На решение этой задачи необходимы дополнительные средства – 3 —

Содержание

Задание 11. Стилистика и редактирование

Похожие главы из других работ:

Стилистика и редактирование

Задание 14

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Ответ: Англичане - англичан Апельсины - апельсинов Баклажаны - баклажанов, баклажан Буряты - бурят...

Стилистика и редактирование

Задание 15

Приведите примеры использования омонимов и паронимов в речи (на примере СМИ), определите их стилистическую функцию. Ответ: 1. «В пользу размещения декоративных растений в детской комнате говорит многое». («Материнство»,№ 4/5-2010 г.) Декоративный...

Стилистика и редактирование

Задание 16

Приведите примеры использования синонимов и антонимов в речи (на примере СМИ), определите их стилистическую функцию. Ответ: «Комсомольской правде» Ю. Лужков на вопрос «Говорят, ваша жена удачливый коммерсант?» ответил: «Нет, она не коммерсант...

Стилистика и редактирование

Задание 17

Найдите в СМИ употребление иноязычных слов. Определите источник происхождения. Уместность употребления. Ответ: Известия, № 22 5 октября...

Стилистика и редактирование

Задание 18

слово пароним омоним иноязычный Выполните морфологический разбор подчеркнутых слов. Он мне хотел язык засеребрить, чтоб не прошло о нем слова и не дошло до молодой жены. Ответ: Мне I. 1) (Он) мне кому? 2) местоимение 3) Я...

Стилистика: разговорная речь

1. Задание 1

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей литературного языка. Нормы. Этика и этикет разговорной речи. Эффективность общения. Разговорная речь - основная функциональная разновидность кодифицированного литературного языка...

Стилистика: разговорная речь

2. Задание 2

Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их. 1. Сдается квартира с ребенком. Сдается квартира для семьи с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке...

Стилистика: разговорная речь

3. Задание 3

Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений 1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно. Планирование кухни...

Стилистика: разговорная речь

5. Задание 5

Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется...

Стилистика: разговорная речь

6. Задание 6

Считаете ли Вы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте 1. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь...

Стилистика: разговорная речь

7. Задание 7

Проанализируйте причины абсурдности и неуместного комизма высказывания. Назовите логические ошибки в предложениях, возникающие в результате речевой недостаточности, исправьте их 1...

Стилистика: разговорная речь

8. Задание 8

Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки. Исправьте предложения 1. Отдаленные северные места, где льдины гложут валунные берега, и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика...

Стилистический анализ текстов

Задание 1

Составьте текст о своей будущей профессии в разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом стиле...

Стилистический анализ текстов

Задание 2

Сделайте стилистический анализ текстов по плану: 1. Характеристика ситуации общения; 2. Основные стилевые черты; 3. Языковые средства; 4. Определение стиля и речевого жанра стилистический языковый речевой жанр Ответ: 1) 1...

Языковая система русского языка

Задание №9

В следующих примерах определите способы выражения грамматических значений и значения, выражаемые ими: книга - книги - книге; надеяться - будем надеяться; (высокие) сосны - (высокой) сосны; старый - старый-старый; Лес заслонил дом. - Дом заслонил лес...

inyaz.bobrodobro.ru

Понятие языковой нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы современного русского языка

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Понятие о языковой норме. Ее роль в становлении литературного языка.

2. Признаки нормы. Историческая изменчивость норм.

3. Виды языковой нормы.

4. Типология речевых ошибок.

5. Понятие орфоэпической нормы русского языка. Варианты и норма в орфоэпии.

6. Особенности произношения безударных гласных звуков, согласных звуков и их сочетаний.

7. Особенности произношения заимствованных слов.

8. Специфика русского ударения.

2.Выполните практические задания:

1. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. Определите, какой вид нормы в них нарушен.

1) Год был необычен в том, что мы впервые начали работать вместе с муниципальными советами. 2) На решение этой задачи необходимы дополнительные средства. 3) Средства массовой информации интересовались о здоровье президента. 4) Вода в этой части залива чистая, а дикие пляжи не замусорены отдыхающими. 5) Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете. 6) Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте 35 лет. 7) Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многого. 8) Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 9) Многие приняли участие в крёстном ходе. 10) Больной попросил сестру налить себе воды. 11) Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 12) По обоим сторонам школьного двора посажены деревья. 13) Староста пользуется наибольшим деловым авторитетом в группе. 14) У билетной кассы предъявляли свои командированные удостоверения. 15) Я вчера приобрела пару новых сапогов. 16) Строители дома придавали первоочередное внимание своевременному окончанию работы. 17) В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы. 18) Комиссия отметила, что большинство времени уходило на излишние отчеты. 19) Не могу согласиться о том, что говорил предшествующий докладчик. 20) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство. 21) Председатель не смог выполнить всех порученных ему вопросов и недостаточно качественно подготовился к отчетному докладу.

2. Выберите из скобок подходящий вариант. Ответ мотивируйте.

1. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы – пометки). 2. Работа написана простым языком, сразу уясняется (существо – сущность) работы. 3. Газеты сообщают о падении цен на (колумбийское – колумбийский) кофе. 4. Сочи (расположен – расположено) на побережье Черного моря. 5. Девушка-(кондуктор – кондукторша) мило улыбалась. 6. В Москву приехали индийские врачи, супруги (Найк – Найки). 7. Ранней весной нужно уничтожать (личинки – личинок) вредных насекомых. 8. (Профессоры – профессора) работают над созданием нового учебника. 9. Луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно0синие (тоны – тона). 10. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы – тормоза), мешающие нашему движению вперед. 11. Уже давно астрономы изучают ближайших соседей Земли – Венеру и (Марс – Марса). 12. Эти сапоги тебе (великие – велики). 13. Метель не утихала в течение (трех – троих) суток. 14. (Пройдет – пройдут) еще два месяца, и начнется долгожданная весна. 15. Из крана вода (капает – каплет). 16. Большинство студентов (выполнило – выполнили) задание досрочно. 17. Кондуктор попросила (оплатить – уплатить) проезд. 18. (Прочтя – почитав) письмо матери, он долго не мог прийти в себя.

3. Расставьте ударение в следующих словах:

а) аргумент, алкоголь, артикль, арахис, аристократия, агрономия, адаптер, ампер, аноним, аналог, апокалипсис, бармен, бартер, баржа, бюрократия, боязнь, вертел, ветеринария, верование, гала-концерт, газопровод, генезис, геодезия, глаженье, диспансер, диоптрия, добыча, договор, договоренность, документ, досуг, дьяволица, дюбель, жалюзи, заговор, завистник, знахарь, знахарка, знамение, изометрия, иконописец, иконопись, индустрия, инсульт, искра, камбала, каталог, каучук, квартал, квашение, километр, колледж, коллеж, корысть, кредит, кладовая, ломота, маркетинг, медикамент, мизантроп, мусоропровод, невролог, некролог, нормирование, немота, обеспечение, обесценение, обнаружение, обувщик, озвучение, острота, отрочество, премирование, привод, приговор, псевдоним, пурпур, рефери, рефлексия, сабо, созыв, стереометр, столяр, таможня, танцовщица, тирания, туфля, украинец, упрочение, форзац, фобия, хаос, хвоя, ходатай, христианин, худоба, центнер, щавель, эксперт;

б) августовский, балованный, басовый, безудержный, блокированный, валовой, включенный, временный, втолкнутый, вычерченный, газопроводный, глазированный, договорный, единовременный, завистливый, закупоренный, замененный, зубчатый, ивовый, избалованный, каучуковый, красивее, кухонный, мизерный, минусовый, нажитый, одновременный, оптовый, отключенный, отнятый, подростковый, погнутый, прожитый, сливовый, уведомленный, факсимильный, четверговый, премированный;

в) априори, валом (валить), взапуски, втридорога, вчистую, добела, донельзя, досыта, донизу, завидно, издалека, изредка, издревле, искони, исстари, мастерски, навеки, надолго, наискось, подчас, тотчас;

г) апробировать, базироваться, баловать, газировать, забронировать, запломбировать, заржаветь, информировать, маркировать, наперчить, нормировать, облегчить, присовокупить, убыстрить, уведомить, углубить, формулировать, форсировать, ходатайствовать, черпать;

д) без толку, за год, за волосы, за город, за ногу, за нос, из виду, из лесу, на берег, на воду, на год, на день, на ухо, по полу, по полю.

4. Обратите внимание на особенности произношения согласных перед ударным Е в заимствованных словах

Акварель, астероид, музей, интеграл, президент, десант, генетика, эффект, экстерн, пионер, детектор, эстетика, академик, майонез, ателье, орхидея, террорист, сессия, игрек, бассейн, дефицит, тембр, термос, дезодорант, дефис, кредо, синтез, кофе, энергия, артерия, темп, штекер.

5.Проанализируйте особенности произношения сочетания согласных ЧН. В каких случаях возможно только произношение «чн», в каких только «шн», а в каких допустимы оба варианта?

Античный, булочная, бутылочный, взяточник, горничная, горчичник, горячечный, гречневый, двоечник, заочник, конечно, копеечный, коричневый, лодочник, молочная, Никитична, нарочно, нарочный, ночной, очечник, перечница, печник, подсвечник, прочный, порядочный, прачечная, пустячный, пушечный, скворечник, скучно, сердечный, уличный, шапочный, яблочный, яичница, яичная.

6.Укажите случаи перехода ударного Е в О и случаи отсутствия такого перехода. В каких словах допускаются варианты?

Афера, атлет, блеклый, бытие, врученный, вселенный, выплескивание, гашеный, желоб, желчь, жернов, двоеженец, двоеженство, дареный, ерничать, зачерпнутый, замененный, завороженный, заем, иноплеменный, зацветший, истекший, маневр, новорожденный, недоуменный, обрекший, одновременный, одноименный, оседлый, острие, преемник, побасенка, поблекнуть, свекла, убеленный, филер.

7.Определите, в каких из приведенных ниже иноязычных слов в безударном слоге обязательно произношение «О». Сформулируйте правило произношения подобных слов.

Бордо, досье, бокал, Золя, вето, боа, адажио, поэт, сонет, прогресс, профессор, Шопен, рококо, Бруно, костюм, фейхоа, вокзал.

8. Проанализируйте специфику русского ударения

А) от предложенных прилагательных образуйте краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение.

Бедный, близкий, быстрый, верный, глубокий, дерзкий, гневный, глухой, молодой.

Б) от следующих глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение.

Звать, гнать, начать, снять, занять, отнять, собраться, прибыть, сеять.

studfiles.net

8.2.4. Решение задачи оптимального финансирования

Для решения задачи оптимального финансирования от общего случая (8.2.6) перейдем к конкретной задаче. Пусть m = 3, n = 4, т. е. будем решать задачу распределения финансирования для трех объектов в течение четырех периодов. Ту же задачу мы рассматривали при эвристическом распределении финансирования в 8.2.1. Величина cij принимается как характеристика результатов, оцениваемая в баллах.

Задачу будем решать при двух вариантах исходных данных. В первом варианте задаются объемы финансирования, выделенные для каждого объекта; во втором варианте задается суммарный объем финансирования всех объектов. Начнем с первого варианта. Решение задачи включает:

  • ввод исходных данных;

  • решение задачи;

  • формирование Сводной таблицы.

Алгоритм 8.2.4. Ввод исходных данных для оптимального распределения финансирования при заданных величинах для каждого объекта

  1. Сделать форму для ввода исходных данных задачи (8.2.6) при m = 3, n = 4 (на рис. 8.2.10 приведены формулы, на рис. 8.2.11 — данные).

Форма состоит из трех блоков:

  1. В блок ограничений В3:I9 ввести с помощью кнопки Автосуммирование:

  • Значения левых частей ограничений для объектов в ячейки G4:F7.

  • Знаки ограничений в Н4:Н6 и в С8:F8 введены для наглядности. Их ввод для решения задачи будет рассмотрен ниже.

  • Значения правых частей для объектов в I4:I6 и для периодов в С9:F9.

  1. В блок граничных условий А13:F19 ввести отличные от нуля нижние и верхние границы для всех переменных.

  2. В блок коэффициентов целевой функции В23:F26 ввести значения коэффициентов.

  3. Ввести целевую функцию:

Массив 1 С4:F6.

Массив 2 С24:F26.

На решение этой задачи необходимы дополнительные средства – 3 —

Рис. 8.2.11

На этом ввод данных в таблицу заканчивается. Решение задачи следует выполнить по алг. 8.2.5.

Алгоритм 8.2.5. Решение задачи оптимального распределения финансирования для алг. 8.2.4

  1. Сервис, Поиск решения.

На экране: диалоговое окно Поиск решения.

  1. Ввести:

  • Целевую функцию Н29.

  • Максимизировать.

  • Изменяя ячейки С4:F6.

  1. Ввести граничные условия:

С4 >= С14

С5 >= С16

С6 >= С18

...

F6 >= F18

D5 <= D17

E6 <= E19

Ввод каждого граничного условия производится командами:

  • Добавить.

  • Адрес переменной.

  • Знак в ограничениях.

  • Адрес граничного условия.

  • Добавить.

  1. Ввести ограничения:

G4 <= I4

G5 <= I5

G6 <= I6

С7 <= С9

D7 <= D9

E7 = E9

F7 >= F9.

Ввод ограничений производится так же, как и граничных условий. После ввода последнего ограничения вместо Добавить нужно нажать кнопку ОК.

На экране: диалоговое окно Параметры поиска решения.

  1. Ввести Линейная модель.

  1. ОК.

  2. Выполнить.

На экране: в ячейках С4:F6 результат решения задачи (рис. 8.2.12).

На решение этой задачи необходимы дополнительные средства – 3 —

Рис. 8.2.12

Из полученного решения видно, что объекту А в первом периоде выделено 50, во втором 30 и т. д. Значение целевой функции находится в ячейке Н29 и равно 7500. Смысл этой величины определяется смыслом коэффициентов сij. Если для установления приоритета они назначались в баллах, то величина целевой функции физического смысла не имеет. Напомним, что мы рассматривали первый вариант задания исходных данных, в котором задавались значения ресурсов, выделенных на каждый объект.

Теперь перейдем к случаю, когда установлена общая сумма финансирования, которая должна распределяться между всеми объектами.

Алгоритм 8.2.6. Решение задачи оптимального распределения финансирования при заданном его суммарном значении

Ввод исходных данных производится, в основном, так же, как и в алг. 8.2.4, но в форме ввода исходных данных необходимо изменить следующее (рис. 8.2.13):

  1. Удалить ограничения для объектов, находящиеся в ячейках Н4:I6 (рис. 8.2.11).

  2. Ввести строку 7:

в ячейки:

G7 суммирование G4:G6

H7 знак <=

I7 значение всех ресурсов 1000

  1. Сервис, Поиск решения...

  2. Удалить ограничения:

G4 <= I4

G5 <= I5

G6 <= I6

  1. Ввести ограничения:

G7 <= I7

  1. Выполнить.

На экране: результат решения задачи, приведенный на рис. 8.2.13.

Из этого решения видно, что при назначении общего ресурса на все объекты результат распределения ресурсов, измеряемый значением целевой функции, увеличился по сравнению с первым вариантом с 7500 до 8650. Это еще раз подтверждает, что каждое ограничение ухудшает целевую функцию.

На решение этой задачи необходимы дополнительные средства – 3 —

Рис. 8.2.13

studfiles.net

Стратегии решения задач

Разумно ли советовать столкнувшемуся с задачей человеку спланировать ее решение, если он понятия не имеет, как это делается? Казалось бы, что тут сложного? Нужно лишь разрабатывать одно за другим возможные решения и затем проверять их. А что если вы не можете придумать ни одного решения? Существует несколько стратегий, которые при правильном использовании могут помочь вам генерировать решения. Несмотря на то, что ни одна единичная стратегия не может гарантировать универсальных решений на все случаи жизни, умение применять эти стратегии придаст направленность и уверенность вашим действиям при решении новых задач.


Автор: Дайана Халперн (Diane F. Halpern), профессор психологии Калифорнийского государственного университета в Сан-Бернардино; специалист в области психологии познания. Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.
Разумно ли советовать столкнувшемуся с задачей человеку спланировать ее решение, если он понятия не имеет, как это делается? Казалось бы, что тут сложного? Нужно только разрабатывать одно за другим возможные решения и затем проверять их. А что если вы не можете придумать ни одного решения? Существует несколько стратегий, которые при правильном использовании могут помочь вам генерировать решения. Несмотря на то, что ни одна отдельно взятая стратегия не может гарантировать вам универсальных решений на все случаи жизни, умение применять эти стратегии придаст направленность и уверенность вашим действиям при решении новых задач. Приведенные ниже стратегии или руководства по решению задач можно рассматривать как способы планирования решения. 1. Анализ целей и средств. Чаще всего продвижение к цели идет не по прямой вымощенной дороге. Если цель не может быть достигнута сразу, нередко приходится идти обходными путями или разбивать задачу на более мелкие части — так называемые подзадачи, каждая из которых имеет свою цель, или подцель. Как и большинство стратегий решения задач, выбор и использование подцелей требует планирования. Процедура, согласно которой люди определяют подцели и используют их достижение для продвижения к основной цели, называется анализом целей и средств. Он является одним из основных, очень мощных средств решения задач. Сначала задача делится на подцели. Затем человек начинает действовать, чтобы достигнуть определенной подцели. Таким образом, с каждой отдельной победой он будет все ближе и ближе подходить к главной цели.

2. Решение с конца. Анализ целей и средств является примером прямой стратегии — все планируемые действия ориентированы на приближение к подцели и, в конечном итоге, к основной цели. Иногда полезнее оказывается стратегия планирования операций решения с конца, которые обеспечивают движение от конечной цели назад — к текущему или исходному положению.


Простейшим примером такой стратегии может служить игра в обожаемые детьми лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, отходящих от начальной точки, и среди них только один верный путь, который приведет в конец лабиринта к заветной цели. Даже дети понимают, что они смогут ускорить решение такой задачки-лабиринта, если пойдут в обратном направлении, начав движение с конечной точки и прорисовывая путь к началу лабиринта. Стратегия решения с конца очень удобна, е сли от конечной цели ведет меньше путей, чем из исходного положения. Рассмотрим такую задачу: «Площадь, которую покрывают водяные лилии на одном из озер, удваивается каждые двадцать четыре часа. С того момента, как появилась первая лилия, до того, когда лилии полностью покрыли поверхность озера, прошло шестьдесят дней. Когда озеро было покрыто наполовину?». Единственным путем решения этой задачи является применение стратегии решения с конца. Можете ли вы решить ее, пользуясь этой подсказкой? Если озеро полностью было покрыто лилиями на 60-й день, а площадь, которую покрывают лилии, удваивалась каждые сутки, какая часть озера была закрыта в 59-й день? Ответ: половина. Таким образом, пользуясь обратным ходом, мы легко решили эту задачу. Прямая стратегия решения этой задачи наверняка завела бы нас в тупик.

3. Упрощение. Задачи, вызывающие затруднения при решении, чаще всего сложны по структуре. Хороший способ справиться с такой задачей — это упростить ее настолько, насколько возможно, Нередко удачно выбранная форма наглядного представления задачи сама способствует ее упрощению, поскольку позволяет «увидеть» эффективный путь решения.

Предположим, вы столкнулись с классической задачей «кошка на дереве». Предположим, вам надо снять кошку с ветки, расположенной на высоте 3 метров. В вашем распоряжении имеется единственная лестница длиной 2 метра. Для того чтобы лестница была надежно установлена, ее основание должно находиться на расстоянии 1 метра от ствола. Дотянетесь ли вы до кошки?

Лучший путь к решению этой (и не только этой) задачи — графически изобразить исходные данные. Как только информация представлена в виде чертежа, ее можно воспринимать как простую геометрическую задачу: найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если его катеты равны 3 и 1 метру.

Формула для нахождения гипотенузы треугольника имеет вид:

Упрощение является хорошей стратегией для решения абстрактных задач, сложных или содержащих информацию, не относящуюся к поиску решения, а эффективное наглядное представление может существенно упростить задачу. 4. Случайный поиск и метод проб и ошибок. Если задача имеет небольшое число возможных путей решения, то случайный поиск приведет к цели в кратчайший срок. Совершенно случайный поиск означал бы отсутствие систематического порядка рассмотрения вариантов и возможность повтора уже рассмотренных решений. Поэтому более предпочтительной стратегией является систематический поиск методом проб и ошибок по всему пространству задачи (содержащему пути решения, цель и исходное положение). Лучше всего применять метод проб и ошибок к решению четко поставленных задач, имеющих конечное число возможных путей решения. Применение этого метода хорошо подходит при решении коротких анаграмм. Например, переставьте следующие буквы так, чтобы получилось слово:

Поскольку возможны только шесть вариантов последовательностей расположения этих букв (БДУ, ДБУ, УБД, УДБ, ДУБ, БУД), то можно без труда найти решение простым перебором вариантов. Если бы вы воспользовались чисто случайным поиском, то не хранили бы в памяти уже рассмотренные варианты и повторяли бы некоторые из них по несколько раз, пока не наткнулись бы на верное решение. Систематический поиск методом «проб и ошибок» почти всегда имеет преимущества перед случайным поиском — однако эти преимущества менее заметны при большом числе возможных вариантов решения.


Обе стратегии — метод проб и ошибок и случайный поиск — плохо работают, когда возрастает количество путей решения задачи из-за роста числа возможных комбинаций. Часто бывает полезным разбить задачу на части и воспользоваться методом проб и ошибок для решения более мелких подзадач.

5. Правила. Некоторые типы задач строятся по определенным правилам — например, задачи на последовательности. Как только будут установлены принципы построения такой задачи, можно считать ее решенной. Хороший способ обнаружить заложенную в задаче закономерность — это попробовать отыскать повторяющиеся фрагменты в данных или подцелях. Такого сорта задачи, требующие поиска закономерности, часто используются в тестах интеллекта.


Продолжите следующую запись: АББАВВВАГГГГА Это пример задачи на простейшую последовательность. Следующими шестью буквами будут ДДДДДА. В таких задачах часто встречаются определенные повторяющиеся фрагменты. Чтобы их обнаружить, посчитайте число повторяющихся символов, внимательно просмотрите значительные по длине участки последовательности и постарайтесь отыскать закономерность — при этом попробуйте воспользоваться простейшими операциями сложения и вычитания.

 

6. Подсказки. Подсказки — это дополнительная информация, которая сообщается человеку после того, как он начал работать над задачей. Часто подсказка содержит важные дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Иногда она может потребовать от вас изменить намеченный путь решения задачи. Распространенным примером использования подсказок служит детская игра в «холодно—горячо». В помещении спрятан какой-то предмет. Ребенок, который «водит», бродит по комнате, а другие дети кричат «теплее», если он приближается к спрятанному предмету, и «холоднее», если он от него удаляется. В этой ситуации «водящему» нужно продолжать двигаться небольшими шажками в одном направлении, пока дети кричат подсказку «теплее», и попытаться незначительно изменить направление, когда они подсказывают «холоднее».

Исследования воздействия подсказок на процесс принятия решений показали, что общие слова-подсказки типа «подумай о других способах использования предметов» не способствуют поиску решения. Чем определеннее и точнее подсказка, тем больше пользы можно из нее извлечь.

Люди, успешно решающие задачи, как правило, ищут подсказки. Сбор дополнительной информации можно рассматривать как такой поиск. Практически всегда полезно получить максимум возможной информации по интересующей вас задаче. Дополнительные данные помогут реорганизовать пространство задачи и укажут направление, в котором проще искать пути решения. 7. Метод деления пополам. Метод деления пополам является прекрасной стратегией поиска, когда заранее не существует причин для выбора путей решения из последовательно организованного множества. Предположим, что из-за засорения водопровода у вас на кухне из крана не течет вода. Засорение произошло где-то между местом подсоединения ваших труб к магистральному водопроводу и кухонным краном. Как вы найдете место засорения в трубе, сделав при этом минимальное количество отверстий? В этом случае решение (место образования пробки) надо искать по всей длине трубы. Наилучшим способом решения такой задачи является метод деления пополам. Поскольку задача предполагает, что вы будете сверлить трубу в каждом выбранном месте, надо максимально эффективно выбирать эти места. Начните с середины пути между отводом от главной трубы и кухонным краном. Если вы обнаружите, что до этого места вода свободно поступает, то место засорения трубы находится где-то между этой точкой и вашей раковиной. После этого разбейте пополам уже этот участок. Если вода течет и здесь, то вам станет ясно, что пробка находится где-то ближе к раковине, и вам следует разбить пополам оставшийся участок. Допустим, в результате первой попытки вы обнаружили, что вода не доходит до просверленного места. Тогда засорение должно быть между главной трубой и этой точкой. Следующий поиск вы должны вести именно на этом участке. Таким способом вы будете продолжать поиск, пока место засорения трубопровода не будет найдено. Это очень удобный метод решения подобных задач. 8. Мозговой штурм (брейнсторминг). Первоначально он был разработан как метод группового решения задачи, но оказался полезен и для индивидуальной работы. Брейнсторминг нужен для поиска дополнительных путей решения и может быть призван в помощь всегда, когда возникают трудности с их нахождением. Его целью является выработка как можно большего числа решений. Он призван подтолкнуть людей, занятых решением задачи, к выдвижению самых безумных, невероятных и фантастических идей. Все эти идеи заносятся в список — причем независимо от того, насколько глупыми они кажутся.

Принцип, заложенный в основу этой стратегии, заключается в том, что чем больше количество высказанных идей, тем больше вероятность, что по крайней мере одна из них окажется удачной. Чтобы поощрить творческую силу воображения, правила этой стратегии исключают всякую критику и высмеивание идей. Вынесение решения о ценности идей переносится на последующие стадии работы над задачей. Иногда различные идеи частично комбинируются в целях усовершенствования. Мозговой штурм может быть предпринят большой или маленькой группой людей, а также в одиночку. После его проведения перечень возможных решений должен быть тщательно изучен, чтобы найти решения, выполненные с учетом наложенных на данную задачу ограничений — чаще всего финансовых, временных и этических.

9. Переформулировка задачи. Переформулировка задачи оказывается наиболее полезной стратегией при решении нечетко поставленных задач. В четко поставленных задачах цель обычно определена однозначно в недвусмысленных терминах, которые практически не оставляют свободного пространства для переформулировки — хотя четко поставленная задача, по-видимому, могла бы иметь много возможных модификаций, если бы мы были в состоянии изменить ее формулировку и цель. Рассмотрим задачу, с которой сталкивается фактически каждый взрослый человек, с которым мне приходилось встречаться. «Как накопить деньги?» Многочисленные семьи по всему миру, пытаясь решить эту задачу, совершают покупки на оптовых рынках, едят бутерброды и проводят субботние вечера дома. Предположим, вы переформулировали задачу, и она стала звучать так: «Как мне стать богаче?» Дополнительные решения этой задачи теперь будут включать в себя поиски более высокооплачиваемой работы, переезд на квартиру подешевле, поиск богатого мужа (жены), инвестиции в высокодоходное предприятие, выигрыш в тотализаторе и т. д. Как только вы сталкиваетесь с нечетко поставленной задачей, постарайтесь переформулировать цель. Очень часто это оказывается весьма действенным способом, поскольку другая цель будет иметь и другие пути решения. Чем больше в вашем распоряжении окажется путей решения задачи, тем с большей вероятностью вы достигнете цели.

10. Аналогии и метафоры. Гик и Холиок (Gick & Holyoak, 1980) задали вопрос: «Откуда возникают новые идеи?» На деле оказывается, что большинство общих выводов сделано при обнаружении подобия (аналогий и метафор) между двумя или более ситуациями. Подобно подсказке, аналогия должна восприниматься как составная часть решаемой задачи, в соответствии с которой ее и надо преобразовать. Они предложили рассматривать четыре типа аналогий:

  1. Личная аналогия. Если вы хотите разобраться в сложном явлении, представьте себя составной частью этого явления. Например, если вы хотите понять молекулярное строение смеси, представьте себя молекулой. Как бы вы повели себя? Как поступили бы другие молекулы, к которым вы намерены прицепиться? Может, вы увидите с этой точки зрения те неуловимые связи, которые были ранее вам недоступны.
  2. Прямая аналогия. Сопоставьте задачу, над которой вы работаете, с рядом задач из совсем других областей. Этот метод был использован Александром Грэмом Беллом: «Меня осенило: ведь на самом деле хрящи человеческих ушей слишком массивны по сравнению с тонкой мембраной, которая управляет ими, и если такая тонкая мембрана может заставить двигаться относительно громоздкие хрящи, то почему бы моей более толстой и плотной мембране не заставить двигаться стальную пластинку». Так был придуман телефон.
  3. Символическая аналогия. Эта стратегия решения задач требует зрительного воображения. Ее цель — оторваться от ограничений, накладываемых словами или символами. Если вы пытаетесь создать четкий зрительный образ задачи, то можете увидеть и решение, просвечивающее сквозь этот образ.
  4. Фантастическая аналогия. Какое решение приходит вам на ум в ваших самых фантастических мечтах? Например, вы можете вообразить двух маленьких насекомых, которые будут автоматически застегивать вашу куртку, или гусеницу-шелкопряда, которая начнет быстро прясть шелк, чтобы вы не замерзли при резком похолодании. Это примеры фантастических аналогий. Как и в случае мозговой атаки, фантастические аналогии могут выражаться в безумных, далеких от реальности идеях, которые, весьма вероятно, затем будут преобразованы в практические и выполнимые решения.
11. Консультация специалиста. В жизни часто случается, что мы не можем решить задачу в одиночку. Иногда лучшим способом решения задачи является привлечение специалиста. Люди обращаются к бухгалтерам для решения финансовых вопросов, к врачам при возникновении проблем со здоровьем.

Мы выбираем чиновников, которые будут решать задачи нашей страны, а ведение войны поручаем военным специалистам. Эти люди стали экспертами в своей области благодаря приобретению соответствующих знаний и неоднократному применению этих знаний для решения задач на практике. Поэтому часто консультации специалистов становятся отличным способом решения задачи. Их опыт и знания, превышающие ваши собственные, позволят решать задачи, относящиеся к их специальности, намного эффективнее, чем это сделает новичок. Если вы решили проконсультироваться у специалиста, то задача приобретает следующий вид:

  • как узнать, является ли данный человек специалистом;
  • как выбрать, к какому из специалистов следует обратиться.
Решением этих вопросов дело не закончится. Вам нужно быть уверенными, что привлеченный к работе специалист имеет в руках все факты и рассмотрел все возможные альтернативы. Внимательно выслушайте его анализ возможного риска и альтернативных путей, но окончательное решение — за вами. Специалист — это только помощь в решении задачи, но не само решение.

Выбор наилучшей стратегии

Мы рассмотрели 11 различных стратегий, способных оказать помощь при решении задач. Как узнать, какой из них воспользоваться, столкнувшись с конкретной задачей? Важно постоянно помнить, что эти стратегии не являются взаимоисключающими. Часто оказывается полезной их комбинация. Выбор наилучшей стратегии или комбинации стратегий зависит от сути задачи:

  1. Если задача является нечетко поставленной, представьте ее цель и условие в нескольких различных формулировках.
  2. Если задача имеет несколько (но небольшое количество) возможных решений, имеет смысл воспользоваться методом проб и ошибок.
  3. Если задача слишком сложна, попытайтесь применить упрощение, анализ целей и средств, обобщение и специализацию.
  4. Если у вас есть возможность собрать дополнительную информацию, сделайте это. Поищите подсказки, посоветуйтесь со специалистом.
  5. Если исходные данные задачи представляют собой упорядоченную последовательность или массив, либо задача имеет равновероятные альтернативные решения, попробуйте воспользоваться методом деления пополам или отыскать правило, по которому построен массив данных.
  6. Если количество возможных путей решения задачи слишком мало, то, для того чтобы генерировать дополнительные решения, примените мозговой штурм.
  7. Использование аналогий и метафор, консультация специалиста — все это наиболее широко применяемые стратегии для решения задач любого типа. Надо быть всегда готовым визуализацию и выполнить осмысленный поиск аналогий с целью подбора аналогичного решения.
  8. Помните, что это лишь советы по поиску решений задач. Наилучший способ стать высококлассным специалистом по решению задач — это решить как можно больше задач.

Источник: http://www.elitarium.ru 

diastyle.ru

11 приемов для решения сложных задач

Эффективно решать задачи позволяет ряд общепризнанных стратегических приемов. Их нельзя считать универсальными, подходящими для всех случаев. Но умение применять эти приемы на практике придаст вашим действиям нужный вектор и поможет обрести уверенность. Приведем самые основные из них, которые могут стать руководством в выработке правильных решений.

1. Тщательно анализируем наши цели и средства их достижения

Простых путей при достижении целей, как правило, не бывает и быстро их достигнуть получается не всегда. Поэтому стоит найти обходные пути или же разбить каждую задачу на более мелкие подзадачи, имеющие соответственно свои цели или подцели.

2. Пытаемся решить задачу с ее конца

Такая стратегия решений иногда оказывается очень удобной. Мы начинаем обратное движение от своей конечной цели к текущему положению дел и сокращаем количество возможных вариантов решения.

Ярким тому примером служит задачка с водяными лилиями, которые удваиваются в своем росте раз в 24 часа, и нам нужно определить, какая площадь озера будет покрыта на день 59-й. Если мы не начнем решать этот вопрос с конца, то мы никогда не сделаем вывод, что на 59-й день будет покрыта лилиями лишь половина озера. То есть мы будем в состоянии решить поставленную задачу только стратегией обратного хода, минуя «прямую» стратегию, которая однозначно приведет нас в логический тупик!

3. Пытаемся максимально упростить решение

Самые трудные задачи обычно сложны по своей структуре, поэтому их следует стараться максимально упростить. При этом наглядное представление нашей задачи само собой подсказывает нам самые эффективные пути ее решения. Стратегией упрощения легко решить любую, даже самую сложную абстрактную задачу: стоит ее наглядно представить – и появляются идеи, позволяющие найти оптимальный выход.

Яркий пример тому – кошка на дереве, которую нужно снять с высоты трех метров с помощью двухметровой лестницы. Только графически изобразив (максимально упростив) эту геометрическую задачку, мы сможем найти ее правильное решение, представленное в виде гипотенузы прямоугольного треугольника и его катеты.

4. Пробуем варианты решения и выявляем ошибки

Такая стратегия хороша при явном незначительном количестве возможных вариантов решения, когда, перебирая одно за другим, мы быстро находим единственно правильный вариант. Каждая проба и каждая ошибка в такой стратегии приближают нас к желаемой цели. Таким способом хорошо решать короткие анаграммы, где задачи поставлены четко, и при этом ясно видимы возможные пути их решения – перестановка букв для получения нужного слова и тому подобное.

5. Узнаем правила решения

Определенные типы задач имеют определенные правила решения. Обычно это так называемые задачи последовательности, требующие усвоить принципы их правильного построения. В этих интеллектуальных задачах нужно просто найти закономерность – и они будут однозначно решены!

6. Ищем подсказки

Мы всегда можем отыскать нужное нам решение задачи, получив дополнительную информацию. Ведь в ней часто скрыты те важные сведения, которые и помогут найти нам то единственно правильное. Часто такие подсказки требуют от нас искать другие пути решений, но результат при этом будет неизменен. Самый удачный пример таких задачек – игра «горячо-холодно».

7. Делим имеющуюся информацию «пополам»

Такой метод представляет собой замечательную стратегию поиска, предполагающую, что уже имеющаяся у нас информация не дает нам единственно правильного варианта решения.

Пример – авария водопровода. Если в нашей квартире нет воды, мы не знаем, на каком участке между коммунальной системой и нашим краном случился засор. Как определить это место? Конечно же, исследовав всю нашу «трубу». Чтобы понять место засора, «трубу» нужно просверлить. А где это сделать эффективнее всего? Да где-то посерединке! Начать работу стоит в середине всех проложенных в квартире неработающих коммуникаций и затем разбивать проверенные участки пополам. Так мы в итоге найдем проблемное место быстрее всего.

8. Используем «мозговой штурм»

Хоть этот метод первоначально использовался для групповых задач, но он нашел свое воплощение и в индивидуальной работе. Благодаря брейнстормингу мы можем найти множество более-менее оптимальных решений для поставленной перед нами задачи. Решения подчас кажутся безумными и не совсем адекватными, но в итоге они оказываются самыми действенными изо всех возможных!

Благодаря этому методу возможно найти те самые нужные решения, когда мозги совсем уж «застоялись». Этот метод идеален в условиях различных ограничений – жестких финансовых, жестких временных, жестких этических и любых других.

9. Переформулируем условие задачи

Эта стратегия очень ценна для текущих задач, которые не имеют каких-либо четко поставленных рамок, как это часто бывает в нашей работе и в наших реалиях. Если мы не имеем четкой формулировки имеющейся задачи – ее надо постараться для себя определить, чтобы понять, как именно с ней бороться и какие методы при этом использовать.

Яркий пример такой задачи ежедневно становится практически перед каждым из нас и звучит так: «Как сделать денежные накопления?». Сколько семей задаются у нас таким вопросом? Да почти все! Как эффективно решать эту задачу? Да очень просто: давайте переформулируем нашу проблему в «как можно стать богаче». Такая формулировка дает понять: нужна не просто работа, а работа с более высокой оплатой, важно инвестировать в более прибыльное дело, сорвать джек-пот или сделать что-то другое. Главное: мы четко определились, как улучшить свою жизнь, и начинаем искать для этого самые подходящие варианты! Чем таких вариантов будет больше – тем быстрее наша жизнь будет меняться в ее лучшую сторону…

10. Используем аналогии

Нас окружает неисчислимое множество крылатых выражений и метафор, которые проверены многими сотнями лет. Что же нам мешает взять их на вооружение? Ответ вас поразит: только наша природная лень! Давайте задумаемся: а откуда все остальные черпают новаторские идеи? Да просто из многовековой мудрости! Для этого и передаются из поколения в поколение притчи, чтобы подсказывать правильные выводы из повторяющихся ситуаций.

Все аналогии, которые содержат притчи, метафоры и наши собственные фантазии, условно можно разделить на четыре группы:

  • Аналогии личностные. Чтобы понять суть какого-то явления, нужно представить себя его частью и постараться максимально в него вжиться. Выберите для этого трудно решаемую задачу по вашему профилю и подумайте, как ее решили бы именно вы – только так и возникают самые смелые и инновационные идеи, которые потом правят миром. Не исключено, что вы (и только вы) вполне сможете уловить ту суть, над которой бьются уже который год самые лучшие умы мира. Дерзайте – и весь мир будет у ваших ног!
  • Аналогии прямые. Сопоставьте ежедневно решаемые вами задачи с задачами из других близких вам сфер. Никогда над этим не задумывались? А зря! Очень часто достаточно провести аналогии с другими видами работы – оказаться инноватором, предложившим более оптимальные пути решения самых сложных, как казалось раньше задач!
  • Аналогии символические. Здесь вам нужно будет включить полет воображения. Не обращайте внимания на общепринятые ограничения, какими бы они ни были – фразеологическими или же символическими. Создайте нужный вам образ задачи и увидьте правильное решение: очень возможно, что это произойдет.
  • Аналогии фантастические. Что вы видите в свои самых смелых мечтах? А почему вы считаете, что это неосуществимо? Вспомните, сколько идей из произведений писателей-фантастов нашли свое применение в нашей жизни! Что же мешает фантазировать вам? Нужно лишь изложить свои фантастические аналогии – и сделать шаг к тому, чтобы они воплотились в жизнь!

11. Консультируемся со специалистами

Решать в одиночку сложные задачи бывает очень непросто. Тогда мы стараемся посоветоваться с теми, кто соображает в этом лучше нас. Мы обращаемся к бухгалтерам, когда у нас возникают сложные вопросы по «дебиторке», к врачам – при осложнении простуды, к строителям – при перепланировке квартиры. Делаем мы это потому, что эти люди могут нам посоветовать такие решения наболевших проблем, которые мы найти сами не сможем.

Обращаясь друг к другу, мы обогащаемся новыми знаниями и становимся компетентнее в каждом отдельном вопросе. Не стоит бояться обратиться к более компетентному человеку. Здесь нет абсолютно ничего зазорного. Ведь к вам он потом обратится.

www.e-xecutive.ru

Методы_оптимизации_7_8_9 - Стр 2

№3.Задача перевозки грузов.

Требуется минимизировать затраты на перевозку товаров от предприятий-производителей на торговые склады. При этом необходимо учесть возможности поставок каждого из производителей при максимальном удовлетворении запросов потребителей. В этой модели представлена задача доставки товаров с трех заводов на пять региональных складов. Товары могут доставляться с любого завода на любой склад, однако, очевидно, что стоимость доставки на большее расстояние будет большей. Требуется определить объемы перевозок между каждым заводом и складом, в соответствии с потребностями складов и производственными возможностями заводов, при которых транспортные расходы минимальны.

Исходные данные заданы в виде таблицы.

 

Потребности

 

 

 

 

 

 

складов

180

80

200

160

220

Заводы:

 

Затраты на перевозку от завода x

 

Поставки

 

к складу y:

 

 

Беларусь

310

10

8

6

5

4

Урал

260

6

5

4

3

6

Украина

280

3

4

5

5

9

Вячейке С20 находится формула: =C8*C16+C9*C17+C10*C18;

вячейке В20 формула: =СУММ(C20:G20)

Наиболее быстрое решение данной задачи можно получить, если выбрать использование линейной модели перед началом поиска решения. Для задачи такого вида оптимальное целое решение для целых значений объемов перевозок получается, если заданные ограничения - также целые числа.

На решение этой задачи необходимы дополнительные средства – 3 —

№4. График занятости персонала Парка отдыха.

Для работников с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными подряд требуется подобрать график работы, обеспечивающий требуемый уровень обслуживания при наименьших затратах на оплату труда.

Исходные данные заданы в виде таблицы:

В ячейке F15 находится формула: =$D$7*F7+$D$8*F8+$D$9*F9+$D$10*F10+$D$11*F11+$D$12*F12+$D$13*F13

В ячейке D20 формула: =D15*D19 . Параметры задачи:

Результат

D20

Изменяемые

D7:D13

данные

 

 

D7:D13>=0

Ограничения

D7:D13=Целое

 

 

F15:L15>=F17:L17

Вариант

Строки 7-13

графика

 

Цель - минимизация расходов на оплату труда.

Число работников в группе.

Число работников в группе не может быть отрицательным.

Число работников должно быть целым.

Число ежедневно занятых работников не должно быть меньше ежедневной потребности.

1 означает, что данная группа в этот день работает.

В данном примере используется ограничение целых чисел, поскольку дробное число сотрудников недопустимо. Выбор линейной модели в диалоговом окне параметров ускорит получение результата.

На решение этой задачи необходимы дополнительные средства – 3 —

№5. Управление оборотным капиталом.

Требуется с наибольшей доходностью разместить дополнительные средства в одно-, двух- и шестимесячных депозитах, учитывая собственные потребности в средствах (и гарантийный резерв).

Одной из задач сотрудника или управляющего финансового отдела является управление средствами и краткосрочные вложения с максимальной прибылью при сохранении достаточного резерва для покрытия расходов. Более доходными могут оказаться долгосрочные депозиты, однако краткосрочные депозиты предоставляют более гибкие возможности управления финансовыми средствами. В данной модели конечная сумма рассчитывается, исходя из начальной (из прошлого месяца), плюс погашаемые депозиты, минус новые депозиты и с учетом ежемесячных потребностей самого предприятия.

Необходимо определить девять сумм:

1.ежемесячные суммы одномесячных депозитов;

2.суммы депозитов 1 и 4 месяца для квартальных депозитов;

3.сумму шестимесячного депозита в 1 месяце. Исходные данные представлены в виде таблицы:

Параметры задачи:

Результат

H8

Изменяемые

B14:G14; B15;

данные

E15, B16

 

Ограничения

B14:G14>=0

B15:B16>=0

 

E15>=0

 

B18:h28>=100000

Цель - получение наибольшего дохода по процентам

Сумма по каждому типу депозита.

Сумма каждого депозита не может быть меньше нуля.

Конечная сумма не должна быть меньше 100000

Найденное оптимальное решение предполагает получение дохода по процентам в размере 16531 р. при вложении максимально возможных сумм в шести- и трехмесячные депозиты, с последующим возвратом к одномесячным. Данное решение удовлетворяет всем поставленным ограничениям.

Дополнительно:

Предположим, что необходимо обеспечить достаточные средства для оплаты оборудования в 5 месяце. Это накладывает ограничение на средний срок действия депозита в 1 месяце, который не должен превышать четырех месяцев.

Формула в ячейке B20 вычисляет общие суммы вложений в 1 месяце (B14, B15 и B16), умноженные на сроки действия (1, 3 и 6 месяцев) и вычитает общую сумму депозита, умноженную на 4. Если получено отрицательное число, средний срок погашения не превышает 4 месяцев.

Чтобы добавить это ограничение:

1.Восстановите исходные значения;

2.Выберите пункт Поиск решения в меню Сервис;

3.Выберите Добавить;

4.Задайте B20 в поле Ссылка на ячейку;

5.Задайте 0 - в поле Ограничение и нажмите кнопку OK.

6.Чтобы найти решение задачи, нажмите кнопку Выполнить.

Всоответствии с заданным ограничением средства помещаются в основном на трехмесячные депозиты.

Средний срок возврата депозита составляет 4 месяца, после чего средства снова помещаются на трехмесячный депозит. Если требуются свободные средства, они могут не помещаться на депозит. Возвращаемой в 4-м месяце суммы 56896 р. достаточно для оплаты оборудования в 5-м месяце. Данная возможность приобретается потерей около 460 р. дохода по процентам.

На решение этой задачи необходимы дополнительные средства – 3 —

№ 6. Портфель ценных бумаг.

Требуется найти соотношение акций различного вида в портфеле так, чтобы обеспечить максимальную скорость оборота при заданном уровне риска. В примере используется одноиндексная модель Шарпа. Возможно также использование также метода Марковица.

Исходные данные:

 

Безопасная скорость

6%

Биржевая скорость15%

 

Биржевые изменения

3%

Максимальная доля

100%

Используем таблицу:

 

Рис.1.

Одним из основных принципов управления инвестициями является размещение средств в различных ценных бумагах, что обеспечивает уменьшение риска потери средств по отдельным видам вложений.

С помощью этой модели можно найти вариант размещения средств с наименьшим риском портфеля при фиксированной доходности или с наибольшей доходностью при фиксированном уровне риска.

На расположенном выше листе Excel (рис.1) представлены данные для бета (биржевых рисков) и остаточного изменения для четырех акционерных компаний. Помимо этого в портфель включены казначейские векселя, для которых предполагается отсутствие риска и нулевое биржевое изменение. В каждый вид ценных бумаг инвестируются первоначально равные суммы (20 процентов портфеля).

Поиск решения позволяет рассмотреть различные варианты размещения средств с целью получения наибольшего оборота при заданном уровне риска или минимального риска при заданном уровне оборота. При равном 20 процентном вложении оборот составит 16.4, а изменение – 7.1 %.

Параметры задачи:

 

 

Результат

E18

Цель - получение наибольшей

доходности.

 

 

Изменяемые данные

E10:E14

Доля каждой акции.

 

E10:E14>=0

Доли не должны быть отрицательными.

Ограничения

E16=100%

Сумма долей должна быть равна 100%.

 

G18<=0.071

Изменение не должно превышать 0,071.

Бета для каждой акции

B10:B13

 

Изменение для каждой

 

 

акции

C10:C13

 

В ячейках D21:D29 содержатся данные для задачи минимизации риска для заданного оборота 16.4 %. Чтобы учесть эти данные в поиске решения, выберите пункт Поиск решения в меню Сервис, выполните команду Параметры, нажмите кнопку Загрузить модель, выделите на листе Excel ячейки D21:D29 и нажимайте кнопку OK, пока не отобразится диалоговое окно

Поиск решения. Нажмите кнопку Выполнить. В результате будет найдено распределение средств, отличающееся от равномерного.

Можно добиться более высокого оборота (17.1 %) при том же риске или уменьшить риск без снижения оборота. Оба распределения будут соответствовать эффективному портфелю.

В ячейках A21:A29 описана исходная модель. Чтобы повторно загрузить задачу:

1.выберите пункт Поиск решения в меню Сервис;

2.выполните команду Параметры;

3.нажмите кнопку Загрузить модель;

4.выделите ячейки A21:A29 и нажмите кнопку OK

5.Подтвердите сброс текущих значений параметров на параметры загружаемой модели.

№7. Решение задачи коммивояжера с использованием надстройки MS EXCEL «Поиск решения»

Приведем математическую модель задачи. Пусть переменная хij означает наличие дуги вида (i, j) в гамильтоновом контуре, а аij интерпретируется как длина указанной дуги. Тогда математическая модель задачи имеет вид (Рис.1):

n

 

 

n

 

 

 

(1)

∑∑aij xij →min

(2)

i=1 j=1

 

 

 

∑n

 

 

 

 

xij ==1

( j {1,2,3..., n});

(3)

i=1

 

 

 

 

 

 

 

n

 

 

 

 

( i {1,2,3..., n});

(4)

 

 

 

 

 

 

∑xij ==1

j=1

 

 

+ n xij ≤ n −1 ( i, j {2,3..., n}, i ≠ j);

(5)

ui

−u j

x

 

 

{0,1}( i, j {1,2,3..., n});

(6)

 

 

ij

 

 

1

( i {2,3..., n}).

 

 

 

R

 

 

 

 

 

ui

 

 

Рис.1

Ограничения (2) – (3) означают, что из каждой вершины можно выйти только один раз и, аналогично, войти в нее можно только один раз. Так как решением задачи должен быть гамильтонов контур, то ограничения (4) обеспечивают невозможность распадения контура-решения на отдельные контуры. Ограничения (5) указывают, что переменные хij являются булевыми, то есть принимают значения только 0 или 1. Ограничения (6) указывает на принадлежность переменных ui множеству вещественных чисел.

Задание. Найти решение задачи коммивояжера для графа с заданной (Рис.2) матрицей расстояний с использованием надстройки «Поиск решения».

20

studfiles.net

как ставить задачи, чтобы сделать свой день максимально продуктивным — Офтоп на vc.ru

К концу 2016 года я добился большого скачка в производительности работы. К этому меня подтолкнул, во-первых, тщательный анализ того, на что я трачу своё время и где оно уходит впустую. И, во-вторых, я открыл для себя простое «правило трёх», которое позволяет осознанно работать в течение дня, а не просто случайно реагировать на события.

Эту концепцию, обсуждаемую в различных блогах и книгах, автор Крис Бейли определяет таким образом: «В начале каждого дня, прежде чем приступить к работе, определите три задачи, которые вы хотите выполнить к концу дня. Делайте то же самое в начале каждой недели».

Это простая концепция, но она полностью меняет правила игры. Её, на самом деле, довольно легко применять. Далее я объясню вам, почему настолько важно следовать ей, а также дам несколько советов по практическому использованию «правила трёх».

А сначала давайте кратко обсудим, что мы понимаем под производительностью.

Быстрая переоценка производительности

Люди часто думают о производительности как о сумме дел, которые были сделаны, то есть об исчисляемом количестве задач. Чем больше галочек поставлено в списке текущих дел, тем более продуктивным был день.

Это, должен сказать, ужасный способ определить производительность.

Такой подход предполагает, что у каждого пункта в вашем списке одинаковая важность, но ведь это не так.

Если в вашем списке текущих дел 15 пунктов, но есть один, который действительно важно выполнить сегодня, что хорошего в том, если 14 из них будут выполнены, а один, по-настоящему важный, пункт останется?

Лучший способ определить свою производительность — это задавать себе простой вопрос в конце каждого дня: «Удалось ли мне сделать запланированное?». Или, как формулирует Бейли, «быть производительным — это не значит выполнять больше задач, это значит выполнять правильные задачи».

В списке дел всегда есть много хороших вещей, напротив которых легко поставить галочку, но улучшение производительности требует заняться в первую очередь наиболее важными делами. Теми, которые имеют наибольшую отдачу и приближают вас к цели.

Чтобы вычислить их, нужно определить, каковы должны быть результаты работы, чтобы вы могли считать день (неделю, месяц или год) успешным и продуктивным. Также вы должны определить, какая из задач принесёт наибольшую пользу компании или бизнесу.

В моем случае, например, наивысшую ценность в моей работе над сайтом Art of Manliness и радиопередачей имеет подготовка статей к публикации, приглашение гостей и создание шоу, а также написание статей. В результате мы получаем качественные статьи, готовые к публикации, замечательных гостей в программах и высококлассные шоу.

Если моя основная, самая важная задача на сегодня состоит в том, чтобы закончить писать статью, но меня отвлекли менее значительные вещи в моем списке задач, потому что их было проще исполнить и пометить галочкой, то я не смогу утвердительно ответить на вопрос «Сделал ли я всё, что намеревался?».

Напомню: производительность заключается не в сумме задач, которые вы выполнили, а в том, выполнили ли вы нужные и важные дела, которые более приоритетны для вашего бизнеса.

Вместо того, чтобы писать список из десяти, двадцати или даже больше пунктов, или, того хуже, начинать рабочий день вслепую, без всяких ориентиров, выделите три самых важных дела, которые непременно должны быть сделаны, и сфокусируйтесь на их выполнении.

Преимущества «правила трёх»

Вы работаете сознательно, а не спонтанно реагируете на происходящее. Множество людей работает, опираясь на события, происходящие в течение дня: нужно ответить на телефонный звонок, на электронные письма, а потом босс напоминает о чём-то, что они забыли сделать. Когда вы используете «правило трёх», вы планируете свой день на основе ваших главных обязанностей и того, что принесёт пользу вашему бизнесу.

Вы не выключаетесь из работы, когда приходится отвлекаться. Если вы похожи на меня, то у вас бывают моменты, когда вы вдруг понимаете, что отвлеклись на 30 минут и даже не можете вспомнить, над чем работали до этого. Когда у вас есть три записанных первоочередных задачи, вы всегда можете обратиться к этим записям и точно знать, что было сделано и что нужно сделать в оставшееся время.

Это достаточно просто, когда действительно начинаешь следовать этому правилу. Одна из распространённых проблем различных систем производительности — они чрезмерно сложные. Я не могу думать о подходе Дэвида Аллена без чувства перенапряжения. «Правило трёх» достаточно простое, чтобы применять его каждый день (и каждую неделю). Всё, что вам нужно сделать, это научиться расставлять приоритеты и выделять три самых важных дела (способность, которая придет со временем и опытом).

Неважные задачи отпадают. Им не место в вашем списке дел. Вместо того, чтобы переносить одни и те же задачи изо дня в день и из недели в неделю, поймите: если они не соответствуют «правилу трёх», возможно, их и не стоит делать совсем. А может, кто-то другой сделает их лучше. Не позволяйте неважным вещам подпортить вашу производительность.

Вы не перегружаете ваших руководителей. Вместо того, чтобы посылать начальнику раздутый список дел, почему бы не отправить три самых важных задачи? Больше шансов, что на это обратят внимание, когда вы покажете, что делаете и сообщите о положительных результатах. Никого не заботят мелкие дела, которые вы собираетесь сделать, но руководство будет впечатлено, когда вы каждый день сможете представлять три задачи, которые действительно приносят большую пользу компании.

То же самое касается и командной работы. Если вы отвечаете за команду выпуска продукта, вам ни к чему давать им сто маленьких поручений в день. Поставьте им три задачи, пусть маленькие, которые должны быть сделаны за день, и намного более вероятно, что вы получите последовательные и положительные результаты, и ваша команда не будет чувствовать себя перегруженной.

Как использовать «правило трёх» наилучшим образом

Как отмечено выше, «правило трёх» довольно изящно в применении, но есть несколько подсказок, чтобы получить от него максимум пользы.

Используйте «правило трёх» не только в течение дня, но также и применительно к неделе, месяцу и году. Обрисуйте в общих чертах три самых важных результата для каждого временного отрезка, затем составляйте планы на неделю и день на основе более мелких действий, которые должны привести к намеченному результату. Это может быть сложнее из-за большего объёма (по моему опыту, легче думать о вещах, которые должны быть сделаны сегодня), но представьте себя в пятницу днём или в конце месяца и спросите, что больше всего расстроило бы вас, если бы не было сделано.

Используйте блокнот. Конечно, вы можете использовать любое цифровое приложение. Создайте заметку в iPhone, запишите в Evernote и так далее. Но из всего прочитанного и моего собственного опыта использования «правила трёх» я сделал вывод, что бумага — лучше всего. Запись плана вручную на лист бумаги делает его более запоминающимся — главное отпечатывается в мозгу. Вы можете держать его на столе рядом с компьютером так, чтобы он всегда был на виду; иначе он потеряется в куче интернет-вкладок браузера или в недрах сотового телефона.

Планируйте день заранее. Вы можете составить план, пока идёте на работу утром, но лично я чувствую себя менее напряженным и включаюсь в работу намного лучше, когда уже знаю, что я собираюсь сделать. Вместо того, чтобы потратить 20-30 минут свежей энергии на планирование, почему бы не взяться сразу за дело? Для этого я взял за правило уделять последние 15-20 минут рабочего дня на составление нового плана.

Размышляйте. В конце дня подумайте над тем, как вы поработали. Были ли ваши цели реалистичны? Были ли вы слишком амбициозны или не достаточно амбициозны? Со временем вы научитесь понимать, что сможете, а что не сможете сделать в течение данного периода времени (контроль за эффективным использованием времени ускорит этот процесс обучения).

Будьте гибкими. Если вы сделали три намеченных дела, не останавливайтесь на этом, не говорите: «Что ж, я всё сделал, можно расслабиться!». Джей Ди Мейер говорит в своей книге «Быстрый способ достижения результатов»: «Сначала выполните три пункта, которые наметили, а затем замахнитесь на большее». А если вы не выполнили три задачи, простите себя. Возможно, вы переоценили себя. Возможно, это был плохой день. Они у всех бывают. Прелесть «правила трёх» состоит в том, что вы начинаете заново каждое утро, даже если один из пунктов приходится перенести.

Реагируйте при необходимости. Неважно, насколько мы распланировали свой день, иногда что-то сваливается, как снег на голову. В этом случае быстро переоцените свои планы. Мейер говорит: «Делайте это, отложите, поставьте в свой график или делегируйте». Чтобы понять, какая задача более важная, и нужно ли выполнить её прямо сейчас или можно отложить в долгий ящик, вы можете спросить себя: «Какая из задач принесёт больше пользы моей работе и компании?».

Придумайте ваше собственное «правило трёх». Когда вы овладеете «правилом трёх» в работе, создайте другое правило, применительно к вашим личным, домашним или семейным целям. Приручите рабочую жизнь, приручите домашнюю жизнь, управляйте миром вокруг.

Когда я не использую «правило трёх», моя производительность страдает, и, как ни удивительно, мотивация — также. Я обнаружил, что способность выделить три важнейшие задачи на день, даже если это микрозадачи (отправка электронного письма) в рамках большого проекта, помогает ощущать удовлетворение от проведённого дня.

Вместо того, чтобы проводить дни, плывя по течению, предпримите шаги, чтобы сознательно планировать его самим, осуществляя «правило трёх».

Статьи по теме:

  • «15 минут — и все»: как принимать трудные решения
  • «Больше пяти не собираться!»: законы Паркинсона в XXI веке
  • «Дарвин? Какой Дарвин?» пять правил, которые помогут вам развиваться быстрее других

vc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о