Чем отличается дюсш от сдюсшор: ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮШОР, ДЮСАШ, интернаты

ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮШОР, ДЮСАШ, интернаты

Физическая культура входит в общеобразовательную программу, но количество часов, которое отводится этой дисциплине, традиционно невелико, а сами занятия направлены лишь на общую подготовку. Для тех же, у кого есть желание и предрасположенность к тому, чтобы всерьез заниматься конкретной спортивной дисциплиной, существуют специальные школы. О них и пойдет речь.

Содержание

  • Что такое спортивная школа
  • Основные типы спортивных школ
    • ДЮКФП
    • ДЮСШ
    • СДЮШОР
    • ДЮСАШ
  • Классификация по виду пребывания и особенностям обучения
    • Спортивные интернаты
    • Общеобразовательные школы со спортивным уклоном
    • Комплексные учебные центры
  • Условия поступления
  • Плата за обучение
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое спортивная школа

Чаще всего спортшколы – это учреждения дополнительного образования, которые обучают детей и подростков по расширенным программам физвоспитания, руководствуясь при этом сразу двумя законами – «Об образовании» и «О физической культуре и спорте».

Согласно официальным положениям, такие учебные заведения призваны выполнять следующие задачи:

  • вовлекать детей в спорт, воспитывать интерес к нему;
  • пробуждать желание вести здоровый образ жизни и гармонично развиваться – в том числе физически;
  • повышать уровень физподготовки согласно требованиям программ.

Поскольку речь идет о дополнительном обучении, в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга, поэтому физической подготовкой ребята занимаются в свободное от основной учебы время. Однако есть и особые учреждения, которые в это правило не вписываются. О них мы тоже обязательно расскажем.

Основные типы спортивных школ

В России существует несколько видов учебных заведений, которые занимаются физподготовкой детей и подростков. Вначале речь пойдет о возможных организационно-правовых формах.

ДЮКФП

Детско-юношеские клубы физической подготовки стремятся массово приобщать ребят к систематическим занятиям спортом. Их задача – охватить как можно бо́льшую аудиторию, чем и обусловлены особенности ДЮКФП:

  • строгий профильный отбор учеников здесь не проводится, нет и отчисления из-за неуспеваемости или бесперспективности;
  • программы предлагаются, как правило, по нескольким видам спорта, то есть узкой специализации такие школы не имеют;
  • опять же из-за прицела на массовость эффективность работы клуба оценивается не по количеству учеников, получивших спортивный разряд, а по их общей физической подготовленности;
  • воспитанники участвуют главным образом в непрофессиональных соревнованиях или в состязаниях невысокого уровня.

Чтобы увлечь спортом как можно больше потенциальных учеников, ДЮКФП предлагают программы по наиболее интересным для подростков дисциплинам. Так, например, на базе керченского Детско-юношеского клуба физической подготовки работает сразу 10 секций: акробатики, баскетбола, кикбоксинга, легкой атлетики, дзюдо, тхэквондо, футбола, фехтования, стрельбы из лука и традиционной тюркской борьбы куреш. В группы набирают ребят преимущественно от 7 до 18 лет без медицинских противопоказаний, причем заниматься можно в нескольких секциях сразу либо переходить из одной в другую. Обучение – исключительно бесплатное, и при переизбытке желающих приоритетом пользуются обладатели социальных льгот.

ДЮСШ

Детско-юношеские спортивные школы – учреждения уже более серьезные в том смысле, что они занимаются углубленной подготовкой. Дисциплин может быть несколько или всего одна-две, но в среднем их меньше, чем в клубах, то есть направленность у ДЮСШ более узкая. Если обычные секции созданы больше для ребят, нацеленных на общефизическую подготовку (ОФП), то школа ориентирована в том числе на тех, кто в будущем планирует заниматься спортом профессионально. Поэтому и отбор детей в СШ – более строгий: кандидаты не только предоставляют документы об отсутствии медицинских противопоказаний, но и сдают нормативы. В отличие от клубов, ДЮСШ нацелены не столько на процесс, сколько на результат обучения и потому заинтересованы в том, чтобы отбирать наиболее способных и перспективных воспитанников.

В связи с этим тренеры нередко сотрудничают с общеобразовательными школами и сами приглашают способных с их точки зрения ребят на пробные занятия. Так как программа в СШ более сложная и нагрузка выше, чем в клубной секции, ученики спортшкол в обязательном порядке проходят регулярную диспансеризацию для получения допуска к дальнейшей подготовке.

СДЮШОР

Спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, как понятно из самого названия, занимаются подготовкой по дисциплинам, которые входят в программу современной олимпиады. Эти учебные заведения очень похожи на ДЮСШ, но все же имеют ряд отличий:

  • Обучение включает в себя дополнительный этап. Всего их 5: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Последнего этапа в обычной СШ нет, поэтому максимум, которого могут достичь ее воспитанники, – звание кандидата в мастера спорта. Ученики же СДЮШОР становятся резервом для национальных сборных и потому потенциально могут достичь профессиональных вершин в выбранной дисциплине.
  • Ежегодная программа рассчитана на большее количество часов. В ДЮСШ ребята занимаются 36–42 недели в году, в школе олимпийского резерва – до 52-х.
  • Предъявляются более высокие требования к результатам работы как самой школы, так и ее воспитанников. В СДЮШОР важны достижения, поэтому успехи ребят регулярно проверяются: они периодически сдают нормативы, и их могут даже отчислить за многочисленные пропуски или неудовлетворительные результаты тренировок. Кроме того, школа олимпийского резерва в норме должна выпускать не менее 30% своих подопечных, ДЮСШ – всего 10%.

В качестве примера можно упомянуть СШОР № 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где подготовка ведется по 8 олимпийским дисциплинам: дзюдо, вольной и греко-римской борьбе, художественной гимнастике, самбо, джиу-джитсу, спортивным танцам и киокусинкай (разновидности карате). Хотя учреждение бюджетное и основные программы там бесплатны, коммерческие услуги тоже предусмотрены. Речь идет о дополнительных занятиях по общефизической подготовке, питании и организации спортивных мероприятий на территории школы.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что в СДЮШОР стоит отдавать ребенка с перспективой на переход в большой спорт. Если же прицела на дальнейшую карьеру нет и вас больше интересует физическое развитие как таковое, то упрощенной программы ДЮСШ будет достаточно.

ДЮСАШ

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы занимаются физподготовкой, реабилитацией, объединением и социальной адаптацией ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – нарушениями зрения, слуха, интеллекта, болезнями опорно-двигательного аппарата. Количественно таких учреждений в России относительно немного, и все они руководствуются особыми федеральными стандартами подготовки, разработанными специально для спортсменов с ОВЗ.

Хорошим примером организации этого типа служит Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, которая занимается подготовкой резерва для региональных и федеральных команд. Занимаются здесь не только дети, но и взрослые, но существенной разницы между ДЮСАШ и САШ как таковой нет.

В зависимости от характера патологии, основные программы в школе делятся на 4 типа:

  • Для слабослышащих. Сноуборд, спортивное ориентирование, лыжные гонки, фитнес, легкая атлетика, настольный теннис.
  • Для слабовидящих. Голбол, дзюдо, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для людей с интеллектуальными нарушениями. Настольный теннис, футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для спортсменов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Пауэрлифтинг, легкая атлетика, плавание.

САШ активно сотрудничает со специальными общеобразовательными учреждениями и привлекает их воспитанников в физкультурные и спортивные группы. Занятия способствуют коррекции основного дефекта ребенка или подростка и в то же время работают на его социализацию. Несмотря на то, что спорт высоких достижений для такого рода учреждений не приоритет, САШ Свердловской области активно участвует в развитии паралимпийского движения и готовит участников соревнований (в том числе международных) для людей с ограниченными возможностями.

Классификация по виду пребывания и особенностям обучения

Выше мы рассмотрели различия между спортивными школами с точки зрения их организационно-правовых форм и общей направленности. Теперь же поговорим о видах этих учебных заведений в контексте их внутренней организации и особенностей работы.

Спортивные интернаты

Этот вид учебного заведения представляет собой сплав простой средней и спортивной школ, где воспитанники проходят общеобразовательные предметы, тренируются и при этом живут на полном пансионе, то есть домой уезжают только на выходные и/или каникулы. Если основная (минимальная) часть программы для всех учреждений этого типа едина, то дополнительная, спортивная, зависит от специализации конкретной школы. Взять, к примеру, московский интернат «Чертаново», существующий уже более 40 лет. Профиль у него, как и у большинства спортивных интернатов, узкий: здесь готовят будущих футболистов, причем отделения 2 – мужское и женское. Обучение ведется с 1 класса, и специальный конкурс проходят даже малыши: на отборочных тренировках педагоги выявляют наиболее способных претендентов.

Основная задача школы – подготовка резерва для профессиональных команд, поэтому поступают сюда те, кто в будущем хотел бы связать свою жизнь с футболом.

Ещ е один пример такой школы – интернат «Спортивный резерв» из Санкт-Петербурга. Специализация здесь чуть шире, чем в «Чертаново», – волейбол и велоспорт, причем во втором случае есть даже разделение на подвиды: шоссейные гонки, трек и маунтинбайк. В противовес предыдущему примеру, обучение здесь ведется лишь с 8 по 11 класс, и набирают сюда лишь тех, кто уже прошел предварительную подготовку в спортивных секциях соответствующего направления. Помимо школы и общежития, при «Спортивном резерве» работает летний лагерь, где ребята с пользой для здоровья и общего развития проводят каникулы.

Общеобразовательные школы со спортивным уклоном

Многие средние школы имеют специализацию. У одних она связана с иностранными языками, у других – с физикой и математикой, у третьих – с биологией. Спорт – один из возможных вариантов. Основная программа здесь – общеобразовательная, а на физическую культуру выделяются дополнительные часы. Зачастую такие школы работают по договору со спортивными и открывают у себя специализированные классы, в которые проводят отбор. В некоторых случаях спортивная и общеобразовательная школы фигурируют как подразделения одного и того же учреждения. Ярким примером тому служит учебный центр под названием «Московская экспериментальная школа», открытый в 1992 году Заслуженным тренером России Г. Н. Музруковым. Ребята здесь учатся с 1 по 11 класс и параллельно проходят подготовку по ушу, причем тренировки, а также локальные соревнования, проводятся примерно там же, где и обычные уроки, поскольку при школе существует так называемый дворец ушу, который непосредственно к ней прилегает.

Средние школы с уклоном хороши тем, что основное образование в них гармонично сочетается со спортивным. Если ребенок ходит в сторонний клуб или ДЮСШ, баланса в этом плане достичь труднее, особенно если цель – высокие достижения. Например, на соревнования часто приходится отпрашиваться с уроков, тренировки порой тоже накладываются на основные занятия, что потенциально может привести к ухудшению результатов как по спортивным, так и по общеразвивающим дисциплинам. Если же школа и ДЮСШ объединены или, как минимум, сотрудничают, основная программа и расписание изначально составляются с учетом дополнительной нагрузки, поэтому и вероятные организационные проблемы решаются сами собой.

Комплексные учебные центры

Наряду со спаянными воедино общеобразовательными и спортивными школами существуют учебные центры, которые структурно похожи на тот, о котором шла речь в предыдущем абзаце, но имеют больше подразделений и дают не только общее и дополнительное спортивное, но порой даже специальное образование. Так, одно из столичных учреждений, которое формально именуется Колледжем физической культуры и спорта «Спарта», на деле представляет собой конгломерат из 3-х разнородных учебных заведений: средней школы и СШОР, а также колледжа с очной и заочной формами обучения, где готовят педагогов по физической культуре.

Еще один интересный пример комплекса – Центр образования и спорта «Москва-98», который в 2013-м стал лауреатом конкурса «Сто лучших школ России». Здесь структура еще необычнее, поскольку в нее входит сразу 6 отделений: 3 детских сада и 3 школы – 2 общеобразовательных и 1 спортивная («Олимп»). Курирует «Москву-98» региональный Департамент спорта, а потому и все подразделения, в том числе дошкольные, приобщают своих воспитанников к физической культуре.

Условия поступления

Требования, которые спортшколы предъявляют к потенциальным ученикам, разнятся в первую очередь в зависимости от типа учебного заведения. Каждое учреждение вправе корректировать условия набора, но общие закономерности таковы:

  • ДЮКФП. В секцию клуба поступить проще всего, поскольку нормативы обычно сдавать не нужно, достаточно лишь предоставить основные документы (о них ниже).
  • ДЮСШ и СДЮШОР. Кандидаты проходят конкурс, где демонстрируют природные способности или, если речь идет об уже подготовленных детях, то и умения в соответствующем виде спорта.
  • ДЮСАШ. Спецшколы, которые призваны реабилитировать людей с ОВЗ и содействовать их адаптации в социуме, ориентируются в первую очередь на наличие медицинских показаний для обучения и на интерес со стороны самого ребенка.
  • Спортивные интернаты, школы с уклоном и комплексные центры. В общеобразовательные школы прием ведется согласно базовым правилам, установленным Минобрнауки. Но поскольку все подразделения таких учреждений взаимосвязаны, стоит готовиться и к конкурсному отбору по профильным спортивным дисциплинам.

 Что касается документов, которые предоставляют администрации родители поступающих, то их список утверждает само учебное заведение. Если же проанализировать перечни на сайтах разных школ, то пакет требуемых бумаг будет включать в себя как минимум заявление, свидетельство о рождении, справку о регистрации, заключение о состоянии здоровья, фотографию и документ о родстве или праве представлять интересы ребенка.

Плата за обучение

Основные программы в государственных учебных заведениях бесплатны. Это касается и общеобразовательных спортивных школ, и интернатов, и клубов. Но каждое учреждение вправе по собственной инициативе предлагать за деньги дополнительные услуги, и их набор зачастую весьма интересен. Особенно выделяется в этом смысле Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, о которой мы вкратце рассказали выше. Наряду с обучением за государственный счет, она предлагает платные занятия в тренажерном зале, 6 видов массажа, душ Шарко, комнату тепловой релаксации. Также на коммерческой основе здесь можно заниматься восточными танцами, фитнес-йогой, стретчингом. Есть детские группы по лечебной физкультуре, действует программа «Киндер-микс» – комплекс занятий по фитнесу для ребят 4–12 лет. В целом относительно платных услуг спортшколы мало отличаются от обычных общеобразовательных и в большинстве случаев организуют за деньги дополнительные занятия, здоровое питание, а иногда даже сдают в аренду помещения для физкультурных мероприятий.

Поскольку здоровый образ жизни среди молодежи сейчас в моде, а государство активно эту тенденцию поддерживает, нехватки спортивных школ в городах России сегодня нет. Если ваш ребенок с малых лет проявляет интерес к большому спорту или просто нуждается в общефизической подготовке, которая при отсутствии специфических противопоказаний не повредит никому, смело выбирайте достойное учебное заведение. При должном усердии спорт может стать не только интересным увлечением, но и судьбой.

ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮШОР, ДЮСАШ, интернаты

Физическая культура входит в общеобразовательную программу, но количество часов, которое отводится этой дисциплине, традиционно невелико, а сами занятия направлены лишь на общую подготовку. Для тех же, у кого есть желание и предрасположенность к тому, чтобы всерьез заниматься конкретной спортивной дисциплиной, существуют специальные школы. О них и пойдет речь.

Содержание

  • Что такое спортивная школа
  • Основные типы спортивных школ
    • ДЮКФП
    • ДЮСШ
    • СДЮШОР
    • ДЮСАШ
  • Классификация по виду пребывания и особенностям обучения
    • Спортивные интернаты
    • Общеобразовательные школы со спортивным уклоном
    • Комплексные учебные центры
  • Условия поступления
  • Плата за обучение
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое спортивная школа

Чаще всего спортшколы – это учреждения дополнительного образования, которые обучают детей и подростков по расширенным программам физвоспитания, руководствуясь при этом сразу двумя законами – «Об образовании» и «О физической культуре и спорте». Согласно официальным положениям, такие учебные заведения призваны выполнять следующие задачи:

  • вовлекать детей в спорт, воспитывать интерес к нему;
  • пробуждать желание вести здоровый образ жизни и гармонично развиваться – в том числе физически;
  • повышать уровень физподготовки согласно требованиям программ.

Поскольку речь идет о дополнительном обучении, в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга, поэтому физической подготовкой ребята занимаются в свободное от основной учебы время. Однако есть и особые учреждения, которые в это правило не вписываются. О них мы тоже обязательно расскажем.

Основные типы спортивных школ

В России существует несколько видов учебных заведений, которые занимаются физподготовкой детей и подростков. Вначале речь пойдет о возможных организационно-правовых формах.

ДЮКФП

Детско-юношеские клубы физической подготовки стремятся массово приобщать ребят к систематическим занятиям спортом. Их задача – охватить как можно бо́льшую аудиторию, чем и обусловлены особенности ДЮКФП:

  • строгий профильный отбор учеников здесь не проводится, нет и отчисления из-за неуспеваемости или бесперспективности;
  • программы предлагаются, как правило, по нескольким видам спорта, то есть узкой специализации такие школы не имеют;
  • опять же из-за прицела на массовость эффективность работы клуба оценивается не по количеству учеников, получивших спортивный разряд, а по их общей физической подготовленности;
  • воспитанники участвуют главным образом в непрофессиональных соревнованиях или в состязаниях невысокого уровня.

Чтобы увлечь спортом как можно больше потенциальных учеников, ДЮКФП предлагают программы по наиболее интересным для подростков дисциплинам. Так, например, на базе керченского Детско-юношеского клуба физической подготовки работает сразу 10 секций: акробатики, баскетбола, кикбоксинга, легкой атлетики, дзюдо, тхэквондо, футбола, фехтования, стрельбы из лука и традиционной тюркской борьбы куреш. В группы набирают ребят преимущественно от 7 до 18 лет без медицинских противопоказаний, причем заниматься можно в нескольких секциях сразу либо переходить из одной в другую. Обучение – исключительно бесплатное, и при переизбытке желающих приоритетом пользуются обладатели социальных льгот.

ДЮСШ

Детско-юношеские спортивные школы – учреждения уже более серьезные в том смысле, что они занимаются углубленной подготовкой. Дисциплин может быть несколько или всего одна-две, но в среднем их меньше, чем в клубах, то есть направленность у ДЮСШ более узкая. Если обычные секции созданы больше для ребят, нацеленных на общефизическую подготовку (ОФП), то школа ориентирована в том числе на тех, кто в будущем планирует заниматься спортом профессионально. Поэтому и отбор детей в СШ – более строгий: кандидаты не только предоставляют документы об отсутствии медицинских противопоказаний, но и сдают нормативы. В отличие от клубов, ДЮСШ нацелены не столько на процесс, сколько на результат обучения и потому заинтересованы в том, чтобы отбирать наиболее способных и перспективных воспитанников. В связи с этим тренеры нередко сотрудничают с общеобразовательными школами и сами приглашают способных с их точки зрения ребят на пробные занятия. Так как программа в СШ более сложная и нагрузка выше, чем в клубной секции, ученики спортшкол в обязательном порядке проходят регулярную диспансеризацию для получения допуска к дальнейшей подготовке.

СДЮШОР

Спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, как понятно из самого названия, занимаются подготовкой по дисциплинам, которые входят в программу современной олимпиады. Эти учебные заведения очень похожи на ДЮСШ, но все же имеют ряд отличий:

  • Обучение включает в себя дополнительный этап. Всего их 5: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Последнего этапа в обычной СШ нет, поэтому максимум, которого могут достичь ее воспитанники, – звание кандидата в мастера спорта. Ученики же СДЮШОР становятся резервом для национальных сборных и потому потенциально могут достичь профессиональных вершин в выбранной дисциплине.
  • Ежегодная программа рассчитана на большее количество часов. В ДЮСШ ребята занимаются 36–42 недели в году, в школе олимпийского резерва – до 52-х.
  • Предъявляются более высокие требования к результатам работы как самой школы, так и ее воспитанников. В СДЮШОР важны достижения, поэтому успехи ребят регулярно проверяются: они периодически сдают нормативы, и их могут даже отчислить за многочисленные пропуски или неудовлетворительные результаты тренировок. Кроме того, школа олимпийского резерва в норме должна выпускать не менее 30% своих подопечных, ДЮСШ – всего 10%.

В качестве примера можно упомянуть СШОР № 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где подготовка ведется по 8 олимпийским дисциплинам: дзюдо, вольной и греко-римской борьбе, художественной гимнастике, самбо, джиу-джитсу, спортивным танцам и киокусинкай (разновидности карате). Хотя учреждение бюджетное и основные программы там бесплатны, коммерческие услуги тоже предусмотрены. Речь идет о дополнительных занятиях по общефизической подготовке, питании и организации спортивных мероприятий на территории школы.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что в СДЮШОР стоит отдавать ребенка с перспективой на переход в большой спорт. Если же прицела на дальнейшую карьеру нет и вас больше интересует физическое развитие как таковое, то упрощенной программы ДЮСШ будет достаточно.

ДЮСАШ

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы занимаются физподготовкой, реабилитацией, объединением и социальной адаптацией ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – нарушениями зрения, слуха, интеллекта, болезнями опорно-двигательного аппарата. Количественно таких учреждений в России относительно немного, и все они руководствуются особыми федеральными стандартами подготовки, разработанными специально для спортсменов с ОВЗ.

Хорошим примером организации этого типа служит Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, которая занимается подготовкой резерва для региональных и федеральных команд. Занимаются здесь не только дети, но и взрослые, но существенной разницы между ДЮСАШ и САШ как таковой нет. В зависимости от характера патологии, основные программы в школе делятся на 4 типа:

  • Для слабослышащих. Сноуборд, спортивное ориентирование, лыжные гонки, фитнес, легкая атлетика, настольный теннис.
  • Для слабовидящих. Голбол, дзюдо, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для людей с интеллектуальными нарушениями. Настольный теннис, футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание.
  • Для спортсменов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Пауэрлифтинг, легкая атлетика, плавание.

САШ активно сотрудничает со специальными общеобразовательными учреждениями и привлекает их воспитанников в физкультурные и спортивные группы. Занятия способствуют коррекции основного дефекта ребенка или подростка и в то же время работают на его социализацию. Несмотря на то, что спорт высоких достижений для такого рода учреждений не приоритет, САШ Свердловской области активно участвует в развитии паралимпийского движения и готовит участников соревнований (в том числе международных) для людей с ограниченными возможностями.

Классификация по виду пребывания и особенностям обучения

Выше мы рассмотрели различия между спортивными школами с точки зрения их организационно-правовых форм и общей направленности. Теперь же поговорим о видах этих учебных заведений в контексте их внутренней организации и особенностей работы.

Спортивные интернаты

Этот вид учебного заведения представляет собой сплав простой средней и спортивной школ, где воспитанники проходят общеобразовательные предметы, тренируются и при этом живут на полном пансионе, то есть домой уезжают только на выходные и/или каникулы. Если основная (минимальная) часть программы для всех учреждений этого типа едина, то дополнительная, спортивная, зависит от специализации конкретной школы. Взять, к примеру, московский интернат «Чертаново», существующий уже более 40 лет. Профиль у него, как и у большинства спортивных интернатов, узкий: здесь готовят будущих футболистов, причем отделения 2 – мужское и женское. Обучение ведется с 1 класса, и специальный конкурс проходят даже малыши: на отборочных тренировках педагоги выявляют наиболее способных претендентов. Основная задача школы – подготовка резерва для профессиональных команд, поэтому поступают сюда те, кто в будущем хотел бы связать свою жизнь с футболом.

Ещ е один пример такой школы – интернат «Спортивный резерв» из Санкт-Петербурга. Специализация здесь чуть шире, чем в «Чертаново», – волейбол и велоспорт, причем во втором случае есть даже разделение на подвиды: шоссейные гонки, трек и маунтинбайк. В противовес предыдущему примеру, обучение здесь ведется лишь с 8 по 11 класс, и набирают сюда лишь тех, кто уже прошел предварительную подготовку в спортивных секциях соответствующего направления. Помимо школы и общежития, при «Спортивном резерве» работает летний лагерь, где ребята с пользой для здоровья и общего развития проводят каникулы.

Общеобразовательные школы со спортивным уклоном

Многие средние школы имеют специализацию. У одних она связана с иностранными языками, у других – с физикой и математикой, у третьих – с биологией. Спорт – один из возможных вариантов. Основная программа здесь – общеобразовательная, а на физическую культуру выделяются дополнительные часы. Зачастую такие школы работают по договору со спортивными и открывают у себя специализированные классы, в которые проводят отбор. В некоторых случаях спортивная и общеобразовательная школы фигурируют как подразделения одного и того же учреждения. Ярким примером тому служит учебный центр под названием «Московская экспериментальная школа», открытый в 1992 году Заслуженным тренером России Г. Н. Музруковым. Ребята здесь учатся с 1 по 11 класс и параллельно проходят подготовку по ушу, причем тренировки, а также локальные соревнования, проводятся примерно там же, где и обычные уроки, поскольку при школе существует так называемый дворец ушу, который непосредственно к ней прилегает.

Средние школы с уклоном хороши тем, что основное образование в них гармонично сочетается со спортивным. Если ребенок ходит в сторонний клуб или ДЮСШ, баланса в этом плане достичь труднее, особенно если цель – высокие достижения. Например, на соревнования часто приходится отпрашиваться с уроков, тренировки порой тоже накладываются на основные занятия, что потенциально может привести к ухудшению результатов как по спортивным, так и по общеразвивающим дисциплинам. Если же школа и ДЮСШ объединены или, как минимум, сотрудничают, основная программа и расписание изначально составляются с учетом дополнительной нагрузки, поэтому и вероятные организационные проблемы решаются сами собой.

Комплексные учебные центры

Наряду со спаянными воедино общеобразовательными и спортивными школами существуют учебные центры, которые структурно похожи на тот, о котором шла речь в предыдущем абзаце, но имеют больше подразделений и дают не только общее и дополнительное спортивное, но порой даже специальное образование. Так, одно из столичных учреждений, которое формально именуется Колледжем физической культуры и спорта «Спарта», на деле представляет собой конгломерат из 3-х разнородных учебных заведений: средней школы и СШОР, а также колледжа с очной и заочной формами обучения, где готовят педагогов по физической культуре.

Еще один интересный пример комплекса – Центр образования и спорта «Москва-98», который в 2013-м стал лауреатом конкурса «Сто лучших школ России». Здесь структура еще необычнее, поскольку в нее входит сразу 6 отделений: 3 детских сада и 3 школы – 2 общеобразовательных и 1 спортивная («Олимп»). Курирует «Москву-98» региональный Департамент спорта, а потому и все подразделения, в том числе дошкольные, приобщают своих воспитанников к физической культуре.

Условия поступления

Требования, которые спортшколы предъявляют к потенциальным ученикам, разнятся в первую очередь в зависимости от типа учебного заведения. Каждое учреждение вправе корректировать условия набора, но общие закономерности таковы:

  • ДЮКФП. В секцию клуба поступить проще всего, поскольку нормативы обычно сдавать не нужно, достаточно лишь предоставить основные документы (о них ниже).
  • ДЮСШ и СДЮШОР. Кандидаты проходят конкурс, где демонстрируют природные способности или, если речь идет об уже подготовленных детях, то и умения в соответствующем виде спорта.
  • ДЮСАШ. Спецшколы, которые призваны реабилитировать людей с ОВЗ и содействовать их адаптации в социуме, ориентируются в первую очередь на наличие медицинских показаний для обучения и на интерес со стороны самого ребенка.
  • Спортивные интернаты, школы с уклоном и комплексные центры. В общеобразовательные школы прием ведется согласно базовым правилам, установленным Минобрнауки. Но поскольку все подразделения таких учреждений взаимосвязаны, стоит готовиться и к конкурсному отбору по профильным спортивным дисциплинам.

 Что касается документов, которые предоставляют администрации родители поступающих, то их список утверждает само учебное заведение. Если же проанализировать перечни на сайтах разных школ, то пакет требуемых бумаг будет включать в себя как минимум заявление, свидетельство о рождении, справку о регистрации, заключение о состоянии здоровья, фотографию и документ о родстве или праве представлять интересы ребенка.

Плата за обучение

Основные программы в государственных учебных заведениях бесплатны. Это касается и общеобразовательных спортивных школ, и интернатов, и клубов. Но каждое учреждение вправе по собственной инициативе предлагать за деньги дополнительные услуги, и их набор зачастую весьма интересен. Особенно выделяется в этом смысле Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, о которой мы вкратце рассказали выше. Наряду с обучением за государственный счет, она предлагает платные занятия в тренажерном зале, 6 видов массажа, душ Шарко, комнату тепловой релаксации. Также на коммерческой основе здесь можно заниматься восточными танцами, фитнес-йогой, стретчингом. Есть детские группы по лечебной физкультуре, действует программа «Киндер-микс» – комплекс занятий по фитнесу для ребят 4–12 лет. В целом относительно платных услуг спортшколы мало отличаются от обычных общеобразовательных и в большинстве случаев организуют за деньги дополнительные занятия, здоровое питание, а иногда даже сдают в аренду помещения для физкультурных мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *