Содержание

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы – Ярмарка Мастеров

В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.

Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.

Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.

Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.

Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.

На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.

Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — златописец — обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.

Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.

Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.

Русские буквицы К и Л, XII век.

В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.

В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).

Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.

В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.

Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.

Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.

Европейские буквицы XIV-XV веков.

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.

Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.

У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-­под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.

Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.

Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год

Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.

Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.

Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.

В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.

А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!

Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)

Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.

В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.

Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»

Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.

А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.

Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких

Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина

Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова

Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.

Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.

Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.

Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.

И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!

Всем прочитавшим –

www.livemaster.ru

Урок «Буквица. Элемент оформления книги»

Разделы:
МХК и ИЗО

Класс:

#}




Вид занятия. Декоративное рисование.


Цель урока. Нарисовать буквицу к сказу П.П.
Бажова.




Задачи.

  • Познакомить с буквицей, элементом книжной
    страницы.
  • Показать значимость буквицы.
  • Развитие графических умений и навыков.
  • Развитие общей эрудиции и кругозора.
  • Воспитать эстетический вкус через рисования
    структурного элемента – буквицы.
  • Воспитание творческого восприятия мира .



Материалы к уроку.




Учитель: книги с оформлением, презентация
“Буквица”, методические таблицы с изображением
буквиц, оформление книг художницей Татьяной
Мавриной, фрагмент фильма– “Книжная
миниатюра”, музыкальный фрагмент
инструментальной музыки, песня “Цветные сны”.




Учащиеся: макет книг (выполненные на
предыдущих уроках), фломастеры, цветные мелки.




План.


1.Организационный момент 1-2 мин.

2.Беседа “Буквица – элемент оформления книги”
10-15 мин. (в беседе участвуют ученики-помощники
учителя– готовятся к уроку заранее и подбирают
материал, иллюстрации, выполняют презентацию)

3.Физкультминутка – 2-3 мин.

4.Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.

5.“Рассказ о работе” 4 мин.

6. Итог урока – 1-2 мин.



Ход урока

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащимся выдаются книги художественного
оформления – с буквицей на странице.


2.


Учитель:Книга имеет свои секреты. На
уроках вы познакомились со структурой книги –
строением книги. Выполнили обложку – лицо книги.


Тема нашего урока “Буквица. Элемент оформления
книги”.



Задача, которая стоит перед нами – Определить
значимость буквицы, и нарисовать
в макетах
книг – буквицу.


3.


Книга имеет и внутренние органы – титульный
лист, основной текст, иллюстрация.


Что такое иллюстрация?


Ученик: Иллюстрация – рисунок, который в
книге украшает содержание, делает ее яркой,
привлекательной, помогает понять содержание
прочитанного текста.




Тема урока “Буквица”. А что такое буквица?




Учитель: Рассмотрим страницы книг лежащие
у вас на партах.


Что кроме иллюстраций мы видим на страницах?


Ученик: Текст, заставка, большую букву в
начале текста.




Учитель: Эта большая буква действительно
выделяется на странице. Эту букву называют
буквицей.


Посмотрим фрагмент из фильма “Книжная
миниатюра”


1.Что такое буквица?

2. Зачем ее выполняли на страницах книг?

3. Как оформляли буквицу?




Учитель: Что такое буквица? Какое
определение дают словари?




Ученик: 1 – Значений у этого слова – 3.




1) Буквицаили инициал– крупная, часто
выделенная цветом, орнаментированная или иным
образом украшенная начальная буква раздела
рукописной или печатной книги.




2) Буквица (устар.) — книга для первоначального
обучения грамоте, то же, что азбука или букварь.




3) Буквица (также известна под названиями
сорокозуб, полевой шалфей, первоцвет
лекарственный) — Betonica L., род многолетних
тенелюбивых шершавых травянистых растений из
семейства губоцветных.




Учитель: – Буквица может быть –
иллюстрация.


– Декоративно оформленная или выделенная
цветом и размером




1. Буквица иллюстрация


2. Наборная буквица


– увеличенного размера


– рисованная декоративная




Ученик 2: Расположена буквица по отношению к
тексту – по разному:


Возможны следующие варианты взаимодействия
буквицы с наборной полосой.


1) небольшая по размеру буквица своим
основанием держит нижнюю линию первой строки или
же углубляется в текст книги, слегка выдаваясь
над первой строкой

2) крупная по размеру буквица полностью
опустилась за линию первой строки

3) может располагаться не только в начале раздела
или главы, но и внутри текста



4. Физкультминутка – зарядка для глаз.
(Приложение)

Учащиеся закрыли глаза – звучит песня
“Цветные сны” – представляют свою букву




Учитель:Сегодня на уроке мы продолжаем
работу над оформление макета книги – сказы
П.П.Бажова. Сегодня мы оформляем четвертый лист
нашего макета книги – рисуем буквицу к сказу. На
чистом листе – буквица, декоративно оформленная
и красиво выполненная. А Цвет. Каким он должен
быть?




Ученик 3: Цвет сказа: синий, зеленый –
малахит, разноцветный– самоцветные камни,….




Учитель: Ребята а какую букву вы будете
рисовать и почему?




Ученик: Я буду рисовать первую букву имени
своей героини – Дарёнки, а можно и имя Настеньки
из другого сказа.




Ученик: А я буду рисовать первую букву Упо
тексту сказа “Малахитовая шкатулка”– “У
Настеньки, Степановой – то вдовы, шкатулка
малахитова осталась”.




Учитель: Ребята, в выборе буквы вы
определяетесь сами. Приступаем к работе.


Звучит инструментальная музыка, а можно – из
балета или оперы “Каменный цветок”.



4) Самостоятельная работа учащихся.


5) Анализ работ – учащиеся рассказывают о своей
буквице.


6) Итог урока – выставка работ учащихся.


7) В конце урока или в середине можно провести
игру: Угадай!



1 буква – А

2 буква – Е

3 буква – Г




Вывод:


Учитель: Сегодня на уроке мы с вами ребята
выполнили БУКВИЦУ.


А что такое буквица?


Ученик дает ответ.


Правильно.


Урок закончен. Спасибо.


Приложение

17.06.2010

urok.1sept.ru

Презентация — Рисуем буквицу

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Рисуем буквицу

Слайд 2

Что такое буквица? Как она выполнялась? Для чего была нужна? Где её можно было увидеть? Ответ на эти и другие вопросы вы получите, ознакомившись с данной презентацией. Древние книги возникли задолго до изобретения печатного станка. Они писались от руки и создавались как произведения искусства. Как правило, их писали монахи-переписчики. Эти люди обладали не только знаниями, но и огромным терпением, ведь на создание книги могло уйти несколько лет. Именно там, в этих старинных, дошедших до нас книгах можно увидеть красочные рисунки, поясняющие текст, и нарядные буквицы, неизменно служащие украшением страницы.

Слайд 3

Как правило буквица раскрашивалась красной краской, иногда с использованием позолоты. Отсюда произошло выражение «красная строка». Буквица была гораздо больше остальных букв текста, она как бы «открывала» собой страницу. Искусство написания рукописного текста называется каллиграфией. Наука, изучающая историю письменности, называется палеографией. Книги служили долго и стоили дорого. Особое внимание обращалось на переплёт. Для переплёта использовались деревянные доски, обтянутые кожей, атласом или бархатом. Наиболее роскошные книги заключались в оклады из золота и серебра и украшались драгоценными камнями.

Слайд 4

Старинные книги в кожаных переплётах.

Слайд 5

Толстые страницы из плотной бумаги или пергамента продлевали жизнь книги.

Слайд 6

Основной текст книги писали чёрным или коричневым цветом.

Слайд 7

Часто буквицы выполнялись в виде птиц или мифических животных.

Слайд 8

А эти буквицы выполнены в виде архитектурных сооружений.

Слайд 9

Буквы, выполненные в моно цвете, (обычно чёрные или коричневые), отличаются богатством фантазии и графических приёмов.

Слайд 10

Буквицы с использованием растительного орнамента.

Слайд 11

Переплетающийся орнамент, выполненный плотными локальными цветами.

Слайд 12

Контур – типичный приём декоративного украшения буквиц.

Слайд 13

Буквы старославянской азбуки – кириллицы.

Слайд 14

Кириллические буквы.

Слайд 15

Нам понадобятся: 1. Бумага формата А4 белая, цветная или крафт. 2. Один тетрадный лист. 3. Один лист формата А4. 4.Карандаш. 5. Ластик. 6. Гуашь. 7. Кисти беличьи, или колонковые №4, №8. 8. Кисти щетина или пони №12. 9. Пластиковая тарелка. 10. Банка для воды. 11.Тряпка для вытирания кистей.
Рисуем буквицу.

Слайд 16

Складываем тетрадную страничку вчетверо и делаем шаблон.
Обводим шаблон, проведя вертикальную линию слева.

Слайд 17

Ставим точку на середине вертикальной линии.
Каждую половину снова делим пополам. Получаем три точки на вертикальной линии.

Слайд 18

Рисуем три овала.
Затем проводим волнистую линию.

Слайд 19

Дорисовываем элементы орнамента.
Проводим следующую вертикальную линию.

Слайд 20

Добавляем два кружка.
Плавно соединяем с предыдущим орнаментом.

Слайд 21

Ставим следующую точку.
Плавными линиями рисуем очертания буквы.

Слайд 22

Рисуем ещё 6 кружков.
Добавляем элементы орнамента.

Слайд 23

Раскрашиваем буквицу гуашью.
Красный или коричневый контур придаст работе декоративность. Контур удобнее выполнить фломастером или маркером.

Слайд 24

Сначала раскрашиваем более тёмные детали. Белила используем в последнюю очередь.
Вариант выполнения работы на обёрточной бумаге.
Оформляем работу в рамку, не нарушающую общую цветовую гамму.

Слайд 25

kruzhalov.ru samlib.ru bp21.org.by.ru incunabula.nnm.ru museum.edu.ru slavcorpus.ru tr.fotolia.ru bogoslov.ru pochemuha.ru Дизайн презентации: художник Наталья Тренина
При создании презентации использованы материалы следующих сайтов:

lusana.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о