фехтования совершенствовались вместе с развитием теории и методики спорта, ростом мастерства спортсменов и тренеров.

Значение работы по уточнению классификации и терминологии выходит за рамки совершенствования теоретических основ фехтовального спорта. Отражение в классификации достигнутого уровня знаний особенностей деятельности фехтовальщиков позволяет определить возможный диапазон педагогических задач по техническому и тактическому совершенствованию спортсменов в тренировочном процессе и боевой практике.

В настоящее время имеет место различное толкование отдельных технических приемов и боевых действий, а главное, использование одинаковых терминов для обозначения существенно отличающихся категорий деятельности фехтовальщиков.

В настоящей классификации охвачены технические и тактические компоненты средств фехтования, определен уровень значимости элементов, обозначающих тактическую сущность и состав двигательной деятельности спортсменов, нет смысловых и терминологических повторений.

Классификация технических приемов и боевых действий

Фехтовальный бой — условный поединок на холодном спортивном оружии, регламентированный официальными правилами соревнований. Правила определяют как бы юридическую модель единоборства. Классификация технических приемов и боевых действий должна в полной мере отображать возможные варианты боевых средств фехтования.

В боях возможны самые различные сочетания двигательных элементов и тактических задач. Причем из одного двигательного акта может вытекать несколько тактических факторов, оказывающих влияние на исход схватки. Изменение любого из компонентов, как двигательного, так и тактического, меняет сущность боевых средств, возможности и диапазон их применения в каждой ситуации боя.

В поединке фехтовальщиков техника и тактика взаимосвязаны, так как решение боевой задачи осуществляется в единстве намерений и действий. Однако представить в общей схеме, на основе одного критерия как смысловые, так и двигательные компоненты боевой деятельности фехтовальщиков не представляется возможным. Поэтому условно, в целях облегчения теоретического анализа средств фехтования, они делятся на технические приемы и боевые действия.

Технические приемы — это специализированные положения и движения фехтовальщиков, отличающиеся характерной двигательной структурой, взятые вне тактической ситуации. Приемы составляют основу техники фехтования.

В арсенале технических приемов фехтовальщиков — основные положения и движения, передвижения, перемены позиций и соединений, уколы (удары), показы укола (удара), батманы, захваты, отбивы. Технические приемы различаются пространственными, пространственно-временными, временными, силовыми, инерционными и ритмическими характеристиками.

Каждый из перечисленных приемов может быть выполнен отдельно, как вне контакта с противником, так и в ходе взаимодействия с ним. Определенные сочетания приемов составляют взаимосвязанные двигательные компоненты — приемы выполнения атак, встречных нападений, защит и ответов, игры оружием, маневрирования, ложных нападений и защит.

Тактическая деятельность фехтовальщиков направлена на подготовку и применение средств ведения поединков, на построение боев и поведение в процессе всего турнира.

Боевые действия — это движения фехтовальщиков, применяемые для решения тактических задач в отдельной схватке. Боевые действия имеют несколько тактических задач (намерений), воплощающих определенный элемент соревновательной деятельности фехтовальщиков (схема 1).

Тактические задачи по подготовке атак, защит и ответов, встречных нападений выполняются путем разведки, маскировки, вызовов, которые находят воплощение в игре оружием, маневрировании, ложных нападениях и защитах с различной угрозой безопасности. В тактические задачи, выражающие зависимость между намерениями фехтовальщиков и их двигательной деятельностью, входят: боевое назначение средств (атака, встречное нападение, защита), особенности их применения на различных этапах развития схватки (атаки основные, повторные, ответные, на подготовку, обоюдные, контратаки, ремизы, нападения с прямой рукой, конкретные и обобщающие защиты и ответы).


Схема 1. Классификация боевых действий


Тактические задачи, в которых выражен диапазон вариантов действий, определяют возможность применения средств фехтования: простых (с однотемповым двигательным компонентом), с финтами, с действием на оружие, комбинированных, с различной продолжительностью, временем начала и завершения, а также со сближением, отступлением, остановкой на месте.

Тактические намерения характеризуют степень готовности спортсмена к действию (преднамеренно, экспромтно, преднамеренно-экспромтно), ступени проявления инициативы (первое намерение, последующие намерения), приоритеты на основе правил соревнований (тактическая правота, выигрыш темпа, оппозиция и уклонение).

Воплощение данных тактических намерений в боях имеет специфические особенности, зависящие от боевого назначения, этапов развития схватки, правил ведения боя на различных видах оружия. Так, нападения прямой рукой бывают только преднамеренными, а ремизы — преднамеренными и экспромтными. Обоюдные атаки — это действия первого намерения. Ремизы и контратаки не могут быть с тактической правотой в боях на рапирах и саблях. В фехтовании на шпагах правилами боя совсем не предусмотрена тактическая правота и, следовательно, нет понятия «прямая рука». Уклонения могут являться самостоятельными средствами защиты, использоваться параллельно с защитой оружием, совмещаться с атаками, встречными нападениями и ответами. Защитные задачи решают также и оппозиции.

Тактическая сущность средств фехтования зависит и от характера реагирований спортсменов, выполняющих действия обусловлено, с выбором, с переключением. Тактические характеристики действий, вытекающих из особенностей двигательных реакций (простых или сложных), отражают один из важных функциональных аспектов психической деятельности фехтовальщиков.

В единоборстве фехтовальщиков каждое техническое «как» диктуется тактическим «почему». Подобная связь техники и тактики наиболее ярко выражена в тех ситуациях боя, когда тактические категории приобретают двигательные характеристики действий (глубина, быстрота, ритм атак и защит, амплитуда и мощность действий оружием и др.). Так, излишняя глубина нападения и амплитуда действий оружием могут заменить финты, ибо вызывают идентичное тактическое воздействие на противника — он реагирует защитой. В свою очередь, медленно начатая атака и легкий батман (захват) могут быть использованы, чтобы не вызвать у противника защитной реакции, а максимальная быстрота атак (ответов) и мощность действий на оружие могут разрушить защиту противника, несмотря на адекватный ситуации поединка выбор противодействия.

В процессе единоборства имеет место деятельность спортсменов, выходящая за рамки задач отдельного средства фехтования, а поэтому и не нашедшая места в классификации боевых действий, отражающая особенности ведения боя, связанные с завоеванием или потерей территории поля боя, использованием пространства дорожки, времени поединков и др. Задачами, направленными на построение поединков, являются установки на ведение наступательного или оборонительного боя, единоборство с противниками в ходе турнира — маневренно или позиционно, скоротечно или выжидательно, с использованием лишь определенных положений оружия, подготовок, дистанций и др.

На тактическую модель всего боя оказывают влияние также задачи овладения пространством поля боя, инициативой ведения боя, удержания завоеванного преимущества в счете при истечении времени поединка, сдерживания активности противника и др.

Терминология

Терминология фехтования охватывает важнейшие положения единоборства на всех видах оружия. В терминологии имеют место термины французского происхождения, поскольку официальным языком для судейства международных соревнований является французский.

Общие термины

Фехтование — вид спорта, представляющий собой условное единоборство на холодном спортивном оружии.

Фехтовальное оружие — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.

Рапира — спортивное колющее оружие весом до 500 г, имеющее клинок длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглую гарду диаметром не более 12 см.

Шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г, имеющее клинок длиной до 90 см трехугольного сечения и круглую гарду диаметром не более 13,5 см.

Сабля — спортивное рубящее и колющее оружие весом до 500 г, имеющее клинок длиной не более 88 см трапециевидного сечения и овальную гарду с дужкой.

Гарда — металлический щиток выпуклой формы на рукоятке оружия для защиты кисти от уколов (ударов).

Лезвие — рубящий край сабельного клинка.

Обух — край сабельного клинка, противоположный лезвию.

Острие клинка — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий защитный, утопающий в рапире и шпаге наконечник.

Части клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.

Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий нанесение уколов в фехтовании на рапирах и шпагах и показывающий преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

Бой — спортивное единоборство на одноименном оружии, обусловленное правилами соревнований.

Ближний бой — бой на очень короткой дистанции, в котором участники имеют возможность нормально пользоваться своим оружием.

Боевая схватка — отдельный эпизод единоборства, состоящий из непрерывно следующих действий.

Положение «кор-а-кор» — соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела в ближнем бою.

Столкновение — резкое соприкосновение фехтовальщиков по вине одного или обоих спортсменов.

Поле боя — площадка, предназначенная для ведения боя.

Границы поля боя — линии, ограничивающие поле боя (боковые и задние).

Дистанция — расстояние между фехтующими.

Дальняя дистанция — расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), только сделав предварительно шаг вперед и выпад или «стрелу».

Средняя дистанция — расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом) с выпадом.

Ближняя дистанция — расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.

Поражаемая поверхность — определяемые правилами соревнований части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются.

Непоражаемая поверхность — определяемые правилами соревнований части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

coolreferat.com

Самоучитель фехтования | Спорт | Московские новости

Федерация фехтования России и компания «Мегафон» устроили для журналистов учебный курс из пяти занятий, чтобы мы больше узнали о шпагах, рапирах, и наняли нам в тренеры чемпионов мира и Европы, чтобы мы могли познакомиться с ними лично. Но за эти две недели мы, похоже, больше узнали о самих себе.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Не забывайте старое правило — с рапирой надо обращаться так, словно у вас в руке птица: держите ее достаточно мягко, чтобы не раздавить, и в то же время крепко, чтобы не дать ей улететь».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 1

Курс всемирной истории фехтования, которым нас встретили тренеры, был краток и вселял надежды:

— Вы не бойтесь, что у вас не получится. Фехтование — самый древний вид спорта. Он появился сразу же, как только обезьяна взяла палку и пошла драться с другой обезьяной. Так что все, кто сейчас живет на свете, — генетически хорошие фехтовальщики. Плохие исчезли в процессе естественного отбора.

В белоснежной экипировке мы чувствуем себя немного неуютно и ждем, когда нам выдадут главное — оружие. Шпага считается прямым потомком меча, в наследство от которого ей досталось такое же треугольное сечение в отличие от четырехугольной рапиры. Espadas roperas — в точном переводе означает «меч для одежды», то есть дворцовое оружие, которое носят как украшение или которое используется для обучения. Поэтому шпага нам кажется более серьезным оружием.

Вес спортивной шпаги — 700 граммов, длина — чуть больше метра, простая гарда, тонкая ручка, которую нужно держать едва ли не двумя пальцами — большим и указательным. Но легкость оружия обманчива. Спустя полчаса сосредоточенных выпадов на мишени начинает отниматься вся рука от предплечья до кончиков пальцев. Тонкое лезвие ходит из стороны в сторону, а острие готово воткнуться в любой край мишени, но только не в ту точку, которую ты наметил себе целью.

Награда за усердие — первый бой. Мы стоим друг против друга в позиции, которую хотим считать фехтовальной стойкой, машем друг перед другом шпагами и стараемся каждую свою атаку завершить неловким выпадом. Наши тренеры, кажется, с трудом сдерживают улыбки. Но нам все равно — мы чувствуем, как острие наших шпаг добирается до соперника, и это доставляет нам пугающе безумное удовольствие.

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— Я никогда не относилась к спортивной шпаге как к оружию. И мне никогда не доводилось держать в руках настоящую средневековую шпагу, я лишь видела такое оружие со стороны, и мне кажется, она должна быть очень тяжелой. Тем не менее я не думаю, что современное спортивное фехтование чем-то кардинально отличается от искусства того военного времени. Те же приемы, те же защитные действия, те же атакующие — все осталось. Разве что атаки в то время не были такими глубокими, как сейчас, да и тактики было поменьше.

Все было, мне кажется, более осторожно, и люди не бросались друг на друга с рискованными атаками, и приемы не были столь хитроумны. Сейчас что, получил и получил укол, есть еще время отыграть. А раньше каждый укол — это ранение, которое отнимает у тебя силы. Да и вообще, когда на кону стоит не медаль, а жизнь, это не располагает к излишнему риску.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Не забывайте, что фехтование — привилегия благородных людей. Вполне допустимо, что люди убивают друг друга, если это требует закон чести. И единственное, что можно от них требовать — это убивать друг друга достойно и по всем правилам».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 2

Фехтовальная экипировка белоснежна и элегантна: гольфы; бриджы с лямками-подтяжками; набочник — куртка, которая надевается только на правую руку и оберегает тот бок, что ближе всего к шпаге соперника; фехтовальная куртка с кучей различных застежек и молнией Все это делает из вас вполне приличного человека, даже если у вас килограммов десять лишнего веса.

Но фехтовальная маска весом в полтора килограмма к концу двухчасовых тренировок убивает в вас все человеческое.

Было время, когда маски старались делать прозрачными. Считалось, что фехтование теряет в телегеничности, когда не видно лица спортсмена. Но «стеклянные» маски не прижились — после нескольких боев на них появлялись царапины, и это сильно ухудшало обзор фехтовальщику.

Теперь наши тренеры убеждали нас, что сеточная маска — одно из самых полезных для здоровья элементов экипировки:

— Вы видели черные очки с дырочками, которые улучшают зрение? — спрашивал чемпион Европы Алексей Черемисинов. — У фехтовальной маски с ее сеткой тот же эффект. Плюс маска ограничивает доступ кислорода, а значит, у вас развиваются легкие.

На самом деле после нескольких активных трехминутных боев, которыми заканчивалась каждая из наших тренировок, легкие готовы разорваться. После первого занятия не выжила треть из всех приглашенных. Впрочем, после второго остались все, кто на него пришел.

Вдоль правого рукава под курткой мы пропускаем электрический шнур. Возле перчатки он подключается к розетке шпаги, за спиной — к другому проводу, который держит нас на привязи на фехтовальной дорожке. Ее ширина — метра два, длина — 14 метров. Теперь каждый наш укол сопровождается резким писком электронной системы.

Нас ставят друг против друга и дают задание поочередно без защиты наносить друг другу уколы, чтобы осознать, что такое пропущенный и что такое нанесенный удар.

Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк К концу этого бесконечного занятия хочется только, чтобы электронный аппарат наконец заткнулся. Но каждый хороший укол, после которого шпага выгибается на треть — это приличного вида синяк на правом предплечье или правой стороне груди.

В раздевалке без курток мы были похожи на банду наркоманов со стажем.

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— У нас нет какого-то четко определенного «кодекса чести» — свода неписаных правил, которые ты должна соблюдать на дорожке. Но в то же время, как и в любом спорте, есть грязные приемы. Например, если соперник разъярен или хочет тебя спровоцировать, он может ударить тебя эфесом в маску. Да, такие удары строго пресекаются судьями, но иногда их наносят исподтишка в ближнем бою, и это может остаться незамеченным со стороны. Удары такие страшны и могут нести серьезные последствия — лицо в маске находится очень близко к сетке, и бывали случаи, когда эфесом фехтовальщику выбивали зубы.

В женском фехтовании есть свои грязные приемы. Была у нас одна француженка, которая старалась непременно уколоть в голень. Это самый болезненный укол, и если несколько раз попасть в одно и то же место, все может закончиться очень серьезной травмой.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Должен признаться, я не завидую тем, кому суждено пережить войны, которые человечество будет вести лет через двадцать или тридцать».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 3

Мы все больше времени проводим в поединках. Иногда тренеры находят довольно необычную мотивацию для того, чтобы вернуть нас на дорожку:

— Не сдавайся! Тебе надо продержаться хотя бы пять минут, чтобы выжить до подхода основных сил!

Выжив эти пять минут, выживаешь следующие, и так далее — до конца двухчасового занятия. Но как же были счастливы те, кто воевал лет триста назад. Сейчас, когда смотришь фильмы-апокалипсисы, где планета погибает от очередного ядерного удара, в темных залах кинотеатров можно мечтать только об одном — оказаться в числе тех 95%, что погибнут сразу же, чтобы не гнить потом в развалинах привычного тебе мира. А те, что жили лет двести назад со шпагами в руках, даже умирая, могли надеяться на подход тех самых «основных сил».

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— Все, что вы видите в фильмах, к фехтованию не имеет никакого отношения. Точнее, не имеет отношения к спортивному фехтованию. Но есть целое направление — артистическое фехтование. Это уже не спорт, это — искусство. Каждый прием, каждая атака — это постановочный элемент, и все вместе больше похоже на танец, чем на бой. Все более медленно и изящно, чтобы зрители могли оценить красоту движений.

Я видела, как они готовятся. Мы часто проводим сборы на базе «Озеро круглое», и как-то одновременно с нами там оказались как раз ребята, которые занимаются сценическим фехтованием. Я приходила смотреть, как они тренируются, или, точнее сказать, репетируют. Да, интересно, но я бы не променяла спорт на него. У нас в поединках есть соперничество, у нас настоящий бой, у них — танец. Мне бы очень не хватало азарта настоящего поединка.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Мне безразлично, каков человек: силен или слаб, элегантен или неряшлив, болен чахоткой или совершенно здоров. Важно другое: со шпагой в руке он должен чувствовать превосходство над любым противником»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 4

— Чтобы чему-то научиться, вам нужно фехтовать с теми людьми, которые что-то умеют — с этими словами нам представили человека, стоя на дорожке против которого, мы поняли, что не умеем ничего.

«Человек, который что-то умеет» в поединке до пяти уколов вынес первого из нас меньше чем за минуту. Еще через четверть часа я гордился тем, что сумел отбить одну его, хочется верить, серьезную атаку. Это были чистые инстинкты: я успел два раза взять защиту, чужая шпага прочертила царапину по сетке моей маски, и через секунду я понял, что не слышу писка электронной системы.

Те же двести лет назад я наверняка бы оценил свое везение еще выше. Но и без того избежать неминуемого поражения — это тоже удовольствие.

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— Каждый свой бой я стараюсь завершить уколом в стопу или бедро. Можно считать это пижонством, можно — коронным приемом. Но такой свой фирменный знак, мне кажется, есть у каждого фехтовальщика. Если я разыгрываю долгую комбинацию, со множеством подготавливающих действий, и она успешно завершается таким уколом — это наивысшее наслаждение в бою.

Но настоящим пижонством у нас считается уколоть в защитном действии через первую или девятую защиту. Это очень координационно сложное действие, далеко не каждый вообще это умеет, делать это хорошо вообще могут единицы. Я не знаю, насколько обидно получить такой укол — мне редко его наносили, но сама я очень люблю так делать. Первый раз такой прием выполнила Татьяна Логунова, которая специально отрабатывала его с тренером. Теперь тот же тренер работает со мной, и у меня тоже иногда проходит этот прием.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Я всегда считал, что во время поединка могу распознать родственную душу. С рапирой в руке каждый становится таким, каков он есть на самом деле»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 5

К концу второй недели у меня появляется любимый прием: нужно, улучив момент, движением сверху вниз своим клинком заплести шпагу соперника, отвести ее чуть в сторону и нанести укол. Честно говоря, этот прием — единственный, который я могу провести в атаке осмысленно и подготовив все как следует.

С защитой все более-менее понятно. Ты можешь сделать шаг назад и отвести оружие противника в сторону. Для нашего начального уровня этого хватает. Но нам четыре занятия подряд говорили, что после защиты должен быть ответ. И чем больше поединков, тем меньше находится сил на ответ. И тогда ты идешь вперед и скорее всего нарываешься на «защиту-ответ».

На следующий день у нас был командный турнир. Каждый из нас провел по четыре боя. Два из них я проиграл именно так.

Но два других же выиграл!

«В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

 

www.mn.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *