Затяжка в фигурном катании – названия, картинки движений, как называются запрещенные трюки, сальто на льду на коньках, все приемы

Содержание

Азы фигурного катания (Огилви Р.)

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Роберт С. Огилви родился и воспитывался, в Англии. Заниматься фигурным катанием он начал на лондонском катке в 1931 году. После 1946 года Боб, как его называют все, начал выступать в паре с Жоан Томпсон, с которой они вскоре и поженились. Боб и Жоан заняли второе место на национальном первенстве Великобританиии стали членами сборных команд, выступая на первенствах Европы, мира и олимпийских играх. Роберт в течение нескольких лет был судьей национальной конькобежной ассоциации по одиночному и парному катанию. Позднее он и Жоан стали ведущими преподавателями-профессионалами на одном из известных лондонских катков. Некоторое время они били «звездами» труппы, гастролировавшей в Европе, а в 1957 году переехали в Соединенные Штаты и стали профессиональными преподавателями. Вот уже много лет Боб и Жоан являются ведущими инструкторами в „Клубе на льду» города Балтимора. Некоторые из их учеников позировали для фото, использованных в этой книге (фотографировал автор).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Никакая книга, какой бы полной и детальной она ни была, не может заменить мастерства и опыта хорошего тренера. Она лишь облегчит задачу вашего преподавателя, поможет вам быстрее понять его, а также напомнит о том, что вы забыли или нетвердо усвоили. Наша книга ответит на многие вопросы, которые можно задать, еще не ступая на лед: вопросы об инвентаре, об одежде, о месте занятий, о возрасте, с которого надо начинать, и многие другие.

Литературы для начинающих очень мало, и можно надеяться, что эта книга поможет вам овладеть простейшими элементами фигурного катания. Методы, которые здесь описаны, а также последовательность изучения отдельных движений создают единую систему, которая выдержала испытания временем. Но помните, что и у других систем могут быть свои достоинства; у каждого тренера, уверенного в своих силах, есть свои собственные идеи и методы.

ВОПРОСЫ. ВОПРОСЫ…

Родители, которые хотят, чтобы их дети начали кататься, а также взрослые, собирающиеся заняться этим спортом, как правило, задают одинаковые вопросы. В этой главе мы постараемся ответить на те, которые задают чаще всего.

ДОЛГО ЛИ НУЖНО УЧИТЬСЯ?

Кто из вас не задавал этого вопроса? На него невозможно ответить сразу. Сколько нужно, чтобы научиться играть на фортепиано? Это зависит от того, что вы подразумеваете под словом «научиться». Большинство родителей отвечает на этот вопрос довольно неясно.

«Ну, хорошо кататься на коньках…» Нужно сразу сказать, что срок обучения, если начинающий фигурист не бросит неожиданно занятия, зависит и от физического развития ребенка, и от качества спортивного инвентаря, от количества времени, которое может быть отдано занятиям, от качества преподавания и от желания заниматься. Правильный подбор инвентаря настолько важен, что этому мы посвятили целый раздел в книге.

НЕ СЛИШКОМ ЛИ Я СТАР, ЧТОБЫ НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ?

Некоторые специалисты по танцам говорят: «Если вы можете ходить — вы можете танцевать». Примерно то же самое относится и к катанию на коньках. У нас есть несколько учеников, которые не умели кататься на коньках до шестидесяти лет; примерно после полутора сезонов занятий они не только уверенно катались, но и освоили некоторые простые танцы. Более молодые достигнут и сравнительно больших результатов.

Многое зависит от вашего упорства.

А ЭТО НЕ ОПАСНО?

Совершенно безопасно.

Как ни старайтесь, когда-нибудь вы все-таки упадете; честно говоря, падать вы будете много раз, и чем скорее упадете впервые — тем лучше. Обычно говорят, что опасное место — собственный дом, но что касается катка, то это высказывание несправедливо. Падение на катке нельзя сравнивать с падением на обледенелых каменных ступеньках вашего дома. На льду вы можете получить несколько царапин, но ничего более серьезного, так как на самом деле мало видов спорта, которые были бы так же безопасны, как фигурное катание.

С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕБЕНКУ НАДО НАЧИНАТЬ ЗАНЯТИЯ?

Здесь также нет твердых и определенных правил. Как только ребенок начнет уверенно ходить, с ним можно начать занятия. Наш сын начал заниматься с двух лет, и так как у него были хорошие коньки, он вскоре уже с радостью катался самостоятельно. Однако необходимо помнить: если дети очень маленькие, кто-то должен быть все время рядом, так как малыши обычно «игнорируют» существующие на катках правила, такие, например, как катание в одном направлении: дети могут делать резкие повороты, а в результате попадать под ноги других катающихся. Однако если кто-нибудь будет вместе с ними, особенно когда на катке немного народу, никакие опасности не грозят. К тому же в этом возрасте ребята очень непоседливы, и, хотя они скоро смогут кататься на коньках, обучить их хорошей технике очень трудно. Нужно ставить их на лед в раннем возрасте (если они действительно хотят кататься), иначе заинтересовать их будет сложнее.

Вообще нужно отметить, что девочки раньше начинают воспринимать указания тренера и выполняют их лучше, чем мальчики. Поэтому девочки могут начать занятия примерно с шести лет, а мальчики с семи-восьми. Но надо иметь в виду, что индивидуальные особенности тоже играют важную роль.

Если вы взрослый и довольно робкий человек, то помощь тренера придаст вам больше уверенности, когда вы выйдете на лед. Почти все взрослые могут сделать несколько самостоятельных шагов уже через полчаса. Они еще не будут кататься в полном смысле этого слова, но могут держаться на льду. Что касается детей и более уверенных в себе взрослых, то они не причинят себе никакого вреда, если самостоятельно постараются выполнить несколько упражнений.

Как только вы почувствуете себя твердо на льду, прочтите в этой книге о том, как сделать правильное отталкивание ребром конька. Не откладывайте это, если вы начали задумываться о толчке, иначе появятся плохие привычки, от которых трудно избавиться. Правильно не то движение, которое вы точно и естественно выполнили, — правильное движение нужно выучить.

КАК ЧАСТО ДОЛЖЕН Я КАТАТЬСЯ?

Часто у вас проходят занятия или не часто — это не главное; главное, чтобы эти занятия были регулярными. Тот факт, что у вас запланировано следующее занятие в определенное время, обычно заставляет вас прилагать много усилий, чтобы овладеть всем тем, что вам до этого показали, и вы стараетесь быть готовым к следующему занятию. Количество занятий зависит от того, как часто вы катаетесь, как велико ваше желание продолжать кататься на коньках, но все же, чтобы достичь успеха, вы должны выходить на лед как минимум два-три раза в неделю. Многие катающиеся добиваются успеха, занимаясь на катке и один раз в неделю, но это очень длительный процесс. В этом случае вы не столько думаете о том, чтобы научиться еще чему-нибудь, сколько о том, как сохранить равновесие. Три коротких занятия в течение недели более полезны, чем одно продолжительное.

ИНВЕНТАРЬ ФИГУРИСТА

В США под словом «коньки» обычно подразумевают комбинацию как ботинка, так и лезвия, хотя, строго говоря, конек — это только лезвие. Имеется четыре различных типа конька: фигурный, хоккейный, беговой и детский с двумя лезвиями. Мы здесь говорим только о фигурных коньках.

Ваш ботинок должен быть сделан из хорошей твердой кожи и сидеть на ноге достаточно удобно (когда будет правильно размещено лезвие), он удержит ваш голеностопный сустав в вертикальном положении. Лезвие конька изготовляется из хорошей стали, чтобы обеспечить плавное скольжение и чтобы заточенные ребра конька долго не тупились.

Ищите ботинок из хорошей, качественной кожи, которая не потеряет своих свойств спустя два месяца. Но когда он не подходит по размеру, то качество кожи не играет никакой роли. Хороший ботинок должен плотно облегать ногу, особенно область голеностопного сустава. Если шнуровка правильная, пятка не двигается вверх и вниз. Придержите задник ботинка и проверьте, сможете ли вы оторвать пятку от подошвы. Когда вы приседаете, кожа ботинка не должна сильно морщиться у голеностопного сустава. Не всегда все совершенно в ботинке массового производства, но чем меньше двигается пятка и меньше сморщивается кожа, тем лучше.

В противовес сложившемуся у большинства людей мнению катающийся на коньках обычно приобретает ботинки на полразмера меньше, чем те, которые он носит ежедневно, а не на полразмера или целый размер больше. Естественно, что в ботинке большего размера ноге удобнее, но это не означает, что он подходит человеку. Когда ботинок действительно подходит, вы вначале чувствуете определенное неудобство от плотности прилегания ботинка и твердости кожи. Хороший ботинок необходимо разносить. Конечно, есть исключения из правила «на полразмера меньше». Человек с очень широкой стопой может приобрести ботинок немного длиннее, чтобы он лучше подходил и по ширине. Это не имеет большого значения, если задник плотно облегает пятку.

Расстояние между отверстиями для шнурков должно быть широким, а язычок ботинка — хорошо прошит по краям. Примеряйте ботинки, когда у вас на ногах нормальной толщины носки (нейлоновые вполне подходят для этого). Не надевайте несколько пар толстых носков, так как при этом ботинок сидит хуже, а ноге от этого теплее не будет.

Необходимо туго шнуровать. ботинок, чтобы нога плотнее сидела в нем, но циркуляцию крови нарушать не следует. Как сделать, чтобы ноги у вас не замерзали, — читайте в главе «Одежда».

На рис. 2 показано современное лезвие фигурного конька (вид сбоку и снизу). Надо стремиться к тому, чтобы лезвие было сделано из хорошей стали, тогда у пего, во-первых, будет хорошее скольжение, а во-вторых, потому, что лезвие из плохой стали очень трудно наточить.

Зазубрины на передней части лезвия называются носковыми резцами, или носковыми зубцами, и, хотя они поначалу пугают многих, делают их специально. Нужно отталкиваться ребром конька, а не носком. Если вы правильно направляете ногу, то при окончании отталкивания носок отделяется ото льда в последнюю очередь, и хотя это мало что дает для отталкивания, носковый резец имеет стабилизирующий эффект. Если вы спотыкаетесь об эти зубцы, то вероятнее всего потому, что неправильно подтягиваете ногу. Объяснения этому есть во втором разделе. Если самый нижний зубец очень острый, то его можно немного притупить.

Многие люди не знают того, что по всей длине основания лезвия конька должен быть небольшой желобок (рис. 3, а). Это создает два четких ребра конька — внутреннее и наружное. Если желоба не будет, то лезвие конька все время станет сваливаться на сторону и правильный толчок нельзя будет совершить. Ко всему прочему, катающийся потеряет уверенность в .том, что он не упадет. Поэтому заточка коньков состоит не только в том, чтобы наточить стороны лезвия, но и в том, чтобы восстановить желобок, который за время тренировок выравнивается.

Рис. 1. Фигурные коньки и лезвие

Обычно спрашивают: «Как часто нужно точить коньки?» Невозможно дать четкий и быстрый ответ. Все зависит от того, как часто вы катаетесь, какой у вас вес, каково качество лезвия конька, какой глубины желобок на ваших лезвиях, следите ли вы за лезвиями, когда покидаете лед. К примеру, я, проводящий шесть дней в неделю на льду, точу свои коньки лишь один раз в три недели и знаю людей, которые катаются раз в неделю, а точат коньки один раз в полгода.

Рис. 2 Лезвие устанавливается на подошве конька
Рис. 3. Составные части лезвия: а — задняя часть лезвия с впадиной; б — плоскость лезвия после плохой заточки

УСТАНОВКА КОНЬКА

Установить лезвие — значит поставить его в правильную позицию на подошве ботинка. Вы можете купить коньки уже готовые, то есть ботинки, на которых уже установлены коньки, или вы можете отдельно купить ботинки и отдельно коньки, а в мастерской вам коньки поставят на ботинки.

Лучше всего покупать сначала ботинки, а уже потом на них устанавливать и привинчивать лезвия. Вы заметили, я сказал «привинчивать». Если вы посмотрите на большинство уже готовых коньков, то заметите, что конек приклепан к подошве.

Как часто нам приходится видеть беднягу начинающего, который с трудом катится по льду с голеностопами, вывернутыми внутрь, который практически едет на ребрах ботинок! Многие думают, что это происходит потому, что у начинающих слабый голеностопный сустав. Но на самом-то деле (если, конечно, нет какого-нибудь другого недостатка) причина совсем не в этом. Беда в том, что или ботинок слишком велик и плохо держит ногу, или что-то не так с установкой лезвия. Конек не должен устанавливаться прямо по центру ботинка. Его надо сместить несколько внутрь от средней линии. Это уменьшит естественную тенденцию голеностопного сустава у большинства людей западать внутрь. Рис. 4 поясняет это. Вот почему мы советуем привинчивать коньки, а не приклепывать. Вам может показаться, что лезвие конька нужно установить больше внутрь, чем обычно: в таком случае сравнительно просто отвинтить конек, правильно установить отверстия и переставить его. Что касается маленьких детей, то для них это нужно проделывать очень часто. Даже когда коньки правильно установлены, каждый фигурист стремится, чтобы голеностопный сустав был выпрямлен. Иногда маленький ребенок не может даже выпрямить голеностоп — в таком случае необходимо устанавливать коньки с большим наклоном внутрь. Как только дети немного подрастут, коньки можно будет установить нормально.

Рис. 4. Установка лезвия: а — лезвие установлено правильно — по средней линии ботинка; б— лезвие установлено неправильно — наружу от средней линии ботинка

Не удивляйтесь, если вы получите свои коньки после установки и заметите, что они прикреплены с помощью трех болтов на передней пластинке и двух — на задней. Это делается для того, чтобы вы могли проверить установку; и если понадобятся какие-либо изменения, можно будет использовать оставшиеся отверстия. Когда вы удовлетворены установкой коньков, просто закрепите их еще несколькими винтами. Нет необходимости использовать все отверстия на пластине для крепления — они вам понадобятся, если нужно будет изменить положение конька позже. Помните, что вначале впиты необходимо подвинчивать в течение нескольких дней, пока они хорошо не усядутся.

КАК ШНУРОВАТЬ БОТИНКИ

Ботинок не будет сидеть на ноге нормально, пока он не зашнурован правильно. Шнурки не должны быть слишком толстыми. Самые лучшие — нейлоновые, особенно, если они немного растягиваются. Не затягивайте шнуровку слишком туго возле пальцев, а также у верха ботинка. Если ботинок правильно зашнурован, то невозможно просунуть палец под шнурки. На рис. 5 показано место, где шнурки должны быть затянуты туже. Некоторые фигуристы зашнуровывают ботинки до половины крестом, чтобы шнурки не расслаблялись, но я считаю, что это можно и не делать. Родители, пожалуйста, учите своих детей шнуровать ботинки в самом раннем возрасте. Большинство детей способны делать это лучше, чем вы думаете.

Но если они не могут зашнуровать свои ботинки и шнурки расслабляются, когда вас нет поблизости, то дети теряются.

Всегда вытирайте насухо коньки после катания, а когда уходите со льда, одевайте чехлы. Удивительно, что многие катающиеся не понимают, какой страшный вред они приносят лезвиям конька, ходя по металлу и цементу без чехлов.

Рис. 5. Шнурование ботинка

Если пет какого-нибудь резинового или другого подобного мягкого покрытия, ведущего со льда в раздевалку,— чехлы просто необходимы. Они делаются из резины, пластика или дерева. Если случается так, что вы выходите на лед, забыв снять чехлы, то шумное падение, которое будет результатом вашего выхода,— самое потешное зрелище в фигурном катании. Конечно, вы будете стремиться подняться на ноги и вести себя непринужденно, но… все повторится сначала. Поэтому нужно сесть там, где вы упали, и прежде всего снять чехлы.

ОДЕЖДА ФИГУРИСТА

У девушек костюм обычно состоит из бежевого трико, короткой юбки (часто плиссированной) с короткими трусиками, одинаковыми с юбкой по цвету, блузки, пуловера или свитера и нижнего белья, в зависимости от температуры на катке. Перчатки не обязательны. Ботинки должны быть белыми и чистыми. Мы сказали выше, что трусики по цвету должны соответствовать юбке. В последнее время часто не соблюдают этого правила, хотя мы очень советуем. Матери должны следить за тем, чтобы дети одевали как трусы, так и трико. Может быть, это не всегда принято в балетной студии, но на катке это обязательно. Никаких длинных шарфов, пожалуйста! Они опасны на катке.

Если на вашем катке очень холодно, вы может пренебречь указанными выше правилами и носить то, что вам хочется. Замерзать не следует, а потому в середине зимы надевайте теплые рейтузы и столько свитеров, сколько вам необходимо. Как преподавателям, нам приходится находиться много часов на льду. И мы считаем, что нижнее белье необходимо. Не допускайте также, чтобы у вас замерзали ноги. Нет ничего хорошего в том, что вы наденете несколько пар носков, так как это лишь ухудшает циркуляцию крови, потому что шнуровать ботинки вам все равно нужно оче-«:ь плотно. Единственный выход из этого — надеть на ботинки специально сделанные чехлы. Они делаются из достаточно плотной белой шерсти. Многие фигуристы надевают на ботинки белые носки с вырезанной ступней, и, хотя подобное покрытие создает видимость, что ботинок чистый, материал недостаточно плотен, чтобы нога чувствовала себя в тепле. Хотя нога и может чуть замерзнуть, но специально сделанные покрытия для ботинок (при очень низкой температуре) гораздо более удобны и полезны. Они выглядят не очень элегантно, но фигурист не может сосредоточиться, если у него замерзли ноги.

Мальчики и мужчины могут надевать почти все. В прошлом мужчины выглядели на льду очень опрятно, но те времена прошли, о чем, конечно, можно и сожалеть. Сейчас выбор не богат, но зато все очень удобно: рейтузы, свитер, перчатки не обязательны.

www.tulup.ru

Правила и элементы. / Медикус. Посольство медицины

Элементы фигурного катания можно разбить на 4 группы: шаги, спирали, вращения и прыжки. В парном катании есть еще тодесы и поддержки.

Современное фигурное катание включает в себя четыре вида: одиночное катание (мужское и женское), парное катание, спортивные танцы на льду и, появившееся совсем недавно, синхронное катание.

Первым было одиночное катание мужчин, оно было утверждено в 1871 году Венским обществом конькобежцев. Женское одиночное катание сформировалось несколько позже – в 1906 году в Швейцарии. Вскоре, в 1908г, появилось и парное катание, впервые первенство по парному катанию было разыграно в Санкт-Петербурге. А вот спортивные танцы на льду родились в Англии и лишь в 1952 году в Париже танцоры впервые разыграли свои награды.

Элементы фигурного катания можно разбить на группы: шаги, спирали, вращения и прыжки. В парном катании есть еще тодесы и поддержки. Рассмотрим все эти элементы по-подробней.

Шаги

В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов и просто связующих элементов. Здесь ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения. В идеале должно быть ясно видно,  с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, учитывается сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой. Итак, шаги бывают:

Дуга – основа фигурного катания. Скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад.

Елочка —  напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так из-за того, что при движении на льду остается след, напоминающий елку.

Подсечка — в отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь.

Тройка, троечный поворот — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3.

Скобка
 — как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними в направлении поворота: «в круг» или «из круга».

Твизл – шаг используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением.

Крюк и выкрюк — еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой «дуги»: если тройки «укладываются» в круг, то крюки «переходят» с одного круга на другой.

Моухок — это уже шаг «с использованием» обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным.

Чоктау — тоже шаг «с использованием» обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра.

Перетяжка — движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.

Кроссрол — движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее, свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.

Петля — элемент получил свое название из-за следа оставляемого лезвием на льду после его исполнения. Это достигается за счет скручивания корпуса в направлении скольжения, и приседа на опорной ноге.

Шассе — один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения. Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь.

Джаксон состоит из нескольких микроэлементов. Основным из них является наружный моухок, с которого Джаксон и начинается.

Спирали

Название элемента сохранилось с начала ХХ века. Если скользить на одной ноге, скорость постепенно снижается и на льду остаётся след, похожий на спираль. Различают следующие виды спиралей:

Ласточка — в балете аналогичный элемент называется арабеском. Скользя на одной ноге, фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко, насколько позволяет его растяжка.

Кораблик — представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве «связки».

Бауер — вариант кораблика, отличающийся тем, что ноги стоят не на «одной линии», а параллельно друг другу.

Полушпагат — при его исполнении опорная нога сгибается, а свободная «лежит» сзади на льду.

Вращения

Делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные.

Винт — вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется.

Волчок — вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.

Либела — вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле, спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.

Заклон — вращение в «прогибе» назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находиться в различных положениях.

Прыжок в либелу — фигурист скользит вперед на левой ноге, и приземляется на правую. Вращение происходит назад.

Прыжки

Наиболее эффектные элементы фигурного катания.

Тулуп — считается самым простым из прыжков, среди сильнейших фигуристов чаще всего используется в качестве второго прыжка в каскаде. Зубцовый прыжок — перед прыжком фигурист отталкивается ото льда зубцом свободной ноги.

Сальхов — назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова. Этот прыжок легко отличить от остальных, поскольку только в нем прыжку предшествует мах свободной ногой, фигурист как бы «подбирает под себя» свободную ногу, выталкивая себя в воздух.

Риттбергер — при исполнении риттбергера не используется ни мах, ни удар зубцом. Выпрыгивание происходит с дуги, на которой находится опорная нога.

Флип — название происходит от английского слова flip – щелчок. Зубцовый прыжок.

Лутц – также зубцовый прыжок. Удар зубцом той же ноги, что и на флипе. Однако прыжок выполняется с наружного ребра левой ноги.

Ойлер используется как связка в комбинациях прыжков. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу.

Аксель — единственный прыжок исполняющийся с движения вперед, в силу чего в нем «не целое» число оборотов. Одинарный аксель – это полтора оборота, тройной – три с половиной.

Элементы парного катания

 

Элементами парного катания являются тодесы, различающиеся по ребру, на котором скользит партнерша, выбросы, различающиеся по заходу и называющиеся по соотвествующему прыжку, и поддержки.

Для танцевальных дуэтов список обязательных элементов появился только в 1999 году. В настоящий момент танцоры исполняют дорожки шагов (в танцевальной позиции по кругу и по прямой или параллельно), серии твиззлов, поддержки и танцевальные вращения.

Таковы основные элементы фигурного катания. Занимайтесь этим красивейшим видом спорта, а в магазинах «Спортмастер» вы сможете приобрести фигурные коньки с оригинальным дизайном из  абсолютно новой коллекции. Теперь вы будете кататься еще и стильно!

 

 

 

Сеть спортивных супермаркетов «СПОРТМАСТЕР»

Телефон: (495) 777−777−1

Факс: (495) 286−87−62

www.medicus.ru

5 элементов фигурного катания, ради которых стоит смотреть командный турнир на Олимпиаде — 08.02.2018

Командный турнир фигуристов в Пхенчхане стартует до официального открытия Олимпийских игр. Болеть за россиян придется с четырех утра. Но самые сложные и зрелищные элементы можно рассмотреть уже сейчас — в специальном гиде Sport 24.

Четверной лутц

Исполнитель Михаил Коляда

Лутц — один из самых сложных прыжков в одиночном катании, зубцовый. Бывает одинарным, двойным, тройным и четверным. За одинарный дают 0,6 балла, за четверной — 6 баллов.

На официальных соревнованиях его впервые исполнил австриец Алоиз Лутц еще в 1913 году. Как нетрудно догадаться, свое название прыжок получил в честь него. Первый четверной лутц пришлось ждать почти 100 лет. В 2011 американец Брэндон Мроз включил его в свою короткую программу на японском этапе Гран-при.

Перед толчком спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге, затем приседает на опорной ноге, а свободной упирается зубцами в лед и выполняет прыжок. Раскручивается фигурист за счет замаха туловищем и руками и вращается против часовой стрелки.

Приземление — на правую ногу на ход наружу. Это в идеале. На деле многие спортсмены отталкиваются не зубцом, а плоскостью ребра. Так проще. Михаил Коляда исполняет его почти безупречно.

А чтобы во время Олимпийских игр выглядеть еще убедительнее, добавляет в короткую программу каскад из четверного и тройного тулупов и тройной аксель. Базовая стоимость такого прыжкового набора — 36,7 балла. У главных конкурентов американца Натана Чена и канадца Патрика Чана набирается заметно меньше: 35,4 балла и 29,1 балла, соответственно.

Когда смотреть 9 февраля с 04:00, «Первый канал»

Подкрутка

Исполнители Евгения Тарасова и Владимир Морозов

Подкрутка — обязательный элемент для спортивных пар. Во время его исполнения партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед. В воздухе партнерша совершает вращение. До конца 60-х спортсмены выполняли только одинарные подкрутки.

Сейчас самая сложная — четверная. Тарасова и Морозов покажут ее в произвольной программе. В короткой запланирована тройная. Зато на максимальный — четвертый — уровень сложности и очень приличные 8,7 балла (если без срывов и ошибок).

Чтобы получить четвертый уровень, нужно выполнить четыре условия: шпагат партнерши — каждая нога хотя бы 45 градусов от оси тела, ладони, руки и верхняя часть тела партнерши не должны касаться партнера во время приема, а еще — правильная позиция партнерши в воздухе (под углом 70 градусов) и сложные шаги и движения пары перед отрывом. Не выполнили хотя бы одно из условий — минус уровень.

Когда смотреть 9 февраля с 05:45, «Первый канал»

Тано и риппон

Исполнитель Евгения Медведева

Тано — это прыжок с поднятой рукой, риппон — с двумя руками наверх. И главная фишка Евгении Медведевой. Первый назвали в честь олимпийского чемпиона Калгари Брайана Бойатано. Второму дал имя Адам Риппон. Во время юношеского чемпионата мира в 2009 году он безупречно исполнил свой любимый тано-лутц, но получил от судей неожиданно низкие 7,2 балла. Тогда тренер предложил ему прыгать с двумя руками наверх.

Такая манера исполнения высоко ценится судьями из-за дополнительной сложности. Выполняя любой прыжок, спортсмены всегда группируются с помощью рук. Когда руки наверху, сделать это, естественно, невозможно. Зато можно получить хорошую надбавку — плюс два балла при чистом выезде с тано. Дополнительные 10% к общей сумме Женя получает за то, что отправляет большинство прыжковых элементов во вторую часть программы.

Когда смотреть 11 февраля с 05:45, «Россия 1» или 12 февраля с 05:10, «Первый канал»

Каскад «тройной лутц — тройной риттбергер»

Исполнитель Алина Загитова

В женском одиночном катании нет каскада сложнее этого. Сейчас во всем мире его исполняет только одна спортсменка — Алина Загитова. Первой его решилась сделать тоже россиянка — Ирина Слуцкая. Он помог ей победить в финале Гран-при еще в 1999 году.

Про лутц вы уже все знаете. Присоединяя к нему риттбергер и отправляя сложный каскад во вторую часть произвольной программы, Алина зарабатывает почти пять дополнительных баллов. При чистом прокате собрать такую сумму, как у нее, не сможет ни одна фигуристка.

Риттбергер — один из трех реберных прыжков. Он не такой сложный, как лутц, потому часто становится вторым и третьим в каскадах. Правда, большинство современных фигуристов предпочитают с ним не связываться и выбирают совсем простой тулуп. С ним легко справиться, потому что у любого прыжка выезд на внешнем ребре назад, а это — исходное положение для тулупа. Каскады с риттбергером интереснее — исходное положение еще неразгруппированное, значит, неустойчивое, и прыжок делается с одной ноги.

Когда смотреть 11 февраля с 05:45, «Россия 1» или 12 февраля с 05:10, «Первый канал»

Твизлы

Исполнители Тесса Виртью и Скотт Моир

В соревнованиях танцевальных пар невозможно увидеть прыжки и выбросы. Но есть свои элементы — дорожки шагов, вращения, поддержки и твизлы. Твизлы — это синхронные вращения партнеров на одной ноге со сменой ног, а также ребер конька.

Для танцоров это самая сложная (и дорогая) часть программы, особенно если твизлы используются в дорожках шагов. Дорожка с двойным твизлом потянет на четвертый уровень и принесет порядка 10-11 баллов. Это много — за третий уровень, например, можно заработать не больше 6 баллов. Чтобы увидеть безупречное исполнение элемента, достаточно посмотреть на чемпионов Ванкувера-2010 и вице-чемпионов Сочи-2014 Тессу Виртью и Скотта Моира из Канады.

Когда смотреть 11 февраля с 04:00 «Россия 1» или 12 февраля с 06:20, «Первый канал»

sport24.ru

Учим элементы фигурного катания: заклон

Многие элементы в фигурном катании придумывались самими фигуристами при подготовке произвольной программы. Постепенно они становились более популярными и приобретали статус «обязательных» в различных видах программ. Одним из наиболее ярких примеров является заклон в фигурном катании.

Что такое заклоны и как их придумали?

Фактически, заклоном называется разновидность вращения спортсмена вокруг своей оси. При этом вращения выполняются в характерной позе — тело максимально глубоко прогнуто назад, голова запрокинута, а одна из ног вытянута назад с изгибом в сторону спины. Руки не играют специальной роли, и для них нет обязательного положения.

Исторически, родоначальницей заклонов стала британская фигуристка Сесилия Колледж, которая во время чемпионата Европы, проходившего в Берлине в 1936, впервые исполнила вращения с заклоном. Это позволило ей завоевать второе место на соревновании.

Как выполняется заклон?

Перед входом в исполнение проводится проход и въезд. Проход выполняется с использованием техники обычного поворота на одной из ног, со сменой ребра на лезвии конька (тройка вперед наружу). После этого делается пробежка назад. Въезд, который представляет собой движение в полу приседе на согнутой ноге, завершается приданием телу импульса вращения. Для защиты от разбалансировки рекомендуется начинать вращаться, отталкиваясь ногой при переходе с прохода во въезд.

Характерную позу фигурист принимает уже после начала устойчивого вращения. Корпус максимально отведен назад, голова запрокинута, а правая нога по дуге подтягивается к спине.

Внимание! Рекомендуется свободную руку расположить так, чтобы ее положение совпало с осью вращения тела. Это позволит сильнее сгруппироваться, а также увеличит скорость оборотов.

Уровни сложности при выполнении элемента

Принятая в мире классификация элементов по сложности предусматривает 4 уровня, где 4-ый самый сложный. При классификации, определяются черты его сложности, по их количеству устанавливается уровень сложности. Для перехода на следующую сложность необходимо добавить одну из отличительных черт. Таким образом, их количество распределено как 1 — 2 — 3 — 4. Чтобы понимать, как сделать заклон 4 уровня, нужно знать, как минимум 4 черты:

  1. Сложная комбинация трюков.
  2. В прыжке спортсмен произвел смену ноги.
  3. Во время вращения был совершен прыжок, нога при этом не поменялась.
  4. Произошла сложная смена позиции, но нога осталась неизменной.
  5. При вхождении во вращение был применен сложный заход.
  6. При выполнении «Волчока» фигурист сменил ребро.
  7. Выполнены все 3 базовых положения на второй ноге.
  8. Были проведены обороты в двух разных направлениях, одно после другого.
  9. Скорость явно наращивалась во время вращений.
  10. Сложная комбинация захода, например, были сделаны вращения с заходом в прыжок.

Дополнительно для заклона учитываются еще две черты:

  1. Была хотя бы одна смена позиции в направлении спины.
  2. Была выполнена позиция Бильман.

Сложной комбинацией называются только такие комбинации, которые требовали физической силы или гибкости, а также могли повлиять на его баланс.
Обязательно помните, что перед тем, как делать заклоны на льду, необходимо четко отработать упражнение на твердой поверхности в зале. Это позволит обезопасить себя от травм.

sportotip.ru

Перетяжка (Change of edge) — Элементы фигурного катания

Перетяжка – это именно сама смена ребра, а не их серия.

Перетяжки в качестве тренировочных упражнений

Серии перетяжек, или проще говоря, змейки на одной ноге – очень популярные упражнения, без которых не обходятся тренировки по ФК. Часто под перетяжками подразумевают именно эти упражнения, что не совсем корректно. Могут выполняться как на ход вперёд, так и назад, с махом свободной ногой, и без. Упражнения дают как начинающим, так и профессиональные спортсмены активно практикуют его в своих раскатках. Смотрите наши примеры этих упражнений.

Перетяжки в спиралях

В спиралях (ныне исключённых из оцениваемых элементов фигурного катания), две спирали могли соединяться через перетяжку, через смену ребра. Перетяжка в спиралях увеличивала уровень сложности этого элемента. При этом, ключевым требованием было, что смена должна была производиться исключительно за счёт работы конька, не должно быть помощи корпуса или рук.


перетяжка (смена ребра) с «вперёд внутрь» на «вперёд наружу», в последовательности спиралей. Смена делается за счёт работы конька, без помощи корпуса или рук (Sarah Hecken, Olympics 2010, lp).
Перетяжки в шагах и связках

Часто перетяжки не акцентируют на себе внимания, хотя активно используются в различных связках шагов или просто в катании, поэтому для того, чтобы исполнять сложные и интересные комбинации шагов, необходимо уверенно и чётко владеть сменой ребра.


связка из различных троек, перетяжки, смены ноги (есть замедленный повтор). Перетяжка здесь никак не выделяется, но как и во многих связках, является неотъемлемой частью комбинации (Amelie Lacoste, Skate Canada 2010).
Перетяжки в обязательных фигурах

В школьных упражнениях перетяжки соединяют 2 круга, на которых исполняются либо дуги, либо какие-то другие шаги, например тройки. Перетяжки должны выполняться чётко и строго в нужном месте.


Схематические изображение следа перетяжки на льду

www.tulup.ru

Урок седьмой — Фигурное катание (Чайковская Е.)

Создавая запасы скорости + Круг «перебежек»    + «Золотая середина» конька + Проскользите сколько  сможете и еще чуть-чуть + Никаких наклонов вперед +    До полного автоматизма…

Вы, очевидно, не раз любовались тем, как на огромной скорости фигурист выполняет свои сложные трюки. Скорость — составная часть всех элементов фигурного катания. Без высокой скорости скольжения нет спортсмена высокого класса. Более того, фигурное катание по своей природе органично связано с высокими скоростями, которые с каждым годом все увеличиваются. Сегодня даже спортсмены не очень высокого класса умеют быстро скользить по площадке, умеют набирать скорость в течение нескольких секунд, умеют создавать такие ее запасы, что даже каскады сложных элементов не могут ее погасить.

Вот почему наш очередной урок мы посвятим тем движениям фигуристов, которые позволяют набирать скорость и создавать ее запасы. Фигуристы и здесь имеют в обращении свой термин — «набирать ход», и далее мы будем его употреблять довольно часто.

Каждый начинающий фигурист должен понять сразу, что при любом движении на льду, если оно содержит толчки, скорость увеличивается. Но движения, к изучению которых мы приступаем, простейшие из тех, которые используются для набирания хода,— развития скорости. Именно они и дают фигуристу ту стремительность, которой любуются миллионы зрителей.

Разные тренеры по-разному называют шаги, которые считаются при наборе скорости основными. Наиболее старое название — «перебежки», но многие называют их и «подсечками». Исполняются они по кругу. Подсечки вперед можно выполнять по ходу часовой стрелки и против часовой стрелки.

А теперь прошу занять исходное положение, имея в виду, что движение вначале будем выполнять против часовой стрелки.

Правая рука должна быть впереди, а левая сзади, ладони ко льду. Соответственно и правое плечо выведено вперед, а левое отведено назад.

Толкаемся внутренним ребром правого конька и скользим на наружном ребре левого. Левая нога при этом согнута в колене, а правая находится сзади с развернутым наружу носком. Поскольку я уже говорила, что скольжение проходит по кругу, то с самого начала надо постараться «лечь на дугу», то есть наклониться внутрь круга.

Проехав какое-то расстояние на левой ноге, подносим правую к левой и выносим ее немного вперед, поставив затем на лед на внутреннее ребро так, чтобы линия движения на правой ноге пересекала линию движения на левой. Тяжесть туловища одновременно переносится тоже на правую ногу, на середину конька. Толчок левой ногой наружным ребром конька позволит продолжать набор скорости.

Что здесь нужно запомнить, ребята, в первую очередь?

При втором шаге ни в коем случае правая ступня не должна проноситься над левой. Проследите и за тем, чтобы левая нога произвела толчок не внутренним ребром конька, а наружным. И не зубцом, что пока еще кажется даже естественным, а именно ребром.

После того как сделан толчок левой, она отрывается ото льда. При этом ни в коем случае нельзя разворачивать носок. Словом, после толчка левая нога только чуть-чуть приподнимается надо льдом и никуда ее не нужно уводить.

Итак, вы скользите на правой ноге на внутреннем ребре конька. А что же происходит с руками, плечами? Отчего они у вас начинают «скручиваться»? Чтобы этого не произошло, надо помнить: правая рука вместе с плечом впереди должны находиться над опорной ногой, а левая рука вместе с плечом отведены назад. Положение рук и плеч позволяет всегда крепко держать «штурвал» и не давать вашему «кораблю» плыть по воле ледовых «волн».

Проехав примерно такую же дугу на внутреннем ребре, как и на наружном, сделаем толчок внутренним ребром правой ноги и вновь заскользим на наружном ребре левой

Вот как это происходит.

После того как мы вывели свободную левую ногу из скрещенного положения сзади и она стала свободной, плавно подносим ее к опорной, правой, ноге и отталкиваемся от правой. Левая нога должна быть подтянута к подъему правой ноги.

Туловище при всех этих подсечках остается в неизменном положении. Его подсекать строго запрещено.

Чередованием скольжений на левой и правой ноге совершаем замкнутый круг. Поначалу круг этот будет очень большим и, естественно, неправильной формы. И лишь постепенно, все более шлифуя технику подсечек, можно будет стремительно прочерчивать круги различных диаметров, все уменьшая и уменьшая их.

Конечно, и это вполне понятно, самое трудное — продержаться на одной ноге, в особенности на наружном ребре. И здесь не нужно унывать или считать, что кто-то из вас просто не способен научиться этому. Скольжение на внешнем ребре обязательно получится, если проявить настойчивость, показать характер. Только не надо торопиться. Почувствовав скольжение даже на коротенькой дистанции, удлиняйте ее постепенно, пока не обретете одинаковую уверенность в движении на внутреннем и внешнем ребре конька.

Если бы мы попытались начертить схему всего этого движения, то у нас получился бы конус со срезанной верхушкой.

Подсечки вперед нужно выполнять по ходу часовой стрелки. Начинаем со скольжения на правой ноге на наружном ребре конька, далее идет скольжение на внутреннем ребре левого конька, и снова движение продолжается на наружном ребре правого конька.

Естественно, что вперед при движении по часовой стрелке вынесены соответственно левое плечо и левая рука, а назад отведены правое плечо и правая рука.

И вот наконец у всех ребят в нашей группе подсечки вперед стали получаться довольно уверенно. Сейчас самый раз провести и какую-нибудь веселую игру.

Игр, построенных на подсечках, не требующих никакого инвентаря, можно самим придумать великое множество. Подумайте, ребята, какой может быть игра? Я вам предлагаю такую. Вначале начертим большой круг. Теперь два мальчика (или две девочки) займут места на стартовых позициях по разные стороны круга. Задача дается им самая простая: скользить по кругу, стараясь догнать друг друга. Скольжение по кругу осуществляется только с помощью подсечек. Встаньте в исходную для этого движения позицию. Несколько раз глубоко вдохните и… Внимание! Марш!

Можно, конечно, вместо игры проводить и небольшие соревнования. В принципе все остается так же, только кто-нибудь из взрослых, присутствующих на катке или проводящих занятия, должен вооружиться секундомером и засекать время, за которое ребята проскользят один, два или несколько кругов. При этом можно учитывать не только скорость скольжения, но и правильность позы, точность в выполнении всех шагов.

Игры на катке очень полезны, я в этом убеждалась не раз. Они придают особый интерес занятиям, дают ребятам новый эмоциональный заряд, делают длительную, иногда даже монотонную работу над шлифовкой технических элементов более интересной, живой.

Подсечки выполняются не только вперед, но и назад. И тоже по ходу и против часовой стрелки.

Принимаем исходную позу для выполнения толчка назад (движение будет осуществляться против часовой стрелки). Носки вместе, пятки врозь. Правая рука и правое плечо отведены назад и являются ведущими при данном движении. Левая рука и левое плечо выдвинуты вперед и находятся над следом, который остается на льду. Голова повернута в сторону скольжения, то есть к правому плечу.

Отталкиваемся внутренним ребром левого конька и начинаем скольжение назад на наружном ребре конька согнутой в колене правой ноги. Левая нога после толчка должна быть поднята со льда и находиться над следом, который вы чертите на льду. Проехав небольшое расстояние (максимальное, которое вы можете про-скользить для начала), подводите левую ногу к правой, ставьте конек левой ноги на внутреннее ребро (пятка левой ноги чуть впереди и правее носка правой ноги, линия движения на левой ноге пересекает след, оставленный правой). Толчок в этот момент производится наружным ребром (только не носком) правого конька.

Вес тела переносится на левую ногу. Правая при этом свободна, внешняя сторона ботинка смотрит на лед.

Скольжение продолжается на согнутой левой ноге. Плечи и руки неизменно остаются в описанном выше положении. Правая нога выносится внутрь круга, по которому скользим, и ставится примерно на 20—30 сантиметров ближе к центру круга, чем левая нога. Смещение происходит не только в сторону, но и немного назад — носок правой ноги ставится на лед против пятки левой. После того как правая нога поставлена на лед, стремитесь быстрее перенести на нее центр тяжести тела. Толчок — внутренним ребром левой ноги. Скольжение далее осуществляется уже на наружном ребре правого конька.

Людмила Пахомова и Александр Горшков

Вначале толчки у вас будут чаще получаться носком, а не ребром конька, что вполне естественно для новичка. А происходит это еще и потому, что туловище у каждого из вас невольно наклоняется вперед и трудно справиться с тяжестью собственного тела, которую необходимо переносить на ту ногу, которая становится опорной.

Подчеркиваю: скольжение назад происходит на средней части конька, только в этом случае скорость не будет гаситься.

Подсечки назад надо разучивать и при движении по часовой стрелке. Ведущими в этом случае являются левая рука и левое плечо, отведенные назад, в сторону движения. Правая рука и правое плечо выдвинуты вперед и находятся над следом, который вы чертите на льду. Голова повернута в сторону скольжения.

Толчки при подсечках назад по ходу часовой стрелки производятся внутренним ребром правого конька и наружным ребром левого.

И вот вы наконец научились уверенно держаться на каждом из ребер конька левой и правой ноги. На что же далее обратить внимание? Что дальше является основным?

Конечно же главное, как многие из вас, вероятно, сумели догадаться, именно набрать скорость. Если вначале подсечки будут выглядеть неуклюжими переступаниями по кругу, то постепенно, с каждой очередной тренировкой, уверенность будет прибавляться, и вы почувствуете, что удачно сделанный толчок ребром конька — уже скоростной — будет стремительно нести вас по кругу.

Чем точнее вы сможете центр тяжести располагать над центром конька опорной ноги, тем быстрее научитесь набирать скорость. Ибо только при таком положении тела никто из вас не будет цепляться зубцами коньков за лед и гасить немедленно скорость.

Какой у вас вопрос, ребята? Вы хотите узнать, как этого добиться? Отвечу сразу, потому что ответ прост: туловище надо всегда держать прямо. Никаких наклонов вперед, а уж тем более прогибов назад. Сгибается в колене опорная нога, но центр тяжести остается при этом неизменно над центром конька.

Для того чтобы побыстрее научиться подсечкам и правильному положению тела при них, перед каждой тренировкой в комнате (коньки надо надеть обязательно) проделайте следующее упражнение. Встаньте перед зеркалом, скажем, в позе для скольжения на наружном ребре назад. Одной рукой при этом можно за что-нибудь держаться (за стул, например). Левая нога, свободная, находится впереди. Правое плечо и правая рука отведены назад. Голова повернута в сторону движения, то есть к правому плечу. И в этом положении надо постараться найти устойчивое положение равновесия и почувствовать, что стоите вы на центральной части конька.

В общем, на полу добиться этого не слишком сложно. И надо попробовать все варианты скольжений при подсечках. И по многу раз. До полного автоматизма, когда тело естественно, без понукания, как бы само по себе сразу выбирает единственно необходимое положение.

Стоя на центральной части лезвия конька, ни в коем случае не заваливайтесь назад: это может привести к падению. Во всем должна быть золотая середина. Именно таковой и является средняя часть конька, при скольжении на которой и сохраняет фигурист самое устойчивое положение.

www.tulup.ru

Словарь элементов в фигурном катании — СПОРТ САРАЕ

Задача описать элементы фигурного катания словами не так уж и просто — слова зачастую только затрудняют понимание. Гораздо легче показать как что-то сделать, а еще лучше попробовать исполнить их самим, тогда понимание почти гарантировано. Но мы попытаемся обойтись словами…

Для начала, следует сказать, что лезвие конька имеет два ребра — наружное и внутреннее. Поэтому, когда хотят описать определенный элемент, часто употребляют сокращения типа RFI или LBO. Происхождение этих сокращений очень простое: R (right) означает «правый», L (left) — «левый», F (forward) — «вперед», B (backward) — «назад», I (inside) — «внутрь» и O (outside) — «наружу». То есть RFI означает движение на правой ноге вперед на внутреннем ребре, а LBO — на левой ноге назад наружу. С точки зрения зрителя, единственная сложность здесь — это разница между движением на наружном и на внутреннем ребре, поскольку далеко фигуристы исполняют четкие дуги, но если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь.

Элементы фигурного катания можно разбить на несколько групп. Самая базовая из них — это шаги, она же наиболее трудна для опознания. Вообще-то почти любой переход с одного ребра на другое можно расценивать как шаг, и сами фигуристы вряд ли смогут ответить на вопрос какие шаги и в какой последовательности они выполняют. В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting steps). И в том, и в другом случае ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения. В деле должно быть ясно видно, с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, естественно, учитывается и сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой.    Следующая группа элементов — спирали. С этим понятием есть некоторая путаница, поскольку в английском языке spiral означает вполне определенный элемент, называемый у нас ласточкой, а то, что называем спиралями мы, в английском языке будет или spiral sequence или moves in the field. При исполнении спиралей ценится, прежде всего, все те же реберность и плавность: насколько четко выражено ребро (насколько оно «глубоко» (deep)), насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо «держит» позицию и насколько долго он в ней находится. Среди поклонников фигурного катания не умолкают споры о том, насколько важно, например, для исполнения ласточек иметь хорошую растяжку: одни говорят, что любая ласточка, при которой свободная нога не поднимается выше головы, вообще не должна засчитываться. Другие, справедливо указывают на то, что хотя спирали в исполнении, скажем, американки Саши Коэн действительно производят очень сильное впечатление, но растяжка как таковая не относится к «фигурному катанию», и что гораздо больше следует ценить способность спортсмена скользить на «хорошем» ребре. При оценке комбинации спиралей учитывается так же сложность «перехода» от одной ласточки к другой. Например, знаменитая комбинация спиралей, которую на протяжении многих лет включает в свои программы американка Мишель Кван, формально не так уж сложна: переход с внутреннего ребра на наружное один из самых простых, но в ее случае «ценность» этому элементу придает непревзойденное качество исполнения.

Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные. Однако, несмотря на множество возможных вариантов, критерии оценки остаются практически одинаковыми: центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимальное число оборотов), скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательным требованием является вращение в танцевальной позе (in dansehold).

Прыжки во вращения являются обязательным элементом для одиночников и пар. Их оценивают двояко: с одной стороны как вращения (то есть по тем же центровке/числу оборотов и т.д.), а с другой стороны по прыжку. В «прыжковой» части главное высота и то, что фигурист должен занять нужную позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по приземлении.

Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного катания. В настоящий момент «стандартом» для женщин является исполнение всех тройных прыжков, кроме акселя, а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных прыжков. Для мужчин «стандарт» все тройные, включая аксель, четверной, а также каскад из четверного прыжка (или тройного акселя) и тройного. Для прыжков, безусловно, наиболее важна чистота приземления. Фигурист должен приземляться на одну ногу, не касаться льда рукой или свободной ногой, и при этом «выезжать» из прыжка, а не останавливаться сразу по приземлении. Однако не менее важен и заход на прыжок: все прыжки должны исполняться в одной ноги и с правильного ребра (наиболее частая ошибка исполнение лутца с внутреннего ребра, а не с наружного). Важна также и амплитуда исполнения прыжка. Судья зачастую могут снизить оценки, если фигурист долго готовится к прыжку. Грубой ошибкой считаются «не докрученные» прыжки.

Элементами парного катания являются прежде всего тодесы (death spiral), различающиеся по ребру на котором «скользит» партнерша, выбросы (throws), различающиеся по заходу и называющиеся по соответствующему прыжку. Например, выброс тройной сальхов (throw triple salchow), подкрутки (twists), в которых партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед (наиболее распространенный вариант двойной или тройной лутц шпагатом), а также поддержки (lifts), который различают по заходу и положению: рука на бедре (партнер поднимает партнершу за бедро), рука на талии, рука к руке и лассо, при котором партнерша перед заходом на поддержку скользит назад перед партнером, а в момент захода поворачивается. Требования к этим элементам легче всего понять из списка ошибок.

ШАГИ

Елочка (Basic Stroking)
Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг. Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.

Подсечка (Crossovers)
Еще один «базовый» шаг. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь. Большинство фигуристов используют подсечка вперед, когда движутся вдоль бортика катка и им надо повернуть в углу. Подсечка назад используется при заходах на прыжки и вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется только «в служебных» целях.

Троечный поворот, тройка (Three turn)
Поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип. Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре. Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использует многократные тройки для захода на тройной риттбергер.

Скобка (Bracket)
Как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними в направлении поворота: «в круг» или «из круга». Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение «левым боком к центру круга — лицом к центру круга — правым боком» (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет «левым боком к центру круга — спиной к центру круга — правым боком». Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот «естественный», по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — «противоестественный». Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие «едет» зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.

Twizzle
Используется в основном в танцах на льду, где стал обязательным элементом. В некотором роде это что-то среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге практически на одном месте. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается фигурист при его исполнении, тем лучше. Обязательными для танцев являются так называемые series of sinchronizied twizzles, когда оба партнера одновременно исполняют сначала один быстрый поворот, потом другой, причем между ними не должно быть более трех небольших шагов и выполнять этот элемент нужно синхронно.

Крюк и выкрюк (Rocker and Counter)
Еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой «дуги»: если тройки «укладываются» в круг, то крюки «переходят» с одного круга на другой. Например, спортсмен сначала движется на правой ноге вперед наружу, затем поворачивается в движется на правой ноге назад наружу. В зависимости от направления поворота это будет либо rocker (в направлении «входящей» дуги), либо counter (в направлении «выходящей» дуги). Этот шаг используется практически только в танцах на льду, да и то не очень часто.

Моухок (Mawhawk)
Это уже шаг «с использованием» обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.

Чоктау (Choctaw)
Тоже шаг «с использованием» обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Т.е. получается RFO/LBI. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.

СПИРАЛИ

Ласточка (Spiral)
В балете этот элемент называется арабеском и состоит он в том, что, скользя на одной ноге, фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко, насколько позволяет его или ее растяжка. В зависимости от того, на каком ребре скользит фигурист, ласточки бывают вперед и назад, а также наружу и внутрь. Традиционно считается, что ласточки на внутреннем ребре исполнять сложнее, чем на наружном, и назад сложнее, чем вперед.

Кораблик (Spreadeagle)
Представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве «связки». Например, «наружный» кораблик часто включает в свои программы Виктория Волчкова, а сочетание «внутренний» кораблик /ласточка стало фирменной «связкой» пары Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Считается, что чисто исполнить внутренний кораблик сложнее, чем наружный.

Ina Bauer
Вариант кораблика, отличающийся от spreadeagle тем, что ноги стоят не на «одной линии», а параллельно друг другу. «Задняя» нога при этом всегда стоит на внутреннем ребре, а вторая может быть либо на внутреннем, либо на наружном. В зависимости от этого фигурист будет двигаться либо по кругу, либо по прямой.

Полу шпагат (Lunge)
При исполнении полу шпагата опорная нога сгибается, а свободная «лежит» сзади на льду. Чаще всего исполняет полу шпата вперед, но довольно эффектно выглядит связка из полу шпагата вперед, троечного поворота (не вставая) и полу шпагата назад.

Уголок
Представляет собой «утрированное» исполнение подсечки назад или вперед. Например, скользя назад на внутреннем ребре левой ноги, фигурист начинает «садиться» вынося правую ногу наружу и опуская корпус (вплоть до касания льда одной из ладоней).

ВРАЩЕНИЯ

Вращения стоя (Upright Spins)
Как нетрудно понять из названия во время исполнения вращений этого типа фигурист «крутится» стоя. Наиболее распространенный вариант этого вращения — винтик (scratch spin): в начале свободная нога согнута перед опорной, а руки сцеплены перед грудью, а затем фигурист начинает постепенно опускать (и выпрямлять) свободную ногу и поднимать (и выпрямлять) руки. При этом скорость вращения, как правило, возрастает и получается очень эффектный элемент. Существуют и другие разновидности этого вращения, например, свободная нога сгибается в колене и заносится за (а не перед как в винтике) опорную ногу.

Вращения сидя (Sit Spins)
Наиболее распространенный вариант — волчок : опорная нога согнута, свободная нога вытянута вперед параллельно льду, руки вытянуты вперед параллельно льду. Варианты: руки сцеплены сзади (такой вариант часто исполняет Мария Бутырская), свободная нога не вытянута вперед, а лежит на колене опорной при этом фигурист нагибается вперед, руки наоборот выносит назад (иногда такое вращение называют «чёртик». Оно смотрится довольно забавно, однако для исполнять его довольно трудно, поскольку трудно удерживать равновесие).

Либела (Camel Spin)
Вращение в положении «ласточка». Классический вариант исполняется на прямой опорной ноге с руками, вытянутыми вдоль тела. Есть еще качающаяся либела (illusion spin) при которой фигурист во время вращения наклоняется вперед и поднимается обратно.

Заклон (Layback)
Обязательный элемент короткой программы для женщин. При исполнении этого вращения фигуристка выгибается назад, свободная нога «вывернута» наружу и вынесена назад.

Бильман (Biellemann)
Назван так в честь Денис Бильман, которая первой исполнила это вращения на международных соревнованиях. Требует хорошей гибкости и растяжки — фигуристка (из мужчин этот элемент делает только Евгений Плющенко и еще несколько юниоров) ловит лезвие конька свободной ноги обеими руками и вытягивает наверх. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат.

Прыжок в либелу (Flying Camel)
Перекидной или бедуинский в либелу назад. Т.е. фигурист скользит вперед на левой ноге, прыгает, приземляется на правую ногу и начинает вращаться назад.

Чинян (Flying Sit Spins)
Прыжок в волчок вперед. Фигурист подпрыгивает на левой ноге, в воздухе «складывается» в волчок, приземляется и вращается вперед.

Прыжок в волчок (Death Drop)
Очень эффектный элемент: бедуинский в волчок назад. Фигурист скользит вперед на левой ноге, высоко прыгает, а потом «камнем» падает вниз и начинает исполнять волчок назад.

www.sportsarae.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *