Основатель дзюдо в россии – Первый русский дзюдоист | Bigasia.ru

Первый русский дзюдоист | Bigasia.ru

Дзюдо в России была уготована очень нелегкая судьба. Тернистым оказался и путь самого Ощепкова, ставшего легендой для многих современных спортсменов. Василий Сергеевич прожил удивительную, но не очень долгую жизнь. Ходило великое множество слухов и домыслов о том, кем же на самом деле был этот загадочный первый дзюдоист России, которого по праву можно называть и основателем борьбы самбо, появившейся в России…

Как же очутился Василий Ощепков в знаменитом Кодокане — японской школе дзюдо, которой руководил ее основатель Дзигоро Кано? Как вообще попал в Японию незаконнорожденный сын сахалинской каторжанки Марии Ощепковой и ссыльнопоселенца Сергея Плесака? Точного ответа на эти вопросы нет, но зато есть несколько заслуживающих внимания книг про дзюдо и самбо, из которых мы по крупицам и попробуем докопаться до истины.

Очевидно, что фортуна была благосклонна к смышленому мальчишке Васе Ощепкову, оставшемуся в 1903 году сиротой. Назначенные ему государством опекуны оказались людьми сердобольными и порядочными. Юному Василию снова повезло, когда через три года всеми правдами и неправдами опекуны добились, чтобы бесправного сына каторжников включили в группу солдатских сирот, отправившихся по благотворительной акции учиться в духовную семинарию русской православной миссии в Японии. Тогда остров Сахалин был частью Японии и находился в ее юрисдикции, но многим русским, там проживавшим, давалась возможность посещать Японию. 


Впервые судьба свела Василия Ощепкова с мастером дзюдо в духовной семинарии в Японии. Фото: mgfso.ru


Существовала еще и строго засекреченная российским правительством программа подготовки высококлассных разведчиков. В начале XX века российско-японские отношения были сложными. Россия проиграла Японии войну на Дальнем Востоке. В царском правительстве понимали, что войны выигрываются не только в открытых сражениях. Еще в феврале 1903 года российский император Николай II утвердил создание в России контрразведывательной службы. Считалось, что лучшими разведчиками могут быть те, кто познает врага изнутри. Однако воспитание настоящего «бойца невидимого фронта» — процесс длительный. Вот, в 1907 году, для учебы в духовную семинарию в Токио и отправилась группа мальчиков-сирот, на которую российское правительство  возлагало определенные надежды в удаленной перспективе. Планировалось, что самые талантливые ученики из той группы затем будут работать в соответствующих подразделениях Генштаба России. Среди мальчишек, отправившихся в Японию, оказался юный Василий Ощепков.

Через семинарию в Кодокан

На чужбине судьба благоволила к юному Ощепкову, сведя его с удивительной души человеком – архиепископом Японским, Преосвященным Николаем. Позже, уже после смерти, он был канонизирован православной церковью. 


Святитель Николай Японский. Фото: itexts.net


Благодаря этому человеку в Японии появилось несколько учебных православных заведений. В начале XX века миссия, в которой работал Николай Японский, столкнулась с суровыми испытаниями. Война между Россией и Японией началась 10 февраля 1904 года. Именно тогда Страна Восходящего Солнца официально объявила о начале военных действий. Японские войска высадились в корейском порту Чемульпо. Японская эскадра, несмотря на героическое сопротивление российских моряков, потопила два корабля военно-морского флота России  — они стояли на рейде Порт-Артура. Военные действия продолжались как на суше, так и на море более полутора лет.

Для православной церкви Японии, которую основал Архиепископ Николай, настали трудные времена, так как работать приходилось в крайне агрессивной среде. К тому же, около 80 тыс. российских военных попали в плен и очутились в японских лагерях. Эти люди стали особой заботой святителя Николая, постоянно отправлявшего священников помогать плененным российским воинам.
 


Учеба в стенах Кодокана во многом и определила дальнейшую судьбу Ощепкова.

Фото: teamrussia.pro


Уже тогда некоторые российские военные спецы заметили, что японские военнослужащие нередко оказывались успешнее русских солдат — особенно в тех случаях, когда дело доходило до рукопашных схваток. Возможно, об этом прослышал и Николай Японский, который хоть и жил в Японии, но как нормальный русский человек тяжело переживал поражение российского оружия в той войне. Вероятно, именно тогда у него появилась мысль помочь россиянам в изучении секретов единоборств, которые практиковались во многих азиатских странах — например, в Японии.

В духовной семинарии в Киото, которой руководил Николай Японский, и очутился четырнадцатилетний подросток Василий Ощепков. Там судьба свела его с первым спортивным наставником – мастером японской борьбы Сато. В семинарии уделяли большое внимание физическому воспитанию своих учеников, а этот человек числился преподавателем по дзюдо. Со временем школьный наставник Ощепкова отметил его успехи на занятиях. С благословения отца-настоятеля он рекомендовал юношу, единственного среди всех семинаристов, в знаменитую школу боевых искусств Кодокан. Учеба в ее стенах во многом и определила дальнейшую судьбу Василия Ощепкова.

Когда он закончил семинарию, то уже достаточно хорошо владел приемами дзюдо, которое в то время переживало настоящий бум в Японии. Василий отправился в Токио, чтобы поступить в знаменитую школу Кодокан. Ее преподаватели вместе с Дзигоро Кано обучали не только приемам борьбы, но и проповедовали новую философию ведения поединка.

Далеко не каждому юноше, особенно иностранцу, удавалось попасть в Кодокан. Только один раз в год проводился отбор, во время которого потенциальных учеников школы подвергали жестким испытаниям. Об одном из них расскажем и мы. 


Основатель борьбы дзюдо Дзигоро Кано.


Претенденты собирались в зале Кодокана. К ним выходил сам мастер — Дзигоро Кано. По японской традиции молодые люди сидели на пятках на жестких циновках, слушая довольно скучную речь учителя. Минута за минутой нескончаемо долго тянулось время, монотонно и неторопливо сэнсэй (по-японски — учитель, наставник) поучал и рассказывал, как нелегко изучить дзюдо, изучение которого не сводится лишь к освоению приемов борьбы. Долго сидеть на пятках без привычки мучительно больно. Без движения ноги затекают и немеют быстро, но пошевелиться или изменить позу нельзя — это считалось оскорблением великого мастера. Казалось, его речь никогда не закончится, а потерявшие чувствительность ноги ныли так, что хотелось выть от боли. Появлялось огромное желание вытащить их из-под себя, выпрямить или хотя бы слегка пошевелить ступнями. Многие пареньки не выдерживали. Они то и дело оглядывались на рядом сидящих, начинали ерзать на месте и разминать ступни. Но Дзигоро Кано невозмутимо произносил свою речь. Однако каждое движение новичков не ускользало от преподавателей, они замечали  нарушение порядка.

Одним из немногих, кто просидел неподвижно всю длинную речь учителя, был юноша из России Василий Ощепков. Его безоговорочно приняли в школу Кодокана 29 октября 2011 года, о чем свидетельствует соответствующая запись в архивах учебного заведения, сохранившаяся и сегодня. Справедливости ради можно отметить, что русский ученик духовной семинарии был заранее предупрежден об этом испытании своим преподавателем дзюдо. Но это отнюдь не умаляет достоинства Василия с честью выдержавшего экзамен. Позже Ощепков рассказывал своим ученикам, что еще долго после окончания речи Дзигоро Кано он не мог подняться с циновки, потому что попросту не чувствовал ног. Однако был счастлив, что смог преодолеть боль и сумел добиться поставленной цели — Василия приняли в знаменитую школу.

Первый русский с черным поясом

В Кодокан Василий Ощепков поступил во многом благодаря тем качествам, которые сумел выработать в Киотской семинарии, где учили терпению, смирению и выдержке. Миссионерская работа – это не в чистом виде христианская практика, ее можно сравнить с работой сеятеля, который идет по полю и шаг за шагом бросает в почву семена. И еще это большой физический труд. Философия восточных единоборств помогает выдержать многие трудности, считал настоятель Николай. Воспитать хороших миссионеров — это не только подготовить физически крепких людей, миссионер должен быть сильным и духовно, чтобы вести за собой людей. 


Занятия в школе Кодокан.


В те годы обучение в Кодокане было суровым, а порой даже жестоким. Старшие, более умелые дзюдоисты, безжалостно бросали новичков на жесткие татами, душили и выламывали им руки. Падения часто приводили к травмам и переломам. Ни одному из тех новобранцев, кто поступал вместе с Ощепковым, не удалось продержаться в школе до конца — они не выдержали суровых испытаний, выпавших на их долю. Василий смог. И в конце концов настолько освоил дзюдо, что рассчитывал на получение мастерского звания. И такую возможность ему предоставили. Первый дан (начальная мастерская степень) он получил уже через полгода обучения в Кодокане, в 1913 году.  Его признали мастером дзюдо, что само по себе было очень удивительно, так как мастерские степени не раздавались налево и направо, особенно иностранцам. Всего четыре европейца, включая Ощепкова, на тот момент были удостоены этой чести и имели первый дан. Причем Ощепков заслужил похвалу от самого Дзигоро Кано, а это многого стоило. Японский мастер всегда был скуп на похвалу.

Одна из газет Владивостока того времени рассказала о невероятном успехе Василия Ощепкова: «…благодаря своим выдающимся способностям, отмеченным самим основателем школы Кано Дзигоро, чрезвычайно быстро, в шесть месяцев, достиг звания «сёдана», то есть учителя первой степени, и получил отличительный знак «черный пояс». А в японском журнале появилась другая запись о нем: «Русский медведь добился своей цели». Эту вырезку Ощепков хранил долго.

Еще несколько лет упорных занятий в школе Кодокан — и снова Ощепков сдает экзамен строгим учителям, которые снова оказались единодушными в своем решении. 4 октября 1917 года Василию Ощепкову присвоили более высокую мастерскую степень — второй дан. Правда, тогда молодой человек не все время проводил в стенах школы, он уже успел побывать в родных краях — во Владивостоке. Произошло это в 1914 году. Тогда Василию Ощепкову было 22 года — он в совершенстве владел не только японским языком, но и хорошо знал английский. 


Некоторые исследователи жизни Ощепкова полагают, что некоторое время он был разведчиком под прикрытием. Фото: 12school-ryb.ru


Снова Россия… Василий Ощепков стал единственным человеком, умело владеющим экзотическими для нашей страны приемами дзюдо. Он не смог удержаться от соблазна и пропагандировал этот вид единоборств всеми доступными ему в то время способами. Именно Ощепков открыл первый в России кружок дзюдо во Владивостокском спортивном обществе «Спорт», в котором тренировалось несколько десятков человек. Так начиналась российская история дзюдо. Однако сразу этот вид единоборств в России не прижился — его популярность пришла гораздо позже. 

В 1917-1919 годах случилось немало событий, потрясших Россию. Только-только закончилась Первая мировая война, страна пережила революцию, все еще продолжалась кровопролитная гражданская война… Впрочем, таланты Василия Ощепкова оказались востребованными и у новой власти.

Дальний Восток стал советским, но отношения с восточным соседом — Японией — оставались крайне напряженными. Россия остро нуждалась в специалистах, которые хорошо понимали японскую ментальность. И Василий Ощепков вновь отправился в Страну Восходящего Солнца — теперь по заданию разведуправления Красной Армии. С 1921 года он числился командиром Красной Армии, выполняя довольно необычную для кадрового военного миссию — посещал то Китай, то Японию, где якобы занимался продажей и рекламой советской кинопродукции. Для всех он – коммерсант. В кармане лежал японский паспорт и документ о благонадежности – его получали все иностранцы, допускавшиеся в Японию. Несмотря на европейский внешний вид Ощепков прекрасно владел японским языком, хорошо понимал обычаи восточных народов и ко всему прочему  мог отлично постоять за себя. К тому же, у этого молодого кинопрокатчика, ранее проживавшего в Японии, было много друзей-японцев — годы учебы в Кодокане не пропали даром. В действительности же Василий Ощепков был разведчиком под прикрытием: он, как воспитанник самого Дзигоро Кано, всегда был желанным гостем в Японии, где тогда имя Дзигоро Кано было у всех на устах. 


В России Ощепков увлекся любимым делом – стал обучать учеников приемам борьбы и самозащиты. Фото: mgfso.ru


Вполне вероятно, когда Ощепков посещал Китай, то имел возможность познакомиться и с некоторыми китайскими системами единоборств – ведь главными учителями японцев по части овладения секретами борьбы с вооруженным противником когда-то были именно выходцы из Поднебесной, поселившиеся на японских островах.

Снова Владивосток… Ощепков опять увлекся любимым делом – стал обучать учеников приемам борьбы и самозащиты. 

Армейское дзюдо

Молва о большом специалисте по рукопашному бою быстро разнеслась среди военных. Ощепков доказывал руководству, что овладевать приемами рукопашного боя должны не только «секретные работники», работающие в тылу врага, но и обычные солдаты, которым на поле боя приходится ходить в штыковую атаку. А тогда в Красной Армии очень плохо владели навыками рукопашного боя. Ощепков, как мог, популяризировал дзюдо и приемы рукопашного боя среди военных. Вскоре слухи о нем докатились и до Москвы — туда в конце концов Ощепкова и пригласили преподавать армейский рукопашный бой. Так «инструктор товарищ Ощепков, окончивший институт «Кодокан-дзюу-до» в Японии (в Токио)» начал  демонстрировать искусство дзюдо уже в советской столице. К тому времени он владел не только приемами японской борьбы – неустанно экспериментировал, пытаясь разработать собственную систему самозащиты, адаптированную к российским реалиям. Поэтому Ощепков исключил из нее те «восточные штучки», без которых просто невозможно представить преподавание дзюдо в Японии. Для русского человека, как он понимал, нужна была иная система преподавания, она должна соответствовать его внутреннему восприятию окружающего мира. Японское же дзюдо основано в том числе и на великом многообразии восточных церемоний и условностей. В том русском рукопашном бое, который создавал Ощепков, все это было замаскировано и разбавлено приемами из других видов борьбы, которые Василий Сергеевич прежде «подсмотрел» в других видах единоборств.  


Так дрались в НКВД. Многие приемы, применявшиеся силовыми структурами, были разработаны Василием Ощепковым. Фото: 12school-ryb.ru


…Когда на сцену зала Центрального Дома Красной Армии (ЦДКА) на одном из спортивных мероприятий вышел крепкий мужчина, наголо обритый и одетый в гимнастерку без петлиц и галифе, зрители быстро распознали в нем уверенного в себе человека. На Ощепкова нападали сразу несколько соперников, но он ловко уходил от их ударов и быстро проводил контрприемы. «Противники» атаковали его без оружия, пытались зарубить шашкой, колоть штыком и ножом. Даже пробовали выстрелить в него в упор. Причем делалось все это почти по-настоящему – штык был боевой, нож и шашка остро отточены, а пистолет специально зарядили гильзой. Пули и пороха в ней хоть и не было, но капсюль остался. Во время демонстрации приема с огнестрельным оружием позади Ощепкова поставили специального человека, чтобы тот мог засвидетельствовать, «убили» ли Василия Сергеевича или он все-таки сумел отбить оружие прежде, чем прозвучал выстрел. 


Приемы рукопашного боя, опубликованные в одном из первых учебников для закрытого пользования. Фото: 12school-ryb.ru

С поставленной задачей Ощепков справился великолепно – всех нападавших на него он быстро укладывал на землю обезоруженными, те лишь успевали охнуть после того, как мастер проводил болевой прием. Пистолет вообще не выстрелил, поскольку он оказался в руках Василия Сергеевича раньше, чем стрелок успел предпринять какие-то действия против него. Одним словом, на публику эта демонстрация ранее невиданных приемов произвела огромное впечатление.

Дальнейшую свою жизнь — не очень-то и продолжительную! — Ощепков посвятил оттачиванию той системы рукопашного боя, которую он создавал на базе дзюдо. Борьба самбо, зародившаяся в СССР, многим обязана Ощепкову, который считал, что навыки самозащиты нужно формировать постепенно, на основе регулярных спортивных занятий. Да, спортивная схватка отличается от реального поединка, но именно спорт воспитывает в человеке бойцовские качества, учит его быстро ориентироваться в ситуации и бороться со стрессом в экстремальной ситуации. Именно спортивное единоборство, считал Ощепков, формирует в человеке лучшие качества, которые пригодятся ему в реальном поединке.

По сути, именно Василий Сергеевич стоял у истоков советского самбо, хотя название придумал не он. Этот вид борьбы появился немного позже, чем зашла звезда Ощепкова в России, однако совместно с коллективом своих учеников мастеру на базе дзюдо удалось создать «фундаментальные основы» самбо. Уроки, когда-то полученные в Кодокане, Ощепков усвоил на всю жизнь. Впрочем, разговор о вкладе Ощепкова в развитие самбо — это уже совсем другая история, полная драматизма и предательства, закончившаяся для Василия Сергеевича весьма трагично.
  


Владивосток. Мемориальный комплекс основателю российского дзюдо и одному из основателей самбо Василию Ощепкову. Фото: newsvl.ru


При активном участии Ощепкова в Стране Советов были организованы московская, а позже и Всесоюзная секция (федерация) вольной борьбы «дзюу-до», как ее тогда называли. Ее председателем он и стал. Во второй половине 1930-х годов пришли времена массовых репрессий и борьбы с «врагами народа». На дзюдо стали смотреть подозрительно, ведь оно пришло из враждебной Японии — его практически везде перестали преподавать. Соревнования учеников Ощепкова постоянно срывались под тем или иным предлогом. Все это Василий Сергеевич тяжело переживал, ходил по инстанциям, пытаясь добиться справедливости. Но в итоге добился того, что чекисты пришли за ним.

В том страшном 1937 году Ощепкова обвинили в шпионаже в пользу Японии. И арестовали. Во время обыска в его доме обнаружили японский штык: в общем, дело ясное — шпион. В подвалах Лубянки он не пробыл и месяца: якобы умер от грудной жабы – сердечного приступа. Так в сталинском застенке безвинно погиб талантливый русский человек, оболганный и опозоренный. Сколько таких было в ту пору!

Дело Ощепкова продолжалось и после его смерти. Именно благодаря Ощепкову и его ученикам «модернизированное» дзюдо стали осваивать не только в армии и спецслужбах — как спортивная борьба оно быстро завоевывало популярность. Из юношеских секций, созданных Василием Ощепковым, вышли многие известные люди страны – спортсмены и артисты, ученые и политики. Именно дзюдо дало им силу и мужество, научило верой и правдой служить России.

bigasia.ru

История дзюдо — Федерация дзюдо России

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу.

Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию.

Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Женское дзюдо обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, яростной энтузиастке борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки принимают участие с 1992 года.

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.

www.judo.ru

Персональный сайт — История дзюдо

Дзюдо. Бросок / Usiba.ru

Источником возникновения борьбы дзюдо послужила борьба джиу-джитсу, приемы которой перекочевали в Японию из Китая. Основателем дзюдо является выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Дзигоро Кано (1860-1938). 

До поступления в токийский университет в 1877 Кано занимался гимнастикой, греблей и бейсболом. Он даже основал первый в Японии бейсбольный клуб. С 17-летнего возраста изучая в совершенстве существующие в те времена различные школы джиу-джитсу, Дзигоро Кано «…заметил, что техника различных школ не всегда заслуживает похвалы, есть там и много отрицательного». Так сложилось убеждение в необходимости реформы джиу-джитсу. «Я начал с того, что стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним еще и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала». Свою новую борьбу Дзигоро Кано назвал дзюдо. 

В 1882 Дзигоро Кано основал свою школу дзюдо «Кодокан», ставшую впоследствии крупнейшим в мире центром подготовки специалистов по борьбе дзюдо. Основав «Кодокан», Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. 

«Дзюдо — это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», — так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания. 

Дзигоро Кано установил, что все поступавшие в «Кодокан», должны были давать торжественную клятву, состоящую из следующих пунктов: 

1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований. 
2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» (зала дзюдо). 
3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте. 
4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя. 
5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану. 

Не сразу Дзигоро Кано пришел к основным принципам своей системы. Длительное время изучал он системы подготовки в разных школах, творчески их анализировал. Пытливый ум, природная любознательность и сообразительность отличали Дзигоро Кано. Характерна одна из историй, дошедших до наших дней. Вечером после обильного снегопада Дзигоро Кано вышел погулять в сад. Сильный снег поломал много веток на деревьях. Только тонкая веточка вишни под тяжестью снега все ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с нее, веточка распрямилась и заняла прежнее положение. «Вот каким должен быть дзюдоист!» — воскликнул Дзигоро Кано. 

Эта история нашла свое отражение в его знаменитой формуле, изложенной в инструкции «Кодокана». «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий». 

Большое значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Он говорил: Максимальный результат — фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. «Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни». 

Международная федерация дзюдо (ФИД) была основана в 1951. В программе Олимпийских игр с 1964 (кроме 1968). 

.

dushdd.ru

История возникновения дзюдо. Появление дзюдо в России

Дзюдо (перев. яп. «мягкий путь, мягкая дорога») — один из видов восточного единоборства, созданного в Японии в конце XIX века. Основоположником этого вида борьбы являлся мастер единоборств Дзигоро Кано. Основным принципом дзюдо является не грубая сила, а ловкость и философское мышление.

История возникновения дзюдо

Японское единоборство дзюдо берет свое начало в 1880-х, когда боевые искусства переживали самые тяжелые времена. После реставрации Мейдзи, в ходе политических реформ, большинство тренеров просто отказывались преподавать, а некоторые и вовсе умирали от нищеты.

Первооснователем дзюдо являлся японский учитель и профессор Дзигоро Кано (1860—1938). Дзигоро Кано родился в 1860 году, в городе Хигасинада-ку (ранее Микаге, японские острова). Еще, будучи студентом, Дзигоро размышлял, как добиться гармонии духа и тела. Имея спортивное телосложение, Кано в кратчайшие сроки освоил довольно сложные стили дзю-дзюцу. На основе этих стилей, Дзигоро Кано смог разработать новейшую технику борьбы, убрав оттуда наиболее травматичные и смертельные приемы. Основав в 1882 году школу боевых искусств «Кодокан», которая по сей день является крупнейшей в мире школой по подготовки дзюдоистов, Дзигоро Кано проложил путь совершенно новому виду восточных единоборств – дзюдо.

Благодаря высоким организаторским способностям Дзигоро Кано, школа быстро набирала популярность. Немалую роль в этом сыграло движение за возрождение будо, возглавляемое АВД (ассоциация воинской доблести).

Популярность дзюдо резко возросла после прошедшего в Токио полицейского турнира в 1886 году, где спортсмены команды дзюдоистов одержали победу над одной из известнейших школ по джиу-джитсу.

К сорокалетию школы «Кодокан», была полностью завершена система техники дзюдо. К тому времени учителю и основателю школы Дзигоро Кано было уже 62 года. После прошедшего в Париже в 1956 году первого ЧМ, дзюдо стало приобретать широкую популярность среди публики. Соревнования регулярно проводились во многих странах мира. В 1964 году новый вид восточного боевого искусства, включают в программу Олимпиады, проходящей в Токио.

Женское дзюдо

В настоящий момент, дзюдо является одним из самых популярных видов боевого искусства среди женщин. Путь к развитию дзюдо среди женщин в «Кодокане» проложила жена Дзигоро Кано — Сумако. В 1934 году Дзигоро Кано объявляет об официальном открытии женской секции в «Кодокане». Особенно стремительно женское дзюдо начинает развиваться с 1980 года. В 1980 году 147 спортсменок из 27 стран, открывают первый чемпионат мира по женскому дзюдо, а уже в 1992 году женское дзюдо включают в программу Олимпиады.

Дзюдо в России

Появление дзюдо в России по праву связано с именем Василия Сергеевича Ощепкова. Еще в раннем детстве его семья переехала в Японию, где он обучался в духовной семинарии в Киото. Именно Василий Ощепков стал первым европейцем, который сдал экзамен на мастерскую степень в школе Дзигоро Кано «Кодокан». Являясь целеустремленным и одаренным человеком, Василий Ощепков уже через два года смог получить второй дан по борьбе дзюдо. Вернувшись на родину в 1914 году, он основал школу по дзюдо во Владивостоке. На тот момент в школе обучалось приблизительно пятьдесят человек. Именно это время можно отнести к дате рождения дзюдо в России.На данном этапе в России этот вид восточных единоборств активно набирает популярность, и развитие этого спорта, с каждым годом выходит на новый уровень. Ежегодно наша страна собирает Международный турнир по дзюдо в Москве, на котором выступают лучшие спортсмены мира.

sportsgroup.ru

История Дзюдо в России

Признанным отцом российского дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков. Он стал первым русским, получившим мастер­скую степень ДАН. Обучал солдат и командиров Красной Ар­мии рукопашному бою на базе дзюдо. Помимо этого Ощепков проделал большую работу по распространению дзюдо среди гражданского населения. Основал первую в России секцию Дзюдо в 1914 году во Владивостоке. Подробнее: Ощепков Василий Сергеевич

Поэтапное развитие дзюдо в России

Начата официальная история дзюдо в России – в Федерации самбо СССР была открыта секция дзюдо, и наша страна стала членом Европейского союза дзюдо. Советские спортсмены-самбисты сразу включились в спор за медали в новом виде борьбы и на первых же крупных соревнованиях – чемпионате Европы-62 – Андзор Кикнадзе и Андзор Кибрацашвили завоевали два «золота».

1964 год. На Олимпиаде в Японии достигнут абсолютный результат: Из четырех участвовавших четверо – Олег Степанов, Арон Боголюбов, Парнаоз Чиквиладзе и Андзор Кикнадзе вернулись домой с бронзовыми медалями.

Февраль 1972 года. По распоряжению Спорткомитета «О развитии дзюдо в СССР» создана Федерация дзюдо в СССР Одновременно с ней начала свою работу Федерация дзюдо РСФСР. Проведены первые Всесоюзные соревнования по дзюдо, которые уже через год поменяли свое название и стали чемпионатом СССР. С того же момента начали регулярно проводиться и первенства страны среди юниоров и юношей.

1982 год. В Федерации открыто отделение женского дзюдо.

К сожалению, за 17 лет своей истории отечественная школа не смогла добиться высоких результатов – были у нас чемпионки Европы, призеры чемпионатов мира, но всего двум нашим соотечественницам удалось пробиться к олимпийскому пьедесталу – в 1992-м в Бар­селоне третьей стала питерская спортсменка Елена Петрова, а в 2000-м в Сиднее серебряной медали удостоилась пермячка Любовь Брулетова.

У мужчин за 27-летнюю историю развития дзюдо в нашей стране было больше поводов для гордости за чемпионов и призеров чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр. Первым, кто выиграл высшую награду Олимпиады, был Шота Чочошвили (1972, Мюнхен). Первым чемпионом мира стал в 1975 году в Австрии Владимир Невзоров. Он же вместе с Сергеем Новиковым завоевал высшие награды Игр-76 в Монреале. В 1979-м успеха добились на чемпионате мира в Париже Николай Солодухин и Тенгиз Хубулури. В Москве на Олимпиаде-80 Николай Соло­духин и Шота Хабарели были чемпионами. В 1981-м в Голландии Хубулури стал двукратным чемпионом мира. На чемпионате мира-83 в Москве это достижение по­вторил Николай Солодухин, вторым обладателем «золота» столицы стал Хазрет Тлецери. Следующий чемпионат мира в 1985 году в Сеуле дал Союзу еще одного победителя – Юрия Соколова. В Германии в 87-м чемпионом стал Григорий Вери­чев, а в 89-м в Югославии «золото» завоевали Коба Куртанидзе и Амиран Тотикашвили. Накануне Олимпиады в Барселоне в 1991 году советская школа дзюдо обрела чемпиона мира Сергея Косоротова. Ему не удалось подтвердить класс на олимпийском татами, но, тем не менее, у объединенной команды СНГ были чем­пионы: Давид Хахалешвили из Грузии и Назим Гусейнов из Азербайджана. Еще че­рез четыре года уже накануне Олимпиады-96 в Токио у России появился первый чемпион мира Николай Ожегин. 1991 год.

После распада СССР организована Национальная Федерация дзюдо России, которая до Олимпиады в Барселоне, где выступала объединенная команда стран СНГ, выполняла функции своей предшественницы. После Игр-92 она окончательно сформировалась, был избран первый президент – Геннадий Калеткин и проведен первый чемпионат России в городе Балаково. К сожалению, после 1995 года россиян среди чемпионов мира не было, а выступ­ление на Олимпиаде в Атланте стало самым неудачным в истории отечественного дзюдо – ни одной медали.

1999 год. Начало нового этапа развития дзюдо в России. Главой Федерации на отчетно-перевыборной конференции единогласно избран заслуженный мастер спорта Владимир Шестаков. На ключевые посты в Федерации приглашены лучшие специалисты. В Австралии в 2000 г., новая команда во главе с новыми лидерами до­билась неплохого результата – три медали: одна серебряная и две бронзовые.

Сегодня в России дзюдо продолжает активно развиваться, приобретая все большую популярность. Мировое признание получил ежегодный Московский меж­дународный турнир, который является турниром «Суперкласса». Каждый год он со­бирает на свой татами сильнейших спортсменов мира. Новым большим шагом в деле развития дзюдо также стал турнир на «Кубок Президента России».


Дзюдо как вид спорта и как жизненная философия по-новому воспринимаются через призму реалий сегодняшней жизни. Единоборство на татами позволяет воспитать в каждом человеке волю и характер, учит разумно и ответственно подходить к применению силы. Кроме того, именно в дзюдо такое качество, как го­товность раз за разом подниматься и снова вступать в схватку, как бы тяжело тебе ни было, ценится выше, чем физические данные.

В настоящее время российская школа дзюдо считается одной из сильнейших в мире. Дзюдо – великолепный инструмент решения проблем воспитания молодого поколения. Спорт отвлекает ребят от улицы, открывая им возможность полноценно проявить свои таланты и реализовать свои возможности, ощутить себя великими спортсменами, способными защищать честь своей Родины. Дзюдо – не только спорт высших достижений, но и массовый спорт. Сегодня в России им занимается (по разным данным) от 200 000 до 500 000 человек (всего в мире дзюдо занимаются 20 миллионов людей).

www.judo21.ru

Основатель Дзюдо | Клуб айкидо «Ленкай»

Кано Дзигоро

Боевое искусство и спортивное единоборство — Дзюдо, созданное в 1882 -1887 годах японским педагогом Дзигоро Кано, является самым известным и популярным в мире видом восточных единоборств.

До поступления в Токийский университет в 1877 году Кано занимался гимнастикой, греблей и бейсболом. Он даже основал первый в Японии бейсбольный клуб. С 17-летнего возраста, став студентом, Кано начал изучать Джиу-джитсу В 1877-79 гг. он учился у мастера Фукуда Хатиноскэ из школы Тэнсин-Синъё-рю; в 1879-81 гг. у мастера Исо Масатомо той же школы; в 1881 — 82 гг. у мастера Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю. Все трое учителей Кано были очень старые, занятия у каждого из них прекращались в связи со смертью учителей.

Сам Кано вспоминал об этом периоде ученичества и поисков следующим образом: «Я изучал искусство Джиу-джитсу у знаменитых мастеров позднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, так как являлись результатом долговременного опыта. Однако все эти наставления давались не в виде разъяснения способов практического приложения некоего всеобъемлющего принципа, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднительном положении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такая ситуация привела меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет».

И тогда Кано приобрел на деньги отца редкие трактаты, излагающие теорию школ Джиу-джитсу Сэйго-рю, Сэкигучи-рю, а также Кито-рю. Теория последней из трех, видимо, сыграла решающую роль в оформлении его теоретической платформы. Во всяком случае, в июне 1882 года у Кано появился первый ученик. Свое додзё, открытое им при храме Эйсё в Токио, Кано назвал Кодокан (Храм постижения Пути). В августе того же года у него было уже 6 учеников, и в это время появился седьмой — знаменитый Сида Сиро (он же Сайго Сиро, он же Сугата Сансиро).

Главные принципы

Итак, основополагающий принцип был определен: «Этот принцип — наиболее эффективное использование духовной и физической энергии в достижении конкретной цели». По-японски данный принцип звучит как «Сэйроку-дзэнъё». Впрочем, различия между «старым» Джиу-джитсу и «новым» Дзюдо были незначительны, по крайней мере в том, что касалось техники. Сам Кано отмечал: «Джиу-джитсу я трактую как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии, а Дзюдо — как Путь и принцип этого использования».

Однако, современные японские исследователи (например, Обата Тосисиро) смотрят на дело очень просто: У 22-х летнего Кано не было «мэнкё кайдэн». Поэтому ему для открытия собственного додзё понадобилось заявить во всеуслышание о том, что он не продолжатель традиции какой-то конкретной школы Джиу-джитсу, а создатель совершенно новой.

Однако такое мнение и верно, и ошибочно сразу. Возможно, что Кано действительно поначалу не ставил перед собой каких-то глобальных задач, и не мечтал ни о чем ином, кроме как о собственной школе. Но он очень быстро пришел к идее, ставшей вторым главным принципом Дзю-до: это идея всеобщего благоденствия. Вот как определял данный принцип сам Кано: «Наиболее результативное приложение силы применительно к усовершенствованию общественной жизни, равно как и в деле достижения гармонии тела и духа путем изучения практики нападения и защиты, требует прежде всего согласия между всеми членами общества, а этого можно добиться лишь за счет взаимопомощи и взаимных уступок, ведущих к взаимному благоденствию».

Таким образом, главной целью Кано Дзигоро стало решение задач морального, нравственного воспитания через практику боевого искусства.

Впрочем, как всегда бывает в таких случаях, новшества Кано были крайне враждебно встречены «старой гвардией» — руководителями многочисленных школ Джиу-джитсу. Они публично обвиняли Кано в отсутствии должного мастерства, называли его книжным червем, отбивающим учеников у подлинных мастеров воинских искусств. Особенно рьяно ополчилась на Кодокан школа Рёи Синто-рю во главе с Тоцука Хикоскэ.

Дело в том, что мастера этой школы обучали служащих токийской полиции, и обоснованно опасались возможности потерять работу. Трудно сказать, чем могло бы все кончиться, если бы у Кано не появился человек, ставший добрым «гением» Дзю-до, 15-летний Сайго Сиро (1868-1922). 

lenkai.spb.ru

Правила дзюдо — Федерация дзюдо России

Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести.

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как: 

  • вежливость,

  • смелость,

  • искренность,

  • честность,

  • скромность,

  • самоконтроль,

  • верность в дружбе,

  • уважение к окружающим.

При поступлении в школу ученик дает клятву:

  • Я не брошу учебы без уважительной причины.

  • Я не опозорю дзюдо и свою школу.

  • Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.

  • Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем.

В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:
владей инициативой в любом начинании;

  • внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;

  • осмысливай полностью, действуй решительно;

  • знай меру;

  • держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.


www.judo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *