Русская лапта правила – Русская лапта | Правила игр

Лапта — правила игры. Игра «лапта». Русская лапта

Куприн утверждал, что лапта — это самая увлекательная и интересная игра. Лентяям тут места нет! Чтоб сыграть в лапту необходимо обладать находчивостью, метким глазом, быстрым бегом, внимательностью, твердым ударом. Согласитесь, не каждая игра делает тело столь гармоничным. Правила лапты чем-то напоминают современный американский бейсбол.

Достаточно много лет уже идут дискуссии о том, кто же на самом деле является родоначальником бейсбола. Некоторые предполагают, что Россия с ее лаптой, кто-то утверждает, что лапта имеет корни в Англии. Американцы же самоуверенно заявляют, что бейсбол — это их их национальное ноу-хау, изобретен исключительно ими и не может иметь аналогов. Впрочем, подобная позиция у них по многим вопросам, например, такое название, как «американский футбол» — банальный вариант регби, но для них является символом нации. Но вернемся к нашей лапте и узнаем о ней все самые интересные подробности.

История игры

Сейчас никто не может с полной уверенностью сказать, когда же зародилась лапта. Одним словом — древняя она точно. Некоторые историки даже утверждают, что известна она человечеству была еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает совсем фантастическую версию — еще Иисус играл в лапту в детстве. Так или иначе, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. Архиепископы предавались игре в мяч в свободное от служений время. Ученый Дюран говорит о том, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя в лапту и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде найдены вполне реальные войлочные мячи и деревянные биты, которые уже практически стопроцентно доказывают, что лапта здесь существовала еще в 14 веке. По самым скромным расчетам ей не меньше 700 лет! Наподобие лапты игры были и у других народностей. Например, у финнов пользовалась популярностью игра под названием «песа палло», у англичан подобие лапты до сих пор носит название «крикет», а у американцев — известный на весь мир «бейсбол».

История лапты в России

Особенной любовью у славян пользовалась классическая русская лапта. Правила игры хоть и довольно сложны, но это не помешало данному виду досуга распространиться по центральной и восточной Европе. Названия она носила совершенно разные: «хлопка», «шибка», «игра в шары», «битка». Факт остается фактом: лапта была неизменным приглашенным на всякий праздник на Руси. Как средство подготовки бойцов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) специализированная лапта начала применяться при правлении Петра. В дореволюционной России она отлично практиковалась педагогами разных ступеней для воспитания детей, подростков, молодых ребят.

Современная история лапты в России

В 1957 году во время Спартакиады впервые всему мира официально была представлена лапта. Но все же тогда она не смогла стать востребованным видом спорта. Ситуация изменилась в 1987 году с правительственным импульсом к развитию софтбола, бейсбола и лапты. Первый государственный чемпионат прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивную классификацию российского спорта она вовлечена в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод окончательных правил о том, как играть в лапту. Сейчас ежегодно проводятся состязания. Федерация российской лапты принимает участия в спортивной жизни общества с начала 1997 года.

Описание игры

Лапта представляет собой командную игру с помощью специального мяча и биты. Игроки первой стороны подают мяч на самое дальнее расстояние, которое возможно. Пока он летит, они должны пробежать через всю площадку (а она довольно не маленькая по размерам) и вернуться с ним обратно. Задача же команды второй стороны – перехватить летящий мяч и не дать его поймать соперникам.

Для того чтобы сыграть в русскую лапту, нужно будет собрать две команды. Количество игроков значения важного не имеет, но в крайности впадать не следует (оптимально по 8 человек с каждой стороны). Основная задача — это отбить мяч, который подает представитель команды соперника, как можно дальше. Игра лапта подразумевает постоянные одновременные пробежки то туда, то обратно. Противоположная команда должна «осалить» мяч. Если пробежка ваша будет удачной (то есть мяч отбит и откинут далеко), то начисляются баллы. Игра лапта проходит в строго условленный период времени. Выигрывает та команда, у которой к концу состязания наберется максимальное количество очков.

Русская лапта. Правила игры

Площадка может быть как закрытой (в помещении спортивного дворца), так и открытой (на поле под открытым небом). Обязательное условие — она должно иметь ровную и прямоугольную форму. На игровом поле проводятся две черты, между которыми примерно 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. Первая сторона называется коном, а вторая — городом.

Игроки выходят на площадку. Они уже разделились на две одинаковые команды. С помощью жребия определяется, какая из них займет место на позиции города, а какая из них будет водить. Первой атакует команда города. Первый подающий отбивает битой (лаптой) специальный мяч как можно сильнее и дальше. В это время игрок должен побежать вслед по направлению его движения. Понятно, что бить он должен в направлении кона. Водящая команда ловит тот самый мяч. Если она его получит, то попытается запятнать («осалить») бегущего игрока-соперника. Мяч можно кидать друг другу. Таким образом приобретается более удобная позиция для броска в соперника. Когда эта процедура будет выполнена, ход переходит к соперникам.

В случае если бьющий по мячу неудачно совершает удар, а противники ловят его, бежать игроку не следует, потому что соперники могут его очень быстро поймать и осалить. Лучшее решение в этом случае — остаться за линией, в зоне безопасности «пригорода».

Игроки, которые находятся в пригороде или же за коном, должны просто ждать освобождения. Сделать может это только лишь один человек – подающий. Если ему удастся совершить хороший пас (отбить мяч и отбросить его далеко), он успевает во время своей пробежки выручить игрока команды.

Нюансы

Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок – команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.

Интересное занятие – лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.

Наказания и нарушения

Имеет и систему фолов лапта. Правила игры предупреждают, что мяч должен кидаться только по вертикали (не по дуге), с позиции открытой ладони и без перекручивания. Обращают внимание на нарушения при пробежках, возвращения мяча в дом, нарушения в защите и при осаливании. Строга, но справедлива лапта. Правила игры обязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Правила поведения игроков

Команды должны сотрудничать, не быть агрессивно настроенными друг к другу. Уважение тренера, судей, помощников — обязательное требование. Принципы этики спорта не должны нарушаться. Неспортивное поведение и пренебрежение рекомендациями грозит не только желтой карточкой, но и исключением из команды. Остановка времени в непредвиденных ситуациях должна восприниматься адекватно. Очень важно тщательно изучить жесты судей, которые они применяют. Вот некоторые из них:

  • Вытянутая рука ладонью вверх — подача.
  • Два свистка — промах.
  • Свисток и сгибание рук — аут.
  • Вытянутая рука ладонью вниз — осаливание.
  • Две вытянутые руки ладонями вниз – переосаливание.

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина — 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Другие виды лапты

Распространена также английская лапта. Удачный забег — удачное возвращение с очками для своей команды. Игра завершена только когда все побывали внутри замка равное количество раз. Количество ударов по мячу неограниченное.

Производный от английской лапты вид спорта — бейсбол. Цель игры — набрать самое большое количество очков. Участвуют 18-20 игроков. Проводится состязание с помощью таких аксессуаров, как бита, лапта и мяч.

Производная от лапты игра — это лаптбол. Представляет собой игру с ракеткой и мячом. Цель игры — набрать максимальное количество очков, пройдя при этом через три базы.

Игра в лапту — это увлекательное времяпровождение, как для новичков, так и для спортсменов мирового уровня. Попробуйте и вы окунуться во все причуды спортивного мира!

fb.ru

Иллюстрированные правила «Русская лапта»

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ЛАПТУ.

Введение 

В лапту играют две команды, по восемь- десять игроков. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая — на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды — подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится два тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков. 

Площадка 

Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина 25-40 м, длина 40-55 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле. 

Штрафная зона 

В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города. 

Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны. 

Площадка подающего 

Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр. 

Бита для русской лапты должна быть цельнодеревянной (бейсбольная бита 32 дюйма). Её длина может составлять 80 см, а диаметр около 5 см, при этом рукоятка имеет длину не более 30см.

Команды 

Каждая команда состоит не более чем из 10 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее восьми участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться не менее восьми игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся в зоне очерёдности. 

Капитан

Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку. 

Тренер команды

Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды. 

 Судейская бригада 

 На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь. 

Старший судья 

Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит пред игровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей. 

Линейный судья 

Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол. 

Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований. 

Игровое время 

Игра состоит из двух таймов по 15 минут общего времени. Между таймами перерыв 5 минут. При ничейном результате добавочное время 5 минут, далее до первых набранных очков.

Начало игры 

Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая — в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени. Второй период начинает в нападении команда которая первый период начинала в защите.

Удары по мячу 

Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью. Игрок который последним производит удары по мячу имеет

три попытки не зависимо от правильности удара.

Нарушения при ударах 

Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара. 

Перебежки 

Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков. Перебежку начинают обежав метку (конус) который находится слева от бьющего в 7 метрах от боковой линии.  

                     

Нарушения при перебежках 

Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле из зоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку, игрок обязан обегать метку (конус). За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой. 

 Участникам, совершающим пробежку, запрещено:

  • касаться мяча;

  • выбегать за боковые линии;

  • возвращаться обратно в город, не побывав в доме;

  • выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон. Игрок, который вернулся из дома («кона») в город, зарабатывает два очка для своей команды. А, заработав очки для своей команды, получает еще одну попытку.

Правильно выполненным считается удар, при котором:

  • мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;

  • мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;

  • бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;

  • во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в зоне очерёдности.

Команда водящих

Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю и переместить обратно в город. Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего.

Игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.

Подающий 

По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара даются две попытки. Подающий может выходить в поле на осаливание. 

Вынос мяча 

Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замахи на вынос мяча. 

Осаливание 

Осаливание — попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока нападения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой. 

Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.

Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.

Обратное осаливание.  После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно

Самоосаливание 

Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города (нарывка), во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена. 

Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут. 

Нарушение при игре в защите 

Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой. 

Желтая карточка 

Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам. 

Красная карточка 

При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязан покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном поведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.  

Минутный перерыв  

Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким-либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время. 

Очки, определение победителей и проигравших 

Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков. Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее пяти человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях. 

При равенстве очков у двух команд преимущество дается команде, победившей в личной встрече. При равенстве очков у двух команд и более места определяются:

· по наибольшему количеству очков, набранных во всех встречах между ними;

· по соотношению очков, набранных во встречах между ними.

В стыковых играх при ничейном результате проводится дополнительный пятиминутный период. При дальнейшем равенстве – аналогично, до победы одной из команд.

Протокол № ____

соревнований по лапте _________________________________________________________


 _____________________________________________________________________________
  

между командами ____________________________ и _______________________________ 

  

Дата __________ Место _________________ Начало ____________ Окончание__________ 

  

Ст. судья ___________________ Судья на линии ______________ Секретарь ___________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Капитан __________________________________

Команда Б _________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Капитан ____________________________________
Результат первой половины ______ в пользу ___________________________________________
 общий счет__________ в пользу _____________________
 Замечания игрокам ________________

Представители команды А_____________________ Б _______________________
 Ст. судья ___________________________________
 

infourok.ru

ВОЗВРАЩЕНИЕ РУССКОЙ ЛАПТЫ | Наука и жизнь

В последнее время в стране заметно возрождается интерес к национальным видам спорта и спортивным играм. Старинная русская забава — лапта — тоже довольно быстро восстанавливает былую популярность. По просьбе редакции об этой игре рассказывает первый вице-президент Федерации русской лапты России, заслуженный работник физической культуры РФ Сергей Олегович ФОКИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

На поле сложился удачный момент для атаки в три игрока!

Наука и жизнь // Иллюстрации

Эмблема Федерации русской лапты.

Свеча — мяч, пойманный с лету. Но удается сделать это не часто.

Задержка игрока запрещена категорически.

Русская лапта — одна из древнейших национальных спортивных игр, а возможно, и самая древняя. Принадлежности для игры в лапту — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси без игры в лапту, наряду с кулачными боями, не обходился. Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. И в Красной армии по инициативе тогдашнего председателя Высшего совета физической культуры Н. И. Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки. Правда, примерно с тридцатых годов наступил довольно длительный период забвения, и лишь в 1957 году лапта была представлена в программе Спартакиады народов России.

Игра доступна любому желающему. Для нее нужны только деревянная бита, мяч да земляная или травяная площадка. Удары по мячу, пробежки через игровую зону и осаливание мячом игроков соперника очень похожи на бейсбол (правила игры в бейсбол см. в № 4 журнала «Наука и жизнь» за 1992 год). Кстати, по поводу возникновения бейсбола энтузиасты русской лапты любят рассказывать легенду.

Один одессит, переехав в Америку из Одессы на постоянное место жительства, рассказал американцам про русскую лапту. В ту пору американцы еще плохо понимали по-одесски и сильно извратили канонические правила лапты, в результате чего и появился бейсбол. Говорят также, что тот одессит, кроме того, много сделал для обретения слонами второй родины в Индии. Так было или нет, но претендовать на звание родоначальника бейсбола мог бы и финн из Финляндии, и румын из Румынии, и немец из Германии, и многие другие, поскольку в мире насчитывается более 70 разновидностей игр, в которых используются бита и мяч.

В Финляндии подобная игра называется «пессопалло», в Германии — «шлагбал», в Румынии — «ойна», в Болгарии — «народка топка»…

В 1986 году вышло постановление Госком-спорта СССР о развитии бейсбола, софтбола и русской лапты. А спустя десять лет — в 1996 году — была организована межрегиональная Федерация любителей этой игры. В 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации — Федерация русской лапты России.

Чем хороша игра? Во-первых, своей демократичностью. Как уже было сказано, весь необходимый инвентарь для нее это деревянная бита длиной от 70 до 110 см и весом до 1,5 кг и обыкновенный теннисный мяч. При этом игра развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно уметь точно бить по мячу, быстро бегать, ловко уворачиваться от бросков соперника и не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнеру по команде или осаливать соперника. Все это происходит в считанные секунды, за которые требуется принять единственно правильное решение.

Сегодня в России лаптой более или менее регулярно занимаются не менее 10 тысяч спортсменов. Проводятся первенства и турниры среди мужских, женских, юношеских, юниорских и ветеранских команд. Кстати, в турнирах соревнуются и команды со смешанными составами (юноши и девушки). С 2003 года организовываются международные встречи. Такие турниры проводились в Казахстане, Молдове (с участием команды Румынии). Летом 2006 года планируются соревнования в ФРГ и в США на фестивале софтбола и русской лапты.

А теперь собственно об игре.

Команда состоит из 10 спортсменов. В поле играют шесть человек, четыре — запасные. Жеребьевка перед началом игры определяет, какая из команд будет играть в защите, а какая в нападении. После этого первый игрок нападающей команды выходит с битой на площадку подающего. Остальные ждут своей очереди в пределах площадки очередности. Пять игроков защищающейся команды занимают позиции в поле за контрольной линией. Шестой — подбрасывает с открытой ладони мяч над центром круга подачи под удар нападающего, точно на ту высоту, которую тот укажет рукой. Нарушение любого из этих правил карается штрафом: игроку предъявляют желтую карточку. Второе нарушение — и судья показывает игроку красную карточку, означающую удаление до конца игры без права на замену. На удар бьющему даются две попытки. Промахнувшийся с двух попыток игрок отправляется в пригород, ожидая удобного момента для начала атаки, а на подачу выходит следующий игрок той же команды.

Удар сделан — мяч летит над площадкой в направлении линии кона (при пересечении мячом боковых линий удар не засчитывается). Как только он минует контрольную линию, пробивший игрок может начать перебежку через поле за линию кона. Игроки защищающейся команды стараются поймать вброшенный мяч и осалить им бегущего, а если это невозможно — побыстрее вывести мяч из игры, выбросив за линию дома, чтобы совершающий перебежку не успел вернуться. Если мяч пойман с лету, это «свеча», команда получает одно очко. Свечу можно поймать и в поле, и вне его и тут же попытаться осалить совершающего перебежку. Но осаливающий бросок можно сделать, только находясь в пределах площадки.

Как только игрок пересек линию кона, защищающиеся отдают мяч нападающим для нанесения следующего удара очередным игроком.

После удара на поле могут оказаться сразу два игрока команды нападения и даже больше: тот, кто совершил удар, бежит к линии кона, а навстречу ему возвращаются в дом избежавшие осаливания. Игрок, совершивший полную перебежку — за линию кона и обратно, добывает своей команде два очка.

Но если бросок по бегущему был точен, команды меняются ролями. Право нападения переходит к сопернику.

Тут, правда, возможны варианты. Игрок, которого осалили, может немедленно нанести ответный бросок, попытавшись осалить соперника и сохранить для команды роль нападающей. В свою очередь, осаленный тоже имеет право тут же вернуть удар. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки из последней осалившей команды не убегут за линию дома или линию кона. Засчитывается, кстати, отнюдь не всякое попадание в игрока. Если мяч угодил в голову, осаливание не засчитывается, а игрок, совершивший такой бросок намеренно, получает предупреждение или даже может быть удален с поля.

Игра состоит из двух таймов по 30 минут с пятиминутным перерывом. Поскольку основные очки команда набирает, находясь в роли нападающей, игроки стремятся сохранить эту роль как можно дольше, избегая осаливания.

Побеждает та команда, которой удалось набрать больше очков. Правда, если в результате удалений в команде осталось менее четырех игроков, она также считается проигравшей.

Русская лапта — игра чрезвычайно динамичная и по зрелищности бейсболу ничуть не уступает. Игра всесезонна. В лапту можно сражаться и зимой: разметочные линии на утоптанном снегу наносятся краской. Играют в лапту и в закрытых помещениях. Там, правда, поле поменьше, а также есть некоторые изменения в правилах, касающиеся отскоков мяча от ограничительных стен и перекрытия. Но на зрелищности это ничуть не сказывается.

Сегодня состязания по русской лапте включены в программу Всероссийских летних сельских спортивных игр. Проводятся чемпионаты 1 и 2 лиги среди мужчин, чемпионаты России среди женщин, ежегодные первенства среди юношей и юниоров. Стали традиционными турниры «Золотая бита» и «Золотая нива» (последняя _ среди сельских школьников). Проводятся первенства среди команд высших, средних специальных учебных заведений и профессиональных колледжей. Ветераны соревнуются на Всероссийском турнире «Кубок Черного моря».

Российская лапта включена в Единую всероссийскую спортивную классификацию на получение спортивных званий от массовых разрядов до мастера спорта России.

Лет сорок назад мальчишки успешно играли в лапту даже в московских дворах. Ну случалось, правда, раскокать в азарте стекло-другое, в игре всякое бывает. Сейчас личные автомашины полностью вытеснили из городского быта спортивные уличные и дворовые игры. Их повсеместно заменили игровые залы с «однорукими бандитами», и эту замену адекватной никак не назовешь. Жаль, но и на городских стадионах в лапту пока не играют, нет такой традиции. Зато стоит лишь чуть отъехать за пределы городских кварталов — все проблемы решены. Остается лишь набрать команду!

Более подробно о правилах игры в русскую лапту можно узнать на официальном сайте Федерации русской лапты России.

www.nkj.ru

русская лапта правила игры | Dreams4kids.ru

(Игры с лаптой)

Для этой игры необходимы: обыкновенная круглая «лапта», плотный резиновый мяч и просторная площадка или двор.

На выбранном месте проводят две черты, «игральную» и «коновую», на 30-40 шагов одна от другой. Очень часто первую черту называют «ближним коном», а вторую — «дальним коном».

Двоих лучших игроков выбирают в «капитаны», которые руководят игрой, разрешают споры и пр. Первая забота «капитанов» — разделить играющих на две равные по числу и искусству команды. Это обычно делают посредством сговора или выбора (это описано вот здесь).

В игре могут участвовать от 6 до 20 человек, но более удобным количеством нужно признать 12, по 6 человек в команде.

Когда команды составлены, «капитаны» бросают жребий, кому из них «играть», а кому «служить»? «Капитан», вытянувший счастливый жребий «играть», берёт «лапту» и со своей командой становится на «игровую черту». Капитан, которому выпал жребий «служить», со своей командой располагается в «поле», между «игровой» и «коновой чертой».

Опишем обязанности каждой команды отдельно.

ОБЯЗАННОСТИ ИГРОКОВ

Игроки пользуются «лаптой» и отбивают мяч по очереди. Первоначальную очередь устанавливает «капитан». Обычно первыми начинают бить слабые игроки, потом более сильные и в конце бьёт сам «капитан». Иногда и наоборот, начинает «капитан», а заканчивают слабые игроки.

Ударив мяч, каждый играющий может сразу же бежать на «коновую черту». Если удар был не самым удачным, можно и не бежать. При удачном ударе все играющие, «сдававшие» раньше, бегут на «кон», где останавливаются, ожидая следующего удара. Если удар был настолько силён, что они без всякого риска могут успеть возвратиться на «игровую черту», то , конечно, они этим пользуются и возвращаются.

Игроки, возвратившиеся с «коновой черты», снова приобретают право бить, но только теперь очередь устанавливается так: кто раньше возвратился, тот раньше и бьёт.

Случается, что после нескольких неудачных ударов остаётся один игрок, имеющий право бить. Тогда этот игрок считается на «выручке», и ему разрешается бить до трёх раз.

Игрок на «выручке» не должен сам бежать на «кон», пока оттуда не возвратится ему на смену хоть один игрок.

Когда на «выручке» не достаточно сильный игрок, то часто все три его удара бывают неудачными, и команде приходится отдать «лапту» своим соперникам. Для тог, чтобы избежать подобного казуса, в начале игры «капитан» устанавливает очередь с таким расчётом, чтобы сильные игроки били после слабых, а сам капитан остаётся «на выручке». В середине игры «капитан» следит, чтобы при возвращении с «кона» слабые игроки не возвращались одни и не шли после сильных. При соблюдении таких условий «на выручке» всегда будет хороший игрок.

Играющие должны уметь направить мяч туда, где «служащие» слабее, где мяч проскочит, и его не поймают или задержат. При этом направлять мяч в сторону, где совсем нет «служащих» нельзя. Нерасчётливо направлять мяч к «коновой черте», когда игроки бегут туда. Такой удар выгоден, когда они бегут обратно. Ловкий удар вниз, когда мяч проскакивает мимо рук «подавальщика» и катится по земле, всегда удобнее для бегущих на «кон», чем удар вверх.

Сильные прямые удары, далеко откидывающие мяч, всегда выгодны. Только при таких ударах возможно за один раз сбегать на «кон» и возвратиться обратно.

Каждый член «играющей» команды должен помнить, что каждая его оплошность может привести к проигрышу всей команды. Поэтому рисковать без нужды он не имеет права, а также не имеет права руководствоваться своими личными интересами. Нерадивый, хоть и сильный игрок, скорее повредит своей команде, чем слабый, но осмотрительный.

Перебегая «поле», «играющий» смотрит, чтобы его не «запятнали» мячом. В случае опасности он всячески уворачивается от удара. Бежит задом, подпрыгивает вверх или в сторону, а иногда вдруг падает вниз.

Если случится, что в «играющего» попадут мячом, то он старается отыграться. Быстрее хватает мяч и бьёт им, бегущих на «игровую черту» противников. Право отыгрываться принадлежит не одному игроку, а всей его команде.

ОБЯЗАННОСТИ «СЛУЖАЩИХ»

«Служащие» становятся на поле в следующем порядке:

Самый ловкий и проворный, обычно сам «капитан», становится у «игровой черты»  — он «подавальщик». Второй идёт на середину. Третий на «коновую черту». Четвёртый на 20 шагов за «кон». Пятый и шестой становятся по ловлям, т.е. по бокам, ну уровне со вторым игроком. Второй и третий должны уметь хорошо ловить, ловко бросать и метко попадать в цель, — это лучшие игроки после «капитана». Четвёртый игрок должен хорошо ловить и далеко перебрасывать мяч, сюда обычно ставят сильного игрока.

«Подавальщик» становится у «игровой черты», в двух шагах от очередного «бьющего» игрока и подбрасывает ему мяч отвесно на 1,5 метра вверх. Тот бьёт мяч «лаптой». Когда мяч взлетит, «служащие» стараются поймать его на лету или как можно быстрее задержать его и перебросить «подавальщику» и тем самым воспрепятствовать пробившим игрокам бежать на «кон».

Если удар удачен для играющих, и они решились им воспользоваться и перебежать поле, тогда «служащий», задержав мяч, передаёт его тому, кто имеет больше шансов «запятнать». Но если задержавший мяч видит невозможность «запятнать» бегущих, то он передаёт мяч прямо «подавальщику».

Место «подавальщика» самое важное. Он ободряет «служащих», понуждает их скорее передавать мяч, направлять мяч туда, где есть возможность «запятнать», или прекращает бесполезную тревогу тем, что удерживает мяч у себя. «Подавальщик» следит, чтобы «играющие» били в том порядке, в каком они возвратились с «кона», чтобы пробившие игроки на выступали за «игровую черту» и не бежали раньше удара игрока. Переступившего хоть на шаг «игровую черту», «подавальщик» имеет право «пятнать».

Если «бьющий» только задел мяч, «подавальщик» старается поймать его на лету или поскорее поднять с земли.

Когда «подавальщик» заметит, что на «игровой черте» нет игроков, он кричит: «Мяч на черту!». Тогда «служащий», завладевший мячом, перебрасывает его прямо за «игровую черту». Этим «служащая» команда освобождается от «службы».

«Служащие» должны повиноваться «подавальщику» и в точности выполнять его распоряжения, — только тогда они могут рассчитывать, на успех. В особенности не следует увлекаться и зря бить бегущих, потому что от промаха мяч далеко закатывается в сторону, и это иногда даёт возможность играющим успеть сбегать в оба конца.

Во всех случаях, которые дают выигрыш «служащей» команде, кричат: «Лапта!» По этому крику, уведомляющему о победе, «служащие» бегут на «игровую черту».

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

1. «Играющая» или господствующая команда проигрывает в следующих случаях: а) если один из её членов будет «запятнан» во время перебежки; б) если «служащие» поймают «свечку», т.е мяч на лету, и в) если «служащие» перебросят мяч за «игровую черту в то время, когда там не осталось ни одного игрока.

Чтобы избежать частых смен команд, иногда договариваются считать за проигрыш не одну, а три пойманные «свечки», или договариваются ловить «свечки» только одной рукой.

2. В проигрыш ставят и следующие случаи: 1) когда кто-нибудь из «играющих» схватится за мяч; 2) когда при перебежке возьмут «лапту» с собой или бросят её на «поле», и 3) когда при ударе «лапта» выскочит из рук.

3. Плохо подброшенный мяч игрок может не бить. Когда все «играющие» недовольны «подавальщиком», «служащие» обязаны его сменить.

4. Кто приведёт команду к победе, тот имеет право на первый удар. За ним бьют другие, сначала по назначению «капитана», а потом в порядке возвращения с «кона».

5. Мяч не переносится, а всегда перебрасывается.

6. «Подавальщик» может «пятнать» только со своего места.

7. «Запятнанный» игрок имеет право «отыграться». Для этого он быстро хватает мяч и старается «запятнать» им кого-нибудь из противников, пока те находятся между «коном» и «игровой чертой».

Стоящий далеко от «игровой черты» может спастись от «пятнания», став на «коновую черту». Потом с «коновой черты» на «игровую» он перебегает уже после первого хорошего удара товарища.

www.dreams4kids.ru

Русская лапта |

Русская лапта — одна из древнейших национальных спортивных игр, а возможно, и самая древняя. Принадлежности для нее — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Ни один праздник на Руси не обходился без игры в лапту наряду с кулачными боями.

 

Играл в лапту и Петр I, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. И в Красной армии по инициативе тогдашнего председателя Высшего совета физической культуры Николая Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки. Правда, примерно с 30-х годов наступил довольно длительный период забвения, и лишь в 1957 году лапта была представлена в программе Спартакиады народов России.

 

Игра доступна любому желающему. Для нее нужны только деревянная бита, мяч и земляная или травяная площадка. Удары по мячу, пробежки через игровую зону и осаливание мячом игроков соперника очень похожи на бейсбол. Кстати, по поводу возникновения бейсбола энтузиасты русской лапты любят рассказывать легенду.

 

Один одессит, переехав в Америку, рассказал там о русской лапте. Тогда американцы еще плохо понимали по-одесски и сильно извратили канонические правила нашей забавы, в результате чего и появился бейсбол. Так было или нет, но претендовать на звание родоначальника бейсбола мог бы и финн из Финляндии, и румын из Румынии, и немец из Германии, и многие другие, поскольку в мире насчитывается более 70 разновидностей игр, в которых используются бита и мяч.

 

В Финляндии подобная игра называется пессопалло, в Германии — шлагбал, в Румынии — ойна, в Болгарии — народка топка.

 

В 1986 году вышло постановление Госкомспорта СССР о развитии бейсбола, софтбола и русской лапты. А спустя 10 лет — в 1996 году — была организована межрегиональная Федерация любителей этой игры. В 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации — Федерация русской лапты России.

 

Чем хороша игра? Во-первых, своей демократичностью. Как уже было сказано, весь необходимый инвентарь для нее — это деревянная бита длиной от 70 до 110 сантиметров и весом до 1,5 килограмма и обыкновенный теннисный мяч. При этом игра развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

 

Нужно уметь точно бить по мячу, быстро бегать, ловко уворачиваться от бросков соперника и не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнеру по команде или осаливать соперника. Все это происходит в считанные секунды, за которые требуется принять единственно правильное решение.

 

Русская лапта — игра чрезвычайно динамичная и по зрелищности ничуть не уступает бейсболу. Игра всесезонна. В лапту можно сражаться и зимой: разметочные линии на утоптанном снегу наносятся краской. Играют в лапту и в закрытых помещениях. Там, правда, поле поменьше, а также есть некоторые изменения в правилах, касающиеся отскоков мяча от ограничительных стен и перекрытия. Но на зрелищности это ничуть не сказывается.

Известно несколько десятков разновидностей лапты — каждая со своими правилами, данные правила лапты наиболее упрощены и популярны.

Лучшее место для игры в лапту — широкая лужайка или другая ровная площадка значительных размеров. Если же поблизости нет большой лужайки или площадки, играть в лапту можно и на площадке меньших размеров. Размеры площадки для игры в лапту даны на рисунке.

Для игры необходим небольшой мяч, (лучше всего теннисный), биту (лапту) можно изготовить из дерева. Длина биты 80—90 см, ручка круглая, также подходит бейсбольная бита. Игра проводится между двумя равными командами численностью до 10 человек.

 

Заранее поделенные команды, одеваются в футболки разного цвета. После жеребьёвки капитанов, одна из команд занимает линию города и становится бьющей или нападающей. Вторая размещается по всему полю и становится водящей или защищающейся.

По сигналу судьи (один короткий свисток) игроки занимают места. Команда бьющих (нападающих) направляет в площадь подачи своего игрока, остальные игроки выстраиваются вдоль боковой линии города (позади подающего на площадке очередности) в том порядке как расставит капитан. Команда водящих выделяет подающего игрока, который занимает место на площадке подающего рядом с «пятачком» – (круг над которым подается мяч). Игроки водящей команды располагаются по всему полю, согласно указаниям капитана команды. Убедившись в готовности команд, судья дает сигнал к началу игры (два коротких свистка).

Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок, находясь в центре площади подачи города, ударом биты по мячу старается послать (ударить) его как можно дальше за линии дома (по длине аута нет). Удар считается состоявшимся, если мяч перелетел за контрольную линию. Нанеся удар, бьющий игрок бросается через всю площадку к линии кона. Его задача — успеть добежать до кона, пока мяч не пойман, и, если получится, то вернуться обратно в город.

Задача водящих — поймать или подобрать мяч и осалить им игрока бьющей команды, пока тот бежит через поле.

Если бьющий игрок сумел добежать до кона и вернуться обратно, не будучи осаленным мячом, то он приносит команде два очка. Если же бьющий добежал до кона, но возвращаться обратно не рискнул, он остается на линии кона и ждет, когда очередной бьющий ударит мяч в поле. Сразу же после удачного удара по мячу другим игроком своей команды можно перебегать обратно через поле в город, если игрок не осален — он приносит команде одно очко (На площадке меньшего размера дается только 1 очко за пробежку до кона и обратно за одно пробитие). После перебежки в город игрок занимает крайнее положение на площадке очередности с правом трех ударов.

Игроки водящей команды вступают в игру сразу же после удара по мячу. Задача игроков — поймать мяч с лета, тогда команде, которая в поле начисляется 1 очко и происходит смена сторон.

Или, подобрав мяч на месте падения, попытаться осалить им перебежчика. Осаливать противника может игрок, поднявший мяч, или любой другой, получивший передачу (пас). При возвращении водящими мяча в город идет остановка игры. Игрок, совершавший пробежку, в момент возвращения мяча в город, если он совершил пробежку более половины поля переходит по движению вперед, если же не успел до середины — возвращается назад.

Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: четвертый и последующие выходы мяча за пределы игрового поля после удара битой (1 очко), замечание от судьи (1 очко за каждое замечание).

Партия считается выигранной, если после осаливания перебегающего игрока, все игроки защищающейся команды успели убежать в город и/или в дом не осалинными (пересалиными) игроками бьющей команды.

Партия считается законченной бесспорно в пользу водящих в следующих случаях:

— после грубого нарушения Правил игры по команде судьи.- если игрок команды бьющих взял мяч в руки или иным образом ограничил доступ к мячу (поймал мяч после своего промаха, наступил, пнул в сторону и т.д.).

— бита выскользнула из рук и улетела из города, в этих случаях команда бьющих бесспорно переходит в поле, водящие становятся бьющими.

Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки. Игра проводится в две партии по 20 минут и прекращается по сигналу судьи (один длинный свисток), выигравшей считается та команда, которая набрала максимальное количество очков.

Примечание:

  1. Если игрок заступил одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать и вернуться за линию назад. Если же обеими ногами, то вернуться ему уже нельзя. Если игрок все же зашел назад за линию, по команде судьи происходит бесспорная смена команд (т.е. нападающие переходят в защиту).
  2. После неудачного удара (промаха) игрок который не успел убежать должен находиться в пригороде вдоль линии города.
  3. После перебежки игроки (становятся на площадке очередности) и занимают позицию для удара в той очередности, в которой забежали за линию.
  4. После пересаливания, игроки бьющей команды обретают право удара заново.
  5. После удара за боковую линию (аут) все игроки, бьющей команды находятся на своих местах.
  6. После трех ударов за боковую линию игрокам бьющей команды засчитываются штрафные очки (одно штрафное очко за один выход (аут) за все последующие.

Игрокам категорически запрещено:

Находиться в городе, ближе 2 метров от игрока с битой, исключение допустимо для подающего игрока, водящей команды.

Осаливание игроков в область головы, паха, солнечного сплетения и др.

Оскорбление игроков и других участников и зрителей игры во время проведения игры.

Пользоваться в игре битой превышающей следующие параметры: Вес 2 кг. Длина: 90 см. Ширина 15 см.

Задерживать перебегающего игрока.

Использовать в игре бейсбольные ловушки (лапы).

Играть без отличительной футболки той команды, цвет которой определил судья (например, в белой футболке за черных, или любой другой пестрой футболке).

valstskontrole.wordpress.com

Лапта — правила игры. Игра лапта. Русская лапта

Куприн утверждал, что лапта — это самая интересная и увлекательная игра. Лодырям здесь места нет! Чтобы сыграть в лапту нужно владеть находчивостью, метким глазом, резвым бегом, бдительностью, жестким ударом. Согласитесь, не любая игра делает тело настолько гармоническим. Правила лапты кое-чем напоминают современный южноамериканский бейсбол.

Довольно много лет уже идут дискуссии о том, кто же по сути является родоначальником бейсбола. Некие подразумевают, что Наша родина с ее лаптой, кто-то утверждает, что лапта имеет корешки в Великобритании. Америкосы же самоуверенно утверждают, что бейсбол – это их их национальное ноу-хау, придуман только ими и не может иметь аналогов. Вобщем, схожая позиция у их по многим вопросам, к примеру, такое заглавие, как “южноамериканский футбол” – очевидный вариант регби, но для их является эмблемой цивилизации. Но вернемся к нашей лапте и узнаем о ней все самые достойные внимания подробности.

История игры

На данный момент никто не может с полной уверенностью сказать, когда же зародилась лапта. Одним словом — старая она точно. Некие историки даже говорят, что известна она населению земли была еще в 10 веке до нашей эпохи. А армянский ученый Тарьян высказывает совершенно фантастическую версию — еще Иисус играл в лапту в детстве. Так либо по другому, религиозные деятели известны собственной любовью к этому занятию. Архиепископы предавались игре в мяч в свободное от служеб время. Ученый Дюран гласит о том, что во время Пасхи и Рождества епископы вкупе с клириками запирались в монастырях, домах, играя в лапту и распевая музыкальные партии. А вот в Величавом Новгороде найдены полностью реальные войлочные мячи и древесные биты, которые уже фактически полностью обосновывают, что лапта тут была еще в 14 веке. По самым умеренным расчетам ей не меньше 700 лет! Наподобие лапты игры были и у других народностей. К примеру, у финнов воспользовалась популярностью игра под заглавием «песа палло», у британцев подобие лапты до сего времени носит заглавие «крикет», а у янки – узнаваемый на весь мир «бейсбол».

История лапты в Рф

Особой любовью у славян воспользовалась традиционная российская лапта. Правила игры хоть и достаточно сложны, но это не воспрепядствовало данному виду досуга распространиться по центральной и восточной Европе. Наименования она носила совсем различные: «хлопка», «шибка», «игра в шары», «битка». Факт остается фактом: лапта была постоянным приглашенным на всякий праздничек на Руси. Как средство подготовки бойцов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) спец лапта начала применяться при правлении Петра. В дореволюционной Рф она отлично практиковалась преподавателями различных ступеней для воспитания деток, подростков, юных ребят.

Современная история лапты в Рф

В 1957 году во время Спартакиады в первый раз всему мира официально была представлена лапта. Но все таки тогда она не смогла стать нужным видом спорта. Ситуация поменялась в 1987 году с правительственным импульсом к развитию софтбола, бейсбола и лапты. 1-ый муниципальный чемпионат прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивную систематизацию русского спорта она вовлечена в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод окончательных правил о том, как играть в лапту. На данный момент раз в год проводятся состязания. Федерация русской лапты воспринимает роли в спортивной жизни общества с начала 1997 года.

Описание игры

Лапта представляет собой командную игру при помощи специального мяча и биты. Игроки первой стороны подают мяч на самое далекое расстояние, которое может быть. Пока он летит, они должны пробежать через всю площадку (а она достаточно не малая по размерам) и возвратиться с ним назад. Задачка же команды 2-ой стороны – перехватить парящий мяч и не дать его изловить конкурентам.

Для того чтоб сыграть в русскую лапту, необходимо будет собрать две команды. Количество игроков значения принципиального не имеет, но в крайности впадать не следует (нормально по 8 человек с каждой стороны). Основная задачка — это отбить мяч, который подает представитель команды конкурента, как можно далее. Игра лапта предполагает неизменные одновременные пробежки то туда, то назад. Обратная команда должна «осалить» мяч. Если пробежка ваша будет успешной (другими словами мяч отбит и отбросят далековато), то начисляются баллы. Игра лапта проходит в строго условленный период времени. Выигрывает та команда, у которой к концу состязания наберется наибольшее количество очков.

Российская лапта. Правила игры

Площадка может быть как закрытой (в помещении спортивного дворца), так и открытой (на поле под открытым небом). Непременное условие — она обязано иметь ровненькую и прямоугольную форму. На игровом поле проводятся две черты, меж которыми приблизительно 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. 1-ая сторона именуется коном, а 2-ая – городом.

Игроки выходят на площадку. Они уже разделились на две однообразные команды. При помощи жребия определяется, какая из их займет место на позиции городка, а какая из их будет водить. Первой штурмует команда городка. 1-ый подающий отбивает битой (лаптой) особый мяч как можно посильнее и далее. В это время игрок должен побежать вослед по направлению его движения. Понятно, что лупить он должен в направлении кона. Водящая команда ловит тот мяч. Если она его получит, то попробует запятнать («осалить») бегущего игрока-соперника. Мяч можно кидать друг дружке. Таким макаром приобретается более комфортная позиция для броска в конкурента. Когда эта процедура будет выполнена, ход перебегает к конкурентам.

В случае если бьющий по мячу безуспешно совершает удар, а противники ловят его, бежать игроку не следует, так как конкуренты могут его очень стремительно изловить и осалить. Наилучшее решение в данном случае — остаться за линией, в зоне безопасности «пригорода».

Игроки, которые находятся в пригороде либо же за коном, должны просто ожидать освобождения. Сделать может это только только один человек – подающий. Если ему получится совершить неплохой пас (отбить мяч и откинуть его далековато), он успевает во время собственной пробежки выручить игрока команды.

Аспекты

Время от времени случаются совершенно затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все таки способны разрешить и их. К примеру, если в активе находится только один игрок – команда не особо отлично сыграла, и все, не считая подающего, находятся за коном либо в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила российской лапты молвят, что здесь ход отдается игроку, которые еще никогда не стукнул по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-же пару раз промахнется, то команда уступает позицию другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию городка. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо кинуть его одной рукою. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу стукнули по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Сейчас игроки могут обменяться площадками.

Увлекательное занятие – лапта. Правила игры говорят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только арбитр. Игроки должны конкретно изучить правила подмены и расстановки по игровому полю.

Наказания и нарушения

Имеет и систему фолов лапта. Правила игры предупреждают, что мяч должен кидаться только по вертикали (не по дуге), с позиции открытой ладошки и без перекручивания. Обращают свое внимание на нарушения при пробежках, возвращения мяча в дом, нарушения в защите и при осаливании. Строга, но справедлива лапта. Правила игры неотклонимы к исследованию, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более проф уровне.

Правила поведения игроков

Команды должны сотрудничать, не быть жестко настроенными друг к другу. Почтение тренера, арбитров, помощников — непременное требование. Принципы этики спорта не должны нарушаться. Неспортивное поведение и пренебрежение советами угрожает не только лишь желтоватой карточкой, да и исключением из команды. Остановка времени в неожиданных ситуациях должна восприниматься правильно. Очень принципиально кропотливо изучить жесты арбитров, которые они используют. Вот некие из их:

  • Вытянутая рука ладонью ввысь — подача.
  • Два свистка — промах.
  • Свисток и сгибание рук — аут.
  • Вытянутая рука ладонью вниз — осаливание.
  • Две вытянутые руки ладонями вниз – переосаливание.

Что пригодится для игры в лапту?

Увлекательная особенность игры в лапту — это то, что вам не будет нужно спец и часто дорогостоящий инвентарь. Полностью можно отлично совладать при помощи стандартного набора:

  • лапта – это типичная палка, особая длинноватая бита;
  • обыденный резиновый мяч, размер приблизительно теннисного.

Размеры лапты нужны последующие:

  • длина – 60 см;
  • ширина основания -10 см;
  • ширина, толщина ручки – 3 сантиметра.

Аспекты для мяча:

  • маленький размером;
  • удачный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Другие виды лапты

Всераспространена также британская лапта. Успешный забег — удачное возвращение с очками для собственной команды. Игра завершена только когда все побывали снутри замка равное количество раз. Количество ударов по мячу неограниченное.

Производный от британской лапты вид спорта — бейсбол. Цель игры — набрать самое огромное количество очков. Участвуют 18-20 игроков. Проводится состязание при помощи таких аксессуаров, как бита, лапта и мяч.

Производная от лапты игра — это лаптбол. Представляет собой игру с ракеткой и мячом. Цель игры – набрать наибольшее количество очков, пройдя при всем этом через три базы.

Игра в лапту — это интересное времяпрепровождение, как для новичков, так и для спортсменов мирового уровня. Попытайтесь и вы погрузиться во все причуды спортивного мира!

tipsboard.ru

Лапта: Как играть в лапту? Правила игры в лапту

Детям о спорте.
Игра лапта. Как играть в лапту? Правила игры в лапту.

Лапта — известная русская народная командная игра с мячом и битой, которая была популярна со времен Петра I.

Как играть в лапту?

Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом… За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Правила игры «Лапта»

В лапту играют две команды по 5 человек. Понадобится для игры бита и теннисный мячик.


Фото: garden-sport.ru

Одна команда (водящие или «городские») размещается в поле, дру­гая — становится за чертой города. Один из водящих тоже остается в городе для подачи мяча бьющим (ме­тальщикам). Капитан команды метальщиков устанавли­вает очередность ударов по мячу.

И вот игрок берет лапту (биту) и выходит на пло­щадку подающего. Подавальщик подбрасывает мяч, ме­тальщик стремится отбить его лаптой как можно даль­ше в поле. Каждый игрок, пробежавший до конца и вер­нувшийся обратно в город, приносит своей команде одно очко и получает право на очередной удар. Поэтому, сде­лав удар, метальщик рассчитывает — бежать или не бе­жать?

Предположим, побежал, а водящие, схватив мяч, оса­лили его. В таком случае они все устремляются в го­род и, если их не успевают перепятнать, то становятся бьющей командой, а неудачники идут в поле водить.

Особым шиком у водящих считается поймать «свечу», то есть летящий мяч. Тут уж никаких переосаливаний быть не может — команда, поймавшая «свечу», спокой­но направляется в город, а бывшие «горожане» стано­вятся водящими.

Таким образом, в лапте идет постоянная борьба за город, за возможность стать метальщиками, но и без наращивания очков (перебежек до кона и обратно) то­же не обойтись. Играть можно и на время, и до опреде­ленного счета — кому как нравится.

Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.


Схема расстановки игроков в игре «Лапта»

Источник: klass39.ru

umm4.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *