Можно ли рубить назад в шашках пешкой: Можно ли в шашках есть назад — правила разных видов шашек

Содержание

Шахматная фигура пешка ♟️ — как ходит? Примеры и правила

Поможем развить память, логику и концентрацию, играя в шахматы

Начать учиться

Как сказал великий шахматист XVIII века Франсуа-Андре Филидор, «пешки — душа шахмат». Сегодня мы поговорим о пешках и об их особенной роли в шахматной партии.

В начале партии у каждого из противников есть один король и ферзь, по два слона, коня и ладьи. А пешек — целых 8. Если рассматривать шахматную партию как сражение, то пешки здесь олицетворяют пехотинцев, солдат, которые в начале боя стоят на передовой позиции и именно с них начинается партия. К сожалению, крайне редко всем пешкам удается дожить до конца партии — чаще всего значительная их часть погибает во время боя. Но те пешки, которые доживают до финальной стадии партии, становятся очень опасными, ведь каждая из них может стать ферзем — превратиться из самой слабой фигуры в самую сильную.

Пешку принято считать единицей шахматной силы. Конь и слон в пешечном эквиваленте оцениваются в три пешки, ладья — в пять пешек, ферзь — в девять пешек. Однако пешка имеет свои уникальные умения, которые делают ее не просто «единичкой», а, как было сказано в начале, душой партии.

Ход пешки и ее особенности

1. Пешка ходит только вперед

Первая особенность: пешка — единственная шахматная фигура, которая не умеет ходить назад. Пешка — самый смелый солдатик, который двигается только вперед. Пешка в шахматах ходит вперед на одну клетку, но из своей начальной позиции (вторая горизонталь для белых и седьмая — для черных) каждая пешка имеет право сделать первым ходом прыжок через одно поле.

2. Пешка бьет наискосок

Второй секрет пешки и ее особенность в том, как пешка в шахматах ест другие фигуры. Пешка ходит прямо, а съедает фигуры противника наискосок (не как слон по всей диагонали, а на одну клетку). Все другие фигуры съедают так же, как и ходят, а у пешки ход и взятие отличаются. То, как бьет пешка, дает возможность проводить такие приемы, как пешечная вилка и пешечный прорыв.

Может ли пешка бить назад? 🤔

Такой вопрос может возникнуть у начинающих игроков. Нет, пешки в шахматах не ходят и не могут есть (или рубить, как иногда говорят) назад.

3. Превращение в другие фигуры

Третий и самый необычный секрет пешки — ее волшебное умение превращаться в другую фигуру. Если пешка была настолько смелой, что смогла пройти от начального положения до противоположного конца доски, то по правилам шахмат она превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего, конечно, пешку превращают в ферзя, так как ферзь — самая сильная фигура. Но иногда оказывается полезным и другое превращение, например, в коня (когда появление коня на поле превращения объявляет сопернику шах, мат или вилку).

Пешка может превратиться в ферзя, даже если свой ферзь все еще на шахматной доске (второй ферзь тогда берется с другой доски).

Интересный факт

Максимально возможное в партии число ферзей одного цвета — 9! Это получится, если каждая из пешек превратится в ферзя, и при этом на доске сохранится и первый (не превращенный из пешки) ферзь.

На диаграмме — два случая превращения пешки, которая дошла до конца доски. В первом для того, чтобы объявить мат черным, пешку можно превратить в ферзя или в ладью. А вот во втором примере гораздо выгоднее превращение пешки в коня!

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Взятие на проходе

С пешкой связано одно из самых сложных правил в шахматах, в котором часто путаются даже опытные шахматисты. Это правило называется взятие на проходе, и это — единственный пример взятия в шахматах, при котором для того, чтобы совершить взятие, фигура не встает на место съедаемой фигуры соперника.

Взятие на проходе возможно, когда пешка делает из начального положения прыжок через клетку, при этом перелетая через поле, атакованное пешкой соперника (битое поле). При взятии на проходе пешка также перемещается наискосок, забирая перепрыгнувшую это поле вражескую пешку.

Пример на диаграмме: белая пешка перешла середину доски и контролирует клетки d6 и f6. Если черная пешка на линии d или f пойдет на одну клетку, то это будет простое взятие. Но даже если одна из этих пешек сделает прыжок через клетку (например, с d7 на d5), то белая пешка все равно сможет забрать ее «на проходе», переместившись на пустую клетку d6 и при этом забрав с доски черную пешку с поля d5.

Представим это в виде такой ситуации: черная пешка d7 делала свой двойной прыжок, но в момент, когда она пролетала атакованную клетку d6, белая пешка ее «подстрелила». Черная пешка долетает до поля d5 подраненной, и на этом ходу ее можно съесть — для этого пешка соперника перемещается наискосок на пустую клетку c e5 на d6, забирая перелетевшую ее пешку.

Обратите внимание: взятие на проходе игрок может совершить только в течение одного хода, того самого, когда пешка перелетела битое поле. Если взятие не было совершено сразу, то к следующему ходу пешка «подлечивается», и забрать ее на проходе будет уже нельзя.

И еще: по правилам игры в шахматы на проходе можно забирать только пешки соперника! Если через битое поле пешки пролетает фигура, съедать ее нельзя. Коней, слонов, ладей и ферзя пешка может съесть только прямым взятием — если они окажутся от наискосок от нее.

Приемы, которые умеет делать пешка

Теперь рассмотрим несколько приемов, которые может делать шахматная пешка.

Пешечная вилка — это разновидность двойного удара, ситуация, когда пешка атакует сразу две стоящие от нее наискосок фигуры. Пример — на диаграмме: чтобы поставить пешечную вилку, пешка d идет на одну клетку вперед, атакуя одновременно и короля, и ферзя соперника. Важно, что пешка на соседней линии при этом ее защищает. Черным приходится отдавать за пешку своего ферзя.

Пешечный прорыв — это прием, который помогает провести пешку в пешечном окончании. Пешечный прорыв проводится пешками, расположенными на соседних вертикалях или через вертикаль. Одна из них отвлекает на себя пешку соперника, чтобы вторая смогла прорваться и пройти в ферзя.

На диаграмме — два примера простых пешечных прорывов. В первом случае кажется, что пешка а6 сдерживает обе пешки белых, однако белые играют 1. b5! и прорываются: если черные в свой ход не забирают эту пешку, то она пройдет в ферзя сама, а если забирают, то оказывается открыт путь для пешки а5. Эта пешка продвинута дальше, поэтому пройдет в ферзя раньше черной пешки.

Во втором примере белые пешки не на соседних линиях, но им все равно удается провести прорыв. Перед пешкой с5 нет пешек соперника, но сразу пройти вперед она не может — ее заберет пешка b7. Поэтому белые играют 1. а6, отвлекая на себя пешку b7, и после взятия путь перед пешкой с5 свободен.

Роль пешки в атаке на короля

Роль пешек в атаке на короля не ограничивается возможностью превращения в ферзя — даже будучи маленькой пешкой, эта фигура способна создавать матовые угрозы. Пешка часто помогает ферзю в создании матовой сети для короля соперника, защищая своего ферзя и отнимая поле отступления у вражеского короля. Например, в позиции на диаграмме белые ставят мат в 2 хода с помощью взаимодействия ферзя и пешки: первым ходом белые с шахом играют 1. Фh7 под защитой пешки, а в ответ на отход короля 1. …Крf8 ставят мат 2. Фh8, пешка на поле g6 отнимает у короля поле отступления f7.

А иногда пешка и сама может поставить мат — ситуации «мата пешечкой» королю в центре доски всегда являются очень эффектными. В позиции на последней диаграмме у черных большой материальный перевес, но их король застрял в центре — белые пешки отнимают у него все поля отступления.

Белые играют 1. Крd3, и неожиданно оказывается, что у черных нет никакой защиты от угрозы мата пешкой на втором ходу 2. е4!

Мы разобрали, насколько важны пешки в шахматах и сколько у них необычных особенностей — от превращения в другие фигуры до уникального взятия. Теперь, услышав в жизни крылатые фразы «все мы — только пешки», или «даже пешка может стать ферзем», мы точно знаем, о чем идет речь! 😉

Мария Лысенко

К предыдущей статье

Расстановка фигур на доске

К следующей статье

Шахматные тактики и стратегии

Получите до 3 бесплатных уроков по шахматам при первой оплате

На вводном уроке с методистом

  1. Подберём тренера под ваши пожелания

  2. Подарим до 3 бонусных уроков, если купите от 8 занятий сразу

  3. Определим уровень и выберем программу обучения

Мат в 1 ход.

Пешка бьет назад? » Шахматы

Всем доброго времени суток. Прежде чем мы объясним, что означает заголовок данной статьи, предлагаем решить задачу. Она не очень сложная, но чтобы размяться отлично подойдет. Белые начинают и ставят мат в 1 ход.

Многие не поймут заголовок статьи и это нормально. Но вы не поверите, около 1000 человек в месяц задают вопрос в Яндексе «Ходит ли пешка назад?» или «Рубит ли пешка в шахматах назад?». Тысяча человек!!! Мы не могли оставить это без внимания и не помочь людям 🙂

Ответ: пешка в шахматах ни при каких обстоятельствах назад не бьет и не ходит!

Понятно, как говорится, «откуда растут ноги» — из шашек. Но шахматы — не шашки. Здесь четкие правила, которые вам следует изучить. Переходите по ссылке и читайте. А мы пока приведем примеры, чтобы было понятно как ходят пешки.

Попытались максимально доступно показать, что в шахматах бить назад пешками нельзя. Надеемся, вы запомните эту картинку и таких вопросов у вас больше не возникнет.

Как ходит пешка в шахматах?

Для полноты картины считаем, что нужно рассказать, как же ходит пешка. Она может пойти на 1 или 2 клетки из начального положения вперед. С других клеток пешка ходит вперед только на одну клетку вперед, а бьет наискосок (по диагонали также на 1 клетку). Дойдя до 8-ой или 1-ой горизонтали пешка может превратиться в любую фигуру. Про превращение пешек мы писали здесь.

Кстати, с помощью пешки часто можно осуществлять двойные удары. Об этом мы писали тут. Приведем пример:

Слон и конь черных оказались под ударом пешки d4. Следующим ходом она кого-то из них заберет и партия фактически будет проиграна.

Надеемся, вам было интересно. Задавайте свои вопросы в комментариях — отвечаем очень быстро! Проверьте сами!

Другие статьи

Сложный мат в 1 ход. Как выглядит король

Привет, друзья! Перед написанием этой небольшой статьи, хотим предложить всем начинающим решить задачу. Мы создали ее буквально несколько часов назад, она понравится вам. Белые начинают и ставят мат в 1 ход!

Поделиться

Мат в 1 ход и статья о превращении пешки

Всем привет, дорогие любители шахмат. Вы попали на сайт ChessOk. Мы рассказываем здесь об интересных случаях в шахматах, пишем статьи для начинающих и решаем задачи. Поэтому прямо сейчас предлагаем вам решить шахматную задачу на

Поделиться

Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи

   Белые начинают. Смогут ли они задержать пешку черных?

Поделиться

Пиьсьмо от нашего посетителя Михаила

Добрый вечер! Нашел очень познавательным Ваш сайт, много очень интересных шахматных задачек, как собственно и просто уроков. Но в одной из таких задач, при разборе, обнаружил ошибку. Задача 19. Мат в 1 ход. Пешка идет D2-D4. Мат

Поделиться

Вопрос от нашего посетителя

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия, я искусствовед, к.ф.н. Сейчас занимаюсь анализом картины советского художника В.Е. Попкова «Бригада отдыхает» (1965). Фрагмент картины содержит изображение шахматный доски. Мне следует понять,

Поделиться

Как ходят шахматные фигуры

Таким вопросом задаются не только начинающие шахматисты, но и родители, которые хотят обучить своих детей шахматам. В основном на наш сайт заходят опытные игроки, которые уже умеют играть. Но нет ничего зазорного в том, что

Поделиться

Правила шахмат

Правила игры в шахматы Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Поделиться

Шашки: Правила (английские шашки): LITE Games

Обзор

Этот режим игры в шашки основан на правилах игры в английские шашки, которые являются производными от международных правил.

Применяются следующие правила:

— Взятие обязательно

— Запрет летающих королей (короли могут перемещаться только на одну клетку по диагонали вперед и назад)

— Мужчины не могут брать назад0005

 

Все правила также применяются к многопользовательским матчам, за исключением цветов игроков, которые назначаются случайным образом в каждом матче.

Каждый игрок получает очки в зависимости от результата в конце быстрой игры:

– Победитель получает 2 очка

– Проигравший не получает очков

– В случае ничьей каждый игрок получает 1 очко

Эти очки добавляются к счету игрока. Чем выше балл (отмечено звездочкой), тем выше место в таблице лидеров (отмечено хэштегом).

Матчи с друзьями не приносят очков в таблице лидеров.

Введение и цель игры

Игровое поле имеет размер 8×8 (64) клеток. Каждый игрок управляет одним из цветов фигуры, белым или черным. Ходы делаются поочередно, причем черные всегда делают первый ход. В каждом раунде игроки должны переместить одну из своих фишек. Победителем становится игрок, который захватывает все фигуры противника или расставляет свои фигуры таким образом, что противник не может больше делать ходов.

Исключение: Если оба соперника сыграли 20 ходов без взятия или не превратили фигуру (улучшили шашку в короля), игра автоматически заканчивается ничьей.

Фигуры и ходы

Существует два различных типа игровых фигур:
– Мужчины: Это фигуры в начале игры.
— Короли: эти камни ранее были мужчинами и были повышены в ходе игрового раунда.

 

Фигуры можно перемещать только по свободным темным клеткам доски. Тип фигуры и ход определяют, как далеко и в каком направлении может двигаться фигура. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры того же цвета.

Основные движения

Человека можно переместить на одну клетку по диагонали вперед на любую пустую клетку в следующем ряду.

 

Основные ходы: Игрок


Когда игрок заканчивает свой ход в последнем ряду (вверху/внизу экрана), он становится королем. Если он только касается квадрата во время многократного захвата, но не останавливается, он не продвигается.

Королей можно передвигать по диагонали на одну клетку вперед и назад на пустую клетку в следующем ряду.

 

Основные ходы: Король

Ходы захвата

Взятие фигуры противника может быть сделано только вперед шашкой, но вперед и назад королем. Это считается за один ход. Захваченные фигуры снимаются с доски.

Если на доске возможен захват, его необходимо сделать. Это называется обязательным захватом. Если на доске есть несколько возможностей взятия, то должен быть выбран вариант, удаляющий наибольшее количество фигур соперника.

Захват ходов — Шашка

Если шашка находится рядом с фигурой противника (шашкой или королем), за которой по диагонали вперед находится пустая клетка, она должна перепрыгнуть через эту фигуру и занять пустую клетку.

 

Ходы захвата: игрок


Если у игрока есть возможность одновременно захватить несколько противоположных фигур, он должен выполнить всю последовательность захвата. После последнего прыжка он должен занять пустую клетку за последним захваченным камнем.

 

Множественный захват ходов: игрок (и король)

 


Захват ходов — король

назад. Если король находится рядом с фигурой противника (шашкой или королем), за которой по диагонали находится пустая клетка, он должен перепрыгнуть через эту фигуру и занять пустую клетку.

 

Ход захвата: Король


Если у короля есть возможность одновременно взять несколько противоборствующих фигур, он должен выполнить всю последовательность взятий. После последнего прыжка он должен занять пустую клетку за последним захваченным камнем.

Вы можете скачать нашу мобильную версию Checkers здесь:  Checkers от LITE Games

К сожалению, мы не смогли вам помочь. Помогите нам улучшить эту статью своими отзывами.

Правила шахмат: часто задаваемые вопросы о пешках

Эта веб-страница содержит ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о официальные правила шахмат относительно

пешки . Для полных правил шахмат, см. нашу страницу «Правила шахмат». Если у вас возникнут вопросы относительно захвата на проходе , см. FAQ на проходе.

Содержание

  1. Вопросы о движении пешки
  2. Вопросы о взятии пешки
  3. Вопросы о повышении пешки

Вопросы о движении пешки

Могу ли я переместить две пешки на один шаг вперед вместо одной пешки на два шага в первый ход?

Нет. Это не разрешено. Двойной ход Правило позволяет одной и той же пешке двигаться вперед на два поля вместо одного на своем первом ходу. Он не позволяет вам ходить двумя пешками вместо одной. Единственный случай, когда две фигуры ходят за один ход, это рокировка, но это не включает пешек.

Могут ли более одной пешки сделать двойной ход во время партии?

Нам сказали две разные вещи о том, как можно ходить пешкой. Пожалуйста, помогите нам прояснить это?

  1. Нам сказали, что только первая ходовая пешка может быть передвинута вперед на 2 позиции и что с этого момента все пешки могут продвигаться только на 1 клетку за раз.
  2. Другой участник сказал нам, что все пешки на каждой отдельной пешке первый ход может продвинуться вперед на 1 или 2 клетки в зависимости от того, что игрок хочет сделать.

Что из этого верно?

2 правильно. Каждая отдельная пешка может быть перемещена на 1 или 2 клетки.

Например, на прошлой неделе в шахматном клубе игра, в которую я играл, началась с

 1.  d2-d4, d7-d5.
2. с2-с4.
 

Может ли пешка прыгнуть на фигуру, если она переместится на две клетки в свой первый ход?

При первом ходе пешки, когда можно ход на 2 клетки: если перед пешкой есть фигура, например, конь, может ли пешка прыгнуть коня или конь должен быть сдвинут до того, как пешка сможет двигаться?

Пешка может ходить на две клетки, только если первая клетка пуста. Таким образом, пешка не может перепрыгнуть через коня.

На приведенной выше диаграмме белая пешка на с2 не может двигаться, так как ее блокирует конь на с3.

Вопросы о взятии пешки

Может ли пешка ходить на две клетки в свой первый ход и также брать этот ход?

Нет. Когда пешка ходит на две клетки первым ходом, это нужно делать без захват. Двойной ход пешки является продолжением ее обычного хода без взятия. Вместо того, чтобы двигаться на пустую клетку прямо перед собой, она перемещается на пустую клетку двумя рядами впереди себя в той же цепочке.

Если пешка атакует пространство перед неподвижной пешкой, может ли неподвижная пешка избежать взятия этой пешки, сделав двойной ход?

Нет, нельзя. В шахматах есть специальное правило под названием на проходе , которое позволяет пешке захватить пешку, которая только что сделала двойной ход, если она может сделать диагональный ход вперед на пространство, которое пешка только что прошла, делая двойной ход. Это нужно сделать сразу после того, как пешка сделала свой двойной ход.

Во-первых, пешка, которая совершит взятие на проходе, должна находиться на четвертой горизонтали противника, так как здесь находится пешка на f4.

Далее противник делает двойной ход ранее не ходившей пешкой на клетку, соседнюю с вражеской пешкой. Здесь белые ходят на g4, примыкающую к черной пешке на f4.

Наконец, уже следующим ходом черные могут взять пешку на g4, двигаясь по диагонали вперед на g3, пространство, которое белые только что прошли пешкой.

Подробнее о захвате на проходе читайте в FAQ на проходе.

Правда ли, что пешка не может брать в свой первый ход?

Нет, это неправда. Так что, если есть возможность, пешки могут брать и со второй горизонтали. Например, на следующей диаграмме что могло произойти после третьего хода белых, черные могут взять белую пешку на g6 либо свою пешку с f7 или свою пешку с h7.

Может ли пешка взять ферзя?

Да. Как и любые другие фигуры, пешки могут брать другие пешки, ферзей, ладей, слонов и коней; И они может дать шах королям.

Разрешается ли пешке делать ход без взятия когда он мог захватить?

Да, вообще говоря, пешка может сделать ход без взятия, даже если есть доступный ход. В отличие от шашек, которые требуют взятия всякий раз, когда это возможно, в шахматах такого правила нет. Конечно, могут быть моменты, благодаря позиции, когда ход пешки без взятия будет недоступен, или ход взятия будет вынужден.

В этой позиции белая пешка d может захватить пешку e черных, но она также может продвинуться на d5.

Белые могут даже пойти еще одной фигурой, как показано здесь. В этой позиции пешка e черных не может сделать ход без взятия, и ее единственный допустимый ход — взять пешку d белых. Но черным не обязательно ходить этой пешкой.

В этой позиции единственным допустимым ходом черных является взятие коня пешкой g. Это связано с тем, что это единственный ход, который устранит шах на черном короле, а не с каким-либо правилом, требующим от пешек делать взятия, когда это возможно.

Может ли пешка проверить короля?

Да. Пешка может проверить короля. См. диаграмму ниже.

Если белые переместят пешку с b2 на b3, то черные под шахом:

Могут ли пешки брать прямо перед собой?

Нет. Рассмотрим следующую позицию:

Белая и черная пешки не могут взять друг друга. Более того, они вообще не может двигаться. (Стратегия в этой позиции состояла бы в том, чтобы переместить королей к пешкам, стараясь первым взять пешку противника. )

Вопросы о повышении пешки

Что произойдет, когда моя пешка окажется на другом конце доски?

Когда пешка достигает противоположной стороны доски, она

превращается в . Это означает, что владелец пешки может заменить ее на ферзя, ладью, коня или слона своего цвета и поставить эту фигуру вместо пешки на доске на поле пешки. Например, посмотрите на следующую позицию.

Похоже, у белых дела обстоят плохо. Черные готовы поставить мат белым в один ход. Но пешка белых находится на 7-й горизонтали, и настала очередь ходов белых.

Белые продвигают свою пешку на 8-ю горизонталь и превращают ее в ферзя, выигрывая партию.

В какие фигуры может превратиться пешка?

Пешка может превратиться в ферзя, ладью, слона или коня. Естественно, пешка превращается в фигура того же цвета — поэтому белая пешка превращается в белого ферзя, белую ладью, белого слона или белого коня, а черная пешка превращается в черного ферзя, черную ладью, черного слона или черного коня. Игрок, владеющий пешкой, выбирает часть, которую он продвигает.

Обычно люди выбирают ферзя, потому что ферзь — самая сильная фигура. Есть несколько случаев, когда люди могут выбрать другой кусок.

Посмотрите на позицию выше. Настала очередь ходов белых.

Теперь белые могут переместить пешку с f7 на f8 и превратить ее в коня , который выигрывает партию, ставя мат черным.

Другой пример можно увидеть ниже.

Снова ход белых.

Обратите внимание, что если бы он превратил свою пешку в ферзя, это стало бы патовой позицией, которая была бы нарисовать .

Итак, вместо этого белые превращаются в ладью . Получившаяся позиция выигрывается белыми, когда они играют достаточно хорошо.

Могу ли я повысить до предмета, который не был утерян?

Многие думают, что превращать пешки можно только в проигранные фигуры. Однако это правило было отменены столетия назад. Пешка всегда может превратиться в ферзя, ладью, коня или слона – независимо от того, такая фигура была потеряна во время игры. Таким образом, возможно, например, что у игрока более одного ферзя. это то, что я довольно часто вижу в играх, в которые играют дети в моем местном шахматном клубе.

Рассмотрим следующую позицию:

Если пешка с а7 перейдет на а8, она может превратиться в ферзя, ладью, коня или слона.

Итак, если настала очередь белых, мы можем либо получить легальную позицию с двумя ферзями за белых.

Или мы можем получить легальную позицию с тремя ладьями за белых.

Во время игры в шахматы мой противник достиг другой стороны доски своим пешка, и все, из чего ему приходится выбирать, это пешки. Что вы делаете?

См. выше. Пешка может превратиться в непроигранную фигуру. Таким образом, игрок может, например, выбрать вторую королеву.

Повышение происходит мгновенно?

Да. Перемещение пешки и замена ее на новую фигуру происходит всего за один ход.

Что происходит с самой пешкой? Он помещается где-то еще на доске?

Пешка заменена новой фигурой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *