Фасилитация в тренинге: Фасилитация на примерах. Статья. Все Тренинги .ру

Содержание

Фасилитация на примерах. Статья. Все Тренинги .ру

Что такое фасилитация в самом широком понимании? Почему фасилитация значит «облегчать» и как принципы фасилитации помогают облегчать поиск решений и делать открытия не только в бизнесе, но и в обычной жизни? Могут ли принципы фасилитации помочь большому числу самых разных людей упростить взаимодействие и стать продуктивнее?

Что сейчас происходит в бизнесе? Среда непредсказуема, лидерство переориентировалось на концепцию VUCA, все чаще требуется быстрая реакция, децентрализация принятия решений и максимальная вовлеченность в поиск оптимального решения и в его реализацию. В таких условиях выручают различные методы фасилитации, становясь иногда единственно возможным путём решения возникающих задач. Рассмотрим, почему это так и насколько широко применение фасилитации в нашей жизни и бизнесе.

Живой процесс общения не всегда красив, как на картинке. Чтобы справиться со всеми вызовами внешнего мира и превратить их в выгоды, нужны несколько составляющих:

  • Полнота информации.
  • Творческое мышление.
  • Разнообразие группы.
  • Высокая степень вовлеченности.
  • Использование конструктивного конфликта, который обязательно присутствует при поиске выхода или решения.

Справиться с такой задачей способна фасилитация со всем разнообразием её разновидностей, методов и вариаций. При поиске выхода достаточно выбрать наиболее подходящий формат — динамическая фасилитация, мозговой штурм, графическая фасилитация — и воспользоваться услугами фасилитатора.

Фасилитатор — это человек, который умеет использовать технику фасилитации, знает методику фасилитации и умеет задать «волшебные вопросы», помогающие собравшимся самим найти нужное для них решение. Собеседнику, клиенту, группе людей такой человек сумеет помочь обратить внимание на вещи, о которых они сами не задумались бы.

Фасилитатор не даёт советов и наставлений. Все, что он делает — направляет внимание на разные аспекты рассматриваемого вопроса и организационно помогает участникам приходить к решениям, используя их собственный (а не фасилитатора) опыт и интеллект.

У вас такое бывает, что собрались обсудить одно, а в ходе разговор отклонился от темы и так ни к чему и не пришли? Или так: обсуждение зашло в тупик, все выдохлись, так и оставшись «ни с чем»? Фасилитатор умеет помогать группе находить ответ на поставленный вопрос, а не просто «говорить обо всем». Он следит за ходом обсуждения и помогает участникам не отклоняться от цели и разумно распределять свои силы.

Социальные предпосылки

Само слово в прямом переводе обозначает облегчать, помогать, способствовать. В словаре Петровского объясняется как повышение продуктивности деятельности путём актуализации в сознании образа другого человека, выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Получается, для поиска лучшего решения психологически нужен другой человек. Этим человеком выступает фасилитатор.

В 1965 году после статьи Роберта Зайонца с идеями о социальной фасилитации появилось новое направление исследований в социально-психологической сфере. В ходе проведённой работы было открыто, что присутствие наблюдателя помогает в любой деятельности. Эти выводы стали основой для появления процесса групповой фасилитации.

Почему фасилитация эффективна для групповых обсуждений

Нестандартные методы групповой активности дают больше эффекта, чем привычные. Поэтому, к примеру, получают распространение корпоративные деловые игры, которые ускоряют достижение нужных результатов. По той же причине проводят бизнес игры для руководителей на построение моделей.

Если деловая игра для сотрудников позволяет моделировать за счёт применения определённых методов, то фасилитация — искать решения проблем за счёт внешнего присутствия наблюдателя. Фасилитация помогает группе эффективнее обсудить сложную проблему, облегчить внутреннее взаимодействие.

Учитывая то, что участники в ходе фасилитации учатся самостоятельно находить ответы и привыкают вести конструктивное и эффективное обсуждения, можно считать фасилитацию обучением ведения дискуссии.

Цель фасилитации — найти ответы на запросы бизнеса, например, сгенерировать идеи, уточнить задачи, выбрать, построить план. Продукты фасилитации — решения, зафиксированные на бумаге, в электронном виде или на фото.

Границы роли фасилитатора

Многие спрашивают, может ли член команды быть фасилитатором? Не может — фасилитатор не имеет права голоса, а также не выполняет функции стенографа, логиста или администратора. Он также не выполняет функций арбитра и не отвечает за качество принятых решений, как и за их исполнение.

Фасилитатор наблюдает, фокусируясь на следующем:

  • Следит за тем, как участники дискутируют.
  • Поддерживает конструктив.
  • Уводит от конфликтов между участниками.
  • Поддерживает высказывание каждого мнения.
  • Вникает в суть идей, но свои мысли не навязывает.
  • Равномерно уделяет внимание каждому вне зависимости от сана.
  • Пресекает категоричность, обесценивание, надменность.
  • Корректирует начальный план при необходимости.

Примеры фасилитации

Приведём в качестве примеров несколько способов проведения фасилитации.

Методика «открытое пространство»

Автор методики — Харрисон Оуэн. Применяется методика в ситуации, когда большой группе людей нужно ответить на большое количество частных вопросов или решить определённое количество частных проблем на одну тему.

Как это происходит. Присутствующие размещаются за круглым столом, фасилитатор объясняет суть методики и на этом его активное участие заканчивается. Каждый презентует свой вопрос/проблему и записывает на доске ключевые слова, содержащие суть вопроса, время и дату. Это значит, человек, предложивший вопрос, готов начать его обсуждение. После того, как все желающие предложили свои темы к обсуждению, обозначив их на доске, напротив каждого из вопросов свои имена записывают присутствующие, желающие обсуждать этот вопрос.

После этого этапа начинается «самоорганизованный семинар». Первый участник отправляется к доске и приглашает к дискуссии и все участники расходятся по группам для дискуссии по разным вопросам. Можно применять «Закон двух ног»: тот, кто понимает, что роль его в дискуссии слабая и он не приносит пользы, свободно покидает одну группу и присоединяется к другой группе, где обсуждают более актуальный для него вопрос.

Когда время истекает, авторы вопросов фиксируют найденные ответы и решения. Документ вывешивается на видном месте, все имеют возможность ознакомиться с ним. Таким образом за несколько часов можно собрать большое количество мнений по теме. При этом команда чувствует себя в этом процессе единым целым, что само по себе полезный опыт. В некоторых случаях такой опыт сопричастности определённая команда переживает впервые.

Методика «форсайт»

Методика разработана Марвином Вайсбордом. Она применяется в случаях, когда большое количество собравшихся должно создать картину будущего, разработать сценарии ситуации на основе существующего опыта и прошлых прецедентов. По такой схеме принято проводить гражданские собрания в коммунах Германии. Особенность методики «Форсайт» или «Поиск будущего» — возможность объединить разнородные подгруппы и выработать единое решение. Компания в поиске решения может объединить в одну группу сотрудников, клиентов и поставщиков, и найти с помощью этой методики устраивающее всех решение.

Как это происходит. Часто мероприятие делится на два-три дня и предполагает шесть шагов:

  1. Ретроспективный взгляд. Анализ минувших периодов в позитивном ключе.
  2. Определение тенденций разного характера и масштаба.
  3. Оценка нынешней ситуации после предварительно сформулированных критериев всей группой.
  4. Создание общими усилиями «картины будущего».
  5. Поиск общих целей — реалистичных или амбициозных.
  6. Общее решение и пошаговый план.

Полученная картинка опирается на прошлое, которое можно использовать для будущего. Это создаёт мечту, не оторванную от реальности, и позволяет верить в свои силы.

Методика «мировое кафе»

Подход разработан Хуанитой Браун и Дэвидом Айзексом. Подойдёт, если необходима высокая степень свободы и высвобождение творческого потенциала участников.

Методика будет уместной, если большому количеству участников нужно обменяться знаниями и опытом по теме и собрать по максимуму впечатления, идеи, мнения и оценки.

Этот метод, к примеру, был выбран командой ManGO! Games для организации нетворкинга для участников конференция «PRO Катализ Форум 2019».

Результатом такой фасилитации становится общая «картина мира», собранная достаточно быстро, и срез общего мнения по теме.

Обычно работа по такой методике занимает 2–3 часа. Часто для реализации методики применяют столы, покрытые бумагой, на которой записывают идеи и делают пометки. Участники могут перемещаться между столиками при объявлении нового круга обсуждения. Каждый столик обслуживает модератор, который фиксирует лучшие идеи и мнения. В конце каждого тура модератор сводит результаты в общую мини-презентацию.

«Мировое кафе» вовлекает участников, поэтому присутствующие часто увлекаются и их бывает трудно оторвать от дискуссии, когда наступает время перемещаться от стола к столу. Фасилитатор контролирует этот процесс и подсказывает, когда пора переходить к другой дискуссии. Иногда ему нужно хорошо потрудиться, чтобы оторвать участников от разговора.

В конце фасилитатор организует заключительную часть — представляет результаты и подводит итоги. Они могут сопровождаться награждениями лучших, объявлением рейтингов или заключительной презентацией результатов.

Методика «признательное исследование»

Методику разработали Дэвид Куперрайдер и Дайана Уитни. Суть методики заключена в переводе названия Appreciative Inquiry — «исследование для правильного понимания ценности». Иными словами — быстрое и позитивное моделирование будущего.

Как это происходит. Мероприятие строится вокруг четырёх «D»:

  • Discovery (Открытие). Озвучивание позитивной сути проблемы. Поиск ответов на вопросы: что у нас получалось? Что удавалось особенно хорошо? Где и как мы достигали успехов? Что было основой успеха?
  • Dream (Мечта). Визуализация перспектив и раскрытие их потенциала. Чего ещё можно достичь на этой основе? Какая у нас самая смелая мечта о нас?
  • Design (Замысел). Проект реалистичной картины. Что мы хотим реализовать? Какое будущее хотим получить?
  • Destiny (Предназначение). Планирование. Кто что на себя возьмёт? Какие намечаем шаги и на какие сроки? О чём ещё важно не забыть?

Фасилитатор помогает участникам оставаться реалистами и не увлекаться нереальными мечтами.

Статьи автора

Онбординг (onboarding) — адаптация новых сотрудников или организационная социализация. Внедрение, цель которого помочь новичкам приобрести все необходимые знания и умения, чтобы стать полноценными членами организации и инсайдерами.

Онбордингом также называют начальную стадию отношений между компанией… Читать дальше

Компании тратят много усилий на формирование положительного HR-бренда и считают, что им это удаётся. Однако, как быть с такой цифрой — всего 13% людей в мире действительно любят свою работу. Таковы результаты исследования Gallup. Туда ли направляет усилия работодатель и почему его старания не совпадают… Читать дальше

Геймификация все активнее применяется в HR. Рассмотрим, какие кейсы стали самыми успешными в прошлом году и какие тренды пришли с нами в 2020-й.

Примеры геймификации для мотивации, повышения эффективности и развития сотрудников.

В целях развития творчества и вовлеченности уже давно применяют деловые… Читать дальше

За окном уже 2020-й и пора поговорить о трендах наступившего года. Что прогнозируют эксперты, что останется востребованным, а о чем нам ещё только предстоит узнать. Разберёмся, на чём стоит сфокусироваться HR-менеджерам в 2020-м году и поговорим о трендах, которые вас могут удивить.

Современные… Читать дальше

Другие статьи автора

Читайте также

valentina b ps
(Москва)

Было ли у вас такое, что кандидат на интервью производит яркое впечатление идеального специалиста, а по итогу испытательного срока не справляется со своими должностными обязанностями? Может, и наоборот, на собеседование обыкновенный, нечем невыдающийся кандидат, а на деле — первоклассный специалист?… Читать дальше

Ирина Пименова
(Самара)

6 ловушек продуктивности 8 способов её повышения

Продуктивность — это навык, который при желании можно приобрести, развивать и повышать.

Какой труд можно назвать продуктивным?

Знать личную продуктивность и уметь управлять ею важно, чтобы добиться успехов. В бизнесе о продуктивности можно судить по росту… Читать дальше

Светлана Войтенко
(Красноярск)

Много лет провожу собеседования и периодически делаю некоторые срезы — выводы на основании того, что вижу и слышу от кандидатов и работодателей.

О чём надумала сейчас и чем хочу поделиться? Тема старая, избитая, но не потерявшая своей актуальности. Наоборот, я бы сказала, что она начинает звучать… Читать дальше

Анастасия Гончарова
(Санкт-Петербург)

Позволяйте себе большее!!

«Жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта», — Нил Уолш.

Прочитала вопрос-утверждение моей приятельницы: «Цель жизни — познание мира через самопознание (ибо не вижу пока другого пути). И если самопознание предполагает саморазвитие, которое происходит вне зоны… Читать дальше

  • ВКонтакте

Обучение персонала. Использование приёмов фасилитации при проведении тренингов

Стать клиентом

Имя: *

Фамилия: *

Отчество:

Телефон *

E-mail*

Я даю согласие на обработку персональных данных

Спасибо за ваше обращение!

Написать нам

Имя: *

Фамилия: *

Отчество:

Телефон *

E-mail*

Я даю согласие на обработку персональных данных

Спасибо за ваше обращение!

Проверка чекбоксов

Имя: *

Фамилия: *

Отчество:

E-mail*

Линия консультации

Готовый договор

Банк привилегий

Я даю согласие на обработку персональных данных

Руководителю | Законодательство

К основным методам и приёмам тренинга относятся деловые и ролевые игры, кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др. Выбор оптимальных приёмов зависит прежде всего от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. 

В данной статье рассмотрим приёмы фасилитации, которые стали популярны в России в последнее время при проведении бизнес-тренингов. 

Термин «фасилитация» уходит корнями в латинский язык (лат. facil – лёгкий. В переводе с английского слово «facilitate» означает помогать, облегчать, способствовать. Цель применения фасилитационных методов во время проведения тренинга заключается в нахождении того верного метода обучения, который позволит работать группе с наибольшей эффективностью. Спецификой фасилитации в тренинге является то, что в процессе обсуждения вопроса тренер знает ответ, к которому он ведёт группу, при этом он сам становится участником процесса, в который вовлечена группа. 

Классические методы обучения характерны тем, что преподаватель владеет теорией и не использует методы групповой работы и рефлексии как вспомогательные средства для достижения максимальной эффективности обучения.

Однако в середине прошлого века стало ясно, что таких методов обучения недостаточно, и начали появляться методы, которые позволяли участникам группы обсуждать в ходе своей работы наиболее важные для них вопросы. Проще говоря, от классического обучения этот метод отличается тем, что преподаватель не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с участниками группы обучения. Такой тренинг предполагает наличие определённой цели и её достижение в процессе обучения. 

Главное условие использования фасилитационных методов состоит в том, что члены группы на момент начала работы должны владеть информацией, необходимой для решения поставленной задачи. Эта информация может быть дана членам группы в виде классического теоретического курса, такого как лекция или семинар, или в виде домашнего задания для подготовки к тренингу. Лишь при соблюдении данного условия становится возможным то, для чего применяют фасилитационные методы, а именно: объединить имеющиеся знания участников группы для совместной выработки наиболее эффективного способа решения поставленной задачи.

 

Очень важно в начале мероприятия разъяснить задачи каждого. Тренер не должен выслушивать мнение всех и делать свой выбор в пользу того или иного высказывания, а группа должна понимать, что каждому следует предложить свою идею и продвинуть её, а не высказывать, ожидая от преподавателя экспертной оценки. Задача тренера – провести встречу таким образом, чтобы «вытащить» из участников все лучшие идеи и помочь им перейти к решениям. Задача участников – высказать свои идеи и бороться за их победу.

Как и любое другое мероприятие, тренинг должен быть хорошо спланирован и иметь три составляющие – начало, основную часть и окончание.

Главная задача начала тренинга – это знакомство участников, выработка настроя на присутствие и концентрация участников на теме. 

Для знакомства участников группы применяют такие методы, как «Линия», «Карта», «Мяч знакомств», «Карусель», «Интервью в парах». Любой из этих методов отлично подходит для того, чтобы познакомить участников группы и в непринуждённой атмосфере сфокусироваться на открытом обсуждении поставленных вопросов. Так, для малых групп наиболее подходящим является метод «Интервью в парах». Суть метода заключается в том, что участники разбиваются на пары и в виде интервью проводят опрос друг друга, записывая ответы. Этот процесс не должен занимать больше 10-15 минут. По окончании интервью участники проводят презентацию. Пары выступают перед группой и, используя полученные ответы, представляют друг друга.

После знакомства участников группы можно переходить к основной части тренинга. Тренер формулирует цель тренинга, направленную на решение определённой проблемы. Основная часть тренинга, как правило, делится на два этапа. Первый этап – генерация идей, или этап дивергенции; второй – выбор идей, или этап конвергенции. Основная суть дивергентно-конвергентного процесса – это разделение этих двух этапов. Их ни в коем случае нельзя совмещать. Дело в том, что во время создания идей их не выбирают и не критикуют, как в обычной дискуссии.

Главная задача основной части тренинга – сгенерировать максимальное количество идей и выбрать среди них лучшие. Самый популярный метод генерации идей – «Мозговой штурм». В классическом виде этот метод направлен на получение спонтанных творческих идей при непосредственном участии всех членов группы. При этом участники предлагают как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. 

Тренер должен следить за выполнением участниками группы следующих правил «Мозгового штурма»:

  • НЕТ ограничениям в количестве идей;
  • НЕТ критике и оценкам высказанных идей, даже если оценка положительная;
  • ДА любым, даже самым фантастическим идеям;
  • ДА комбинированию и улучшению идей.

В процессе «Мозгового штурма» тренер предлагает каждому участнику группы высказывать идеи по заявленной теме. Опрос ведётся по кругу, и все идеи обязательно фиксируются на флипчарте. Если во время очередного круга у какого-то члена группы нет идеи, он говорит «Пас» и опрос продолжается дальше, до тех пор, пока все участники не скажут «Пас». Когда все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо их представить, просмотреть и прояснить, если что-то непонятно. Обычно в этот момент могут появиться дополнительные идеи, которые также необходимо зафиксировать на флипчарте. Нельзя отбрасывать ни одной идеи, равно как нельзя переформулировать их, даже если кто-то из участников, в том числе и её автор, выскажется, что идея звучит нелепо. В таком случае стоит напомнить собравшимся о правилах, одно из которых запрещает оценивать идеи на данном этапе. После того, как все идеи записаны, их необходимо систематизировать любым известным методом (таблица, матрица, ментальная карта и т. д.). Выбор метода систематизации зависит от ситуации и от поставленной перед группой задачи. Если во время систематизации у группы возникают новые идеи, их также необходимо зафиксировать. В результате «Мозгового штурма» должен появиться систематизированный итоговый список идей.

Следует отметить, что независимо от того, какой метод выбран, важно, чтобы на этапе сбора идей использовался основной инструмент фасилитатора – «Групповая память», то есть группе должен быть доступен флипчарт, на котором записываются все обсуждаемые вопросы и решения. В таком случае идеи становятся общими, так как авторы идеи не подписываются под ними. Совокупность записей на флипчартах помогает воспроизвести ход тренинга и служит готовым материалом для составления протокола. Флипчарт своей невысокой стоимостью, мобильностью и удобством пока не даёт шансов ни одной современной технологии стать надёжным инструментом и помощником при проведении тренингов. 

Второй этап – этап отбора идей, главная задача которого – выбрать из перечня самые инновационные. Следует заранее продумать, каким способом следует выбирать лучшие решения поставленной проблемы. Например, это может быть голосование. Для голосования каждому участнику выдаётся по пять наклеек, которыми на флипчарте можно отметить понравившиеся идеи. 

После завершения основной части следует переходить к окончанию мероприятия. В конце тренинга необходимо подвести итоги, повторить решения, которые были приняты. Это делается для того, чтобы все участники группы осознали, что время тренинга было потрачено не напрасно и есть общий достигнутый результат.  

Кроме выводов, очень важно услышать мнение участников тренинга, чтобы каждый мог высказать свои впечатления от встречи, поблагодарить тренера и коллег и получить рекомендации. Для окончания мероприятия подходят несколько методов. Самый простой – беседа в парах. Применяется для экономии времени и облегчения процесса завершения мероприятия. Для этого требуется, чтобы каждый участник вместе с коллегой подумал о том, что дал им тренинг, просмотрел выбранные решения и определился, когда эти решения и идеи можно воплотить в жизнь. Все основные пункты, выделенные участниками, также фиксируются на флипчарте. Метод беседы в парах применим для небольшой группы. Для завершения работы большой группы лучше применить метод «Коктейльной вечеринки». Суть метода «Коктейльная вечеринка» заключается в том, что у каждого участника есть своё мнение, которое он может высказать и обсудить со всеми. Участники ищут собеседников (желательно малознакомых коллег) и делятся мнениями, обсуждают идеи. Через 4-5 минут тренер даёт знак, что пора искать другого собеседника. В процессе обсуждения у участников возникают новые взгляды, рождаются общие идеи, что мотивирует работать над ними как единая команда. Такой метод применяется в большой группе как средство обмена информацией, позволяющее быстро обменяться мнениями и обсудить пути решения задач. 

Завершая тренинг, имеет смысл снова повторить решения, которые были приняты, обобщить результаты, достигнутые группой в процессе тренинга. 

Обычно после подведения итогов участники обсуждают проведённую работу, и таким образом тренер получает обратную связь. Удобный способ услышать каждого участника – метод «Говорящей палочки», заимствованный у старых индейских племен. Суть его заключается в том, что палочка передаётся от одного участника к другому. Когда участник держит в руках палочку, он может рассказать, какие чувства остались у него от сегодняшней встречи, что было плохо или хорошо, может выразить благодарность преподавателю и коллегам. Главное правило – говорит только тот, у кого в руках палочка.  

Существует много методов проведения начала мероприятия, основной части и окончания. Стоит отметить, что методы фасилитации применимы при любой работе с группой, будь то обучение или совещание. В данной статье рассмотрена только одна фаза дивергентно-конвергентного этапа тренинга, где применён лишь один метод создания вариантов решения – «Мозговой штурм» и лишь один метод выбора идей – «Голосование». Часто для успешного проведения группового мероприятия используется несколько фасилитационных инструментов. Так, например, на практике фаза дивергентно-конвергентного этапа может быть не одна, и при каждой фазе можно применять различные методы создания вариантов решений, методов выбора идей. Опытный тренер, владеющий фасилитационными методами ведения тренингов, должен умело варьировать их, чтобы максимально быстро и с наименьшими усилиями достичь результата, не упуская из вида то, вовлечены ли участники в процесс и насколько методика интересна группе. 

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, [email protected]

По этой теме

Законодательство «Уточненка» не помогла списать давний безнадежный долг Законодательство Участник может потребовать у общества любые документы о его деятельности Законодательство Суд не согласился с увольнением работника за невыполнение плана продаж

Консультант Плюс

Бесплатный доступ на 3 дня

Получить бесплатный доступ
на 3 дня

Спасибо за ваше обращение!

ВЭД (бухучет и налоги)

Иное (интеллектуальное право, земельное право, семейное право, регистрация недвижимости)

Представительство в суде

Налогообложение и отчетность (УСН, спецрежимы)

Бюджетный учет (КОСГУ) и учетная политика (РСБУ)

Зарплата, НДФЛ, страховые взносы

Налоговые проверки и судебные споры с ФНС

Бюджетная и налоговая отчетность

Договорная работа

Иностранные работники

Охрана труда (медосмотры, СОУТ и тд)

ККТ

Оформление приема, увольнения и перевода сотрудников (кадровый документооборот)

Договорная работа (договора поставки, аренды, комиссии, подряда, цессии, новации, займа, НИОКР, коммерческого кредита, лизинга)

Начисление и уплата налогов, отчетность (ОСН)

Учредительные документы. Корпоративные процедуры.

Подготовка документации, планирование закупок, заключение договора по 223-ФЗ

Бухучет. Учетная политика

Корпоративные процедуры

Бюджетная смета казенного учреждения или план ФХД бюджетного (автономного) учреждения

НДФЛ, страховые взносы, зарплата

Взаимодействие с надзорными, контрольными органами, органами государственной и муниципальной власти

Претензионно-исковая работа

Разработка локальных нормативных актов и должностных инструкций

Совместители внутренние и внешние, договора ГПХ

Трудовые споры

Взаимодействие с надзорными, контрольными органами, органами государственной и муниципальной власти (проверки, ответственность)

Подготовка документации, планирование закупок, заключение госконтрактов по 44-ФЗ

14.11.2022 — 24.11.2022

Курс повышения квалификации

Практический курс. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений. Порядок составления, правила проверки, устранение рисков допущения ошибок

15. 11.2022 — 16.11.2022

Вебинар

ОНЛАЙН. Новые ФСБУ и их влияние на показатели отчетности — готовимся к формированию бухгалтерской отчетности за 2022 год

Email:

Поздравляем! Вы успешно подписались на рассылку

Нет

Получите полный доступ к КонсультантПлюс бесплатно!

Попробовать

Да

Вы переходите в систему КонсультантПлюс

Перейти

Ключевые навыки фасилитации для тренеров и способы их улучшения


17 января 2022 г. — Расул Сомджи

Повышение квалификации, знаний и навыков персонала жизненно важно в современной рабочей среде. Именно поэтому многие компании организуют многочисленные семинары и обучающие курсы для своих сотрудников.

Однако, чтобы обеспечить отличные результаты встречи и повысить эффективность команды, компании нужны квалифицированные и эффективные фасилитаторы, которые будут руководить группой.

Надежный фасилитатор облегчает работу команды, поощряя участие и помогая в принятии решений. К сожалению, фасилитирование — непростая задача, и для ее выполнения необходимо иметь правильные навыки, инструменты и приемы.

В этом руководстве рассказывается о некоторых ключевых навыках фасилитатора, необходимых вам как тренеру, и о том, как вы можете их улучшить. Но прежде чем мы углубимся, давайте посмотрим, что делает фасилитатор.

Итак, кто такой фасилитатор?

Проще говоря, фасилитатор направляет команду через такой процесс, как семинар, чтобы помочь им сосредоточиться, раскрыть свой потенциал и избежать распространенных ошибок, возникающих при совместной работе. Их основная роль заключается в том, чтобы помочь группе стать более эффективной и улучшить общий результат учебного курса, встречи или семинара.

Для этого они выполняют широкий круг задач, в том числе:

  • Поддерживают людей в группе, чтобы понять их общие цели
  • Поощряйте индивидуальное участие и поощряйте членов команды к разработке мыслей, идей и взглядов, которые повышают ценность
  • Помогите участникам коллективно пройти процесс, например, встречу или семинар
  • Структурируйте беседы, чтобы обсуждения были эффективными
  • Поощряйте участников задавать вопросы и находить решения

Важно отметить, что фасилитатор не решает задачи команды. Они действуют только как руководство, помогая команде легче продвигаться по процессу и преодолевать проблемы, с которыми они сталкиваются на каждом этапе процесса.

Ключевые навыки фасилитатора для тренеров

Хотите стать отличным фасилитатором? Если это так, вам нужно будет развить определенные навыки, чтобы стать одним из них. К сожалению, существует множество неправильных представлений о фасилитации в Интернете, которые могут отбить у вас охоту заниматься ею как карьерой. Некоторые также могут сместить ваше внимание на неправильные вещи, что отрицательно скажется на эффективности вашей фасилитации.

К счастью для вас, ниже мы собрали семь ключевых навыков фасилитатора, которые помогут вам стать отличным фасилитатором.

1. Овладейте установкой на фасилитацию

Большинству фасилитаторов трудно овладеть установкой на фасилитацию. Это, в свою очередь, влияет на их фасилитационные способности. Если вы хотите стать надежным фасилитатором, помните об этом — «будьте проводником, а не героем».

Слишком часто фасилитаторы чувствуют себя выше и умнее команд, которыми они руководят, что негативно влияет на то, как они предлагают поддержку. Вместо того, чтобы помочь группе сделать свою работу лучше, они демонстрируют свои способности, решая проблемы, чего не должен делать фасилитатор.

При правильном фасилитационном мышлении вы сможете стать активным слушателем, настроиться на потребности вашей группы и обеспечить быстрое продвижение процесса. Таким образом, участники могут развивать свои собственные идеи и задавать вопросы, а не подавлять их своими.

Развивайте навыки карьеры онлайн

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

2. Улучшить управление временем

Участники обычно теряют интерес, когда семинары, встречи и обучающие курсы затягиваются. Вот почему хорошие фасилитаторы следят за тем, чтобы процесс продвигался в правильном темпе, сохраняя при этом вовлеченность команды. Однако для этого нужно научиться эффективно управлять временем на семинаре, совещании или обучающем курсе.

Вы можете начать с применения метода тайм-боксинга, когда вы выделяете ровно столько времени, сколько необходимо для выполнения определенного действия. Например, вы можете дать участникам викторину с ограничением по времени от 15 до 20 минут. Когда время истекло, группа должна отправить свои викторины, что позволит вам перейти к следующему шагу.

Тайм-менеджмент не только гарантирует, что вы сможете поддерживать темп на протяжении всего семинара, но также мотивирует вашу команду и поддерживает ее концентрацию.

3. Сокращенные круговые обсуждения

Сокращенные круговые обсуждения являются важным навыком фасилитатора. Почему? Круговые обсуждения тратят время и энергию вашей команды, снижая их вовлеченность. Хороший фасилитатор должен ограничивать или прекращать круговые обсуждения, чтобы каждый мог двигаться дальше. Вы можете сделать это:

  • Отложив тему для дальнейшего обсуждения
  • Попросить участников проголосовать, чтобы победило большинство и вы все могли двигаться дальше
  • Запись вопроса, чтобы участники чувствовали себя услышанными. Затем вы можете вернуться к нему позже

При сокращении круговых дискуссий будьте деликатны, терпеливы и тактичны. Последнее, чего вы хотите, это чтобы ваши участники чувствовали себя уволенными, поскольку они никогда не отпустят тему/проблему, мешая вам двигаться вперед.

4. Поддерживайте высокий уровень энергии

Энергия является жизненно важным компонентом фасилитации, поскольку она повышает вовлеченность команды, позволяя участникам делать все возможное на протяжении всего процесса. Как фасилитатор, вы должны постоянно держать комнату под напряжением, особенно если семинар или встреча длинные и состоят из множества шагов.

Если этого не сделать, командам будет скучно, они будут перегружены, напряжены и истощены до завершения процесса.

Вы можете поддерживать высокий уровень энергии, вводя физические упражнения, такие как пятиминутная прогулка или хлопки в ладоши, чтобы поддерживать концентрацию вашей группы. Эти занятия поддерживают активность мозга, давая участникам столь необходимый перерыв от долгих разговоров и дискуссий.

5. Обуздайте командную политику и групповое мышление

Встречи и семинары могут быстро превратиться в политические дискуссии, где самый высокопоставленный или самый громкий участник использует свою власть, чтобы говорить все, влияя на других участников. В конце концов, обсуждения выходят из-под контроля, и каждый понимает процесс по-своему, что влияет на общий результат.

Хорошие фасилитаторы останавливают командную политику и групповое мышление, создавая среду для совместной работы, в которой все делятся идеями, участвуют в дискуссиях и мозговых штурмах. Они гарантируют, что ни один участник не превосходит другого, и останавливают бесконечные дебаты, не относящиеся к теме.

Важно отметить, что ориентироваться в командной политике может быть сложно, но если вы утвердите свои полномочия, вы сможете вернуть всех в нужное русло и продолжить семинар или собрание.

6. Давать четкие инструкции

Большая часть фасилитации включает в себя просьбу участников выполнить определенные задачи или действия. Без четких инструкций командам будет сложно выполнить вашу задачу, что сделает весь процесс изматывающим и утомительным.

Итак, во время фасилитации очень важно давать четкие инструкции, следуя трем схемам – что, почему и как. Просто расскажите своей группе, что вы собираетесь делать, как это делать и почему вы это делаете.

Никогда не думайте, что только потому, что вы знакомы с заданием, ваши участники тоже знакомы. Скорее всего, вы упустите важные детали, из-за которых участникам будет сложнее выполнить задание.

Развивайте навыки карьеры онлайн

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

7. Будьте гибкими

Многие вещи могут пойти не так во время семинара или встречи, что нарушит ваш график. Если вы не проявляете гибкости, это может сказаться на ваших способностях фасилитатора и обескуражить вас. К сожалению, нет способа избежать сбоев или неудач в процессе, но есть способы преодолеть их и вернуться в нужное русло.

Планируйте заранее и будьте готовы

Планируйте заранее и будьте готовы к каждому возможному сценарию. Например, если упражнение выполняется слишком долго, что вы можете сделать, чтобы наверстать упущенное?

В качестве альтернативы, если в группе есть нарушитель спокойствия, как вы будете с ним бороться? Планируйте это заранее, чтобы когда это произойдет, это не застало вас врасплох, и вы точно знали, что делать, чтобы справиться с проблемой.

Скорректируйте свои ожидания

Многие фасилитаторы делают ошибку, возлагая на них большие надежды, и когда их участники не оправдывают ожиданий, они разочаровываются. Вы должны знать, что у всех разные навыки и способности, и не все могут усвоить концепцию сразу или в течение короткого времени. Поэтому будьте терпеливы со своей командой и адаптируйтесь на лету, если некоторые участники отстают.



Как улучшить свои навыки фасилитатора

Теперь, когда вы знаете основные навыки фасилитатора для инструкторов, пришло время улучшить их, чтобы вы продолжали работать. Вы можете сделать это по телефону:

1. Практика

Лучший способ чему-то научиться и добиться в этом успеха – это практика. Понимание теории не сильно поможет, если вы не можете применить ее в реальной жизни и принять к сведению трудности или проблемы, с которыми вы сталкиваетесь. Итак, ищите больше возможностей для фасилитации, чтобы отточить свои навыки фасилитации. Вы определите области, которые нуждаются в улучшении, повысив свою уверенность.

2. Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах

Вы не можете быть хороши во всем, поэтому нет смысла корить себя за свои недостатки. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своих слабостях и областях, которые вам нужно улучшить, удвойте свои сильные стороны. Например, если вы умеете активизировать команду и поддерживать высокий уровень ее энергии, сосредоточьтесь на этом.

Однако не игнорируйте другие компоненты фасилитации, так как все взаимосвязано, чтобы сделать процесс эффективным.

3. Будьте активными учениками

Возможно, у вас уже есть навыки и инструменты, необходимые для того, чтобы стать отличным фасилитатором, но это не означает, что вы должны перестать учиться и полагаться исключительно на свой набор навыков. Надежный фасилитатор открыт для улучшения своих навыков, изучая новые инструменты и методы, такие как дистанционное фасилитирование, которое становится популярным в современной рабочей среде.

Найдите время, чтобы поэкспериментировать с новыми идеями, такими как интерактивная/виртуальная фасилитация, и узнайте больше, чтобы не отставать от кривой обучения.


Практический результат

В целом, фасилитация — это непрерывный процесс, требующий непрерывного обучения, самоотверженности и преданности делу. Просто следуйте этому руководству, и вы сможете быстро стать отличным фасилитатором.

  • Ознакомьтесь с нашим обучающим курсом с эффектом погружения

Essential Facilitation Training для построения взаимопонимания и согласия

Что такое Essential Facilitation™ Training?

Фасилитация — это метод, который направляет группы к достижению желаемых целей и помогает достичь взаимопонимания и согласия на этом пути. Любой, кто руководит подразделением, отделом или проектной группой, должен обладать навыками фасилитации. Будь то небольшая или большая группа, цель состоит в том, чтобы организовать обсуждение, собрать различные точки зрения, урегулировать любой конфликт, который может возникнуть, и достичь желаемой цели. Чтобы добиться успеха, фасилитаторы должны следить за решением, отмечая ключевые моменты и соглашения, и сосредоточиться на достижении консенсуса. Наша программа обучения Essential Facilitation поможет вам понять характеристики, необходимые для того, чтобы быть фасилитатором для больших и малых групп.

Какова роль фасилитатора?

Роль координатора одинакова, независимо от отрасли. Им необходимы соответствующие организационные, лидерские и коммуникативные навыки для продуктивного ведения дискуссий. В целом, эффективный фасилитатор:

  • Обеспечивает продвижение обсуждения к намеченной цели
  • Распознает, когда собрание отклоняется от темы, предпринимает действия, чтобы вернуться к намеченной повестке дня
  • Сообщает о своей роли в обсуждении, чтобы все понимали, как они будет участвовать
  • Контролирует любую групповую политику или конфликты с развитыми навыками межличностного общения
  • Делегирует обязанности, такие как ведение учета времени и ведение заметок для участников
  • Остается нейтральным во время групповой деятельности и не препятствует исходу сессии ценным и использует его для создания ценности для всех участников
  • В целом, роль фасилитатора заключается в том, чтобы удерживать группу в задании для достижения намеченной цели.

    Каковы критерии выбора эффективного фасилитатора?

    Эффективный фасилитатор должен обладать навыками управления обсуждением и преодоления любых конфликтов или проблем, возникающих в процессе. Они должны быть в состоянии выявить лучших из участников и помочь реализовать полное участие в группе, которое приводит к намеченному результату. Точно так же они должны быть в состоянии оставаться нейтральными в обсуждении с целью направлять группу, а не выступать за конкретный результат.

    Как стать эффективным фасилитатором с помощью Interaction Associates?

    Interaction Associates является лидером в области обучения фасилитации. Наша флагманская программа Essential Facilitation™ дает участникам навыки, позволяющие чувствовать себя уверенно и комфортно, ведя любую группу к намеченным целям. Это обучение проводится различными способами: виртуально или лично, на открытом семинаре или в вашей организации.

    Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о Essential Facilitation

    Какие существуют методы фасилитации?

    Существуют различные методы фасилитации, которые можно использовать для улучшения рабочего процесса и повышения производительности во время встречи или обсуждения:

  • Мозговой штурм —  Это создает более творческую атмосферу в группе и приносит нетрадиционные и свежие идеи.
  • Настройка повестки дня семинара/встречи —  Повестка дня — это план встречи. Важно, чтобы они были хорошо продуманы и предоставлены до встречи с четкими деталями, чтобы люди понимали, чего ожидать от встречи и как они будут участвовать. Повестка дня должна быть рассмотрена в начале любого собрания, чтобы согласовать группу в начале.
  • Налаживание связей –  После введения используйте упражнение, которое поможет всем освоиться и получить возможность наладить контакт друг с другом.
  • Роли делегирования —  Назначьте роли членам вашей группы, например, попросите людей проверить время или записать детали собрания. Это вовлекает других в исход встречи и помогает фасилитатору сосредоточиться на своей задаче.
  • Установите основные правила —  Обеспечьте организованную и спокойную встречу, установив основные правила в самом начале. Например, во время мозгового штурма фасилитатор может установить основное правило, согласно которому группа будет разрешать все идеи и воздерживаться от любых суждений или вопросов до тех пор, пока не придет время оценить предоставленную информацию.
  • Делайте перерывы –  Более длительные встречи вызывают утомление участников и потерю концентрации. Делайте обычные перерывы примерно каждые 60–90 минут и позволяйте людям отойти в сторону, чтобы они не чувствовали себя переутомленными или утомленными.
  • Использование общей рабочей области –  Независимо от того, проводится ли встреча лично или в Интернете, создайте общую визуальную рабочую область, чтобы сосредоточить всеобщее внимание.
  • Управление групповой динамикой и вовлечение в нее —  Если на совещании требуется обсуждение, разделитесь на более мелкие группы, чтобы тихие участники принимали решения и обдумывали решения.
  • Сохраняйте позитивное настроение –  Фасилитатор должен иметь позитивный настрой и создавать условия для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, открывая и делясь своими идеями и предложениями.
  • Мониторинг групповой политики —  Если фасилитатор замечает иерархию и дисбаланс власти в группе, он должен снова сосредоточить внимание на теме, используя свои навыки фасилитатора.
  • Будьте начеку —  Фасилитатор может следить за тем, чтобы все шло по плану, будучи внимательным.
  • Знайте, когда нужно промолчать –  Хотя роль ведущего состоит в том, чтобы продвигать собрание вперед и вести обсуждение, бывают случаи, когда лучше всего молчать и позволить обсуждению состояться. Знайте, когда это делать и когда вмешиваться.
  • Групповой обзор –  В конце собрания соберите отзывы участников о том, что они думают об этом опыте. Это занимает около 5-10 минут и помогает всем понять, что получилось хорошо и как это можно улучшить в будущем.
  • Предоставление доступа к заметкам о собрании –  Четко задокументируйте ключевые вопросы, соглашения и последующие шаги собрания и обязательно поделитесь ими со всеми участниками после собрания.
  • Каковы преимущества обучения фасилитаторов и методов фасилитации?

    Обучение фасилитаторов соответствующим методам способствует более эффективному поиску решений. Вот некоторые преимущества обучения фасилитации:

  • Планируйте и проводите встречи любого типа, от один на один до принятия важных решений
  • Использование различных точек зрения и стилей общения
  • Создание эффективных, ориентированных на результат повесток дня собраний
  • Проведение группы через сложные темы и ситуации
  • Внедрение различных стратегий и инструментов, чтобы направлять группы к успешным результатам отклонение от курса
  • Цените вклад каждого и разделяйте ответственность за успех
  • Зачем вам нужно стратегическое планирование?

    Когда у вас есть стратегический план, вы можете отслеживать прогресс и обеспечивать достижение целей. Каждая команда и отдел понимают более крупные стратегии компании, поэтому все, что они делают, влияет на ее успех. Это создает нисходящий подход для отслеживания KPI (ключевых показателей эффективности).

    Каковы ключевые элементы фасилитации?

    Принципы включают:

  • Разработка программ и групповых процессов, которые ведут к лучшему участию и результатам
  • Вовлекайте всех в обсуждения
  • Создавайте встречи и делайте их целенаправленными
  • Помогайте людям делиться своими идеями, независимо от их родного языка или стиля общения
  • Используйте различные стратегии, инструменты и методы для достижения взаимопонимания и согласия
  • Направляйте группу посредством совместного процесса решения проблем
  • Использование разнообразного опыта и точек зрения для создания творческих решений
  • Моделирование стимулирующего поведения, которому другие начинают подражать
  • Какие качества делают эффективного фасилитатора?

    Надлежащее обучение фасилитатору может дать людям качества, необходимые для того, чтобы быть эффективным фасилитатором, и улучшить существующие навыки. Вот некоторые из этих качеств:

  • Эффективные коммуникативные навыки
  • Острая наблюдательность
  • Позитивность и сосредоточенность
  • Способствует конструктивной обратной связи
  • Терпение
  • Что такое навыки фасилитации?

    Навыки фасилитации — это то, что вы используете, чтобы предлагать ресурсы и возможности людям, чтобы они могли добиться успеха или добиться прогресса. Примеры включают в себя установление руководящих принципов, подготовку, эффективное управление временем, активное слушание и гибкость.

    Ведущих называют другими именами/должностями?

    Фасилитатора также можно назвать: Консультант, Наставник, Оценщик, Наставник, Преподаватель, Практик, Инструктор, Руководитель семинара

    Что не должен делать эффективный фасилитатор?

    Большую часть времени мы сосредоточены на том, что должны делать фасилитаторы, но бывают и ситуации, когда нельзя. К ним относятся:

  • Участие в совещании без повестки дня
  • Допущение слишком долгого ухода от темы собрания
  • Превышение оговоренного времени
  • При обучении других помните о конкретных целях. Будьте организованы и готовы, придерживайтесь доступного временного интервала, чтобы люди могли вернуться к работе, и сосредоточьтесь на командных взаимодействиях.

    Вам действительно нужен тренинг по фасилитации?

    Вы проводите время на собраниях? Если да, то вам может быть полезен тренинг по фасилитации. Было доказано, что эти навыки улучшают культуру совещаний в организациях и помогают людям чувствовать себя более уверенно в своих навыках принятия решений и общения внутри и вне совещаний.

    В чем основная разница между фасилитатором и лидером?

    Лидеры — провидцы. Они видят общую картину и могут вести людей к достижению их целей. С другой стороны, фасилитаторы объединяют людей для разработки этого видения и ведут группу к шагам по его достижению. Фасилитатор может быть лидером, но лидеры не всегда бывают хорошими фасилитаторами. Вот почему обучение фасилитации имеет решающее значение для любого лидера.

    Какие форматы обучения предлагает Interaction Associates?

    Им требуется:

    • Интуитивное мышление — Они могут использовать весь свой мозг для принятия решений и оценок. В некотором смысле они предполагают, что вещи объединяют разные результаты, прежде чем использовать логические рассуждения, чтобы найти лучший из них.
    • Сочувствие — Быть чутким означает поддерживать доброжелательную и здоровую атмосферу. Они уважают других, общаясь с ними и выражая признательность за их взгляды.
    • Энтузиазм — Крайне важно быть увлеченным своим делом и энергичным в своем поведении, чтобы поддерживать отличную рабочую атмосферу.

    Что делать, если кто-то не участвует в обсуждении?

    Участника никогда нельзя «принуждать» к обсуждению. Во время нашего обучения мы обеспечиваем приемы, позволяющие вывести тихих участников из их скорлупы. Однако это не всегда может сработать. Фасилитатор должен с уважением относиться к тому, как люди хотят участвовать. Если это вызывает проблему, фасилитатор может провести частную беседу с участником вне времени обсуждения, чтобы обсудить любые возражения, которые у них есть, и способы их решения.

    Что делает фасилитатора плохим?

    Плохие фасилитаторы не могут продвигать беседу вперед, не держат в сердце интересы группы и могут быть чрезмерно пассивными в процессе.

    Как вы можете вести тихую группу?

    Наше обучение готовит людей с инструментами для проведения тихих групп. Тем не менее, вот несколько советов для начала:

  • Используйте ледокол
  • Начните с вопросов, на которые легко ответить
  • Призывайте отдельных участников
  • Не считайте себя обязанными немедленно реагировать на любое молчание
  • Позвольте участникам записать свои ответы
  • Попробуйте разбить группу на более мелкие
  • Предоставьте предварительную работу перед собранием, чтобы готовы обсудить
  • Что такое виртуальная помощь?

    Виртуальные встречи стали нормой современного рабочего места. В то время как виртуальная встреча сопряжена со своими препятствиями, основные инструменты, которые есть у фасилитатора, по-прежнему применимы. В некоторых случаях добавление виртуального продюсера на встречу может быть полезным для фасилитатора. Если возникают какие-либо технические проблемы, продюсер может решить их за кулисами, не мешая продуктивности встречи.

    Стоит ли использовать внутренних фасилитаторов?

    Выбирая между внешним или внутренним фасилитатором, определите, что лучше для исхода встречи. Если есть опасения, что внутренний фасилитатор не сможет оставаться нейтральным в обсуждении, может быть полезен внешний фасилитатор. Если требуется мышление того, кто понимает команду или организацию, рекомендуется внутренний фасилитатор.

    Что такое улучшение процесса?

    Улучшение процессов — это деловая практика анализа, выявления и улучшения существующих стратегий для соответствия стандартам передовой практики, оптимизации производительности и улучшения взаимодействия с пользователем.

    Используются различные технологии, и мы можем помочь вам выбрать наиболее подходящую для ваших нужд.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *