Игру шахматы: Игры шахматы — играть онлайн бесплатно на сервисе Яндекс Игры

Правила шахмат | Правила игры в шахматы для начинающих и детей

В данной статье рассматриваются правила игры в шахматы для детей и начинающих. Если вам проще осваивать материал визуально, то запустите видео выше. Это очень хорошее руководство.

Шахматы — древнейшая игра и издавна она сравнивалась с военным сражением. По одной из легенд даже изобретение шахмат связывают с заказом одного правителя-полководца, который хотел получить игру, так сказать, симулятор реальной битвы двух армий. И хотя живая кровь в шахматах не льётся, но вполне уместно представить шахматиста как полководца командующего армией фигур, чтобы лучше понять хитрости баталий за шахматной доской. А начать, пожалуй, следует именно с этой самой шахматной доски.

Шахматная доска

Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…

Не пренебрегайте изучением шахматной доски!

Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.

Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.

У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:

Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и т.д. Таким образом, каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4. Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями.

Подробнее про шахматную доску

Правила передвижения

фигур 

Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу. Силы сторон перед сражением абсолютно равны и результат битвы зависит только от таланта и знаний полководцев. Впереди каждой армии выстраиваются пешки.

У белых 8 пешек по второй горизонтали и 8 пешек у черных по седьмой горизонтали. За спиной у пешек выстраиваются фигуры.

  • по углам доски становятся ладьи:
  • рядом с ладьями встают кони:
  • рядом с конями — слоны:
  • по центру, за пешечной фалангой, становится ферзь:
  • и около него король:

Чтобы не перепутать местами ферзя и короля следует запомнить простое правило «Ферзь любит свой цвет«. Таким образом белого ферзя следует ставить на белое поле, а черного — на черное. Та сторона доски где в начальной стоят короли называется королевский фланг, а где ферзи — ферзевой.

Начальное расположение на диаграмме:

На деревянной шахматной доске:

Первый ход в шахматной партии всегда делают белые. Ход — это передвижение одной фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника.

А теперь разберем, как и какие фигуры делают эти ходы, узнаем возможности своих солдат.

Ладья

Ладья — это прямолинейная и мощная фигура, дальнобойная артиллерия шахмат, может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали.

Слон

Слон также дальнобойная фигура, шахматный лучник, может перемещаться на любое число полей по диагонали. Легко заметить, что каждый слон может перемещаться по полям одного цвета, либо только по белым, либо только по чёрным. На поле какого цвета в начальной позиции слон оказался, по полям того же цвета он и будет ходить до конца. Поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно.

Ферзь

Ферзь — самая сильная фигура, совмещает в себе возможности ладьи и слона. Может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Конь

Конь самая хитрая фигура. Если остальные фигуры ходят прямо по открытым линиям, то конь не таков. Конь идет на два поля прямо по горизонтали или вертикали в любую сторону, и резко поворачивает на 900 тоже в любую сторону. На диаграмме показано как может пойти конь стоящий на b6. Он перешагивает поля b7 и b8, поворачивает и встает на поле с8. Получается маршрут, похожий на букву «Г». Поэтому легко запомнить «Конь ходит буквой Г». А поворачивать эту «букву» можно как угодно. На диаграмме показаны все ходы коня с поля е5. Следует заметить, при своем ходе, конь обязан пройти «букву Г» от начала, до конца, он не может остановится на середине «буквы».

Интересная особенность коня, это единственная фигура, которая после каждого хода меняет горизонталь, вертикаль, диагональ и цвет поля на котором стоит.

Еще одна хитрость коня, он может «брать барьер», во время своего хода «перепрыгивать» через соседние фигуры. На диаграмме мы видим, что конь на b1 окружен пешками и слоном и, чтобы сделать ход, он, вроде бы, должен ждать, когда ему освободят пространство для хода. Это было бы справедливо для любой другой фигуры, но не для коня. Конь с легкостью преодолевает барьер и может, по желанию игрока, прыгнуть на поля а3 или с3, или d2

Король

Самая главная и ценная фигура. Цель шахматного сражения — взять в плен короля противника, объявить ему мат.

Король так же как и ферзь может перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали в любых направлениях, но только на одно поле.

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку. Если все фигуры стоящие между королем и ладьей ушли, а сам король и ладья еще не делали ходов,

король может двинуться к ладье на два поля, а ладья «перепрыгивает» через монарха, закрывая его своей широкой спиной. Так будет выглядеть расположение ладьи и короля после короткой рокировки на королевский фланг:

А так после длинной рокировки на ферзевой фланг:

Обязательно нужно помнить, что, хотя во время рокировки двигаются и король и ладья, по правилам рокировка считается ходом только короля. Поэтому, если хотите сделать рокировку, начинать ее нужно перемещением именно короля на два поля в сторону, а потом перенести ладью. Не следует сначала пододвигать к королю ладью, а потом прятать за нее короля. В этом случае противник может сказать: «Ты сначала дотронулся и двинул ладью, ладьей и ходи, короля не тронь.»

Рокировка невозможна:

  • если король или ладья во время партии уже делали ходы;
  • если между королём и ладьей находится какая-либо фигура;
  • если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано фигурой противника.

Если атакована или пересекает атакованное соперником поле только ладья, рокировка разрешена.

Пешка

Пешки — рядовые солдаты, пехотинцы шахматной армии. Своими характеристиками пешка напоминает древнеримского легионера. В одиночку, оторванный от строя легионер, как боевая единица, слаб, но строй, где легионеры поддерживают и защищают друг друга, может кого угодно смести со своего пути. В бою фаланга легионеров обречена двигаться только вперед. Если другие рода войск кавалерия, лучники, могут маневрировать, отходить назад, в сторону, то строй пехотинцев-легионеров всегда медленно и неотвратимо движется прямо на врага. Повернуть, отступить, значит, сломать строй и погибнуть.

Пешка так же обязана идти только вперед. С начальной позиции на два или на одно поле, по желанию игрока, следующими ходами — только на одно поле. На диаграмме пешки а2 и b2 стоят на начальной позиции и могут пойти и на два поля и на одно. Пешка а2 на поле а3 или а4, а пешка b2 на поля b3 или b4. Видно, что остальные пешки белых уже ходили, поэтому могут двигаться только на одно поле. Пешка с3 может пойти на поле с4, пешка g6 на поле g7, пешка h5 на поле h6.

У пешки, в отличие от других фигур, просто ход и ход со взятием отличаются. Опять вспомним римского легионера. Прикрытый широким тяжелым щитом-скутумом и вооруженный коротким мечом-гладиусом, легионер колол не прямо перед собой, а наискосок от щита, вперед и вбок. Пешка тоже бьет вперед и вбок, по диагонали на одно поле. На диаграмме пешка d4 уперлась своим щитом в щит черной пешки d5 и не может ее ударить, однако может смертельно ужалить коня на с5. Пешка g6 может пробить ладью на f7 или черную пешку на h7.

Как видим черная пешка е7 стоит на начальной позиции, и поэтому имеет право сделать ход на два поля вперед, на е5. Имеет-то она имеет, но поле е6 находится под боем белой пешки f5, а пехотинцам бегать по полям находящимся в зоне действия вражеского меча чревато. В этой ситуации белая пешка f5 может взять пробежавшую мимо черную пешку, а самой передвинуться на поле е6. Такое взятие называется взятием на проходе. Такое взятие возможно только сразу, ответным ходом на рывок вражеской пешки.

Когда пешка, преодолев все опасности, доходит до горизонтали, она, по желанию игрока, превращается в любую фигуру, кроме короля. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в наиболее сильную фигуру, в ферзя.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h2, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h3. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Начинающему шахматисту ещё следует запомнить важное правило, шахматные полководцы, отдав необдуманный приказ не могут его сразу отменить. Назад ходы не берут, а прикоснувшись к фигуре, обязаны ею пойти. «Тронул — ходи!»

История возникновения шахмат — кто придумал? Родина шахмат

Поможем развить память, логику и концентрацию, играя в шахматы

Начать учиться

Посмотрите на шахматы. Оцените форму фигур, их положение на доске и загадочность, которую приобретают люди, когда садятся за них. Если вы подумаете, что у такой удивительной игры не менее удивительная история, то окажетесь правы. У шахмат длинная и ветвистая жизнь, о которой сегодня вы узнаете немного больше.

В этой статье мы расскажем о пути, который прошли шахматы, прежде чем попасть в список мировых видов спорта и на наши столы в гостиной. Вы узнаете, кто и когда придумал шахматы, сколько им лет, в какой стране они впервые появились. Мы также расскажем об аналогах этой игры в Китае, Японии и Арабском халифате, а также о первых турнирах и чемпионах мира по шахматам.

История происхождения шахмат

Шахматы не появились в жизни людей такими, какими мы их знаем сейчас. Их древний предок — индийская игра чатуранга — лишь отдаленно напоминал современную игру. Сложно сказать, в каком точно году придумали эти шахматы. Историки полагают, что примерно в 600-м н. э.

В чатуранге были похожие фигуры: раджа играл ту же роль, что и король, конь и колесница (она же ладья) ходили так же, как и сейчас. Зато советник, или ферзь, мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Был в чатуранге и слон. В отличие от современного, его внешний вид полностью отражал название. Только вот описать, как именно ходила эта фигура, трудно: слишком много версий.

Еще одно важное отличие чатуранги от известных нам шахмат — это правила. Во-первых, играли в нее вчетвером. И на доске для игры расставляли не черных и белых, а черных, желтых, красных и зеленых. Во-вторых, за ходы в игре соперники не отвечали: все решала фортуна. Иными словами — результат броска кости.

Существует несколько преданий о том, каким образом индийский народ придумал шахматы. По одному из них, во дворец к радже пришел шах и принес с собой деревянные фигурки. Раджа был возмущен, ведь обычно ему приносили золото. И тогда шах ответил, что в данном случае мудрость и есть золото. Эта история объясняет и современное название игры — шахматы. Когда раджа угрожал королю, он говорил: «Шах!», что в переводе с персидского и означает «Король!». А когда он побеждал короля, то кричал: «Шах мат!», или «Поражение королю!». Отсюда и возникло название игры, к которому мы привыкли.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Как шахматы распространялись по миру

Шахматы в Персии и арабских странах

Из Индии древний прообраз шахмат перекочевал в Персию, когда индийский народ подарил эту игру персидскому царю в VI веке. Позже, когда Персию завоевали арабы, они переняли и чатурангу. Только называли ее теперь «шатрандж» — так было проще произносить. Это еще один вариант того, как раньше назывались шахматы.

Фигуры в новых шахматах арабов стали более абстрактными. Это было связано с тем, что мусульманство запрещало реалистичные образы животных, т. к. считало это идолопоклонничеством. Правила пока мало напоминали современные. Ферзь был слабейшей фигурой и мог ходить на одну клетку по диагонали. Слон — тоже только по диагонали и через одно поле. Пешка же двигалась на одну клетку вперед, а когда достигала последней горизонтали, могла превратиться только в ферзя.

Интересный факт о шахматах ♟️

Прообразом пешек была пехота. А пешие воины всегда сражались с щитами в руках. Чтобы попасть по врагу, пехотинец должен был целиться наискосок — в щель между стеной щитов. Отсюда и появилось правило, по которому пешка съедает фигуры по диагонали.

Шахматы в Азии

В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.

В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.

Шахматы в Европе

После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.

К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.

Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.

Интересный факт о шахматах ♟️

Первую складную доску для шахмат изобрел священник в 1125 году. Тогда церковь запрещала священнослужителям играть в азартные игры. Но играть хотелось, поэтому он пошел на хитрость: придумал доску, которая выглядела бы как корешки книг на полке. Так он и прятал свой шахматный набор.

Шахматы в России

В русской истории шахматы впервые упоминаются в XIII веке, хотя есть находки, которые говорят об их более раннем появлении — в XI–XII веках. Эта игра не упоминается в летописях, т. к. их писали священнослужители, а православная церковь осуждала любые азартные игры. Запрет на шахматы отразили и в «Домострое» протопопа Сильвестра, и в решении Стоглавого собора. И хотя официально играть в шахматы запрещалось, население запрет игнорировало: о том, как распространена была эта игра, писали многие иностранные путешественники XVI века.

Как возникли современные шахматы

Правила игры в шахматы

В XV веке шахматы стали такими, какими мы их знаем сейчас. В какой точке мира это произошло, трудно сказать до сих пор. По одной из версий — в Италии. Шахматы приобрели новый вид благодаря двум изменениям в правилах игры:

  • ферзь, который раньше мог ходить только на одну клетку по диагонали, теперь стал перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали. Это сделало его самой сильной фигурой;

  • слон, который до этого мог ходить через одну клетку, теперь двигался на любое их количество по диагональной линии.

Это в корне изменило шахматы. Теперь игра стала быстрее, а провести мощную атаку и даже поставить мат можно было уже на первых ходах. Так начали развиваться дебюты. В то же время изменилась и механика пешки. Если раньше она превращалась в самую слабую фигуру, то теперь, став ферзем, могла принести резкий перевес сил на шахматной доске.

Интересный факт о шахматах ♟️

Раньше правила не запрещали черным ходить первыми. Это дополнение ввели только в XIX веке.

Шахматы с новыми правилами сперва вытеснили предка из Италии и Испании, а после распространились по всей Европе. В XVI веке в современные шахматы играли в Англии, в XVII — в Германии и Франции. Игра по обновленным правилам быстро стала популярной при английских и французских королевских дворах, появились первые знаменитые шахматисты, начали печатать учебники по шахматам. Игра проникла и в искусство: в 1624 году в театре «Глобус» Томас Мидлтон поставил пьесу «Шахматная партия», в которой героями были шахматные фигуры. Так шахматы перестали быть просто игрой и стали чем-то большим для людей всего мира.

Внешний вид шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет, и вид фигур за их долгую жизнь много раз менялся. В XIX веке, когда уже стало ясно, что люди воспринимают шахматы как спорт и как развлечение, было решено привести фигуры к единому виду.

Если раньше люди могли играть самыми разными фигурами, то теперь все они стали выглядеть одинаково — так, какими мы их видим сейчас.

Первый комплект фигур нового образца выпустила компания Джона Жаке. В создании его дизайна участвовал Говард Стаунтон, один из самых сильных шахматистов того времени. Новый комплект назвали его именем — шахматы «Стаунтон» — и начали считать стандартом фигур по всему миру. Таковым он и остался до нашего времени.

Инвентарь для шахмат

Следом за новыми фигурами в жизни шахматистов появились и специальные шахматные часы. Их задачей стал отсчет времени, которое игрок мог потратить на обдумывание ходов. И если раньше шахматисты могли просидеть за партией все 12 часов, то теперь игры стали гораздо быстрее и не такими утомительными.

Интересный факт о шахматах ♟️

Самая долгая партия в истории шахмат длилась 20 часов 15 минут. За это время шахматисты Иван Николич и Горан Арсович сделали в сумме 269 ходов. Партия закончилась ничьей.
В теории в самую длинную партию может войти 5 949 ходов. Как думаете, сколько времени она заняла бы, отважься кто-нибудь сыграть ее?

Все началось с песочных часов, которые игроки просто переворачивали, когда передавали ход сопернику. Затем, в начале XX века, появились механические (или аналоговые) часы. От обычных они отличались двойными циферблатами с красными флажками, которые одновременно отмеряли время для каждого из соперников. Остановить и запустить время можно было нажатием кнопки.

Современные электронные часы, внешне похожие на аналоговые, появились в начале 90-х. Красного флажка, который падал и этим сообщал об истекшем времени, в них уже не было. Зато появились другие функции: подсчет ходов игрока, отложенный старт и многие другие. Городом, где создали первые часы для шахмат, стал Киев.

Как шахматы стали мировым достоянием

Трудно сказать, что в XVII веке шахматы развивались стремительно. В это время появлялись мастера, шахматные кафе, выходили учебные материалы о новых правилах. Но практически по всему свету шахматы распространились в XVIII веке. Все началось с книги «Анализ игры в шахматы» Франсуа-Андре Филидора, которую он опубликовал в 1749 году. В ней мастер шахмат рассказал о новых идеях в дебюте и защите, которую до сих пор так и называют — защита Филидора. В этой книге мир впервые прочел знаменитое «Пешка — душа шахмат».

С этого момента популярность шахмат начала расти. Матчи между мастерами шахмат из разных стран проходили все чаще. Сильнее всего шахматную игру популяризировал знаменитый матч между Луи Лабурдонне и Александром Макдоннеллом в 1831 году. В его рамках состоялось больше 80 партий. Позже, в 1836 году, Лабурдонне начал издавать первый шахматный журнал — Le Palamède. Следом за ним стали выпускать и другие: Chess Player’s Chronicle в Англии и Deutsche Schachzeitung в Германии.

В то же время шахматисты начали объединяться вокруг своего увлечения игрой и создавать клубы. Первой в истории стала «Берлинская плеяда» — шахматный кружок, в который входили семеро шахматистов. В России же первый клуб — Петербургское общество любителей шахматной игры — открылся через 10 лет после «Берлинской плеяды».

В каком году появились первые турниры по шахматам

1851 год стал еще одним важным рубежом в истории шахмат. Именно тогда в Лондоне состоялся первый в мире шахматный турнир, в котором участвовали 16 игроков. После этого такие состязания проходили все чаще. Уже в 1857 году состоялся первый Американский шахматный конгресс, который подарил известность Полу Морфи, шахматисту с ярким атакующим стилем. Он не стеснялся жертвовать фигуры и играть агрессивно — это выглядело захватывающе и нравилось публике. Атакующий стиль игры помог Полу победить многих сильных шахматистов и подарил ему статус гения.

Позже на смену агрессивной игре пришла позиционная. В мир шахмат ее принес Вильгельм Стейниц, следующая яркая звезда после Морфи. Он критиковал зрелищный атакующий стиль и предпочитал расчетливую игру. Стейниц в отличие от Морфи больше полагался на защиту: он старался укреплять позиции, маневрировать и добиваться материального преимущества на доске. В этом ему не было равных: к 1886 году Стейниц стал первым чемпионом мира по шахматам. Этот титул он сохранял следующие 8 лет, пока его не победил новый чемпион — Эммануил Ласкер. Об этих и других гроссмейстерах с мировым именем мы уже писали в статье «Все чемпионы мира по шахматам».

Интересный факт о шахматах ♟️

В 1970 году прошла настоящая шахматная партия между космосом и Землей. Ее сыграли летчики космического корабля «Союз-9» против коллег на Земле. Ходы передавали по радио.

Чемпионы мира по шахматам

С 1927 года слава страны лучших шахматистов в мире перешла к Советскому Союзу, а после ее унаследовала Россия. Ведь с этого года вплоть до 2006-го чемпионами мира по очереди становились 9 отечественных шахматистов.

Это были Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник.

Эту цепочку советских побед нарушили лишь двое чемпионов. В 1935 году голландский шахматист Макс Эйве победил Алехина и перенял у него титул. Следующим был Бобби Фишер: он обыграл Спасского в 1972 году и пробыл чемпионом мира по шахматам следующие 3 года, пока не передал этот пост Анатолию Карпову в 1975-м.

Сегодня статус чемпиона мира по шахматам принадлежит Магнусу Карлсену, норвежскому гроссмейстеру. Он завоевал это звание в 2013 году после победы над 15-м чемпионом Вишванатаном Анандом и с тех пор считается лучшим шахматистом мира. Ему же принадлежит и рекорд в шахматном рейтинге — 2 889 баллов Эло.

Интересный факт о шахматах ♟️

Магнус Карлсен не только великий шахматист, но и активный общественный деятель. В 2019 году он записал социальное видео против расизма, в котором черная фигура сделала ход первой и открыла партию.

Шахматы — одна из древнейших игр в мире. Надеемся, эта статья раскрыла ее для вас с новой, неизвестной стороны и помогла разобраться в истории возникновения шахмат. Если ваш ребенок увлекается этим спортом или хотел бы познакомиться с ним, советуем начать с уроков с тренером.

Заниматься на онлайн-курсе по шахматам для дошкольников в Skysmart можно с любого уровня. На онлайн-уроках для новичков преподаватель расскажет об истории шахмат и о том, какая страна была их родиной. После он познакомит учеников с доской, фигурами и несложными приемами. Юных шахматистов, которые хотят подготовиться к турниру, ждут более серьезные задания. Тренер научит их сложным техникам и комбинациям на примере известных партий чемпионов мира. А закрепить все это можно будет в ходе ярких игр во время занятий.

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Шах

К следующей статье

Разряды в шахматах

Получите до 3 бесплатных уроков по шахматам при первой оплате

На вводном уроке с методистом

  1. Подберём тренера под ваши пожелания

  2. Подарим до 3 бонусных уроков, если купите от 8 занятий сразу

  3. Определим уровень и выберем программу обучения

Робсон победил на пражском шахматном фестивале Masters, обыграв Деака черными на тай-брейке в блице

МГ Рэй Робсон выиграл пражский шахматный фестиваль Masters, заняв первое место вместе с гроссмейстером Боган-Даниэлем Деаком, набрав 5,5/9 очков. На тай-брейке в блице американский гроссмейстер выиграл первую партию черными, а затем предложил ничью в выигрышной позиции (она была принята) для завоевания титула.

Победив черных в финальном раунде, польский гроссмейстер номер три Матеуш Бартель выиграл Challengers с результатом 6,5/9., всего на пол-очка опережая гроссмейстера Александра Мотылева, который также выиграл (белыми) в последний день. Тай-брейк не понадобился. Выиграв Challengers, Бартель примет участие в Masters следующего года.

Посмотрите, что произошло:

Нажмите здесь, чтобы узнать все подробности о том, что произошло во время мероприятия, включая игры, результаты, турнирную таблицу и многое другое, в рамках нашей платформы прямых трансляций.

  • Мастера
  • Челленджеры

Мастерс 

МГ Винсент Кеймер, который прошел квалификацию, выиграв Challengers в прошлом году, быстро вышел вперед в первом раунде после победы над игроком с самым высоким рейтингом и бывшим гроссмейстером Ван Хао. Однако он не выиграл еще одну игру на турнире и проиграл Робсону в седьмом раунде.

В третьем раунде Робсон одержал свою первую победу, одержав победу над бывшим претендентом на звание чемпиона мира гроссмейстером Борисом Гельфандом и вместе с немецким номером один.

Четвертый раунд стал критическим моментом турнира, поскольку Деак вышел вперед со своей первой победой против  Робсон . В пресловутой берлинской защите, известной своей «ничьей», черные допустили одну неточность вскоре после дебютной новинки, а затем явную ошибку. Это привело, на удивление быстро, к полностью проигранной позиции. Румынский гроссмейстер сделал это легко.

Дьяк провел солидный турнир, выиграв две игры и сыграв вничью семь — что важно, не проиграв ни одной. Он обыграл гроссмейстера Нгуена Тай Дай Вана в восьмом раунде и завершил турнир ничьей против Ванга, заняв первое место.

Однако после проигрыша Деаку Робсон отыгрался. Он пришел в норму в следующей игре, победив Ванга (который финишировал +2 -3 = 4). После ничьей он обыграл молодого и многообещающего Кеймера в седьмом раунде. В конце концов, еще двух ничьих хватило, чтобы занять первое место и выйти на тай-брейк.

Любопытно, что победа Робсона в пятом раунде отличалась тем же дебютным вариантом, что и его победа в третьей партии (Ванг отклонился ходом 11…Nf6). Без пешки, но с шансами из-за разноцветных слонов китайский гроссмейстер пошел в креативную контратаку, которая не увенчалась успехом. Робсон нашел правильную защиту, в которой он позволил своему противнику превратиться в ферзя и выиграл с двумя лишними пешками.

МГ Пентала Харикришна, выигравшая этот турнир в 2022 году, чуть не упустила шанс занять первое место, финишировав в итоге с пятью очками. Казалось, у него был шанс, когда он тоже победил Вана в восьмом раунде. Однако в последнем туре, где каждая партия заканчивалась вничью, он не участвовал в тай-брейке.

Тай-брейк Матч

Таким образом, тай-брейк был установлен: Робсон против Деака. Будут сыграны две блиц-партии (контроль времени 5+3); если счет оставался равным, последовала партия армагеддон (пять минут для белых, четыре минуты для черных, с добавлением трех секунд, начиная с 61-го хода).

📢Идём на тай-брейк! Деак против @RayShayRobson с двумя блиц-играми и возможным армагедоном, если он не определился. Часы начнут работать в 17:30! 📷 Петр Врабец#PICF2023 #PICF #chess #praguemasters #blitz pic.twitter.com/RmtwLISrwS

— Пражский шахматный фестиваль (@PragueChess) 30 июня 2023 г.

Первой партией была берлинская защита на улице Лопес, но она была захватывающей! После того, как белые переоценили свои атакующие возможности, их центр рухнул, и они потеряли решающий материал.

Тем не менее, он держался, и после долгого маневрирования черные ошиблись в цейтноте. Игра снова была равной.

Приведенные ниже решения было бы невозможно найти за короткое время — заслуга игроков — и Робсону все же удалось еще раз выиграть партию, блестяще пожертвовав ладьей, чтобы продолжить игру. Примечательно, что после жертвы ладьи у него был материальный паритет всего в одну ладью против ферзя, но он все равно смог выиграть.

Ему нужна была только ничья, он был лучше или выигрывал на большинстве этапов второй игры. В выигрышной позиции он предложил Деаку ничью, которая была принята. Чемпион был коронован.

Masters — Все игры 

Masters — Итоговая таблица

Challengers

Бартель одержал четыре победы в турнире при пяти ничьих. Самый важный раунд турнира определенно был последним, так как несколько игроков выложились на полную ради славы. Всего одна партия была сыграна вничью в девятом раунде, при четырех решающих результатах на остальных досках.

Соперник Бартеля в последнем туре гроссмейстер Паулюс Пултинявичюс не уклонился от борьбы, и игроки ввели весьма актуальный в последнее время сумасшедший вариант принятого ферзевого гамбита, сильнейшим практиком которого является гроссмейстер Левон Аронян (с оба цвета !).

Это была жестокая схватка, и именно белые отказались от трехкратного повторения на 34-м ходу. В хаотической позиции, когда оба короля были слабы, далеко прошедшая черными проходная пешка d решила исход партии. Бартель выиграл игру и турнир.

Несмотря на то, что он финишировал в нижней части таблицы с результатом 4/9, МГ Джергус Печак заслуживает почетного упоминания. Его играми делились в социальных сетях из-за причудливого (одного из много возможных прилагательных) открытия. Некоторые из его первых ходов выглядели как оплошности, но это был классический турнир с личным участием, когда он играл против сильного гроссмейстерского соперника.

Только взгляните на его дебют в первом раунде. Он нарисовал.

Извините 😲 pic.twitter.com/bsYm4rGKAD

— Борис Аврух (@askavrukh) 24 июня 2023 г.

В седьмом раунде он сыграл 1.h5 против гроссмейстера Бенджамина Гледуры с рейтингом примерно 2650 — и сыграл вничью. Он также сыграл вничью в восьмом раунде и привлек внимание МГ Яна Непомнящего. Кое-что, о чем следует подумать, прежде чем купить следующий начальный курс Chessable.

Заслужили ли мы шахматное будущее? pic.twitter.com/2bNY0FsjW8

– Ян Непомнящий (@lachesisq) 29 июня 2023 г.

Пражский шахматный фестиваль 2023 состоялся 20-30 июня 2023 г. в Прага, Чехия. Формат представлял собой одиночный круговой турнир с участием 10 игроков. Контроль времени составлял 90 минут на первые 40 ходов, затем еще 30 минут до конца партии плюс 30-секундное добавление к каждому ходу, начиная с первого.

PogChamps 5 готов к старту! Захватывающая битва создателей на Chess.com возвращается

Это любительское событие, которое спровоцировало массовый шахматный бум, породило массу мемов и стало одной из самых больших сенсаций в истории игры. Теперь Chess.com рад сообщить, что его пятый по счету турнир PogChamps с участием знаменитостей возвращается.

Начиная с в конце июля фанаты будут восхищаться еще одним эпическим соревнованием по быстрым шахматам, в котором крупнейшие в мире создатели шахмат сразятся друг с другом в двухнедельной битве за право похвастаться… не говоря уже о $100,000 в виде призов.

Групповой этап с участием 16 игроков и плей-офф продлятся до 5 августа, после чего состоится финальный турнир — первый в истории PogChamps — который состоится в Лос-Анджелес, Калифорния , 19 августа . Это будет первый раз, когда фанаты получат возможность лично поболеть за своих любимых создателей, когда они сражаются на 64 квадратах.

PogChamps 5 будет организован Chess.com в партнерстве с Людвигом, популярным создателем, который привлек более 1,3 миллиарда просмотров на свои каналы. Знаменитый создатель и предприниматель является ветераном PogChamps. С его прорывом, произошедшим после его участия в первом PogChamps, он никогда не оглядывался назад и с тех пор участвовал во всех соревнованиях. Людвиг был частью некоторых из самых знаковых моментов франшизы и снова возвращается, чтобы проводить вечеринки на своем канале YouTube и быть частью команды комментаторов финальных матчей в прямом эфире.

Фанаты могут рассчитывать на то, что группа талантливых авторов и знаменитостей украсит собой поле самого веселого и захватывающего мероприятия.

В третий раз на арену PogChamps возвращается создатель Misfits Gaming QTCinderella. Хотя ее опыт, безусловно, поможет, она не будет единственным игроком, знакомым с миром шахматных соревнований. Популярный энтубер CDawgVA, один из финалистов турнира Tournament Arc на Chess.com, также присоединяется к акции.

Впервые на сцену PogChamps вышел ютубер и комик I сделал вещь, прославившуюся своими самодельными инженерными трюками. Приведут ли его находчивость и креативность к вершине PogChamps?

Поклонникам файтингов также понравится присутствие еще одного новичка PogChamps. Профессиональный киберспортсмен SonicFox, входящий в список Forbes «30 до 30» в категории «Игры», присоединяется к игре, чтобы попытать счастья, командуя шахматной армией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *