Смысл игры нарды: Игра нарды – правила в длинные и короткие нарды, секреты, чтобы выиграть, интересные факты

Игра нарды – правила в длинные и короткие нарды, секреты, чтобы выиграть, интересные факты

Человек придумал много игр для интересного проведения своего досуга. Ведь приятно после напряженного рабочего дня или в выходной провести часок-другой за увлекательной забавой. Одним из таких увлечений является игра нарды.

Нарды – описание игры

На первый взгляд это настольное действо выглядит примитивно. Нужно определенное количество фишек перегнать из одного края поля в другой и выкинуть их за пределы доски. Однако игра в нарды не так проста. Недаром ее название с древнеперсидского языка переводится, как «храбрый иранский царь Ардашир». То есть только решительные и смелые игроки смогут в ней победить. Видимо, имелось в виду, что нужна смелость в принятии решений.

Сложность заключается в том, что действие игры затрагивает двух участников. Они двигают фишки одновременно по единственному игровому пути. Естественно, шашки соперника занимают пункты продвижения и мешают планам оппонента. Вот тут и требует игра нарды и смелость, и риск, и холодный расчет, и удачу. Ведь на двух выбрасываемых кубиках может выпасть много комбинаций. Выбор присутствует еще в том, как и какие фишки двигать к дому соперника: группой или по одной.

Смысл игры в нарды

Итак, правила просты, только вариантов много. Суть игры в нарды заключается в правильном выборе стратегии и тактики. Цель всей забавы – провести шашки против часовой стрелки по игровому полю до своего дома. Затем выбросить их оттуда, согласно выпавшим очкам. Однако, помня о стратегической цели, параллельно нужно решать и тактическую задачу. Она заключается в замедлении продвижения оппонента к родному дому.

Тут важно сохранить баланс между целью всей игры и промежуточными решениями по ходу состязания. Если увлечься защитой, можно не успеть перегнать фишки в свой дом. Если сразу ринуться вперед, противник заблокирует поля. Тогда можно опоздать с заходом всех фишек. Оппонент успеет перекрыть все пункты. И спокойно переправит свои фишки. Если брать в расчет эти рассуждения, игра нарды приобретает глубокий смысл. Она становится похожей на военное сражение.

История игры нарды

Это развлечение имеет древнее происхождение. Кто придумал игру нарды, сказать трудно, так как ей более 5000 лет. Существует много версий ее возникновения. Первую доску нашли в Шахри-Сухте (Малая Азия). Она датируется 3-м тысячелетием до нашей эры. При вскрытии гробниц египетских фараонов тоже были найдены аналогичные предметы, которые говорили об увлечении древних египтян этой игрой. Родиной нард по одной из легенд считается Древняя Персия.

Летопись повествует о том, что индусы решили проверить персов на качества их ума. Они послали им шахматы. Хитрые индейцы думали, что жители Персидского царства не разберутся в заумной игре. Однако Вазург Михр (местный мудрец) не только быстро разгадал, как играть в шахматы, но и придумал новую головоломку. Эта настольная игра на доске не поддавалась разгадке индусам в течение 12-ти лет. В Европу нарды попали с крестоносцами, возвращавшимися из крестовых походов. Простой народ назвал ее «трик-трак». В сами нарды позволялось играть только аристократии.

Что развивает игра нарды?

Недаром эта забава имеет такую популярность. Например, в древней Персии игровой процесс превратили в гадание на будущее. Что развивают нарды, можно понять, если хотя бы раз сыграть в них:

  1. Логику. Этому благоприятствует выработка способности правильно реагировать на ходы соперника.
  2. Умение быстро считать в уме. Для детей коша (другое название игры) – это способ получить основы математики.
  3. Концентрацию внимания. Лишь сосредоточившись на цели, можно достичь победы.
  4. Пространственное воображение. Представляя игру, как сражение, интереснее играть.
  5. Навык стратегического мышления. То есть игра большие нарды учит просчитывать действия на несколько ходов вперед.

Что входит в игру нарды?

Комплект состоит из 3-х компонентов. Игра нарды на двоих включает в себя:

  1. Игровое поле. Внутри оно имеет разделение двух противоположных сторон на 12 секторов. Разбивка может быть цветом, лунками или комбинированная.
  2. Игральные кости. Их должно быть две. Бросая кубики, играющие узнают количество ходов, которые нужно сделать.
  3. В комплект игры нарды входят еще игральные шашки или фишки в количестве 30-ти шт. Они окрашены в два цвета по 15. Их двигают по игровому полю.

Доска для игры в нарды

Это плоский прямоугольный ящик, состоящий из двух одинаковых половин на шарнирах. Он изготавливается из дерева. Доска для нард в подарочном варианте может быть сделана из ценных древесных пород. Ее инкрустируют различными декоративными материалами. Игровая доска разделяется на 2 равные половины баром (это бортики крышек). По нижнему и верхнему краям идут лунки, обозначаемые равнобедренными треугольниками. По ним производится перемещение фишек. Сбоку от игрового поля может быть выемка для хранения фишек и кубиков.

Фишки в нардах

Это основной «рабочий орган» данного настольного развлечения. Сколько нужно шашек для игры в нарды, устанавливают правила. Всего их 30 шт. Они разбиты на две равные части по количеству игроков. Чтобы фишки не путались на игровом поле, их красят в разные цвета. Для большего эффекта на одну шашку из 15 могут нанести яркую окраску. Такая фишка будут считаться замыкающей. Когда она окажется вне дома, игра будет выиграна. Материал для изготовления может быть разный:

  • дерево;
  • пластик;
  • декоративный камень;
  • оргстекло;
  • полимерная смола.

Кубики для игры в нарды

Их еще называют «зары». Это название вошло в обиход на Кавказе и в Средней Азии. Еще один распространенный – кости. Кубики для нард бросают, чтобы определить случайным образом количество ходов, которое нужно сделать игроку. На каждую из шести граней нанесены точки. Они обозначают счет от единицы до шести. Благодаря тому, что стороны кубиков равны, возможность выпасть любому числу имеет равную вероятность. В игре используют пару кубиков. Это позволяет использовать комбинации выпадающих чисел. Игра бэкгэммон (английская версия названия нард) от этого становится интереснее.

Нарды – правила игры для начинающих

Перед тем, как научиться играть, необходимо ознакомиться с общими специфическими терминами. Стоит узнать, какие правила игры в нарды есть:

  1. Вторая четверть от игрока игрового поля, считая против часовой стрелки, в длинных нардах называется домом. Первая – это двор.
  2. Перед началом все шашки выстраиваются вертикально в первом пункте в чужом дворе. Это построение называется «голова». В коротких нардах построение другое.
  3. Фишки передвигаются по пунктам. Если там находится шашка, то это блот.
  4. Снятие фишки с игрового поля производится после того, как она достигнет своего дома.
  5. Если несколько шашек находится в пункте, такое положение называется якорь.
  6. Перед началом игры проводится жеребьевка первого хода. Игроки бросают кубик. У кого выпадает большее число, тот ходит первым.

Правила игры в длинные нарды

Представлен классический вариант этого настольного развлечения. Правила длинных нард таковы:

  1. Первый игрок, бросив кубики первого хода, продвигает одну фишку на сумму выпавших чисел.
  2. Далее ход делает противник.
  3. Второй может ходить или фишка из головы, или ранее ходившая.
  4. Всегда делается больший ход. Например, выпало 5х3. Сначала ходит 5, потом 3.
  5. Если выпадает дубль 3х3, то ходы удваиваются на сумму чисел. Шашка идет на 12 пунктов. Если конечное место занято соперником, первая фишка идет на 9 ходов, а вторая снимается с головы и встает на третий пункт.
  6. При дубле 4х4 две шашки с головы ставятся на 8 пункт. Или одна идет на 16 ходов, при условии пустых от противника мест в номерах по счету 4, 8, 12.
  7. При дубле 6х6 две шашки снимаются с головы и ставятся на 6.
  8. Нельзя полностью забивать все пункты своей четверти поля, если соперник не зашел в свой дом.
  9. Также нельзя закрывать 24 пункт, если фишек оппонента нет в его доме.

Правила игры в короткие нарды

Этот вид отличается некоторыми особенностями. Игровые правила коротких нард:

  1. Дома и дворы соперников располагаются в зеркальной проекции. Шашки будут перемещаться навстречу друг другу.
  2. Фишки на доске располагаются следующим образом: по 5 на 1 и 18 пунктах, 3 на 20, 2 на 12.
  3. Ставить шашку можно на свободное место или занятое только одной своей.
  4. Двигают только одну фишку на общее количество выпавших ходов.
  5. При дубле можно двигать до 4 шашек за ход.
  6. Если фишка попадает на блот с чужой, та ставится на бар. Соперник должен ввести ее в игру прежде, чем начнет передвигать другие.
  7. Ход пропускается, если в пункте, куда выпал ход, располагаются две фишки противника.

Секреты игры в нарды

Свои тонкости существуют и здесь. Тактика игры в нарды будет успешной, если учитывать следующее:

  1. Хорошая позиция будет тогда, когда много пунктов будет занято в своем и чужом домах.
  2. Нельзя увлекаться «построением» башен из фишек на одной позиции.
  3. Нужно выстраивать позицию так, чтобы при выпадении дубля было куда ходить.
  4. Фишки с нижней правой четверти поля на верхнюю правую нужно стараться переводить за один ход.

Факты об игре нарды

Несколько интересных сведений, связанных с этим увлекательным занятием:

  1. Даже в комплекте игры в нарды 5000-летней давности, обнаруженном в Иране, на зарах расположение точек такое же, как и у современных кубиков.
  2. В Персии пункты каждого из полей связывали с месяцами года. Их сумму – с часами в сутках. Играли 3 партии в соответствии со строгим дневным и часовым графиком в течение месяца. По итогам игр делали предсказания важных событий.
  3. Правила игры в современном варианте были придуманы в Англии в конце 17-го века. Изобретатель Э. Холл упростил их и назвал свою выдумку «короткие нарды».
  4. Считается, что у каждого уважающего себя игрока должен быть свой талисман на игру. Его можно давать другому подержать в руках «на удачу».
  5. Предполагают, что название «трик-трак» произошло от того, что оно по звучанию похоже на стук кубиков о доску при броске.

Игры, похожие на нарды

В разных странах она называется по-разному и отличается по правилам. Интересно узнать, какие есть игры в нарды. Вот некоторые из них:

  1. Трик-трак. Это французский термин. Он обозначает игру короткие нарды, появившуюся во Франции в 15 веке. По доске передвигают фишки. Число ходов устанавливается бросанием кубика.
  2. Тавла. Так называют нарды в Турции. Термин произошел от латинского слова «tabula» («доска для игры»).
  3. Манкала. Африканская игра для двоих. Игровое поле разделено двумя рядами лунок по 6. В них кладут камешки (фишки). Их нужно захватить у соперника определенным способом. Количество углублений в доске, камней и правила могут меняться.
  4. Пачиси. Эта игра из Индии. Поле для игры – это крест, расчерченный на квадраты. Цель заключается в прохождении внешнего и внутреннего крестообразного контура.
  5. Го родом из Китая. Суть игры – на игровом поле захватить своими фишками как можно большее пространство.

 

Правила игры Шахматы, шашки и нарды

Код товара: 325581

1 940 ₽Нет в наличии

Нарды? Шахматы? Шашки? Выбор за вами!

Удобная традиционная доска и сдержанные фигуры наверняка порадуют тех, кто предпочитает во время партии думать об игре, а не отвлекаться на разглядывание узоров и резьбы. Сыграли в шашки — усложняем задачу и расставляем фигуры для шахмат. Утомились, предугадывая ходы противника? Положимся на волю судьбы и составим партию в нарды, где хотя бы за что-то можно не отвечать. ..

Голова занята — и рукам приятно

Бамбук — прочный, приятный на ощупь материал. Комплект из бамбука будет вполне достойно смотреться и на полке в гостиной, и на столе в переговорной. При этом вы смело можете брать доску с собой, отправляясь на отдых или в гости. Качественный лак не поддастся на провокации всяких царапающих элементов, а фигуры не разбегутся, будучи сложенными в аккуратный мешочек из ткани.

Нарды — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины.

Смысл игры

Бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Доска для нард

Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.

Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.

С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).

Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нард, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.

Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек).

Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.

Правила игры

Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три — длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:

  • Игроки ходят по очереди.
  • Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
  • Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.- Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, содной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторён.
  • За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
  • В варианте игры «бешеный гюльбар» при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок перемещает одну шашку на 4 пункта, затем другую на 4 пункта, затем ещё одну на 5, ещё одну на 5, одну на 6 пунктов и ещё одну на 6 пунктов). Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
  • В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
  • Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
  • Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
  • Начальное расположение шашек определяется правилами.- Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.
  • Победитель получает за выигрыш от одного до трех очков. Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нард могут отличаться.
Количество игроковОт 2 игроков
Возраст игроковОт 10 лет
Время игрыОт 30 До 40 минут
Вес1. 41 кг
ПроизводительРазное
Определение

в кембриджском словаре английского языка

На вторую ночь они играли в нарды в его комнате, прежде чем он якобы снова напал на нее, сказала она.

Из Нью-Йорк Дейли Ньюс