Логические игры шахматы: Шахматы - Логические - Бесплатные игры онлайн
Арбузные шахматы и ещё 5 игр для развития логики: на них залипают и дети, и взрослые
Лето — это время для отдыха и игр. Но, конечно, родителям и учителям хочется, чтобы дети хотя бы иногда занимались чем-то полезным. В блоге проекта «Математические тропинки» рассказывают про игры, которые помогут детям повеселиться, а взрослым — успокоиться, ведь школьники будут действительно проводить время с пользой.
1.
«Девять лунок»Традиционная английская стратегическая игра. В Англии в неё играли со времён средневековья, используя отверстия в земле и колышки.
Что нужно для игры:
- Игровое поле с 9 пересечениями.
- По 3 фишки разных цветов для каждого игрока.
- 2 увлечённых игрока.
Подготовка:
- Начертите игровое поле с 9 пересечениями, как изображено на картинке. Точки на каждом пересечении — это «дыры».
- Возьмите по 3 фишки двух видов. В игре исторически использовали фишки и колышки. Вы можете взять два разных вида монет, кнопок и так далее.
- Как и в крестиках-ноликах, нужно стать первым игроком, собравшим в ряд 3 свои фишки. Ходить по диагонали и собирать диагональные ряды запрещено.
Как играть: каждый по очереди кладёт свои фишки на игровое поле. После того, как все фишки помещены в «лунки», игроки начинают по очереди их перемещать, по одной вдоль линий (от «лунки» к «лунке»), пытаясь расположить три фишки подряд.
2.
«Пять полей»Традиционная абстрактная стратегическая игра из Кореи. Что понадобится:
- Игровое поле с 25 пересечениями;
- 7 фишек разных цветов для каждого игрока;
- 2 увлечённых игрока;
Цель игры: быстрее соперника пройти по доске и разместить все свои фишки на точках, ранее принадлежавших противнику.
Правила:
- Поместите фишки в исходное положение, как показано на картинке.
- Решите, кто пойдёт первым (совет: родители никогда не ходят первыми).
- Фишки могут перемещаться на одну точку за один ход.
- Фишки могут двигаться только по диагонали.
- Вы не можете захватывать или перепрыгивать любую другую фишку.
- Нельзя приземляться на занятую точку.
Иногда обе команды могут добраться до места, в котором они будут постоянно блокировать движение друг друга, или один игрок может решить делать ходы, которые не позволяют игре добиться значимого прогресса. Когда это происходит, вы можете либо назвать это ничьёй, либо один игрок может решить сделать ход, позволяющий продолжить игру.
3.
Xi Gua Q, или «арбузные шахматы»Традиционная игра из Китая. Её легко освоить, и в неё можно играть практически везде. Просто нарисуйте игровое поле на листе бумаги и достаньте из кошелька несколько монет.
Что нужно для игры:
- Игровое поле.
- 2 увлечённых игрока
- 6 фишек разных видов для каждого игрока. Можно взять их из других игр или использовать монеты, пуговицы и другие подобные предметы.
Задача: захватить фишки противника, окружив и обездвижив их. Когда количество фишек вашего оппонента уменьшается до двух, вы выигрываете.
Правила:
- Установите игровые фишки в исходные позиции, как показано на картинке.
- Поочерёдно каждый игрок перемещает фишки по одной точке за раз вдоль обозначенных линий, пытаясь окружить своего противника.
- Игрок может перемещаться только от одной точке пересечения к соседней точке.
- Можно двигаться в любом направлении.
- Игроки не могут перемещаться по открытому пространству, они должны двигаться по линиям.
- Когда одна фишка окружена со всех сторон и не может двигаться, она удаляется из игры.
- Когда у одного игрока остаётся только две фишки на доске, игра заканчивается.
4.
Pong Hau K’iЕщё одна традиционная игра из Китая. Её правила настолько просты, что играть в неё могут дети практически любого возраста:
- Игровое поле состоит из 5 вершин и 7 ребер, как показано на картинке. Каждому игроку нужно взять по две фишки разных цветов. Вы можете использовать кнопки, монеты и другие подобные предметы.
- Игроки размещают свои фишки, как изображено на картинке: первый игрок занимает верхние углы, второй игрок занимает нижние углы.
- Первый игрок перемещает одну из своих фишек в центр.
- Затем игроки по очереди перемещают фишки, пока один из игроков не заблокирует движение другого.
5.
«Стервятник и вороны»Традиционная стратегическая игра из Индии. В этой игре один игрок с одной фишкой сталкивается со вторым игроком, у которого несколько фишек.
Что необходимо для игры:
- Игровая доска в виде пятиконечной звезды.
- Одна фишка за стервятника, семь фишек другого цвета — за ворон. В качестве фишек вы можете использовать найденные в доме предметы — как монеты, пуговицы или фишки из других игр.
- Два увлечённых игрока.
Цель вороны — окружить стервятника и не дать ему двигаться. Цель стервятника — поймать четырёх ворон. Он ловит ворону, перепрыгивая через нее.
Правила игры:
- Вороны могут перемещаться с одного места на соседнее свободное место.
- За ход можно перемещаться на одну точку. Прыжки воронам запрещены. Стервятник может перебраться на соседнее свободное место. Стервятник также может прыгнуть на ворону и поймать её. Прыжки разрешены только по прямой. Пойманные вороны удаляются из игры. Стервятник должен прыгнуть на ворону при любой возможности. Только один прыжок за ход.
- Вороны идут первыми: первый игрок кладёт одну из своих фишек ворон на любое из десяти пересечений игрового поля. Стервятник идёт дальше: второй игрок ставит стервятника на любое свободное место.
- Первый игрок ставит вторую ворону на свободное место. Стервятник теперь может перемещаться. Игроки поочерёдно ходят: стервятник движется по игровому полю, а другой игрок по очереди сбрасывает свою стаю ворон на игровое поле. Только после того, как все семь ворон будут размещены на доске, вороны могут начать движение.
- Стервятник побеждает, если поймает не менее 4 ворон. Вороны побеждают, если им удаётся поймать стервятника способом, который не позволяет ему сделать ход. (В приведённом примере на картинке вороны побеждают).
6.
«Лау Ката Кати»В ней этой игре противники сталкиваются на поле в форме бабочки с целью захватить фишки противника или заблокировать их движение.
Что нужно для игры:
- Игровое поле: состоит из двух треугольников, соединённых друг с другом в общей точке. Две вертикальные линии рассекают каждый треугольник пополам, а одна горизонтальная линия пересекает оба треугольника вдоль, проходя через центральную вершину. На каждой вертикальной линии лежат по три «точки».
- По девять фишек разных цветов на каждого игрока. И здесь вы тоже можете использовать монеты, фишки из другой игры, пуговицы.
Правила:
- Поместите жетоны на игровые точки на противоположных треугольниках так, чтобы центральная точка оставалась пустой (как изображено на картинке).
- Решите, кто будет двигаться первым.
- По очереди игроки перемещают одну фишку по линии на соседнюю пустую точку.
- Игроки захватывают фишки противника, перепрыгивая через них вдоль линии на соседнюю пустую точку.
- Игроки могут захватить более одной фишки за один ход, если он сделан одной и той же фишкой.
- Вы можете изменить направление, чтобы сделать несколько захватов.
- Выигрывает игрок, который первым захватит все фишки соперника или заблокирует их перемещение.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Интеллектуальные игры для развития мышления у детей
Интеллектуальные игры и развитие
Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям» писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Влияние шахмат на раннее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты, проводившиеся в других странах, показали такой же результат.
Го – менее популярная игра, но очень перспективная в развивающем плане. В Японии проводились исследования, подтвердившие, что врожденные способности лучше раскрываются у детей, которые играют в го. Рекомендовано начинать обучение в возрасте 4-5 лет, когда процессы мышления еще формируются. В го важны не только аналитические способности – большую роль играет интуиция. Исследования людей, перенесших инсульт, показали, что в начале игры решающее значение имеет правое полушарие, отвечающее за творческие способности, а в середине и конце – левое, отвечающее за логическое мышление. Таким образом, у детей, играющих в го, развиваются оба полушария. Нельзя сказать, что в шахматах творчество отсутствует, но все же эта игра скорее аналитического плана.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в следующих партиях. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов. Физической подготовкой тоже придется заняться – не так-то легко просидеть несколько часов за доской.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Когда лучше начать заниматься с ребенком? Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х.-Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте. Но наиболее важный период в развитии мышления – это возраст 7-12 лет, поэтому уроки шахмат, как правило, начинают со второго класса, так как первый год в школе – это большие перемены и стресс в жизни ребенка.
Школьное обучение шахматам
Для факультативного обучения выбраны шахматы, потому что это четко структурированная система, на основе которой можно последовательно отрабатывать все необходимые навыки. В этом плане го – более иррациональна, а в нардах есть фактор случайности, который накладывает некоторые ограничения при обучении. В России есть только один учебно-методический комплекса (УМК) по шахматам, одобренный министерством образования. Его разработал И.Г. Сухин на основе теории П. Я. Гальперина и работ Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева по психологии творчества и по этапам формирования ВПД.
Важно понимать, что целью уроков является последовательное развитие мышления, а не обучение игре, как таковой. Именно на это должна быть направлена методика преподавания. Учитель – это не тренер, у него нет задачи – выделить лучших и добиться высоких результатов. Его цель – развитие всех учеников, поэтому спортивная составляющая шахмат исключается сразу. И.Г. Сухин говорит, что дети любят не играть, а ВЫИГРЫВАТЬ в шахматы, обида от поражения может полностью отбить интерес к игре. Поэтому уроки строятся таким образом, чтобы не было проигравших. Это достигается либо одновременным решением заданий, либо сеансами одновременной игры с учителем, начиная с заведомо выигрышной позиции, либо игра в парах под конец урока, чтобы не успеть ее завершить.
Обучение проводится в игровой форме, дети выполняют занимательные задания, участвуют в викторинах, разгадывают ребусы и загадки, смотрят шахматные спектакли-сказки. Каждая фигура изучается очень подробно, а понятие «мата» вводится только к концу первого года обучения. Результаты психологические тесты детей, занимающихся по такой методике, показали эффективность шахматных уроков.
Главная сложность внедрения шахматного всеобуча – это отсутствие учителей по данному предмету. Здесь большую роль может сыграть обучение с помощью интернета: основную часть урока будет проводить квалифицированный преподаватель, а учителю на месте останется организовать сам процесс и контролировать его результаты. Такая двухуровневая схема работы применяется в некоторых странах. На данном этапе в России уроки шахмат проводят учителя начальных классов, УМК составлен достаточно подробно, поэтому главной проблемой зачастую является психологический барьер – страх преподавать шахматы.
Шахматный всеобуч в разных странах
Раньше всех шахматы ввели в школьную программу в Калмыкии. Прошло больше 10 лет, и уже можно судить о результатах. Сегодня абсолютно все дети в Калмыкии умеют играть в шахматы. Успеваемость учащихся повысилась в полтора раза, республика занимает первое место в России по количеству школьников, получивших максимальный балл по ЕГЭ. Резко снизилась подростковая преступность – дети занялись интересным делом вместо того, чтобы хулиганить. Сегодня шахматы в качестве факультатива преподаются в школах Нижнего Новгорода, Ханты-Мансийска, Кабардино-Балкарии, Томской области и Калмыкии. Планируется ввести шахматный факультатив во всех регионах РФ.
В мире шахматы входят в школьную программу многих стран: Испании, Голландии, Израиля, Аргентины, Бразилии, Мексики, Исландии, Швеции, Венгрии, США, Канады, Молдавии и многих других. В Индии шахматами занимаются свыше двух миллионов учащихся. Широкое распространение и государственную поддержку шахматы получили в Китае и Сингапуре.
Профессиональный спорт или гармоничное развитие
На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты, и, в конечном итоге, действительно сильных игроков школьная методика не воспитывает. Тем не менее, это хорошая основа для тех, кто решит заняться шахматами всерьез и продолжит занятия в ДЮСШ под руководством опытного тренера. По оценкам И. Г. Сухина таких ребят – не больше 10%. Но и из них профессионально шахматами будут заниматься далеко не все. Любой спорт высоких достижений требует высоких нагрузок и большой самоотдачи, а в шахматах добавляется еще и серьезное психоэмоциональное напряжение. В школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Поэтому чаще всего шахматы – это важная, но не единственная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.
Максим Наумов, февраль 2009, GAMBITER.RU
Логические загадки для шахматистов
Когда я впервые встретил Фредерика Фриделя, мы быстро поняли нашу общую страсть к логическим загадкам. Сравнение с шахматными головоломками очевидно. Мы наслаждаемся вызовом и чувством удовлетворения , когда мы решили головоломку или загадку.
Как только мы с Фредериком установили нашу мозговую связь, он бомбардировал меня одной логической или математической головоломкой за другой, которую я мог или не мог решить.
Как ни странно, головоломки, где мне приходилось думать за углом, мог быть решен сам довольно хорошо, но с теми, которые требовали математической ловкости, я с треском провалился. Связь с моими шахматными партиями очевидна. Мне нравится находить интересные закономерности и проявлять творческий подход к игре. Как только шахматы приводят к более глубоким вычислениям, мой мозг быстро переворачивается.
1. e4 для креативного атакующего
Ход 1.e4 белыми часто ассоциируется с необходимостью знать массу дебютной теории, но это не обязательно так. Есть много необычных, но играбельных вариантов, которые дают белым возможность атаковать, избегая при этом проторенных путей. Помимо практического преимущества использования черных собственных ресурсов, это дает белым возможность играть в шахматы творчески с самого начала игры. На этом DVD Дэвис представляет полный репертуар Уайта, состоящий из необычных, но агрессивных партий. Предлагаемый им репертуар включает 2.Na3 против сицилианской, 2. f4 против французов и Пирка, а также фантазийный вариант Каро-Канн. Продолжительность видео: 4 часа.
Я хочу составить для вас серию логических загадок. Все загадки связаны с шахматной тематикой, чтобы вы чувствовали себя как дома. Важно отметить, что есть некоторые правила, которым нужно следовать в духе игры.
Правила
1. В духе игры
Всемирная федерация летающих дисков (WFDF) имеет особую систему правил в своей игре «Ultimate», которая возлагает ответственность за честную игру на каждого игрока. Судей нет даже на чемпионатах мира. Уважение к другим игрокам является ключевым фактором, а основное удовольствие от игры является главным приоритетом.
Будут загадки, которые вам будет нелегко разгадать. Некоторые из них могут занять у вас дни или недели, а другие вы просто не сможете найти решение. Это часть игры , так сказать. Принять это. Не обманывайте и ищите решение во всемирной паутине или загляните в наш раздел комментариев. Это разрушает саму цель тренировки вашего мозга и получения удовольствия от процесса, а также угрожает вашей собственной дисциплине.
Это все необходимые правила.
Пять шахматных коробок
Это самая первая загадка серии и довольно сложная.
Как вы можете видеть на заглавной картинке, пять ящиков стоят в ряд. Вам бы очень хотелось сыграть в шахматы в одном из следующих шести дней , но вы знаете, что все необходимые шахматные фигуры спрятаны только в одном из ящиков.
Что еще хуже, так это то, что вам разрешено открывать только одну коробку и проверять, есть ли внутри кусочки. Как только это будет сделано, вам придется подождать до следующего утра, чтобы открыть еще один. Ну, в худшем случае, вы можете найти нужную коробку через пять дней, верно?
К сожалению, шахматные фигуры просыпаются в полночь, открывают свою коробку и пробираются в следующую соседнюю коробку , либо слева, либо справа от них. Я ненавижу, когда это происходит.
Как вы можете гарантировать, что найдёте шахматные фигуры в ближайшие шесть дней!?
Чтобы было понятнее, здесь, конечно, нет никакой хитрости. Вы можете решить эту загадку чисто логически. Да, немного математических знаний тоже полезно.
Несколько идей для начала:
Если вы будете каждый день выбирать одну и ту же коробку, шахматные фигуры могут прыгать туда-сюда в некоторых других коробках, так что вы не сможете поймать их таким образом.
Если вы выберете первую коробку в первый день, вторую коробку во второй день и так далее, пока не доберетесь до пятой коробки в предпоследний день, шахматные фигуры могут не быть найдены. Они могли быть в ящике номер два в первый день и просто переместиться в ящик номер один во второй день. Штопать.
Хорошая новость заключается в том, что при правильном планировании вы можете поймать их вовремя, чтобы сыграть в шахматы!
Решение
Будет дано в следующей части этой серии, так что у вас есть много времени, чтобы решить это до тех пор.
Вы уже знали эту загадку? Вы можете опубликовать весь ответ в разделе комментариев ниже. Сколько времени вам понадобилось, чтобы решить ее?
Говоря о головоломках, вы когда-нибудь пробовали наш раздел тактики ChessBase?
| Чтобы играть онлайн, нажмите на скриншот выше, а затем на кнопку запуска. Или вы можете скачать игру и играть в автономном режиме.
Комментарии (блогер) | | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этикетки: Загадки , шахматные игры , Обучающие игры , Логические игры , Образовательные игры , Бесплатные онлайн игры. |