Дзюдо и самбо отличие – что лучше выбрать, принципы и техника, эффективность стилей борьбы

Делаем выбор между двумя видами борьбы дзюдо и самбо

Делаем выбор в пользу борьбы

Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения страны. Спорт является важным социальным фактором в деле формирования человека.

Как средства физического воспитания, борьба дзюдо и борьба самбо направлены на всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов и их физическую подготовленность; укрепление здоровья; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и оборонительной деятельности; вооружение юных спортсменов специальными знаниями; привитие навыков личной и общественной гигиены. Занятия борьбой способствуют развитию не только физических, но и морально-волевых качеств детей, оказывают положительное влияние на развитие их психических процессов, воспитывают выдержанность, самообладание, трудолюбие, ответственное отношение ко всем видам деятельности.

Программный материал объединён в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение ряда оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Исходя из цели, практические занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные. Цель учебных занятий заключается в усвоении (ознакомлении, разучивании, закреплении, повторении) нового материала. В процессе же учебно-тренировочных занятий разбирают не только новый материал и закрепляют пройденный ранее, но большое внимание уделяют повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности (совершенствованию) выполнения ранее изученных движений и повышению работоспособности. Контрольные занятия проводятся в форме соревнований или зачётов по разделам учебного плана с целью проверки уровня подготовленности начинающих спортсменов. На таких занятиях выставляют оценки по технике физических упражнений, проводятся контрольные схватки и квалификационные соревнования на присвоение очередного разряда. Контрольные занятия позволяют оценить качество проведённой учебно-тренировочной работы, успехи и недостатки отдельных воспитанников относительно уровня общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, объем усвоенного в течение прошедшего времени теоретического материала. Они же обычно завершают изучение определённого раздела учебной программы, а также применяются для проверки качества работы тренера.

Физическая подготовка детей на начальном этапе требует особого внимания, так как в младшем школьном возрасте закладывается основа общей работоспособности, здоровья, гармоничного развития, надёжности и слаженной деятельности всех систем организма, то есть, всего того, что обеспечивает в дальнейшем достижение высот спортивного мастерства. В этот период у детей должны быть сформированы также прочные двигательные умения и навыки, что составляет фундамент их двигательной подготовленности. Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринуждённо выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий.

Проведение занятий по борьбе возлагается на опытных тренеров и инструкторов, имеющих специальное образование и подготовку. Во время организации и проведения занятий особое внимание обращается на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.

Некоторые отличия правил соревнований — по дзюдо и по самбо.

Созданный в СССР и популярный в России и во всём мире, сходный с дзюдо вид борьбы – самбо — отличается от дзюдо формой для занятий (костюм самбиста состоит из куртки с продеваемым в неё поясом, спортивных трусов и обуви), правилами спортивных соревнований (в частности, в самбо разрешены болевые приёмы на ноги, запрещены удушения; приём «Канэ Басами» в дзюдо, он же «ножницы» в самбо, и приём «Кавадзу Гакэ» в дзюдо, он же «обвив» в самбо, теперь разрешены для выполнения на соревнованиях только по самбо), более низкой стойкой спортсменов (классическая стойка дзюдоиста — с прямой спиной) и ковром, на котором проходят схватки (в самбо он круглый и более мягкий, чем татами в дзюдо).

Самбо (САМозащита Без Оружия) зародилась в нашей стране в 1938 году.

Самбо — совершенная система самозащиты, т.к. включает в себя сотни приемов защиты и нападения, взятых и синтезированных из многих национальных видов борьбы. Это якутская — «хапсагай», татарская — «куреш», молдавская — «трынта», грузинская — «чидаоба», армянская «кох», казахская «курес», узбекская «кураш», русский кулачный бой, греко-римская и вольная борьба, дзюдо и многие другие.

В настоящее время самбо культивируется более чем в 70 субъектах Российской Федерации. Ее популярность в молодежной среде диктуется тем, что этот вид единоборств формирует собранность, быстроту реакции, развивает физически, формирует гармоничную фигуру, вырабатывает морально-психологическую устойчивость, учит приемам самозащиты, что необходимо в нынешних социально-экономических условиях нашего общества, когда асоциальное поведение в юношеской среде для некоторых становится, чуть ли не нормой жизни.

Практически во всех силовых структурах самбо является неотъемлемым элементом физической и специальной подготовки личного состава. Особенно содержательно проводится работа в пограничных войсках России.

В стране ежегодно проводятся чемпионаты России среди мужчин и женщин, первенства среди юниоров, юношей, юниорок и девочек, Кубки России, турниры, посвященные памяти выдающихся спортсменов страны, знаменательным датам в истории Отечества, проводятся чемпионаты силовых структур, спортивных ведомств, Абсолютный чемпионат России.

В 1966 году самбо получило международное признание — включено в международную любительскую федерацию борьбы (ФИЛА). В 1985 году была создана самостоятельная Международная федерация любительского самбо (ФИАС), в которую входят Европейская, Панамериканская, Азиатская и Африканская федерации. В международной федерации самбо, единственной в мире, официальным языком является русский, чему нет аналогов в других федерациях.

Ежегодно по самбо проводится чемпионат мира в 10-ти весовых категориях среди мужчин и женщин (в среднем до 220 участников), командный и личный Кубок Мира, Чемпионаты и первенства Европы, Азии, Панамерики, Чемпионаты мира среди студентов, полиции, милиции и ветеранов.

Самбисты-защитники Отечества в годы Великой Отечественной войны и в «горячих» точках показывали примеры мужества, героизма и отваги, за что удостоены высоких государственных званий и наград, среди них герои Советского Союза и России: Александр Иванович Попрядухин, Леонид Дмитриевич Голев, Виталий Степанович Бележенко, Дмитрий Александрович Полковников, Сергей Александрович Селиверстов.

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!». Подробнее — на сайте Федерации дзюдо России — http://www.judo.ru

Кано Дзигоро, отец современного дзюдо, в студенческие годы стал серьезно задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа. В 1882 г. он открыл при храме Эйсё в Токио собственную спортивную школу Кодокан — «Дом постижения пути». Блистательный триумф этой школы в чемпионате воинских искусств (1886) утвердил превосходство дзюдо над старым дзю-дзюцу. Вскоре дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.

Своему развитию в России и СССР дзюдо обязано в первую очередь Василию Сергеевичу Ощепкову. В. С. Ощепков провёл детство и юность в Японии (начиная с 1905 года) и был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

В 30-х годах прошлого столетия В. С. Ощепков активно развивал дзюдо в России сначала на Дальнем Востоке (1914, 1917—1925), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года).

После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году его ученики на основе дзюдо разработали новый вид борьбы — самбо.

Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката (набор формальных упражнений, ката в дзюдо выполняются в парах), рандори (букв.«свободные захваты», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (соревнования).

Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон (этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств,

основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения, как в стойке, так и в партере. По соображениям минимизации травм, в спортивном дзюдо разрешены только болевые приёмы на локтевой сустав. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.

Для спортсменов высших мастерских степеней также используются пояса красно-белого (6-й…8-й даны) и красного (9-й…10-й даны, присуждаются за развитие дзюдо) цветов.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями. Помимо этого, дзюдо способствует развитию у занимающихся других позитивных качеств, таких как нравственность, наблюдательность, память и воображение. Для занимающихся дзюдо Кано выработал ряд наставлений:

  • Умей соотносить свои возможности с возможностями противника.
  • Завладевай инициативой.
  • Обдумывай тщательно, а действуй решительно.
  • Знай, где нужно остановиться.
  • Одержав победу не заносись; потерпев поражение, не сгибайся, благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём.

Эти наставления применимы как к тренировкам по дзюдо, так и к повседневной жизни.

 В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах. Спортивное дзюдо получило широкое распространение, по нему проводятся национальные, континентальные и мировые чемпионаты, а также кубковые турниры («Большой шлем», «Суперкубок мира», «Клубный кубок Европы» и другие). Также проводятся чемпионаты среди юниоров и ветеранов. Дзюдо является олимпийским и паралимпийским видом спорта. 

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.

800×600 Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 Программный материал объединён в целостную систему многолетней спортивной подготовки  и предполагает решение ряда оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

xn—-8sbdjar2bne0a3l.xn--p1ai

В чем отличие дзюдо от самбо?

Дзюдо — самое универсальное средство для совершенствования своего тела и духа одновременно. Так считал основатель этой техники борьбы Дзигоро Кано. Упорные тренировки помогут не только научиться атаковать и защищаться, но и закалить свое тело и воспитать волю.

История развития

Существует две версии возникновения этого боевого искусства. Первая похожа на красивую легенду, как в прекрасный морозный день Дзигоро Кано наблюдал в саду за тем, как идет снег. Снежинки мягко ложились на ветку сакуры. Их слой становился все больше и больше. Ветка гнулась под тяжестью снега и должна была вот-вот сломаться. Но этого не произошло. Ветка согнулась, и снег упал с нее, и она вернулась в первоначальное положение.

Увидев это, мастер Кано задумался о том, как создать боевое искусство, основанное на гибкости человеческого тела. Так и возникло дзюдо и его приемы, которые позволяли за счет гибкости избегать воздействия противника и его грубой силы.

Согласно второй версии, прототипом дзюдо являлось боевое искусство джиу-джитсу. Дзиго Кано в молодости занимался несколькими видами спорта, в том числе и джиу-джитсу. Он считал, что в нем очень много отрицательных моментов, которые мешают отдаться искусству полностью. Именно устранением этих недостатков и занялся Кано. Результатом стал абсолютно новый вид спорта — дзюдо.

Высшее достижение в дзюдо

Дзигоро Кано создал в Японии университет дзюдо. Он находится в Кадокане. Стать его профессором и получить красный пояс с белыми полосами является высшим достижением в этом боевом искусстве. Таких людей очень мало по всему миру. Только 7 человек обладают званием профессора и поясом.

Развитие дзюдо в России

Несмотря на то что дзюдо было создано в Японии, советские спортсмены имеют много достижений в этом виде спорта. Они с успехом выступали на различных соревнованиях, в том числе и международного уровня, и всегда достигали высоких результатов.

Выдающимся спортсменом-дзюдоистом был Владимир Невзоров. Его техника была уникальна даже по мнению японских мастеров. Уникальность состояла в том, что буквально для каждого международного соревнования у него был припасен прием. Дело в том, что над каждым приемом, чтобы довести его до совершенства, спортсмен работал по несколько лет. Невзоров мог подготовить бросок и выполнить его идеально в схватке всего за один год.

Так как советские спортсмены преуспели в дзюдо, они решили разработать собственную технику. Так появилось самбо. Это относительно молодое боевое искусство, которому чуть больше 75 лет. Оно представляет собой симбиоз различных техник и многим схоже с дзюдо. Так советские и российские спортсмены, затратив минимальное время на переподготовку, могли выступать в соревнованиях по этих двух боевых искусствах. В чем отличие дзюдо от самбо? Сейчас мы об этом поговорим.

Отличие дзюдо от самбо

Если же самбо пошло от дзюдо, то важно знать, какие отличия этих двух видов спорта друг от друга. На самом деле их не так уж и много.

  1. Ковер для соревнований. В самбо это ковер, напоминающий покрытие для соревнований по вольной и герко-римской борьбе. Для дзюдо используется татами, площадка с твердым покрытием и строго обозначенными границами.
  2. Форма. Формой для самбистов является специальная курточка и шорты. Дзюдоисты традиционно одеваются в кимоно. Сейчас действуют новые правила, по которым спортсмены надевают кимоно синего и белого цветов. Это зависит от того, какой спортсмен первым выходит на татами. Тот, кого вызвали первым, должен быть одет в синее кимоно, второй — в белое.
  3. Очки за приемы. В дзюдо и самбо есть идентичный бросок — иппон. Вся разница в количестве очков, которыми его оценивают судьи. В самбо за такой бросок дают 4 очка, в дзюдо — 10, и присуждают чистую победу.

Чтобы выиграть поединок, нужно учесть несколько правил: обязательно удерживать противника на протяжении 30 секунд, выполнить бросок на спину, оторвав от покрытия обе его ноги или применить удушающий прием.

Для выигрыша поединка в самбо необходимо набрать 12 очков. Это значит, что нужно выполнить три броска, выполнить несколько болевых приемов или удержаний. Удержание в самбо на протяжении 20 секунд также оценивается в 4 очка. Но после этого поединок продолжается до тех пор, пока спортсмен не наберет необходимое их количество или не закончится время, отведенное на поединок.

В чем еще отличие дзюдо от самбо? В первом разрешены удушающие приемы, во втором это запрещено. Самбо предусматривает некоторые болевые приемы, даже в области нижних конечностей. Правилами дзюдо это не разрешается.

Отличие самбо от вольной борьбы

Так как самбо стало результатом слияния множества видов боевых искусств, то есть в нем что схожее с вольной борьбой. Но это не значит, что эти два вида спорта полностью идентичны. Главные их различия состоят в следующем:

  • Форма, в которой выступают спортсмены. Борцы выступают в облегающем трико, которое исключает вероятность совершения приемов с захватом за одежду.
  • Запрещенные приемы. Борцам запрещена часть приемов, разрешенных в самбо и дзюдо. Это болевые приемы, выкручивание суставов, удушающие захваты. В вольной борьбе для победы используют броски, совершаемые с помощью рук, ног и туловища.
  • Для участия в соревнованиях по вольной борьбе допускаются участники массой более 75 килограмм. Это связано с тем, что победа достигается за счет силы, в то время как в дзюдо за счет ошибок одного соперника и прыткости другого.

Вольная борьба, пожалуй, самый демократичный и не травмоопасный вид спорта, который развивает в человеке выносливость и силу.

А какое отличие боевого самбо от дзюдо? Сейчас мы это выясним.

Отличие боевого самбо от дзюдо

Принято разделение дзюдо и самбо на два направления. Первое делится на традиционное и спортивное, второе, в свою очередь, на традиционное и боевое.

Боевое самбо, как правило, используется в силовых структурах и армии, так как приемы этого вида спорта помогают легко справится с преступником или противником и обезвредить его.

Есть ли отличие боевого самбо от дзюдо? В этом боевом искусстве используется ряд болевых приемов, которые помогают обездвижить противника. Разрешены удары ногами и руками. При этом существует больше возможностей, чтобы досрочно закончить поединок. Есть понятия «нокаут» и «нокдаун». Такие приемы запрещены в любой разновидности дзюдо.

Еще в чем отличие боевого самбо от дзюдо? Также эти два боевых искусства отличаются по стойке спортсмена. В самбо она более низкая. Если в дзюдо спортсмен наклоняется, то это грозит наказанием, так как считается, что таким образом он уклоняется от удара.

Как считают специалисты, в дзюдо победа достается тем, кто более умен и тактичен, в самбо, особенно боевом, выигрывает более сильный.

Подводя итог

Мы рассматривали отличие дзюдо от самбо и вольной борьбы. Подведем небольшие итоги:

  1. Родина дзюдо — Япония. Именно это боевое искусство стало основой для возникновения самбо.
  2. Эти виды спорта отличаются правилами и разрешенными приемами.
  3. Дзюдо и вольная борьба входят как виды спорта в программу Олимпиады. Самбо не является таковым.
  4. Одежда борца, дзюдоиста, самбиста отличаются между собой.

Теперь вам известно, какое отличие самбо от дзюдо и вольной борьбы. Какой бы вид спорта ни был выбран, главное, чтобы занятия приносили удовольствие. Ведь именно благодаря спорту человек становится подвижнее, здоровее, более развитым.

autogear.ru

В чем отличие дзюдо и самбо — Antey-Sport

Комментарии пользователей Александр 01.10.2017 — 10:45

Самбо и дзюдо технически одно и то же. Разница в правилах. В самбо запрещены удущающие, в дзюдо болевые на ноги. Различия данные для спортсменов незначительны, а в ходе тренировок вообще стираются, т.к. на практике изучают и то и другое

лох 02.10.2017 — 14:56

Ну конечно у дзюдоиста чёрный пояс а самбист вообще не совсем тренированый. Конечно же победит дзюдоист. А самбо лучше чем дзюдо

Klesh Шок 04.10.2017 — 14:06

дзюдо самбо лох самбо лох

лох 06.10.2017 — 03:25

Kodak Anti слвшь ты дрищавый долбоеб

Ali 07.10.2017 — 13:37

Говорить какое единоборство лучше или хуже, нет смысла! Всё зависит от человека. В каждом единоборстве свои принципы и свои правила. Например мне нравится Самбо, потому что то там разрешены приемы: ножницы, обвив, и к тому же там и так есть приемы дзюдо. В общем все решать вам

UMS ЮМС 09.10.2017 — 18:50

спецы, не судите. Самбо выросло из дзюдо, только в самбо более обширные возможности и разнообразие. Что нельзя в дзюдо, то можно в самбо. Вот и судите, что лучше, ограниченное, или практически без границ. Или, самбо то же дзюдо, только с меньшими запретами

Sameman 11.10.2017 — 04:51

Красавы!

Eddie Moor 13.10.2017 — 05:08

Моё субьективное мнение-и то и это очень хорошо. Самбо более силовое, дзюдо более динамичное. И судить что лучше и что хуже просто неправильно. А демо очень прикольное, спасибо ребятам, посмотрел с удовольствием.

iwan iwanowicz 15.10.2017 — 19:07

борьба сосет у бокса

iwan iwanowicz 16.10.2017 — 19:10

+LobsterShow за базар ответишь лично?

LobsterShow 17.10.2017 — 22:03

конченый

LobsterShow 19.10.2017 — 00:52

ебать ты даун

Yusif Hasanov 17.10.2017 — 23:58

Это же показательные приемы,судить по ним нет смысла!Вот как они вместе на ринге встретятся,серьезно соревнуясь,я отдаю предпочтению конечно же Боевому Самбо.Так как,самбо-это не один стиль и не одна школа,как в Дзюдо,а огромнейшее количество всевозможных школ боевых единоборств.Не зря ведь,самбо является смешанным боевым единоборством,как и ММА,который произошел и от боевого самбо тоже.Так что самбо включает в себя приемы и техники боя огромного количества других боевых единоборств,в том числе и техники Дзюдо.И потому,преимущество именно Боевого Самбо очевидно.

Татьяна Вельмякина 19.10.2017 — 02:40

Дзюдо лучше

KRILIKS 21.10.2017 — 01:04

Дзюдо лучше

Vova Uzvishen 23.10.2017 — 09:09

лох борьба которая создана в основном на базе дзюдо, классика?

Vova Uzvishen 26.10.2017 — 08:41

Смешные моменты! Во первых японское, во вторых ДЗЮДО

лох 28.10.2017 — 21:25

Самбо- это классика!

Killer Vip 31.10.2017 — 11:03

Cамбо! А не какое-то китайское дзюда

ShiftGirl 01.11.2017 — 13:42

+Мирас Сагнаев дзюдо!

Слышь Чо 23.10.2017 — 06:46

самбо рулит

лего мок 24.10.2017 — 22:12

Слышь Чо всё зависит от человека

Skrilex Sergeev 25.10.2017 — 20:17

самбо-сила

Joozi Channel 27.10.2017 — 15:28

По мне в дзюдо больше урона наносят приемы, чем в самбо, только в ноги лезут и болевые на ноги, а в дзюдо удушающие!

Чёрное Море 29.10.2017 — 21:56

Смотря какое самбо

Killer Vip 01.11.2017 — 15:14

Дзюдо в уличной самообороне мало поможет

Killer Vip 03.11.2017 — 19:06

Это что игры? Самбо лучший вид спорта для самообороны ему обучаются все люди в спецпоздразделениях

MoR DUHA 06.11.2017 — 09:46

+игровой канал Лёхи ну вот. В самбо есть все

игровой канал Лёхи 09.11.2017 — 03:06

В дзюдо запрещено

Руслан Филатов 30.10.2017 — 14:23

Самбо и дзюдо это одно и тоже разница маленькая самбо было создано от дзюдо

Сергей Пронин 01.11.2017 — 12:58

Насколько я помню, самбо как борьба включила в себя кучу стилей, в том числе и приемы из дзюдо

Alexei Volkov 31.10.2017 — 21:59

и почему?

Vito Scaleta 02.11.2017 — 12:31

кто за дзюдо

Vito Scaleta 05.11.2017 — 04:10

кто за самбо

Камран Исмаилов 07.11.2017 — 09:11

а мне пофиг,что лучше,я иду туда ради развлечения))

Камран Исмаилов 09.11.2017 — 20:46

А я чисто иду в спорт ради друзей,куда они туда и я,а так спортом (единоборством) мало увлекаюсь.) Но лично считаю,что это зависит не от спорта,а от тренера и от самого человека)

antey-com.ru

Самбо и дзюдо. Сравнительный анализ систем борьбы — Закон

САМБО И ДЗЮДО. Сравнительный анализ систем борьбы.

В нашей стране дзюдо и самбо всегда развивались совместно – все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен – выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности — после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.

Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо — внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так – борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу – «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».

Именно эта сложность в обучении новичков навыкам борьбы одновременно по двум системам побудила меня в свое время анализировать их сходство и различия, в итоге приведя к убеждению, что понять и оценить их степень невозможно без рассмотрения, помимо

1. техники проведения приемов,

еще и

2. правил соревнований, методик тренировки, специфики формы (все они не только определяются техникой, но и сами начинают очень сильно на нее влиять),

а затем и

3. факторов культурного и исторического характера, как находящихся в аналогичной взаимной связи с п.п. 1. и 2..

Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:

за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.

Причем важный момент –автор использовал, главным образом, свое понимание принципов каждого вида борьбы, проводя анализ «по сути изменений», т.е. как конечный пользователь этих видов, которому необходимо самому использовать эти принципы в спортивной и тренировочной деятельности.

В силу субъективного интереса автора на отдельных вопросах сделан акцент (может быть, и чрезмерный, но, надеюсь, читателям будет интересно ).

Культурная и воспитательная составляющая

Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент — авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:

  • прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;

  • принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни

  • принцип «взаимного процветания» дзи-та кёэй.

  • гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

…. … . и так далее.

Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы — и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения – терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты

дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне

«экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы

Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное – это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».

В японских стилях — и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом – но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками – но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация – сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики – для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда — наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты – «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.

«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата – отворот – рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …»[8].

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях – на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска – фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок – но по этому принципу. Отдельная группа — броски, основанные на отрыве от точки опоры — приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.

Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля – все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.

Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений (см. например, [11])– «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает «лучшее будо Японии».

Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе – значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая – вольная — самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике – и самбо – стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов– изучать только бросковую технику [6].

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые – то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия – перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы – разумное объяснение отказа от принципа

контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца — «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка — не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба – это борьба, в ней главное – определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» — непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) [4] такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски – это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие — главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций .

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.

Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков – подсечек, подножек, подхватов, зацепов.

Более интересно другое – разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате – выведение локтя под мышку противоположной руки.

В классическом дзюдо этот способ- исключение – он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх –в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,

так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка – задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают — для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо — 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная. Отличные ролики в историческом видео доступны в интернете — К. Минфуне + Judo Essence [16]

(чуть отвлекусь – особенно каковы вход в аси-гурума и о-гурума! Какая кошачья мягкость движений ног, какая высокая амплитуда выноса колена, Азия, одним словом. Пластика и гибкость европейца совершенно иные. В общем, для ценителей стиля — чистое эстетическое удовольствие).

да и в «Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно – борцы прыгают вправо – влево – вперед – назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок – и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов – 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…

Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.

Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.

Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» [17].

Отдельные вопросы техники. Перемещения.

Еще замечание по поводу кинематики движений. Сначала небольшое отступление – многие специалисты единоборств, анализируя возможности использования смешанной ударно – бросковой техники приходили к выводу о разных координационных принципах базовых движений, не позволяющих сочетать ударную технику карате (требующую прямой спины и жесткого силового принципа дыхания) и бросковую технику, требующую гибкой спины и дыхания в ритме движения. Броски, разумеется, в технике самбо и дзюдо – из раздела рандори, не заломом суставов. Очень интересный анализ приводит Ю.Ю.Сенчуков, развивающий собственную систему на основе хапкидо (). В своем анализе он пришел к следующим выводам – адепты современного карате не правильно абсолютизируют классические перемещения карате – в широких низких стойках и особенно с прямой спиной. Наклон спины, как это делается в хапкидо и тэквондо, позволяет усилить ударную технику без лишней нагрузки на позвоночник, а главное – комбинировать удары с бросками. По его мнению, до «гимнастического» каратэ Г.Фунакоси эту самую прямую спину никто не абсолютизировал. В общем, очень интересный анализ различных видов единоборств. Много еще всего по указанный ссылке.

Но здесь отмечу другое – исторические движения дзюдоистов в видео К. Минфуне и Judo Kodokan там же. Ведь они движутся с прямой спиной, широченными приставными шагами – стойка дзюдо хантеи на фотографии в книге Д.Кано и в ролике Мифуне – почти каратистская кибадати. Которую Ю.Сенчуков считает неестественным способом перемещений. Когда я начинал учить боковую подсечку в темп шагов – никак не мог ее понять — считал броском, отрабатываемым при надуманном перемещении. Никогда не понимал, зачем учить прием в движении, которое никто никогда в борьбе не использует – ни один борец не будет делать 3-4-5 приставных шагов слева-направо в поединке. Даже обычных, не широких. Решил, что это нужно просто для постановки техники подсечки. А они ведь действительно так двигались! На самом деле! Приставными шагами! И даже широченными приставными шагами. Но ведь это не движения борца. Не борцовская пластика. Само слово «борьба» в нашем языке отнюдь не ассоциируется с легкостью и изяществом.

Это движения другой культуры поединка, общей для японских стилей, скорее всего – фехтовальной традиционным оружием, на которую один из о-сенсеев наложил ударную технику, другой – бросковую.

При всем при этом использование в единоборстве схемы движений фехтования не исключительно японская и даже не исключительно восточная особенность. Фехтовальные движения на одном из этапов развития составляли базу «дворянского» савата и сохранялись во французском боксе вплоть до 2-й мировой войны (отсутствие уходов с линии атаки, вместо них парирование ударов, удар кулаком с выпадом, фехтовальная стойка и т.п.). Фехтовальный стиль английского бокса с его одиночными ударами со средней и дальней дистанции, низким положением рук и прямой спиной достаточно долго держался благодаря традиции, даже не смотря на влияние американского способа с ближним боем и ударами сериями.

И движения дзюдо Д.Кано – это нисколько не европейская борьба, не турецкая или национальные виды вроде «борьбы на поясах». Это движения поединка дзю-дзюцу, из которого убрано оружие и удары. Отсюда и традиционная техника приемов, которая не используются в современной спортивной борьбе. Её и нельзя использовать. Чтобы эти элегантные броски прошли, нужна прямая спина соперника и его легкие фехтовальные шаги. Рассмотрим подробнее.

Отдельные вопросы техники. Броски.

Вообще вся группа бросков со схожим координационным принципом – хидза-гурума, аси-гурума, о-гурума, о-сото гурума довольно интересна. В традиционном исполнении ось плеч скручивается, нога тори просто перекрывает ноги (или корпус) укэ на разном уровне, блокируя подшаг. Причем, при формальном сходстве с подножками, они совсем не подножки в нашем современном понимании. По своей кинематике они родственны броскам уки-отоси и суми-отоси и броскам айкидо – инерционные, с вращением уке вокруг центра тяжести тела. Перекрывание ноги только завершает скрутку, препятствуя подшагу (тогда как подножка в самбо – это именно бросок через ногу).

Отсюда и их неземная, экзотическая элегантность. В современной борьбе они (кроме хидза-гурума) исполняются уже совершенно иначе — как подхват, сохраняя прежнее название. Что заставляет, например, Г.П.Пархомовича относить их в группу подхватов, оговаривая двойной вариант исполнения. Налицо казус – бросок фиксацией оси плеч и выбиванием опоры (подхват) и бросок фиксацией опоры и скруткой оси плеч (подножка, которая на самом деле инерционный бросок) формально считается одним и тем же броском. С точки зрения классификации приемов в самбо – полный нонсенс, но зато позволяющий японцам, сохраняющим свою историческую классификацию, делать вид, что никакой трансформации традиционной техники не произошло. Примерно та же история произошла с таи-отоси, ставя в тупик всех борцов – почему в классификации дзюдо подножка исторически находится в группе «те-вадза» — бросков руками? А это и был бросок руками.

refdb.ru

Чем отличается самбо от дзюдо: сходства, различия и отзывы

Борьба — один из наиболее разносторонних видов двигательной активности. Она, как и плавание, задействует все мышцы, выстраивая гармоничное и крепкое тело. В борьбе закаляется характер, укрепляется дух, развивается трудолюбие и дисциплина. Навыки самообороны — ещё один плюс таких занятий. Тем более что этот спорт подразумевает различную степень воздействия на оппонента. В критической ситуации борец может быстро и сурово нейтрализовать противника или же просто обездвижить подвыпившего назойливого коллегу, не причиняя ему вреда.

Дети

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог постоять за себя, то борьба — отличный выбор. Нагрузки ударных единоборств вредны для неокрепшего детского организма. Их последствия могут преследовать человека всю жизнь. Поэтому не рекомендуется отдавать малыша в секцию бокса или карате. Другое дело — самбо или дзюдо. Эти виды спорта не окажут разрушительного воздействия на тело ребёнка, а лишь укрепят его.

Борцовская база может послужить отличным подспорьем в дальнейших спортивных успехах, так как развивает силу, выносливость, скорость, координацию. Ребёнок постоянно будет занят делом вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам, впитывая их жестокую «мудрость». Какой вид борьбы лучше всего подойдёт вам или вашему чаду? На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждое единоборство имеет свои преимущества и недостатки. В чем разница между самбо и дзюдо? Об этом и пойдет речь дальше.

Дзюдо

Несмотря на то что эта красивая разновидность борьбы пришла к нам из далёкой Японии, она заняла свою нишу, завоевав сердца многих отечественных борцов. Это неудивительно. Ведь поединок зачастую выглядит куда более эффектно, чем в других единоборствах, включая и самбо. Спортсмены в красивых белых ги (так называется одежда дзюдоиста) со всего размаху бросают друг друга оземь, показывая свою силу, ловкость и технику. Одно неверное движение отправляет оппонента в принудительный полёт, завершающийся жёсткой и болезненной посадкой.

Красота и зрелищность обеспечила японской борьбе большую популярность в наших краях. Тот факт, что поединок проводится в куртках, позволил многим отечественным самбистам уверенно выступать на соревнованиях по дзюдо после небольшой модификации своего арсенала.

Возникновение дзюдо

В 1882 году в Японии был открыт «Институт изучения пути», или Кодокан. В нём известный мастер боевых искусств Дзигоро Кано обучал своих немногочисленных учеников искусству борьбы. Поначалу дела шли не лучшим образом — в распоряжении мастера было всего четыре небольших помещения и лишь девять учеников. Однако трудности нисколько не пугали Кано. И работа Кодокана шла полным ходом. Результатом стало единоборство, взявшее наиболее эффективные приёмы из дзю-дзюцу. Они выстроились в стройную систему, из которой были удалены самые травмоопасные трюки. В результате появилась возможность отрабатывать технику в полную силу.

Таким образом родилось дзюдо. Название этого вида спорта переводится как «мягкий путь». Упорные тренировки сделали своё дело — ученики Кодокана уверенно побеждали на турнирах, прославляя свою школу. Эффективность дзюдо привлекала в это единоборство всё новых и новых адептов, в результате чего школа быстро росла, расширялся старый зал, открывались новые филиалы. Таким образом, талантливый мастер боевых искусств сумел создать изящное и зрелищное единоборство, пользующееся популярностью и по сей день.

Принципы дзюдо

«Поддаться, чтобы победить» — вот один из принципов, прекрасно характеризующий «мягкий путь». Чем отличается самбо от дзюдо, так это наличием во второй разновидности борьбы некоторых базовых принципов, которые должны быть соблюдены даже в ущерб эффективности. То есть спортсмен должен не только победить, но и сделать это особым образом, соблюдая философию своего искусства. Кано добивался от учеников техничной борьбы, а не силового противостояния.

Мягкость и сдержанность должны не только проявляться в бою, но также культивироваться в повседневной жизни. Дзюдо — не только красивый вид спорта. Это единоборство можно смело назвать целостной системой духовного и физического воспитания человека. Мастер этой борьбы должен стремиться к победе с минимальными затратами физической силы, чем дзюдо принципиально отличается от самбо. Ведь там борьба протекает в более силовой манере.

Самбо

Самбо расшифровывается как «самооборона без оружия». Эта борьба впитала в себя техники из различных единоборств, распространённых на территории СССР, а также из японского дзюдо. Одежда спортсмена состоит из плотной куртки с небольшими крылышками, в которую продевается пояс. Также самбист надевает шорты и специальную обувь. Куртка должна плотно прилегать к телу борца, как и пояс, который принимает активное участие во многих бросках. Сам поединок в самбо выглядит более вязким, чем в дзюдо. Но при этом борьба располагает более широким арсеналом приёмов.

Визитная карточка самбо — болевые на руки и ноги, которые проводятся с огромной скоростью практически из любых положений. Несмотря на то что этот вид борьбы, в отличие от дзюдо, лишён налёта духовности, которым славятся восточные боевые искусства, его задача также состоит во всестороннем развитии человека. Мастера, стоявшие у истоков самбо, придавали огромное значение моральным качествам спортсмена, стремясь воспитывать не только хороших профессионалов, но и замечательных людей.

Появление самбо

Дата появления самбо — 16 ноября 1938 года. Именно тогда борьба была официально признана спорткомитетом. В этом еще одно отличие самбо от описываемого выше дзюдо. Ведь то появилось на несколько десятков лет раньше. Хотя многие говорят, что зарождение советской борьбы началось гораздо раньше, с закрытой системы В. Спиридонова под названием «самоз». Ей обучали военнослужащих и сотрудников милиции в обществе «Динамо». Для широких масс система Спиридонова была недоступна.

Всё изменилось в 1930 году, когда в Москву приехал В. Ощепков, талантливый дзюдоист, проживший много лет в Японии. Он обучался борьбе в Кодокане, где получил чёрный пояс и второй дан. По возвращению на родину Ощепков начал преподавать дзюдо советским людям. Он постепенно дополнял его, изменяя правила ведения боя, покрой куртки и место проведения поединка. Тогда было непросто понять, чем самбо отличается от дзюдо, так что сам Ощепков предпочитал говорить, что преподаёт второй вид спорта.

Мастер японской борьбы хотел сделать свою систему доступной для широких масс. В отличие от Спиридонова, искусство которого было закрытым, Ощепков и его ученики долго работали над борьбой вольного стиля, как тогда называли спортивное самбо. Приёмы дзюдо разбавлялись техниками из этнических видов борьбы народов СССР, а также из других единоборств. В 1937 году Ощепков был арестован. Но его дело продолжили многочисленные ученики. Результатом их работы стало появление спортивной борьбы самбо, которая приобрела невероятную популярность в Советском Союзе и даже вышла за его пределы.

Чем отличается самбо от дзюдо?

Дзюдо и самбо имеют много общего, несмотря на самобытность каждого из этих видов спорта. В японском единоборстве принято бороться с прямой спиной, перемещаясь в высокой стойке. В самбо этот принцип совсем не соблюдается. Тут спортсмены стараются стать пониже. Да и перемещаются они гораздо тяжелее. Захваты за пояс — то, чем отличается дзюдо и самбо. Если в японском единоборстве они полностью исключены, то в советской системе активно используются. Также в дзюдо запрещены захваты за штаны и болевые на ноги, что убирает целый пласт эффективных техник. Однако правила самбо запрещают производить удушающие приёмы, которыми вовсю пользуются дзюдоисты.

Сама манера борьбы в этих единоборствах прекрасно характеризует восточный и западный подход к боевым искусствам. Чем отличается самбо от дзюдо, так это несколько более силовой манерой ведения поединка. В понимании западного человека борьба — это противостояние силы, в то время как японцы предпочитают делать упор на технику и пластику.

Спортивный поединок

Проводя сравнение самбо и дзюдо, важно отметить совершенно разный рисунок боя в этих видах спорта. Судя по отзывам опытных профессионалов, самбисты ведут комбинационную борьбу. Она смотрится более вязко и грязно, чем поединок адептов «мягкого пути». Одновременно спортсмены уверяют, что тактика дзюдоиста часто опирается на победу одним чистым броском, в то время как в самбо критерии совсем другие. Чистую победу в советской борьбе заслужить непросто — для этого нужно либо категорически превзойти соперника по очкам, либо заставить его сдаться.

Борьба в партере — то, в чём отличие дзюдо от самбо проявляется заметнее всего. Самбисты частенько падают на противника во время броска. Так они пытаются закончить бой болевым или совершить удержание. В дзюдо сам бросок выполняется так, чтобы бросающий остался на ногах. Правила японской борьбы запрещают большинство болевых. Поэтому борьбе на полу отводится совсем немного времени.

Что лучше?

С первого взгляда тяжело понять, чем отличается самбо от дзюдо. В чём разница между этими видами борьбы, становится ясно после просмотра нескольких поединков по этим увлекательным видам спорта. Естественно, представители каждой школы будут утверждать, что их искусство лучше и эффективнее. Время показало, что оба вида борьбы имеют право на жизнь, так что лучше заниматься тем, что нравится. Нередко квалифицированный борец может выступать одновременно по самбо и дзюдо. Сходства между ними позволяют это делать. Важно получать удовольствие от занятия любимым делом, а что это будет за дело — решать вам.

autogear.ru

Самбо и дзюдо. Сравнительный анализ систем борьбы

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля – все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?
Вообще интересна сама логика внесенных изменений ( «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».
То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает «лучшее будо Японии».

 

Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.
Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.
Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе – значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая – вольная — самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике – и самбо – стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов– изучать только бросковую технику.
Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые – то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия – перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

 

www.sk-sambist.ru

Дзюдо виды. Чем отличается самбо от дзюдо: сходства, различия и отзывы


Чем отличается самбо от дзюдо: сходства, различия и отзывы

Борьба — один из наиболее разносторонних видов двигательной активности. Она, как и плавание, задействует все мышцы, выстраивая гармоничное и крепкое тело. В борьбе закаляется характер, укрепляется дух, развивается трудолюбие и дисциплина. Навыки самообороны — ещё один плюс таких занятий. Тем более что этот спорт подразумевает различную степень воздействия на оппонента. В критической ситуации борец может быстро и сурово нейтрализовать противника или же просто обездвижить подвыпившего назойливого коллегу, не причиняя ему вреда.

Дети

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог постоять за себя, то борьба — отличный выбор. Нагрузки ударных единоборств вредны для неокрепшего детского организма. Их последствия могут преследовать человека всю жизнь. Поэтому не рекомендуется отдавать малыша в секцию бокса или карате. Другое дело — самбо или дзюдо. Эти виды спорта не окажут разрушительного воздействия на тело ребёнка, а лишь укрепят его.

Борцовская база может послужить отличным подспорьем в дальнейших спортивных успехах, так как развивает силу, выносливость, скорость, координацию. Ребёнок постоянно будет занят делом вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам, впитывая их жестокую «мудрость». Какой вид борьбы лучше всего подойдёт вам или вашему чаду? На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждое единоборство имеет свои преимущества и недостатки. В чем разница между самбо и дзюдо? Об этом и пойдет речь дальше.

Дзюдо

Несмотря на то что эта красивая разновидность борьбы пришла к нам из далёкой Японии, она заняла свою нишу, завоевав сердца многих отечественных борцов. Это неудивительно. Ведь поединок зачастую выглядит куда более эффектно, чем в других единоборствах, включая и самбо. Спортсмены в красивых белых ги (так называется одежда дзюдоиста) со всего размаху бросают друг друга оземь, показывая свою силу, ловкость и технику. Одно неверное движение отправляет оппонента в принудительный полёт, завершающийся жёсткой и болезненной посадкой.

Красота и зрелищность обеспечила японской борьбе большую популярность в наших краях. Тот факт, что поединок проводится в куртках, позволил многим отечественным самбистам уверенно выступать на соревнованиях по дзюдо после небольшой модификации своего арсенала.

Возникновение дзюдо

В 1882 году в Японии был открыт «Институт изучения пути», или Кодокан. В нём известный мастер боевых искусств Дзигоро Кано обучал своих немногочисленных учеников искусству борьбы. Поначалу дела шли не лучшим образом — в распоряжении мастера было всего четыре небольших помещения и лишь девять учеников. Однако трудности нисколько не пугали Кано. И работа Кодокана шла полным ходом. Результатом стало единоборство, взявшее наиболее эффективные приёмы из дзю-дзюцу. Они выстроились в стройную систему, из которой были удалены самые травмоопасные трюки. В результате появилась возможность отрабатывать технику в полную силу.

Таким образом родилось дзюдо. Название этого вида спорта переводится как «мягкий путь». Упорные тренировки сделали своё дело — ученики Кодокана уверенно побеждали на турнирах, прославляя свою школу. Эффективность дзюдо привлекала в это единоборство всё новых и новых адептов, в результате чего школа быстро росла, расширялся старый зал, открывались новые филиалы. Таким образом, талантливый мастер боевых искусств сумел создать изящное и зрелищное единоборство, пользующееся популярностью и по сей день.

Принципы дзюдо

«Поддаться, чтобы победить» — вот один из принципов, прекрасно характеризующий «мягкий путь». Чем отличается самбо от дзюдо, так это наличием во второй разновидности борьбы некоторых базовых принципов, которые должны быть соблюдены даже в ущерб эффективности. То есть спортсмен должен не только победить, но и сделать это особым образом, соблюдая философию своего искусства. Кано добивался от учеников техничной борьбы, а не силового противостояния.

Мягкость и сдержанность должны не только проявляться в бою, но также культивироваться в повседневной жизни. Дзюдо — не только красивый вид спорта. Это единоборство можно смело назвать целостной системой духовного и физического воспитания человека. Мастер этой борьбы должен стремиться к победе с минимальными затратами физической силы, чем дзюдо принципиально отличается от самбо. Ведь там борьба протекает в более силовой манере.

Самбо

Самбо расшифровывается как «самооборона без оружия». Эта борьба впитала в себя техники из различных единоборств, распространённых на территории СССР, а также из японского дзюдо. Одежда спортсмена состоит из плотной куртки с небольшими крылышками, в которую продевается пояс. Также самбист надевает шорты и специальную обувь. Куртка должна плотно прилегать к телу борца, как и пояс, который принимает активное участие во многих бросках. Сам поединок в самбо выглядит более вязким, чем в дзюдо. Но при этом борьба располагает более широким арсеналом приёмов.

Визитная карточка самбо — болевые на руки и ноги, которые проводятся с огромной скоростью практически из любых положений. Несмотря на то что этот вид борьбы, в отличие от дзюдо, лишён налёта духовности, которым славятся восточные боевые искусства, его задача также состоит во всестороннем развитии человека. Мастера, стоявшие у истоков самбо, придавали огромное значение моральным качествам спортсмена, стремясь воспитывать не только хороших профессионалов, но и замечательных людей.

Появление самбо

Дата появления самбо — 16 ноября 1938 года. Именно тогда борьба была официально признана спорткомитетом. В этом еще одно отличие самбо от описываемого выше дзюдо. Ведь то появилось на несколько десятков лет раньше. Хотя многие говорят, что зарождение советской борьбы началось гораздо раньше, с закрытой системы В. Спиридонова под названием «самоз». Ей обучали военнослужащих и сотрудников милиции в обществе «Динамо». Для широких масс система Спиридонова была недоступна.

Всё изменилось в 1930 году, когда в Москву приехал В. Ощепков, талантливый дзюдоист, проживший много лет в Японии. Он обучался борьбе в Кодокане, где получил чёрный пояс и второй дан. По возвращению на родину Ощепков начал

olympic-history.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *