Методы фасилитации: виды, методы, этапы и примеры

Содержание

Виды, типы и методы фасилитации. Блог ManGO! Games

Мы надеемся, что методы фасилитации будут использоваться в самых разных областях, таких как разрешение межнациональных конфликтов или повышение жизнестойкости бизнеса в условиях экономической нестабильности. Сейчас же фасилитация используется в основном в бизнесе для поиска эффективных решений, и даже в этой сфере существует множество видов и задач фасилитации.

Виды фасилитации

Если максимально упростить формулу фасилитации, то это будет поиск разумного пути решения вопроса вместо мышления в стиле «или/или». Мы писали об этом в предыдущей статье о фасилитации.

Если же рассматривать всю разновидность задач и тематики эффективного группового обсуждения, можно выделить следующие виды фасилитации:

  • Фасилитация рабочих обсуждений (meeting facilitation).
  • Фасилитация групп и команд (team facilitation).
  • Фасилитационные сессии по изменениям в компании (organisational facilitation).
  • Фасилитация изменений в макроэкономических, политических и социальных системах (system/network facilitation).

Разновидности фасилитационных сессий можно посмотреть в каталоге фасилитаций ManGO! Games.

Эффективный процесс

Для получения эффективного процесса принятия решений нужен фасилитатор. Это может быть внешний специалист, внутренний сотрудник компании, сотрудник, совмещающий роль фасилитатора с другой ролью или сотрудник, владеющий навыками фасилитации.

Управление процессом фасилитации включает в себя следующие аспекты:

  • Этапы мероприятия.
  • Фокусировка группы на теме и цели.
  • Сбор мнений и информации по теме.
  • Фиксация результатов, получаемых в ходе фасилитационной сессии.
  • Визуализация результатов обсуждения.
  • Достижение консенсуса.
  • Принятие решений.
  • Управление групповой динамикой.

Управление групповой динамикой – это создание особой атмосферы, оптимальной для групповой работы, вовлеченность каждого участника, управление неконструктивным поведением, поддержание энергии среди собравшихся.

Методы и техники фасилитации: классификации

Методы подбирают в зависимости от ситуации. Классификаций методов много, приведем несколько:

Методы и техники фасилитации для решения различных типов задач:

  • Сбор информации.
  • Анализ проблем.
  • Поиск идей.
  • Оценка вариантов решения задачи.
  • Достижение консенсуса.
  • Принятие решения.
  • Планирование.

Методы работы с разными группами:

  • 3 – 15 человек.
  • 15 – до 1000 человек.

Методы работы с разными по своей структуре процессами:

  • Строго структурированный процесс.
  • Неструктурированный процесс (самоорганизующийся процесс, например, Open Space, динамическая фасилитация).

Методы по типу приобщения участников к процессу (классификация Тони Манна):

  1. Участвует каждый.
  2. Групповое участие.
  3. Все – одному.
  4. Один – всем.

Первый формат предполагает

самостоятельную работу каждого участника: каждый выполняет полученное задание. При этом типе каждый имеет возможность вложить свои личные идеи в общий результат, однако на такой вариант потребуется больше времени – нужно собрать вклад каждого, провести анализ, сгруппировать варианты.

Второй – это групповая работа: группа работает сообща. Это позволяет выработать новое и общее мнение, пропустив мнение каждого через общее восприятие. Однако групповой формат потребует еще одного формата на этапе согласования.

«Все – одному»: все передают свой вклад одному участнику, который использует данный метод. Потребуется меньше времени на сбор мыслей участников, однако есть риск потерять чьи-то мысли, а также риск того, что мнение одного или нескольких человек может перекрыть мнения остальных.

«Один – всем»: один выполняет задание для всех или от имени всех. Такой вариант позволяет сохранить усилия участников и получить мнение эксперта.

Однако, если эксперт недостаточно профессионален, мероприятие может превратиться в самоориентирующуюся презентацию.

Методик и техник фасилитации сегодня огромное количество, частично мы описывали их в материале «Фасилитация на примерах». Эксперты международной ассоциации фасилитаторов насчитали более 500 методов фасилитации.

Самыми популярными остаются методы и техники для:

  • Сбора данных и исследования проблем или поиска идей.
  • Создания и принятия решений.

Для таких целей уже образовалось немало форматов:

  • Фасилитация с помощью модерационных карт.
  • Использование ментальных карт.
  • Ранжирование с использованием меток.
  • «В это же время в следующем году».
  • Двумерная матричная диаграмма.
  • Мировое кафе.
  • «Важное и желаемое».
  • Анализ поля сил Курта Левина.

Фасилитации очные и виртуальные

Фасилитации можно также поделить на очные и онлайн. Фасилитации вполне успешно показали себя в онлайн-формате, хотя проверить это многие решились только в условиях карантинных ограничений.

Эксперты считают, что групповые встречи будут проводиться в онлайне все чаще. Это возможность не привязываться к географии и упростить организационные вопросы для участников (но далеко не всегда для организатора, которому, наоборот, требуется учесть больше организационных моментов).

Вполне может быть, что через несколько лет количество онлайн-сессий превысит количество очных фасилитаций. А это значит, что фасилитатором можно будет считать человека, который помимо умения организовать процесс обсуждения, должен будет владеть и способностями проводить виртуальные фасилитационные сессии. Причем ему нужно владеть технологиями на высоком уровне, ведь нужно обеспечить не просто проведение, но и эффективность виртуальных фасилитаций.

Обязательные условия эффективных фасилитаций

Эффективность фасилитации зависит от многих составляющих, среди которых грамотный свободный выбор типа и методов. Но это еще не все.

Кратко рассмотрим условия эффективной фасилитации. Прежде всего руководителю компании, в которой планируется фасилитация, нужно понимать важность фасилитации. Многие считают, что можно не тратить время и средства, если решения можно принять и другим способом. Если это ваш случай – проводить фасилитацию и правда нет смысла.

Как выбирать оптимальный вариант сочетания типов, методов, техник фасилитации? Давайте рассмотрим иллюстрацию.

Представьте, что вы отвечаете за успех компании и уже составили стратегический план. У вас есть определенное количество подчиненных, которые будут внедрять этот план в жизнь. Есть соблазн просто распорядиться исполнить план. Однако вы прониклись осознанием того, насколько важно стратегическое планирование – это уже огромный плюс, много компаний не понимают его значения или относятся к процессу формально.

Теперь размышляем: если вы сами составите идеальный с вашей точки зрения план, вам понадобится еще получить согласие на этот план ваших подчиненных. В конце концов они будут его выполнять.

Вы осознаете, что стратегический план повлияет на каждого сотрудника компании. Допустим, в компании 250 человек.

Мы знаем, что эффективнее будет внедрение плана, если участники его выполнения самостоятельно его выработают, будут его понимать и хотеть внедрять. Они 100% гарантированно примут свой план.

Что же делать? Приглашать 250 человек на фасилитационную сессию, наверное, непродуктивно. Даже если организовать такую встречу получится, вряд ли она будет успешной. Если встретятся одновременно менеджеры и рядовые сотрудники, одни не будут понимать проблем других, ведь каждого интересует только своя область работы. Да и план таким количеством человек, создавался бы слишком долго.

Вспоминаем главный секрет фасилитации: более высоких результатов можно достичь только в случае, если решения понимаются, вырабатываются и принимаются теми, кто на эти решения влияет. Как это использовать в нашем примере? Вариантов много, важно выбрать самый удачный в конкретном случае.

Условие: сотрудники понимают ситуацию. Можно собрать всех сотрудников и провести для них брифинг, на котором сообщить всем о важности стратегического планирования. Всем нужно рассказать кратко и емко о состоянии дел в компании, будущих возможностях и целях. Таким образом все сотрудники получат информацию.

Условие: выработка решения. В ходе брифинга можно предложить поработать в группах и собрать списки основных проблем, которые для компании самые важные на ближайшее время. Нужно собрать информацию, предложив сотрудникам опрос, форма которого составлена так, чтобы полученная информация была однозначной и полезной. После этого можно собрать фокус-группу из представителей команд и провести с ней сессию для более тщательного обсуждения. Полученные результаты можно использовать для принятия решений и стратегического планирования. 

Условие: принятие решений. Команда по планированию учитывает все пожелания и составляет первый вариант плана, после чего собирается вторая сессия с фокус-группой. Задача сессии – обсудить план. Предложите фокус-группе определить, все ли проблемы учтены в плане, и разработать рекомендации по решению приоритетных проблем.

И, самое главное, предложите участникам сессии определить такие стратегии, ради которых они хотели бы объединиться с коллегами и составить совместно с ними детальный план, который они захотят выполнить.

Такой план будут выполнять все, поскольку все участвовали в его создании.

Фасилитационная сессия представляет собой управляемый процесс, нацеленный на максимально эффективное достижение цели. В этом процессе фасилитатор может выступать вдохновителем, проводником, интервьювером, посредником, хранителем порядка. Фасилитатор должен обладать одним важным качеством, которое эксперты называют «душой фасилитации», – внимательное отношение к людям и стремление помочь им забыть на время фасилитационной сессии о своем «я» в пользу общего решения.   

Что такое фасилитация: методы, технологии, примеры

— это профессионал, который управляет процессом групповой дискуссии, оставаясь полностью нейтральным
к контенту обсуждения и помогая участникам прийти к результату. Именно благодаря профессионализму фасилитатора встречи проходят на другом уровне, что раскрыто в предыдущем разделе. Фасилитатор обладает достаточно широким бэкграундом и разноплановым образованием, чтобы грамотно организовать
работу До, Во время и После сессии.

Важно различать профессионального фасилитатора, который специализируется на фасилитации, и людей, которые используют некоторые методы и инструменты фасилитации в своей работе.
Например, если вы используете в своей работе SWOT-анализ,
это автоматически не означает, что вы — маркетолог.
Если вы иногда используете Photoshop для обработки
личных фотографий, то вы автоматически не становитесь
дизайнером. Если вы в путешествиях общаетесь

на английском, то это не делает вас синхронным переводчиком.

Еще лучше понять, кто такой профессиональный фасилитатор и какими навыками он должен обладать, помогает кодекс этики и профессиональные компетенции, разработанные Международной ассоциацией фасилитаторов IAF (74 поведенческих аспекта объедены в 6 ключевых компетенций).

понимает

запрос заказчика сессии, способен оценить, можно ли в принципе использовать фасилитацию для данной ситуации, посоветовать, как корректно составить техническое задание на проект, дать обратную связь о реальности достижения результата при текущих параметрах, помочь определить грамотное соотношение целей, количества участников и продолжительности сессии, провести интервью с ключевыми участниками.

владеет

основами инфографики, чтобы подготовить грамотные шаблоны для работы.

грамотно спланировать структуру сессии или даже серии сессий.

понимает,

какие из более чем 600 методов и инструментов фасилитации использовать для работы
и как их адаптировать под задачу.

знает,

как во время сессии вовлечь всех участников в процесс обсуждения, раскрыть мудрость группы, как помочь участникам услышать и понять друг друга, и, учитывая совершенно разные мнения, договориться и взять на себя ответственность за реализацию принятых решений.

поддержать после сессии: в процессе внедрения результатов, в обсуждении ключевых моментов, подведении итогов.

— это профессионал, который управляет процессом групповой дискуссии, оставаясь полностью нейтральным к контенту обсуждения и помогая участникам прийти к результату. Именно благодаря профессионализму фасилитатора встречи проходят на другом уровне, что раскрыто
в предыдущем разделе. Фасилитатор обладает достаточно широким бэкграундом

и разноплановым образованием, чтобы грамотно организовать
работу До, Во время и После сессии.

запрос заказчика сессии, способен оценить, можно ли в принципе использовать фасилитацию для данной ситуации, посоветовать, как корректно составить техническое задание на проект, дать обратную связь о реальности достижения результата при текущих параметрах, помочь определить грамотное соотношение целей, количества участников и продолжительности сессии, провести интервью
с ключевыми участниками.

как во время сессии вовлечь всех участников в процесс обсуждения, раскрыть мудрость группы, как помочь участникам услышать и понять друг друга,
и, учитывая совершенно разные мнения, договориться и взять на себя ответственность за реализацию принятых решений.

какие из более чем 600 методов и инструментов фасилитации использовать для работы и как их адаптировать под задачу.

Еще лучше понять, кто такой профессиональный фасилитатор и какими навыками он должен обладать, помогает кодекс этики и профессиональные компетенции, разработанные международной ассоциацией фасилитаторов
IAF (73 поведенческих аспекта объедены в 6 ключевых компетенций).

— это профессионал, который управляет процессом групповой дискуссии, оставаясь полностью нейтральным к контенту обсуждения и помогая участникам прийти к результату. Именно благодаря профессионализму фасилитатора встречи проходят на другом уровне, что раскрыто
в предыдущем разделе. Фасилитатор обладает достаточно широким бэкграундом и разноплановым образованием, чтобы грамотно организовать работу До, Во время и После сессии.

запрос заказчика сессии, способен оценить, можно
ли в принципе использовать фасилитацию для данной ситуации, посоветовать, как корректно составить техническое задание на проект, дать обратную связь

о реальности достижения результата при текущих параметрах, помочь определить грамотное соотношение целей, количества участников
и продолжительности сессии, провести интервью
с ключевыми участниками.

какие из более чем 600 методов и инструментов фасилитации использовать для работы
и как их адаптировать под задачу.

как во время сессии вовлечь всех участников в процесс обсуждения, раскрыть мудрость группы, как помочь участникам услышать и понять друг друга,
и, учитывая совершенно разные мнения, договориться
и взять на себя ответственность за реализацию принятых решений.

Важно различать профессионального фасилитатора, который специализируется
на фасилитации, и людей, которые используют некоторые методы и инструменты фасилитации
в своей работе.

Например, если вы используете
в своей работе SWOT-анализ, это автоматически не означает, что вы — маркетолог.
Если вы иногда используете Photoshop
для обработки личных фотографий,
то вы автоматически не становитесь
дизайнером. Если вы в путешествиях общаетесь
на английском, то это не делает
вас синхронным переводчиком.

— это профессионал, который управляет процессом групповой дискуссии, оставаясь полностью нейтральным к контенту обсуждения
и помогая участникам прийти к результату. Именно благодаря профессионализму фасилитатора встречи проходят на другом уровне, что раскрыто в предыдущем разделе. Фасилитатор обладает достаточно широким бэкграундом
и разноплановым образованием, чтобы грамотно организовать работу До, Во время и После сессии.

запрос заказчика сессии, способен оценить, можно ли в принципе использовать фасилитацию
для данной ситуации, посоветовать, как корректно составить техническое задание на проект, дать обратную связь о реальности достижения результата при текущих параметрах, помочь определить грамотное соотношение целей, количества участников и продолжительности сессии, провести интервью
с ключевыми участниками.

какие из более чем 600 методов и инструментов фасилитации использовать для работы
и как их адаптировать
под задачу.

как во время сессии вовлечь всех участников в процесс обсуждения, раскрыть мудрость группы, как помочь участникам услышать и понять друг друга, и, учитывая совершенно разные мнения, договориться и взять
на себя ответственность
за реализацию принятых решений.

Важно различать профессионального фасилитатора, который специализируется
на фасилитации, и людей, которые используют некоторые методы
и инструменты фасилитации
в своей работе. Например,
если вы используете
в своей работе SWOT-анализ,
это автоматически не означает,
что вы — маркетолог.
Если вы иногда используете
Photoshop для обработки личных фотографий, то вы автоматически
не становитесь дизайнером.
Если вы в путешествиях общаетесь
на английском, то это не делает
вас синхронным переводчиком.

— это профессионал, который управляет процессом групповой дискуссии, оставаясь полностью нейтральным к контенту обсуждения
и помогая участникам прийти
к результату. Именно благодаря профессионализму фасилитатора встречи проходят на другом уровне, что раскрыто в предыдущем разделе. Фасилитатор обладает достаточно широким бэкграундом
и разноплановым образованием, чтобы грамотно организовать работу До, Во время и После сессии.

запрос заказчика сессии, способен оценить, можно ли в принципе использовать фасилитацию
для данной ситуации, посоветовать, как корректно составить техническое задание
на проект, дать обратную связь
о реальности достижения результата при текущих параметрах, помочь определить грамотное соотношение целей, количества участников
и продолжительности сессии, провести интервью
с ключевыми участниками.

как во время сессии вовлечь всех участников в процесс обсуждения, раскрыть мудрость группы,
как помочь участникам услышать
и понять друг друга, и, учитывая совершенно разные мнения, договориться и взять
на себя ответственность
за реализацию принятых решений.

Важно различать профессионального фасилитатора, который специализируется
на фасилитации, и людей, которые используют некоторые методы и инструменты фасилитации
в своей работе. Например, если вы используете
в своей работе SWOT-анализ, это автоматически не означает, что вы — маркетолог.
Если вы иногда используете Photoshop
для обработки личных фотографий,
то вы автоматически не становитесь дизайнером.
Если вы в путешествиях общаетесь
на английском, то это не делает
вас синхронным переводчиком.

Еще лучше понять, кто такой профессиональный фасилитатор
и какими навыками он должен обладать, помогает кодекс этики
и профессиональные компетенции, разработанные международной ассоциацией фасилитаторов
IAF (73 поведенческих аспекта объедены в 6 ключевых компетенций).

поддержать после сессии:
в процессе внедрения результатов, обсуждении ключевых моментов, подведении итогов.

Лучшие техники и методы групповой фасилитации

Ниже в алфавитном порядке перечислены некоторые из лучших техник групповой фасилитации, которые помогут вашей команде достичь своей цели. Они полезны для генерации идей, поднятия энергии и помощи в принятии групповых решений.

1. Планирование действий

Планирование действий жизненно важно для успеха команды. Это простая и эффективная техника для получения приверженности к действию. Он работает путем тщательной записи каждого элемента действия следующим образом:

  • «Что» точка действия
  • «Когда» действие должно быть запланировано и предполагаемая дата завершения
  • «Кто» назначается против действия
  • Ход выполнения действия (сначала оставьте пустым)

Чтобы сэкономить время, часто лучше оставить начисление очков действия на конец встречи/мероприятия. Подводя итог, вот несколько ключевых правил для эффективного использования планирования действий:

  • Не назначайте человека для участия в мероприятии, если он или она не согласится принять его на
  • Опишите действия в точной, понятной терминологии и с согласованным сроком выполнения
  • Команда должна согласиться с тем, что каждое действие стоит того, чтобы его выполнить
  • Прогресс необходимо отслеживать и сообщать о нем на каждой встрече или в согласованный интервал времени

Кроме того, некоторые организации используют визуальный метод отслеживания хода выполнения своих планов действий. Как правило, они используют «красный», «желтый» и «зеленый» аналог светофора. В этом контексте «красный» означает, что точка действия еще не началась, «желтый» означает, что она выполняется, а «зеленый» означает, что она полностью завершена.

2. Мозговой штурм

Мозговой штурм — идеальный инструмент для генерирования большого количества идей в группе. Однако для эффективных мозговых штурмов:

  • Идеи должны течь свободно
  • Стремитесь к количеству, а не к качеству идей
  • Четко записывайте каждую идею
  • Не критикуйте и не оценивайте идеи на сессии
  • Рассмотреть вопрос о независимом фасилитаторе группы

Кроме того, фасилитатор должен поощрять команду к выдвижению нескольких «необычных» или «дурацких» идей. Они часто могут стимулировать идеальное решение.

3. Энергетики

Энергетики идеально подходят для повышения уровня личной энергии в группе. Используйте их по мере необходимости через определенные промежутки времени в течение дня, чтобы оживить группу. Вы можете создать свой репертуар энерджайзеров, просматривая учебные пособия, делясь идеями с коллегами и придумывая свои собственные.

Основные принципы использования энерджайзеров:

  • Они должны приносить удовольствие и поднимать настроение
  • Сделайте их короткими, например. пять минут
  • Проводите их с достаточным пространством
  • Не забывать о любых потенциальных опасностях для здоровья и безопасности, например. никаких стульев или оборудования на пути
  • Они не слишком требовательны физически, и каждый в группе сможет участвовать

4. Флипчарт

Использование флипчарта во время собрания группы может создать творческую, но структурированную рабочую среду и привлечь внимание группы. Вот несколько советов по эффективному использованию флипчарта:

  • Поместите флипчарт перед группой
  • Убедитесь, что у вас достаточно бумаги для флипчарта
  • Встаньте сбоку от флип-чарта, чтобы всем было видно
  • Стоя в стороне, потренируйтесь писать на флип-чарте. Если вы правша, вам будет легче стоять слева (лицом от флипчарта) от флипчарта
  • Напишите соответствующие заголовки на флип-чарте, чтобы сосредоточить внимание группы на проблеме или вопросе
  • Используйте четкий, жирный, крупный шрифт (некоторым фасилитаторам помогает «только заглавные буквы»), чтобы участники могли легко читать
  • Используйте разные цвета и маркеры при записи на флипчарте. Однако помните, что «красный» и «зеленый» не помогают членам группы, страдающим дальтонизмом.

5. Сойти с ума:

Метод фасилитации «Сойти с ума» включает в себя запись 20 идей, начинающихся с фразы «а было бы хорошо, если…»

В результате группа поощряется придумывать лучшие и более оригинальные решения. Сначала утверждения могут быть очевидными и предсказуемыми, но по мере продвижения они будут становиться все более творческими и «дикими».

6. Основные правила

Во-первых, фасилитатор или руководитель собрания должен заставить группу установить некоторые «основные правила» или «командный кодекс» для групповой работы. Сделайте это на ранней стадии объединения группы.

Кроме того, ключевые принципы установления этих основных правил заключаются в том, что они:

  • Устанавливают приемлемый кодекс поведения
  • Предоставить членам группы точку отсчета для конструктивного оспаривания
  • Помогите группе прийти к соглашению о том, что важно
  • Достаточно конкретны, чтобы быть практичными
  • Не подавляйте творчество групп
  • Остаться в команде

Так как же установить эти правила групповой работы? Мы предлагаем:

  • Сбор группы и запись отзывов на флип-чарте
  • Просьба к каждому члену группы обобщить свои мысли на стикерах, а затем разместить их на доске
  • Если времени мало или это однодневное мероприятие, мы предлагаем несколько наглядных материалов с ключевыми словами, представляющими «основные правила» или соответствующий «командный кодекс поведения» на 9-й день.0010

7. Групповой обзор

Предложение группе рассмотреть то, что они узнали и узнали на собрании, поможет повысить производительность. Это занимает всего пять-десять минут. Начните с трех простых вопросов:

  • Что из того, что мы сделали, сработало?
  • Что-то пошло не так?
  • Должны ли мы сделать что-нибудь по-другому в следующий раз?

8. Ледоколы

Ледоколы идеально подходят для того, чтобы люди общались в начале собрания, и особенно полезны для новых групп, собирающихся вместе. Кроме того, они помогают членам группы отвлечься от содержания встречи, непринужденно концентрируясь на совместной работе. Кроме того, ледокольное занятие заставит каждого члена группы почувствовать себя включенным и станет связующим звеном с самой встречей.

Основные принципы выбора ледокола заключаются в том, что он должен быть:

  • веселым и привлекательным для участников
  • Коротко и просто
  • Придать актуальность теме встречи или тренинга

9. Метапланирование

Метапланирование – это простая техника, которая побуждает людей выражать свои мысли по обсуждаемому вопросу. Таким образом, это включает в себя написание ключевых слов на стикерах Post-it, а затем коллективное размещение и организацию их в подгруппы на флип-чарте или на стене.

Попросите участников тихо написать одну идею на стикере Post-It, а затем разместить эти записи на доске, листе флип-чарта или подобном материале. Когда все заметки будут на доске, вы (или один или два члена группы) можете затем сопоставить похожие идеи вместе и добавить подзаголовок.

В результате такой подход помогает объединить идеи и вклад каждого в кратчайшие сроки. Это также позволяет группе прийти к некоторым быстрым выводам.

10. Мультиголосование

Этот метод позволяет группам использовать мозговой штурм для создания длинного списка идей. После этого важно сузить эти идеи до приемлемого размера для реалистичного рассмотрения. Затем в процессе отбора, в котором участвует вся группа, выбираются лучшие идеи, чтобы сэкономить время.

Вот краткое изложение процесса:

  • После завершения мозгового штурма группа просматривает список, чтобы прояснить и объединить похожие идеи/варианты
  • Затем проведите голосование поднятием руки по каждому варианту. В качестве альтернативы позвольте группе перейти к списку и отметить свой выбор или использовать липкую точку для каждого подходящего варианта. Участники могут голосовать за любое количество вариантов.
  • Затем ведущий подсчитывает голоса
  • Голоса половины группы или более требуют дальнейшего обсуждения и дебатов
  • Фасилитатор обводит или отмечает каждый пункт, заслуживающий дальнейшего рассмотрения
  • Затем проводится дополнительное голосование на основе сокращенного списка вариантов, хотя участники могут голосовать только за половину оставшихся вариантов в списке
  • Затем используются еще два раунда голосования для дальнейшего сокращения вдвое размера списка
  • Обычно группам необходимо иметь от трех до пяти вариантов для дальнейшего анализа
  • После этого группа обсуждает плюсы и минусы оставшихся вариантов
  • Затем обсудите плюсы и минусы каждого оставшегося варианта в группе
  • Наконец, группа выбирает наилучший вариант или определяет главные приоритеты для дальнейшего анализа и обсуждения

11.

Ранжирование

Ранжирование — это метод принятия решений, который помогает группе выбрать наиболее подходящую и релевантную идею. Во-первых, вы можете использовать мозговой штурм, чтобы генерировать необходимое количество идей. Затем группа должна определить критерий отбора для использования, чтобы направлять свой личный процесс принятия решений, по числовой шкале.

Например, каждый человек может поставить оценку от одного до шести, где шесть — его предпочтительный выбор. Наконец, баллы каждого участника суммируются, чтобы определить наиболее подходящую и актуальную идею.

12. Обратный мозговой штурм

Если группа застряла, вы можете попробовать «Обратный мозговой штурм». По сути, его метод фасилитации смотрит на проблему, которую вы пытаетесь решить, под другим углом. Таким образом, он рассматривает обратную проблему, которую вы пытаетесь решить в данный момент.

Например, группа может рассмотреть вопрос «как улучшить деловое общение». Обратной стороной этого является «как ухудшить деловое общение». Затем, когда у вас есть негативный список, «переверните» каждую идею, чтобы превратить ее в позитивную.

В результате, обратный мозговой штурм может дать некоторые наводящие на размышления идеи по улучшению проблем.

13. Круговой опрос

Этот простой метод направлен на повышение уровня участия или помощь в определении проблемы. Затем каждого человека в группе просят высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, не прерывая никого из группы.

В результате фасилитатор может получить от группы краткое изложение этих идей и взглядов, прежде чем группа двинется дальше.

14. Структурированное решение проблем/принятие решений

Существует множество различных процессов решения проблем, но, по сути, большинство этапов имеют следующую структуру:

  • Определить проблему
  • Представить фон
  • Генерировать идеи
  • Групповые идеи
  • Выберите идею/ы
  • Проверить обязательство

15.

Рейтинг «три звезды»

Рейтинг «три звезды» — это полезный метод визуального группового принятия решений с использованием цветных наклеек (все одного цвета и в форме звезды). Начните с того, что дайте каждому участнику три звезды, чтобы присудить ему предпочтительный вариант или варианты. Затем участник распределяет или делит звезды по своему усмотрению. В результате у вас есть визуальная запись предпочтительного варианта.

16. Работа в парах или втроем

Это идеальный метод групповой работы, особенно на ранних стадиях собрания. Это помогает поощрять легкое участие и разрушать любые первоначальные барьеры. В результате это также хороший способ помочь людям определить проблему, над которой работает группа.

Обсуждение должно длиться от пяти до десяти минут, прежде чем пары снова соберутся вместе для обсуждения проблемы в одной группе.

17. Заключение

В заключение отметим, что многие из описанных выше методов групповой работы полезны на определенных этапах процесса решения проблем/принятия решений. Эти советы помогут вам облегчить прогресс команды в достижении ее цели или результата.

Об авторе

Ким Ларкинс, MCIPD, основатель компании KSL Training. Ким имеет 30-летний опыт обучения и управления персоналом в сфере розничной торговли, гостиничного бизнеса и фармацевтики.

Инструменты и методы фасилитации — The Commons


Корневище

Подборка инструментов и методов — как формальных, так и неформальных — для организации встреч, семинаров и мероприятий. Многие из этих инструментов и методов можно использовать при принятии решений, решении проблем, а также в тех случаях, когда уместно привнести в процесс новый подход или энергию. Большинство из них обеспечивают способы обеспечения того, чтобы каждый имел возможность быть полностью вовлеченным и способным внести свой вклад.

Содержание

Go-Round

Буквально обойти круг участников, дав каждому возможность высказаться; ведущий может предложить возможность любому, кто ничего не сказал в первый раз, внести свой вклад после прохождения первого раунда. Полезно дать время на размышление тем, кто собирается говорить, указав, в какую сторону вы пойдете. Его можно комбинировать с методами ограничения продолжительности каждого вклада.

Ice Breaker

Способ представить людей друг другу, побудить их говорить, расслабиться, открыться и почувствовать, что они имеют право быть рядом. Это может стать началом построения доверия. Они могли бы поделиться именами и некоторыми личными подробностями или опытом. Уровень риска или самораскрытия может помочь создать более безопасный «контейнер» для группы.

IdeaStorm (передвижной)

Если есть несколько вопросов, по которым нужно получить идеи, группа может быть разделена на небольшие группы и переходить от вопроса к вопросу на флипчартах на стенах, излагая идеи по каждому и добавляя к другим. Им дается отведенное время, которое сокращается по мере заполнения листов.

Место для парковки

Когда в ходе обсуждения возникают проблемы или вопросы, которые отнимут слишком много времени или кажутся не имеющими непосредственного отношения к текущей цели, их можно записать на листе для рассмотрения позже. Обязательно вернитесь к ним!

Небольшие группы

Разделите группу на небольшие группы или пары, чтобы помочь всем участвовать в обсуждениях. Это приносит пользу более тихим и маргинализированным участникам, способствует более глубоким разговорам и размышлениям, а также обеспечивает качественное участие. Ритм чередования небольших и групповых обсуждений обеспечивает разнообразие и интегрирует обсуждения на разных уровнях.

Парное прослушивание

Как и в случае с небольшими группами, это метод выявления идей и мнений каждого в обстановке, где власть более уравновешена, чем во многих больших группах. Каждый человек активно слушает другого и не высказывает собственного мнения, иногда делает пометки, которые потом меняются местами.

Горячее место

Когда группа столкнулась с проблемой или столкнулась с проблемой, расставьте места по кругу с пустым стулом. Люди по очереди прыгают на «горячее место», чтобы попрактиковаться в том, что они сделали бы в такой ситуации. Убедитесь, что участники не описывают, что бы они сделали, а вместо этого действительно пытаются это сделать.

Спектральная линия

Способ выражения согласия/несогласия участников или мнения по поводу проблемы. Создайте воображаемую линию на полу; в большинстве случаев два конца спектра будут «полностью согласен» или «полностью не согласен»; участники выстраиваются соответственно. Фасилитатор может выявить причины, чтобы начать дальнейшее обсуждение и поощрять движение по линии, пока люди слушают друг друга.

Fishbowl

Для больших групп это метод наблюдения за деятельностью или обсуждением и предоставления обратной связи. Одна группа выполняет задание, остальные образуют круг вокруг них, чтобы наблюдать, контролировать и записывать. Есть альтернативные версии, например, со свободным местом во внутреннем круге, что позволяет людям из внешнего круга занять место и присоединиться к обсуждению.

Обратный штурм идей

Вместо того, чтобы генерировать идеи по проблеме, переверните ее с ног на голову, т. е. вместо «что делает встречу хорошей?», используйте «что делает встречу плохой?» Добавляет юмора, а также вызывает у людей внутренние знания и понимание.

Энергетик

Обычно используется, когда группа слабеет или застревает, или после обеда, чтобы освежиться и разогнать кровь. Должны включать в себя быстрые физические движения, некоторые также могут включать в себя активную мозговую деятельность. Это может служить и другим целям, подходящим для данного конкретного этапа разбирательства, например, упражнение, которое вы затем можете обсудить, чтобы выявить вопросы, связанные с командной работой, сотрудничеством или разнообразием.

Дебрифинг

Дебрифинг — это обсуждение, которое происходит после общей задачи, действия, решения или действия. Его можно использовать, например, для анализа того, что было сделано успешно, а что нет, или для изучения того, что было изучено на групповом или индивидуальном уровне.

Оценка

Как правило, заключительная деятельность, оценка может быть сделана в устной форме на обходе и/или на флипчартах или в специально разработанных формах. Он должен показать, что люди вынесли из сессии, что они думают о методах фасилитации, что сработало хорошо, а что нужно было изменить. Когда люди пишут свои собственные мысли, анонимность может использоваться для поощрения честности.

Отбрасывание назад

Когда возникают вопросы, часто адресованные ведущему, их можно вернуть группе для ответов или комментариев, например: «Это интересный вопрос/комментарий, Мо, что кто-то еще думает?» Его можно использовать, когда вы как фасилитатор не знаете, как лучше двигаться вперед, или хотите побудить группу взять на себя ответственность, например. «Я не знаю, что нам делать дальше. Мы слышали… а также… Какие есть предложения относительно следующих шагов?». Это важный способ переложить ответственность на участников.

Сообщение о погоде

Жизненно важный навык ведущего, способность оценивать «температуру» группы и затем давать ей название, например. «Я чувствую, что в этот момент много беспокойства». Может быть достаточно назвать это, возможно, это нужно обсудить, или вы можете предложить изменить направление или темп, например, заставить всех сделать короткое физическое упражнение, сделать перерыв или сделать паузу на мгновение.

Активное слушание

Важный навык для фасилитатора: всегда слушать группу и ее потребности, поощрять, отражать сказанное, повторять сделанные замечания, разъяснять, что происходит, проверять и концентрировать внимание. Это также важный навык, который следует поощрять во всех участниках.

Театр Форум

Метод решения проблем. Участники разыгрывают историю проблемы перед остальной частью группы, которые, когда у них появляется представление о том, как можно было бы справиться с ситуацией по-другому, вмешиваются, берут на себя соответствующую роль и позволяют действию течь оттуда. Более сложный, чем горячая посадка.

Параллельные линии

Метод решения проблем, при котором участники выстраиваются лицом друг к другу и, следовательно, парами, и берут на себя или получают роли, чтобы изучить способы реагирования на конкретную ситуацию или поведение. Это происходит один на один и поэтому незаметно для ведущего.

Галерея Отчет

Хорошая альтернатива длинным отчетам перед всей группой. Каждая малая группа готовит флипчарт, в котором подводятся итоги обсуждения. Это побуждает группы идентифицировать ключевые выводы, которые могут быть ясно поняты людьми, не участвовавшими в обсуждении. Все остальные бродят в своем собственном ритме, рассматривая галерею флипчартов на стене. Один человек из каждой небольшой группы может остаться со своим флипчартом, чтобы ответить на уточняющие вопросы.

Открытие окна

Действие, которое может очень помочь изменить настроение группы; удивительно, насколько это может повлиять на дискуссию и некоторых людей. Это может обеспечить короткий перерыв, позволить вещам остыть и пропустить кислород или прохладный воздух в комнату!

Прохладительные напитки

Необходимы для поддержания группы и уровня энергии. Обеспечивает перерыв в обсуждении и дает возможность неформального социального взаимодействия и времени на размышления, обрабатывая все, что необходимо, интеллектуально и психологически. Они могут быть предоставлены для всей группы в перерыве, в выбранное вами время, которое подходит каждой небольшой группе, или всегда доступны для отдельных лиц, которые хотят помочь себе.

Соломенный опрос

Когда группе полезно узнать, что все думают по какому-либо вопросу, для проверки мнения можно использовать соломенный опрос или поднятие рук. Это не голосование и, следовательно, не решающее. Для более тонкого опроса можно использовать цветные карточки, на которых красный означает «нет», зеленый — «да» и желтый — «необходимы дополнительные размышления или обсуждение»/«не определились».

Оценка

Оценка встречи или семинара обычно проводится путем заполнения форм. Существует множество интерактивных методов, таких как мишень для дротиков — разделите цель на сегменты для оценки различных аспектов; попросите людей поставить точку в каждом сегменте, чем ближе к мишени, тем выше рейтинг; оставьте место по краям для качественной обратной связи на стикерах, которые вы раздаете участникам. Не смотрите слишком внимательно!

Совместный опыт

Экспериментальное обучение происходит в результате разработки совместной деятельности или задачи, которая создает соответствующий общий опыт. Затем группа может подвести итоги, размышляя над опытом, прежде чем извлекать уроки (обобщение) и думать о том, что это означает для их конкретной ситуации или проблемы (применение).

Создание контейнера

В разделе «Создание контейнера» описывается, что может сделать фасилитатор, чтобы помочь участникам войти в свою зону дискомфорта, где они узнают больше. Это также позволяет построить доверие и общение, поэтому группа процветает и эффективна. Риск или самораскрытие могут помочь создать более безопасный «контейнер» для группы, а также другие инструменты и методы для построения коммуникации и доверия.

Зрительный контакт

Зрительный контакт может показаться неважным, но если фасилитатор использует его умело, он может помочь людям почувствовать, что их слушают, к ним относятся справедливо, понимают и замечают. Вы можете исподтишка использовать его, чтобы поддержать тех, кто находится на периферии группы, чтобы они проявили свою силу и решили высказаться.

Сигналы Чтения

В любой группе есть всевозможные сигналы для чтения, происходящие индивидуально, между людьми и во всей группе. Смех может указывать на многие вещи, в том числе на то, что вы близки к тому, чтобы столкнуться с проблемой или чем-то новым. Все подают двойные сигналы; например, вне их уверенности или колебаний, что еще вы замечаете и что это может означать?

Получение отката

Иногда группа может обратиться к фасилитатору и дать откат, особенно когда вы заняли позицию или роль, которые есть в группе, но никто не хочет их брать. Искусство заключается в том, чтобы не принимать это на свой счет и использовать обратную связь, чтобы выяснить, что, по вашему мнению, происходит, и определить следующие шаги.

Поддержка мейнстрима и маргиналов

В каждой группе есть мейнстрим и маргиналы: те, кто устанавливает нормы, и те, кто их не устанавливает. Это ключ к тому, чтобы вы поддерживали как мейнстрим, который обычно не осознает своей роли, так и маргиналов, чтобы они вступали в свои права. Помните, что то, кто находится в мейнстриме или на периферии, может меняться по мере изменения темы или динамики группы.

Копать глубже

Копать глубже — это метод, который можно использовать как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Ниже чьей-либо позиции стоят их интересы и потребности; у вас будет больше шансов найти общность на уровне потребностей. Большинство групп и индивидуумов функционируют на уровне общепринятой реальности. Однако иногда вы можете уловить запах общих снов или более глубоких видений внизу и помочь группе вместе воплотить их в жизнь.

Поддержка расхождений и совпадений взглядов

Для действительно активного и творческого процесса принятия решений вам необходимо поддерживать широкое расхождение во взглядах, особенно в первой части любой встречи. Если вы этого не сделаете, вы, вероятно, получите «обычное дело», и группа будет менее эффективной. Это может привести к нехватке энергии и завершенности. Если вам это удастся, ожидайте, что будет ухабистая середина встречи, прежде чем придет время, чтобы помочь прийти к полностью согласованному решению.

Подведение итогов

Регулярные подведения итогов обеспечивают одинаковое понимание ситуации всеми и помогают обсуждению развиваться и оставаться сосредоточенным. Иногда полезно использовать настоящие слова, произнесенные участниками. Резюме также можно использовать, чтобы ускорить обсуждение, обеспечивая момент для размышлений.

Фрейминг

Фрейминг определяет контекст, границы и направление обсуждения. Используемые формулировки и тон влияют на то, как развивается группа; один из примеров — спрашивать о проблемах, а не о страхах. Слишком тесная граница может ограничить этот рост и, таким образом, создать конфликт, поскольку люди вырываются из установленных рамок.

Наблюдение

Уметь наблюдать за целостной картиной происходящего в группе, одновременно сосредотачиваясь на деталях — быть на расстоянии и застрять — это баланс! Одна из моделей наблюдения (и слушания) заключается в том, чтобы делать это на уровне головы, сердца и стоп, или мышления (включая идеи и принципы), чувства (включая ценности и опыт) и воли (включая намерения и энергию).

Задавать вопросы

Это ключевой навык, проявляющийся во многих формах, с фундаментальной отправной точкой, заключающейся в том, что группе можно доверять в получении необходимых ответов. Какие вопросы помогут группе и отдельным лицам в ней? Неведущие элективные? Последующие «почему…»? «Настойчивый допрос»? Вы можете использовать его, чтобы показать любопытство и интерес к чьим-либо взглядам, поддерживая поля, например. — Эзра, похоже, тебе есть что сказать?

Отражение в действии

Рефлексия в действии — это умение думать на ходу во время встречи или семинара, адаптируя то, как вы формулируете вмешательства, и изменяя то, что вы запланировали дальше. По сути, это реакция на то, что происходит в группе на всех уровнях. Размышления о действии — это то, что вы делаете после события посредством самооценки или подведения итогов.

Давать имена слонам

Давать имена слонам в комнате означает называть что-то, что некоторые люди или вся группа могут изо всех сил пытаться признать. Когда все сделано правильно, это может уменьшить давление, которое возникает из-за ощущения, что что-то присутствует, но не названо. Это может помочь людям, которые не чувствуют, что могут говорить, проявить собственную силу.

Разработка плана

Заранее продуманный план занятий всегда окупается. Подумайте о том, что вы знаете о группе, о желаемых результатах, динамике власти и создайте способность реагировать и адаптироваться на лету. Поток или порядок будут зависеть от цели каждого раздела и от того, как план строится сам по себе; сколько времени им потребуется, будет зависеть от дизайна и ожидаемого содержания каждого упражнения.

Уделение внимания одному человеку

Для этого есть множество причин, некоторые из которых, возможно, нелогичны. Это может быть потому, что они маргинализованы в группе или отошли от нее; спросите их о себе в перерыве. Когда они доминируют, бессвязно или повторяются, им может потребоваться внимание, чтобы помочь им двигаться дальше, или может случиться так, что они изо всех сил стараются назвать слонов в комнате или взять на себя невысказанную роль или позицию для группы, которая необходима. для общего процесса.

Расчет времени и темп

Расчет времени — это искусство управления обычно ограниченным временем и выполнение правильных действий в нужный момент. Вы должны быть в состоянии вмешаться, чтобы помочь группе не отставать от графика или адаптироваться к изменяющимся потребностям группы. Вы всегда должны думать вперед и назад, чтобы перепланировать в результате того, что происходит, оставаясь при этом сосредоточенным на настоящем! Темп — это умение продвигать группу вперед не слишком рано и не слишком поздно!

Многочастность

Существует образ фасилитатора как нейтральной стороны, но когда мы присутствуем как часть группы, наши чувства и мысли являются частью того, что происходит. Очень важно не злоупотреблять силой нашей роли, поэтому мы стремимся к многосторонности, то есть к способности понять позицию каждого и поддержать ее, осознавая при этом, что власть не сбалансирована в равной степени.

Работа с конфликтами

В господствующей британской культуре легко избегать конфликтов, стремясь гармонизировать группу или разрешить конфликт при первой же возможности. Но конфликт может быть творческим и необходимым процессом для группы, чтобы полностью исследовать свою цель и принимать решения. Вы можете помочь группе тем, как вы создадите контейнер и настроите дискуссию, помогая людям не воспринимать это как личное дело.

Замечание и использование своих чувств

Самосознание своих чувств в качестве фасилитатора может помочь вам различить: какая часть того, что вы замечаете, принадлежит вам, а какая связана с происходящим. Работа над тем, что может подойти вам заранее, может помочь. Обратите внимание на то, как чувствует себя ваше тело, т.е. напряжены или обеспокоены, или вы чувствуете, например, сочувствие или разочарование? Что это означает для того, что происходит в группе, и может ли это название помочь процессу?

Включение полного участия

Полноценное участие не обязательно означает, что все должны высказаться или начать собрание с обмена чувствами, хотя это возможно. Каждый участвует по-разному в разные моменты, хотя ради группы и задачи вы можете время от времени поощрять людей покидать свою зону комфорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *