Плавание основы – ..

Содержание

«Основы техники плавания. Эволюция спортивных способов плавания».

Основы техники плавания

Понятие о технике плавания

Техника спортивного плавания — это рациональная система движений, позволяющая пловцу наилучшим образом реализовать свои двигательные возможности в высокий результат на соревнованиях. Это понятие включает в себя форму, характер движений, их внутреннюю структуру. В него входит умение пловца хорошо ощущать, осознавать и использовать для продвижения вперед все внутренние и внешние силы, действующие на тело.

Техника плавания непрерывно развивается. Научные сотрудники и тренеры постоянно работают над совершенствованием техники плавания. Это находит свое выражение в основном в двух направлениях:

  1. Совершенствование структуры движений в уже определившихся способах плавания и поиски новых, более быстроходных и рациональных способов плавания. В результате разработаны четыре основных способа плавания и затем внесен ряд целесообразных изменений в их структуру движений (оптимальная степень сгибания рук в локтевых суставах при плавании кролем и др.)

  2. Формирование и совершенствование индивидуального стиля пловца. Рациональный способ плавания определяется в соответствии с анатомическими и функциональными особенностями организма человека.

Эволюция спортивных способов плавания

На первых ОИ в 1896г. в Афинах программа соревнований по плаванию целиком состояла из заплывов вольным стилем, в которых пловцам разрешалось плыть любым способом и произвольно менять их на дистанции. Большинство участников использовали способ брасс и народный способ на боку (без выноса рук из воды).

В процессе совершенствования техники плавания на боку во 2-ой половине 19 века в Англии возникли две его разновидности: «овер-арм» (с выносом одной руки из воды) и «треджен-стиль» (с попеременным выносом обеих рук и ножницеобразным движением ногами).

Кроль на груди. Впервые элементы способа плавания продемонстрировал А.Викхем в 1898г. в бассейне г. Сидней. На дальнейшее развитие стиля плавания оказывали влияние ОИ.

В 1904г. венгр З.Халмаи на ОИ применил кроль впервые на дистанциях 50и 100 метров. Он выполнял мощные гребки прямыми руками расслабленные движения ногами в вертикальной плоскости. В историю спорта этот способ вошел под названием «Венгерский кроль».

Родоначальником австралийского кроля стал Р. Кэвил. На каждый гребок рукой он делал удар противоположной ногой, сгибая ее в коленном суставе.

Американский кроль отличался ритмичными движениями ненапряженными ногами в вертикальной плоскости, почти не сгибавшимися в коленных суставах. На один цикл движений рук приходилось шесть ударов ногами. Этот способ демонстрировали Ч. Дэниелс (1908-1910гг.), Д. Каханамоку (1912-1920гг.), Н.Росс (1918-1920гг.), Д. Вейсмюллер (1922/1928гг.) и они же становились мировыми рекордсменами и чемпионами ОИ.

Новую разновидность кроля показали на десятой олимпиаде японские пловцы, выступившие лучше американцев. Гребку руками они помогали мощными движениями ног. Кроме того японцы выполняли быстрые движения руками под водой, долгое скольжение и небольшие повороты туловища в момент вдоха.

На 16 ОИ отличились австралийские пловцы. Характерной особенностью техники являлось подчинение движений ногами движениям рук. Австралийцы создали принципиально новую технику плавания двухударный «кроль на руках». Этот вариант начал применяться на средних и длинных дистанциях.

Кроль на спине. Как самостоятельный вид плавание на спине включается в программу соревнований со 2 ОИ в 1900г. в Париже. Первоначально это был брасс на спине. С развитием способа кроль на груди отдельные спортсмены пытались применить его и при плавании на спине. На 5 ОИ в Стокгольме американский пловец Г. Хебнер победил на дистанции 100 метров используя именно такой вариант техники.

В 1935-1936 гг. рекордсмен мира и чемпион ОИ демонстрировал своеобразную технику плавания на спине. Он проносил прямые рук над водой через стороны, удерживал голову и плечи высоко, а таз низко, движения ногами выполнял с большой амплитудой.

Дальнейшее совершенствование техники плавания шло в основном в направлении улучшения обтекаемости тела, увеличения мощности гребков руками и снижения интенсивности и амплитуды движений ногами.

Брасс. Выделения брасса в самостоятельный способ спортивного плавания произошло на 3 Олимпиаде в 1904г. в Сент-Луисе. Спортсмены плыли брассом 440 ярдов. На 4 ОИ в 1908г. была введена дистанция 200м и лишь в 1968г. – 100м брассом.

В развитии техники брасса как спортивного способа выделяют 3 этапа:

  1. с 1904 до 1935г

  2. с 1935 до 1953г

  3. с 1953 до настоящего времени

На первом этапе считалось, что движения ногами эффективнее движений руками. Гребок выполнялся в горизонтальной плоскости прямыми руками широко в стороны. Координация движений рук и ног была раздельной: после гребка руками следовало смыкание ног. Вдох выполнялся через рот во время гребка руками.

Несовершенство правил соревнований привело к появлению таких элементов техники, как гребок до бедра и движение рук по воздуху.

Совершенствование техники на втором этапе шло по пути овладения новым способом плавания – баттерфляем. Прежний брасс как спортивный способ стал бесперспективным. Лишь после уточнения правил и решения ФИНА в 1953г. разделить брасс и баттерфляй на самостоятельные виды брассисты продолжили поиски лучших вариантов техники.

В начале 60-х появился новый вариант брасса. Основными чертами способа были: высокое положение тела, вдох в конце гребка, узкая амплитуда движений ног, высокий темп движений.

Баттерфляй (дельфин). Возникновение способа плавания тесно связано с творческими поисками тренеров и спортсменов путей улучшения техники плавания брасс. В 1935г. американский спортсмен Э. Хиггинс впервые проплыл 100м баттерфляем за 1.10.8,сразу побив мировой рекорд.

В дальнейшем безусловное преимущество баттерфляя привело к тому, что на 15 ОИ в финальном заплыве на 200 м все участники вместо брасса применили баттерфляй. В связи с этим баттерфляй с 1 января 1953г. был узаконен как самостоятельный способ плавания, причем правила разрешали выполнять движения ногами сверху вниз, в вертикальной плоскости.

Дальнейшее совершенствование техники связано с именем венгерского пловца Д. Тумпека. Он изменил характер движений ногами и в 1954г. довел мировой рекорд в этом способе плавания до 1.02.

Скоростная разновидность техники спортивного способа баттерфляй – с волнообразным движением туловища и ног сверху вниз в вертикальной плоскости получила название «дельфин». Уже на 16 ОИ в 1956г. все спортсмены плыли именно этим способом.

Основы гидростатики

Рассмотрим частный конкретный случай: тело находится в воде неподвижно, при этом на него действуют силы тяжести и силы гидростатического давления.

На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление. Боль в ушах, которую испытывает пловец, нырнувший на большую глубину, вызвана гидростатическим давлением на барабанную перепонку уха. Гидростатическое давление зависит от глубины погружения.

Когда тело пловца находится в воде неподвижно, на него действует только сила тяжести тела и выталкивающая сила воды.

infourok.ru

Лекция 2. Общие основы техники плавания

1. Статическое плавание и характерные его особенности.

2. Динамическое плавание и характерные его особенности.

3. Терминология применяемая в плавании.

4. Влияние физиологических функций организма человека на технику плавания.

1. Статическое плавание.

Под статическим плаванием понимают такое плавание, при котором на тело пловца, находящегося в воде без движений действует две силы: сила тяжести, направленная вниз, и выталкивающая сила воды, направленная вверх.

Сила тяжести (Fт) определяется силой притяжения тела к Земле.

Закон Архимеда и статическое плавание:

всякое тело, погруженное в жидкость, вытесняется ею вверх с силой равной весу этой жидкости, взятой в объем данного тела. Архимедова, или выталкивающая, сила F(b) равна весу жидкости, вытесненной телом, и определяется по формуле F(b) = PgV, где V — объем тела, P — его плотность, g = 9,8 мк2 — ускорение свободного падения тела.

Таким образом, на тело погруженное в жидкость, действует подъемная сила, направленная в сторону, противоположную направлению силы тяжести. Величина ее определяется объемом данного тела. Отношение веса тела к весу дистиллированной воды при t = 40С, взятой в том же объеме, называется удельным весом тела. Удельный вес может быть определен весом одного кубического сантиметра вещества, выраженным в граммах.

Однако при одинаковом объеме различные тела могут иметь различный собственный вес. Если вес тела F(t) больше веса воды F(b), взятой в том же объеме, тело утонет, несмотря на поддерживающие давление воды.

Если вес тела F(t) равен весу воды F(b) в объеме этого тела, тело погрузившись в воду, не будет ни всплывать , ни погружаться на дно.

Если вес тела F(t) меньше веса воды F(b), взятой в том же объеме, тело всплывет к поверхности воды и часть его окажется над поверхностью (Рис.1).

Тела, имеющие удельный вес больше единицы, тонут, меньше 1 — всплывают. Кусок железа, имеющий удельный вес 7,8 — утонет; кусок пробки — 0,24 всплывет.

Вещества, составляющие тело человека, также имеют разный удельный вес. Кости — 1,9-1,8; мышцы — 1,04-1,05; внутренние органы — 1,04-1,07; жир — 0,92-0,93; воздух, заключенный в полостях тела (легкие, гортань) — около 0,0013. Все эти вещества образуют общий объем тела, средний удельный вес которого около 1.

Удельный вес может меняться: при вдохе становиться меньше, при выдохе — больше. Удельный вес при полном вдохе у различных людей равен 0,94-0,99. Удельный вес при полном выдохе колеблется обычно в пределах 0,99-1,05, при нормальном вдохе 0,96-1,01.

Морская вода имеет удельный вес 1,03. Тяжелая вода с большей силой вытесняет тело вверх, поэтому в морской воде у поверхности держаться легче.

Плавучестьэто способность удерживаться на поверхности воды.

Пловцы отличаются друг от друга телосложением, размерами костей, развитием мышц, распределением веса, количеством жировой ткани, емкостью легких и т.д. Все эти факторы оказывают влияние на плавучесть спортсмена и на положение, которое он занимает в воде. Более тяжелые пловцы лежат низко в воде, но они лучше передвигаются за счет работы большего количества мышц.

У человека различают вертикальную и горизонтальную плавучесть. При вертикальной плавучести силы F(t) и F(b) расположены вдоль продольной оси тела, а при горизонтальной они перпендикулярны к этой оси.

Горизонтальная плавучесть тела человека в большей степени зависит от взаимного расположения общего центра тяжести и общего центра давления. На положение общего центра тяжести большое влияние оказывает конституция тела, соотношение объемов отдельных тканей человеческого тела и их плотности. На положение общего центра давления оказывает влияние объем легких и степень наполнения их воздухом.

При построении техники плавания нужно учитывать и то, что удельный вес различных частей неодинаков. В верхней части легкие. Количество жировых клеток в этой части больше, чем в нижней. Поэтому средний удельный вес нижней половины тела человека больше удельного веса верхней половины. Это приводит к тому, что общий центр тяжести тела (ОЦТ) не совпадает с общим центром давления воды, создающего подъемную силу (ОЦД). ОЦД, который называют также центром плавучести, смещен по отношению к ОЦТ на 2-6 см (женщины), 8-10 см (у мужчин) в сторону грудной клетки. Расположение этих центров (ОЦТ и ОЦД) у различных людей неодинаково. Центр тяжести находится на уровне первого-пятого крестцового позвонков. Центр плавучести выше. Это приводит к тому, что при горизонтальном положении неподвижно лежащего в воде пловца ноги начинают опускаться вниз . Чем меньше расстояние между ОЦТ и ОЦД, тем выше горизонтальная устойчивость в воде. У женщин оно меньше, чем у мужчин (Рис.2).

Чтобы уменьшить расстояние между ОЦТ и ОЦД необходимо выполнить сгибание в тазобедренных и коленных суставах (подтянуть колени), это благоприятно для паузы, отдыха, но не для движения.

Для того чтобы, при движении тело пловца сохраняло положение горизонтальной плавучести, нужно выполнять компенсаторные движения ногами.

Плавучесть тела (по В.Н. Платонову, 1983).

Для определения плавучести тела занимающихся в практике плавания специалистами рекомендуется использовать наиболее доступный и простой тест: на полном вдохе в вытянутом положении с поднятыми вверх руками медленно, чтобы не вызвать излишних колебаний, занимающийся опускается в воду у борта бассейна. Наблюдаемая таким образом различная степень плавучести занимающихся может быть оценена следующими градациями:

studfiles.net

2. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ

9

Пребывание в воде тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Помимо закаливания, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию и укреплению здоровья. Так, плавание спортивными способами гармонично развивает все группы мышц, способствует развитию и совершенствованию таких физических качеств как: выносливость, сила, быстрота (скорость), гибкость, ловкость (координация).

Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружается позвоночный столб от давления на него веса тела. Становится возможным, устранение таких нарушений в осанке, как сутулость и сколиоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе, с постоянным сопротивлением воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.

Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

При плавании кролем на груди, брассом или дельфином вдох и выдох затруднены, так как при вдохе приходится преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и объем грудной клетки.

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы организма, увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям; возрастает интенсивность обменных процессов в организме человека.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему детей и взрослых, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон.

Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

10

2.1. Физические свойства воды

При изучении теории и методики преподавания плавания, следует учесть важнейшие физические свойства воды, которые не только затрудняют в ней движение тела, но и создают опору для выполнения двигательных действий. Этими свойствами также определяется ее многообразное влияние на организм человека.

Вязкость воды – это свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению одной ее части относительно другой. При движении частиц воды относительно друг друга возникает сила трения, препятствующая движению. Эта сила и обусловливает возникновение вязкости. Поэтому, когда вода приходит в движение, то в ней возникает внутреннее сопротивление: в процессе плавания спортсмен увлекает за собой ближний слой воды, который захватывает, в свою очередь, соседний слой. При повышении температуры воды ее вязкость уменьшается. Если в воде растворены какие-либо вещества (морская вода), ее вязкость увеличивается.

Если сравнить плотность воды с плотностью воздуха, то вода оказывается в 800 раз плотнее воздуха и является основной причиной высокого сопротивления движению пловца.

Удельный вес. Удельным весом воды называется вес вещества в единице объема. Вода, насыщенная солями (морская вода), имеет удельный вес больше, чем пресная. Знание удельного веса позволяет судить о плавучести человека.

Давление воды. Как жидкость, она обладает свойством текучести, сохраняет свой объем и имеет свою поверхность. Вода при повышении на нее давления почти не сжимается. Однако по мере погружения тела в воду на него действует не только атмосферное давление (760 мм рт/ст), но также и собственный вес жидкости. Так, на тело, погруженное в воду всего на 1 м, оказывает воздействие дополнительное давление, которое весьма ощутимо для человека. Это проявляется в виде болевых ощущений в барабанной перепонке уха, околоносовых пазухах.

Давление воды препятствует выполнению вдоха и выдоха в воду, вследствие чего дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку. Однако давление воды оказывает и положительное влияние, так горизонтальное положение тела при плавании разгружает мышцы позвоночного столба, которые несут значительную нагрузку при вертикальном положении тела. При плавании отток крови от ног к сердцу и ее циркуляция существенно облегчены. Даже при максимальной нагрузке в воде частота сердечных сокращений (ЧСС) не достигает тех величин, которые фиксируются при выполнении упражнений на суше.

Рефракция воды – преломление световых лучей. Под водой предметы кажутся ближе и крупнее приблизительно на 25%. Помимо этого, световые лучи не только отражаются и поглощаются, но и частично рассеиваются. Рассеивание световых лучей приводит к постепенному снижению освещенности по мере увеличения глубины. Неодинаково происходит и поглощение водой цвета. Так, сначала исчезает красный цвет, затем оранжевый, а на глубине 18 м человек видит все в зелено-голубых тонах.

11

Звукопроницаемость – это скорость распространения звука. Человеку, погруженному под воду, не слышны звуки с поверхности (например, команды преподавателя). В то же время звуки, издаваемые под водой (моторной лодкой, дельфинами и др.), слышны очень хорошо. Но поскольку звуковые волны в воде распространяются во все стороны, то если не видно источника звука, определить место его нахождения невозможно.

Существенное значение имеют и такие свойства воды, как теплоемкость и теплопроводность. Теплоемкость воды в 4 раза, а теплопроводность в 25 раз больше, чем у воздуха, поэтому отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе.

2.2. Закономерности статического плавания

Закономерности статического плавания связаны, прежде всего, с силами гидростатического давления. Эти силы действуют на любую поверхность тела погруженного в воду. Так, боль в ушах, которую испытывает пловец, погрузившийся на большую глубину, вызвана силами давления воды на барабанную перепонку уха. Силы давления воды всегда направлены перпендикулярно к поверхности тела и возрастают с глубиной.

Выталкивающая сила воды. Согласно закону Архимеда, «На тело, по-

груженное в воду, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости».

Гидростатическое равновесие тела. На тело человека лежащего на по-

верхности воды действует выталкивающая сила и сила тяжести. Если руки пловца расположены вдоль туловища, действие этих сил будет приложено в разных точках и разных направлениях. В этом случае возникает момент вращения, в результате чего ноги погружаются под воду. Уравновесить тело человека в воде можно, если перевести руки вверх.

Плавучесть. Определяется разницей удельного веса воды и удельного веса пловца. Чем больше эта разница, тем лучше плавучесть. Отрицательная плавучесть – вес тела больше вытесненной им воды, и тело погружается на дно. Положительная плавучесть – вес вытесненной телом воды больше веса тела, и оно удерживается на поверхности воды. Нейтральная (нулевая) плавучесть – вес вытесненной телом воды равен весу тела, и оно находится в неподвижном положении на любой глубине.

Плавучесть человека зависит от удельного веса тела и удельного веса воды. Наше тело неоднородно по своему составу. Тяжелее всего кости, легче жировые ткани. Например, удельный вес мышечной ткани равен 1,04-1,05 г/см3, жировой ткани – 0,92-0,94 г/см3, а костной – 1,7-1,9 г/см3. У женщин величина удельного веса меньше, чем у мужчин, у детей меньше, чем у взрослых. Чем меньше удельный вес тела, тем лучше плавучесть.

Плавучесть также зависит от вдоха. При глубоком вдохе, как правило, плавучесть положительная, при выдохе – отрицательная. Плавучесть тела в более плотной, морской, воде повышается.

2.3. Основы динамического плавания

studfiles.net

основы, понятие, виды, способы и методы, техника и оздоровительное влияние на организм

В статье поговорим о том, что такое прикладное плавание. Мы разберемся с этим понятием досконально, а также попробуем узнать, какие виды такой физической активности существует. На самом деле прикладное плавание играет довольно большую роль, о которой мы сегодня узнаем подробнее.

Введение в тему

Начнем с того, что плавание – очень важный вид физической активности, который связан с разными сферами жизни человека. Так, он перекликается с рабочей сферой, бытовой и военной. Надо понимать, что плавание — это тот навык, который очень важен для каждого человека. Индивид, который смело ведет себя в водной среде, способен принимать взвешенные решения в случае опасности, а также полностью контролировать самого себя.

Особенно плавать необходимо уметь тем, для кого это важный трудовой навык, например работникам морского и речного флота, гидростанций и т. д. Также очень часто этот навык становится необходимых военным и спасателям. Кроме того, плавать должны уметь спортсмены, которые занимаются водными видами спорта.

Что касается прикладного плавания, то оно представляет собой отдельную область профессиональной подготовки для людей, которые работают в различных спасательных отделах, а также для всех тех, чья работа так или иначе связана с водным погружением. Не все знают то, что такие люди обязаны сдавать нормативные показатели для того, чтобы проверить и подтвердить уровень своей квалификации.

О чем идет речь?

Итак, прикладное плавание означает, что человек владеет умением держаться на воде и проводить при этом важные манипуляции. Этот вид плавания нужен для разрешения различных жизненных ситуаций, например помощи тонущему человеку, при буксировке или сборе со дна каких-то важных образцов. В своей основе прикладное плавание заключается в том, что комбинирует в себе различные спортивные методы ориентации в воде, которые позволяют приспосабливаться к различным требованиям и действовать в любых случаях.

Из чего состоит?

Поскольку мы уже знаем о значении прикладного плавания, то расскажем о том, что конкретно оно в себя включает. Итак, это разные манипуляции под водой, прыжки в воду, спасательная деятельность и помощь тем, кто тонет или устал, экстремальное ориентирование, форсирование препятствий, плавание комбинированными, спортивными и не спортивными стилями.

Спортивное плавание

Виды прикладного плавания начнем рассматривать со спортивных стилей. Итак, стиль брасс применим для того, чтобы помочь живому существу, достать и перенести определенный предмет. Также он необходим при нырянии, плавании в неприспособленной для этого одежде и для преодоления различных препятствий. Этот стиль имеет очень большое количество особенностей, которые сделали его таким популярным в прикладном плавании.

Отметим, что этот стиль применим в различных ситуациях, он позволяет очень быстро изменять траекторию и скорость движения. Кроме того, плыть можно с лицом, опущенным под воду, либо же держа его над поверхностью. Большим преимуществом этого стиля является то, что он обеспечивает отличную видимость. К тому же если вам надо под водой избавиться от одежды, то просто и удобно это осуществить, если вы передвигаетесь брассом.

Кроль на груди – это следующий вид спортивного стиля, который имеет свою главную ценность в том, что позволяет скоро прибыть к цели. То есть этот стиль маневрирования под водой позволяет в очень сжатые сроки доплыть до необходимого объекта. Он считается наиболее быстрым видом плавания.

Также есть стиль дельфин, который применим для ныряния. Особенно он эффективен, если человек в ластах. Еще есть стиль кроль на спине, некоторые движения которого могут применяться для доставки живого существа или груза.

Не спортивные стили

Продолжим рассматривать прикладные стили плавания, а именно те, которые относятся к не спортивным.

Брасс на спине применим при отдыхе, он дает возможность преодолевать большие расстояния. Дело в том, что при таком виде передвижения можно двигать только ногами и полностью снять нагрузку с рук. Также в таком положение удобно транспортировать тонущего или же помогать человеку, который устал.

Плавание на боку чаще всего применяется для транспортировки каких-то значительных по весу предметов или буксировки людей, которые потеряли сознание. Отличием этого стиля является то, что в нем удобно плавать в одежде, можно преодолевать большие расстояния.

Плавание кролем на груди без рук невероятно комфортно, если у вас возникла необходимость плавать в неприспособленном для этого одеянии. Кроль на спине без рук используется для спасения живых существ и для доставки любых вещей. Также на этот стиль часто переключается для того, чтобы отдохнуть после физической нагрузки.

Комбинированные стили

Они заключаются в комбинировании различных движений из спортивных способов для того, чтобы максимально эффективно передвигаться в воде. Ныряние — это такой вид прикладного плавания, когда индивиду необходимо на долгий промежуток времени уйти под воду и находиться там без возможности дышать. Ныряние необходимо в случае, если надо оказать первую помощь, а еще для преодоления расстояния при различных военных операциях, для подъема различных грузов со дна. Отметим, что ныряние требует от пловца особого умения и осторожности, так как чрезмерно длительное пребывание без воздуха под гладью воды может навредить здоровью.

Если человек ныряет в темное время дня или же при плохой погоде, когда видимость недостаточна, то ему необходимо вытягивать руки вперед. Для того чтобы увеличить время пребывания под водой, необходимо более часто и глубоко дышать, таким образом обеспечивая гипервентиляцию легких. Делать это необходимо непосредственно перед попаданием под воду. Но также такая процедура должна проводиться сразу после выныривания для того, чтобы восстановить дыхание. Также продлить свой срок под водой можно при систематических тренировках и с использованием особых приемов, которые позволяют задерживать дыхание на более длительный срок.

Также надо отметить: если пловец ныряет на большую глубину, то он может ощутить давление на барабанные перепонки, которое проявится болью в ушах. Для уменьшения этого эффекта необходимо имитировать глотательный рефлекс, чтобы выровнять давление.

Погружение можно проводить с опорного и безопорного положения. Итак, когда человек имеет какую-то опору в виде берега или бассейна, то это называется опорным погружением. Если же он ныряет, непосредственно находясь в воде, то опоры нет.

Техника

Мы уже рассмотрели технику прикладного плавания и способы в разных стилях, теперь расскажем о прыжках в воду. Они выполняются из положения стоя нижними конечностями или головой вперед. Первые выбрасываются вперед в тех ситуациях, когда неизвестна глубина погружения, а также если дно не исследовано. И еще этот метод используют в том случае, если человек ныряет в одежде. Во всех других ситуациях лучше использовать прыжок головой вперед.

Техника прыжка ногами вперед: необходимо стать на край опоры и поставить ступни рядом. Руки должны находиться четко вдоль туловища и быть прижаты к нему, но голову следует держать прямо. Немного наклоняясь, следует сделать шаг вперед правой ногой, а левую поднять от опоры и в воздухе соединить с правой ногой. В воду важно войти с натянутыми носочками.

Также прыжок ногами вперед можно совершить еще одним способом. Для этого необходимо упереться в опору, свести стопы, после этого немного согнуть колени, руки разместить «по швам» и прижать. Голову следует держать ровно. После этого необходимо немного оттолкнуться, сделать прыжок вверх и вперед, при этом оставаясь в вертикальной позиции. Входить в воду также надо с натянутыми носочками.

Прыжок головой вперед

Прыжки головой вперед тоже можно осуществить двумя способами. Необходимо встать на край опоры, свести ноги, пальцами ног ухватиться за опору, а руки вытянуть вверх. После этого необходимо податься вперед и немного согнуть ноги. Затем надо оттолкнуться ногами и войти воду с прямым положением тела. При втором способе прыжок выполняется так же, как вы прыгаете в воду для плавания брассом, вольным стилем или баттерфляем.

Военно-прикладное плавание

Оно включает себя довольно много приемов, естественно, мы не будем рассматривать каждый из них. Но в основном оно заключается в освобождение от захвата, транспортировке товарища, оказании первой помощи, а также транспортировке важных грузов.

Рассмотрим случай, который может возникнуть, если вам необходимо освободиться от захвата тонущего человека. Так, если он ухватился за руку, то освобождаться от захвата нет необходимости, потому что и в таком положение можно успешно доставить его к берегу. Однако же если человек не дает вам самому двигаться, то следует изменить положение его тела. Пытаясь освободиться, необходимо самому немного уходить под воду, а тонущего человека толкать вверх. Дело в том, что когда пловец подается немного вниз, то пострадавший ослабляет хватку и пытается сам немного подняться над поверхностью воды. После избавления от хватки необходимо развернуть человека спиной к себе и тут же начать продвигаться к берегу.

Помощь

Отметим, что значение прикладного и оздоровительного плавания очень велико. При этом очень важно не только хорошо ориентироваться на воде и под водой, а также выполнять любые манипуляции, но еще оказывать первую помощь. Перед тем как ехать отдыхать или связывать свою жизнь с профессиональной деятельностью, которая пересекается с необходимостью погружаться под воду, хорошенько разберитесь с тем, как оказывать первую помощь человеку, который наглотался воды.

Мало кто знает, что есть несколько видов утопления, и первая помощь в них отличается кардинально. Другими словами, если вы будете действовать, не анализируя особенностей утопления, то можете принести человеку больше вреда, чем пользы. Однако же изучение прикладного плавания позволит вам уверенно чувствовать себя в воде и хорошо ориентироваться в помощи самому себе и другим людям. Также вы сможете преодолевать большие расстояния, отдыхать и при необходимости участвовать в различных спасательных операциях.

Влияние на организм

Отметим, что прикладное плавание очень хорошо сказывается на здоровье человека, оказывая укрепляющий эффект. Оно сложнее, чем обычное плавание, а потому лучше тренирует тело, делает его более маневренным и сильным, способным к разным физическим испытаниям.

Кроме того, такого рода активность очень положительно сказывается на работе всех систем нашего тела. Систематические нагрузки позволяют выработать сильную мышечную систему, которая обеспечивает крепость и здоровье. При плавании происходит задержка дыхания, а также тренировка общей выносливости, что очень положительно сказывается на дыхательной системе человека, если не впадать в крайности и не изводить себя кислородным голоданием. Легкие становятся выносливее, дыхания глубже и спокойнее. Также плавание — отличная зарядка, которая бодрит весь организм и улучшает циркуляцию крови.

fb.ru

Лекция 5. Основы спортивной тренировки в плавании

1. Цели и задачи спортивной тренировки.

2. Содержание спортивной тренировки: теоретическая, тактическая, техническая, специальная, морально-волевая подготовка.

3. Общефизическая и специально-физическая подготовка пловца.

4. Физиологическая и биохимическая характеристика сочетания четырех методов тренировки.

Спортивная тренировка — это основная форма подготовки к соревнованиям, качественно организованный педагогический процесс использования системы физических упражнений с целью управления развитием и совершенствованием качеств и способностей спортсмена, обуславливающих уровень достижений в конкретной мышечной деятельности. Спортивная тренировка включает в себя все основные стороны подготовки физическую, техническую, тактическую и специально-психологическую. Под плотностью спортивной тренировки понимают соотношение нагрузки и отдыха в тренировочном занятии. Она зависит от целей и задач тренриовки, интенсивности и длительности упражнений.

1. Цель и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного уровня технической , тактической, физической и психической подготовленности, предъявляемой спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:

— нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание и специальная психологическая подготовленность спортсмена;

— освоение спортивной техники и тактики, формирование и совершенствование умений и навыков, способствующих достижению мастерства, воспитание тактического мышления спортсмена и качеств ускоряющих его спортивно-техническое и тактическое совершенствование;

— обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможности функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в конкретном виде спорта;

— воспитание моралдьных и волевых качеств;

— приобретение теоретических знаний и практического опыта необходимых для тренировочной и соревновательной деятельности;

— комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсменов.

2. Содержание спортивной тренировки: теоретическая и тактическая, техническая, специальная, морально-волевая подготовка.

Различают следующие стороны подготовленности спортсмена: техническую, физическую, тактическую, морально-волевую, психическую и интеллектуальную, интегральную.

Техническое мастерство:критерии технической подготовленности существенно зависят от возраста спортсменов, их квалификации и подготовленности.

Оценка технической подготовленности юных спортсменов включает: разностороннюю техническую оснащенность, степень овладения не только основой соревновательных упражнений, но средств общей и вспомогательной подготовки, многообразие специальных подготовительных упражнений.

Оценка технического мастерства спортсменов высшей квалификации: оптимальная форма, структура и подвижность действий при выполнении прежде всего соревновательного упражнения.

Форма движений — одна из характеристик технического мастерства. Наряду с формой движений важной является способность спортсмена к созданию четких представлений о главнейших параметрах спортивной техники на основе специализированных восприятий типа чувства воды, чувства времени, скорости, чувства развиваемых усилий и т.д. Эти восприятия наряду с уровнем развития важнейших двигательных качеств определяют степень совершенства пространственно-временной и динамической структур движений.

Тактическая подготовленность:основной составной частью тактической подготовленности в плавании является выбор рациональной индивидуальной схемы прохождения дистанции и ее реализации независимо от действий основных конкурентов.

Тактическое поведение зависит от следующих факторов: уровня знаний пловца об общих положениях спортивной тактики и ее особенностях в зависимости от условий соревновательной борьбы; наличие сведений об основных соперниках, уровне их физической и технической подготовленности, тактической оснащенности.

Фактическое мастерство связано с технической, физической и психической подготовленностью пловца. Так, спортсмены, обладающие высокоразвитыми спринтерскими качествами, могут бурно начать прохождение дистанции, чтобы оказать психологическое давление на соперника, или буквально до последних метров дистанции держаться несколько сзади, рассчитывая решить исход борьбы в свою пользу стремительным движением на финише.

Важным компонентам тактики является умение пловца увязывать спортивную технику с функциональными возможностями организма в конкретный момент прохождения дистанции.

Работа над совершенствованием тактики должна предусматривать: равномерное прохождение дистанции, формирование тактики с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, обеспечение вариативности тактики, позволяющей изменять ее в зависимости от условий конкретных соревнований.

Специально-психическая, морально-волевая подготовленность спортсменов:из двух спортсменов с примерно одинаковыми спортивными результатами и функциональной подготовленностью обычно побеждает тот, у кого более высокий уровень морально-волевой подготовленности, проявляющийся в так называемых бойцовских качествах. Такой спортсмен способен максимально концентрировать физические и духовные силы во время соревнований, преодолевать усталость, сломить соперника и продемонстрировать максимальные возможности для победы. Особым признаком бойцовских качеств является умение показывать на соревнованиях более высокие результаты чем на тренировках или выигрывать их.

Психическая подготовленость предусматривает две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны подготовленности:

1) волевую — как активную сторону сознания человека, которая в единстве с разумом и чувством регулирует его поведение и деятельность в затрудненных условиях. Воля имеет три структивных компонента: познавательный — поиск правильных решений, эмоциональный — самоубеждение на основе моральных мотивов деятельности, исполнительный — регулирование фактического выполнения решений посредством сознательного самопринуждения.

В волевой подготовленности выделяют: целеустремленность — ясное видение цели, решительность и смелость — склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений, настойчивость и упорство — способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении цели и преодолении препятствий, выдержку и самообладание — ясность цели, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения, самостоятельность и инициативность — собственный почин и новаторство.

По своей структуре волевое действие предусматривает принятие решения и его реализацию.

2) Специально-психическую в которой выделяют: устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности, степень совершенства кинестатических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды, способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации, способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени, совершенство пространственно-временных параметров как фактора повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена, способность к формированию в головном мозгу опережающих реакций, программ, предшествующих конкретному действию, необходимость которого диктуется ходом соревновательной борьбы.

Спортсмену очень важно управлять уровнем возбуждения перед и во время соревнований. Повышенное возбуждение, непреходящее границ, является положительным предстартовым фактором. Превышение оптимального уровня ведет к перевозбуждению, приводящему к неуверенности, тревожности, снижению внимания, дискоординации, и, естественно, к снижению эффективности соревновательной деятельности.

Психические качества, как правило, формируются в результате занятий конкретным видом спорта. Например, специализирующиеся в спринтерских дистанциях циклических видов спорта присущи склонность к лидерству, высокий уровень мотивации к достижению цели, склонность к риску, умение концентрировать в нужный момент силы и отдать их для победы. В то же время им часто свойственны недоверчивость, стремление избегать подчинения, упрямство, склонность к конфликтам.

Специализирующихся на длинных дистанциях отличают активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности.

В современном спорте выделяются основные направления психической подготовки.

1. Формирование мотивации занятий спортом, т.е. сохранение желания спортсменов к постоянному совершенствованию на протяжении многих лет.

2. Воспитание волевых качеств, когда процесс воспитания воли увязывается с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием физических качеств.

3. Идеомоторная тренировка, заключающаяся в совершенствовании кинестетических и зрительных восприятий параметров двигательных действий и внешней среды, сопровождающих процесс тренировки и соревнований. (Представление, мысленное воспроизведение зрительных и мышечно-двигательных действий).

4. Совершенствование быстроты реагирования на слуховые, зрительные, тактильные, проприоцентивные или смешанные раздражения.

5. Совершенствование специализированных умений, проявляющихся в таких показателях, как чувство воды, дистанции, времени, момента, ритма, темпа, противника и др.

6. Регулирование психической направленности, направленной к предельной мобилизации возможностей функциональных систем к предельному использованию энергетических ресурсов организма, быстрому переходу от относительно энергетических ресурсов организма, быстрому переходу от относительно пассивных состояний к периодам предельной мобилизации функциональных ресурсов, и наоборот.

7. Выработка толерантности к эмоциональному стрессу с использованием воздействия стрессового характера, соответствующего сложным и неожиданным ситуациям, создавшимся в условиях соревновательной деятельности.

8. Управление стартовым состоянием спортсмена или уровнем его психической направленности, определяемым при этом балансом процессов возбуждения и торможения.

studfiles.net

Общий курс лекций по плаванию общая характеристика, особенности и классификация плавания — Документ

ОБЩИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПЛАВАНИЮ

  1. Общая характеристика, особенности и классификация плавания

Понятие «плавание» включает в себя две составляющие: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.

Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Ныряния, погружения и плавание под водой, в том числе с помощью различных средств (ласты, акваланг и др.), является уже производным от умения плавать, т. е. способности держаться на поверхности воды.

Плавание как учебный предмет — область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания, методику обучения и т. д. Данная область знаний, постоянно пополняющаяся и совершенствующаяся, используется для качественного проведения процесса обучения плаванию, организации учебных и тренировочных занятий, подготовки специалистов (учителей, тренеров, инструкторов) и их профессиональной переподготовки.

Вид плавания — одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

Виды плавания: спортивное, оздоровительное, игровое, фигурное (художественное, синхронное), прикладное, подводное.

Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании — подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, т. е. пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Но так как способ кроль на груди является самым быстрым из существующих на сегодня, то пловцы используют именно его. По скорости самым быстрым является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс.

Программа соревнований на олимпийских играх включает плавание данными способами в бассейне 50 м на различные дистанции: вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 м для женщин и 50, 100, 200, 400 и 1500 м для мужчин), кроль на спине (100, 200 м), брасс (100, 200 м), баттерфляй (100, 200 м), комплексное плавание (200 и 400 м), включающее в себя преодоление равных отрезков дистанции разными способами, сменяющимися в четкой последовательности (сначала баттерфляй, потом кроль на спине, брасс, вольный стиль) и эстафетное плавание.

В эстафетном плавании 4100 м, 4200 м вольным стилем принимают участие четыре пловца, которые плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок 100 м (200 м), в комбинированной же эстафете 4100 м каждый из пловцов плывет одним из четырех способов, которые также идут друг за другом в четкой последовательности (первый этап в комбинированном плавании начинается со способа кроль на спине, потом брасс, баттерфляй и вольный стиль).

В настоящий момент олимпийская программа по плаванию включает 32 номера (16 дистанций у мужчин и 16 — у женщин).

Программа чемпионатов мира и других международных соревнований несколько отличается от олимпийской, более того, в настоящее время проводятся отдельно соревнования в бассейнах 50 м и 25 м (на короткой воде), в связи с чем и мировые достижения регистрируются отдельно.

Спортивное плавание имеет свои разновидности. Например, марафонское проводится на открытой воде — дистанции 5, 10, 25 км. Существует зимнее плавание (в холодной воде) — объединившее в себе элементы закаливания (моржевания) и плавания на скорость. Плавание как один из видов входит в программу триатлона, не так давно включенного в олимпийскую программу. Также плавание на различные дистанции входит как обязательное упражнение в различные виды многоборья, например современное пятиборье (олимпийский вид), морское многоборье и др.

Оздоровительное плавание использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные — спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д.

Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах.

Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр — водное поло — стала олимпийским видом спорта.
Фигурное (художественное, синхронное) плавание — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Может выполняться индивидуально и группами. Используется при организации водных праздников и представлений. Синхронное плавание является и отдельным видом спорта, входящим в олимпийскую программу соревнований.

Прикладное плавание — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Например, человек идет в бассейн, чтобы за какое-то время научиться плавать. Он не хочет быть спортсменом, он не хочет или не может заниматься оздоровительным плаванием, но он хочет овладеть навыком плавания, чтобы выжить в экстренной ситуации, оказавшись в воде, помочь пострадавшим и т. д. Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности. Прикладное плавание подразделяется на виды: преодоление водных преград, ныряние, спасение утопающих.

Подводное — плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Большое распространение в настоящее время получил дайвинг как часть активного и экстремального туризма. Подводное плавание существует и как вид спорта.

Существенными особенностями плавания, отличающими его от других видов физических упражнений и движений человека, являются:

— нахождение тела в воде;

— горизонтальное положение тела;

— тело находится во взвешенном состоянии, без твердой опоры, т. е. в условиях относительной невесомости.

Плавание, как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.

Плавание в большей степени, чем гимнастические упражнения, улучшает работу внутренних органов, обмен веществ, деятельность желудка и кишечника, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим.

В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т. д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.

Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыхания. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течение 3–5 минут при температуре 24–25°С увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ — на 50–75 %. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение веса тела человека в воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов. Плавание является наименее травматичным видом физических упражнений.

Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее действие при распространенных сейчас остеохондрозах, позволяет исправлять дефекты осанки, искривление позвоночника. В детском возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

Считается, что для лечения и профилактики начальных стадий нейроциркуляторной дистонии, гипотонической болезни и атеросклероза нет более эффективного средства, чем купание в прохладной (17–20°С) воде. При этом активно стимулируется эндокринная система, тонизируются нервные центры. Не менее важно также благотворное действие гидродинамического массажа тела и кровеносных сосудов, которое происходит при плавании.

При систематических занятиях плаванием у человека повышается тонус нервной и мышечной системы. Плавание приводит к образованию новых двигательных навыков. При систематических занятиях формируются стойкие двигательные стереотипы, связанные с улучшением условно-рефлекторных связей между различными системами организма. Плавание способствует также развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создаются более благоприятные условия для их снабжения кислородом. Это связано с цикличностью плавания, т. е. строгим чередованием напряжения и расслабления мышц. Плавание способствует также увеличению объема мышечных волокон, развивает и воспитывает такие физические качества, как выносливость (в большей степени), силу, ловкость, гибкость, быстроту.

Все это предопределяет положительные стороны занятий плаванием.

При всех положительных моментах необходимо знать и отрицательное воздействие, которое может оказать плавание при его неправильном применении.

Длительное пребывание в воде чревато переохлаждением организма, снижением иммунитета и, как следствие, — появлению простудных заболеваний. Поэтому плавание при всех его положительных сторонах не должно превратиться в бесконтрольное и бессистемное занятие. Особенно это касается детей, которые менее чувствительны и внимательны к реакции своего организма на переохлаждение, особенно в игровых ситуациях.

Следует знать, что при пребывании в воде, особенно прохладной, изменяется функция выделительных органов: угнетается деятельность потовых желез, поэтому основная нагрузка ложится на почки — практически все шлаковые вещества в этих условиях выделяются через них. Чем холоднее вода, тем больше нагрузка на почки, вплоть до появления в моче белка, эритроцитов. Вот почему при наличии отклонений в функции почек к занятиям плаванием нужно подходить с осторожностью.

При проведении учебных занятий, тренировок, водных праздников и др. на открытых водоемах и в бассейне необходимо руководствоваться температурой воды и воздуха с целью корректировки времени нахождения в воде, интенсивности упражнений, количества подходов (заплывов) и т. д.

Профессиональные пловцы страдают заболеванием почек именно по этим причинам. Несмотря на довольно комфортную температуру в бассейне, спортсмены-пловцы находятся в нем несколько часов, и даже при отсутствии явных внешних признаков переохлаждения, почки незаметно охлаждаются. А угнетение деятельности потовых желез, да еще и в условиях длительной и интенсивной физической работы при проведении тренировки добавляет на них нагрузку.

Если плавание в открытых водоемах все чаще в последнее время запрещается органами санэпиднадзора по причине их загрязнения, то в бассейнах России в большинстве своем другая проблема — до сих пор используется старая система очистки воды, а именно: двумя широко распространёнными в России продуктами — гипохлоритом кальция и гипохлоритом натрия. Испарения хлора в ванне бассейна негативно влияют на дыхание и слизистые человека, вызывая раздражение и аллергию. При плавании без очков характерно раздражение глаз, проявляющееся в их покраснении и слезоточивости. Хлор также сушит кожу. При длительных занятиях, характерных для спортсменов–пловцов, хлор настолько въедается в кожу, что даже при относительно долгом в перерыве посещениях бассейна чувствуется его запах. В последнее время наметился прогресс в альтернативных и безвредных для человека системах очистки и обеззараживания воды в бассейнах.

Плавание в системе физического воспитания и спорта. Плавание является физическим упражнением с ярко выраженной оздоровительной и прикладной направленностью. Поэтому оно входит в систему физического воспитания человека как одно из основных средств. Программы образовательных учреждений всех уровней содержат плавание как обязательный вид физических упражнений. Другое дело, что сама программа в части плавания не всегда выполняется из-за отсутствия мест и условий для занятий плаванием.

Основные задачи обучения плаванию: прикладная, оздоровительная, развивающая, воспитательная, образовательно-познавательная. Эти же задачи решаются и в процессе специально организованных занятий по плаванию.

Решению прикладной задачи как одной из главных уделяется первостепенное значение. Научить человека держаться на воде — необходимое условие для решения в полной мере и всех других задач. Программа по физическому воспитанию в школе включает разделы освоения навыка плавания и его дальнейшего закрепления. Несмотря на острую нехватку бассейнов при общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и вузах, данная задача решается дополнительно и в условиях широко разветвленной сети оздоровительных лагерей и по инициативе и при непосредственном участии родителей.

Некоторые спортивные секции имеют ограничения не только по возрасту, но и по прикладным умениям. Без умения плавать никогда не примут, например, в секцию гребли, водно-моторных и парусных видов, где как раз плавание и проявляется как жизненно необходимый навык.

Решение прикладной задачи наиболее эффективно и целесообразно в детско-юношеском возрасте. Наиболее благоприятный период — 6–7 лет (по другим данным — 5–8). Именно в этом возрасте ребенок, с одной стороны, адекватно будет реагировать на действия учителя, а учитель — иметь обратную связь с обучаемым, с другой — нервно-мышечный аппарат ребенка очень гибок и чувствителен к постигаемым движениям.

В более позднем возрасте научить человека плавать будет тяжелее с каждым последующим годом его жизни (см. принцип природосообразности). Но это не значит, что невозможно. Нередки случаи, когда в бассейн приходят люди, перешагнувшие рубеж в 40, 50 и более лет, с целью научиться плавать.

При определенных условиях можно сохранить жизненно необходимый навык и с самого рождения.

Теоретически решить прикладную задачу можно с расширением сети плавательных бассейнов, причем именно при общеобразовательных школах, т. к. через систему общего образования проходит практически все население страны.

Оздоровительная задача решается путем организации систематических занятия плаванием. Причем без ограничения возрастных рамок. Естественно, в детско-юношеском возрасте занятия по плаванию носят более интенсивный характер.

Для оздоровительных целей наиболее полезно, пожалуй, плавание способом брасс. Этот способ может быть рекомендован лицам среднего и пожилого возраста, так как является отличной дыхательной гимнастикой и наиболее экономным способом передвижения в воде. Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании — не менее 20–30 минут суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию.

С помощью плавания развиваются практически все органы и системы организма. Наибольшее же влияние плавание оказывает на дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Понятие «развивающее» в большей мере подходит для детско-юношеского возраста, так как в данном возрасте идет интенсивный рост организма, а плавание дополнительно стимулирует естественный рост и развитие всех органов и систем молодого организма. Также развиваются, а не воспитываются, как на последующих возрастных этапах физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость).

Воспитательная задача решается путем целенаправленных и систематичных занятий. Воспитание силы воли, настойчивости, целеустремленности, смелости, стойкости, находчивости, терпеливости и т. д. — все это достигается в процессе занятий плаванием и носит длительный характер, связанный со многими дополнительными факторами, — индивидуальными свойствами нервной системы, взаимодействие с учителем. Невозможно обучить силе воли или терпению, их можно только воспитать.

Образовательно-познавательная задача решается путем познания новых движений, ощущений в условиях водной среды, обучения технике и различным упражнениям.

2. Научно-теоретические основы плавания

2.1. Основы гидродинамики и биомеханики

2.1.1. Физические свойства воды

Для правильного понимания основ плавания, а точнее, гидродинамики и биомеханики, необходимо знать физические свойства воды.

Физические свойства характеризуют физическое состояние материала или вещества, а также его способность реагировать на внешние факторы, не влияющие на химический состав.

Вода — прозрачная жидкость без цвета и запаха, при +100°С (и давлении 1013кПа) — кипит, при 0°С — замерзает.

К физическим свойствам воды относят плотность, вязкость, текучесть, теплопроводность, теплоемкость.

Плотность — важное физическое свойство, влияющее на плавучесть, а соответственно, на технику плавания и на обучение.

Плотность характеризуется количеством массы вещества, приходящейся на единицу объема, и вычисляется по следующей формуле:

ρ = m/V,

где m — постоянная масса вещества или материала, кг,

V — объем, занимаемый эти материалом, м3.

Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. В интервале температур от 0 до +4°С вода при охлаждении расширяется, а при нагревании сжимается. При +4°С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3. При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока ее температура не достигнет +4°С. Поэтому в больших водоемах вода с температурой +4°С опускается на дно, а более холодная — находится ближе к поверхности. И хотя зимой поверхность водоема скована льдом, на дне температура всегда равна +4°С. Это свойство воды позволяет рыбе зимовать в замерзших водоемах.

Плотность тела человека сопоставима с плотностью воды, что создает условия для его возможности беспрепятственно держаться на поверхности. В процессе дыхания плотность (так же, как, соответственно, и другой схожий, но несущий другое смысловое и физическое значение параметр — удельный вес) тела изменяется. В среднем это от 0,976 кг/м3 при вдохе (уменьшается) и до 1038 кг/м3 при выдохе (увеличивается). Это связано с тем, что воздух, вдыхаемый через легкие, обладает малой плотностью, (примерно в 816 раз меньше воды) и поэтому лишь увеличивает объем (по принципу надувного шарика), но не добавляет массы (веса), и наоборот. При вдохе легче держаться на поверхности воды, при выдохе легче нырять, погружаться.

Морская вода тяжелее речной на 2,5–3 % из-за наличия в ней большого количества солей, ее плотность в среднем равна 1025 кг/м3. Поэтому в морской воде человеку легче держаться на поверхности, чем в пресной. Все это создает более благоприятные условия для обучения плаванию.

Вязкость свойство жидкостей оказывать сопротивление при перемещении одной частицы жидкости относительно другой.

Вязкость жидкости зависит от температуры. С повышением температуры вязкость уменьшается. Изменение вязкости влияет на ощущения пловца, его «чувство воды». Спортсмены высокой квалификации, например, чувствуют изменения вязкости в бассейне даже при незначительных колебаниях.

Текучесть — обратная величина вязкости. Наиболее характерным свойством жидкостей, отличающим их от твердых тел, является низкая вязкость (высокая текучесть). Благодаря ей они принимают форму сосуда, в который налиты. На молекулярном уровне высокая текучесть означает относительно большую свободу частиц жидкости. В этом жидкости напоминают газы, хотя силы межмолекулярного взаимодействия жидкостей больше, молекулы расположены теснее и более ограничены в своем движении.

Теплоемкость — свойство материала и вещества при нагревании поглощать определенное количество тепла, а при охлаждении выделять его. Удельная теплоемкость воды очень высокая и составляет 4,2 Дж/(г•град).

Теплопроводность — способность материала или вещества передавать через свою толщу тепловой поток, возникающий вследствие разности температур.

Теплопроводность характеризуется коэффициентом, обозначаемым буквой λ (лямбда). Этот коэффициент показывает количество тепла, проходящего через образец толщиной 1м площадью 1 м2.

Учитывая, что нормальная температура тела человека составляет 36,6°С, то чем больше разница по сравнению с температурой воды, тем быстрее идет теплоотдача.

Так как теплоотдача в воде очень велика, а теплопродукция тела небезгранична, то через некоторое время даже при достаточно комфортной температуре появляется «гусиная кожа», а затем и озноб. Поэтому нахождение человека в воде должно быть строго дозированным в зависимости от температуры воды.

Охлаждение организма в воде протекает гораздо интенсивнее, чем на воздухе. Теплопроводность воды в 25 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Если на воздухе при 4°С человек может без особой опасности для своего здоровья находиться в течение 6 часов и при этом температура тела у него почти не понижается, то в воде при такой же температуре незакаленный человек без защитной одежды в большинстве случаев погибает от переохлаждения уже спустя 30–40 минут. Охлаждение организма усиливается с понижением температуры воды и при наличии течения. В воздушной среде интенсивные теплопотери при температуре воздуха 15–20°С происходят в результате излучения (40–45 %) и испарения (20–25 %), а на долю теплоотдачи с помощью проведения приходится лишь 30–35 %. В воде у человека без защитной одежды тепло в основном теряется в результате теплоотдачи. На воздухе теплопотери происходят с площади, составляющей около 75 % поверхности тела, так как между соприкасающимися поверхностями ног, рук и соответствующими областями туловища существует теплообмен. В воде же теплопотери происходят со всей поверхности тела.

Воздух, непосредственно соприкасающийся с кожей, быстро нагревается и фактически имеет более высокую температуру, чем окружающий. Даже ветер не может полностью удалить с кожи этот слой теплого воздуха. В воде с ее большой удельной теплоемкостью и большой теплопроводностью слой, прилегающий к телу, не успевает нагреваться и легко вытесняется холодной водой. Поэтому температура поверхности тела в воде понижается интенсивнее, чем на воздухе. Кроме того, вследствие неравномерного гидростатического давления воды нижние области тела, которые испытывают большее давление, охлаждаются быстрее и имеют температуру кожи ниже, чем верхние, менее обжатые водой. Особенно сильно охлаждаются конечности.

Тепловые ощущения организма на воздухе и в воде при одной и той же температуре различны.

Вследствие интенсивного охлаждения и обжатия гидростатическим давлением кожная чувствительность в воде понижается, болевые ощущения притупляются, поэтому могут оставаться незамеченными небольшие порезы и даже раны.

gigabaza.ru

1. Содержание учебного предмета «Плавание».

  1. Содержание учебного предмета «Плавание».

  2. Основные требования к организации и проведению занятий по плаванию в условиях стационарных бассейнов и открытых водоемов.

  3. Характеристика дистанций и способов плавания в программе Олимпийских игр.

  4. Цель, задачи и содержание оздоровительного плавания.

  5. Игры и развлечения в воде.

  6. Подготовительные упражнения по освоению с водой.

  7. Техника движений ногами при плавании кролем на спине.

  8. Техника движений руками при плавании кролем на спине.

  9. Техника общего согласований движений при плавании кролем на спине.

  10. Техника движения ногами при плавании кролем на груди.

  11. Техника движений руками при плавании кролем на груди.

  12. Техника общего согласований движений при плавании кролем на груди.

  13. Техника движений ногами при плавании способом брасс на груди.

  14. Техника движений руками при плавании способом брасс на груди.

  15. Техника общего согласований движений при плавании способом брасс на груди.

  16. Техника движений ногами при плавании способом дельфин.

  17. Техника движений руками при плавании способом дельфин.

  18. Техника общего согласований движений при плавании способом дельфин.

  19. Техника выполнения старта с тумбочки.

  20. Техника выполнения старта из воды.

  21. Характеристика поворотов в плавании.

  22. Характеристика поворотов в плавании.

  23. Методика обучения технике движений ногами при плавании кролем на спине.

  24. Методика обучения технике движений руками при плавании кролем на спине.

  25. Методика обучения технике общего согласований движений при плавании кролем на спине.

  26. Методика обучения технике старта при плавании кролем на спине.

  27. Методика обучения технике поворота при плавании кролем на спине.

  28. Методика обучения технике движений ногами при плавании кролем на груди.

  29. Методика обучения технике движений руками при плавании кролем на груди.

  30. Методика обучения технике общего согласований движений при плавании кролем на груди.

  31. Методика обучения технике движений ногами при плавании брассом на груди.

  32. Методика обучения технике движений руками при плавании брассом на груди.

  33. Методика обучения технике общего согласований движений при плавании брассом на груди.

  34. Методика обучения старту с тумбочки в различных способах плавании.

  35. Методика обучения старту из воды.

  36. Методика обучения технике поворота при плавании кролем на груди.

  37. Методика обучения технике поворота при плавании кролем на спине.

  38. Методика обучения технике поворота при плавании брассом на груди.

  39. Методика обучения технике движений ногами при плавании дельфином.

  40. Методика обучения технике движений руками при плавании дельфином.

  41. Методика обучения технике общего согласований движений при плавании дельфином.

  42. Прикладное плавание (цель, задачи, содержание).

  43. Техника плавания способов брасс на спине.

  44. Техника плавания способом на боку.

  45. Методика обучения технике плавания брассом на спине.

  46. Методика обучения технике плавания способом на боку.

  47. Техника ныряния на глубину.

  48. Техника ныряния в длину.

  49. Приемы транспортировки пострадавшего на воде.

  50. Способы и приемы освобождения от захватов в воде.

  51. Характеристика способов и приемов оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде.

  52. Состав судейской коллегии по плаванию.

  53. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

  54. Содержание конспекта урока по плаванию.

  • — Общая характеристика и классификация плавания

  • Научно-теоретические основы плавания

  • Техника плавания

  • Кроль на груди

  • Кроль на спине

  • Брасс

  • Старты и повороты

  • Методика обучения

  • Прикладное плавание

Цель и задачи, стоящие перед студентом, приступающим к изучению данной Дисциплины, предусмотрены программой «Плавание» Министерства образования Российской Федерации. Ею определено содержание дисциплины, которое включает в себя: общие закономерности движений в водной среде, технику спортивных способов плавания, прикладное плавание, методику обучения плаванию, методику преподавания плавания и многое другое.

2. Основные требования к организации и проведению занятий по плаванию в условиях стационарных бассейнов и открытых водоемов.

Организация купания предусматривает:

  • температура воды для купания 18 – 20 °С;

  • продолжительность купания 15 – 20 минут;

  • глубина в месте купания при скорости воды не свыше 0,5 м/с не должна быть свыше 1,3 м;

  • при промере глубины нужно несколько раз пройти выде­ленный участок по всем направлениям;

  • каждое купание проводится с разрешения руководителя и только в его присутствии;

  • для наблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу;

  • если в группе имеются пловцы-разрядники, следует при­ влечь их к дежурству, ко нельзя им перепоручать руково­дство купанием;

  • во время купания не допускать криков, объяснив детям, что крик есть сигнал о помощи;

  1. Надеть купальные костюмы (плавки), на голову резиновые шапочки.

  2. Раздевалки должны быть оборудованы шкафами (в край­нем случае, крючками для одежды) и скамейками для раздева­ния/одевания, душевые — индивидуальными смесителями холодной и горячей воды.

  3. Перед началом занятий в бассейне преподаватель обяза­тельно должен сообщить обучающимся, что после внезапного от­ключения искусственного освещения через некоторое время обяза­тельно будет включено аварийное освещение. Это предотвращает панику среди обучающихся детей.

  4. У преподавателя должен быть список обучающихся ребят, которые приступили к занятиям по плаванию.

3. Характеристика дистанций и способов плавания в программе Олимпийских игр.

Плавание, как вид спорта, связано с выполнением циклических движений, основной задачей которого является достижение высокого результата. По количеству разыгрываемых олимпийских медалей плавание уступает лишь легкой атлетике. Медали разыгрываются среди мужчин и женщин на следующих дистанциях:

¾ Вольный стиль (квалифицированные спортсмены используют кроль на груди, как самый быстрый способ плавания) – 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м.

¾ Кроль на спине – 100 м, 200 м.

¾ Брасс – 100 м, 200 м.

¾ Баттерфляй (спортсмены используют дельфин) – 100 м, 200 м.

¾ Комплексное плавание (последовательность способов плавания: дельфин, кроль на спине, брасс, кроль на груди) – 200 м, 400 м.

¾ Эстафетное плавание (принимают участие четыре спортсмена):

— вольный стиль (кролем на груди) – 4х100 м, 4х200 м;

— комбинированная эстафета – 4х100 м (последовательность способов плавания: кроль на спине, брасс, дельфин, кроль на груди).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *