Дзюдо принципы: Философия дзюдо
Принципы дзюдо | Сайт Федерации дзюдо Самарской области. Дзюдо 63
Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.
Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.
В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:
владей инициативой в любом начинании;
внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
осмысливай полностью, действуй решительно;
знай меру;
держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.
Аси | Нога (ноги). | |
Аси-атэ | Удары ногами. | |
Аси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно ногами. | |
Аси-гарами | Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката. | |
Аси-гурума | Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу). | |
Атама | Голова. | |
Атама-атэ | Удары головой. | |
Атэми-вадза | Техника нанесения ударов в уязвимые части тела. | |
Вадза | Прием, техника. | |
Вадза-ари | Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки. | |
Гяку-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу. | |
Даки-агэ | Подъем с обхватом туловища противника. | |
Даки-вакарэ | Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками). | |
Дзюдоги | Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса. | |
Дзюдока | Борец дзюдо. | |
До-дзимэ | Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием). | |
Дэ-аси-харай | Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги). | |
Ёко-вакарэ | Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника). | |
Ёко-гакэ | Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп). | |
Ёко-гурума | Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок). | |
Ёко-отоси | Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок). | |
Ёко-сихо-гатамэ | Удержание поперек. | |
Ёко-сутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на бок. | |
Иппон | Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста. | |
Иппон-сэой-нагэ | Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки). | |
Кавадзу-гакэ | Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо. | |
Ками-сихо-гатамэ | Удержание со стороны головы. | |
Кани-басами | Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо. | |
Кансэцу-вадза | Болевые приемы на суставы. | |
Ката-гатамэ | Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой. | |
Ката-гурума | Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи). | |
Ката-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты. | |
Катамэ-вадза | Техника сковывания. | |
Ката-тэ-дзимэ | Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот. | |
Ката-ха-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо. | |
Кибису-гаэси | Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки). | |
Коси-вадза | Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом. | |
Коси-гурума | Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу). | |
Ко-сото-гакэ | Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи). | |
Ко-сото-гари | Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи. | |
Ко-ути-гари | Подсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» изнутри. | |
Ко-ути-гаэси | Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари». | |
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ | Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса. | |
Кудзурэ-кэса-гатамэ | Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ. | |
Кудзуси | Выведение из равновесия. | |
Кумиката | Захват. | |
Кутики-таоси | Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева). | |
Кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы. | |
Масутэми-вадза | Приемы, проводимые с падением атакующего на спину. | |
Моро-тэ-гари | Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя). | |
Нагэ-вадза | Техника бросков, броски. | |
Нами-дзюдзи-дзимэ | Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз. | |
Оби-отоси | Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс). | |
О-госи | Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом. | |
О-гурума | Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо). | |
Окури-аси-харай | Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника). | |
Окури-эри-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов. | |
Осаэкоми-вадза | Удержания. | |
О-сото-гари | Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи. | |
О-сото-гаэси | Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок. | |
О-сото-гурума | Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо). | |
О-сото-маки-коми | Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок). | |
О-сото-отоси | Задняя подножка. | |
О-ути-гари | Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри. | |
О-ути-гаэси | Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок. | |
Рё-тэ-дзимэ | Удушающий прием обеими руками. | |
Санкаку-дзимэ | Удушающий прием ногами «треугольником». | |
Сасаэ-цури-коми-аси | Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх. | |
Сидо | Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника. | |
Симэ-вадза | Техника удушающих приемов. | |
Синтай | Техника передвижения. | |
Сисэй | Стойка. | |
Содэ-гурума-дзимэ | Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки. | |
Содэ-цури-коми-госи | Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота). | |
Сото-маки-коми | Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи). | |
Сукуи-нагэ | Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног). | |
Суми-гаэси | Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла). | |
Суми-отоси | Выведение из равновесия толчком назад. | |
Сутэми-вадза | Броски, проводимые с падением атакующего. | |
Сэой-нагэ | Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину). | |
Сэой-отоси | Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину). | |
Тавара-гаэси | Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем. | |
Тай-отоси | Передняя подножка (сбрасывание с туловища). | |
Тай-сабаки | Повороты и развороты. | |
Тани-отоси | Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину) | |
Татами | Площадка для борьбы размером 10Х10 метров. | |
Тати-вадза | Броски из стойки. | |
Татэ-сихо-гатамэ | Удержание верхом. | |
Томоэ-нагэ | Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения). | |
Тори | Проводящий прием. | |
Тэ | Рука (до запястья). | |
Тэ-вадза | Приемы, проводимые преимущественно руками. | |
Тюи | Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника. | |
Удэ | Рука (руки). | |
Удэ-атэ | Удары руками. | |
Удэ-гарами | Болевой прием — узел руки. | |
Удэ-хисиги | Болевой прием — рычаг локтя. | |
Удэ-хисиги-аси-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги. | |
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку. | |
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног. | |
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником». | |
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку. | |
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками. | |
Удэ-хисиги-хара-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот. | |
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ | Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена. | |
Уки-вадза | Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной). | |
Уки-гатамэ | Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя. | |
Уки-госи | Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной). | |
Уки-отоси | Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной). | |
Укэ | Атакуемый. | |
Укэми | Приемы самостраховки при падениях. | |
Ура-нагэ | Бросок через грудь (бросок за свою спину). | |
Усиро-госи | Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади). | |
Ути-маки-коми | Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри. | |
Ути-мата | Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри). | |
Ути-мата-гаэси | Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок. | |
Ути-мата-маки-коми | Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). | |
Ути-мата-сукаси | Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия. | |
Уцури-госи | Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро». | |
Хадака-дзимэ | Удушающий прием сзади плечом и предплечьем. | |
Хансоку | Дисквалификация дзюдоиста. | |
Ханэ-госи | Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника). | |
Ханэ-госи-гаэси | Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок. | |
Ханэ-маки-коми | Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи). | |
Харай-госи | Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги). | |
Харай-госи-гаэси | Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок. | |
Харай-маки-коми | Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок). | |
Харай-цури-коми-аси | Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции). | |
Хидза-гурума | Подсечка в колено (колесо через колено). | |
Хики-коми-гаэси | Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо. | |
Хон-кэса-гатамэ | Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ) | |
Цубамэ-гаэси | Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки). | |
Цуккоми-дзимэ | Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты. | |
Цури-госи | Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх). | |
Цури-коми-госи | Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции). | |
Шидо | (прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника. | |
Юко | Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании. | |
Яма-араси | Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот. |
Философия дзюдо
Человек всегда боролся: сначала это была необходимость выживать в суровых условиях жизни, борясь за кусок пищи, за право продолжить род. Борьба была возможностью продемонстрировать своё превосходство в боевых и соревновательных поединках. Сейчас борьба, кроме военно-прикладного значения, стала средством реализации избыточной энергии и прекрасным способом самореализации и воспитания.
Своим происхождением дзюдо обязано многовековой традиции боевого единоборства, сформировавшегося и развившегося в различных школах дзю-дзюцу (искажённое название «джиу-джитсу») средневековой Японии. Дзю-дзюцу («Искусство мягкости») зародилось в Японии как система ведения борьбы без оружия, являлось привилегией самураев и с 1650 года изучалось в японских самурайских школах.
Древняя легенда гласит, что врач и один из известнейших приверженцев борьбы «дзю-дзюцу» Акияма Сиробэй наблюдал за сильным снегопадом. Снег падал большими хлопьями и вот под его тяжестью хрустнула и сломалась ветка сосны, а веточка сакуры всё ниже и ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с неё и ветка выпрямилась. «Поддаться, чтобы потом победить!» — воскликнул Акияма и этот принцип стал основополагающим во многих японских единоборствах и в дзюдо в частности.
Спустя много лет, 28 октября 1860 года, в местечке Микаге, неподалеку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он — Дзигоро Кано — станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы дзюдо.
С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Обладая огромной силой воли Д. Кано с усердством овладевал приёмами «дзю-дзютсу», он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить…» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.
По современным меркам, Дзигоро начал приобщаться к единоборствам достаточно поздно — ему исполнилось уже 17 лет. Вставал он очень рано. Часто с восходом солнца шел на тренировку, а затем на занятия в университет. Оттуда он опять возвращался в зал, чтобы уже самому тренировать группы начинающих.
Датой рождения дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан» (иероглиф «Кодо» означает «проповедовать истину», а «Кан» — «встреча»).
Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие их приемы и исключив опасные для жизни, он создал свою новую систему единоборства. Дзюдо – два иероглифа, означающие «мягкий путь».
Дзигоро Кано выделял 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:
- Владей инициативой в любом начинании;
- Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
- Осмысливай полностью, действуй решительно;
- Знай меру;
- Держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.
Также Дзигоро Кано разработал клятву учеников Кодокана, которые подписывали её, обмакивая кисточку в собственную кровь:
- Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
- Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» (зала дзюдо).
- Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
- Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
- Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.
Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:
Вежливость
Смелость
Искренность
Честность
Скромность
Самоконтроль
Верность в дружбе
Уважение к окружающим
В тот же день двое лучших учеников школы, Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, получили черные пояса как символ достижения первой мастерской степени.
Существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету — знание) отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства.
Дзюдо до настоящего времени хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести, воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.
Клятва дзюдоистов:
Встав на путь ДЗЮДО и принимая Присягу Чести, Достоинства и Мужества, торжественно клянемся:
- Заниматься Дзюдо бескорыстно, закаляя тело и воспитывая дух, стремясь к самосовершенствованию личности.
Клянемся! - Уважать и почитать своих родителей, учителей и старших, проявлять заботу о младших, быть вежливым.
Клянемся! - Следовать высшим идеалам и никогда не забывать истинную добродетель скромности и искренности
Клянемся! - Быть внимательным, инициативным и честным, стремиться к мудрости и силе
Клянемся! - Беречь, уважать и защищать своё имя, традиции своего общества и знамя своей страны.
Клянемся
Принципы дзюдо, Кендзи Томики
Кендзи Томики родился 15 марта 1900 года. член Специального руководящего комитета Кодокана и официальный представитель Всеяпонской федерации дзюдо. В 1971 году ему был присвоен 8-й дан по кодокан дзюдо. Кенджи Томики умер 25 декабря 1979 года. Содержание1. Физическая культура2. Сидзентай (естественная поза) 3. Вежливость 4. Сен (инициатива) 5. Кудзуси (нарушение равновесия) 6. Стабильность 7. Дзю-но-ри (принцип мягкости) 1. Дзюдо как Физическая подготовкаОсновополагающим принципом занятий спортом является выполнение упражнений пропорционально физической силе. Дзюдо как игра относится к файтингу и поэтому часто предполагает все аспекты интенсивного силового подвига, требующего напряженных усилий. Однако в практике дзюдо это зло можно предотвратить с помощью ката (форм). То есть ката позволяет ученику дзюдо регулировать количество упражнений в соответствии с его физической силой и возрастом, и все же оно полностью эффективно как в отношении интереса, так и пользы. Дзюдо включает следующие три пункта в своей цели с физической стороны:
С точки зрения спортивной физиологии эти качества коррелируют друг с другом, и телесная деятельность в упражнениях дзюдо лучше всего приспособлена к эти требования. 2. Естественная поза (шизентай)сидзентай , или естественная поза, представляет собой позу человека, стоящего спокойно с головой и верхней частью туловища в вертикальном положении, руки свободно свисают, а ноги не такие твердые и широко расставленные. Это описание правильной позы с точки зрения ее формы, но оно имеет более глубокое и широкое значение. При сохранении этой позы можно считать, что 1) тело сохраняет устойчивость и не падает и 2) поскольку конечности остаются мягкими, они могут в любой момент перейти к любому действию. В предыдущем абзаце естественная поза объясняется как поза стоя. Однако, если внешняя форма или поза не принимается во внимание, а естественная поза представляет собой такое положение тела, которое способно отразить атаку противника и, более того, перейти в наступление всякий раз, когда в защите противника появляется брешь, то можно сказать, что естественная поза возможна не только в положении стоя, но и в положении сидя или лежа. На самом деле, в соревнованиях по дзюдо упавший участник не обязательно бьют. Наоборот, он может атаковать своего противника, лежа на матах. На самом деле естественная поза — это положение тела, которое всегда способно взять на себя инициативу. Есть старое выражение «Движение в покое». Это означает, что покой чреват движением как бесконечной активностью, поэтому он указывает на принцип естественной позы. Функционируя таким образом, естественная поза обязательно должна быть изучена с ментальной точки зрения, и с давних времен здесь хранились высшие секреты джиу-джитсу . 3. ВежливостьВежливость — это формальное проявление духа уважения. В духе уважения мы признаем достоинство чужой личности. Другими словами, это дух жизни в гармонии друг с другом в общественной жизни. В соревнованиях по дзюдо участники должны стоять лицом друг к другу в правильной позе, должным образом смотреть друг на друга и проявлять умеренность в своих действиях. Таким образом, они находятся в состоянии гармонии, в котором они никогда не бросают вызов друг другу и сохраняют достоинство личности. Отсюда учат, что упражнения в дзюдо должны начинаться с вежливости и заканчиваться вежливостью. 4. Инициатива (Сен)Во всех спортивных видах спорта для победы необходимо превзойти соперника в умственной силе, техническом мастерстве и физической силе. Эти три фактора должны быть объединены для достижения господства над противником. Мастерство приводится в действие в виде различных приемов, и хотя их великое множество, их можно суммировать и свести к одному слову sen (инициатива или ведение). В старом densho (книги секретных принципов) способ проявления инициативы объясняется в три этапа.
Таким образом, секреты победы заключаются в том, чтобы взять инициативу в свои руки, а в том, чтобы опередить противника, включаются следующие факторы:
5. Нарушение равновесия (кудзуши)
атаки и как достигается победа. В этом разделе по принципу кудзуши (нарушение позы) он покажет, как это, что один побежден. Ибо, чтобы прояснить теорию победы, нужно в то же время знать теорию поражения. Кодокан дзюдо обнаружил, что принцип техник (либо голыми кулаками, либо с использованием оружия, такого как меч, копье, дубина и т. д.) старой школы дзю-дзюцу состоит в том, чтобы сломать состояние тела, потерявшего равновесие. Это называется кудзуре-но-дзотай (состояние нарушенного равновесия). Иногда противник сам теряет равновесие, а иногда вы положительно нарушаете равновесие противника, приводя его в уязвимое положение. В дзюдо каждый прием разбирается на цукури (подготовительное действие) и какэ (атака). Подготовительное действие далее делится на айтэ-но-цукури (подготовка противника) и джибун-но-цукури (подготовка себя). Подготовка противника состоит в том, чтобы вывести противника из равновесия перед выполнением приема и поставить его в положение, в котором его будет легко применить. При этом сам борец должен находиться в позе и положении, в которых легко применить прием. Это подготовка себя. Изящество приемов дзюдо заключается не в действии исполнительских приемов, а скорее в мастерстве, с которым проводится предварительная подготовка. Это была дальновидная и оригинальная идея основателя Кодокан Дзюдо, который анализировал технику, применяемую в одно мгновение, и придавал большое значение изучению и практике подготовительных действий. В случае подготовки противника необходимо изучить теорию и практику принципа нарушения равновесия, а в отношении подготовки себя необходимо изучить естественную позу, а также теорию и практику ma-ai (космическое состояние). 6. УстойчивостьЦентр тяжести тела человека в положении стоя находится почти в подчревной области. Когда перпендикулярная линия, проведенная из центра тяжести, проходит через точку опоры или середину основания, образованного двумя ступнями, осанка человека стабилизируется. Человек готов упасть, когда его тело раскачивается вперед-назад или из стороны в сторону, а перпендикулярная линия, проведенная из центра тяжести, отходит от точки опоры. Однако когда тело живого человека теряет равновесие, он пытается его восстановить. Хотя центр тяжести колеблется, он может сохранять прямое положение. В случае, если центр тяжести стоящего человека резко колеблется и он не может сохранять устойчивость, он поддерживает свое тело, выставляя ногу вперед в том направлении, в котором стремится центр тяжести. Короче говоря, поза стоящего человека кажется на первый взгляд неустойчивой, но равновесие ловко удерживается правильными шагами. Если какая-то внешняя сила воздействует на человека в тот момент, когда он теряет равновесие, он сразу же падает, как описано ниже 9.0007
7. Принцип Мягкости (Дзю-но-ри)В предыдущих разделах утверждалось, что мы никогда не побеждены, если сохраняем правильную осанку и присутствие духа, а при выполнении движений и действий используем тело естественным и разумным образом. Также было показано, как легко мы теряем равновесие, когда теряем равновесие тела. Затем мы должны научиться тому, как эти два принципа следует применять на практике в соревнованиях по дзюдо, а именно, как обращаться с силой противника, когда она применяется к нам, и добиваться окончательной победы. Правила этой деятельности называются дзю-но-ри, или принцип мягкости. а. Принцип мягкости с точки зрения отношения силыПри встрече с противником существуют различные способы применения принципа мягкости против силы, применяемой к нам. Поединок может проводиться в положении стоя или иногда в положении лежа. Существуют также различные виды техник, такие как техники положения стоя, техники лежачей позы, техники удержания, техники удушения, а также сгибания и скручивания суставов. Для того, чтобы полностью использовать техники в соответствующих ситуациях, необходимо применять принцип мягкости. Что же такое принцип мягкости? В приемах из положения стоя борец не действует против силы, приложенной противником, а, следуя ей, использует силу и пытается нарушить позу противника. Например, когда вы и ваш противник противостоите друг другу с некоторым интервалом, и он делает шаг вперед и толкает вас в грудь рукой, вы тоже делаете шаг назад, вместо того, чтобы действовать против него, и вы не почувствуете сопротивления противника. сила противника. Если в это время ваш шаг назад окажется длиннее, чем шаг противника вперед, его равновесие будет нарушено его собственной силой, и вы сможете бросить его вниз вперед, потянув за руку, которую он выставил вперед. Если, опять же, соперник дернет вас за передний лацкан, то вы можете таким же образом сбросить его вниз, двигаясь вперед вслед за тягой. Короче говоря, принцип состоит в том, чтобы тянуть в ответ на толчок противника и толкать в ответ на его притяжение. Другими словами, уступая силе воздействия противника на вас, вы нарушаете его равновесие, нанося удары в слабое место его позы. В этом случае будет эффективнее увернуться от толчка и подтянуть противника, воспользовавшись этой возможностью, чем отступать в направлении толчка и подтягивания противника. Направление движения противника смещается вокруг вас, и противнику не только приходится делать больше движений, чем вам, но и он может потерять равновесие частично из-за действия центробежной силы. Среди специалистов по дзюдо есть поговорка: «Двигайся в ответ на толчок». Следя за действиями соперника, ты всегда должен совершать движения так, чтобы вести соперника вокруг себя и нарушать баланс его позы9.0007 Этот принцип мягкости означает в широком смысле действие, направленное на поддержание вашей инициативы против сопротивления и препятствий, возникающих из окружения. Манеры принимать позу, делать шаги и двигаться, как учили в соответствии с принципом естественной позы, указывает на то, что действия, направленные против всякого сопротивления, должны следовать принципу мягкости. Что касается случая, когда ваше тело теряет равновесие и вы, наконец, падаете, то при падении с разбивкой придуманы средства защиты вашего тела от удара о землю. Это также применение принципа мягкости. Как было подробно объяснено в другом месте, когда ваше собственное тело вот-вот упадет, вы должны округлиться и упасть вместо того, чтобы сопротивляться импульсу, в то время как вы используете свои руки, чтобы защитить тело от удара о землю. Короче говоря, вы уклоняетесь от сопротивления земли, ловко уступая земному притяжению (которое действует на вас до того, как вы попадете под силу противника), и таким образом пытаетесь проявить инициативу. б. Принцип мягкости с точки зрения отношения движенияВ предыдущем отрывке было дано объяснение относительно отношения силы между собой и противником. Кроме того, оно должно быть дано из отношения движения. В схватке ваш противник развивает лихорадочную физическую активность; так что получается не так как ты хочешь. Например, вам было бы трудно нанести удар противнику в лицо, предплечье или бок, ударить его по ноге или по пояснице, потому что противник тоже не останавливается ни на мгновение. Еще труднее схватить запястье или руку противника. В старой книге секретов боевых искусств упоминаются три следующие возможности нанести удар противнику:
«Нанесение удара в начале» осуществляется, когда противник начинает действие, в котором он выходит из неподвижного состояния. Тщательное наблюдение показывает, что движение человека представляет собой последовательность покоя и движения, за покоем следует движение, а движение за покоем. Вы наносите удар противнику в момент его действия. Например, когда противник наносит удар кулаком, он должен сначала поднять его. Момент, когда он начинает поднимать кулак, и момент, когда он начинает наносить удар поднятым кулаком, называются «началом». В «нанесении удара на финише» «финиш» означает момент, когда противник нанес удар поднятым кулаком и полностью вытянутым предплечьем. «Нанесение удара по расписке» осуществляется, когда противник получил нанесенный вами удар и, намереваясь только отразить его, прекратил все другие действия. Во всех этих случаях вы пользуетесь паузой при смене одного действия на другое. Воспользовавшись тремя вышеупомянутыми случаями, вы нанесете удар, захват или парирование. Но на самом деле, вы должны быть более осторожными. Пауза при смене одного действия на другое означает момент, когда противник останавливается. Мгновение, возможно, может быть мельчайшей долей секунды, и поэтому трудно нанести удар или схватить именно это мгновение. Когда, например, вы преследуете муху или стрекозу, вы часто терпите неудачу, если пытаетесь поймать ее в тот момент, когда она на что-то садится. У вас получится, если вы поймаете его, приспособив движение руки к скорости и направлению насекомого, прежде чем оно приземлится. Таким образом, понимаешь, что для того, чтобы успешно использовать три возможности для нанесения удара, необходимо иметь практику в приспособлении ритма своих действий к ритму движения противника. Нельзя понять принцип мягкости, если не изучить это отношение ритма. Как и в случае с движением в естественной позе, можно подогнать ритм движения своего тела к ритму движения тела противника. Только тогда, когда ритм движения тела согласован, вы можете привести ритм своих ног и движений рук в соответствие с ритмом вашего противника и использовать возможность применения различных техник. Применение принципа мягкости хорошо проявляется в техниках и пяти ката (формы) ( ито школы дзю-дзюцу , которые сохранились как косики-но-ката (формы старинные) Кодокан дзюдо. Применение силы и движения тела осуществляются совершенно естественно, не вызывая никакого напряжения, и позволяют борцу взять противника под контроль, не противодействуя его силе. Движение создает великолепный и красивый ритм. В старые времена принцип кротости символизировался ветвью ивы или бамбука, которые гибки и их нелегко сломать, а также уподобляли движению волн, накатывающих на берег и отступающих на берег.0037 джиу-джитсу получили свое название от этих символов. Термин айки , используемый в айкидзюдзюцу или айкидо , означает, в конце концов, «мягкость». Восточные люди искали источник всех человеческих действий в ки (духе). Сила исходит от духа, и движение тела совершается духом. Поэтому они придавали первостепенное значение воспитанию духа. Мэн-цзы говорит: «Воля ведет дух, дух пронизывает тело». Иссаи-Чозан, древний фехтовальщик, пишет: «Дух несет разум и управляет телом». Приспособить свой дух к духу противника — значит приспособить свою силу к силе противника, и это внутреннее объяснение принципа мягкости.
judospace: Принципы дзюдоНиже я делюсь некоторыми мыслями из модуля под названием «Технические принципы дзюдо» о некоторых фундаментальных принципах дзюдо. В частности, 3 принципа дзюдо, изложенные в Illustrated Kodokan Judo, издание 1955 года; принцип мягкости, принцип максимальной эффективности и принцип взаимной выгоды. (Я руководил этим модулем в качестве приглашенного старшего лектора в Университете Англии Раскин, преподаю тренерскую награду Европейского союза дзюдо). Принцип мягкости Мы видим концепцию дзю, [柔] в дзю-дзюцу / джиу-джитсу как одно из шести боевых искусств, или року-бугэй, 6 обязательных боевых искусств для всех самураев, это; Кенджитсу (меч), Кюдзицу (стрельба из лука), Бадзицу (конь), Содзицу (копье), Ходжитсу (артиллерийская стрельба) и Джиу-джитсу (рукопашный бой). 柔, также известный как Явара. Обычно переводится как мягкость, податливость, податливость, как в примере со снегом, падающим на иву. В 700 году в Японии существовал китайский военный кодекс, «Три стратегии» Лао-Цзы, «Сан-Ряку». В этом коде мы находим фразу из четырех символов: «jū yoku sei gō». Другой способ сказать это: jū yoku gō o seisu, 柔よく剛を制す, что означает «Мягкость подчиняет твердость», что означает, что гибкость преодолевает жесткость. Как мы все знаем, техника дзюдо позволяет маленькому человеку использовать собственную силу противника, чтобы эффектно бросить его. Тем самым демонстрируя принцип «Мягкость побеждает Твердость». Действительно, именно это стремление показать захватывающую бросковую технику дзюдо мотивирует многие изменения правил международных соревнований по дзюдо, внесенные IJF в последние годы. Можно возразить, что реализация изменений правил IJF на самом деле является желанием продемонстрировать фундаментальный принцип преодоления мягкости жесткости, принцип дзю, заложенный в первом кандзи названия дзюдо. Лао-цзы иллюстрирует это фразой; «Вода самая мягкая, но она может проникать в горы и землю. Это ясно показывает принцип мягкости, побеждающей твердость». В 1922 году в возрасте 62 лет Дзигоро Кано основал Культурный совет Кодокан, Кодокан Бункакай. Это было 40-летие Кодокана. Он выбрал создание Совета по культуре для реализации двух основополагающих принципов дзюдо. Учитывая дату запуска, мы можем понять, что эти принципы были сформулированы после 40 лет размышлений о принципах дзюдо. Каждое из них выражается в виде четырехсловной фразы. Принцип максимальной эффективности seiryoku zen’yō, 精力善用, максимально эффективное использование силы, также описывается как; максимальная эффективность, минимум усилий или максимально эффективное использование физических и умственных сил. Дзигоро Кано понял, что принцип дзю сам по себе не охватывает все приемы дзюдо, например болевые приемы или атеми-вадза. Ответ заключался в том, чтобы применить свою силу наиболее эффективным способом. Этот основополагающий принцип обучения приемам дзюдо можно применять ко всем действиям в повседневной жизни. Дзюдоист учится быть эффективным в своих тренировках, эффективно использовать свое время, совмещать все тренировки с другими обязательствами в работе, учебе и отношениях. Идеи «не слишком много и не слишком мало», которые лежат в основе максимальной эффективности, также можно применять к повседневным задачам, таким как уборка. Тревор Леггетт часто приводил пример, когда карандаш держится наполовину вверх, чтобы письмо было более эффективным. (Мне посчастливилось изучать дзен под руководством Тревора Леггета в 1980-х.) Принцип взаимной выгоды jita kyōei 自他共栄, или взаимное процветание для себя и других, часто переводимое как взаимное благополучие и выгода. На открытии Кодокан Бункакай в 1922 году Кано объяснил, что сейрёку дзэнъё был необходим для обеспечения платформы для дзита кёэй. Для отдельных людей гнев, беспокойство и конфликт не являются эффективным применением их силы. На самом деле они пустая трата энергии. Для общества, если многие люди неэффективны в своей власти, общество придет в упадок. Наиболее эффективное использование власти группой зависит от их поддержки друг друга, обеспечения взаимного благополучия, и тогда все общество может извлечь выгоду из такого взаимного применения максимально эффективного использования власти. Таким образом, когда сейрёку дзэнъё применяется к обществу, оно становится джита кёэй. |