Содержание

Челночный бег. Описание, нормативы, техника

Самым распространенным способом для того, чтобы поддерживать тело в тонусе является бег. С его помощью можно значительно улучшить показатели физического здоровья. Чтобы разнообразить тренировочный процесс некоторые используют челночный бег. После таких занятий можно быстро заметить улучшения, как в плане выносливости, так и в скорости

Регулярно занимаясь челночным бегом, спортсмен нарабатывает скорость при помощи специфической техники постоянного ускорения. К тому же для правильного выполнения такого бега необходимо соблюдать баланс и проявлять немалую ловкость в движениях. Резкое изменение направления разбега способствует развитию общей моторики тела, а также помогает вырабатывать устойчивость к постоянной смене темпа.

Содержание статьи

Особенности челночного бега

Изначально при помощи челночного метода переправляли грузы по реке с одного берега на другой. Таким образом, приходилось постоянно менять направление движения для того, чтобы доставить как можно большее количество вещей. В прошлом небольшим лодкам необходимо было совершать в день по несколько переправ туда и обратно. На таком же принципе построен челночный бег. Начиная свой путь в точке А, спортсмен должен добраться до точки Б и вернуться обратно, такую дистанцию ему необходимо пробежать несколько раз, в зависимости от установленных нормативов.

Стандартная дистанция в челночном беге не превышает 100 метров в одну сторону. Такие небольшие отрезки спортсмен должен преодолевать, периодически добегая до конечной точки пути, где ему необходимо совершить резкий разворот и побежать в другом направлении обратно. Важно не потерять драгоценные секунды во время касания при смене движения. Главная цель – выполнить установленное количество поворотов и прийти к финишу за минимальное время.

Самыми распространенными считаются пять видов дистанции. Нормативы челночного бега в каждом конкретном случае разные, обычно применяются на уроках физкультуры в учебных заведениях или на тренировочных сборах в спортивных секциях.

Таблица №1. Нормативы по челночному бегу для мужчин и женщин

Дистанция, в метрахМужчины (время в секундах)Женщины (время в секундах)
3х107,3 — 8,28,4 — 9,7
4х911,4 — 11,811,7 — 12,4
5х2020,2 — 25,021,5 — 26,0
10х1024,0 — 34,429,0 — 39,3
4х10060,6 — 106,0

Для разнообразия в челночном беге иногда используют различные вспомогательные предметы, которые необходимо переносить с одного конца дистанции на другой. Таким методом часто пользуются при проведении эстафет на соревнованиях. Это не позволяет участникам мухлевать, не добегая до черты, поскольку главной задачей является переправить предмет на другую сторону, добежав и взяв его.

Челночный бег относят к одному из видов спринтерских забегов. Однако многие спортсмены предпочитают пробегать более длинную дистанцию по прямой, поскольку такая задача выглядит значительно легче, чем преодолевать несколько коротких отрезков. Во время челночного бега спортсмену необходимо успеть развить максимально возможную скорость, суметь резко затормозить на наименьшем отрезке дистанции, правильно сгруппироваться и снова начать движение с низкого старта. К тому же такой комплекс упражнений приходится повторять по несколько раз во время одного забега. Только сильно развитый физически человек сможет преодолеть этот путь без травм и при этом затратить минимум времени.

Такая тренировка считается максимально травмоопасной. Поскольку во время челночного бега задействованы все группы мышц, для предотвращения неприятных повреждений рекомендуется обязательно перед занятием проводить хорошую разминку несколько минут. Только после того, как будут разогреты все мышцы, можно приступать к основной тренировке. Нагрузка во время бега идёт не только на тело, но и на внутренние органы, особенно задействуется сердечная мышца и легкие. Поэтому стоит быть внимательными при выполнении упражнений: при малейшем признаке недомогания следует прекратить тренировку и, если необходимо, обратиться к врачу за помощью и консультацией.

При точном и верном выполнении техники челночного бега можно довольно скоро увидеть положительные результаты. Такая тренировка оказывает максимальное положительное воздействие на весь организм в целом. Челночный бег помогает укрепить все мышцы и кости, улучшает кровеносную систему, способствуя нормализации кровообращения, развивает общую координацию движений.

Часто челночный бег применяется на тренировках в игровых видах спорта, где направление движения спортсменов может резко меняться. Например, к ним относятся футбол, баскетбол, регби, волейбол, крикет и другие. Благодаря таким тренировкам игроки могут быстро улучшить скоростные показатели, качественно поработать над координацией движений, а также развить ловкость. Однако такие занятия будут полезны не только спортсменам, но и простым людям, увлекающимся активным образом жизни.

Техника челночного бега

Для того чтобы получить максимальный положительный эффект от тренировки, должна соблюдаться правильная техника челночного бега. Ведь не только скорость прохождения дистанции способна влиять на конечный результат, также важно качественно преодолевать препятствия в виде резких разворотов.

Многие тренеры для начала рекомендуют отработать технику выполнения бега на небольших скоростях, чтобы потом можно было наращивать темп. Таким образом, у спортсмена будет выработана система прохождения дистанции, и, в конечном счёте, удастся сэкономить пару драгоценных секунд. Для качественного челночного бега следует знать три основных момента:

— как правильно стартовать;

— как грамотно бежать;

— как быстро финишировать.

1.Старт

Поскольку дистанция менее 100 метров, то использование стартовых колодок необязательно. Каждый спортсмен самостоятельно определяется со стойкой на старте, кому-то удобнее двигаться с низкого исходного положения, а кому-то с высокого. К тому же можно выбирать стартовую позицию, ориентируясь на половое покрытие. Это может быть асфальт, беговая дорожка или газон.

Для начала важно определиться с толчковой ногой, из этого будет рассчитываться правильное стартовое положение. Для того чтобы точнее определить толчковую ногу, многие тренера используют простой способ. В то время, когда спортсмен находится в расслабленном состоянии и ни о чем не подозревает, они слегка толкают его в спину и смотрят, на какую именно ногу тот упадёт сначала. Таким образом, можно с легкостью узнать о толчковой ноге спортсмена.

Положение тела на старте должно быть похожим на то, как выглядит профессиональный конькобежец. Опорная нога повернута примерно на 30 градусов и стоит на линии старта, находясь в максимально напряженном состоянии, свободная нога расположена сзади на носке. Спина ровная, поясница не напряжена, находится в статичном положении, тело слегка подано вперед.

Как только прозвучал сигнал старта, необходимо резко оттолкнуться опорной ногой и по инерции выбросить туловище вперед. В этот момент важно подхватить толчок всем телом и поднять корпус вверх, при этом сохраняя рывок. Профессиональному спортсмену важно качественно проработать технику старта, поскольку именно от этого будет зависеть темп всего бега.

2.Бег по дистанции

Для развития наибольшей скорости необходимо пробегать дистанцию на носках, таким образом, экономится время, которое было бы потрачено на толчок за счет всей стопы. К тому же верным решением будет увеличение числа шагов: чем чаще бежит спортсмен, тем его скорость становится выше. Чтобы поработать над этой особенностью, можно воспользоваться скакалкой и выполнять прыжки с максимальной частотой.

Освоение техники челночного бега невозможно без качественной проработки стопорящего шага. Он необходим для правильного разворота в конечной точке каждого отрезка дистанции. Чем стремительнее и точнее будет этот шаг, тем резче будет выполнена смена движения, а значит, времени потратиться меньше. Для качественной отработки правильной техники стопорящего шага могут быть использованы командные игры, например, волейбол, футбол или хоккей.

3.Финиш

Для начинающих спортсменов рекомендуется выбрать технику стремительного финиширования на максимальной скорости. Более опытные бегуны обычно применяют на финише эффектный бросок грудным и плечевым поясом, за счёт которого можно выбиться в лидеры на последних метрах дистанции. Однако этот способ рискован тем, что при неправильном выполнении можно получить серьезные травмы. Поэтому если все же координация недостаточно развита, следует обратить внимание на первый способ финиширования.

Заключение

Довольно просто освоить правильную технику и качественно выполнять челночный бег, видео обучающего характера можно найти в открытом доступе в Интернете, так появляется возможность наиболее точно понять все аспекты тренировки. Не стоит забывать, что любое занятие должно базироваться на тщательной разминке и правильных упражнениях для челночного бега. Таким образом, можно будет эффективнее воздействовать на весь организм в целом.

Челночный бег является одновременно самым необычным и самым травмоопасным бегом на короткие дистанции. Однако если все выполнять правильно и в точности соблюдать технику бега, то можно не только показывать высокие результаты, но и получать удовольствие от тренировочного процесса. Этот бег хорош ещё и тем, что является универсальным и полезен во многих других игровых видах спорта.

А для чего еще нужен челночный бег?

Вам также будет интересно:

life4health.ru

План-конспект урока по физкультуре по теме: Конспект урока. «Челночный» бег, прыжки в длину с места (для 2 класса)

Вводно-подготовительная часть

8 – 10 минут

Основная часть

30 – 33 мин.

Заключительная часть

 5-6 мин.

 

Организовать учащихся к проведению занятий и нацелить на решение предстоящих задач.

Способствовать укреплению мышц стопы и формированию правильной осанки

Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению  организма учащегося в активную деятельность.

Способствовать активизации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Способствовать восстановлению дыхательной системы и ЧСС

Организовать учащихся для выполнения О Р У

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах плечевого пояса ( упр. 1 – 3 )

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах туловища и ног ( упр. 4 – 8)

Организовать учащихся для проведения эстафеты.

Сформировать навык  быстрого финиширования и правильной постановки кубиков.

Содействовать усвоению учащимися техники и правильного выполнения прыжков в приседе.

Организовать учащихся для проведения сдачи нормативов.

Восстановить навык  техники прыжка в длину с места

Совершенствовать навык  техники прыжка в длину с места.

Содействовать расслаблению мышц ног после выполнения прыжка в длину с места.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма учащихся.

Содействовать осмыслению учащихся результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

I.- Организованный вход в зал и построение в одну

шеренгу.

II.- Сообщение задач урока.

III.-Ходьба строевым

Шагом в обход зала.

IV.- Ходьба с прыжками – подвижная игра «Фигуры»

V.-Медленный бег.

VI.-Бег  «змейкой»

VII.-Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

VIII. — Перестроение в ходьбе из одной колонны в четыре, поворот направо.

IX.-Общеразвивающие упражнения:

1.И.п. –стойка руки на пояс

 Сч.1 – наклон головы вперёд

 Сч.2 – и.п.                                       Сч.3 – наклон головы назад

 Сч.4 – и.п.

 Сч.5 – наклон головы вправо

Сч.6 – и.п.

Сч.7 – наклон головы влево

Сч.8 – и.п.

2.И.п. – стойка руки к плечам, ноги вместе

  Сч.1 – правая нога назад на носок, руки вверх – потянуться

  Сч.2 – и.п.

  Сч.3 – левая нога назад на носок, руки вверх – потянуться

  Сч.4 – и.п.

3.И.п.- стойка руки перед грудью

  Сч.1-3 – 3 пружинистых движения руками назад

  Сч.4 – и.п.

4.И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

  Сч.1 –3  — 3 пружинящих наклона вправо

  Сч.4 – и.п.

  Сч.5-7– то же в другую сторону

Сч.8 – и.п.

5.И.п. –  скрестная стойка, (правая нога — перед левой), руки на пояс

  Сч.1-3 –три пружинистых наклона вперёд

  Сч.4 – выпрямиться, поставить левую ногу перед правой

  Сч.5-7 – сч.1-3

  Сч.8 – и.п.

6.  И.п.- стойка руки за голову

  Сч.1 – присед

  Сч.2 – и.п.

  Сч.3 – наклон вперёд — книзу

  Сч.4 – и.п.

7. И.п.- стойка руки вперёд

  Сч.1 – мах правой ногой  вперёд- кверху

  Сч.2 – и.п.

  Сч.3 – мах левой ногой вперёд- кверху

  Сч.4 – и.п.

8.И.п. – Выпад правой, руки на пояс

  Сч.1-3 – три пружинистых покачивания тазом вниз  Сч.4 – прыжком смена положения ног – выпад левой ногой

  Сч.5-7 –  сч. 1-3

  Сч.8 – и.п.

X.- Перестроение учащихся из четырёх шеренг в четыре колонны поворотом налево.

XI.- Эстафета  «Челночный бег»

( приложение 1)

XII.- Эстафета  «Присядки»

(приложение 2)

XIII. — Перестроение в колонну по одному и перемещение к сдаче нормативов по прыжкам в длину с места.

XIV. – Рассказ и показ учителя.

XV. –  Сдача  контрольного норматива – прыжка в длину с места.

XVI.- Танцевальная «минутка»

XVII. — Ходьба в обход зала с выполнением дыхательных упражнений.

VIII. – Подведение итогов урока.

1 мин.

1 мин.

25 м.

50 м.

100 м.

50 м.

25 м.

1 мин.

.

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

15 сек.

7 – 9 мин.

5-7 мин.

1-2 мин.

1-2 мин.

10 мин.

2 мин.

1 мин.

1-2 мин.

Обратить внимание на внешний вид учащихся.

Дистанция два шага.

По команде «ЦАПЛЯ» — ходьба с подниманием бедра, по команде «КЕНГУРУ» — прыжки на двух ногах, «СТРАУСЫ» — ходьба с захлёстыванием голени.

Дистанция два шага.

Приложение 2

По сигналу ученики поднимают  руки через стороны вверх, делая глубокий вдох; опуская руки и скрестив их внизу, короткий резкий выдох с громким произнесением «ха».

Размыкание на вытянутые в стороны руки.

Выполнять в медленном темпе.

При  потягивании смотреть вверх на руки.

При повороте туловища – стопы не отрывать от пола.

Обратить внимание на работу рук.

При наклонах колени не сгибаются (ноги прямые).

Обратить внимание – при приседании пятки не отрываются от пола,

— при наклоне руками достать носки ног.

Маховые движения выполняются прямой ногой.

Пружинистые приседания выполнять как можно глубже.

Обратить внимание, что кубики нельзя бросать, ставить только за линию.

Обратить внимание на то, что эстафета выполняется в низком приседе.

Использование мультимедийного оборудования или компьютера.

Обратить внимание на то, что запрещены подскоки, подпрыгивания, заступы.

Учащиеся выполняют известные им упражнения на расслабление мышц ног под музыку   (упр. на расслабление изучены на предыдущих уроках)

Дистанция два шага.

Отметить учащихся, которые лучше всех выполнили прыжок в длину с места.

nsportal.ru

Нормативы челночного бега 10х10 3х10 и 4х9

Челночный бег – обычный норматив, востребованный для занятий физ. подготовкой в школах и ВУЗах. Для легкоатлетов это прекрасная возможность отточить управление своим телом при быстрой перемене направления пробежки с наиболее высокой сохранностью темпа движения. На сегодняшний день челночный бег – это подвид тренировочной пробежки, доступный любому человеку.

Все нормативы Челночного бега 10х10 3х10 и 4х9

Свое название челночный бег получил по ассоциации с челноком ткацкого станка, в котором он делает поочередные движения вперед-назад между двумя точками. Так в данном беге легкоатлет бежит от старта до определенной точки или линии, достигнув которой делает разворот и возвращается к стартовой полосе, являющейся в то же время и финишной.

Нормативы челночного бега для школьников

Мальчики

Челночный бег

3х10 м и 4х9 м для школьников нормативы

Девочки

5

4

3

5

4

3

9.910.511.01 класс / 3х10 м. сек10.011.011.5
9.110.010.42 класс / 3х10 м. сек9.710.711.2
12.012.813.22 класс / 4х9 м. сек12.412.813.2
8.89.910.23 класс / 3х10 м. сек9.310.310.8
12.012.212.43 класс / 4х9 м. сек11.812.413.0
8.69.59.94 класс / 3х10 м. сек9.110.010.4
11.211.411.64 класс / 4х9 м. сек11.511.812.2
8.59.39.75 класс / 3х10 м. сек8.99.710
10.510.911.55 класс / 4х9 м. сек11.011.411.8
8.39.09.36 класс / 3х10 м. сек8.89.69.9
10.210.811.26 класс / 4х9 м. сек10.811.211.6
8.28.89.07 класс / 3х10 м. сек8.69.49.7
9.810.210.67 класс / 4х9 м. сек10.711.011.5
8.08.68.88 класс / 3х10 м. сек8.59.39.6
9.610.010.48 класс / 4х9 м. сек10.610.911.4
7.98.58.79 класс / 3х10 м. сек8.49.29.5
9.39.910.39 класс / 4х9 м. сек10.510.811.3
7.38.08.210 класс / 3х10 м. сек8.29.09.3
9.29.810.210 класс / 4х9 м. сек10.410.711.2
7.07.78.011 класс / 3х10 м. сек8.08.89.0
9.19.710.011 класс / 4х9 м. сек10.310.611.2

Для учеников начальных классов челночный бег идет в виде игры, но при этом соблюдаются нормативы. К тому же дети приобретают первоначальные навыки в координации движения, учатся управлять своим телом. В средних и старших классах ученики приобретают больше опыта в забегах, с увеличением скорости и нагрузок разрабатывают мышцы. Ребята становятся физически более сильным, выносливыми.

ГТО челночный бег 3х10м нормативы

Мальчики

ГТО 3х10 м. сек

Девочки

10,310,09,2

1 ступень (6-8 лет)

10,610,49,5
9,69,38,5

2 ступень (9-10 лет)

9,99,58,7
9,08,77,9

3 ступень (11-12 лет)

9,49,18,2
8,17,87,2

4 ступень (13-15 лет)

9,08,88,0
7,97,66,9

5 ступень (16-17 лет)

8,98,77,9

Мужчины

Женщины

8,07,77,1

6 ступень (18-24 лет)

9,08,88,2
8,27,97,4

6 ступень (25-29 лет)

9,39,08,7

В нормах ГТО челн. бег предусмотрен на дистанции 3 по 10 метров со сдачей до 6 ступени.

Нормативы челночного бега для военнослужащих / таблица начисления балов

Мужчины

(сек)

Балы

Женщины

< 30 лет
(сек)

Женщины

> 30 лет
(сек)

24,0

10029,031,0

24,1

9929,131,1

24,2

9829,231,2

24,3

9729,331,3

24,4

9629,431,4

24,5

9529,531,5

24,6

9429,631,6

24,7

93

24,8

9229,731,7

24,9

9129,831,8

25,0

9029,931,9

25,1

89

25,2

8830,032,0

25,3

8730,132,1

25,4

8630,232,2

25,5

85

25,6

8430,332,3

25,7

8330,432,4

25,8

8230,532,5

25,9

81

26,0

8030,632,6
7930,732,7
7830,832,8

26,1

77
7630,932,9
7531,033,0

26,2

7431,133,1
7231,233,2

26,3

7131,333,3
7031,433,4

26,4

6831,533,5
6631,633,6

26,5

6531,733,7
6331,833,8

26,6

62
6131,933,9
6032,034,0

26,7

5932,234,2
5832,434,4
5732,634,6

26,8

5632,934,9
5533,135,1
5433,335,3

26,9

5333,535,5
5233,735,7
5134,036,0

27,0

5034,136,1
4934,236,2
4834,336,3

27,1

4734,436,4
4634,536,5
4534,636,6

27,2

4434,736,7
4334,836,8
4234,936,9

27,3

4135,037,0
4035,137,1
3935,237,2

27,4

3835,337,3
3735,437,4
3635,537,5

27,5

3535,637,6
3435,737,7
3335,837,8

27,6

3235,937,9
3136,038,0
3036,138,1

27,7

2936,238,2
2836,338,3
2736,438,4

27,8

2636,538,5
2536,638,6
2436,738,7

27,9

2336,838,8

28,0

2236,938,9

28,4

2137,039,0

28,8

2037,139,1

29,9

1937,239,2

29,6

1837,339,3

30,0

17

30,4

16

30,8

15

31,2

14

31,6

13

32,0

12

32,4

11

32,8

10

33,2

9

33,6

8

34,0

7

34,4

6

Современная армия лучше оснащена техникой, чем 30 и более лет назад. Но тем не менее солдатам, служащим во всех родах войск довольно часто приходится перемещаться по местности бегом. Ведь техника – это набор металлических частей, собранных в определенном порядке. Она может сломаться или быть выведена из строя противником и тогда военнослужащему придется передвигаться по пересеченной местности. Иногда приходится им встречаться с противником лицом к лицу, идти в рукопашный бой. В таких случаях координация движений, устойчивость, физическая сила просто необходимы.

Нормативы для студентов: челночный бег 3х10

Юноши

Для студентов

Девушки

5

4

3

5

4

3

7,3

8,0

8,2

3х10 м (сек.) в ВУЗах

8,4

8,7

9,3

Многим студентам предстоит идти на службу в армию, где от них потребуется максимальная физическая подготовка. Помимо того в ВУЗ-ах предусмотрена сдача нормативов ГТО. Студент со слабой физ. подготовкой, с неумелой коррекцией движений сдать эти нормативы будет просто не в состоянии. К тому же пройденные тренировки помогут юношам и девушкам при различных беговых видах спортивных соревнований (футбол, фигурное катание, слалом, гандбол и пр.). Навыки, приобретенные в челночном беге помогут также в некоторых видах профессиональной деятельности, связанной с умением удерживать равновесие, быстро передвигаться, менять направление движения.

Нормативы для МВД и МЧС 10 на 10м

Сотрудники МЧС и МВД в обязательном порядке должны сдавать зачеты по физической подготовке, в том числе и по челночному бегу. Не сдавшим зачет дается дополнительное время для подготовки, затем идет пересдача. Если не сдал во второй раз – понижение в должности; возможна дисквалификация и увольнение с работы. Полицейским приходится  сталкиваться не просто с нарушителями правопорядка, но и с матерыми преступниками. В таких случаях умение сконцентрироваться, правильно оценить обстановку, обезвредить преступника играет немаловажную роль. От этого порой зависит здоровье, а иногда и жизнь как самого сотрудника, так и гражданских лиц, находящихся рядом. Челночный бег дает возможность полицейским освоить и закрепить эти навыки. В отличие от школьников и студентов сотрудники МВД  и МЧС сдают зачеты в форменном обмундировании. Это делается для того, чтобы они могли отработать максимальную скорость при чрезвычайных ситуациях. К сдаче зачетов допускаются лица, прошедшие медосмотр и признанные здоровыми.

Возраст

Оценка по секундам

5

4

3

Для мужчин
до 30 лет252627
30-35 лет262728
35-40 лет293031
40-45 лет323334
45-50 лет343536
50 и старше373839
Для женщин
до 25 лет323436
25-30 лет343638
30-35 лет404244
35-40 лет485052

На службу часто приходят ребята со слабой физической подготовкой. В армии предусмотрены спортивные занятия, в том числе и челночный бег, направленные на приобретение и укрепление навыков для координации движений, наращивания мышечной массы. По этим видам спортподготовки проводятся зачеты.

Для вступления на службу по контракту 10 на 10 челночный бег, мин. требования

Мужчины

Женщины

до 30 лет

>30 лет

до 25 лет

>25 лет

28,5

29,5

38,0

39,0

Этот тренировочный вид бега отличается от спринтерского или шаркающего абсолютно другим типом нагрузок. Здесь так же, как и спринтер, легкоатлет со старта берет максимально возможную скорость, но достигнув определенной линии, на которой он должен развернуться, ему приходится  немного притормаживать, а затем снова бежать обратно с максимальной скоростью до финишной полосы. Если этого не сделать, то за счет инерции он может врезаться в какие-то препятствия, находящиеся по ходу движения (стена, ограждения и пр.), что дает разные варианты травматизма. Помимо того в точке разворота по условиям бега может находиться какой-либо предмет (флажок, фишка), который необходимо перенести или просто прикоснуться к нему. Сохранить темп при данных обстоятельствах невозможно. Легкоатлет должен приостановиться, сделать разворот на 180 гр, передвинуть фишку или прикоснуться к полу, а затем снова набирать максимальный темп, чтобы как можно быстрее достичь финиша. При этом идет нагрузка не только на мышцы ног или рук. В челночном беге атлет еще комплексно разрабатывает координацию движений, устойчивость положения тела, сбалансированность мышечной активности. Подобные виды нагрузок позволяют атлету легко принимать участие в различных беговых играх (хоккей, футбол, баскетбол, теннис). Необходимы они и для занятий боевыми единоборствами, слаломом. Но надо учитывать, что нагрузки при таком беге большие. Потому во избежание всякого рода травматизма прежде, чем начинать данный бег, атлету необходимо основательно разогреться.

Виды

Челночный бег распределяется по нескольким категориям.

  1. Условия выполнения бега. Это может быть обычный забег до места разворота и обратно; забег с касанием в месте разворота какого-либо предмета или земли; забег с переносом какого-либо предмета (флажка, фишки) с одного места на другое; забег с изменением направления тела бегуна (до места разворота атлет бежит лицом вперед, обратно до финиша – спиной вперед)
  2. Дистанция от стартовой полосы до места смены направления движения. В этой категории существует множество вариаций. Но есть и общепринятые виды дистанций. Так для учеников младших классов устанавливают дистанции от 7м до 9 м, для старшеклассников – 8 – 10 м. и т.д. При этом во время игр это расстояние может быть увеличено.
  3. Количество пробегаемых отрезков. В зависимости от пола и возраста легкоатлета установлены определенные нормы забега: 3х9, 3х10, 4х9, 10х10 и т.д.

Техника движения при челночном беге.

В челночном беге следует придерживаться следующих положений тела на определенных участках.

  1. Старт. При команде “на старт” легкоатлет становится в обычную стартовую стойку: одна нога находится возле стартовой линии ни в коем случае не пересекая ее. Вторая нога отведена немного назад с упором носка в землю. Атлет стоит, немного склонившись вперед и касаясь пальцами рук земли. При команде “внимание” спортсмен немного приподнимается, пальцы рук оторваны от земли, тело чуть разгибается; он готов сделать рывок. При команде “марш” легкоатлет отталкивается толчковой ногой и делает рывок вперед. Первоочередная задача – взять наиболее максимальный темп в первые 2-3 сек. забега.
  2. Линия пробежки до точки разворота. Легкоатлет, преодолевая дистанцию, бежит с максимальной скоростью, чуть наклонившись вперед. Бежать можно так, как вам удобней. Кто-то бежит, ставя ногу только на носок, кто-то – на полную стопу. Принципиальной разницы в этом нет. Главное на этом отрезке – набрать максимальный темп и как можно быстрее добежать до точки разворота.
  3. Точка разворота. Добегая к линии разворота необходимо притормаживать именно на таком расстоянии от точки, чтобы вам хватало скорости для разворота как раз на линии, а не дальше или ближе нее. Если темп снизится раньше, чем вы добежите до точки – вы потеряете секунду-две в скорости; если позже – то помимо потери во времени, так как убежите дальше линии разворота, еще рискуете получить травму от столкновения с предметами (стеной, ограждением и пр.), находящимися за линией. Здесь расчет скорости делается с поправкой на то, как легкоатлет будет бежать обратную дистанцию.

Если обратная пробежка предусматривает бег спиной вперед – легкоатлет сбрасывает темп , обходя точку разворота и делая один шаг влево или вправо, в зависимости от того, в какую сторону делается поворот. При необходимости повернуться лицом в сторону обратного пробега – он делает небольшой наклон в сторону разворота, а повернувшись, снова делает рывок. В случае, когда в точке разворота необходимо переставить какой либо предмет или прикоснуться к земле – скорость движения снижается до минимальной, выполняется необходимое действие, а затем выравниваясь, легкоатлет набирает опять максимальный темп.

Так как описываемый вид бега относится к спринтерским видам спорт, освоение правильной техники в нем играет немаловажную роль.

Требование к площадке и спортивной одежде

Бегать в этом виде спорта можно как на уличной площадке, так и во внутренних помещениях. Но при этом необходимо следить за тем, чтобы ни перед стартовой/финишной линией, ни за линией разворота не находились какие либо предметы, с которыми легкоатлет может столкнуться. На стадионе это может быть ограждение, турники, ямы для прыжков и пр. Если забег проходит в спортзале – могут помешать стены, спортивное оборудование и пр. По этому необходимо по возможности дальше от таких препятствий делать обе линии, а если такой возможности нет – укрепить на препятствия спортивные маты, чтобы в случае столкновения смягчить удар.

Нельзя бегать по скользкой и мокрой поверхности, так как поскользнувшись, легкоатлет может получить травму: растяжение связок, вывих или перелом конечностей. Во время дождя пробежку лучше отложить или перенести в спортивный зал.

Обувь должна быть на не скользкой подошве, удобная. Шнурки крепко завязать и по возможности концы их спрятать в кроссовки. Одежда не должна быть слишком узкой, чтобы не стеснять спортсмена во время бега. Но и не должна быть слишком свободной, так как во время пробежки будет тормозить темп движения. Лучше всего подобрать спортивный костюм или футболку и шорты по определенному размеру.

runetmir.com

техника выполнения с видео, нормативы, программа и комплексы

© Daxiao Productions — stock.adobe.com

Челночный бег – это распространенная по всему миру разновидность кардио-нагрузки, направленная на развитие скоростно-силовых качеств атлета. При выполнении челночного бега, атлет должен пробежать одну и ту же дистанцию в прямом и обратном направлении несколько раз с разворотом на 180 градусов в конечной точке дистанции. Наиболее популярна среди спортсменов техника челночного бега 10х10, 3х10.

Польза

Подобный метод тренировок полезен тем, что способствует увеличению взрывной силы мышц ног, улучшению работы всей сердечно-сосудистой системы, развитию координации и силовой выносливости. Нормативы челночного бега используют для оценки физической подготовки не только спортсменов, но и работников разных силовых структур.

Обычно челночный бег осуществляется на короткие дистанции от 10 до 30 метров, однако в редких случаях дистанция может достигать и отметки в 100 метров. Благодаря своей многосторонней пользе, это упражнение получило популярность в фитнесе, кроссфите, различных единоборствах, а также входит в обязательную программу физической подготовки в школах, специализированных академиях при государственных органах и в Вооруженных Силах РФ.

Сегодня мы разберемся, как правильно бегать челночный бег, а также в чем заключается практическая польза от этого упражнения на человеческий организм с точки зрения всестороннего развития спортсмена.

Техника выполнения упражнения

Техника челночного бега имеет несколько разновидностей, выбор которых зависит от того, на какую дистанцию выполняется челночный бег: 10х10, 3х10, 4х9. Однако по своему усмотрению Вы можете увеличить дистанцию в несколько раз — руководствуйтесь своим уровнем физической подготовки и самочувствием.

Так или иначе, техника челночного бега практически одинакова для любой дистанции. Учитывать следует лишь тот фактор, что в беге на короткие дистанции атлет сразу начинает выполнять упражнение с наибольшей интенсивностью, используя весь свой мощностной потенциал; при более продолжительном челночном беге (например, 10х10 или 4х100) первые 4-6 отрезков следует выполнять в обычном темпе, стараясь не расходовать большого количества энергии, чтобы не выбиться из сил раньше времени. Лучше оставьте напоследок большую часть скоростно-силовых ресурсов своего организма, чтобы преодолеть необходимое расстояние за максимально короткий временной промежуток и показать по-настоящему выдающийся результат.

Выполнять упражнение стоит следующим образом:

Исходное положение

Классическая стартовая позиция: ставим опорную ногу вперед, весь центр тяжести стараемся держать над ней. Квадрицепс опорной ноги напряжен, как пружина, корпус наклонен чуть-чуть вперед, спина прямая, руки держим на уровне ребер. Старт должен получиться максимально взрывным и быстрым, чтобы преодолеть первый отрезок за минимальное время. Для действительно взрывного старта нам необходимы сильные и хорошо развитые ноги, поэтому уделяйте больше внимания упражнениям, развивающим взрывную силу квадрицепсов: приседания со штангой с паузой в нижней точке, становая тяга сумо, прыжки на коробку, приседания с выпрыгиванием и т. д.

Еще один вариант исходной позиции — низкий старт:

© Daxiao Productions — stock.adobe.com

Скорость бега

Во время самого забега нам нужна максимальная скорость. Для этого после каждого шага следует приземляться не на всю стопу, а только на носок. Чтобы наработать этот навык, замените свое стандартное кардио на прыжки со скакалкой, тогда сустав Лисфранка адаптируется к постоянному приземлению на носок, и челночный бег будет даваться значительно легче.

© Daxiao Productions — stock.adobe.com

Разворот

В конце каждого отрезка нужно выполнить разворот на 180 градусов. Для этого необходимо резко снизить скорость и сделать стопорящий шаг, повернув ступню передней ноги на 90 градусов в сторону поворота – это движение затормозит Вас, но не погасит инерцию полностью.

© Daxiao Productions — stock.adobe.com

Ускорение

На последнем отрезке нужно выжать из своего тела максимум возможного и сделать последнее взрывное ускорение, не задумываясь о том, что вскоре нужно будет остановиться, Вы должны продолжать увеличивать скорость прямо до линии финиша.

Видео челночного бега Вы можете увидеть ниже. В нем очень четко показана техника выполнения челночного бега:

Типичные ошибки

При изучении техники выполнения челночного бега 10х10 многие начинающие спортсмены сталкиваются со следующими проблемами, мешающими им извлечь максимум пользы из этого упражнения:

  1. Неправильное распределение нагрузки. Если Вы бежите 10 равных отрезков челночным бегом, выносливость обычно подходит к концу после первой половины. Чтобы этого избежать, начинать бег надо со средней интенсивностью, с каждым отрезком стараясь увеличивать скорость, используя взрывную силу мышц ног.
  2. Слишком большой объем нагрузки. Не стоит перебарщивать с тренировочным объемом, когда речь идет о подобном высокоинтенсивном кардио, особенно, если вы страдаете различного рода болезнями сердечно-сосудистой системы. Скорее всего, ВЫ получите больше вреда, чем пользы.
  3. Слишком медленная остановка перед разворотом. Не нужно снижать скорость бега, чтобы спокойно развернуться, разворачиваться нужно в одно движение, резко развернув ногу на 90 градусов – так Вы сохраните силу инерции и не погасите скорость до нуля.
  4. Неправильная частота дыхания. Во время выполнения челночного бега следует дышать в режиме «2-2», делая два шага во время вдоха и два шага во время выдоха. Дышать следует только через нос.
  5. Не забывайте должным образом разминаться, так как челночный бег предполагает включения в работу огромного количества мышц, суставов и связок.

© Daxiao Productions — stock.adobe.com

Программа тренировок

Данная программа челночного бега рассчитана на новичков, которые только начинают знакомиться с этим упражнением. Она насчитывает всего 6 тренировок, между которыми следует делать перерыв в 2-3 дня, чтобы организм успевал восполнять энергозатраты. Однако повторив её несколько раз, Вы сможете значительно улучшить свой максимальный результат в челночном беге. Лучше всего выполнять эти тренировки на беговом стадионе или в легкоатлетическом зале. Там Вы сможете точно отмерить необходимое расстояние.

№ тренировки:Количество подходов и необходимое расстояние:
1Три раза выполните челночный бег 4х9.
2Пять раз выполните забег 4х9.
3Три раза выполните забег 4х15.
4Пять раз выполните забег 4х15.
5Три раза выполните забег 4х20.
6Один раз выполните забег 10х10.

Нормативы челночного бега 10х10

Челночный бег является частью обязательной программы по физической подготовке для военных в различных подразделениях. В приведенной ниже таблице представлены актуальные нормативы, действующие для военных, служащих по контракту, и военных из подразделений специального назначения, утвержденные приказами МВД РФ.

 

Контрактники

МужчиныЖенщины
До 30 летСтарше 30 летДо 25 летСтарше 25 лет
28,5 сек.29,5 сек.38 сек.39 сек.
Спецназ25 сек.

Нормативы челночного бега 3х10

Нормативы для школьников (мальчиков и девочек) представлены ниже. Скачать и распечатать таблицу можно по ссылке.

ВозрастУровень развития КС
низкийниже среднегосреднийвыше среднеговысокий

Мальчики

711,2 и больше11,1-10,910,8-10,310,2-10,09,9
811,4 —//—10,3-10,110,0-9,59,4-9,29,1 —//—
910,4 —//—10,3-10,09,9-9,39,2-8,98,8 —//—
109,9 —//—9,8-9,69,5-9,08,9-8,78,6 —//—
119,7 —//—9,6-9,49,3-8,88,7-8,58,4 —//—
129,22 —//—9,1-9,08,99-8,58,4-8,38,2 —//—
139,3 —//—9,2-9,19,0-8,58,4-8,38,2 —//—
149,0 —//—8,9-8,78,6-8,18,0-7,87,7 —//—
158,5 —//—8,4-8,38,2-7,97,8-7,77,6 —//—
168,1 —//—8,0-7,97,9-7,57,4-7,37,2 —//—
178,5 —//—8,4-8,28,1-7,67,5-7,37,2 —//—

Девочки

711,7 и больше11,6-11,411,3-10,610,5-10,310,2
811,2 —//—11,1-10,810,7-10,110,0-9,89,7 —//—
910,8 —//—10,7-10,410,3-9,79,6-9,49,3 —//—
1010,4 —//—10,3-10,110,0-9,59,4-9,29,1 —//—
1110,1 —//—10,0-9,89,7-9,19,0-8,88,7 —//—
1210,0 —//—9,9-9,79,6-9,19,0-8,88,7 —//—
1310,0 —//—9,9-9,79,6-9,08,9-8,78,6 —//—
149,9 —//—9,8-9,69,5-8,98,8-8,68,5 —//—
159,7 —//—9,6-9,49,3-8,88,7-8,58,4 —//—
169,5 —//—9,4-9,29,1-8,48,6-8,58,4 —//—
179,7 —//—9,6-9,49,3-9,19,0-8,88,7 —//—

Кроссфит комплексы с челночным бегом

Если Вам начал приедаться свой тренировочный процесс, попробуйте выполнить несколько функциональных комплексов из таблицы ниже. Это привнесет что-то новое в Вашу программу и разнообразит весь тренинг. Комплексы рассчитаны на достаточно опытных атлетов, обладающих хорошей силовой выносливостью, так как с подобным сочетанием аэробной и анаэробной нагрузки, да еще и в таком огромном объеме, новичок просто не справится.

Kit-KatВыполнить 60 подтягиваний, 60 ситапов, 15 толчков штанги, 50 отжиманий, челночный бег 10х10. Всего 3 раунда.
LiraВыполнить челночный бег 6х10 и 15 бёрпи. Всего 10 раундов.
MaraphonВыполнить забег на 250 м, 5 подтягиваний, 10 отжиманий, 5 подъемов ног в висе и челночный бег 4х10. Всего 4 раунда.
RalphВыполнить 10 классических становых тяг, 10 бёрпи и челночный бег 6х10. Всего 3 раунда.
BodyguardВыполнить челночный бег 4х10, 40 двойных прыжков со скакалкой, 30 отжиманий и 30 приседаний с выпрыгиванием. Всего 3 раунда.

Иногда для того, чтобы разнообразить выполнение упражнения, практикуют челночный бег с переноской 2-3 предметов.

Оцените материал

Стаж тренировок — более 8-ми лет. Победитель и призёр всероссийских турниров по пауэрлифтингу и становой тяге. Кандидат в мастера спорта по становой тяге.

Редакция Cross.Expert

cross.expert

Челночный бег (технологическая карта)

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

Коррекционо- развивающая работа

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся создает эмоциональный настрой. (см. Приложение №1)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает цель и тему урока;

Напоминает технику безопасности на уроке физкультуры ; организует обучающихся создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Равняясь! Смирно!

Дети слушают и принимают участие в обсуждении темы урока. Оценивают свою готовность к уроку (наличие спортивной формы, самочувствие).

Выполняют действия учителя.

Личностные: проявлять положительные качества личности и управляет своими эмоциями в различных ситуациях и условиях.

-Умеют проявлять дисциплинированность, упорство в достижении целей.

Развитие эмоционально – волевой сферы и учебной мотивации

-коррекция осанки.

2.Актуализация знаний.

Напоминает технику безопасности на уроке физкультуры .Повторяет с учащимися понятия «право» и «лево», с помощью команд «Правую руку вверх», «Левую руку вниз». Просит выполнить повороты «направо» и «налево». Дает команду: «Направо!»

Даёт команду: « В обход по залу шагом марш!».

Даёт команду: «Руки на пояс ставь, на носках марш!».

Даёт команду: «Руки за голову ставь, ходьба на пятках марш!».

Соблюдать дистанцию, спина прямая, смотреть вперёд.

Даёт команду: «Руки на пояс ставь, ходьба с перекатом с пятки на носок марш!».

Даёт команду : «Руки на пояс ставь, приставным шагом правым боком марш!». «Левым боком марш!».

Даёт команду: «Бегом марш!».

Даёт команду: «Шагом».

Даёт команду: «Восстановление дыхания. Руки вверх – вход, руки вниз- выдох».

«Направляющий на месте! Стой! Раз- два! Нале-во!».

Даёт команду: «Вкруг становись».

Проводит разминку, обеспечивает эмоциональный настрой.

( см. приложение№2)

Перестраивает обучающихся в шеренгу.

Даёт команду: « Класс разойдись! В одну шеренгу становись!».

Обучающиеся выполняют задание.

Выполняют ходьбу с заданиями.

Выполняют ходьбу на пятках с перекатом.

Выполняют бег приставным шагом.

Выполняют бег по площадке.

Обучающиеся выполняют упражнения на восстановление дыхания.

Дети выполняют ОРУ в кругу.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия .

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач.

Коррекция осанки.

-Пространственного восприятия.

-Развитие физического качества (быстроты).

-Развитие физического качества (быстроты).

Коррекция осанки.

-Коррекция плоскостопия.

3.Изучение нового материала.

Ребята, а кто знает, что такое «бег» в спорте?

Сегодня мы с вами познакомимся с челночным бегом.

А может кто то знает что такое челночный бег?

  1. Напоминает технику безопасности при выполнении челночного бега.(см приложение 3)

  2. Объясняет технику выполнения челночного бега, и безопасность при выполнении.

(см.приложение 4)

  1. Показывает технику выполнения челночного бега.

4. Контролирует челночный бег.

Вступают в диалог с учителем.

Бег — один из способов передвижения человека и животных.

Челночный бег — вид бега, характеризующийся многократным прохождением одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлении.

Смотрят, как выполняет учитель.

Предметные :умение получить информацию о челночной беге.

Личностные: проявление поддержки и уважения друг к другу во время выполнения упражнений

Регулятивные: развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умение объективно оценивать результаты собственного и коллективного выполнения задания, умения контролировать свои эмоции

Коммуникативные: формирование толерантного отношения к сверстникам; умения сотрудничать в группе, совместно выполнять задания

-Пространственного восприятия.

4.Первичное осмысление и закрепление.

Проводит подвижную игру «Совушка«

(см. приложение №5)

Проводит игру малой подвижности «У Оленя дом большой»

(см. приложение №6)

Даёт команду: «Класс в одну шеренгу становись! Равняясь! Смирно!

Играют в игру «Совушка».

Играют в игру « У Оленя дом большой».

Регулятивные: принимают инструкцию учителя и четко следуют ей; принимают и сохраняют учебную задачу в процессе участия в игре; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.

Личностные: Умеют проявлять дисциплинированность, упорство в достижении целей.

Развитие внимание.

— Расширение кругозора детей.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам:

-Чем занимались на уроке?

-В какие игры мы с вами играли?

-Что было интересного на уроке?

Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Приложение № 1.

Приветствие учащихся на уроке

Дает команду «В круг становись!», здравствуйте ребята, меня зовут – Юлия Алексеевна и сегодня урок физкультуры приведу у вас я, но пришла не одна, со мной пришел «Зайчик» он сегодня будет вашим другом давайте поздороваемся с ним, он будет помогать вам в трудную минуту и будет смотреть, как вы бегаете и играете!

Приложение №2

Комплекс ОРУ без предмета.

1) Наклоны головой.

И.п.- о.с; ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- наклон головы вперед.

2 – наклон головы назад.

3- наклон головы вправо.

4- наклон головы влево.

2) Круговые вращения головой.
И.п.- о.с; ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-4- круговые вращения головой в правую сторону.

5-8- круговые вращения головой в левую сторону.

3) Поднятия рук в верх.

И. п. — о. с. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 — руки вперед; 

2 — руки в стороны; 

3 — ру­ки вверх и хлопок над головой; 

4 — дугами наружу руки вниз.

4) Рывки руками.

И.п.- о.с.- ноги на ширине плеч.

1-2 рывки руками правая рука вверху.

3-4 рывки руками, левая рука внизу.

5) Повороты туловища.

И.п.- о.с.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- поворот направо.

2- и.п.- о.с.

3- поворот налево.

4- и.п.-о.с.

6) Наклоны туловищем.

И.п.- о.с; ноги на ширине плеч.

1-2- наклоны в правую сторону.

3-4- наклоны в левую сторону.

7) Наклоны вперед и назад.

И.п.- о.с.- ноги на ширине плеч.

1- наклон вперед.

2- и.п.- о.с.

3- наклон назад.

4. и.п.- о.с.

8) Махи ногами

И. п. — стойка ноги врозь, руки вверх. 

1 — мах правой вле­во, дугами влево, руки вправо; 

2 — и. п.; 

3-4 — то же с левой ноги.

9) Приседания.

Мальчики- 10 раз.

Девочки- 5 раз.

10) Прыжки.

4 прыжка- на правой ноге.

4 прыжка- на левой ноге.

4 прыжка- на двух ногах.

11) Восстановление дыхания.

И.п.-о.с. ноги на ширине плеч. Руки поднимаем вверх и отводим правую ногу назад, и возвращаемся в исходное положение. Точно так же поднимаем руки вверх и отводим левую ногу назад.

1-руки вверх, правую ногу отводим назад.

2- и.п.-о.с.

3- руки вверх, левую ногу отводим назад.

4- и.п.-о.с.

Приложение №3.

Техника безопасности при выполнении челночного бега.

1)Снять с себя предметы мешающие заниматься.

2)Во время бега смотреть на свою дорожку.

Приложение 4

Техника выполнения челночного бега.

1)Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота.

2) По команде «Внимание!» учащиеся принимают положение высокого старта.

3) По команде «Марш!» (включается секундомер) каждый участник бежит к своей линии финиша и берет кубик, затем возвращается к линии старта, кладет его и бежит назад.

Приложение 5

Подвижная игра «Совушка».
Подготовка. Из числа играющих выбирается «совушка». Её гнездо — в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде.

Содержание игры. По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего — поймавшего большее количество игроков.

Правила игры:
 1. «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному — вырываться. 2. После двух-трёх выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались. Приложение №6

Малоподвижная игра«У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ»

На площадке дети образуют круг.

-У оленя дом большой

(Руки над головой изображают крышу дома)

А у зайки маленький

(Руки изображают крышу, но опущены вниз)

Олень сидит, в окошко глядит(Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую)

Зайка по полю бежит(Зайка по полю бежит)

В дверь к нему стучит:(Топать ногами, руки на поясе.)

«Тук-тук, дверь открой»(Имитация стука в дверь поочередно

правой и левой рукой)

— « Там в лесу охотник злой!»(Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад.)

Зайка, зайка, забегай!(Зазывные движения рукой)

Лапку мне давай!(Протянуть руку с открытой ладонью)


Приложение №7

Малоподвижная игра «Прыгает – не прыгает»

Дети встают в одну линию. Учитель называет животных и предметы, если предмет или животное прыгает, значит дети должны прыгать, а если нет, то стоят смирно.

Прыгают: Лягушка; Воробей; Кузнечик; Кенгуру; Зайчик; Парашютист; Мячик; Попрыгунчик.

Не прыгают: Диван; Слон; Тумбочка; Кровать; Карандаш; Тетрадка

Тема урока: « Челночный бег. Совершенствование навыкам техники выполнения челночного бега».

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о технике выполнения челночного бега, развитие физических качеств (быстрота, ловкость).

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.Освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

2.Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизировать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

1.Умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

2.Осуществление взаимного контроля;

3.Формирование умения работать в коллективе, договариваться о распределении ф-й и ролей в совместной деят-ти.

Направленные на достижение предметных результатов:

1.Профилактика осанки;

2.Освоение способов двигательной деятельности;

3.Создать представление о технике челночного бега.

Инвентарь для учителя: спортивная форма, мягкая игрушка, флажки, секундомер, свисток.

Инвентарь для учащихся: спортивная форма.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока физической культуры,

проведенного 08.10.2015 г. в 4 «Б» классе

ГКОУ РО школа – интернат V вида

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Смыковой Юлии Алексеевны

Учитель: А. С. Корнеев

Методист: Ж. А. Тимошенко

_____________________

(подпись)

Зерноград

2015

videouroki.net

« Специальные беговые упражнения .Бег. Челночный бег 3х10.»

1 Вводная часть

1.Построение в одну шеренгу. Организационные команды.

(12 мин)

Учитель встает у того места, где должен встать направляющий, поднимает руку и командует.

— В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня урок физической культуры проведу у вас я.

Равняйсь! Смирно!

Налево в обход шагом марш!

— Не нужно стремиться всех обгонять, ваша задача – бежать друг за другом, не выходя из строя.

Руки за голову на носках шагом марш!

Руки за спину, на пятках марш! (чередование)

Ходьба, высоко поднимая колени с хлопком под коленом, марш!

Бегом, марш!

Шагом марш! Восстанавливаем дыхание. Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.

Направляющий на месте: стой: раз, два. В одну шеренгу становись! Проверьте равнение по носкам.

Равняйся, Смирно! На 1-ый, 2-ой рассчитайсь! Вторые номера 2 шага вперёд! Раз, два!

Останавливает класс и перестраивает в шеренгу.

— На руки в стороны разомкнись!

В одну шеренгу становись!

Равняйся, Смирно! На 1-ый, 2-ой рассчитайсь! Вторые номера 2 шага вперёд! Раз, два!

Комплекс общеразвивающих упражнений:

  1. «Повороты головы»

И.п.: стойка пятки вместе носки врозь, руки на поясе. На 1 – поворот головы вправо, 2 – исходное положение, 3 – поворот влево, 4 – исходное положение.

2. «Наклоны головы»

И.п.: стойка пятки вместе носки врозь, руки на поясе. На 1 – наклонить голову вперёд и посмотреть на пол, на 2 – исходное положение, 3-запрокинуть голову назад и посмотреть на потолок, 4 – исх.положение.

3. «Свести лопатки»

И.п.: стоя, руки согнуты на уровне груди. На 1 – отвести руки в стороны до сведения лопаток, посмотреть на правую руку, на 2 – и.п., 3 – отвести руки в стороны до сведения лопаток, посмотреть на левую руку, 4 – и.п.

4. «Замок»

И.п. – широкая стойка, руки вдоль туловища. На 1 – отвести руки за спину, постараться соединить кисти так, чтобы локоть правой руки смотрел вверх, а левой – вниз. 2 – и.п. 3 — отвести руки за спину, постараться соединить кисти так, чтобы локоть левой руки смотрел вверх, а правой – вниз.

5. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1. Наклон туловища вперед

  1. И.п.

  2. Наклон туловища назад

  3. И.п.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1. Наклон туловища вправо

  1. И.п.

  2. Наклон туловища влево

  3. И.п.

7. И.п. – стойка руки на пояс

  1. Присед, руки вперёд

  2. Исходное положение

  3. Присед, руки вперёд

Ходьба на месте.

10 шагов.

10 шагов.

15 шагов.

1 мин.

8 р.

10 р.

10 р.

10 р.

10р.

10 р.

10 р.

Построение на привычном месте

Учащиеся выполняют команды

Во время бега обратить внимание на то, что он должен быть спокойный, разминочный.

Учитель обращает внимание детей на соблюдение дистанции

Учащиеся выполняют дыхательные упражнения

Уметь выполнять разминку в движении.

Руки прямые, выполнять четко и правильно

Спина прямая, смотрим прямо.

Обратить внимание на спортивную форму, дисциплинированность, понимание задач на уроке

Требовать от учащихся быстроты и согласованности действий.

Шаги, остановки выполнять под счет учителя «раз-два»

Наблюдаю построение детей, если надо, делаю замечание.

Подготовить организм учащихся к двигательной деятельности в основной части урока.

Развитие координационных способностей и гибкости.

Коррекция осанки. Выполнять с максимальным разгибанием рук.

Развитие координационных способностей и гибкости.

Развитие координационных способностей и гибкости.

Коррекция осанки.

Способствовать укреплению здоровья обучающихся посредством развития физических качеств, координационных и силовых способностей.

Постановка учебной цели занятия (Р)

Умение правильно выполнять двигательное действие(Р)

Умение организовать собственную деятельность (Р).

Умение распознавать и называть двигательное действие(Пр)

Понимание необходимости выполнения упражнений для предупреждения плоскостопия (л).

Умение видеть и чувствовать красоту движения (Л)

2 Основная часть

(26 мин)

1. Челночный бег.

Для бега дистанция между учениками должны быть не менее 1,5 – 2м, выполняя челночный бег, дети любят делать очень широкий поворот, а при близком построении это грозит столкновение.

Разучиваем технику. По сигналу выполняют старт с места, добегают до обозначенной линии касаются ее ,затем возвращаются назад шагом. Опять по сигналу дети добегают до линии, там выполняют разворот и бегут к и. точке

Показ учителя.

-Ваша задача – из высокого старта по сигналу пробежать выделенную дистанцию, развернуться и вернуться в исходную точку.

Учитель подает сигнал, все бегут. После пробежки следует обратить внимание детей на ошибки: кто – то слишком большой круг стал делать для разворота, кто –то низко присел на старте.

— Приготовьтесь, пробежать эту дистанцию 4 раза.

По сигналу.

— А сейчас вам предстоит пробежать дистанцию 3 раза.

2. Подвижная игра

Конники-спортсмены

На полу в метре от стен и таком же расстоянии один от другого раскладываются кружки и квадраты. Их должно выть меньше числа играющих на три. Ученики, став левым боком к центру, передвигаются вперёд по кругу. Имитируется выездка спортивных лошадей. Учитель подаёт команды:

«Шаг коня» — ученики, согнув руки в локтях, ладони вниз, высоко поднимают колени, доставая ими до ладоней;

«Поворот» — повернувшись кругом, продолжают движение в противоположную сторону;

«На рысь» — бегут;

«Шаг коня» — переходят на ходьбу;

«По местам!» — все разбегаются, стараясь занять кружок или квадрат.

Оставшиеся без места проигрывают.

Игра «Зайцы в огороде».

В зале образовано 2 круга – большой (ø 8-12 м) — огород и малый (ø 2-4 м) — домик сторожа, в нем — водящий сторож. Зайцы располагаются за большим кругом. По сигналу зайцы прыгают по кругу, стараются запрыгнуть и выпрыгнуть из огорода. Сторож бегает по огороду и старается поймать зайца. Пойманных отводят в домик. 3-4 пойманных, и снова выбирается водящий. Только по сигналу все действия. Не разрешается стоять за линией (на месте), и если заяц, прыгая, заступил линию дома, то он остается там.

25/

1,5/

Ученики внимательно слушают учителю, понимать технику выполнение челночного бега

Ученики принимают положение высокого старта.

Дети пробегают дистанцию.

Обращают внимание на ошибки

Умение самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению (Л).

Умение технически правильно выполнять двигательное действие (Р).

Умение активно включаться в коллективную деятельность (Л).

Умение проявлять дисциплинированность (Л)

Умение взаимодействовать со сверстниками по правилам, во время проведения подвижной игры(К)

Умение работать в парах (К)

Умение организовать собственную деятельность (Р)

Умение работать в команде(К)

Уважительное отношение к противнику(Л)

3 Заключительная часть

(2 мин)

— Построение в одну шеренгу.

− Класс в целом работал хорошо, я вами довольна. Мне бы хотелось, чтобы вы оценили каждый свою деятельность на уроке. Кто может сказать про себя, что работал с полной нагрузкой и доволен собой, сделайте два шага вперед.

− Кто достаточно трудился, но не использовал свои возможности, сделайте один шаг вперед.

− Тот, кто остался на месте, сделайте вывод. Что бы вы хотели изменить на следующем уроке?

Класс! Налево! К выходу шагом марш!

0,5 с

1 м

0,5 с

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на уроке. Отметить лучших уч-ся на уроке.

Умение организовывать коллективную совместную деятельность (К)

Умение применять полученные знания в организации режима дня(Р)

multiurok.ru

Разработка урока на тему «Техника челночного бега»

1

Вводная часть

1.Построение в одну шеренгу. Организационные команды.

Учитель встает у того места, где должен встать направляющий, поднимает руку и командует.

— Класс, в одну шеренгу становись!

Чтобы закрепить это умение, дает команду «Разойдись» и, как только дети расходятся, перемещается и снова дает команду «Класс, в одну шеренгу становись» уже в другом месте. Направляющий и остальные ученики должны сообразить, что теперь учитель показывает совсем другое место построения. Так повторить еще раз.

Равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь!

Чтобы закрепить это умение, дает команду «Разойтись» и как только дети расходятся, перемещается и снова дает команду. Класс в одну шеренгу становись!

Налево в обход шагом марш!

На носках, на пятках.

Бегом марш!

— Не нужно стремиться всех обгонять, ваша задача – бежать друг за другом.

Переходи на шаг

Останавливает класс и перестраивает в шеренгу.

— На руки в стороны разомкнись!

2. Разминка в движении

Ходьба на пятках.

Ходьба на носках.

Ходьба с перекатом с пятки на носок

Ходьба с круговыми движениями руками вперед, возвращаться спиной вперед.

Ходьба с поворотами туловища вправо и влево на каждый шаг.

Ходьба выпадами на каждый шаг, возвращаться выпадами.

Ходьба с наклонам на каждый четвертый шаг, в наклоне коснуться пальцами площадки, ноги не сгибать.

Передвижение в полуприседе, возвращаться в полном приседе.

Прыжки из глубокого приседа.

Пробежать дистанцию, коснуться пальцами площадки и бегом вернуться в и.п.

15/

10//

10//

30//

20//

20//

Построение на привычном месте

Учащиеся выполняют команды

Учитель останавливает детей по ходу движения, поощряет за правильное выполнение поворотов.

Во время бега обратить внимание на то, что он должен быть спокойный, разминочный.

Учитель обращает внимание детей на соблюдение дистанции

Учащиеся выполняют дыхательные упражнения

Уметь выполнять разминку в движении.

Руки прямые, выполнять четко и правильно

Спина прямая, смотрим прямо.

Спина прямая, глубоко присесть

2

Основная часть

1. Челночный бег.

Для бега дистанция между учениками должны быть не менее 1,5 – 2м, выполняя челночный бег, дети любят делать очень широкий поворот, а при близком построении это грозит столкновение.

Разучиваем технику. По сигналу выполняют старт с места, добегают до обозначенной линии затем возвращаются назад шагом. Опять по сигналу дети добегают до линии, там выполняют разворот и бегут к и. точке

Показ учителя.

-Ваша задача – из высокого старта по сигналу пробежать выделенную дистанцию, развернуться и вернуться в исходную точку.

Учитель подает сигнал, все бегут. После пробежки следует обратить внимание детей на ошибки: кто – то слишком большой круг стал делать для разворота, кто –то низко присел на старте.

— Приготовьтесь, пробежать эту дистанцию 4 раза.

По сигналу.

— А сейчас вам предстоит пробежать дистанцию 3 раза.

2. Подвижная игра «Прерванные пятнашки»

Разучиваем правила подвижной игры

— В это игре необходимо быть очень внимательными, водящий может поменять свою цель совершенно неожиданно.

25/

1,5/

Ученики внимательно слушают учителю, понимать технику выполнение челночного бега

Ученики принимают положение высокого старта.

Дети пробегают дистанцию.

Обращают внимание на ошибки

3

Заключительная часть

Проводится построение в одну в шеренгу

Учитель подводит итоги игр.

Упражнение на равновесие

-Встаньте в стойку ноги вместе, глаза закройте. Задача – простоять так 20// и не сдвинуться с места.

Домашнее задание

Повторить технику челночного бега, обратив особое внимание на повороты.

5/

40//

Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.

Ученики выполняют команды.

Учитель похвалить детей за выполнение и объявлять об окончании урока.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о