Содержание

приемы для начинающих с названиями, удушающие, подсечки, подхваты в передней подножке, оценка за захваты на оранжевый пояс

Дзюдо — японское боевое искусство, в переводе означающее «мягкий путь». Содержит в себе свою философию обороны без применения оружия.

Основателем единоборства считается Дзигоро Кано. Изначально им были отобраны наиболее действенные и наименее опасные приёмы из различных направлений дзю-дзюцу.

В 1885 году был составлен первый список приёмов Кодокан дзюдо, состоящий из сорока бросков.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Все группы приемов и захватов с названиями в дзюдо

Приёмы единоборства основаны на ловкости и сохранении хорошей координации телодвижения. Начало борьбы происходит с захватом одежды своего противника.

Во время противостояния соперники должны придерживаться правильной технике дзюдо.

Основу техники составляют:

  • нагэ-вадза — техника бросков;
  • катамэ-вадза — техника сковывания;
  • атэми-вадза — техника нанесения ударов в уязвимые точки тела.

Подсечки и подхваты

В дзюдо выполнение группы бросков может быть очень разнообразным. Они могут быть с подсечками, подножками, зацепами, переворотами, подхватами, рывками, а также толчками. В настоящий момент в дзюдо насчитывается 67 разновидностей бросков.

Главное то, что бросок может быть исполнен в стойке или же с падением. Если дальнейшего падения нет, то такой бросок относится к тати-вадза, если же следует падение — сутеми-вадза.

Фото 1. Один из дзюдоистов выполняет подхват под одну ногу соперника в стойке.

Эти приёмы относятся к двум разным категориям. Исходя из ситуации, боец выбирает бросок одной или другой категории.

Справка! Если бросок выполняется со всеми силами, которые есть, мужественно и решительно, то он считается действенным.

sportyfi.ru

Дзюдо для начинающих, видео уроки, тренировки, упражнения

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

Дзюдо – японское боевое искусство, название которого буквально переводится как «путь мягкости» или «путь гибкости». Вполне соответствуя своему названию, дзюдо основывается не на ударных техниках, а на широком арсенале борцовских приемов, среди которых особенно стоит выделить броски, захваты (в том числе – болевые), удержания и удушения.

При этом схватка с противником ведется как в вертикальном положении, так и в партере. В определенном смысле дзюдо можно сравнивать с классической борьбой, но главное отличие состоит в более широком арсенале приемов и расширенной технической свободе.

Как следствие, дзюдо оказывается ближе к реальным условиях схватки, и эффективно как в смешанных спортивных соревнованиях, так и на улице.

Помимо чисто прикладных аспектов, традиционное дзюдо уделяет много внимания также воспитанию духа, самоконтроля, формированию философской составляющей боевого искусства. Это особенно ценится теми, кто видит в подобном спорте не только способ противостояния, а и личностное развитие.

PGRpdiBjbGFzcz0nZGV0ZWN0X2NsJyBkYXRhLWlkPSdhZC15YS0zJz48ZGl2IHN0eWxlPSJtYXgtaGVpZ2h0OjMzJSFpbXBvcnRhbnQ7d2lkdGg6MTAwJTtiYWNrZ3JvdW5kOnllbGxvdztib3JkZXItbGVmdDozcHggc29saWQgIzAwMDtwYWRkaW5nOjIlIDA7bWFyZ2luOjIlIDAiPg0KPHNjcmlwdCBhc3luYyBzcmM9Ii8vcGFnZWFkMi5nb29nbGVzeW5kaWNhdGlvbi5jb20vcGFnZWFkL2pzL2Fkc2J5Z29vZ2xlLmpzIj48L3NjcmlwdD4NCjwhLS0gZnRtbl9fMyAtLT4NCjxpbnMgY2xhc3M9ImFkc2J5Z29vZ2xlIg0KICAgICBzdHlsZT0iZGlzcGxheTpibG9jayINCiAgICAgZGF0YS1hZC1jbGllbnQ9ImNhLXB1Yi02OTgwODI5MTYzODEyMDQ3Ig0KICAgICBkYXRhLWFkLXNsb3Q9IjkwMjEwMjE4NTEiDQogICAgIGRhdGEtYWQtZm9ybWF0PSJhdXRvIj48L2lucz4NCjxzY3JpcHQ+DQooYWRzYnlnb29nbGUgPSB3aW5kb3cuYWRzYnlnb29nbGUgfHwgW10pLnB1c2goe30pOw0KPC9zY3JpcHQ+DQo8L2Rpdj48L2Rpdj4=PGRpdiBjbGFzcz0nZGV0ZWN0X2NsJyBkYXRhLWlkPSdhZC15YS0zJz48ZGl2IHN0eWxlPSJtYXgtaGVpZ2h0OjMzJSFpbXBvcnRhbnQ7d2lkdGg6MTAwJTtiYWNrZ3JvdW5kOnllbGxvdztib3JkZXItbGVmdDozcHggc29saWQgIzAwMDtwYWRkaW5nOjIlIDA7bWFyZ2luOjIlIDAiPg0KPHNjcmlwdCBhc3luYyBzcmM9Ii8vcGFnZWFkMi5nb29nbGVzeW5kaWNhdGlvbi5jb20vcGFnZWFkL2pzL2Fkc2J5Z29vZ2xlLmpzIj48L3NjcmlwdD4NCjwhLS0gZnRtbl9fMyAtLT4NCjxpbnMgY2xhc3M9ImFkc2J5Z29vZ2xlIg0KICAgICBzdHlsZT0iZGlzcGxheTpibG9jayINCiAgICAgZGF0YS1hZC1jbGllbnQ9ImNhLXB1Yi02OTgwODI5MTYzODEyMDQ3Ig0KICAgICBkYXRhLWFkLXNsb3Q9IjkwMjEwMjE4NTEiDQogICAgIGRhdGEtYWQtZm9ybWF0PSJhdXRvIj48L2lucz4NCjxzY3JpcHQ+DQooYWRzYnlnb29nbGUgPSB3aW5kb3cuYWRzYnlnb29nbGUgfHwgW10pLnB1c2goe30pOw0KPC9zY3JpcHQ+DQo8L2Rpdj48L2Rpdj4=Раздел: Единоборства, Автор: Allena

fitomania.com

Уроки дзюдо для детей — видео — Удаленное обучение по Итернету

i-school/ Ноябрь 7, 2015/ Спорт/ 0 комментариев

cc licensed flickr photo shared by Sergey Bondarenko

 

У всех родителей рано или поздно возникает вопрос о выборе вида спорта для своего ребенка. Кроме физического развития, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок мог постоять за себя, но при этом не развивать агрессию. Именно поэтому самым правильным решением будет отдать малыша заниматься дзюдо, ведь мир единоборств достаточно многогранен, а только дзюдо полностью исключает какие-либо удары в область головы или туловища. Поэтому вы можете не беспокоиться по поводу того, что вашему ребенку причинят какие-либо травмы. Кроме того, занятие данным единоборством помогает развиваться не только физически, но и духовно.

Приемы дзюдо

Конечно, всего этого можно достичь только благодаря правильно построенным тренировкам и опытному тренеру, который ни один год занимается воспитанием настоящих бойцов. Многим детям часто просто «отбивают» охоту заниматься единоборствами тренера, которые не имеют собственной программы или не могут найти подход к детям. Но этого никогда не случалось у автора видео урока «Уроки дзюдо для детей», поскольку он является заслуженным тренером с многолетним стажем. Уже с первых минут просмотра урока вы сами поймете, насколько интересными могут быть тренировки, составленные в виде игры. К тому же вам не придется посещать спортивные школы и тратить на них свое время и деньги. Достаточно в любое свободное время включить видео на нашем сайте и заниматься со своим ребенком совершенно бесплатно, не покидая дома.

Дзюдо для детей

Согласитесь, это очень интересное предложение. А уже через несколько тренировок вы увидите, насколько ваш малыш полюбит занятие спортом и уже не сможет понапрасну тратить силы на баловство. К тому же данные тренировки положительно влияют и на здоровье ребенка, ведь занятие дзюдо помогает развивать мышцы и формировать личность. Итак, если вы уже определились с выбором вида спорта для вашего ребенка – смотрите видео урок дзюдо на нашем сайте и вы не пожалеете. Приятного вам просмотра!

 

Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3

 

Смотрите полезные спортивные видео уроки – Уроки дзюдо для детей, бесплатно и без регистрации на uroki-online.com


Источник

internet-school.su

Виктория Васильева: Дзюдо: тренируемся дома

Многие склонны считать, что обучение дзюдо возможно только на специальных матах — татами, и для занятий необходим, по крайней мере, один партнер.

Это мнение не совсем правильное, поскольку все зависит от ваших целей занятий борьбой дзюдо. Когда занятия проходят на специальном ковре с одним или несколькими партнерами, то главная задача вашего обучения – это изучение и улучшение техники, например, в таких формах, как рандори, учикоми, соревновательные поединки.

Но иногда бывает так, что нет возможности посещать занятия дзюдо нужное количество раз в неделю, но это не значит, что вы не должны отрабатывать уже известные вам приемы дома. Все, что вам для этого необходимо, это немного места (возможно на заднем дворике, в просторной комнате или тренажерном зале), эластичные толстые веревки (для этой цели прекрасно подойдут обычные резиновые жгуты, шина от велосипедного колеса или специальные резиновые амортизаторы), а также шест.  Предпочтительно использовать жгут или амортизаторы, так как они позволяют выполнять больший объем движений с различной скоростью и различным сопротивлением. Их длина должна быть около 2,5-3 метров.

Начинайте с выполнения простых вариантов учикоми.

• Сложите «резину» пополам и привяжите ее к шесту на уровне плеч, таким образом, чтобы оба конца свободно болтались. Возьмитесь за концы «резины».
• Отшагните назад, потяните за концы «резины» до получения необходимого сопротивления.
• Теперь начните выполнять само учикоми, сначала в медленном темпе, поскольку вам необходимо привыкнуть.
• Попробуйте сделать 10 раз в правую сторону, а затем 10 раз в левую, не отпуская «резину» и сохраняя ее напряжение. Это упражнение поможет вам усилить ваши захваты, увеличить скорость и мощность входа в бросок.
• Как только вы привыкните к упражнению, можно увеличить скорость и сопротивление.

Обратите внимание, что при выполнении упражнений с резиной, совершенствуются навыки управления телом, поэтому очень важно следить за правильной работой, как рук, так и ног. Вы можете  выполнять учикоми для таких приемов, как Seoi-nage (бросок через спину), Sode-Tsuri-Komi-Goshi (бросок захватом за рукава), Tai-Otoshi (передняя подножка), Seoi-Otoshi (бросок через спину с колен) и некоторых других.

После того как вы попрактиковались в выполнении учикоми бросков, выполните некоторые упражнения для выработки навыков сопротивления и его преодоления, например, такие:

• Слегка присядьте, чуть согнув ноги и вытянув вперед руки, удерживая концы «резины», сохраняйте напряженную позу, словно вы готовитесь поднимать штангу. Начинайте выполнять движения прямыми руками назад – за ваши ягодицы. Выполните это упражнение в 3 подходах по 20 раз.
• В том же положении, как указано выше, держите обе руки около левого колена. Начните быстро перемещать руки с одной стороны в другую, от левого к правому колену (представьте, что вы на лыжах).
• Встаньте спиной к шесту, удерживая каждый конец веревки по обе стороны от вас, сгибайте и разгибайте руки, как будто вы выполняете жим лежа. Чтобы увеличить сопротивление отойдите дальше от шеста.

Еще одно примечание по поводу правильного захвата «резины». Постарайтесь не закручивать ее вокруг кистей рук, а просто держите концы в кулаках. Такой вариант более правдоподобно имитирует захваты за кимоно, что поможет сделать вашу хватку более крепкой.

Дзюдо: тренируемся дома — часть 2. Имитационные упражнения.

Вторая часть комплекса для тренировок дома будет посвящена имитационным упражнениям. К ним следует переходить сразу после упражнений, описанных в первой части. Выполнив 150-300 учикоми (в зависимости от вашего уровня подготовки), вы, должно быть, почувствуете, как сильно устали ваши руки. Это хорошее время для того, чтобы перейти к упражнениям для ног.

1) Поставьте ноги чуть шире плеч, держите руки так, как если бы вы выполнили захват за кимоно, выполните имитацию броска боковой подсечкой правой ногой, одновременно опуская правую руку, как если бы вы тянули вашего противника вниз, выполняя бросок.

Затем быстро отставьте правую ногу назад и выполните то же движение левой ногой, опуская левую руку вниз. Выполните 50 раз вправо и столько же влево.

2) Следующее упражнение –  Tsubame-Gaeshi – контратака боковой подсечкой против боковой подсечки. Выполните по 25 раз в каждую сторону. Не забывайте использовать руки для имитации броска.

3) Затем выполните по 25 подсекающих движений с поворотом. Чтобы сделать это, представьте, что вы держите своего противника, повернитесь, выполняя имитацию разворота соперника в одном направлении с вами, совмещая его с подсекающим движением.

Возможно, ваши ноги уже устали, но это еще не все.

4) Следующее упражнение — Tai-otoshi (передняя подножка), выполняется в передвижении с достаточно высокой скоростью по диагонали на  1,5-2 метра. Сначала выполните в правую сторону, затем сразу же в левую, каждый раз двигаясь по диагонали. Доведите количество повторений до 10 раз в каждую сторону.

Обратите внимание, что это упражнение лучше выполнять поочередно в каждую сторону, чтобы избежать головокружения.

5) Предыдущее упражнение является подготовкой к следующему. Теперь вы должны выполнять короткие забеги (на 8-10 м), завершая каждый из них имитацией броска Seoi-nage или Tai-otoshi. Спринт должен выполняться со скоростью 85%-90% от максимальной. Выполните 3 подхода по 10 раз (туда и обратно – это 1 повторение).

Если вы достаточно подготовленный спортсмен, то в перерывах между подходами имеет смысл не отдыхать, а приседать, отжиматься выполнять упражнения для пресса. Также очень полезно включать упражнения для предплечий. Старайтесь сократить время между подходами до минимума, практически сразу переходя к выполнению следующего упражнения.

Замечательно, если все эти упражнения, в том числе учикоми, вы будете выполнять ежедневно в течение 40 минут.

И хотя это не профессиональные занятия на татами с реальным противником, выполняя эти упражнения ежедневно, вы добьетесь хороших результатов и усвоите главные принципы дзюдо.

Индивидуальные приемы дзюдо, которые вы можете выполнять дома

Бывают случаи, когда вы очень заняты и не можете придти на тренировку. Есть много индивидуальных упражнений, которые вы можете выполнять дома, и которые улучшат ваше владение дзюдо. Приведем некоторые эффективные упражнения для дзюдо, которые вы можете выполнять не посещая борцовский зал.

Мысленное учикоми

Неважно, едете вы в автобусе или сидите на диване, всегда можно позаниматься дзюдо в своем воображении. Просто закройте глаза и мысленно тренируйте отдельные приемы. Представьте, как вы заходите на бросок и бросаете соперника. Постарайтесь почувствовать, как ваше тело движется из позиции в позицию. Как только вы погрузитесь в мысленное учикоми, начинайте прибавлять скорость или усложнять комбинации. Это не только поможет вам прислушаться к собственному телу, но и заставит задуматься о каждом аспекте броска. Такой аутотренинг в дзюдо особенно важен, если вы получили серьезную травму и долгое время не можете выходить на татами. Аутотренинг поможет не растерять ощущение дзюдо и сохранить технические навыки на достойном уровне.

Учикоми с тенью

Если у вас достаточно места дома или в гараже, тренируйте движения и атаки, как будто у вас есть партнер. Сосредоточьтесь на том, чтобы колени были слегка согнуты, а спина оставалась прямой. Постарайтесь «прочувствовать» свои броски, а не просто делать их вхолостую. Учикоми с тенью очень полезно, потому что заставляет вас думать и двигаться, как в поединке. Многие тренеры рекомендуют своим ученикам выполнять учикоми с тенью в качестве разогрева – тогда они не смогут использовать отговорку, что у них нет партнера. Если у вас хорошо получается учикоми с тенью, иногда партнер и не нужен.

Аси-вадза

Если у вас недостаточно места, чтобы заниматься учикоми с тенью, вы можете двигаться по коридору, отрабатывая приемы аси-вадза (броски выполняемые преимущественно ногами) – такие, как дэ-аши-барай (боковая подсечка), окури-аши-барай (боковая подсечка в темп шагов), харай-цурикоми-аши (передняя подсечка под отставленную ногу), о-учи-гари (зацеп изнутри голенью) и ко-учи-гари (подсечка изнутри). При выполнении этих приемов, следите, чтобы ваш корпус двигался одновременно с ногами.

Уход от удержания

Многие дзюдоисты не уделяют достаточно времени домашней тренировке нэ-вадза. Существует множество упражнений на подвижность и ловкость, которые вы можете выполнять дома, и которые значительно повысят ваши навыки борьбы в партере. Многократная тренировка уходов от удержания не только укрепит ваши ноги, но и сильно усложнит противнику задачу вас обездвижить. Для тренировки ухода от удержания хорошо подойдет коридор квартиры, а небольшая ширина только улучшит вашу технику.

Гимнастика

Базовые гимнастические упражнения всегда пойдут на пользу дзюдоисту. Перекаты вперед и назад, «колесо» (боковой переворот), стойка на руках и другие гимнастические движения помогут вам оставаться в форме и повысят вашу ориентацию в пространстве. Если у вас мало места дома, пойдите в местный парк и разминайтесь там.

Это всего несколько примеров того, как вы можете самостоятельно улучшить свое владение дзюдо. Теперь у вас никогда не будет отговорки, почему вы долгое время не занимались.

Берем подушку, и ….

dzud.blogspot.com

Приемы разрешенные в борьбе дзюдо

Все три изучаются в ката – наборах формальных упражнений, при этом техника нанесения ударов запрещена в спортивном дзюдо. Еще одна неотъемлемая часть дзюдо называется рандори – это свободная практика, спарринг для отработки изученных приемов.

Техника бросков

Техника бросков разделяется на две категории – тачи-вадза, броски, проводимые из стойки, и сутэми-вадза – броски, проводимые с падением. Броски, проводимые из стойки, как указывает название, выполняются в положении стоя. Они также различаются по виду, в зависимости от того, какая часть тела более задействована в выполнении броска – рука, бедро, стопа или нога. В бросках, проводимых с падением, исполнитель броска, или тори, падает и увлекает противника, укэ, за собой. Они различаются в зависимости от того, как падает тори, на спину или на бок.

Техники сковывания

Техники сковывания, как правило, используются, когда оба борца оказываются на татами в лежачем или полулежачем положении, хотя некоторые можно выполнять в положении стоя. Техники сковывания разделяются на три базовых категории – болевые, удушающие и удержания. По-японски, соответственно, кансэцу-вадза, шимэ-вадза и осаэкоми-вадза. Основные точки, на которые нацелены удушающие приемы – грудь, легкие, трахея и сонные артерии.

Техники нанесения ударов

Техники нанесения ударов используются только в ката, поскольку неправильно нанесенный или слишком сильный удар может привести к травме или смерти. Они разделяются на удары руками (удэ-вадза) и удары ногами (аси-атэ). Удары могут наноситься кончиками пальцев, ребром ладони, кулаком, пальцами ног, стопой, пяткой и коленом. Также может использоваться лоб или затылок. Типы ударов включают рубящие, тычковые, поддевающие и пинающие.

Изучение форм или ката

Как и многие виды боевых искусств, дзюдо включает в себя изучение ката. Это особые последовательности движений, созданные для того, чтобы ученик выучил приемы, и они стали частью его мышечной памяти. В ката входят все три категории – броски, удержания и удары. Поскольку в этом случае и тори, и укэ знают, какое движение последует дальше, удары можно отрабатывать безопасно.

Свободная тренировка

Свободная тренировка, также называемая рандори – важнейший метод отработки приемов наравне с ката. В этом виде тренировки может использоваться большинство приемов сковывания и бросков, при условии, что приняты необходимые меры предосторожности. Некоторые из приемов дзюдо особенно опасны и поэтому запрещены в рандори и спортивных состязаниях.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

mosaktiv.ru

Наиболее используемые и эффективные приемы в дзюдо

Аннотация

В статье приведены данные анкетирования сильнейших спортсменов Кыргызстана на предмет выявления излюбленных приемов в разные периоды спортивной карьеры: в 10-13 лет, 14-17 лет и в последние два года занятий. Проведен опрос дзюдоистов для выявления излюбленных приемов в 10-13, 14-15 и 16-18 лет. Проанализированы соревнования спортсменов разного возраста, в том числе и соревнования мужчин 2009 и 2013 годов для определения наиболее используемых и эффективных приемов в разном возрасте и в разные годы выступления в соревнованиях. Исследование показало, что наиболее часто используемые и эффективные приемы далеко не одно и то же. Причем состав самых эффективных приемов в разных возрастных группах совпадает. Совпадают и наиболее эффективные приемы сборной Кыргызстана и сильнейших дзюдоистов мира.

Ключевые слова: дзюдо, соревнования, возрастная группа, анкетирование, излюбленные приемы.

Abstract

To the article these questionnaires of the strongest athletes of Kyrgyzstan are driven for the purpose the exposure of favorite movements in different periods of sport career: in 10-13, 14-17 and in the last two years of employments. Questioning of judoists is conducted for the exposure of favourite receptions in 10-13, 14-15 and 16-18. The competitions of athletes of different age, including competitions of men, are analysed 2009 and 2013 for determination of the most used and effective movements in different age and in the different years of performance in competitions. Research showed that the most often used and effective movements far not the same. Thus, composition of the most effective movements coincides in the different age-related groups. The most effective movements of the combined team of Kyrgyzstan and strongest judoists of the world coincide.

Keywords: judo, competitions, age-related group, questionnaire, favorite movements.

Начиная заниматься дзюдо, спортсмен проходит ряд этапов подготовки: 1) начальной специализации; 2) углубленной специализации; 3) спортивного совершенствования [1, 2, 3]. На первом этапе происходит знакомство с техникой дзюдо. Занимающиеся осваивают все многообразие приемов, у них появляются первые предпочтения [4]. Какие-то приемы им нравятся больше, чем другие. Они стараются их лучше изучить и пробуют применять в борьбе [5, 6, 7]. Переходя от этапа к этапу, круг излюбленных приемов может расширяться или, наоборот, сужаться. В отдельных случаях предпочтения в технике меняются полностью. У каждого спортсмена свой путь к «коронным» приемам [8]. Мы попытались отследить этот путь у лучших дзюдоистов Кыргызстана и с этой целью провели анкетирование 42 человек. Из них: 8 спортсменов I-го разряда, 19 кандидатов в мастера спорта, 11 мастеров спорта, 4 мастера спорта международного класса. Анкета включала три вопроса:

  • излюбленные приемы в 10-13 лет;

  • излюбленные приемы в 14-17 лет;

  • излюбленные приемы в последние два года.

После обработки выяснилось, что в 10-13 лет у большинства респондентов любимый бросок через спину с колен — 26,83% всех указанных приемов; на втором месте — передняя и задняя подножки — 21,95%; на третьем — зацепы голенью и бросок через бедро — по 12,20%; на четвертом — подсечки — 9,76% (табл. 1-3).

В 14-17 лет бросок через спину с колен по-прежнему на первом месте — 21,69%; на втором — подхват под одну ногу — 10,84%; на третьем — подсечки и зацепы голенью — по 9,64%; на четвертом — передняя и задняя подножки и бросок через спину — по 8,43%.

В последние два года наиболее излюбленный прием — подхват под одну ногу — 15,33%; на втором месте — передняя и задняя подножки — 14,60%; на третьем — бросок через спину с колен — 11,68%; на четвертом — бросок через спину — 10,95%; на пятом — зацепы голенью — 10,22%.

По мере роста мастерства спортсменов происходит смена приоритетов. Если вначале излюбленные приемы: бросок через спину с колен, подножки, зацепы, бросок через бедро, то в период достижения наивысших результатов — подхват под одну ногу, подножки и на третьем месте — бросок через спину с колен. Зацепы голенью на пятом месте. Конечно, главное внимание должно уделяться «коронному» (первому) броску, и такая смена приоритетов объясняется просто: бросок через спину с колен наиболее прост для выполнения: низкая стойка на коленях позволяет при незначительных усилиях вывести противника из равновесия; подхват, наоборот, более красивый, но и более сложный в техническом отношении бросок и требует значительных усилий, чтобы вывести противника из равновесия, и дети в начале своей спортивной карьеры не в состоянии выполнить такой бросок.

Таблица 1

Данные анкетирования и опроса дзюдоистов



Примечание. А. — данные анкетирования членов сборной команды Кыргызстана в разные периоды их спортивной карьеры. О. — данные опроса спортсменов разного возраста.

Таблица 2

Соревновательный арсенал дзюдоистов



Примечание. Соревновательный арсенал в 10-13, 14-15, 16-18 лет. Соревновательный арсенал участников соревнований 2013 и 2009 годов.

Таблица 3

Эффективные приемы дзюдоистов



Примечание. Эффективные приемы в 10-13, 14-15, 16-18 лет. Эффективные приемы участников соревнований 2013 и 2009 годов. ССМ — эффективные приемы сильнейших спортсменов мира.

Кроме анкетирования сборной команды, был проведен опрос дзюдоистов 10-13 лет (31 человек), 14-15 лет (20 человек) и 16-18 лет (22 человека). Вопрос был один: «Наиболее излюбленные броски».

Для детей 10-13 лет, согласно опросу, на первом месте был бросок через бедро — 21,98%; на втором — бросок через спину с колен — 19,78%; на третьем — передняя и задняя подножки -17,58%; на четвертом — бросок через спину — 16,48%.

В 14-15 лет, также на первом месте бросок через бедро — 20,00%; на втором — бросок через спину в стойке и с колен — по 18,18%; на третьем — передняя и задняя подножки — 12,73%; на четвертом — зацепы голенью — 9,09%.

В 16-18 лет: на первом месте подножки, подхват под одну ногу, бросок через спину с колен — по 14,81%; на втором — бросок через спину — 12,96%; на третьем -подхват под две ноги — 11,11%; на четвертом — зацепы и бросок через бедро — по 9,26%.

И опять, если в первых двух случаях приоритеты одинаковые, то в третьем — вместо броска через бедро на первое место выходят подножки, подхват под одну ногу, бросок через спину с колен. То есть количество «коронных» приемов увеличилось, что, несомненно, расширяет возможности борца.

Обследование соревновательной деятельности подтвердило, что дети 10-13 лет чаще пытаются провести бросок через спину с колен — 23,33% всех попыток. На втором месте подсечки — 14,89%; на третьем — передняя и задняя подножки — 12,97%; и на четвертом — зацепы голенью — 11,97%. На бросок через бедро пришлось всего 2,30% всех попыток, в то время как при опросе на него приходилось 21,98% всех излюбленных приемов. Подсечки при опросе вообще никто не упоминал, видимо, считают их вспомогательными приемами, а в соревнованиях их используют довольно часто. Зацепы голенью, согласно опросу начинающих дзюдоистов, используются в 7,69% всех приемов, а в соревнованиях они составляют 11,97%. Бросок через спину с колен и подножки остаются в числе наиболее используемых приемов.

Дзюдоисты 14-15 лет — также наиболее часто используют бросок через спину с колен — в 29,52% случаев. На втором месте подсечки — в 13,54% всех случаев; на третьем — зацепы голенью — в 10,65% случаев; и на четвертом — подножки — в 9,54%. То есть по сравнению с дзюдоистами 10-13 лет предпочтения почти не изменились.

У 16-18-летних дзюдоистов на первое место выходят подсечки — 19,60% всех попыток; на второе — бросок через спину с колен — 18,61%; на третье — подножки -10,73%; на четвертое — зацепы — 9,78%; на пятое — подхват под одну ногу — 9,26%. По сравнению с испытуемыми 14-15 лет, у спортсменов 16-18 лет только подсечки вышли со второго на первое место и подножки с зацепами поменялись местами.

Участники соревнований 2013 г. на кубок «Дордоя» и турнира, посвященного памяти К. Касмалиева, — также наиболее часто использовали подсечки — 29,20%; на втором месте бросок через спину с колен — 11,09%; на третьем — подножки — 9,91%; на четвертом — зацепы -9,72%; на пятом — подхват под одну ногу — 8,98%.

Участники соревнований на кубок Президента НФД КР (Национальной федерации дзюдо Кыргызской республики) 2009 г. чаще проводили бросок через спину с колен — 22,86% всех попыток; несколько реже — подсечки -16,05%; на третьем месте по количеству применений -бросок через голову с упором стопы в живот — 10,99%; на четвертом — броски с захватом ног — 10,22%; на пятом — подножки — 8,26%.

Отсюда следует, что во всех турнирах последних лет набор приемов и их последовательность по предпочтениям с возрастом изменялись мало. А вот по сравнению с 2009 г. — значительно. Там среднее положение занимают броски через голову и с захватом ног. Объяснение этому — изменение правил соревнований [9, 10]. Позже броски с захватом ног, как известно, вообще запретили, а за неудачный бросок через голову с упором стопы в живот стали наказывать как за фальшатаку. Поэтому в 2013 г. бросок через голову выполнялся в исключительных случаях.

Совсем иная картина получается при подсчете количества эффективных приемов в соревнованиях. Так, у дзюдоистов 10-13 лет из 2701 попытки проведения приема 546 оказались удачными. Это составляет 20,21%. На бросок через спину с колен приходится 19,96% всех оцененных приемов. Это наибольший процент в этой совокупности. Кстати, по количеству попыток выполнения он тоже стоит на первом месте — 23,33%. На втором месте находится удержание — 13,19% всех оцененных попыток; на третьем — подножки — 11,17%; на четвертом — зацепы — 9,34%; на пятом — сваливание — 8,42%.

У спортсменов 14-15 лет из 760 попыток проведения приема 177 оказались удачными. Это 23,29%. На первом месте, как и по количеству попыток описанных ранее, -бросок через спину с колен — 27,12% всех оценок; на втором — подхват под одну ногу — 10,73%; на третьем -удержание — 9,04%; на четвертом — подсечки — 8,47%; и на пятом — зацепы голенью — 7,91%.

У спортсменов 16-18 лет из 3158 попыток проведения приема 589 оказались удачными. Это составляет 18,65% всех попыток. Как и в предыдущих двух группах, чаще всего удавался бросок через спину с колен. На него приходится 20,20% всех оцененных приемов; на втором месте — удержание — 14,94% всех оцененных приемов; на третьем — подножки — 10,36%; на четвертом — подхват под одну ногу — 8,83%; на пятом — зацепы — 8,49%.

У мужчин в соревнованиях 2013 г. на кубок «Дордоя» и турнире, посвященном памяти К. Касмалиева, из 2769 попыток проведения приема удачными оказались 406, что составляет 14,66%. На первом месте находятся бросок через спину с колен и подножки — по 12,07% всех попыток; на втором — подсечки — 10,59%; на третьем — подхват под одну ногу и удержание — по 10,10%; на четвертом — зацепы голенью — 9,11%; на пятом — бросок через голову с упором стопы в живот — 7,39%.

В 2009 г. на кубке Президента Национальной федерации дзюдо Кыргызской республики было выполнено 2375 попыток проведения приема. Удачными оказались 417; что составляет 17,56%. На первом месте по количеству оценок по-прежнему бросок через спину с колен -20,14%; на втором — броски с захватом ног — 11,51%; на третьем — подхват под одну ногу — 9,35%; на четвертом — передняя и задняя подножки и бросок через голову с упором стопы в живот — по 7,91%; на пятом — удержание — 7,67%.

Итак, анализ процентного соотношения эффективных приемов показал:

  1. Количество эффективных приемов по отношению к общему количеству попыток с возрастом снижается. Так, в 10-13 лет количество оцененных технических действий составляет 20,21 % всех попыток; в 14-15 лет — 23,29%; в 16-18 лет — 18,65%; у мужчин: 14,66% в 2013 г. и 17,56% в 2009 г. Если в начале спортивной специализации дети используют в соревнованиях все мало-мальски знакомые приемы, часто без подготовки, и они получаются, то с ростом тренированности выполнить результативный прием становится все труднее и труднее.

  2. Во всех исследуемых случаях наиболее эффективным оказался бросок через спину с колен. Только у взрослых спортсменов — участников соревнований 2013 г. на первое место вместе с ним вышли подножки. На 2-4 месте — подхват под одну ногу, кроме самых юных испытуемых, которые не в состоянии выполнить такой сложный бросок.

  3. Во всех возрастных группах в первую тройку наиболее эффективных приемов входят удержание и подножки, кроме дзюдоистов 14-15 лет. И на 4-5 месте — зацепы голенью. Остальные броски, вошедшие в первую пятерку наиболее эффективных приемов, характерны только для каждой отдельной группы.

  4. У взрослых спортсменов — участников соревнований 2013 и 2009 гг. различия в составе приемов обусловлены изменениями правил соревнований — имеются в виду броски с захватом ног. Поэтому, в 2009 г. подсечки и зацепы голенью не вошли в первую пятерку.

В целом можно сказать, что процентное соотношение приемов по анкетам, опросу и в соревнованиях несколько отличается, но еще больше различия видны при подсчете эффективных приемов. Видимо, соревнования вносят свои коррективы в предпочтения борцов. И мастерство их тем ярче, чем лучше они могут использовать сложившуюся соревновательную ситуацию.

Анализ 235 схваток на крупнейших международных соревнованиях 2011-2013 гг. — Олимпийских играх, чемпионатах Европы, Большого Шлема показал, что наиболее часто дзюдоисты получают оценки за бросок через спину с колен — в 15,75% всех случаев; на втором месте — зацепы голенью — 13,36%; на третьем месте — подхват под одну ногу — 8,22%; на четвертом — подножки и удержание — по 6,51%; на пятом — бросок через спину — 5,82%. То есть по составу пяти наиболее эффективных приемов кыргызстанцы в 2013 г. в основном соответствуют международному уровню. Бросок через спину с колен и подхват под одну ногу в обоих случаях занимают первое и третье места соответственно. А вот зацепы голенью по эффективности находятся на втором месте, в то время как у кыргызстанцев — на четвертом. Кроме того, в отличие от кыргызстанцев сильнейшие дзюдоисты мира предпочитают бросок через спину броску через голову с упором стопы в живот.

Проанализировав данные анкетирования, опроса, соревновательной деятельности можно выделить следующее.

Согласно анкетированию, у большинства респондентов в 10-13 лет наиболее излюбленный бросок через спину с колен — 26,83% всех указанных приемов; на втором месте — передняя и задняя подножки — 21,95%; на третьем — зацепы голенью и бросок через бедро -по 12,20%; на четвертом — подсечки — 9,76%.

В 14-17 лет бросок через спину с колен по-прежнему на первом месте — 21,69%; на втором — подхват под одну ногу — 10,84%; на третьем — подсечки и зацепы голенью — по 9,64%; на четвертом — подножки и бросок через спину — по 8,43%.

В последние два года тренировок на первом месте -подхват под одну ногу — 15,33%; на втором — подножки -14,60%; на третьем — бросок через спину с колен — 11,68%; на четвертом — бросок через спину — 10,95%; на пятом -зацепы — 10,22%.

Таким образом, с ростом мастерства дзюдоистов происходит смена приоритетов в технике.

Согласно опросу, дзюдоисты 10-13 лет указывают излюбленные приемы в таком порядке: на первом месте бросок через бедро — 21,98% всех указанных приемов; на втором — бросок через спину с колен — 19,78%; на третьем — подножки — 17,58%; на четвертом — бросок через спину — 16,48%.

В 14-15 лет: на первом месте бросок через бедро -20,00%; на втором — броски через спину в стойке и с колен — по 18,18%; на третьем — подножки — 12,73%; на четвертом — зацепы — 9,09%.

В 16-18 лет на первом месте — подножки, подхват под одну ногу, бросок через спину с колен — по 14,81%; на втором — бросок через спину — 12,96%; на третьем -подхват под две ноги — 11,11%; на четвертом — зацепы голенью и бросок через бедро — по 9,26%.

Как видим, с ростом тренированности на первое место вместо броска через бедро в двух младших группах, в 16-18 лет вышли сразу три броска: подножки, подхват под одну ногу и бросок через спину с колен. Несомненно, увеличение числа «коронных» приемов расширяет возможности борцов.

Анализ соревновательной деятельности обнаружил, что у детей 10-13 лет на бросок через спину с колен приходится 23,33% всех попыток; на подсечки — 14,89%; на подножки — 12,97%; на зацепы — 11,97%.

В 14-15 лет в 29,52% случаев применяют бросок через спину с колен; на втором месте подсечки — 13,54%; на третьем — зацепы — 10,65%; на четвертом — подножки -9,54%. Что свидетельствует о сохранении предпочтений по сравнению с предыдущей группой.

В 16-18 лет на первом месте подсечки — 19,60%; на втором — бросок через спину с колен — 18,61%; на третьем — подножки — 10,73%; на четвертом — зацепы — 9,78%; на пятом — подхват под одну ногу — 9,26%.

По сравнению с предыдущими двумя группами на первое место вышли подсечки, а подножки — с четвертого на третье место.

У взрослых спортсменов в соревнованиях 2013 г. использовались чаще подсечки — 29,20% всех попыток; на втором месте — бросок через спину с колен — 11,09%; на третьем — подножки — 9,91%; на четвертом — зацепы -9,72%; на пятом — подхват под одну ногу — 8,98%.

В соревнованиях 2009 г. взрослые дзюдоисты чаще проводили бросок через спину с колен — 22,86% всех попыток; на втором месте подсечки — 16,05%; на третьем -бросок через голову с упором на стопы в живот -10,99%; на четвертом — броски с захватом ног — 10,22%; на пятом — подножки — 8,26%.

Отличия в составе приемов у мужчин связаны с изменениями правил соревнований: к 2013 г. броски с захватом ног были запрещены, а неудачный бросок через голову стал расцениваться как фальшатака.

Количество эффективных приемов с возрастом меняется: в 10-13 лет составляет 20,21% всех попыток; в 14 -15 лет — 23,29%; в 16-18 лет — 18,65%; у мужчин: на соревнованиях 2013 г. — 14,66% и 2009 г. — 17,56%.

Снижение количества эффективных приемов связано с ростом надежности защиты.

Арсенал наиболее оцениваемых приемов не соответствует арсеналу наиболее используемых приемов. Так, в 10-13 лет наиболее часто оценивался бросок через спину с колен — 23,33% всех оценок; на втором месте удержание — 13,19%; на третьем — подножки — 11,17%; на четвертом — зацепы — 9,34%; на пятом — сваливание — 8,42%.

В 14-15 лет эта динамика выглядит так: бросок через спину с колен — 27,12%; подхват под одну ногу — 10,73%; удержание — 9,04%; подсечки — 8,47%; зацепы голенью — 7,91%.

В 16-18 лет: бросок через спину с колен — 20,20%; удержание — 14,94%; подножки — 10,36%; подхват под одну ногу — 8,83%; зацепы голенью — 8,49%.

У мужчин в соревнованиях 2013 г.: бросок через спину с колен и подножки — по 12,07%; подсечки — 10,59%; подхват под одну ногу и удержание — по 10,10%; зацепы голенью — 9,11%; бросок через голову с упором на стопы в живот — 7,39%.

В соревнованиях 2009 г.: бросок через спину с колен -20,14%; броски с захватом ног — 11,51%; подхват под одну ногу — 9,35%; подножки и бросок через голову с упором на стопы в живот — по 7,91%; удержание — 7,67%.

Следовательно, наиболее эффективные приемы во всех возрастных группах: бросок через спину с колен, удержание, подножки, подхват под одну ногу (кроме дзюдоистов 10-13 лет, которые не в состоянии выполнить подхват).

Анализ 235 схваток сильнейших дзюдоистов мира выявил такую динамику наиболее эффективных приемов: бросок через спину с колен — 15,75%; зацепы голенью -13,36%; подхват под одну ногу — 8,22%; подножки и удержание — по 6,51%; бросок через спину — 5,82%.

Итак, по составу наиболее эффективных приемов кыргызстанцы в основном соответствуют международному уровню. Только зацепы у них на четвертом месте, а у сильнейших дзюдоистов мира — на втором, и бросок через спину они применяют чаще.

Литература

  1. Миндиашвили Д.Г. Учебник тренера по борьбе / Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов. — Красноярск: Изд-во КМГУ, 1995. — С. 184-186.

  2. Спортивная школа как социально-педагогическая система / А.Г. Паршиков // Социально-педагогическое проектирование. — СПб.: Изд-во СПб. ГАФК, 2004. — С. 57-62.

  3. Теория, методика обучения и спортивной тренировки в дзюдо. [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. физкульт. зав., слушателей системы повышения квалификации / под ред. д.п.н., проф. А.В. Еганова. — Челябинск: «Уральская Академия», 2012. — 538 с.

  4. Ким Ю.С. Основы дзюдо / Ю.С. Ким, Л.П. Югай. — Ташкент: Изд-во Уз. ГИФК, 2005. — 140 с.

  5. Ясухиро Я. Боевой дух дзюдо. Уникальная техника мастера / Я. Ясухиро. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 192 с.

  6. Harrington P. Judo Basics: Principles, Rules and Rankings / P. Harrington. — New York: Kodansha America, Inc., 2002. — 208 p.

  7. Mikihiro M. Judo / M. Mikihiro, Y. Kaori. — Tokyo, 2007. — 160 p.

  8. Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте / С.В. Калмыков. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1993. — 104 с.

  9. Райский И.И. Дзюдо: в помощь арбитру. [Текст]: учеб. пос. для студ. высших учеб. зав. / И.И. Райский. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. — 120 с.

  10. Райский И.И. Организация и проведение соревнований по дзюдо. [Текст]: учеб. пос. для студ. вузов / И.И. Райский. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. — 129 с.

References

  1. Mindiashvili D.G. Textbook of trainer on a fight / D.G. Mindiashvili, A.I. Zavyalov. — Krasnoyarsk: KMSU, 1995. — Pp. 184-186.

  2. Sport school as socially-pedagogical system / A.G. Parshikov // Socially-pedagogical planning. — St.-P.: SAFK press, 2004. — Pp. 57-62.

  3. A theory, methodology of educating and sport training, is in judo. [Text]: textbook for the students of higher educational athletic establishments, listeners of the system of in-plant training / A.V. Eganov. — Chelyabinsk: «Ural Academy», 2012. — 538 p.

  4. Kim Y.S. Bases of judo / Y.S. Kim, L.P. Ygai. -Tashkent: Uz. SIFK, 2005. — 140 p.

  5. Ysukhiro Y. Competitive spirit of judo. Unique technique of master / Y. Ysukhiro. — M: Fair-Press, 2004. — 192 p.

  6. Harrington P. Judo Basics: Principles, Rules and Rankings / P. Harrington. — New York: Kodansha America, Inc., 2002. — 208 p.

  7. Mikihiro M. Judo / M. Mikihiro, Y. Kaori. — Tokyo, 2007. — 160 p.

  8. Kalmyikov S.V. Individuality is in sport / S.V. Kalmyikov. — Ulan-Ude: Buryatskoe knijnoe izdatelstvo, 1993. — 104 p.

  9. Raiskiy I.I. Judo: in a help to the arbiter. [Text]: train aid for the students of higher educational establishments / 1.1. Raiskiy. — Bishkek: KRSU press, 2011. — 120 p.

  10. Raiskiy I.I. Organization and realization of competitions on judo. [Text]: train aid for the students of higher educational establishments / I.I. Raiskiy. — Bishkek: KRSU press, 2013. — 129 p.

sportfiction.ru

Дзюдо. Базовая технико-тактическая подготовка для начинающих ( Коллектив авторов, 2006)

Для проведения приемов при борьбе стоя большое значение имеет особенность приобретенного захвата. Без захвата (обхвата) невозможно провести прием.

В данном пособии предлагаются наиболее целесообразные захваты, позволяющие проводить броски на противнике, стоящем в любой стойке, в проекции на горизонтальную и сагиттальную плоскости.

Захваты при борьбе стоя (стандартные и нестандартные)

Следует иметь в виду, что по правилам соревнований борьбы дзюдо использование захватов на ближней дистанции (захват пояса спереди и на спине) и односторонних захватов ограничено временем, что исключает возможность дождаться выгодной пусковой ситуации для проведения броска и требует незамедлительных активных действий по созданию таких ситуаций (проведение динамической подготовки или комбинации).

Захват может располагаться в одних и тех же точках, но в условиях одноименной или разноименной взаимной стойки будет различен по кинематическим параметрам и обуславливать проведение различных приемов и в различных направлениях (рис. 2.1.1–2.1.14).

Рис. 2.1.1. За концы рукавов при любой взаимной стойке

Рис. 2.1.2. За разноименный отворот и разноименный рукав при любой стойке

Рис. 2.1.3. За одноименный отворот и разноименный рукав при любой стойке

Рис. 2.1.4. За пояс спереди (на спине) и разноименный рукав при одноименной стойке

Рис. 2.1.5. За пояс на спине через одноименное плечо и разноименный рукав при одноименной стойке

Рис. 2.1.6. За шею сверху  под плечо и разноименный рукав при одноименной стойке

Рис. 2.1.7. За пояс на спине через одноименное плечо и одноименный рукав накрест при одноименной стойке

Рис. 2.1.8. За одноименный рукав  и одноименный отворот сверху захваченной руки при разноименной стойке

Рис. 2.1.9. За разноименный ворот на шее и разноименный рукав при разноименной стойке

Рис. 2.1.10. За одноименный ворот на шее и пояс спереди при разноименной стойке

Рис. 2.1.11. За пояс на спине через разноименное плечо и одноименный рукав при разноименной стойке

Рис. 2.1.12. За одноименный отворот поверх шеи и одноименный рукав при разноименной стойке 

Рис. 2.1.13. Обхват разноименного плеча снизу с головой (узлом) при разноименной стойке

Рис. 2.1.14. Обхват разноименного плеча снизу с головой (узлом) при одноименной стойке

Сама технология осуществления захвата за отворот и рукав приведена на рисунке 2.1.15.

Рис. 2.1.15. Технология осуществления захвата за кимоно

Поскольку в современном дзюдо акценты переместились с демонстрационного режима на спортивный, некоторые захваты, использовавшиеся при демонстрации бросков проворотом в условиях соревнований, в настоящее время противопоказаны (рис. 2.1.16).

Рис. 2.1.16. Захваты, противопоказанные для использования в спортивном дзюдо

Выведения из равновесия

Для проведения бросков, для осуществления защиты, проведения подготовок к броскам необходимо научиться выводить противника из равновесия. Достаточно полно эта тема будет представлена ниже.

Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на бок.

В настоящей главе традиционное описание техники выполнения бросков в основном отсутствует, поскольку в 1-й главе дано системное описание техники приемов борьбы по типам, классам, отрядам и группам. В процессе изучения настоящей главы одновременно с просмотром иллюстрации какого-либо броска читатель должен будет обращаться к 1-й главе, с тем чтобы найти там обоснование схожести или различия биомеханической структуры приемов. Такой длительный и на первый взгляд утомительный способ усвоения материала позволит более глубоко осмыслить биомеханическую основу техники бросков и вооружит тренера способностью точно определять причину ошибок и эффективно их корректировать.

А. Броски проворачиваясь (тип «проворотом» («А»)

Это броски противника (Уке) перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с ним своим ближним боком, спиной или дальним боком. Затем, продолжая проворот, бросает его перед собой.

Основным элементом, влияющим на качество выполнения этих бросков, является максимальное отворачивание своей головы в сторону будущего падения противника и далее.

При захватах на дальней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника развернуться на 270°.

При захватах на средней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 180°.

При захватах на ближней дистанции для успешного проведения броска необходимо до входа в контакт с телом противника провернуться на 90°.

В первом случае необходима высокая скорость, в третьем – большая сила.

Все броски типа «проворотом» («А») имеют общую пространственно-тактическую структуру и отличаются друг от друга по динамическим признакам: подъемом вверх, горизонтальным выведением из равновесия, выбиванием всей опоры.

На нижележащем уровне они делятся на броски: без воздействия на ноги противника, с воздействием на ноги ногами, руками, ногами и руками.

Наиболее ответственной фазой, определяющей успех броска, является выход из исходного положения в стартовое (1-я фаза броска). Особенно эта фаза ответственна при проведении бросков проворотом, поскольку атакующий при достаточно сложном по координации выходе с исходной позиции на старт броска находится длительное время в одноопорном положении с малой устойчивостью, что позволяет противнику успешно организовывать защиту.

Именно поэтому техника выхода на старт броска в данном типе приемов является наиболее ответственной и требует особого внимания.

Ниже приводятся броски типа проворотом при разных способах выхода на старт, что по классификации техники борьбы относится к классу техники бросков проворотом.

Ниже по каждому броску к его основному наименованию будет прибавляться способ выхода на старт («входом», «уходом» и т. д.).

Выход на старт броска «выходом». С поворотом на носке сзади стоящей ноги вынос впереди стоящей ноги мимо противника на ее стартовое положение (снаружи одноименной ноги противника) (рис. А-1а, б, в).

Рис. А-1. Проворот через туловище «выходом». (Маки-коми, Сото маки-коми – под плечо, снаружи). При одноименной стойке срыв захвата противника выполняется сравнительно легко, но угол разворота при таком взаимоположении равен 270°. При разноименной стойке угол разворота равен 180°, но срыв захвата противника представляет значительные трудности. В этом случае необходимо руку, срывающую захват, продвигать не к противнику, а внутрь, мимо себя

Рис. А-2. Обратный проворот через туловище «выходом». Выполняется только при разноименной стойке

Рис. А-3. Проворот подножкой «выходом». Выполняется только при разноименной стойке

При одноименной стойке возможно проведение проворота подножкой выходом, но с предварительным выведением из равновесия за счет отшагивания в направлении рывка. Поэтому иногда этот способ называют «отходом», что не совсем правильно, поскольку это действие является одним из способов подготовки к броску и относится к вспомогательным техническим действиям, обеспечивающим тактику проведения броска.

В переводной литературе по дзюдо (Х. Эссинк, 1974; М. Вахун, 1981) для проведения бросков с подставлением атакующей ноги перед противником предлагается вариант, представленный на рис. А-4. На начальном этапе развития спортивного дзюдо такой способ демонстрации «гибкой техники» имел успех. Постепенно по мере ужесточения конкуренции степень свободы захватов была сведена к нулю и в настоящее время использовать такой способ выхода на старт бросков проворотом, даже в качестве отвлекающего маневра, чреват неудачей или поражением. На самом деле это действие является отвлекающим маневром перед выходом на стартовую позицию (т. е., относится к подготовкам).

Рис. А-4. Квази-способ выхода на старт бросков проворотом по М. Вахуну (1981), Х. Эссинку (1974)

Рис. А-5. Проворот подножкой от отрыва ноги «выходом»

Предварительный захват ноги практически не входит в структуру броска, поскольку является актом приобретения другого захвата. В классификации техники дзюдо он отсутствует, поскольку захваты ног были отнесены к специальному разделу. (Выполняется только при разноименной стойке).

Выход на старт броска «уходом» – с разворотом на носке впереди стоящей ноги увести сзади стоящую ногу назад по кругу так, чтобы она стала снаружи одноименной ноги противника (рис. А-4а, б).

Выполняется только при одноименной стойке. При разноименной стойке проворот через руку выполняется классом входа или полувхода.

Рис. А-6. Проворот через руку «уходом».

Рис. А-7. Поворот уходом (Таи-отоси – поворот скатываясь). Это типичный бросок для японского принципа использования передвижения противника. При разноименной стойке угол разворота в 1-й фазе может не превышать 90°. При одноименной стойке угол разворота в 1-й фазе должен быть не менее 180°. Практически бросок может быть выполнен и без подножки, если будет пойман момент переноса веса тела противника на атакуемую ногу

Проворот «уходом» через безопорную ногу (одноименным зацепом) выполняется, как правило, при одноименной стойке. Сам выход из исходного положение на стартовую позицию является средством выведения противника из равновесия. Если атакуемая нога противника перестает быть опорной, то бросок может быть выполнен как проворот отхватом. Если нет, то он будет относиться к провороту одноименным зацепом (рис. А-8).

Рис. А-8. Проворот «уходом» с отхватом или одноименным зацепом

Рис. А-9. Проворот отбивом «уходом». Бросок является усиленным вариантом выведения из равновесия за счет рывка рук. Более удобен при разноименной стойке

Рис. А-10. Проворот отрывом «уходом»

Выход на старт броска «входом» – вынос впереди стоящей ноги под проекцию общего центра тяжести противника с одновременным разворотом стопы носком внутрь. После постановки ноги с рывком за кимоно на себя отворачивание к противнику спиной (боком) с подставлением другой ноги к впереди стоящей. После соприкосновения спиной с телом противника продолжать теперь уже совместный проворот в сторону предполагаемого падения противника. Бросок выполняется с различными захватами. При основном захвате за отворот проводится Иппон-сеои-наге (чистое метание взваливанием) (рис. А-11).

Рис. 11. Проворот через спину «входом». (Иппон-сеои-наге – чистое метание взваливанием)

При захвате за разноименный рукав и разноименный отворот проводится Сеои-наге (метание взваливанием) (рис. А-12а). Однако использование такого захвата на старте броска в соревновательных схватках чревато поражением, так же, как и другого стартового положения при проведении бросков Тсури-коми-госи (рис А-12б).

Рис. А-12. Захваты, которые не рекомендуется использовать в соревновательной и боевой практике

При проведении бросков подтипа подворотом с выходом на старт «входом» атакующий поворачивает свою плечевую ось только на 90° и после этого продолжает отворачиваться вместе с противником. Не имеет особенного значения, подсел атакующий под противника или нет, будет ли после этого вертикальный отрыв противника от татами. Важно, чтобы после вхождения в контакт с телом противника атакующий продолжал отворачиваться как можно на больший угол. В этом смысл термина «проворот», и именно его соблюдение обеспечит проведение броска независимо от степени вхождения под ОЦТ противника (рис А-13).

Рис. А-13. Проворот через таз «входом» (О-госи – основное бедро, как подъем тазом с подседа)

Рис. А-14. Проворот «входом» с подхватом

Бросок выполняется за счет основного рубящего движения ногой назад с горизонтальным продвижением стопы вдоль татами и ударом по ноге противника за счет выпрямления перед этим согнутой в колене ноги. Однако возможен вариант первоначальной попытки вертикального подъема противника тазом после «входа» и подхватывания несколько разгруженной ноги, с тем чтобы противник не соскользнул с таза атакующего.

Проворот подхватом можно проводить и другими способами выхода на старт. При разноименной и одноименной стойке возможен выход на старт отходом (дальняя от противника нога отходит в направлении рывка и последующего броска). В данном случае основное воздействие на противника осуществляется более по верхней составляющей пары сил и удар ногой проводится уже после полного выведения противника из равновесия.

В тех случаях, когда атакуемая нога противника полностью разгружается и по ней проводится удар ногой, подхват по динамической структуре превращается в отхват, который проводится под свободную ногу.

Первый термин будет соответствовать действию, при котором противник «наматывается» вокруг без опорной ноги атакующего. Второй термин будет соответствовать действию, при котором атакуемая нога выбивается в момент снятия стопы с опоры.

Броски с собственным падением совместно с противником (а не потеряв равновесие после его падения) уже не могут считаться подхватами и отхватами. Это уже будут броски через ногу или отбивы, если они проводятся изнутри. Однако все они имеют единую глобальную структуру – проворот.

Следует иметь в виду, что подбивание ноги противника вверх превращает этот бросок в подсад бедром снаружи (рис. А-15).

Рис. А-15. Проворот «входом» с подсадом бедра бедром снаружи

Провороты входом с подсадом успешно проводятся с вертикальным воздействием задней поверхностью бедра между ног противника (подсад изнутри), что именуется в России подхватом изнутри. Но это не подхват, а подсад бедром изнутри (рис. А-16) по тому же принципу, что и проворот входом с подсадом бедром снаружи на рис. А-15. Россияне при оперировании японскими терминами дзюдо склоны называть этот прием Учи-мата. У японцев Учи-мата – понятие более широкое: «под широко расставленные…» Этот прием может проводиться и как подсад, и как отбив.

Рис. А-16. Проворот «входом» с подсадом бедром изнутри

Рис. А-17. Проворот «входом» с подсадом бедром и голенью изнутри

Бросок может выполняться непосредственно подсадом, но для этого надо подшагивать сзади стоящей ногой, что снижает силу рывка. Более целесообразным является вход под противника, и после попытки его отрыва следует одновременно включить подсад, как бы мешая ноге противника соскользнуть с бедра. Первый вариант оптимален при разноименной стойке. При одноименной стойке выход на старт броска может проводиться уходом, что по сути переводит сам подсад в разряд усиления в случае соскальзывания противника с бедра.

Рис. А-18. Проворот через спину с отрывом бедра «входом»

Рис. А-19. Проворот через руку с отбивом «входом»

Рис. А-20. Проворот рывком ноги «входом»

Выход на старт броска «скрестно» – провернуться на носках обеих ног так, чтобы передняя стопа оказалась на носке, а задняя нога – на всей стопе, расположенной перпендикулярно к сагиттальной плоскости атакующего.

К этому же классу выходов на старт бросков проворотом относится выход «прыжком», когда атакующий, оттолкнувшись от опоры, проворачивается вокруг своей продольной оси и, приземлившись, оказывается на старте броска.

Следует отметить, что этот эффектный в показательных выступлениях способ в условиях соревнований может быть эффективным только с использованием разнонаправленной динамической подготовки.

Рис. А-21. Проворот через таз «скрестно». Бросок успешно проводится с захватом шеи противника и собственным падением

Рис. А-22. Проворот одноименным зацепом голенью снаружи (последующим «прыжком»). В дзюдо нельзя задерживаться на первой фазе, иначе последует команда «матэ»

Рис. А-23. Проворот отбивом последующим «прыжком». В дзюдо задерживаться на первой фазе нельзя, так же, как и в предыдущем случае

Рис. А-24. Проворот сваливанием «скрестно» против захвата ног

Все проиллюстрированные броски могут усиливаться за счет собственного падения, увлекая за собой противника. При этом структура первой и второй фазы практически остается единой. Мощь броска и одновременно его безопасность можно увеличить путем предварительного падения. В этом случае его структура уже в первой фазе будет несколько отличаться от базовой, но общее тактическое назначение и основные пространственно-смысловые признаки будут едиными (бросок противника вперед перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком) (рис. А-25).

При ориентации тренера на спортивные достижения в дзюдо следует учитывать некоторые неточности в интерпретации техники бросков дзюдо в связи с эволюцией правил соревнований и эволюцией направленности системы дзюдо. На рис. А-25а иллюстрируется вариант выполнения броска Хане-маки-коми (дословно – пружинящим крылом птицы под плечо). Если учитывать тот факт, что Я. Ямасита имеет явно выраженную низкорослость, то надо ли ему проводить такой бросок вместо более простого броска проворотом с захватом руки на плечо, стягивая противника, становясь на колени?

Рис. А-25. Броски проворотом с усилением за счет совместного падения (а)  (в исполнении чемпиона мира Ясухиро Ямаситы) и предварительного падения (б)

На рис. А-25б иллюстрируется вариант выполнения броска Сеои-наге (дословно – метание взваливанием) через предплечье и с предварительной постановкой атакующего на колени.

Проведем примитивный историко-биомеханический анализ целесообразности выполнения такого броска.

До выхода дзюдо на мировую спортивную арену весовые категории в нем отсутствовали. 60-килограммовый дзюдоист мог демонстрировать броски на 90-килограммовом. В этом случае он был заведомо меньшего роста, и для удлинения своего туловища необходимо было поднимать плечо, а в качестве преграды выставлять предплечье. «Метание» при этом было обеспечено.

При наличии весовых категорий возможна встреча с противником настолько более длинного роста, чтобы использовать такое поднимание плеча для проведения броска без собственного падения.

Однако для чего в данном случае становиться на колени? Не проще ли, и более успешно было бы провести бросок с захватом руки на плечо?

Этот пример дан для того, чтобы начинающие тренеры не воспринимали все зарубежное как догму, а осмысливали, пользуясь элементарными знаниями биомеханических основ техники борьбы.

Если учитывать факт ужесточения борьбы, снижения амплитуды при поведении бросков, то к типу проворотов следует отнести успешно реализуемый в спортивных состязаниях бросок полупроворотом, при котором после «выхода» на старт проворачивание вокруг своей продольной оси производится не вперед, а в сторону. Этот способ лишает противника возможности защищаться динамически (перешагивать), поскольку атакующая нога внутренней стороной бедра вплотную приставлена к атакуемой ноге противника (А-26).

Рис. А-26. Полупроворот подножкой

Таким образом все броски типа А (проворотом) проводятся в одну тактическую сторону. Выходы на стартовую позицию бросков в значительной степени зависят от исходной взаимной стойки (одноименной или разноименной).

На нижележащих классификационных уровнях броски различаются по динамической структуре и относятся к подниманиям, сваливаниям, подхватам, отбивам, через ногу (руку), зацепам.

Броски наклоняясь (тип «наклоны») («В»). Они характеризуются тем, что атакующий (Тори) бросает противника (Уке) назад перед собой. Основным их элементом является наклон атакующего. Причем наклон головы должен опережать сгибание туловища. Соблюдение этого принципа обеспечит успех проведения таких сложнокоординационных бросков, как наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари).

Рис. В-1. Наклон сваливанием

Только при проведении наклона подножкой (длинного на коротком) возможно прогибание в позвоночнике, с тем чтобы быстрее навалиться грудью на плечо противника.

Рис. В-1. Наклон сваливанием

Рис. В-3. Наклон подножкой

Рис. В-4. Наклон опорным отхватом (О-сото-гари) выполняется за счет выбивающего выпрямления атакующей ноги при постановке ее на опору

Рис. В-5. Наклон отхватом

Рис. В-6. Наклон одноименным зацепом (О-сото-отоси – основное скатывание снаружи)

Рис. В-7. Наклон одноименным отхватом изнутри

Рис. В-8. Наклон одноименным рывком ноги изнутри

Рис. В-9. Наклон подсечкой (Де-аси-хараи)

Рис. В-10. Наклон подсечкой голенью (О-сото-гаке)

Рис. В-11. Наклон толчком, захватом разноименной ноги снаружи

Рис. В-12. Наклон подсечкой изнутри (Ко-учи-гари – малое выкашивание изнутри)

Рис. В-13. Наклон отхватом изнутри (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри)

Рис. В-14. Как нельзя выходить на старт наклона отхватом (О-учи-гари – основное выкашивание изнутри (М. Вахун, 1983, рис. 59а, б, в, дзюдо, 1980, рис. 198, 199, 200), поскольку после предварительного отворачивания атакующего при выходе на старт броска последующий поворот в сторону оказывается неустойчивым и не обеспечивает полноценного рывка)

Рис. В-15. Наклон рывком разноименной ноги изнутри

Рис. В-16. Наклон захватом ног

Рис. В-17. Наклон выхватом ног

Рис. В-18. Наклон подножкой от отрыва ноги

Рис. В-19. Наклон подсечкой от отрыва ноги

С целью усиления бросков в спортивной практике используются броски с собственным падением, к которым следует отнести наклон с боковой подножкой или зацепом голенью снаружи (О-сото-гаке – основное наружное падение в обрыв) (рис. В-20).

Рис. В-20. Наклон с боковой подножкой

Броски прогибаясь (тип «прогибы») («С») характеризуются тем, что атакующий бросает противника вперед за себя за счет работы мышц спины. Среди них имеются подотряды движений: «прогибом», «разворотом», «вращением», «разгибом».

Разгибы выполняются за счет предварительного наклона атакующего в момент первой фазы броска (входа в контакт с противником) и последующим разгибанием в позвоночнике. Сбрасывание оторванного от татами противника как правило проводится перед атакующим.

Рис. С-1. Разгиб через плечи

Рис. С-2. Разгиб захватом ног

Рис. С-3. Разгиб переворотом

Рис. С-4. Разгиб обратным переворотом

Вращения выполняются за счет предварительного сгибания атакующего (в момент сближения с противником в 1-й фазе) и последующего вращения вокруг своей продольной оси, не поднимая противника. Именно такой способ является классическим (Ката-гурума – плечевое колесо).

Рис. С-5. Вращение через плечи (Ката-гурума – плечевое колесо)

Рис. С-6. Продольное вращение при одноименной стойке

Рис. С-7. Поперечное вращение при разноименной стойке

Прогибы (чистые прогибы) выполняются в основном за счет прогибания в позвоночнике при обязательном условии запрокидывания головы атакующего за себя. В противном случае работа мышц спины будет значительно нейтрализовываться мышцами – сгибателями позвоночника.

Рис. С-8. Прогиб подъемом (Ура-наге – обратное метание)

Рис. С-9. Прогиб с отрывом ноги и подсадом бедром и голенью изнутри, проведенный Ш. Чочишвили и принесший 1-ю для СССР золотую медаль на Олимпийских играх в Мюнхене (1968 год) 

Классическое Уширо-госи (обратное бедро как подъем после подседа) практически является встречным контрприемом и формально к атакующей технике не относится.

Рис. С-10. Прогиб подсадом бедром снаружи

Прогибы могут выполняться подхватом (с горизонтальным выбиванием бедра бедром (снаружи внутрь) (рис. С-9а), вертикальным подсадом голенью и стопой изнутри (рис. С-9б), подсадом голенью и стопой снаружи (рис. С-9в).

Рис. С-11. Броски прогибом с подхватом (а) и вариантами подсадов (б, в)

Рис. С-12. Прогиб подсадом стопой (Томое-наге – совместное метание) 

Рис. С-13. Прогиб отбивом бедра голенью изнутри

Рис. С-14. Прогиб подсечкой (Тсури-коми-аси-хараи). Стопа скользит параллельно татами и выбивает ногу противника по горизонтали

Развороты представляют собой комбинацию прогиба в позвоночнике с одновременным зашагиванием вокруг противника и вращением вокруг своей продольной оси. Они являются более легкими и результативными по сравнению с чистыми прогибами.

Рис. С-15. Разворот (Ура-наге – обратное метание с акцентом на собственное вращение). Выполняется только с собственным падением

Рис. С-16. Разворот подножкой на пятке

Рис. С-17. Разворот сваливанием (в исполнении олимпийского чемпиона 1964 г. Исао Инокумы). Несколько видоизмененный захват за пояс на спине через одноименное плечо, привнесенный в мировое дзюдо школой советского самбо

Рис. С-18. Разворот через стопу (Хиза-гурума – коленное колесо)

Рис. С-19. Разворот подсечкой от отрыва ноги

Броски запрокидываясь (тип «запрокидывания») («D») выполняются путем опрокидывания противника назад, за себя, с предварительным поворотом атакующего в сторону, противоположную броску. Здесь важно запрокидывание головы атакующего во 2-й фазе броска после выхода с исходной позиции на стартовую.

Рис. D-1. Запрокидывание подсадом (Усиро-госи – обратное подбивание)

Рис. D-2. Запрокидывание подсечкой

Рис. D-3. Запрокидывание зацепом стопой

Рис. D-4. Запрокидывание подножкой на пятке

Рис. D-5. Запрокидывание рывком разноименной ноги изнутри (при разноименной стойке)

Рис. D-6. Запрокидывание захватом ноги накрест изнутри (при одноименной стойке)

Рис. D-7. Запрокидывание зацепом стопой, заскакивая (при одноименной стойке)

Рис. D-8. Запрокидывание обратным выхватом

Рис. D-9. Запрокидывание через плечи

Рис. D-10. Запрокидывание двойным подбивом

Рис. D-11. Запрокидывание двойным зацепом

Рис. D-12. Запрокидывание одноименным зацепом изнутри и захватом ноги снаружи

Рис. D-13. Запрокидывание захватом руки под плечо

Рис. D-14. Запрокидывание подсечкой от отрыва ноги накрест

kartaslov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о