Маунтинбайк велосипед – , , , , , . -
Классификация велосипедов. Часть 3. Маунтин байки
Продолжаем классификацию велосипедов по версии проекта Outdoor time. В первой части мы разобрали шоссейно-гоночные хардтейлы, во второй части мы разобрали трюковые и дорожные хардтейлы, а в этой части мы разберем МТБ (горные велосипеды).
МТБ – маунтин байк, горный велосипед – самый всеобъемлющий подкласс велосипедов. Проблема в том, что сейчас существует великое множество диаметров колес – 26, 27.5, 27.5+, 29 и т.д. В этой статье мы касаться диаметров колес не будем, поэтому разберем без этого фактора, зато в классификацию МТБ входят как хардтейлы, так и двухподвесы.
Начнем с того, что двухподвес, или full suspension – это более узкопрофилированное направление велосипедов.
Двухподвесы существуют для того, чтобы преодолевать неровности не теряя контакта колеса с дорогой. В отличие от триальных или дёртовых велосипедов, ехать приходится на бОльшей скорости и бОльшей протяженности. Важно понимать, что двухподвес не дешевая машинка, за стоимость бюджетного двухподвеса с хорошей системой амортизации можно купить МТБ хардтейл начального гоночного уровня.
Категории хардтейлов МТБ:
– Горный хардтейл,
– Фэтбайк.
Категории двухподвесов МТБ:
– Даунхил,
– Эндуро,
– Фрирайд,
– Кросс-кантри.
Прочие категории двухподвесов:
– Софттейлы.
Горный хардтейл – самая многоликая группа. Вариантов сочетаний компонентов бесконечное множество, но есть общие черты: свободный ход, ручные тормоза, прочная рама и амортизационная вилка с ходом 80 мм и более. Иногда есть крепления под багажник и крылья. В России эта группа также популярна в среде велотуристов потому, что «горняки» очень доступны, как и компоненты для них, да и прочность рам высокая.
Фэтбайк (fat bike) – жирный велосипед. Отличительная особенность данной группы – широченные высокопрофильные покрышки низкого давления. Велосипед предназначен для катания по мягким, сыпучим грунтам: пляжам, снегу, пустыням. Но и в кросс-кантри «жирдяй» имеет своих почитателей за особенный, мягкий накат. Единственное для чего этот велосипед не предназначен – для катания по асфальту.
Даунхил – вниз с холма. Эти велосипеды предназначены для скоростного спуска с горы, с преодолением камней, ям, трамплинов и неровностей. Данный велосипед обладает, пожалуй, самой прочной рамой. А еще большим весом, так как в ДХ прочность важнее веса, да и легкие велосипеды может «сдуть» с трассы при маневрах. Данные велосипеды так же облагают самым длинным ходом подвески как спереди, так и сзади, а так же можно встретить 29 колесо спереди и 26 или 27.5 сзади для лучшего преодоления препятствий. Еще мощные тормоза на больших роторах и укороченные шатуны с приподнятой кареткой. На этом велосипеде хорошо ехать только вниз.
Фрирайд – это дисциплина, которая очень похожа на ДХ. Велосипеды для ФР и ДХ вообще могут ничем не отличаться, различие в трассах. Если в ДХ задача спуститься по трассе внутри специальной разметки как можно быстрее, то в ФР движение осуществляется по норд-шорам – специальным извилистым узким дорожкам, прыжкам по искусственным и естественным препятствиям и лавировании между деревьев. Во фрирайде, как и даунхиле. Обязательно используется массивная защита – черепахи, щитки, шлемы фулл-фейс и т.д.
Эндуро – велосипед для выносливых. Дисциплина эндуро подразумевает участки как даунхила, так и апхила (подъемы в горку), поэтому этот велосипед чуть менее прочный чем ДХ, но должен быть более легким и работа подвески и переключателей должны быть соответствующими. Данная категория является самой универсальной среди двухподвесных велосипедов. Кстати, ход подвески у эндуриков немного меньше, чем у ДХ, но больше, чем у других подвесов.
Кросс-кантри – пробежка – именно так переводится это слово. Этот велосипед предназначен для скоростного передвижения по неровным грунтам. Рама самая легкая, но и наименее прочная из двухподвесов. Длина хода вилки и амортизаторов меньше, обычно двухподвесы для КК называются короткоходными. Этот велосипед предназначен для гонок по относительно ровной пересеченной местности, хотя сама дисциплина подразумевает как затяжные подъемы, так и крутые спуски. Обычно на КК велосипедах бывает 20 и более скоростей.
Софттейл – мягкий хвост, а точнее мягкий зад. Это двухподвесный велосипед с самой дешевой подвеской, работающей напрямую. Данный тип подвески всегда «раскачивается» при педалировании, поглощая КПД. Плюс – ехать на таком велосипеде комфортно, но далеко и долго невозможно. Это прогулочный велосипед для парков. По комфортности похож на круизер, но более дешевый. 99% софттейлов – это, так называемые, ашанбайки крайне хренового качества. Оставшийся 1% это очень комфортные скоростные велосипеды для прогулочного передвижения, с ходом подвески не более 40 мм.
О других классах велосипедов читайте в следующих статьях, скоро на нашем сайте.
Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов
outdoortime.info
Изобретая велосипед: эволюция маунтинбайка | Фитнес
От простейших конструкций родом из XIX века до современных All Mountain, Trail, Enduro, Downhill — какой путь развития прошли первые велосипеды для бездорожья, чтобы сегодня спортсмены могли ездить на ультратехнологичных электробайках? Разбираемся в разновидностях маунтинбайков, а еще — в стилях велоспорта.
Сергей Иванов, Slopestyle Distribution (официальный дистрибьютор Merida, Centurion, Cervelo в России):
«Традиционно считается, что история маунтинбайка началась с нескольких парней из округа Марин, которые решили установить на классические прогулочные велосипеды большие колёса и начали кататься по окрестным горам. Но на самом деле, корни внедорожного катания уходят гораздо глубже: первые велосипеды, предназначенные для катания по бездорожью, появились ещё в XIX веке, а первый серийный маунтинбайк создал английский инженер Джоф Аппс в 1979 году. С тех пор маунтинбайк прошёл путь эволюции, имеющий мало аналогов в современной промышленности. В этом не малую роль сыграли американские велолюбители, заложившие основу и создавшие основные марки маунтинбайков того времени. Тогда это были относительно простые, по современным меркам, конструкции – рамы, не далеко ушедшие от своих дорожных аналогов, система переключения передач, позаимствованная от шоссейного велосипеда, без которой невозможно ехать в гору. Главным отличием от дорожного велосипеда был прямой и широкий руль, помогающий владельцу преодолевать сложные элементы рельефа, и «толстые» покрышки с развитым протектором, обеспечивающие использование этих велосипедов по их прямому назначению: для катания в гористой местности.
Главным событием, предопределившим современный облик маунтинбайка, стало появление системы амортизации. Многие инженеры пытались так или иначе приспособить элементы подвески на раму горного велосипеда, полёт конструкторской мысли был свободным. И наконец, серийные велосипеды начали оснащаться самым важным элементом конструкции – амортизационной вилкой. Классический хардтейл – велосипед с мягкой вилкой спереди, жесткой рамой из стали, алюминия или карбона, большим количеством передач и широкими колёсами с развитым протектором – этот тип горного велосипеда существует вот уже порядка 30 лет без радикальных изменений.
01. Centurion Trailbanger team — байк категории «бэккантри» и All-Mountain
Но развитие горного велосипеда не останавливается ни на секунду и любителям, число которых растёт с каждым годом, требуются уже большие скорости, повышенная надёжность и комфорт при катании. Спортсмены, для которых маунтинбайк уже стал признанным видом спорта, входящим даже в программу Олимпийских Игр, требуется ещё и эффективность – максимально возможное снижение потерь при передаче усилий от педалей к колёсам. Процесс совершенствования идёт уже непрерывно – каждый год появляются десятки и сотни новых решений, какие-то верные, впоследствии утверждённые в качестве общепризнанного стандарта, какие-то – ошибочные, не выходящие за рамки прототипов.
Золотое время инженеров-одиночек и небольших «гаражных» брендов постепенно заканчивается, начинают появляться производственные гиганты, размещающие на своих заводах заказы множества велосипедных марок. Основным производственным регионом становится остров Тайвань, переживающий экономический подъём. Там разместились крупнейшие в мире заводы Merida и Giant, производящие велосипеды для огромного количества марок со всего света, – только так стало возможным добиться требуемого уровня качества и технологий, сохранив приемлемые цены.
Новые технологии стали напрямую пересекаться с наработками автомобильной, мотоциклетной и авиационной промышленности: лёгкие сплавы стали и алюминия, титан, магний, карбон, механика, гидравлика и даже электроника. Настало время слияний и поглощений: для работы с заокеанским производителем, американским и европейским маркам требовались существенные вложения и многие популярные марки были поглощены большими концернами, потеряв свою независимость, но получив доступ к самому технологичному и массовому производству. «Чудо Тайваня» дает стимул к появлению новых марок, создающихся в условиях, где местное производство затруднительно или невозможно в принципе. Одна из таких марок – Atom Racing, первый российский велосипедный бренд, имеющий штаб-квартиру и отдел разработки в России и производство в странах Азии. Марка быстро завоевала популярность на родине и составила заметную конкуренцию «европейским» и «американским» брендам.
02. Merida Ninety-Six 6000 — полноподвесочный байк для кросскантри и марафона
Впрочем, инженеры и разработчики тоже не остались без дела. Располагая мощностями тайваньких заводов, опытом коллег и возможностями профессиональных спортсменов, испытывающих новинки в деле, лучшие умы велоиндустрии начали активно усовершенствовать конструкцию, разрабатывая новые современные решения и существенно улучшая старые идеи, принятые в велоспорте как стандарт. Маунтинбайк стал стремительно меняться – появилось множество систем задней и передней подвески, новые размеры колёс: к имеющимся классическим 26 дюймам добавились 29 дюймов, 27.5 дюймов, а также размеры «Plus Size» – увеличенная в полтора раза ширина покрышки, дающая больше сцепления и управляемости, но немного снижающая скорость при движении по ровной местности. Появились новые системы привода, обеспечивающие большую эффективность, сократилось количество ведущих звёзд и увеличилось количество и размер ведомых, что сделало управление приводом проще и снизило его вес, без особой потери эффективности. Количество инноваций, которое претерпел маунтинбайк за последние годы, просто невероятно и сравнимо только с самыми яркими моментами технической революции 18 века.
Но история идёт по спирали, и история маунтинбайка – не исключение. Настал момент, когда придумать что-то новое стало крайне сложно. Но эволюцию остановить нельзя, и основой её становится совершенствование имеющихся решений. Улучшается качество обработки материала, появляются новые технологии проектирования и разработки, компьютерное моделирование и системы автоматического проектирования позволяют вдохнуть новую жизнь в классические решения. Так, например, компания Merida при помощи своего немецкого дистрибьютора и владельца марки Centurion Bikes, создала полностью новый отдел разработки, находящийся в Германии, пополнив ряды не только индустриальных гигантов, но и создав одну из самых современных и технологически продвинутых линеек велосипедов в мире, сохранив «фирменные» доступные цены.
03. Centurion Backfire Pro 200 — классический «хардтейл» для активного отдыха
Существенную роль начинают играть детали, ранее считавшиеся второстепенными, но в совокупности своей имеющие влияние на надёжность велосипеда, комфорт, столь важный на бездорожье, управляемость и безопасность даже в очень жёстких условиях. Появляются экспериментальные и серийные попытки заменить механические схемы переключения скоростей электрическими и электронными, к тому времени уже успешно применяющимися в шоссейном велоспорте.
Попытки поставить электродвигатель на горный велосипед начались очень давно, но до определённого времени велосипед с электродвигателем напоминал скорее мопед. Повышенные требования к надёжности и безопасности силового оборудования – всё это заставляло инженеров нервно грызть локти в попытках найти решение, либо вовсе отказаться от электрического привода на байках серийной линейки. Редкие прототипы демонстрировались на выставке, не вызывая особого интереса у публики по причине немалого веса и непривычно-брутальной внешности. Ну а среди велосипедистов электропривод вызывал лишь усмешку, наводя мысли о ленивом владельце, далёком от спорта. Любители прокатиться с ветерком, не крутя педали, продолжали эксперименты, но сталкивались с одной и той же проблемой – после разряда батареи движение с помощью педалей представляло из себя достаточно сложную задачу.
Но всё изменилось, когда появились системы помощи при езде, так называемый Assist. Электроника измеряет скорость и мощность педалирования, сравнивает их со скоростью велосипеда, и при необходимости, в зависимости от настроек блока управления приводом, включает электромотор. Такое решение сохраняет необходимость крутить педали, но позволяет преодолевать заметно большие расстояния и покорять сложный рельеф, существенно экономя собственные силы. Маунтинбайкеры первыми оценили возможности ассист-систем, получив возможность существенно расширить привычные маршруты катания и сократить усилия на трудных и долгих подъемах, практически не ограничивая себя при езде вниз. Первые системы электропривода были громоздкими и сложными в установке и использовании, но на помощь пришли инженеры всемирно известной компании по производству электрооборудования – Bosch.
04. Merida eONE-TWENTY M#RIDA — электробайк для трейлрайдинга
Не заставили себя ждать и велосипедные бренды – первым из «веломарок» стал крупнейший производитель велокомпонентов Shimano, а позже и Yamaha. Решения этих производителей открыли новую эру электробайков: компоненты стали размещаться в отдельном, закрытом корпусе, батареи уменьшились в объеме и увеличили свою емкость. Модульная конструкция и централизованная сервисная политика немецких и японских производителей сделала возможной замену компонентов для обслуживания практически на лету, без необходимости привлекать специалистов-электриков. Каждый год уменьшается вес систем, возрастает их эффективность и компактность. Многие модели электровелосипедов уже практически неотличимы по внешнему виду от обычных маунтинбайков, и интерес велосипедистов к электроприводу растет с каждым годом на порядок, привлекая даже былых противников таких решений.
Эволюция затронула и стили, направления катания. Благодаря современным достижениям, велосипедистам становятся доступны более сложные маршруты: трассы, которые раньше были уделом только серьезных энтузиастов с большим опытом катания, теперь, благодаря новым современным байкам, становятся доступны для любителей и даже для начинающих.
Recreational / Прогулочные велосипеды
Это известные всем «горные велосипеды», которые всегда можно встретить в любом спортивном магазине. Рама без заднего амортизатора, жесткая или амортизационная вилка, оборудование начального уровня, тормоза чаще ободные, но иногда встречаются и дисковые. Такие велосипеды отлично подходят для развлекательного катания по тропинкам в ближайшем парке, для непродолжительных туристических поездок. Заниматься экстремальной ездой, выполнять трюки или покорять сложный рельеф на таком велосипеде не следует. Хотя не лишним будет отметить, что с каждым годом возможности проектирования и обработки материалов возрастают, и мировые гиганты велоиндустрии внедряют в сегмент недорогих горных велосипедов решения и технологии, ранее доступные только для моделей соревновательного уровня, что существенно расширяет возможности прогулочных маунтинбайков.
Touring / Велотуризм
Маунтинбайк, наравне с шоссейным велосипедом, получил заслуженное признание и среди туристов. Велосипедный туризм многогранен и там, где одни видят цель в преодолении больших расстояний, других привлекают неизведанные уголки планеты, где асфальт встречается не на каждой автомобильной дороге. Маунтинбайк как нельзя кстати подходит для такого туризма. Надежная рама, выдерживающая большие нагрузки, высокая проходимость, комфортная посадка и хорошая управляемость. Новинки велоиндустрии воспринимаются туристами с энтузиазмом – туристические сумки нередко можно встретить на fat-байках и велосипедах с колесами размера 650b+. В последние годы, параллельно с совершенствованием компонентов электропривода, в сегмент туристических моделей приходят и электробайки, делающие доступными очень сложные горные маршруты, ранее не рассматривавшиеся как однодневные или радиальные.
XC / Кросскантри
Кросскантри – это олимпийская дисциплина велоспорта, подразумевающая соревнования на трассе с очень разнообразным и сложным рельефом. На современной кросскантрийной трассе присутствуют подъёмы – как затяжные, требующие десятки минут на их преодоление, так и крутые, в которые не каждый сможет с первого раза подняться даже пешком. Современное кросскантри подразумевает и спуск – порой очень техничный, требующий от спортсмена виртуозного владения велосипедом. Кросскантри подразумевает и высокую скорость, причём за неё отвечает не гравитация, а собственные силы спортсмена. Всем этим противоречивым требованиям должен соответствовать и велосипед – он должен быть максимально лёгким, жестким, обеспечивать как эффективную передачу усилий гонщика в подъеме, так и обладать управляемостью и проходимостью на спуске. Эти требования заставляют инженеров проводить бессонные ночи в отделах разработки, но только так получаются шедевры велосипедного искусства, как например легчайший байк Merida Big.Nine Team, неоднократно привозивший спортсменов на подиум мировых соревнований и даже на олимпийский пьедестал.
Trail / Трейл
Велосипед категории Trail – это сочетание веса кросскантрийного велосипеда, комфорта туристического байка, проходимости велосипеда для All-Mountain, надежности Enduro. Такие велосипеды оснащены высокоэффективной подвеской, работающей в паре с мощными тормозами и легкими компонентами. Конечно, возможности их меньше, чем у специализированных моделей для перечисленных дисциплин, но настоящий поклонник Trail-катания всегда живёт, не зная, куда завтра заведет его тропа. Облик «трейлового» велосипеда включает в себя небольшой ход передней и задней подвески, больше чем для кросскантри, но меньше, чем для эндуро, геометрию рамы, обеспечивающую возможность продолжительной езды как вверх, так и вниз, подседельный штырь с регулируемой «на лету» высотой, легкие и надежные компоненты привода, колеса диаметром 27.5 или 29 дюймов. «Электрическая революция» не оставила в стороне и трейловые байки – всё больше производителей предлагают такие маунтинбайки с установленным электродвигателем, для преодоления продолжительных подъёмов, существенно раздвигая возможности в поиске приключений.
All Mountain
All Mountain – это стиль для тех, кому по душе горные приключения. Если trail-байк даст возможность много времени проводить на «плоском» рельефе и даже кататься с комфортом по городу, то AM-маунтинбайку нужны горы! Такие байки массивнее своих кросскантрийных и трейловых собратьев, у них существенно увеличен ход передней и задней подвески и, как следствие, возможности езды вниз по сложному, горному рельефу. В гору AM-байк едет без претензий на олимпийский рекорд, не быстро, но уверенно и с достаточным уровнем комфорта. Идеальный выбор для тех, кто хочет провести отпуск в горах с маунтинбайком, к тому же в последние годы организованные байк-туры набирают огромную популярность. Как например Biketest.ru, катание в горах Крыма в компании амбассадора Merida, Вадима Савельева, опытного гида и маунтинбайкера со стажем катания в горах более 20 лет.
Enduro / Эндуро
Отличить эндуро-байк от велосипеда для All Mountain, на первый взгляд, непросто. Даже более того, многие спортсмены на Enduro World Series выступают на велосипедах, изначально проектировавшихся для All-Mountain. Но, как Вы уже поняли, эндуро это спорт. Если All Mountain это способ хорошо провести время с друзьями в горах, то эндуро это усиленные тренировки, тяжелая борьба с сильными соперниками, выносливость на подъемах и высочайший уровень владения байком на очень, очень сложных спусках. Эндуро – своего рода противоположность кросскантри – здесь подъемы небольшие, «ровные» участки зачастую отсутствуют, зато спуски могут посоревноваться по сложности с даунхильными. Байки для эндуро – пик, остриё возможностей велоиндустрии. Тут самые легкие в своём классе рамы, самая эффективная длинноходная подвеска, спроектированная без потери возможности езды в гору, самые надёжные компоненты. Конечно, электродвигатель нельзя применять на соревнованиях, но эндуро-байк стал универсальной платформой для выпуска самых современных велосипедов для горных приключений, позволяющих сделать множество спусков за день без помощи подъёмника или преодолеть продолжительные и сложные горные маршруты.
Downhill / Даунхилл
До появления и последующей популярности эндуро, даунхилл – скоростной спуск с горы, являлся одним из самых экстремальных, скоростных и сложных с точки зрения навыков владения велосипедом, направлений маунтинбайка. Велосипеды для даунхилла это кажущиеся огромными байки, с широкими покрышками, огромным ходом передней и задней подвески, с характерными формами и геометрией рамы. Такие велосипеды начисто лишены возможности двигаться вверх, а движение по прямой требует от владельца заметных усилий. Зато на спуске возможности такого велосипеда поистине безграничны и результат в рейтинге финишировавших зависит только от бесстрашия, физической подготовки и умения управлять байком, несущимся по камням на отвесном склоне со скоростью более пятидесяти километров в час. В последние годы даунхилл уступает эндуро в популярности среди любителей маунтинбайка, и многие знаменитые спортсмены пересаживаются с тяжёлых даунхильных байков на лёгкие эндуро, которые в свою очередь, по возможностям на спуске подбираются к даунхиллу вплотную.
Dirtjumping, Street, Pump track
Воплощение велоэкстрима, на зависть поклонникам BMX, маунтинбайк предлагает похожие возможности для самых бесстрашных байкеров. Дёртджампинг – катание на специально построенных трассах с непрерывными сериями трамплинов, позволяющих подниматься в воздух с большой амплитудой, дающей свободу для исполнения трюков. Или покорение городского рельефа – лестниц, парапетов, перилл и прочих элементов урбанистического пейзажа, с прыжками, пролётами, разнообразными трюками. Кому всё это кажется слишком экстремальным – отправимся на памп-трек, специальную трассу, позволяющую быстро ехать, совсем не вращая педали. Но не стоит полагать, что это легко – вместо педалей придётся работать всем телом, перенося вес и как бы раскачивая велосипед на элементах рельефа трассы. Добившись определённого уровня мастерства, можно начинать преодолевать некоторые участки в полёте, используя элементы трассы как трамплин. А тем, кто уже считает себя профессионалом, всегда найдётся повод и возможность посоревноваться с товарищами на скорость и технику прохождения трассы. Направление памп-трек в последние годы стало очень популярным, вызывая интерес не только у велосипедистов, но и у производителей. Так, например, старейшая российская компания – производитель маунтинбайков, Atomracing, в ближайшие годы планирующая возобновление производства велосипедов, отвела для этого направление особое место в будущей линейке.
worldclassmag.com
Как правильно выбрать маунтинбайк | Активный образ жизни
Для того что бы начать кататься на велосипеде по бездорожью нужен хороший байк, а что бы знать как его выбрать и предназначена эта статья!
Почему именно горный велосипед?
«Зачем нужен горный велосипед если живешь в городе?» – чаще всего задают люди не понимающие ничего в этом. Но, не редкость в том, что название не совсем подходит содержимому: горный велосипед прекрасно управляется на асфальте, и также хорошо ведет себя на дорогах с частыми спусками и подъемами. Конечно, горный байк не успевает за шоссейным на ровной и гладкой поверхности, но МТВ плевать если он встретит яму или выбоину. Так что если вам нужен надежный велосипед, то именно маунтинбайк должен стать им.
Простой пример: вы решили покататься по местному лесопарку или выехать за город. «Асфальтовый» велик не позволит вам этого сделать, ведь там нет глубокого рисунка протектора на покрышках и прямого руля для уверенной езды. В то же время, передвигаясь по шоссе на горном велосипеде, дискомфорт отсутствует как таковой. Главный недостаток заключается в том, что маунтинбайк не позволит развить максимальную скорость.
Итак, если вы: предпочитаете велотуризм; часто ездите по плохим дорогам; ищете универсальный байк,
МТВ станет лучшим вариантом. Теперь давайте разбираться в особенностях выбора горного велосипеда.
Каждому – свое: определяемся с габаритами модели
Прежде чем смотреть на количество передач велосипеда, его тормозную систему или оценивать фирму-производителя, нужно ограничить круг поиска идеальной для вас модели. Для этого первым делом определитесь с физическими параметрами байка.
Здесь ключевой момент состоит в выборе размеры рамы, длина которой непосредственно зависит от вашего роста. Существует стандартная таблица ростовок для горного велосипеда.
Зависимость размера рамы велосипеда от роста велосипедиста
Как видно из таблицы, во всех соседних пунктах происходит стык ростовок, что обусловлено ориентацией на разные стили езды. Например, если ваш рост составляет 175 сантиметров, и вы предпочитаете агрессивную езду, во избежание травм «19-й» раме лучше предпочесть «18-ю». Для райдеров, которые предпочитают спокойные, размеренные поездки, бо́льшая рама считается более приоритетной.
Теперь следует определиться с диаметром колес. Чаще всего на рынке встречаются модели с 26- и 28-дюймовыми колесами. Последние характеризуются массивным ободом, отличным сцеплением с поверхностью, медленным разгоном, но значительным импульсом. Они порядком влияют на вес маунтинбайка, поэтому не слишком подойдут для резкой и маневренной езды.
«26-е» колеса – полная противоположность «найнеров»: обладая большим накатом, они идеальны для велосипедных марш-бросков на значительные дистанции и гонок на ровной местности.
Хардтейл, двухподвес или какая конструкция МТВ нужна мне?
Классический горный велосипед оборудуется только передней амортизированной вилкой без заднего подвеса. Отсюда и название «хардтейл», которое с английского дословно переводится как «жесткий хвост». При изготовлении рамы для этих байков чаще всего используются алюминиевые сплавы, обеспечивающие легкий вес модели. На велосипедах вроде Cannondale Trail 6 одно удовольствие кататься по лесным тропинкам, паркам и пересеченной местности в целом.
Надежный и стильный Cannondale Trail 6
Двухподвес рекомендуем выбирать ценителям комфортной езды: задняя амортизация даст о себе знать при езде по гравию или камням, при спуске с холмов и гор. Правда, стоимость действительно качественных байков с парой амортизаторов значительно превышает цену хардтейлов с аналогичным обвесом. Это обусловлено наличием гидравлических тормозов. Отметим, что двухподвесы вроде Bergamont Fastlane Team и GHOST RT Actinum 5700 окажутся комфортными в эксплуатации для людей, у которых есть проблемы с позвоночником.
Смотрим на трансмиссию и тормоза
К трансмиссии любого велосипеда принято относить переднюю и заднюю перекидку, ручки переключения передач (манетки), передние и задние звезды. На стоящих моделях устанавливается обвес производства Shimano линейки Alivio и выше (Deore, Deore LX, SLX, Deore XT, XTR). Также производством качественных компонентов занимается компания Sram.
Выбирая нужную передачу на маунтинбайке, вы легче преодолеете подъем, лучше пройдете пересеченную местность или увереннее будете держаться на шоссе. Спереди в большинстве случае располагается 3 передачи сзади – от 3. Мы рекомендуем выбирать модели минимум с 8 задними звездами, лучше с 9 или 10. Большее количество скоростей (от 24) позволит установить полный контроль над характером поведения МТВ на том или ином покрытии.
Легкий, но прочный Winner Panther
И немного о тормозах. Они бывают ободными, дисковыми механическими и дисковыми гидравлическими. Ободные (они же вибрейки) гарантируют нормальную работу только по сухой погоде, а если вдруг колесо начинает ходить «восьмеркой», тогда на вибрейки можно не надеяться. Гидравлика обеспечивает практически моментальную остановку после легкого нажатия тормозной ручки, но в их регулировке разберется только опытный райдер. Дисковые механические – самый оптимальный вариант: они надежны и в дождь, и в грязь, и даже когда колесо ведет себя неустойчиво из-за ослабления натяжки спиц.
Резюмируем
Горный велосипед – наиболее универсальный байк, который призван покорять плохие дороги, но весьма неплохо стоит на асфальтированном покрытии. При выборе велосипеда, изначально определитесь с размером рамы и диаметром колес, затем – общей конструкцией модели и только потом обращайте внимание на трансмиссию и тормоза. Неплохим начальным маунтинбайком станет велосипед вроде Cronus Holts 340 – хардтейл с дисковыми механическими тормозами, 27 скоростями и рамой из алюминиевого сплава.
По материалам: technoportal.ua
ex3m.com.ua
Нужен ли ребенку горный велосипед
Нужен ли ребенку горный велосипед — маунтинбайк
Ваш ребенок подрос, и вы решили, что пора уже купить ему новый велосипед. Почему-то многие родители считают, что ребенку десяти лет нужно покупать именно маунтинбайк, поскольку он уже достаточно взрослый и вполне может справиться с такой моделью. Давайте рассмотрим, что же такое маунтинбайк и какие особенности он имеет.
Горные велосипеды предназначены для скоростной езды по бездорожью, крутых спусков и легких подъемов. Это классические двухподвесные велосипеды с передним и задним амортизатором. Низкая трапециевидная рама делает управление более удобным. При этом следует напомнить родителям, что вес такого велосипеда составляет около пятнадцати килограммов.
Стоит задуматься, сможет ли подросток вытащить такую махину из канавы или поднять ее при необходимости.
Маунтинбайки имеют ряд особенностей управления, к которым достаточно трудно привыкнуть ребенку. Речь идет о переключении скоростей и тормозе. Ребенок, который до этого катался лишь на детском велосипеде, вряд ли сможет освоить специфику управления маунтинбайком сразу.
Покупая горную модель, нужно осознавать, что это вам не детский велосипед с ручкой. Его нельзя остановить ногами, его нельзя ускорить лишь педалями. Ребенок набьет себе немало шишек, прежде чем сможет похвалиться первой пройденной трассой.
Конструкция маунтинбайка подразумевает наличие низкого изогнутого руля. Это значит, что при езде велосипедист должен наклонять туловище вперед. Если ваш ребенок имеет проблемы с осанкой или слабо развитые мышцы спины, то езда на такой модели ему противопоказана. Ортопеды не рекомендуют кататься на велосипеде детям до 12 лет, имеющим какие-либо отклонения от нормы в осанке. Но если ваш ребенок настаивает на покупке велосипеда, то лучше приобрести для него шоссейный вариант с высоким рулем.
Еще одним недостатком маунтинбайка, который не понравится ни вам, ни вашему ребенку, является то, что кататься на нем можно только в узких штанах. У них нет полной защиты цепи, поэтому всегда остается риск того, что слишком широкая штанина попадет в механизм и порвется или испачкается.
Таким образом, вы видите, что горный велосипед не предназначен для детей. Начинать ездить на маунтинбайке следует лишь после того, как окрепнет мышечный корсет спины ребенка, то есть после шестнадцати лет. До этого времени экстремальная езда по бездорожью, бездумные трюки на искусственных поверхностях, сумасшедшие гонки с друзьями по неизвестным трассам не должны привлекать вашего ребенка.
Обычный городской велосипед доставит ему не меньше удовольствия и поможет сформировать навыки управления этим достаточно сложным средством передвижения.
prirodaroda.ru
Маунтинбайк (MTB)
Кросс-кантри (cross-country, XC)
Самая распространенная дисциплина. Многие начинающие байкеры считают, что они катают XC и что у них кросс-кантрийный байк. Подойдет конечно и хардтейл, и двухподвес, но велосипеды для этого стиля катания стоят не дешево. Они должны быть максимально легкие. А чем легче компоненты для горного велосипеда тем они дороже.
Cross-country – это езда по пересеченной местности. Не путайте с поездкой на огород или велопрогулкой по лесу. Трасса намного сложнее и гораздо длиннее. Это единственная МТБ дисциплина, получившая статус олимпийского вида спорта. Для XC потребуется большая выносливость и сила. Причем не только физическая, но и сила воли. Зачастую, когда организм измотан до предела, именно сила воли позволяет дотянуть до финиша. Не владея техникой, можно сойти с трассы, не проехав и десятой части ее протяженности.
Маршрут имеет протяженные выматывающие подъемы, сложные крутые спуски с резкими поворотами и массой естественных препятствий, без тщательной помывки после не обойтись. Протяженность составляет обычно 5-8 км, если это круг. Это расстояние будет содержать такое количество камней, корней, песка и грязи которое моно не встретить на дороге за все лето. А общее расстояние, которое предстоит проехать за отведенные от 40 минут до 2,5 часов, может доходить до 50 км, с перепадами высот до 200 м.
Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу. Если лидер обгоняет кого-то на круг, то последнего дисквалифицируют, чтобы он не мешал остальным соревнующимся.
Дерт (Dirt Jumping)
Дёрт — это двугорбый трамплин «верблюд», построенный специально для прыжков на велосипеде. На одном горбе происходит вылет, на втором приземление. Яму между трамплинов для обучения накрывают досками, такой дёрт называется «столом». Само катание называется дёрт-джампингом (Dirt Jumping). С английского dirt переводится как земля, грязь, от того, что трасса для дёрт-джампинга представляет собой ряд насыпанных и утрамбованных земляных трамплинов.
Это больше трюковая, чем скоростная дисциплина. Требуется четкое исполнение элементов в каждом прыжке на велосипеде и умение преодолевать страх, т.к. высота трамплинов может быть до 3 метров, а расстояние между горбами до 5 метров!
Для дёрта подойдет почти любой MTB, но лучше по-легче с «прыгучей» рамой по-меньше и по-жестче. Руль нужен широкий, педали по-злее со стальными шатунами и кареткой, крепкие обода, а седло максимально опустить.
Для защиты себя необходим шлем типа «горшок», защита локтей с коленями и хорошие перчатки с обувью с нескользкой подошвой.
Основу техники прыжков составляет правильная траектория полета.
Скоростной спуск (downhill/DH)
В данной дисциплине используют велосипеды с повышенной прочностью, которые больше похожи на мотоцикл, чем на велосипед. Вес около 20 кг, обязательно двухподвес, причем с большим ходом амортизаторов.
Спорт очень зрелищный и очень опасный. Спуск насыщен большими трамплинами, поворотами, множеством естественных преград, отвесными спусками, извилистыми участками между деревьями, полетами через пропасти и тому подобное. Под трассы обычно используются горнолыжные спуски, простаивающие без дела в летнее время. И подъемники тут очень кстати, потому что даунхильный МТБ в гору хрен затащишь, а заехать вообще гиблый номер.
От гонщика требуется большая выносливость и максимальная скорость, которая превышает порой 100 км/ч! Маршруты достаточно протяженные и участники могут стартовать один за другим через определенные промежутки времени. У всех по 2 попытки. Потом сравнивается время каждого и выигрывает быстрейший.
Фрирайд (freeride, FR)
Это очень распространенный вид экстремального катания на горном велосипеде и очень разнообразный. Дословно переводимый «свободная езда» этот вид спорта для тех, у кого экстрим в крови и без него жить скучно.
Freeride можно назвать более экстремальным кросс-кантри. Для такого фрирайда используются двухподвесы весом до 17 кг. Трассы как таковой нет, этот тип фрирайда носит название Enduro.
FR также можно назвать даунхиллом без правил. Это спуск с горы с целью получить как можно больше удовольствия. Этот стиль катания чистый фан, вне тропинок и дорог. Маунтинбайки сходны с даунхиллами, но могут быть и легче (для езды не только вниз).
А для тех кому больше по душе затяжные прыжки с огромной высоты, горные велосипеды превышают 20 кг. Прыжки совершаются с крутых обрывов и невысоких зданий. Это одно из направлений фрирайда под названием Dropping (в переводе «прыганье») Это пожалуй самое безбашенное экстремальное катание. У таких маунтинбайков ход амортизаторов может быть до 300 мм.
Для FR потребуются альпинистские навыки, т.к. фрирайдеры прокладывают себе маршруты вне горнолыжных спусков, а затащить байк весом 20 кг на высокую гору. это.. да туда и самому забраться не легко! В соревнованиях по фрирайду оценивается не скорость, а то, на сколько интересная трасса была выбрана райдером и как красиво она была пройдена. Freeride объединяет в себя все дисциплины и каждый выбирает, то что ему интереснее.
North Shore (NS)
Стиль для тех, кому скучно ездить по земле. Требует отличного равновесия, т.к. катание большей частью происходит над землей, по специальным тропинкам из бревен и досок. Дорожки постоянно меняют свою ширину, направление и высоту. Присутствуют промежутки напоминающие качели, а также трамплины и куча других «наворотов». На поворотах бывают уклоны, на которых байк едет практически горизонтально. И все происходит порой в нескольких метрах над землей.
Двухподвесы для NS используются прочные, с длинноходными подвесками, иногда хардтейлы. Потребуется умение обращаться с бревнами, досками и гвоздями, чтобы возвести норт-шорную трассу, высота участков которой обычно не превышает 3 метров. Но чем выше тем круче, поэтому можно встретить мостки NS и на 10-ти метровой высоте! Это экстремальное МТБ катание по мнению многих райдеров самое опасное.
Параллельный слалом (DS, Dual slalom)
Дисциплина в маунтинбайкинге, истоки которой лежат в лыжном спорте. Соревнования по параллельному слалому представляют собой одновременный спуск с горы двумя спортсменами по параллельным трассам, которые максимально похожи. Во время спуска участникам нужно преодолевать различные препятствия: трамплины, обрывы, повороты, выступы.
В соревнованиях по дуалу (Dual/DL) двое спортсменов едут по одной трассе (в отличие от параллельного слалома) и каждый пытается вырваться вперед, т.к. это положение наиболее выгодно. Допускается даже применение силы между соперниками. Постепенно эта дисциплина уступает место более современному виду гонок, а именно — байкер-кроссу. Байкер-кросс (Bikercross, 4X, 4cross, mountain cross, BSX) — это одна из самых ярких и опасных дисциплин маунтин-байкинга. Согласно правилам гонок, одновременно стартуют четыре участника. На следующий этап проходят спортсмены, показавшие лучшее время, в финальном заезде встречаются сильнейшие гонщики, между которыми и распределяют призовые места. Трасса для байкер-кросса достаточно широкая и изобилует препятствиями, ее длина составляет примерно 250 метров. В разных странах эта дисциплина носит разные наименования: в России — байкер-кросс, в США — mountain cross, в Европе — 4X или 4cross.
История дисциплины
Маунтинбайк начал развиваться в России не так давно, поэтому российским спортсменам сложно составить конкуренцию представителям европейских стран. Первый чемпионат России по маунтинбайку был проведен в 1993г. на Крылатских холмах. Татьяна Каверина стала первой чемпионкой России по маунтинбайку. Российский спортсмен Юрий Трофимов выиграл золото на чемпионате мира по горному велосипеду в 2005 г.
Из всех дисциплин маунтинбайка пока только кросс-кантри является олимпийским видом спорта. Самая успешная российская спортсменка в дисциплине кросс-кантри – это, безусловно, Ирина Каленьтева, которая дважды (в 2007 и 2009 гг.) становилась чемпионкой мира. Также она завоевала бронзу на Олимпийских играх в Пекине, и имеет ряд других наград.
Что касается соревнований, проводимых в России, Федерация велоспорта России каждый год проводит многоэтапный Кубок России и чемпионат России по маунтинбайку в дисциплине кросс-кантри. Энтузиастами проводятся любительские гонки в разных городах: Кубок «Мериды», Кубок ВелоКурска, Кубок «редБайк», Марафон «Велосотня» и др.
veloclub.su
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах!!!
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах, являющийся одним из новых олимпийских дисциплин. Олимпийские игры с дисциплиной “Маунтинбайк” впервые прошли в 1996 году, и до этого игры проходили только для обычных велосипедов.
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах!!!
Интересно, что точно не установлено, сколько лет маунтинбайку, поэтому существует два варианта. Некоторые считают, что данному виду спорта более 40 лет, если брать за точку отсчета первую попытку покорения горной вершины на велосипеде. Вторые считают, что маунтинбайку всего 20 лет, если за точку отсчета взять первый массовый старт. Во всяком случае, после Олимпийских игр в 1996 году интерес к маунтинбайку существенно вырос.
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах!!!
Маунтинбайк предназначен для преодоления внедорожных массивов различной сложности, и на сегодняшний день горные велосипеды выпускают для нескольких видов езды.
Дерт – прыжки с одного трамплина на другой. Трасса для дерта состоит из двойных трамплинов, и при перескоке спортсмену необходимо выполнить в воздухе различные трюки.
Велотриал – езда по естественным или искусственным препятствиям.
Стрит – экстремальное катание.
Кросс-кантри, или езда по пересеченной местности. Именно этот вид маунтинбайка вошел в Олимпийскую программу в 1996 году. Спортсмену необходимо как можно быстрее пройти трассу, преодолевая длинные подъемы и прочие препятствия.
Слоупстайл – выполнение серии акробатических прыжков на контр-уклонах и трамплинах, расположенных на протяжении всей трассы.
Параллельный слалом – прохождение двумя и более участниками параллельных трасс, которые максимально соответствуют друг другу.
Даунхилл – скоростной спуск. Спортсмен должен как можно быстрее пройти трассу, состоящую из участков различной сложности.
Фрирайд – езда на очень сложных трассах.
Следует помнить, прежде чем садиться за маунтинбайк, велосипед должен быть исправным, а спортсмен должен быть в отличной физической подготовке и иметь шлем, а также налокотники.
vilingstore.net
Горный велосипед (хардтейл) — что это такое и зачем нужен?
Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike, сокращённо MTB) — велосипед, предназначенный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, трекового и дорожного (городского) велосипедов. Также «горный велосипед» — совокупное название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.
Особенности горных велосипедов
Характерные признаки горного велосипеда:
- Прочная рама с большими грязевыми просветами.
- Широкие покрышки с внедорожным или комбинированным рисунком протектора.
- Прочные колеса с ободьями диаметром, как правило, 559 мм (26″), 584 мм (27.5″) или 622 мм (29″) (у найнеров).
- Как правило, наличие подвески переднего или обоих колес, с ходом от 80 мм.
- Хардтейл — велосипед с амортизационной вилкой и жесткой подвеской заднего колеса.
- Двухподвес — велосипед с мягкими подвесками обоих колес.
- Ригид — велосипед с жесткими подвесками обоих колес.
- Как правило, трансмиссия с внешним переключением передач. Трансмиссия имеет большую ёмкость, в которой до половины составляют понижающие передачи.
- Преимущественно, дисковые тормоза. Вибрейки встречаются у моделей уровнем ниже среднего или в старых велосипедах.
- Прямой руль или руль с небольшим подъемом (Riser).
Масса горного велосипеда составляет от 7 кг (топовые карбоновые модели) до 18 кг (велосипед для даунхилла или фрирайда) в зависимости от дисциплины.
Устаревшие ободные тормоза в настоящее время, практически полностью заменили дисковые: механические (с передачей усилия через трос) или гидравлические (с гидролинией заполненной тормозной жидкостью).
Долгое время для горного велосипеда было 2 стандарта колеса: 24 и 26 дюймов. Также в 2010-2014 годы появилось ещё 2 новых стандарта 650B (27,5 дюймов) и 29 дюймов (т. н. «найнеры»). 24 дюйма почти исчезли из обихода, остались лишь для фристайловых и подростковых велосипедов.
Горный велосипед 29″ дюймов
Цена такого заводского велосипеда колеблется от 100-200$ (начальный уровень) до 1000-10 000$ и более (уровень спортсмена-профессионала), что наглядно демонстрирует, насколько разные материалы, качество и конструкция деталей и технологии производства применяются при создании велосипеда того или иного уровня.
Область применения горного велосипеда
Горные велосипеды однозначно хороши для езды по грунтовым дорогам, бездорожью, а также по заснеженным дорогам. Также высокая прочность колес и рам обеспечивает относительно беспроблемную езду по неровным дорогам с велорюкзаком весом до 25 кг.
На горном велосипеде по городу
Часто горные велосипеды (как правило, модели общего назначения) приобретаются в качестве универсальных для езды по городу, шоссе и грунту. Доля правды в таком применении имеется, однако для езды по асфальтовым дорогам гораздо лучше подходят велосипеды соответствующих типов:
- На шоссе горный велосипед скорей всего проиграет в скорости дорожному велосипеду, зато его подвеска будет требовать больше внимания.
- В городе горный велосипед навряд ли будет заметно быстрее ситибайка или коммютера, а обслуживания потребует больше.
- Использование горных велосипедов в велотуризме неоправданно для асфальтовых походов, особенно с малым грузом (до 15 кг): в этом случае гибрид или туринг подошел бы больше.
Тем не менее, если сколько-нибудь значительная часть поездок проходит по грунту, горный велосипед является разумным выбором.
velomozg.com