Русская лапта правила игры: Лапта — русская игра — СЛЕДЫ НАЦИЙ ( TRACES OF NATIONS )

Лапта — русская игра — СЛЕДЫ НАЦИЙ ( TRACES OF NATIONS )

Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Правила игры

 

Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке.

Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Трусам и лентяям в этой игре нет места».

История русской лапты

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.

11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России, объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны.

В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.

Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т.

д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.

Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.

Во многих городах и районах сельской местности субъектов РФ открылись отделения по русской лапте в ДЮСШ: в республике Башкортостан, Воронежской, Новгородской, Томской, Челябинской, Тульской, Амурской, Свердловской областях и других регионах.

ПРАВИЛА ИГРЫ



Классические правила

Матч играют на прямоугольной площадке. Предварительно проводятся две линии на расстоянии 40—55 метров, шириной 25—40 м. С одной стороны площадки находится город, с другой — деревня. Для игры нужны небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта — плоская палка длиной около 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания около 10 см.

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше из-за спины (нельзя бросать биту) в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят (а если поймал мяч с летки, то команды меняются) отбитый мяч и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии.

Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок не успевший прибежать назад в город остаётся за линией кона, и ждёт следующей возможности вернуться в город.

Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды — в пригороде.

Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьёт мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается. Mожет создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнётся, то игроки города уступают своё место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город.

Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда города переходит в поле, а из поля переходит в город. Если одним из игроков города была сломана лапта, то есть палка, то команда города автоматически выигрывает.

Вариант «Ярославская лапта»

Вариант древнерусской игры, модифицированный в Ярославле и представляющий собой особую версию со своими правилами. Основные отличия от официальных правил Федерации Русской лапты:

  • совершать перебежку может только игрок, совершивший удар по мячу
  • команды соревнуются не на время, а на счет — до 6 очков
  • игра ведется смешанными командами — 3 юноши и 2 девушки
  • игра ведется плоской битой — лаптиной, в отличие от русской лапты, где удары
  • совершаются битой круглого сечения

Имеется также ряд нюансов, делающих игру менее динамичной, но требующей от игроков большего индивидуального и командного мастерства. Игра в данной версии популярна среди студенческой и работающей молодёжи и известна с 2004 года. В Ярославской области общественной организацией «Молодёжный Совет города Ярославля» регулярно проводятся соревнования по Ярославской лапте.

Вариант «Переменки»

На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идёт отбивать его, а тот, кто отбивал, отбивать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, то есть десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал. Если игроки в поле поймали отбитый мяч «с лету», то происходит смена команд.

Вариант «Чиж»

В этом варианте вместо мяча используется деревянный четырёхгранный «чиж» c заострёнными концами и с цифрами на гранях: I, II, III и IIII.

«РУССКАЯ-ЛАПТА»-Правила.-Утверждены-приказом-Минспорта-России

Источник: https://dosaafpark.ru/lapta-russkaya-narodnaya-igra.html

«Русская Лапта» — [Правила игры]

НачалоГалереяПравилаКонтакты
:: Правила :: Правила игры
Правила игры

Глава 14. Продолжительность игры

Игра состоит из 2 таймов по 30 минут каждый с 5-минутным перерывом между ними.

Глава 15. Разминка

За 15-30 минут до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5-10 минут до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая — левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи, параллельно боковым линиям до линии кона.

Глава 16. Жеребьевка. Начало игры

Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.

После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.

Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников игрок-подающий становится также у круга подачи.

По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а нападающий — первый удар по мячу.

Глава 17. Подача и удары по мячу

Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над Кругом подачи на высоту указанную нападавшим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.

Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределы штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий или вылетел за линю кона по земле, или по воздуху между флагами) игроки нападения, имевшие право на перебежку, могут ее начать.

Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.

В случае, если мяч подан для удара с нарушением правил, но оказался введенным в игру, то такой удар засчитывается, при промахе попытка удара также засчитывается.

В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук, и падает на площадку, то удар засчитывается как промах.

Игрок, совершающий подачу мяча, находясь в поле, пользуется правилами игрока защиты.

Если игрок выполняет подачу с нарушением требований (см. гл. 29), то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.

В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение, игроки нападения выходят на удар согласно поданной заявки, сохраняя очередность. Перед началом второго тайма команды могут поменять расстановку игроков в нападении, о чем предупреждают старшего судью и секретаря. Право на последующий удар игроки получают только после полной перебежки. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков имеющих право на удар, то происходит свободная смена.

Удары по мячу после совершенных перебежек осуществляются в порядке очередности пересечения линии дома. В случае совершения полных перебежек двумя и более игроками одновременно, удары по мячу проводятся согласно расстановки игроков в данном тайме. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации когда в пригороде находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар, то при действительном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры если нет необходимости осаливания игроков нападения.

Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступить на площадку двумя ногами, в этом случае они так же получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом.

Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.

Глава 18. Возвращение мяча в дом

Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в дом, если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды, мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается. Что он уже вышел из игры.

Глава 19. Перебежки

Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде 2 очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку из площадки подающего.

Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.

Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.

Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.

Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ноги игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленым игроками защищающийся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после финишного прыжка.

Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч без задержки в дом для продолжения игры.

Глава 20. Осаливание

Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля (см. гл. 33).

С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.

После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, т.к. осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома.

При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. гл. 33).

Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома или кона, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.

Глава 21. Самоосаливание

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.

Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.

Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним, или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.

Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свитском и соответствующими жестами судей.

Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить перебежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом так же очки не приносят.

Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.

Умышленное самоосаливание (см. гл. 31).

Глава 22. Ловля мяча с лета

Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко, и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.

Глава 23. Очки

Очки своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка — игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом не осаленным, или успев пересечь линию дома до осаливания другого игрока своей команды.

Глава 24. Результат игры

Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.

При равном количестве очков фиксируется ничья.

При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием, в случае ничейного результата после основного времени игры, проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительность 10 минут или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 минут, в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.

Глава 25. Поражение

Если в процессе игры у оной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается и этой команде засчитывается поражение.

Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущество в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.

Глава 26. Окончание игры

Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом (см. жесты судей).

Лапта: правила, экипировка, роли игроков

Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Первые упоминания об этой увлекательной игре встречаются в памятниках древнерусской литературы. Шары и удила были найдены в слоях XIV века при раскопках в Новгороде. Так что по самым скромным подсчетам лапте не меньше 700 лет! Это очень динамичная игра, не уступающая по своей увлекательности американскому бейсболу. От игроков требуется работать в команде, демонстрировать находчивость, внимательность, ловкость, аккуратность, хорошую физическую форму и, конечно же, безграничную волю к победе.

Общая информация

Действие игры происходит на прямоугольном игровом поле. Длина 45-55 метров, ширина 25-40 метров. С одной стороны город, с другой конус. Для игры необходим теннисный мяч (резиновый) и бита (лапта), которая должна быть из цельного дерева, длиной от 60 см до 120 см, диаметром не более 5 см. Диаметр ручки биты должен быть не менее 2,5-3 см; конец ручки должен иметь утолщение для обеспечения безопасности при ударе по мячу.

Каждый игрок может использовать индивидуальную биту, соответствующую этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается использовать плоскую биту длиной 80 см, шириной до 6 см и толщиной ручки 2 см.

Нельзя использовать бейсбольные и софтбольные биты. Вес летучей мыши не может превышать 1500 г ± 50 г.

Игра

Лапта предполагает, что стороны определяют свою роль в игре путем жеребьевки. Атакующие (или «кикеры») занимают линию города, а их противники («водяные») рассредоточены по игровой площадке.

Один из нападающих входит в фидерную зону, а остальные располагаются вдоль боковой линии города. Водяные также выбирают одного игрока, который будет подавать мяч. Он выходит в зону питчинга, а остальных участников расставляет на поле капитан.

Питчер бросает мяч, и нападающий с битой должен ударить его так, чтобы он перелетел через контрольную линию. Если бросок сделан без ошибки, нападающий устремляется к линии вбрасывания через поле и должен иметь возможность совершать рывки вперед и назад, прежде чем защитники захватят мяч.

Задача защитников перехватить (подобрать) мяч и коснуться им бегущего игрока. Если последний успел добежать до конуса и обратно, его команда зарабатывает 2 очка. Если ему не удалось вернуться, он остается на линии конуса, ожидая другого кикера. Затем он пытается проникнуть в город, не будучи осажденным, и если ему это удастся, счет будет увеличен на 1 очко. Игрок, пробежавший по полю, успешно попадает еще два раза и затем занимает последнее место на линии подсчета очков.

Нет вопросов? Сделать ставку сейчас

Основная цель лодочников — поймать мяч, пока он летит. Затем они получают 1 очко и становятся нападающими. Другой вариант — подобрать упавший мяч и коснуться им бегуна. Игрок, поднявший мяч, вправе сделать это сам или передать снаряд другому члену своей команды. Затем снаряд следует вернуть в город, после чего игра останавливается.

Для игрока, передвигающегося в это время по полю, возможны два варианта:

  • Если он доберется до центра площадки, он продолжит движение.
  • Если нет, он возвращается в исходную точку.

Если бьющие игроки совершают ошибки, отправляя мяч за пределы поля или получая выговор от судьи, их команда наказывается.

Лидеры побеждают, если они осаждают бегуна, а затем все они бегут обратно в город, не будучи осажденными. Возможны ситуации, когда победа сразу присуждается лидерам, если кто-либо из нападающих:

  • Совершает грубое нарушение правил.
  • Удерживает мяч руками или иным образом ограничивает доступ к снаряду.
  • Летучая мышь вылетает из рук отбивающего за пределы территории отбивающего.

Лапта включает в себя 2 игры по 20 минут каждая. Судья объявляет об окончании игры длинным свистком. Сторона, набравшая наибольшее количество очков, объявляется победителем.

Игрок, перешагнувший линию города одной ногой, может вернуться назад. Если вы шагаете обеими ногами, вы должны оставаться на месте, иначе судья поменяет команды. Если кикер перетягивает карты, игроки на стороне кикера получают шанс повторить удар.

Русская Лапта запрещает всем, кроме питчера, приближаться к игроку с битой более чем на 2 метра. Игроки не могут бросать мяч в голову, пах и солнечное сплетение. Использование биты большего размера, чем разрешено, или использование бейсбольного оборудования также запрещено.

Особенности

Lapta — игра, имеющая множество особенностей. Во-первых, это демократично. Жестких требований к оборудованию и дизайну детской площадки нет. Оптимальным является травяное поле или площадка с ровной поверхностью. Иногда также используются крытые залы. Правила немного изменены, так как мяч может отскакивать от стен, но от этого игра не становится менее увлекательной.

Во-вторых, в лапту можно играть в любое время года, даже зимой: можно утаптывать снег и делать разметку краской. А все необходимое оборудование – это бита и теннисный мячик, причем биту можно сделать даже своими руками.

Наконец, эта игра тренирует все основные спортивные качества: быстроту реакции, меткость, умение концентрироваться, стратегическое мышление и навыки работы в команде. Вам нужно уметь прицельно бить по мячу, развивать хорошую скорость, уворачиваться от снаряда, брошенного противником, делать пас другому члену своей команды или осаждать соперника. А иногда у вас есть всего несколько секунд, чтобы подумать о том, что вы делаете.

Таким образом, лапта – национальная русская игра, имеющая давнюю историю. Эта игра всегда была частью русской культуры и до сих пор очень любима россиянами.

Артикул

Черлидинг от «А» до «Я»

Черлидинг – вид спорта, сочетающий танцевальное исполнение, гимнастические элементы и акробатические трюки. Как правило,…

Каппер: доверять или проверять?

Конечно, как и любая профессия, ставки на спорт тоже требуют определенных навыков, усидчивости, грамотности, холодного…

Травма передней крестообразной связки

Что в футболе называют травмой передней крестообразной связки? Каковы симптомы разрыва передней крестообразной связки? Что такое лечение? Передняя…

Clément Lenglet

Возраст: 25 лет День рождения: 17 июня 1995 г. Рост (см): 186 Вес (кг):. ..

Глоссарий ставок

EasedFr (Eased From)

Как понять EasedFr (Eased From)? Когда в ставках используется термин EasedFr (Eased From)? Термин вроде…

Покупка очков

Что такое покупные баллы? Каковы преимущества покупки баллов? В какой букмекерской конторе есть возможность…

Newc (Ньюкасл)

В какое время года в Ньюкасле проходят гонки? Чем отличаются гонки в Ньюкасле от…

Отыгрыш в игре

Как понимать «отыгрыш в игре»? Что означает термин «отыгрыш в игре»? Что характеризует внутриигровой отыгрыш…

Лапта — правила игры. Игра «Лапта». Русская лапта

Куприн утверждал, что лапта — это самая захватывающая и интересная игра. Бездельникам не место! Чтобы играть на басу, нужно иметь находчивость, зоркий глаз, быструю пробежку, внимание, сильный удар. Согласитесь, не всякая игра делает тело таким гармоничным. Правила лапты чем-то напоминают современный американский бейсбол.

Уже много лет ведутся споры о том, кто на самом деле является родоначальником бейсбола. Кто-то предполагает, что Россия с ее лаптями, кто-то утверждает, что лапа имеет корни в Англии. Американцы также уверенно заявляют, что бейсбол – это их национальное ноу-хау, придуманное исключительно ими и не имеющее аналогов. Однако у них такая позиция по многим вопросам, например, название «американский футбол» — это банальный вариант регби, но для них это символ нации. Но вернемся к нашим лаптям и узнаем о нем все самое интересное.

История игры

Теперь никто не может с абсолютной уверенностью сказать, когда родилась лапта. Одним словом — древний точно. Некоторые историки даже утверждают, что он был известен человечеству еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает весьма фантастическую версию – даже Иисус в детстве играл в лапту. Во всяком случае, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. В свободное время архиепископы играли в мяч. Ученый Дюран говорит, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя на басу и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде нашли вполне настоящие валяные мячи и деревянные билы, которые уже почти полностью доказывают, что лапа там существовала еще в 14 веке. По самым скромным подсчетам, ему не менее 700 лет! Подобные игры в лапту были и у других народов. Например, у финнов популярностью пользовалась игра под названием «песо палло», у англичан подобие лапты еще называют «крикет», а у американцев — всемирно известный «бейсбол».

История лапты в России

Особой любовью у славян пользовалась классическая русская лапта. Правила игры хоть и довольно сложны, но это не помешало этому виду досуга распространиться по Центральной и Восточной Европе. Имена она носила совсем другие: «ватка», «шибка», «игровые шары», «биток». Фактом остается то, что лапту неизменно приглашали на каждый праздник на Руси. Как средство обучения воинов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) специализированная лапта стала использоваться при Петре. В дореволюционной России она прекрасно практиковалась педагогами разного уровня для воспитания детей, подростков, детей раннего возраста.

Современная история лапты в России

В 1957 году во время Спартакиады миру впервые была официально представлена ​​лапта. Но все же тогда она не смогла стать массовым видом спорта. Ситуация изменилась в 1987 году, когда правительство дало импульс развитию софтбола, бейсбола и лапты. Первый чемпионат страны прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивной классификации российского спорта она фигурирует в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод итоговых правил игры в лапту. Теперь каждый год проводятся соревнования. Федерация Лапты России принимает участие в спортивной жизни общества с начала 19 века.97.

Описание игры

Лапта — это командная игра со специальным мячом и битами. Игроки первой стороны подают мяч на максимально возможное расстояние. Пока он летит, они должны пробежать всю местность (а она не совсем маленькая по размерам) и вернуться с ней обратно. Задача второй команды — перехватить летящий мяч и не дать ему догнать соперников.

Для того, чтобы играть в русскую лапту, вам нужно будет собрать две команды. Количество игроков не имеет значения, но в крайнем случае не следует (оптимально по 8 человек с каждой стороны). Основная задача – отбить мяч, который подает представитель команды соперника, как можно дальше. Игра Лапты предполагает постоянные одновременные пробежки, то вперед, то назад. Противостоящая команда должна «осадить» мяч. Если ваш забег будет удачным (то есть мяч будет отбит и выброшен), то начисляются очки. Игра в лапту происходит в строго оговоренный период времени. Побеждает команда, набравшая максимальное количество очков в конце матча.

Русская лапта. Правила игры

Площадка может быть как закрытой (в помещении Дворца спорта), так и открытой (на открытом поле). Обязательное условие – она должна иметь ровную и прямоугольную форму. На игровом поле две черты, между которыми около 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. Первая сторона называется кон, а вторая — город.

Игроки идут на площадку. Их уже разделили на две одинаковые команды. С помощью лота определяется, кто из них займет место на позиции города, а кто из них будет рулить. Первой атаковала городская команда. Первый сервер отбивает битой (лаптой) специальный мяч как можно дальше и дальше. В это время игрок должен бежать вслед за направлением своего движения. Понятно, что он должен ударить в сторону кола. Команда водителей ловит тот самый мяч. Если она его получит, то попытается запятнать («осадать») бегущего игрока-соперника. Вы можете бросать мяч друг другу. Таким образом, приобретается более удобная позиция для броска в соперника. Когда эта процедура завершена, ход переходит к соперникам.

В том случае, если игрок, бьющий по мячу, неудачно бьет по мячу, а соперники его ловят, ему не следует бежать к игроку, потому что его соперники могут очень быстро его поймать и положить на землю. Лучшее решение в этом случае — оставаться за линией фронта, в зоне охраны «пригорода».

Игроки, находящиеся в пригороде или за ставками, должны просто дождаться освобождения. Это может сделать только один человек — человек, который обслуживает. Если ему удается сделать хороший пас (ударить по мячу и отбросить его), ему удается помочь игроку команды во время его бега.

Нюансы

Иногда в игре Лапта бывают очень сложные ситуации. Правила игры по-прежнему способны их разрешить. Например, если в активе всего один игрок — команда не очень хорошо играла, и все, кроме сервера, на кону или в Подмосковье. Что можно сделать в этом случае? Правила русской лапты гласят, что здесь ход отдается игроку, ни разу не ударившему по мячу. Он может сделать три удара. Но если он все же несколько раз промахивается, команда уступает место другим.

Если мяч перелетает за боковую линию, то он не засчитывается. А сам заявитель не имеет права присоединяться к черте города. Игроку, если он не может ударить по мячу лаптой, допустимо бросать его одной рукой. Выигрыш будет засчитан, когда все участники хотя бы раз ударили по мячу, но он ни разу не пересек линию. Вечеринка окончена. Теперь игроки могут переключаться между платформами.

Интересное занятие — Лапта. В правилах игры сказано, что любое изменение в составе команд должно быть предупреждено секретарем. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки на игровом поле.

Штрафы и нарушения

Также есть система грязной лапы. Правила игры предупреждают, что мяч следует бросать только вертикально (не по дуге), из положения раскрытой ладони и без перекручивания. Обратите внимание на нарушения при пробежке, возврате мяча в дом, нарушениях в обороне и при выносе. Строгая, но лапа справедливая. Правила игры Обязательны к изучению, если вы стремитесь играть в лапту не как новичок, а на более профессиональном уровне.

Правила поведения игроков

Команды должны сотрудничать, а не проявлять агрессию по отношению друг к другу. Уважение к тренеру, судьям, ассистентам обязательно. Принципы спортивной этики не должны нарушаться. Неспортивное поведение и пренебрежение рекомендациями грозит не только желтой карточкой, но и исключением из команды. Остановка времени в непредвиденных ситуациях должна восприниматься адекватно. Очень важно внимательно изучить жесты судей, которые они применяют. Вот некоторые из них:

  • Вытянутая рука ладонью вверх — подача.
  • Два свистка — промах.
  • Свист и сгибание рук — аут.
  • Вытянутая рука ладонью вниз – осадка.
  • Две вытянутые руки ладонями вниз — пересол.

Что нужно для игры в лапту?

Интересной особенностью игры в Лапту является то, что вам не нужно специализированное и зачастую дорогое оборудование. С ним можно хорошо справиться, используя стандартный набор:

  • Лапта — разновидность палки, специальный длинный наконечник;
  • Обычный резиновый мяч размером примерно с теннисный.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • Длина — 60 сантиметров;
  • Ширина основания 10 сантиметров;
  • Ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *