Название приемов в дзюдо – Терминология в дзюдо
Аси | Нога (ноги). |
Аси-атэ | Удары ногами. |
Аси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно ногами. |
Аси-гарами | Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката. |
Аси-гурума | Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу). |
Атама | Голова. |
Атама-атэ | Удары головой. |
Атэми-вадза | Техника нанесения ударов в уязвимые части тела. |
Вадза | Прием, техника. |
Вадза-ари | Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки. |
Гяку-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу. |
Даки-агэ | Подъем с обхватом туловища противника. |
Даки-вакарэ | Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками). |
Дзюдоги | Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса. |
Дзюдока | Борец дзюдо. |
До-дзимэ | Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием). |
Дэ-аси-харай | Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги). |
Ёко-вакарэ | Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника). |
Ёко-гакэ | Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп). |
Ёко-гурума | Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок). |
Ёко-отоси | Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок). |
Ёко-сихо-гатамэ | Удержание поперек. |
Ёко-сутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на бок. |
Иппон | Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста. |
Иппон-сэой-нагэ | Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки). |
Кавадзу-гакэ | Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо. |
Ками-сихо-гатамэ | Удержание со стороны головы. |
Кани-басами | Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо. |
Кансэцу-вадза | Болевые приемы на суставы. |
Ката-гатамэ | Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой. |
Ката-гурума | Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи). |
Ката-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты. |
Катамэ-вадза | Техника сковывания. |
Ката-тэ-дзимэ | Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот. |
Ката-ха-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо. |
Кибису-гаэси | Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки). |
Коси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом. |
Коси-гурума | Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу). |
Ко-сото-гакэ | Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи). |
Ко-сото-гари | Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи. |
Ко-ути-гари | Подсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» изнутри. |
Ко-ути-гаэси | Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари». |
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ | Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса. |
Кудзурэ-кэса-гатамэ | Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ. |
Кудзуси | Выведение из равновесия. |
Кумиката | Захват. |
Кутики-таоси | Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева). |
Кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы. |
Масутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на спину. |
Моро-тэ-гари | Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя). |
Нагэ-вадза | Техника бросков, броски. |
Нами-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз. |
Оби-отоси | Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс). |
О-госи | Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом. |
О-гурума | Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо). |
Окури-аси-харай | Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника). |
Окури-эри-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов. |
Осаэкоми-вадза | Удержания. |
О-сото-гари | Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи. |
О-сото-гаэси | Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок. |
О-сото-гурума | Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо). |
О-сото-маки-коми | Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок). |
О-сото-отоси | Задняя подножка. |
О-ути-гари | Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри. |
О-ути-гаэси | Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок. |
Рё-тэ-дзимэ | Удушающий прием обеими руками. |
Санкаку-дзимэ | Удушающий прием ногами «треугольником». |
Сасаэ-цури-коми-аси | Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх. |
Сидо | Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника. |
Симэ-вадза | Техника удушающих приемов. |
Синтай | Техника передвижения. |
Сисэй | Стойка. |
Содэ-гурума-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки. |
Содэ-цури-коми-госи | Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота). |
Сото-маки-коми | Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи). |
Сукуи-нагэ | Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног). |
Суми-гаэси | Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла). |
Суми-отоси | Выведение из равновесия толчком назад. |
Сутэми-вадза | Броски, проводимые с падением атакующего. |
Сэой-нагэ | Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину). |
Сэой-отоси | Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину). |
Тавара-гаэси | Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем. |
Тай-отоси | Передняя подножка (сбрасывание с туловища). |
Тай-сабаки | Повороты и развороты. |
Тани-отоси | Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину) |
Татами | Площадка для борьбы размером 10Х10 метров. |
Тати-вадза | Броски из стойки. |
Татэ-сихо-гатамэ | Удержание верхом. |
Томоэ-нагэ | Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения). |
Тори | Проводящий прием. |
Тэ | Рука (до запястья). |
Тэ-вадза | Приемы, проводимые преимущественно руками. |
Тюи | Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника. |
Удэ | Рука (руки). |
Удэ-атэ | Удары руками. |
Удэ-гарами | Болевой прием — узел руки. |
Удэ-хисиги | Болевой прием — рычаг локтя. |
Удэ-хисиги-аси-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги. |
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку. |
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног. |
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником». |
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку. |
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками. |
Удэ-хисиги-хара-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот. |
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена. |
Уки-вадза | Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной). |
Уки-гатамэ | Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя. |
Уки-госи | Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной). |
Уки-отоси | Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной). |
Укэ | Атакуемый. |
Укэми | Приемы самостраховки при падениях. |
Ура-нагэ | Бросок через грудь (бросок за свою спину). |
Усиро-госи | |
Ути-маки-коми | Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри. |
Ути-мата | Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри). |
Ути-мата-гаэси | Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок. |
Ути-мата-маки-коми | Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). |
Ути-мата-сукаси | Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия. |
Уцури-госи | Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро». |
Хадака-дзимэ | Удушающий прием сзади плечом и предплечьем. |
Хансоку | Дисквалификация дзюдоиста. |
Ханэ-госи | Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника). |
Ханэ-госи-гаэси | Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок. |
Ханэ-маки-коми | Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи). |
Харай-госи | Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги). |
Харай-госи-гаэси | Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок. |
Харай-маки-коми | Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). |
Харай-цури-коми-аси | Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции). |
Хидза-гурума | Подсечка в колено (колесо через колено). |
Хики-коми-гаэси | Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо. |
Хон-кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ) |
Цубамэ-гаэси | Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки). |
Цуккоми-дзимэ | Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты. |
Цури-госи | Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх). |
Цури-коми-госи | Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции). |
Шидо | (прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника. |
Юко | Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании. |
Яма-араси | Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот. |
mosaktiv.ru
Аси | Нога (ноги). | |
Аси-атэ | Удары ногами. | |
Аси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно ногами. | |
Аси-гарами | Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката. | |
Аси-гурума | Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу). | |
Атама | Голова. | |
Атама-атэ | Удары головой. | |
Атэми-вадза | Техника нанесения ударов в уязвимые части тела. | |
Вадза | Прием, техника. | |
Вадза-ари | Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки. | |
Гяку-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу. | |
Даки-агэ | Подъем с обхватом туловища противника. | |
Даки-вакарэ | Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками). | |
Дзюдоги | Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса. | |
Дзюдока | Борец дзюдо. | |
До-дзимэ | Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием). | |
Дэ-аси-харай | Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги). | |
Ёко-вакарэ | Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника). | |
Ёко-гакэ | Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп). | |
Ёко-гурума | Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок). | |
Ёко-отоси | Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок). | |
Ёко-сихо-гатамэ | Удержание поперек. | |
Ёко-сутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на бок. | |
Иппон | Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста. | |
Иппон-сэой-нагэ | Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки). | |
Кавадзу-гакэ | Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо. | |
Ками-сихо-гатамэ | Удержание со стороны головы. | |
Кани-басами | Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо. | |
Кансэцу-вадза | Болевые приемы на суставы. | |
Ката-гатамэ | Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой. | |
Ката-гурума | Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи). | |
Ката-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты. | |
Катамэ-вадза | Техника сковывания. | |
Ката-тэ-дзимэ | Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот. | |
Ката-ха-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо. | |
Кибису-гаэси | Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки). | |
Коси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом. | |
Коси-гурума | Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу). | |
Ко-сото-гакэ | Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи). | |
Ко-сото-гари | Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи. | |
Ко-ути-гари | Подсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» изнутри. | |
Ко-ути-гаэси | Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари». | |
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ | Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса. | |
Кудзурэ-кэса-гатамэ | Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ. | |
Кудзуси | Выведение из равновесия. | |
Кумиката | Захват. | |
Кутики-таоси | Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева). | |
Кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы. | |
Масутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на спину. | |
Моро-тэ-гари | Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя). | |
Нагэ-вадза | Техника бросков, броски. | |
Нами-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз. | |
Оби-отоси | Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс). | |
О-госи | Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом. | |
О-гурума | Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо). | |
Окури-аси-харай | Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника). | |
Окури-эри-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов. | |
Осаэкоми-вадза | Удержания. | |
О-сото-гари | Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи. | |
О-сото-гаэси | Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок. | |
О-сото-гурума | Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо). | |
О-сото-маки-коми | Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок). | |
О-сото-отоси | Задняя подножка. | |
О-ути-гари | Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри. | |
О-ути-гаэси | Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок. | |
Рё-тэ-дзимэ | Удушающий прием обеими руками. | |
Санкаку-дзимэ | Удушающий прием ногами «треугольником». | |
Сасаэ-цури-коми-аси | Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх. | |
Сидо | Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника. | |
Симэ-вадза | Техника удушающих приемов. | |
Синтай | Техника передвижения. | |
Сисэй | Стойка. | |
Содэ-гурума-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки. | |
Содэ-цури-коми-госи | Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота). | |
Сото-маки-коми | Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи). | |
Сукуи-нагэ | Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног). | |
Суми-гаэси | Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла). | |
Суми-отоси | Выведение из равновесия толчком назад. | |
Сутэми-вадза | Броски, проводимые с падением атакующего. | |
Сэой-нагэ | Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину). | |
Сэой-отоси | Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину). | |
Тавара-гаэси | Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем. | |
Тай-отоси | Передняя подножка (сбрасывание с туловища). | |
Тай-сабаки | Повороты и развороты. | |
Тани-отоси | Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину) | |
Татами | Площадка для борьбы размером 10Х10 метров. | |
Тати-вадза | Броски из стойки. | |
Татэ-сихо-гатамэ | Удержание верхом. | |
Томоэ-нагэ | Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения). | |
Тори | Проводящий прием. | |
Тэ | Рука (до запястья). | |
Тэ-вадза | Приемы, проводимые преимущественно руками. | |
Тюи | Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника. | |
Удэ | Рука (руки). | |
Удэ-атэ | Удары руками. | |
Удэ-гарами | Болевой прием — узел руки. | |
Удэ-хисиги | Болевой прием — рычаг локтя. | |
Удэ-хисиги-аси-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги. | |
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку. | |
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног. | |
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником». | |
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку. | |
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками. | |
Удэ-хисиги-хара-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот. | |
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена. | |
Уки-вадза | Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной). | |
Уки-гатамэ | Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя. | |
Уки-госи | Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной). | |
Уки-отоси | Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной). | |
Укэ | Атакуемый. | |
Укэми | Приемы самостраховки при падениях. | |
Ура-нагэ | Бросок через грудь (бросок за свою спину). | |
Усиро-госи | Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади). | |
Ути-маки-коми | Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри. | |
Ути-мата | Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри). | |
Ути-мата-гаэси | Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок. | |
Ути-мата-маки-коми | Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). | |
Ути-мата-сукаси | Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия. | |
Уцури-госи | Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро». | |
Хадака-дзимэ | Удушающий прием сзади плечом и предплечьем. | |
Хансоку | Дисквалификация дзюдоиста. | |
Ханэ-госи | Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника). | |
Ханэ-госи-гаэси | Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок. | |
Ханэ-маки-коми | Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи). | |
Харай-госи | Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги). | |
Харай-госи-гаэси | Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок. | |
Харай-маки-коми | Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). | |
Харай-цури-коми-аси | Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции). | |
Хидза-гурума | Подсечка в колено (колесо через колено). | |
Хики-коми-гаэси | Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо. | |
Хон-кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ) | |
Цубамэ-гаэси | Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки). | |
Цуккоми-дзимэ | Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты. | |
Цури-госи | Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх). | |
Цури-коми-госи | Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции). | |
Шидо | (прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника. | |
Юко | Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании. | |
Яма-араси | Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот. |
sc-oberig.kiev.ua
Правила
Правила проведения соревнований по дзюдо (утверждены Судейской комиссией ФДУ 07.06.2018)
Подробное разъяснение правил судейства IJF 2018-2020 (рус)
Подробное разъяснение правил судейства IJF 2018-2020 (укр)
Презентация изменений правил соревнований по дзюдо IJF 2017-2020
Правила судейства IJF 2013-2016 (укр)
Правила судейства IJF 2013-2016 гг. (дополнение)
Правила соревнований IJF 2013-2016 гг. (дополнение)
Дополнение к международным правилам (укр)
Дзюдо представляет собой ситуационный, сложно координационный, ациклический, скоростно-силовой вид спортивных единоборств, суть которого сводится к поединку двух спортсменов дзюдоистов, каждый из которых стремится одержать победу с помощью техники борьбы стоя (броски) или техники борьбы лежа (болевые приемы, удушающие захваты, удержания) в строгом соответствии с Правилами соревнований.
Поединки в дзюдо проходят на специальном ковре, который называется татами и состоит из совокупности отдельных матов размером 1м х 1м х 4см или 2м х 1м х 4см, сделанных из полимерных материалов. Татами состоит из двух зон разного цвета. В центре татами находится квадрат с минимальными размерами 8м х8м и максимальными – 10м х 10м, который называется рабочей зоной и состоит из матов одного цвета. Внешняя часть татами, называемая зоной безопасности, состоит из матов другого цвета и имеет по периметру размер 3м. В центральной части рабочей зоны на расстоянии 4м друг от друга на маты нанесены белая и синяя полоски шириной около 10 см и длиной около 50 см, служащие для обозначения мест участников перед началом поединка и после его окончания. Любой поединок начинается и заканчивается поклоном обоих дзюдоистов друг другу.
Соревнования в дзюдо по своему характеру делятся на личные и командные. В личных соревнованиях определяются только личные результаты и места, в командных соревнованиях команды встречаются друг с другом и по результатам этих встреч определяются места команд.
В зависимости от системы выбывания участников соревнования проводятся по олимпийской системе с утешительными встречами от полуфиналистов или по олимпийской системе без утешительных встреч или по круговой системе или по смешанной системе.
Соревнования в дзюдо проводятся в определенных возрастных группах:
Младший возраст – мальчики и девочки до 12 лет.
Средний возраст – юноши и девушки до 14 лет.
Кадеты – юноши и девушки до 18 лет.
Юниоры и юниорки – до 21 года.
Молодёжь – до 23 лет.
Мужчины и женщины.
Ветераны – после 30 лет.
Участники соревнований делятся по весовым категориям. Для мальчиков и девочек, для юношей и девушек существует 9-10 весовых категорий в зависимости от возраста, для юниоров и юниорок до 21 года — 8 весовых категорий, для молодежи до 23 лет, а также для мужчин и женщин — 7 весовых категорий. Кроме того, для мужчин и для женщин соревнования могут проводится в абсолютной категории, где вес участников не учитывается.
Продолжительность поединка определяется возрастной группой участников:
Младший возраст — 2 минуты.
Средний возраст — 3 минуты.
Кадеты, юниоры, взрослые — 4 минуты.
Ветераны до 60 лет — 3 минуты, старше 60 лет — 2 минуты.
Костюм дзюдоиста называется дзюдога и состоит из трех частей: куртка, штаны и пояс, цвет которого определяет уровень технической подготовленности дзюдоиста. Дзюдога должна быть синего цвета у участника, вызванного первым, и белого цвета у второго участника. Дзюдога изготавливается из хлопка или подобного материала. Для спортсменок обязательной частью костюма должна быть футболка белого цвета. Костюм дзюдоиста должен соответствовать определенным требованиям. Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вдоль туловища. Куртка должна быть достаточно широкой, чтобы запахиваться левой полой на правую не менее, чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10-15 см по всей длине штанины. Пояс шириной 4-5 см должен быть обернут дважды поверх куртки и завязан на уровне талии плоским узлом. Длина пояса должна быть такой, чтобы оставались концы длиной 20-30 см. Если костюм участника не соответствует требованиям Правил, судья на контроле или арбитр могут потребовать от участника поменять костюм.
Судейство поединка осуществляет бригада судей, в состав которой входит арбитр и два боковых судьи. Арбитр обычно находится в пределах рабочей зоны, руководит поединком и выражает свое отношение к действиям спортсменов, а также общее решение бригады судей специальными жестами и сигналами. Боковые судьи располагаются в противоположных углах за пределами рабочей зоны. Каждый боковой судья должен выражать свое мнение, если оно отличается от решения арбитра при объявлении оценок технических действий или наказаний с помощью соответствующих официальных жестов.
Поединок всегда начинается в положении стоя по команде арбитра «ХАДЖИМЭ». В случае необходимости остановить поединок арбитр объявляет команду «МАТЭ». После сигнала об окончании поединка арбитр дает команду «СОРО-МАДЭ».
В случае, когда оценки дзюдоистов после окончания поединка одинаковы или оценок нет, назначается дополнительный поединок «ГОЛДЕН СКОР», который продолжается до первой оценки.
Оценки во время соревнований имеют два уровня.
Высшая оценка «ИППОН» (чистая победа) объявляется арбитром и поединок прекращается в том случае, если выполняемое техническое действие соответствует следующим критериям:
а) атакующий дзюдоист бросает противника на большую часть спины со значительной силой и скоростью, осуществляя контроль атакуемого дзюдоиста;
б) когда атакующий дзюдоист удерживает своего противника в положении удержания в течение 20 секунд;
в) когда атакуемый дзюдоист дважды или более раз похлопывает рукой или ногой или голосом произносит «МАИТА» (сдаюсь) в результате удержания, удушающего захвата или болевого приема атакующего спортсмена.
Оценка «ВАЗА-АРИ» (пол победы) дается за выполненное техническое действие, отвечающее следующим критериям:
а) атакующий дзюдоист бросает противника, осуществляя контроль, и в броске частично отсутствует один из других трех элементов, необходимых для оценки «ИППОН»; б) атакующий дзюдоист удерживает своего противника, который не может уйти из положения удержания в течение 15 секунд и более, но менее 20 секунд.
Если один участник в течение одного поединка получает вторую оценку «ВАЗА-АРИ», арбитр объявляет его победителем с помощью команды «ВАЗА-АРИ АВАСЕТ ИППОН».
Наряду с оценками участники могут получать наказания за нарушения требований Правил соревнований. Запрещенные действия подразделяются на незначительные (26 пунктов) и серьезные (14 пунктов). При совершении незначительных нарушений спортсмен получает наказание «ШИДО». Когда участник повторяет незначительные нарушения, и должен быть наказан в третий раз «ШИДО», рефери, после консультации с судьями должен объявить участнику «ХАНСОКУ-МАКЕ», это означает, что 3-е «ШИДО» не объявляется как «ШИДО», а должно быть объявлено «ХАНСОКУ-МАКЕ». Если спортсмен во время поединка совершает серьезное нарушение, он сразу же получает дисквалификацию «ХАНСОКУ-МАКЕ».
ukrainejudo.com
Словарь терминов в дзюдо
асивадза — группа приемов, осуществляемых ногами
аюми-аси нормальная походка
бутсукари — тренировочные упражнения без броска соперника
йадза — прием
гокионовадза — пять основных технических принципов, используемых при подготовке дзюдоистов в Кодокане
дан — степень мастерства дзюдоиста
дзарей — приветствие на коленях
дэигохонтаи — основное защитное положение
дзикан — команда судьи для остановки встречи
дэнпокаитэнукэми — падение кувырком вперед
дзенпоукэми — падение вперед
дзюдоги — костюм участника
дзюдока — опытный дзюдоист
дзюнбиундо — простые упражнения, разминка
дзюнингаке — встреча «одного против десяти»
дзюноката — упражнения по договору
джосеки — почетное место для самого уважаемого дзюдоиста
дожо — физкультурный зал
дэрупон — достижение очка с момента начала борьбы
иппон — чистая победа
иппонсобу — встреча на достижение одного очка
итамивакэ — ничья вследствие травмы одного из участников борьбы
какари-гэико — вид обусловленной борьбы
какэ — выполнение
кан-гэико — . форма упражнений в заранее известных условиях
катагурума — «мельница»
катамэкоката — упражнения по договору, изображают принципы борьбы лежа
катамэвадза — техника борьбы лежа
каэсн — предупреждение атаки
киу — дзюдоист, не достигший степени
ковадза — маленькие захваты, требующие небольшого дви
жения телом
кодаиса — дзюдоист, имеющий степень технической зрелости с 5-го дана и выше
консетцувадза — приемы в борьбе лежа
косивадза — группа приемов, осуществляемых преимущественно боками или талией
комиконоката — упражнения по договору, также называются и «старые формы»
кохай — младший
кудзуси — выведение из равновесия
кумнката — способ захвата
маитта — сигнал о сдаче
нагэвадза — приемы в борьбе в стойке
нагэками — повторяющиеся броски при постоянной смене партнеров
нагэноката — упражнения по договору, которые осуществляются с обеих сторон,
изображают принципы бросков
нин-гакэ — борьба одного против пяти и более спортсменов
нихонсобу — встреча, рассчитанная на два броска
ногарэката — способ уклонения от приема соперника
нэвадза — приемы нагэвадза и катамэвадза, осуществляемые лежа
оби — пояс дзюдоиста
овадза — схватка, требующая большого удержания .
осаэкоми — удержание
рандори — свободная тренировка
рицурэй — приветствие стоя
рэнзоку — повторная атака
рэнракухэкавадза — комбинации приемов
рэнсю — упражнения
семпай — старший
сизей — стойка
сизенхонтаи — основная стойка
симэеадза — удушающие приемы
синтай — передвижения
сотаирэнсю — упражнения с партнером
сутэгэико — форма упражнений в стойке
таисо — подготовительные упражнения
тайсабаки — повороты и подвороты
таидоиу-ренину — упражнения без соперника
татами — соломенный мат стандартного размера, несколько — больше 1,5 кв.м
тативадза — броски
тонуивадза — излюбленный прием дзюдоиста
тори — атакующий
тзвадза — броски, производимые руками
укэ — атакуемый
укэми — самостраховка в падении
учмкоми — многократное повторное выполнение одного и того же приема, броска
хаириката — способ подготовки броска, удержания, удушения, болевых приемов или удара
хандонокудзуси — выведение соперника из равновесия
хансокумакэ — дисквалификация, нарушение правил
хантэи — решение
хапонокудзуси — восемь направлений выведения из равновесия
хикинвакэ — ничья
цугиаси — способ походки
цукури — подготовка броска
цурикоми — передвижение
якусоку-гэнко — свободные или оговоренные упражнения
boevieiskusstva.narod.ru
Словарь японских терминов в дзюдо |
Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.
Дзигоро Кано
Полный список японских названий и терминов техник и приемов используемых в борьбе дзюдо. Смысл структуры примерно такой же как и в японских терминах каратэ, но из-за разнообразия техник, все таки более запутанный.
srrb.ru
Спортивный клуб Tори дзюдо Тирасполь
1. ОЦЕНКИ Все технические действия оцениваются тремя оценками : ЮКО, ВАЗА-АРИ и ИППОН. Комментарии: 1. Бросок с падением на ягодицы или бедро, за который раньше давалась оценка КОКА теперь может оцениваться ЮКО, если результат броска очевиден (хорошо сделанный бросок при наличии силы и контроля). 2. Броски с падением на ягодицы или бедро, выполненные не сильно или с частичным отсутствием контроля, не оцениваются. 2. ОЦЕНКИ ЗА УДЕРЖАНИЕ За удержание от 15 до 19 секунд дается оценка ЮКО. За удержание от 20 до 24 секунд дается оценка ВАЗА-АРИ. За удержание в течение 25 секунд дается оценка ИППОН. 3. ШКАЛА НАКАЗАНИЙ Первое замечание ШИДО — свободное наказание. За второе замечание ШИДО оппоненту дается оценка ЮКО. За третье замечание ШИДО оппоненту дается оценка ВАЗА-АРИ. За четвертое замечание ШИДО спортсмен получает дисквалификацию (ХАНСОКУ-МАКЭ). Комментарии: 1. Первое замечание ШИДО фиксируется на судейском табло, но не фиксируется оценка оппоненту. 2. Во время дополнительной встречи (GOLDEN SCORE) первое замечание дается арбитром без консультации с боковыми судьями. 3. Первое замечание ШИДО не должно рассматриваться в дополнительной встрече при определении победителя по мнению судей (ХАНТЕЙ) за исключением ситуации, когда это является абсолютно единственным различием между двумя спортсменами. 4. Во время дополнительной встречи (GOLDEN SCORE) второе замечание можно давать только после согласования арбитра с боковыми судьями : если 2 судьи из 3 согласны дать наказание, арбитр объявляет замечание ШИДО и схватка заканчивается. Арбитр и боковые судьи до объявления наказания могут обратиться за консультацией к судейской комиссии. Если же 2 судьи из 3 против наказания, дополнительная встреча продолжается. При этом бригада судей может обратиться за консультацией к судейской комиссии.4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА (GOLDEN SCORE)
Продолжительность дополнительной встречи для юниоров и взрослых составляет 3 минуты. 5. КРАЙ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ Все действия в положении Nage Waza действительны и могут продолжаться до тех пор, пока любой из спортсменов касается любой частью тела рабочей зоны соревнований (тот же критерий, что и в положении Ne Waza). Комментарии : 1. Спортсмен, выполняя техническое действие, может продолжать его в зоне безопасности до тех пор, пока его соперник касается рабочей зоны соревнований любой частью своего тела. Любая пауза или остановка во время выполнения технического действия является основанием для команды МАТЭ. 2. Главные критерии при выполнении технических действий в положении борьбы стоя на краю рабочей зоны — непрерывность и активность действия. 3. В случае, если техническое действие начато в пределах рабочей зоны, иное техническое действие (комбинация или контратака) может выполняться и оцениваться при условии отсутствия паузы и наличия развития технического действия после его начала независимо от того, находятся ли спортсмены (один или оба) на рабочей зоне или в зоне безопасности. 4. Если арбитр ошибся и дал команду МАТЭ, а боковые судьи уверены, что техническое действие выполнено правильно, они должны отменить команду МАТЭ и оценить техническое действие. В таком случае бригада судей может обратиться за консультацией к судейской комиссии. 6. КОНТРОЛЬ ФОРМЫ Участники соревнований несут полную ответственность за соответствие их формы (дзюдоги) требованиям правил проведения соревнований по дзюдо. При наличии сомнений арбитр может проверить соответствие формы участника. Если форма не соответствует требованиям правил соревнований, арбитр после консультации с боковыми судьями и единогласном решении может дисквалифицировать участника, а при разногласии судей (2 : 1) необходимо получить консультацию у судейской комиссии и принять окончательное решение. Участник, получивший дисквалификацию за несоответствие формы требованиям правил соревнований, допускается к участию в утешительных схватках.7. НЕГАТИВНОЕ ДЗЮДО
Негативное дзюдо необходимо наказывать по всей строгости. Тем не менее судьи должны быть уверены, что наказание дается только тогда, когда нарушение очевидно. Арбитр не должен быть «охотником за нарушениями».
Как правило, фраза «более, чем 5 секунд» означает интервал 6-8 секунд, но не 15-20 и более секунд. Повторные нарушения должны наказываться даже быстрее (4-5 секунд). Неведение борьбы оценивается по-прежнему в интервале времени 20-30 секунд. А) Избегать захват или не давать сопернику брать захват. Это нарушение включает блокирование, чтобы предотвратить захват, «закрытие» (захват своего собственного отворота для предотвращения захвата соперника) и т. п., теперь это также включает давление с помощью глубокого захвата на спине, чтобы поставить соперника в согнутое положение и не дать ему взять захват. Интервал времени такого нарушения более, чем 5 секунд. Б) Принимать исключительно оборонительную стойку. Это запрещенное действие должно наказываться в течение 6-8 секунд. Необходимо препятствовать тактике других стилей борьбы (самбо, вольная, греко-римская борьба). В) Ложная атака. Арбитр должен быть внимательным при использовании ложных атак, включая «нырки» в ноги без реальной попытки выполнения броска, прыжки на колени без реальной попытки выполнения броска и т. п. Сюда необходимо включить ложные попытки проведения TOMOE-NAGE, SUMI-GAESHI, когда целью является переход в положение Ne Waza, а не попытка бросить соперника. Такие попытки должны наказываться замечанием. Использование TOMOE-NAGE, HIKKOMI-GAESHI c целью перехода на болевой прием возможно до тех пор, пока осуществляется атака. Г) Захват за штаны. Участнику не разрешается сначала захватывать штаны, а затем атаковать, но разрешается захватывать штаны в завершении уже начатой атаки или даже возможно одновременно с атакой захватывать штаны. Поэтому в случае, когда участник сначала захватывает штаны, схватка останавливается и ему объявляется замечание. Захват ноги рукой без захвата штанов, как в случае MOROTE-GARI или KIBISU-GAESHI, разрешается и такие действия не должны останавливаться и наказываться, а в случае успешного завершения могут оцениваться.Судейство
Решение Исполнительного комитета IJF в Роттердаме подтверждено на чемпионате мира среди юниоров в Париже 2009
Введение
IJF хочет защитить основополагающие ценности дзюдо.
С другой стороны, IJF не хотел бы изменять правила судейства во время Олимпийского цикла. По этой причине будут испытывать новые правила до первого января 2010 года.
Правила были опробованы в ходе чемпионата мира среди юниоров 2009 года в Париже. Эксперимент будет продолжен на следующих соревнованиях IJF: Гран-при Абу-Даби 20-21 ноября 2009, Гран-при в Циндао (Китай) 28-29 ноября 2009, Кубок мира по Сувон (Корея) 4-5 декабря 2009 года и Большого Шлема в Токио (Япония) 11-13 декабря 2009. После этих турниров решение относительно новых правил будут приняты.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: захваты и блокировка ног руками:
Все прямые атаки, или блокирование одной/двумя руками или одной/двумя руками ниже пояса, не допускаются.
Наказания: Первое нападение: — Shido
Вторая атака: — Hansokumake
Примеры:
РАЗРЕШАЕТСЯ: захват за ноги в последующей технике
Захват ниже пояса разрешается только как продолжение атаки, если это естественное продолжение начатой атаки.
Примеры:
РАЗРЕШАЕТСЯ: захват за ноги в контратаке
Контратака разрешена.
Принципы Go No Sen и Sen No Sen:
— Контратака перед атакой противника, на опережение.
— Контратака «на излёте » атаки противника.
Примеры:
ЗАЩИТНАЯ: оборонительная позиция
Оба наказываются — Shido
Пример:
Для лучшего понимания новых правил, во время наказания судья будут объяснять соответствующим жестом.
www.tori-judo.ru
Дзюдо: «мягкий путь» к совершенству — Техника дзю-до — Дзю-до — Каталог статей
Дзюдо: «мягкий путь» к совершенству
В эпоху реставрации Мейдзи японские политики, стремясь приобщиться к западной культуре, не вняли зову предков, объявив великие традиционные боевые искусства пережитком дикого прошлого Страны Восходящего Солнца. Японцы постепенно забывали и наследии великой философии самурайского боя, а опытные сэнсеи джиу-джитсу уже не пользовались былым почетом и уважением. Возможно, до нас бы не дошли в исконном виде секреты и техники японской будо-самообороны, если бы в 1860 году в городке Микаго близ Токио не появился на свет человек, которому предстояло стать основателем классической школы дзюдо Кодокан. Кано Дзигоро по сей день остается единственным в истории обладателем высшего 12 дана дзюдо.
Захват в Дзюдо
В юношестве Кано Дзигоро изучал боевое искусство джиу-джитсу, поэтому приемы именно этого боя послужили основой для разработки философии и системы упражнений дзюдо.
Название единоборства «дзюдо» состоит из двух иероглифов: «дзю» – гибкость, мягкость, «до» – путь. Соответственно, классическая школа Кодокан – это «дом изучения пути». Кодокан впервые открыл свои двери для учеников в 1882 году и располагался в буддистском храме Токио Эйсёдзи. Тогда площадь зала для тренировок составляла всего 22 квадратных метра, а уже в 1907 году дзюдо появилось в расписании средних школ Японии в качестве обязательного предмета. Философия «мягкого пути» быстро завоевала признание не только в Японии, но нашла тысячи приверженцев по всему миру. Так, в 1951 году была создана Международная Федерация дзюдо, а в 1964 году в Токио боевое искусство дзюдо было впервые включено в программу Олимпийских Игр. Среди последователей Кано Дзигоро такие известные люди, как Рабиндранат Тагор, Теодор Рузвельт, Гай Ричи и Владимир Путин. Что же находят эти успешные мужи в философии японского боя дзюдо?
Дзюдо — зрелищный бросок на татами
Цель дзюдо, которую ставил перед своими учениками ещё профессор Кано Дзигоро – добиться физического совершенства параллельно с абсолютной духовной гармонией и непрекращающимся интеллектуальным развитием. «Карьерный» рост непременно приводит увлеченных дзюдоистов от роли ученика к роли учителя. Причем в процессе этого превращения они учатся помогать партнеру и контролировать свои эмоции, ищут творческие подходы в комбинациях базовых техник и тренируют память. Философия дзюдо учит отвечать за собственные решения, смело идти вперед, не сдаваться при поражениях и не заноситься при победах.
Что касается физических аспектов борьбы, их Кано Дзигоро позаимствовал из традиционных японских боевых тактик будо. Главная цель дзюдо – использовать силу противника, чтобы сломить его, сохранить собственное равновесие, лишив его противника и не прекращать бой даже в критической ситуации.
Боевые схватки дзюдо проводятся на традиционной циновке – татами, а дзюдоисты сражаются босиком в специальной одежде белого или синего цвета – дзюдоги.Арсенал боевых приемов «мягкого пути»
Бросок противника в дзюдо
Итак, словно Земля в древних мифах лежала на трех китах, искусство боевой философии дзюдо основано на трех началах:
1. Ката («форма») – это последовательность упражнений, которые дзюдоисты выполняют в парах, помогая партнеру добиться идеального ката-исполнения.
2. Рандори («свободный захват») – это тренировочное сражение, правила которого задает учитель, а целью является доведение до совершенства определенных технических приемов.
3. Сиай («соревнования») – это уже настоящий бой, где никто не подскажет оптимальный путь к победе, и применяются все ранее изученные приемы дзюдо.
Искусство самообороны Дзюдо
Кроме этих трех этапов постижения боевого искусства, в классической школе Кодокан обязательно проходят курс кихоп (он включает изучение основных стоек сисэй, секретов страховки укэми, грамотных перемещений по татами синтай и тайсабаки, а также тактическхе захватов кумиката) и каппо (способы реанимации пострадавшего партнера или соперника).
На тренировках рандори или конкурсных боях сиай в начале боя соперники находятся в вертикальном положении, которое называется тати вадза. В ходе боя схватка может переместиться на «нижние ярусы» – когда соперники дзюдо окажутся «в партере» или на полу – и начнется фаза нэ вадза.
Выполнение каждого последующего приема в дзюдо требует обязательного прохождения трех этапов. Первоначально необходимо вывести противника из положения равновесия (кудзуси), затем войти в оптимальную позу для броска (цукури), и только потом перейти к непосредственному выполнению приема (какэ).
Тренировочное сражение Дзюдо
Весь арсенал дзюдо, по большей части перекликающийся с приемами джиу-джитсу, делится на три категории:
1. Нагэ вадза – это техника приемов, свойственная преимущественно фазе тати вадза; она включает 67 различных бросков соперника в процессе схватки.
2. Катамэ вадза – это совокупность приемов, которые идут в ход в горизонтальном положении бойцов дзюдо – нэ вадза. В эту группу входят разнообразные приемы удержания, болевого воздействия и удушения.
3. Атэми вазда – это арсенал смертоносных приемов дзюдо. В силу своей опасности, применение атэми вазда или ударов по уязвимым точкам тела допускается только на тренировках ката.
За выполнением слаженной физической программы дзюдо стоит великая цель боевого искусства самураев – привести тело и дух в состояние абсолютной гармонии, понять смысл жизни путем саморазвития и максимально приблизится к древним тайнам будо, которые чуть было не канули в Лету, но были бережно сохранены великим мастером дзюдо Кано Дзигоро.uren-budo.ucoz.ru