Дзюдо принципы: Философия дзюдо

Содержание

Принципы дзюдо | Сайт Федерации дзюдо Самарской области. Дзюдо 63

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни: 
владей инициативой в любом начинании;

  • внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;

  • осмысливай полностью, действуй решительно;

  • знай меру;

  • держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

  • АсиНога (ноги).
    Аси-атэУдары ногами.
    Аси-вадзаПриемы, проводимые преимущественно ногами.
    Аси-гарамиБолевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката.
    Аси-гурумаВариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу).
    АтамаГолова.
    Атама-атэУдары головой.
    Атэми-вадзаТехника нанесения ударов в уязвимые части тела.
    ВадзаПрием, техника.
    Вадза-ариВторая оценка в поединке, считается половиной «иппон».
    Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки.
    Гяку-дзюдзи-дзимэУдушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу.
    Даки-агэПодъем с обхватом туловища противника.
    Даки-вакарэБросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками).
    ДзюдогиФорма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса.
    ДзюдокаБорец дзюдо.
    До-дзимэУдушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием).
    Дэ-аси-харайБоковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги).
    Ёко-вакарэПередняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника).
    Ёко-гакэПодсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп).
    Ёко-гурумаБросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок).
    Ёко-отосиБоковая подножка на пятке (опрокидывание вбок).
    Ёко-сихо-гатамэУдержание поперек.
    Ёко-сутэми-вадзаПриемы, проводимые с падением атакующего на бок.
    ИппонВысшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста.
    Иппон-сэой-нагэБросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки).
    Кавадзу-гакэОбвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо.
    Ками-сихо-гатамэУдержание со стороны головы.
    Кани-басамиДвойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо.
    Кансэцу-вадзаБолевые приемы на суставы.
    Ката-гатамэУдержание сбоку захватом головы с ближней рукой.
    Ката-гурумаБросок через плечи, мельница (колесо через плечи).
    Ката-дзюдзи-дзимэУдушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты.
    Катамэ-вадзаТехника сковывания.
    Ката-тэ-дзимэУдушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот.
    Ката-ха-дзимэУдушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо.
    Кибису-гаэсиБросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки).
    Коси-вадзаПриемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом.
    Коси-гурумаБросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу).
    Ко-сото-гакэЗацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи).
    Ко-сото-гариПодсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи.
    Ко-ути-гариПодсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» изнутри.
    Ко-ути-гаэсиОтветный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари».
    Кудзурэ-ками-сихо-гатамэВариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса.
    Кудзурэ-кэса-гатамэОбратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ.
    КудзусиВыведение из равновесия.
    КумикатаЗахват.
    Кутики-таосиБросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева).
    Кэса-гатамэУдержание сбоку захватом руки и головы.
    Масутэми-вадзаПриемы, проводимые с падением атакующего на спину.
    Моро-тэ-гариБросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя).
    Нагэ-вадзаТехника бросков, броски.
    Нами-дзюдзи-дзимэУдушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз.
    Оби-отосиПереворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс).
    О-госиАмплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом.
    О-гурумаБросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо).
    Окури-аси-харайПодсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника).
    Окури-эри-дзимэУдушающий прием сзади захватом разноименных отворотов.
    Осаэкоми-вадзаУдержания.
    О-сото-гариОтхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи.
    О-сото-гаэсиОтветный (контр) прием от отхвата, контрбросок.
    О-сото-гурумаОтхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
    О-сото-маки-комиОтхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок).
    О-сото-отосиЗадняя подножка.
    О-ути-гариЗацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри.
    О-ути-гаэсиОтветный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок.
    Рё-тэ-дзимэУдушающий прием обеими руками.
    Санкаку-дзимэУдушающий прием ногами «треугольником».
    Сасаэ-цури-коми-асиПередняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх.
    СидоЗамечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника.
    Симэ-вадзаТехника удушающих приемов.
    Синтай Техника передвижения.
    СисэйСтойка.
    Содэ-гурума-дзимэУдушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки.
    Содэ-цури-коми-госиБросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота).
    Сото-маки-комиБросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи).
    Сукуи-нагэПередний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног).
    Суми-гаэсиБросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла).
    Суми-отосиВыведение из равновесия толчком назад.
    Сутэми-вадзаБроски, проводимые с падением атакующего.
    Сэой-нагэБросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину).
    Сэой-отосиБросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину).
    Тавара-гаэсиБросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем.
    Тай-отосиПередняя подножка (сбрасывание с туловища).
    Тай-сабакиПовороты и развороты.
    Тани-отосиПодножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
    ТатамиПлощадка для борьбы размером 10Х10 метров.
    Тати-вадзаБроски из стойки.
    Татэ-сихо-гатамэУдержание верхом.
    Томоэ-нагэБросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения).
    ТориПроводящий прием.
    ТэРука (до запястья).
    Тэ-вадзаПриемы, проводимые преимущественно руками.
    ТюиЗамечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника.
    УдэРука (руки).
    Удэ-атэУдары руками.
    Удэ-гарамиБолевой прием — узел руки.
    Удэ-хисигиБолевой прием — рычаг локтя.
    Удэ-хисиги-аси-гатамэБолевой прием — рычаг локтя с помощью ноги.
    Удэ-хисиги-ваки-гатамэБолевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку.
    Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэБолевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног.
    Удэ-хисиги-санкаку-гатамэБолевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником».
    Удэ-хисиги-тэ-гатамэБолевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку.
    Удэ-хисиги-удэ-гатамэБолевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками.
    Удэ-хисиги-хара-гатамэБолевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот.
    Удэ-хисиги-хидза-гатамэБолевой прием — рычаг локтя при помощи колена.
    Уки-вадзаПередняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной).
    Уки-гатамэУдержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя.
    Уки-госиБросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной).
    Уки-отосиВыведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной).
    УкэАтакуемый.
    УкэмиПриемы самостраховки при падениях.
    Ура-нагэБросок через грудь (бросок за свою спину).
    Усиро-госиПодсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади).
    Ути-маки-комиБросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри.
    Ути-матаПодхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри).
    Ути-мата-гаэсиОтветный прием от подхвата изнутри, контрбросок.
    Ути-мата-маки-комиПодхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок).
    Ути-мата-сукасиОтветный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия.
    Уцури-госиПодсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро».
    Хадака-дзимэУдушающий прием сзади плечом и предплечьем.
    ХансокуДисквалификация дзюдоиста.
    Ханэ-госиПодсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника).
    Ханэ-госи-гаэсиОтветный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок.
    Ханэ-маки-комиБросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи).
    Харай-госиПодхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги).
    Харай-госи-гаэсиОтветный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок.
    Харай-маки-комиБросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок).
    Харай-цури-коми-асиПередняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции).
    Хидза-гурумаПодсечка в колено (колесо через колено).
    Хики-коми-гаэсиБросок в сторону с падением после захвата руки под плечо.
    Хон-кэса-гатамэУдержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)
    Цубамэ-гаэсиКонтрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки).
    Цуккоми-дзимэУдушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты.
    Цури-госиБросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх).
    Цури-коми-госиБросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции).
    Шидо(прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника.
    ЮкоТретья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании.
    Яма-арасиПередний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.

    Философия дзюдо

    Человек всегда боролся: сначала это была необходимость выживать в суровых условиях жизни, борясь за кусок пищи, за право продолжить род. Борьба была возможностью продемонстрировать своё превосходство в боевых и соревновательных поединках. Сейчас борьба, кроме военно-прикладного значения, стала средством реализации избыточной энергии и прекрасным способом самореализации и воспитания.

    Своим происхождением дзюдо обязано многовековой традиции боевого единоборства, сформировавшегося и развившегося в различных школах дзю-дзюцу (искажённое название «джиу-джитсу») средневековой Японии. Дзю-дзюцу («Искусство мягкости») зародилось в Японии как система ведения борьбы без оружия, являлось привилегией самураев и  с 1650 года изучалось в японских самурайских школах.

    Древняя легенда гласит, что врач и один из известнейших приверженцев борьбы «дзю-дзюцу» Акияма Сиробэй наблюдал за сильным снегопадом. Снег падал большими хлопьями и вот под его тяжестью хрустнула и сломалась ветка сосны, а веточка сакуры всё ниже и ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с неё и ветка выпрямилась. «Поддаться, чтобы потом победить!» — воскликнул Акияма и этот принцип стал основополагающим во многих японских единоборствах и в дзюдо в частности.

    Спустя много лет, 28 октября 1860 года, в местечке Микаге, неподалеку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он — Дзигоро Кано — станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы дзюдо.

    С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Обладая огромной силой воли Д. Кано с усердством овладевал приёмами «дзю-дзютсу», он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить…» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

    По современным меркам, Дзигоро начал приобщаться к единоборствам достаточно поздно — ему исполнилось уже 17 лет. Вставал он очень рано. Часто с восходом солнца шел на тренировку, а затем на занятия в университет. Оттуда он опять возвращался в зал, чтобы уже самому тренировать группы начинающих.

    Датой рождения дзюдо считается май 1882 года.  В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан» (иероглиф «Кодо» означает «проповедовать истину», а «Кан» — «встреча»).

    Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие их приемы и исключив опасные для жизни, он создал свою новую систему единоборства. Дзюдо – два иероглифа, означающие «мягкий путь».

    Дзигоро Кано выделял 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:

    1. Владей инициативой в любом начинании;
    2. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
    3. Осмысливай полностью, действуй решительно;
    4. Знай меру;
    5. Держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

    Также Дзигоро Кано разработал клятву учеников Кодокана, которые подписывали её, обмакивая кисточку в собственную кровь:

    1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
    2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» (зала дзюдо).
    3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
    4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
    5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

    Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:


    Вежливость

    Смелость
    Искренность
    Честность
    Скромность
    Самоконтроль
    Верность в дружбе
    Уважение к окружающим

    В тот же день двое лучших учеников школы, Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, получили черные пояса как символ достижения первой мастерской степени.

    Существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету — знание) отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снова надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства.

    Дзюдо до настоящего времени хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести, воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

    Клятва дзюдоистов:


    Встав на путь ДЗЮДО и принимая Присягу Чести, Достоинства и Мужества, торжественно клянемся:
    • Заниматься Дзюдо бескорыстно, закаляя тело и воспитывая дух, стремясь к самосовершенствованию личности.
      Клянемся!
    • Уважать и почитать своих родителей, учителей и старших, проявлять заботу о младших, быть вежливым.
      Клянемся!
    • Следовать высшим идеалам и никогда не забывать истинную добродетель скромности и искренности
      Клянемся!
    • Быть внимательным, инициативным и честным, стремиться к мудрости и силе
      Клянемся!
    • Беречь, уважать и защищать своё имя, традиции своего общества и знамя своей страны.
      Клянемся

    Принципы дзюдо, Кендзи Томики

    Кендзи Томики родился 15 марта 1900 года. член Специального руководящего комитета Кодокана и официальный представитель Всеяпонской федерации дзюдо. В 1971 году ему был присвоен 8-й дан по кодокан дзюдо. Кенджи Томики умер 25 декабря 1979 года.

    Содержание

    1. Физическая культура

    2. Сидзентай (естественная поза)
    3. Вежливость
    4. Сен (инициатива)
    5. Кудзуси (нарушение равновесия)
    6. Стабильность
    7. Дзю-но-ри (принцип мягкости)

    1. Дзюдо как Физическая подготовка

    Основополагающим принципом занятий спортом является выполнение упражнений пропорционально физической силе. Дзюдо как игра относится к файтингу и поэтому часто предполагает все аспекты интенсивного силового подвига, требующего напряженных усилий. Однако в практике дзюдо это зло можно предотвратить с помощью ката (форм). То есть ката позволяет ученику дзюдо регулировать количество упражнений в соответствии с его физической силой и возрастом, и все же оно полностью эффективно как в отношении интереса, так и пользы.

    Дзюдо включает следующие три пункта в своей цели с физической стороны:

    • Прочность (придание устойчивости, эластичности и выносливости мышцам)
    • Гибкость (придание подвижности позвоночнику и другим суставам вместе с полной эластичностью мышцы)
    • Ловкость (ускорение работы двигательных нервов и придание движениям проворности и уверенности)

    С точки зрения спортивной физиологии эти качества коррелируют друг с другом, и телесная деятельность в упражнениях дзюдо лучше всего приспособлена к эти требования.

    2. Естественная поза (шизентай)

    сидзентай , или естественная поза, представляет собой позу человека, стоящего спокойно с головой и верхней частью туловища в вертикальном положении, руки свободно свисают, а ноги не такие твердые и широко расставленные. Это описание правильной позы с точки зрения ее формы, но оно имеет более глубокое и широкое значение. При сохранении этой позы можно считать, что 1) тело сохраняет устойчивость и не падает и 2) поскольку конечности остаются мягкими, они могут в любой момент перейти к любому действию.

    В предыдущем абзаце естественная поза объясняется как поза стоя. Однако, если внешняя форма или поза не принимается во внимание, а естественная поза представляет собой такое положение тела, которое способно отразить атаку противника и, более того, перейти в наступление всякий раз, когда в защите противника появляется брешь, то можно сказать, что естественная поза возможна не только в положении стоя, но и в положении сидя или лежа. На самом деле, в соревнованиях по дзюдо упавший участник не обязательно бьют. Наоборот, он может атаковать своего противника, лежа на матах. На самом деле естественная поза — это положение тела, которое всегда способно взять на себя инициативу.

    Есть старое выражение «Движение в покое». Это означает, что покой чреват движением как бесконечной активностью, поэтому он указывает на принцип естественной позы. Функционируя таким образом, естественная поза обязательно должна быть изучена с ментальной точки зрения, и с давних времен здесь хранились высшие секреты джиу-джитсу .

    3. Вежливость

    Вежливость — это формальное проявление духа уважения. В духе уважения мы признаем достоинство чужой личности. Другими словами, это дух жизни в гармонии друг с другом в общественной жизни. В соревнованиях по дзюдо участники должны стоять лицом друг к другу в правильной позе, должным образом смотреть друг на друга и проявлять умеренность в своих действиях. Таким образом, они находятся в состоянии гармонии, в котором они никогда не бросают вызов друг другу и сохраняют достоинство личности. Отсюда учат, что упражнения в дзюдо должны начинаться с вежливости и заканчиваться вежливостью.

    4. Инициатива (Сен)

    Во всех спортивных видах спорта для победы необходимо превзойти соперника в умственной силе, техническом мастерстве и физической силе. Эти три фактора должны быть объединены для достижения господства над противником. Мастерство приводится в действие в виде различных приемов, и хотя их великое множество, их можно суммировать и свести к одному слову sen (инициатива или ведение).

    В старом densho (книги секретных принципов) способ проявления инициативы объясняется в три этапа.

    • Сен-сен-но-сен (высшая инициатива). Превосходящая инициатива проявляется в деликатной ситуации, когда человек противостоит противнику, намеревающемуся атаковать, и овладевает им, тонко угадывая его менталитет и упреждая его действия. Это высшая ступень умственного развития в любом военном искусстве, и считается, что ее нелегко достичь. Но если вы вдумаетесь в это более глубоко, то обнаружите, что уже слишком поздно пытаться получить власть над чем-либо, когда оно приняло конкретную форму, и вы должны заранее иметь умственную готовность сдерживать его. Для этой цели необходимо научиться поддерживать открытость и безмятежность ума, что выражается в старинном выражении: «Чистый, как безупречное зеркало, и спокойный, как стоячая вода». Лао-цзы учит этому почти божественному состоянию ума в следующих словах: «Небесный путь — побеждать без раздора».
    • Сен (по инициативе). Это делается для того, чтобы упредить вашего противника, начав действие до того, как он начнет атаковать вас.
    • Ато-но-сен (инициатива в защите). Это не для того, чтобы угадать менталитет вашего противника и проверить его действия до того, как они будут совершены, а для того, чтобы начать действия в защите в тот момент, когда вы почувствуете наступление противника. Он заключается в том, чтобы избежать атаки противника в тот момент, когда она вот-вот будет направлена ​​на вас, и провести контратаку, воспользовавшись паузой в движении вашего противника и нарушением его позы. Человек, проявляющий инициативу в защите, противостоит нападению противника и парирует или предотвращает его. Судя по всему, это оборонительный ход. Чтобы в последний момент отразить нападение противника и восстановить свои позиции, нужно сохранять моральный настрой инициативы, чтобы не быть побежденным противником.

    Таким образом, секреты победы заключаются в том, чтобы взять инициативу в свои руки, а в том, чтобы опередить противника, включаются следующие факторы:

    • Во-первых, это глаза. Издревле говорят, что в схватке главное — это «во-первых, глаза, во-вторых, ноги, в-третьих, мужество и, в-четвертых, сила». Говорят, что глаза — это зеркало ума. Они являются указателем вашего ума. Где устремлены глаза, там сосредоточен ум и, естественно, привлекается воля.
    • Вторым по важности является поза. В более широком смысле это телесное отношение. Это подготовительная поза либо к атаке, либо к защите. Поэтому, если правильная поза не поддерживается должным образом, не только невозможно воспользоваться любой возможностью для атаки противника, но и ваша поза будет нарушена, и вы получите удар.
    • Третье движение. Даже если вы поддерживаете правильную осанку или телесное положение, вы не сможете достичь своей цели, если ваши движения и действия не будут соответствовать правилам.
    • Четвертое — состояние пространства. Он состоит из вашего расстояния, направления и позиции по отношению к вашему противнику. Очень важно изучить принципы состояния пространства, потому что из этого изучения вы поймете секретный принцип «сражаться после того, как сначала одержите верх над противником».

    5. Нарушение равновесия (кудзуши)

    Кендзи Томики, выполнение удэ гарами

    атаки и как достигается победа. В этом разделе по принципу кудзуши (нарушение позы) он покажет, как это, что один побежден. Ибо, чтобы прояснить теорию победы, нужно в то же время знать теорию поражения. Кодокан дзюдо обнаружил, что принцип техник (либо голыми кулаками, либо с использованием оружия, такого как меч, копье, дубина и т. д.) старой школы дзю-дзюцу состоит в том, чтобы сломать состояние тела, потерявшего равновесие. Это называется кудзуре-но-дзотай (состояние нарушенного равновесия). Иногда противник сам теряет равновесие, а иногда вы положительно нарушаете равновесие противника, приводя его в уязвимое положение. В дзюдо каждый прием разбирается на цукури (подготовительное действие) и какэ (атака). Подготовительное действие далее делится на айтэ-но-цукури (подготовка противника) и джибун-но-цукури (подготовка себя). Подготовка противника состоит в том, чтобы вывести противника из равновесия перед выполнением приема и поставить его в положение, в котором его будет легко применить. При этом сам борец должен находиться в позе и положении, в которых легко применить прием. Это подготовка себя.

    Изящество приемов дзюдо заключается не в действии исполнительских приемов, а скорее в мастерстве, с которым проводится предварительная подготовка. Это была дальновидная и оригинальная идея основателя Кодокан Дзюдо, который анализировал технику, применяемую в одно мгновение, и придавал большое значение изучению и практике подготовительных действий. В случае подготовки противника необходимо изучить теорию и практику принципа нарушения равновесия, а в отношении подготовки себя необходимо изучить естественную позу, а также теорию и практику ma-ai (космическое состояние).

    6. Устойчивость

    Центр тяжести тела человека в положении стоя находится почти в подчревной области. Когда перпендикулярная линия, проведенная из центра тяжести, проходит через точку опоры или середину основания, образованного двумя ступнями, осанка человека стабилизируется.

    Человек готов упасть, когда его тело раскачивается вперед-назад или из стороны в сторону, а перпендикулярная линия, проведенная из центра тяжести, отходит от точки опоры. Однако когда тело живого человека теряет равновесие, он пытается его восстановить. Хотя центр тяжести колеблется, он может сохранять прямое положение. В случае, если центр тяжести стоящего человека резко колеблется и он не может сохранять устойчивость, он поддерживает свое тело, выставляя ногу вперед в том направлении, в котором стремится центр тяжести. Короче говоря, поза стоящего человека кажется на первый взгляд неустойчивой, но равновесие ловко удерживается правильными шагами. Если какая-то внешняя сила воздействует на человека в тот момент, когда он теряет равновесие, он сразу же падает, как описано ниже 9.0007

    • Тело легко падает, когда что-то мешает стопе, поставленной в направлении, в котором тяготеет центр тяжести, напр. г., когда выставленная стопа натыкается на камешек.
    • Когда равновесие тела теряется, время, когда центр тяжести теряется, короче, чем время, необходимое для того, чтобы периферический орган чувств сообщил о потере равновесия тела нервному центру, а последний дал команду стопе мышцы через нерв стопы, чтобы поставить ногу вперед; например, когда тело наклоняется вперед и падает вперед из-за внезапной силы, приложенной сзади, что не дает человеку времени поставить ногу вперед.

    7. Принцип Мягкости (Дзю-но-ри)

    В предыдущих разделах утверждалось, что мы никогда не побеждены, если сохраняем правильную осанку и присутствие духа, а при выполнении движений и действий используем тело естественным и разумным образом. Также было показано, как легко мы теряем равновесие, когда теряем равновесие тела. Затем мы должны научиться тому, как эти два принципа следует применять на практике в соревнованиях по дзюдо, а именно, как обращаться с силой противника, когда она применяется к нам, и добиваться окончательной победы. Правила этой деятельности называются дзю-но-ри, или принцип мягкости.

    а. Принцип мягкости с точки зрения отношения силы

    При встрече с противником существуют различные способы применения принципа мягкости против силы, применяемой к нам. Поединок может проводиться в положении стоя или иногда в положении лежа. Существуют также различные виды техник, такие как техники положения стоя, техники лежачей позы, техники удержания, техники удушения, а также сгибания и скручивания суставов. Для того, чтобы полностью использовать техники в соответствующих ситуациях, необходимо применять принцип мягкости.

    Что же такое принцип мягкости? В приемах из положения стоя борец не действует против силы, приложенной противником, а, следуя ей, использует силу и пытается нарушить позу противника. Например, когда вы и ваш противник противостоите друг другу с некоторым интервалом, и он делает шаг вперед и толкает вас в грудь рукой, вы тоже делаете шаг назад, вместо того, чтобы действовать против него, и вы не почувствуете сопротивления противника. сила противника. Если в это время ваш шаг назад окажется длиннее, чем шаг противника вперед, его равновесие будет нарушено его собственной силой, и вы сможете бросить его вниз вперед, потянув за руку, которую он выставил вперед. Если, опять же, соперник дернет вас за передний лацкан, то вы можете таким же образом сбросить его вниз, двигаясь вперед вслед за тягой. Короче говоря, принцип состоит в том, чтобы тянуть в ответ на толчок противника и толкать в ответ на его притяжение. Другими словами, уступая силе воздействия противника на вас, вы нарушаете его равновесие, нанося удары в слабое место его позы. В этом случае будет эффективнее увернуться от толчка и подтянуть противника, воспользовавшись этой возможностью, чем отступать в направлении толчка и подтягивания противника. Направление движения противника смещается вокруг вас, и противнику не только приходится делать больше движений, чем вам, но и он может потерять равновесие частично из-за действия центробежной силы. Среди специалистов по дзюдо есть поговорка: «Двигайся в ответ на толчок». Следя за действиями соперника, ты всегда должен совершать движения так, чтобы вести соперника вокруг себя и нарушать баланс его позы9.0007

    Этот принцип мягкости означает в широком смысле действие, направленное на поддержание вашей инициативы против сопротивления и препятствий, возникающих из окружения. Манеры принимать позу, делать шаги и двигаться, как учили в соответствии с принципом естественной позы, указывает на то, что действия, направленные против всякого сопротивления, должны следовать принципу мягкости. Что касается случая, когда ваше тело теряет равновесие и вы, наконец, падаете, то при падении с разбивкой придуманы средства защиты вашего тела от удара о землю. Это также применение принципа мягкости. Как было подробно объяснено в другом месте, когда ваше собственное тело вот-вот упадет, вы должны округлиться и упасть вместо того, чтобы сопротивляться импульсу, в то время как вы используете свои руки, чтобы защитить тело от удара о землю. Короче говоря, вы уклоняетесь от сопротивления земли, ловко уступая земному притяжению (которое действует на вас до того, как вы попадете под силу противника), и таким образом пытаетесь проявить инициативу.

    б. Принцип мягкости с точки зрения отношения движения

    В предыдущем отрывке было дано объяснение относительно отношения силы между собой и противником. Кроме того, оно должно быть дано из отношения движения. В схватке ваш противник развивает лихорадочную физическую активность; так что получается не так как ты хочешь. Например, вам было бы трудно нанести удар противнику в лицо, предплечье или бок, ударить его по ноге или по пояснице, потому что противник тоже не останавливается ни на мгновение. Еще труднее схватить запястье или руку противника. В старой книге секретов боевых искусств упоминаются три следующие возможности нанести удар противнику:

    • Нанесение удара в начале.
    • Удар на финише.
    • Удар по квитанции.

    «Нанесение удара в начале» осуществляется, когда противник начинает действие, в котором он выходит из неподвижного состояния. Тщательное наблюдение показывает, что движение человека представляет собой последовательность покоя и движения, за покоем следует движение, а движение за покоем. Вы наносите удар противнику в момент его действия. Например, когда противник наносит удар кулаком, он должен сначала поднять его. Момент, когда он начинает поднимать кулак, и момент, когда он начинает наносить удар поднятым кулаком, называются «началом». В «нанесении удара на финише» «финиш» означает момент, когда противник нанес удар поднятым кулаком и полностью вытянутым предплечьем. «Нанесение удара по расписке» осуществляется, когда противник получил нанесенный вами удар и, намереваясь только отразить его, прекратил все другие действия.

    Во всех этих случаях вы пользуетесь паузой при смене одного действия на другое. Воспользовавшись тремя вышеупомянутыми случаями, вы нанесете удар, захват или парирование. Но на самом деле, вы должны быть более осторожными. Пауза при смене одного действия на другое означает момент, когда противник останавливается. Мгновение, возможно, может быть мельчайшей долей секунды, и поэтому трудно нанести удар или схватить именно это мгновение. Когда, например, вы преследуете муху или стрекозу, вы часто терпите неудачу, если пытаетесь поймать ее в тот момент, когда она на что-то садится. У вас получится, если вы поймаете его, приспособив движение руки к скорости и направлению насекомого, прежде чем оно приземлится. Таким образом, понимаешь, что для того, чтобы успешно использовать три возможности для нанесения удара, необходимо иметь практику в приспособлении ритма своих действий к ритму движения противника. Нельзя понять принцип мягкости, если не изучить это отношение ритма. Как и в случае с движением в естественной позе, можно подогнать ритм движения своего тела к ритму движения тела противника. Только тогда, когда ритм движения тела согласован, вы можете привести ритм своих ног и движений рук в соответствие с ритмом вашего противника и использовать возможность применения различных техник.

    Применение принципа мягкости хорошо проявляется в техниках и пяти ката (формы) ( ито школы дзю-дзюцу , которые сохранились как косики-но-ката (формы старинные) Кодокан дзюдо. Применение силы и движения тела осуществляются совершенно естественно, не вызывая никакого напряжения, и позволяют борцу взять противника под контроль, не противодействуя его силе. Движение создает великолепный и красивый ритм. В старые времена принцип кротости символизировался ветвью ивы или бамбука, которые гибки и их нелегко сломать, а также уподобляли движению волн, накатывающих на берег и отступающих на берег.0037 джиу-джитсу получили свое название от этих символов. Термин айки , используемый в айкидзюдзюцу или айкидо , означает, в конце концов, «мягкость». Восточные люди искали источник всех человеческих действий в ки (духе). Сила исходит от духа, и движение тела совершается духом. Поэтому они придавали первостепенное значение воспитанию духа. Мэн-цзы говорит: «Воля ведет дух, дух пронизывает тело». Иссаи-Чозан, древний фехтовальщик, пишет: «Дух несет разум и управляет телом». Приспособить свой дух к духу противника — значит приспособить свою силу к силе противника, и это внутреннее объяснение принципа мягкости.

    Кендзи Томики, автор книги «Дзюдо с айкидо», опубликованной в 1956 г. Это показывает, что ju (мягкость) также имеет значение wa (согласие). В Ryuko-no-maki (буквально «Книга Дракона и Тигра»), который считается одним из старейших томов, излагающих секреты боевых искусств, есть отрывок: «Если враг повернется на нас, мы встретим его. Если он уйдет, мы позволим ему уйти. Лицом к лицу с врагом мы стоим в согласии с ним. Пять и пять — десять. Два и восемь — десять. Один и девять — десять. Все это показывает согласие».

    Wa , или согласие, является фундаментальным принципом японских боевых искусств. Выраженный в современных терминах и упрощённый для всех, он стал принципом мягкости. Принцип мягкости учит, что нужно идти не против, а вместе с силой противника, и все же сохранять правильное положение, чтобы не потерять равновесие. Это соответствует духу, изложенному в замечании Конфуция в его «Аналектах»: «Высший человек уступчив, но не слепо уступает». Джиу-джитсу возникла как метод борьбы между мужчинами. Но благодаря практике экспертов в течение многих лет оно совершенствовалось как искусство, его принципы все более и более тщательно изучались и наделялись моральным значением, пока оно не превратилось в дзюдо, которое мы изучаем и практикуем сегодня. Дзюдо не является ни простым проявлением насилия, ни средством борьбы, его можно изучать и следовать ему как доктрине жизни.

    judospace: Принципы дзюдо

    Ниже я делюсь некоторыми мыслями из модуля под названием «Технические принципы дзюдо» о некоторых фундаментальных принципах дзюдо. В частности, 3 принципа дзюдо, изложенные в Illustrated Kodokan Judo, издание 1955 года; принцип мягкости, принцип максимальной эффективности и принцип взаимной выгоды. (Я руководил этим модулем в качестве приглашенного старшего лектора в Университете Англии Раскин, преподаю тренерскую награду Европейского союза дзюдо).

    Принцип мягкости

    Мы видим концепцию дзю, [柔] в дзю-дзюцу / джиу-джитсу как одно из шести боевых искусств, или року-бугэй, 6 обязательных боевых искусств для всех самураев, это; Кенджитсу (меч), ​​Кюдзицу (стрельба из лука), Бадзицу (конь), Содзицу (копье), Ходжитсу (артиллерийская стрельба) и Джиу-джитсу (рукопашный бой).

    柔, также известный как Явара. Обычно переводится как мягкость, податливость, податливость, как в примере со снегом, падающим на иву.

    В 700 году в Японии существовал китайский военный кодекс, «Три стратегии» Лао-Цзы, «Сан-Ряку». В этом коде мы находим фразу из четырех символов: «jū yoku sei gō». Другой способ сказать это: jū yoku gō o seisu, 柔よく剛を制す, что означает «Мягкость подчиняет твердость», что означает, что гибкость преодолевает жесткость.

    Как мы все знаем, техника дзюдо позволяет маленькому человеку использовать собственную силу противника, чтобы эффектно бросить его. Тем самым демонстрируя принцип «Мягкость побеждает Твердость». Действительно, именно это стремление показать захватывающую бросковую технику дзюдо мотивирует многие изменения правил международных соревнований по дзюдо, внесенные IJF в последние годы. Можно возразить, что реализация изменений правил IJF на самом деле является желанием продемонстрировать фундаментальный принцип преодоления мягкости жесткости, принцип дзю, заложенный в первом кандзи названия дзюдо.

    Лао-цзы иллюстрирует это фразой;

    «Вода самая мягкая, но она может проникать в горы и землю. Это ясно показывает принцип мягкости, побеждающей твердость».

    В 1922 году в возрасте 62 лет Дзигоро Кано основал Культурный совет Кодокан, Кодокан Бункакай. Это было 40-летие Кодокана. Он выбрал создание Совета по культуре для реализации двух основополагающих принципов дзюдо. Учитывая дату запуска, мы можем понять, что эти принципы были сформулированы после 40 лет размышлений о принципах дзюдо. Каждое из них выражается в виде четырехсловной фразы.

    Принцип максимальной эффективности

    seiryoku zen’yō, 精力善用, максимально эффективное использование силы, также описывается как; максимальная эффективность, минимум усилий или максимально эффективное использование физических и умственных сил.

    Дзигоро Кано понял, что принцип дзю сам по себе не охватывает все приемы дзюдо, например болевые приемы или атеми-вадза. Ответ заключался в том, чтобы применить свою силу наиболее эффективным способом. Этот основополагающий принцип обучения приемам дзюдо можно применять ко всем действиям в повседневной жизни.

    Дзюдоист учится быть эффективным в своих тренировках, эффективно использовать свое время, совмещать все тренировки с другими обязательствами в работе, учебе и отношениях. Идеи «не слишком много и не слишком мало», которые лежат в основе максимальной эффективности, также можно применять к повседневным задачам, таким как уборка. Тревор Леггетт часто приводил пример, когда карандаш держится наполовину вверх, чтобы письмо было более эффективным. (Мне посчастливилось изучать дзен под руководством Тревора Леггета в 1980-х.)

    Принцип взаимной выгоды

    jita kyōei 自他共栄, или взаимное процветание для себя и других, часто переводимое как взаимное благополучие и выгода.

    На открытии Кодокан Бункакай в 1922 году Кано объяснил, что сейрёку дзэнъё был необходим для обеспечения платформы для дзита кёэй.

    Для отдельных людей гнев, беспокойство и конфликт не являются эффективным применением их силы. На самом деле они пустая трата энергии. Для общества, если многие люди неэффективны в своей власти, общество придет в упадок. Наиболее эффективное использование власти группой зависит от их поддержки друг друга, обеспечения взаимного благополучия, и тогда все общество может извлечь выгоду из такого взаимного применения максимально эффективного использования власти. Таким образом, когда сейрёку дзэнъё применяется к обществу, оно становится джита кёэй.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *