Элементы выездки – Основные элементы выездки — Конный завод «Grand Prix»

Основные элементы выездки — Конный завод «Grand Prix»

Выездка (по международной терминологии — дрессура) — высшая школа верховой езды, вид спорта, в котором всадник должен продемонстрировать: способность лошади к правильным и производительным движениям на всех аллюрах в различном темпе — от сокращённых до прибавленных, плавные и ритмичные переходы из одного аллюра в другой, правильную стойку, осаживание (движение назад), движения с боковыми сгибаниями, вырабатываемые специальной тренировкой сложные движения (пируэты, менка ноги на галопе в 4-1 темп, пассаж, пиаффе).

 

Основные элементы выездки:

1. Упражнения по выездке

Поворот

При повороте лошадь смотрит в ту сторону, в которую она идет, а ее голова и тело согнуты. Примером может послужить движение по кругу или вольт. Лошадь должна в достаточной степени согнуться, чтобы сделать вольт. Задняя часть корпуса должна повторить движение передней части. Всадник также смотрит в направлении поворота и смещает вес тела на внутреннее (по отношению к повороту) бедро. Внутренняя икра помогает поддерживать темп и не дает лошади зайти внутрь круга. Задняя часть корпуса не должна раскачиваться, иначе всаднику придется переместить внешнюю икру назад, чтобы удержать нужный изгиб лошади по всей длине круга. Всадник слегка выставляет руки вперед, но они не должны касаться гривы. Не делайте один и тот же вольт два-три раза подряд. Чередуйте это упражнение, например, с ездой по одной линии и вольтом в обратную сторону.

Езда по прямой линии

У лошадей есть врожденная наклонность идти с уклоном либо вправо, либо влево, так как они, подобно людям, делятся на правшей и левшей. Чтобы проехать по прямой линии необходимо ровное натяжение повода. Также важно повторять импульсные посылы. Большинство лошадей требуют большего давления на удила с одной стороны для прохождения по прямой. Любой всадник, занимающийся выездкой, ненавидит упражнение по отработке езды по прямой в центр манежа. Лошадь должна идти прямо, не ориентируясь на стену или изгородь. 

Остановка на месте

Когда лошадь правильно стоит неподвижно, то делает это спокойно, равномерно распределив вес на все четыре ноги. Чтобы остановить лошадь, всадник использует ноги и тело, перемещая свой вес на заднюю часть корпуса лошади и осуществляя осторожное давление на удила. Лошадь должна среагировать немедленно, но останавливаться резко не должна. Стоя неподвижно, лошадь отжевывает железо, будучи готова идти вперед или назад. 

Осаживание

Чтоб лошадь двигалась назад, всадник вначале посылает ее вперед, но как только она поднимает заднюю ногу, чтобы сделать шаг, всадник натягивает повод так же, как и для остановки. При движении назад ноги двигаются диагонально противоположными парами: левая передняя и правая задняя ноги вместе с правой передней и левой задней. Копыта должны отрываться от земли, а задние ноги должны находиться на одной линии с передними.

Поворот на заду

При повороте на заду налево лошадь проходит четверть круга за два шага. Размер круга зависит от размера лошади. Правая задняя нога заступает за левую заднюю, чтобы закончить движение. Вариантом поворота на заду является разворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается на полоборота влево или вправо, используя в качестве оси левую заднюю ногу, которая должна оставаться более-менее в одном положении до завершения поворота.

Поворот на переду

Поворот на переду — это четверть оборота в два шага. Размер лошади определяет размер круга. Правая передняя нога заступает вокруг левой передней для завершения поворота. Посылы, подаваемые ногой с одной стороны, обеспечивают движение задней части корпуса вместе с передней. Вариантом поворота на переду является разворот, используемый при открывании ворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается наполовину вокруг передней части, используя левую переднюю ногу в качестве оси. Она должна, в идеале, стоять на одном месте. Левая задняя нога заступает за правую заднюю ногу столько раз, сколько необходимо для полуоборота. 

Уступка шенкелю

Уступка шенкелю — это боковое упражнение, при котором лошадь движется вперед боком за счет пружинистых движений ног, при этом голова слегка повернута в сторону, противоположную направлению движения. Пружинистое движение лежит в основе всех боковых упражнений. В идеале, лошадь должна двигаться параллельно сторонам манежа. Корпус слегка изгибается, шея изгибается как можно меньше, голова не наклонена. Движение должно быть ровным и последовательным. Ноги заступают одна за другую спереди и сбоку. Всадник использует свое тело для команды двигаться вперед, а шенкели — для движения боком. Повод удерживает голову в правильном положении. Внешняя нога используется для того, чтобы лошадь не пошла в неверном направлении.

Движение полубоком

Движение полубоком — это первое боковое движение, которому учатся лошади и всадники. Передняя часть корпуса слегка направлена внутрь для того, чтобы левая и правая задняя ноги стали на одну линию. Это упражнение, в отличие от движения плечом внутрь, требует меньшей собранности и изгиба тела. 

Движение плечом внутрь

При боковом движении плечом внутрь лошадь идет по трем линиям, повернув голову в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по своей линии, а передняя слегка поворачивается внутрь, поэтому тело изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешняя задняя и внутренняя передняя ноги идут по одной и той же линии. Внутренняя передняя нога заступает за внешнюю.

Фигуры

Восьмерка: состоит из двух связанных равных кругов. Они соприкасаются друг с другом в центре площадки (на букве Х). Когда всадник достигает буквы Х на первом полукруге, он изменяет направление движения и делает полный круг в противоположную сторону до пересечения, на котором направление было изменено для завершения первого круга.

Полукруг влево — полукруг вправо: всадник начинает движение с середины короткой стороны манежа и делает большой полукруг. В центре манежа делается несколько шагов вперед, а затем делается полукруг с уклоном в противоположную сторону. Фигура напоминает букву S.

Изменение направления при движении буквой S: это упражнение начинается прохождением полукруга на половину манежа. Затем, после нескольких шагов вперед по прямой, направление меняется, и проходится второй полукруг. 

Конечно, существует гораздо больше фигур и их комбинаций, которые можно выполнять шагом, рысью или галопом. 

 

2. Упражнения повышенной сложности на выездке

Траверс

Траверс — это боковое движение, во время которого голова лошади повернута в сторону, а глаза смотрят в направлении движения. Лошадь оставляет четыре отдельные группы следов. Передняя часть корпуса остается на исходной линии, а задняя часть повернута внутрь. Корпус лошади изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешние ноги лошади ступают перед внутренними. Угол не должен превышать 30 градусов, но быть больше, чем при движении плечом внутрь. 

Ранверс

Ранверс — это боковое движение, при котором лошадь поворачивает хвост к стене под углом более 30 градусов. Ее корпус изгибается вокруг внешней ноги всадника. Как и при траверсе, при выполнении этого упражнения остаются четыре группы следов, когда лошадь движется по основной дорожке манежа, но на этот раз голова повернута внутрь манежа. 

Принимание

Принимание — это сложное боковое упражнение, при котором лошадь движется диагонально (обычно с основной дорожки к центральной линии), слегка изогнув корпус и голову в сторону движения. Внешние ноги ступают перед внутренними, передняя часть корпуса направлена вперед на повод, а задняя часть движется за счет давления на одну ногу. Хотя это упражнение можно выполнять шагом, рысью или галопом, на показательных выступлениях оно выполняется собранной рысью или собранным галопом. При правильном исполнении создается впечатление, что лошадь без усилий скользит по манежу. Она держится более-менее параллельно стороне манежа и высоко поднимает ноги. Упражнение усложняется с увеличением угла диагонали. 

Осаживание

Осаживание — это движение назад, которое под силу только опытным всадникам. Лошадь делает несколько шагов вперед, затем то же количество шагов назад и снова вперед. Переход от движения вперед к движению назад и обратно должен быть гладким и без спотыканий. 

Пируэт

Пируэт — это поворот на 360 градусов. Передняя часть корпуса движется по кругу, а задняя остается, по возможности, на одном месте. Это упражнение требует точной координации движений лошади и всадника. Лошадь обычно поворачивается через среднюю часть корпуса, поэтому она должна собраться, чтобы повернуться вокруг задней части. После перенесения веса на заднюю часть, передняя должна завершить пируэт одним легким движением. За выполнение этого упражнения очки часто удваиваются. Полупируэт выполняется на соревнованиях на «Малый Приз», но начиная с соревнований промежуточного класса и выше выполняется полный пируэт. Количество разрешенных шагов для полупируэта равно трем-четырем, для полного пируэта — шести-восьми.

Круговое галопирование

Выполняя это упражнение, лошадь легко галопирует вокруг манежа или по кругу с ведущей правой передней ногой. Это упражнение требует от лошади большого проворства. 

Менка в воздухе

Когда лошадь реагирует на посылы всадника сменить ногу в момент зависания в галопе, то, согласно французской терминологии, происходит шанжман, или менка. Во время менки на галопе в воздухе лошадь должна оставаться легкой и импульсивной. Менка ноги в воздухе всегда происходит с одновременным движением передней и задней ноги одной стороны, иначе упражнение будет выполнено неверно. К этому упражнению можно подготовиться с помощью перехода с легкого галопа на шаг с последующим подъемом в галоп с другой ноги. Лошадь не должна идти рысью во время перехода,, движение ее должно быть ровным. 

 

3. Высшая школа

Зигзагообразное движение по диагонали

Зигзагообразное движение по диагонали — это серия приниманий по обе стороны от центральной линии манежа, при этом количество левых и правых шагов одинаково. Это упражнение часто выполняется на центральной линии. Например, лошадь делает четыре шага влево, затем меняет направление и делает восемь шагов вправо, меняет направление и делает четыре шага влево, чтобы вернуться на центральную линию. Шаги должны быть ровными и одинаковой длины. На соревнованиях «Большой Приз» требуется делать три и шесть шагов.

Серия переходов

На соревнованиях по выездке высшего класса выполняется большое количество переходов от одного упражнения к другому и от одного темпа к другому. Возможно, это будет происходить на каждом четвертом, или третьем, или втором, или каждом шаге. Чтобы хорошо выступить, лошадь должна делать мощные пружинящие шаги. Менка ног происходит через большее количество шагов. В программе «Малый Приз» это происходит на каждом третьем шаге. В программе «Большой Приз» необходимо выполнять серию из пятнадцати переходов на каждом втором шаге. 

Пассаж

Пассаж — это медленная рысь с высоко поднятыми передними ногами и предельно собранной задней частью корпуса. Во время выполнения пассажа наступает момент явного «подвисания», когда создается впечатление, что лошадь движется в замедленном темпе. Упражнение завораживает огромной импульсивностью, исходящей от задней части корпуса, и мускульной силы, проявляемой лошадью.

Пиаффе

Пиаффе — это зрелищная рысь на одном месте с высоко поднятыми ногами. Ноги поднимаются диагонально и опускаются пружинящей рысью, при этом лошадь не сходит с места. Пиаффе является одним из самых сложных упражнений высшей школы. Лошадь должна поднимать все ноги на одинаковую высоту, практически прыгая с одной на другую. Задняя часть настолько собрана, что кажется, будто лошадь почти сидит. На соревнованиях среднего класса во время выступления лошади разрешено сделать семь или восемь шагов вперед, но на высшем уровне правила намного жестче.

 

grand-prix-kherson.com

История выездки — Конный завод «Grand Prix»

Свое начало выездка берет более двух тысяч лет назад, тогда она не являлась видом конного спорта. Основные правила выездки были заложены еще до нашей эры древними греками, где ее практиковали в военных целях. Это являлось такой себе подготовкой молодого бойца, но для лошади. Систематическими, ежедневными тренировками они учили лошадь выполнять различные, сложные элементы, которые помогали в военных действиях. Например, самое простое — не подниматься в рысь или галоп без команды всадника. Так греки могли держать ровный строй, даже когда на них нападали, с места подняться в галоп, если надо начать внезапную атаку или быстро отступить. Такая подготовка вызывала страх в глазах врага.

Пируэт (см. статью Основные элементы выездки) на лошади позволял очень быстро повернуться к врагу лицом или отвернуться от чего-то. Левада использовалась для уклонения от ударов. Можно было легко рассеять вражескую пехоту с помощью курбета или перепрыгнуть через головы врагов, используя каприоль. А пиаффе служило для лошади как заводка, для заводной игрушки.

Автором самого первого трактата по искусству выездки — «Иппика» — является греческий полководец Ксенофон.

Древние римляне, завоевавшие Грецию в 146 веке д.н.э., продолжили успешно развивать выездку до тех пор, пока в 5 веке н.э. Римская империя не пала под натиском варваров. Варвары предпочитали мощных лошадей, которые могли нести тяжелое вооружение и доспехи. Выездке уделялось минимум внимания — на это не было времени. 

В 8 веке Пиренеи, находившиеся под властью варваров, были оккупированы североафриканскими маврами. На своих легких лошадях мавры легко побеждали неповоротливых рыцарей один на один. Сначала мавританский стиль езды восприняли итальянцы — первое заведение по обучению ему было открыто в Неаполе.

Выездка в те времена спасала жизни, использовалась только в военных целях и явно не являлась искусством.

Первой датированной ступенькой прогресса выездки стал XVI век, когда центром культуры, колыбелью выездки и ее законодательницей почти на столетие стала Италия. Тогда в Неаполе возникли первые школы верховой езды, где стремились не только насытить программу трудными, почти виртуозными упражнениями турнирной езды, но и ставили перед собой задачу подготовить лошадь и всадника к одиночному конному бою. Серьезное внимание акцентировалось на подборе лошади, наиболее отвечающей задачам высшей школы верховой езды. От лошади, специализирующейся в строго определенном направлении, требовалось обладать такими природными, экстерьерными данными, которые способствовали бы быстрому и твердому усвоению всей весьма нелегкой манежной науки. Опыт работы и тщательный поиск показали, что наиболее результативными для турнирной езды поправилам высшей школы оказались лошади испанской, датской и неаполитанской пород. Особенно высокую ценность приобрели лошади испанской породной группы. В. О. Витт (1952), касаясь качеств испанской лошади, её способностей к школьной выездке, пишет, что они «заботливо поддерживались заводским подбором в продолжение более чем трех столетий, и пока существовали придворные манежи, государственные и частные академии высшей школы верховой езды, испанской лошади всегда отводилось почетное место».

В XVIII веке, Германия дала начало выездке как спорту, сформировав новую школу, основной идеей которой стало развитие природных движений лошади. Немцы начали изучать и учить других военным элементам, а затем соревноваться, кто лучше их выполняет и больше знает. После Германской школы, открылось еще много школ, академий, кавалерийских училищ и направлений выездки в различных странах Европы. Здесь закладывались основы манежной выездки и так называемой высшей школы верховой езды, ставшей прологом к классической выездке.

В 1912 году выездка впервые вошла в программу Олимпийских игр – к соревнованиям допускались исключительно офицеры кавалерии.

Ныне принятая программа соревнований на «Большой Олимпийский приз по выездке» базируется на естественных движениях лошади, на четком выполнении простых элементов строевой манежной езды: шаг, рысь, галоп, вольты, повороты, принимания, осаживания, мягкие переходы от одного аллюра к другому. Из арсенала старой высшей школы сохранились пассаж, пиаффе и пируэты как ее классическая составляющая. Выездка прошла многовековой путь своего развития и легла в основу техники конного дела, повысив боеспособность конницы, способствовала улучшению результативности в спортивных состязаниях, дав толчок к возникновению и развитию таких конноспортивных дисциплин, как конкур и троеборье.

Принципы выездки, заложенные столетия назад, усовершенствовались, но основные требования свободного поступательного движения, гибкости, послушания и облегчения передних ног сохранились и теперь, они до сих пор являются задачей всадников в выездке. Во многих других частях света — Америке, Аргентине, Африке, Новой Зеландии, Австралии — лошади долгое время использовались только как вьючные и как пастушьи животные для выпаса скота. Однако влияние великих мастеров выездки, особенно Венской школы верховой езды и французской кавалерийской школы «Кадр Нуар», распространилось по всему миру, и сейчас выездка стала поистине международным видом спорта и страстью многих всадников.

 

grand-prix-kherson.com

Выездка

История выездки


Международное название выездки — дрессура (от французского слова dressage). Это высшая школа верховой езды, которая существовала очень давно как военная дисциплина, но спортом стала считаться лишь в 50-х годах прошлого века. Первые элементы выездки использовались еще в Древней Греции. Систематическими и упорными тренировками греческие воины заставляли лошадь исполнять движения и пируэты, пригодные для ведения боевых действий. Так, они добивались ровного строя лошадей во время атаки противника, поворот корпуса лошади или наклоны в сторону позволяли избежать разящих ударов неприятеля, а с помощью каприоля можно было перепрыгнуть через головы нападающих.

Более массовых атак такие элементы не применялись, и постепенно о выездке, как различных движениях седока и лошади стали забывать. Вторым рождением и становлением выездки как спортивного направления она обязана германской верховой школе. В 18 веке немцы стали изучать боевые элементы, постепенно совершенствуя этот вид верховой езды, а с 1912 года выездка входит в обязательную программу Олимпийских игр.

Выездка по праву считается самым элегантным видом конного спорта. Этот спорт подразумевает собой выполнение определенной программы на прямоугольном манеже с музыкальным сопровождением. При выполнении обязательных элементов этой программы движения лошади строго регламентированы и сохраняют определенное положение тела. Всадник должен не только гармонично смотреться на лошади, он также должен продемонстрировать способность лошади исполнять команды, которые не должны быть особо заметны для зрителей и судей. Движения лошади должны быть правильными на любых темпах, от медленного до быстрого. Причем должен быть плавный переход от одного стиля езды к другому. Кроме того, существуют специальные упражнения, которые должны быть выполнены с правильным положением корпуса лошади и посадки всадника. Это могут быть различные наклоны и боковые сгибания, пируэты и осаживания лошади, смена ног на галопе и пиаффе.

В соревнованиях по выездке оценивается не только правильность выполнения всех элементов программы, послушность лошади, ее общий вид и красота, гармония движений и взаимодействия лошади и наездника.

Выездка на лошади — видео

Элементы выездки


Существует множество элементов выездки:
  • Левада – лошадь становится на задние ноги и удерживает такое положение несколько секунд, сильно сгибая ноги в суставах;
  • Курбет – прыжок лошади на задних ногах; пиаффе – ритмичная, высокая и укороченная рысь на месте;
  • Каприоль – высокий «олений» прыжок, при котором передние ноги подгибаются под корпус лошади, а задние вытягиваются назад.

Эти элементы входят в программу соревнований и показывают природную естественную красоту движений лошади.

Дрессура лошади стала неотъемлемой частью конного спорта, является классическим видом конных соревнований и участвует в Олимпийских играх. Российская школа верховой езды постоянно совершенствуется и в последнее время может составить конкуренцию опытным мастерам из Германии, Австрии и Швейцарии, которые были основоположниками этого вида конных соревнований. Первую золотую олимпийскую медаль завоевал конь ахалтекинской породы Абсент под седлом Сергея Филатова в 1960 году на играх в Риме. После была бронзовая награда в Токио в 1964 году, в 1968 было завоевано золото в Мехико, а на Олимпийских играх в Москве золото завоевала вся команда, в лице Юрия Ковшова, Веры Мисевич и Виктора Угрюмова.

Соревнования по выездке


Соревнования по выездке оценивается по десятибальной шкале судейской бригадой, которая состоит из пяти судей. Отдельно оценивается каждый элемент предусмотренной программы выступления и общий вид лошади и всадника, после чего все набранные баллы суммируются. Суть проведения подобных соревнований в том, что всадник показывает степень мастерства управления лошадью, а лошадь максимально подчиняется требованиям всадника. Для соревнований по выездке чаще всего тренируются лошади тракенской, голштинской, ганноверской, ольденбургской, украинской и русской верховой пород.

Экипировка лошади


Для соревнований по выездке требуется особая экипировка для лошади. Это особое выездковое седло и выездковое изголовье. Использование хлыста допускается лишь в некоторых случаях, иногда допускается наличие шпор. Повод состоит из двух параллельных поводов, которые помогают управлять движениями лошади. Лошадь должна быть чистой , очень часто гриву и хвост лошади украшают с помощью заплетенных косичек и шишечек.

Форма наездника


Форма наездника должна быть классической для конного спорта, однако на голове должен быть цилиндр или котелок вместо шлема, а на руках обязательны белые перчатки. Высшая школа верховой езды – это не только вид спорта, но и искусство которое, способно дарить массу положительных эмоций и эстетическое наслаждение.

mykaleidoscope.ru

Терминология выездки. Основные элементы выездки. — Терминология выездки — Выездка — Каталог статей

Упражнения по выездке

Поворот
При повороте лошадь смотрит в ту сторону, в которую она идет, а ее голова и тело согнуты. Примером может послужить движение по кругу или вольт. Лошадь должна в достаточной степени согнуться, чтобы сделать вольт. Задняя часть корпуса должна повторить движение передней части. Всадник также смотрит в направлении поворота и смещает вес тела на внутреннее (по отношению к повороту) бедро. Внутренняя икра помогает поддерживать темп и не дает лошади зайти внутрь круга. Задняя часть корпуса не должна раскачиваться, иначе всаднику придется переместить внешнюю икру назад, чтобы удержать нужный изгиб лошади по всей длине круга. Всадник слегка выставляет руки вперед, но они не должны касаться гривы. Не делайте один и тот же вольт два-три раза подряд. Чередуйте это упражнение, например, с ездой по одной линии и вольтом в обратную сторону.

Езда по прямой линии
У лошадей есть врожденная наклонность идти с уклоном либо вправо, либо влево, так как они, подобно людям, делятся на правшей и левшей. Чтобы проехать по прямой линии необходимо ровное натяжение повода. Также важно повторять импульсные посылы. Большинство лошадей требуют большего давления на удила с одной стороны для прохождения по прямой. Любой всадник, занимающийся выездкой, ненавидит упражнение по отработке езды по прямой в центр манежа. Лошадь должна идти прямо, не ориентируясь на стену или изгородь.

Остановка на месте
Когда лошадь правильно стоит неподвижно, то делает это спокойно, равномерно распределив вес на все четыре ноги. Чтобы остановить лошадь, всадник использует ноги и тело, перемещая свой вес на заднюю часть корпуса лошади и осуществляя осторожное давление на удила. Лошадь должна среагировать немедленно, но останавливаться резко не должна. Стоя неподвижно, лошадь отжевывает железо, будучи готова идти вперед или назад.

Осаживание
Чтоб лошадь двигалась назад, всадник вначале посылает ее вперед, но как только она поднимает заднюю ногу, чтобы сделать шаг, всадник натягивает повод так же, как и для остановки. При движении назад ноги двигаются диагонально противоположными парами: левая передняя и правая задняя ноги вместе с правой передней и левой задней. Копыта должны отрываться от земли, а задние ноги должны находиться на одной линии с передними.

Поворот на заду
При повороте на заду налево лошадь проходит четверть круга за два шага. Размер круга зависит от размера лошади. Правая задняя нога заступает за левую заднюю, чтобы закончить движение.
Вариантом поворота на заду является разворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается на полоборота влево или вправо, используя в качестве оси левую заднюю ногу, которая должна оставаться более-менее в одном положении до завершения поворота.

Поворот на переду
Поворот на переду — это четверть оборота в два шага. Размер лошади определяет размер круга. Правая передняя нога заступает вокруг левой передней для завершения поворота. Посылы, подаваемые ногой с одной стороны, обеспечивают движение задней части корпуса вместе с передней.
Вариантом поворота на переду является разворот, используемый при открывании ворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается наполовину вокруг передней части, используя левую переднюю ногу в качестве оси. Она должна, в идеале, стоять на одном месте. Левая задняя нога заступает за правую заднюю ногу столько раз, сколько необходимо для полуоборота.

Уступка шенкелю
Уступка шенкелю — это боковое упражнение, при котором лошадь движется вперед боком за счет пружинистых движений ног, при этом голова слегка повернута в сторону, противоположную направлению движения. Пружинистое движение лежит в основе всех боковых упражнений. В идеале, лошадь должна двигаться параллельно сторонам манежа. Корпус слегка изгибается, шея изгибается как можно меньше, голова не наклонена. Движение должно быть ровным и последовательным. Ноги заступают одна за другую спереди и сбоку. Всадник использует свое тело для команды двигаться вперед, а шенкели — для движения боком. Повод удерживает голову в правильном положении. Внешняя нога используется для того, чтобы лошадь не пошла в неверном направлении.

Движение полубоком
Движение полубоком — это первое боковое движение, которому учатся лошади и всадники. Передняя часть корпуса слегка направлена внутрь для того, чтобы левая и правая задняя ноги стали на одну линию. Это упражнение, в отличие от движения плечом внутрь, требует меньшей собранности и изгиба тела.

Движение плечом внутрь
При боковом движении плечом внутрь лошадь идет по трем линиям, повернув голову в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по своей линии, а передняя слегка поворачивается внутрь, поэтому тело изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешняя задняя и внутренняя передняя ноги идут по одной и той же линии. Внутренняя передняя нога заступает за внешнюю.

Фигуры
Восьмерка: состоит из двух связанных равных кругов. Они соприкасаются друг с другом в центре площадки (на букве Х). Когда всадник достигает буквы Х на первом полукруге, он изменяет направление движения и делает полный круг в противоположную сторону до пересечения, на котором направление было изменено для завершения первого круга.
Полукруг влево — полукруг вправо: всадник начинает движение с середины короткой стороны манежа и делает большой полукруг. В центре манежа делается несколько шагов вперед, а затем делается полукруг с уклоном в противоположную сторону. Фигура напоминает букву S.
Изменение направления при движении буквой S: это упражнение начинается прохождением полукруга на половину манежа. Затем, после нескольких шагов вперед по прямой, направление меняется, и проходится второй полукруг.
Конечно, существует гораздо больше фигур и их комбинаций, которые можно выполнять шагом, рысью или галопом.

Упражнения повышенной сложности на выездке

Траверс
Траверс — это боковое движение, во время которого голова лошади повернута в сторону, а глаза смотрят в направлении движения. Лошадь оставляет четыре отдельные группы следов. Передняя часть корпуса остается на исходной линии, а задняя часть повернута внутрь. Корпус лошади изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешние ноги лошади ступают перед внутренними. Угол не должен превышать 30 градусов, но быть больше, чем при движении плечом внутрь.

Ранверс
Ранверс — это боковое движение, при котором лошадь поворачивает хвост к стене под углом более 30 градусов. Ее корпус изгибается вокруг внешней ноги всадника. Как и при траверсе, при выполнении этого упражнения остаются четыре группы следов, когда лошадь движется по основной дорожке манежа, но на этот раз голова повернута внутрь манежа.

Принимание
Принимание — это сложное боковое упражнение, при котором лошадь движется диагонально (обычно с основной дорожки к центральной линии), слегка изогнув корпус и голову в сторону движения. Внешние ноги ступают перед внутренними, передняя часть корпуса направлена вперед на повод, а задняя часть движется за счет давления на одну ногу. Хотя это упражнение можно выполнять шагом, рысью или галопом, на показательных выступлениях оно выполняется собранной рысью или собранным галопом. При правильном исполнении создается впечатление, что лошадь без усилий скользит по манежу. Она держится более-менее параллельно стороне манежа и высоко поднимает ноги. Упражнение усложняется с увеличением угла диагонали.

Осаживание
Осаживание — это движение назад, которое под силу только опытным всадникам. Лошадь делает несколько шагов вперед, затем то же количество шагов назад и снова вперед. Переход от движения вперед к движению назад и обратно должен быть гладким и без спотыканий.

Пируэт
Пируэт — это поворот на 360 градусов. Передняя часть корпуса движется по кругу, а задняя остается, по возможности, на одном месте. Это упражнение требует точной координации движений лошади и всадника. Лошадь обычно поворачивается через среднюю часть корпуса, поэтому она должна собраться, чтобы повернуться вокруг задней части. После перенесения веса на заднюю часть, передняя должна завершить пируэт одним легким движением. За выполнение этого упражнения очки часто удваиваются. Полупируэт выполняется на соревнованиях на «Малый Приз», но начиная с соревнований промежуточного класса и выше выполняется полный пируэт. Количество разрешенных шагов для полупируэта равно трем-четырем, для полного пируэта — шести-восьми.

Круговое галопирование
Выполняя это упражнение, лошадь легко галопирует вокруг манежа или по кругу с ведущей правой передней ногой. Это упражнение требует от лошади большого проворства.

Менка в воздухе
Когда лошадь реагирует на посылы всадника сменить ногу в момент зависания в галопе, то, согласно французской терминологии, происходит шанжман, или менка. Во время менки на галопе в воздухе лошадь должна оставаться легкой и импульсивной. Менка ноги в воздухе всегда происходит с одновременным движением передней и задней ноги одной стороны, иначе упражнение будет выполнено неверно. К этому упражнению можно подготовиться с помощью перехода с легкого галопа на шаг с последующим подъемом в галоп с другой ноги. Лошадь не должна идти рысью во время перехода,, движение ее должно быть ровным.

Высшая школа

Зигзагообразное движение по диагонали
Зигзагообразное движение по диагонали — это серия приниманий по обе стороны от центральной линии манежа, при этом количество левых и правых шагов одинаково. Это упражнение часто выполняется на центральной линии. Например, лошадь делает четыре шага влево, затем меняет направление и делает восемь шагов вправо, меняет направление и делает четыре шага влево, чтобы вернуться на центральную линию. Шаги должны быть ровными и одинаковой длины. На соревнованиях «Большой Приз» требуется делать три и шесть шагов.

Серия переходов
На соревнованиях по выездке высшего класса выполняется большое количество переходов от одного упражнения к другому и от одного темпа к другому. Возможно, это будет происходить на каждом четвертом, или третьем, или втором, или каждом шаге. Чтобы хорошо выступить, лошадь должна делать мощные пружинящие шаги. Менка ног происходит через большее количество шагов. В программе «Малый Приз» это происходит на каждом третьем шаге. В программе «Большой Приз» необходимо выполнять серию из пятнадцати переходов на каждом втором шаге.

Пассаж
Пассаж — это медленная рысь с высоко поднятыми передними ногами и предельно собранной задней частью корпуса. Во время выполнения пассажа наступает момент явного «подвисания», когда создается впечатление, что лошадь движется в замедленном темпе.
Упражнение завораживает огромной импульсивностью, исходящей от задней части корпуса, и мускульной силы, проявляемой лошадью.

Пиаффе
Пиаффе — это зрелищная рысь на одном месте с высоко поднятыми ногами. Ноги поднимаются диагонально и опускаются пружинящей рысью, при этом лошадь не сходит с места. Пиаффе является одним из самых сложных упражнений высшей школы. Лошадь должна поднимать все ноги на одинаковую высоту, практически прыгая с одной на другую. Задняя часть настолько собрана, что кажется, будто лошадь почти сидит. На соревнованиях среднего класса во время выступления лошади разрешено сделать семь или восемь шагов вперед, но на высшем уровне правила намного жестче.

www.kazequestrian.org

Источник: http://www.kazequestrian.org

horseallur.ucoz.com

Все о выездке – высшей школе верховой езды 2019

Выездка — современный вид конного спорта, основы которого заложены в эпоху средневековья. Выездка на лошади берет свое начало от испанской школы верховой езды – сложной системы управления конем, сочетающей множество упражнений и трюков. Современный тип выездки появился в послевоенной Европе и сейчас занимает достойное место в спортивном мире – это один из трех конных видов спорта на Олимпиаде.

Как обучиться выездке?

Обучение лошадей верховой езде начинается с малого возраста. Еще месячных жеребят приручают к приему уздечки, а к полугоду они должны легко двигаться на корде и выполнять указания кордового. К годовалому возрасту жеребенка готовят к седлу – на начальном этапе просто надевают попону с седлом, а затем всадник присаживается на неподвижную лошадь.

Этапы подготовки лошади:

  • проводка – лошадь следует за тренером, ведущим ее за уздцы, работа ведется по кругу манежа в течение 10-20 минут;
  • работа на корде – управление конем тренером из центра манежа с помощью веревки;
  • тренировка в руках – приручение животного к всаднику;
  • работа в седле – проводится аналогично кордовой тренировке, но с всадником.

Обучение лошади и приручение ее к инвентарю и всаднику должно быть планомерным. Тренировки устраиваются ежедневно. Но не следует чрезмерно усердствовать, особенно с животными моложе 3-х лет. Лошадь для выездки должна быть гибкой, с развитой мускулатурой, крепкими сердечнососудистой и дыхательной системами. Животное должно в любой момент выполнять указания всадника. Но тренировка идет путем приручения – не допускается насилие, для подготовки лошади к выездке. Воля всадника идет от многократного повторения указаний движениями шенкелей, корпуса, удил и редко – хлыста. За выполнение элемента следует похвалить коня.

Верховая езда

После приучения коня к седлу и езде на корде животное готовят к свободной езде под всадником. На выездке используются все естественные и часть искусственных аллюров – спортсмен и его лошадь должны продемонстрировать чистоту исполнения и качество перехода с одного на другой.

Самый медленный темп – шаг, он начинается с толчка тазовой конечности, диагональной передней, второй тазовой и диагональной ей грудной. Это единственный аллюр без фазы свободного прыжка – лошадь всегда касается земли. Существует несколько типов шага, зависящих от скорости. Этот аллюр считают свободным, поэтому принято давать максимум свободы лошади – отпустить поводья, а удары шенкелями сделать незаметными.

Двигаясь рысью лошадь, попеременно совершает махи диагональными конечностями. Также имеются подразделения по скорости, которые обеспечиваются как частотой махов, так и амплитудой. Часто разновидностью рыси называют иноходь. Наиболее быстрый темп со сложной сменой конечностей – это галоп. Он позволяет коню быстро двигаться, но также быстро затрачивает силы.

Простые упражнения

После обучения аллюрам и строевой езде подходят к выполнению базовых элементов выездки. Большинство из них изучают вместе, уделяя каждому часть занятия. А вот наскоки (будущее преодоление препятствий), осаживание оставляют на потом – лошади к ним еще не готовы.

Сбор – обязательное упражнение для выездки, так как большая часть демонстрации проходит именно в сборе. Из сбора лошадь может легко переходить к другим элементам, совершать движение в любую сторону. Чтобы перевести лошадь в сбор нужно усилить давление внутренней поверхности ноги и натянуть на себя поводья. При этом лошадь будет подводить под корпус тазовые конечности, шея приподнимается, а голова смотрит вниз, приобретая лебединую искривленность.

Обучение сбору всегда начинают с шага. Шенкелями придают небольшое ускорение, постоянно подбадривая коня. Затем следует легкий контакт со ртом – натягивая поводья, стараясь перенести вес назад. Очень сложно найти баланс между ускорением и осаживанием, поэтому обучение сбору требует многократных повторений.

Остановка лошади должна происходить от легкого натягивания поводьев. Для осаждения, то есть максимального переноса веса на передние конечности, требуется дополнительно поработать шенкелями. Осаживание создает возможность для свободного движения назад – разгружается таз, а масса переносится на грудь.

Подготовка лошади к прыжкам:

  • на манеже устанавливается несколько жердей в разных участках;
  • коня водят через них шагом, постепенно переводя на рысь;
  • подъем жердей на 20 см;
  • отработка взятия барьера шагом и на скаку.

Одним из самых сложных упражнений в начале обучения выездки является принимание. Лошадь заставляют двигаться по диагонали – вперед и в сторону. Большой ошибкой считается заставлять коня просто идти в бок – это приводит к заваливанию и потере равновесия. Лошадь собирают, переводят на галоп и демонстрируют легкость аллюра. Для управления необходимо:

  • внутренним шенкелем давят на подпругу, создавая ось вращения;
  • шенкелем противоположной движению стороны давят в бок за подпругой, придавая движение вперед и усиливая поворот;
  • повод несколько натягивают со стороны бокового движения;
  • обязательно высылают коня вперед.

Сложные элементы

Соревнования обязательно включают высшие элементы выездки. Их выполнение гораздо сложнее в сравнении с предыдущими, зато и выглядят эффектнее. Они требуют полного контроля движения как со стороны лошади, так и всадника.

Смена ног галопирующей лошади – в фазе безопорного прыжка коня заставляют сменить ведущую конечность. Чтобы лошади выполняли это упражнение, они должны точно знать, какое положение шенкелей, корпуса и поводьев применяется при том или ином движении. Коня выводят в галоп, добившись правильного ритма, в момент прыжка шенкеля меняют местами, корпус несколько наклоняют на другую сторону.

Пируэт и полупирует (разворот на 180 градусов на месте) используется в выездке. Но также полезен и для обычных лошадей. Внутренняя тазовая конечность на пируэте выполняет роль оси, вокруг которой совершают движение три остальных. Коня собирают и скручивают в сторону поворота. Темп должен соответствовать выбранному аллюру (шаг, галоп). Внутренний шенкель у подпруги, наружный – перед ней заставляет лошадь поворачивать. Осевая конечность обязательно должна двигаться – запрещается совершать поворот на неподвижной ноге.

Пассажем называется собранная ритмичная рысь с небольшими задержками между тактами. Лошадь как бы подпрыгивает, при этом движение вперед небольшое. После перевода лошади на рысь необходимо ограничить ее подбором поводьев. Понуканием шенкелями заставляют животное сильнее выбрасывать тазовые конечности с энергичным их сгибанием за счет ограничения переда.

Где проходят соревнования – манеж для выездки

Соревнования по выездке проводятся на арене. Существует два типа – малая и большая арена. На малой обычно проводят региональные соревнования, а также этап выездки в троеборье. Малая арена имеет размеры 20 на 40 метров. Стандартная арена имеет размеры 20 на 60 метров.

От точки входа всадник направляет лошадь по часовой стрелке. Вся территория арены любого типа разбита на отрезки буквенными отметками по периметру и вдоль центральной линии. Манеж огораживается деревянным белым забором, расстояние от забора до мест зрителей – не менее 2-х метров.

В качестве покрытия для арены используется песок. Организаторы должны следить за качеством покрытия – отсутствием ям, валунов, ровностью. Песок следует утрамбовывать, а центральную линию хорошо укатывают, чтобы сохранить ее во время выступления.

Кроме манежа для выступления обязательно устраивается арена для тренировок. Оно также имеет размеры 20 на 60 метров с однотипным грунтом. Если организаторы не могут предоставить площадку для тренировок, аналогичную спортивной, то подготовка вперед выступлениями проводится на основном манеже.

Правила и регламент выступлений

Все участники подают стартовые заявки, но порядок выступления определяется последующей жеребьевкой. Распределение стартовых позиций проходит для индивидуального и группового зачета независимо. Всадник всегда может сняться или замениться другим участником, но в таком случае он больше не имеет возможности выступить на этом соревновании.

Требования к внешнему виду всадника:

  • обязательное наличие шлема или защитного головного убора, его разрешается снимать только для приветствия;
  • для верха необходимо выбрать фрак черного или темного цвета;
  • на ноги надевают белые (светлые) бриджи;
  • галстук или шейный платок светлый или однотонный фраку;
  • белые перчатки;
  • черного цвета сапоги со шпорами.

По сигналу колокола всадник начинает выступление. Держа поводья одной рукой, жокей приветствует судей и зрителей, можно поприветствовать снятым котелком. Спортсмен движется по схеме манежа, если совершается ошибка (неправильный поворот), то судья сообщает об этом сигналом колокола, а старший может указать на сектор, в котором была допущена ошибка и какой элемент следует переделать.

Правилами в выездке регулируется внешний вид всадника и лошади, техника управления и прохождения манежа.

За ошибки в исполнении упражнения сигналы не подаются и судьи не требуют их переделывать. Но за них накладываются штрафы, вычитающие очки из итоговой оценки. Существует несколько видов нарушений:

  • начало выступления до сигнала;
  • спортсмен не выехал на манеж спустя 45 секунд после колокола;
  • появление на манеже без какого-либо обязательного элемента униформы.

Участника могут дисквалифицировать за повторную ошибку в схеме выездки. Также исключение последует при выявлении хромоты и сильного сопротивления со стороны лошади, которое всадник не может преодолеть за 20 секунд. Другие причины:

  • падение;
  • покидание манежа во время соревнования или лошадь зашла за пределы арены всеми конечностями;
  • внешняя помощь – советы и указания с трибун;
  • наличие кровотечения у лошади;
  • использование запрещенного снаряжения – бинты, ногавки, хлыст;
  • возможность травмы для лошади.

У каждого судьи есть протокол, в котором отмечены и пронумерованы все элементы выступления и переходы между ними. Каждому элементу (и переходу) судья дает оценку по десятибалльной шкале в зависимости от чистоты и качества выполнения. Все баллы суммируются, также существуют коэффициенты пересчета для некоторых элементов. После этого от суммы отнимают штрафные баллы и выносится окончательная оценка.

Победителем определяется спортсмен с наивысшим числом баллов. Участники могут подать протест по поводу результатов, который будет рассматривать главная судейская коллегия. Также возможна дисквалификация победителей и призеров по результатам проб на допинг.

yarus-spb.ru

Характеристика отдельных элементов манежной езды, входящих в программы по выездке

Характеристика отдельных элементов манежной езды, входящих в программы по выездке

Приветствие и остановки. Лошадь стоит неподвижно прямолинейно, равномерно опираясь на все четыре ноги. Голова приподнята, затылок — высшая точка. Лошадь должна спокойно отжевывать железо, по первому требованию готова двинуться вперед, сохраняется легкий контакт с рукой всадника.

Осаживание — равномерное симметричное и ненапряженное движение лошади назад. При этом конечности перемещаются диагональными парами (левая передняя — правая задняя). В любой момент лошадь готова к движению вперед без задержек на любом аллюре.

Переходы — изменение аллюра или скорости движения в определенных точках манежа нерезко, без остановок и задержек, сохраняя ритм движения до перехода в другой аллюр или остановки.

Вольт — круг диаметром 6 м (для обозначения вольтов большего диаметра применяется термин «круг» с указанием диаметра). Тело лошади изогнуто, как бы составляет часть окружности, на внутренние конечности приходится большая часть веса лошади.

Серпантин (змейка) — перемещение лошади от одной стороны манежа к другой через среднюю линию с неоднократной переменой направления. Первое букле начинается от середины короткой стенки, последнее заканчиваете^: на середине противоположной стенки.

Восьмерка — фигура из двух одинаковых кругов. В точке соединения кругов (центр восьмерки) происходит выпрямление лошади всадником и переход на второй круг без потери ритма движения.

Принимание с обратным постановлением относится к боковым движениям лошади. Лошадь прямолинейна, за исключением легкого сгибания в затылке (всадник видит ноздрю и полглаза). Внутренние ноги идут впереди наружных и перекрещиваются с ними. Лошадь смотрит в сторону, противоположную движению, ступая в два следа.

Принимание на рыси

«Плечом внутрь» — лошадь сгибают вокруг внутреннего шенкеля, от затылка до хвоста образуется легкая дуга. Внутренние ноги идут впереди наружных и перекрещиваются с ними. Лошадь смотрит в сторону, противоположную дви-жению, ступая в полтора следа. По отношению к прямым движениям корпус лошади отклоняется примерно на 30° от линии следа.

Траверс — лошадь сгибают вокруг внутреннего шенкеля. Наружные ноги проходят и перекрещиваются впереди внутренних. Постановление прямое — лошадь смотрит по направлению своего движения. По отношению к прямым движениям корпус лошади отклоняется примерно на 30° от линии следа. Голова направлена к стенке манежа.

Ранверс выполняется аналогично траверсу, но голову лошади направляют внутрь манежа, а круп — к стенке.

Траверсале — вариант траверса, выполняется по диагонали манежа. Лошадь движется в два следа.

Пируэт и полупируэт — круг и полукруг, выполняемые в два следа, радиусом, равным длине корпуса лошади. Передние ноги лошади, а также наружная задняя нога движутся вокруг внутренней задней ноги, которая является осью поворота. Она поднимается при каждом темпе, но становится в свой след или чуть впереди следа. Пируэт и полупируэт исполняются на собранном шагу и максимально собранном галопе. Ритм движения должен совпадать с ритмом движения на таких же аллюрах по прямой, сохраняются импульс и сбор.

Элементы выездки

Пассаж — это вид верховой езды, представляющий собой укороченную, собранную, высокую ритмичную рысь. Зад лошади подведен, скакательные суставы и запястья сгибаются отчетливо, движения элегантны, воздушны. При движении наблюдается фаза подвисания. Зацеп копыта передней ноги поднимается до середины запястья другой ноги, зацеп задней ноги — чуть выше путового сустава другой ноги. Лошадь находится в высокой степени сбора, не изменяя ритма может перейти на пиаффе и обратно на пассаж.

Пиаффе — это движение можно охарактеризовать как пассаж на месте. Ноги лошади поднимаются ритмично по диагонали, сохраняется высокая степень сбора. Задняя часть корпуса в результате сильного- сгибания суставов опущена, пружинящие задние ноги подведены и принимают на себя большую часть веса лошади. Перед лошади приподнят, передние конечности двигаются легко и свободно, вынос ног идет не вперед, а вверх.

Соревнования по выездке проводятся в манеже размером 20 — 40 м или 20 — 60 м. Выступления оцениваются по правильности и четкости выполнения отдельных элементов манежной езды на различных аллюрах, по импульсу и послушанию лошади, тонкости управления, гармонии пары лошадь — всадник. Соревнования проводятся по специальным программам, в которых перечис-лены упражнения, обязательные для выполнения, а также указаны точки, на которых или между которыми будут выполняться те или иные элементы манежной езды. Всадник при исполнении данных упражнений ориентируется по буквам, расставленным по периметру манежа. По средней линии контрольные точки обозначаются опилками или выстриженной травой (на поле с травяным покрытием). Международной федерацией конного спорта установлены определенные правила судейства соревнований, различные степени трудности.

Для детей до 14 лет соревнования по выездке проводят по элементарной программе в командном и личном зачетах. В езду включены: движения лошади на различных аллюрах, переходы, остановки, некоторые манежные фигуры (круг, вольт, перемена направления) и боковые движения (уступка шенкелю, принимание), осаживание.

Пассаж

Для юношей и девушек до 18 лет имеются специальные программы езды юниоров. Они усложнены, повышены требования к сбору и плавности переходов от упражнения к упражнению. Из манежных фигур добавляются полупируэт на галопе, однократная менка ног лошади в воздухе, траверс и ранверс.

«Взрослую» езду проводят по нескольким категориям сложности: Малый приз (Санкт-Георг), Первый средний, Второй средний, Большой приз. Элементами Большого приза являются: пассаж, пиаффе, менка ног в один и два темпа, траверсале. Для всадников, хорошо выступивших по программе Большого приза, предусмотрена переездка по специальным программам для выявления победителя в личном зачете. Есть и такие соревнования, где всадники выступают с произвольной программой под музыку.

Каждый элемент оценивается по десятибалльной системе независимыми компетентными судьями (обычно к судейству приглашаются 3—5 человек). Результаты фиксируются в протоколе. Окончательный результат выводят с учетом определенных коэффициентов, предусмотренных правилами по выездке, суммируют оценки каждого судьи и вычитают из полученной суммы штрафные очки за ошибки и просроченное время.

В каждой стране существуют свои программы и методы подготовки лошадей к соревнованиям. Большое распространение получили немецкая школа и «натуральная» школа Федерико Каприлли.

Лошадь для выездки должна быть крепкой или крепко-сухой конституции, с хорошими экстерьерными данными. Она должна выглядеть изящной, нарядной. Хорошо смотрятся небольшие отметины на голове и ногах лошади. По мнению специалистов на манеже лучше выглядят лошади темных мастей (например, Е. Петушковой). Но светло-серый Кристалл-Энджел терской по-роды под седлом Регины Куприяновой просто завораживает взгляд!

Для подготовки к соревнованиям по выездке выбирают лошадь на хорошем природном ходу, гибкую, ростом не ниже 165 см в холке. Следует помнить, что форсированная подготовка без учета индивидуальных особенностей лошади может не только стать причиной низких результатов, но и существенно подорвать здоровье животного. Следовательно, осваивание сложных элементов выездки — пассажа, пиаффе — следует начинать не ранее чем с 7 — 8-летнего возраста лошади. Лучше действовать по принципу «тише едешь, дальше будешь», больше времени уделять послушанию, импульсу и полной раскрепощенности движений как на свободе, так и под всадником.

В последнее время появляется все больше сторонников Пата Парелли — основателя комплексной системы подготовки лошади с помощью методов этологии (основатель науки — Конрад Лоренц) и положительного подкрепления желательных действий (теория Скиннера). Система выездки От Эколь позволяет не только обучить лошадь сложнейшим трюкам, но и достичь полной гармонии и взаимопонимания с животным. Будем надеяться, что методы П. Парелли придут на смену традиционным способам работы с лошадью, которые далеко не всегда отличаются гуманным отношением к животному.

 

Подробности
03 Февраль 2015
Раздел: ВЕРХОВАЯ ЕЗДА(Я. Головачёва, М. Абдряев)
Просмотров: 2564

zoovet.info

КСК ТАМЕРЛАН: Терминология выездки

Атлетизм лошади
Лошадь должна быть в отличной форме, чтобы отвечать более высоким требованиям выездки. Помимо необходимой мышечной силы и резвости, лошадь должна быть достаточно хорошо тренирована для выполнения трудных упражнений; при этом ум является неотъемлемым требованием. Лошадь, не понимающая сложные фигуры, не сможет их выполнить.
Физические и умственные способности взаимосвязаны, поэтому лошадь, которая понимает упражнение, но не может его выполнить из-за недостаточной физической подготовки, подвергается риску переутомления.

Импульс
Импульс — это побуждение двигаться вперед, которое создает всадник в лошади, полностью контролируемой им. Импульс будет правильным только при правильном сочетании посылов и команд руками. Цель не в том, чтобы подогнать лошадь, а в том, чтобы от ее задней части исходил толчок для движения вперед.

В поводу
Когда говорят, что лошадь движется в поводу, это означает, что достигнуто хорошее сочетание посылов двигаться вперед и тонкого использования рук. Импульс в ответ на посыл шенкелями всадник чувствует через повод. Импульс должен создать прямую связь от всадника через задние ноги лошади, ее спину, шею и повод, к рукам всадника. Можно увидеть и почувствовать, что лошадь в поводу, если мышцы ее изогнутой вверх шеи расслаблены и она с удовольствием берет железо, слегка натягивая повод.

Хорошая работа
Лошадь работает хорошо, если она постоянно в поводу, расслаблена и делает правильные движения задней частью корпуса. Для обеспечения хорошей работы лошади, необходимо через повод поддерживать с ней постоянный контакт, который она чувствует и без его натяжения.

Сбор
Для обеспечения правильного баланса лошади всадник должен правильно распределить свой вес. Передняя часть корпуса, естественно, несет больший вес, чем задняя. Проведем сравнение со столом, твердо стоящем на четырех ножках: если на его край положить что-нибудь тяжелое — что представляет собой голова лошади — точка равновесия сместится вперед. Вес всадника увеличивает давление на переднюю часть корпуса. Развив мышцы спины и задней части лошади, можно несколько облегчить переднюю часть.


Она также облегчается, если задние ноги перемещаются ближе к передним. Когда всадник командует лошади своим телом и ногами перенести большую часть веса на заднюю часть корпуса, мы говорим, что лошадь собрана. Она не должна собираться при использовании повода, ее задние ноги не должны слишком близко придвигаться к передним, иначе равновесие будет нарушено.
Собранная лошадь хорошо держит равновесие, которое достигается за счет легкого опускания задней части корпуса. Задние ноги смещаются под весом, поэтому передняя часть корпуса обретает достаточную легкость для выполнения различных упражнений. Такое положение не должно создавать впечатление насильно навязанного действия.
 

Прибавка аллюра
Прибавка означает делать большие шаги, не переходя на более быстрый аллюр. 
Для этого лошадь может слегка вытягивать шею, но при этом остается спокойной, расслабленной и в поводу.

Средний шаг, собранный шаг, прибавленный и свободный шаг
В перерыве между элементами выездки лошадь может пройти шагом, чтобы отдохнуть и расслабиться. Молодая лошадь пожелает потянуть повод. Как только лошадь научится лучше понимать посылы всадника, можно начинать работу на среднем шагу. Повод слегка подбирается, но движения должны остаться резвыми и правильными. Задние ноги немного переступают следы передних. С помощью давления своего тела и ног всадник помогает лошади найти нужный ритм. Руки движутся вместе с головой лошади. При собранном шаге лошадь делает более короткие шаги, чем при среднем, и поднимает ноги немного выше. Шея поднята вверх, а голова расположена слегка впереди воображаемой вертикальной линии. Несмотря на более короткие шаги, всадник обеспечивает ровное и спокойное движение. При прибавленном шаге лошадь ступает сильно и максимально широко. Задние ноги явно переступают следы передних ног. Лошади позволяется держать голову несколько ниже, но при этом она остается в поводу. Свободный шаг — это расслабленный и естественный шаг. Лошади разрешается держать голову и шею немного наклоненной вниз и вперед.

Собранная рысь, рабочая и средняя рысь, прибавленная рысь
У некоторых лошадей отсутствует врожденная способность идти ровной рысью с всадником на спин и сохранять равновесие. В таких случаях вначале нужно научиться медленной рыси. Перед тем, как перейти на собранную рысь, необходимо научить лошадь сохранять равновесие. Собранная рысь, как и собранный шаг — это короткие шаги с высоко поднятыми ногами. Задние ноги должны активно сгибаться, передняя часть корпуса должна быть легкой, шея должна изгибаться. Собранная рысь производит впечатление легкости движения. Между собранной и средней рысью располагается рабочая рысь. Равновесие также очень важно для нее. Лошадь должна делать ритмичные, пружинящие шаги. Задняя часть корпуса должна быть полна движущей силы. Затем следует средняя рысь с более длинными шагами и легким наклоном головы лошади. Голова не вытянута вперед так, как при собранной и рабочей рыси. Наконец, при прибавленной рыси лошадь должна двигаться как можно шире. Для этого требуется мощный импульс. Лошадь вытягивает и опускает шею, но при этом остается в поводу. Шаги должны быть как можно ритмичнее.

Собранный галоп, рабочий, средний и прибавленный галоп
У большинства лошадей не возникает трудностей с галопом. Однако, важно, чтобы лошадь оставалась в поводу и галопировала по прямой линии. Голова и шея должны двигаться в такт с ведущей передней ногой. Когда лошадь зависает в воздухе, то сохраняет равновесие, а голова, шея и передняя часть корпуса поднимаются вверх. Чтобы поднять лошадь в галоп, всадник использует в нужный момент свое тело и ноги. Чтобы убедиться в том, что лошадь галопирует правильно, всаднику необходимо изменить свою посадку. При собранном галопе лошадь поднимает голову. Плечи гибки и двигаются свободно, так как вес смещен на заднюю часть туловища. Каждый прыжок при собранном галопе относительно короток, но легок и резв. При рабочем галопе все ноги работают очень активно. Лошадь прыгает гибко, мощно, широко. Между рабочим и прибавленным галопом находится средний галоп. Лошадь двигается от зада. Голова находится выше, чем при рабочем и собранном галопе. Голова и шея могут немного опуститься. Наконец, при прибавленном галопе лошадь делает максимально длинные прыжки. Внутренняя задняя нога опускается под корпусом и не нарушает ни ритм, ни равновесие. Шея вытягивается вперед, голова опускается, нос направлен вперед.

 Галоп крестом
При галопе крестом передние ноги галопируют слева, а задние — справа, и получается, что лошадь перекашивается. Так галопируют, в первую очередь, молодые лошади, еще неуверенно держащие равновесие. Такой аллюр очень неудобен для всадника и должен быть немедленно исправлен.

Заступ
Когда лошадь ставит заднюю ногу перед следом от передней ноги, то это называется заступом. Для прибавленных аллюров заступ необходим.

Переход
Переход — это смена быстрого аллюра на более медленный и наоборот, но может быть и переход в рамках одного аллюра, когда изменяется темп. Упражнения по переходу из средней рыси в прибавленную рысь и наоборот помогают развить заднюю часть корпуса. Чтобы замедлить ход лошади, всадник подает команду остановки, чтобы ускорить шаг, он использует шенкеля и натягивает повод. То есть руки немедленно реагируют, как только лошадь реагирует на посылы ног.
Изменение темпа должно происходить изящно, как притягивающее взгляд действие, во время которого нет помех желанию двигаться вперед. Аллюр, на который переходит лошадь, должен поддерживаться до следующего перехода.

Остановка
Чтобы остановить лошадь, всадник сначала натягивает повод, а затем ослабляет его, при этом тело и шенкеля всадника давят на корпус. Затем давление ослабевается, а лошадь уменьшает шаги, останавливается или оседает назад. При неполной остановке лошадь переходит на более медленную походку или темп. При полной останове она прекращает движение.

Полуодержка
Полуодержка является чрезвычайно важным упражнением. При езде всадники используют ее как средство перехода с одного темпа на другой или к другому упражнению. При полуодержке всадник заставляет переднюю часть корпуса лошади ждать, пока задние ноги движутся под телом. Лошадь собирается, давление на переднюю часть корпуса уменьшается. Теперь она готова к новому упражнению. Выполнение упражнения требует от лошади внимания, так как она знает, что от нее что-то ожидается. Хорошо выполненная полуодержка является неотъемлемым элементом чистых переходов.

Изгибание


Лошадь изгибается вправо или влево, когда ее шея и тело слегка повернуты в одну или другую сторону. Если повернута только голова, то это называется поворотом головы.

Поворот
При повороте лошадь смотрит в ту сторону, в которую она идет, а ее голова и тело согнуты. Примером может послужить движение по кругу или вольт. Лошадь должна в достаточной степени согнуться, чтобы сделать вольт. Задняя часть корпуса должна повторить движение передней части. Всадник также смотрит в направлении поворота и смещает вес тела на внутреннее (по отношению к повороту) бедро. Внутренняя икра помогает поддерживать темп и не дает лошади зайти внутрь круга. Задняя часть корпуса не должна раскачиваться, иначе всаднику придется переместить внешнюю икру назад, чтобы удержать нужный изгиб лошади по всей длине круга. Всадник слегка выставляет руки вперед, но они не должны касаться гривы. Не делайте один и тот же вольт два-три раза подряд. Чередуйте это упражнение, например, с ездой по одной линии и вольтом в обратную сторону.

Езда по прямой линии
У лошадей есть врожденная наклонность идти с уклоном либо вправо, либо влево, так как они, подобно людям, делятся на правшей и левшей. Чтобы проехать по прямой линии необходимо ровное натяжение повода.


Также важно повторять импульсные посылы. Большинство лошадей требуют большего давления на удила с одной стороны для прохождения по прямой. Любой всадник, занимающийся выездкой, ненавидит упражнение по отработке езды по прямой в центр манежа. Лошадь должна идти прямо, не ориентируясь на стену или изгородь.

Остановка на месте
Когда лошадь правильно стоит неподвижно, то делает это спокойно, равномерно распределив вес на все четыре ноги. Чтобы остановить лошадь, всадник использует ноги и тело, перемещая свой вес на заднюю часть корпуса лошади и осуществляя осторожное давление на удила. Лошадь должна среагировать немедленно, но останавливаться резко не должна. Стоя неподвижно, лошадь отжевывает железо, будучи готова идти вперед или назад.

Осаживание
Чтоб лошадь двигалась назад, всадник вначале посылает ее вперед, но как только она поднимает заднюю ногу, чтобы сделать шаг, всадник натягивает повод так же, как и для остановки. При движении назад ноги двигаются диагонально противоположными парами: левая передняя и правая задняя ноги вместе с правой передней и левой задней. Копыта должны отрываться от земли, а задние ноги должны находиться на одной линии с передними.


Поворот на заду
При повороте на заду налево лошадь проходит четверть круга за два шага. Размер круга зависит от размера лошади. Правая задняя нога заступает за левую заднюю, чтобы закончить движение.
Вариантом поворота на заду является разворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается на полоборота влево или вправо, используя в качестве оси левую заднюю ногу, которая должна оставаться более-менее в одном положении до завершения поворота.
Поворот на переду
Поворот на переду — это четверть оборота в два шага. Размер лошади определяет размер круга. Правая передняя нога заступает вокруг левой передней для завершения поворота. Посылы, подаваемые ногой с одной стороны, обеспечивают движение задней части корпуса вместе с передней.
Вариантом поворота на переду является разворот, используемый при открывании ворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается наполовину вокруг передней части, используя левую переднюю ногу в качестве оси. Она должна, в идеале, стоять на одном месте. Левая задняя нога заступает за правую заднюю ногу столько раз, сколько необходимо для полуоборота.

Уступка шенкелю
Уступка шенкелю — это боковое упражнение, при котором лошадь движется вперед боком за счет пружинистых движений ног, при этом голова слегка повернута в сторону, противоположную направлению движения. Пружинистое движение лежит в основе всех боковых упражнений. В идеале, лошадь должна двигаться параллельно сторонам манежа. Корпус слегка изгибается, шея изгибается как можно меньше, голова не наклонена. Движение должно быть ровным и последовательным. Ноги заступают одна за другую спереди и сбоку. Всадник использует свое тело для команды двигаться вперед, а шенкели — для движения боком. Повод удерживает голову в правильном положении. Внешняя нога используется для того, чтобы лошадь не пошла в неверном направлении.

Движение полубоком
Движение полубоком — это первое боковое движение, которому учатся лошади и всадники. Передняя часть корпуса слегка направлена внутрь для того, чтобы левая и правая задняя ноги стали на одну линию. Это упражнение, в отличие от движения плечом внутрь, требует меньшей собранности и изгиба тела.

Движение плечом внутрь
При боковом движении плечом внутрь лошадь идет по трем линиям, повернув голову в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по своей линии, а передняя слегка поворачивается внутрь, поэтому тело изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешняя задняя и внутренняя передняя ноги идут по одной и той же линии. Внутренняя передняя нога заступает за внешнюю.


Фигуры
Восьмерка: состоит из двух связанных равных кругов. Они соприкасаются друг с другом в центре площадки (на букве Х). Когда всадник достигает буквы Х на первом полукруге, он изменяет направление движения и делает полный круг в противоположную сторону до пересечения, на котором направление было изменено для завершения первого круга.
Полукруг влево — полукруг вправо: всадник начинает движение с середины короткой стороны манежа и делает большой полукруг. В центре манежа делается несколько шагов вперед, а затем делается полукруг с уклоном в противоположную сторону. Фигура напоминает букву S.
Изменение направления при движении буквой S: это упражнение начинается прохождением полукруга на половину манежа. Затем, после нескольких шагов вперед по прямой, направление меняется, и проходится второй полукруг.
Конечно, существует гораздо больше фигур и их комбинаций, которые можно выполнять шагом, рысью или галопом.

tamerlankm.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *