Что такое цфо в спорте – ЦФО - это... Что такое ЦФО?
ЦФО — это… Что такое ЦФО?
ЦФО — центр финансовой ответственности фин. Источник: http://www.1cbit.ru/management/glossary.php ЦФО ЦФОРФ Центральный федеральный округ; Центральный федеральный округ Российской Федерации РФ ЦФО центр финансового обеспечения … Словарь сокращений и аббревиатур
ПАУ ЦФО — «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» некоммерческое партнёрство http://www.paucfo.ru/ Москва, организация … Словарь сокращений и аббревиатур
РЧЦ ЦФО — Радиочастотный центр Центрального федерального округа http://rfc cfa.ru/ связь … Словарь сокращений и аббревиатур
Центр финансовой отчетности — (ЦФО) Структурные единицы (цеха, производства) для которых формируются планы и которые отчитываются за результаты выполнения планов … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
ЦФОРФ — ЦФО ЦФОРФ Центральный федеральный округ; Центральный федеральный округ Российской Федерации РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
Лимит — (Limit) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Лимитирование банковских операций Позиционные Объемные лимиты Лимиты на характеристики позиций, на взвешенный объем Структурные лимиты (долевые лимиты, лимиты концентрации) Лимиты… … Энциклопедия инвестора
Общественная палата Центрального федерального округа — Общественная палата ЦФО … Википедия
Российская церковь христиан веры евангельской — Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · … Википедия
Калужская область — Координаты: 54°26′ с. ш. 35°26′ в. д. / 54.433333° с. ш. 35.433333° в. д. … Википедия
Радио «Сейм» — Радио «Сейм» (АУКО ТРК «Сейм»). Направленность вещания информационная: политика, экономика, сельское хозяйство, социальная сфера, медицина, криминал, происшествия, культура, музыка, история, спорт. Все аспекты жизни Курска и области вы … Википедия
dic.academic.ru
ЦФО — это… Что такое ЦФО?
ЦФО — Центральный ФО Центр ФО Москва Территория площадь 650, 7 тыс.км² (на конец 2007 года) (3,82 % от РФ) Население 37 121 812 чел. (на 1 января 2009 года) (26,16 % от РФ), в том числе: городского 29 994 175 чел. сельского 7 127 637 человек. Плотность … Википедия
ПАУ ЦФО — «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» некоммерческое партнёрство http://www.paucfo.ru/ Москва, организация … Словарь сокращений и аббревиатур
РЧЦ ЦФО — Радиочастотный центр Центрального федерального округа http://rfc cfa.ru/ связь … Словарь сокращений и аббревиатур
Центр финансовой отчетности — (ЦФО) Структурные единицы (цеха, производства) для которых формируются планы и которые отчитываются за результаты выполнения планов … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
ЦФОРФ — ЦФО ЦФОРФ Центральный федеральный округ; Центральный федеральный округ Российской Федерации РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
Лимит — (Limit) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Лимитирование банковских операций Позиционные Объемные лимиты Лимиты на характеристики позиций, на взвешенный объем Структурные лимиты (долевые лимиты, лимиты концентрации) Лимиты… … Энциклопедия инвестора
Общественная палата Центрального федерального округа — Общественная палата ЦФО … Википедия
Российская церковь христиан веры евангельской — Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · … Википедия
Калужская область — Координаты: 54°26′ с. ш. 35°26′ в. д. / 54.433333° с. ш. 35.433333° в. д. … Википедия
Радио «Сейм» — Радио «Сейм» (АУКО ТРК «Сейм»). Направленность вещания информационная: политика, экономика, сельское хозяйство, социальная сфера, медицина, криминал, происшествия, культура, музыка, история, спорт. Все аспекты жизни Курска и области вы … Википедия
sokrasheniya.academic.ru
Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»
социологические науки
УДК 332.14:316.43
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАССОВОГО СПОРТА В РЕГИОНАХ ЦФО
© 2017
Перькова Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305023, Россия, Курск, пр-т В. Клыкова 20, кв.74, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития спорта и физической культуры в регионах ЦФО, как важной составляющей формирования здорового образа жизни среди населения. Автором был предложен методический подход к оценке эффективности развития спорта в регионах ЦФО на основе комплексной модели, учитывающей мультипликативный эффект различных показателей, сформированных в двух группах. Показатели охвата характеризуют, насколько население в целом и его различные категории вовлечены в спорт, а показатели доступности характеризуют уровень обеспеченности спортивной инфраструктурой населения как фактор определяющий теоретическую возможность заниматься спортом при наличии желания. На основе их нормированных значений определяется интегральный коэффициент, согласно которому и дается итоговая оценка уровня развития массового спорта в конкретном регионе ЦФО. В соответствии с полученными значениями проведена кластеризация регионов, в результате чего представлено три вида кластеров по регионам — спортивные, медианные и отстающие. Исходя из этого, были предложены направления, которые будут способствовать дальнейшему развитию регионов с учетом специфики каждого из кластеров в рамках общей стратегии развития массового и профессионального спорта в РФ.
Ключевые слова: физическая культура, развитие спорта, ЦФО, доступность занятий спортом, доля населения вовлеченного в массовый спорт, нормирование, интегральный коэффициент развития спорта.
ESTIMATION OF SPORTS DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF THE CENTRAL
FEDERAL DISTRICT
© 2017
Perkova Elena Yurievna, senior lecturer of the department of economics and management
Kursk State Medical University (305004, Russia, Kursk, prospekt V. Klykova 20-74, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the problem of sports development and physical culture in the regions of the Central Federal District. Sports development is a very important component of formation of healthy lifestyle among the population. The author proposes a methodical approach to evaluation the effectiveness of sports development in the regions of the CFD. These approach based on comprehensive model that takes into account the multiplicative effect of the various indicators and formed in two groups. Indicators characterize how the population as a whole and its various categories involved in sport. Availability indicators characterize the availability of sports infrastructure for the population as a factor determining a theoretical possibility to do sports if you wish. The integral ratio is based on the normalized value. According to the integral ratio it was given a final assessment of the level of the mass sports development in a specific region of the Central Federal District. According to the obtained values it was performed the clustering of regions. As a result we have three types of clusters by region — sports, median and underdeveloped. Main directions were suggested. These directions will contribute to the further development of regions according to the specific of each cluster within the overall strategy for the of mass and professional sport development in Russia.
Keywords: physical culture, sports development, Central Federal District, accessibility of sport, the part of the population involved in sports, rationing, integral coefficient of sports development.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе спорт занимает одно из центральных мест, оказывая влияние на многие жизненные аспекты. Он выполняет важную социальную функцию, являясь значимым фактором, способствующим укреплению и сохранению здоровья населения, совершенствованию их культуры.
Физическая культура и спорта оказывают значительное влияние на экономическую сферу государства. По мнению Г.И. Мансуровой и А.П. Мансурова [4], физическая активность приводит к минимизации экономических потерь, являясь прекрасной альтернативой таким вредным привычкам (как табак и алкоголь), что, в свою очередь, оказывает разрушительное воздействие на экономику страны. Поэтому физическая культура и спорт способствуют формированию качественных трудовых ресурсов, увеличению продолжительности жизни населения. Являясь сферой предпринимательской деятельности, физическая культура и спорт обеспечивает занятость населения, а также выступает источником пополнения государственных бюджетов. Традиционно современный спорт принято подразделять на две взаимосвязанные части: массовый и профессиональный. Профессиональный спорт зачастую для спортсменов яв-
ляется основным видом деятельности, который приносит доход, в то время как в массовом спорте вовлечены простые люди, заинтересованные в своем физическом и духовном благополучии [5].
В связи с этим, развитие спорта, в особенности массового, на сегодняшний день является приоритетной задачей для РФ. Однако, учитывая дифференциацию регионов РФ по уровню социально-экономического развития, для обеспечения эффективного развития массового спорта в них, необходима разработка мер с учетом региональных особенностей.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Оценивать состояние и развитие спорта и физической культуры принято по ряду абсолютных показателей. Е.Ю. Чернявская [6] считает, что состояние спорта является индикатором развития человеческих ресурсов. Оценке спортивных достижений стран придается все большее значение не только в экономике, но и в политических целях. В профессиональном спорте в счет идут медали олимпийских игр, чемпионатов мира, учитываются рейтинги спортсменов в рейтинге (как в единоборствах и теннисе), в футболе ведется рейтинг отдельно для сборных (ФИФА) и для клубов, объединенных в рейтинге (УЕФА). В силу того что профессиональный спорт становится все более и более коммерциолизированным, повышаются доходы спортсменов и создаются коммерчески успешные целые индустрии сопровождения спорта [7], то важным показателями развития спорта становится зрительский интерес к нему в стране.
sociological sciences
Задачей же государства остается именно подготовка здорового поколения граждан, у которых будут минимизированы вредные привычки, поэтому актуальными показателями выступают охват населения, занимающегося спортом, или доля людей, ведущих здоровый образ жизни. Именно эти показатели являются наиболее часто используемыми во многих исследованиях, в которых отражается состояние развития спорта [8-11]. Однако при комплексной оценке следует учитывать показатели, которые являются важными факторами увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом [12]. Очень важно, по мнению П.К. Кузнецова, Е.А. Бобровского, Т.Р. Соломахиной, Р.У. Ногуманова [1316], иметь соответствующую спортивную инфраструктуру, которая будет обеспечивать доступность людей к занятиям спорта, определяя массовость спортивного движения.
Интегральную оценку в ряде исследований по стране и отдельно по регионам осуществляли на основе ранговой составляющей или в сравнениях с достижением индикативных показателей [17, 18], что определяется трудностью оценки разноразмерных показателей. В то же время метод нормирования, который позволяет это устранить, успешно используется во многих исследованиях экономических и социальных процессов, поэтому будет логично попробовать применить для решения поставленной цели статьи. Преимущество такого подхода заключается в возможности комплексного учета целой системы факторов в исследовании без потери математической точности [19-22].
Формирование целей статьи (постановка задания). На основе кластеризации регионов ЦФО по уровню развития спорта разработать стратегии их дальнейшего развития.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эффективность развития спорта в регионах ЦФО зависит от большого количества факторов, характеризующих охват и доступность спорта для населения. В ходе исследования нами были отобраны и разделены на 2 группы 4 показателя эффективности развития спорта в регионах ЦФО в 2015 году. В первую группу входят показатели охвата, характеризующие, насколько население в целом и его различные категории вовлечены в спорт: доля населения и доля студентов, систематически занимающихся спортом. Ко второй нами были отнесены показатели доступности, характеризующие уровень спортивной инфраструктуры: единовременная пропускная способность объектов спорта и количество спортивных сооружений, приходящихся на 10 тысяч человек. В целях кластеризации регионов ЦФО нами был разработан алгоритм оценки эффективности развития спорта на основе интегрального показателя (рисунок 1).
Коэффициент охвата (Ко): Ко^Д»! * К2 * … * Кп где: К1, Кг,…, Кп — нормируемые коэффициен-
номического показателя 1-того региона к его наилучшему значению по регионам ЦФО:
Кр.= тч! ХЯНХ
Коэффициент доступности (Ка): Кя=укг * К2 * … * Кп где:К], Кг,…. Кц — нормируемые коэффициен-ты:.рассчитыБаемыекак соотношениеп-го экономического показа1еля1-того региона к его наилучшему значению по регионамЦФО: Kjrj= xj’ хдах
Уровень развития массового спорта {интегральный коэффициент): ИК=Ко • Кз
Кластеризация регионов ЦФО
двигают на второй план стремление людей к физическому развитию и самосовершенствованию (таблица 1).
Таблица 1 — Интегральная оценка регионов ЦФО по уровню развитию массового спорта в 2015 г.
Область Абсолютное значение пока- Нормированное значение Ко Кд ИК
Oi О: Д1 Д: Oi О: Д1 Д2
Белгород скал 36.3 S3,8 58.6 396.7 1,00 0.84 0.91 1,00 0,92 0,95 0.94
Бргет. 18,7 44,5 37,1 235,5 0,52 0,45 0,58 0,59 0,48 0,58 0,53
Владимирская 30,3 73,5 32,7 228,1 0,83 0,74 0,51 0,57 0,79 0,54 0,65
Воронежская 35,2 99,3 35,6 275,0 0,97 1,00 0,55 0,69 0,98 0,62 0,78
Ивановская 25 68,2 23,3 205,1 0,69 0,69 0,36 0,52 0,69 0,43 0,55
Калужская 31 74.3 64,5 216,5 0,85 0,75 1.00 0,55 0.80 0,74 0,77
Костромская 28,8 73,8 29,1 203,1 0,79 0.74 0.45 0,51 0,77 0.48 0.61
Курская 31,6 72,7 29,7 206,7 0,87 0,73 0,46 0,52 0,80 0,49 0,63
Липецкая 30,6 64.7 32,8 272,6 0,84 0.65 0.51 0.69 0,74 0,59 0.66
Московская 25,3 60,6 16,7 124,5 0,70 0,61 0,26 0,31 0,65 0,29 0,43
Орловская 1S 47,6 38,8 260,8 0,50 0,48 0,60 0,66 0,49 0,63 0,55
Рязанская 31,6 65,6 36,6 264,7 0,87 0,66 0,57 0,67 0,76 0,62 0,68
Смоленская 26,4 62,5 33,1 268,4 0,73 0,63 0,51 0,68 0,68 0,59 0,63
Тамбовская 32 753 48,4 387,0 0,88 0,76 0,75 0,98 0,82 0,86 0,84
Тверская 28,7 64.8 32,3 281.4 0,79 0.65 0.50 0.71 0,72 0.60 0,65
Тульская 21,2 60,1 30,1 157,6 0,58 0.61 0,47 0.40 0,59 0,43 0,51
Ярославская 302 68.4 26,8 191,5 0,83 0,69 0.42 0,48 0.76 0,45 0,58
Рисунок 1 — Алгоритм оценку уровня развития массового спорта в регионах
Низкие значения коэффициента охвата отмечаются в Брянской, Орловской и Тульской областях (0,48-0,59). Это свидетельствует о невысокой заинтересованности и вовлеченности населения в массовый спорт и здоровый образ жизни. Вероятными причинами данного явления являются невысокий уровень социально-экономического развития этих регионов. Имеющиеся проблемы ото-
Регионом ЦФО с наибольшим охватом населения является Воронежская область (0,98). Это один из крупнейших регионов Черноземья, обладающий высокими социально-экономическими показателями, входит в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Благоприятные условия не могут не сказываться на образе жизни людей, поэтому значительная часть населения области систематически занимается спортом и ведет здоровый образ жизни. Также к числу регионов с наибольшим охватом относятся Белгородская, Тамбовская, Калужская и Курская области (0,77-0,92).
По показателю доступности лидирует Белгородская область (0,95), что свидетельствует о развитой спортивной инфраструктуре в регионе, наличии большого количества спортивных сооружений. В совокупности со спортивной пропагандой высокая доступность является ключевым фактором эффективности развития спорта. Высокие значения коэффициента доступности наблюдаются так же в Тамбовской и Калужской областях (0,86 и 0,74).
Наименьшее значение коэффициента доступности в 2015 году отмечено в Московской области (без учета г. Москвы). Данное явление обусловлено тем, что она, по сути, является спальным районом Москвы, из которого люди ежедневно приезжают в саму столицу. Соответственно, вложения в инфраструктуру в области имеет ряд ограничений, учитывая высокий уровень развития Москвы со всей доступностью ее различных спортивных объектов. К числу регионов с низкой доступностью относятся Ярославская, Ивановская и Тульская области (0,43-0,45), что обусловлено спецификой регионов и невысоким уровнем социально-экономического развития.
Анализируя одновременно два показателя развития спорта в регионах ЦФО можно выявить характер проблем, которые тормозят его развитие. Так, Воронежская область характеризуется высокой степенью охвата, но недостаточной доступностью, что свидетельствует о необходимости постройки дополнительных современных спортивных объектов с целью дальнейшего успешного развития спорта в регионе. Аналогичные ситуации наблюдаются в Костромской, Курской и Ярославской областях. В Брянской и Орловской областях наблюдается обратная ситуация: доступность превышает охват, что свидетельствует о низкой мотивации и заинтересованности населения в спорте и ведении здорового образа жизни.
По результатам проведенных расчетов нами были получены интегральные коэффициенты, характеризующие эффективность развития спорта в регионах ЦФО в 2015 году, в соответствии с которыми было сформировано 3 кластера регионов: «спортивные регионы», «медианные регионы», «отстающие регионы».
Такое деление способствует разработке подходящей для каждой группы стратегии, учитывающей текущее состояние развития спорта в регионах и имеющиеся проблемы (таблица 2).
социологические науки
Таблица 2 — Кластеризация регионов ЦФО по уровню развития массового спорта в 2015 г.
Область Коэффициент Коэффициент ДОСТУПНОСТИ показатель
«Спортивные регионы»
Белгородская 0,92 0,95 0,94
Тамбовская 0,82 0.86 0,84
Воронежская 0,98 0,62 0,78
Калужская 0,80 0,74 0,77
«Медианные регионы»
Рязанская 0,76 0,62 0,68
Липецкая 0,74 0,59 0,66
Владимирская 0,79 0,54 0,65
Тверская 0,72 0,60 0,65
Курская 0,80 0,49 0,63
Смоленская 0,68 0,59 0,63
Костромская 0,77 0.4S 0,61
Ярославская 0,76 0,45 0,58
Ивановская 0,69 0.45 0,55
Орлов™ 0,49 0,63 0,55
«Отстающие егионы»
Брянская 0,48 0,58 0,53
Тульская 0,59 0,43 0,51
Московская 0,65 029 0,43
К числу «спортивных» относятся 4 региона, лидером среди которых является Белгородская область (0,94), обладающая высокими значениями показателей охвата и доступности. Также лидирующие позиции занимают Тамбовская, Воронежская и Калужская области. Среди 17 регионов, входящих в состав ЦФО, подавляющее большинство обладает средним уровнем развития спорта. Интегральный показатель варьирует в пределах 0,55-0,68, что свидетельствует об умеренном развитии спорта, требующем дальнейшей модернизации. К числу «отстающих» регионов относится Брянская, Тульская и Московская области. Первые два региона характеризуются низким социально-экономическим развитием, поэтому имеющийся дефицит финансовых ресурсов не дает возможности спорту развиваться. Московская область в силу своей социально-экономической специфики обладает самым низким значением интегрального коэффициента (0,43).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе проведенного исследования и кластеризации регионов ЦФО по уровню развития спорта, можно предложить следующие стратегии их развития.
Для «спортивных» регионов характерен достаточно высокий уровень развития массового спорта и доли людей, ведущих здоровый образ жизни, поэтому стратегия должна ориентироваться на поддержание и модернизацию имеющихся спортивных сооружений, постройку новых современных объектов спорта, усиление пропаганды здорового образа жизни с целью вовлечения в массовый спорт все большего числа людей из разных социальных групп.
Основной проблемой «медианных» регионов является недостаточный уровень доступности спорта для населения. В связи с этим, стратегия их развития должна быть направлена на привлечение инвестиций на постройку дополнительных спортивных сооружений. Данное направление успешно реализуется на основе государственно-частного партнерства, поскольку позволяет решить имеющиеся в отрасли проблемы за счет привлечения средств бизнеса.
«Отстающие» регионы характеризуются крайне низким уровнем развития спортивной инфраструктуры, что, в свою очередь, является причиной незаинтересованности населения заниматься спортом. Такое положение дел во многом обусловлено низким уровнем социально-экономического развития и спецификой регионов. В связи с этим, здесь необходимо комплексное крупномасштабное развитие спорта. Первоочередным шагом для реализации этой задачи является развитие спортивной инфраструктуры. Необходимо проводить работу по привлечению средств на строительство спортивных объектов, осуществлять контроль за рациональным использованием ресурсов. Учитывая экономические проблемы таких регионов и дефицит федерального бюджета, реализация этой задачи возможна только на основе государственно-частного партнерства. Одним из пер-
спективных направлении такого механизма является передача государственного или муниципального имущества малому и среднему бизнесу на условиях аренды. Использование этого механизма не только принесет прибыль бизнесу, но и позволит регионам достичь положительного социального эффекта в области спорта и физическои культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гвоздева, А.А. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни /А.А. Гвоздева, Ю.В. Кормилицын //В сборнике: XII Державинские чтения в Республике Мордовия материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России).-2016.- С. 302-304.
2. Календерова Г.К., Калмуратова Б.С., Примбетова Э.К. Спорт и его значение в формировании здорового поколения // Бюллетень науки и практики. 2017. № 5 (18). С. 74-77.
3. Нестеров Д.В., Лорай К.А., Рыкова Н.Ф. Роль физической культуры и спорта в современной России // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-4. С. 136-138.
4. Мансурова, Г.И. Роль и значение физической культуры и спорта в экономике /Г.И. Мансурова, А.П. Мансуров // Вестник Ульяновского государственного технического университета.- 2015.- № 4 (72).- С. 59-61
5. Трушина Е.А., Сергеев А.А. Развитие спортивной индустрии в России // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 165-167.
6. Чернявская Е.Ю. Международный спорт как показатель состояния и развития человеческих ресурсов в России // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2017. № 2 (11). С. 49-57.
7. Шелкова В.А. Особенности развития профессионального спорта в России // Транспортное дело России. 2016. № 2. С. 130-131.
8. Щенникова М.Ю., Петров С.И. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 203-211.
9. Снятков А.Н. Развитие спорта высших достижений в столице // Альманах современной науки и образования. 2017. № 3 (117). С. 90-93.
10. Савельева О.В., Корнев А.С. Динамика развития физической культуры и массового спорта в Самарской области // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2016. № 1 (2). С. 45-48.
11. Полухина М.Г. Состояние и перспективы развития сферы физической культуры и спорта на региональном и местном уровнях // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. Т. 9. № 1 (9). С. 38-44.
12. Дорохова В.А. Исследование уровня влияния факторов на динамику численности, занимающихся физической культурой и спортом // Региональный вестник. 2016. №2 (3). С. 19-20.
13. Кузнецов П.К. Особенности деятельности по развитию массового спорта основных субъектов спортивной политики в современной России // Научные труды Северо-Западного института управления. 2016. Т. 7. № 2 (24). С. 72-78.
14. Бобровский Е.А. Улучшение состояния спортивной инфраструктуры как инструмент популяризации спорта в регионе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 3-2. — С. 297-301.
15. Соломахина Т.Р. Оценка влияния обеспеченности спортивной инфраструктурой на возможности населения заниматься спортом / Т.Р. Соломахина, Е.А. Бобровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. — № 3-1. — С. 133-137.
16. Ногуманов Р.У. Роль инфраструктуры сектора спортивных услуг в экономическом развитии мезоси-
sociological sciences
стем // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 12. С. 1999-2010.
17. Тит А.И. Сравнительные показатели развития физической культуры и спорта в Восточной Сибири / А.И. Тит, М.М. Колокольцев // Молодежный вестник ИрГТУ. 2017. № 1. С. 25.
18. Савенкова Е.А. Методика оценки развития физической культуры и спорта в регионах России с использованием пороговых значений индикативных показателей / Е.А. Савенкова, Г.И. Попов // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 64.
19. Зюкин Д.А. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона / Д.А. Зюкин, Е.В. Репринцева, Н.М. Сергеева, Е.Ю. Перькова, Н.Г. Галкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-2. С. 218-221.
20. Жилин В.В. Технология подборки факторов в модель регрессии / В.В. Жилин, С.Д. Майкова, Н.А. Пожидаева // Региональный вестник. 2016. № 4(5). С. 27-28.
21. Пожидаева Н.А. Методика оценки инновационной активности сельскохозяйственных организаций / Н.А. Пожидаева, Д.А. Зюкин // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №21. С. 32-39.
22. Теория и практика применения корреляционно-регрессионного анализа в исследованиях: монография / С.А. Беляев, Е.А. Бобровский, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др.; Под общей редакцией В.В. Жилина. -Курск: «Деловая полиграфия», 2016. — 80 с.
Статья поступила в редакцию 16.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
cyberleninka.ru
Центр финансовой ответственности – это… Виды центров финансовой ответственности
Центры финансовой ответственности – это важный элемент управления бюджетом юридического лица. Это структурные подразделения предприятия, которые ответственны за достижение цифровых показателей. Также эти отделы занимаются распределением ответственности за эту деятельность между сотрудниками внутри организации.
Основные особенности центров финансовой ответственности организации
Предприятия, которые в своей структуре имеют соответствующие центры, отличаются двумя ключевыми признаками:
- выделение отдельных структурных единиц для осуществления работы центров;
- присутствие четко выстроенной иерархической системы подчиненности, в которую входит данный центр;
- большая роль работоспособности отдела в отношении экономической эффективности организации;
- наличие бюджетной структуры, которая позволяет составлять планы и отчеты применительно к различным финансовым центрам;
- организация ставит перед отделом задачи по корректному составлению финансовых (бюджетных) планов и их успешной реализации для достижения определенных результатов.
Управление доходами и расходами организации с помощью центров финансовой ответственности в системе бюджетирования имеет ряд особенностей:
- Поставленные перед отделом задачи распределяются по каждому отдельному показателю по различным уровням, не выходя за пределы организации. За каждую часть работы назначается отдельное ответственное лицо.
- Формирование целей и планов и их претворение в жизнь осуществляется посредством работы в рамках единой системы координат организации.
- При работе сотрудники ориентируются на показатели финансового типа.
- Полученные в результате работы результаты анализируются с учетом тех факторов, которые были отмечены в составленном плане.
- По итогам работы производится сверка поставленных целей и достигнутых показателей.
В работе центров финансовой ответственности (ЦФО) важную роль играет специальное подразделение (центр финансового учета), который занимается осуществлением текущей деятельности организации и ведением учета ключевых показателей расходов и доходов. При работе этого отдела в первую очередь определяется место, в котором возникли затраты (МВЗ). Центр финансовой ответственности организации отвечает перед руководством за их появление, а ЦФУ занимается их учетом для дальнейшего прогнозирования работы.
Местом возникновения затрат в большинстве случаев является объект технологического типа. Это обусловлено тем, что его нормальное функционирование требует регулярного вложения бюджетных денег в материалы, сырье, содержание и другие расходные статьи. Для деятельности каждого МВЗ не требуется создания отдельного центра финансовой ответственности. Это связано с низкими затратами по сравнению с другими сферами работы организации.
Если предприятия большое, в него входит несколько ЦФО. В совокупности они образуют финансовую иерархическую структуру. Эта система определяет порядок соподчиненности всех центров финансовой ответственности предприятия. Правильное построение структуры позволяет добиться высокой эффективности при совместной работе всех отделов по управлению бюджетными показателями.
Критерии классификации центров
Бюджетные отделы можно систематизировать по разным основаниям. Чтобы определить, какие типы центров финансовой ответственности можно выделить, следует учитывать экономические показатели, являющиеся предметом контроля отделов. Такой критерий разграничения подходит для всех организаций, независимо от сферы деятельности, отрасли и размера.
Основными показателями выделения групп центров финансовой ответственности в бюджетировании являются:
- затраты за аналогичные периоды;
- прибыль в установленном промежутке времени;
- инвестиционные показатели при соотношении в процентах вложенных финансов и полученной от них прибыли;
- промежуточные результаты (итоги);
- показатели доходов (прибыли), которая была получена по всем расходным статьям, с учетом понесенных затрат.
Классификация отделов
На основании указанных показателей выделяют следующие виды центров финансовой ответственности:
- Отвечающие за затраты (осуществление производственного процесса, закупки, административные и коммерчески).
- Доходные отделы, которые занимаются разработкой основных направлений деятельности организации.
- Центры реального дохода, которые несут ответственность за конкретную ветвь деятельности, а также за прибыль, приносимую организации этой ветвью. В состав этого отдела входят центры по затратам, которые отражают производственные расходы, и по доходам, получаемым этим направлением. Этот отдел может являться обособленным подразделением или входить в объединение нескольких предприятий.
- Центры прибыли, которые отвечают за сохранение положительного баланса организации после произведения всех необходимых затрат и их подсчета. Чаще всего такой центр представляет отдельную организацию или их объединение. В случаях, когда финансами руководит отдельное юридическое лицо, в него входят центры по расходам, доходам и чистой прибыли.
- Инвестиционные отделы. Эти типы центров финансовой ответственности занимаются вложением бюджетных средств организации и изменением активов внеоборотного характера. Их главной задачей является повышение эксплуатационной эффективности на основе инвестируемых денежных средств (с учетом коэффициента ROI). В структуру таких организаций входит несколько центров прибыли, предприятие целиком, холдинг или группа юридических лиц промышленного направления. В компаниях, которые занимаются инвестированием получаемой прибыли в другие проекты, инвестиционные и доходные центры являются одним и тем же.
Деятельность и особенности работы центров затрат
Для любого предприятия одним их важнейших показателей является размер расходов, которые связаны с эффективностью использования ресурсов и работы организации в общем. Центры по затратам являются отделами, осуществляющими этот учет. Они делятся на две группы: функциональные и производственные.
Производственные центры рассматривают материальные вложения и трудовые затраты всех подразделений организации. Они не занимаются ценообразованием, но осуществляют работы по расходам ресурсов предприятия и учету его затрат. Руководители таких центров контролируют, чтобы затраты соответствовали установленному плановому уровню, а также работают над минимизацией издержек.
Функциональные затратные центры отвечают за хозяйственные потребности и издержки, связанные с проведением различных экономических, юридических и финансовых операций.
Особенности создания центров финансовой ответственности в структуре предприятия
Для любой организации правильный учет статей доходов и расходов играет важную роль, позволяя не только сохранить рентабельность предприятия, но и увеличить его доходы. Построение эффективных центров финансовой ответственности – это длительный процесс, который начинается с проведения анализа организации и структуры предприятия. Анализ проводится в четыре этапа:
- выделение организационных звеньев с помощью формирования списков;
- выстраивание иерархии подчиненности между разными звеньями, начиная с руководителя компании и заканчивая рядовым исполнителем;
- нумерация звеньев с учетом вложенности.
После проведения соответствующего анализа структуры организации и ее деятельности делаются выводы об определении направления работы компании. После этого проводится формирование финансовой структуры.
Построение системы отделов осуществляется путем составления справочника с указанием каждого звена и его характеристик (доходов, затрат, прибыли и инвестиций). Некоторые организации формируют в штате все указанные отделы, другие – какой-то один. Составленная матрица значений помогает квалифицировать источники каждого из центров.
Например, у компании X итоговыми значениями могут быть следующие:
- прибыль – компания;
- инвестиции – компания;
- доходы – продажи;
- затраты – маркетинг, финансисты, администрация и кадровые работники.
После окончательного распределения направлений того или иного отдела формируется иерархическая пирамида, которая отражает подчиненность каждого отсека. Затем в каждом из них назначается руководитель, в обязанности которого входит контроль за работой отдела и ответственность за это. Все эти данные собираются в структурированную информационную таблицу и хранятся в документах компании.
Взаимосвязь центров финансовой ответственности и учета затрат
Учет течения бюджетных средств является одной из обязанностей соответствующего центра. Он является инструментом, который позволяет распределить управление компании. Проведя децентрализацию власти на предприятии, отдел передает часть ответственности от высших управленцев к персоналу среднего и низшего звеньев.
Независимо от того, какие типы центров финансовой ответственности можно выделить, они объединяются тем, что не многие из них осуществляют учет затрат и имеют право распределять прибыль. Многие отделы, занимаясь доходно-расходной деятельностью организации, не имеют при этом права участвовать в распределении получаемой ответственным центром прибыли. Особенно часто такая ситуация встречается в крупных компаниях с большим штатом сотрудников.
Те отделы, которые занимаются обоими этими вопросами, могут намного лучше измерить, оценить и соотнести построенные планы и их итоговую реализацию. Многие специалисты считают, что эффективнее всего работает учет управленческого типа, так как он наиболее эффективно способствует получению доступа к актуальным цифровым показателям, изучение которых поможет принять правильное решение в отношении финансов.
Если при бухгалтерском учете была выстроена правильная управленческая финансовая цепь, в работе будет применяться конкретная (целевая) достоверная информация. Соответствующие базы данных и отчетов по ним составляются в двух формах: по центрам оценки и по подразделениям в структуре организации. В них анализируются технологические нововведения, конкретные виды изделий и финансовые предполагаемые решения.
Для составления таких отчетов рекомендовано применять простую и удобную в изучении информационную систему. Чтобы она была наиболее эффективной, необходимо при ее создании учитывать возможности децентрализации власти и факт персональной ответственности управляющего персонала за финансовые показатели организации.
Значение децентрализации в структуре организации
Наиболее эффективными являются организации, в которых наряду с наличием бюджетирования, центров ответственности в финансовом планировании, а также иерархической структурой, используется принцип децентрализации ответственности. Это связано с тем, что традиционный подход к деятельности предприятия большую роль отводит анализу ошибок линейных менеджеров.
При реализации принципа децентрализации ответственности больше внимания уделяется конечному результату работы, а не техническим моментам. В таких компания чаще проявляется инициатива сотрудников, внедряются новаторские и инновационные идеи. В итоге повседневные рабочие задачи решаются намного быстрее, что в результате позволяет оптимизировать работу компании в целом.
Центр финансовой ответственности – это отделы, которые могут существовать в компании, при этом не совпадая с ее производственной или организационной структурой. В некоторых случаях под одним центром выстраивается своя иерархия из вспомогательных отделений, которые занимаются различными направлениями деятельности организации, что находятся во взаимосвязи и контролируются вышестоящим центром.
Бюджет ответственных центров
Одним из важнейших понятий в работе центров является бюджет. В нем учитываются все затраты и прибыли подразделений. При этом могут не учитываться денежные средства по листу баланса и движение финансов. Это связывается с тем, что указанные в инансовых документах виды и направления деятельности организации не контролируются центром.
Анализируя вышеуказанные положения, можно сделать вывод, что ответственность рассматриваемых отделов ограничена. Это связано с тем, что основная цель центров финансовой оценки – достижение запланированных показателей. Исключения составляют только центры учета, которые, помимо основной деятельности, занимаются контролем соблюдения ограничений и нормативов.
Классификация ЦФО в соответствии с особенностями коммерческой организации
Основой для разделения центров по группам являются применяемые в коммерческой организации понятия функциональности и задачи соответствующих контролирующих отделов. По этому критерию выделяют основные и вспомогательные центры.
Основные отделы финансовой ответственности занимаются изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием установленных уставными документами услуг. В таких компаниях затратами является себестоимость продукции. Самыми распространенными примерами таких центров являются цеха и отделы сбыта.
Вспомогательные отделы финансовой ответственности занимаются обслуживание основных. Их расходы и затраты подразделяются по главным отделам и суммируются, после чего высчитывается их реальная себестоимость. Самыми распространенными примерами таких центров являются административно-хозяйственные отделы, службы технического контроля, ремонт и мастерские инструментов.
Взаимосвязь ответственных и затратных центров
В некоторых организациях эти два центра являются идентичными. В этом случае затраты возникают в структурных конкретных единицах, которые потребляют ресурсы. Сотрудниками отдела составляются планы, устанавливаются нормативы потребления и ведется учет, позволяющий контролировать расходы (затраты) и обеспечивать хозяйственный расчет в организации.
Чаще всего центры финансовой ответственности отвечают за несколько отделов предприятия одновременно. При этом руководители разных подразделений отказываются отвечать за издержки в работе других отделов. В таких случаях решения об отнесении затрат к какому-либо центру принимаются руководителем организации.
Центры финансовой ответственности играют огромную роль в деятельности любой компании, занимаясь учетом и контролем расходов, доходов, прибыли и вариантов инвестирования.
fb.ru
Состав Центрального федерального округа. Положение Центрального федерального округа
В состав Центрального федерального округа входит 18 территориальных субъектов. И по этой причина он является самым большим по их количеству. В ЦФО нет республик, лишь области и единственный город федерального значения, которым является столица нашей страны, Москва. Кстати, она является не только крупнейший городом всего округа, но ещё и его административным центром. Впрочем, обо всём по порядку.
Особенности
Прежде чем рассмотреть состав Центрального федерального округа, стоит отметить вниманием особенности, которыми он отличается.
Итак, образован ЦФО был 13 мая 2000 года. У него нет выхода к какому-либо морю и, соответственно, океану. Но тем не менее это самый большой округ по численности населения и количеству территориальных субъектов, о чем уже упоминалось выше. В ЦФО проживает чуть больше 39 миллионов человек. Это примерно 26.7 % от общей численности граждан РФ. Плотность, кстати, составляет ~60.14 человек на км².
В состав Центрального федерального округа входит два крупных экономических района, включающих в себя 310 городов. Это Центрально-Чернозёмный и Центральный районы. Площадь, занятая ими, равна 650 205 км². Это приблизительно 3.8 % всей территории России. Но, несмотря на такие небольшие габариты, ЦФО – это базовый макрорегион всей страны.
Столица
Как уже было сказано выше, в состав Центрального федерального округа входит Москва. Она занимает самую меньшую площадь, если сравнивать с остальными субъектами ЦФО – всего 2 511 км². Но, несмотря на это, в Москве проживает в среднем в 10 раз больше людей, чем в других областях округа. В столице числится 12 330 126 человек, по последним статистическим данным.
Что можно рассказать про Москву? Ведь это столица, а этим всё сказано. Но всё же стоит отметить, что город является крупнейшим в общероссийском масштабе финансовым центром и одним из самых больших в мире деловых мегаполисов. И пожалуй, не будет лишним сказать, что именно Москва находится на первом месте среди всех городов на нашей планете по количеству проживающих на её территории долларовых миллиардеров. Их тут 79. Во всяком случае, по состоянию на 2011 год.
И конечно же, Москва является самым крупным транспортным узлом России. За год объём пассажирских перевозок составляет порядка 11 500 000 000 человек.
Московская область
Это следующий самый густонаселённый субъект ЦФО после столицы. Площадь области составляет примерно 44.4 тысячи км². Проживает на этой территории около 7.32 миллиона человек.
По объёму ВРП Московская область находится на третьем месте среди всех российских субъектов. Это неплохо развитый регион, чему способствует, кстати, соседство со столицей. С одной стороны, данный факт играет положительную роль. Но с другой – столица перенимает трудовые ресурсы области. Просто многие, живущие в МО люди, работают в мегаполисе. И по этой причине именно в бюджет Москвы поступают их налоги.
В этом регионе отлично развита промышленность. В частности, металлообработка и машиностроение. Тут производится ракетная и космическая техника, оборудование ядерной и тепловой энергетики, магистральные тепловозы, электропоезда, автобусы, вагоны, экскаваторы и многое другое.
Другие регионы и их значимость
В состав Центрального федерального округа России входит также Липецкая область – регион, расположившийся на территории, которая является обжитой ещё со времён верхнего палеолита (40-12 тысяч лет тому назад). Так уверяют ученые. 85 % территории области покрыто чернозёмом, а ещё тут выявлено 300 месторождений полезных ископаемых. По запасам карбонатного сырья ЛО является лидером РФ.
Рассказывая про состав федеральных округов, нельзя не отметить вниманием входящую в ЦФО Ивановскую область. Ведь на её территории производится 32.8 % продукции легкой промышленности от общероссийского объёма (показатель №1).
Орловская область тоже включена в ЦФО. Она отличается своей экономикой, которая носит ярко выраженный аграрно-индустриальный характер.
Также в ЦФО включена и Тульская область. Это один из самых неблагополучных в социальном плане регионов. Низкая рождаемость, повышенная смертность, большое количество несчастных случаев, плохая экология, и более 420 тысяч человек населения (а всего в ТО проживает ~1 500 000 граждан) – это пенсионеры. Но тут развита пищевая промышленность. Самый яркий пример – кондитерская фабрика «Ясная Поляна», производящая известные во всей России пряники.
Особенности более крупных областей
Мало какой состав федеральных округов может похвастаться таким разнообразием территориальных субъектов, как ЦФО. Выше были перечислены далеко не все области.
Есть ещё Белгородская. Она особенна тем, что на её территории сосредоточено порядка 40 % запасов железных руд РФ. Неплохая экологическая ситуация наблюдается в Калужской области. 75.6 % её территории занимают дерново-подзолистые почвы. 45.2 % пространства заняты лесами, и общий запас древесины, в связи с этим, составляет 267 700 000 м³.
Во Владимирской области экологическая ситуация плоха, но зато хорошо развито машиностроение. За счет этой сферы создается порядка 40 % промышленного продукта.
Ещё в состав Центрального федерального округа (ЦФО) входят Курская и Тамбовская области. Основная деятельность первой заключается в добыче и обогащении руды, а также в машиностроении. Промышленность же Тамбовской области признана одним из ведущих секторов региональной экономики.
Брянская область известна высокоразвитым ж/д транспортом и радиоэлектроникой. А ещё лесопереработкой. Ярославская область, также во многом определяющая важное положение Центрального федерального округа, является одним из самых высокоразвитых в промышленном плане регионов. Порядка 300 местных предприятий имеют государственное значение. К тому же эта область известна неплохими минерально-сырьевыми ресурсами (тут распространены тонкие ленточные глины, кварцевый песок, торф, гравий и т. д.).
Напоследок
Как можно видеть, довольно солидным в экономическом плане является Центральный федеральный округ. Состав областей, а также их особенности полезно знать. Но ещё не было упомянуто 5 последних регионов. А ведь они тоже важны.
Рязанская область, например, известна тем, что на её площади находится 103,5 тыс. га важнейших природных территорий. И охраняемых, соответственно. В Смоленской области отлично развито животноводство молочно-мясного направления. Сельскохозяйственные угодья занимают порядка 1 750 000 гектаров!
Воронежская область является абсолютным лидером во всей стране по трудоустройству. Костромская известна наличием самых крупных в РФ предприятий, специализирующихся на производстве грузоподъёмного и нефтегазового оборудования. И наконец, Тверская область, последняя. На её территории развита обрабатывающая промышленность, строительство и торговля.
Какой же вывод можно сделать? Однозначный. Все области, входящие в состав ЦФО, являются по-своему особенными и ценными. И благодаря каждому из них Центральный ФО является самым высокоразвитым в России.
fb.ru
Что такое цфо в спорте. Бюджетирование
Основная задача построения финансовой структуры — это распределение ответственности и полномочий между менеджерами по управлению доходами, расходами, активами, обязательствами и капиталом компании. Финансовая структура является основой для внедрения управленческого учета, бюджетирования, а также эффективной системы мотивации персонала компании.
Финансовая структура — это совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО).
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это элемент финансовой структуры компании, который выполняет хозяйственные операции в соответствии со своим бюджетом и обладает для этого необходимыми ресурсами и полномочиями.
Финансовая и организационная структуры тесно связаны, но могут не совпадать. Каждый бюджетный период начинается с актуализации финансовой структуры, с целью корректного распределения полномочий и ответственности. Часто изменение финансовой структуры приводит к изменениям в организационной структуре.
Как построить финансовую структуру?
1. Описать бизнес-процессы и функции подразделений: реализация, закупки, логистика, производство, бухгалтерия, кадровая служба и т.д. для определения статей доходов и расходов, на которые могут влиять те или иные подразделения;
2. Классифицировать центры финансовой ответственности в зависимости от полномочий и ответственности руководителей ЦФО;
3. Определить иерархию центров ответственности и их взаимосвязи.
Иерархия центров ответственности в финансовой структуре
Как правило, финансовая структура имеет несколько уровней подчиненности.
ЦФО первого уровня — это холдинг в целом. Обычно это центр инвестиций, ответственность за управление которым возложена на генерального директора управляющей компании.
ЦФО второго уровня — это самостоятельное предприятие в составе холдинга. Обычно это центры прибыли (например, филиалы).
ЦФО третьего уровня — это подразделения предприятий, входящих в холдинг (например, департамент продаж, департамент закупок, департамент финансов).
ЦФО четвертого уровня — это отделы подразделений предприятий, входящих в холдинг (например, бухгалтерия и финансовый отдел в финансовом департаменте).
Руководители ЦФО несут ответственность за выполнение поставленных задач и должны обладать необходимыми для этого полномочиями и ресурсами. В зависимости от полномочий и ответственности рук
all4sew.ru
ЦФО — это… Что такое ЦФО?
ЦФО — центр финансовой ответственности фин. Источник: http://www.1cbit.ru/management/glossary.php ЦФО ЦФОРФ Центральный федеральный округ; Центральный федеральный округ Российской Федерации РФ ЦФО центр финансового обеспечения … Словарь сокращений и аббревиатур
ЦФО — Центральный ФО Центр ФО Москва Территория площадь 650, 7 тыс.км² (на конец 2007 года) (3,82 % от РФ) Население 37 121 812 чел. (на 1 января 2009 года) (26,16 % от РФ), в том числе: городского 29 994 175 чел. сельского 7 127 637 человек. Плотность … Википедия
ПАУ ЦФО — «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» некоммерческое партнёрство http://www.paucfo.ru/ Москва, организация … Словарь сокращений и аббревиатур
РЧЦ ЦФО — Радиочастотный центр Центрального федерального округа http://rfc cfa.ru/ связь … Словарь сокращений и аббревиатур
Центр финансовой отчетности — (ЦФО) Структурные единицы (цеха, производства) для которых формируются планы и которые отчитываются за результаты выполнения планов … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
ЦФОРФ — ЦФО ЦФОРФ Центральный федеральный округ; Центральный федеральный округ Российской Федерации РФ … Словарь сокращений и аббревиатур
Лимит — (Limit) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Лимитирование банковских операций Позиционные Объемные лимиты Лимиты на характеристики позиций, на взвешенный объем Структурные лимиты (долевые лимиты, лимиты концентрации) Лимиты… … Энциклопедия инвестора
Общественная палата Центрального федерального округа — Общественная палата ЦФО … Википедия
Российская церковь христиан веры евангельской — Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · … Википедия
Калужская область — Координаты: 54°26′ с. ш. 35°26′ в. д. / 54.433333° с. ш. 35.433333° в. д. … Википедия
Радио «Сейм» — Радио «Сейм» (АУКО ТРК «Сейм»). Направленность вещания информационная: политика, экономика, сельское хозяйство, социальная сфера, медицина, криминал, происшествия, культура, музыка, история, спорт. Все аспекты жизни Курска и области вы … Википедия
universal_ru_en.academic.ru