Челночный бег 4х9 – "Челночный бег 4х9" для 4 класса

«Челночный бег 4х9» для 4 класса

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Дата: 15 мая, вторник

Школа: МБОУ НОШ №25

Класс: 4

Урок: 2

Место проведения: Спортивная площадка школы №25

.

Тема: «Челночный» бег 4х9

Цель:

-разучить беговую разминку; повторить технику челноч­ного бега.

Задачи:

-Образовательные: Обучение техники челночного бега.

Воспитательные: Развивать двигательные качества-ловкость, быстроту движения, выносливость.

Оздоровительные: Содействовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата

ИНВЕНТАРЬ: свисток, кубики (4шт), секундомер, конус (4шт).

1. Выход на улицу

2. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.

3. Разминочно-разогревающий бег.

4.Востанавливаем дыхание.

5.Перестроение из одной в 2 колонны.

6.ОРУ

1. И.п.- ноги врозь, руки на пояс, повороты головы.

1- поворот головы вправо, руки к плечам.

2- и.п.

3- поворот головы влево, руки к плечам.

4- и.п.

2. И.п.- ноги врозь, руки внизу.

1- руки вверх, правую ногу назад.

2- и.п.

3- руки вверх, левую ногу назад.

4- и.п.

3. И.п.- ноги врозь, руки вниз.

1,3- руки впереди.

2- руки вверх.

4- и.п.

4. И.п.- ноги врозь, руки на пояс, наклоны

1- наклон вправо.

2- наклон влево.

3- наклон вперед.

4- и.п.

5. И.п.- ноги врозь, руки внизу.

1- руки вверх.

2- наклон вперед тянемся к носкам.

3- присед руки вперед.

4- и.п.

6. И.п.- ноги врозь, руки на пояс.

1,2- круговые движения тазобедренным суставом в правую сторону.

3,4- круговые движения тазобедренным суставом в левую сторону.

7. И.п.- узкая стойка, руки на коленях.

1,2- круговые движения коленным суставом в правую сторону.

3,4- круговые движения коленным суставом в левую сторону.

8. Прыжки.

7.Перестроение из 2-х колонн в 1-ну.

8.Беговая разминка.

1. Приставным шагом правым боком.

2. Приставным шагом левым боком.

3. Бег с высоким подниманием бедра.

4. Бег с захлест голени назад, руки сзади.

5. Малый многоскок.

6. Бег спиной вперед с круговыми движениям руками назад.

7. Большой многоскок правая нога впереди.

8. Большой многоскок левая нога впереди.

9. С выбрасыванием прямых ног вперед.

1 мин

1 мин

2 мин

1 мин

2 мин

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

1 мин

2 мин

15-20 м

15-20 м

15-20 м

15-20 м

15-20 м

15-20 м

15-20 м

15-20 м

15- 20 м

Организованный выход на улицу.

«Класс в одну шеренгу становись!»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«Здравствуйте!»

«Вольно!»

«По порядку рассчитайсь!»

Меня зовут: Светлана Сергеевна.

Тема урока: «Челночный» без 4х9.

«Направо раз — два!» В медленном темпе «Бегом марш!»

Переходим на шаг.

«В одну шеренгу становись!»

«Налево раз — два!»

«На 1,2 рассчитайсь!»

1-е номера на месте, 2-е номера 4 шага вперед.

«По заданию шагом, марш!»

И.п. принять.

«Упражнения вправо начинай!», «Стой!»

Темп средний.

И.п. принять.

«Упражнения с правой ноги начинай!», «Стой!»

Темп средний.

И.п. принять.

«Упражнения руки вперед начинай!», «Стой!»

Темп средний.

И.п. принять.

«Упражнения в правую сторону начинай!», «Стой!»

Темп средний.

И.п. принять.

«Упражнения руки вверх начинай!», «Стой!»

Темп средний.

И.п. принять.

«Упражнения в правую сторону начинай!», «Стой!»

Темп средний.

И.п. принять.

«Упражнения в правую сторону начинай!», «Стой!»

Темп средний.

Темп средний.

«Кругом на свои места шагом, марш!»

Ученики выстраиваются в одну колонну. Дистанция между учениками составляет 2 шага. Добегают до конуса и возвращаются пешком.

«Приставным шагом правым боком, марш!»

«Приставным шаом левым боком , марш!»

«С высоким подниманием бедра, марш!»

«С захлест голени назад, марш!»

« Малые многоскоки , марш!»

«Спиной вперед, марш!»

«Большой многоскок правая нога впереди, марш!»

«Большой многоскок левая нога впереди, марш!»

«Бег с прямым выбрасыванием ног, марш!»

Основная часть ( 29мин )

1.Техника выполнения челночного бега 4х9.

-Объяснение.

-Показ.

При челночном беге используется высокий старт. Для этого надо встать в позу конькобежца ( поставить толчковую ногу вперед, а маховую отвести назад), вес тела переносится на ногу, которая стоит впереди. По команде «марш» ученику надо развить максимальную скорость всего за несколько секунд. При этом важно держать наклон корпуса, не выпрямляя спину сразу, как прозвучит команда бежать. Важной составляющей челночного бега является наличие поворотов, при которых важна ловкость. При достижении поворота, важно немного притормозить, сделать стопорящее движение, поворот и заново набрать скорость.

2.Подводяшие упражнения

3.Вполнения челночного бега 4х9

4. Игра “Пугало”

5 мин

2 мин

10 мин

12 мин

-Добегают до конуса фиксируют остановку, возвращаются спиной вперед.

-Поворот с полной техникой выполняемого бега.

-Полное выполнения технике с касанием.

Игроки образуют большой круг. В центре стоит пугало в шляпе. Под музыку дети идут и поют «В огороде чучело шляпу нахлабучело, рукавами машет и как будто пляшет. Ну ка чучело давай вместе с нами поиграй. А чучело отвечает: «Не могу сейчас играть надо воробьев пугать» И догоняет детей. Кого догнали становится чучелом.

Заключительная часть ( 6мин )

1. Строевые приемы.

2.Игра на внимание.

«Класс, Смирно!»

3. Построение, подведение итогов.

4. Передвижения в школу.

.

1 мин

3 мин

1 мин

1 мин

Учитель дает команды:

«Класс в одну шеренгу становись!»

Играющие стоят в строю в полушаге друг от друга, лицом к учителю, который подает команды и одновременно выполняет несложные упражнения. Все ученики должны выполнять за ним упражнения, если учитель перед командой произнесет слово «класс». Если же он этого слова не сказал, то занимающиеся стоят неподвижно. Нарушившие это правило или не выполнившие правильную команду делают небольшой шаг вперед из строя и продолжают играть. Игра длится 3—4 мин. После ее окончания лишь самые внимательные остаются в строю.

Что мы изучали на уроке?

Что было сложнее всего?

Учитель дает команды:

«Нале-во!»

«В школу шагом марш!»

infourok.ru

План-конспект урока по легкой атлетике «Челночный бег 4х9м»

Подготовительная часть урока

1. Построение, перекличка, сообщение задач урока,

измерение ч.с.с

2. Строевые упражнения на месте:

а) «Направо!»

б) «Налево!»

в) «Кругом!»

3. Разновидности ходьбы:

а) на носках

б) на пятках

в) на наружных сторонах стопы

г) на внутренних сторонах стопы

4. Разновидности бега:

а) приставными шагами вправо

б) тоже влево

в) спиной вперед

5. Ходьба, восстановление дыхания

6. Перестроение в колону по 3.

7. ОРУ на месте с гимнастической палкой

а) И.п ст. ноги врозь, палка внизу

1-палка вверх, правая назад на носок

2- И.п.

3-4- тоже левой

б) И.п. ст. ноги врозь, палка перед грудью

1- палку вверх, наклон головы назад

2- И.п.

3- палку вниз, наклон головы вперед

4-И.п.

в) И.п. ст. ноги врозь, палка перед грудью

1-2 2 рывковых движения вправо

3-4 тоже влево

г) И.п. ст. ноги врозь, палка сзади в локтях

1- наклон туловища вперед

2-И.п.

3-4тоже назад

д) И.п. ст. ноги врозь, палка вперед

1- мах правой касаясь конца левой

2- И.п.

3- тоже левой

е) И.п. узкая ст. ноги врозь, палку вниз -сзади

1-3 3 пружинистых наклона, палку опускать к пяткам

4- И.п.

ж) И.п. ст. ноги врозь, палка внизу

1- выпад правой, палку вперед

2-И.п.

3-выпад левой, палку вперед

4- И.п.

з) И.п. ст. ноги врозь, палка внизу

1- выпад в право, палку влево

2-И.п.

3-выпад влево, палку в право

4-И.п.

и) И.п. ст. ноги врозь, палка внизу

1- присед палку вперед

2-И.п.

к) И.п. ст. ноги врозь, палка внизу

1-прыжок ноги врозь, палку вверх

2-И.п.

Основная часть урока.

1. Развитие физических качеств

а) Расчет на первый, второй

б) Повторение техники бега на короткие дистанции

— стартовый разбег

— челночный бег 4х9м

С/И «Футбол»

Заключительная часть.

1. Медленный бег

2. Ходьба, восстановление

3.Построение, подведение итогов, выставление оценок, измерение ч.с.с

4. Домашнее задание

Обратить внимание на внешний вид занимающихся. Провести восп. задачи

Спина прямая руки прижаты к телу

Дистанция 2 шага. Спина прямая, взгляд направлен вперед.

Следить за дыханием ,руки согнуты

Следить за осанкой, прогибаться в спине

Взгляд направлен на палку

Туловище сгибать максимально

Туловище наклонять сильнее

Ноги прямые

Увеличивать наклон за счет отведения палки от ног

Ноги образуют угол 90 градусов

Выпад шире

Пятки не отрывать от пола

Прыжок выполнять как можно выше

Следить за дыханием

Восстановление дыхания

Отметить лучших

compedu.ru

Реферат на тему «Челночный бег». Преподаватель физической культуры: Тимошенко Ж.А.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области Зерноградский педагогический колледж

Реферат

По УД «Физическая культура»

На тему «Челночный бег»

Подготовила: студентка 2 «Г» группы

специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»,

Пшеничная А.П.

Проверил: преподаватель физической культуры,

Тимошенко Ж.А.

Зерноград

2017

Что такое челночный бег, почему его так называют и зачем так бегать? Это еще одна разновидность бега в легкой атлетике. Давайте разберемся подробнее.

Введение в челночный бег

Слово «челнок» часто употребляется для обозначения детали швейной машины, к которой крепится нить. Она ходит вверх и вниз, продевая нитку сквозь ткань. Благодаря такому изобретению ручной труд по созданию, например, одежды стал полностью автоматизированным.

Челночный бег получил свое название из-за постоянной смены направления. Обычно это бег между двумя точками вперед-назад. Чаще стартуют от точки А, бегут до точки Б, там разворачиваются (вокруг точки Б) и бегут обратно к точке А. За один забег спортсмены перемещаются от А к Б до 10 раз.

Челночный бег – норматив ГТО, обязательный норматив на уроках физкультуры в школах. Для спортсменов это отличный вариант отработать координацию и быструю смену направления бега с максимальным сохранением скорости.

Сегодня челночный бег – вид тренировок, вид бега, который может практиковать каждый.

Особенности челночного бега

Вы спросите, зачем бегать по образу челнока, если есть интервальные забеги, бег трусцой. Мы поясним: это разные виды нагрузки. Вот что происходит при челночном беге:

  1. Вы стартуете по принципу спринтера, в первые секунды развивая максимальную скорость. И вот, только вы развили эту скорость, вы подбегаете к точке разворота. Нужно постараться, не сбавляя скорости, развернуться. Но инерция вам этого сделать не даст, поверьте.

  2. Обычно в точке разворота нужно коснуться пола или какого-либо флага, или же перенести предмет. В таком случае все это называется челночный бег с переносом 2–3 предметов. Сами понимаете, сохранить скорость в таком случае нереально, ведь вам нужно остановиться, поменять направление на 180 градусов и вновь разгоняться.

  3. И вот, вы меняете скорость, разгоняетесь, и снова в начальной точке нужно тормозить.

Таким образом, вы похожи на челнок, который бегает туда-сюда. Это комплексная нагрузка, развивающая координацию, скоростные качества, чувство равновесия и моторику мышц тела. Все это необходимо для любой игры с мячом, хоккея, боевых единоборств.

Так как нагрузка в данном виде бега большая, перед тренировкой нужно хорошо разогреться. Иначе вы рискуете получить травму.

Варианты челночного бега

Обычно расстояние между двумя точками в этом виде легкой атлетики составляет 10 метров, 9 или 7–8 метров. Для мужчин и женщин расстояния разные. Бег по 10 метров делается 4–10 раз.

Существует множество разных вариантов: нужно оббегать вокруг крайних точек на дистанции, в одну сторону бежим лицом вперед, а обратно – спиной вперед.

Поэтому виды челночного бега различаются по технике исполнения, количеству отрезков и расстоянию между точками А и Б (напомним, что точка А – старт, а Б – место разворота или смены направления бега).

Существует челночный бег 10х10, челночный бег 3х10. В школе практикуют челночный бег 4х9. Вариаций может быть много. И этим хороша легкая атлетика – разнообразие вариантов делает ее интересным видом спорта.

Техника челночного бега помогает избежать травм и добиться лучшего результата. Давайте ее разберем.

Техника челнока

У челночного бега техника выполнения подразумевает следующие основные положения и этапы.

Старт

Стартовое положение – стоим, одна нога вперед, центр тяжести тела на ней. Одна рука отведена назад и готова помогать на старте, перемещая массу тела еще дальше вперед.

Когда звучит команда старта, тело наклоняется еще дальше вперед, толчковая нога делает свое дело, а вторая готовится быстро принять эстафету. Кто-то рекомендует бежать на носках для большей скорости. Стартуйте так, как вам удобнее. Главное, чтобы скорость была хорошей.

Все, вы стартовали. Задача номер один – набрать максимальную скорость в первые 2 секунды.

Точка Б

Бежать до точки Б – дело простое. А вот что делать, когда вы добежали до нее? Как бегать дальше? Нужно начать уносить центр тяжести тела назад на таком расстоянии от точки Б, чтобы ваша скорость снизилась до нужной для разворота именно в этой точке, а не раньше или позже. В первом случае вы рискуете потерять время, а во втором – убежать дальше нужной точки.

Если вы будете бежать обратно спиной, все проще. Вы гасите скорость, огибая точку Б, и бежите обратно. Если же вам нужно развернуться, вы наклоняетесь в сторону поворота подобно мотоциклисту, чтобы инерция не унесла вас куда-нибудь.

В точке А делаете то же самое, что и в Б.

Если вам нужно поднять какой-либо предмет, можно применять экстренное торможение с захватом предмета. Но это означает, что ваша скорость уйдет в ноль и вам придется снова разгоняться. На этом этапе вы можете серьезно потерять дорогие секунды. Все-таки челночный вид бега – спринтерский вид состязаний.

Таким образом, техника бега решает очень многое.

Условия для челночного бега

Итак, теперь вы знаете, как правильно бегать челночный бег. Рассмотрим, какие требования к условиям окружающей среды предъявляются данным видом спорта.

Поверхность не должна быть скользкой. То есть, нельзя бегать по челночному типу в дождь, гололед. В таких случаях лучше переместиться в спортивный зал, иначе вы растянетесь на асфальте, показав наихудший в вашей жизни результат.

Точки А и Б должны находиться в таком месте, рядом с которым нет стен, заборов, каких-либо препятствий. Иначе вы рискуете влететь в них на полной скорости. Со стороны это выглядит смешно, но участнику столкновения может грозить травмой, как и падение на скользкой поверхности.

Для оптимального бега нужно надеть удобные нескользкие кроссовки, тщательно зашнуроваться. Развязавшийся во время бега шнурок тоже может стать причиной падения. А завязывать вам его будет некогда. Каждая секунда на счету.

Одежда не должна мешать вам, сковывать движения. Но и слишком свободная, висящая на вас подобно мешку, тоже не подойдет – она будет замедлять бег.

Как начать бегать по челночному типу

Тренировки по челночному бегу осуществляются на малых скоростях. Задача номер один – научить тело правильно двигаться, чувствовать скорость и адекватно реагировать на ее смену.

Если бежать быстро на первых тренировках – толку будет мало. Сначала приучаем тело к правильной технике, затем уже отрабатываем на более высоких скоростях!

И не забываем качественно разогревать мышцы перед бегом. Без разминки вы запросто можете что-нибудь потянуть.

infourok.ru

Челночный бег от усталости

Таким образом, проявилась следующая закономерность: снижение общего уровня качества здоровья неизменно влечет за собой снижение уровня физической подготовленности. За основу своей дальнейшей работы я взял теорию О.С.Газмана. Предлагаемая им педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость», что снимает проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Опираясь на эту теорию, я разработал здоровьесберегающую концепцию, направленную на сохранение и укрепление здоровья учеников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.

Свою концепцию представляю на схеме (см. стр. 35).

I. Диагностика

Данное направление условно можно разделить на три этапа.

1-й этап. Врачебный контроль.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (приказ МЗ РФ, МО РФ №186/272 1995 г.).

Основная медицинская группа

В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе я использую обязательные виды занятий в соответствии с учебной программой.

Подготовительная медицинская группа

В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе я использую те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Специальная медицинская группа

В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

2-й этап. Определение уровня физической подготовленности.

Комплексная программа физического воспитания. М.: Просвещение, 1996 год.

Для объективной оценки физического воспитания в школе тестирование проводится дважды за учебный год (в сентябре и апреле) плюс промежуточное тестирование в декабре двух худших показателей физической подготовленности.

Методика тестирования

Тестирование включает в себя 7 заданий:

1. Прыжок в длину с места. Исходное положение (ИП) — туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, руки отведены назад. Одновременно оттолкнувшись ногами и махнув руками вперед, разгибая туловище, прыгнуть как можно дальше.

2. Челночный бег 4 х 9 м. На расстоянии 9 м от старта находятся два кубика. ИП — высокий старт. По сигналу следует с максимальной скоростью добежать до первого кубика, взять его рукой, вернуться обратно и положить на линию старта. То же самое повторить со вторым кубиком.

3. Наклон вперед из положения сидя. ИП — сидя на полу, ноги прямые разведены на расстояние 20 см. Сделать два плавных наклона вперед, на третий раз задержаться на 2 секунды в наклоне, стараясь дотянуться как можно дальше.

4. Подтягивание (юноши — на высокой, девушки — на низкой перекладине). ИП — вис на перекладине хватом сверху на ширине плеч, руки прямые. Учащиеся подтягивают тело к перекладине до уровня подбородка, затем возвращаются в ИП. Выполнять плавно, без рывков.

5. Вставание в сед из положения лежа на спине. ИП — лежа на спине, ноги согнуты в коленях на 900. Партнер держит ноги. Руки крест на крест прижаты к груди. Руки не отрывать. Подъем туловища. Руки касаются бедер.

6. Спринт (30 м, 60 м, 100 м в зависимости от возраста). ИП — низкий старт. По сигналу преодолеть дистанцию с максимальной скоростью.

7. Кросс 1000 м. ИП — высокий старт. По сигналу преодолеть дистанцию.

3-й этап. Изучение отношения учащихся к урокам физической культуры и своему здоровью.

Совместно с психологами школы составляю анкеты, которые позволяют получить ответы на вопросы о том, как ученики понимают роль и значение физической культуры в жизни человека, есть ли у них потребность в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. В спортзале я установил почтовый ящик, рядом с которым вывешивается вопрос недели или вопрос месяца, для выявления интересов учащихся, их потребностей и желаний. Вопросы задаю самые разные, например: «Если ты пропускаешь урок физкультуры, то почему? Назови причины», «Каким видом спорта ты предпочел бы заниматься на уроке физкультуры?», «Если бы ты вдруг стал волшебником, то что бы ты изменил в своем учителе физкультуры?» и т.д.

Вот как ответили на одну из анкет ученики 6-9-х классов, всего 436 человек.

1. Как ты оцениваешь свое здоровье?

Как отличное и хорошее — 62%.

От удовлетворительного до очень плохого — 38%.

2. Если ты пропустил урок физкультуры, то почему?

По болезни — 52%.

Неинтересные уроки — 17%.

Все равно не выполню норматив — 31%.

3. Куришь ли ты? (Если да, то как часто?)

Курение в несовершеннолетнем возрасте обычно рассматривается как первый шаг на пути к наркотизации.

Из числа опрошенных 80% учащихся не курят, 20% учащихся курят изредка.

В 8-м классе возрастает число учащихся, которые пробуют курить, а в 9-м наибольшее количество учащихся, которые начинают курить регулярно. Рост по сравнению с 8-м классом составляет примерно 6-7%. В 10-м классе наблюдается снижение по сравнению с 9-м классом примерно на 4% (одна из причин — примерно 50% девятиклассников уходят в другие учебные заведения).

Число постоянно курящих в 9-м классе возрастает по сравнению с 8-м классом примерно в 3 раза и продолжает незначительно расти к 11-му классу.

К 11-му классу увеличивается число девушек, которые «балуются» сигаретами.

4. Знаешь ли ты вкус алкоголя?

Почти 50% учащихся пробовали спиртные напитки — в основном слабоалкогольные.

От 7-го к 11-му классу число учащихся, употребляющих спиртное, возрастает примерно на 50%, наибольший скачок происходит в 9-м классе.

Выводы по пунктам 3 и 4:

Наиболее «опасный» возраст — это 8-9-е классы.

Учащиеся уже знают о негативном воздействии никотина и алкоголя на здоровье, однако по разным причинам это их не останавливает.

Употреблять алкоголь в старших классах считается модным.

5. Как, по твоему мнению, школа влияет на здоровье учащихся?

24% учащихся ответили, что хорошо.

64% учащихся дали практически негативный ответ.

6. Лично тебе школа помогает заботиться о здоровье?

Только 20% учащихся ответили, что помогает.

80% ответили, что помогает немного или совсем не помогает.

Выводы по пунктам 5 и 6:

В школе отсутствует целенаправленная совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников здравоохранения по формированию здорового образа жизни.

Крайне недостаточно учебно-методической литературы.

7. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе?

Только 2% учащихся (14 человек) не устают на уроках в школе.

98% учащихся в различной степени испытывают усталость практически всегда или достаточно часто.

8. Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?

Только 7% учащихся (47 человек) не чувствуют усталости.

93% учащихся испытывают усталость в различной степени.

55% учащихся испытывают усталость довольно часто или всегда.

Выводы по пунктам 7 и 8:

Учащиеся в школе испытывают значительные психологические и физические перегрузки.

II. Формирование физической культуры личности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

Создание условий, содействующих формированию, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта.

Повышение функциональных возможностей организма учащихся основной школы.

Повышение уровня физической подготовленности учащихся.

Преемственность и взаимосвязь разных внеурочных форм физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.

Объективность оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

III. Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

На этом этапе работу провожу по трем направлениям:

1. Университет педагогических знаний для родителей.

Я считаю, что без непосредственного контакта между учителем физической культуры и родителями самые титанические усилия по оздоровлению детей на уроке физкультуры и во внеурочных формах проведения занятий ни к чему не приведут. Для повышения образованности родителей я разработал лекторий о физической культуре и здоровом образе жизни. На родительских собраниях мы вместе формируем комплекс оздоровительных мероприятий.

2. Уроки с теоретико-методической направленностью.

Все мы прекрасно понимаем, что урок физкультуры занимает незначительную часть двигательного режима школьника, а постоянное увеличение моторной плотности урока не компенсирует недостатка двигательной потребности растущего организма.

Я стремлюсь к тому, чтобы у ребенка появилось устойчивое желание и потребность заниматься физическими упражнениями после занятий в школе. К тому же не стоит забывать, что урок — это не тренировка. Для тренировок существует ДЮСШ, а на занятие ученик приходит прежде всего за знаниями.

Для выявления знаний учащихся в предметной области «Физическая культура» я разрабатываю и постоянно дополняю экспресс-тесты (метод программного опроса). (См. приложение). Принял активное участие в оформлении стенда «Здоровый образ жизни», который рассказывает о признаках здорового и нездорового образа жизни, о физических качествах и комплексах упражнений для их развития. Здесь также есть таблицы для определения уровня физической подготовленности учащихся.

3. Внеурочные формы физического воспитания.

а) Внеклассная спортивно-массовая работа. Каждую четверть провожу соревнования в параллелях по соответствующим возрасту видам спорта. В начальной школе это, как правило, традиционные «Веселые старты». Начиная с 5-го класса — русская лапта, игра «Снайпер», футбол. С 7-го класса ввожу в школьную спартакиаду соревнования по баскетболу и легкой атлетике.

б) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня. К так называемым малым формам физического воспитания относятся: гимнастика до занятий (в начальной школе — ответственный классный руководитель, в основной — физорг класса), физкультминутки на уроках (ответственные — классные руководители и физорги), подвижные перемены, домашние задания.

в) Внешкольная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Традиционными для нас стали походы в лес, поездки в бассейн, лыжные прогулки, походы на горнолыжную базу «Эдельвейс» и по «Тропе здоровья». Возобновились популярные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья».

IV. Гуманизация учебного процесса.

Урок физкультуры отличается от остальных предметов еще и тем, что здесь напоказ выставляются физические недостатки, которые могут вызвать насмешки одноклассников, что естественно приводит к психологическому дисбалансу. Поэтому одна из моих задач — создание психологического комфорта. Для этого предпринимаю следующее:

а) Отказался от командно-строевого метода преподавания. Я не имею в виду командно-строевые упражнения, предусмотренные учебной программой в разделе «Гимнастика» как общеразвивающие упражнения.

б) Провожу психологическую дифференциацию (деление учащихся на группы по психологической совместимости). Углубленным изучением психологии ребенка занимаются психологи, я не захожу дальше уровня скрининга, ограничиваюсь социометрией, но мне этого вполне достаточно, чтобы иметь объективную психологическую картину класса.

в) Ввел индивидуальные карточки физической подготовленности, которые раздаются ученикам в начале года (реализация личностно-ориентированного подхода).

г) Составил таблицу оценки уровня физической подготовленности (выборочные нормативы).

В существующих ныне программах по физической культуре есть множество контрольных упражнений на выносливость: 6-минутный бег, 1000 метров, 1500 метров, 2000 метров, 3000 метров. Трудно отслеживать выполнение этих упражнений. К тому же, например, дистанцию 2000 метров одолеть нелегко, особенно девушкам 10-11-х классов. Поэтому я ввел единый норматив — 1000 метров для всех параллелей. Хочу обратить внимание на то, что в этом случае я не употребляю слово «бег», а говорю «преодоление дистанции». Как показывает опыт, длина дистанции уже пугает многих учеников, а то, что ее надо еще пробежать, добавляет страха, особенно ослабленным детям или с избыточным весом. Я же предоставляю им возможность самим решать, как распределить силы на дистанции, и ходьба вовсе не исключается, главное — показать свой результат.

д) Использую разнообразные способы, методы и приемы организации урока. Например, не обязательно рапортовать или строиться, можно сразу включиться в игру.

е) Общеразвивающие упражнения дети выполняют под музыкальное сопровождение.

ж) Использую аутогенную тренировку как эффективное средство восстановления после физических и психических нагрузок (упражнения на расслабление).

з) Разрешаю выставлять оценки самим детям (имеются в виду текущие оценки, например за работу на уроке, лучшему игроку команды и т.д.).

и) Помню о том, что разнообразие форм двигательной деятельности на уроке — важный элемент здоровьесбережения.

Дополняю учебную программу нетрадиционными видами спорта. Например, мы играем в лапту. Эта русская народная игра проста, ее можно проводить и в зале, и на открытом воздухе, что особенно важно в наше экономически неблагополучное время. Занятия лаптой предоставляют широкие возможности для разностороннего воздействия на организм школьника. На уроках лапты в процессе изучения программного материала учащиеся готовят и сдают контрольные нормативы. Для лучшего усвоения лапты я провожу соревнования по возрастным группам, используя игру и во внеклассной работе.

Планирую уроки лапты во взаимосвязи со всеми разделами программы. Этот вид спорта является прекрасным дополнением к основным игровым видам, а навыки владения битой в дальнейшем могут пригодиться в освоении бадминтона и большого тенниса.

Большой популярностью пользуется у меня на уроках довольно редкий вид спорта — армспорт (армреслинг), то есть борьба руками, причем как среди мальчиков, так и среди девочек. Провожу соревнования по параллелям. Особенно хочется отметить, что чемпионами среди 8-х и 10-х классов стали два мальчика, относящихся к специальной медицинской группе. Для юношей и девушек в 10-11-х классах провожу уроки атлетической гимнастики в тренажерном зале.

к) Оцениваю ребенка только за показанный собственный результат. За эталон принимается предыдущий показатель, если повторил — оценка «4», если улучшил — оценка «5». Разумеется, следует учитывать, что физкультурное развитие в подростковом возрасте протекает гетеродинамично и гетерохронно. При таком подходе уходит страх перед трудновыполнимым нормативом. Нет психологического барьера, так как ребенок знает: ему предстоит улучшить то, что он сам сделал.

Приложение

Экспресс-тесты (8-й класс)

1. Закаливание организма.

Задание: выберите из предложенных ниже три природных фактора, используя которые, можно постепенно закалять свой организм.

1) земля; 2) небо; 3) вода; 4) воздух; 5) солнце; 6) луна.

2. Утренняя гимнастика.

Задание: какие упражнения ты бы исключил из предложенного комплекса утренней гимнастики как не приносящие пользу здоровью в данный момент?

1) потягивание; 2) ходьба на месте; 3) упражнения без отягощения; 4) упражнения со штангой; 5) бег 3-5 км; 6) бег 100 м на время.

3. Физическое качество «быстрота» (Б)

Задание: выбери наиболее правильное, на твой взгляд, определение этого качества.

1) Б — это способность быстро, без остановок выполнить любую работу к назначенному времени.

2) Б — это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц.

3) Б — это способность выполнить какую-либо работу в максимально короткий промежуток времени.

4. Физическое качество «выносливость» (В)

Задание: выбери наиболее правильное, на твой взгляд, определение этого качества.

1) В — это способность выносить любые невзгоды, житейские трудности и лишения.

2) В — это способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

3) В — это способность выполнять координационно сложные двигательные действия.

5. Физическое качество «гибкость» (Г)

Задание: выбери наиболее правильное, на твой взгляд, определение этого качества.

1) Г — это способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

2) Г — это способность сесть в «шпагат» или выполнять упражнение «гимнастический мост».

3) Г — это способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

6. Физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость.

Задание: сегодня ты проводишь тренировку самостоятельно. В какой последовательности ты будешь развивать эти качества?

7. Первая медицинская помощь при травмах.

Вывих — это полное смещение суставных поверхностей костей, вызывающее нарушение функции сустава. Вывихи возникают при падении на вытянутую конечность, при резком повороте плеча, разрыве связок, укрепляющих соответствующие суставы.

Задание: у пострадавшего вывих плечевого сустава. Твои действия:

1) попытаюсь самостоятельно вправить вывих;

2) обездвижу руку, наложив фиксирующую повязку, подвешу руку на косынку;

3) промою руку холодной водой или приложу снег или лед.

8. Техника безопасности при метаниях.

Задание: что, на твой взгляд, запрещается делать при метании любого вида снаряда?

1) Перед выполнением упражнения не обращать внимания, есть ли люди в секторе метания.

2) Производить метание без разрешения учителя, оставлять без присмотра снаряды для метания.

3) Стоять справа от метающего (при метании левой — слева).

4) Находиться в зоне броска.

5) Бросать друг другу снаряд для метания.

9. Опасные ситуации на воде.

Задание: ты случайно упал в воду в одежде с лодки. Расставь в правильной последовательности свои действия.

— Если возможно, попытаюсь догнать лодку.

— Избавлюсь от одежды.

— Постараюсь не предаваться панике.

— Позову на помощь.

— Поплыву в сторону берега.

Экспресс-тесты (9-й класс)

I. Физические качества.

Задание: вычеркните из предложенных комплексов те упражнения, которые, на ваш взгляд, не способствуют развитию данного физического качества.

а) Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Комплекс:

1) Стоя у гимнастической стенки, махи левой или правой ногой поочередно вперед-назад, влево-вправо.

2) Сидя ноги врозь, наклоны к левой-правой ногам поочередно.

3) Прыжки со скакалкой на двух ногах.

4) Сед в барьерном шаге, наклоны к прямой ноге.

5) Сед в полушпагат, в шпагат.

б) Ловкость — это способность выполнять координационно сложные двигательные действия.

Комплекс:

1) Спортивные игры.

2) Ловля теннисного мяча после отскока от стены.

3) Жонглирование теннисными мячами.

4) Прыжки через длинную скакалку, суметь забежать и выбежать.

в) Быстрота — способность выполнять какую-либо работу в максимально короткий промежуток времени.

Комплекс:

1) Бег 60 м с низкого старта.

2) Бег 20 м с высокого старта.

3) Ускорения из различных положений по сигналу.

4) Бег на месте в максимальном темпе за 30 сек.

5) Кросс 3000 м.

г) Сила — способность противодействовать внешнему сопротивлению посредством мышечных усилий.

Комплекс:

1) Метание мяча на точность попадания.

2) Сгибание рук в упоре лежа.

3) Приседание на одной ноге.

4) Жим штанги лежа.

5) Подтягивание на высокой перекладине.

д) Выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

Комплекс:

1) Плавание 100 м без учета времени.

2) Езда на велосипеде до 1 часа.

3) Бег 60 м с низкого старта.

4) Ходьба на лыжах до 5 км.

5) Кросс 3000 м.

Задание: вычеркните из предложенного списка неправильно названные физические качества:

1) стойкость;

2) гибкость;

3) ловкость;

4) бодрость;

5) выносливость;

6) быстрота;

7) сила.

II. Физическая подготовленность, физическое развитие.

Физическое развитие — естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма в течение жизни индивида.

Физическая подготовленность — это уровень сформированности двигательных умений и навыков, физических качеств или уровень физического состояния (кондиция).

Задание: поставьте в левый столбик тесты, определяющие физическую подготовленность, а в правый — физическое развитие;

1) челночный бег;

2) ЖЕЛ;

3) подтягивание на перекладине;

4) рост;

5) прыжки в длину с места;

6) наклон вперед из положения сидя;

7) вес;

8) вставание в сед из положения лежа;

9) объем грудной клетки;

10) объем талии.

III. Первая медицинская помощь при травмах.

Перелом — полное или частичное нарушение целостности кости. Бывают закрытые, открытые, без смещения и со смещением.

Задание: У пострадавшего закрытый перелом предплечья без смещения. Вычеркните из предложенных вариантов те, которые, на ваш взгляд, неприемлемы:

1) в первую очередь сделать искусственное дыхание;

2) туго забинтовать место перелома;

3) обработать место перелома йодом;

4) при помощи шины обездвижить суставы выше и ниже перелома;

5) направить пострадавшего к врачу;

6) дать пострадавшему таблетку аспирина.

IV. Опасные ситуации на воде.

Судороги — расстройство, проявляющееся в непроизвольном (ритмическом или непрерывном) сокращении мышц и обычно сопровождающееся тянущими болями.

Чаще всего судороги возникают в мышцах голени. Задание: из предложенных вариантов выберите один, на ваш взгляд, правильный:

1) для сохранения тепла стараться делать как можно меньше движений и избегать погружения головы в воду;

2) сделать вдох, принять положение «поплавков», взять большой палец ноги противоположной рукой и тянуть на себя, разгибая ногу в колене;

3) слегка приподнять лицо над водой, сделать короткий вдох ртом, затем полностью расслабить тело и начать медленный выдох.

V. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Задание: выделите основные составляющие ЗОЖ:

1) отказ от вредных привычек;

2) рациональный режим дня;

3) правильное питание;

4) пробегание до 1 км каждый день;

5) правильная реакция на стрессовые ситуации;

6) оптимальный двигательный режим;

7) сгибание рук в упоре лежа;

8) гигиена;

9) закаливание;

10) приседания со штангой на плечах.

Олег ЗАЦЕПИЛИН, учитель физической культуры СШ №4 г. Южноуральска, учитель года Челябинской области-2003

www.ug.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *