Русская лапта правила игры: Русская лапта: правила игры - Логинов Алексей — LiveJournal
Русская лапта: правила игры — Логинов Алексей — LiveJournal
В проведении первого этапа круглогодичного общегородского Кубка дворовых видов спорта по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть здесь, а правила публикую ниже.
Лапта – командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны – игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой – представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.
Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты – ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру – это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.
История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.
Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков – Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.
В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.
Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.
Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус – Федерации русской лапты, которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.
В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.
КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЛАПТЫ
ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.
ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.
ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.
ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.
ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.
КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.
КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.
ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.
СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.
СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.
ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.
СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст. судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.
ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.
НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.
УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.
ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.
ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.
ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.
ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание – попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.
ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.
САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.
Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут.
ПЕРЕБЕЖКИ
Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.
ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ
Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков.
Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях.
НАРУШЕНИЯ ПРИ УДАРАХ
Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара.
НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ
Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку. За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой.
НАРУШЕНИЕ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ
Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой.
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА
Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА
При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязав покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном по ведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.
Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.
МИНУТНЫЙ ПЕРЕРЫВ
Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время.
P.s. Сегодня около 17 часов позвонила учитель физкультуры Фащевской средней школы Ольга Куракина. Они тоже своей командой села Фащевки Грязинского района хотели бы поучаствовать в турнире по лапте, ну и выставить команду села в соревнования круглогодичного Кубка дворовых видов спорта. Так что процесс пошёл:)
Лапта — русская игра — СЛЕДЫ НАЦИЙ ( TRACES OF NATIONS )
Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Правила игры
Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке.
Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.
К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.
Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
История русской лапты
При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.
11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России, объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны.
В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.
Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.
Во многих городах и районах сельской местности субъектов РФ открылись отделения по русской лапте в ДЮСШ: в республике Башкортостан, Воронежской, Новгородской, Томской, Челябинской, Тульской, Амурской, Свердловской областях и других регионах.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Классические правила
Матч играют на прямоугольной площадке.
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше из-за спины (нельзя бросать биту) в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят (а если поймал мяч с летки, то команды меняются) отбитый мяч и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии.
Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок не успевший прибежать назад в город остаётся за линией кона, и ждёт следующей возможности вернуться в город.
Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды — в пригороде.Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьёт мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается. Mожет создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнётся, то игроки города уступают своё место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.
Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда города переходит в поле, а из поля переходит в город. Если одним из игроков города была сломана лапта, то есть палка, то команда города автоматически выигрывает.
Вариант «Ярославская лапта»
Вариант древнерусской игры, модифицированный в Ярославле и представляющий собой особую версию со своими правилами. Основные отличия от официальных правил Федерации Русской лапты:
- совершать перебежку может только игрок, совершивший удар по мячу
- команды соревнуются не на время, а на счет — до 6 очков
- игра ведется смешанными командами — 3 юноши и 2 девушки
- игра ведется плоской битой — лаптиной, в отличие от русской лапты, где удары
- совершаются битой круглого сечения
Имеется также ряд нюансов, делающих игру менее динамичной, но требующей от игроков большего индивидуального и командного мастерства. Игра в данной версии популярна среди студенческой и работающей молодёжи и известна с 2004 года. В Ярославской области общественной организацией «Молодёжный Совет города Ярославля» регулярно проводятся соревнования по Ярославской лапте.
Вариант «Переменки»
На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идёт отбивать его, а тот, кто отбивал, отбивать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, то есть десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал. Если игроки в поле поймали отбитый мяч «с лету», то происходит смена команд.
Вариант «Чиж»
В этом варианте вместо мяча используется деревянный четырёхгранный «чиж» c заострёнными концами и с цифрами на гранях: I, II, III и IIII.
«РУССКАЯ-ЛАПТА»-Правила.-Утверждены-приказом-Минспорта-России
Источник: https://dosaafpark.ru/lapta-russkaya-narodnaya-igra.html
Лапта: правила, экипировка, роли игроков
Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Первые упоминания об этой увлекательной игре встречаются в памятниках древнерусской литературы. Шары и удила были найдены в слоях XIV века при раскопках в Новгороде. Так что по самым скромным подсчетам лапте не меньше 700 лет! Это очень динамичная игра, не уступающая по своей увлекательности американскому бейсболу. От игроков требуется работать в команде, демонстрировать находчивость, внимательность, ловкость, аккуратность, хорошую физическую форму и, конечно же, безграничную волю к победе.
Общая информация
Действие игры происходит на прямоугольном игровом поле. Длина 45-55 метров, ширина 25-40 метров. С одной стороны город, с другой конус. Для игры необходим теннисный мяч (резиновый) и бита (лапта), которая должна быть из цельного дерева, длиной от 60 см до 120 см, диаметром не более 5 см. Диаметр ручки биты должен быть не менее 2,5-3 см; конец ручки должен иметь утолщение для обеспечения безопасности при ударе по мячу.
Каждый игрок может использовать индивидуальную биту, соответствующую этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается использовать плоскую биту длиной 80 см, шириной до 6 см и толщиной ручки 2 см. Нельзя использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес летучей мыши не должен превышать 1500 г ± 50 г.
Игра
Лапта предполагает, что стороны определяют свою роль в игре путем жеребьевки. Атакующие (или «кикеры») занимают линию города, а их противники («водяные») рассредоточены по игровой площадке.
Один из нападающих входит в фидерную зону, а остальные располагаются вдоль боковой линии города. Водяные также выбирают одного игрока, который будет подавать мяч. Он выходит в зону питчинга, а остальных участников расставляет на поле капитан.
Питчер бросает мяч, и нападающий с битой должен ударить его так, чтобы он перелетел через контрольную линию. Если бросок сделан без ошибки, нападающий устремляется к линии вбрасывания через поле и должен иметь возможность совершать рывки вперед и назад, прежде чем защитники захватят мяч.
Задача защитников перехватить (подобрать) мяч и коснуться им бегущего игрока. Если последний успел добежать до конуса и обратно, его команда зарабатывает 2 очка. Если ему не удалось вернуться, он остается на линии конуса, ожидая другого кикера. Затем он пытается проникнуть в город, не будучи осажденным, и если ему это удастся, счет будет увеличен на 1 очко. Игрок, пробежавший по полю, успешно попадает еще два раза и затем занимает последнее место на линии подсчета очков.
Нет вопросов? Сделать ставку сейчасОсновная цель лодочников — поймать мяч, пока он летит. Затем они получают 1 очко и становятся нападающими. Другой вариант — подобрать упавший мяч и коснуться им бегуна. Игрок, поднявший мяч, вправе сделать это сам или передать снаряд другому члену своей команды. Затем снаряд следует вернуть в город, после чего игра останавливается.
Для игрока, передвигающегося в это время по полю, возможны два варианта:
- Если он доберется до центра площадки, он продолжит движение.
- Если нет, он возвращается в исходную точку.
Если бьющие игроки совершают ошибки, отправляя мяч за пределы поля или получая выговор от судьи, их команда наказывается.
Лидеры побеждают, если они осаждают бегуна, а затем все они бегут обратно в город, не будучи осажденными. Возможны ситуации, когда победа сразу присуждается лидерам, если кто-либо из нападающих:
- Совершает грубое нарушение правил.
- Удерживает мяч руками или иным образом ограничивает доступ к снаряду.
- Летучая мышь вылетает из рук отбивающего за пределы территории отбивающего.
Лапта включает в себя 2 игры по 20 минут каждая. Судья объявляет об окончании игры длинным свистком. Сторона, набравшая наибольшее количество очков, объявляется победителем.
Игрок, перешагнувший линию города одной ногой, может вернуться назад. Если вы шагаете обеими ногами, вы должны оставаться на месте, иначе судья поменяет команды. Если кикер перетягивает карты, игроки на стороне кикера получают шанс повторить удар.
Русская Лапта запрещает всем, кроме питчера, приближаться к игроку с битой более чем на 2 метра. Игроки не могут бросать мяч в голову, пах и солнечное сплетение. Использование биты большего размера, чем разрешено, или использование бейсбольного оборудования также запрещено.
Особенности
Lapta — игра, имеющая множество особенностей. Во-первых, это демократично. Жестких требований к оборудованию и дизайну детской площадки нет. Оптимальным является травяное поле или площадка с ровной поверхностью. Иногда также используются крытые залы. Правила немного изменены, так как мяч может отскакивать от стен, но от этого игра не становится менее увлекательной.
Во-вторых, в лапту можно играть в любое время года, даже зимой: можно утаптывать снег и делать разметку краской. А все необходимое оборудование – это бита и теннисный мяч, причем биту можно сделать даже своими руками.
Наконец, эта игра тренирует все основные спортивные качества: быстроту реакции, меткость, умение концентрироваться, стратегическое мышление и навыки работы в команде. Вам нужно уметь прицельно бить по мячу, развивать хорошую скорость, уворачиваться от снаряда, брошенного соперником, делать пас другому члену своей команды или осаждать соперника. А иногда у вас есть всего несколько секунд, чтобы подумать о том, что вы делаете.
Таким образом, лапта – национальная русская игра, имеющая давнюю историю. Эта игра всегда была частью русской культуры и до сих пор очень любима россиянами.
Статьи
Дартс для чайников: как разобраться в особенностях этого вида спортаДартс — явление достаточно противоречивое. Дело в том, что…
НеудержимыйКак понять «неудержимый»? Что означает футбольный термин «неудержимый»? Неудержимый относится к выстрелу, который…
Stade Vélodrome (Marseille)Stade Vélodrome, известный как Orange Vélodrome по причинам спонсорства, является многоцелевым стадионом в. ..
Eden HazardВозраст: 29 лет День рождения: 7 января 1991 г. Рост (см): 175 Вес (кг):…
Глоссарий ставок
Лучшее из этогоЧто значит лучшее из этого? Как лучше понять английскую фразу? Лучшее из этого лучшее в…
No GoalТип ставки на футбольный матч. Ставка выигрывает, если одна команда или обе команды не забьют в матче, в зависимости от того, что…
Кубок РайдераЧто такое Кубок Райдера? Кто соревнуется за Кубок Райдера? RyderCup — ежегодный межконтинентальный турнир по гольфу; …
ПрепятствиеЧто такое барьер в гонках? Как часто проводятся соревнования по бегу с препятствиями? Барьер — это длинные скачки в скачках с высоким…
Лапта — правила игры. Игра «Лапта». Русская лапта
Куприн утверждал, что лапта — это самая захватывающая и интересная игра. Бездельникам не место! Чтобы играть на басу, нужно иметь находчивость, зоркий глаз, быструю пробежку, внимание, сильный удар. Согласитесь, не всякая игра делает тело таким гармоничным. Правила лапты чем-то напоминают современный американский бейсбол.
Уже много лет ведутся споры о том, кто на самом деле является родоначальником бейсбола. Кто-то предполагает, что Россия с ее лаптями, кто-то утверждает, что лапа имеет корни в Англии. Американцы также уверенно заявляют, что бейсбол – это их национальное ноу-хау, придуманное исключительно ими и не имеющее аналогов. Однако у них такая позиция по многим вопросам, например, название «американский футбол» — это банальный вариант регби, но для них это символ нации. Но вернемся к нашим лаптям и узнаем о нем все самое интересное.
История игры
Теперь никто не может с абсолютной уверенностью сказать, когда родилась лапта. Одним словом — древний точно. Некоторые историки даже утверждают, что он был известен человечеству еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает весьма фантастическую версию – даже Иисус в детстве играл в лапту. Во всяком случае, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. В свободное время архиепископы играли в мяч. Ученый Дюран рассказывает, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя на басу и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде нашли вполне настоящие валяные шары и деревянные билы, которые уже почти полностью доказывают, что лапа там существовала еще в 14 веке. По самым скромным подсчетам, ему не менее 700 лет! Подобные игры в лапту были и у других народов. Например, у финнов популярностью пользовалась игра под названием «песо палло», у англичан подобие лапты еще называют «крикет», а у американцев — всемирно известный «бейсбол».
История лапты в России
Особой любовью у славян пользовалась классическая русская лапта. Правила игры хоть и довольно сложны, но это не помешало этому виду досуга распространиться по Центральной и Восточной Европе. Имена она носила совсем другие: «ватка», «шибка», «игровые шары», «биток». Фактом остается то, что лапту неизменно приглашали на каждый праздник на Руси. Как средство обучения воинов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) специализированная лапта стала использоваться еще при Петре. В дореволюционной России она прекрасно практиковалась педагогами разного уровня для воспитания детей, подростков, детей раннего возраста.
Современная история лапты в России
В 1957 году во время Спартакиады миру впервые была официально представлена лапта. Но все же тогда она не смогла стать массовым видом спорта. Ситуация изменилась в 1987 году, когда правительство дало импульс развитию софтбола, бейсбола и лапты. Первый чемпионат страны прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивной классификации российского спорта она фигурирует в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод итоговых правил игры в лапту. Теперь каждый год проходят соревнования. Федерация Лапты России принимает участие в спортивной жизни общества с начала 19 века. 97.
Описание игры
Лапта — это командная игра со специальным мячом и битами. Игроки первой стороны подают мяч на максимально возможное расстояние. Пока он летит, они должны пробежать всю местность (а она не совсем маленькая по размерам) и вернуться с ней обратно. Задача второй команды — перехватить летящий мяч и не дать ему догнать соперников.
Для того, чтобы играть в русскую лапту, вам нужно будет собрать две команды. Количество игроков не имеет значения, но в крайнем случае не следует (оптимально по 8 человек с каждой стороны). Основная задача – отбить мяч, который подает представитель команды соперника, как можно дальше. Игра Лапты предполагает постоянные одновременные пробежки, то вперед, то назад. Противостоящая команда должна «осадить» мяч. Если ваш забег будет удачным (то есть мяч будет отбит и выброшен), то начисляются очки. Игра в лапту происходит в строго оговоренный период времени. Побеждает команда, набравшая максимальное количество очков в конце матча.
Русская лапта. Правила игры
Площадка может быть как закрытой (в помещении Дворца спорта), так и открытой (на открытом поле). Обязательное условие – она должна иметь ровную и прямоугольную форму. На игровом поле две черты, между которыми около 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. Первая сторона называется кон, а вторая — город.
Игроки идут на площадку. Их уже разделили на две одинаковые команды. С помощью лота определяется, кто из них займет место на позиции города, а кто из них будет рулить. Первой атаковала городская команда. Первый сервер отбивает битой (лаптой) специальный мяч как можно дальше и дальше. В это время игрок должен бежать вслед за направлением своего движения. Понятно, что он должен ударить в сторону кола. Команда водителей ловит тот самый мяч. Если она его получит, то попытается запятнать («осадить») бегущего игрока-соперника. Вы можете бросать мяч друг другу. Таким образом, приобретается более удобная позиция для броска в соперника. Когда эта процедура завершена, ход переходит к соперникам.
В том случае, если игрок, бьющий по мячу, неудачно наносит удар, и соперники его ловят, ему не следует бежать к игроку, потому что его соперники могут очень быстро его поймать и положить на землю. Лучшее решение в этом случае — оставаться за линией фронта, в зоне безопасности «пригородов».
Игроки, находящиеся в пригороде или за ставками, должны просто дождаться освобождения. Это может сделать только один человек — человек, который обслуживает. Если ему удается сделать хороший пас (ударить по мячу и отбросить его), ему удается помочь игроку команды во время его бега.
Нюансы
Иногда в игре Лапта бывают очень сложные ситуации. Правила игры по-прежнему способны их разрешить. Например, если в активе только один игрок — команда не очень хорошо играла, и все, кроме сервера, на кону или в Подмосковье. Что можно сделать в этом случае? Правила русской лапты гласят, что здесь ход отдается игроку, ни разу не ударившему по мячу. Он может сделать три удара. Но если он все же несколько раз промахивается, команда уступает место другим.
Если мяч перелетает за боковую линию, то он не засчитывается. А сам заявитель не имеет права присоединяться к черте города. Игроку, если он не может ударить по мячу лаптой, допустимо бросать его одной рукой. Выигрыш будет засчитан, когда все участники хотя бы раз ударили по мячу, но он ни разу не пересек линию. Вечеринка окончена. Теперь игроки могут переключаться между платформами.
Интересное занятие — Лапта. В правилах игры сказано, что любое изменение в составе команд должно быть предупреждено секретарем. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки на игровом поле.
Штрафы и нарушения
Также есть система грязной лапы. Правила игры предупреждают, что мяч следует бросать только вертикально (не по дуге), из положения раскрытой ладони и без перекручивания. Обратите внимание на нарушения при пробежке, возврате мяча в дом, нарушениях в обороне и при выносе. Строгая, но лапа справедливая. Правила игры Обязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.
Правила поведения игроков
Команды должны сотрудничать, а не проявлять агрессию по отношению друг к другу. Уважение к тренеру, судьям, ассистентам обязательно. Принципы спортивной этики не должны нарушаться. Неспортивное поведение и пренебрежение рекомендациями грозит не только желтой карточкой, но и исключением из команды. Остановка времени в непредвиденных ситуациях должна восприниматься адекватно. Очень важно внимательно изучить жесты судей, которые они применяют. Вот некоторые из них:
- Вытянутая рука ладонью вверх — подача.
- Два свистка — промах.
- Свист и сгибание рук — аут.
- Вытянутая рука ладонью вниз – осадка.
- Две вытянутые руки ладонями вниз — пересол.
Что нужно для игры в лапту?
Интересной особенностью игры в Лапту является то, что вам не нужно специализированное и зачастую дорогое оборудование. С ним можно хорошо справиться, используя стандартный набор:
- Лапта — разновидность палки, специальный длинный наконечник;
- Обычный резиновый мяч размером примерно с теннисный.
Размеры лапты необходимы следующие:
- Длина — 60 сантиметров;
- Ширина основания 10 сантиметров;
- Ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.
Критерии для мяча:
- Маленький размер;
- Удобен для захвата;
- Должен помещаться в полную ладонь;
- Не повредите пальцы;
- Не вызывает сильных синяков.
Другие виды лапты
Также распространена английская лапта. Успешная гонка — успешное возвращение с очками для вашей команды. Игра считается завершенной только тогда, когда все побывали в замке равное количество раз. Количество ударов по мячу не ограничено.
Произведено от английского lapta — вид спорта — бейсбол. Цель игры состоит в том, чтобы набрать наибольшее количество очков.