Фигурное катание это что – Аббревиатуры и термины в фигурном катании - Лёд Жизни. Фигурное Катание - Блоги

Что такое фигурное катание на коньках

Один из видов бега на коньках — фигурное катание, иначе искусство катания на коньках, представляет собой особый вид спорта.

По форме это — движение по льду по кривым линиям на коньке той или другой ноги, реже на обоих коньках, сопряженное с переменами направления и фронта, с вращениями, с прыжками, преимущественно вращательными, и связанное с известной красотой постановок тела и пластичностью движений его.

По содержанию это — одно из наиболее разносторонних и увлекательных упражнений человеческого тела и одно из полноценнейших средств физической культуры. На льду, в условиях почти полного отсутствия трения, человек лишен, казалось бы, всякой устойчивости и всяких средств передвижения естественными присущими ему способами — ходьбой и бегом. Но силой своей изобретательности, окрылив ногу сталью с острыми ребрами, он наоборот непомерно расширяет свои двигательные возможности путем использования огромной разницы между минимальным трением при скольжении вперед и назад и максимальным — при боковых действиях на лед острых ребер конька. Путем отталкивания этими ребрами может быть достигнуто стремительное движение; эти же ребра дают возможность точного управления последним. Условия, в которых протекает катание на коньках — беспыльный зимний воздух и умеренно низкая температура, исключающая чрезмерную испарину, а также форма и характер применяемых здесь телодвижений придают ему весьма большое значение в деле физического воспитания, а бесконечное разнообразие упражнений, входящих в состав фигурного катания, обеспечивают для занимающихся им неослабевающий интерес и возможность постоянного продвижения вперед.

Не случайно, поэтому, мы видим горячих энтузиастов фигурного катания не только из молодежи. Уже полтора века тому назад один из виднейших теоретиков физического воспитания, математик и ректор высшей школы Гергард Ульрих Фит назвал катание на коньках «наиболее совершенным движением».

Мы знаем, что великие поэты старой Германии Гёте и Клопшток сильно увлекались искусством катания. Но наиболее примечательно для нас то, что мы знаем о катании на коньках В. И. Ленина.

Соседи его по Минусинской ссылке рассказывают, как высыпала, бывало, своя компания на гладкий лед замерзшей реки, чтобы «погиганить» на коньках. Возбужденный и жизнерадостный Ильич уже первый там и задорно выкрикивает вызов на соревнование. Н. К. Крупская писала М. И. Ульяновой 24/1 1898 г.:  Володя вывез из Минусы целую кучу коньковых штук и теперь поражает шушенских жителей разными «гигантскими шагами» да «испанскими прыжками».

Наша советская физическая культура, как составная часть общей социалистической культуры, ставит перед собой ряд конкретных задач и пользуется для разрешения их стройной совокупностью строго подобранных средств — физических упражнений, получивших наиболее яркое выражение в комплексах ГТО, и методикой, отвечающей основным принципам системы.

Фигурное катание занимает свое место в нашей системе и заслуживает включения в комплексы ГТО, так как отвечает задачам подготовки к труду и обороне, развивая целый ряд ценных для этого качеств.

Основные задачи в области психофизических процессов человека, разрешаемые фигурным катанием, помимо чисто гигиенических и оздоровительных, относятся к различным группам воспитательно-образовательных задач физической культуры и сводятся к овладению экономичностью и выразительностью движений и спортивной техникой; точнее, мы имеем здесь: а) высокое совершенствование координации движений; б) усвоение техники движений, имеющих спортивно-прикладное значение и постоянное совершенствование навыков; в) совершенствование психомоторных качеств (силы, выносливости и главным образом ловкости) через координацию работы различных органов и различных систем — нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и органов выделения; г) совершенствование волевых качеств — настойчивости, решительности и смелости; д) приобретение умения пользоваться своими навыками и качествами в конкретных условиях среды.

Но, кроме того, будучи одним из красивейших видов спорта, фигурное катание дает известное художественное воспитание и исполнителям, и зрителям его.

Само собой разумеется, что углубление специализации в фигурном катании и совершенное овладение им может иметь место только на основе всесторонней физической подготовки. Отсюда ясна необходимость параллельной работы по подготовке и сдаче комплексов ГТО, ясна и теснейшая связь фигурного катания со всеми другими видами упражнений.

Одни из них, как гимнастика общая, партерная и художественная, легкая атлетика, служат необходимейшей подготовкой к фигурному катанию; другие — дополнением к нему. С другой стороны, фигурное катание само служит отличной подготовкой для таких видов спорта, где требуются быстрые и точные движения и постановки отдельных частей тела (например, быстрая и точная стрельба, защита и нападение) или тонкое чувство равновесия и привычка к вращениям (планеризм, парашютный спорт). В особенности важно фигурное катание как подготовка к высокогорному лыжному спорту, где новейшие высокие технические достижения сплошь основаны на аналогичных элементах техники.

Специфика фигурного катания, его отличие от простого катания и от бега на скорость заключается прежде всего в том, что его показатели имеют качественный, а не количественный характер. Простое катание обычно сводится к бессистемному передвижению по катку, в лучшем случае со счетом пройденных кругов, а скоростной бег стремится к покрытию дистанций в минимальное время. Ближайшие же задачи фигурного катания как спорта — это 1) совершенное овладение техникой передвижения по льду с использованием всех возможностей, предоставляемых в этом отношении современным коньком; 2) использование этой техники, с одной стороны, для начертания на льду красивых, округленных линий и рисунков любых, в пределах возможности, форм и сочетаний, путем красивых, свободных, непринужденных телодвижений, а с другой—для воспроизведения художественных образов путем выполнения в музыкальном сопровождении целых связных программ катания, составленных из разнообразных по характеру и содержанию элементов, в которых рисунок на льду играет уже более или менее второстепенную роль. Но кроме того, при достаточном овладении как техникой, так и пластикой, свободой постановок и выразительностью движений, и в рисунках, и в самом выполнении их, и в совокупности телодвижений безрисуночного значения (прыжки, пируэты) — может проявляться известное художественное содержание.  Красота и разнообразие линий и рисунков (например,  в сложнейшем орнаменте специальных фигур), с одной стороны, а с другой — ритм, грация, темперамент, пластика, гармония и музыкальность движений могут вызывать как в самом исполнителе, так и в зрителе эмоциональные состояния, обусловленные удовлетворением требований чувства красоты.

Мало того, без этих элементов красоты вообще не мыслится и самое фигурное катание в современном смысле слова (международный стиль). Чувство красоты имеет в фигурном катании весьма большой удельный вес, что, как увидим ниже, ярко отражается и на методике его.

Уже это необычно большое значение эстетической стороны отличает фигурное катание от других видов спорта.

Но отличие это идет гораздо дальше. Высшие проявления  фигурного катания — произвольное катание одиночное, парное и групповое — должны не только воздействовать на самих исполнителей, но заражать своей эмоциональностью и массу; они  могут не только вызывать в последней определенные ассоциации, но и создавать известные художественные образы с каким-то тематическим (психологическим или социальным) содержанием. Поэтому нельзя не признать фигурное катание стоящим почти в одной плоскости с хореографическим искусством, оговорившись при этом, что эта сторона фигурного катания до сего времени носит у нас еще крайне сжатый и неопределенный характер и что развитие ее является актуальнейшей задачей ближайшего будущего.

Само собой разумеется, что здесь возможен целый ряд постепенных градаций от чисто элементарных и по преимуществу физкультурных упражнений до высших форм фигурного катания, где оно уже вплотную подходит к искусству, сохраняя в то же время и все признаки средства физической культуры. Таким образом природа фигурного катания имеет двойственный характер.

Это, с одной стороны, определяет границы его проявлений: составные элементы его не должны выходить за пределы этой двойственности, т. е. уклоняться в чисто спортивные или, наоборот, в чисто хореографические номера, например, в простой бег, хотя бы и очень быстрый, в простые прыжки в длину или высоту, в многократное повторение бесконечной восьмерки «на выдержку», так же как и в сплошные танцы или в позы и группы, не имеющие прямого отношения к катанию на коньках. С другой стороны, из двойственного характера фигурного катания вытекает чрезвычайная сложность построения его теории; механика выполнения его элементов с первого взгляда как будто бы совсем расходится с требованиями пластики, так как приводит к необходимости периодически прибегать во время катания к очень некрасивым, часто уродливым по своей напряженной перекрученности постановкам тела *,  которые, взятые в отдельности, неприятно поражают взор даже совсем неопытного зрителя. Можно ли было ввести их в технику как непреложное правило? Казалось бы, нет. Потому-то так долго, до 1910 года, не существовало законченной теории фигурного катания, и только правильное понимание действительной роли как будто безобразных «предварительных положений» дало возможность создать ее.

Биомеханический анализ эмпирического материала приводит нас к открытию основного принципа фигурного катания на коньках, с которым мы познакомимся ниже (скручивания стана) и из которого вытекает неизбежность вышеупомянутых некрасивых и неудобных, собранных, напряженных положений, которые, однако, в силу того же принципа, немедленно разрешаются снова в развернутые, спокойные и красивые постановки. Оказывается далее, что, благодаря этим постоянным последовательностям противоположных по характеру положений, некрасивая напряженность части их не только не нарушает общей эстетичности движений, но становится необходимейшим элементом для создания высшей гармонии их. Всякая попытка построить школьное катание на одних только красивых, пластичных постановках или составить свободное катание без контрастов в постановках тела и в характере движений приведет лишь к скучной монотонности и обречена на такую же неудачу, как компоновка музыкальной пьесы из одних только трезвучий без диссонирующих септаккордов.

Но для того, чтобы во всех деталях понять современную школу катания на коньках, необходимо ознакомиться со всей историей развития этого спорта и в частности проследить за тем, как в течение последних 200 лет, под действием тех или иных общественных влияний, формы фигурного катания в разные исторические периоды и в разных странах постепенно складывались в своеобразные системы — «стили».

Слово «стиль» за последние десятилетия вошло в постоянное употребление в нашем спортивном мире с совершенно неверным значением. Стилем стали называть различные способы исполнения упражнений: прыжки западно-американским «стилем», восточно-американским; плавание «стилем» кроль или брасс. Дошли до того, что стали различать «стили» отдельных лиц в том или ином виде спорта. По существу все это только способы, методы или манеры — стиль тут совершенно не при чем. Стиль — это единая, цельная художественная система, образуемая совокупностью художественных приемов, господствующих в данный исторический период в данном социальном организме, причем все частности так строго друг с другом согласованы и так органически друг друга дополняют, что представляют в общем одно неразрывное целое. Общий характер каждого стиля всегда тесно связан с социально-бытовыми особенностями данной эпохи; другими словами, всякий художественный стиль в его главенствующей идее есть особое, в художественно-эстетическом преломлении проведенное выражение стиля самой общественно-бытовой жизни данного социального организма в данный исторический период. Этому положению в известной степени подчиняются и стили фигурного катания на коньках.

Рис. 6. Макс Богач (Вена).

Рис. 7. Скульптура
Рис 8. Девушка в лучах прожектора.

Рис. 9. Мерибель Уинсон, (США).

Рис. 10. Н. Панин
Рис. 11. Соня Гени.

Рис. 12. Прыжок оленем.

Рис. 13. Шпитц-пируэт.

Рис. 14. К. Шэфер.

Рис. 15. Соня Гени.

* В так называемых «предварительных положениях».


www.offsport.ru

Терминология фигурного катания — это… Что такое Терминология фигурного катания?

Эта страница — глоссарий.

Список терминов фигурного катания в алфавитном порядке. Для приёмов приведены их английские названия.

#

A—Z

  • CD — Compulsory dance. См. Обязательный танец.
  • FD — Free dance. См. Произвольный танец.
  • FS — Free skating. См. Произвольная программа.
  • GOE — Grade of Execution. Оценка за исполнение элемента от −3 до +3. Например, у флипа отрыв не с того ребра даёт оценку от −2 до −3. Для сложных элементов высоко оценивается даже неудачное (GOE −3) исполнение, для простейших — бонус за GOE +3 может дать не меньше баллов, чем базовая оценка.
  • ISU — International Skating Union. См. Международный союз конькобежцев.
  • LFI, RBO и т. д. — стандартная английская запись дуг фигурного катания. Конёк (Left — левый, Right — правый), направление движения (Forward — вперёд, Backwards — назад), ребро конька (Inside — внутреннее, Outside — наружное). Существует несколько русских нотаций, но из-за запутанности ни одна из них не прижилась.[1][2]
  • LP — Long programme. См. Произвольная программа.
  • OD — Original dance. См. Оригинальный танец.
  • SOV — Scale of Value, базовая стоимость элемента по таблице.
  • SD — Short dance. См. Короткий танец.
  • SP — Short programme. См. Короткая программа.

А

  • Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.
  • Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Б

  • Бабочка (англ. butterfly) — невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу.
  • Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.
  • Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага — впрочем, в реальном фигурном катании она применяется крайне редко. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.
  • Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.
  • Бести (англ. Besti squat) — «кораблик» при поддержке партнёром с сильным прогибом в коленях. Назван по имени советской фигуристки Натальи Бестемьяновой.
  • Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.
  • Борт — ограждение катка.

В

  • Валлей (Walley jump) — нестандартный вращательный рёберный прыжок, исполняемый «левым» фигуристом с внутреннего ребра правой ноги на внешнее ребро правой же. Нечто среднее между лутцем и риттбергером. Назван в честь американского фигуриста Нейта Уолли.
  • Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.
  • Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)». Одна из простейших комбинаций шагов, подводящее упражнение к перекидному.
  • Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).
  • Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.
  • Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».
  • Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.
  • Выкрюк (counter) — разворот на одной ноге без смены ребра; заход «скобкой», а выход «тройкой».

Г

  • Гидроспираль (hydroblading) — скольжение по кругу на крутом ребре одного конька, тело практически параллельно льду, одна из рук касается льда в центре круга (выглядит примерно как «тодес в одиночку»).

Д

  • Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).
  • Джаксон или джексон (Jackson) — комбинация шагов «(LFO) → закрытый моухок (RBO) → скрёстный шаг (LBI) → открытый моухок (RFI)».
  • Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.
  • Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Ё

Ж

  • Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.

И

З

  • Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.
  • Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.
  • Зеркальная пара — спортивная пара, у которой один из партнёров «левый», второй «правый»; они исполняют синхронные элементы в зеркальном отражении.
  • Змейка (wiggle) — одно из простейших упражнений для освоения скольжения на внешнем ребре; ученик едет на двух параллельных коньках, двигая ими влево-вправо. В более сложном варианте — подводящее упражнение к перетяжке, похожему движению на одной ноге.
  • Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).
  • «Зубовный скрежет» — ошибка, когда ученик, вставший на фигурные коньки, например, с хоккейных, задевает зубцом лёд.
  • Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

К

  • Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.
  • Карасик (fish) — езда на двух коньках, поставленных один за другим в одну линию.
  • Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.
  • Кауфман — выброс акселем.
  • Качающаяся либела (illusion spin, windmill spin) — вариант либелы, когда корпус и свободная нога вращаются в наклонной плоскости, качаясь взад-вперёд в такт вращению.
  • Килиан (kilian) — 1) один из обязательных танцев; 2) позиция в парном катании, когда оба партнёра смотрят в одну сторону, дама впереди кавалера.
  • Комбинация вращений (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.
  • Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами), например, аксель-ойлер-флип. Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.
  • Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.
  • Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.
  • Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.
  • Крокодил — парное вращение, встречная либела.
  • Кроссбильман — то же, что перекрёстный бильман.
  • Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.
  • Крутое ребро (deep edge) — о коньке, наклонённом под острым углом ко льду.
  • Крюк (rocker) — разворот на одной ноге без смены ребра; вход «тройкой», а выход «скобкой».
  • Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

Л

  • Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.
  • Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.
  • Левый фигурист — фигурист, которому удобнее выполнять вращения против часовой стрелки, коих большинство.
  • Лежачая спираль (inverted spiral) — аналог «ласточки», когда туловище расположено горизонтально спиной вниз.
  • Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».
  • Лип (lip) — ошибка при выполнении флипа, когда конёк ненамеренно заваливается на внешнее ребро (прыжок превращается в лутц).
  • Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

М

  • Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.
  • Микроэлемент (редк.) — приём, не являющийся отдельным элементом. Например, шаг.
  • Моухок (mohawk turn) — шаг со сменой ноги и фронта. Самый простой способ изменить фронт движения.

Н

  • Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.
  • Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

О

  • Обманный шаг — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → выпад (RBO) → выпад (LBI) → подсечка (RBI) → открытый моухок (LFO)».
  • Обязательные фигуры — устаревшая дисциплина фигурного катания, когда спортсмены вычерчивали коньками стандартные фигуры.
  • Обязательный танец (compulsory dance, pattern dance) — устаревшая дисциплина танцевального катания. На каждый сезон ИСУ указывает три стандартных танца, из которых оргкомитет соревнования выбирает один жеребьёвкой.
  • Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).
  • Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.
  • Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом, довольно часто на роликах и крайне редко — на коньках (Новая судейская система не поощряет подобные комбинации).
  • Оригинальный танец — устаревшая дисциплина танцевального катания. ИСУ устанавливает ритм танца; спортсмены вольны выбирать музыку и программу.
  • Основной шаг (basic stroke) — обычный шаг «ёлочкой», применяемый для движения прямо. Довольно некрасив, поэтому в фигурном катании применяется только чтобы поставить ученика на коньки.
  • Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

П

  • Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.
  • Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.
  • Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.
  • Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.
  • Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.
  • Перекрёстный бильман (cross bielmann) — поза фигуриста, когда поднятая за спину свободная нога удерживается за конёк противоположной рукой.
  • Перетяжка (serpentine, edge pull) — переваливание конька на другое ребро; след получается в виде «змейки». Перетяжка позволяет набирать скорость (хоть и не так эффективно, как при подсечке или беговом шаге).
  • Петля (loop) — 1) Довольно сложный манёвр, когда фигурист на одной ноге едет по самопересекающейся траектории, не меняя ни ребро, ни фронт; 2) то же, что риттбергер.
  • Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.
  • Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.
  • Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.
  • Подсечка (crossover) — несложный шаг, применяемый для набора скорости назад в повороте.
  • Подскок (hop) — прыжок не более чем в половину оборота.
  • Полубильман (half bielmann) — спираль с удерживанием свободной ноги одноимённой рукой.
  • Правый фигурист — фигурист, которому удобнее выполнять вращения по часовой стрелке. Таких спортсменов около 15 %.
  • Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.
  • Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.
  • Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.
  • Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).
  • Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Р

  • Расстрел (shotgun spin) — вращение с выставленной вперёд свободной ногой
  • Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.
  • Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.
  • Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. В первые годы соревновательного катания действительно исполнялись с ребра конька (современная техника предписывает исполнять их с зубца).
  • Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.
  • Риттбергерная тройка — комбинация «(RBO) → тройка (RFI) → закрытый моухок (LBI) → смена ноги (RBI)», подводящее упражнение к риттбергеру.

С

  • Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.
  • Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.
  • Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.
  • Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.
  • Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.
  • Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.
  • Собачка — то же, что фэн.
  • Совместное вращение — то же, что парное вращение.
  • Специальные фигуры — в фигурном катании конца XIX — начала XX века демонстрация того, на что конькобежец способен (он мог рисовать красивые фигуры или выполнять сложные трюки). Впоследствии преобразовались в произвольную программу.
  • Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами применяется нечасто.
  • Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.
  • Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.
  • Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Т

  • Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.
  • Твизл (twizzle) — вращение в движении.
  • Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.
  • Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».
  • Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).
  • Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.

У

  • Уголок слёз и поцелуев — место, где фигурист ожидает оценки судей.
  • Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.

Ф

  • Флажок (Y spiral) — спираль, в которой одна нога поднята вверх в поперечный шпагат и удерживается в этом положении одноимённой рукой.
  • Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.
  • Флутц (flutz) — ошибка при выполнении лутца, когда конёк ненамеренно заваливается на внутреннее ребро; прыжок превращается в флип.
  • Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.
  • Фонарики (swizzles) — одно из простейших упражнений для обучения езде назад; ученик движется, разводя ноги в стороны и сводя их.
  • Фронт — направление движения (вперёд или назад).
  • Фэн (fan spiral) — спираль, в которой свободная нога поднята вертикально вверх, туловище отклоняется в центр круга.

Ц

  • Цак (Walley jump) — то же, что валлей.
  • Цапелька — одно из простейших упражнений на езду на одной ноге.
  • Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.
  • Циркуль (pivot) — позиция, когда спортсмен упирается в лёд зубцом одного конька, а вторым коньком описывает круги.

Ч

  • Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).
  • Чехлы: 1) Пластиковые чехлы, защищающие конёк при выходе на лёд. 2) Матерчатые/вязаные чехлы, натягиваемые на ботинок конька как дополнение к костюму, а также для утепления.
  • Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).
  • Чинян (flying sit spin) — прыжок в волчок вперёд.
  • Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Ш

  • Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.
  • Шарлотта (Charlotte spiral) — спираль, в которой свободная нога поднята вертикально вверх, а туловище наклонено вниз к опорной ноге. Приём назван в честь немецкой фигуристки Шарлотты Ольшлагель.
  • Шассе — танцевальный шаг с отталкиванием одной ногой. Имеет три разновидности: простое (simple chasse), скрещённое (crossed chasse) и скользящее (slide chasse).
  • Шезлонг — то же, что лежачая спираль.
  • Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.
  • Школа — то же, что обязательные фигуры.

Примечания

dic.academic.ru

Фигурное катание России и мира, новости фигурного катания, онлайн трансляции, видео выступлений, результаты и статистика соревнований

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Россия
    • Лига чемпионов
    • Лига Европы
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    • Олимп-ФНЛ
    • Евро-2020
    Все турниры
    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед
    Все клубы
    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар
    Все футболисты
  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НХЛ
    • КХЛ
    • Кубок Стэнли
    • Чемпионат мира
    • Молодёжный чемпионат мира
    Все турниры
    • Бостон
    • Сент-Луис
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Салават Юлаев
    • Спартак
    • Тампа-Бэй
    • Вашингтон
    • Питтсбург
    Все клубы
    • Владимир Тарасенко
    • Брэд Маршанд
    • Патрис Бержерон
    • Александр Овечкин
    • Евгений Малкин
    • Артемий Панарин
    • Илья Ковальчук
    • Никита Кучеров
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    • Никита Гусев
    • Андрей Василевский
    Все хоккеисты
  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines EuroLeague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА
    • Чемпионат мира по баскетболу
    Все турниры
    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    • Сборная России
    • Сборная США
    Все клубы
    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Кобе Брайант
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    Все баскетболисты
  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар
    • Шелковый путь
    Все турниры
    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Торо Россо
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео
    Все команды
    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Роберт Кубица
    • Даниил Квят
    • Кими Райкконен
    • Фернандо Алонсо
    • Шарль Леклер
    • Валттери Боттас
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен
    Все пилоты
  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Australian Open
    • US Open
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • Мужчины
    • Женщины
    Все турниры

www.sports.ru

История фигурного катания — это… Что такое История фигурного катания?

Люди знали коньки с давних времён. Однако фигурное катание как таковое появилось тогда, когда изобрели железные коньки с двумя рёбрами — только такие коньки позволяли свободно маневрировать по льду. Современную форму фигурное катание приобрело с появлением телевидения.

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы, а самые древние «коньки» были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы[1]. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Зарождение (XVI—XIX век)

«Св. Лидвина, упавшая на лёд» (1498). На заднем плане конькобежец, едущий на одной ноге — то есть, к этому времени заострённые железные коньки были уже известны.

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований, впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны[1].

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго, и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона. Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

Джексон Хейнз

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (в другой транскрипции Гейнц; 1840—1875), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли «на ура», Николай Александрович Панин-Коломенкин писал:[2]

он [Хейнз] показал изумлённым европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства.

Первые чемпионаты (конец XIX века)

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования»,[2] так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев.

На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс, Германская империя). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов, 2-е — Николай Панин-Коломенкин).

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием «снегурки»), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.[3]

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс.

Развитие (1900—1960)

Немецкие фигуристы. 1928 г.

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Очевидно, парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — её произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет. Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер.

В парном же катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками, не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнёров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты».

Танцы на льду (ГДР, 1966)

До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года.

Расцвет (1960—2000)

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе. Это положило конец доминированию США в фигурном катании.

Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман. Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира (1962—1965).

Обязательные фигуры (ГДР, 1964)

С появлением телевидения возник такой парадокс. Обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу. Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60 % очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики» (этим известна, например, Беатрис Шуба). В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50 %. В 1972 году добавилась короткая программа, дававшая 20 %. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно.

Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы. В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп.

Практически весь пьедестал почёта в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова—Протопопов, Роднина—Уланов/Зайцев, Валова—Васильев, Гордеева—Гриньков, Бережная—Сихарулидзе… В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова—Горшков, Линичук—Карпоносов и Бестемьянова—Букин принесли советской стране много первых мест.

В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер (ГДР), давшая таких спорсменок, как Зайферт, Пётч и Витт. В 1990-е на время вернули свои позиции США. Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон, Орсер, Бойтано, Браунинг, Стойко. В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину, подготовившему таких спортсменов, как Урманов, Ягудин и Плющенко.

Современность (2000 — настоящее время)

Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002 (Солт-Лейк-Сити). Это стало толчком к появлению Новой судейской системы. Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец «подсечкам» через весь каток;[5] даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов. С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга:[4] спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков.

Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды, большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась.

В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко, Стефан Ламбьель и Бриан Жубер. На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек. В женском — Ирина Слуцкая, Мики Андо, Ким Ён А и Мао Асада. В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина—Маринин; также можно отметить китайцев Пан Цин—Тун Цзянь, Шэнь Сюэ—Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко—Шолковы. Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка—Костомаров.

Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась, ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.

Ситуация в СССР и России

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам[источник не указан 682 дня] и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Когда закончилась революционная разруха, фигурное катание снова начало набирать силу — правда, в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович, затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52).

В 1960-е годы — после полувекового перерыва — Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впрочем, советские книги предпочитают умалчивать об их заслугах — в 1979 году они стали «невозвращенцами». Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хени, став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с 1964 до 2006. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Мария Бутырская и Ирина Слуцкая.

В 2000-е годы Россия начала сдавать позиции, зато встали на ноги Китай и Япония. Олимпиаду-2010 Россия фактически проиграла. Александр Горшков, олимпийский чемпион, ныне функционер Федерации фигурного катания России, считает причиной этого разруху 90-х годов, когда приостановилась подготовка спортивных кадров, и «утечку тренерских мозгов».[6]

Синхронное фигурное катание

Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия [7], но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году Международный союз конькобежцев (ISU), официально признал синхронное фигурное катание пятой дисциплиной фигурного катания. В 1996 г. в Бостоне в США прошел первый Кубок мира по синхронному фигурному катанию. Первый чемпионат мира под эгидой Международного союза конькобежцев прошел в 2000 году в Миннеаполисе, штат Миннесота. С основания соревнований лидирующие позиции удерживают команды Швеции и Финляндии. [8]. Наиболее популярен этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции.

Примечания

dic.academic.ru

Оценки в фигурном катании | Ростов-на-льду

Это все исполненные фигуристом в программе элементы

Прыжки в фигурном катании обозначаются:

1W – перекидной прыжок

1А, 2А, 3А – одинарный, двойной тройной аксель

1S, 2S, 3S, 4S – одинарный, двойной, тройной, четверной сальхов

1Lo, 2Lo, 3Lo, 4Lo – одинарный, двойной, тройной, четверной риттбергер

1Т, 2Т, 3Т, 4Т – одинарный, двойной, тройной, четверной тулуп;

1F, 2F, 3F, 4F – одинарный, двойной, тройной, четверной флип;

1Lz, 2Lz, 3Lz, 4Lz – одинарный, двойной, тройной, четверной лутц.

 

Каскады прыжков в фигурном катании обозначаются:

2F+2Lo – двойной флип плюс двойной риттбергер

1S+1T – одинарный сальхов плюс одинарный тулуп

и др. 

Комбинации прыжков в фигурном катании обозначаются:

1А+2T+2F+SEQ – комбинация прыжков из одинарного акселя, двойного тулупа и двойного флипа

2Lz+2S+SEQ – комбинация прыжков из двойного лутца и двойного сальхова

Комбинация прыжков отличается от каскада прыжков тем, что в каскаде нога приземления прыжка является толчковой ногой следующего прыжка, что не обязательно для комбинации.

Вращения в фигурном катании обозначаются:

USp – вращение стоя

CSp – вращение в либеле

SSp – вращение сидя

LSp – вращение заклон

CoSp – комбинированное вращение.

К обозначениям вращения могут быть добавлены буквы:

F – прыжок во вращение или вращение с заходом прыжком

С – вращение со сменой ноги

V – отсутствие явно видимого прыжка во вращение (в прыжках во вращение) или 2 базовые позиции вместо 3 (в комбинированном вращении).

B,1,2,3,4 – указывает на уровень сложности вращения (B от простого к сложному 4)

Пример:

FCCoSp3V – комбинированное вращение третьего уровня с заходом прыжком и сменой ноги,

в котором было только 2 базовые позиции

 

Дорожки шагов фигурного катания обозначаются:

StSq – дорожка шагов

B, 1, 2, 3, 4 – уровень сложности дорожки шагов (B от простого к сложному 4).

 

Хореографические последовательности фигурного катания обозначаются:

ChSq – хореографическая последовательность не засчитана

ChSq1 – хореографическая последовательность засчитана

www.rostov-on-ice.ru

Новости фигурного катания в России сегодня, 8 августа

Алла Лобода: любовь в фигурном катании для меня табу
  • 7 августа 2019 (13:00, среда)
  • 0

Главные новости фигурного катания в России и мире сегодня, 7 августа: Алла Лобода: любовь в фигурном катании для меня табу Двукратный призер юниорских чемпионатов мира в танцах на льду Алла Лобода официально завершила карьеру в 20 лет, после чего рассказала Анатолию Самохвалову, когда пора заканчивать с танцами и как скрывать чувства, когда все вокруг лучше тебя. Думала бы об Олимпиаде, не пила бы с вами кофе — Алла, вас давно не было видно. Почему именно сейчас решили завершить карьеру? — Подошло время. Изначально мы с Антоном (Шибневым) планировали выступать. Мы отправились на сбор в Финляндию, Маурицио Маргальо поставил нам замечательный произвольный танец, сделали заготовки для ритм-танца по мотивам мюзикла «Вестсайдская история», и вообще мы так здорово подготовились! Но потом ко мне пришло мое внутреннее решение, в котором много нюансов. Но ничего экстраординарного или кардинального. Просто тренировки – это каждодневный труд, боль, слезы. На льду нужно улыбаться, а порой выть…

Фигурист Даниелян рассказал о роли «Гладиатора» в программе
  • 6 августа 2019 (16:30, вторник)
  • 0

Фигурист Даниелян рассказал о роли «Гладиатора» в программе Российский фигурист Артур Даниелян заявил, что ему нравится его произвольная программа, поставленная по мотивам фильма «Гладиатор». Во вторник ученик Елены Буяновой Даниелян показал произвольную программу нового сезона на контрольных прокатах фигуристов юниорской сборной России, проходящих с 1 по 9 августа в подмосковном Новогорске. «Сначала было волнение, потому что появились силы. Программа из кинофильма »Гладиатор«. Выбирали ее тренеры, советовались со мной и я, конечно, согласился. Мне нравится эта музыка. Сюжет создан по фильму. Сначала я в заложниках, у меня на руках цепи, но потом я их разрываю. В середине идет медленная музыка, в этот момент я понимаю, что мою семью убили, а в конце я сражаюсь и побеждаю», — сказал Даниелян журналистам. «Пока я нахожусь не в лучшей форме, процентов на 50-60 от оптимальной. Предстоит много работы, но здоровье не беспокоит сейчас. Остается набрать форму», — добавил он. Фигурист отметил…

Избранные Тутберидзе: фигуристы-юниоры показали короткие программы
  • 5 августа 2019 (17:30, понедельник)
  • 0

Избранные Тутберидзе: фигуристы-юниоры показали короткие программы Фигуристы юниорской сборной России, выступающие в одиночном катании, представили короткие программы нового сезона, особый интерес вновь вызвали ученики тренера Этери Тутберидзе. Прокаты фигуристов юниорской сборной России проходят с 1 по 9 августа в подмосковном Новогорске. В понедельник короткую программу нового сезона представили юноши и девушки. Валиеву поцеловал бог. а кто Канышеву? Особый интерес у зрителей и специалистов вызывало выступление 13-летней ученицы Тутберидзе Камилы Валиевой, в эстетических чувствах которой объясняется и стар, и млад. От Елены Радионовой, до ценителя зрелого женского катания Александра Жулина. «Если она закатает на взрослом уровне, это будет шедевр», — сказал Жулин о Валиевой в интервью РИА Новости. «Валиева — новый огромнейший талант. Но что мы будем иметь на выходе, пока не знаем. Ну, хорошо, прокатает она программу с четверным, покажет блистательное катание, а потом выйдет (Александра…

Призёры финалов юниорского Гран-при Анастасия Тараканова, Пётр Гуменник и пара Апполинария Панфилова / Дмитрий Рылов выступят на этапе в США
  • 4 августа 2019 (09:00, воскресенье)
  • 0

Главные новости фигурного катания в России и мире сегодня, 4 августа: Призёры финалов юниорского Гран-при Анастасия Тараканова, Пётр Гуменник и пара Апполинария Панфилова / Дмитрий Рылов выступят на этапе в США 28-31 августа в Лейк-Плэсиде (США) пройдёт второй этап Гран-при по фигурному катанию среди юниоров. В составе сборной России выступят два юниоры, две юниорки, две спортивные пары и два танцевальных дуэта. На второй этап подряд заявлены танцоры Диана Дэвис и Глеб Смолкин, где партнёрша — дочь знаменитого тренера Этери Тутберидзе, а партнёр — сын известного актёра Бориса Смолкина. Также в команде — призёры финалов юниорского Гран-при Анастасия Тараканова, Пётр Гуменник и пара Апполинария Панфилова / Дмитрий Рылов. Состав сборной России сообщает Агентство «Весь спорт». Фигурное катание. Гран-при среди юниоров. Второй этап. Лейк-Плэсид (США), 28-31 августа Состав сборной России Юниоры. Пётр Гуменник, Матвей Ветлугин. Юниорки. Ксения Синицына, Анастасия Тараканова. Пары. Ксения …

Российская фигуристка выступит на турнире в США в составе сборной мира
  • 3 августа 2019 (00:30, суббота)
  • 0

Главные новости фигурного катания в России и мире сегодня, 3 августа: Российская фигуристка выступит на турнире в США в составе сборной мира Российская фигуристка Станислава Константинова получила приглашение выступить на коммерческом турнире Aurora Games, который пройдет в американском городе Олбани (штат Нью-Йорк). Как сообщается на официальном сайте, новый турнир призван подчеркнуть все самое лучшее, что есть в женском спорте, культуре и сфере развлечений. «Он был создан как платформа, на которой женщины смогут занять центральное место», — говорится на сайте турнира, приглашения на который получили исключительно представительницы прекрасного пола. Все спортсмены, приглашенные на Aurora Games, будут разделены на две команды: сборная Америки и сборная мира. Зрители увидят соревнования гимнасток, фигуристок, теннисисток, пляжных волейболисток и хоккеисток. По словам организаторов, на всех прославленных спортсменок, которые примут участие в Aurora Games, приходится более 100 медалей Олимпиад…

Елена Чайковская: в новых правилах в этом сезоне придумали бог знает что
  • 2 августа 2019 (19:30, пятница)
  • 0

Главные новости фигурного катания в России и мире сегодня, 2 августа: Елена Чайковская: в новых правилах в этом сезоне придумали бог знает что Прокаты фигуристов юниорской сборной России проходят в Новогорске. В пятницу они завершились для представителей танцев на льду, и их итоги подвела для журналистов ведущих российских СМИ, среди которых оказался Анатолий Самохвалов, заслуженный тренер России, глава тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России Елена Чайковская. — Об уровне пар можно не говорить, он очень высокий, — сказала Чайковская. — И повышена «база». То, на чем строится фигурное катание, что дает возможность раскрываться, делать новые элементы — это все есть. Очень хорошая скорость и хорошее скольжение заметно у всех пар. Понравились мне новые находки во вращениях и, что самое сложное, в поддержках. Увидели мы на прокатах немножко разную готовность фигуристов, потому что некоторые уже сейчас отъезжают на Гран-при, а другим это предстоит через месяц-полтора…

Танцоры Диана Дэвис и Глеб Смолкин выступят на первом этапе юниорского Гран-при
  • 1 августа 2019 (13:30, четверг)
  • 0

Танцоры Диана Дэвис и Глеб Смолкин выступят на первом этапе юниорского Гран-при 21-24 августа в Куршавеле (Франция) пройдёт первый этап Гран-при по фигурному катанию среди юниоров. В составе сборной России выступят два юниора, две юниорки и два танцевальных дуэта. В числе участников — танцоры Диана Дэвис и Глеб Смолкин, где партнёрша — дочь знаменитого тренера Этери Тутберидзе, а партнёр — сын известного актёра Бориса Смолкина. Состав сборной России сообщает Агентство «Весь спорт». Фигурное катание. Гран-при среди юниоров. Первый этап. Куршавель (Франция), 21-24 августа Состав сборной России Юниоры. Георгий Куница, Андрей Кутовой. Юниорки. Алёна Канышева, Дарья Усачева. Танцы. Диана Дэвис / Глеб Смолкин, Елизавета Шанаева / Дэвид Нарижный. Туктамышева предложила брать пример с НБА, чтобы фигуристы получали больше Российская фигуристка Елизавета Туктамышева поделилась с подписчиками в Instagram мыслями о том, как сделать фигурное катание более прибыльным видом спорта. Спортсменка привела…

Ушакова и Некрасов пропустят контрольные прокаты в Новогорске
  • 31 июля 2019 (22:00, среда)
  • 0

Главные новости фигурного катания в России и мире сегодня, 31 июля: Ушакова и Некрасов пропустят контрольные прокаты в Новогорске Танцевальные пары Арина Ушакова/Максим Некрасов и Ирина Хавронина/Дарио Чиризано пропустят предсезонные контрольные прокаты юниорской сборной России, сообщается на сайте Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР). Арина Ушакова/Максим Некрасов не примут участие в прокатах из-за операции на ноге у партнера. У Некрасова идет процесс восстановления и он сможет вернуться к тренировкам на льду в ближайшее время. Хавронина/Чиризано не будут выступать в контрольных прокатах в связи с болезнью партнерши. Контрольные прокаты пройдут в Новогорске 1-9 августа.

Лобода завершила карьеру, но планирует выступать в шоу
  • 30 июля 2019 (14:00, вторник)
  • 0

Главные новости фигурного катания в России и мире сегодня, 30 июля: Лобода завершила карьеру, но планирует выступать в шоу Двукратный призер чемпионатов мира среди юниоров в танцах на льду россиянка Алла Лобода заявила РИА Новости, что завершила карьеру фигуристки, но желает продолжить выступления в шоу. Лобода завоевала в паре с Павлом Дроздом серебро юниорского чемпионата мира в 2017 и бронзу в 2016 году. «Да, действительно я приняла решение завершить карьеру фигуристки, — сказала Лобода по телефону. – Что касается шоу, то зимой уже выступала в паре с Антоном (Шибневым). Если пригласят, то, конечно, буду (выступать в шоу)». 20-летняя фигуристка поблагодарила в своем аккаунте в Instagram тренеров, с которыми работала, а также партнеров. «В честь меня и Паши Дрозда поднимался флаг России в Риге, Гданьске, Куршевеле, городе Нагоя (Япония), два раза в Барселоне, Братиславе, Линце, Таллине, Марселе, Дебрецене, Тайбэе, Бергамо. Мне безумно приятно вспоминать эти моменты. Наш дуэт, думаю…

Воронов: у каждого свой срок завершения карьеры, я хочу кататься
  • 29 июля 2019 (08:00, понедельник)
  • 0

Воронов: у каждого свой срок завершения карьеры, я хочу кататься Двукратный призер чемпионатов Европы российский фигурист Сергей Воронов заявил, намерен продолжать кататься, а неудачи и испытания его только подстегивают. Воронов в прошедшем сезоне вышел в финал Гран-при, но затем получил травму колена и пропустил чемпионат России. В новом сезоне 31-летний фигурист примет участие в этапах Гран-при в Гренобле (1-3 ноября) и Саппоро (22-24 ноября). «(После травмы) прошло время, и знаете, слабых такие вещи ломают, а сильных делают сильнее. В моем случае я не опустил руки. И это хорошо. Сейчас я смотрю в будущее, не оглядываясь назад. Да, был сезон, классный сезон. Я рад, что получилось хорошо прокататься на этапах Гран-при, отобраться в финал. Тогда я даже подумал, что не получилось попасть на Олимпийские игры в Ванкувере, а сейчас, через 8 лет, пробился в финал. Значит, я умею добиваться своего», — цитирует Воронова сайт Федерации фигурного катания на коньках России. «Слишком много думают…

rusbiathlon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *