Длинные нарды правила игры – Правила игры Длинные нарды

Нарды — рекомендации, правила игры — Настольные Игры

Нарды — рекомендации, правила игры

История


Нарды — это древняя восточная игра, в течение тысячелетий пользующаяся популярностью. Имя изобретателя и родина этой древней игры в нарды скрыто от нас в глубине веков. Был ли это египтянин, перс, грек или быть может индиец?

Никто не знает. Мы знаем лишь что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии и датируется 5000 лет до н.э, аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV в. до н.э.).

Одна из легенд гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Бюзюркмехр не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет.

Бюзюркмехр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нард тахте). В Персии, в III тысячелетии до н.э. эта игра имела символическое и мистическое значение. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры они считали небом, а движение фишек по кругу обозначало движение звезд. И вообще, в древности игра носила довольно символический характер.

Все игры, от которых предположительно произошли нарды, имели сходные доски. На этой доске все было кратно шести и имело связь со счетом времени. Двенадцать пунктов на каждой стороне доски представляют 12 месяцев, деление доски на 4 части — временам года, 24 пункта представляют 24 часа в сутках, 30 шашек — числу лунных и безлунных ночей в месяце, а их движение по кругу изображало движение звезд на небе. Сумма очков на противоположных сторонах кости равная 7 — соответствовала числу известных тогда планет, от которых происходило все дурное и хорошее.

Доска и шашки изготавливались обычно из камня или дерева, а кости вырезались из камней, костей или лепились из глины. Древние доски могли иметь вид, отличающийся от современного: одна из досок была найдена в городе Ур, бывшей столице Месапотамии.

Каждая доска состояла из 12 клеток которые размещались в ящиках по 6, ящики же в свою очередь, объединялись по два. В разных странах эта игра называлась по-разному. У испанцев — tablero, немцев — bretspiel, греков — diagramismos, итальянцев — tavola reale, французов — trick-track, турок — tavla и backgammon — у англичан. В Месопотамии персы (современный Ирак, Иран и часть Сирии) называли эту игру «Тахте Нард» или «Тахте», что в литературном переводе означает «битву на деревянной доске».

Но наиболее древнее имя игры это просто «Таблица» или «Королевская таблица» (Table, Royal Table). Табула для римлян, Тавли для греков, Тавола Реале для итальянцев, Таблас Реалес для испанцев и даже Tables для Англичан, которые могли быть в числе тех, кто играл в эту игру. Все эти игры отличались от современной игры в короткие нарды, поскольку не существовало «Правила Куба», которое было добавлено позже.

Вместо фиксированных позиций на доске шашки расставлялись в соответствии с брошенными костями. В некоторых регионах Исландии люди до сих пор используют доску, похожую на римскую, и играют в игру AD ELTA STELPUR, или «Охота за девушкой». Распространение игры в Западной Европе связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов 12-го века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак (вариант игры в которую играли люди из высшего сословия). Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В эпоху Средневековья в Европе слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды. Интерес к нардам очень возрастал на Среднем Востоке и в средиземноморских странах.

На протяжении веков игра стала хорошо известной во всем мире, но она никогда не была столь популярна, как в наше время. Хотя корни нард уходят на Восток, правила современной игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Название «Backgammon» пришло из английских слов «Back» и «Game» и связано с тем, что шашка вашего оппонента, будучи побита, возвращается назад.

Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammum» (битва), которые напоминают по значению персидские слова Tахте Нард.

Правило Куба было введено в Соединенных Штатах только в 1931 году и стало официально признанным в Международных Правилах игры в нарды.

На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.

Правила игры в длинные нарды


В длинные нарды, согласно правил игры, играют на доске состоящей из 24 пунктов (лунок). Доска условно разделена на две равные части специальным бортом (бар), с шестью лунками для шашек на каждой короткой стороне.

По правилам игры в длинные нарды, у каждого из игроков имеются по 15 шашек одного цвета. Первоначально все белые шашки расставляются в лунке под №1 (см. рис.1), а черные шашки в лунке 13. Лунки 1 и 13 называются соответственно — голова белых и голова черных. Цель игры в длинные нарды — раньше соперника привести все шашки в свой дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. Домом для белых являются пункты с номерами от 19 до 241 (см. рис.1), для черных домом являются лунки с номерами от 7 до 12.

Начало игры длинные нарды. Игру длинные нарды начинают с последовательного выбрасывания зар. Зары (кубики) кидают таким образом, чтобы они оба упали в одной половине игровой доски и устойчиво легли на грань. Если кубики разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или хотя бы один встал косо, прислонившись к борту или шашке, то бросок повторяется.

Право первого хода в длинных нардах разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, игрок, выбросивший большее количество очков, и будет ходить первым. В случае равенства выпавших очков, проводится повторная попытка. Если после окончания первой партии играется вторая, то ее начинает игрок, победивший в первой партии.

В настольной игре длинные нарды игрок имеет право объявить бросок противника недействительным, сказав слово «кестум», причем или в момент броска, или перед ним. Бросок не засчитывается, если сигнал «кестум» был дан до того, как зары (или хотя бы один из них) остановились.

Цель игры в длинные нарды. В игре длинные нарды игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Домом для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток.

Движение шашек в настольной игре длинные нарды. В настольной игре длинные нарды игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку — на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало «три», а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую — на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку.

Первый бросок в настольной игре длинные нарды предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три. В данной ситуации, в настолной игре длинные нарды, сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок мо-жет снять с головы две шашки.

В настольной игре длинные нарды нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, паш, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.

В настольной игре длинные нарды на одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя. Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она «не идет». Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой. В настольной игре длинные нарды не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Встречается вариант правил: Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника зашла в дом.

В настольной игре длинные нарды если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки «не идут»), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, если игроку выгоднее сделать «три», а выпало «шесть» и есть возможность пойти «шесть», то следует ходить «шесть». В длинных нардах если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают. Примечание: термином «камень» в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах. Например, камень «четыре-три».

Выбрасывание шашек в настольной игре длинные нарды. В настольной игре длинные нарды термин выбрасывать шашки — означает делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля. В настольной игре длинные нарды в процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет — со второго и т.д.

Окончание в настольной игре длинные нарды. Ничьей в игре длинные нарды не бывает. Если один игрок выбросил все свои шашки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои шашки. Партия в длинные нарды заканчивается.

Тактика


Начало игры. В начале игры идет захват выгодных позиций. Т.к. с головы, за ход, можно снять только одну шашку (за исключением первого хода 3:3, 4:4 и 6:6), то нужно использовать каждый ход для этого. Поэтому первые несколько ходов (обычно первые 5-7 ходов), обязательно снимают одну шашку с головы, но есть и исключения.

Выигрышные позиции. В длинных нардах, в отличии от коротких, нельзя бить шашки противника. Поэтому единственный метод нанесения «ущерба» противнику — занятие более выгодных позиций на доске. По существу все остальные рассматриваемые здесь пункты, способствуют и предназначены для захвата более выгодных позиций.

Построение и взлом «заборов». «Забор» — это выстроенные подряд шашки одного из игроков. Если Вам удалось построить забор из 6 и более фишек, то это уже глухой забор потому, что перепрыгнуть его невозможно.

Дефицит ходов. В любой из моментов игры нам доступно разное количество ходов на каждую из 6 цифр зара. Бывают моменты когда при дубле 6-6, нам доступно допустим всего два хода а не четыре(например во время первого хода), и происходит потеря ходов. Эффективное использование «дефицита ходов» своих и соперника — одно из самых трудных в длинных нардах, и является признаком высочайшего мастерства.

Выброс шашек. Условно, советы выбросу шашек можно разбить на 3 части: захват позиций в четвертой четверти, правильный ввод шашек в зону выброса и собственно выброс шашек.

Рекомендации по игре нарды


Все мы знаем, что раздраженные, рассерженные противники играют хуже. Ниже приводятся некоторые приемы из арсенала опытных игроков в нарды:

Перед тем, как ваш противник бросит кости в игре нарды, назовите худший расклад для него.

Перед тем, как вам бросить кости в игре нарды, назовите не самую лучшую комбинацию для себя, и если вам придут лучшие кости, посокрушайтесь по этому поводу.

Если он выигрывает матч в нарды, скажите: «Как ему прет!».

Если вы выигрываете игру или матч в нарды, скажите ему, как удивительно, что вы выиграли, несмотря на все эти ужасные кости, которые вам выпали.

В тот момент, когда ваш противник по игре нарды думает о сложном ходе или считает очки, начинайте нетерпеливо барабанить по столу, тяжело вздыхайте и продолжайте шумно трясти кости.

Если вам выпали прекрасные кости в игре нарды, которые ведут к победе, сделайте вид, что вы не видите выигрышного хода, долго думайте, и покажите, что вы собираетесь сделать другой ход.

Если он сделал грубую ошибку в игре нарды, вроде того, что зевнул возможность побить шашку — обязательно скажите ему, что вы этого не хотели.

Если вы выиграли марс в игре нарды, скажите ему, что он «везунчик», потому что ушел от кокса.

Если он кинул два раза одно и то же в игре нарды, даже если это очень плохие кости, заметьте ему, что он должен лучше трясти.

Отработайте вашу технику кидания костей в игре нарды так, чтобы перед важным броском несколько раз кинуть мимо стола, чтобы у вас была возможность повторить бросок.

Если вы уверены что не будете удваивать в игре нарды, возьмите куб, повертите его задумчиво в руках, а затем поставьте на место.

Громко крикните «Есть!» или «Ага!», даже если вы кинули очень плохо в игре нарды.

Если вы играете на его доске в нарды, ешьте что-либо жирное, и постарайтесь побольше накрошить на доску и засалить шашки. Если вы курите, будет просто замечательно невзначай стряхнуть пепел на доску, принадлежащую вашему противнику.

Когда у него вынужденный ход в игре нарды, скажите ему об этом и передвиньте его шашки за него.

Если вы выиграли в нарды, сообщите об этом директору турнира как можно более громким голосом.
Можно гарантировать, что если вы используете все вышеуказанные приемы, то:

A) ваш противник по игре нарды будет взбешен;

после игры нарды вам понадобится помощь квалифицированного дантиста.

Вы наверняка слышали от ваших друзей о том, как они проиграли матч в нарды, который невозможно было проиграть. Вы наверняка устали от рассказов о том, как противник кинул 6-2, зарядился и выиграл матч. Или как он не мог зарядиться пару раз в пустой дом в игре нарды. Или как «этот идиот» накидал дублей в игре нарды.

Для тех, кто устал слушать это, мы разработали систему, помогающую сэкономить время в игре нарды . Вместо того чтобы рассказывать всю ситуацию, вы просто называете номер. Вот расшифровка этих номеров:

  • Вы не могли зарядиться три раза в пустой дом в игре нарды.
  • Он кинул единственно возможный камень, который вел к выигрышу в игре нарды.
  • Он кинул огромное количество дублей и выиграл на обгон в игре нарды.
  • Вам осталось снять две шашки в игре нарды со 2-й линии, вы кинули 1, он подбил вашу шашку и выиграл.
  • Вы несколько раз не могли кинуть число в игре нарды больше чем 3 и сломали приму. Вы все равно должны были выиграть, но ему пришло несколько джокеров, и он выиграл.
  • Он играл ужасно плохо, вы играли на уровне мирового класса в нарды, но он попал во все ваши шашки и выиграл.
  • Он принял самый ужасный дабл в игре нарды, который вы когда-либо видели, и конечно ему шел чистый марс, но он кинул серию джокеров и выиграл.
  • Вы кинули прекрасные камни в игре нарды, которые вели к победе, но одна из костей заскочила на шашку, и бросок был не засчитан.
  • Вы знаете, что он кинул 1-2, но он утверждал, что было 1-1 и директору турнира пришлось кинуть монетку, причем жребий выпал не в вашу пользув игре нарды.
  • Он сказал, что пошел в туалет, но вы уверены, что он побежал в свою машину, чтобы просчитать эту позицию в нарды на Snowie.

Термины


Ниже представлены все необходимые и основные термины Блот — пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот.

Тас — матч (чаще всего до 3-х набранных очков).

Даве — в нарды, как правило, играют на деньги при условленной ставке за одно выигранное очко. Каждая игра начинается при ставке в одно очко. В процессе игры в нарды, игрок, который чувствует, что у него довольно большое преимущество в игре, может предложить даве (то есть удвоить ставки). Он может это сделать только перед началом своего хода, до того, как он бросит кости.

Бивер — по правилам игры нарды, если игроку объявляют даве, он может немедленно переудвоить ставки, объявив встречный редабл — бивер, кубик(право повышения ставок) в этом случае остается у этого игрока. Игрок, который первым объявил даве, имеет возможность принять этот бивер или спасовать, как в случае простого даве.

Басе (редабл) — если игрок, которому предложили удвоить ставки, пасует, то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять даве и играть с удвоенными ставками. Игрок, который принял даве, становится обладателем куба, и только он может теперь заново удвоить ставки. Встречное удвоение ставок в одной и той же игре носит название басе (или редабл). Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим редаблом. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок. Ограничений на число редаблов не существует.

Оин — партия закончившаяся со счётом 1-0.

Марс и Кокс — по правилам в конце игры нарды, если проигрывающий игрок успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает столько очков, сколько стоит к этому моменту на кону (одно очко, если никто из игроков не говорил даве). Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков.

Зары — игральные кости; кубики.

nasmnogo.net

Основные нюансы и правила игры в нарды :: SYL.ru

Устройство игрового поля

Доска для игры в нарды состоит из 24 специальных «пунктов». Нумеруются они по порядку, причем у каждого игрока своя нумерация, и там, где у одного стоит цифра 24, у другого значится 1. В начале игры противникам выдается по 15 шашек (это традиционное количество, как для длинных, так и для коротких нардов).

Цели игры

Основная задача –  проведение своих шашек по игровому полю и снятие их с доски быстрее оппонента. Правила игры в нарды, которые называют короткими, подразумевают еще и сбивание шашек противника, тогда как в длинных нужно только сделать круг по игровому полю.

Кокс и марс

Марсом считается позиция, когда один из игроков не вывел с поля ни одной шашки. Кокс – это так называемый усложненный марс, при котором шашки не только не выведены с доски, но некоторые из них еще не добрались до «дома».

Важные нюансы

Правила игры в нарды строго регламентированы, поэтому таких моментов несколько. Перечислим самые основные:

  • Кости бросаются одновременно в правую секцию доски. При невыполнении этого пункта (один из кубиков покидает игровое поле, стоит неровно и так далее), они должны быть переброшены.
  • Если противник забрал кости, ход считается сделанным.
  • Бросать кубики до полного окончания игровых действий оппонента нельзя.

Длинные нарды

Правила игры в длинные нарды подразумевает наличие доски, пары костей с точками от 1 до 6 на гранях каждого кубика (опытные игроки используют отдельную пару, любители в большинстве случаев пользуются общей), по 15 темных и светлых шашек. Кроме того, иногда применяют стакан для перемешивания костей. 24 пункта на поле делятся на четыре группы, каждая по шесть штук. Нижняя правая четверть считается своим домом, а левая верхняя – домом противника. Шашки располагаются в верхнем правом углу (свои) и в нижнем левом (чужие). Смысл игры заключается в переводе шашек по часовой стрелке в дом, после чего их еще нужно выбросить. Первый ход определяется простым жребием, с помощью броска кубика. Все последующие ходы делаются, исходя из количества точек на костях. Одинаковая пара на кубиках называется «куш», и в этом случае делается четыре хода. К примеру, если выпало 5-5, можно делать четыре перемещения фишек на пять пунктов. Кроме того, данные правила игры в нарды имеют одну важную деталь: нельзя перекрывать шесть полей одновременно, пока одна из шашек противника не зайдет в его дом.

Короткие нарды

Правила игры в короткие нарды интереснее, но немного сложнее. Доска и количество шашек и костей не отличаются от предыдущего типа игры. Главное различие – это возможность сбивать шашки противника. Также отличается и расстановка. Один из цветов расположен таким образом: 2 шашки в 24 пункте, 3 в восьмом, 5 в тринадцатом и столько же в шестом. Шашки оппонента помещаются в том же количестве строго напротив. Цель игры все та же – перевести шашки в дом с последующим выбросом, но если по окончании хода одна из шашек попадает на «голову» шашки противника, такая единица считается выбитой. Ее возвращают в игру со своего поля на тот пункт, который выпадет на кубике (от 1 до 6). Если поле занято, кости кидаются, пока шашка не займет пустующее место в своем дворе.

Заключение

Правила игры в нарды сложны только на первый взгляд. Главное, понять общую суть, а в нюансах можно разобраться во время постоянных баталий с друзьями.

www.syl.ru

Правила игры в длинные нарды

#1

Если нет даже представления о нардах, то стоит начать объяснение с азов. Игровое поле представляет собой доску, имеющую 24 поля, иначе — пункта. 12 пунктов находится сверху игровой доски, 12 снизу, также они сгруппированы по 6 пунктов с правой и левой стороны соответственно. Соперники имеют по 15 шашек различного цвета — один оппонент играет белыми, другой — чёрными. Ходы осуществляются при помощи двух маленьких кубиков, которые по традиции именуются зарами.

#2

В начале игры все шашки одного игрока находятся в столбике на самом верхнем правом поле, другого — строго наискосок и напротив — в самом нижнем левом углу аналогичным образом. Целью игры является перемещение всех 15 шашек в «дом», и отправление их с доски, быстрее противника. «Домом» называют пространство на доске, состоящее из 6 полей и находящееся строго «под» (если начало ведётся из верхней стороны) , или строго «над» (если начало ведётся из нижней стороны) начальной стороной.

#3

Правила игры в нарды требуют усидчивости при их применении. Игра начинается с одновременного броска одной зары каждым игроком — определения того, кто первым будет ходить. Чей кубик показал большее число — тот и ходит. В дальнейшем все ходы осуществляются при помощи двух зар. С «головы», то есть с первоначального «столбика» за один ход можно снимать по одной шашке, и перемещать на такое количество полей, которое выпало при броске зар. В случае, если выпадает пара — на обоих кубиках одинаковое число точек (6-6,4-4,3-3) , то возможно снятие двух шашек за один ход, правда, только если он будет самым первым.

#4

Правила игры в нарды длинные предполагают развитие игры в движении шашек по доске до своего «дома» против часовой стрелки. Основные нюансы таковы: нельзя ставить свою шашку на шашку соперника; нельзя суммировать числа, выпавшие на зарах (например, нельзя вместо 5 и 6, сразу сходить 11) ; осуществлять ходы, как это вытекает из предыдущего нюанса, нужно последовательно; поля, занятые своими шашками можно занимать неоднократно, формируя столбики; обязательно использовать все возможные ходы, кроме случаев, когда это попросту невозможно — в таких ситуациях — пропуск хода.

#5

Ещё одним важным моментом при игре в нарды является создание непреодолимого препятствия — заполнение любых шести, стоящих рядом, полей. Но делать это можно, только при условии, что впереди выстроенного заслона имеется хотя бы одна шашка противника. Такие заслоны являются ключевым звеном для достижения победы. В случае, если один игрок завёл все шашки в свой «дом» и успел их сбросить, а его оппонент не успел скинуть ни одной шашки, то первый игрок достигает победы «марсом». Если соперник успел завести все шашки в «дом», но не сбросил ни одной, а другой в это же время уже сбросил все, то присуждается победа «домашним марсом». Это имеет значение при игре на очки. В этих случаях они удваиваются. Нарды — это возможность увлекательно провести время. Правила игры достаточно доступны и разобраться с ними несложно. Практикуясь в игре, можно достичь серьёзных успехов, попробовав свои силы в турнире по этой настольной игре.

uznay-kak.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *