Поколения z y x – Поколения X, Y, Z - что это значит? | Материнство
Поколение Z // Михаил Бакунин
На протяжении последних десятилетий маркетинговые компании всего мира были направлены на миллениалов — легко обучаемых, самовлюбленных, борющихся за социальный статус. Буквально через несколько лет станет платежеспособным новое поколение — поколение Z. Чем оно отличается и как с ним работать — читайте ниже.
Пять поколений, определивших маркетинг столетия
Американские ученые Нейл Хоув и Уильям Штраус разработали в 1991 году разработали теорию поколений, согласно которой каждые 20-25 лет появляется новое поколение людей. Новое поколение отличается от предыдущих привычками, характером, ценностями и целями.
- Уильям Штраус
- Нил Хоув
Каждые восемьдесят лет характеристики поколения совпадают, поэтому современные подростки напоминают людей, рожденных в период с 1923 по 1943 годы. Ученые расписали периодичность с первой половины пятнадцатого века, но для общественности наибольший интерес представляют последние пять поколений.
Молчаливое поколение (родившиеся в 1923-1943)
Последним представителям сейчас 80-90 лет. Молчаливое поколение законопослушно, консервативно, терпеливо. Лучше всего ему удается работать, люди, рожденные в этот промежуток времени, предпочитают приспосабливаться к условиям, а не менять их. Поколение стремится копить деньги, основные траты — продукты питания, печатные книги, детали интерьера. Маркетологи привлекают молчаливое поколение проявлением заботы и внимания.
Беби-бумеры (родившиеся в 1943-1963)
По сравнению с предыдущим, намного более активное и жизнерадостное поколение. Склонны идеализировать мир, много работают, стараются соблюдать правильный образ жизни и любят самолечение. Деньги для них, в первую очередь, ключ к статусности. Часто тратят больше, чем могут себе позволить. Оптимальные маркетинговые образы для них — яркие картины светлого будущего.
Поколение X (родившиеся в 1963-1984)
Прагматичное поколение, готовое платить больше за скорость и комфорт. Совершенно иначе относятся к своему здоровью — в отличие от предыдущих поколений, при заболевании предпочитают снятие симптомов, а не полноценное лечение, все ради сохранения работоспособности. Первое из поколений, готовых совершать покупки как в торговых центрах, так и онлайн. Чтобы заинтересовать поколение X, маркетологу нужно показать разнообразие характеристик и возможность выбора. Не лояльные потребители, придется всегда бороться за их внимание.
Поколение Y (родившиеся в 1984-2004)
Миллениалы непостоянны, самовлюбленны, амбициозны, но не всегда относятся к жизни серьезно. Стабильная работа ради денег их не привлекает, представители этого поколения ищут удовольствий и развлечения. Доверяют известным брендам, лояльны. Маркетинговые компании для миллениалов демонстрируют не товар, а образ жизни. Компания без сайта с удобным интерфейсом и группами в социальных сетях не вызовет у них доверия.
Поколение Z (родившиеся в 2004 и младше)
Пока невозможно сформировать окончательный портрет поколения, но отдельные характерные черты уже отчетливо видны. Кумиры поколения — лидеры мнений в социальных сетях, грань между реальной и виртуальной жизнью окончательно стерта, к традиционной рекламе они практически невосприимчивы, но все еще жаждут покупать.
Чем живет поколение Z?
Поколение Z требует существенного пересмотра подходов к рекламным компаниям и смены площадок — с контекстной рекламы и лендингов в социальные сети. С одной стороны, это проблематично — многие отработанные концепции становятся неэффективными. С другой стороны, маркетинг в социальных сетях намного дешевле традиционного, поэтому современные маркетологи могут достигать высокой результативности при минимальных затратах. Чтобы знать, как перестраивать свои рекламные кампании под новое поколение, стоит помнить про отличия Z от Y.
Смартфоны опережают компьютеры
В отличие от прошлого поколения, предпочитающего ноутбуки и компьютеры, поколение Z предпочитает быть онлайн со смартфона. Статистика ниже подготовлена Global Web Index.
В течение дня поколение Z проводит онлайн более семи часов — 3:45 с компьютера и 4:01 с телефона. Миллениалы тратят онлайн в сумме примерно столько же времени, при этом 4:01 в сети с компьютера и только 3:38 — с телефона.Поколение Z в среднем на 17 минут в день больше слушает музыку — 1 час 40 минут, и на 18 минут меньше смотрят телевизор.
Социальные сети
Шесть главных социальных сетей остались неизменными, только поколение Z проводит в них на 21 минуту в день больше.
- YouTube: 84% — Z, 85% — Y
- Facebook: 80% — Z, 84 — Y.
- Instagram: 63% — Z, 58% — Y.
- WhatsApp: 59% — Z, 61 — Y.
- Facebook Messenger: 55% — Z, 57% — Y.
- Twitter: 44% — Z, 46% — Y.
- Snapchat: 35% — Z, 37% — Y.
- Pinterest: 25% — Z, 28% — Y.
Времяпрепровождение
Социальные сети больше не служат исключительно для бесцельного убивания времени, поколение Z идет туда за качественным контентом.
Пять главных причин использования социальных сетей:
- Заполнить свободное время: 51% — Z, 44% — Y.
- Найти развлекательный контент: 47% — Z, 40% — Y.
- Оставаться на связи с друзьями: 46% — Z, 43% — Y.
- Оставаться в курсе последних событий: 42% — Z, 42% — Y.
- Делиться фотографиями и видео: 38% — Z, 36% — Y.
Поиск информации
Поколение Z в поиске информации о товарах и услугах уходит с традиционных сайтов в социальные сети — по сравнению с прошлым поколением, активность поиска в них выше на 6%. На 2% выросла частота использования мобильных приложений для этих же целей, показатели по остальным способам снизились.
Топ-5 каналов поиска информации:
- Социальные сети : 51% — Z, 45% — Y.
- Поисковые системы: 48% — Z, 49% — Y.
- Мобильные приложения: 30% — Z, 28% — Y.
- Отзывы потребителей: 29% — Z, 33% — Y.
- Сайты брендов и производителей: 25% — Z, 29% — Y.
Статусность
Новое поколение придает большое значение социальному статусу, что сказывается на брендовых предпочтениях.
Топ-5 брендов смартфонов.
- iPhone: 52% — Z, 45% — Y.
- Samsung: 42% — Z, 40% — Y.
- Huawei: 16% — Z, 19% — Y.
- Xiaomi: 15% — Z, 13% — Y.
- Sony: 11% — Z, 11% — Y.
Желания и платежеспособность
В силу возраста поколение Z пока не слишком платежеспособно, поэтому его представители не могут позволить себе многое из того, что есть у миллениалов. Исключение составляют только смартфоны.
Топ-5 гаджетов во владении
- Смартфон: 96% — Z, 84% — Y.
- Компьютер/ноутбук: 68% — Z, 74% — Y.
- Планшет: 29% — Z, 37% — Y.
- Smart TV: 25% — Z, 34% — Y.
- Игровая консоль: 23% — Z, 23% — Y.
Лидеры мнений
Поколение Z невосприимчиво к традиционной рекламе и устало от контекстных объявлений. За советом они обращаются к лидерам мнений, которые на своих страницах социальных сетей советуют, какую выбирать косметику и где бронировать отель.
Эффективность Influencer Marketing: % пользователей, который сказали, что открывали новые бренды после одобрения звезд или известных личностей.
Всего: 14%
Мужчины: 13%
Женщины: 15%
Возраст:
16-24 — 17%
25-34 — 16%
35-44 — 12%
45-54 — 9%
55-64 — 6%
Достаток:
Нижние 25% — 13%
Средние 50% — 14%
Верхние 25% — 15%
Чем поколение Z отличается от других поколений?
- Поколение Z не отделяет реальную жизнь от виртуальной, но тщательно хранит границу между частной и публичной жизнью, из-за чего у многих появляется два аккаунта в социальных сетях.
- По сообщению Millvrad Brown менее четверти представителей этого поколения положительно реагирует на рекламу. Особенно агрессивно они воспринимают навязчивые рекламные объявления, например, всплывающие окна.
- На принятие решения влияют лидеры мнений — знаменитости, блогеры. Чем больше подписчиков — тем выше авторитет. При этом авторитеты должны быть по возможности искренними — поколение Z ищет честности в продвижении.
- Они быстро переключают внимание. Миллениал может задерживать внимание в среднем на двенадцать секунд, у поколения Z этот промежуток сокращается еще на четыре секунды.
- Поколение Z хочет быть вовлеченным, хочет быть уверенным в важности своего мнения. Они легко идут на коммуникацию с брендом, готовы участвовать в опросах и оставлять отзывы. Составить портрет целевой аудитории этого поколения будет просто, но благодаря налаженным коммуникациям возникают дополнительные угрозы для маркетологов — информация о провальной рекламной кампании разлетится очень быстро.
- В отличие от миллениалов, нацеленных на карьерный успех и финансовую независимость, поколение Z больше внимания уделяет самореализации. Они верят в легкость достижения популярности и богатства, наблюдая за опытом ровесников-блогеров, монетизировавших свои каналы.
- Поколение Z стремится активно проводить свободное время. потому что жизненный опыт становится новой социальной валютой. Положительные и яркие эмоции — то, что безусловно вовлечет представителей поколения.
- Ценности все дальше смещаются от материальных к нематериальным. Эксклюзивные дизайнерские сумки выходят из моды, а забота о своем здоровье и натуральные продукты — возвращаются.
Как продавать представителям поколения Z?
- Чтобы вовлечь новое поколение, нужно занять все доступные каналы коммуникации, в особенности — быть активным в цифровой среде. Поколение Z не знает мира без digital-технологий, поэтому пользуется ими интуитивно.
- Группы в социальных сетях, мобильные приложения и сайты брендов должны предлагать качественный информативный контент, например, подробности технологических процессов производства. Поколение Z выступает за пользу и открытость, поэтому такими методами можно завоевать лояльность.
- Эмоциональное вовлечение, работа с воображением — ключ к успешному взаимодействию с поколением Z.
- В среднем представитель поколения Z работает с пятью девайсами, поэтому важно создавать кроссплатформенные рекламные компании. Если ваш сайт прекрасно выглядит с ноутбука, но совершенно нечитаем с телефона — доверия он не вызовет.
- Технологии должны стать естественной частью маркетингового процесса — виртуальная реальность, дополненная реальность, мультиэкранность и кроссплатформенность становятся значимыми факторами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделитесь материалом с друзьями:bakunin.com
Как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним — Офтоп на vc.ru
Мы писали о разочаровании Люси, представителе поколения Y. Люси выросла. Ей 30, и она руководит отделом в крупной компании. Люси нужны стажёры. На вакансию откликаются такие как Дима.
С Люси вы знакомы. А это Дима:
Дима — представитель поколения Z, поколения людей, рожденных в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Диме 20 лет, и он хочет работать под руководством Люси. Дима нравится Люси: он веселый и современный, кажется, они прекрасно понимают друг друга. Но это не так. Там, где Люси была несчастна, но делала, Дима счастливо сдаётся и идёт искать новую работу.
Такие люди приходят в вашу компанию. Но это не значит, что они плохие. Каждое поколение сильнее и умнее предыдущего. Работники поколения Z сделают компанию лучше, но для этого руководителям нужно найти к ним подход.
Путаница поколений
Поколения объединяют ценности. Ценности человека формируются в 10–12 лет. В это время он не оценивает политические и экономические события, а усваивает технологии, необходимые для выживания. Люси старше Димы на десять лет. Живут они в одном мире, но взрослели в разных.
Люси росла в эпоху перемен. Благодаря маме и папе детство Люси было безоблачным. Родилась она в СССР, а школу окончила в России. Она — мигрант в стране цифровых технологий: в её детстве не было интернета, но она прекрасно им пользуется. Люси несчастна из-за того, что не стала особенной, как ей пророчили родители. Но с этим ощущением несчастья она смирилась.
Дима вырос в среде цифровых технологий. Он почти не пользуется городским телефоном, не помнит номеров друзей, ему не приходилось выбирать: интернет или телефон. Он почти не пишет от руки, не считает знаки в SMS. Дима не вставал рано в воскресенье, чтобы посмотреть «Дисней-клуб», — у него всегда было несколько каналов с мультиками и спутниковое телевидение. Он даже слабо понимает, как связаны карандаш и аудиокассета. Наше время для него далекое, как для нас строительство БАМа. Он мыслит иначе.
Когда Дима учился в младших классах, в моду вошли социальные сети. Дима смотрел на друзей в Facebook и понимал, что он не особенный, а единственный. Мама и папа постоянно твердили: «Все люди разные, каждый хорош по-своему». Дима, в отличие от Люси, не сравнивает себя с другими. Поэтому и не разочаровывается в жизни.
У Димы 354 друга во «ВКонтакте», 511 в Facebook. Он не способен строить прочные связи: расстаётся с людьми, когда ему становится некомфортно. То же происходит с работой. Если Диму что-то не устраивает, он пишет заявление об уходе и ищет новое место. Благодаря интернет-технологиям мир Димы шире: не этот друг, так другой, не эта компания, так следующая.
Поколение Z называют лентяями и эгоцентристами. Не лучшие качества для работы. Но работать с ними нужно. Эти люди талантливы и лучше ориентируются в мире.
Дима быстро анализирует большие объемы информации, выдает новые оригинальные решения, легко справляется с несколькими задачами одновременно. Социальные сети держат Диму в курсе тенденций. Он — клад для работодателя. Но чтобы этот клад заполучить, нужно ставить задачи иначе.
Родительская забота
Дима работает с 16 лет, поэтому в свои 20 он взрослый и самостоятельный. Так только кажется.
По результатам исследований аналитической компании Sparks & Honey, 60% сверстников Димы к 20 годам сменили три работы, при этом 95% живут с родителями.
Дима не готов к проблемам взрослого человека. Его жизнь планировали заботливые родители: в садике он занимался плаванием, в младших классах — карате. Потом ходил на курсы по химии, истории и подготовки к ЕГЭ. За него всё решали мама и папа. А теперь он хочет, чтобы это делала Люси.
Задачу Диме ставьте конкретно, расписав все нюансы. Как ребенку.
Неправильно | Правильно |
Сделай отчёт по продажам фирменных ручек. |
Сделай ко вторнику отчёт по продажам фирменных ручек с графиком кривых относительно продаж прошлого года. Данные по продажам возьми у Марины, с подсчётом цифр поможет Антон, графики нарисует Федя.
Отчёт нужен для презентации на встрече с инвесторами. Это важно. Выполнение проверит Лена. |
В первом случае Дима спросит в сети, как правильно сделать отчёт. Найдет несколько примеров, не сможет выбрать. Сделает как получится, чтобы скинуть с плеч задачу.
Во втором случае Дима выполнит задание в срок и по инструкции. Но при этом пустит в ход креатив, например, в визуальном оформлении отчёта.
В отличие от поколения Y, чёткие рамки для работника поколения Z — место для полёта мысли. Вот так работают механизмы включения креатива у Люси:
Задача без ограничений → «Я сделаю лучше других» → Делает как хочет → Начальник недоволен → Задачу надо переделать → Люси разочарована.
А вот так у Димы:
Задача с ограничениями → «Я сделаю как надо» → Добавлю креатива → Задачу выполнил в рамках, но необычно → Начальник доволен → Задача закрыта → Дима — хороший «сын».
Дима хитрее. Вводные дает «мама» — Люси. Это необходимый минимум. Дима спокоен, потому что знает: Люси в любом случае будет довольна. Эта обстановка комфортна. В комфорте у поколения Z включается воображение.
Принцип супермена
Главная мотивация поколения Z — интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи — часть состояния комфорта поколения Z.
В агрохолдинг «Юбилейный» на практику пришли студенты второго курса сельскохозяйственного института. Им поставили задачу: вести дневники наблюдения за животными. Студенты выполняли задание, но неохотно.
Главный инженер предложил практикантам поучаствовать в разработке системы, наделённой искусственным интеллектом. Он объяснил цели системы — снизить потери в ресурсах. Для создания системы необходимы данные из дневников наблюдения.
Студенты провели тщательное исследование и внесли полезные предложения по улучшению всей программы.
Дима может в короткий срок решить несколько задач одновременно без потери качества — преимущество поколения. Они супермены в этом деле. Но Дима не готов браться за задачу, сути которой не понимает. Для него важно знать: что он делает, почему, зачем и как это согласуется с целями компании.
Неправильно | Правильно |
Разработай три разных дизайна упаковки продукта (на три аудитории) и отправь маркетологам. | Разработай три дизайна… Мы хотим расширяться. С помощью редизайна мы привлечём новую аудиторию. |
В первом случае Дима разработает варианты дизайна, но со случайным набором характеристик.
Во втором — разработает дизайн с учётом целей компании. Дима проанализирует большой объем информации, выделит ключевые моменты и выдаст новое решение.
Благодаря увлечению соцсетями Дима проконсультируется у других специалистов и друзей. На это он затратит в несколько раз меньше времени, чем Люси. Хотя Люси может быть образованнее Димы. Дима плохо запоминает информацию, но он знает, где её искать. И делает это быстро. Его решение отразит современные тенденции.
Правила игры
Дима относится к начальнице Люси по-приятельски: в его картине мира нет иерархии. Люди равны. Если у Димы есть вопрос, он напишет Люси личное сообщение, а не обратится к коллеге за советом. Дима уважает Люси не как начальника, а как человека. Это единственная возможная форма общения с поколением Z.
Дима не любит графиков, расписаний, нормированного рабочего дня. Он не понимает, почему должен сидеть в офисе с девяти до шести. Дима работает тогда, когда ему удобно.
Работа для Димы — набор задач, которые он должен выполнять качественно и в срок. Срок — единственное ограничение, которое Дима приемлет. Но несоблюдение срока должно быть наказуемо. Мама наказывала Диму, если он не успевал выполнить поручение вовремя.
Неправильно | Правильно |
Мне нужны документы по тендеру, и рассмотри жалобы клиентов. |
К утру пятницы подготовь документы по тендеру: условия, наши предложения, презентация. До вечера понедельника ответь на жалобы клиентов. Во вторник представь мне предварительный отчёт.
Напоминаю, что у нас действует система штрафов. |
В первом случае Дима сделает документы по тендеру, но спешить не станет. Хотя знает, что надо бы сделать быстро.
Во втором Дима выполнит задачу в срок. А если не успеет и попадёт под систему штрафов, бунтовать не будет.
Люди поколения Z не любят жёсткий контроль. Но когда установлены правила игры — срок и штраф за несоблюдение правил, — работник понимает, в каких рамках он может действовать. И рамки эти принимает без раздражения.
Быстрый результат
Дима, в отличие от Люси, реалист. Он видел, как разбиваются о реальность жизненные иллюзии его старших братьев и сестер. Он не хочет браться за заведомо невыполнимые задачи, чтобы не разочаровывать. Дима любит побеждать и совсем не любит проигрывать.
Задача для поколения Z не должна быть амбициозной. Она должна быть реально осуществима. Амбициозные цели, достижение которых желательно, но пока невозможно, должна ставить себе Люси. Диме амбициозные цели следует разбивать на достижимые задачи, иначе его эффективность уменьшится.
Неправильно | Правильно |
Мы должны увеличить прибыль к следующему году на 50%. |
Выясни, какие факторы ограничивают продажи, и устрани их.
Разберись, какие новые технологии помогут увеличить прибыль. Подумай, как сократить уже существующие расходы. (В каждой задаче Люси должна указать сроки и ответственность) |
В первом случае Дима решит, что Люси — самодур, забьёт и станет искать новую работу. Во втором — Дима выполнит задачи, чтобы скорее показать результат работы Люси.
В отличие от Люси, Дима не настроен на карьеру. Карьера — долгосрочное планирование, медленное движение по ступеням вверх. Диме скучно. Он работает не ради должности и денег, а ради интереса. Деньги — бонус, который помогает ему оплачивать путешествия, развлечения, курсы. Дима — исполнитель. Но не тупой исполнитель задач, а думающий. Ему интересно решать задачи так же, как головоломку.
Обещание награды
Дима рос в окружении наград и трофеев. Он не считает приз в конце этапа выдающимся. Но приз показывает Димину ценность. Награда может быть незначительной или номинальной, но она должна появиться через обещанный срок.
В «Яндексе» существуют шуточные повышения по службе. Спустя год службы в «Яндексе», работник получает статус «страж кофе-пойнта». Чем дольше сотрудник работает в компании, тем выше шуточная должность. Должность не дает бонусов, но опрос Millenial Branding показал, что поколение Z предпочитает незначительное повышение через конкретный срок, чем серьёзное повышение за высокое достижение неизвестно когда.
Поколение Z не готово ждать. Оно росло в относительной безопасности и комфорте, где каждое желание удовлетворялось в течение года. Они не заглядывают в будущее. Их горизонты ближе.
Работникам поколения Z важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед.
Неправильно | Правильно |
Через три месяца стажировки мы рассмотрим вашу кандидатуру и, возможно, возьмем вас на полную ставку. |
Мы готовы предложить вам месяц стажировки. Если вы будете хорошо работать, через месяц мы повысим зарплату и возьмем вас на испытательный срок.
В течение испытательного срока за невыполнение работ мы вас уволим. А если проявите инициативу в работе, зачислим в штат. |
В первом случае Дима продолжит искать работу, во втором — постарается продемонстрировать себя. Через месяц, попав на испытательный срок, постарается еще больше, чтобы достичь следующего этапа.
Поколение Z ориентировано на быстрый результат. Первые победы они ждут после первых усилий. Сложным может быть второй этап. Но этапы должны быть ограничены временем.
Дима не верит в неопределённое будущее. Ему необходимо знать, что за прогулы его уволят, а за хорошую работу повысят через конкретный срок.
Трудности работы
Кажется, с новым поколением лучше не сотрудничать: они немотивированны, ленивы и капризны. По мнению теоретиков, им на смену придет поколение Альфа — талантливые и самостоятельные дети-вундеркинды. Из них получатся прекрасные руководители.
Поколение Z — думающие исполнители. Это поколение легко поддается влиянию. Из них можно слепить добросовестных работников. Вот несколько секретов, которые помогут в воспитательном процессе:
- Говорите коротко, пишите развёрнуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они росли в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.
- Рисуйте комиксы. Новые работники лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослели в эпоху торрентов, демотиваторов, инфографики и фотографий котиков. План стратегии развития компании они быстрее поймут в качестве карты, а не списка пунктов.
- Ставьте лайки. Этих детей хвалили родители и учителя, за каждый школьный конкурс они получали награду, за состязание — сертификат об участии, под их фотографиями собираются лайки и репосты. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может работать без «поглаживаний». Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает новых работников из колеи.
- Не отбирайте гаджеты. Они в них живут. По результатам исследования британской компании ChildWise, представитель поколения Z каждый день использует компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Постановка задач в программах, сервисах и коммуникаторах действует на них лучше совещаний. Меняйте инструменты, используйте как можно больше новых технологий. Не заставляйте их вести бумажные графики и отчеты, не отнимайте у них возможность соцсетей. Это все увеличит их эффективность и интерес к работе.
- Займите их досуг. Поколение привыкло к развлечению. С детства информацию подавали с плясками и бубнами. Представители поколения Z не делают из работы культа: они для себя важнее. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться. Если работа предоставит развлечение и развитие, они будут ей преданы.
- Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Открытые и общительные внешне, они совершенно не умеют строить отношения. Вовлекая их в коллектив, помогая им почувствовать себя частью бизнес-семьи, вы даете им то, чего им так не хватает. Здесь действуют корпоративные СМИ, порталы и группы, которые позволяют участникам чувствовать себя в стае.
- Чётко оговаривайте дедлайн. Поколение понимает, что такое сроки, но из-за постоянной прокрастинации часто их нарушают. Четко оговаривайте сроки заданий и штрафы за их несоблюдение. Установите строгий, но справедливый контроль действием. Лентяи отсеются сами.
vc.ru
Поколение Z: как ритейлерам найти общий язык со вчерашними школьниками
Поколения, значимые для e-commerce
В России много говорят о поколении Y ― людях, которые родились с 1981 по 1995 год. Кто они такие, что любят, как им угодить ― все потому, что миллениалы в современной России являются ключевой аудиторией для сферы e-commerce: их много, они платежеспособны и активны в сети.
В развитых странах на первый план уже постепенно выходит поколение Z, и ритейлеры уже начинают адаптировать под них свои стратегии. Это связано с тем, что, во-первых, рынок электронной коммерции в Штатах развивается более стремительно, а во-вторых, из-за исторических и экономических особенностей в России градация поколений смещена на несколько лет. Многие западные тенденции находят отклик и у нас (часто с задержкой в 3-5 лет), поэтому важно понимать, где мы будем сравнительно скоро и что с этим делать.
Для начала немного теории: по американской классификации сейчас на свете живут 4 основных поколения, значимых для сферы e-commerce:
Беби-бумеры ― те, кто родились сразу после войны. Для них характерны оптимизм, заинтересованность в личностном росте, достойная награда за труды, в то же время коллективизм и командный дух. Бумеры сейчас постепенно осваивают интернет (в том числе и российские: в 2017 году количество пользователей рунета достигло 90 млн человек, а это 73% населения РФ), но делают это не настолько интенсивно, чтобы представлять широкий интерес для представителей e-commerce.
Поколение X ― люди, появившиеся в период спада рождаемости, после демографического бума. Они готовы к изменениям, ценят возможность выбора, стремятся учиться на протяжении всей жизни. Надеются в первую очередь на себя и верят в равноправие полов. «Иксы» ― последние свидетели мира до цифровых технологий и единственные, кто могут в полной мере оценить, как было «до» и как стало «после». Согласно исследованиям, они в основном доверяют традиционным СМИ: 62% читают газеты, 48% слушают радио и 85% смотрят любимые ТВ-передачи. Люди этого поколения не являются фанатичными пользователями интернета, поэтому, как и беби-бумеры, они нецелевая аудитория онлайн-ритейлеров.
Поколение Y, также известные как миллениалы, заметно отличается от своих родителей высокой самооценкой, цифровой грамотностью и неготовностью трудиться так же тяжело, как предыдущие поколения. В России к нему относят тех, кто родился с 1985 по 2000 год в новых социально-экономических условиях и взрослел, наблюдая перестройку и распад СССР. В США к этому поколению относят людей 1981-1995 года рождения, так как опираются на резкий подъем рождаемости, который начался в 1982 году, ― именно поэтому в России ритейлеры все еще ориентируются на поколение Y. В то время как в Штатах уже активно работают с представителями поколения Z, или пост-миллениалами.
Поколение Z не видело мир без интернета, для них норма быть онлайн 24/7. Они совсем не думают о судьбах родины и имеют гораздо больше общего с друзьями в Facebook, чем с гражданами своей страны. Часто безответственны и подвержены модным течениям. В 2017 году на территории США родилось 74 миллиона пост-миллениалов, сейчас поколение Z составляет 23% всего населения Штатов.
Какое оно, поколение Z?
Мы провели исследование представителей поколения Z во всем мире, чтобы разобраться: какие они, что им нужно и как влюбить их в себя?
Технологии развивались вместе с пост-миллениалами, поэтому для этого поколения характерно глубокое погружение в цифровое пространство. С помощью смартфонов они исследуют мир и не подумают о покупке, пока не посоветуются со своими друзьями. «Зеты» в Штатах проводят онлайн с мобильного больше времени, чем все остальные поколения.
Несмотря на то что поколение Z воспринимает свой смартфон как пульт от жизни, для них важны тактильные ощущения и личный опыт, и пока что онлайн-шоппинг полностью не удовлетворяет их жажду познавать.
Их жизненные устои привиты социальными авторитетам (ближайшее окружение, блогеры, публичные личности) и непоколебимы ― это, конечно, минус для ритейлеров. Но! Сейчас в Америке «Зеты» только входят в этап взросления: скоро они смогут распоряжаться собственными деньгами и поэтому открыты для новых марок и брендов ― это плюс.
Какие факторы важны покупателям при онлайн-шоппинге
«Зеты» ценят возможность познакомиться с товаром лично, поэтому им комфортен webrooming: возможность сначала изучить всю доступную информацию в интернете, а потом купить продукт в физическом магазине ― согласно результатам нашего исследования, 34% опрошенных предпочитают именно такую механику. 23% регулярно делают наоборот: видят вещь в магазине, а покупают онлайн. Интересно, что развивающийся сейчас в России формат «click&collect» (заказал онлайн, забрал в точке самовывоза) не так уж и близок пост-миллениалам во всем мире: всего 34% из них регулярно пользуются этой услугой.
Мобильное общение во многом определяет жизнь пост-миллениалов во всем мире, они проводят большую долю своего времени в соцсетях: 49% заходят в Instagram несколько раз в день, почти столько же активно (43%) пользуются Snapchat, который в России еще совсем не популярен. «Зеты» проводят 42 часа в неделю за стримингом видео, и в целом их привлекают любые видеоформаты.
Их отношения с ритейлом? Все сложно
«Зеты» признаются, что современные реалии e-commerce их не удовлетворяют: 45% утверждают, что им сложно онлайн найти товар по душе, 43% говорят, что им не так кофмортно покупать в интернете. В целом поколение Z можно назвать самым недовольным поколением из всех. Что могут сделать ритейлеры, чтобы привлечь пост-миллениалов и повысить их чувство удовлетворенности?
Не забывайте про офлайн
Несмотря на звание «цифровое поколение», пост-миллениалы готовы взаимодействовать с миром и без применения различных устройств, ведь они молоды и мобильны. Поэтому присутствие в физических магазинах поможет увеличить доверие к марке и даст возможность изучить товар лично. 71% «зетов» в мире говорят, что с удовольствием ходят по магазинам, чтобы понять, что в тренде, а 80% любят посещать новые точки продаж. При этом для них крайне важны необычный дизайн помещения и уникальность представленных товаров.
Количество пост-миллениалов, использующих соцсети несколько раз в день
Пример 1. Sephora нашла способ разнообразить опыт покупателей в офлайн-магазинах, установив сенсорные экраны, которые помогают с подбором косметики. В рамках мастер-классов клиенты могут сделать бесплатный макияж от стилистов, а используя экраны, тестировать различные тональные средства, консилеры, парфюм и многое другое без необходимости открывать многочисленные баночки. Так бьюти-ритейлер оставляет в магазине эксперта-помощника, но оптимизирует выбор из многообразия средств.
Пример 2. Интернет-магазин BUTIK в поисках каналов для привлечения новой аудитории решил разобраться, что движет их покупателями, которые выбирают офлайн- или онлайн-шопинг, каковы точки их «цифрового пересечения». С помощью наших технологий ритейлеру удалось проанализировать данные о покупателях из интернета и настроить персонализированный таргетинг. В итоге конверсия увеличилась на 27%.
И про онлайн
Виртуальное пространство ― естественная среда обитания пост-миллениалов. Полная картина сложится благодаря веб-сайту с качественными фото и описаниями продуктов, оптимизированному для смартфона, мобильного приложения и присутствия в социальных сетях. Поколение Z должно знать, что бренд с ними на одной волне.
Среднее количество часов в неделю, которые проводят представители разных поколений за просмотром видеоконтента
Пример. Интересную методику вовлечения в онлайн-шопинг использовала Maybelline: чтобы персонализировать онлайн-общение с покупателями, бьюти-гигант запустил приложение, которое позволяет виртуально нанести макияж. Лицо сканируется, анализируется по более чем 60 характеристикам, и далее ритейлер предлагает товары, которые позволят создать подобный лук в реальности.
Работайте на индивидуальность
«Зеты» обожают персонализированный подход. Сделайте шаг навстречу, проанализировав информацию о покупателях и порекомендуйте подходящий товар: 36% пост-миллениалов считают рекомендации необходимыми. Один из топовых ритейлеров Великобритании, продавец одежды New Look после анализа больших данных и персонализации рекомендаций по своим товарам стал получать в 4 раза больше заказов, снизив стоимость привлечения покупателя на 74%.
Как покупают пост-миллениалы
Чтобы их привлечь, товары должны быть представлены на витрине в самом лучшем виде ― в идеале, они должны быть представлены в лимитированной коллекции. Для «зетов» дизайн магазина часто становится решающим фактором для его посещения. Так, кастомизированные ярмарки, которые проходят в непривычных местах, маркеты, стилизованные ритейл-зоны, где «зеты» получают возможность подобрать для себя вещь ручной работы, становятся новым словом в ритейле. Также результаты нашего исследования говорят о том, что «зеты» ― самое тактильное из все поколений, им крайне важно почувствовать товар на ощупь.
***
На первый взгляд, поколение Z может показаться детьми, чьи покупки зависят от мнения родителей. Однако так будет не всегда. Совсем скоро российские пост-миллениалы начнут самостоятельно зарабатывать и принимать решения. Важно начать разбираться в тонкостях этого поколения сейчас, чтобы через 3-5 лет предложить им оптимальный покупательский опыт. Ну, и не забывайте, что уже сейчас старшее поколение советуется при выборе гаджетов и техники со своими детьми ― поэтому ИТ-ритейлерам пора ориентироваться именно на «зетов».
Материалы по теме:
rb.ru
Поколение Z: как ими правильно управлять
Поколение Z в России – это примерно 21 млн парней и девушек, которые родились в промежутке между 2001 и 2010 годами. Эти дети и молодые люди не знают мира без финансовых кризисов, Интернета и сотовых телефонов.
Их жизненная позиция, устои и ценности совсем не такие, как у тех, кто родился раньше. Есть мнение, что люди поколения Z будут представлять самое активное, находчивое, осведомленное и предприимчивое население. Пока они не сформировались до конца в полноценную рабочую силу, предлагаем вам для ознакомления некоторые факты и характеристики поколения Z. Данная информация поможет лучше узнать представителей этой генерации, определить то, что им важно, а также как их принимать на работу и предлагать им свои услуги.
Теория поколений X, Y и Z
В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус разработали «Теорию поколений». Поколение – это совокупность людей, родившихся в определенный интервал времени, подверженных воздействию одних и тех же внешних факторов, происшествий, методов воспитания, со схожими жизненными приоритетами.
Воздействие этих приоритетов, ценностей мы не осознаем, но они в значительной степени определяют нашу жизнь: манеру общения, способы решения конфликтов и создания коллективов, пути развития, осуществление покупок, мотивацию, постановку целей и управление людьми.
Формирование ценностей происходит в самом юном возрасте (примерно до 10-12 лет). На протяжении последующих лет возможно их преобразование или даже кардинальное изменение, но это практически нереально без влияния важных событий в мире, обществе и жизни самого человека.
В этой теории выделяются и описываются периодические поколенческие циклы. Один цикл состоит из четырех поколений. Фаза времени, в течение которой появляются на свет люди одного поколения, составляет примерно 20 лет, соответственно, продолжительность одного цикла – около 80-90 лет. Когда цикл подходит к концу, начинается новое поколение, обладающее ценностями и традициями, характерными первому поколению предыдущего периода. Дети, которые родились на стыке генераций, впитывают приоритеты двух групп и представляют собой переходное, или эхо-поколение.
Генерации нового цикла дублируют основные черты соответствующих поколений предшествующих циклов, поэтому смена поколений сравнивается с временами года и делится на следующие типы:
«Осень» (Герои) – активные, самоуверенные воины, которые в основном борются за имеющиеся ценности, а не создают новые.
«Зима» (Приспособленцы) – одинокие, нерешительные, даже слабые конформисты, которые выбирают приспособленческий образ жизни.
«Весна» (Идеалисты) – бунтари, активисты, меняющие окружающий мир и создающие светлое будущее.
«Лето» (Реакционеры) – переменчивые, язвительные, обманутые ложными надеждами на счастливое функционирование существующей системы нигилисты.
На данный момент выделяют поколения следующих типов:
- Поколение GI (1900–1923 г.р.)
- Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)
- Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)
- Поколение Х (1963–1984 г.р.)
- Поколение Миллениум, или Y (1984–2000 г.р.)
- Поколение Z (c 2001 г.р)
Поколения X, Y и Z и их характерные особенности
Поколение Х (Неизвестное поколение). Родились в 1963-1984 годах («лето», «кочевники»). Их личности формировались в условиях Холодной и Афганской войн, информационной изоляции, наркотиков, СПИДа, тотального дефицита, застоя в экономике, начала перестройки. По стране прокатился поток разводов, который сделал людей поколения X более гибкими в отношениях с другими, а постоянное отсутствие родителей дома из-за загруженности на работе – более независимыми.
Беби-бумеры не считали воспитание детей своим жизненным предназначением. По их мнению, ребенок, самостоятельно справляющийся с возникшими сложностями, будет более счастливым, чем рафинированное дитя. Поэтому в детстве X-ы передвигались на велосипедах и самокатах по городу, грели себе еду и умели готовить простейшие блюда на случай, если родители опять задержатся на службе.
Последствием такого детства стала постоянная мобильность, готовность к реформам и уверенность лишь в своих силах и собственном опыте. Люди поколения X с большим неудовольствием обращаются за помощью. В большинстве они интроверты, стараются избегать крупных мероприятий и скоплений народных масс. Даже при выборе хобби акцент делают на некомандные виды спорта: как правило, бокс и борьба для мальчиков и фигурное катание и гимнастика для девочек.
Основные жизненные приоритеты – это время и право выбора. Наибольшее удовольствие людям этого поколения доставит работа, позволяющая творить и не ограничивать свою фантазию и оригинальность мышления. Лучший отдых – спокойное времяпрепровождение в пансионате, санатории, на пляже.
При этом люди поколения X циничны и предприимчивы. Для них теряет смысл определение «патриотизм», поскольку воспитывались они за «железным занавесом», в изоляции от воздействия других стран. Родиной для них является семья, дети и ближайшее окружение.
Поколение Y (поколение Сети, поколение Миллениум, поскольку его представители выпускаются из школ уже в третьем тысячелетии). Это население, которое родилось в период «осени», 1984-2000 годов («герои»), которые, согласно теории поколений, имеют схожие характеристики с поколением GI.
Основные исторические события в период их формирования как личностей – это развал СССР, регулярные террористические атаки, эпидемии новейших болезней. И все это происходило вместе со стремительным развитием цифровых, коммуникационных, информационных и биотехнологий. Y-и простодушны и склонны к коллективной деятельности. Люди поколения Y хорошо разбираются в компьютерах, поэтому им проще найти родственную душу за много километров от их населенного пункта, чем поддерживать общение с ближайшим соседом.
Ученые называют Y-ов «поколением большого пальца» от обыкновения писать смс-ки большим пальцем, держа телефон в одной руке. Для них практически нет разницы в виртуальном и реальном мире, поскольку они без лишних сложностей совмещают их в своей жизни, ежедневно проводя время в переписках, блогах и компьютерных играх. Это нежные, избалованные создания, практически лишенные самостоятельности, которой обладали их родители. Из них сформировалось хорошо ведомое, но при этом убежденное в своей незаменимости и значимости поколение.
Они не верят в будущее вознаграждение, им важно получить положенную плату немедленно. Для людей этой генерации чувство долга и высокие моральные устои играют более важную роль, чем у предшествующего поколения. Y-и – это поколение брендов, хорошо разбирающееся в моде. Мода – это их принцип, а основная жизненная цель – это получение максимального удовольствия от всего, что делают. Адреналин и положительные эмоции – это то, что поколение Y хотят почувствовать даже от занятий спортом. Наиболее предпочтительный спортивный снаряд – это роликовые коньки, скейтборд или велосипед.
Поколение Z (Generation Z, Net Generation, Generation M, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Это ребята, которые родились, начиная с 2001-2003 годов (по версиям разных источников). Дети поколения Z живут во времена регулярных экономических кризисов. Силы властей становятся все крепче, государство получает большую мощь и влияние. Крупные сети поглощают мелкие фирмы, все могущественное крепчает, а слабое гибнет. Человечество в постоянном ожидании террористических атак и новых смертоносных эпидемий, таких как свиной грипп или лихорадка Эбола.
Важная характеристика поколения Z – это их родители, уже немолодые представители поколения X и молодые Y-и. То, что до этого называлось «технологиями будущего» или «новыми технологиями», для поколения Z – их настоящее. В этом и есть самое большое отличие от генерации Y, молодые годы которых прошли до технологического бума.
Характерные особенности поколения Z
Особенность 1. Привыкли к легкодоступности информации.
Все люди старше 30 лет с юного возраста привыкли ждать и запоминать. Все мультфильмы и телепередачи можно было посмотреть только в определенное время. Интернета не было, и интересующий сюжет можно было посмотреть только в то время, которое запланировано телевизионным каналом. Телефоны родственников и товарищей было принято знать наизусть, чтобы не носить все время с собой телефонную книгу. Все были в постоянном ожидании чего-либо, спешили и учили! Все, кроме поколения Z.
Технологии поколения Z – цифровые и мобильные изобретения. Этим ребятам не надо заучивать наизусть номера (зачем? ведь все записано в телефон), ждать любимых передач и фильмов (зачем? ведь существует кабельное телевидение и высокоскоростной Интернет).
Казалось бы, все преимущества доступности информации, о которых только мечтать могли предыдущие поколения, лишили представителей генерации Z необходимости помнить и знать многие вещи. Поэтому они вряд ли вспомнят даты значительных для нашей страны событий, авторов великих произведений и математические формулы…
Зато поколение Z без лишних проблем анализирует значительное количество информации и молниеносно находит необходимые ответы.
Особенность 2. Не любят жесткие графики и расписание.
Старшие поколения не могли представить свою жизнь без строгого расписания. В детский сад – к 8.00, на урок – к первому звонку, работа – с 9.00 до 18.00, вечерние новости в 21.00. Генерация, рожденная в 1990-е, не придерживалась таких жестких рамок. Поэтому, когда поколение Z только рождалось, в жизнь входила система осознанного материнства, мамы предпочитали воспитывать детей сами, не отдавая их в детский сад, школьное расписание и авторитет педагогов снижался, а любимые мультфильмы можно было посмотреть в удобное время.
В итоге представители поколения Z не понимают, зачем работать в офисе строго по расписанию и почему надо «пахать» целый рабочий день, а не тогда, когда есть силы и вдохновение.
Для генерации Z работа – это комплекс целей и задач, которые нужно выполнить в определенные сроки. Что-то вроде привычной компьютерной ситуации, в которой герой должен найти клад, справляясь со всеми трудностями, а иначе его принцессу съест дракон. До вечера герой может вообще ничего не делать, ведь условие такое: нужно выполнить все задачи ДО наступления темноты. А поколение Z не приучено выполнять что-то заранее, ДО установленного времени.
Особенность 3. Легкомысленность в отношениях.
Поколение Z, характерные черты которого значительно отличаются от более старших генераций, воспринимает отношения, как приятельские, так и рабочие, очень беспечно. У Z-в несколько сотен друзей и подписчиков в социальных сетях, и они, не раздумывая, добавят в «друзья» своего начальника и без капли сомнений или смущения прокомментируют его фотографии.
Из-за этой легкомысленности в отношениях поколение Z с трудом налаживает прочные связи. Если вдруг они перестали себя чувствовать комфортно на работе, то без лишних переживаний напишут заявление на увольнение. Тем более, что представители Z-ов не признают иерархию и не станут подчиняться просто потому, что этот человек руководитель.
Зато у них есть неоспоримое преимущество – широкий круг общения, соответственно, и общая эрудированность. Практически каждый представитель поколения Z имеет среди своих друзей и врача, и педагога, и страховщика, и работника банка. У каждого из них, не стесняясь, Z проконсультируется по нужному вопросу. Благодаря активному использованию социальных сетей эта генерация всегда в курсе последних событий – в сфере моды, киноиндустрии, современных технологий и разработок, политической ситуации. Поколение Z – фактически источник информации. Самое главное – знать, как им воспользоваться.
Особенность 4. Нет интереса к карьеризму.
Поколение Миллениум планировало свою жизнь на долгие годы вперед. Приобретение или строительство жилья, обустройство участка, покупка автомобиля, карьерный рост… Психологические особенности поколения Z таковы, что им претит даже мысль о планировании. Жить только сегодня и сейчас – вот их принцип.
Как только представитель данной генерации потеряет интерес к работе, он без сожаления покинет даже самый успешный и выгодный проект. Z-ы способны променять предполагаемое повышение на дауншифтинг, если вдруг увлекутся этим.
Стоит учитывать, что поколение Z ходит на работу не ради престижного поста или большой зарплаты, а для выполнения увлекательного задания. Если вы сможете заинтересовать его, то получите энтузиаста, способного трудиться по ненормированному графику и за невысокую оплату.
Как правильно работать с поколением Z
Обеспечьте их родительской заботой
Поколение Z, годы становления которых приучили их к самостоятельности, начинают зарабатывать деньги с 16 лет, а в 20 они уже считают себя взрослыми и независимыми. Но это не так. Согласно исследованиям аналитиков компании «Спаркс энд Хоней», 60% представителей этой генерации к своему 20-летию успевают сменить три работы, но при этом 95% до сих пор не съехали от родителей.
Z-ы не готовы решать проблемы, возникающие у любого взрослого человека. Всю свою жизнь они действовали по плану своих родителей. Мама и папа решали за Z-а, в какой кружок он будет ходить, каким видом спорта будет заниматься, какие дополнительные занятия он будет брать, по каким предметам ходить к репетитору и какие экзамены по выбору он будет сдавать. Повзрослевшие представители этого поколения по-прежнему хотят, чтобы их жизнь была распланирована другими людьми. Поэтому, для того чтобы они успешно выполняли задания, все надо расписывать подробно, деля на пункты. Как это было в детстве.
Не надо: «Подготовь отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров».
Надо: «К следующей среде сделай отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров. В этот отчет надо внести график кривых относительно прошлогодних продаж. Исходные данные можешь получить у Анны, с подсчетами поможет Владимир, графики составит Евгений. Этот отчет очень важен, он будет представлен на встрече с инвесторами. Проконтролирует выполнение задания Николай».
В первом варианте представитель поколения Z поищет в Интернете, как надо сделать отчет. Попробует подогнать свои данные под найденные примеры, сделает кое-как, лишь бы расправиться с этим заданием.
А если воспользоваться вторым вариантом, то Z выполнит задание, четко следуя инструкции, с учетом установленного срока. Но при этом подойдет ответственно и творчески, например, креативно оформив презентацию.
Поколение Z, в отличие от Y-ов, не считает строгие рамки ограничителем своей фантазии. Вот как мыслит Y:
Задание без ограничений → «У меня получится лучше, чем у других» → делает на свой вкус → руководитель недоволен и раздражен → задание надо исправлять → Y раздосадован.
А вот как думает поколение Z:
Задание с ограничениями → «Сделаю, как полагается» → добавлю немного воображения → задание выполнено в рамках, но необычно → начальник удовлетворен → задание закрыто → Z – хороший «сын».
Поколение Z проецирует задание на свое детство. Y-«мама» задает задачу. Z спокоен, потому что знает, что Y на его стороне. Это привычная и спокойная ситуация. А в спокойствии Z хорошо работает.
Предложите им стать суперменами
Поколение Z и другие поколения имеют разные мотиваторы для исполнения задач. Для Z-ов большое значение имеет интерес. Главные составляющие их комфорта – это отсутствие скучных рамок и наличие любопытной задачи.
Это легко можно увидеть на следующем примере. На практику в агрофирму были направлены учащиеся института сельского хозяйства. Для успешного завершения второго курса обучения необходимо было заполнить дневник наблюдения за животными. Студенты выполняли задание, но делали это лениво и недобросовестно.
Тогда главному инженеру пришло в голову предложить студентам принять участие в работах по созданию системы с искусственным разумом. Он объяснил, что предназначение системы – уменьшение ресурсных потерь. Для того чтобы система полноценно функционировала, необходимы данные, собираемые практикантами. После этого учащиеся стали более ответственно относиться к поставленной задаче и дали продуктивные предложения по оптимизации работы системы.
Преимущество поколения Z в том, что они могут одновременно решать несколько задач, не теряя качество, и за короткий период времени. Но они неспособны выполнять задачу, если не понимают ее суть. Им нужно знать: что именно надо выполнить, почему и как это связано с целями фирмы.
Не надо: Создай пять разных вариантов упаковки продукта (для нескольких аудиторий) и направь маркетологам.
Надо: Мы планируем расширяться, поэтому тебе необходимо разработать пять вариантов дизайна упаковки. Внедрив измененную упаковку, мы сможем привлечь новых потребителей.
Представитель поколения Z в первом случае выполнит задание, но будет опираться лишь на свои мысли и предпочтения, а во втором случае выполнит так, как этого ожидало руководство. Z промониторит значительное количество информации, обозначит главные моменты и создаст новое решение.
Поколение Z возьмет несколько консультаций у своих товарищей и специалистов в социальных сетях, что позволит сэкономить время. Y может быть намного образованнее и эрудированнее Z-а, но потратит на выполнение этой же задачи больше времени. Z-у сложно запомнить информацию, зато он знает, где ее можно найти. Он быстро справится с этим заданием. Скорость – это отражение поколения Z.
Четко диктуйте правила своей игры
Для поколения Z нет иерархии даже в рабочих отношениях. Они относятся к своим коллегам и руководству по-приятельски. Z не будет стесняться и в случае возникновения вопроса проконсультируется не у коллеги, а через сообщение начальнику. Надо учитывать при сотрудничестве с представителями поколения Z, что они будут уважать Y как человека, а не как руководителя.
Z не любит жить по расписанию, подстраиваться под график, трудиться в рамках нормированного рабочего времени, потому что он считает, что надо работать по вдохновению и удобству, а не по приказу.
Z представляет себе работу как сочетание задач, которые надо выполнить добросовестно и в срок. Время – это единственный допустимый ограничитель. Несоблюдение срока повлечет за собой наказание, как это было в детстве.
Не надо: Подготовь мне документы по тендеру и ответь на жалобы потребителей.
Надо: К утру понедельника должна быть готова документация по тендеру: условия, положения, наши рекомендации, презентация. До вечера вторника тебе надо рассмотреть и дать ответ покупателям на их жалобы. Предварительно следует предоставить мне проект отчета. Не забудь, что у нас введены штрафы за опоздание.
В первом случае Z выполнит все задачи, но даже если будет знать, что это срочно, не станет торопиться. Во втором – документы будут подготовлены в срок. А если он и опоздает со сдачей и получит штраф, то отнесется к этому спокойно.
Люди Z не приемлют жесткого контроля над собой, но при этом спокойно работают при ограничениях (сроки, штрафы и т.п.), воспринимая это как особые условия компьютерной игры.
Предлагайте задачи, рассчитанные на быстрый результат
Поколение Z – реалисты. Они видели, как разбивались планы более старших Y-ов, поэтому не хотят браться за нерешаемые задачи, чтобы не переживать в дальнейшем. Z-ы настроены на победу и совсем не любят испытывать поражение.
Амбициозные задачи не для Z-ов, это прерогатива Y-ов, которые очень стремятся к их выполнению, но пока безуспешно. Если и ставить перед Z-ом амбициозную задачу, то нужно делить ее на более мелкие и достижимые цели.
Не надо: Прибыль нашей фирмы должна быть увеличена к следующему году на 50%.
Надо: Тебе следует выявить факторы, ограничивающие продажи компании, и избавиться от них. Потом определи, какие инновации повлияют на увеличение прибыли. При этом подумай, как уменьшить существующие на данный момент расходы (сроки и уровень ответственности должны быть установлены по каждой задаче).
В первом случае люди Z придут к выводу, что начальник-Y придирается и специально ставит невыполнимые задачи. При таком раскладе им будет проще уволиться и начать искать новую работу. А во втором случае они постараются поскорее выполнить задачи, чтобы отчитаться перед Y-ом.
Z, в отличие от Y-а, не нацелен на карьеру. Это для него слишком долго и скучно. Он работает ради интереса, а не для карьерного роста и получения денег. Оплата труда – это приятный бонус, благодаря которому можно покупать путевки, курсы и оплачивать развлечения. Z не создатель, а исполнитель, которому интересно решать поставленные задачи, как головоломку.
Обещайте награды
Для Z-ов неважно значение награды, но отсутствие поощрения в конце обесценит само задание. Награда может быть не слишком большой и условной, но ее наличие обязательно.
Компания «Яндекс» предлагает своим сотрудникам шуточные повышения. Через год работы в фирме человеку присваивается статус «страж кофе-пойнта». Чем больше срок службы, тем выше шуточная должность. Такие «звания» не несут за собой появление каких-либо преимуществ, но, согласно исследованиям Милениан Брендинг, стало известно, что поколение Z предпочтет незначительный карьерный рост через определенный срок, чем высокую должность неизвестно когда.
Людям поколения Z надо знать свое ближайшее будущее. Они привыкли жить в комфорте и покое. Z-ы должны знать не только время, необходимое для решения задачи, но и дату, когда будет достигнута первая победа.
Не надо: после завершения стажировки мы рассмотрим вашу кандидатуру и, если вы нас полностью устроите, примем вас на полную ставку.
Надо: мы готовы взять вас на стажировку. Если во время нее вы хорошо себя проявите, то по окончании мы поднимем вам заработную плату и примем вас с испытательным сроком. Если вы не выполните поставленные задачи, мы будем вынуждены вас уволить. А если вы будете инициативны и исполнительны, то будете зачислены в штат.
В первом случае Z испугается и продолжит поиски работы, а во втором будет хорошо трудиться, чтобы зарекомендовать себя и достичь следующего этапа.
Люди поколения Z нацелены на достижение быстрого результата. Они ждут успеха после первых приложенных усилий. Следующий этап может быть сложнее, но также выполним и ограничен временными рамками.
7 хитростей, как еще подстроиться под поколение Z во благо компании
Иной раз кажется, что лучше не строить деловые отношения с поколением Z: они капризны, ленивы и слабо мотивированы. Тем более, что скоро придет поколение после Z – невероятно талантливые вундеркинды Альфа, из которых вырастут перспективные руководители.
Люди Z – думающие исполнители, они податливы и легко трансформируются в серьезных работников.
1.Пишите четко, по пунктам, говорите коротко, объясняйте внятно. По мнению сотрудников компании «Майкрософт», дети поколения Z только восемь секунд слушают новую информацию. Они неспособны концентрироваться на длинных сообщениях. Устная задача должна состоять примерно из 25 слов и быть разбитой на подпункты. Каждый пункт тоже должен быть максимум из 25 слов. плохо запоминает информацию, потому что знает, что все можно найти в Интернете. Задача, составленная в письменном виде, поможет вспомнить детали.
2.Обрисуйте задачу в виде комикса. Новое поколение лучше воспринимает изображения, чем слова. Проиллюстрированные задания и видеоинструкции для них более эффективны. Это касается и более крупных задач, таких как стратегия развития фирмы.
3.Ставьте лайки. Z с детства захвалено родными и педагогами. За все свои достижения им вручали призы, даже за фотографии в социальных сетях им ставят лайки. -ы не могут работать без поощрений и похвал. Награда не мотивирует их на более качественное решение задачи, но ее отсутствие выбивает их из рабочего ритма.
4.Не лишайте их гаджетов. Согласно исследованиям компании «Чайлдвиз», ежедневно пользуется всеми современными гаджетами. Постановка задачи в виде программы имеет на них большее воздействие, чем совещание. Внедряйте в работу фирмы современные технологии, не запрещайте пользоваться социальными сетями и не заставляйте вести исключительно бумажную документацию. Это повысит работоспособность Z-а.
5.Устройте им досуг. Это поколение привыкло развлекаться. Информацию не надо подавать в поучительной форме, это только отвернет Z-в от работы. Позвольте им развиваться и учиться по желанию, что повысит их преданность фирме.
6.Ищите им друзей. Несмотря на всех виртуальных друзей, Z-ы одиноки. Живое общение ничто не заменит. только выглядит раскрепощенным и общительным, а по факту у них практически отсутствуют навыки построения отношений. Вовлеките их в коллектив, пусть они почувствуют свою причастность к команде.
7.Четко очерчивайте дедлайн. Люди поколения Z осознают важность временных рамок, но зачастую их нарушают. Устанавливайте строгие сроки и штрафуйте за нарушение. После установления такого контроля безответственные работники отсеются сами.
www.gd.ru
Особенности поколений Х, Y и Z. Как найти общий язык?
В настоящее время наиболее важными стратегическими вопросами общества являются вопросы нового определения понятий «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошее образование», «ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающие их вопросы – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Система образования не всегда соответствует запросам современных школьников. Меняются времена – меняются люди. А для осуществления эффективного педагогического процесса необходимы взаимопонимание и общая цель у учителя и ученика. Как же достичь взаимопонимания, если учитель и ученик представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.
Теория Поколений изучает два больших вопроса:
- ценности;
- цикличность в событиях и явлениях,
- влияющих на формирование ценностей.
В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, они действуют не заметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, какие ставим цели, и что нас мотивирует.
Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):
1. Поколение Победителей (1900–1922 гг.).
2. Поколение Молчаливых (1923–1942 гг.).
3. Поколение Беби-Бумеров(1943–1962 гг.).
4. Поколение X (1963–1982 гг.).
5. Поколение Миллениалов, или поколение Y (1983–2002 гг.).
6. Отдельно некоторые эксперты выделяют поколение Z (с 2003 г.). В современной школе учится поколение Z, которое представляют в школе ученики 1-11 классов. Учителя — в основном представители поколения X. Студенты вузов – поколение Y. Собственно, именно эти три поколения нас и интересуют больше всего как объекты и субъекты системы образования. Остановимся на каждом поподробнее.
Поколение X- это люди, воспитанные на героизме предыдущего поколения, росшие в период бума науки и покорения космоса, заставшие холодную войну, застой и начало войны в Афганистане. В этот период в страну хлынули наркотики, и интеллектуальный потенциал стал резко снижаться, что отразилось уже на следующем поколении.
В связи с высокой занятостью родителей – трудоголиков. Иксы выросли достаточно самостоятельными и автономными, недаром их называют «поколением с ключом на шее». Их родители работали от
звонка до звонка, они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности менталитета: готовность к переменам, расчет только на собственные силы и собственный опыт. У поколения Х есть потребность в постоянной реализации. Это поколение нуждается в освоении новых территорий и областей знаний, причем не предписанных какими-либо правилами. Благодаря этим качествам Иксов появилось огромное количество проектов в совершенно новых сферах и отраслях. Иксы умеют открывать и исследовать неизведанные темы; быстро реагировать на непредвиденные ситуации и находить из них выход; мыслить нестандартно, отыскивать необычные решения, в том числе для обычных, непримечательных ситуаций. Сейчас это поколение находится в стадии зрелости и занимает основные руководящие должности.
Поколение Y (миллениалы).
Особенностью миллениалов является тот факт, что их рождение, детство и первые этапы социализации, профессионализации и инкультурации приходились на крайне нестабильные в культурном, экономическом и ценностном отношении 1990-е годы жизни нашей страны. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими.
Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям—«иксам»и дедушкам—«бумерам». Родители баловали их и всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически не ограниченно. Они выросли уверенными в собственной ценности.
В связи с тем, что внешняя среда вокруг «игреков» менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Крайняя нестабильность 1990-х годов сформировала у детей и подростков нежелание строить долговременные планы и крайне слабовыраженную заботу о будущем, заменив ее ориентациями на быстро достижимые цели. «Игреки» живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро.
Нельзя не отметить выраженный интерес к цифровым технологиям, в частности, компьютерным играм, влияние которых на когнитивные, эмоциональные и психологические качества личности весьма амбивалентно и определенно не сводится к простым развлечениями «прожиганию времени». Важно отметить, что компьютерные игры учат геймеров определять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, фиксировать свое внимание на их реализации в игровом процессе. При этом достижение цели дает быстрое и видимое поощрение, которое сразу же становится видным остальным участникам игрового процесса, повышая уровень социального признания в геймерском сообществе.
Поколение «игрек» не представляет себе жизни вне социальных сетей и интернета. В частности, традиционным способам коммуникации – телефонному разговору, «живому» общению миллениалы однозначно предпочитают скайп, SMS, переписку в социальных сетях. Кроме того, представители поколения «игрек» убеждены, что доступ к информации значительно важнее владения этой информацией. Отсюда отмечается мнимая «поверхностность» интересов подросткав сети, которая на практике оборачивается многозадачностью – пользователь может одновременно вести переписку с друзьями, заниматься выполнением домашних заданий, слушать музыку, делать и редактировать фотографии. Такая многозадачность на практике не только не снижает результативность выполнения основного задания – например, выполнения уроков, но и значительно повышает эффективность работы основной задачи.
Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. Их девиз «Жить в удовольствие, все успеть!», оттягивает переход во взрослую жизнь, долго живут с родителями. Это поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Для них крайне важным является самовыражение.
Из всего вышесказанного возникает вопрос: Каким же должно быть образование, чтобы максимально развить задатки и способности «игреков»? Во-первых, это создание высокопрофессиональной среды образовательного учреждения, в которой творческий, креативный момент работы с игреками будет выражен наиболее полно, способствуя саморазвитию, самораскрытию и самоактуализации личности. «Игрекам» необходимо «проживать» транслируемые ценности таким образом, чтобы они стали «его» ценностями.
Во-вторых, это существенное увеличение дисциплин гуманитарного характера, которые формируют навыки межличностной и межкультурной коммуникации, особенно востребованные миллениалами.
В-третьих, создание индивидуальных«дорожных карт» и «маршрутов» для ученика, что потребует замены традиционных ролевых моделей учителя, лектора, преподавателя другими–коуч, тьютор, фасилитатор, которые смогут провести учащегося к его собственным целям, способствуя их осознанию.
В-четвертых, более активное введение и инсталлирование в существующую образовательную среду системы прикладного бакалавриата. Эта система позволит выпускникам наряду с теоретическими и практическими академическими знаниями, получать тот набор личностных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную и эффективную работу по специальности.
На смену «игрекам» идет поколение Z, которое отличается еще большим усилением некоторых из тенденций, затрагиваемых выше.
Поколение Z или Хоумлендеры
Поколение Z – основных участников современного образовательного пространства – детей и подростков, родившихся после 2000 года, чье взросление и становление полностью пришлось и оказалось всецело детерминированным цифровой эпохой развития общества и системы социальных и межличностных коммуникаций. Этих людей называют «интернет-поколением». Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи.
Особенности детей поколения Z и как найти с ними общий язык?
1. Поколение Z — это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Как правило, и родители школьников и сами школьники создают для совместного общения группы, чаты и беседы ВКонтакте, WhatsApp и др. Хорошо, когда администратором подобной группы или хотя бы ее участником является классный руководитель, с той целью, что бы как минимум – быть в курсе событий, как максимум – вовремя распознать конфликтную ситуацию и разрешить ее.
2. Поколение Z характеризуется тем, что они сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях.
3. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны.
4. Ценят честность и откровенность.
5. Быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.
6. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности. Ребёнок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьёт сок и жуёт бутерброд. И пусть это не раздражает — такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп (надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать).
7. Иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом то, чем они не заинтересованы.
8. У детей поколения Z по-другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а ещё точнее—«путь», способ, как до неё добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».
9. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с тем, что было 10−15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы. 10-15 мин. Максимально способен удержать внимание типичный «зет».
10. У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации малыми порциями. Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в интернете, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями.
11. Они гиперактивны. Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными начём-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждёт общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.
12. Поколение «Зет» склонно к аутизации — погружению в себя. Речь идёт об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а об аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни.
Говоря о сложностях понимания и воспитания поколения Z, нельзя не отметить их безусловную особенность, которую можно рассматривать не только как недостаток, но и как преимущество – лёгкость. Она во всем – в мироощущении, в принятии решений и смене интересов. «Зеты» живут «здесь и сейчас», виртуальная жизнь позволяет им быть известным в любой точке мира, они не заводят прочных социальных связей и не привязываются к конкретным местам на карте. Они не боятся остаться без денег и покупать билеты в «один конец».
«Зетам» не нужны (во всяком случае, они сами в этом уверены) 11 лет уроков и четыре года лекций для того, чтобы развиваться, зарабатывать и чувствовать себя счастливыми. Они смотрят вебинары, находясь за тысячи километров от спикеров, читают книги из лучших электронных библиотек всего мира и диплом является для них лишь формальностью, корочкой, которую нужно показать в отделе кадров. С теми же, кто выбрал академическое образование, работа предполагает необходимый учет определенных особенностей этого поколения. Например, «зеты» привыкли «гуглить», формируя поисковый запрос в Интернете, и на четкий запрос получать четкий ответ, так что чтение огромных текстов – не для них. Они привыкли выделять важное из главного и значительно фильтровать количество получаемой информации, что является ключевой компетенцией, необходимой как в информационном обществе, так и обществе, основанном на знаниях. Еще одной особенностью является и то, что конспекты и записи для них не имеют никакого значения, ведь зачем тратить время на пустое переписывание, если одному человеку можно сфотографировать информацию с доски и отправить в общий чат посредством социальных сетей и мессенджеров. Еще одна безусловная особенность «зетов» – коллективное общение в общих чатах. У поколения Z есть привычка к определенной подаче информации – выраженная «харизма» и личностные особенности интересующих спикеров. Так, если зеты смотрят познавательные видео, то у ярких и эмоциональных «блогеров», из новостей в ленте в «избранное» добавляют только красочные картинки и воспринимают только ролики из «Инстаграма» длительностью в минуту.
Соответственно, выстраивая педагогическую систему для «зетов», нужно делать упор на особенности восприятия «зетами» информации – она должна быть представлена просто, ярко, максимально информативно, иметь четкую структуру.
Все эти процессы приводят к изменениям на уровне субъективности человека, формируя новый тип личности. Из чего следует вывод, о необходимости пересмотра образовательной парадигмы, которая была бы направлена на формирование у молодежи следующих умений и навыков:
-создание принципиально нового;
— скорость усвоения и внедрения в собственную жизненную и профессиональную практику новых моделей;
-формирование компетенции инновационного потенциала.
Так как же достичь взаимопонимания между взрослыми и подростками, зная ключевые характеристики каждого поколения?
Разговаривать. Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.
Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для всех сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.
Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».
Родителям подростков Хоумлендеров (Z) , многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми. Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.
Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга.
infourok.ru