Тройной аксель – что это такое, исполнение у мужчин и женщин

Содержание

что это такое, исполнение у мужчин и женщин

Аксель — самый сложный и старый прыжок в фигурном катании.

Это единственный элемент, который выполняется с движениями вперёд, а потому техника его исполнения считается такой уникальной.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Аксель — что это такое? История появления в фигурном катании

Тройной аксель – что это такое, исполнение у мужчин и женщин

В 1882 году норвежский фигурист Аксель Паульсен впервые исполнил прыжок — сложное вращение и приземление, используя при этом беговые коньки.

Второй кому удалось повторить успех, стал Дик Баттон, во время Олимпийских игр в 1948 году. Изначально этот сложный элемент удавался только мужчинам.

Соня Хени — первая женщина, которая выполнила прыжок. Её триумф приходится на 20-е XX века. Техника исполнения фигуристки не была признана хорошей: девушка заранее сильно поворачивалась, и движение было больше похоже на вращение, чем на прыжок. Хени снималась в голливудских фильмах, там можно посмотреть, как она это делала.

В 1953 г. Кэрол Хейсс исполнила двойной прыжок.

Тройной аксель — прыжок с выпадом и тройным разворотом, который является сложнейшим элементом в женском фигурном катании. Во время его исполнения важно правильно сгруппироваться, чтобы была возможность повернуться три с половиной раза. На Олимпиаде это движение смогли сделать: Мидори Ито, Мао Асада, Мирай Нагасу, а вне ИгрТоня Хардинг, Кимми Мейсснер и Елизавета Туктамышева.

Справка. Спортсмены, которые выполнили э

sportyfi.ru

один из самых сложных прыжков в фигурном катании

Аксель в фигурном катании — это реберный прыжок, отличающийся высокой трудностью исполнения и длинной историей происхождения. Данный элемент часто включают в свою программу профессиональные фигуристы. Он одновременно украшает выступление и подтверждает мастерство спортсмена.

Об акселе

Впервые подобный был исполнен норвежцем Акселем Паульсеном в 1882 году (интересно, что его коньки были беговыми). Именно поэтому данное движение называется акселем. Только спустя 66 лет Дик Баттон смог повторить это достижение на соревнованиях.

Чуть раньше него (в 20-е годы XX века) Соня Хени тоже была близка к этому, но все же ее техника вызывала некоторые нарекания. Из-за сильного предварительного поворота, выполняемого женщиной, движение мало напоминало прыжок аксель и больше походило на вращение.

Тип элемента

Аксель — это прыжок, с переменой ноги и положительно направленным вращением. Его одинарная разновидность подразумевает выполнение 1,5 оборота, а двойная (дупель) — 2,5 оборотов. Первый дупель катание получило в 1953 году. Его исполнила Кэрол Хейсс.

Справка! В качестве связующего элемента выступления может использоваться прыжок в 0,5 оборота, называемый «перекидным» или «испанским». Его исполнение обычно не вызывает трудностей, но выглядит красиво.

Тройной аксель в фигурном (3,5 оборота) представляет собой прыжок с выпадом и тройным разворотом. Исполнение этого сложно прыжка, который является главным в женской программе, заключается в правильной группировке. Благодаря этому удастся сделать 3,5 поворота подряд.

Мужчинам данное движение дается сравнительно легко, и они должны делать его как часть основной программы.

Интересно! Тройной прыжок (триксель) зачастую ниже, чем двойной. Это вызвано необходимостью выполнения быстрой группировки.

Все спортсменки, выполнившие тройной аксель в ходе Олимпиады, получают заметное рейтинговое преимущество. В истории фигурного известно только о шестерых женщинах, которые осилили этот элемент. Первой из них стала Мидори Ито («Девочка-цунами»), продемонстрировавшая свое умение в 1988 году.

Справка! Рекорд в 3,5 оборота еще не побит. История не имеет подтверждений того, что кому-то удалось выполнить четверной реберный прыжок с выпадом.

Техника выполнения

Аксель считается уникальным по технике исполнения элементом, поскольку спортсмен движется вперед, и может сделать только нецелое число оборотов. На этапе подготовки к , фигурист сильно разбегается, скользя назад — наружу. Далее воспроизводится следующая последовательность действий:

  1. Спортсмен отталкивается.
  2. Фиксирует тело в прямой позиции (таз не выпячивается, осанка ровная, голова не опускается).
  3. Замедляется, осуществляет нерезкий (но и не слишком расслабленный, иначе это снизит качество исполнения) переход к основной части.
  4. Сделав 3,5 оборота во время нахождения в воздухе, приземляется.

Пошаговая методика выполнения аксель в фигурном :

  1. Разминочное скольжение (необходимо для набора скорости и выполняется на правой ноге).
  2. Выпад.
  3. Разворот со смещением массы тела на левую нижнюю конечность.
  4. Приседающее движение (его нужно делать медленно).
  5. Скольжение (выполняется на левой ноге).
  6. Прыжок вверх.
  7. Замедление движения с помощью конькового лезвия, сопровождаемое подъемом свободной ноги вперед.

После этого спортсмену нужно будет обернуться в воздухе нужное число раз и, правильно сгруппировавшись, приземлиться на правую ногу.

Начальное вращение в акселе создано специальным стопорящим движением, выполненным коньком толчковой ноги (хотя профессионалы могут пробовать и некоторые другие варианты). Попытка увеличить кривизну толчковой дуги приведет к потере устойчивости. Аналогичного результата можно ожидать при вращении верхней части тела, вслед за которой поворачивается и низ.

Важно! Учиться правильному выполнению акселя придется долго и много. Потребуется не только ходить на уроки, но и много заниматься самостоятельно.

Сложность выполнения

В ходе соревнований можно прыгнуть акселем не больше двух раз, причем второе исполнение элемента будет учтено, только если он будет частью комбинации или . Максимальная оценка, которую можно получить за него при высокой сложности выполнения — 8,5 баллов. Если выступающий падает, то у него отнимают 1 балл.

Аксель (тройной) в противовес тулупу — трудный для исполнения элемент. Однако его будет легче освоить, если во время обучения сосредоточиться не на приземлении, а на самом . Можно даже использовать специальные тренажеры, которые позволят улучшить качество исполнения этой части элемента. Новичкам, которые желают побыстрее стать на лед и покорять вершины славы советуем не торопиться, а тщательно и постепенно изучать все элементы и прыжки. От техники и умения в дальнейшем зависит успех.

vsnege.com

один из самых сложных прыжков в фигурном катании

Одним из самых сложных элементов фигурного катания является прыжок. Во время него спортсмен отрывается ото льда, совершает в воздухе несколько оборотов вокруг своей оси и приземляется на одну ногу. Аксель прыжок в фигурном катании считается наиболее сложным. Связано это с его технической уникальностью — он единственный имеет дробные количество оборотов.

Что такое аксель

Впервые новый прыжок исполнил Аксель Паульсен, по имени которого и назвали элемент. Произошло это в 1882 г., и это был первый прыжок в фигурном катании. А вот появления акселя в два оборота пришлось ждать больше полувека. Есть разговорные названия этого элемента. Дупель в фигурном катании — это аксель в два оборота, тройной прыжок называется триксель.

Аксель легко отличить от других прыжков. Вращение начинается в момент, когда спортсмен находится лицом по ходу движения. Поэтому число оборотов здесь никогда не бывает целым. Это единственный двойной прыжок, разрешенный в короткой программе вне каскада. На соревнованиях спортсмены исполняют 2,5 и 3,5 оборота. Одинарный аксель в 1,5 оборота в программы не включается никогда и на соревнованиях может получиться лишь случайно.

Техника прыжка

При выполнении акселя отталкивание происходит с ребра, приземление осуществляется на маховую ногу.

Фазы прыжка

Большинство спортсменов-правшей выполняют элементы против часовой стрелки. Для них пошаговое исполнения акселя выглядит следующим образом:

  1. Фигурист едет на правой ноге ребром назад-наружу, набирая скорость.
  2. Перед прыжком он разворачивается и переносит центр тяжести на другую ногу, слегка приседая.
  3. Продолжая скользить по дуге, фигурист делает тормозящее движение коньком и одновременно с отталкиванием совершает мах вперед свободной ногой.
  4. После отрыва ото льда нужно сгруппироваться и выполнить необходимое количество вращений.
  5. Приземление происходит на маховую ногу назад-наружу.

Внимание. Спортсмены, выполняющие элементы по часовой стрелке, делают их зеркально: начинают скольжение на левой ноге, а отталкиваются с правой.

Варианты акселя

Технически к акселю близок прыжок в пол-оборота, так называемый перекидной. Он не требует группировки и длительного отрыва ото льда, поэтому доступен даже любителям. На соревнованиях перекидной не засчитывается и не оценивается отдельно. Спортсмены используют его как прыжок во вращение или для связок. Считается, что его правильное выполнение закладывает техническую базу для успешного обучения другим прыжковым элементам.

Еще одной разновидностью является полуаксель. Фигурист отталкивается и приземляется на ход вперед. На соревнованиях такой прыжок не выполняют, поскольку бригада арбитров зачтет его как обычный одинарный аксель. Используют его преимущественно на разминках.

В редких случаях спортсмен приземляется на ту же ногу, с которой отталкивался. Так называемый одноногий аксель дает возможность выполнять прыжок в каскаде с сальховым. Однако из-за особенностей действующей системы судейства в программу такой каскад не включают.

В фигурном катании у девушек тройной аксель относится к элементам «ультра-си» и на соревнованиях почти не встречается. Связано это с большими физическими и психологическими нагрузками, которых требует его выполнение. У мужчин триксель, как правило, проблем не вызывает. Однако аксель в четыре оборота пока не делает никто.

Усложнение прыжка для получения более высоких баллов происходит за счет уменьшения группировки во время вращения (поднятая вверх рука). Спортсмены также изменяют заход на аксель и выезд с него — например, делают его с «кораблика».

В парном катании существует выброс аксель, но популярностью он не пользуется. Из элементов «ультра-си» спортсмены отдают предпочтение выбросу в четыре оборота. Единственная топ-пара, включавшая в свои программы акселевский выброс — Алена Савченко и Робин Шолковы. Но сделать его чисто спортсменам не удалось ни разу.

Советы фигуристам

На что необходимо обращать внимание при выполнении акселя:

  • начальное вращение происходит только за счет движения конька и маха свободной ногой. Попытки ускорить его за счет поворота корпуса в момент отталкивания приведут к «вываливанию» из оси вращения и неудачному выезду;
  • замедлить движения можно тремя способами: с помощью ребра, зубца или комбинируя оба способа. Для совершения многооборотных прыжков больше подходит реберный или комбинированный стопор. Он позволяет ускорить вращение в момент отталкивания и облегчает выполнение двойных и тройных прыжков;
  • требуется синхронное выполнение тормозящего и махового движения. Поскольку сам момент отталкивания занимает доли секунды, такая слаженность приходит с опытом. Облегчает разбор техники съемка с последующим просмотром на замедленной скорости;
  • в момент освоения прыжка можно мысленно проговаривать его фазы. Большинство спортсменов перед исполнением элемента также мысленно визуализируют его, тем самым как бы «программируя» тело на правильное выполнение.
Важно: легче с самого начала усвоить правильную технику, чем потом переучиваться. Поэтому азы должен поставить тренер.

Предупреждения и возможные травмы

Любой прыжок в фигурном катании таит в себе риск. Как любят говорить спортсмены, «лед скользкий». Поэтому от падений никто не застрахован. Но можно снизить их вероятность и опасность серьезных травм:

  • прежде, чем осваивать прыжки, желательно научиться «правильно» падать. Группировка поможет избежать серьезных травм;
  • приступать к выполнению нового элемента нужно после того, как освоен предыдущий;
  • коньки должны быть по размеру и хорошо фиксировать голеностоп.
Последствием неудачного прыжка может стать ушиб, растяжение или разрыв связок, перелом.

Аксель можно назвать вершиной мастерства фигуриста. Это самый сложный прыжковый элемент, а его правильное выполнение говорит об отличном владении техникой. Перекидной прыжок, который является базой для акселя, может освоить любой. Но чтобы скрутить два или три оборота, потребуется время и терпение.

sportotip.ru

📌 Аксель (прыжок) - это... 🎓 Что такое Аксель (прыжок)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Аксель.

А́ксель (англ. Axel jump) — один из прыжков в фигурном катании. Является рёберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

Техника прыжка

Спортсмен с левым вращением будет выполнять аксель так:

  1. На прыжок обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).
  2. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
  3. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.[1]
  4. В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Парадоксально, но тройной аксель обычно ниже двойного. Это связано с требованием быстро сгруппироваться, чтобы провернуться 3,5 раза.

Возможно исполнение прыжка с подсечки назад вправо (по часовой стрелке) и с захода с правой ноги при маховой левой и приземлении на левую ногу. Это встречается у фигуристов-левшей и в тех редких случаях, когда фигурист может выполнять прыжки в обе стороны. (Стефан Ламбьель, к примеру)

Некоторые фигуристы практикуют аксель с нетрадиционных заходов (тройки назад-внутрь или «кораблика») — такие прыжки сложнее и не столь красивы, но определённо выглядят необычно.

Фазы прыжка

Варианты

Прыжки менее чем в 1,5 оборота

Аксель в половину оборота известен под названием «перекидной» (англ. waltz jump). В этом прыжке не требуется плотная группировка, поэтому перекидной и относительно прост, и довольно красив. В современном фигурном катании применяется как связующий элемент или как часть прыжка в либелу.[2]

Однооборотный прыжок с приземлением вперёд на левый зубец — правое ребро называют полуаксель (англ. half-axel).

Одноногий аксель

Фигуристы исполняли также разновидность акселя с приземлением на ту же (опорную, а не маховую) ногу, т. н. «one-foot axel» («одноногий аксель»), вследствие чего появлялась возможность сделать его в каскаде (то есть без дополнительных шагов) с прыжком сальхов. Такой каскад исполняли лишь несколько фигуристов за всю историю фигурного катания: с двойным сальховом исполняли пары С. А. Жука Роднина-Зайцев и Черкасова — Шахрай, Г.МакКеллен (США), а в 1987—90 американка Жиль Тренери исполняла его даже с тройным сальховом). В первые годы существования Новой системы судейства одноногий аксель не засчитывался. В современных (2011) правилах это исправлено, но, как правило, невыгодно спортсмену. Это — один из примеров стандартизации фигурного катания этой системой.

Одноногий перекидной известен как «прыжок тройкой»[3].

История

Тройной аксель – что это такое, исполнение у мужчин и женщин Аксель Паульсен
  • Аксель Паульсен, давший прыжку имя, впервые исполнил его в 1882 году. Любопытно, что исполнял он прыжок не на фигурных, а на беговых коньках.
  • Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени. Однако, сегодня её техника исполнения акселя (сохранившаяся на плёнках голливудских фильмов, в которых она снималась) не была бы признана хорошей, так как в прыжке она заранее сильно поворачивалась и не делала «шага вверх», скорее этот элемент был похож на вращение, чем на прыжок.
  • Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года, хотя видеозапись прыжка свидетельствует о том, что он, возможно, был недокручен. Тренер Баттона, Гус Ласси, является разработчиком современной техники прыжка. В 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.
  • Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками (недокрутом и тройками на приземлении) выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года, под давлением СМИ ИСУ засчитал этот прыжок[4], при том что судьи оценили выступление невысоко (оценками от 5,3 до 5,7). Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев[5], на чемпионате Европы 5 февраля 1981. С тех пор прыжок является стандартным элементом в программах мужчин, но из женщин его по прежнему выполняют немногие. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в 1988 году на турнире NHK Trophy. С тех пор ещё только четыре женщины — Тоня Хардинг, Людмила Нелидина, Юкари Накано и Мао Асада — смогли исполнить этот прыжок на международных соревнованиях, а ещё одна — Кимми Майсснер — исполнила его на чемпионате США в 2005 году.
  • Курт Браунинг первым исполнил два тройных акселя в одной короткой программе на чемпионате мира 1989 года в Париже.
  • После Скотта Хамильтона, победившего на Олимпийских играх 1984 года, единственным фигуристом, не исполнившим тройной аксель, но взошедшим на олимпийский пьедестал, стал Стефан Ламбьель, завоевавший серебро на Олимпиаде в Турине в 2006 году. Швейцарец вел долгую борьбу с этим прыжком. Он победил на чемпионате мира 2005 года в Москве и чемпионате мира 2006 года в Калгари без тройного акселя (в Москве фигурист совершил бабочку вместо тройного акселя, а в Калгари исполнил, но судьи его не засчитали). После четырех лет борьбы с травмами и тройным акселем Стефан Ламбьель отказался от выполнения этого прыжка на чемпионате Европы 2010 года, где завоевал серебро, и на Олимпийских играх в Ванкувере, где ему уже не удалось взойти на пьедестал почета во многом из-за отсутствия тройного акселя.

Примечания

Литература

dic.academic.ru

Аксель (прыжок) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Аксель.

А́ксель (англ. Axel jump) — один из прыжков в фигурном катании. Является рёберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Одиночный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

Техника прыжка[ | ]

Спортсмен с левым вращением будет выполнять аксель так:

  1. На прыжок обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).
  2. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
  3. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.[1]
  4. В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Парадоксально, но тройной аксель обычно ниже двойного. Это связано с требованием быстро сгруппироваться, чтобы провернуться 3,5 раза.

Возможно исполнение прыжка с подсечки назад вправо (по часовой стрелке) и с захода с правой ноги при маховой левой и приземлении на левую ногу. Это встречается у фигуристов-левшей и в тех редких случаях, когда фигурист может выполнять прыжки в обе стороны. (

ru-wiki.ru

Аксель (прыжок) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Аксель.

Внешние видеофайлы
Аксель с выпада
Майкл Вайс [www.youtube.com/watch?v=mFGLGFv8Mu0 демонстрирует 1А и 2А] (англ.)
Александр Николаев демонстрирует [www.youtube.com/watch?v=XYfZZhi8N3k перекидной], [www.youtube.com/watch?v=xtCxBl6VjSM 1A], [www.youtube.com/watch?v=5LKLNdYEVdQ 2A], [www.youtube.com/watch?v=rh81dzj9jpc 3A]
Эван Лайсачек [fs-elements.dyndns.tv/spec/lnk_jumps_top/Triple_Axel__Evan_Lysacek__sa2007sp__d8.avi исполняет 3A] на Skate America 2007, SP

А́ксель (англ. Axel jump) — один из прыжков в фигурном катании. Является рёберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Одиночный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

Техника прыжка

Спортсмен с левым вращением будет выполнять аксель так:

  1. На прыжок обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).
  2. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
  3. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.[1]
  4. В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Парадоксально, но тройной аксель обычно ниже двойного. Это связано с требованием быстро сгруппироваться, чтобы провернуться 3,5 раза.

Возможно исполнение прыжка с подсечки назад вправо (по часовой стрелке) и с захода с правой ноги при маховой левой и приземлении на левую ногу. Это встречается у фигуристов-левшей и в тех редких случаях, когда фигурист может выполнять прыжки в обе стороны. (Стефан Ламбьель, к примеру)

Некоторые фигуристы практикуют аксель с нетрадиционных заходов (тройки назад-внутрь или «кораблика») — такие прыжки сложнее и не столь красивы, но определённо выглядят необычно.

Фазы прыжка

Варианты

Прыжки менее чем в 1,5 оборота

Аксель в половину оборота известен под названием «перекидной», «вальсовый прыжок», «испанский прыжок»[2] (англ. waltz jump). В этом прыжке не требуется плотная группировка, поэтому перекидной и относительно прост, и довольно красив. В современном фигурном катании применяется как связующий элемент или как часть прыжка в либелу.[3]

Однооборотный прыжок с приземлением вперёд на левый зубец — правое ребро называют полуаксель (англ. half-axel).

Одноногий аксель

Фигуристы исполняли также разновидность акселя с приземлением на ту же (опорную, а не маховую) ногу, т. н. «one-foot axel» («одноногий аксель»), вследствие чего появлялась возможность сделать его в каскаде (то есть без дополнительных шагов) с прыжком сальхов. Такой каскад исполняли лишь несколько фигуристов за всю историю фигурного катания: с двойным сальховом исполняли пары С. А. Жука Роднина-Зайцев и Черкасова — Шахрай, Г. МакКеллен (США), а в 1987—90 американка Жиль Тренери исполняла его даже с тройным сальховом). В первые годы существования Новой системы судейства одноногий аксель не засчитывался. В современных (2011) правилах это исправлено, но, как правило, невыгодно спортсмену. Это — один из примеров стандартизации фигурного катания этой системой.

Одноногий перекидной известен как «прыжок тройкой»[4].

История

Тройной аксель – что это такое, исполнение у мужчин и женщин

  • Аксель Паульсен, давший прыжку имя, впервые исполнил его в 1882 году. Любопытно, что исполнял он прыжок не на фигурных, а на беговых коньках.
  • Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени. Однако, сегодня её техника исполнения акселя (сохранившаяся на плёнках голливудских фильмов, в которых она снималась) не была бы признана хорошей, так как в прыжке она заранее сильно поворачивалась и не делала «шага вверх», скорее этот элемент был похож на вращение, чем на прыжок.
  • Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года, хотя видеозапись прыжка свидетельствует о том, что он, возможно, был недокручен. Тренер Баттона, Гус Ласси, является разработчиком современной техники прыжка. В 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.
  • Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками (недокрутом и тройками на приземлении) выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года, под давлением СМИ ИСУ засчитал этот прыжок[5], при том что судьи оценили выступление невысоко (оценками от 5,3 до 5,7). Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев, на чемпионате Европы 3 февраля 1981, он же впервые выполнил прыжок в каскаде (1983)[6]. 3 марта 1981 Брайан Орсер впервые исполнил тройной аксель на чемпионате мира[7]. С 1990-х годов прыжок является стандартным элементом в программах мужчин, но из женщин его по прежнему выполняют немногие. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в 1988 году на турнире NHK Trophy. С тех пор ещё только шесть женщин — Тоня Хардинг, Людмила Нелидина, Юкари Накано , Мао Асада, Елизавета Туктамышева, Рика Кихира — смогли исполнить этот прыжок на международных соревнованиях, а ещё одна — Кимми Майсснер — исполнила его на чемпионате США в 2005 году.
  • После Скотта Хамильтона, победившего на Олимпийских играх 1984 года, единственным фигуристом, не исполнившим тройной аксель, но взошедшим на олимпийский пьедестал, стал Стефан Ламбьель, завоевавший серебро на Олимпиаде в Турине в 2006 году.

Напишите отзыв о статье "Аксель (прыжок)"

Примечания

  1. А. Н. Мишин. [www.tulup.ru/articles/43/rebernie_prigki.html Прыжки в фигурном катании — Рёберные прыжки.]
  2. Вальтрауд, Витте. 7.3.1.2.2. «Испанский прыжок» // Фигурное катание = Eiskunstlauf Basics / Пер. с нем. Г. Сахацкого. — М.: Эксмо, 2011. — С. 120. — 184 с. — (Спорт в деталях). — ISBN 978-5-699-38693-2.
  3. [www.eplushenko.ru/flying/ Плющенко — прыжки во вращение]
  4. [tulup.ru/articles/69/urok_shestnadcatiy.html Урок шестнадцатый — Фигурное катание (Чайковская Е.)]
  5. Абсалямова И.В. [lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=752 Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание)]. — РГАФК. — М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — С. (одиночное катание). — 122 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89022-046-2.
  6. [kiraivanova.my1.ru/EURO_CHAMPS_MEN_NEW.htm European Championships - Men's Results]
  7. [kiraivanova.my1.ru/WORLDS_CHAMP_MEN_NEW.htm Worlds men]

Литература

Отрывок, характеризующий Аксель (прыжок)

На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.

wiki-org.ru

Аксель (прыжок) — Википедия. Что такое Аксель (прыжок)

А́ксель (англ. Axel jump) — один из прыжков в фигурном катании. Является рёберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Одиночный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

Техника прыжка

Спортсмен с левым вращением будет выполнять аксель так:

  1. На прыжок обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).
  2. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
  3. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.[1]
  4. В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Парадоксально, но тройной аксель обычно ниже двойного. Это связано с требованием быстро сгруппироваться, чтобы провернуться 3,5 раза.

Возможно исполнение прыжка с подсечки назад вправо (по часовой стрелке) и с захода с правой ноги при маховой левой и приземлении на левую ногу. Это встречается у фигуристов-левшей и в тех редких случаях, когда фигурист может выполнять прыжки в обе стороны. (Стефан Ламбьель, к примеру)

Некоторые фигуристы практикуют аксель с нетрадиционных заходов (тройки назад-внутрь или «кораблика») — такие прыжки сложнее и не столь красивы, но определённо выглядят необычно.

Фазы прыжка

Варианты

Прыжки менее чем в 1,5 оборота

Аксель в половину оборота известен под названием «перекидной», «вальсовый прыжок», «испанский прыжок»[2] (англ. waltz jump). В этом прыжке не требуется плотная группировка, поэтому перекидной и относительно прост, и довольно красив. В современном фигурном катании применяется как связующий элемент или как часть прыжка в либелу.[3]

Однооборотный прыжок с приземлением вперёд на левый зубец — правое ребро называют полуаксель (англ. half-axel).

Одноногий аксель

Фигуристы исполняли также разновидность акселя с приземлением на ту же (опорную, а не маховую) ногу, т. н. «one-foot axel» («одноногий аксель»), вследствие чего появлялась возможность сделать его в каскаде (то есть без дополнительных шагов) с прыжком сальхов. Такой каскад исполняли лишь несколько фигуристов за всю историю фигурного катания: с двойным сальховом исполняли пары С. А. Жука Роднина-Зайцев и Черкасова — Шахрай, Г. МакКеллен (США), а в 1987—90 американка Джил Тренери исполняла его даже с тройным сальховом). В первые годы существования Новой системы судейства одноногий аксель не засчитывался. В современных (2011) правилах это исправлено, но, как правило, невыгодно спортсмену. Это — один из примеров стандартизации фигурного катания этой системой.

Одноногий перекидной известен как «прыжок тройкой»[4].

История

Тройной аксель – что это такое, исполнение у мужчин и женщин Аксель Паульсен
  • Аксель Паульсен, давший прыжку имя, впервые исполнил его в 1882 году. Любопытно, что исполнял он прыжок не на фигурных, а на беговых коньках.
  • Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени. Однако сегодня её техника исполнения акселя (сохранившаяся на плёнках голливудских фильмов, в которых она снималась) не была бы признана хорошей, так как в прыжке она заранее сильно поворачивалась и не делала «шага вверх», скорее этот элемент был похож на вращение, чем на прыжок.
  • Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года, хотя видеозапись прыжка свидетельствует о том, что он, возможно, был недокручен. Тренер Баттона, Гус Ласси, является разработчиком современной техники прыжка. В 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.
  • Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками (недокрутом и тройками на приземлении) выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года, под давлением СМИ ИСУ засчитал этот прыжок[5], при том что судьи оценили выступление невысоко (оценками от 5,3 до 5,7). Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев, на чемпионате Европы 3 февраля 1981, он же впервые выполнил прыжок в каскаде (1983)[6]. 3 марта 1981 Брайан Орсер впервые исполнил тройной аксель на чемпионате мира[7]. С 1990-х годов прыжок является стандартным элементом в программах мужчин, но из женщин его по-прежнему выполняют немногие. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в 1988 году на турнире NHK Trophy. С тех пор ещё только восемь женщин — Тоня Хардинг, Людмила Нелидина, Юкари Накано , Мао Асада, Елизавета Туктамышева, Рика Кихира, Мираи Нагасу и Алиса Лю — смогли исполнить этот прыжок на международных соревнованиях, а ещё одна — Кимми Майсснер — исполнила его на чемпионате США в 2005 году.
  • После Скотта Хамильтона, победившего на Олимпийских играх 1984 года, единственным фигуристом, не исполнившим тройной аксель, но взошедшим на олимпийский пьедестал, стал Стефан Ламбьель, завоевавший серебро на Олимпиаде в Турине в 2006 году.

Примечания

Литература

wiki.sc

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о